Анатолий (Мартыновский). Катихизические собеседования с детьми.

Содержание

О молитве О страстях, или коренных грехах, господствующих в человеке О добродетелях для достижения блаженства О заповедях церковных 

 

 

Вопрос: Кто даровал тебе бытие и жизнь?

Ответ: Бог.

В. Какое ты имеешь понятие о Боге?

О. Бог есть создатель неба, земли и всех тварей.

В. Не открыл ли сам Бог понятия о Себе, как о создателе неба и земли?

О. Бог открыл людям познание о Себе, в слове Божием или священном Писании, а отчасти в предании православной Церкви.

В. Как учит слово Божие о сотворении неба и земли?

О. Учит, что Бог сотворил из ничего небо, ангелов и землю в шесть дней со всеми находящимися в мире творениями, а наконец сотворил первых людей – Адама и Еву.

В. Как учит слово Божие об ангелах и человеках?

О. Учит, что ангелы – бестелесные духи, имеющие, подобно людям, разум и волю.

В. Для чего создал Бог ангелов и людей?

О. Для того, чтобы они, утвердившись в повиновении воле Божией, были вечно блаженными.

В. Утвердились ли ангелы в повиновении воле Божией?

О. Большая часть их утвердилась и блаженствует; но многие из них, увлекшись примером одного светлого духа, дерзнули воспротивиться воле Божией и сделались на веки погибшими.

В. Как такие ангелы называются для различия от ангелов Божиих?

О. Демонами, диаволами, бесами, духами злобы и другими названиями.

В. Утвердились ли в повиновении воле Божией первые люди?

О. Нет; диавол склонил первую жену Еву нарушить заповедь Божию, а Ева склонила к тому первого человека – мужа своего Адама.

В. Что произошло от того, что первые люди нарушили заповедь Божию?

О. Самые пагубные последствия: люди лишились благодати Божией, стали смертными, а главное, – в них явилась сильная склонность ко греху, или к преступлению заповедей Божиих.

В. Всегда ли была и есть в людях столь пагубная склонность?

О. Была всегда, и есть: потому что все люди, происходя от Адама и Евы, рождаются с такою же склонностью, от чего она и называется первородным грехом.

В. Не могли ли люди снова достигнуть до того, чтобы приобрести вечное блаженство?

О. Сами по себе не могли, потому что все люди, сделавшись рабами греха, отвергаются правосудием Божиим.

В. На веки ли Бог оставил людей столь несчастными?

О. Нет; так как первые люди не сами по себе, но прельщенные диаволом, преступили заповедь Божию; то Бог, по беспредельному своему милосердию, предопределил поставить людей снова в такое состояние, в котором они могли бы приобрести вечное блаженство.

В. Каким же образом Бог привел в исполнение столь милостивое предопределение?

О. Чтобы иметь хотя слабое понятие о столь великом благодеянии Божием, необходимо приобрести то познание о Боге, которое нам Он открыл о Себе в слове своем.

В. В чем же состоит богопознание, открытое самим Богом?

О. В том, что Бог есть существо предвечное, самобытное, всемогущее, всеведущее, всеблагое, правосудное, единое во всесвятой Троице, или в трех лицах.

В. Как именуются лица всесвятый Троицы?

О. Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой, но сии три лица единосущны, т. е. одной природы и суть единое Божество.

В. Чему учит слово Божие о Боге Отце?

О. 1) Что от Бога Отца прежде всех веков рождается Бог Сын и исходит Дух Святой.

2) Что Бог Отец так возлюбил род человеческий, что для искупления его от порабощения греху и вечных мук, послал Единородного Сына своего, и посылает Духа Святого для очищения от грехов и освящения верующих.

В. Чему учит слово Божие о Боге Сыне?

О. 1) Что Бог Сын родился от Бога Отца прежде всех веков, как рождается свет от света.

2) Что для искупления нашего от греховного рабства Бог Сын низошел с небес, т. е. приняв на Себя естество человеческое, или душу и тело наше, родился от пресвятой Девы Марии и наименован Иисусом Христом.

3) Что Он, а) пребывая на земле открыл нам истинное богопознание, и утвердил его своим примером и чудесами; b) что из последователей своих Он набрал особенных учеников, которых назвал Апостолами, послал их в мир проповедовать открытое им богопознание или евангелие; с) что Он принял на Себя наказание за грехи наши, пострадал и умер за нас на кресте; d) что Иисус Христос, воскресши в третий день по погребении пречистого тела Его, через сорок дней вознесся на небо, воссел одесную Бога Отца и пред Ним ходатайствует о нас; е) что Он основал Церковь свою, Сам сделался ее Главою, дал ей власть совершать благодатные таинства для спасения верующих, а при конце мира прейдет во всей славе Божества своего судить живых и мертвых.

В. Чему учит слово Божие о Духе Святом?

О. 1) Что Бог Дух Святой предвечно исходит от Отца.

2) Что Дух Святой предвозвестил через Пророков будущие события, низошел на Апостолов в виде огненных языков и наставлял их на всякую истину.

3) Что Дух Святой, пребывая в Церкви Христовой, одушевляет ее.

4) Что по ходатайству Иисуса Христа, Дух Святой побуждает нас к покаянию, содействует нам в творении добрых дел, очищает от грехов и освещает верующих, сообщая им благодатные дары свои посредством таинств Церкви.

В. Какое ты имеешь понятие о Церкви Христовой?

О. Церковь Христова есть общество людей, исповедующих богопознание, открытое Иисусом Христом и состоит из пастырей и пасомых, или из правителей и управляемых.

В. По каким признакам можно узнать истинную Церковь Христову?

О. Истинная Церковь Христова есть единая, святая, соборная или вселенская и апостольская или православная.

В. Почему Церковь именуется единою?

О. Потому что она, получая жизнь и приращение в членах своих от Иисуса Христа, как таинственное тело Его, имеет главою Его единого, от коего посему и всякий истинно верующий получает благодатную жизнь и преспияние в богоугодных делах.

В. Почему Церковь именуется святою?

О. Потому что, будучи освящена учением и кровью Иисуса Христа, освящается и невидимым присутствием в ней Духа Святого, посредством установленных Спасителем таинств.

В. Почему Церковь именуется соборною или вселенскою?

О. Потому, что заключает в себе истинно верующих всех времен, всех мест и народов, и что учение ее в высочайшей степени благотворно для всего рода человеческого.

В. Почему Церковь именуется апостольскою?

О. Потому что, будучи основана Апостолами и утверждаясь на их учении, неизменно сохраняет оное в их смысле и разуме.

В. Кто сообщает пастырям Церкви власть управлять пасомыми?

О. Господь наш Иисус Христос, который, поставляя их строителями святых таинств, сказал: слушающий вас, Мен слушает.

В. Сколько таинств Церкви?

О. Семь; именно: крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, брак и елеосвящение.

В. Какие благодатные дары сообщаются сими таинствами?

О. В таинстве св. крещения Дух Святой возрождает крещаемого в жизнь духовную и святую.

Таинством миропомазания Дух Святой возвращает и укрепляет нас для жизни духовной.

В таинстве причащения истинно верующий принимает тело и кровь Христову для вечной жизни.

В таинстве покаяния, кающийся, с разрешением священника, разрешается от исповедуемых грехов самим Иисусом Христом.

В таинстве священства Дух Святой рукополагаемого архиереем облекает благодатью совершать таинства и пасти стадо Христово.

В таинстве брака ниспосылается благодать, благословляющая союз жениха и невесты для рождения и христианского воспитания детей.

В таинстве елеосвящения больные, при помазании тела освященным елеем, получают благодать исцеляющую немощи душевные и телесные.

В. Все ли эти таинства должен принимать каждый христианин для своего освящения?

О. Кроме таинств крещения, миропомазания, причащения и покаяния, прочие обязательны не для каждого христианина.

В. Не требуется ли какие либо условия со стороны приемлющего таинства?

О. 1) Вообще со стороны приемлющего таинство требуется должное к каждому из них приготовление, особенно крепкая вера, что он, ради крестных страданий Иисуса Христа, удостоится той благодати, для сообщения коей установлено приемлемое таинство.

2) В частности каждым таинством требуются особенные условия; например в таинстве покаяния требуется: а) изустное исповедование всех грехов, сделанных в жизни; b) сокрушение сердца о том, что кающийся оскорбил своими грехами благость Божию; с) твердая решимость и обещание впредь избегать грехов; d) исполнение возлагаемой священником епитимии, например поста сверх установленного Церковью для всех, подаяния милости, особенно засвидетельствование самою жизнью, что кающийся исправился.

В. Какую может питать надежду верующий в изложенное выше учение?

О. Надежду на приобретение вечно блаженной жизни, которой удостоится верующий ради заслуг Иисуса Христа, если свою веру засвидетельствует добрым делами.

В. Когда же истинно-верующие удостоятся вечно блаженной жизни?

О. Тогда, как непорочностью жизни приобретут совершенное освещение: очистившись от грехов все усиленными подвигами покаяния, они уже наслаждаются блаженством, хотя не вполне, тотчас по своей кончине.

В. Как именует Церковь таких блаженных духов?

О. Церковь именует их святыми, и в своих нуждах просит ходатайства их пред Иисусом Христом.

В. Не ужели не достигнуть вечно блаженной жизни те, которые хотя умерли с слезами сердечного сокрушения, но не успели принести плодов истинного покаяния?

О. Церковь имеет надежду, что по милосердию Божию они будут помилованы Богом. В сей надежде она приносит за умерших бескровную жертву, а верующие молятся и подают за них милостыню.

В. Какая же по смерти участь нераскаянных грешников?

О. Они тотчас по смерти сильно чувствуют, что милосердие Божие отвергает их, почему страждут в аде, предощущая вечные мучения.

В. Когда последует решительная участь праведников и нераскаянных грешников?

О. После всеобщего воскресения.

В. Когда последует и что есть всеобщее воскресение?

О. В известное единому Богу время все умершие люди воскреснут, с телами своими, которые уже будут нетленны.

В. Что же за тем последует?

О. Господь и Бог наш Иисус Христос явится во всей славе Божества своего, отделит праведников от нераскаянных грешников и произнесет о тех и других неизменный приговор свой.

В. Какие будут последствия сего суда Христова?

О. Праведники, окончившие земную жизнь в вере и надежде жизни вечной, также вымолившие оправдание Христово слезами покаяния, наследуют бесконечное блаженство, а нераскаянные грешники и диавол со всеми темными духами, ввержены будут в геену огненную, где будут вечно мучиться.

В. Где содержится сокращенно все это учение?

О. В Символе веры, который читается: верую во единого Бога и проч.

О молитве

В. Что нужно со стороны верующих для возрастания в познании Бога и творении добрых дел?

О. Молитва.

В. О чем мы преимущественно должны молить, или просить Бога?

О. О ниспослании нам тех благ, коих просить у Бога научил Сам Господь наш Иисус Христос Апостолов, а чрез них и всех христиан, в преподанной Им молитве, которая именуется посему молитвою Господнею.

В. Как произносится эта молитва?

О. Отче наш, иже еси на небесех и проч.

В. Сколько прошений заключается в этой молитве?

О. Семь.

В. О чем просим Бога в первом прошении сей молитвы?

О. О ниспослании нам благодати прославлять всесвятое имя Божие доброю жизнью, так чтобы и другие, смотря на богоугодную нашу жизнь прославляли Его.

В. О чем молимся во втором прошении?

О. Да управляет умом и сердцем нашим благодать Божия, да распространяется на земле благодатное царство Иисуса Христа, или Церковь Его, и да откроется наконец миру вечное царство Христово.

В. Чего просим у Бога третьим прошением?

О. Ниспослания нам благодати предавать воле Божией все, что с нами случается, от нас независящее, особенно же исполнять волю Божию, изображенную в святом законе Его, и исполнять с такою ревностью с какою исполняют ее на небеси святые Ангелы и духи праведных.

В. О чем молимся в четвертом прошении?

О. О ниспослании нам всего необходимого к душевному нашему спасению и к поддержанию телесного нашего бытия на земле в таком количестве, в каком что неизбежно требуется каждый день для подкрепления наших сил.

В. Что просим у Бога пятым поршением?

О. Чтобы Бог простил нам неоплатные наши долги, т. Е. бесчисленные наши прегрешения, подобно тому, как мы прощаем оскорбления обидевшим нас.

В. Что содержится в шестом прошении?

О. Моление о том, чтобы промысел Божий не допустил нас впасть в искушение, превосходящее силы наши, подвергнуться таким соблазнам, по которым бы мы уклонились от веры и соблюдения заповедей Божиих.

В. О чем просим Бога в седьмом прошении?

О. О избавлении нас от всего злого – от порабощении греху, от козней диавола, от нечестивых обычаев мира сего, от общественных бедствий, от внезапной смерти и вечного осуждения.

В. Для чего в заключении молитвы Господней прибавляется славословие имени Божия?

О. Для того, что умоляя Бога о ниспослании нам милостей, мы должны быть проникнуты мыслью о Его величии; а проникаясь мыслью о Его величии, можем надеяться, что Он силен исполнить то, о чем просим Его.

В. Что значит слово: Аминь?

О. Оно значит: истинно, или да будет.

о десяти заповедях божьих

В. Откуда можно узнать, в чем состоит воля Божия, которую мы должны исполнять?

О. Из десяти заповедей Божиих, которые Бог дал чрез Моисея на горе Синайской.

В. Как произносится первая заповедь?

О. Аз есм Господь Бог твой; да не будет тебе боги иные разве Мене.

В. Что Бог повелевает нам сею заповедью?

О. 1) Стараться умом, нашим возрастать в познании Бога.

2) Веровать в Него, любить Его всем сердцем и на Него надеяться.

3) Исповедовать и прославлять Его устами нашими.

4) Благоговеть пред Ним на всяком месте и воздавать Ему поклонение.

В. Какие грехи осуждаются сею заповедью?

О. 1) Безбожие, или то безумие, в котором беззаконники думают успокоить свою совесть, говоря в сердце своем: несть Бога!

2) Неверие, по которому слабоумные не верят откровению и промышлению Божию о нас и целом мире, и предаваясь беззакониям, думают: не узрит Господь!

3) Раскол, или своевольное уклонение от руководства православной Церкви.

4) Вероотступничество, или отречение от истинной веры из страха человеческого, или для временных выгод.

5) Любление твари более Бога и вообще пристрастие к земным благам.

В. Подвергшиеся этим грехопадениям, какими действиями должны стараться загладить причиненный ближнему соблазн?

О. 1) Допустившие в себе помыслы безбожия или неверия, оплакивая с болезненным сокрушением сердца свое безумие, должны всесильно предостерегать и других от такого безумия, тем более, что оно нераскаянных сердцем доводит наконец до отчаяния.

2) Впавшие в ересь, раскол или отречение от православной Церкви, обратившись к ней, должны пламенно ревновать о обращении на путь истины блуждающих во тьме ересей, раскола и отступничества, вполне предавая себя руководству св. Церкви.

3) От пристрастившихся к какой-либо твари, или земным каким-либо благам, до забвения Бога, требуется открытое от них отречение, хотя бы это было столь тягостно, как разлучение с душою.

В. Не воспрещается ли первою заповедью почитание ангелов и святых человеков?

О. Не воспрещается; потому что мы воздаем им почтение, как рабам Божиим, а не как богам, прося их ходатайства о нас пред Иисусом Христом.

В. Как произносится вторая заповедь?

О. Не сотвори себе кумира.

В. Что запрещается второй заповедью?

О. Запрещается воздавать божеское поклонение какой бы то ни было твари, небесной или земной, также идолам, или изображениям вымышленных божеств, которых нет и никогда не было в мире.

В. Не воспрещается ли сею заповедью почтение икон?

О. Не воспрещается; потому что мы употребляем их для воспоминания дел Божиих и святых Его и поклоняясь пред иконами, не боготворим их, а возносим ум и сердце наше к Богу и святым Его, изображенным на иконах.

В. Какие грехи осуждаются второю заповедью?

О. 1) Гордость, по которой человек, превозносясь над другими, как бы боготворит самого себя, приписывая свои удачи единственно способностям, уму и своим силам.

2) Любостяжание, чревоугодие, или объедение и пьянство, вообще всякая страсть, которой человек порабощаясь, как Божеству, не может и не желает искоренить ее из сердца своего.

3) Лицемерие, по которому человек, не быв проникнут страхом Божиим, наружно представляется благочестивым из корысти, или уважения от народа.

В. По каким признакам можно заключить об искреннем раскаянии в таких прегрешениях?

О. 1) Когда любостяжательный охотно жертвует из своих имений на богоугодные дела, питает вдов и сирот и помогает бедным.

2) Когда чревоугодник начинает провождать жизнь самую воздержную, постническую, а поработившийся какой-либо страсти отвращается от ней до самоотвержения.

3) Когда тщеславившийся, сознавая свое ничтожество, смиряется пред всеми, особенно пред теми, которых уничижал.

4) Когда обманывающий людей лицемерием совсем усилием тайно подвизается в молитве и в богоугодных делах милосердия.

В. Какая третья заповедь?

О. Не возмеши имене Господа Бога твоего всуе.

В. Что запрещается сею заповедью?

О. Запрещается употреблять имя Божие напрасно, без особенной нужды.

В. В каких же случаях можно употреблять имя Божие?

О. Можно употреблять имя Божие с благоговением в молитвах, в учении о Боге, в присягах, требуемых начальством для засвидетельствования истины, и тогда, когда произносим обеты пред Богом.

В. Кто грешит против сей заповеди?

О. Клятвопреступники, клянущиеся именем Божием во лжи, богохульники и ропщущие на промысел Божий.

В. Что требуется от клянущегося, когда он нарушил клятву?

О. Искреннее сознание пред начальством в нарушении клятвы, или в ея лживости, и благодушное перенесение за то наказания.

В. Как произносится четвертая заповедь?

О. Помни день субботный святити его, шесть дней делай, и сотвориши (в них) вся дела твоя: день же седмый суббота Господу Богу твоему.

В. Что повелевает Бог сею заповедью?

О. Заповедуя в течении шести дней седмицы заниматься делами своего звания, повелевает седьмой воскресный, также праздничные дни, учрежденные во имя Спасителя, в честь пресвятой Богородицы и Святых, посвящать на богоугодные дела, на молитвословие, особенно общественное в храме Божием, на вечерни, заутрени и литургии.

В. Кто грешит против сей заповеди?

О. 1) Не участвующие в такие дни в общественном богослужении без особенных, достойных извинения, обстоятельств.

2) Нарушающие святость дней праздничных работами, особенно тягостными, без крайней нужды.

3) Преимущественно же грешат те, которые оскверняют посвященные во славу Божию дни суетными забавами, объедением и пьянством.

В. Из чего можно заключить, что нарушавшие эту заповедь приносят искреннее покаяние в таком прегрешении?

О. 1) Когда кто вполне подчиняется уставам Церкви.

2) Когда кто охотно с радостью стремиться на все общественные богослужения, не только в воскресные, и праздничные, но и в обыкновенные дни, как скоро слышит призыв к богослужению.

В. Какая пятая заповедь?

О. Чти отца твоего и матерь твою: да благо ти будет и да долголетен будиши на земли.

В. Что повелевает Бог сею заповедью?

О. Почтительно обходиться с родителями, повиноваться им, питать их во время болезней и старости, а по смерти их молиться о спасении душ их.

В. Кого еще требует Бог почитать пятую заповедью?

О. 1) Государя, потому что Он отец государства.

2) Пастырей и учителей духовных: потому что они таинствами св. Церкви возрождают в нас для вечной жизни и руководствуют нас к ней своим учением.

3) Воспитателей и благодетелей, потому что они заступают для нас место родителей.

4) Начальников и господ: потому что они поставляются промыслом Божиим для общественного порядка и благоденствия.

5) Вообще же пятой заповедью повелевается почитать старших возрастом и заслугами.

В. До какой степени должна простираться наша преданность Государю и любовь к отечеству?

О. До готовности жертвовать за них своею жизнью.

В. Какое почтение заслуживают пастыри духовные, воспитатели и благодетели наши?

О. Такое же как наши родители.

В. Чем должно свидетельствовать почтительность начальникам господам нашим?

О. Столь усердным исполнением возлагаемых ими на нас обязанностей, как если бы мы постоянно исполняли их пред взором начальников и господ.

В. Кто грешит против сей заповеди?

1) Невоздающие почтения своим родителям, неповинующиеся и не питающие их во время старости и болезней.

2) Дерзкие своевольники и мятежники, не повинующиеся законным властям.

3) Оказывающие неуважение, непокорность и непослушание пастырям Церкви вообще, и духовному своему отцу в особенности.

4) И вообще все строптивые подчиненные и слуги.

В. По каким признакам можно судить об искреннем покаянии преступивших пятую заповедь?

О. 1) Когда оскорбившие родителей своих, духовных пастырей, воспитателей и благодетелей со слезами раскаяния и смирением испрашивают у них прощения в тяжком грехе своем.

2) Когда своевольные мятежники открыто пред властями сами по себе сознают вину свою, и благодушно подвергают себя заслуженному наказанию.

3) Когда подчиненные и слуги усердным исполнением своих обязанностей стараются вознаградить время, потерянное ими в своеволии.

В. Как произносится шестая заповедь?

О. Не убий.

В. Какие беззакония запрещаются шестою заповедью?

О. Убийство, или отнятие жизни у ближнего каким-либо орудием, напитком, или другим каким бы то ни было образом.

В. Кроме таких убийц, кто еще согрешает против сей заповеди?

О. 1) Кто укрывает убийцу, или подает ему повод и способ к избежанию заслуженного наказания.

2) Кто, имея силы и возможность спасти утопающего, или объятого пожаром, не подаст ему помощи.

3) Кто, имея возможность пропитать голодного, допускает его умереть с голоду.

4) Кто пьянством, невоздержанием и другими пороками сокращает жизнь свою.

5) Кто наносит ближнему тяжкие удары и раны.

6) Кто дурными поступками соблазняет ближнего, склоняет и доводит его до разврата, или совращает в ересь и раскол и тем убивает душу его.

7) Кто питает в сердце своем гнев на ближнего.

8) Кто осуждает невинного на суде.

В. По каким признакам можно заключать, что преступивший сию заповедь приносит истинное покаяние?

О. 1) Когда убийца добровольно, сам по себе, сознается пред властью и судом в содеянном им убийстве, и благодушно подвергается наказанию по законам.

2) Когда обидевший или оскорбивший ближнего, всесильно старается вознаградить его за обиду, и просит у него прощения.

3) Когда кто, разгневавшийся на кого-либо, не только охотно примиряется с ближним, но еще по возможности помогает ему в несчастии, утешает его и других печальных, служит больным и всячески старается о их выздоровлении.

4) Когда кто всесильно бережется оскорбить кого бы то ни было, не только делом, но и словом.

5) Когда осудивший ближнего невинно на суд открыто сознается в том и всесильно старается оправдать его.

В. Как произносится седьмая заповедь?

О. Не прелюбодействуй.

В. Что запрещается седьмою заповедью?

О. Не только гнусные, дурные дела, но и такие мысли, которые напр. сын или дочь, не только опасались бы открыть и стыдились делать пред напором родителей или старших, но и говорить о подобных делах.

В. Какие условия требуются от искренно кающихся в преступлении сей заповеди?

О. Воздержание чувств, особенно зрения; пост, целомудрие, преимущественно размышление о душевном спасении, о крестных страданиях Спасителя, о страшном суде Его, также уклонение от своевольных забав, плясок, нескромных зрелищ и таких сообществ, в которых сквернословят или поют нескромные песни.

В. Какая восьмая заповедь?

О. Не укради.

В. Какие беззакония запрещаются сею заповедью?

О. 1) Грабительство, или отнятие какой либо вещи против воли того, кому она принадлежит.

2) Воровство, или похищение какой нибудь вещи без воли и согласия того, кому она принадлежит.

3) Обман, когда напр. продает кто дурной товар за хороший, или продавая что либо, употребляет ложные весы и меру.

4) Тунеядство, когда кто, имея силы и способности питаться своими трудами, вместо того питается чужим трудом; напр. собирает милостыню, и т. п.

5) Утаение найденной чужой вещи.

В. Что требуется от искренно кающегося в преступлении сей заповеди?

О. 1) Заграбленную, уворованную, или обманом взятую вещь, добровольно возвратить тому, кому она принадлежит.

2) Не только питаться трудами рук своих, но даже из своего имения уделять, по возможности, необходимое имеющему в чем либо крайнюю нужду.

3) Нашедши чужую вещь, объявить о том и возвратить ее тому, кому она принадлежит.

В.Чем можно засвидетельствовать искреннее покаяние, когда какой либо вещи, отнятой насилием, уворованной, или взятой обманом, невозможно возвратить по чему-либо?

О. Щедрой милостынею нуждающемуся, которая превосходила бы своею ценою отнятое, похищенное и взятое обманом.

В. Как произносится девятая заповедь?

О. Не лжесвидетельствуй.

В. Что запрещается девятой заповедью?

О. Ложное свидетельство против ближнего, на суде и в обществах, как-то клевета, злословие и вообще всякая ложь.

В. Что требуется от кающегося в преступлении сей заповеди?

О. Искреннее сознание пред судом в лживом свидетельстве и благодушное за то перенесение определенного наказания; а в клевете на ближнего сознание пред теми людьми, которые ее слышали; также испрошение прощения у того, против кого кающийся ложно свидетельствовал, или на кого клеветал.

В. Как произносится десятая заповедь?

О. Не пожелай жены искреннего твоего, не пожелай дому ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, на всякого скота его, ни всего, елико суть ближнего твоего.

В. Что запрещается десятой заповедью?

О. Запрещается вообще зависть, по которой в ком либо возбуждается сильное желание отнять от ближнего то, чем он пользуется.

В. Из чего можно заключить, что кающийся искренно сокрушается в прегрешении против сей заповеди?

О. Когда он, не только не терзается завистью и желанием благ своего ближнего, но даже не думает ни о чем худом, опасаясь, чтобы дурные мысли и желания не довели его до дурных поступков, тем более что Бог видит и осуждает не только худые дела, но и мысли.

О страстях, или коренных грехах, господствующих в человеке

В. Каких преимущественно должно беречься грехов, чтобы не нарушить заповедей Божьих?

О. 1) Гордости, потому что гордый человек приписывая свои удачи уму, силам и способностям своим, считает себя как бы неким божеством, неблагодарен пред Богом и, уничижая ближнего, ни во что ставит причиняемые ему обиды и оскорбления; и если имеет какие либо добродетели, то тщеславясь ими, не видит самых отвратительных своих пороков.

2) Корыстолюбия, потому что корыстолюбивый, сгорая жаждою собрать сокровища решается на самые низкие средства к удовлетворению своей страсти, готов употребить для сего ложь, обман, лихоимство, притеснение бедных, грабительство, измену, клятвопреступление и пристрастившись к богатству до забытья Бога, становится бесчеловечным и жестокосердным.

3) Нечистоты, или гнусных помыслов, которые, оскверняя душу и тело, ввергают человека в самые омерзительные беззакония.

4) Зависть; потому что эта страсть, распаляя желанием обладать теми благами, которые принадлежат нашему ближнему, доводит завистливого до того, что он для удовлетворения своей страсти, часто решается на клевету и обиды ближнего, на грабительство и кражу его имения.

5) Чревоугодия, или неумеренное потребление пищи и пития, потому что эта страсть производит помрачнение ума, богохульство, сквернословие, забвение своих обязанностей, осквернение праздничных дней, ссоры, дерзости, убийства и все гнусные пороки, оскверняющие душу и тело.

6) Гнева, потому что от него происходит ненависть ближнего, памятозлобие, вражда, оскорбления, обиды, бесчестие, проклятие, кровопролитие и убийства.

7) Лености, потому что она производит небрежение о молитве, уклонение от общественного богослужения и своих обязанностей к Богу и ближнему, отлагание покаяния и праздность, которая рождая скуку, уныние и малодушие, повергает человека во все пороки.

О добродетелях для достижения блаженства

В. За какие преимущественно добродетели Господь обещает блаженство?

О. Таких добродетелей девять, а именно:

1) Нищета духа, или постоянное внутреннее сознание, что мы, по причине повреждения нашей природы, будучи проникнуты грехом, не имеем и ничего сами по себе не можем сделать доброго без помощи благодати Божией.

2) Плачь, или сокрушение сердца и скорбь, сопровождаемая слезами о том, что мы оскорбляем Бога своими грехами, и не любим Его всем сердцем и помышлением своим.

3) Кротость, или управляемое любовью обращении с ближними – до той степени чуждое гнева и раздражительности, что человек и в несчастных обстоятельствах не ропщет ни на Бога, ни на людей.

4) Алчба и жажда правды, иди оправдания пред правосудием Божьим благодатью и верою во Иисуса Христа, распаляющая душу и сердце таким желанием сего блаженства, с каким голодные просят пищи, а жаждущие воды.

5) Милость, или милосердие к ближним, которое а) по отношению к телесным нуждам ближнего побуждает нас:

аа) Алчущего напитать; bb) жаждущего напоить; СС) нагого, или имеющего нужду в одежде одеть; dd) находящихся в темнице посещать; ее) больным оказывать услугу и помощь к выздоровлению, или к христианскому приготовлению к смерти; ff) странника привести в свой дом и упокоить; gg) умерших в убожестве погребать.

b) А по отношению к душе милосердие побуждает аа) невежду научить истине и добру; bb) находящимся в затруднении и опасности, подавать добрый совет; СС) молиться за ближних Богу; dd) утешать печального; ее) не воздавать никому злом за зло, и ff) от сердца прощать обиды и оскорбления.

6) Чистота сердца, приобретаемая неослабным над собою бдением, по которому христианин отвергает от своего сердца всякое беззаконное желание и дурные мысли.

7) Всемирное усилие быть со всеми в мире, когда христианин не только не подает никому повода к несогласию, но, поступая со всеми дружелюбно, ради соблюдения мира уступает свое право, и притом старается примирить по возможности и других враждующих.

8) Благоугодное перенесение гонений и всяких бедствий, с твердою решимостью не изменить истине и добродетели, ради вменения себе за терпение праведности Иисуса Христа.

9) Готовность с радостью переносить поношение, бедствия, мучения и смерть за имя Христово и православную веру.

О заповедях церковных

В. Что заповедал нам Спаситель по отношению к Церкви и пастырям ее?

О. Послушание: аще кто и Церковь преслушает, сказал Спаситель, буди тебе якоже язычник и мытарь.

В. Чем христианин обязан свидетельствовать свое послушание Церкви святой?

О. Вниманием ее учению, соблюдением правил святых апостолов, вселенских и поместных соборов, также церковных уставов и вообще уважением и послушанием пастырям Церкви.

В. Чего требует св. Церковь в частности от каждого христианина, живущего в мире?

О. Исполнения так называемых церковных заповедей.

В. Какие обязанности приписываются теми заповедями?

О. 1) Каждому христианину во все праздничные и воскресные дни приходить в храмы Божии, внимательно слушать утреню, литургию, вечерню и поучения, и молиться Богу с сокрушением и умилением сердца.

2) Соблюдать установленные Церковью посты.

3) Воздавать сыновнее уважение пастырям Церкви, особенно своему духовному отцу, и просить у него советов относительно душевного своего спасения.

4) Исповедовать свои грехи пред своим приходским священником четыре раза в год, а по крайней мере во св. четыредесятницу.

5) Не читать книг написанных еретиками, и не слушать их толков и разговоров о предметах веры.

6) Молиться за Государя, за святейший Синод, за св. патриархов, митрополитов, архиепископов, епископов и за весь причт святой Церкви, также за синклит, за воинство, за правительство, за начальников своих, за благоденствующих церквам и пекущихся о распространении православной веры.

7) Соблюдать посты и участвовать в молитвословиях, утверждаемых епископами в своей епархии во время общественных бедствий.

8) Не усваивать себе и не употреблять на собственные нужды церковных имений и доходов.

9) Не подражать и не следовать языческим обычаям, уклоняться от соблазнительных зрелищ и не совершать браков во дни запрещенные святой Церковью.

 

 

Источник: С. Петербург 1864. От С.Петербургского Комитета Духовной Цензуры печатать позволяется. Августа 27 дня 1864 года. Цензор Архимандрит Сергий.