Архипов В. Православная семья - основа духовно-нравственного воспитания детей.

Дано понятие о семье с православной и светской точки зрения. Подчёркнуто, что происхождение брака согласно Священному Писанию является учреждением Божиим. Показано значение семьи, построенной согласно заповедям, для духовно-нравственного возрастания супругов. Отмечено, что проблемы семейных отношений успешнее решаются в семье, построенной согласно православной традиции. Рассмотрены основы христианского воспитания детей в семье, подчёркнуто значение примера родителей для достижения успеха в воспитании.

Ключевые слова: православная семья, таинство брака, семья – домашняя Церковь, семейные традиции, духовно-нравственное воспитание.

 

Для того чтобы говорить о природе и значении православной семьи, обратим внимание на то, как оп­ределяют значение самого понятия «семья» различные источни­ки. По определению это:

- «совокупность близких родственников, живущих вместе»[1];

- «основанная на браке или кровном родстве малая группа, чле­ны которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответ­ственностью и взаимопомощью»[2].

Как видим помимо общности быта и кровно­го родства, указывается и на взаимные нравственные обязанности членов семьи. Однако основы семьи не только нравственны, но и духовны по своей природе. Это подтверждают положения религи­озной философии и богословских наук.

Рождение православной семьи происходит в таинстве брака. Брачный союз мужчины и женщины установлен Самим Творцом в раю после создания первых людей, которых Господь со­творил мужчиной и женщиной и благословил словами: «Плодитесь и размножайтесь, и напол­няйте землю, и обладайте ею...» (Быт. 1, 28)[3]. В Ветхом Завете многократно выражается воззрение на брак, как на дело, благословляемое Самим Богом.

По пришествии Своем на землю Господь Иисус Хри­стос не только подтвердил неприкосновенность брака, отме­ченную в Законе «Если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего, - да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка» (Лев. 20, 10)[4], но и возвел его в степень таинства: «И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно челове­ку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчину и жен­щину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною пло­тью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 3-6)[5].

Выйдя в мир на Свое открытое служение роду челове­ческому, Он явился с Матерью Своею и учениками на брачный пир в Кане Галилейской и сотворил там первое чудо, претворив воду в вино, и присутствием Своим освя­тил этот и все брачные союзы, заключаемые верными и лю­бящими Бога и друг друга супругами.

Сам Бог соединяет брачующихся и освящает их в таинстве Своим благословением. В молитве чина обручения сказано: «От Тебе сочетавается мужу жена, сопрязи я в единомудрии, венчай я в плоть едину, даруй има плод чрева, благочадия восприятие»[6]. Господь освящает сочетание супругов в таинстве брака и сохраняет нетленным союз их душ и телес во взаимной любви по образу Христа и Церкви. До конца времен будут совершаться браки право­славных христиан во славу Божию и на пользу человечест­ву, и благословенная семейная жизнь будет процветать, ибо благословение, которое испрашивается на всю Церковь, дается и малой Церкви - христианской семье, в которой будут духовно и нравственно воспитываться дети.

В основе семьи лежит брачный союз. Он является договором между мужчиной и женщиной, согласно которому они берут на себя обязанность жить вместе как муж и жена, взаимно помогая друг другу и восполняя духовно-нравственные запросы друг дру­га. По определению архиепископа Филарета Гумилевского, в христианской традиции брак «есть таинство, в котором при свободном обещании верной любви освящается супружеский союз жениха с невестой для чистого рождения и воспитания детей и для взаимного вспоможения во спасении»[7].

Человеческий индивидуализм, себялюбие создают в браке особые трудности. Преодолеть их можно только усилиями обоих супругов. Оба должны ежедневно созидать брак, борясь с суетными ежедневными страстями, подтачивающими его духовное основание. Священное Писание свидетельствует о строгом иерархическом устрое­нии семьи: «Всякому мужу глава Христос, жене глава - муж» (1Кор. 11, 3)[8]. Подлинная иерархичность благодатна и исполнена любви, но и определенной строгости. Благодатная иерархичность семьи, живущей церковной жизнью, укрепляет духовность всего рода. Иерархическое устроение семьи способствует духовному становлению лич­ности в различные периоды ее развития и раскрытию ее психофизических сил при условии признания каждым чле­ном семьи этих Богом установленных обязанностей спаси­тельными и обязательными. Если жизнь уподобить дереву, приносящему плоды, как об этом говорит Священное Писа­ние, то детство можно рассматривать как росток этого дерева. Только научившись быть ребенком в духовном иерар­хическом смысле этого возраста, человек может стать му­жем, главой семьи с осознанием всей духовной ответствен­ности своего нового послушания. Этот этап жизни можно назвать цветением дерева жизни. И только осознав свою ответственность как главы семьи, муж в духовном смысле готов и может стать отцом, принеся плод добрый. Подоб­ным образом восходит по ступеням семейной иерархии и девочка, становясь матерью, сохранив целомудрие и свое особое женское смирение, уме­ние хранить покой и мир при равном достоинстве с мужем, помня при этом свою вторичность по происхождению: «Ибо не муж от жены, но жена от мужа» (1Кор. 11, 8)[9].

Православная Церковь видит в Таинстве Брака духовную «тай­ну», которая становится доступной сознанию супругов как тайна единения Господа Иисуса Христа с Церковью. На «тайну вели­кую» брачного союза указывает святой апостол Павел в Послании к Ефесянам: «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика…» (Еф. 5; 31-32)[10]. Для христиан заключение брачного со­юза совершается только в Церкви и только в Церкви становится «таинством благодати» - образом духовного союза Христа со всту­пившими в брак. Благодаря этому союзу создается семья как «до­машняя церковь» (Кол. 4; 15)[11].

Выражение «семья - малая Церковь» мы встречаем на страницах Священного Писания. Еще апостол Павел в своих посланиях приветствует особенно близких ему христиан-супругов Акилу и Прискиллу, «которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников, - и до­машнюю их Церковь» (Рим. 16, 4)[12]. В разговоре о Церкви мы почти всегда употребляем слова и понятия, связанные с семейной жизнью: священника называем «отцом», «батюш­кой», себя считаем «духовными детьми» своего духовника. Что же так роднит понятия Церкви и семьи?

Церковь - это объединение, единство людей в Боге. Церковь самим существованием своим утверждает: с нами Бог! Как повествует евангелист Матфей, Иисус Христос сказал: «...где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреде них» (Мф. 18, 20)[13]. Епископы и священники - не представители Бога, не заместители Его, а свидетели Божьего участия в нашей жизни. И христианскую семью важно понимать как «малую Церковь», то есть единство несколь­ких любящих друг друга людей, скрепленных живой верой в Бога. Ответственность родителей во многом схожа с от­ветственностью церковного духовенства: родители тоже призваны стать в первую очередь «свидетелями», то есть примерами христианской жизни и веры. Нельзя говорить о христианском воспитании детей в семье, если в ней не осуществляется жизнь «малой Церкви».

Соединенные брачным союзом, супруги имеют единую плоть и единую душу; взаимной любовью они побуждают друг в друге усердие к исполнению заповедей Божиих. Святитель Григорий Богослов пи­шет: «Супружество более привязывает к Богу, потому что имеет больше побуждений обращаться к Нему... Кто обязан заботиться о милой супруге и детях, тот рассекает более обширное море жизни, ему нужна большая помощь Божия, и он сам взаимно более любит Бога»[14].

В христианском браке муж берет на себя крест семейной жиз­ни, чтобы следовать за Христом; жена становится помощницей и другом мужа. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Муж делами и словами насаждает в доме благочестие; и жена пусть наблюдает за домом, но, кроме этого занятия, у нее имеется более настоя­тельная забота о том, чтобы семья трудилась для Царства Бо­жия»[15]. Этими заботами супруги не позволяют приблизиться к себе раздорам, вражде и ненависти.

По слову святителя Иоанна Златоуста, брак стал для христиан «таинством любви», в котором участвуют супруги, их дети и Сам Господь. Совершение полноты этого таинственного союза любви возможно лишь в духе христианской веры, в подвиге добровольного и жертвенного служения друг другу. Святитель Иоанн срав­нивает брачный союз с гнездом, в котором мать вскармливает птен­цов не для того, чтобы они остались в гнезде навсегда, а для того, чтобы они научились летать, когда у них окрепнут крылья и по­явится сила. «Господь, - читаем у святителя Иоанна Златоуста, - искони влек нас к Небу и указал нам путь, ведущий туда... Пока­зав это, Он оставил нас на долгое время в этом мире и браке, как в гнезде. Когда же у нас в течение долгого времени возросли кры­лья добродетели, то Он, придя, стал тихо и мало-помалу выво­дить нас из здешнего жилища, научая парить в Горнем. Таким образом, поистине благородные, любящие свет, с великой легкос­тью покинув гнездо, взлетают на высоту и достигают Небес, отказавшись от земного»[16].

Каковы же основы христианского воспитания детей в семье?

Фундаментом воспитания является любовь родителей к своим детям. Без любви родителей к своим детям нельзя говорить о христианском воспитании. Родительская любовь - особая любовь, это любовь жертвенная и бескорыстная. Каждый из членов се­мьи призван отыскать себя. Личность любящего должна стать сильнее и богаче прежней. «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12, 24)[17]. Это подлинная аскеза семейной жизни - трудная и мучительная. «Я» каждого из родителей ущемляется, ломается, подавля­ется нуждами других членов семьи. Бессонные ночи, физическая усталость, скованность, беспокойство - всего этого не избежать. Отец может почувствовать себя заброшенным из-за того, что жена стала больше внимания уделять мате­ринским обязанностям. Христианство учит, что доброволь­ная жертва хотя бы частью гипертрофированного «я» может стать началом созидания нового, лучшего человека. Наряду с готовностью принести в жертву часть своего «я» развивается не менее сильное желание познать «я» других, понять потреб­ности их личностей, взгляды на жизнь, их способности.

Чтобы глубже осмыслить отношения с собственными детьми, родители нуждаются в духовном руководстве и творческом вдохновении. В основе этих отношений - любовь, полная ответственности, признающая авторитет, созданная на уважении и стремлении понять личность ребенка. С христианской точки зрения родительская любовь обла­дает эмоциональной полнотой любви, важно, чтобы она не становилась эгоистичной. В идеале она совершенно беско­рыстна, и образец этому - любовь Божией Матери к Иисусу Христу. Любовь матери к ребенку наполняет ее жизнь, обо­гащает ее. Это любовь к чему-то большему, чем она сама, к тому, что ей уже не принадлежит. Ребенок вырастает и уходит от родителей. Жертвенный, христианский смысл родительской любви состоит в признании этого факта.

Не менее важной основой воспитания являются духов­но-нравственные традиции. Семья, являясь наследницей и хранительницей традиций, больше всего воспитывает детей своим укладом жизни, пониманием необходимости не толь­ко хранить, но и умножать то, что досталось нам от преды­дущих поколений. Жизнь в Духе включает сохранение и развитие именно духовных традиций, таких, как общая семейная молитва утром, вечером и перед трапезой. Не просто формальное их прочтение, но обучение детей молитве сознательной и духовной, а это уже часть душепопечения, которое осуществляют родители с помощью своего духовного настав­ника - православного священника. Семья в сохранении и умножении именно духовных традиций тесно переплетается с жизнью церковной. В православной семье весь уклад жизни связан с церковным календарем.

Семья есть не­что большее, чем отец, мать и дети. Семья - это наследница нравственных и духовных обычаев и ценностей, созданных предками. Очень трудно, да, пожалуй, и невозможно создать подлин­ный христианский жизненный уклад, пренебрегая тради­циями. Семья призвана не только воспринимать, поддержи­вать, но и передавать из поколения в поколение духовно-религиозную, национальную и отечественную традицию. Из семейной традиции и благодаря ей на основе особого почитания предков и отеческих могил, семейного очага и национальных обычаев создавалась культура национального чувства и патриотической верности. Семья есть для ребенка первое родное место на земле - источник не только тепла и питания, но еще и осознанной любви и духовного понима­ния. Сама идея «родины» - лона моего рождения, и «оте­чества», земного гнезда моих отцов и предков, возникла из недр семьи.

Важной в жизни ребёнка является и его защищённость от внешних опасностей. Семья и дом являются для наших детей духовной крепостью, которая их ограждает и защищает от искушений мира. Что могут сделать родители, что­бы помочь детям устоять против этих искушений? Ежедневно мы должны быть готовы преодолевать влияние мира здоровым христи­анским воспитанием, формированием правильной духовно-нравственной оценки ребенком литературы, музыки, истории, искусства, других явлений жизни и эта шкала ценностей должна определяться главным образом в Церкви и семье.

Видимым проявлением семейной жизни является дом. Дом - это место, где разворачивается и телесная, и душев­ная, и духовная жизнь семьи. Надо сказать, что не любое жилое помещение можно назвать домом. С воспитательной точки зрения особо важным поня­тием является не просто дом, а отчий дом. Именно в нем растут дети, и от того, есть он или нет, многое зависит в жизни каждого поколения. Отчий дом, его духовная и ма­териальная атмосфера складываются десятилетиями и даже веками, это видимое подтверждение благочестия и правед­ности людей, живших и живущих в нем. Он является видимым показателем духовно-нравственного и материального умножения родового богатства.

Одной из главных задач родителей можно назвать сохранение детей от пристрастий мира. «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненави­деть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6, 24)[18]. Так предупреждает нас Господь. Пристрастием к земным благам наши дети могут зара­зиться от нас, если мы не свободны от этого порока. Пристрастием могут стать не только материальные ценности, но и достижения науки, искусства и прочих разнообразных сторон жизни человечества. Не через внешние мирские занятия лежит путь, ведущий к главной цели жизни христианина. К ней можно прийти лишь путем стя­жания Святого Духа. Необходимо следить, чтобы занятия мирским не захватывали все внимание и все время наших детей, но чтобы у них свято соблюдались воскресные и праздничные дни с обязательным посещением богослуже­ния. Пусть останутся нетронутыми для мирских занятий утренние и вечерние минуты, отведенные для молитв. И чем бы ни увлекалось дитя - наукой, техникой, искусством, - родители должны внимательно следить за тем, какое значение придает ребенок этим занятиям. Следует бояться того, чтобы что-либо не стало для детей кумиром и не отдалило бы их от Бога, заглушив рост духовной жизни.

Общение Бога и человеческой души совершается лишь в условиях тишины, мира, глубокого спокойствия и сосредоточенности. Следует оберегать детей от развлечений, нарушающих покой и внутренний мир, и стараться воспитывать детей в уединении и тишине. В отношении развлечений родители сами должны подавать пример тихой сосредоточенной жизни, посвящен­ной самоотверженному служению ближним, жизни в страхе Божием, жизни в Боге и с Богом. И если нельзя в полной мере устранить детей от соблазнов мира, то пусть родители боятся сами толкать их на развлечения, вспоминая слова Господа: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18, 7)[19].

Для каждого из своих членов семья является школой любви как постоянной готовности отдавать себя другим, заботиться о них, оберегать их. На основании взаимной любви супругов рож­дается родительская любовь, ответная любовь детей к родителям, бабушкам, дедушкам, братьям и сестрам. Радость и горе в духов­но здоровой семье становятся общими: все события семейной жиз­ни объединяют, усиливают и углубляют чувство взаимной любви.

Наш современник, священник Глеб Каледа в своей книге, посвященной христианской семье, говорит о том, что «монашество полезно для тех, кто богат любовью, а обычный человек научается любви в браке»[20]. Люди же современной куль­туры чаще всего, не задумываясь об этом, ищут в супружестве не школы любви, но самоутверждения и удовлетворения своих страстей. В православной традиции, семейная жизнь понимается как «путь ко спасению», восхождение по которому связано с несением «кре­ста» повседневных обязанностей взаимных забот, сотрудничества, понимания и согласия.

Вот еще несколько цитат, показывающих, как определя­ет православное богословие сущность брака и его роль в духовно-нравственном воспитании, а в перспективе и в преобра­жении человека:

- «В браке происходит преображение человека, преодоление одиночества и замкнутости, расширение, восполнение и заверше­ние его личности»[21].

Духовному возрастанию мужа и жены в браке помогает супру­жеская любовь, распространяющаяся на детей и согревающая всех окружающих.

Особая роль семьи - «домашней Церкви» (Флм. 1; 2)[22]  в христианской культуре - заключается в исполнении исконной функции - духовно-нравственном воспитании детей. По учению Церкви, «чадородие», имеющее в виду не только рожде­ние, но и воспитание детей, является спасительным для родите­лей. Дети воспринимаются не как случайное приобретение, а как дар Божий, который родители призваны беречь и «приумножать», содействуя раскрытию всех сил и талантов ребенка, возводящих его к добродетельной христианской жизни.

В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключитель­ная роль в содействии становлению детской личности. В семей­ном общении человек учится преодолевать свой греховный эго­изм, в семье узнает, «что такое хорошо и что такое плохо».

Русский философ И. А. Ильин называет семью «первичным лоном человеческой культуры»[23]. В семье ребенок осваивает основы культуры материальной и духовной. В общении с близкими взрослыми у ребенка формируются собственно человеческие фор­мы поведения: навыки мышления и речи, ориентации и деятель­ности в мире предметов и человеческих отношений, нравственные качества, жизненные ценности, стремления, идеалы.

В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, на­стоящему и будущему своей Родины.

Только семья может воспитать семьянина. По мудрому слову И. А. Ильина, добрая семья дарит человеку «два священных пер­вообраза, в живом отношении к которым растет его душа и креп­нет его дух:

- первообраз чистой матери, несущей любовь, милость и защиту;

- и первообраз благого отца, дарующего питание, спра­ведливость и разумение»[24].

Эти родительские образы философ называет источниками ду­ховной любви и духовной веры человека.

Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца; тем, насколько сами родители могли по­казать своему чаду добрый пример. Без примера и наставления в добре ребенок теряет способность формироваться как лич­ность.

Об этом пишут святые отцы и пастыри Церкви.

Святитель Василий Великий: «Если хочешь воспитывать других, воспитай сначала самого себя в Боге»[25].

Святитель Феофан Затворник: «Отец и мать исчезают в дитяти и, как говорят, не чают души. И если их дух проникнут благочестием, то быть не может, чтобы оно по своему роду не действовало на душу дитяти»[26].

Священник Александр Ельчанинов: «Для воспитания детей - самое важное, чтобы они видели сво­их родителей живущими большой внутренней жизнью»[27]. И далее о значении воцерковления детей: «Почему так важны впечатления детства? Почему важно торо­питься наполнить сердце и ум ребенка светом и добром с самого раннего возраста? В детстве - сила доверия, простота, мягкость, способность к умилению, к состраданию, сила воображения, от­сутствие жестокости и окамененности. Это именно та почва, в которой посеянное дает урожай в тридцать, шестьдесят и сто крат. Потом, когда уже окаменеет, очерствеет душа, воспринятое в детстве может снова очистить, спасти человека. Оттого так важно держать детей бли­же к Церкви - это напитает их на всю жизнь»[28].

 

Библиографический список:

 

  1. Библия. М., 2013.
  2. Григорий Богослов, святитель. Творения. М., 1847. Ч. 5.
  3. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка.
  4. Ельчанинов А., священник. Записи. М., 1996.
  5. Иларион (Алфеев), иеромонах. Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. М., 1996.
  6. Ильин И. А. Путь духовного обновления. //Путь к очевидности. М., 1993.
  7. Иоанн Златоуст, святитель. Творения. 2-е изд. СПб., 1901. Т. 7.
  8. Иоанн Златоуст, святитель. Творения. 2-е изд. СПб., 1898. Т. 1.
  9. Каледа Г., проф., прот. Домашняя Церковь: Очерки духовно-нравственных основ созидания и построения семьи в современных условиях. М, 1998.
  10. Российская педагогическая энциклопедия. М., 1999, Т. 2.
  11. Требник. М., 1991.
  12. Феофан Затворник, святитель. О начале христианской жизни через святое крещение, с указанием, как сохранить сию благодать в период воспитания. //Святитель Феофан Затворник. Путь ко спасению. М., 1899.
  13. Цветник духовный: Изречения мужей мудрых и святых. М., 1898. Ч. 2.
  14. Шиманский Г.И. Христианская добродетель целомудрия и чистоты. М, 1997.

 

 

Сведения об авторе:

Протоиерей Василий Архипов – заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин, старший преподаватель кафедры богословия Ставропольской духовной семинарии, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

 

The Orthodox family is the basis of the spiritual and moral upbringing of children. Archpriest Vasily Arkhipov - Head of the Chair of Church Practical Disciplines, Senior Lecturer of the Theology Department of the Stavropol Theological Seminary, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

The concept of the family is given from the Orthodox and secular point of view. It is emphasized that the origin of marriage according to the Holy Scriptures is the institution of God. The importance of the family built according to the commandments is shown for the spiritual and moral growth of the spouses. It is noted that the problems of family relations are more successfully resolved in a family built according to the Orthodox tradition. The fundamentals of the Christian upbringing of children in the family are considered, the importance of the example of parents for achieving success in upbringing is underlined.

Key words: Orthodox family, sacrament of marriage, family - home church, family traditions, spiritual and moral education.



[1] Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. http://v-dal.ru/

[2] Российская педагогическая энциклопедия. М., 1999, Т.2. https://istina.msu.ru/collections/3428839/. Это определение дословно повторяется в целом ряде словарей (энциклопедическом, философском и др.).

 

[3] Библия. М., 2013, с.10.

[4] Библия. М., 2013, с.126.

[5] Библия. М., 2013, с.1058.

[6] Требник. М., 1991, с.110.

 

[7] Цит. по: Шиманский Г.И. Христианская добродетель целомудрия и чистоты. М, 1997, С.98.

[8] Библия. М., 2013, с.1225.

[9] Библия. М., 2013, с.1225.

[10] Библия. М., 2013, с.1247.

[11] Библия. М., 2013, с.1254.

[12] Библия. М., 2013, с.1216.

[13] Библия. М., 2013, с.1058.

[14] Святитель Григорий Богослов. Творения. М., 1847, ч.5, с.60.

[15] Святитель Иоанн Златоуст. Творения. 2-е изд. СПб., 1901, Т. 7, с.782.

[16] Святитель Иоанн Златоуст. Творения. 2-е изд. СПб., 1898. Т. 1. С. 310.

[17] Библия. М., 2013, с.1143.

[18] Библия. М., 2013, с.1044.

[19] Библия. М., 2013, с.1057.

[20] Каледа Г., прот., проф. Домашняя Церковь: Очерки духовно-нравственных основ созидания и построения семьи в современных условиях. М., 1998, с.14.

[21] Илларион (Алфеев), иеромонах. Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. М., 1996. С. 169.

[22] Библия. М., 2013, с.1069.

[23] Ильин И. А. Путь духовного обновления. //Путь к очевидности. М., 1993. С. 199.

[24] Ильин И. А. Путь духовного обновления. //Путь к очевидности. М., 1993. С. 214.

[25] Цветник духовный: Изречения мужей мудрых и святых. М., 1898. Ч. 2. С. 18.

[26] Святитель Феофан Затворник. О начале христианской жизни через святое крещение, с указанием, как сохранить сию благодать в период воспитания. //Святитель Феофан Затворник. Путь ко спасению. М., 1899. С. 27.

[27] Священник Александр Ельчанинов. Записи. М., 1996, с. 59.

[28] Священник Александр Ельчанинов. Записи. М., 1996, с.114.