Архипов В. Православная семья - основа духовно-нравственного воспитания детей.
- Сравнительное богословие
- 10 Октябрь 2024
Дано понятие о семье с православной и светской точки зрения. Подчёркнуто, что происхождение брака согласно Священному Писанию является учреждением Божиим. Показано значение семьи, построенной согласно заповедям, для духовно-нравственного возрастания супругов. Отмечено, что проблемы семейных отношений успешнее решаются в семье, построенной согласно православной традиции. Рассмотрены основы христианского воспитания детей в семье, подчёркнуто значение примера родителей для достижения успеха в воспитании.
Ключевые слова: православная семья, таинство брака, семья – домашняя Церковь, семейные традиции, духовно-нравственное воспитание.
Для того чтобы говорить о природе и значении православной семьи, обратим внимание на то, как определяют значение самого понятия «семья» различные источники. По определению это:
- «совокупность близких родственников, живущих вместе»[1];
- «основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью»[2].
Как видим помимо общности быта и кровного родства, указывается и на взаимные нравственные обязанности членов семьи. Однако основы семьи не только нравственны, но и духовны по своей природе. Это подтверждают положения религиозной философии и богословских наук.
Рождение православной семьи происходит в таинстве брака. Брачный союз мужчины и женщины установлен Самим Творцом в раю после создания первых людей, которых Господь сотворил мужчиной и женщиной и благословил словами: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею...» (Быт. 1, 28)[3]. В Ветхом Завете многократно выражается воззрение на брак, как на дело, благословляемое Самим Богом.
По пришествии Своем на землю Господь Иисус Христос не только подтвердил неприкосновенность брака, отмеченную в Законе «Если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего, - да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка» (Лев. 20, 10)[4], но и возвел его в степень таинства: «И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 3-6)[5].
Выйдя в мир на Свое открытое служение роду человеческому, Он явился с Матерью Своею и учениками на брачный пир в Кане Галилейской и сотворил там первое чудо, претворив воду в вино, и присутствием Своим освятил этот и все брачные союзы, заключаемые верными и любящими Бога и друг друга супругами.
Сам Бог соединяет брачующихся и освящает их в таинстве Своим благословением. В молитве чина обручения сказано: «От Тебе сочетавается мужу жена, сопрязи я в единомудрии, венчай я в плоть едину, даруй има плод чрева, благочадия восприятие»[6]. Господь освящает сочетание супругов в таинстве брака и сохраняет нетленным союз их душ и телес во взаимной любви по образу Христа и Церкви. До конца времен будут совершаться браки православных христиан во славу Божию и на пользу человечеству, и благословенная семейная жизнь будет процветать, ибо благословение, которое испрашивается на всю Церковь, дается и малой Церкви - христианской семье, в которой будут духовно и нравственно воспитываться дети.
В основе семьи лежит брачный союз. Он является договором между мужчиной и женщиной, согласно которому они берут на себя обязанность жить вместе как муж и жена, взаимно помогая друг другу и восполняя духовно-нравственные запросы друг друга. По определению архиепископа Филарета Гумилевского, в христианской традиции брак «есть таинство, в котором при свободном обещании верной любви освящается супружеский союз жениха с невестой для чистого рождения и воспитания детей и для взаимного вспоможения во спасении»[7].
Человеческий индивидуализм, себялюбие создают в браке особые трудности. Преодолеть их можно только усилиями обоих супругов. Оба должны ежедневно созидать брак, борясь с суетными ежедневными страстями, подтачивающими его духовное основание. Священное Писание свидетельствует о строгом иерархическом устроении семьи: «Всякому мужу глава Христос, жене глава - муж» (1Кор. 11, 3)[8]. Подлинная иерархичность благодатна и исполнена любви, но и определенной строгости. Благодатная иерархичность семьи, живущей церковной жизнью, укрепляет духовность всего рода. Иерархическое устроение семьи способствует духовному становлению личности в различные периоды ее развития и раскрытию ее психофизических сил при условии признания каждым членом семьи этих Богом установленных обязанностей спасительными и обязательными. Если жизнь уподобить дереву, приносящему плоды, как об этом говорит Священное Писание, то детство можно рассматривать как росток этого дерева. Только научившись быть ребенком в духовном иерархическом смысле этого возраста, человек может стать мужем, главой семьи с осознанием всей духовной ответственности своего нового послушания. Этот этап жизни можно назвать цветением дерева жизни. И только осознав свою ответственность как главы семьи, муж в духовном смысле готов и может стать отцом, принеся плод добрый. Подобным образом восходит по ступеням семейной иерархии и девочка, становясь матерью, сохранив целомудрие и свое особое женское смирение, умение хранить покой и мир при равном достоинстве с мужем, помня при этом свою вторичность по происхождению: «Ибо не муж от жены, но жена от мужа» (1Кор. 11, 8)[9].
Православная Церковь видит в Таинстве Брака духовную «тайну», которая становится доступной сознанию супругов как тайна единения Господа Иисуса Христа с Церковью. На «тайну великую» брачного союза указывает святой апостол Павел в Послании к Ефесянам: «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика…» (Еф. 5; 31-32)[10]. Для христиан заключение брачного союза совершается только в Церкви и только в Церкви становится «таинством благодати» - образом духовного союза Христа со вступившими в брак. Благодаря этому союзу создается семья как «домашняя церковь» (Кол. 4; 15)[11].
Выражение «семья - малая Церковь» мы встречаем на страницах Священного Писания. Еще апостол Павел в своих посланиях приветствует особенно близких ему христиан-супругов Акилу и Прискиллу, «которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников, - и домашнюю их Церковь» (Рим. 16, 4)[12]. В разговоре о Церкви мы почти всегда употребляем слова и понятия, связанные с семейной жизнью: священника называем «отцом», «батюшкой», себя считаем «духовными детьми» своего духовника. Что же так роднит понятия Церкви и семьи?
Церковь - это объединение, единство людей в Боге. Церковь самим существованием своим утверждает: с нами Бог! Как повествует евангелист Матфей, Иисус Христос сказал: «...где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреде них» (Мф. 18, 20)[13]. Епископы и священники - не представители Бога, не заместители Его, а свидетели Божьего участия в нашей жизни. И христианскую семью важно понимать как «малую Церковь», то есть единство нескольких любящих друг друга людей, скрепленных живой верой в Бога. Ответственность родителей во многом схожа с ответственностью церковного духовенства: родители тоже призваны стать в первую очередь «свидетелями», то есть примерами христианской жизни и веры. Нельзя говорить о христианском воспитании детей в семье, если в ней не осуществляется жизнь «малой Церкви».
Соединенные брачным союзом, супруги имеют единую плоть и единую душу; взаимной любовью они побуждают друг в друге усердие к исполнению заповедей Божиих. Святитель Григорий Богослов пишет: «Супружество более привязывает к Богу, потому что имеет больше побуждений обращаться к Нему... Кто обязан заботиться о милой супруге и детях, тот рассекает более обширное море жизни, ему нужна большая помощь Божия, и он сам взаимно более любит Бога»[14].
В христианском браке муж берет на себя крест семейной жизни, чтобы следовать за Христом; жена становится помощницей и другом мужа. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Муж делами и словами насаждает в доме благочестие; и жена пусть наблюдает за домом, но, кроме этого занятия, у нее имеется более настоятельная забота о том, чтобы семья трудилась для Царства Божия»[15]. Этими заботами супруги не позволяют приблизиться к себе раздорам, вражде и ненависти.
По слову святителя Иоанна Златоуста, брак стал для христиан «таинством любви», в котором участвуют супруги, их дети и Сам Господь. Совершение полноты этого таинственного союза любви возможно лишь в духе христианской веры, в подвиге добровольного и жертвенного служения друг другу. Святитель Иоанн сравнивает брачный союз с гнездом, в котором мать вскармливает птенцов не для того, чтобы они остались в гнезде навсегда, а для того, чтобы они научились летать, когда у них окрепнут крылья и появится сила. «Господь, - читаем у святителя Иоанна Златоуста, - искони влек нас к Небу и указал нам путь, ведущий туда... Показав это, Он оставил нас на долгое время в этом мире и браке, как в гнезде. Когда же у нас в течение долгого времени возросли крылья добродетели, то Он, придя, стал тихо и мало-помалу выводить нас из здешнего жилища, научая парить в Горнем. Таким образом, поистине благородные, любящие свет, с великой легкостью покинув гнездо, взлетают на высоту и достигают Небес, отказавшись от земного»[16].
Каковы же основы христианского воспитания детей в семье?
Фундаментом воспитания является любовь родителей к своим детям. Без любви родителей к своим детям нельзя говорить о христианском воспитании. Родительская любовь - особая любовь, это любовь жертвенная и бескорыстная. Каждый из членов семьи призван отыскать себя. Личность любящего должна стать сильнее и богаче прежней. «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12, 24)[17]. Это подлинная аскеза семейной жизни - трудная и мучительная. «Я» каждого из родителей ущемляется, ломается, подавляется нуждами других членов семьи. Бессонные ночи, физическая усталость, скованность, беспокойство - всего этого не избежать. Отец может почувствовать себя заброшенным из-за того, что жена стала больше внимания уделять материнским обязанностям. Христианство учит, что добровольная жертва хотя бы частью гипертрофированного «я» может стать началом созидания нового, лучшего человека. Наряду с готовностью принести в жертву часть своего «я» развивается не менее сильное желание познать «я» других, понять потребности их личностей, взгляды на жизнь, их способности.
Чтобы глубже осмыслить отношения с собственными детьми, родители нуждаются в духовном руководстве и творческом вдохновении. В основе этих отношений - любовь, полная ответственности, признающая авторитет, созданная на уважении и стремлении понять личность ребенка. С христианской точки зрения родительская любовь обладает эмоциональной полнотой любви, важно, чтобы она не становилась эгоистичной. В идеале она совершенно бескорыстна, и образец этому - любовь Божией Матери к Иисусу Христу. Любовь матери к ребенку наполняет ее жизнь, обогащает ее. Это любовь к чему-то большему, чем она сама, к тому, что ей уже не принадлежит. Ребенок вырастает и уходит от родителей. Жертвенный, христианский смысл родительской любви состоит в признании этого факта.
Не менее важной основой воспитания являются духовно-нравственные традиции. Семья, являясь наследницей и хранительницей традиций, больше всего воспитывает детей своим укладом жизни, пониманием необходимости не только хранить, но и умножать то, что досталось нам от предыдущих поколений. Жизнь в Духе включает сохранение и развитие именно духовных традиций, таких, как общая семейная молитва утром, вечером и перед трапезой. Не просто формальное их прочтение, но обучение детей молитве сознательной и духовной, а это уже часть душепопечения, которое осуществляют родители с помощью своего духовного наставника - православного священника. Семья в сохранении и умножении именно духовных традиций тесно переплетается с жизнью церковной. В православной семье весь уклад жизни связан с церковным календарем.
Семья есть нечто большее, чем отец, мать и дети. Семья - это наследница нравственных и духовных обычаев и ценностей, созданных предками. Очень трудно, да, пожалуй, и невозможно создать подлинный христианский жизненный уклад, пренебрегая традициями. Семья призвана не только воспринимать, поддерживать, но и передавать из поколения в поколение духовно-религиозную, национальную и отечественную традицию. Из семейной традиции и благодаря ей на основе особого почитания предков и отеческих могил, семейного очага и национальных обычаев создавалась культура национального чувства и патриотической верности. Семья есть для ребенка первое родное место на земле - источник не только тепла и питания, но еще и осознанной любви и духовного понимания. Сама идея «родины» - лона моего рождения, и «отечества», земного гнезда моих отцов и предков, возникла из недр семьи.
Важной в жизни ребёнка является и его защищённость от внешних опасностей. Семья и дом являются для наших детей духовной крепостью, которая их ограждает и защищает от искушений мира. Что могут сделать родители, чтобы помочь детям устоять против этих искушений? Ежедневно мы должны быть готовы преодолевать влияние мира здоровым христианским воспитанием, формированием правильной духовно-нравственной оценки ребенком литературы, музыки, истории, искусства, других явлений жизни и эта шкала ценностей должна определяться главным образом в Церкви и семье.
Видимым проявлением семейной жизни является дом. Дом - это место, где разворачивается и телесная, и душевная, и духовная жизнь семьи. Надо сказать, что не любое жилое помещение можно назвать домом. С воспитательной точки зрения особо важным понятием является не просто дом, а отчий дом. Именно в нем растут дети, и от того, есть он или нет, многое зависит в жизни каждого поколения. Отчий дом, его духовная и материальная атмосфера складываются десятилетиями и даже веками, это видимое подтверждение благочестия и праведности людей, живших и живущих в нем. Он является видимым показателем духовно-нравственного и материального умножения родового богатства.
Одной из главных задач родителей можно назвать сохранение детей от пристрастий мира. «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6, 24)[18]. Так предупреждает нас Господь. Пристрастием к земным благам наши дети могут заразиться от нас, если мы не свободны от этого порока. Пристрастием могут стать не только материальные ценности, но и достижения науки, искусства и прочих разнообразных сторон жизни человечества. Не через внешние мирские занятия лежит путь, ведущий к главной цели жизни христианина. К ней можно прийти лишь путем стяжания Святого Духа. Необходимо следить, чтобы занятия мирским не захватывали все внимание и все время наших детей, но чтобы у них свято соблюдались воскресные и праздничные дни с обязательным посещением богослужения. Пусть останутся нетронутыми для мирских занятий утренние и вечерние минуты, отведенные для молитв. И чем бы ни увлекалось дитя - наукой, техникой, искусством, - родители должны внимательно следить за тем, какое значение придает ребенок этим занятиям. Следует бояться того, чтобы что-либо не стало для детей кумиром и не отдалило бы их от Бога, заглушив рост духовной жизни.
Общение Бога и человеческой души совершается лишь в условиях тишины, мира, глубокого спокойствия и сосредоточенности. Следует оберегать детей от развлечений, нарушающих покой и внутренний мир, и стараться воспитывать детей в уединении и тишине. В отношении развлечений родители сами должны подавать пример тихой сосредоточенной жизни, посвященной самоотверженному служению ближним, жизни в страхе Божием, жизни в Боге и с Богом. И если нельзя в полной мере устранить детей от соблазнов мира, то пусть родители боятся сами толкать их на развлечения, вспоминая слова Господа: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18, 7)[19].
Для каждого из своих членов семья является школой любви как постоянной готовности отдавать себя другим, заботиться о них, оберегать их. На основании взаимной любви супругов рождается родительская любовь, ответная любовь детей к родителям, бабушкам, дедушкам, братьям и сестрам. Радость и горе в духовно здоровой семье становятся общими: все события семейной жизни объединяют, усиливают и углубляют чувство взаимной любви.
Наш современник, священник Глеб Каледа в своей книге, посвященной христианской семье, говорит о том, что «монашество полезно для тех, кто богат любовью, а обычный человек научается любви в браке»[20]. Люди же современной культуры чаще всего, не задумываясь об этом, ищут в супружестве не школы любви, но самоутверждения и удовлетворения своих страстей. В православной традиции, семейная жизнь понимается как «путь ко спасению», восхождение по которому связано с несением «креста» повседневных обязанностей взаимных забот, сотрудничества, понимания и согласия.
Вот еще несколько цитат, показывающих, как определяет православное богословие сущность брака и его роль в духовно-нравственном воспитании, а в перспективе и в преображении человека:
- «В браке происходит преображение человека, преодоление одиночества и замкнутости, расширение, восполнение и завершение его личности»[21].
Духовному возрастанию мужа и жены в браке помогает супружеская любовь, распространяющаяся на детей и согревающая всех окружающих.
Особая роль семьи - «домашней Церкви» (Флм. 1; 2)[22] в христианской культуре - заключается в исполнении исконной функции - духовно-нравственном воспитании детей. По учению Церкви, «чадородие», имеющее в виду не только рождение, но и воспитание детей, является спасительным для родителей. Дети воспринимаются не как случайное приобретение, а как дар Божий, который родители призваны беречь и «приумножать», содействуя раскрытию всех сил и талантов ребенка, возводящих его к добродетельной христианской жизни.
В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. В семейном общении человек учится преодолевать свой греховный эгоизм, в семье узнает, «что такое хорошо и что такое плохо».
Русский философ И. А. Ильин называет семью «первичным лоном человеческой культуры»[23]. В семье ребенок осваивает основы культуры материальной и духовной. В общении с близкими взрослыми у ребенка формируются собственно человеческие формы поведения: навыки мышления и речи, ориентации и деятельности в мире предметов и человеческих отношений, нравственные качества, жизненные ценности, стремления, идеалы.
В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины.
Только семья может воспитать семьянина. По мудрому слову И. А. Ильина, добрая семья дарит человеку «два священных первообраза, в живом отношении к которым растет его душа и крепнет его дух:
- первообраз чистой матери, несущей любовь, милость и защиту;
- и первообраз благого отца, дарующего питание, справедливость и разумение»[24].
Эти родительские образы философ называет источниками духовной любви и духовной веры человека.
Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца; тем, насколько сами родители могли показать своему чаду добрый пример. Без примера и наставления в добре ребенок теряет способность формироваться как личность.
Об этом пишут святые отцы и пастыри Церкви.
Святитель Василий Великий: «Если хочешь воспитывать других, воспитай сначала самого себя в Боге»[25].
Святитель Феофан Затворник: «Отец и мать исчезают в дитяти и, как говорят, не чают души. И если их дух проникнут благочестием, то быть не может, чтобы оно по своему роду не действовало на душу дитяти»[26].
Священник Александр Ельчанинов: «Для воспитания детей - самое важное, чтобы они видели своих родителей живущими большой внутренней жизнью»[27]. И далее о значении воцерковления детей: «Почему так важны впечатления детства? Почему важно торопиться наполнить сердце и ум ребенка светом и добром с самого раннего возраста? В детстве - сила доверия, простота, мягкость, способность к умилению, к состраданию, сила воображения, отсутствие жестокости и окамененности. Это именно та почва, в которой посеянное дает урожай в тридцать, шестьдесят и сто крат. Потом, когда уже окаменеет, очерствеет душа, воспринятое в детстве может снова очистить, спасти человека. Оттого так важно держать детей ближе к Церкви - это напитает их на всю жизнь»[28].
Библиографический список:
- Библия. М., 2013.
- Григорий Богослов, святитель. Творения. М., 1847. Ч. 5.
- Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка.
- Ельчанинов А., священник. Записи. М., 1996.
- Иларион (Алфеев), иеромонах. Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. М., 1996.
- Ильин И. А. Путь духовного обновления. //Путь к очевидности. М., 1993.
- Иоанн Златоуст, святитель. Творения. 2-е изд. СПб., 1901. Т. 7.
- Иоанн Златоуст, святитель. Творения. 2-е изд. СПб., 1898. Т. 1.
- Каледа Г., проф., прот. Домашняя Церковь: Очерки духовно-нравственных основ созидания и построения семьи в современных условиях. М, 1998.
- Российская педагогическая энциклопедия. М., 1999, Т. 2.
- Требник. М., 1991.
- Феофан Затворник, святитель. О начале христианской жизни через святое крещение, с указанием, как сохранить сию благодать в период воспитания. //Святитель Феофан Затворник. Путь ко спасению. М., 1899.
- Цветник духовный: Изречения мужей мудрых и святых. М., 1898. Ч. 2.
- Шиманский Г.И. Христианская добродетель целомудрия и чистоты. М, 1997.
Сведения об авторе:
Протоиерей Василий Архипов – заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин, старший преподаватель кафедры богословия Ставропольской духовной семинарии, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
The Orthodox family is the basis of the spiritual and moral upbringing of children. Archpriest Vasily Arkhipov - Head of the Chair of Church Practical Disciplines, Senior Lecturer of the Theology Department of the Stavropol Theological Seminary, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
The concept of the family is given from the Orthodox and secular point of view. It is emphasized that the origin of marriage according to the Holy Scriptures is the institution of God. The importance of the family built according to the commandments is shown for the spiritual and moral growth of the spouses. It is noted that the problems of family relations are more successfully resolved in a family built according to the Orthodox tradition. The fundamentals of the Christian upbringing of children in the family are considered, the importance of the example of parents for achieving success in upbringing is underlined.
Key words: Orthodox family, sacrament of marriage, family - home church, family traditions, spiritual and moral education.
[1] Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. http://v-dal.ru/
[2] Российская педагогическая энциклопедия. М., 1999, Т.2. https://istina.msu.ru/collections/3428839/. Это определение дословно повторяется в целом ряде словарей (энциклопедическом, философском и др.).
[3] Библия. М., 2013, с.10.
[4] Библия. М., 2013, с.126.
[5] Библия. М., 2013, с.1058.
[6] Требник. М., 1991, с.110.
[7] Цит. по: Шиманский Г.И. Христианская добродетель целомудрия и чистоты. М, 1997, С.98.
[8] Библия. М., 2013, с.1225.
[9] Библия. М., 2013, с.1225.
[10] Библия. М., 2013, с.1247.
[11] Библия. М., 2013, с.1254.
[12] Библия. М., 2013, с.1216.
[13] Библия. М., 2013, с.1058.
[14] Святитель Григорий Богослов. Творения. М., 1847, ч.5, с.60.
[15] Святитель Иоанн Златоуст. Творения. 2-е изд. СПб., 1901, Т. 7, с.782.
[16] Святитель Иоанн Златоуст. Творения. 2-е изд. СПб., 1898. Т. 1. С. 310.
[17] Библия. М., 2013, с.1143.
[18] Библия. М., 2013, с.1044.
[19] Библия. М., 2013, с.1057.
[20] Каледа Г., прот., проф. Домашняя Церковь: Очерки духовно-нравственных основ созидания и построения семьи в современных условиях. М., 1998, с.14.
[21] Илларион (Алфеев), иеромонах. Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. М., 1996. С. 169.
[22] Библия. М., 2013, с.1069.
[23] Ильин И. А. Путь духовного обновления. //Путь к очевидности. М., 1993. С. 199.
[24] Ильин И. А. Путь духовного обновления. //Путь к очевидности. М., 1993. С. 214.
[25] Цветник духовный: Изречения мужей мудрых и святых. М., 1898. Ч. 2. С. 18.
[26] Святитель Феофан Затворник. О начале христианской жизни через святое крещение, с указанием, как сохранить сию благодать в период воспитания. //Святитель Феофан Затворник. Путь ко спасению. М., 1899. С. 27.
[27] Священник Александр Ельчанинов. Записи. М., 1996, с. 59.
[28] Священник Александр Ельчанинов. Записи. М., 1996, с.114.