Беляев А. Д. Два периода отступления от веры в Бога перед явлением антихриста.

В Посланиях Апостолов Павла и Петра изображается в общих чертах умственное, нравственное и религиозное состояние человечества в последние времена, дается общая характеристика этих времен. Но эта характеристика охватывает не все стороны жизни тогдашнего человечества. Напр., на основании слов Апостола Павла (2Тим. 3:1–8), что люди в последние дни будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям не покорны, … недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержные, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны и т.п., хотя и можно делать вывод, что в последние времена международные отношения придут в большое расстройство, и война сделается обыкновенным делом людей, однако прямо об этом у Апостола не говорится; об этом можно только догадываться. Не говорится прямо в посланиях Апостольских и о других страшных бедствиях, которые будут поражать человечество в последние времена. Кроме того оценка умственного, нравственного и религиозного состояния людей у Апостола Павла ко всему протяжению последних времен, и потому-то это состояние отображено в общих чертах. Но последние временя будут продолжатся не несколько лет, а, по-видимому, очень долго, и состояние людей в течении их будет подвергаться значительным переменам. Быстрее и сильнее, чем когда бы то ни было, будут изменяться в последние времена международные отношения. 

В кипучем круговороте взаимной розни между людьми, ожесточенной борьбы между сословиями и состояниями, между народами и царствами, легче, чем когда-нибудь, будут переходить из рук в руки преобладание и владычество. Страшный эгоизм, легкомыслие, развращение нравов, разнузданность страстей, утрата благоговения к Богу, отсутствие страха пред законами и властью, извращение всех отношений, потрясут самые крепкие тропы, подорвут благосостояние самых благословенных и богатых стран, расшатают семейные узы, гражданские порядки и весь общественный строй, зажгут пламя бунтов и междоусобицы, водворят повсюду раздоры, приведут ко всеобщей войне. При таком состоянии ничего не будет прочного, надежного, не расшатанного. Лжепророки разнесут смущающие людей предсказания, лжеучителя распространят свои сумасбродные вымыслы. Одни тираны будут низвергать других, и сами будут вскоре подвергаться той же участи; рабы вырвут власть у владыки, но и сами вскоре сделаются жертвами других честолюбцев. – Всеобщее расстройство увеличится от тяжких бедствий, которые достанутся в уделе тогдашнего человечества от внешней природы. Страшные физические перевороты не только изменять состояние народов и царств, но и самое лицо земли.

Само собой понятно, что чрезвычайная важность событий, которая в последние времена сотрясут человечество, разнообразие этих событий и быстрота, с которою они будут следовать друг за другом, или совершаться одновременно, а с другой стороны, необычайная податливость тогдашних людей к переменам, не позволяют думать, чтобы состояние людей пред самым пришествием антихриста было почти такое же, какое будет в самом начале того состояния, которое Апостол Павел назвал отступлением. Действительно, в речи Исуса Христа о разрушении Иерусалима и о кончине мира, а также в символических видениях, описанных в Апокалипсисе, мы находим различение, хотя и не очень ясное и вразумительное, периодов в последних временах. Как из речи Исуса Христа, записанной тремя первыми Евангелистами, так и из Апокалипсиса мы узнаем, что пред кончиной мира не сразу, не вдруг настанут самые тяжелые времена, а постепенно, в течении неизвестно какого времени, будут, с одной стороны, усиливаться зло, а с другой, умножаться бедствия. В речи Исуса Христа и в Апокалипсисе прямо и подробно указаны многие такие черты состояния человечества в последние времена и такие события, имеющие тогда совершиться, которые у Апостола Павла и Петра или совсем не указаны, или слитно представлены в одной общей картине и едва обозначены намеками. Поэтому мы посвящаем особую главу характеристике отступления, которое будет пред антихристом, характеристики до-антихристова периода последних времен, заключающейся в речи Исуса Христа о кончине мира и в Апокалипсисе.

Многие придут, сказал Иисус Христос, под именем Моим и будут говорить: я Христос, и многих прельстят. Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь: ибо надлежит всему тому быть. Но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам: все же это начало болезней (Мф. 24, 5–7). Вот описание заметного начала частью богоотступничества многих людей, совращаемых в лжеверие и безбожие лжехристами, частью страшных бедствий, которые большей частью будут вызваны самими же людьми, – их безбожием и нравственным развращением и вообще всеми теми свойствами зла, которые указаны Апостолом Павлом при описании людей последних времен. По изображению Апостола, люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержные, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, сластолюбивы (2Тим. 3, 2–4); а это всё такие свойства, при которых соблюсти мир не возможно, которые неизбежно и скоро вызовут раздоры, соперничество, всеобщую вражду и ненависть, борьбу всех против каждого, и каждого против всех,– вооружать одни народы против других и произведут страшные войны. По пятам войны обыкновенно следуют эпидемии: тифы, дизентерия, холера, чума. При продолжительных и всеобщих войнах поля остаются незасеянными, а засеянные, равно как сады и виноградники, бывают потоптаны и уничтожаются. От этого распространится голод, который в свою очередь может вызвать новые ожесточенные войны из-за куска хлеба и усилить эпидемии. Само собой понятно, что нужно не краткое время для того, чтобы произведены были эти войны, которые, как видно из самого выражения: восстанет народ на народ и царство на царство, и широтой распространения, и ожесточенностью, будут далеко превосходить воинственные эпохи Навуходоносора, Кира, Александра Македонского, Римских полководцев, Аттилы, Мохаммеда, Чингис-Хана, Тамерлана, Валленштейна и Наполеона. Это будут войны всемирная. Вспыхнет война в одном месте, опустошаться сады и поля, выгорят селения, превратятся в обагрённые кровью развалины богатые и многолюдные города, разбегутся жители, цветущие страны сделаются пустынями, полягут на поле брани и от заразительных болезней бойцы, война само собой затихнет; но не успеет она прекратится в одной части земли, как кровавое зарево её разольется по другим странам и частям мира. Очевидно, что это страшное начало (начало болезней) ещё более ужасного конца продолжится не краткое время, что этот первый период последних времен, – период появления лжехристов, совращения людей в лжеверие и безбожие, нечестия, умственного и нравственного упадка, кровопролитных повсеместных войн и физических бедствий, – будет продолжаться не несколько, а много лет. Но это ещё не конец.

В значении характерной черты и вместе с теми производящей причины антихристианства начального периода последних времен указывается в речи Иисуса Христа появление многих лжехристов, которые многих обольстят своим лжеучением, многих отторгнут от Христа и обратят в свою веру. Эту черту и эту причину богоотступничества в последние времена указывает неоднократно и Апостол Павел, говоря, что тогда отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников (1Тим. 4, 1. 2). Искусителями людей будут собственно злые духи, но они будут действовать через людей – лжеучителей, которые, лицемерно, или в безрассудном самообольщении, проповедуя строгую нравственность, именно – запрещая вступать в брак и употреблять некоторые виды пищи, на самом деле будут этой личиной мнимого благочестия совращать людей в свое лжеверие и отторгать от Христа христиан. Быть может, эти же самые лжеучителя, приписывая себе высокую нравственную чистоту и требуя её от других, объявят себя христами. Между тем как одни будут отторгать от Христа льстивыми лжеучениями, обманом, лицемерным благочестием, выдавая себя за Христа и лицемерно подражая Его учению и жизни, другие лжеучителя, напротив, будут нагло отрицать Христа и Бога, проповедовать свои учения, совершенно противные христианству, вводить нравы и порядки, прямо безбожные. Это наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям (2Петр 3, 3). А когда вопреки им люди станут ссылаться на появление предреченных в Писании признаков второго пришествия Иисуса Христа, они будут нагло отвергать их значение и говорить: Где обетование Его пришествия? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же (2Петр. 3,4). Люди станут указывать им на войны, глады мор и землетрясения, а также и на развращение нравов, но они ответят: так всегда было и всегда будет. Как люди, отделяющие себя от единства веры, душевные, не имеющие духа (Иуд. 19), они будут иметь глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат (Ис. 29:10; Втор. 29:4; Рим. 11:8). Несмотря на ужасные бедствия, равнодушно ко всему относясь и не замечая всеобщего развращения нравов, а то и прямо сочувствуя ему, они будут говорить: мир и безопасность, тогда, когда внезапно постигнет их пагуба (1Сол. 5:2, 3). Без сомнения их бесчувственность и беспечность от них сообщаться многим другим, а дерзкая проповедь отрицания и неверия таких наглых ругателей не менее отторгнет людей от веры в Бога и Христа, чем вкрадчивая, льстивая, притворно-набожная речь лжехристов.

Учение и деятельность лжехристов и безбожников и будут главными и первыми источниками распространения безнравственности, лжеверия, нечестия, антихристианства и положительного безбожия в самом начале “последних времен». Но можно также предполагать, что большие успехи лжемессианской и безбожной деятельности и учений этих предшественников анитхриста (они многих прельстят) в значительной мере будут зависеть от того, что они найдут в состоянии умов и в направлении жизни тогдашнего человечества зла и усиленною деятельностью сатаны, который, в предчувствии и ожидании скорого конца своего владычества на земле и окончательного осуждения (Иуд. 6), с особенною и страшной яростью направить свои злые ковы против верующих в Бога и особенно против христиан (Апок. 12, 12–17). Возникши и возросши на почве лжеверия, антихристианства и безбожия, которых и всегда в мире не мало, а к тому времени будет еще больше, лжехристы и безбожники, находя поддержку в среде, смело и с успехом будут сеять свои лжеучения и еще более усилять и распространять лжеверие, нечестие, безнравственность и безбожие.

Характерные черты этого, начального, периода “последних времен» следующие. Умножение на земле бедствий, которые будут частью естественными результатами нечестия и беззакония людей, частью наказанием Божьим людей за их богоотступничество и растление. Преобладающими свойствами людей сделаются: 1) эгоизм, который будет проявляться в гордости, надменности, неблагодарности, клевете, недружелюбии, вражде, предательстве, непокорности родителям и т.п.; 2) чувственность, которая выразиться в невоздержании и сластолюбии; 3) всепоглощающая склонность к удобствам материальной жизни, которая обнаружится в сребролюбии и сластолюбии; 4) поверхностная любознательность, превратное направление и бессилие ума, неспособность любить истину и достигать её и отсюда противление ей; 5) непонимание и незнание истины веры, маловерие, лжеверие и окончательное неверие; 6) лицемерное благочестие и совершенное нечестие; 7) чрезвычайное усиление греховного начала в человеке и отсюда несочувствие добру, доходящие до положительной ненависти к нему; 8) вместе с лоском внешней образованности и процветанием знания и искусств, содействующих земному благосостоянию человека, чрезвычайно нравственное огрубение и одичание, которое обнаружится в безбожии, лицемерии и нечестии в отношении к Богу, в ненависти, вражде, бесчеловечии и жестокости в отношении к людям, в господстве низших, животных инстинктов над идеальными стремлениями в самом человеке; наконец, 9) склонность к своеволию и безначалию, которая сначала будет проявляться в непокорности родителям, а затем в отрицании всякой вообще власти, и которая будет зародышем междоусобиц, кровопролитных войн, общественной, государственной и международной неурядицы и полной и всеобщей анархии.

Для полноты характеристики следует указать ещё два обстоятельства.

Во 1-х, главными выразителями всех указанных дурных свойств и деятельными распространителями зла явятся лжемессии и другие лжеучителя, а также явные безбожники. Без сомнения, многие из них будут выделятся из толпы и господствовать над нею формальными преимуществами ума и воли и благодаря этому, а также и соответствию свой проповеди с духом времени, они будут иметь временный успех в своей проповеди. Формальные достоинства их ума и воли не спасут их от всепоглощающего потока греха, а напротив, сделаются в руках дьявола сильнейшими орудиями для распространения зла. Под напором силы зла богатые дарования внушат этим людям гордость, честолюбие и властолюбие; острота ума не направит их к божественной истине, а послужит источником коварства и тонкой лести и лжи; энергия воли послужить целям эгоизма, деспотизма и честолюбия. Одни из них, безумно надмеваясь своими силами и достоинствами, нагло вооружаться против религии и установленного нравственного и гражданского строя жизни. В виду начавшегося религиозного, умственного и нравственного упадка, они будут рассчитывать найти сочувствие и поддержку своему отрицанию среди многих и потому будут выражать его с необыкновенной наглостью и дерзостью. Это наглые ругатели. Другие из богато одаренных силами ума и воли людей, наблюдая брожение и путаницу религиозных и других идей в умах современников, возникновение разнообразных мнений и религиозных сект, взаимную борьбу их и неспособность современников разобраться в хаосе мнений и верований, замечая в тоже время упадок нравственности и одичание людей, произведут опыты религиозных, моральных и социальных реформ, задумают пересоздать верования, понятия и строй жизни человечества. Но при этом они не скажут вместе с Петром: Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни. И мы уверовали и познали, что Ты Христо, Сын Бога живаго (Иоанн. 6, 68.69); не обратятся они к Слову Божию, ни к преданиям и учениям церкви, ни к образцам жизни Христа, Апостолов, Святых; или если и обратят внимание на их учение и подвиги жизни, то безрассудно извратят и переиначат их смысл, самовольно одно примут, другое отвергнут; или же признают их учение устаревшим, несоответствующим потребностям времени и неспособным уврачевать его язвы; измыслят свои учения и возмечтают пересоздать ими весь строй жизни, горделиво вообразят себя вдохновенными свыше пророками, провозвестниками воли Божьей, особыми орудиями Провидения, призванными и уполномоченными им для совершения великих дел; в самообольщении они объявят себя Христами и будут проповедовать свою веру, как высшую и лучшую из всех. Печальный результат будет тот, что они многих прельстят. Столь безумное самообольщение и самопревозношение психологически понятно. Богатые дарования, соединенные с гордостью и блестящими успехами, побуждают их обладателей воображать себя чрезвычайными посланниками неба, людьми рока, избранниками Провидения, от рождения предназначенными для совершения мировых переворотов, даже доводят их до самобоготворения. Так, высший из сотворенных духов возмечтал быть равным Богу; Навуходоносор не считал невозможным выше звезд Божьих вознести престол свой, быть подобным Всевышнему (Ис. 14:13, 14); Мохаммед, Аттила, Чингис-Хан, Наполеон и даже Бисмарк объявляли себя чрезвычайными посланниками Божьими и этим оправдывали свою разрушительную деятельность, в людей внедряли суеверный страх к себе, а в себе укрепляли веру в безусловный успех своих предприятий, в свою счастливую звезду; Гегель самообольщенно считал свою философию высшей ступенью, до которой дошло Абсолютное в своем мировом развитии и в сознании человечества. А лжеучителям последних времен тем удобнее будет объявить себя христами, что при тогдашнем крайнем умственном и нравственном расслаблении это не покажется безрассудством и не вызовет достаточно сильного отпора со стороны людей, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины, противящихся истине, развращенных умом, невежды в вере. Скажем более: парадоксальность, новизна и безумная смелость учений лжепророков и лжехристов именно и будут приятно затрагивать легкомысленное любопытство и нравится извращенному вкусу тогдашних людей, которые не будут иметь ни возвышенности разума, ни рассудочной трезвости, ни здравых взглядов, ни любви к простой истине, ни нравственной устойчивости, ни твердости в вере. Их пресыщенному вкусу старые вечные истины будут казаться слишком простыми, скучными, школьническими и бесплодными понятиями; их будет привлекать и прельщать ложь, лишь бы она сулила золотые горы, была или казалась новым, никогда неслыханным словом, льстила самолюбию, отвечала извращенным вкусам и потребностям.

Во 2-ых, важно и страшно не то, что в последние времена будут такие люди, какими их описывает Апостол Павел в Посланиях к Тимофею, а то, что они будут в преобладающем числе, что их будет очень много, что именно они, а не добрые, будут давать тон и направление жизни. Дурных людей, имеющих то те, то другие свойства зла, упоминаемые Апостолом Павлом, на земле всегда много; но никогда их не было и не будет столько и никогда они не имели и не будут иметь столько силы и власти на земли, как в последние времена. Апостол не говорит, что в последние времена будут люди с такими-то и такими-то злыми, т.е., не некоторые, а, взятые в массе, почти все будут злыми, добрые же будут исключениями, редкостью. Такое ужасное скопление зла и чрезвычайное умножение злых, какое будет в последние времена, было разве только пред потопом, когда все люди стали плоть, все пренебрегали Духом Божьим, так что пришлось всех их истребить потопом, за исключением одного праведного семейства. Как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех (Лук. 17:26, 27). Глубокое погружение в материальные интересы с исключением идеальных стремлений, любовь только к земной жизни с беспечным отношением к высшим потребностям духа, с пренебрежением ко всему божественному, доходящим до положительно вражды к Богу, к религии, к истине, к добру, и разнуздывающим все греховные склонности и страсти человека, и от этого страшный разлив и владычество зла среди людей –вот каким будет человечество в последние времена. По истине оно будет плоть и будет пренебрегать Духом Божьим (Быт. 6: 3).

Впрочем, зло в последние времена не сразу достигнет высокой степени напряжения и повсеместного распространения. Равным образом и бедствия, которые тогда постигнут человеческий род, будут усиливаться и распространяться постепенно. Необыкновенная сила и распространённость зла и бедствий будут принадлежать всем периодам последних времен; но эти периоды будут отличаться степенями силы и распространения зла и бедствий и некоторыми частными своеобразными особенностями. Начало “последних времен» будет служить подготовкой конца их, и конец их будет завершением начала.

Первый период “последних времен», сейчас описанный нами, обозначен в Евангелии словами: “это еще не конец»; “ все это начало болезней» (Мф. 24:6, 8).

Возможно, что именно этот же начальный период последних времен изображается в Апокалипсисе символически под образом открытия Агнцем третьей печать и явления вороного коня 11. Когда Он (Агнец) снял третью печать, я слышал третье животное, говорящие: иди и смотри. Я взглянул и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. С слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс 2, пшеницы за динарий3, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай (Апок. 6: 5, 6).

Андрей Кесарийский следующим образом толкует это видение: “Третье животное, как думаю, есть человек, показывающий падение людей, и по причине сего наказания, ради склонности ко греху по власти произволения. Вороным ( черным) конем, думаю, означается плачь об отпавших от веры Христовой, по причине тяжести наказаний. Мерило есть различие тех, которые отпали от веры или по нетвердости разумения, или по тщеславию, или по слабости тела. Мера пшеницы за динар. Может быть, и чувственный голод будет тогда, как сказано будет далее. Мера пшеницы, стоящая динарий, в переносном смысле указывает на подвизавшихся законно и тщательно сохранивших дарованный им Божественный образ. Три меры ячменя – означают тех, кои по недостатку мужества, скотоподобно покорились мучителям, впоследствии же покаялись и слезами омыли оскверненный образ. А что повелевается не вредит вина и елея, значит то, чтобы не было отлагаемо врачевание Христово по причине смущения, чтобы врачевать им впадших в разбойники и уязвленных, и не допускать смерти похищать тех, кои по долготерпению Божию имеют одержать победу».4

Хотя некоторые снятие всех семи печатей относили к домостроительству воплощения Бога Слова, но мы, говорит Андрей Кесарийский, “последуем Мефодию, который буквально так сказал: нет нужды думать тут о Самом Христе родившемся, ибо задолго прежде Апокалипсиса исполнилось таинство воплощения Бога Слова; Иоанн же говорит о настоящем будущем. Здесь излагает он, как совершенно было покорение огненного дракона».5

Голод, кровопролитие, отступничество от веры и другие нравственные и физические бедствия изображаются приблизительно одинаково, как в начальных словах речи Иисуса Христа о последних днях Иерусалима и о последних временах мира, так и в апокалипсическом видении открытия третьей печати по изъяснению сего видения Св. Мефодием, Епископом Патарским, и Андреем, Архиепископом Косарийским.

За первым, начальным периодом последних дней, в течении которого будут являться лжехристы и обольщать многих, будут страшные войны, гады, моры и землетрясения, и которой, по-видимому, продолжится не малое время, последует второй период. Он описывается в следующих словах: Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие ; и друг друга предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут и прельстят многих; и по причине умножения беззаконий во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется; и проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной во свидетельство всем народам; и тогда придет конец (Мф. 24:9–14).6

В течении второго периода сила зла начального периода разовьется, умножиться и распространится еще более, – умножится до такой степени, что охладеет любовь и оцепенеет сила добра даже в тех, которые явно не станут на сторону беззакония и не будут ему сочувствовать, и что тем, которые устоять в добре и спасутся, придется пить чашу страданий. При необычайном разливе безбожия и беззакония все добродетельные и верующие в Бога люди будут претерпевать унижению, лишения, нравственное одиночество, подвергаться соблазнам, утеснениям и положительным мучениям, а потому только особенно сильные в вере и добре вынесут тяжесть страданий до конца, не смотря ни на что не отпадут от Бога, не отступятся от добра, спасутся; все прочие будут или обольщены учениями лжехристов и лжепророков, или, увлеченные всепоглощающим потоком распространившегося и усилившегося зла, бессознательно, безвольно поддадутся примеру всех, или же будут отторгнуты от Бога и добра мучениями со стороны неверующих и беззаконных гонителей. Истинных христиан за имя Христа люди будут ненавидеть, мучить, убивать: безбожным и беззаконным будут ненавистны люди боголюбивые и добродетельные. Так и всегда бывает. Но так как тогда безбожных и злых будет очень много, и зло будет господствовать и давить добро, то поэтому истинно верующим и добродетельным и придется пережить небывало тяжкую годину. Впрочем, и злые люди будут страдать не меньше добродетельных, не будучи притом ободряемы и утешаемы верой в Бога и надеждой на будущие награды за свои страдания. Зло имеет свойство не только враждовать против добродетельных, но возжигает ненависть и борьбу и в среде самых злых, вооружая их друг против друга. Все взявшие меч, мечем погибнут (Мф. 26:52). И тем более умножится зло, тем более усиливается и распространяется человеконенавистничество. В описываемое нами время оно возрастет до такой ужасной степени, что, вопреки природе, люди будут рвать и попирать узы самого близкого кровного родства, и, опьяненные ядом зла, ослепленные безбожием, обезумевшие от страстей, в кровожадности не уступят диким зверям или и превзойдут их. Предаст брат брата на смерть, и отец детей: и восстанут дети на родителей, и умертвят их (Мр. 13:12). Друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга (Мф. 24:10).

Но зло и отрицание не могут наполнить души даже и злых людей. И вот, вместо утраченной истинной веры люди будут наполнять свой ум, тешить воображение и питать сердце призраками веры, лжеверием, лжеучениями. Эту извращенную потребность веры будут удовлетворять лжепророки, которых много, т.е., больше, чем когда бы то ни было. Не смотря на неверность и лживость их учений, они прельстят многих, потому что их зловредные и лживые учения будут соответствовать духу времени, будут нравится извращенному и пресыщенному вкусу людей. История человеческой мысли представляет много примеров, что самые нелепые и даже не новые учения были приветствуемы как гениальные открытия, как последние слово науки, как бесспорные и великие истины, если только они отвечали духу времени; и наоборот- великие истины оставались в забвении и пренебрежении, или даже подвергались оплеванию, если они были выше своего времени, или представляли обличительный контраст настроению века. Чем болезненнее эпоха, тем легче зарождаются, прививаются и распространяются нелепые учения, подобно тому, как чем меньше здоровых соков и свежести в дереве, тем больше на нем бывает паразитов. И как эти паразиты в конец истощают и без того обессилившее дерево, так и плодящиеся в тяжкие эпохи лжеучения еще более заражают и портят организм переживающего такие эпохи человечества. В описываемую эпоху люди дойдут д глубокого умственного, нравственного и религиозного упадка. Такое состояние их естественно породит великое множество лжеучителей и лжепророков, будет благоприятствовать распространению их нелепых учений, а небывалые успехи их частью легкомысленной, частью злонамеренной, но во всяком случае злотворной проповеди еще более помрачать здравый смысл людей, усилят путаницу понятий, многих отторгнуть от веры в Бога, напоят людей лжеверием и тем доведут их до конечной погибели. Нося название пророков, лжепророки, очевидно, будут возвещать что-то новое, неслыханное и чудесное, или, лучше, показывать вид, что таково их учение. И хотя их учение будет не истина, а ложь, хотя оно принесет людям не пользу, а вред, ибо они не истинные пророки, а лжепророки; но так как в то время оскудеет истинное богопознание, ослабеет любовь к истине, ум людей отупеет и помрачится страстями, а сердце будет тяготеть к низшим благам, и все вообще силы души и вся жизнь примут превратное направление, то и нет ничего удивительного, что лживые предсказания лжепророков будут признаны чудесными открытиями, их лесть – приятным изяществом, их мечты – живой действительностью, их нелепости – великими и оригинальными истинами, их фантастические планы – правилами счастливой жизни, до которых наконец-то додумалось человечество, их заповеди – источниками истинной человеческой жизни, их учение –откровением свыше. Жалкая и страшная участь обольщенных лжепророками людей в том, что они, несчастные, будут мнить себя достигшими высоты добродетели, света истины, счастья спасения и высших благ, а на самом деле они будут погружены во тьму заблуждения, погрязнут в пороках, раскрашенных на подобие добродетели, и вместе со своими слепыми вожаками пойдут в погибель. Возможно, что многие из лжепророков не будут отрицать христианство и другие религиозные учения, не станут провозглашать совершенно новые верования, а будут излагать христианское же учение, равно как и другие веры из существовавших и прежде, но только в извращенном виде, придавая извращению вид новизны, и объявят свои измышления совершенно новым, небывалым учением. Нечто подобное мы видим и теперь, когда граф Л.Н. Толстой, извращая Евангелие и все христианское учение, объявляет свое учение истинным христианством, до которого он впервые из всех додумался, а все будто бы до селе понимали и понимают христианство неверно, извращали его. Учение многих лжепророков будет христианством, но только сектантским, не лучшим гностицизма и язычества.

Однако нельзя думать, что в то время останется мало христиан. Напротив, тогда Евангелие будет проповедано по всей вселенной. Конечно, это не значит, что тогда все люди до одного примут проповедь Евангелия; а означает то, что все народы услышат её, что она дойдет до слуха всех людей, все люди узнают о Евангелии. В подлиннике сказано Καὶ κηρυχθήσεται τοῦτο τὸ εὑαγγέλιον τῆς βασιλειας ἐν ὅλη τῆ οἰκουμένη, εἰς μαρτὶτιον πᾶσι τοῦς ἐθνεσι, и проповедано будет сие Евангелие царствие на всей вселенной, во свидетельство всем народам (Мф. 24, 14). Также у другого Евангелиста сказано: Καὶ ουις πὰντα τὰ ἔθνη δεἴ πρῶτον κηρυχθῆναι τὸ εὐαγγέλιον, и во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие (Мр. 13:10). У обоих Евангелистов употреблен глагол κηρύσσω, что значит: провозглашаю, объявляю, призываю, извещаю, громко взываю, в данном случае провозглашаю слово Божье, публично учу7. В приведенных словах речь идёт о проповедавши, или всенародном провозглашении Евангелия, а не о принятии его. Пред концом мира не будет ни одного народа и, можно думать, даже ни одного человека, который не слыхал бы о евангельском учении. Но это вовсе не значит, что все услышавшие евангельскую проповедь примут Евангелие и сделаются христианами. Слышащих проповедь Евангелия всегда бывает гораздо больше, нежели принимающих Евангелие, как это бывает с проповедью и всякого вообще учения (Рим. 10:13–21).

По всей земле прошёл голос их (благовествующих), и до пределов вселенной слова их. Но не все послушались благовествования (Рим. 10: 18 и 16). Так было при Апостолах, так было всегда, тоже будет и пред концом мира. И мало того, что не все примут Евангелие, которые услышат проповедание его: многие даже возненавидят Евангелие и вооружатся против проповедников его. Тогда будут предавать вас на мучения, и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое (Мф. 24:9), сказал Иисус Христос своим ученикам. Исполнившись в точности на двенадцать Апостолов, эти слова осуществлялись и на многих других людях, принимавших многотрудное служение апостольское, осуществятся они и в проповедниках Евангелия пред концом мира. Что проповедование Евангелия во всей вселенной не означает принятие его всеми людьми, это видно и из слов: во свидетельство все народами. По изъяснению Златоуста проповедание Евангелия «будет во свидетельство неуверовавшим, то есть, в обличение, в осуждение. Во свидетельство: ибо уверовавшие будут свидетельствовать против не уверовавших, и осудят их“8. На основании такого, совершенно правильного, толкования мы полагаем, что не только все народы, но и все люди до одного услышат проповедь евангельскую, чтобы никто не мог оправдываться пред Богом в своем неверии в Евангелие тем, что не слыхал евангельской проповеди.

Хотя пред концом мира и не все люди уверуют во Христа, однако повсеместное проповедание Евангелия, без сомнения, многих обратить ко Христу. В то время, быть может, не меньше, чем во всякое иное, будут исполняться слова Апостола Павла, что благовествование пребывает во всеми мире, и приносит плод, и возрастает (Колос. 1:5, 6). Тогда именно войдет в Церковь, по учению того же Апостола, полное число язычников (Рим. 11:25). Процесса обращения язычников в христианство, начавшись со времени земной жизни Иисуса Христа и продолжаясь непрестанно, окончится только пред концом мира. Но невозможно, что при конце своем этот процесс не ослабеет, а будет совершаться с особенным напряжением.

Но как в таком случае согласовать факт повсеместного распространения христианства с тогдашним всеобщим и глубоким развращением нравов, с успехами проповеди лжехристов лжепророков, с широким распространением безбожия?

Мы признаем такое одновременное совпадение несоединимых по-видимому противоположностей совершенно естественным и возможным. Умножение зла и усиление антихристианства вызовет сильнейшее противодействие со стороны истинных христиан, которое обнаружится как в упорной борьбе против врагов христианства и вообще против зла, так и в пламенном проповедании Евангелия, в самоотверженном и деятельном распространения христианства. Повторится бывшее в первые века христианства. Проповедников его будут предавать на мучения и убивать (Мф. 24:9); но, как и в первые века христианства, кровь христиан будет семенем новых христиан, как сказал Тертуллиан о своём времени. Народы, бывшие издавна христианскими, быть может, останутся христианскими только по имени: среди них-то именно и обнаружатся глубокое нравственное растление, лицемерная вера во Христа, сектантство всяких видов и положительное отпадение от Христа и безбожие. Ревностные последователи Христа, без сомнения, и в среде этих народов будут ободрять верных, укреплять колеблющихся, вразумлять заблуждающихся, пробуждать равнодушных и беспечных, просвещать обольщённых и ослеплённых, бороться против лжеверующих и неверующих проповедников. Но хотя и тут их деятельность будет не бесплодна, однако не за ними останется поле сражения, они не остановят всепоглощающего потока зла. Зато их самоотверженная борьба против зла и неверия и их страдания за Христа окажут сильное действие на языческие народы и расположат их к принятию христианства. Многие и многие последователи Христа, видя поругание Его имени среди христианских народов и не надеясь исцелить язвы последних, пойдут с проповедью к язычникам, чтобы обращать их ко Христу вознаградить потери христианства. Проповедание Евангелия язычникам будет живейшею потребностью их сердца, удрученного мрачным видом распространившихся безнравственности, нечестия, лжеверия и безбожия. При таких обстоятельствах их проповедь не может по быть живой и пламенной, идущей из глубины сердца и потому пленяющей сердца слушателей. Она будет столь же действенна и успешна, какой была проповедь первенствующих христиан. И как в первые века христианства Евангелие принимали не столько знатные и образованные, сколько бедняки и невежественная чернь: так, быть может, и в последние времена образованные христианские народы не уступят ли первенства в вере грубым новообращенным ко Христу язычникам? Как при первом пришествии Иисуса Христа многие первые оказались последними, и последние первыми: так не то же ли будет», и пред вторым Его пришествием? Впрочем, и из последних званных далеко не все окажутся избранными. Они сделаются членами Церкви Христовой в такую тяжкую годину для последней, им столько придется потерпеть и от обольщающей со стороны развращенных и лжеверов, и от гонений со стороны нечестивых и безбожных, что многие и многие из них, едва ставши христианами и не укрепившись в вере, отпадут от Христа: одни не устоят против соблазнов, другие не выдержат гонений, лишений страданий. Званные на брачный пир царского сына не пошли, потому что не были достойны; это Иудеи. Тогда Царь приказал рабам: пойдите на распутья и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, вышедши на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых, и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими (Мф. 22, 8–10). Это и есть проповедание Евангелия по всей вселенной. Но хотя брачный пир и наполнился, так что наконец вовсе не осталось пустых мест (Лук. 14:22, 23), однако и после этого осталось в силе изречение: много званных, но мало избранных (Мф. 22:14; Лук. 14:24); ибо, не говоря о том, что никто из званных, но отказавшихся придти не вкусил ужина (Лук. 14, 24), даже и из пришедших на пир не все оказались достойными его и потому были изгнаны вон (Мф. 22:11–13). Быстрому и широкому распространению христианства среди язычников в последние времена, но вместе с тем и нетвердости новообращенных будет благоприятствовать самый характер тогдашней эпохи. В критические эпохи, в эпохи брожения и расслабления мысли, люди легко меняют старую веру на новую и еще легче меняют одну новую веру на другую. В последние времена больше, чем когда бы то ни было, язычники будут оставлять язычество и принимать то истинное, то ложное христианство и опять отступать от него; а, с другой стороны, давние христиане будут легко возвращаться в язычество, или переходить из одной секты в другую, или совсем становиться неверующими. Умственный и нравственный упадок, легкомыслие учащихся, коварство лжеучителей, разнообразие учений, эгоистическое равнодушие большинства людей к высшим запросам души, гонения со стороны неверующих, изобилие всякого рода бедствий,– вот причины, что в последние времена люди будут легко переходить от одной веры к другой и обнаружат печальное шатание как в умственной и нравственной «деятельности, так и в религиозных верованиях. Разумеется, так будет в массе, в большинстве людей; отдельный же лица среди всеобщей расшатанности и в страшной взаимной борьбе сталкивающихся верований и учений тем сильнее закалят свой характер, – одни в неверии, другие в вере, третьи в лжеверие. В последние времена чаще, чем во всякое другое время, семя Слова Божье будет падать или при дороге, расхищаемое дьяволом, ярость которого тогда будет особенно сильна (Лук. 8 , 5. 12; Апок. 12, 12), или на камень, так как тогда многие примут его с радостью, но не будут иметь времени укрепить его в своем сердце, а искушений для отпадения от веры будет особенно много, и они будут необычайно тяжки (Лук. 8 , 6. 13 и 24 гл.), или в тернии, потому что в то время люди более, чем когда бы то ни было, будут поглощены житейскими попечениями (Лук. 8,7. 14; Мф. 24, 37–39). Такими образом в описываемый нами период последних времен хотя Евангелие будет проповедуемо по всей земле и хотя, быть может, нехристиан останется мало, тем не менее религиозное и нравственное состояние людей будет крайне жалким; потому что многие, и большая часть людей, будут христианами и только по имени, а по жизни язычниками; другие будут христианами лжеверующими, сектантами разнообразных толков; третьи, из новообращенных, будут не тверды в вере и потому легко будут изменять ей, увлекаемые коварными лжеучениями и житейскими выгодами, или же подавляемые страхом мучений.

Описываемый период последних времен, по-видимому, изображается в апокалипсическом видении снятия Агнцем четвертой печати. Когда Он (Агнец) снял четвертую печать, я слышал голос четвёртого животного, говорящей: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем» всадник, которому имя смерть; и ад следовал за ним, и дана ему власть над четвертою частью земли, умерщвлять мечем и голодом, и мором, и зверьми земными (Апок. 6:7, 8).

В существенном второй периоде последних времен сходен с первым периодом их; между ними нельзя уловить резкой грани; второй составляет непосредственное продолжение первого. Там, в первом периоде, лжехристы прельстят многих: и здесь, во втором периоде, лжепророки прельстят многих; те и другие явятся в большем множестве в обоих периодах; в первом периоде нечестие: и во втором умножение беззакония; там оскудение любви, вражда, кровопролитие: и здесь человеконенавидение и междоусобицы; там страшные бедствия от стихий и друг от друга: и здесь страдания и мучения.

Различие между этими двумя периодами в том, что грехи и бедствия, усилившись в первый период, не найдя себе достаточного отпора и потому как бы предоставленные своему естественному течению и росту, во втором периоде еще более возрастут, умножатся и еще шире распространятся, подобно тому, как пламя пожара, если его не тушит, или бессильны потушить, с каждой минутой распространяется дальше и дальше и становится все более и более яростным, страшным и всепожирающим. Так, напр., между тем, как в первом периоде будут международные войны, во втором периоде вражда между людьми и жажда крови дойдут до такой ужасной степени, что будут убивать брат брата, дети родителей, и родители детей. То страшный голод, то религиозное разномыслие, то ненависть к религии и вражда против Бога, то скотская чувственность, то страшная гордость и самоволие, то сумасбродный теории, то одичание нравов, то безнравственность, то эгоизм и другие страсти, то привычка к кровопролитию и кровожадная опьянелость, то совершенное бесчувствие, то бездушная, или же мстительная жестокость, то племенное вырождение вследствие безнравственности предков и отсюда извращение естественных инстинктов в потомках – вот причины, почему многие сделаются тогда кровожаднее тигров, так что родители будут убивать детей, дети– родителей. В самом повествовании Евангелистов о последних временах, равно как и в видениях Иоанна Богослова печатей, открываемых Агнцем, явственно обнаруживается постепенность в развитии, умножении и распространении зла и бедствий на земле: чувствуешь, как зло, постепенно и сначала скрытно заражая сердца людей, быстро усиливаясь и распространяясь, наконец начинает проявляться в чудовищных и поголовных преступлениях, с дерзостью восстаёт на добродетельных и уничтожает их, не таится, как всегда, а с наглостью требует себе подчинения, ожесточенно борется за преобладание и, в содружестве с физическими бедствиями, заливает землю потоками слез и крови, покоряющихся ему делает скотоподобными и зверонравными, противящихся ему сметает с лица земли, а вместе с тем и отдавшихся ему воздвигает друг против друга. Постепенность в возрастании и распространения зла и бедствий, ощущаемая в самом ходе евангельского и апокалипсического повествований о последних временах, и прямо выражена в словах: Это еще наконец..; это начало болезней, и тогда придет конец (Мф. 24:6,8,11). Первые слова характеризуют начальный период последних времен, вторые следующие за ним второй период.

Другая отличительная особенность второго периода от первого есть реакция добра против усиливающегося зла. В силу повсеместного и всегдашнего исторического закона одна крайность вызывает другую. Нравственное растление, неверие, лжеверие и нечестие к началу второго периода достигнуть уже такой высокой степени, что в лучшей части человечества вызовут усиленное противодействие, упорную борьбу против зла, чрезвычайные усилия отстоят добро. Положительным результатом самозащиты добра в напряженной борьбе ого против зла будет быстрое распространение христианства среди оставшихся к тому времени язычников и очищение в горниле борьбы, лишений и страданий за добро лучших людей до высоких степеней добродетели: мученичества за Христа, пожертвования всеми благами и самою жизнью ради спасения людей,: непорочности и святости. Но самоотверженная деятельность святых хотя и даст перевес добру над злом в некоторой части человечества; однако ни сами они, ни возрожденная ими к духовной жизни часть людей не будут в состоянии одержать полную и повсеместную победу над злом, будут бессильны исцелить язвы, заразившие большую часть человечества. В то время зло будет слишком сильно и слишком широко распространено, чтобы святые могли одержать над ним верх и предотвратить его дальнейшее распространение. Правда, пламенная проповедь ревнителей веры и добра, их самоотверженная деятельность, их святая жизнь многих безбожников обратят к Богу, многих лжеверов направят на путь истины, многих развращенных приведут к покаянию и святости; но за то они и обращенные ими тем ненавистнее сделаются для закоренелых, в неверии, лжеверии и безнравственности. Некоторые успехи их проповеди и самая святость их, служа обличением для злых, усилят упорство последних в безбожии, лжеверии и нечестии, страшно ожесточат их, и они с неистовством ринутся на борьбу против святых. И так как злых будет несравненно больше, нежели добродетельных, так как, притом, первые никогда не бывают разборчивы в средствах для одоления своих противников, то естественно, что они победят своих противников, превозмогут их не нравственной силой, которой у них нет, а силой лжи и коварства, силой власти и многолюдством, огнем и мечем. Конечно, их победа, опирающаяся на грубую силу, на отрицательные начала лжи, неверия и безнравственности, будет победой на час: они сами вскоре погибнут в братоубийственной борьбе от руки подобных им нечестивцев, или же будут уничтожены яростью стихии. Но, хотя и на краткое время, они восторжествуют над добрыми, а эта победа еще более усилить упорство, дерзость и напряженность зла, еще шире раздвинет его власть и пределы по лицу земли. Вот почему, не смотря на усиленное противодействие добра злу, а отчасти даже вследствие этого противодействуя, вторая година по силе зла и тяжести бедствий превзойдет первую.

В заключение характеристики последних времен пред пришествием антихриста приведем описание состояния тогдашних людей из сочинения Лактанция: Божественные наставления. «Когда приблизится конец сего века, говорить он, тогда необходимо изменится состояние человеческих дел и, по причине возрастающей неправды, сделается худшим, так что даже настоящие наши времена, в которые неправда и злоба возросли до высочайшей степени, в сравнении с тем временем не из цельного зла, могут быть признаны счастливыми и почти золотым веком. Потому что тогда правда сделается столь редкой, а нечестие, жадность, страсти и распутство до того умножатся, что если и будут некоторые добрые, то они сделаются добычею злодеев и будут ограблены беззаконниками. Одни только злые и будут богаты, а добрые подвергнутся всяким поношениям и впадут в нищету. Всякое право придет в расстройство, и законы потеряют силу. Тогда никто ничего не будет иметь, кроме того, что захватил, или что защитил силою. Всеми будут владеть наглость и насилие. В людях но будет ни веры, ни мира, ни человечности, ни стыда, ни истины, не будет также ни безопасности, ни правления, ни какого бы то ни было покоя от злых. Потому что вся земля возмятется: повсюду пронесется гром войны; все народы вооружатся и будут сражаться друг с другом; будут воевать между собою соседние друг другу царства; и прежде всех Египет потерпит наказание за безумные суеверия и покроется кровью, как рекою. Меч пройдет тогда по земному шару, все пожиная и распростирая, как траву. Причиной этого расстройства и опустошения будет то, что Римское имя, которым ныне управляется земля (устрашается дух сказать, но скажу, потому что это будет), истребится с земли, и владычество возвратится в Азию, и опять Восток будет господствовать, а Запад будет в подчинении».9

Времена пред антихристом закончатся событием, которое, судя по тому, что оно таинственно предвозвещено в Ветхом и в Новом Завете, будет иметь большую важность. Именно, четвертый зверь, виденный Даниилом, имел десять рогов, а десять рогов», – было объяснено Даниилу, – значат, что из четвёртого царства, изображаемая четвертым зверем, восстанут десять царей; а малый рог, выросший после среди десяти рогов, означает, что после них восстанет иной, отличный от прежних, и уничижить трех царей (Дан. 7:7, 8; 23. 24). Новозаветный Тайнозритель видел зверя, выходящего из моря, с десятью рогами, и на рогах его было десять диадим (Апок. 13:1). В другом видении ему было показано тот же зверь, как зверь багряный, имеющий десять рогов, и было объяснено, что десять рогов суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час (Апок. 17:3,7,12). «Один час есть или краткость времени, или одна часть года, то есть, поворот солнца трехмесячный, после которого покорятся антихристу“10, говорить Андрей Кесарийский. «Придет сей, сказанный выше антихрист, говорит св. Кирилл Иepycaлимский, когда исполнятся времена Римского царства, и приблизится уже конец Mиpa.

Вдруг восстанут десять римских царей, царствующих может быть в разных местах, но в одно и то же время, а после них одиннадцатый будет антихрист, который с помощью волшебного искусства захватить себе Римскую державу, уничижит трех прежде него царствовавших, имея уже под своею властью остальных семерых“11. Лактанций, объясняя возможность падения Римской империи, говорит: «Прежде всего умножатся царства, и верховная власть, раздробленная и разделенная между многими, умалится. Будут тогда постоянные внутренние раздоры, и не будет никакого отдыха от губительных войн, пока одновременно будут царствовать десять царей, которые разделят земной шар не для управления, а для истребления. Они, умноживши до чрезмерности войска, и пренебрегши обработкой полей, что составляет начало разорения и гибели, все разрушать, сокрушать, пожрать. Тогда внезапно восстанет против них от крайних пределов северной страны могущественнейший враг, который, истребивши из того числа трех,– тех, которые будут тогда обладать Азией,– прочими будет принять в союз и наставлен будет главой над всеми12. Эти цари скоро подчинятся пришедшему с севера и легко сдружатся с ним, частью потому, что при виде поражения трех царей они потеряют надежду победить его, сознают бесполезность и гибельность дальнейшего сопротивления ему, частно потому, что по своему характеру они будут достойными его предшественниками. Они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю (Апок. 17:13). Их единомыслие есть единомыслие зла; их сила – сила зла; их власть направлена к разрушению. Они будут вести брань с Агнцем (Апок. 17:14). Отчаявшись победить сильнейшего врага и удержать за собой первенство во владычестве над землею, они подчинятся ему, в расчете иметь хотя второстепенную власть и силу и пользоваться имя для удовлетворения своей кровожадности, для истребления злых и добрых (Апок. 13:14, 16). Из этих указаний видно, что произойдет какой-то великий политический переворот, а в результате земля окажется во власти одного лица, могущественного, исполненного воинственной силы и подчиняющего себе злых.

Этот момент в евангельском повествовании о последних временах выражении словами: и тогда придет конец (Мф. 24:14). Какой конец здесь, разумеется, это видно из непосредственно следующих затем слов: И так, когда увидите мерзость запустения, реченную чрез пророка Даниила, стоящую на святом месте..., тогда находящееся в Иудеи да бегут в горы (Мф. 24:15, 16), и из всей дальнейшей речи Иисуса Христа, оканчивающиеся описанием пришествия Сына Человеческого. Эта речь показывает, что между моментом, когда мерзость запустения явно станет на святом месте, и пришествием Сына Человеческого пройдет некоторый период времени. Этот период будет не продолжителен. Иисус Христос прямо сказал, что ради избранных сократятся те дни (Мф. 24:22); с окончанием этих дней придет Господь Иисус Христос во славе, чтобы произвести суд, и настанет кончина Мира. Отсюда видно, что в словах: и тогда придет конец, указывается конец обычного на земле течения и строя жизни, начало особенной годины, за которою очень скоро последует конец мира. Как ни тяжки, как ни злосчастны будут предшествующая этой године времена, но их можно назвать временами мира и благоденствия в сравнении с этой страшной годиной. О предыдущих временах Иисус Христос сказал: это еще не конец, это начало болезней (Мф. 24:6,8); а начало этой годины он прямо называет концом. Почему? Потому, что хотя мир простоит еще несколько лет, но человеческий род в течении их будут не жить, а страдать и умирать. В предшествующие времена он тяжко болел, а в эту годину болезнь кончится смертным исходом. Начало этой годины – начало предсмертной агонии человечества. Иисус Христос назвал начало этой годины концом, подобно тому, как при начале агонии умирающего человека говорят, кончается, или: «все кончено», хотя человек живет еще несколько минут, даже несколько часов. Время агонии человеческого рода далеко превзойдет по силе и распространенно греха и бедствий времена, которые будут ему предшествовать, как ни злосчастны сами по себе и эти времена, и потому оно резко отличено от них в речи Иисуса Христа. В эту годину на святом месте станет мерзость запустения; как только эта година начнется, люди должны бежать в неприступные места, и притом с такою поспешностью, с какою бегут из загорающегося дома, или от нахлынувших волн внезапного наводнения; бегство должно быть столь быстрым, что замедления его от непогоды, или от других препятствий будут гибельны для беглецов; что в другое время доставляет людям радость, напр., беременность и кормление детей, это в то время сделается источником страшных страданий и гибели; неверие, лжеверие и безнравственность проявятся с такою поразительною силою, что будут опасны даже для крепкой веры и высокой добродетели избранных; тогда будет такая скорбь, какой не было от начала мира и никогда не будет; тогда будет столь губительной время, что если бы оно не сократилось, то все погибло бы. Эта страшная година–время антихриста, точнее, время его царствования.

* * *

1

Открытие первой печати и явление белого коня с всадником, имеющим лук и венец, означают деятельность Апостолов; снятие второй печати и явление коня рыжего с всадником имеющим большой меч, означают проповедь и страдания мучеников.

Так изъясняет это место в своем “Толковании на Апокалипсис», гл.13 и 14, Андрей, Архиепископ Кесарийский, учитель церкви пятого века. Так как мы будем часто ссылаться на его книгу, то сообщаем здесь сведения о ней. Хотя Андрей и не причислен Церковью к лику святых, тем не менее его “Толкование на Апокалипсис» есть самое авторитетное из всех токований на эту книгу, потому что во многих случаях он основывался на учении св. Отцов: Иустина Мученика, Григория Богослова, Кирилла Иерусалимского, Епифания Кипрского и особенно Мефодия Патарскаго, которому он особенно часто и предпочтительно следовал. Это последние обстоятельство очень важно, потому что Мефодий сам написал Толкование на Апокалипсис, но оно, к сожалению, до нас не дошло, и мы только в творении Андрея имеем мысли из Толкования на Апокалипсис этого авторитетного отца Церкви. Важны не отдельные только мысли, заимствованные Андреем у Мефодия, а еще то, что сочинения Мефодия оказали влияние на самый дух и характер толкования Андрея и на решение многих важных и темных вопросов. Толкование Андрея и само по себе имеет большие достоинства. Арефа уже подрожал Андрею в своем “Толковании на Апокалипсис».Равно и “Толкование на Апокалипсис» Примазия, Епископа Адруметского, по авторитетности не равняется с творением Андрея, а может служить только дополнением к нему. На славянский, а позже на русский язык “Толкование на Апокалипсис» Андрея было переведимо многкратно. Доселе сохранились некоторые старинные переводы в рукописях. В 1625 в первый раз творение Андрея было напечатано в Киевско-Печерской лавре в переводе на славяно-русский язык, нарочито сделанном для этого Лаврентием Зизанием. Это издание было перепечатано в Москве в 1712 и в 1768г. Новый перевод на русский язык, сделанный И.М.Б., был издан в Москве в 1882г., и в 1884 вышел вторым изданием. В 1889г. Братством св. Петра Митрополита в Москве был издан старинный славянский перевод конца 13 в. с присоединением нового русского перевода.

2

хиникс-малая хлебная мера

3

динарий -монета, соответствующая дневной плате подовщику.

4

Толкование а Апокалипсис, гл. 15

5

Там же. Глава 13. Мефодий, которому Андрей Кесарийский следовал в истолковании 6-й гл. Апокалипсиса, есть Епископ Патарский, святой мученик и отец Церкви 3-го в., пострадавший за Христа в начале 4-го века, 310–312гг. Сочинения Мефодия, из которого Андрей Кесарийский черпал мысли, есть без сомнения, Толкование на Апокалипсис, до нас не дошедшие. Впрочем он заимствует иногда мысли также и из других сочинений Мефодия, которые дошли до нас, напр. Из сочинения: “Пир десяти дев»

6

Должно заметить, что Иоанн Златоуст в Беседах на Евангелиста Матфея (Бес. LXXV-LXXVII) предсказание Иисуса Христа, как оно изложено в 24-й гл. Евангелия от Матфея, разделяет на две половины: слова до 22-го стиха включительно он относит только к опустошению Иерусалима при императоре Веспасиане; а речь с 23-го стиха относят исключительно к последним временам мира. Но такое толкование не только не есть общепринятое, но даже не имеют преимущества пред иными толкованиями. Большинство отцов не на стороне этого толкования. Так наприм., слова стиха 14-го о проповедании Евангелия царствия по всей вселенной как древними, так и новыми толкователями принято относить к последним временам мира, тогда как к временам Апостолов они могут быть применены только гиперболически. Равным образом слова 21 и 221-го стиха о великой скорби и о сокращении дней ее отцы относили к дням антихриста, а не к дням осады и опустошения Иерусалима Римлянами. Даже Епископ Михаил несмотря на то, что при составлении своего Толкового Евангелия руководствовался преимущественно и во первых Беседами на Евангелистов Златоуста, говорит: “Св. Златоуст, Блаж. Феофилакт и некоторые другие полагают, что с этого стиха (23-го) начинается ответ Спасителя на второй вопрос учеников,– о времени кончины мира и второго пришествия Господа на всемирный страшный суд. Но некоторые черты дальнейшего изображения не вполне удобно прилагаются к сим событиям, а удобнее тому же событию разрушения Иерусалима...Не следует опускать из виду того, что последние из упомянутых событий служит образом первого, а потому и изображаются они не в строгой раздельности, и некоторые черты более приложимы к одному; другие к другому событию» (Токлкование Евангелие, Книга первая, изд. Второе, стр.468 ). Впрочем, в действительности автор Толковаго Евангелия обьясняет и 24-ю главу от Матфея по Златоусту и подражателю его Феофелакту Болгарскому и все содержание до 23-го стиха относит к разрушению Иерусалима, а в дальнейших стихах находит указание на кончину мира, но некоторые из них прилагает также и к эпохе разрушения Иерусалима. Только тем и отличается его толкование от изъяснения Златоуста, что между тем как Златоуст свое изьяснение второй части речи Иисуса Христа применяет только к кончине мира, Михаил то же изьяснение Златоуста применяет еще к эпохе разрушения Иерусалима. Мы же полагаем, что во всей речи Иисуса Христа заключается предсказание о последних временах мира и, кроме того, во многих словах предрекаются события осады и опустошения Иерусалима Римлянами.

7

Глаголы же, выражающие как сообщение наставлений со стороны учащих, так и восприятия в этих наставлений со стороны учащихся, в греческом языке суть διδάσκω И μαθητεύω, особенно последний. Поэтому, напр . ученики Иисуса Христа в Евангелии называются μαθηταὶ.

8

Беседы на Евангелиста Матфея, Беседе LXXV, §2.

9

Institutionum divinarnm liber sepetem, lib. VII, сар. 15, № 7– 11.

10

Толкование на Апокалипсис, гл. 54.

11

Огласительное слово 15, §. 12.

12

Tnstitut divin. lib. VII, cap. 16, № 1 – 3. В настоящее время Римская империя уже давно не существует в том виде, какою она была во времена древних отцов Церкви; тем не менее взгляд отцов, учителей и писателей церковных на четвёртого зверя, как на символ именно Римскаго царства, и на Римское царство, как на последнее всемирное царство, не потерял силы и до настоящего времени. Дело в том, что Римское, точнее Греко-Римское, царство продолжает жить, только в иной форме, во всех европейских царствах и во многих странах других частей света; потому что эти царства основались на развалинах Греко-Римской империи и суть её прямые наследники, получавшие от неё или чрез посредство неё христианскую веру, языки, богатую сокровищницу философии, литературы, науки, искусств, гражданский и государственный строй вместе с нравом и законами и т. п.; Подобно Риму, и даже еще в больших размерах, эти царства владычествуют над всею землею.