Сорокин В., протоиерей. Завет Божий.

«И сказал Бог. . .»

 

(Быт. I, 3, 6...)

 

Взяв в руки Библию, видим, что она озаглавлена: «Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета». Остановим свое внимание на этом словосочетании и найдем, что главным объединяющим словом, отражающим все содержание Библии, является слово «Завет».

 

Завет (от греческого — располагать, приводить в какое-либо состояние или положение) означает расположение, распределение.

 

Русское слово «завет» является производным от славянского «заветити», «завещати». Смысл этого выражения означает — оставлять после себя память, знание, сведения. В «Толковом словаре» В. Даля слово «завет» означает:

 

«Все, что завещано, свято наказано, заповедано; зарок, обет, обещание, договор, условие и основанный на нем союз. . . наказы Господни, на которых основан союз с Ним».

 

(Даль В. Толковый словарь живого Великорусского языка. Т. 1,

 

Д—3. М., 1928. С. 565.)

 

Усвоенное Церковью понятие «Завет» для обозначения содержания всей Библии имеет весьма глубокое значение.

 

Слово «Завет» является ключом ко всей Библии. Оно точно выражает суть Священного Писания. Если спросить, что составляет главную тему всей Библии, ответить можно кратко: Завет Божий. В этом легко убедиться, если обратиться к тексту Священного Писания. Слова «и сказал Бог. . .», «и заповедал Господь. ..» употребляются чаще других:

 

«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою».

 

(Быт. I, 1—2)

 

«И сказал Бог: да будет свет. И стал свет».

 

(Быт. 1,3)

 

«И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды».

 

(Ст. 6)

 

«И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так». ^ ^

 

«И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву сеющую семя,

 

дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором

 

семя его на земле. И стало так». ^

 

(Ст. 11)

 

«И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов».

 

(Ст. 14)

 

«И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной».

 

(Ст. 20)

 

«И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так».

 

(Ст. 24)

 

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми

 

гадами, пресмыкающимися по земле». ,

 

(Ст. 26)

 

В первых стихах Библии заключена великая тайна творения Богом мира. В этой великой тайне Господь открыл человеку один аспект — Свою творящую волю через Свое «и сказал. . . и заповедал. . .». На основании первых глав Библии видно — Бог есть творящая и заповедующая благодатная сила:

 

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему...

 

И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. . . И заповедал Господь Бог человеку говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь».

 

(Быт. I, 26; 11, 7, 16—17)

 

Завет Божий — это открытая человеку истина о том, что жизнь есть «благо», «добро», «дар».

 

«И увидел Бог все, что Он создал, и вот хорошо весьма».

 

(Быт. 1, 31)

 

Библия своим содержанием излагает наличие Завета Божия на земле и охватывает всех людей, все времена, все народы.

 

Первые главы Библии посвящены состоянию Завета Божия во всем творении и во всех людях.

 

В середине Библии много внимания уделено состоянию Завета Божия в еврейском народе и у других народов.

 

В конце Библии снова выразительно описано состояние Завета Божия там, где люди усвоили, что во Христе

 

«нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос».

 

(Кол. III, II)

 

Библия есть книга Завета Божия, Книга жизни всего мира.

 

ЗАВЕТ БОЖИЙ И ТВОРЕНИЕ

 

«. . .Говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель».

 

(Откр. 1, 8)

 

Из Библейского повествования о творении узнаем, что все сотворено Господом и все заключено в творческом слове Божием, т. е. все состоит в Завете Божием, все призвано жить.

 

Материальный и духовный мир как единое целое своим бытием обязан Богу Творцу, Триединому Господу — Отцу, Сыну и Святому Духу.

 

Господь сотворил мир «из ничего» Своей свободной волей и Своим всемогущим творческим словом все призвал «от небытия к бытию».

 

«Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего и что так произошел и род человеческий».

 

(2 Мак. VII, 28; ср. Рим. IV, 17; Евр. XI, 3; Быт. I, 3, 6, 9)

 

Бог и тварный мир сущностно различны, однако творение всегда и везде зависимо от Бога. Мир не автономен и не нейтрален по отношению к своему Творцу. Бог Творец поддерживает Своей любовью жизнь всего творения. Жизнь — это благодатный дар Божий для всех и всему. Бог Творец есть единственный владетель, в полном смысле этого слова, всего творения. Не человек, а Бог является началом, центром и венцом всего творения:

 

«Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель».

 

(Откр. I, 8)

 

Земля, человек, вселенная принадлежат друг другу и через Завет Божий составляют единое целое. В Завете Божием человек, как самое совершенное и одухотворенное создание, призван быть живой связью между небом и землей, между Творцом и творением. Начало вечному Завету Божиему было положено при самом сотворении человека в раю.

 

ЗАВЕТ БОЖИЙ И ЧЕЛОВЕК

 

«И сказал Бог: сотворим человека. . .»

 

(Быт. I, 26)

 

О творении человека в Библии сказано:

 

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над

 

птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею землею, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; вам сие будет в пищу. А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому гаду, пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма».

 

(Быт. I, 26—31)

 

Само творение человека Богом свидетельствует о том, что человек — творение необычное. Библия не просто свидетельствует факт творения, как, например, растений, животных, а она говорит, что творению человека предшествовал Божественный совет: «Сотворим человека.. .». Образ творения человека, описанный в первой главе книги Бытия ст. 26, и свидетельство девятой главы той же книги (стихи 1 —17) указывают, что человеческая жизнь выше жизни животных, отличие человека от бессловесного мира самым тесным образом связано с образом и подобием Божиим.

 

Ярко выраженную черту образа Божия в человеке можно видеть в том, что Господь вдунул в него дыхание жизни и тем самым поставил его на неизмеримо высокое положение. Это положение явилось отображением власти Бога в управлении тварями:

 

«.. .и да обладает рыбами морскими, и птицами небесными, и зверьми, и скотами, и всею землею, и всеми гадами, пресмыкающимися по земле».

 

(Быт. I, 26; ср. V, 1)

 

Адам означает общее наименование человека и заключает в себе значение как мужчины, так и женщины, вообще человеческое существо (Быт. V, 2). Адам был представителем всего рода человеческого. В противоположность многим видам и родам животных человек был единственным и уникальным созданием; от него как родоначальника была взята Ева.

 

Особенность человека состояла в том, что он создан по образу и подобию Божию. Образ Божий в человеке находится во внешнем отношении его к видимой природе.

 

«Соделаться образом Естества всем владычествующего, — по словам св. Григория Нисского, — не иное что значит, как при самом создании немедленно стать естеством царственным. .. Человеческое естество, поелику приуготовлялось для начальствования над другими, по причине подобия Царю вселенной, выставлялось как бы нашим одушевленным воображением, то общее с Первообразом имело и достоинство, и имя; но не в порфиру было облечено, не скипетром и диадимою показывало свой сан (его нет у Первообраза), а вместо багряницы облечено добродетелью, что царственнее всех одежд, вместо скипетра утверждено блаженством бессмертия, вместо царской диадимы украшено венцом

 

правды, так что в точности уподобляясь красоте Первообраза, всем доказывало царский свой сан».

 

(Св. Г р и г о р и й Нисский. Об устроении человека.

 

Творения. М., 1861. Ч. I. Гл. 4. С. 88.)

 

Мысль о том, что человек был создан по образу и по подобию Божию, во все времена была присуща христианскому церковному сознанию. Эта мысль четко и ясно раскрывалась Отцами Церкви в тех случаях, когда нужно было указать людям их истинное назначение и цель. В славянском и русском языке слово «образование» означает знание о том, что человек носит образ Бога в себе. А когда речь идет об образовании народа, это означает, что и весь народ носит в своей душе образ Бога. В образе и подобии Божием Отцы Церкви видят не простое отображение Божества, но такое отображение, которое непременно влечет чувства духовного начала в себе.

 

Святитель Афанасий Великий (+373) говорил:

 

«Создатель мира и Царь царей Бог, превысший всякой сущности и человеческого промышления, как благий и все превосходящий добротой, сотворил род человеческий по образу Своему, собственным Словом Своим, Спасителем нашим Иисусом Христом, и через уподобление Себе соделал его созерцателем и знателем сущего, дав ему мысль и ведение о собственной Своей вечности, чтобы человек, сохраняя это сходство, никогда не удалял от себя представление о Боге, и не отступал от сожития со святыми, но, имея в себе благодать Подателя, имея и собственную свою силу от Отчего слова, был счастлив и собеседовал с Богом, живя невинной, подлинно блаженной и бессмертной жизнью. Ни в чем не имея препятствия к ведению о Боге, человек, по чистоте своей, непрестанно созерцает Отчий образ, Бога-слова, по образу Которого и сотворен, приходит же в изумление, уразумевая Отчее через Слово о всем промышление, возносясь мыслью выше чувственного и выше всякого телесного представления, силой ума своего касаясь божественного и мысленного на небесах».

 

(Св. Афанасий Великий. Творения. Св. Троиц.-Серг. Лавра. 1902. Ч. 1. Изд. 2. С. 127.)

 

На Всеевропейской Ассамблее в Базеле в 1989 году единодушная вера христиан была выражена так:

 

«Бог создал нас всех единственными в своем роде человеками, по образу Своему, создал братьями и сестрами, как часть, глубоко зависящую от творения в целом. Бог призвал нас к жизни в любви — к установлению между собой отношений и структур любви. Человеческое общество должно быть образом безграничной любви, соединяющей три божественные Ипостаси в Троице; поэтому оно должно стать «кинонией» (общностью) любви. Священность человеческой личности занимает центральное место в тайне «ико-номии» (домостроительстве спасения). Творец «поместил человека на земле, — нового ангела, из разных природ составленного поклонника, зрителя видимой твари и сотаинника твари умо-созерцаемой, царя над тем, что на земле, но подчиненного горнему царству. . . живое существо, здесь предуготовляемое и затем переселяемое в иной мир, и, в завершение тайны, чрез стремление к Богу достигающее обожения» (Назианзин Григорий.

 

Слово 45, 7). Творение начинается и завершается в воплощении Слова Бога и в обожении человечества. «Христос сделал новым ветхого человека» (Ипполит. Против ересей. 10, 34, РС 16, 3454)».

 

(Заключительный документ Всеевропейской экуменической Ассамблеи «Мир и справедливость». 15—21 мая 1989. Базель. Швейцария. §§ 20—26. С. 8.)

 

ЗАВЕТ БОЖИЙ И УНИКАЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

 

«Бог говорит с человеком, и сей остается жив».

 

(Втор. V, 24)

 

Человек, единственное земное существо, обладает уникальной способностью — видеть и понимать смысл своей жизни. Помогает ему в этом заложенная при самом творении сила образа и подобия Божия. Человек не может не искать общения с Богом, не только как со своим началом и первообразом, но и как с совершенной жизнью. Вне живого и личного общения с Богом ничто не может успокоить дух человека, «все — суета и томление духа» (Еккл. 1, 14).

 

«Если какой человек ест и пьет, и видит доброе во всяком труде своем, то это — дар Божий».

 

(Еккл. Ш, 13)

 

«Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже».

 

(Пс. 41, 2)

 

Создавая человека по образу и подобию Своему, Господь тем самым даровал людям возможность непрестанно совершенствоваться. Завет в данном случае и есть тот уровень и те условия, в которых человек выявляет истину о том, что жизнь есть «благо», «добро», «дар» — «И увидел Бог, что это хорошо» (Быт. 1, 8, 10, 18, 21, 25. ..).

 

«Бог сотворил человека с тем, чтобы он познавал Бога, любил и прославлял Его, и через то вечно блаженствовал».

 

(Пространный христианский катехизис. М., 1909. С. 24.)

 

Земля и внешний мир служат человеку в достижении им высшего назначения. Вселенная постоянно располагает человека к тому, чтобы возвышаться своим духом к Богу:

 

«Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира, через рассматривание творений видимы».

 

(Рим. 1, ¡9—20)

 

Завет Божий включает жизнь как стройную систему, в которой человеку отведено важное место и высокое предназначение. Человек сотворен из элементов физической природы и является органической частью материального мира. Вместе с тем человек, как «образ и подобие Божие», занимает особое место, которое возвышает его над прочим тварным миром

 

(Быт. I, 26, 28; VIII, 6—9). Человек имеет бессмертную душу, обладает рядом высших качеств, которые роднят его с миром существ бесплотных.

 

Человек одарен всем необходимым для того, чтобы осознанно совершать свое творческое служение в Завете Божием. Действия человека влияют и имеют значение не только для него самого, не только на все человечество, но и на весь сотворенный мир. Человек призван являть в сотворенном мире любовь Божию и быть рачительным хозяином вверенного ему через Завет Божий материального мира.

 

«Господь создал человека из земли, и опять возвращает его в нее. Определенное число дней и время дал Он им, и дал им власть над всем, что на ней. По природе их, облек их силою, и сотворил их по образу Своему. И вложил страх к ним во всякую плоть, чтобы господствовать им над зверями и птицами. Он дал им смысл, язык и глаза, и уши и сердце для рассуждения. Исполнил их проницательностью разума, и показал им добро и зло. Он положил око Свое на на сердца их, чтобы показать им величие дел Своих, да прославляют они святое имя Его и возвещают о величии дел Его. Он приложил им знание, и дал им в наследство закон жизни. Вечный завет поставил с ними, и показал им суды Свои. Величие славы видели глаза их, и славу голоса Его слышало ухо их. И сказал Он им: «остерегайтесь всякой неправды»; и заповедал каждому из них обязанности к ближнему».

 

(Сирах XVII, 1—12)

 

В человеке духовный и материальный мир сочетались в полном единстве.

 

Условия Завета Божия для человека состоят в том, что он, будучи в постоянной сыновней принадлежности своему Творцу, ответственен за жизнь материального мира. Творческое служение человека в Завете Божием предполагает конкретный результат — жизнь мира должна соответствовать воле Божией (Иез. 36, 26—38).

 

Человек, как носитель образа и подобия Божия, ответственен перед Богом за все свое существование и за все свои дела:

 

«Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии».

 

(I Кор. VI, 19—20)

 

Уникальность жизни человека обнаруживается во многих аспектах и, в частности, в осознании самого себя, как существа живого, чувствующего, мыслящего, свободного, целеустремленного, способного распознавать добро и зло.

 

«Да живут богоугодно все христиане, — поучает преп. Симеон Новый Богослов, — да приближаются к огню божества и возгораются от Него, или каждый особо, или все вместе, если возможно, и сияют посреде, как боги. .. Я думаю, — продолжает преподобный отец, — что сие так есть воистину, и что такова о нас воля Бога, создавшего нас, почитавшего и прославившего славой образа Своего, создавшего нас по образу и подобию Своему».

 

(Преп. Симеон Новый Богослов. Слова.

 

Вып. II. М., 1890. Сл. 89. С. 477.)

 

ЗАВЕТ БОЖИЙ В ТАЙНЕ ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ

 

«Заповедал Господь благословение и жизнь на веки».

 

(Пс. 133, 3)

 

С понятием Бог и Завет Божий люди всегда связывали все свои самые чистые и светлые надежды и представления. В душе человека отражением бытия Божия является совесть, т. е. общение человека с Богом происходит через душевные чувства. Бог вне времени. Он вечен. Он имеет жизнь в Самом Себе (Ин. V, 26). Человек имеет душу и тело. Кто живет верой, надеждой и любовью, тот состоит в Завете Божием, тот является причастником жизни вечной, потому что богообщение является не последней целью жизни человека, а его естественным состоянием.

 

«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною».

 

(Откр. III, 20)

 

Неестественным для человека является состояние, при котором он исключает для себя диалог с Богом, когда человек чувствует себя одиноким, когда он не отвечает на любовь Божию.

 

«Человек, который в чести и неразумен, подобен животным, которые погибают». (Пс щ ^ 21)

 

Вечная жизнь — это единое целое земной и загробной жизни. Вечная жизнь — это Божественная тайна, в которой через Завет Божий таинственно объединены вечное и временное, духовное и материальное.

 

Святые Отцы и Учители Церкви в самом определении образа и подобия Божия в человеке видели указание на целеустремленность временной жизни человека к Богу, к вечной жизни. Святитель Иоанн Златоуст учит о нравственном значении образа Божия в человеке так:

 

«Бог хощет, чтобы мы были подражателями Ему в добродетели. Что значит „по образу"? Бог свят: если мы святы, то мы — по образу Божию. „Будьте, говорится, святы, ибо свят Я Господь, Бог ваш" (Лев, XIX, 2). Бог праведен, если мы поступаем по правде, то мы — образ Божий. „Ибо Господь праведен, любит правду" (Пс. X, 7). Если мы человеколюбивы, милостивы, то мы — образ Божий. „Будьте милосердны, — говорит Спаситель, — как и Отец ваш милосерд" (Лук. VI, 36). Видишь, в чем образ? И Павел показывает, в чем состоит образ, говоря: «Совлекшись ветхого человека и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его (Кол. III, 9, 10). Видишь, что „по образу Нашему" относится к добродетелям». (С в. Иоанн Златоуст. Творения. СПб., 1900 Т. 6.

 

Кн. I, С. 788.)

 

Священное Писание дает основание для различия образа от подобия Божия в человеке. Указание бытописателя, что Бог в совете Святой Троицы определил создать человека по образу и по подобию Своему, в самом акте творения не повторяется. Бытописатель о самом сотворении говорит:

 

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его».

 

(Быт. 1, 27)

 

О подобии здесь не упоминается и тем самым указывается на то, что образ Божий дарован человеку в самом сотворении, как нечто прирожденное духовной природе человека, а подобие дано только в возможности;' есть только идеал, к которому человек может приближаться путем раскрытия богодарованных сил и способностей своего существа.

 

Святитель Григорий Нисский о различии образа от подобия говорил так:

 

«Быть по образу Божию свойственно нам по первому нашему сотворению, но сделаться по подобию Божию зависит от нашего произволения. И сие, зависящее от произволения, существует в нас только в возможности; приобретаем же оное на самом деле посредством нашей деятельности. Если бы Господь, намереваясь сотворить нас, не сказал предварительно: „сотворим и по подобию", и если бы не даровал нам возможности быть по подобию, то мы собственной силой и не могли бы быть по подобию Божию. Теперь же мы в сотворении получили возможность быть подобными Богу. Но, дав нам сию возможность, Бог нам самим предоставил быть деятелями нашего подобия с Богом, чтобы удостоить нас приятной награды за деятельность; чтобы мы не были подобны изобретениям бездушным, делаемым живописцами; чтобы то, что составляет наше подобие, не служило в похвалу другому. Ибо видя изображение, точно изображающее свой первообраз, ты не изображение хвалишь, но живописцу удивляешься. Так и здесь, для того, чтобы удивление принадлежало мне, а не другому, мне самому предоставлено то, чтобы я был по подобию Божию. „По образу" составляет во мне то, что я одарен разумом; а „по подобию" делаюсь я сам, делаясь Христианином». (Христианское Чтение. Ч. III. СПб, 1840. С. 321—322.)

 

Из этого предельно ясного высказывания святого отца можно заключить, что «образ Божий» находится в самой природе нашей души, в ее разуме, в ее свободе, а «подобие» — в самом совершенствовании разума человеческого, в его свободной воле, в добродетельной и святой жизни, в человеческом стремлении получения даров Святого Духа. Кроме свт. Григория Нисского многие святые Отцы Церкви именно таким образом различали образ от подобия. Для примера можно воспользоваться словами свт. Иоанна Златоуста, который учит, что

 

«. . .выражение „по образу " указывает преимущественно на господство человека и на его власть над всем, а рядом с этим „подобие" означает совершенство в добродетелях». (Св. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 6. Кн. II. СПб, 1900. Святой Иоанн Дамаскин тоже говорит: 845.)

 

«. . .выражение „по образу" указывает на способность ума и свободы, тогда как выражение „по подобию" означает уподобление Богу в добродетели, насколько оно возможно для человека». (Св. Иоанн Дамаскин. Творения. Т. I. СПб, 1913. С. 212.)

 

«Человек с самого рождения своего получает преимущество быть отобразом Божиим, — учит Климент Александрийский, — подобия же Богу он должен достигать впоследствии через совершенствование».

 

(К л и м е н т А л е к с а н д р и й с к и й. Строматы. II,

 

22. Ярославль. 1892. С. 291.)

 

ЗАВЕТ БОЖИЙ И СЛУЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

 

«Он дал нам способность быть служителями Нового Завета».

 

(2 Кор. Ill, 6)

 

Через осознание себя, как образа и подобия Божия, а также через свою свободу человек приносит Творцу служение от лица всего творения. Обнаруживая в природе славу и святость Божию, стремясь к достижению совершенства в любви Христовой (I Ин. IV, 16—21), раскрывая в себе образ и подобие Божие, восполняясь богоподобными совершенствами, человек сознательно и свободно прославляет Творца и Господа (Пс. 148) и таким образом отвечает на любовь Божию.

 

Являясь в Завете Божием сознательной и одухотворенной личностью, человек, как венец творения и как благоговейный священнослужитель среди всего сотворенного, объединяет в себе действие восприятия любви и славы Божией и действие приношения их к Богу.

 

«Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня, и кто наблюдает за путем своим, тому явлю Я спасение Божие». ^g 23)

 

Только человеку свойственно чувство благоговения перед святыней, только человеку доступно понимание святости.

 

Только человеку дан великий дар — слышать и понимать Завет, завещание Божие. Своими чувствами человек слышит зов Божий и понимает, что у всего сотворенного есть един Бог — Отец, Сын и Святой Дух, — Который наделил созданные Им существа различными дарами. Человеку же Творец дал наилучшие и наивысшие дары: свободу, способность самоопределения и способность духовного самосоздания, т. е. способность быть личностью. На пути своего самоопределения и духовного самосоздания как личности ведущее значение для человека имеет вера в Бога, который есть Сам абсолютно свободная Личность, бесконечная Святость, всесовершенный Разум и безграничная Любовь.

 

Завет Божий — это те условия, в которых человек совершает свое служение. Задача человека в Завете Божием состоит в том, чтобы через священнодействия вырасти в личность, преображенною любовью Божией.

 

Вся творческая активная деятельность человека является выражением его внутреннего чувства или как служения Божия, или как бессмысленной случайности. Вот почему важное значение имеет осмысленное научное познание законов бытия мира. При этом важно заметить, что жизнеутверждающим является та деятельность человека, которая совершается в любви Божией. Священное Писание на этом особенно настаивает:

 

«Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто».

 

(/ Кор. XIII, 2; ср. Филип. I, 8, 9, 10; 1 Тим. I, 5—7; I Кол. 1, 7—9; I Петр. 1, 22; 2 Петр. I, 3—9.)

 

Знание есть следствие любви познающего к познаваемому, ибо любовь проявляется в общении и соединении, а не в противопоставлении себя и своих интересов.

 

При этом важно заметить, что истинное знание Завета Божиего возвышает человека, возводит его на высокую ступень «венца творения». Вся-

 

кая же попытка свою волю сделать законом бытия мира повергает человека в бездну хаоса и бессмыслицы. Достоинство человека состоит не в нарушении Завета Божия, а в умении ему подчиниться.

 

«Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих».

 

(Мф. XX, 25—28)

 

Участие человека в Завете Божием выражается не в том, что он все возлагает только на Бога, а сам остается пассивным и безвольным исполнителем. Это участие требует от каждого человека сочетания беззаветной преданности Богу с величайшей энергией человеческого творчества. Человек призван быть «соработником у Бога» (I Кор. III, 9). Этой задаче призвана служить вся человеческая культура, наука, искусство и общественная деятельность. . . А отказ от борьбы за подлинное духовное и физическое благо мира есть недостойная человека капитуляция и самоисключение из Завета Божия.

 

«Вот я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло. Если будешь слушать заповеди Господа, Бога твоего, которые заповедую тебе сегодня, любить Господа, Бога твоего, ходить по всем путям Его, и исполнять заповеди Его и постановления Его и законы Его: то будешь жить и размножишься, и благословит тебя Господь, Бог твой, на земле, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею. Если же отвратится сердце твое, и не будешь слушать, и заблудишь, и станешь поклоняться иным богам и будешь служить им: то я возвещаю вам сегодня, что вы погибнете, и не пробудете долго на земле, которую Господь Бог дает тебе, для овладения которою ты переходишь Иордан. Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа, Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывать тебе на земле, которую Господь Бог с клятвою обещал отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову, дать им».

 

(Втор. XXX, 15—20)

 

«Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни. . .»

 

(Откр. XXII, 14)

 

«Если ты, человек, сам не повредишь себе, не может повредить тебе ни друг, ни враг, ни сам диавол».

 

Св. Иоанн Златоуст. Творения. СПб, 1898. Т. IV. Кн. 2.

 

С. 862.)

 

Пребывать в Завете Божием для человека есть подвиг, который совершается всей его жизнью. Этот подвиг предполагает полное и свободное развитие его как личности, созданной по образу и по подобию Божию. Но личности, которая не сама по себе, а личности, которая занимает

 

важнейшее место среди сотворенного мира и потому имеет ясные и определенные обязательства. Завет Божий гарантирует полноту жизни при условии соблюдения человеком тех форм, которые наглядно связывают его со своим любящим Отцом и со всем творением, дают чувствовать святость творческой деятельности. Для человека важны и необходимы только те формы жизни, которые подлежат развитию. Жизнь человека, жаждущего истины, испытывающего сомнения, стремящегося всегда к большему познанию, прекраснее его приобретенных знаний и достигнутых свершений. Стремление вперед, на какой бы низкой ступени человек ни стоял, ценнее остановок на самых высших ступенях развития:

 

«Будите убо совершени, якоже Отец ваш небесный совершен есть».

 

(Мф. V, 48)

 

В последовании Божественной Литургии святителя Василия Великого сказано:

 

«. . .создав бо человека, персть взем от земли и образом Твоим, Боже, почет, положил еси его в ром сладости, бессмертие жизни и наслаждение вечных благ в соблюдении заповедей Твоих обещав ему.. .»

 

При совершении таинства Крещения особо подчеркивается мысль, что главным для человека в Завете Божием является развитие жизни по заповедям Божиим:

 

«Даждь ему во всех заповедех Твоих ходити и угодная Тебе сохраните яко аще сотворит сия человек, жив будет в них. Напиши его в книге жизни Твоея, соедини его стаду наследия Твоего. . .»

 

(Молитва во еже сотворити оглашенаго).

 

Неизмеримо высокое положение человека в Завете Божием предполагает, что он все больше и больше будет осознавать себя чадом божественной любви, что он служитель Божий, а не наемник. К человеку Господь постоянно взывает: Отзовись! Где ты?

 

Дело не в том, что человек является как бы равным с БОГОМ или что Бог не может действовать без человека. Господь призывает человека откликнуться на Его любовь, чтобы усилилась свобода человека и ярче заблистали его личные особенности и его личная святость.

 

«Надлежит тебе прежде соблюсти чин человека, а потом участвовать в славе Божией. Не ты творишь Бога, но тебя творит Бог. Посему, если ты творение Божие, то жди руки живого Художника, все делающего в надлежащее время, — в надлежащее именно относительно тебя, предмета Его творения. Предоставь же Ему твое сердце, мягкое и покорное, и соблюдай образ, который дал тебе Художник, имея в себе влажность, чтобы огрубевши тебе не утратить следов перстов Его».

 

(Св. И р и н е й, е п. Лионский.

 

Против ересей. Кн. IV. Гл. XXXIX. 2. СПб, 1900. С. 437.)

 

Человек призван быть рачительным хранителем творения Божия. Хранение — не владение, не господство в своих собственных целях. Хранение в библейском понимании это благоговейное служение человека Богу от лица всего творения.

 

Служение Богу составляет суть жизни человека. Если человек не служит Богу, он служит себе. А служение себе — это эгоизм. Эгоизм же человека можно сравнить с тем состоянием человека, когда он оказывается в маленькой комнате, куда не проникает ни свет, ни воздух. В таком положении человек, вдыхая и выдыхая воздух, сам себя убивает. Зло эгоизма такое же начало духовной смерти, как выдыхаемый углекислый газ для тела.

 

Опубликовано: Вестник Ленинградской духовной академии. 1990. № 1. С. 51-63

 

 

 

ЗАВЕТ БОЖИЙ И СВОБОДА ЧЕЛОВЕКА

 

«К свободе призваны вы, братия..

 

(Гал. V, I

 

Завет Божий предполагает взаимодействие Божественной воли творческого служения человека. Поскольку человек среди всего сс творенного является самым совершенным творением, он выступает Завете Божием как бы другой стороной от лица всего сотворенной Условия бытия мира во многом связаны с деятельностью человек; но зато и человек также тесно связан с условиями бытия мир Блаженное состояние прародителей в раю характеризуется те* нейшим отношением человека к Богу. Это союз, а точнее сказать, 3; вет Божий отражает идеальную расстановку сил. В силу этого Завег Господь непосредственными откровениями руководит человеком, д лает его высшим представителем всего творения, поселяет его в пр красных условиях в раю, дарует ему вечную бессмертную жизнь. С стороны человека ожидается только совершенное согласование св ей деятельности с волей ТВОРЦА. Это непременное и основополаг ющее условие Завета Божия. Через согласование своей воли с вол< Божией человек отвечает на любовь Божию. Следовательно, 3 вет — это свободный, сыновний диалог человека с Богом. Этот ди лог необходим человеку для осознания себя и своего пути в жиз^ Бог взывает, а человек отвечает. Так в виде диалога и представле* книге Бытия первый опыт жизни человека. Обратимся к тексту Бр лии.

 

* Продолжение. Начало см. в № 1.

 

Начало сознательной жизни человека на земле относится к тому времени, когда Господь поместил его в раю («Ган-Элогим», то есть Сад Божий). В этом-то раю человек должен был по промыслу Божию провести «детский» «младенческий» возраст своего развития.

 

Среди многочисленных и прекрасных на вид и приятных на вкус райских деревьев были насаждены Богом два особенные дерева — Древо Жизни и Древо Познания добра и зла.

 

«Человеколюбивый Господь, как Творец, предвидя, какой вред может с течением времени произойти от большой свободы, произрастил и древо жизни посреди рая, и древо еже видети разуметельное добраго от лукавого, от которого (дерева) немного спустя, и повелит человеку воздерживаться, дабы знал (человек), что он всем наслаждается по благодати и человеколюбию (Божию), и что есть Господь и Творец как его естества, так и всего видимого».

 

(Св. Иоанн Златоуст. Творения. СПб, 1898. Т. IV. Кн. 1, с. 107).

 

В виде насажденного в раю «древа познания добра и зла» Господь поставил свободному человеку условия, завет, заповедь: самому явить свое место в Божественной любви. Свобода человека это испытание его любви и благодарности к Своему Создателю. Через «древо познания добра и зла» человеку и предоставлена была возможность явить или отвергнуть любовь и благодарность своему Творцу.

 

Мы не знаем сущности тех деревьев, которые были помещены в раю. Среди свв. Отцов есть высказывание, что дерево запретное было само по себе обыкновенное, а вся суть была в запрете как испытании свободы человека. По словам св. Исаака Сириянина,

 

«древо жизни есть любовь Божия, от которой отпал Адам; и с тех пор не встречала уже его радость».

 

(Добротолюбие. М., 1895. Т. 2, С. 743.)

 

Ввиду того что жизнь и свет человека всегда были в ипостасном СЛОВЕ БОЖИЕМ («В Нем была жизнь и жизнь была свет челове-ков» — Иоан. I, 4), то древо жизни в благотворном действии своем на естественную жизнь было величественным знамением благодатной жизни в Боге. Преподобный Серафим Саровский говорит:

 

«Господь не одну плоть Адамову создал от земли, но вместе с ней и душу, и дух человеческий; но до этого мгновения, когда Бог вдунул в него Дыхание жизни, Адам был подобен прочим животным, имеющим тоже и дух и пользующимся также благодатию Духа Святаго, разлитою в воздухе земном и дарующем им силы на продолжение их бытия и пользование всем, что от Бога им на земле предоставлено, — но однако не тем освящением и преискренним со духом нашим человеческим и душей нашей и плотью нашей Боготворящим сопребыва-нием с нами благодати Духа Святаго, которое даровано лишь одному венцу творения Божиего — человеку! Вот почему сказано: «и опочи Бог от дел Своих», — ибо иволил сотворить венец Своему творению — человека, сердце которого предназначил Себе на веки веков жилищем Своим на земле. Вот почему Адам, когда преисполнился Дыханием жизни, то ощутил в сердце своем такую премудрость, что мог вполне усмотреть все свойства, силы, способности и наклонности каждого творения на земле, и нарек им имена, всем проявлениям их природы соответствующие, и облекся в такую непреоборимую мощь, что его ни огонь не жег, ни вода не топила, ни мраз воздушный не леденил, ни

 

пропасти земные не поглощали. Такою же точно благодатью Духа Свята была проникнута и праматерь наша Ева; и в сей-то благодати пребывая, о могли видеть Господа и беседовать с Ним. — Сей благодатью они еще бол преисполнились, когда вкушали от плода дерева жизни, и ее-то могли лишит ся вкушением от плода древа познания добра и зла, — как и лишились, когдг противность заповеди Божией вкусили от плода его. Как сила благодати Б жией, заключенная в плодах древа жизни, могла давать праотцам нашим Ар му и Еве продление жизни нашей во веки вечные, так и в плодах древа познан добра и зла заключалась сила, которая, при несообразном с волею Божи вкушении их, могла прочить человеку смерть и душевную и телесную. В почему Господь строго заповедал Адаму не вкушать от плода сего».

 

(О цели христианской жизни. Беседа преп. Серафима Саровского с Н. А. Мотовиловым. Серг. Посад. 1914. С. 11—12.)

 

Значение и цель данной человеку заповеди не вкушать от дре: познания добра и зла состоит в том, чтобы дать возможность челов ку самому себя испытать, для упражнения и укрепления в свобо, его нравственных сил. Исполняя эту заповедь, человек сознательно свободно совершенствовался и духовно возрастал. В бесконечнс восхождении к Богу, от славы к славе, приемля благодать за благ датью, по слову Писания, — великое назначение человека. Этии подвигами самообладания и самоутверждения, все более и более у репляясь в добре, человек под воздействием благодати Божи< призван достигнуть, наконец, нравственной невозможности д лать зло.

 

. . .О, я хочу безумно жить; Все сущее — увековечить, Безличное — вочеловечить, Несбывшееся — воплотить!

 

Пусть душит жизни сон тяжелый, Пусть задыхаюсь в этом сне, — Быть может, юноша веселый В грядущем скажет обо мне:

 

«Простим угрюмство — разве это Сокрытый двигатель его? Он весь — дитя добра и света, Он весь — свободы торжество!»

 

А. Блок, 1914 г.

 

ЗАВЕТ БОЖИЙ И ТРУД ЧЕЛОВЕКА

 

«Труды праведного — к жизн (Притч. X, и

 

В качестве видимого и ощутимого средства познания и соверше) ствования человеку дан Труд. Человек призван не просто преб! вать в раю, а «возделывать и хранить его» (Быт. II, 15), то есть возд

 

лывать землю, иметь уход за растительным и животным миром. Этот труд должен, прежде всего, развивать и совершенствовать физические силы человека. Но, с другой стороны, физический труд имеет для человека и высшее духовное значение, ибо ставит его в особенную близость к предметам природы, дает ему возможность изучать законы природы и тем обогащать свой ум. Кроме того, изучая предметы и явления природы, человек опытно познает совершенства Творца, Его премудрость и благость и тем учится благоговеть пред Ним и любить Его. Труд — это служение Богу делом. Библия указывает на то, что труд явился не только после грехопадения, но был заповедан человеку от начала. В нем должен человек совершенствовать свои способности, данные ему с образом Божиим на путях к уподоблению Богу. Труд в Завете Божием есть ответ человека своему Творцу делом: «Вера без дел мертва» (Иак. П, 20). Делами достигает совершенства (Иак. II, 22).

 

Наречение имен животным, которых Господь привел к Адаму (Быт. II, 19—20), является знаком выделенности человека из животного мира. С другой стороны, изучая роды и свойства животных и нарекая им имена, соответствующие их природе, Адам показывал совершенство своего ума, развивал свои умственные способности, полагал начало языку как средству сообщать свои мысли другим. В образе наречения человеком «имен всей твари» дается глубокое указание на высокое преимущество человека над физической природой, ибо в истории человечества всегда считалось, что давать имя имел право только хозяин. Здесь дан как бы первый акт вступления человека в свои хозяйские права. Здесь налицо действенность Завета Божия в жизни вообще и в жизни человека в частности, как представителя всего творения.

 

Человек призван жить. Уже потому что он рождается, потому что ему даруется эта жизнь, он должен следовать этому призванию — жить. С первой минуты после своего рождения человек вступает в прямую связь с видимым миром: он начинает изучать его, постепенно осваивается со своей «ролью», свои наблюдения проверяет и подкрепляет непрерывно повторяющимися опытами, ошибается, наконец, ощущает себя не только обязанным подчиняться законам этого мира, но и считает вправе диктовать ему свои условия, обладать им, активно вмешиваться в жизнь окружающей его природы. Человек чувствует себя одновременно и ничтожнейшей, беспомощнейшей частицей, песчинкой в бесконечном пространстве космоса, и разумнейшим, прекраснейшим существом, возможностям которого в познании и освоении Вселенной нет предела.

 

Сотворив Адама — первого человека, — Бог, по библейскому рассказу, дал в лице его всем его потомкам заповедь: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычест-вуйе над...» (Быт. I, 28). И еще:

 

«Взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду

 

Едемском, чтобы возделывать его и хранить его»

 

(Быт. II, 15).

 

С самого начала Господь поставил человека над всем Своим тв рением, или, как говорит псалмопевец Давид, «владыкою над делал рук Своих; все положил под ноги его» (Пс. VIII, 7). И труд челов ка — это отображение благого дела творения Богом мира. Эта п раллель проводится ясно в одном из псалмов пророка Давида, в к тором воспевается великое дело Божие — сотворение мира — иг ворится о труде человека, который «выходит на дело свое и на рабо свою до вечера» (Пс. 103, 23). Труд человека, как и все его дела и в что заповедал ему Создатель, есть исполнение воли Божией о твор нии. Наделив человека стремлением к совершенству, к богоуподо лению, Бог дал ему видимый, ощутимый путь познания себя и окр жающего мира через способность трудиться.

 

Поселив человека в прекрасном райском саду, Господь сделал ч ловека садовником на земле. Заботы человека-садовника определ ны ясно и определенно — хранение и возделывание порученного ер сада-земли.

 

Хранение предполагает активную трудовую деятельность. Д. того чтобы сохранить то хорошее, что есть в охраняемом предмет надо постоянно о нем заботиться. При этом важно заметить сущес вующую в природе закономерность, которая заключается в том, ч имеющееся хорошее сохраняется только при условии духовного с вершенствования этого хорошего. Господь Иисус Христос об эт< естественной закономерности сказал:

 

«Кто имеет, тому дано будет и приумножиться, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет»

 

(Мф. XIII. 12).

 

Желание сохранить имеющееся хорошее без его развития нико да не даст положительного результата. Без развития, без соверше] ствования все погибает. За примерами можно отбратиться к раст; щим в саду плодовым деревьям, цветам. В результате прививки, bhi мательного и заботливого ухода из простого шиповника вырастав прекрасная роза и так далее. И все окультуренное, если оставляете без ухода и заботы, быстро превращается в дикое состояние.

 

Поэтому вместе со словами «хранить» в Библии сказано «и во делывать». Здесь заложен для человека-садовника важный принци все имеющееся хорошее возделывать, то есть улучшать, развиват совершенствовать. Человек-садовник призван своим трудом укр; шать мир.

 

ЗАВЕТ БОЖИЙ И МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА

 

«И сказал Господь Бог: не хорошо бьг человеку одному»

 

(Быт. II, П

 

В отношениях людей между собой на первом месте всегда стс ят отношения мужчин и женщин. Библия об этом повествует та1

 

Сотворению жены предшествует совет Божий (Быт. П, 21 —25), подобно как и сотворению мужа, а затем сам образ творения жены Бытописателем представляется в следующем виде:

 

«И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. . . И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: Вот кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться жена, ибо взята от мужа своего. Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились»

 

(Быт. II, 18, 21-25).

 

«Одно из ребр его» (II, 21). Св. Иоанн Златоуст в 15-й беседе на книгу Бытия говорит:

 

«Велика сила этих слов, она превосходит всякий разум человеческий, не иначе можно понять величие их, как только рассмотрев их очами веры. Итак, взявши ребро, Господь Бог, сказано, создал жену. Чудное дело, безмерно превышающее наш ум! Таковы и все дела Господни. В самом деле, создание жены из ребра Адамова не меньше создания человека из персти. При этом обрати внимание и на снисхождение божественного Писания — какие слова употребляет оно ради нашей немощи. И взял, сказано, едино от ребр его. Не разумей слова эти по-человечески, но знай, что употреблены грубые речения приспособительно к немощи человеческой. Ведь если бы Писание не употребляло этих слов, то как бы могли мы узнать нейзглаголенные тайны?»

 

(Св. Иоанн Златоуст.

 

Творения. Т. IV. Кн. I. СПб, 1898. С. ¡20-121.)

 

В древнем греческом переводе 70-ти толковаников сон Адамов назван исступлением и указывает, что это было особенное восторженное состояние духа, в котором Адам мог понимать таинственный смысл происходящего (ср. ст. 23). Сотворив жену из ребра Адамова, Господь соблюдает при этом единство корня, от которого должно было произойти все человечество, и устанавливает естественное расположение, привязанность и любовь между мужем и женой. На эту тесную связь мужа и жены Адам указал, когда приведенную к нему новосозданную жену назвал костью от кости и плотью от плоти своей. Словами 24-го стиха устанавливается брачный союз между пер-восозданным мужем и женой. Господь наш Иисус Христос указывает, что слова эти устанавливают нерасторжимость брачного союза:

 

«Что Бог сочетал, того человек да не разлучает»

 

(Мф. XIX, 3 — 6).

 

«А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем». (/ Кор. VII, 10).

 

Таким образом, истинной богоустановленной формой брачного союза является нерасторжимый союз единого мужа с единой женой (моногамия), и все другие виды брачного сожития (например, полигамия) являются извращением первоначально установленного Са-

 

5 Вестник ЛДА, № 2

 

65

 

мим Богом брака. О состоянии первозданной четы Бытописатель г ворит: «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» (Быт. I 25). Нагота первых людей указывала на то, что тело человека, н поврежденное грехом, не нуждалось ни в какой защите от действ! сил и явлений природы; полное физических совершенств, оно не тр бовало и никаких посторонних украшений.

 

В то же время нагота, чуждая стыда, указывала и на нравстве ную невинность, внутреннюю чистоту человека. По словам св. Иоа на Златоуста,

 

«. . .люди жили в раю, как ангелы, не разжигались похотью, не распаляли и другими страстями, не обременялись нуждами телесными, но будучи созда] вполне нетленными и бессмертными, не нуждались даже в прикрытии оде дою».

 

(Се. Иоанн Златоуст. Творения. Т. IV. Кн. I. СПб, 1898. С. 123.)

 

Наряду с этим отмечается, что и союз мужчины и союз женщин с началом сознательной жизни человека освящается более прочны союзом, чем естественное соотношение двух полов. Адам принимав на себя главенство в семье и отмечает, что союз семьи — целеус ремлен на пути богоуподобления построений в человеческом роде -выше всех других родственных и тому подобных связей.

 

«И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моея. Она (. дет называться женою, ибо взята от мужа своего. Потому оставит человек от своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плот

 

(Быт. II, 23—24).

 

В устах сотворенного Адама — это величественное пророчество путях человеческого рода. Этим вместе с тем утверждается таинст] брака. Это таинство как данное от начала Самим Господом наши Иисусом Христом при основании Церкви было не вновь утвержден а только подтверждено.

 

«И приступили к Нему фарисеи, и, искушая Его, говорили Ему: по всяк ли причине позволительно человеку разводится с женою своею? Он сказал I в ответ: Не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчину и женщину сот! рил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать, и прилепится к же своей, и будут два одной плотью. Итак, что Бог сочетал, того человек да разлучает. Они говорят Ему: Как же Моисей заповедал давать разводи письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию ваше! позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так»

 

(Мф. XIX, 3—8).

 

Своим присутствием на браке в Кане Галилейской Госпо; Иисус Христос благословил брак, как таинство Церкви (Ин. I 1 — 12).

 

Сотворение женщины из ребра Адама и первый брак заключает себе глубочайшую мысль о единстве, всеобщей родственности чел веческого рода, распространение закона любви за пределы «малс церкви» — семьи — на «великую Церковь» всечеловеческую, к< торую утвердил на земле Сын Божий — Господь наш Иис] Христос.

 

ЗАВЕТ БОЖИЙ И ЛЮБОВЬ БОЖИЯ

 

«Господь Бог. . . будет милостив по любви Своей»

 

(Соф. III, 17)

 

Среди всего сотворенного только человеку Господь даровал способности чувствовать любовь Божию. Любовь Божия есть один из основных внутренних законов Завета Божиего человеку.

 

В духовном развитии человека любовь Божия есть основная сила, помогающая ему восходить по светлой лестнице богоуподобления и обожения.

 

Завет, установленный Богом с человеком, есть мера предохранительная и воспитательная, есть норма и идеал. Он требует от человека постоянства в освоении закономерностей. Для этого человеку Господь даровал разум, свободную волю и чувства. Это имеет особое значение в связи с огромной ответственностью, которая возложена на человека.

 

Из библейского повествования ясно, что весь мир сотворен Господом для любви, святости, славы и блаженства. Утвердить и творчески применить условия Завета, то есть засвидетельствовать божественную любовь в условиях тварного природного бытия есть великое назначение и признание человека. Все творение по природе не является злым, и люди по своей природе не грешники. Обо всем сотворенном, включая и человека, в Священном Писании сказано: «И увидел Бог, что это хорошо» (Быт. I, 8, 10, 13).

 

Завет Божий предполагает гармоничное сочетание законов Бытия. Движущей силой этих законов, динамикой развития мира является Божественная любовь. Ясное указание на это имеется в Библии. Находясь в раю, люди были близки к Богу и Бог к ним. Они были в постоянном и непосредственном общении с Ним: «И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю.. .»

 

(Быт. III, 8).

 

В это же время люди жили в любви друг с другом. Эта любовь так объединяла людей, что они хотя были двое, но жили, думали, действовали, как один: в полном единомыслии и единодушии. Указание на это есть в Библии, где говорится о сотворении Богом Евы: «. . .кость от костей моих и плоть от плоти моея», «будут одна плоть» (Быт. III, 22—25).

 

До грехопадения люди жили в любви и близком общении со всеми животными. Указания на это также находится в Библии, где говорится о наречении Адамом имен зверям и птицам (Быт. II, 19, 20), о разговоре Евы со змием (Быт. III, 1).

 

Питание у людей до грехопадения было совсем иное. Люди не только не питались мясом животных, но и в плодах не уничтожали жизни, так как питались только такими плодами, которые имеют семена. (Быт. I, 19, 30).

 

5*

 

67

 

Человек развивался и совершенствовался по закону любви к Б и ко всему творению. Но любовь предполагает всегда свободу вы ра. В Завете Божием это означает, что человек может стремит к утверждению в своей жизни условий Завета, а может и противи ся им. В своем выборе он свободен. Священное Писание, однако, ворит, что всякий выход человека за пределы условий Завета Бож го наносит вред самому человеку, отчуждает его от истинно блаж ной жизни. В Священном Писании понятие греха так и характера ется — беззаконие. «Делающий грех, делает беззаконие» (I Ин. 4), то есть там, где нет закона, там хаос, там человек теряет се

 

«Бог есть любовь» (I Ин. IV, 8), источник всех благ, следовате но, попытка человека из предмета любви превратиться в саму . бовь есть для него недостижимая цель, самообман. Человек приз быть в Любви Божией, а не заменить собой Бога. Человек приз любить Бога.

 

Согласно библейскому повествованию, самую существенную с рону в искушении первых людей составляло то, что они пожел быть «как боги». Это было дерзновенное желание человека сразу постигнуть всю полноту высшей тайны бытия. В Библии не сказ; что Господь осудил человека за такое дерзновенное желание. I ховным в пожелании первых людей было не само по себе стремле к божественному совершенству, а стремление к внешне обособлеь му, абсолютному совершенству. Быть не с Богом и в Боге, а как б

 

С того момента, когда человек решил скрыться от лица Госп Бога, начинается его самообман, то есть раздвоенность и отчуж; ность. Завет есть диалог, а человек не отвечает на призыв. Из Биб известно, что цель человека такова:

 

«Будьте совершенны, якоже совершен Отец ваш Небесный»

 

(Мф. V, 48).

 

«Святы будьте, ибо свят Я Господь ваш»

 

(Лев. XIX, 2)

 

Жажда человека к жизни, его порывы к счастью, чистоте, свят ти и совершенству, его вера, его желание быть свободным — все есть действенные дары любви Божией. Все это есть признак того, человек призван отвечать на зов Божий. Если спросить, что та вера в Бога или вера Богу, можно ответить: это жажда жить в лю Божией.

 

Во всей человеческой истории все лучшее, все истинно велик< животворное руководствовалось законом любви к более совери ному, более возвышенному, чистому, святому. Где жажда люо£ совершенству угасала, там начиналась область бесчувственног бессмысленного хаоса — беззакония. Такое состояние с библейс точки зрения является болезнью. Грех человека есть болезнь в ровом организме всего творения. Это целый процесс, который в С щенном Писании называется «оскудение любви»:

 

«По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь»

 

(Мф. XXIV, 12).

 

Где нет должного благоговения перед жизнью, как даром любви Божией, перед стремлением к совершенству и святости, перед Богом, как чудом из чудес, там нет истинного понимания цели миробытия и человека. В свете библейского откровения, явленного нам в лице Богочеловека, ясно, что призванием человека является совершенство в образ Отца Небесного к богосыновней истине. Движущей силой этого совершенства является любовь:

 

«Кто не любит, тот не познал Бога; потому что Бог есть любовь»

 

(/ Ин. IV, 8).

 

ЗАВЕТ БОЖИЙ И ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

 

«Забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе»

 

ОФилип. Ill, 13-14)

 

Истинная жизнь человека в Завете Божием состоит не в накоплении знаний и силы, не в ограниченной святости и справедливости, не во временном блаженстве и довольстве, а в непрестанном развитии, в стремлении к большему знанию, к истинному блаженству, к совершенству в любви Божией.

 

Человек призван не просто наблюдать и открывать для себя мир, а стремиться понимать, узнавать и чувствовать смысл во всем сотворенном. Источником совершенствования есть осознание человеком своего божественного происхождения, сознание Бога, как своего начала и своей цели, сознание своей жизни, как жизни в Боге. Если бы человек по своем сотворении был представлен исключительно самому себе, то есть если бы не было Завета Божиего, основанного на любви, тогда бы знания человека, его могущество и блаженство имели бы своим содержанием узкий замкнутый круг в самом человеке. Тогда человек был бы просто сгустком эгоизма и гордыни. Завет Божий дает человеку выход и простор для проявления его жизни, как отражение Божественной любви. Жизнь человека должна непременно иметь выход к своему источнику — Богу. Чем глубже и полнее человек проникается этим сознанием, тем полнее воплощается во всем творении Божественная Любовь. Такое стремление человека не имеет предела, когда бы оно могло остановиться и когда бы человек удовольствовался своим достигнутым достоянием. Устрояемая Богом священная история в Завете Божием идет по прямой линии. Она идет так потому, что у нее есть цель — торжество любви Божией.

 

«Для нас великое благо, что мы произошли от Него, но больше будет благо, что в Нем успокоимся».

 

(Блаж. Августин. Творения. О книге Бытия. К., 1895. Кн. IV.

 

Гл. XVII. С. 272.)

 

Целеустремленность человека связана с его послушанием своему Творцу. Как ученик привязан к своему учителю или как ребенок

 

учится у своих родителей, так человек через послушание пост мудрость своего Творца и в своей жизни руководствуется его нами.

 

Для того чтобы повиноваться воле Божией, надо иметь в се веру в Бога, доверие к Нему и уверенность в Нем. Будет довери» дет и послушание. Доверие как бы другая сторона повиновение верие — послушание Богу сердцем, повиновение — послухи волею; доверие — послушание внутреннего существа чело повиновение — внешнее выражение этого внутреннего.

 

Поэтому послушание и названо верою. Это название обозш самую суть послушания, источник его.

 

Вера — это сыновнее послушание духа человеческого води ству Духа Божия; повиновение — это плотское свидетельств этом внутреннем послушании.

 

Чтобы научить человека послушанию, Господь дает человеку кую и простую заповедь: не вкушать плоды с одного дерева в С вкушением плодов с дерева познания добра и зла была связан поведь послушания.

 

Дерево — лучшее напоминание человеку о его целенапра] ности. Любое дерево настойчиво, усиленно тянется к солнеч свету, потому что без него жить не может. Но в то же самое в дерево и всякое растение так же усиленно и настойчиво углубл* вниз, в землю своими корнями. Между устремлением вверх и у лением вниз у растения тесное соответствие: чем выше раст устремилось вверх, тем многочисленнее и длиннее пустило к вниз в землю. Но в этом устремлении дерева вверх и углубл его вниз мы находим самое яркое выражение и напоминание о г номерностях жизни человека.

 

Устремленность вверх — это яркий образ неослабного стре ния человека к Богу. Углубление вниз — это столь же яркий о вовлечения человека в процесс развития мира.

 

ЗАВЕТ БОЖИЙ И ГРЕХОПАДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

 

«И сказал Бог: кто сказал тебе, ч-(Быт. IL

 

Священная история идет по прямой потому, что в основе ее 3 Божий, в котором движущая сила — любовь. Деятельность чело в Завете Божием является ответом на призыв Божественной Лю «И воззвал Господь Бог к Адаму, и сказал ему: Адам, где ты?» ховным в ответе Адама было то, что он «убоялся» и «скрылся своего Творца. «Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоя потому что я наг, и скрылся» (Быт. III, 10). Страхом и желар скрыться Адам обнаружил, что его поступок звучит диссонанс* Божественной Любви.

 

«В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх; потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершенен в любви»

 

(/ Ин. IV, 18).

 

Своим обращением к Адаму «Адам, где ты?» Господь спрашивает не о том, где Адам находится, а в каком состоянии он находится. Эти слова Господа призывали праотца ответить на любовь Божию искренним раскаянием. Эти слова предполагают, что Адам осознанно представит на любящий суд Божий все, что произошло с нарушением заповеди о невкушении от дерева познания добра и зла. Они вызывали человека на непосредственный диалог со своим Творцом. И такой диалог состоялся. Он показал, что Адам упорно и сознательно хочет быть не с Богом и в Боге, но как бог. Яркую картину такого желания дает нам библейское повествование:

 

«И сказал Бог: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты с дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела»

 

(Быт. Ill, 11 — 13).

 

Господь, вопрошая человека, ставит неотвратимо прямые вопросы. Человек, понимая, с Кем имеет дело, на вторичный вопрос Господа оправдывает свой поступок соблазном жены («жена, которую Ты мне дал»). Более того, человек представляет виновником нарушения заповеди Самого Бога, когда подчеркивает: «Ты мне дал». Жена на обращенный к ней любящий голос Господа также слагает с себя вину на змия. Так человек заболел гордыней, эгоизмом и противостоянием, то есть человек, используя свое право свободы, возжелал стать равным Богу. Откуда у человека такое желание? Что есть грехопадение человека? Полного ответа на этот вопрос нет. Причина в том, что грехопадение есть одна из тайн на пути самопознания, которую человек пытается раскрыть. Ясно, что грехопадение — это болезнь.

 

Как известно, до настоящего времени до конца не установлены причины самой простой болезни тела человека. А здесь речь идет о духе и теле.

 

Господь желание человека стать равным Богу не отверг и не осудил:

 

«И сказал Господь Бог: вот, Адам, стал как один из Нас, зная добро и зло»

 

(Быт. III, 22).

 

Но Господь при этом сказал человеку, что Завет не потерял своего значения и цели оттого, что человек захотел взять на себя еще большую ответственность за счет своей самостоятельности. У человека сохранилось все, что Господь завещал ему. За ним сохранился труд, свобода и право ответа на призыв Божественной Любви. Человек в своем грехопадении не истребил в себе образа Божия, но, взяв на себя большую ответственность, он омрачил и исказил его. Осозна-

 

ние своей роли и соизмерение своих возможностей в Завете Бож для человека является как раз тем моментом искушения, когд; или, утверждаясь в любви, убеждается в своем богосыновстве, когда он не в состоянии выполнить взятые на себя обязатель коснеет в своем эгоизме и противостоянии, убеждаясь в бессмыс ной иллюзорности своего бытия без Бога.

 

Человек сам избирает принцип жизни — борьбу или посл> ние. Завет Божий предполагает, что жизнь не борьба за существ ние, а осознанное послушание законам Творца.

 

Опубликовано: Вестник Ленинградской духовной академии. 1990. № 2. С. 60-72