Жизнь Иисуса Христа.

КРАТКИЙ ОБЗОР ХРОНОЛОГИЯ ЖИЗНИ ИИСУСА ХРИСТА

В греко-римском мире пользовались несколькими календарными эрами. Наиболее распространенной была эра ab urbe condita (A.U.C.), то есть «от основания города» (Рима). В первой половине VI века н. э. новый метод исчисления был предложен скифским монахом Дионисием. Возможно, он был небольшого роста, ибо обычно его называют Дионисием Малым. Глубоко уважаемый как богослов, математик и астроном, Дионисий предложил брать за отправную точку рождество Иисуса Христа. В соответствии с этой эрой, годы стали обозначать буквами A.D. (лат. Anno Domini, т. е. «года Господа»). Ко временам Карла Великого (ок. 800 н. э.) система Дионисия уже вытеснила эру ab urbe condita. К сожалению, однако, Дионисий ошибся в своих расчетах как минимум на четыре года. Ирод Великий умер в 4 году до н. э., а значит, рождество имело место даже раньше. К тому моменту, когда ошибку Дионисия обнаружили, было уже поздно ее исправлять: она попала уже во многие документы. Роль этой эры для жителей Римской империи нельзя преувеличивать. Впоследствии, особенно в средние века, она и была принята за основную. Действительно, эра, предложенная Дионисием Малым, уже в течение VIII – IX веков получила популярность во многих странах Западной Европы. Однако у авторитетных ученых можно встретить мнение, что регулярно она начала использоваться папской канцелярией лишь с XV века; долгое время споры шли и на Востоке. Следует отметить, что нулевого года не существует. Поэтому между 1 годом до н. э. и 1 годом н. э. прошел всего один гражданский год, а, к примеру, между 4 годом до н. э. и 4 годом н. э. прошло семь лет.

Для историка особый интерес в жизни Иисуса представляют три даты: рождения, крещения (и начала общественного служения) и распятия. Если их установить, мы получим хорошие хронологические ориентиры. К сожалению, Евангелия дают нам очень мало информации для точного определения этих важных дат, а подчас их информация еще и противоречива. Поэтому полная уверенность невозможна.

Дата рождения Иисуса

Новый Завет не дает точной информации о годе, месяце и дне Рождества. Один из немногих хронологических ориентиров состоит в информации, что Иисус родился еще при жизни Ирода Великого. Согласно Мф 2:1-9, Ирода встревожил приход мудрецов с востока, спрашивавших, где родился царь иудейский. На основании данных Иосифа Флавия мы можем высчитать, что Ирод Великий умер вскоре после лунного затмения 13 марта 4 года до н. э. (Иудейские древности 17.6.4). Значит, Иисус родился раньше. Но насколько раньше? Ответить на этот вопрос очень трудно. Матфей и Лука рассказывают о событиях, которые произошли между рождением Иисуса и смертью Ирода, включая принесение младенца во храм спустя 40 дней после рождения, посещение мудрецов, бегство в Египет, убийство всех детей в возрасте до двух лет в Вифлееме и окрестностях (Мф 2:16). В какой бы последовательности ни располагать эти события, на них должно было уйти, по меньшей мере, два-три месяца. Поэтому Иисус родился, самое позднее, в декабре 5 года до н. э. или январе 4 года до н. э. Но это могло быть и, скажем, двумя годами раньше (Мф 2:16).

Обычай праздновать 25 декабря в качестве даты Рождества возник лишь в III - IV веке. До этого праздновали 6 января как время посещения волхвов. Согласно Луке (2:1-20), Иисус родился, когда иудейские пастухи были ночью на улице. Поскольку дождливый сезон в Палестине обычно начинается в декабре, едва ли это был месяц Рождества. Каким именно был этот месяц, мы не знаем. По одной из гипотез, выбор 25 декабря был связан с языческим праздником Dies Solis Invicti («Днем Солнца Непобедимого»). Она не доказана, но, в принципе, возможно, что ранняя церковь стала праздновать Рождество в эту дату, чтобы дать христианам альтернативный праздник вместо того, который справлялся в честь бога солнца (часто отождествлявшегося с Митрой).

Дата крещения Иисуса и начала Его общественного служения

Примерную дату крещения можно попытаться установить на основании нескольких данных. Во-первых, согласно Луке, Иоанн Креститель начал проповедовать в пустыне «в пятнадцатый год правления императора Тиберия» (Лк 3:1). Казалось бы, сказано ясно и недвусмысленно. Однако не все так просто: сначала Тиберий несколько лет был соправителем Августа, а полнотой императорской власти был облечен лишь 17 сентября 14 года (т. е. после смерти Августа). Учитывает ли Лука период соправления? Если нет, то пятнадцатый год правления Тиберия - 29 год н. э. Но тут есть дополнительная сложность: в Сирии обычно отсчитывали годы правления от 1 октября. Соответственно второй год правления Тиберия начался 1 октября 14 года н. э., а пятнадцатый продолжался с 1 октября 27 года н. э. по 30 сентября 28 года н. э. Если же Лука учитывает период соправления, надо сдвигать время на более ранний срок.

В Евангелиях можно найти два других хронологических ориентира, каждый из которых, впрочем, недостаточно конкретен. Сообщив о крещении Иисуса, Лука вскоре пишет: «Иисусу было около тридцати лет, когда он начал свое служение» (Лк 3:23).

Если Иисус родился около 5/4 года до н. э., то речь примерно о 26/27 годе н. э. В Евангелии от Иоанна описан эпизод, который имеет место вскоре после крещения Иисуса и во время Пасхи: иудеи говорят, что реконструкция храмового комплекса шла 46 лет (Ин 2:20). Согласно Иосифу Флавию, Ирод Великий начал работу по реконструкции храма в восемнадцатый год своего правления (т. е. в 20/19 до н. э.; см. Иудейские древности 15.11.1). Тогда 46-й год - это 27/28 год н. э.

Как видим, информация несколько противоречивая. Очевидно, Иисус крестился и вышел на проповедь где-то между 26 и 28 годом н. э. Можно условно говорить, например, о начале 27 года н. э.

Дата распятия Иисуса

Продолжительность служения Иисуса и соответственно год смерти можно сосчитать по числу Пасх, прошедших после времени крещения. Как мы уже говорили, если бы мы располагали только синоптиками, можно было бы предположить, что служение Иисуса длилось не больше года. Однако Иоанн упоминает как минимум о трех Пасхах (2:13; 6:4; 13:1), причем весьма вероятно, что праздник, упомянутый в Ин 5:1, также был Пасхой. Если так, то за время служения Иисуса истекли четыре Пасхи (на последнюю он умер).

Если Иисус крестился, скажем, в начале 27 года н. э., то его первая Пасха пришлась на апрель этого года, а умер он весной 30 года н. э. (Ученые, которые не находят в Ин 5:1 намека на Пасху, датируют смерть Иисуса 29 годом н. э.)

Хронологию Страстной недели осложняет разнобой в датировке Тайной вечери. Согласно Ин 13:1 и 29, Тайная вечеря состоялась до праздника Пасхи. Синоптики, однако, считают Тайную вечерю пасхальной (Мф 26:19; Мк 14:12; Лк 22:13).

О том, как решать эту проблему, ученые много спорили. Есть три главные возможности: (1) синоптики правы, а Иоанн ошибается; (2) Иоанн прав, а синоптики ошибаются; (3) существует способ гармонизировать эти предания. Пожалуй, перспективнее всего гипотеза, согласно которой синоптическое и Иоанново предание отражают разные способы подсчета времени Пасхи. Например, известно, что кумраниты следовали солнечному календарю, в котором Пасха всегда приходилась на среду. Однако большинство иудеев придерживались лунного календаря. По лунному календарю в 30 году 14 нисана должно было попасть на пятницу 7 апреля, а 15 нисана - на субботу 8 апреля. Однако тут есть такая хитрость: в те времена за начало месяца иудейские авторитеты принимали первый момент появления Луны на вечернем небе. Соответственно облачность, например, вносила субъективный фактор: могли быть разные мнения относительно того, какая дата более правильная. Нельзя исключать, что расхождение между синоптиками и Иоанном отражает именно такой плюрализм: разные группы иудеев праздновали Пасху в разные даты.

Евангелисты расходятся также в отношении часа распятия. Согласно Мк 15:25, Иисус был распят в третий час (= 9 часов утра). Согласно Ин 19:14, суд перед Пилатом завершился лишь к шестому часу (= полдень), а значит, и распятие произошло позже.

Предпринимались попытки доказать, что Иоанн использовал другой способ подсчета часов, отличный от обычного: например, возможно, он считал часы от полночи до полудня. Тогда, упоминая о «шестом часе», он имеет в виду 6:00, и расхождение исчезает. Но такая гипотеза лишена фактической опоры и производит впечатление попросту выдумки, изобретенной отчаявшимися гармонизаторами. Согласно другой версии, поскольку апостолы не носили часов, различные люди могли ощущать время по- разному. Однако в данном случае расхождение слишком уж велико: около четырех часов! А оба наших источника считают целесообразным указать время точно. Более перспективно выглядит другая версия, предложенная еще Иеронимом в IV веке: не исключено, что наши рукописи в этом месте испорчены. Поскольку цифру 3 в греческом языке обозначает буква гамма (?), а цифру 6 - дигамма, какой-нибудь ранний переписчик на ранней стадии рукописной передачи Нового Завета мог их спутать.

Все четыре Евангелия указывают, что распятие произошло в пятницу, а Воскресение - тремя днями позже. Нет ли здесь несообразности (в том смысле, что третий день от пятницы - вроде бы понедельник)? Дело в том, что иудеи считали дни иначе, чем мы. Они отсчитывали их от захода солнца, а части дня принимали за целый день. Стало быть: первый день - от распятия до захода солнца (с которым начиналась иудейская суббота); второй день - от захода солнца до следующего захода солнца (с которым кончалась иудейская суббота); третий день - от захода солнца опять до следующего захода солнца, и воскресное утро приходится как раз на него.

Наши проблемы с реконструкцией точной хронологии обусловлены тем, что большинство ранних христиан такие вопросы не интересовали. Гораздо важнее для них была уверенность в том, что согласно замыслу Божьему (Гал 4:4-5) Спаситель мира и Господь церкви пришел в мир, учил, страдал, умер и был воскрешён из мертвых к славе (Деян 10:37-41; 26:22-23).

РАННИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ ИИСУСА

Матфей и Лука передают несколько деталей рождения Иисуса, каждый в своем особом ракурсе. У Матфея рассказ идет как бы с точки зрения Иосифа, а у Луки - с точки зрения Марии. Оба Евангелия согласны в отношении следующего:

  • Мария, мать Иисуса, была девственницей во время его рождения.
  • Иосиф, с которым Мария была помолвлена, был потомком Давида.
  • Иосиф - юридический отец Иисуса, но зачат Иисус был Святым Духом.
  • Иисус родился в Вифлееме во время царствования Ирода Великого.
  • Младенца, в соответствии с ангельским повелением, нарекли Иисусом. Это означало, что он спасет свой народ от грехов.

Есть между рассказами и некоторые различия. Матфей сообщает о посещении мудрецов, бегстве в Египет и убиении Вифлеемских младенцев. Особый материал Луки гораздо многообразнее за счет того, что он рассказывает не только о рождении Иисуса, но и о зачатии и рождении Иоанна Крестителя. В повествование Луки также вкраплены около десятка поэтических отрывков, три из которых стали в церкви литургическими гимнами.

  • «Величит душа моя Господа...» (Лк 1:46-55). В западной традиции эта песнь известна как «Магнификат» (Magnificat), по первому слову латинского перевода. В большинстве рукописей она приписывается Марии.
  • «Благословен Господь...» (Лк 1:68-79). В западной традиции эта песнь известна как «Бенедиктус» (Benedictus), по первому слову латинского перевода. Она приписывается Захарии, отцу Иоанна Крестителя.
  • «Ныне отпущаеши...» (Лк 2:29-32). В западной традиции эта песнь известна как Nunc Dimittis, по первым словам латинского перевода. Она приписывается Симеону, благочестивому иерусалимскому иудею.

Родословная Иисуса, приводимая Лукой (Лк 3:23-38), отличается от таковой у Матфея (Мф 1:1-17) во многих поколениях после Давида, хотя обе прослеживают происхождение Иисуса через Давида к Адаму. Единственный эпизод из отрочества Иисуса содержится у Луки: когда Иисусу было лет двенадцать, его нашли в храме, который он назвал домом своего Отца (Лк 2:49).

Насколько достоверны рассказы Матфея и Луки о рождении и детстве Иисуса? И в какой мере они представляют собой поэтические и богословские интерпретации? Этот вопрос оживлённо обсуждается исследователями. Здесь нет места останавливаться на этом подробно. Однако вот что следует сказать: еще столетие назад некоторые детали этих повествований (например, перепись по всей Римской империи при Августе; Лк 2:1) противоречили изысканиям секулярных историков. Однако впоследствии были сделаны археологические находки, которые показывают, что вопрос закрывать рано. Например, все то же сообщение Луки о рождении Иисуса во время переписи при Квиринии (Лк 2:2) по-прежнему трудно согласовать с информацией Тацита и Иосифа Флавия о последовательности сирийских правителей, но дискуссии продолжаются. Осторожный историк скажет, что для решения проблемы информации пока еще недостаточно.

И в заключение этого раздела - несколько слов о том центральном утверждении, которое содержится не только в Евангелиях, но и в Талмуде: Иосиф не был биологическим отцом Иисуса. Вопрос о его исторической достоверности каждый читатель должен решать в зависимости от своих религиозных и философских убеждений. Для христиан важнейшая истина этих евангельских повествований состоит в их свидетельстве о реальности Боговоплощения. Ведь и мусульмане, например, верят в непорочное зачатие Иисуса, но отрицают его Богосыновство. Классическое христианство, утверждающее реальность Боговоплощения, считает абсолютно органичным, что тот, чья смерть имела исход столь отличный от участи других людей, и пришел в мир совершенно особым способом: а именно «воплотился от Духа Святого и Марии Девы».