Идеальный краудфандинг, или «Дай папиросочку – у тебя брюки в полосочку».

Посмотрел между делом новый ролик Дудя «Русская Замбия: помогать людям и кайфовать»… Настолько нелепо, комично, инфантильно. Иначе - «Дудь в стране негров». Подобным сюжетам уже как 2-3 столетия. И что я вам хочу сказать? Ничто так не раздражает, не вызывает оторопь, как прославление социального авантюризма или совершенно беспредметного героизма. Когда европейцы в 19 веке колонизировали Африку, пусть и нечестно, даже коварно, они каким-то образом делились полезными техническими достижениями цивилизационного общества с местным населением. Здесь мы сталкиваемся с жалким, самым нелепым (вот самое точное прилагательное) героизмом. Скроенным по лекалам старого колониального приключенческого романа и сдобренным современным глобалистским расизмом. Что сказать, когда общество фиктивно разрабатывает лишь Формы своих добродетелей, то это говорит о его глубоком нестроении. Среднестатистический психо-авантюрист, который из-за «какого-то там» кризиса, поставил под угрозу здоровье малолетних детей и гордится тем, что подкармливает юных бедняков курицей по субботам. Подвергать опасности семью ради сомнительного удальства поиграть в футбольчик в «буйстве солнечного света» Африки.

Когда говорят об угрозах российского колониализма, достаточно внимательного просмотра часового материала, чтобы убедиться в существовании именно внутренней, а не внешней, колонизации россиян. Героем видеоролика предстает бывший бебиситтер и водитель известных зенитовски-газпромовских футболистов, который переехал на время в Замбию... Чтобы жить и заниматься футболом с детьми. В стране, где все играют в футбол. Вроде бы на вид, обыкновенный дауншифтер, который выбрал совершенно нестандартную страну для этого образа жизни. Просто живет – и не работает!!!

 На деле же это питерский неудачник (хотя в этой стране все мы – лузеры), который решил реализоваться, перезагрузить жизнь, поднять самооценку за счет темных ребятишек. Вся миссия данного господина заключается в любительских тренировках с дюжиной негритят три раза в неделю. И всё… Он не лечит от малярии, не ходит по домам с Евангелием, не прокладывает электросети или кладет асфальт, а просто бегает по вторникам и четвергам с подростками в футбол. Да, конечно, надо заметить, в очень необычном месте. А дети? Дети везде одинаковые. Что на выходе? Обыкновенный столичный бездельник на основании правильной концепции и эффективного краудфандинга может хорошо подняться. И здесь нет ничего страшного, мы можем «донатить» тем, кому захочется.

И все бы ничего, нет повода для критики и гнева, если бы ни нелепое, инфантильно колониальное отношение протагониста, сквозившее из всех щелей видеоролика. Мышление белого господина, приехавшего поиграться с подгоревшей беднотой. Черные дети постоянно просят, а взрослые требуют или надеются на белого человека на улучшении своей участи, и пр., и пр. Вот я здесь и увидел парадокс, что оказывается в голове этого дальневосточного утырка существует глубинное различие между благородными «донатами» на благую и социальную цель «отфутболить» всех замбийских детей (донаты, с которых он кормится и которые сейчас ввиду такой рекламы потекут рекой) и просьбами нищих или голодающих о помощи. Оказывается, есть большая разница между богомерзкими взрослыми неграми, которые не хотят чинить дорогу и ждут помощи белого Господина, и соответственно благородным Белым дауншифтером, респектабельно собирающим донаты на очень важные общественные проекты (какой прожарки я сегодня стейк за ужином буду есть?). В этому внутренним лицемерии, строго разделяющем попрошайничество и краудфандинг, я вижу лишь очередной секулярный расистский миф. Мифилогема, как устойчивое ненаучное коллективное представление, в данном случае проникнутое сугубо расистскими коннотациями.

Господин Дудь. Совершенно нелепая выборка, не отражающая никаких социальных реалий (за исключением явно расистских), не демонстрирующая жизни русской эмиграции, и пр. Замбия? Там вообще когда-либо существовали русские колониальные (ладно – демократические) интересы? За исключением телевизионной фактурности таких объектов, как Виктория и крайне низкий уровень жизни, сам сеттинг просто взят с потолка, как будто молодой интервьюер, по старым методикам саус-парка (Сезон 13, серия 03 – Маргаритавилль), запускал обезглавленную курицу по разлинованному игровому полю в поисках свежей тематики. Давно общеизвестно, что подобную технему используют в современной Госдуме РФ… Когда выбор сюжета осуществляется столь хаотичным (или манипулятивным) способом, основный посыл теряет смысловую нагрузку, утрачивается сама назидательная сила фабулы. Случайный выбор может привести только к поверхностной картинке, без смысла, морали, повествования. Дудь здесь выбрал путь чистейшей мифологии, играющей стереотипами, расхожими мелкобуржуазными истинами столичного хипстера. Дудь снял не этнографа, собирающего культурное наследие, не экономиста, пытающегося выработать правильный путь экономического развития, а бородатого бездельника. Ну что здесь сказать, наука быстро движется вперед, а вот хипстерские мифологемы не поспевают за ней, отстают, коснеют в собственных заблуждениях под влиянием власти и большой прессы.

Поэтому в названии ролика «Русская Замбия: помогать людям и кайфовать» я б оставил только «…кайфовать (чилить)». Термин «Русская Замбия» - само по себе странный историко-географический парадокс, почти геополитический оксюморон. А про «помогать людям»? Помогаете, вероятно, да. Ну если только тому странному питерцу с ирокезом, который себя считает спасителем бедных африканских детей (эдакий вариант американки Салли Стразерс, но она то реально возила много еды нуждающимся). 

иерей Максим Мищенко