Бронзов А. А. Против социализма перечень «некоторой» русской литературы.

Многие просят указать книги, существующие на русском языке и помогающие разобраться в социалистической доктрине надлежащим образом. С удовольствием исполняю просьбу и назову те из русских книг и брошюр, а отчасти и статей журнальных, которые, по моему мнению, могли бы быть в различной степени полезны вопрошающим, – могли бы наводить хотя бы на размышления небеpплодные и поучительные...

В ответ на аналогичные просьбы уже было мною кое-что сделано, во-первых, на страницах «Колокола» (1906 г., № 237, № 263...) и, во-вторых, в особенности в журнале «Церковные Ведомости» (1907 г., № 6).

Так как вопрошающие меня – большей частью сельские батюшки, имеющие в своем распоряжении синодский печатный орган, где могут найти мой перечень требующейся литературы до 1907-го года, то дальше я и не буду уделять ей особого внимания, а ограничусь тем лишь, что назову из нее в тексте своей статьи только несколько более или менее выдающихся в каком-либо отношении явлений и отмечу некоторые другие в подстрочном примечании. Главным же образом стану говорить о литературе дальнейшего времени.

Следующие в частности сочинения из вышедших до 1907-го года могут быть здесь названы: 1) прот. Н.С. Стеллецкoго: «Социализм – его история и критическая оценка с христианской точки зрения» (Труды Киевск. Д. Акад. 1904–1905 г.г.); 2) А. Генца: «Социализм» (Москва, 1906 г.); 3) Прот. 1. I. Восторгова: «Христианство и социализм» (Москва, 1906 г.); 4) К. Григорьева: «Разбор мнений представителей современного социализма о происхождении христианства» (Правосл. Собес. 1903 г.); 5) проф. Масарика: «Философские и социологические основания марксизма» (Москва, 1900 г.); 6) Прот. А. Иванцова-Платонова: «Христианское учение о любви к человечеству сравнительно с крайностями учений социалистических» (Москва, 1906 г.); 7) Прот. I. Петропавловского: «Общедоступные статьи в защиту христианской веры против неверия» (выпуск l-й, Москва, 1898 г., VII: «Общение имуществ – мнимый коммунизм – в древней церкви христианской»); 8) К. Григорьева: «О христианском отношении к собственности» (Правосл. Собес. 1906 г.) и др. (см. в цит. №-е «Ц. Вед-й). К ним можно прибавить из числа не названных мною в свое время: 9) Н. Герцберга: «Рабочий вопрос и социализм» (Спб. 1905 г.) и 10) Д. Д. С.: «Нравственная оценка социализма по Вл. Соловьеву» (Спб. 1906 г.). №№ 1–8 охарактеризованы были в свое время мною. Что же касается №-в: 9-го и 10-го, то из них в книге Герцберга – весьма содержательной – дано много поучительного материала, освещающего Вопрос о социализме исторически и принципиально, – а брошюрка под № 10-м представляет интерес, поскольку знакомит с мнением русского философа, относящегося к социализму с беспощадной и неопровержимой критикой, хотя и слишком краткой1.

Из сочинений, появившихся – начиная с 1907-го года и так или иначе касающихся социализма, могут быть названы следующие:

От 1907-го года. 1) Флейшмана: «Против социал-демократии» (Москва, 1907 г.). Это – большая книга, обстоятельно исследующая вопрос исторически и по существу и освещающая, с одной стороны, социал-демократию и, с другой, естественную науку, историю, философию, юриспруденцию, национальную экономию, собственность, работу, религию, нравственность, брак, будущий общественный порядок. 2) В. К. Саблера: «О мирной борьбе с социализмом» (I вып. 1907 г. Спб.; 2-й вып. 1908 г.). Это – весьма интересные путевые воспоминания автора, поставившего целью для себя познакомиться в Бельгии, Франции, Италии... с некоторыми людьми, посвятившими себя служению одной из величайших идей нашего века – мирной борьбе с социализмом, – и с тем, что им удалось в данном случае сделать... Интересны описания различного рода «союзов»... Любопытны приложенные образцы противосоциалистических листков и пр. (ср. «Ц. Вед. 1907 г., № 11). 3) Свящ. П. Альбицкого: «Христианство и социализм» (Н.-Новг. 1907 г.). Это – опыт критического разбора социализма с точки зрения науки и Евангелия. Затронуты основные стороны вопроса и освещены просто, ясно и достаточно для специальных читателей книжки, являющейся вообще полезной. 4) Пибоди: «Иисус Христос и социальный вопрос» 2-е изд., 1907 г., Москва). Весьма ценное и серьезное сочинение, талантливо выясняющее главнейшие социальные положения в учении И. Христа (о семье, о богатых, о бедных...). 5) Н. Соболева: «Социалистический и откровенный взгляды на будущий строй земной жизни» (Спб. 1907 г.). Выяснение того и другого взглядов сопровождается защитой откровенного учения и критикой социалистического. 6) А. Фогта: «Социальные утопии» (Спб. 1907 г.). Кратко и отчетливо характеризуются эти утопии, начиная с древних времен и оканчивая новейшей эпохой. Автор к утопиям относится отрицательно и по местам блестяще их оценивает. 7) А. И. Введенского проф.: «Социализм, как нравственная и теоретическая задача» (Москва, 1907 г.). Это – поучительная и блестящая публичная лекция, выясняющая, что социализм – болезнь своего рода, требующая известного лечения... Осмыслить дело всесторонне автор и берет на себя благодарный труд. 8) М. М. Тареева проф.: «Социализм и христианство» (Серг. Посад, 1907 г.). «Нравственность», по социализму, «есть не цель, а временное средство экономической борьбы. Где и когда более была унижена нравственность?..» «Объявляя нравственный идеал иллюзией, социализм сводить его значение к нулю...» «В пиршестве современного культурного движения христианин может занять одинокое место... Но – одинокое положение невыносимо, и оно заставляет христианина искать своих братьев по вере и организоваться с ними в единое общество духовной веры...» Брошюра глубокосодержательна и высоконаучна. 9) Ак. Ст. (М. Богословского): «Женщина по Бебелю» (Казань, 1907 г.). Коротко, но хорошо излагается и оценивается взгляд Бебеля на женщину. Вполне общедоступно... 10) Прот. А. Беляева: «Социалистическое движение среди современной русской молодежи» (Серг. Пос. 1907 г.). Вопрос достаточно выяснен и по возможности разносторонне и интересно. 11) С. Шарапова: «Социализм, как религия ненависти» (Москва, 1907 г.). Эта совершенно бесспорная истина раскрывается автором со свойственной ему прямолинейностью, и с его основными положениями нельзя не согласиться. 12) В. Родникова: «Литературная тактика современного социализма в отношении к религии» (Киев, 1907 г.). Это-коротенькая брошюрка, написанная интересно и хорошо знакомящая с различными проявлениями социалистической тактики в намечаемой темой области. Более подробное раскрытие тех же мыслей усилило бы интерес к этой дельной книжечке. 13) Прот. А. Смирнова: «Социализм в оценке Ф. М. Достоевского» (Казань, 1907 г.). «Отрицательное отношение» знаменитого русского писателя к социализму, поскольку оно здесь освещается чисто документально, приковывает внимание к брошюре автора (ему принадлежать и другая книжка, процитованная нами в вышеуказанном №-е «Церк. Ведом.»: «Христианство и социализм»; Каз. 1906 г.), Мнение Достоевского, как и Соловьева (см. выше), не может быть безразлично для читателя в данном случае... О других сочинениях умалчиваю здесь.

От 1908-го года. 1) Виктора Катрейна: «Социализм. Исследование его принципов и практической осуществимости» (Харьков, 1908 г.). Книга Катрейна – наилучшая о социализме. В ней имеет значение не историческая часть, а теоретическая, оценивающая основной догмат социализма – теорию исторического материализма, а затем критикующая и прочие социалистические основы и, наконец, обстоятельно выясняющая невозможность социализма. Переведенная па всевозможные языки немецкая книга Катрейна в 1910 г. издана уже 10-м тиснением, значительно улучшенным сравнительно с предыдущими (страницы о России и Финляндии, к сожалению, лишний раз констатируют недостаточную осведомленность иностранцев касательно нашего отечества!). Русское издание давно уже распродано и настоятельно нужно новое. Книгу следует иметь всякому под руками. 2) Свящ. Н. Липского (русского переводчика книги Катрейна): «Социалистические идеалы будущего пред судом религии и здравого смысла» (Харьк. 1908 г.), В брошюре выясняется вопрос с знанием дела и хорошо, толково. 3) Вл. А. Никольского проф. «Коммунизм во свете христианства» (Спб. 1908 г.). Весьма обстоятельная брошюра, выясняющая коммунизм и сам по себе, и с христианской точки зрения. Приготовленная собственно для «Православной Богословской Энциклопедии» – она будет там снабжена со стороны автора и подробным перечнем литературы предмета. 4) В. А. Кожевникова: «Отношение социализма к религии вообще и к христианству в частности» (Москва, 1908 г.; в 1909 г. вышло 2-е изд.). Это – издание «Религиозно-философской библиотеки», основательно выясняющее принципиальное отношение социализма к религии, практическое его к ней отношение и отношение социализма – в частности – к христианству и пр. Отличная брошюра! 5) Свящ. Ф. Светозарова: «Критический разбор сочинения А. Менгера: Социализм и этика» (Борисоглебск, 1908 г.). Сочинение Менгера, столь нашумевшее у нас в «освободительные» годы (см. мою статью в «Страннике»: 1906 г. окт. – «Десятословие и социал-демократическая мораль». стр. 496–497) и много раз издававшееся в различных русских переводах, нуждалось, конечно, в критическом и основательном разборе. Автор делает попытку разобраться в книжке Менгера и касается тех ее пунктов, какие, по его мнению, заслуживают внимания критика. 6) «Христианство и социал-демократия или к трезвым заветам» – издание Александро-Невского Общества трезвости (Спб., 1908 г.). Прекрасная книжка, написанная общедоступно, несомненно достигнет своей специальной цели. Господь не полагал в грубой силе правды. И потому не учил нас: телесным насилием достигать царства Божия на земле. Царство Божие есть совокупность в нас Евангельских совершенств, а их нельзя достичь без подвига... Социал-демократы же веруют в одну правду звериную, – в правду, основанную на кулаке, на грубой силе... Все это – бесспорно верно, как и то, что истинный покой душам – только Христос и что ответы на запросы больного человеческого духа заключены в Евангелии... 7) В. Н. Терлецкого: «Краткий исторический обзор социалистических учений» (Полтава, 1908 г.). Кратко говорится о социализме: его сущности и условиях его появления в 19 в. Дана характеристика некоторых отдельных социалистических учений и сказано о современных социалистических партиях... 8) Ив. Mиpтoвa: «Социальные воззрения пророка Исаии» (Серг. Пос., 1908 г.). «Религиозно-социальные чаяния прор. Исаии не могут не быть близкими и дорогими всем временам и всем народам»... При хороших сторонах статьи-брошюрки, в ней есть и тенденциозный, искусственный элемент. 9) Ф. Самарина: «Первоначальная христианская церковь в Иерусалиме» (Москва, 1908 г.). Это – 16-й выпуск «Религиозно-философской библиотеки» г. Новоселова. Здесь, между прочим, комментируются места из «Деян. Апост.», на какие ссылаются новейшие социалисты для обоснования своего учения об общении имуществ и пр. Брошюра посему (и по другим причинам) является интересной. 10) Проф. М. Поснова: «Человеческий труд с библейской и культурной точки зрения» (публичное чтение от 9 ноября 1908 г.). 11) Прот. П. И. Алфеева: «Разбор брошюры Кармелюка: Новая нагорная проповедь» (Рязань, 1908 г.) (весьма интересная брошюра, характеризующая социал-демократическую кощунственную доктрину и хорошо ее разбирающая)... Других трудов в настоящем случае не указываю.

От 1909-го года. 1) Свящ. Мих. Раевского: «Безбожие социализма. Несостоятельность его социально-нравственного учения» (Кострома, 1909 г.). Брошюра, во-первых, раскрывает безбожие социализма и несостоятельность его учения о свободе, равенстве и братстве и, во-вторых, решает вопрос: есть ли нравственное учение в социализме (ответ дан отрицательный). Настроение хорошее!.. 2) П. А. Соколова: «Социализм, как антихристианство» (Екатеринослав, 1909 г.). Рассматривая основные пункты христианского мировоззрения (зло, грех; высочайшее благо и цели человеческой жизни, сущность природы человека; уважение к человеку, свобода, равенство и братство; идеи Бога и бессмертия), автор находит (и совершенно резонно), что оно расходится с социалистическим учением. Социализм думает устроить человеческое счастье без Бога и вечности, своими лишь силами... Интересная брошюра! 3) Д. И. Богдашевского проф. (Прот.): «Блаженства Господни. Евангельская правда и «правда» современного социализма» (Киев, 1909 г.). Еще в 1906 г. автором была издана брошюра: «Евангелие, как основа жизни» по поводу современных социально-экономических вопросов, где выяснялось, что все земное должно озаряться евангельским светом (ср. цит. «Церк. Ведом.»: 1907 г., № 6, стр. 278). Брошюра эта – публичное авторское чтение, как и брошюра от 1909-го года. В последней, со свойственной почтенному автору осторожностью и документальностью, доказывается, что путь правды евангельской – не только отличен, но и безусловно противоположен пути, указываемому социализмом. 4) Архиепископа Антония Волынского: «Против тех, которые утверждают, будто Иисус Христос был революционером» (Москва, 1909 г.). Горячо написанная брошюра (речь автора) весьма полезна для борьбы с теми, кто из социалистов желает сознательно или по невежеству опереться на св. Евангелии, на божественной Личности Спасителя... Автор ясно и убедительно доказывает, что все учение Господа говорит не в пользу революционеров, а наоборот – против них, – что вся жизнь Христова – сплошное опровержение идей революционеров и подобных им лиц. Естественно, что не однажды произнесенная речь архиепископа каждый раз имела большой успех. 5) И. Айвазова: «Христианская Церковь и современный социализм» и «Программа для преподавания в духовных Семинариях сведений по обличению социализма» (Спб. 1909 г.; изд. «Мисс. Обозр.»). Автор – знаток вопроса, что в свое время мы уже отмечали по поводу его брошюры: «Христианская Церковь и современный социализм» (Харьков, 1906 г.) (см. Церк. Ведом.»: 1907 г., № 6, стр. 279), – брошюры, которая собственно и перепечатана «Миссионерским Обозрением» в 1909 г. с самыми незначительными изменениями. Содержание ее: высота христианского учения и произведенный им переворот в жизни человечества; появление и рост социализма, столкновение его с христианством, отношение к научному социализму католической и протестантской церквей; сущность учения научного или экономического социализма; взгляд социализма на религию вообще и на христианство в частности, – критика этого взгляда; отношение научного социализма к религии вообще и к христианству в частности; необходимость самой серьезной борьбы с социализмом. Осведомленный в вопросе автор составил и семинарскую программу по вопросу о социализме, обличение которого в последнее время введено в курс семинарского преподавания. Главные пункты программы достаточно исчерпывают дело (о программе поговорю специально в другой раз: дело стоит того). При программе – объяснительная записка и краткий перечень некоторой литературы по социализму (все это принадлежит тому же автору). Можно ожидать от автора подробного и специального обсуждения вопроса: у неутомимого миссионера – все данные, необходимые для этого, налицо... О прочих сочинениях от 1909-го года не нахожу нужным упоминать в настоящем месте.

От 1910-го года. 1) А. Я. Рождественского: «Краткое руководство к обличению социализма» (Владимир губ., 1910 г.). Автор, видимо, семинарский преподаватель, намерен был дать воспитанникам пособие при прохождении нового отдела программы по Нравственному Богословию. Задачу выполнил он хорошо, сообщивши (на основании пособий...) все, что семинаристу существенно необходимо знать. Главное содержание его хорошей книжки таково: современный социализм и его главные виды; христианский социализм, – научный социализм (марксизм); общие замечания об остальных направлениях в социализме; борьба церкви с социализмом. Особенное внимание обращено естественно на марксизм, рассматриваемый автором разносторонне и подробно... 2) Свящ. Василия Сокольского: «Изложение и разбор учения социализма» (Полтава, 1910 г.). Согласно заявлению самого автора, это – конспект для занятий по обличению социализма, составленный применительно к программе преподавания в духовных Семинариях. Задачи книжки, следовательно, те же, что и предыдущей. Главные предметы, в ней обсуждаемые, в свою очередь, те же в сущности. Предпочтение следует отдать книге г. Рождественского бесспорно, хотя и книжка о. Сокольского вообще отвечает назначению более или менее. 3) И. В. Покровского: «Социализм с древнейших времен и христианское вероучение» (Пермь, 1910 г.). По-видимому, и эта книга принадлежит семинарскому же преподавателю, которые в последнее время под влиянием новых требований программы Нравственного Богословия и – новых отчасти веяний жизни... занялись изучением социализма, что, разумеется, может служить только к их чести. Поставленный автором вопрос выясняется толково, интересно и достаточно. Совершенно верно авторское заключение: все социально-экономические условия жизни улучшатся сами собой, если все люди нравственно изменятся в христианском смысле и будут искать прежде всего царства Божия и правды Его; тогда все материальное благо приложит Господь. Книга – дельная. 4) Прот. Н. Колпикова: «Разбор учения социалистов о праве, собственности и всеобщем равенстве» (Киев, 1910 г.). Небольшая, но интересная брошюрка! Вопрос освещен правильно. 5) Густава Ле-Бона: «Психология социализма» (2-е изд. Спб. 1908–1910 гг.). Преинтересная книга и весьма содержательная! Ее предметы: социалистические теории и умственный склад их последователей; социализм, как верование, социализм у разных рас, столкновение между экономическими законами, демократическими идеями и стремлениями социалистов: развитие современных обществ; будущность социализма. Автор вообще здраво судит о социализме и об его опасности, предлагая с своей стороны и средства для борьбы с этим злом. Русский издатель книги совершенно справедливо говорит со слов социалиста Сореля, что книга Ле-Бона представляет наиболее полную работу, изданную во Франции о социализме, заслуживающую большого внимания по оригинальности идей автора, наводящих на самые серьезные размышления. Верно, что авторские доказательства вообще убедительны и что все исследование вообще объективно. Интересны ссылки книги на исторические примеры того, как опасны увлечения социалистическими утопиями и как гибельны всякие революции. Так говорит русский издатель. Он отмечает при этом в качестве крупного недостатка книги малообоснованность делаемого в ней сравнения христианского социализма с социалистическими утопиями (авторские суждения слишком субъективны...). 6) Проф. В. И. Экземплярский (специалист в области этики) издал большое сочинение: «Учение древней церкви о собственности и милостыне» (Киев). Тема чрезвычайно интересна и вызвала появление некоторых западных трудов: напр., еще в 1908 г. – Shilling’a «Reichtum und Eigentum in der altkirchlichen Literatur» («Ein Вeitrаg zur sozialen Frage») (Freib. im Breisg., 1908); в 1907 г. – Sеiреl’я «Die wirtsсhаftsеthisсhеn Lehren der Kirсhеnväter» (Wien, 1907) (в Москве готовится русский перевод) и др. 7) Можно принять к сведению: А. Л-ди небольшую заметку: «Обличение социализма» («Церк. Ведом.»: 1910 г., №№ 16–17), где, между прочим, характеризуются некоторые новейшие явления иностранной печати, направленной к обличению социализма, и пр. О других сочинениях, относящихся к данному году, не говорим здесь.

Из появившихся в 1911-м году можно отметить 1) книгу И. Моллериуса: «Очерк противогосударственных учений» (СПБ. 1911 г.). Социализм, коммунизм и анархизм, говорит автор, предлагают установить взамен государства новый вид общежития. Являясь в сущности утопиями, эти противогосударственные учения приносят серьезный вред, обнадеживая пролетариат несбыточными мечтами... Для России меньше, чем для какого-либо другого государства Западной Европы, имеется оснований производить опыт введения социалистического строя... Цель книги г. Моллериуса, по его заявлению, заключается в том, чтоб свести доказательства несостоятельности и неосуществимости противогосударственных учений и невозможности найти лучшую в сравнении с государством форму общения людей... 2) Можно принять к сведению книгу Н. С. Булгакова: «Два града» («Исследование о природе общественных идеалов»); Москва, 1911 г.; т. 2-й и l-й. Есть дельные мысли, хотя вообще нужно читать книгу с осторожностью. 3) Ср. В. Ли-ро: «Марксизм и христианство» («Голос Истины»; № 6) и др. 4) Редакция журн. «Странник» обещает в 1911 г. дать интересное приложение: S. Mathews’a: «Социальное учение Христа» (перевод русский должен быть тщательно проредактирован: редактор должен будет иное сгладить, иное переделать и пр.). О других книгах, вышедших в 1911-м году, говорить здесь не станем.

Иностранной литературы, не переведенной на русский язык, не указываем здесь, как обычно недоступной сельским и вообще провинциальным батюшкам, за немногими исключениями. Перечень ее предложим когда-либо после. Эта литература воистину необозрима в краткой заметке.

И русская литература, посвященная вопросу о социализме, появившаяся хотя-бы лишь в одном текущем столетии, в свою очередь, очень обширна, даже более того! Сколько дали одни только 1904-й-1906-й годы!? Но значительная ее часть направлена к восхвалению и пропагандированию социализма или в лучшем случае – к простому лишь изложению социалистического учения. Этого рода литературы мы не касались здесь вовсе, как не отвечавшей тем запросам, какие к нам корреспондентами предъявлены. Нами отмечены только книги и книжки, могущие оказать поддержку сельским батюшкам в деле здравого понимания социализма и – борьбы с ним. И из этих сочинений нами отмечены, конечно, не все (полный перечень будет дан особо), а лишь почему-либо обращающие на себя внимание и в том или ином отношении всего больше отвечающие потребностям вопрошавших. Из перечисленных2 особого внимания заслуживают книги: Катрейна (ее, – повторяем, – всякому нужно иметь у себя; должно быть по возможности скорее сделано новое ее издание), Флейшмана, Пибоди, Г. Ле-Бона и др.

Много ценного материала для ознакомления с социализмом и с его критикой дают, кроме того, многочисленные журнальные статьи, в отдельных оттисках не выходившие по большей части. Выписывать журналы сельским пастырям, конечно, не по средствам, за некоторыми разве исключениями, и потому из журнальных статей укажу на всякий случай кое-что, почему-либо сравнительно более или менее ценное или вообще интересное. Старые журнальные статьи уже указаны мною: в моей книге «Нравственное Богословие в России»... (Спб. 1901 г.), вышедшие до 1901-го года, – и в моих статьях: «Русская противосоциалистическая литература» («Церк. Вед. 1907 г., № 6), «К вопросу о социализме») («Колокол»: 1906 г., № 263), «К вопросу о социализме и христианстве» (ibid. № 237) – вышедшие до 1907 года (ср., кроме того, выше: в начале настоящей статьи). Из новых статей обращают на себя внимание, напр., 1) печатавшиеся в некоторых «Епархиальных Ведомостях» в 1910 г. и имеющие целью «обличение социализма» (в виду новой семинарской программы): во Владимирских, Волынских, Тульских, Ярославских, Калужских и др. (некоторые вышли отдельными изданиями: ср. выше – книжку г. Рождественского и др.; хорошо было бы иметь оттиски статей г. Меньшова из «Волынск. Еп. Вед.»...). 2) В журн. «Вера и Разум» напечатаны статьи: а) Погореловского: «Происхождение христианства по учению исторического материализма» (1907 г., т. IV); б) Миссионера Григория Щелчкова: «Можно-ли отожествлять христианство с социализмом» (1908 г., т. III); в) свящ. Димитрия Иваницкого: «Можно ли отрицательный взгляд анархистов на собственность основать на учении Христа» (ibid); г) свящ. Николая Загоровского: «Современный социализм пред судом слова Божия» (ib., т. III-IV); д) М. Брандина: «Евангелие по своему существу индивидуально и социально» (ib., т. IV); е) свящ. Гpигория Корсуна: «Евангелие социалистов и Евангелие Христа» (1909 г., т. IV); ж) Г. Щелчкова: «Религия и социализм» (ibid); з) свящ. Алекс. Введенского: «Клевета Бебеля на христианство» (ibid.); и) А. Райского: «Евангелие и социализм» (1910 г., т. II) и др. Статьи симпатичного журнала "В. и Раз." обычно интересны. 3) В журн. «Христианское Чтение» см. проф. М. Е. Поснова: «Первая христианская община и коммунизм» (1909 г., апр., май) (статья ученая и серьезная). 4) В журн. "Странник" чит.: а) А. С. «Христианство и социализм» (1907 г., июнь); б) С. Троицкого: «Борьба с социализмом и партия желтых во Франции» (1908 г., янв.); в) его-же «Как защищает христианство в Австрии христианско-социальная партия» (1908 г., июнь). 5) В журн. «Миссионерское Обозрение» есть статьи: а) В. Базарянинова: «Христианское освещение жгучих социальных и государственных вопросов нашей современности» (1907 г., № 1, № 2); б) П. Ухтубужского: «Внутренние противоречия социализма» (1907 г., № 1, № 11); в) В. Попеско: «Иисус Христос и социальный вопрос» (1907 г., № 4, № 6); г) Д. Грацианского: «Беседа с сектантами по экономическому вопросу» (1907 г., № 6); д) К. Черткова: «Был ли среди первых христиан коммунизм» (1907 г., №№ 7–8), е) свящ. Вл. Базарянинова: «Христианство и социализм» (1908 г., № 5); ж) К. Перевозникова: «О гнилых идолах социализма» (1909 г., №№ 8–9). 6) В «Правосл. Собеседнике»: Епископа Алексия: «Христианство и коммунизм» (1909 г., дек.). 7) В «Богословском Вестнике»: Пюша А.: «Древнейшее христианство и социальный вопрос» (1907 г., май; не все здесь удобоприемлемо) (других статей не указываю). 7) В «Душеполезном Чтении»: Ив. Николина: «Нравственность и социализм» (1907 г., № 12). 8) Встречаются статьи, так или иначе относящиеся к вопросу о социализме, и в других журналах: напр., в «Церковных Ведомостях», «Церковном Вестнике», «Христианине», «Голосе Истины» (при "Колоколе") и др., в газетах: "Колокол", «Новое Время» и пр., – но их уже не видим настоятельной надобности указывать в настоящем случае (ср., однако, ниже).

В заключение решаюсь указать некоторые мои статьи по вопросу о социализме: а) «Десятословие и социал-демократическая мораль» ("Странник": 1906 г., окт.; ср. «Церк. Bед.»: 1907 г., № 6, стр. 279); б) «К вопросу о социализме и христианстве» ("Колокол": 1906 г., № 237); в) «К вопросу о социализме» (ibid., № 263); г) «Русская противосоциалистическая литература» («Церк. Ведом.»: 1907 г., № 6); д) «К вопросу о социализме» («Колок.»: 1907 г., № 483); е) «Бесплодно ли христианство» ("Странник": 1907 г., дек.); ж) «Христианская заповедь» о любви-новая заповедь» («Душепол. Чтение»: 1908 г., март, апр., май, июнь, сент.); з) «Христианство о труде» («Новое Время»: 1909 г., № 11869); и) «О социализме и школьной этике» (Церк. Вестн.»: 1909 г., № 15); й) «Социализм – ложь и насилие» (ibid., №№ 19–20); к) «Социализм христианский – утопия» (ibid., №№ 22–23); л) «Учитель и врач – в руках социалистов» (ibid., № 24); м) «Этика христианская не противоестественна» (ibid., № 31); н) «Христианство и культура» (ibid., №№ 33 и 37); о) «Разбор и опровержение социализма» (ibid., № 34); л) «Волчья этика» (ib., № 29); р) «И отменил религиозную присягу» (ibid., 1910, № 41); с) «Социалистическое равенство» (ibid., № 42); т) «Атеистическая пропаганда» (ib., № 43); у) «Социалисты без маски» (ibid., № 44; без моего ведома перепечат. в «Христианине»); ф) «Социалистические добродетели – честность и трудолюбие» («Церк. Вестн.»: 1910 г., № 46; без моего ведома перепечат. в «Христианине»); х) «Социалистическая школа» («Церк. Вестн.»: 1910 г., № 47); ц) «Социалистическая клевета на христианство» (ibid., № 48); ч) «Социализм в роли поставщика лжи» («Церк. Вестн.», 1911 г., № 12) и отчасти др.

«Двадцатый век», – говорит М. Туган-Барановский («Современный социализм в своем историческом развитии»; Спб. 1906 г., стр. 3), – «начался под знаком социализма. В одних людях красное знамя пролетариата вызывает энтузиазм, на других оно наводит ужас, но нет никого, кто к этому грозному символу относился бы равнодушно"...

Все это верно. Игнорировать данное явление нельзя, преступно... – в особенности – тем, кто дорожит христианством, против которого и якобы на смену коего (см. у Mенгера: «Социализм и этика» и др.) социализм выступает. Необходимо тщательно изучать социализм, разоблачать все его ошибки, которыми он весь проникнут, начиная с основного социалистического догмата («материалистического понимания истории»), – постигать всю его несостоятельность – и идейную, и практическую... Необходимо.., – потому что он всюду проникает и дает себя чувствовать, – вызывает дерзко на борьбу... И вот для ознакомления с ним указанная выше, хотя-бы и русская лишь, литература может сослужить большую службу вопрошающим меня сельским батюшкам, да и не им только одним, конечно...

* * *

1

Кроме того, еще могут быть названы сочинения: 1) Бибикова П.: «Современные утописты. Изложение и критический разбор теории Фурье» (Спб. 1865 г.); 2) Фармаковского В.: «Коммунизм и христианская любовь» (Дух Христианина», 1865 г., № 1), 3) Свящ. II. А. Матвеевского: «Историко-критический разбор новейшего западно-европейского социализма» (1867 г., янв. "Странник"); 4) А. С. Родосского: «Коммунизм и христианская любовь» (ibid., 1870 г., т. II); 5) А. Н. Надеждина: «Христианство и социализм» (ibid., т. I); 6) N-a: «Heвеpиe и социализм» («Христ. Чтен.»: 1875 г., т. I); 7) о. А. Хойнацкого: «Коммунизм, его история, воззрения и задачи» (ibid,. 1879 г., т. I); 8) Проф. Иep. Татарского: «Космополитизм, как одно из начал современности» (Прибавл. к творен. свв. отц., изд. при Моск. Д. Акад.»; 1883 г., т ХХХII); 9) архиеп. Никанора Бровковича: «О праве собственности» («Правосл. Обозр.» 1884 г. № 11); 10) Н. Р-ва: «Христианский взгляд на государство, власть государственную и ее новейших противников» («Душеп. Чтен.» 1884 г. № 11); N-а: «Современные нравственно-социальные вопросы с христианской точки зрения» («Тр. Киев. Д. Акад.» 1885 г. № 8); 12) А. Тихомирова: «Демократия материальная и социальная» (Москва, 1896 г.)... Не смотря на то, что эти труды (особенно ранее названные из них) уже довольно стары, – и в них встречается немало ценного даже и для настоящего времени. 13) Еп. (ныне архиеп.) Платона: «Христианство и социализм» (Тр. К. Д. Акад.»: 1900 г., № 11); 14) Д. А. Н.: «Нищета и богатство по учению Спасителя» («Вера и Церк.» 1900 г. № 7); 15) проф. Б. Чичерина «Социализм» (из его сочинен. «Собственность и государство»; ср. его «Истор. политических учений», 1860, 1872, 1874 г.г. Москва; «Философ. права», 1900 г, М.); 16) свящ. Иак. Галахова: «Социалистические утопии XIX века и христианские начала человеческой жизни» (Харьк. 1902 г.); 17) архиеп. Амвросия харьк.: «О неравенстве состояний», «О павперизме» («Полное собран. пропов.»; Харьк. 1902 г., т. 2), «О праве собственности по учению христианскому» (т. 3); 18) свящ. А. А. Полозова: «Экономический материализм и религия» (Москва, 1903 г.); 19) Н. Розанова: «Социально-экономическая жизнь и Евангелие» («Правосл. Русское Слово»: 1904 г., № 7; переизд. в Москве: 1905 г.); 20) проф. В. А. Соколова: «Современное папство и социальный вопрос» («Богосл. Вестн.» 1904 г., июнь); 21) свящ. А. Юрикаса: «Учение социалистов о возникновении христианского нравоучения на экономической почве. Апологетический этюд» (Харьк. 1904 г.); 22) N-a: «О собственности по случаю аграрных беспорядков» («Церк. Ведом.» 1905 г., № 49); 23) А. Фулье: «Ложные нравственные и социальные последствия дарвинизма» ("В. и Раз." 1905 г.; №№ 20–21); 24) А. Зверева: «Любовь к ближнему в первенствующей церкви Христовой» (Москва, 1905 г.); 25) Л. З. Кунцевича: «Изложение и разбор социализма. Популярный критический очерк» (Спб. 1906 г.); 26) проф. А. Л. Болье: «Христианство и демократия. Христианство и социализм» (Спб. 1906 г.); 27) проф. (после протопресвит.) о. Е. П. Аквилонова: «Христианство и социал-демократия в отношении к современным событиям» (Спб. 1906 г.; публ. речь); 28) N-a: «Можно ли христианину быть социалистом» («Вера и Раз.» 1906 г., № 15); 29) митроп. моск. Владимира: «К богатым и бедным», «О труде и собственности», «Работа в свете материализма и христианства», «Социальные задачи семьи» (Москва, 1906 г.); 30) Д. И. Боголюбова: «Христианство и социал-демократия» («Церк. Голос», 1906 г.; обширная статья); 31) проф. о. А. Смирнова: «Христианство и социализм» (Каз. 1906 г.); 32) д-ра Э. Кэзера: «Социалистический рай, каким он будет в действительности. На основании показаний социалистических писателей. Для всех рассудительных рабочих» (Москва, 1906 г.); 33) о. И. Л. Янышева: «Социалистический антиномизм» (§ 15 в его «Правосл. христ. учении о нравственности»; 2-е изд. 1906 г. Параграф «изложен по Мартенсену»; ср. l-е изд. книги о. Янышева, Москва, 1887 г. и в «Правосл. Обозр.» 1886 г., № 4. «Социализм и христианство» – перевод Мартенсена имеется и в "Христ. Чт." 1876 г., т. I, и в «Правосл. Обозр.» 1876 г., №№ 2–3; и вся нравоучительная система Мартенсена, еп. датского, переведена на русск. яз. проф. А. П. Лопухиным в 1890 г. в Спб.); 34) «Христианство и социальная реформа» – перев. с франц. («Душепол. Чт.» 1906 г., февр.); 35) «Христианство и социал-демократия. Из текущей литературы» ("Странн." 1906 г., дек.); 36) Говядовского: «О собственности по учению св. И. Златоустого» ("Душ. Чт." 1906–1907 г.г.); 37) Е. Рихтера: «Социал-демократические картинки будущего» (Спб. 1906 г.). Автор, руководствуясь Бебелем, рисует жизнь в социал-демократическом государстве, на время предположив возможность его действительного осуществления, и в конце концов самым блистательным образом доказывает своими правдивыми картинками всю нелепость социалистических утопий... О других см. еще «Церк. Ведом.» 1907 г., № 6, – мою статью: «Русская противосоциалистическая литература» (стр. 277–280). Из названных статей и сочинений особенного внимания заслуживают (из вышедших не раньше 1900 г.) №№-а: 13-й, 15-й, 16-й, 17-й, 18-й, 19-й. 21-й, 22-й, 24-й, 25-й, 26-й, 28-й, 29-й, 30-й, 37-й и др. (отчасти).

2

Можно назвать, между прочим, еще Н. Перевозникова: «Социализм и проблема человеческого счастья» и др.