Проблема подростковой зависимости от социальных сетей: пастырский взгляд.

Социальные сети прочно вошли в нашу жизнь. Многочисленные исследования говорят о том, что число пользователей социальных сетей интернет-сообществ в социальных сетях, составляет 76.5% от общего количества интернет-пользователей. Эта цифра является отличной иллюстрацией того, что в современном информационном обществе рост числа пользователей в интернет-сообществах социальных сетей означает также возрастание влияния данных сообществ на социальные процессы. Еще один интересный индикатор: среднее ежедневное время, проведенное в социальных сетях, составляет 55 процентов от ежедневного времени использования интернета в целом. Многие люди просто не представляют жизнь без своего аккаунта в одной из социальных сетей.

В наше время очень актуальна такая проблема как зависимость от социальных сетей. Надо искать пути ее решения, так как это бомба замедленного действия в социальной сфере.

Социальные сети отражают все проблемы современного мира. В сетях есть положительные и отрицательные стороны. К положительным относятся общение с друзьями, родными и близкими, которые находятся на дальнем расстоянии, поиск новой работы, обмен информацией, общение по интересам, знакомство с людьми со всего мира. Но с другой стороны существуют и отрицательные моменты, которые заключаются в уменьшении реального общения. Долгое пребывание в социальных сетях приводит к обеднению социальной жизни и личностного развития. Появляется психологическая зависимость от социальных сетей.

Термин «зависимость» здесь является ключевым. В психологической литературе используется термин «аддикция». Что такое аддикция? Порабощающая форма поведения, часто отрицаемая самим ее носителем. Можно также сказать, что зависимые формы повеления — это те, которые сам человек не в состоянии контролировать. Они как бы «владеют» им, и он не может противиться импульсам, с ними связанными, хотя сам от них же несет тот или иной ущерб, духовный и физический.

Проблема патологической зависимости возникает, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей, вторгающейся в жизнь и приводящей к отрыву от реальности. Наступает момент, когда человек не только не решает важных для себя проблем (бытовых, социальных), но и останавливается в своем личностном развитии. Этому может способствовать биологические, психологические (особенности личности, психотравмы), социальные (семейные и внесемейные взаимодействия) и духовные факторы.

Зависимость от социальных сетей развивается постепенно. Сначала человек проявляет интерес к разным видам социальных сетей, регистрируется, расширяет информационность своего аккаунта. Далее он все больше и больше увязает в бесконечных переписках, просмотрах сообщений, участвует в обсуждениях на форумах, в различных приложениях и играх, которые ему предлагают друзья и новые знакомые. Это перерастает в патологическую зависимость. Без посещения социальной сети, по мнению многих людей, день проходит скучно и непродуктивно.

Анализ научной литературы показывает, что наиболее уязвимыми в формировании зависимости от социальных сетей являются подростки. Подростковый возраст – возраст интенсивного формирования нравственных понятий, представлений, убеждений, принципов. В отсутствие реального взрослого подростки начинают опосредствовать свои поступки «взрослыми» нормами и правилами. Это может приводить к максимализму в поведении — преувеличенно аффективному принятию или отвержению реальных форм жизни. Переживая сложный период физиологического, психического, духовного развития личности, подростки не обладают еще устоявшимися стратегиями поведения в отношении с взрослыми и сверстниками, испытывают трудности в социальной адаптации, находят решение собственных проблем в уходе от реальности в виртуальный мир общения.

Пастырская помощь в случае проблемы подростковой зависимости от социальных сетей может быть обусловлена следующими моментами.

Священникам необходимо исполнять дидактическую, просветительскую, наставническую и в целом пастырскую работу на благо молодежи с живым и неподдельным интересом к их повседневной жизни, проблемам, личным волнениям и тревогам.

Подростки, оказавшись зависимыми от социальных сетей, попадают в интернет-плен из-за стремления к тем идеалам, которые становятся ложными из-за упразднения вековых ценностей в современном мире. В отсутствие реального взрослого подростки начинают опосредствовать свои поступки «взрослыми» нормами и правилами. Это может приводить к максимализму в поведении — преувеличенно аффективному принятию или отвержению реальных форм жизни. Подросток активно навязывает свои резко положительные или отрицательные представления о жизни окружающим людям. Нескончаемое блуждание в социальных сетях происходит из-за разочарования, которое молодежь испытывает от реального мира, не отвечающего их высоким запросам. Агрессивное поведение детей в интернете является компенсацией за чувство небезопасности и нестабильности в современном обществе. Подростки через «паблики» и «комьюнити» в социальных сетях пытаются выстроить новое сообщество, что является симптомом кризиса современного общество и его базовых институтов, таких как семья или дружба (феномен, идеализируемой среди подростков).

Священник несет ответственность за то, чтобы ввести подростков в церковную приходскую жизнь, внутри которой признаки социальной жизни находят свое истинное выражение. Безликое пребывание в социальных сетях возможно заменить в сознании молодежи общинным духом церкви. Когда подросток, верящий в вековые и нерушимые ценности, убедится в том, что церковный приход – это распростертые объятия, где найдется место и для него, он, вероятно, будет чувствовать себя там в безопасности.

Когда ребенок поймет, что взаимовыручка, взаимная поддержка, бескорыстный интерес, самоотдача, главенство личности, сотрудничество являются силами, сплачивающими и обеспечивающими функционирование церковного общества, не исключено, что он ответит положительно на его призыв. Если он станет свидетелем тому, как индивидуальность каждого члена Церкви становится источником вдохновения и обогащения ее жизни, тогда он и сам почувствует себя живым представителем Церкви. Когда подросток осознает, что грех каждого члена Церкви не приводит к полному и необратимому отлучению от тела Христа, но являет собой начало духовной борьбы и совершенствования, он и сам сможет свободно оставить все свои тревоги и экзистенциальные проблемы.

Благодаря деятельности прихода как живого общества, человек сможет обрести себя, найти ответы на мучающие его вопросы, восстановить свою пошатнувшуюся социализацию, обнаружить и применить творческие способности. В недрах Церкви подростку будет дана возможность развить стабильные отношения с социальной средой и пережить все то, что включает в себя истинное общение с отцом, другом, братом.

Именно тогда злоупотребление участием в интернет-сообществах потеряет свое значение в достижении целей социализации и самореализации, и одновременно подросток научится использовать интернет с пользой.

Иерей Максим Мищенко