Дмитриевский А. А. Лазарево воскресение и Неделя ваий в Иерусалиме.

Год XLIV.

Руководство для сельских пастырей.

Выходит еженедельно.

Цена годовому изданию на месте пять руб., с пересылкой шесть рублей серебром.

Подписка принимается в редакции сего журнала, при Киевской духовной Семинарии.

№ 12

1903 года. Марта 23-го.

Содержание: Пастырские собрания, как выражение пастырского взаимооб- щения. – Лазарево воскресение и неделя ваий в Иерусалиме. – Причины, почему церковное Богослужение не располагает нас иногда к сердечной молитве пред Богом. – Народные обычаи на Благовещение Пресв. Богородицы в Назарете. – Кто из священнослужителей должен, первенствовать при соборных Богослужениях!..

Жизнь паломническая в Иерусалиме достигает наивысшего своего напряжения особенно в конце великого поста. Последние дни шестой недели и вся страстная седьмица вплоть до вечерни первого дня Пасхи ‒ представляются непрерывным церковным празднеством, участие в котором каждый истый паломник считает для себя священным долгом. Храмы иерусалимские днем и ночью оглашаются в это время церковными песнопениями, постоянно в них совершаются церковные литании и крестные ходы, и народ, во множестве тысяч, сошедшийся сюда с разных концов света ‒ „от запада и севера, и моря и востока“, лишая себя нередко сна и пищи, непрестанно переполняет эти храмы. Страстная неделя и первый день Пасхи есть вместе с тем и конец паломнического сезона, потому что громадное большинство паломников после литургии в первый день Пасхи покидает Иерусалим и спешит в Яффу, чтобы попасть на первый отходящий в Россию русский пароход. Следовательно, каждому паломнику, посещая продолжительные служения в святоградском храме, приходится много уделять времени на хождения по лавкам для закупки всяких иерусалимских реликвий в дар родным на память о паломничестве ко св. Гробу. На улицах царит поэтому большое оживление, и местные и приезжие торговцы, съезжающиеся сюда со своими товарами издалека, на разных языках и наречиях ласково зазывают к себе паломников, расхваливая свои товары и поражая их чудесами своей фантазии и изобретательности.

Храм святоградский, обыкновенно грязный, закоптелый и крайне неряшливо содержимый, в виду наступления великих праздников, начинает чиститься и принимать не только благообразный, но даже торжественно-величественный вид. Иконы наместные заменяются новыми иконами с изображением „страстей Господних“ расшитыми золотом по темно-фиолетовому бархату. Иконы у кувуклия Гроба Господня будничные убираются, и на их место ставят новые и дорогие, усыпанные жемчугом, драгоценными камнями и убранные живыми цветами. В алтаре воскресенского храма по карнизам, в храме на веревках, в виде причудливых гирлянд, по различным направлениям, кругом кувуклия Гроба Господня и в нишах купола храма расставляются и развешиваются в несметном количестве богатые серебренные и золоченые лампады с разноцветными стаканчиками. По карнизам кувуклия в несколько рядов устанавливаются узорчатые восковые свечи и между ними разные херувимы. Над дверями Гроба Господня вешается громадная драгоценная лампада с пятью стаканчиками ‒ дар покойного Государя Николая Павловича. Живоносный Гроб внутри окропляется ароматами и украшается дорогими подсвечниками и вазами с цветами. Вычищенные драгоценные лампады, горящие неугасимо над Божественным ложем, наполняются елеем. Три громадные люстры, спускающиеся из купола храма, переполняются громадными свечами. Драгоценные одежды облекают в главном алтаре престол, на который ставятся серебренные подсвечники ‒ прекрасной венской работы, в виде пальмовых деревьев.

Празднества в Иерусалиме начинаются торжественным богослужением патриарха в субботу праведного Лазаря. В древнее время в память этого знаменательного события, совершившегося в Вифании, торжество этого дня переносилось из Иерусалима в Вифанию, где на месте пещеры, в которой пребывал четыре дня праведный Лазарь, царицею Еленою был, воздвигнут великолепный храм. Сюда из Иерусалима совершалась патриархом торжественная литания, и здесь служилась литургия, но, после разрушения храма, от которого ныне не сохранилось и следов, при тяжелых стеснениях со стороны мусульман-владык, все эти торжественные богослужения и литании были оставлены и до последнего времени не совершались. В настоящее время торжество этого дня приурочивается к Елеону, чтобы быть, так сказать, в виду Вифании и вблизи погребальной пещеры праведного Лазаря. Здесь, во дворе, средину которого занимает круглая часовня, воздвигнутая на месте вознесения Господня и хранящая под своим купольным сводом чудесно отпечатленную на камне стопу вознесшегося Спасителя, разбивается походная палатка-церковь. Престолом в ней служит пьедестал одной из колонн древнего храма на месте вознесения Господня, воздвигнутого ревностною храмоздательницею св. Еленою, матерью св. Константина Великого. Пьедестал этот находится по правую сторону упомянутой часовни, так как на левой стороне её место принадлежит католикам. В этой походной церкви совершает торжественную литургию нередко патриарх иерусалимский, но чаще престарелый иорданский митрополит Епифаний, устроивший для своего постоянного пребывания дом с прекрасным храмом в, так называемой, ,,Малой Галилеи“. Так как этот владыка-старец не раз бывал в России и прекрасно владеет русским языком, то за литургией на Елеоне в этот день он часто произносит возгласы на славянском языке, и даже иногда читает и дневное евангелие на том же языке, к великому утешению наших многочисленных паломников, переполняющих не только двор названной часовни, но и все улицы приютившейся здесь арабской деревушки.

По окончанию литургии, если погода благоприятствует, греческий клир, при пении тропаря праздника: „Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя“, совершает литанию ко гробу праведного Лазаря в Вифанию. Толпы богомольцев сопровождают эту литанию.

Погребальная пещера праведного Лазари представляет естественную пещеру, высеченную в скале. В нее ведет лестница в несколько ступенек, высеченных в той же скале. Эта лестница приводит в пещеру или грот с довольно возвышенным потолком. В углу на правой стороне близ стены имеется католический престол, на котором в день празднования памяти праведного Лазаря совершается „месса“. Близ этого престола с левой стороны находится небольшое отверстие, полуприкрытое громадным монолитным камнем, отваленным, по слову Спасители, плакавшего здесь над другом своим. Несколько ступеней в глубину чрез это отверстие ведут в четвероугольную комнатку, на левой стороне которой устроено ложе, на коем возлежало четыре дня мертвое тело праведного Лазаря до мощного гласа: „Лазаре, гряди вон“. (Иоан. XI, 43). Вся эта пещера с поразительною точностью воспроизведена мастерскою кистью художника Сведомского в картине воскрешение Лазаря, написанной на западной стене правого нефа киевского Владимирского собора.

Здесь в пещере праведного Лазаря прочитанное евангелие о воскресении Лазаря, при пении соответствующих воспоминаемому событию церковных песнопений, производит на многочисленных богомольцев глубокое впечатление и у многих из них исторгает невольные слезы... После окончания этой литании, в течение целого дня множество богомольцев посещают эту пещеру, и под сводами её непрестанно раздаются звуки умилительного тропаря: „Общее воскресение прежде твоей страсти уверяя, из мертвых воздвигал еси Лазаря, Христе Боже“.

Богомольцы, пришедшие вместе с литанией в Вифанию, заходят потом в Виффагию, где ученики Спасителя, по Его указанию, нашли для Него „осля привязано“, на котором Он совершил свой торжественный вход в Иерусалим, а, потом через Елеон, отдохнув под радушным кровом наших русских в построек, воздвигнутых трудами и заботами приснопамятного о. архимандрита Антонина Капустина, спешат возвратиться в город, одни, чтобы присутствовать в воскресенском храме на торжественном патриаршем служении великой вечерни недели ваий, а другие, чтобы отстоять всенощное бдение в русском Свято-Троицком храме на наших постройках.

В ненастную дождливую поводу не совершают литанию в пещере праведного Лазаря, и охотников паломничать туда в этот день находится немного. Богомольцы, по понятной причине, не многочисленные, отслушав литургию на Елеоне, лобызают стопу Спасителя в часовне и прямо возвращаются в город. Каждый из паломников по пути считает долгом своим запастись пальмовою ветвью, с которой стоять всю утреню и литургию в неделю ваий. Ветви здесь не раздаются в храмах, и ими каждый паломник запасается заранее на свои средства. Пальмовые ветви в своем естественном виде и иногда громадных размеров, или же завитые весьма искусно в кресты и звезды и украшенные живыми цветами, продаются местными арабами- христианами близ храма воскресения на площади и на базарах в громадном количестве. Цена их, смотря по убранству и величине, колеблется между 10 копейками и 2 рублями за штуку.

Вечерня накануне недели ваий совершается торжественно патриархом в храме воскресения, который, будучи великолепно убран, горит множеством огней. Патриарх приходит в храм в сопровождении синодальных архиереев и многочисленного святогробского духовенства. Его встречают так же, как и накануне православия, близ камня помазания в южных дверях храма и с пением ведут сначала в Гроб Господень для лобызания, а потом в трон, стоящий с правой стороны храма воскресения. В совершении выхода на благословение хлебов участвует множество иеромонахов в богатых облачениях. Вечерня эта совершается так-же торжественно, как и в канун недели православия. Ночью на Гробе Господнем в обычное время служится одним из архиереев первая литургия, за которой присутствует множество богомольцев, остающихся на целую ночь в храме воскресения.

Патриарх совершает вторую литургию в храме воскресения утром, при участии синодальных архиереев и множества иеромонахов. По окончании литургии, отправляется внутренняя литания, во многом напоминающая порядок литании в неделю православия. Все участники литании держат в руках ваии и зажженные свечи вместе с букетами живых цветов. Народ, находящейся в храме за литургией, стоит также с пальмами и свечами. Присоединяются в этот день к процессии большая масличная ветвь, богато убранная живыми цветами и несомая клириком в стихаре, и большая хоругвь с изображением воскресения Христова, который следуют в конце процессии за патриархом. Лития совершается при пении стихиры: „Днесь благодать святаго Духа нас собра“ и праздничного канона. По обхождении троекратном кувуклия и всего храма воскресения, процессия останавливается пред кувуклием, где прочитывается праздничное евангелие и произносится сугубая ектения о всех православных христианах и вступает, внутрь храма воскресения. Патриарх, стоя в троне, раздает богомольцам антидор и совершает отпуст литургии. По окончании литургии, клирики сопровождают его до патриархии и угощаются им по обычаю. Масличную ветвь, носимую в крестном ходе, богомольцы расхватывают на память о торжестве.

Проф. А. Дмитриевский.

 

Источник: Дмитриевский А.А. Лазарево воскресение и Неделя ваий в Иерусалиме // Руководство для сельских пастырей, 1903.