Михайлов А. В. О причинах безуспешности молитвы.
- Литература
- 13 Июль 2024
Из слова в 5–ю неделю Великого Поста, сказанного 22 Марта 1887 года в Исаакиевском Соборе
„Не виста, чесо просита“ (Мк.10:38).
За несколько дней до торжественнаго своего входа во Иерусалим Спаситель, среди своих близких учеников предсказал о скорой Своей страдальческой смерти и о Своем воскресении на третий день. Слушавшие Его ученики знали, что Он недавно обещал посадить Своих Апостолов на двенадцать престолов в царстве Своем (Мф.19:29).
Поэтому, одна чадолюбивая и пристрастная мать с своими сыновьями подошла ко Христу с просьбой, чтобы Спаситель двум ея сыновьям дал в Своем царстве первые места. Христос отклонил исполнение этой просьбы и осудил такое желание как матери, так и сыновей. „Вы сами не знаете, чего просите,“ сказал Он им всем троим при других.
Благочестивые слушатели! И мы весьма нередко по молитве своей не получаем исполнения. А между тем многие и дают обещания, и служат молебны, и предпринимают дальния богомолья, и подвергают себя ограничениям и лишениям, а всё-таки Господь не внемлет их гласу. Отчего же наши просьбы, наши молитвы иногда не исполняются?
Да во 1-х, от того же, от чего не исполнилась просьба матери Саломии о детях ея; оттого, что мы просим иногда незаслуженного. По грехам-то нашим мы не стоим и тех милостей и благ, какими пользуемся, содержа свою семью, и другим помогая или делая разнородные обороты. А ещё помышляем и молим Бога о высшей –¬ более счастливой –¬ жизни, о повышениях, о власти, о наградах, о первых местах, не сообразив того, что мы и по своему образованию, и по дарованиям не заслуживаем лучшего положения.
Ах как часто грешат в этом отношении и много делают вреда обществу ближайшие родные, сильные, благоустроющие своих на обеспеченных местах не по заслугам. Они, благодаря родным связям, возвышают своих потомков, ¬–¬ и не по летам и не по уму. А из-за этой –¬ так называемой –¬ протекции весьма нередко лица более умные, и образованные, многосемейные, много служившие, полезные и весьма достойные отстраняются от мест, лишаются награды за прошлую службу и поощрения к дальнейшим трудам на пользу общую. От такой несправедливости из-за протекции страдает общественная жизнь, в которой каждый деятель должен быть на своём месте; взявшись за дело, должен знать его; иначе расстроится или будет замедляться ход жизни общественной. А из-за несправедливости теряется в честном деятеле охота ко службе ревностной. Матери и другие сродницы! Вы, устрояя своих родных не по заслугам, виновны пред всем обществом. Поэтому не преграждайте путь к повышению достойным; а пусть ваши потомки потрудятся, поработают и себя покажут, чего они достойны. А иначе и к вам относятся слова Христовы: «Вы сами не знаете, чего и за кого просите».
Во 2-х. От того мы не получаем просимого, что просим себе опасного и вредного. Иной из нас и с рублём справиться не может, не в силах дать ему должное употребление, а мечтает о больших капиталах, о богатстве и молит Бога о крупных выигрышах и строит воздушные замки; и, видя других счастливцев мира, с ропотом на жизнь, на судьбу свою, обращается к Богу, как бы заявляя, подобно сынам Заведеевым, свои права на почёт, на обеспечение, на более обширное влияние. Между тем приди этому мечтательному уму счастье, хорошее положение: он растеряется, замечтает о своих совершенствах, заслугах и правах на это положение. А, замечтавшись, зазнается, на людей будет смотреть свысока; легко приобретённое беречь не станет, появится роскошь, прихоти, подражания высшему кругу (хотя по внешности), погоня за высокими знакомствами и в конце концов такой человек, чрез скорое, нетрудовое обогащение, губит и себя, свой дух гордыней и невоздержанием, а свою семью излишней сначала роскошью, а потом и конечным истощением средств. Так к чему же духу человеческому мечтать и просить себе такого положения, по–видимому, лучшего, но не ведомого и непосильного? Поэтому Бог, Отец Милосердный, Чадолюбивый и Справедливый и не посылает своих щедрот по нашей прихоти. Глупому сыне не в прок отцовское богатство. Господь Сам знает, кого ущедрить Своими милостями; Он раба, верного вмале, в своё время возвеличит и над многим и многими поставит. Будь христианин человек, верен к Господу, возверзи Ему печаль свою и Той тя пропитает (Пс.54:23).
В 3-х. Не получаем просимого по молитве от того, что просим милостей от Бога только себе и всего всего больше и больше, а о других не молим и им милости Божией не просим; как сделала и Саломия: она считала лучше всех только своих сыновей и поэтому находила их более всех других достойными сидеть в царстве Христа рядом с Ним. Такая молитва есть самообольщение; есть оскорбление других ближних, быть может более достойных; есть дерзновение на правду Божию. Так в Евангелии и замечено: другие ученики, слыша неожиданную, честолюбивую просьбу двух товарищей, вознегодовали на них и на их нежную мать (Мк.10:41). И Христос, указавши неуместность их просьбы, сказал, что близость к Богу в царстве небесном зависеть будет от благочестия учеников и от правосудия Божия (Мф.20:23). Господь Спаситель в самом начале Своего служения сказал всем Своим последователям: ищите прежде всего царствия Божия, и правды Его, и праведности, и остальное всё приложится вам (Мф.6:33) без прошения вашего, весть-бо Отец ваш небесный, что вы нуждаетесь и в чём нуждаетесь (Мф.6:8). Заботьтесь о спасении своей души и душ других; молитесь о себе и о ближних. Просите милости всем и каждому; предпочитайте и в жизни и в молитве благо общее благу частному. При общем благоденствии и вам будет жить хорошо. Так учит нас молиться Сам Христос, когда повелевает обращаться к Отцу нашему небесному не от своего только лица, а от лица всех нас. Отче наш, а не Отче мой! Хлеб наш насущный дай нам, а не мне. И остави нам, а не мне только, долги наша. Не введи нас, а не меня только, во искушение. Таким образом, благочестивые слушатели, желайте и просите у Господа милостей и другим столько же, сколько и себе, и молитва ваша будет Богу благоугодна. Так молился и царь Соломон при освящении храма, прося милостей не только себе и своему народу, но и всякому язычнику, который бы когда-нибудь обратился к Милостивому Богу за помощью. И Господь явил ему своё благоволение (3Цар.8:42, 9). Молились пророки о других –¬ и больных, и грешных и Господь радовался такой молитве, и посылал просимое.
В 4-х. Не получаем просимого о того, что сами не знаем, чего просим, то есть весьма нередко мы только говорим слова молитвы, или думаем о другом: о торговле, о богатстве, о нарядах, о чести, или подобно фарисею пересуждаем ближних. Такая молитва не только бесплодна, но она есть оскорбление Бога. Если среди нас кто-нибудь просил бы другого о чём либо без смысла, бессознательно, не помня, что говорил и говорит, то всякий, слушающий просьбу и способный помочь, отчуждался бы от такого просителя впредь до его самосознания, –¬ то тем более для Святейшего Существа оскорбление слушать бессознательный лепет людей, носящих имя Христово. А иногда в молитве просят вредного врагу своему, на молитве поминают его живого как умершего или даже ставят восковую свечку нижним концом вверх; и всё это по злости. Жалки такие люди. Поэтому сначала нужно подумать хорошенько о чём просить и как молить Господа, чтобы молитва была достойна Бога. И потому-то как древле, так и в новом завете Сам Господь, предупреждая неразумную молитву людей, говорит о бесполезности её: «приближаются Мне людие сии и устами своими чтут Меня, сердце же их далече отстоит от Мене: всуе, попусту они чтут Меня, призывают Имя Мое (Ис.29:13; Мф.15:8).
В 5-х. Не посылает Господь просимое и по нашему маловерию. «Если сколько нибудь можешь веровать, всё возможно верующему» (Мк.9:23) однажды сказал Христос маловерному отцу несчастного сына. По вере вашей будем вам (Мф.9:29), в другом случае сказал Христос. И весьма нередко мы первее всего в нужде своей обращаемся к людям и сильным, и знатным, и опытным, и влиятельным, и в них, как в своих покровителях, полагаем всю свою надежду, а о Боге-то и не подумаем. И только после многих неудач и безуспешности человеческих сил мы обращаемся к Господу, да и то просим без твёрдой веры в помощь. Поэтому просите с твёрдой верою, ни мало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да и не думает такой человек получить что-либо от Господа. Человек с двоящимися мыслями не твёрд во всех путях своих (Иак.1:6–8).
И в 6-х. Иногда мы просим у Бога и достойного, и с верою, но ждём скорой помощи, а между тем Господь не посылает нам милости скоро, испытывая и укрепляя нашу веру ради нас самих и ради окружающих. Так Он просьбу жены Хананейской, слезно и сильно взывавшей о помощи страждущей ея дочери не исполнил тотчас, ради Своих учеников и для большей славы и чести просительницы. О, жено, велия вера твоя, буди тебе яко же хощещи. (Мф.15:28). И исцелела, сказано, дочь ея в ту же минуту. Поэтому, благочестивые слушатели, молитесь Богу и просите Его терпяще –¬ с терпением, не ждите скоро помощи. Всеведущий Господь знает, когда подать.
А мы будем только сознательно и с детскою преданностью молить Его: да будет над нами воля Его святая. Нет лучше и выше молитвы Господней в правильном её разумении. Всё в ней пренебесно, все наши нужды изображены достойно. И в радости, и в горе произносите её чаще и всю, и по частям сообразно с нуждою, но произносите с твёрдою верою и надеждою на заступничество нашего Ходатая Спасителя. А Он сказал: все, что вы будете просить от Отца Моего во Имя Моё даст вам (Ин.16:23). Всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите (Мф.21:22 см. Мк.11:24)
Итак, добрые слушатели, чтобы наша молитва была Богу угодна и нам спасительна, для этого она должна быть: во 1-х, достойна Бога, Правосудного; во 2-х, нам спасительна; в 3-х не своекорыстна; в 4-х, сознательна; в 5-х, с верою и покаянием; и в 6-х, с терпением, без ропота и без колебания. Имейте же веру Божию (Мк.11:23) и тогда просите и дастся вам. Ищите и обрящете (Мф.7:7). Аминь.
Источник:
О причинах безуспешности молитвы / Протоиер. Василий Михайловский. – СПб. : Тип. Поздняковой, 1887. – 6 с.