Завещание Ефрема Новоторжского

24 июня Православная Церковь отмечает день перенесения честных мощей святого преподобного Ефрема, Новоторжского Чудотворца. История появления Ефрема в Торжке такова.

Во время правления в Киеве великого князя Владимира пришли на Русь из Венгрии три брата: Георгий, Ефрем и Моисей. В 1015 году, после смерти князя Владимира, находившийся в походе сын его Борис был убит на реке Альте по приказу Святополка Окаянного. Был убит тогда и дружинник князя Бориса угрин (т.е. венгр) Георгий: «усекнут в голову». Ефрем, в то время находившийся в другом месте, узнав о смерти брата, поспешил на берег реки Альты, где нашёл главу его и с тех пор всегда имел её с собою.

Оставив княжеский двор, боярин Ефрем принимает монашеский чин и «на подоле близ Торжка» ставит странноприимный дом, где доставлялось даровое содержание бедным и странникам, а затем монастырь в честь новых страстотерпцев, первых русских мучеников, святых князей Бориса и Глеба.


Преподобный Ефрем скончался в глубокой старости в 1053 году, через тридцать восемь лет после убиения благоверных князей. Перед смертью святой преподобный Ефрем, как говорит церковное предание, созвал братию обители своей и поучал их «о безмолвии, о братолюбии, о странноприимстве, о милостыни, более же всего о посте, о молитве и страхе Божием, Его же всегда иметь пред очами своими. И завещал, пусть после его смерти голову его брата, которая была всегда с ним, положат с ним в гроб».

Этот момент отображен на иконе «Предсмертное завещание братии Преподобным Ефремом, Новоторжским чудотворцем», бытовавшей в России как в виде живописной иконы, так и в виде хромолитогравюры, напечатанной в 1902 в Одессе в хромолитография Е.И. Фесенко с дозволения Санкт-Петербургского Цензурного комитета от 30 апреля 1902 г., подписанного цензором архимандритом Арсением. Одна из хромолитографий этого издания хранится в фонде Всероссийского историко-этнографического музея.

На листе бумаги форматом 68,4х51,5 изображена монастырская келья – видны две стены: задняя и правая. Справа в углу наверху – божница (угловая полочка с резным деревянным подзором), на ней иконы: «Богородица Одигитрия» (левая) и «Святые Борис и Глеб» (правая), справа лежат две книги, перед иконами висит лампада. Под божницей – аналой с главой Георгия и лежащими рядом с ней раскрытой книгой и четками. На заднем плане виден край окна с резными наличниками.

На переднем плане справа у стены сидит, повернувшись влево, святой преподобный Ефрем, Новоторжский чудотворец, правой рукой указывает на стоящий в центре аналой с головой Георгия и лежащими рядом с ней раскрытой книгой и четками, левой придерживает настоятельский посох – жезл. Преподобный Ефрем склонил голову; одет в тёмную мантию серо-зеленого цвета, поверх мантии надет аналав с золотой каймой, восьмиконечным крестом с подножием, черепом и орудиями страстей (копием и тростью), на голове - куколь с золотой каймой и крестом, надвинутый почти до бровей. Слева стоят монахи. Впереди - святой Аркадий. Он изображен стоящим в профиль, с непокрытой головой, безбородый, одет в коричнево-зеленый подрясник, с черным поясом. Подперев подбородок правой рукой, почтительно слушает старца. За ним – немного левее - фигура настоятеля: в черном клобуке, черной рясе и с четками в руках. Крайняя фигура слева – монах в одеянии схимника, с внимательным взглядом больших задумчивых глаз. Сзади – еще несколько монахов, среди которых видны головы в схимнических куколях.

Над нимбами святых надписи: «Св. пр. Ефрем», «Св. Георгий», «Св. Аркадий».

Вверху, между божницей и окном, текст:

«Св. Препод. Ефрем но егда предуведе свое еже к Богу отшествие, абие созывает братию обители своея и поучи их о безмолвии, о братолюбии, о странноприимстве, о милостыни, паче же о посте, о молитве и страхе Божии, еже выну имети пред очима своими. И завеща, да по смерти его положат главу брата его, юже имеяше, с ним в гроб. В лета 1561. По убиении благоверных князей прежив тридесять восемь лет».

Эта икона (хромолитография) была широко распространена и, хотя материал, на котором она изготовлена (бумага) недолговечен, встречается и сегодня в домах православных христиан. Автору этой статьи довелось увидеть её в божнице одного из домов в селе Есеновичи Вышневолоцкого района Тверской области. В наш музей она поступила от Александра Ивановича Морозова. Благодаря его заботливости, Всероссийский историко-этнографический музей имеет возможность показать хромолитографию иконы «Предсмертное завещание братии Преподобным Ефремом, Новоторжским чудотворцем» современным посетителям и сохранить ее для будущих поколений.

Т.П. Большакова,
старший научный сотрудник ВИЭМ,
"Торжокская неделя", 22.04.2009.