Оковецкия явленныя иконы

Первая из этих икон представляет лик Божией Матери с Предвечным Младенцем, на левой руке Ея седящим, и Святителем Николаем, тут же предстоящим.  
 
Вторая представляет 4—конечное изображение Чудотворного Креста Господня с коническими верхушками каких-то зданий при подножии. Величина 1-й—1 1/2 вершка длиною и 1 1/2 вершка шириною. Явление их, по словам рукописи, последовало в 7047 (1539) г., сперва явилась икона Креста, около праздника Вознесения Господня, двум хищникам Ивану и Ермолаю; потом в день Пятидесятницы, 25 мая того же года явилась и икона Богородицы черноризцу Стефану и бывшему с ним народу. Они явились в местности, занятой теперь церковью и кладбищем, называвшейся тогда Пыршинским городищем, на двух соснах, стоявших одна от другой на расстоянии 10 локтей. Множество чудес, совершившихся сперва при самом явлении, в присутствии черноризца Стефана, о которых он свидетельствовал в своем донесении великому князю и митрополиту, потом, после явления, в присутствии посланных от великаго князя и митрополита на городище, для наследования истины явления икон и чудес, совершающихся от них на месте, духовных и мирских лиц, удостоверили великаго князя и митрополита в истине явления икон и чудотворной силе их.
 
И по совещании митрополита с великим князем, предписано было на Пыршенском городище, на месте явления икон построить церкви — именно: на месте явления иконы Креста поставить церковь во имя Происхождения Честных Древ, а на месте явления иконы Богоматери со Святителем Николаем — церковь во имя Пресвятой Богородицы Одигитрии с приделом во имя святаго Николая Чудотворца. Когда, по повелению великаго князя и митрополита, святыя иконы, вероятно, для точнейшаго удостоверения в их чудотворной силе, взяты были в январе месяце 1540 году в Москву, то, во время шествия с ними в Москву, присутствовавшая в них сила благодати Божией проявила себя в городе Ржеве, мимо котораго несены были иконы: там получили исцеление 9 человек больных. При внесении в Москву иконы были встречены с великою честию Государем Иоанном IV, братом его Юрием, митрополитом со всем духовенством и множеством народа, близ Новинского монастыря (ныне приходская церковь). На месте, где встречены были иконы при внесении в Москву, государь повелел поставить церковь во имя Пресвятыя Богородицы. Об этом принесении святых Оковецких икон в Москву сохраняется известие и в летописях, именно в Воскресной летописи под 7048 г. говорится об этом так: «Лета 7048 (1540) генваря принесены были от Ржева на Москву 2 иконы чудотворныя, образ Пречистой Богородицы Одигитрии, а другая икона Крест Честный, и сретоша чудотворныя иконы со кресты преосвященный Иосиф Митрополит со всем освященным собором и князь великий Иван Василеьвич всея Pycи с братом своим Юрием и с боляры и со всем народом близ новаго монастыря митрополича 61). И повеле князь великий на том месте храм постави во имя Пресвятыя Богородицы 62).
 
Неточность сказания летописей о месте, откуда принесены были иконы, т. е. что эти иконы принесены были в Москву не из Оковец, а из Ржева, произошла от того, что на месте явления их еще не было селения с названием Оковец, а было, как выше сказано, незаселенное городище, называвшееся по речке Пыршенским, и вокруг его большой лес, и место это состояло в Ржевском уезде. Между тем, эта неточность сказания послужила причиною того, что в некоторых печатных месяцесловах и календарях явленная икона Богородицы, вместо названия Ея Оковецкой, как следовало бы ее назвать по месту явления, имеет одно название Ржевской, как будто место явления Ея было в самом Ржеве; а в одном из недавних печатных изданий о жизни Пресвятыя Богородицы и Ея явленных и чудотворных иконах, по поводу той же неточности летописи, говорится, что явленная икона Богородицы Ржевския находится в городе Ржеве в приходской церкви, в честь Ея устроенной 63). Этим не ограничивается неверное показание о явленной иконе разных печатных изданий. В некоторых календарях на 1870 и 71 г. и в месяцеслове и святцах на 1872 г. икона Богородицы Оковецкой отделена от иконы Богородицы Ржевской и явления первой иконы отнесено к 8 июля, а празднование последней к 11 июлю 64), и кроме этого, в Всероссийском общедоступном календаре на 1871 г., по поводу молчания летописи о возвращении явленных икон из Москвы на место явления в Оковцы, говорится, что первая икона, т. е. Оковецкая, находится, как выше сказано, в городе Ржеве в приходской церкви, в честь Ея устроенной, а последняя т. е. Ржевская, в Москве, в церкви во имя Ея у Пречистенских ворот 65), тогда как в этих церквах находятся только древния снимки с подлинной явленной Оковецкой иконы.
 
Святыя иконы находились в Москве в соборном храме Успения Богородицы с 11 января 1540 г. до июля месяца того же года. Потом, по повелению государя и митрополита, поставлены были в новосозданном, по повелению государя, во имя Пресвятыя Богородицы храме. Отсюда в начале июля, по совершении литургии, оне отпущены были опять в Пыршенское городище. Как бы памятником времепребывания икон в Москве и поныне есть там церковь во имя Пресвятыя Богородицы Ржевския с приделом во имя святаго Николая Чудотворца. Эта церковь есть сейчас упомянутая, что у Пречистенских ворот и известная по находящейся в ней чудотворной иконе Ржевския, т. е. Оковецкия Пресвятыя Богородицы 66), которая, как сейчас видели, в одном из календарей на 1871 г. по ошибке признана отдельною от подлинной явленной Оковецкой иконы. Эта церковь, по словам автора прежней записки об Оковцах, построена в 1686 г. окольничим Петром Кондыревым. Есть в Москве и другая церковь во имя Пресвятыя Богородицы Ржевския: эта церковь Ржевския Богородицы на Поварской улице с приделами св. Николая Чудотворца и св. Безсребренников Косьмы и Дамиана 67), построенная на месте остановки Оковецких икон при внесении их в Москву. Есть и во Ржеве церковь во имя Пресвятой Богородицы, Ржевския или Оковецкия, которая иначе, по приделу во имя Рождества Иоанна Предтечи, называется Предтеченскою. Эта недавно упомянутая церковь Оковецкия Богородицы, которой, как видели и по книге «Жизнь Пресвятыя Богородицы» 1869 г. и по одному из календарей на 1871 г., неправильно присвояется право считать своим достоянием подлинную явленную икону, названную по первой книге — Ржевскою, а по второй—Оковецкою. С 1852 г. и в Осташкове устроен придел во имя Пресвятыя Богородицы Оковецкия или Ржевския при Осташковском соборном храме.
 
Святыя иконы перенесены из Москвы на Пыршенское городище, по словам рукописи о явлении их, в 8-й день после отправления их из Москвы, следовательно, судя по времени отправления их из Москвы, бывшаго в 1-х числах июля 1540 г. около 11 числа сего месяца и года. Это, по словам помянутаго автора, и послужило побудительною причиною к установлению празднования в честь Оковецкой явленной иконы Пресвятыя Богородицы 11 июля. Это празднование, прибавим, вероятно, с того же времени, т. е. с 1540 г. и установлено и началось, как на месте явления икон — в Оковцах, так и во Ржеве, в уезде котораго находилось с. Оковцы, и в Москве, в устроенной в честь помянутых икон, по повелению великаго князя, церкви. Подтверждение этому увидим скоро из примера празднования им еще в половине XVII века в Новгороде. С давняго же, вероятно, времени празднование этой иконы стали означать и в святцах. По крайней мере, в одних довольно старинных печатанных лицевых святцах в 1713 и 1714 г.г. уже означено это празднование под 11 числом июля и с прибавлением какого-то хождения 68). Под 11 числом июля означается и явление этой иконы, что, впрочем, несправедливо, потому что настоящее число явления иконы Богородицы есть 25 мая 69). Кроме этого времени, еще празднуется иконе Пресвятыя Богородицы в самом с. Оковцах в праздник Вознесения Господня, потому что около этого праздника совершилось начало явления, т. е. явление иконы Креста; еще празднуется в пяток пред днем св. пророка Илии, потому что, по сказанию древней рукописи о явлении, в год явления, пред днем св. пророка Илии, получили исцеление 42 человека. И, наконец, еще бывает празднование в честь иконы Пресвятыя Богородицы Оковецкия 12 декабря. Это последнее празднование, по словам помянутаго автора, установлено в память бывшаго будто в это число возвращения икон в Оковцы из Новгорода, куда они, как выше сказано, были отнесены в начале XVII в. по случаю угрожавшаго Оковецкой церкви от Литовского разорения.
 
Святыя иконы, во время пребывания их в Новгороде, стояли, как выше сказано, в церкви Успения Пресвятыя Богородицы на торговой стороне и были в великом уважении. Из древняго рукописного устава Новгородского Софийского собора видно, что в день явления их 11 июля был совершаем в эту церковь из Софийского собора крестный ход, и из древней рукописи чиновника Новгородского apxиepeя видно, что в этот день совершал там служение сам новгородский владыка 70). Во время пребывания икон в Новгороде совершались от них иногда исцеления. Так, в 1660 г. 11 числа июля, следовательно, в самый праздник, совершаемый в честь этих икон, молясь пред ними получил исцеление от тяжкой глазной болезни, как сам после засвидетельствовал, новгородской церкви св. исповедника Василий, епископа Парийского священник Венедикт Прокошев и дочь его 71). Святыя иконы стояли в Новгороде, должно полагат, до 1667 г.; а потом по случаю возстановления в с. Оковцах в этом году церкви, по распоряжению московского Патриарха, которому принадлежало это село, перенесены опять в Оковцы. Памятником пребывания в Новгороде иконы Ржевския или Оковецкия Пресвятыя Богородицы, остается доселе существующий список с этой иконы, находящийся в новгородской Успенской церкви на торговой стороне 72).
 
Чудеса, сопровождавшия явление св. Оковецких икон, потом совершавшиеся и в Москве, и в Новгороде, где временно пребывали иконы, и на месте явления, послужили к тому, что икона Пресвятыя Богородицы Одигитрии Оковецкой усвоено название не только явленного, но и чудотворного образа, и это название присвоено ей не только в писцовых книгах 1624 и 1625 г., но и в официальных бумагах половины XVIII в. Чудотворная сила св. Оковецких икон не оскудевает и поныне. А потому и вера и ycepдиe к ним и ближних и отдаленных жителей не уменьшается. И помолиться Пречистой Владычице приезжали не только в XVI в., вскоре после явления, как видно из оправдательных отговорок Турантая Пронского и Михаила Глинского, хотевших оправдать побег свой в Литву поездкою в Оковцы 73), но и в XVIII в., как видно из бумаг бывшаго Осташковского Духовного Правления 74), и по настоящее время просящие с верою себе помощи получают оную. Да, это место, преосененное благодатию!
 
Обе явленныя иконы, т. е. икона Креста и Богоматери, в снимках изображаются обыкновенно на одной иконной доске на соснах. Впрочем, икону Богоматери со святителем Николаем в древности писали иногда и отдельно от иконы Креста. Такая, например, есть икона в Ниловской Столобенской пустыни в архиерейских келиях. 
 
В Оковецкой церкви подлинныя явленныя иконы вставлены в другой небольшой иконной доске, на которой внизу на левой стороне изображено Успение Божией Матери, напоминающее имя того Новгородского храма, в котором временно стояли Св. иконы, а на правой Св. Алексей, Человек Божий, Нифонт, архиепископ Новгородский и Великомученица Екатерина. Икона эта, — с утвержденными в ней явленными иконами, — стоит в малом киоте за отворчатым стеклом. Киот утвержден в большом местном образе главного храма с изображениями ликов Богоматери разных явлений, стоящим по левую сторону царских дверей иконостаса этого храма. Самое старинное из сохранившихся украшений явленных икон состоит на иконе Богоматери, в серебряно-вызолоченных, сканных с финифтью венчиках на ликах Богоматери, Богомладенца и Святителя Николая и в таких же окладах полей и воздуха, на иконе Креста — в серебряно-вызолоченной с цированными травами оклад полей. Серебряныя сканныя украшения употреблялись в XVI и XII ст. К тем же временам относятся и оклады полей с цированными травами. Эти украшения на явленных иконах, только без прибавления отличительных названий отделки, значатся и в описи икон Оковецкой церкви 1760 г. 75). Первыя жемчужныя ризы на этих иконах, как можно заключить по соображению прописанного об них в донесении Сковецкаго священника Иоанна Максимовича Разумихина 1814 г., что оне устроены спустя 2 столетия после явления икон 76), следовательно, после 1740 г., с помянутой описью икон 1760 г., в которой о жемчужных украшениях еще не упоминается, устроены вскоре после 1760 г. Теперь эти украшения, как серебряныя с позолотою — сканныя и цированныя, так и первыя жемчужныя, положены на коши этих икон, находящихся в приделе во имя Происхождения Честных Древ.
 
Настоящее украшение явленных икон состоит из золотых чеканных венчиков на ликах Богоматери, Богомладенца и Святителя Николая первой иконы и из серебряных чеканных окладов полей и таких же, вынизанных сверху жемчугом, риз той и другой иконы, т. е. иконы Богоматери и иконы Креста. Украшение на иконе с изображениями Успения Богоматери и Св. Алексея, Нифонта и Екатерины, в которой вставлены иконы явленныя, как прежнее, так и нынешнее, состоит из серебряно-вызолоченной чеканной ризы на всей иконе. Кем и когда именно устроена прежняя риза на иконе Успения с 3-мя вышеупомянутыми святыми, также золотые венчики на лике первой явленной иконы и серебряно-вызолоченные оклады полей и ризы той и другой явленной иконы, — неизвестно. О прежней ризе Успения уже упоминает в своем донесении 1814 г. вышеупомянутый священник Разумихин 77). Эта прежняя риза иконы Успения теперь положена на копии иконы, написанной на одной кипарисной доске с копиями явленных икон усердием Ржевского купца Павла Сафронова в 1859 г. и стоящей в приделе Св. Николая Чудотворца. Нынешняя риза на настоящей иконе Успения, стоящей с подлинными явленными иконами, устроена, как видно из чеканной подписи на окладе (нижняго поля), в 1859 г. 11 июля, усердием граждан г. Ржева.
 
В 1896 г. на св. икону средствами церкви и на пожертвования доброхотных дателей устроена новая сребро-позлащенная риза (вес. 2 ф. 4 золот.); на самых явленных иконах оставлены прежния жемчужныя ризы, переделанныя с добавлением новых камней усердием некоторых благочестивых граждан г. Ржева в 1859 г. Прежняя же риза на святой чудотворной иконе, сделанная усердием Ржевских граждан в 1859 г., возложена на копии св. иконы и поставлена в иконостасе придела Св. Николая Чудотворца. Перед явленными иконами каждое богослужение горит большая свеча от усердия граждан города Осташкова.
 
Служба Оковецкой Божией Матери в праздники, положенные Ей, отправляется по общей минее.
 
__________________________
 
61) Новый монастырь митрополич в рукописи о явлении икон, иначе назван Новинским. Московский Новинский монастырь, сперва митрополичий, потом патриарший, наконец, синодальный, основан был между 1410 и 1431 годами митрополитом св. Фотием, а в 1764 году упразднен. На месте его находятся теперь 2 каменныя церкви: Введения во храм Пресвятыя Богородицы и Казанския Пресвятыя Богородицы. (Книга Путеводитель по Москве 1868 г. ст. 1; стр. 278 и 279).
62) Летопись по Воскресному списку 1859 г. стр. 295.
63) Сказание о земной жизни Пресвятыя Богородицы 1869 г. прим. стр. 101.
64) Всеобщий календарь 1870 г. стр. 18, слич. Всероссийского Общедоступного календаря на 1871 г. стр. 23 и 24 и мсяцеслов и святцы 1872 г. стр. 35 и 36.
65) Всероссийский Общедоступный календаре на 1871 г. стр. 23 и 24.
66) Книга Путеводитель по Москве 1868 г. ст. 11, стр. 29.
67) Ист. зап. о с. Оковцах 1682 г. стр. 14 и 15.
68) Этот месяцеслов, как видно из печатной подписи отдельно на каждом месячном листе, печатан в помянутые годы, не сказано в каком городе, Григор. Павл. Тенчегорским, коштом Ивана Агаинтова Постникова; празднование означено следующими словами: „В сий день (11 июля) празднуем иконе Ржевския Богородицы и хождение“.
69) К 11 июля отнесено явление иконы, может быть потому, что этого 11-го числа, как можно предполагать из обстоятельств, описанного в рукописи о явлении икон процесса дознания истины явления, состоялось соборное определение о почитании этой иконы явленною и чудотворною.
70) Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях, 1860 г. т. I, стр. 96 и 98, т. II, стр. 76.
71) Историческая записка об Оковцах 1862 г. стр. 33 и 34.
72) Археологическое описание древностей в Новгорое и его окрестностях, 1860 г. т. II, стр. 76.
73) Летописец царствования Иоанна IV 7042-7061 г. изд. 1769 г. стр. 144.
74) Дело Осташковского Духовного Правления 1759 г. № 81.
75) Дело Осташков. Д. Правления 1759 г. № 22.
76) Дело оного же Правления 1814 г. № 163.
77) Дело Осташков. Д. Правления 1814 г. № 163.
 
Историческое и археологическое описание церкви села Оковец Осташковского уезда, Тверской губернии.../ издание церкви села Оковец, - Тверь, 1912 г.