Иконография праздника Благовещения.

Икона является неотъемлемой частью литургической жизни Церкви – через образ, как и через слово, Церковь проповедует миру Истину. Икона рождается из живого литургического опыта. Икона – это воплощенная молитва. Она создается в молитве и ради молитвы. Как одна из форм проповеди Евангелия, как свидетельство Церкви о Боговоплощении она есть составная часть богослужения так же, как и церковное пение, архитектура, обряд. Икона помогает нам лучше уяснить смысл церковного праздника.

Основной принцип иконографии праздника Благовещения – двухфигурная композиция, представляющая Архангела и Богородицу – сложилась к V веку. Изображения, трактуемые как «Благовещение», встречаются уже в росписях катакомб Присциллы (1-я пол. III в.), Петра и Марцеллина (1-я пол. IV в.), Нового кладбища на Виа Латина (сер. IV в.). Следует заметить, что раннее изображение отдаленно напоминает композицию иконы: юноша в римской одежде, правая рука которого протянута вперед, обращается с речью к сидящей в кресле молодой женщине. А на рельефе саркофага более позднего времени (из церкви Сан-Франческо в Равенне, после 400 г.) уже прослеживаются все основные элементы будущей традиционной иконографии: слева – Мария, сидящая в кресле с веретеном и пряжей в руках, справа – Ангел с большими крыльями и посохом в руке. В мозаиках триумфальной арки базилики Санта-Мария Маджоре в Риме (432-445 гг.), выполненных при папе Сиксте III (432-440 гг.) или даже ранее, сцена Благовещения отличается особой торжественностью: Богоматерь в пышном платье с драгоценными украшениями царственно восседает на престоле с подножием, Её прическа убрана жемчугом, в руках пряжа пурпурного цвета, конец которой опускается в высокую корзину. Над Девой изображены слетающие с небес Ангел и голубь, символизирующий Святого Духа. Вокруг престола Богоматери Ангелы представлены беседующими с Ней и с праведным Иосифом Обручником. Слева от Богоматери – высокое здание с закрытой дверью, возможно, символически указывающее на слова пророка Иезекииля о затворенных вратах (Иез. 44, 1-4). Известно, что программа росписи этой базилики разрабатывалась в соответствии с определениями III Вселенского Собора, на котором догматически было закреплено за Пресвятой Девой Марией именование «Богородица» (Θεοτόκος).

 

diptih milan

Благовещение. Фрагмент византийского диптиха, слоновая кость, Милан, VI в.

Вообще иконография праздника Благовещения весьма разнообразна, насыщена деталями и имеет отличающиеся друг от друга изводы. Она основана на евангельском тексте, но вместе с тем отражает и влияние апокрифов, главным образом «Протоевангелия Иакова» и «Евангелия псевдо-Матфея». На это указывают: присутствующий в композиции Благовещения мотив рукоделия, Благовещение у источника (кладезя) – эти сюжеты восходят к апокрифическим рассказам и в дальнейшем широко использовались в гимнографии. Следует отметить, что Церковь не признаёт апокрифы как источник вероучения, но вместе с тем признает достоверность целого ряда сюжетов, связанных с земной жизнью Богородицы. Предание повествует, что Архангел Гавриил, посланный принести благую весть о рождении Спасителя мира, застал Пресвятую Деву Марию в доме праведного Иосифа за работой по изготовлению пряжи для новой завесы Иерусалимского храма. Прежде чем предстать перед Богородицей в доме, Архангел, будучи невидимым, обращается к Ней, когда Она отправилась за водой к источнику.

Выделяют два типа икон Благовещения. Первый характеризуется присутствием Архангела Гавриила, возвестителя грядущего Божественного материнства, и лучом света, направленным к главе Пресвятой Девы Марии, из которого исходит Святой Дух, символически изображаемый голубем. Второй тип иконы Благовещения, называемый у нас Устюжским, содержит изображение Младенца с лицом взрослого и с благословляющей рукой, Который начертывается в недрах Своей Матери. Она показана здесь, как имеющая даровать миру Господа; в Ней Духом Святым, по благовестию Ангела, совершается Божественное зачатие.

 

Annunciation sofia kievskaya

«Благовещение» (ок. 1040). Мозаики на двух столбах Софии Киевской. Самое раннее изображение Благовещения в искусстве славян. В руках у Богоматери — красная пряжа.

Главным изводом в иконографии праздника является «Благовещение с пряжей». Именно эту икону помещают на Царских вратах. Прядение пурпура для завесы храма в гимнографии сопоставлялось с созданием плоти Христовой.

 

00226 hires 782x1024

Устюжское Благовещение. Третьяковская галерея. Первая треть XII в.

Эта тема также нашла отражение в особом изводе иконографии Благовещения с изображением воплощающегося Богомладенца в момент ангельского благовестия – «Благовещение с Младенцем во чреве» («Устюжское Благовещение»). В иконах данного извода делается попытка представить идею непорочного зачатия. Небесная полусфера, благовествующий Ангел, смиренно стоящая Приснодева, отсутствие конкретного места действия – все это служит цели показать прикровенность и таинственность Боговоплощения. В небесном сегменте изображен Иисус Христос «Ветхий денми», сидящий на огненных херувимах, от Его благословляющей десницы исходит луч к Богоматери. Правая рука Пресвятой Богородицы с пурпурной нитью поднята к груди, в опущенной левой руке Она держит моток пряжи, нить проходит параллельно фигурке Младенца, как бы придерживаемой у плеча правой рукой Богородицы. Иконы такого типа известны с XI века: фрагмент створки триптиха с изображением Благовещения и житийных сцен святителя Николая Чудотворца (монастырь вмц. Екатерины на Синае, XI в.).

 

Annunciation near the well

Икона «Богородица у колодца». Середина XIX века, Мстёра

Сюжет «Благовещение у кладезя (колодца)» является другим вариантом иконографии, получившим распространение в раннюю эпоху. Эта сцена изображена в клейме на резной пластине слоновой кости оклада Евангелия из сокровищницы Миланского собора (2-я пол. V в.): Богоматерь с сосудом в руке стоит на коленях у источника. Она повернулась к Ангелу, Который обращается к Ней. Данный сюжет используется, в основном, в стенописи. В росписи собора Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря сохранилась фреска мастера Дионисия (1502-1503 гг.), иллюстрирующая Благовещение у кладезя.

 

Duccio di Buoninsegna 048 1024x789

«Маэста», Дуччо (фрагмент): Гавриил является к Марии накануне её смерти

Также встречаются изображения Благовещения, где перед Богородицей лежит разогнутая книга – во свидетельство Её непрестанного упражнения в чтении Священного Писания и богомыслии. Мотив чтения Богоматерью Священных Книг взят из апокрифического «Евангелия псевдо-Матфея». Эта тема не получила развития в искусстве Православного Востока, но в западной иконографии была прочно связана с Благовещением. Изображение Богоматери, читающей Книгу пророка Исаии, стало типичным для этого праздника в западноевропейском искусстве. В XVII веке под влиянием западноевропейских гравюр, получивших широкое распространение на Руси, на иконах Благовещения Богоматерь стали изображать читающей Книгу пророка Исаии, Архангела Гавриила – с лилией в руке (образ из иконостаса Успенского собора Московского Кремля, XVII в.).

Исключительное значение праздника Благовещения, который святитель Афанасий Великий именует «первым и всечестным днем благовестия Божия о снисхождении Сына Божия с неба», отразилось в расположении этого сюжета в храмовых росписях в алтарной или предалтарной зоне. В росписях раннего периода композиция Благовещения встречается на триумфальной арке (базилика Санта-Мария Маджоре в Риме, 432-445 гг.), в алтарной апсиде (церковь в Порече, Хорватия, 540 г.) или перед апсидой (Санта-Мария Антиква в Риме, VI-VII вв.). Начиная с послеиконоборческого периода, изображение Благовещения обычно помещается на западных гранях восточных столпов, то есть на границе алтаря и наоса. Такое расположение наглядно свидетельствует о том, что через Воплощение Сына Божия на земле для человеческого рода открываются небеса. По церковному установлению, с древних времен на Царских вратах помещается изображение Благовещения. Царские врата символизируют вход в Царство Небесное, открытое нам через Благую весть, а икона Благовещения напоминает, что Воплощение Спасителя отверзает райские двери.