Единство Церкви.

В количественном отношении Господь Иисус Христос создал только одну Церковь: «… Я создал Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Своей целью Господь называет создание Церкви, а не церквей. Апостол Павел также говорит о Церкви в единственном числе. Несомненно, он мыслит Церковь как нечто нумерически единое (Рим. 12, 5; 1 Кор. 12, 13; Еф. 4, 4 – 6) . однако, единство Церкви есть нечто больше, чем нумерическое единство. Церковь не просто одна, она едина, единство – это принцип ее бытия. Мысль Апостола Павла обращается к Церкви – Телу Христову. Тело христово, в силу органического соединения со своею Главою, естественно становится причастником и доступных для него свойств Божественной Главы. Единство Церкви представляется не только внутренним, но и внешним, ибо Апостол Павел отличает «един дух» от «единого Тела». Исследователи четко прослеживают данный момент. Так протоиерей Е. Аквилонов, разбирая данный стих (Еф. 4, 4), прямо говорит: «Как самого Господа и Христа не возможно мыслить Искупителем без проистекающей из Него божественной жизни, так и Христианства не возможно мыслить без церкви».

Святитель Иоанн Златоуст дает два варианта толкования слов «один дух». С одной стороны, он видит здесь иное душевное качество членов Церкви, а с другой, и это значение неразрывно связано с душевным единством верующих, подразумевает Духа Божия, которого получают христиане.

Остальные комментаторы подчеркивают тот момент, что Апостол побуждает верных к взаимному согласию, обосновывая его через то, что все новые силы, которые питают христиан к вечной жизни, они получают из единого источника, почему и сами должны быть едины во всем. «По мысли Апостола, вся жизнь церковная есть проявление именно Святого Духа Божия; всякое проявление любви, всякая добродетель есть действие дарования Духа. Все производит один и тот же Дух…Дух Божий, проникающий собою все Тело Церкви, подающий всем членам этого Тела различные дарования, и делает возможной для человечества новую жизнь. Он-то и соединяет именно тем, что вливает в сердце любовь, которая в естественном состоянии человека не может быть принципом его жизни и его отношения к другим людям» - пишет священномученик Иларион (Троицкий). Интересно отметить, что толкование, согласно которому слова «один дух» следует понимать в смысле единства мыслей и религиозных убеждений, священномученик Иларион считает принадлежностью западной библеистики, не основанной на святоотеческом понимании.

Словами «один Господь» Апостол не акцентирует внимание читателей на монотеизме как таковом. Благовестник продолжает уже начатую тему, относящуюся к общности основ христианского бытия. Поскольку все члены Церковного Тела веруют в одного Господа, то и образ этой веры должен быть единоугодным. Упоминание о крещение, которое вводит человека в Церковь, опять же служит для положительного уяснения положений единства во Христе.

Положение о вере и крещении следует понимать, как конкретизацию тезиса о Святом Духе, раскрытие того, как Дух действует в истории. действие Святого Духа актуализирует в человеке новую жизнь, это новое бытие необходимо предполагает, что человек решительно меняет свое существование, отрекается от бездушной и самодовольной жизни. В этом смысле и акт веры т крещение как начало обращения (продолжающегося затем всю жизнь), остается фундаментальной предпосылкой христианского существования.

В число вышеуказанных оснований единства Церкви Апостол Павел вводит еще одно. Оно заключается в том, что существует только «один Бог и Отец всех». В широком смысле это относится ко всему человечеству, но в более точном смысле – только к верующим христианам, поскольку речь здесь идет о членах Церкви.  христиане, через установление во Христе (Еф. 1, 56) и через принятие «Духа сыноположения» (Рим. 8, 15; Гал. 3, 26; 4, 5 – 7), становятся детьми Божиими.

«Церковь не есть механическое собрание индивидуумов, которые случайно оказались вместе, не внешнее объединение разнородных элементов, а единое живое целое, Тело Христово, члены которого находятся во внутреннем согласии». Таким образом единство есть не столько количественная, сколько качественная характеристика Церкви. глубочайшим основанием внутреннего единства Церкви является единство ее Главы – Господа Иисуса Христа и единство Духа Святого, выступающего в христологическом аспекте бытия Церкви как связь ее единства. Единство церковное, как качественная характеристика Церкви, отлично от всех иных видов объединения людей. Единство может быть и отрицательной величиной. Ведь нередко люди объединяются против кого-то или для осуществления совсем не благородных целей.

Церковь не есть просто общество единомышленников, не есть некая идеальная организация. Таким образом, даже с чисто человеческой стороны единство Церкви имеет совершенно особое основание, отличающее Церковь от всех других человеческих обществ.

Редакция интернет-портала «Миссия сегодня»

https://missioner-tver.ru/