Молитва. Несение креста. Блаженство.

В современном  мире каждый день происходит что-то негативное: транспортные катастрофы, землетрясения, наводнения, террористические нападения и много всего подобного. Христос сказал ученикам, чтобы они не боялись,  т.к. всему этому надлежит быть, потому что перемешано в мире добро и зло, но горе тем, через кого зло приходит. Другими словами, не может не быть в мире соблазнов, но лучше не родиться тому, через кого идет соблазн. Вспомните судьбу Иуды Искариотского, предав Учителя за деньги, ужаснувшись своего поступка, бросил деньги, и не веря в Божье милосердие, удавился. Какая бесславная смерть! А ведь он был учеником Христа.

Впрочем, мы сами не лучше, нарушая заповеди Его, мы предаем Христа. Но Господь прощает нас бесчисленное количество раз за искреннее раскаяние в своих грехах. Нет такого греха, который бы не был прощен Божьим милосердием. В этом мире мы не можем избегнуть встречи со злой силой, но у нас есть средство, которое могло бы уменьшить или вообще лишить силы зло. Это чудесное средство есть молитва. Чудесный щит, защита от зла. Христос заповедал нам молиться, чтобы не случилась с нами напасть. Мой сын часто болел в раннем детстве, и я замечала, когда я мысленно говорила: Господи, хотя бы он не заболел. И никогда в этих случаях не происходило плохое.  Как только я начинала строить планы на будущее, т.е. переставала бодрствовать, бояться наказания,  внезапно и неожиданно он заболевал. Молитесь и бдите, не расслабляйте духа: вот евангельский завет. Трудно сразу научиться молитве, но приобретая навыки духовной жизни, молитва становится сладостным занятием. Главное достоинство молитвы в том, что она может быть с тобой в любых условиях, конечно речь идет о внутреннем молении. Святых называют великими молитвенниками, они молятся за весь мир. В духовных книгах пишется, что мир часто был на волоске от гибели, но молитвы праведников спасали его от Божия гнева. Вспоминается ветхозаветная история, когда Авраам спрашивал  Господа, пощадит ли он  Содом и Гоморру ради праведных в этих городах, долго перечислял, если бы было 50, 45, 40, 30, 20… но и 10 праведников не нашлось.  Забываем мы про Бога, потому с нами приключаются несчастия всякие. Причем, нам кажется, случайно происходит плохое событие. Бог долго терпит, да больно бьет, говорят в народе. Ведь Адам не умер сразу после падения, но более 1000 лет прожил. Так и мы, если совершаем единичные ошибки, Господь милосердный не наказывает тотчас, и только, когда это ряд ошибок, цепь «случайностей», якобы, тогда уж наступает расплата. Тем и хороша молитва постоянная, прислушайся к своей совести и, если голос ее внутри тебя обличает, покайся сразу не оправдывая себя, и на сердце станет опять спокойно и радостно.
Первые христиане горячо верили в Иисуса Христа и ждали Его 2 пришествия каждодневно, они пламенели верой. Но не надо думать, что они были безгрешны, невозможно жить на земле в теле и не грешить. Наша православная Церковь является обществом кающихся грешников. Иуда не покаялся и погиб, а Петр тоже отрекся от Христа по немощи, но позже признав свое предательство, горько плакал и Господь дал ему силу исправить свой грех. По воскресении  Своем, Христос трижды спросил Петра, любит ли он Его и доверил пасти стадо, т.е. окормлять  духовно первых христиан. Петр выполнил свой апостольский подвиг и мученически умер за Христа.  Святые считали, чтобы преуспеть в христианской жизни, нужно непрестанно молиться, каяться в совершенных грехах, терпеть все приключающиеся неприятности, несчастия, т.е. скорби. Если не веришь в Невидимого Бога, то и молиться не будешь, если не имеешь надежды на спасение от злой силы, то и к покаянию не придешь, и когда смиренно не терпишь все происходящее с тобой, то и любви не научишься.
 

Был такой святой 20 века  Силуан Афонский. Он родился в тамбовской губернии в крестьянской семье.  В 4 года его заинтересовала беседа отца с  книгоношей. Тот доказывал отцу, что Христос не Бог и что вообще Бога нет. Мальчика особенно поразили его слова: «Где Он, Бог- то?» Тогда же он решил, когда вырастит, то пойдет искать Бога по всей земле. В 19 лет одна богомольница рассказала  о святом подвижнике и о чудесах и тогда он понял, если есть святые, значит Бог с нами и незачем ходить по земле и искать его. Он почувствовал, что обрел веру, и ощутил влечение к монашеству. В таком необычном состоянии пробыл 3 месяца и затем это отступило от него. Был он красив, силен, молод, зажиточен и вернулся к обычному образу жизни: стал водить дружбу со сверстниками, гулять с девками, пить водку, и однажды так сильно ударил парня – забияку, что тот чуть не умер. И вот после не целомудренно проведенного времени, забыв мечты о монашестве, в состоянии легкого сна, увидел как змея через рот вползла внутрь его и услышал явные слова, что он проглотил змию во сне и ему противно, «так Мне нехорошо смотреть, что ты делаешь».     

Он никого не видел, но был убежден, что слышал голос Самой Богородицы. Это был еще один зов Бога.
Следствием было острое чувство  стыда за греховную жизнь. Еще один «случай». Как-то на празднике он видел  пляшущего и играющего на гармонике мужика, который в пьяной драке убил человека, и спросил, как он может плясать совершив убийство? Мужик ответил, что когда он сидел в остроге много молился Богу и Господь простил его. Так молодой Силуан, чуть не убивший человека, понял, в покаянной молитве можно испросить  прощение грехов. Он начал молиться Богу, чтобы Бог устроил все, и  не пострадали люди, перед кем он был виноват. Во время службы в армии он сделался молчаливым, т.к. мыслями был на горе Афон. Его очень любили, как спокойного исполнительного и добросовестного товарища. Силуан стал понимать, что необходимым условием мира между людьми является сознание каждым своей вины. Окончив службу, он письменно просил Иоанна Кронштадского молитв, чтобы уйти в монахи и мир не удерживал бы его.

С того дня как Св. Иоанн помолился о нем, стал Силуан чувствовать «адское пламя» вокруг себя. Мир без Бога был дня него адом, причем,  заслуженным. В монастыре он горячо молился, строго постился, спал всего 1,5 часа в сутки, смиренно исповедывался в каждом греховном помысле и когда его плоть изнемогла, и как будто что-то  сломалось внутри, он сказал: «Ты неумолим», и явился ему Христос, невыразимо кроткий, беспредельно любящий и радостный… И до самой своей смерти(1937г.) Силуан стал свидетелем: Бог есть любовь безмерная и непостижимая. Он томился здешней жизнью и тосковал по жизни будущего века, где царствует Христос. Также и родоначальник монахов св. Антоний, когда изнемог плотью и был как мертвый, тогда сподобился лицезрения Бога, спросил: «Где Ты был, доселе?» Христос ответил, что Он всегда рядом. Он становится видимым только когда наша плоть в изнеможении, мертва, тогда дух человеческий зрит Христа.

Все эти рассказы кажутся немыслимыми и неправдоподобными для обычных людей. За истекшие века христианства опыт Отцов святых обозначил три рода  духовной жизни. К 1 роду принадлежат большинство людей. Они привлекаются  к вере малой благодатью и жизнь свою проводят в умеренном подвиге хранения заповедей, и лишь в конце за страдания, познают большую благодать. Второй род, когда сравнительно малой верой ревностно подвизается в молитве и борьбе со страстями и в середине пути познает большую благодать и в еще большем подвиге достигают высокой меры совершенства. Третий, наиболее редкий род, - когда, за горячность в начале подвига, получает великую благодать, благодать совершенных. Таким гигантом духа  был Силуан. Бог каждому дает меру веры и Он знает степень высоты ее,  но мы не ведаем сего и нам дано повеление приумножать веру свою. Каждый человек чтобы жить,  должен молиться, каяться в своих грехах и терпеть скорби. Христианство - универсальная религия, она вобрала в себя все доброе и позитивное. Если соблюдаешь Христовы заповеди, то любой закон государства и маленького племени автоматически, без усилий выполняется. Заповедь любви несравненно выше закона. До божественной любви нужно дорасти, дошагать.  Любовь – лестница в небо. Мы должны и призваны подниматься по ней, но на какой ступени нас застанет Суд, Бог весть. Земная жизнь наша существует для духовного рождения. Христос сказал ученикам что, некоторые не вкусят смерти, как войдут в Царство Небесное. Обещания Христовы сбываются, только нужно верить не сомневаясь, т.к. Слово Бога истинно. Вера в душе есть у каждого, надобно следить внимательно, чтобы семя веры укреплялось корнями, чтобы диавол не похищал у нас этот Божий дар, чтобы душа не заглушалась сорняками, т.е. земной суетой. И тогда самое маленькое семя вырастет в могучее дерево. Не надо смущаться тем, кому сколько дано 1,5, 10 … каждому своя степень веры. Мне вспомнилась смешная заметка в записной книжке Чехова о том, что маленькие собаки не должны стесняться перед большими, пусть каждая лает своим присущим ей голосом.

В пути непременно нужна надежда. Светский человек, ( кажется, Дизраэли») сказал: « Все приходит для тех, кто умеет ждать». Христианская надежда – это полное упование на Бога. Нельзя надеяться на «князи на сыны человеческие»,- говорится в молитве. Нет пользы страховать себя от земных катаклизмов. Для духовной демонской сущности - не преграда материальное страхование. Только Бог Христос, связавший дьявола, может победить сатанинские силы, и демона даже называют «рабом Божьим». Без Божьего согласия, попущения демоны не могут повредить нам. Вспомним многострадального Иова. Сатана стал убеждать Бога в том, что Иов благочестивый только потому, что у него все хорошо, и богат, и здоров, и счастлив.  Бог допустил страшные испытания, отнял богатство, детей, жена оставила его, но он остался верен Богу. Не разрешая сатане подступать лично к Иову сначала, затем попустил и болезнь. Но все испытания выдержал праведный Иов и страдания пошли ему на пользу. Бог справедливо употребляет страдание в наказание людям. Человек не способен исследовать тайну творения Божия. Правду Божью можно познать только смирившись перед величием Бога. Молитва направлена к Первопричине всего сущего. Чем больше блудный ум возносится к Богу, тем меньше заблуждений, ошибок, грехов совершает человек. Молитва дерзновенная способна  изменить наметившийся ход событий. Так праведные Иоким и Анна не имевшие детей, вымолили у Бога дочь. Благословенная Мария Богородица, честнейшая Херувим.  Бог нас всегда слышит, когда мы не о плоти печемся, но о душе бессмертной. Мы должны преодолеть в себе желание скитаться по земле, душа не может удовлетвориться земным счастьем. Ее отечество небеса и она стремится к своему Первообразу, Создателю. Земное горизонтальное  направление и небесное вертикальное пересекаясь образуют крест. На следующем уроке поговорим о тайне Креста.


Тайна Креста

Распятие на кресте было самой позорной смертью в Римской империи. И на крестную смерть добровольно пошел Бог Иисус Христос. Зачем это было нужно? Попробуем разобраться. Очевидным явлением было мучение, всех без исключения, людей. Грех Адама, был проклятьем для всех людей. После падения, человек в поте лица стал работать, чтобы прокормиться, женщина стала в муках рожать детей. Самое печальное то, что болезни и смерть стали неизбежностью. Грех Адама и Евы лежит на каждом человеке. Все человечество через Адама грешно. Не может ветхий человек сказать: «Я безгрешен», потому что думает и поступает как Адам, также и наказание получает как Адам. Чтобы было понятнее приведу пример. В одной крестьянской благочестивой семье после обычных библейских рассказов, дочка стала сетовать на Еву, дескать та согрешила, а мы теперь страдаем из–за нее. Отец решил дать урок девочке.  Уходя на работу, детям  велел есть из всех горшочков, кроме одного, туда даже заглядывать не разрешалось. Девочка мучилась соблазном целый день и не выдержала, открыла. Там лежала записка, что теперь она не будет обвинять Еву, в своих грехах.

Точно так в жизни происходит, мы ничем не отличаемся от падшего Адама, когда не верим, что заповеди Божьи нужно соблюдать. Нельзя обманывать, красть, завидовать … и т.д. в тайне, когда люди не видят. Явно такие поступки редко кто делает, но не веря, что Бог видит все наши мысли, не то что поступки, мы с легкостью грешим. Еще и Бога обвиняем, за что это мы наказаны несправедливо. А Бога нельзя называть справедливым, я не ошиблась,  вдумайтесь. Все до единого согрешили. Бог посылает свое Откровение, пророков, которые говорят, что надо верить в Господа и любить Его всем сердцем и душой, и любить ближнего как самого себя. Весь Ветхий Завет учит, как надо жить,  и через пророков  призывает ждать Спасителя от тления и смерти. Когда наступает время, Господь посылает в мир Сына Своего Единородного. Страшная тайна воплощения. Как Всемогущий Бог мог родиться у земной женщины? Сия тайна велика есть!

Нам надо научиться в смирении произносить Имя Божие не то что объяснять тайны. Немногие поверили во Христа, так было вовсе времена. Люди распяли Бога, а Христос молил Отца, не вменять им в грех, т.к. не ведают, что творят. Где же здесь справедливость? Разве может ветхий человек безропотно снести оскорбление, побои и распятие? Вся ветхозаветная история показывает такого человека не было. Были праведники, но безгрешного – ни одного. Безгрешным человеком был один Христос. Он – совершенный Человек, во всем подобный нам, кроме греха. Новым Адамом называли Его богословы. Как через Адама все человечество подверглось тлению, так оно через Христа может воскреснуть. Подчеркиваю, может, если захочет. Бог никого не заставляет идти на крест. Но путь крестный к воскресению един, другой дороги нет. Сначала Христос добровольно принял мучительную телесную смерть. Он так же страдал, как и мы от боли, и ужасался, как человек своей участи, просил пронести мимо чашу сию, но минутная человеческая слабость проходила. Он знал, дело Его, принять крестную смерть и воскреснуть, показать человечеству, что через распятие на кресте лишь можно воскреснуть. На кресте распинается грех, прилепившийся после преслушания к  человеку, умирает греховная плоть, бессмертная душа воскресает, затем воскреснет и тело.

Христос - первенец воскресший. Если Христос не воскрес, то и вера наша тщетна, бессмысленна. Безгрешный положил Свою Душу за грешников. Это справедливо? Только Любовь Божья могла сделать это,  Любовь выше справедливости, ибо способна все простить.

Когда человек был в раю, он испытывал радость от общения с Богом. После грехопадения он потерял эту сладость, вина его мешала. Но есть такая поговорка: «свято место пусто не бывает», так и произошло, радость заменилась удовольствием. Удовольствие мы получаем не от Бога невидимого, а от видимого  нами, материального мира. Любовь к Богу, человек поменял на любовь к земному. Человек перестал видеть Бога потому,  что был ослеплен грехом  и все стал видеть, как в кривом зеркале. Есть забавная сказка, неточно помню, но смысл такой: обезьяна на небе разбила огромное зеркало и мелкие осколки полетели на землю. После этого люди стали смотреться в осколки и могли видеть только крошки правды, полную правду они не способны были принять. Нарушилась целостность, все человеческое существо раздробилось. Для всех людей, разделились на мелкие кусочки удовольствия: иметь красоту, власть, богатство, знание, талант…Перечислить удовольствия невозможно, сколько людей, а еще больше их, так как человек не ограничивается малым. Ему надо все больше и больше. Удовольствием заражается  исключительно все.

Я испытывала радость от службы в храме. Когда я поверила, мне хотелось всех своих домашних заставить ходить на праздники  в церковь, хотелось без конца читать духовные книги, хотелось учить всех, кто не знает о православной вере и мне было противно выполнять домашнюю работу и служить близким, не таким образом, как я себе представляла. Я никак не могла понять, что не правильно? Проходили годы и довольно мучительно, я причащалась, впадала в искушения, часто противоречила сама себе, и знала на словах, что нужно следовать за Христом неся свой крест, но все время воображала   какой – то  другой, не такой какой имела. Даже прочитав поучительную историю не вразумилась. Как будто, монах пришел к Богу и говорит, не могу я нести этот крест, слишком тяжел. Привели его в помещение, где лежат разные кресты: золотые, серебряные, деревянные, большие, малые … сказали ему, выбирай. Долго монах прикидывал и наконец выбрал, а ему сказали, так этот и был твой крест. Не было мне покоя, пока Господь не вразумил жизнью. Когда мы ищем Бога, нам постоянно мешает дьявол, и если мы его слушаем, то скатываемся к удовольствию, за которое надо платить. Получил удовольствие – заплати, прими наказание. Избежать наказания невозможно, как не крути. Не видим мы Солнце Правды. Все блага раздает Бог, « обезьяна» не может ничего творить. Как распознать радость от Бога или удовольствие? Если ты творишь по своему желанию, по своей воле ты получаешь  удовольствие. Воля Божья все знает о тебе, что благостней для тебя, хотя, может, и неприятней на вид. Вот и получилось, что воля Его для меня, кастрюльки мыть, а не в богословском институте учиться. А мне, конечно приятнее было учить других учить, а не самой служить мужу и детям. Нести крест, значит отречься от своих представлений, желаний. Принимать не только радостное, но и неприятное, все по грехам нашим дается. Эгоизм, самость причина наших бед. Мы любим свою плоть, а она стремиться только   к приятному на вид. Дух знает свою родину, но плоть, упавшая в грех, ослепшая, не видит своего Создателя, и все время мешает. Телу и душе потребны противоположные вещи. Скажем,  телу нужна пища, чтобы насытится. Вот получило оно еду. Кто диктует телу, что этого, что есть достаточно? Ум контролирует. А если ум поврежден,  и не знает этого? Человек с поврежденным умом начинает рассуждать опасно для здоровья человека. Так он думает, что много пищи хорошо. Хотя, человеческий желудок растягивается,  но есть предел, и лишняя пища превращается в лишний вес. Это только начало, а человечество придумало массу предлогов для чревоугодия. Причиной этого греха является, гордость ума, что он знает, что полезно для  его тела. Одним из назначений денег является способность выполнять  все фантазии ума, как и чем насытить чрево, много видов искусств посвящены еде, целые культы. Америка борется с ожирением, а не проще ли было поделится с голодающими. Или не бросать столько средств на борьбу с весом. Или сказать правду. Мы не верим в Бога и ставим на Его место чрево, и покланяемся ему, как богу. Чрево делается идолом. А Христос говорил, что пища не оскверняет человека, т.е. что входит в него, зато оскверняет то, что выходит… То что мы расталкиваем локтями ближних за лучший кусок, испытываемые при этом злость, зависть и прочее,  вот истинная скверна души, отсюда начинается болезнь. Душа не видит Творца, но поклоняется твари. Тело услаждается материальным миром, а душа болеет, постепенно и тело страдает, от голода души. Нужно тело подчинить запросам духа. Человек должен знать, душу нельзя накормить земной пищей. Распять свое тело, полное греховных страстей  на кресте, и жить с Христом. Все просто, исполнение Христовых заповедей есть несение креста. Соблюдать их довольно мучительно, но бессмертная душа живет только соблюдением заповедей. Просто сказать, сложности начинаются при соблюдении. Поскольку плоть утратила способность видеть реально своего Творца, ее надобно понуждать творить волю Бога, а не свою волю, которая ищет своего удовольствия и не видит радости в Боге. Прежде всего нужна вера во Христа Бога и в Крест. Для неверующих крест соблазн есть, также как иудеи, они не могут принять истину, что совершенный Бог, для спасения человечества, добровольно претерпел муки,  и воскрес. Крест неизбежен для всех, т.к. смерть телесная ждет любого. Крест – древо жизни для человека, а для греха и дьявола крест означает погибель. Так же как Еву, соблазняет дьявол желать для своей плоти удовольствия и не соблюдать заповедь послушания. Однако, сатана не может нас заставить, мы самостоятельно избираем или свою похоть, или крест, исполнение заповедей Божьих. С начала это болезненно, но постепенно все легче и легче. Христос говорил, бремя Мое легко, иго Мое сладко. Миг удовольствия краток; страшно, что привязываясь, доза увеличивается и человек полностью может разрушиться. Гордость духа  присуща человеку любому: богатому и бедному, грамотному и нет, политику, ученому, врачу, повару, мусорщику, трудоголику и бездельнику, словом, невозможно перечислить … И даже у самых ничтожных людей она есть. А вот теперь скажите, есть ли она у Христа? Он Совершенный Бог и Совершенный Человек пошел на крестную смерть, чтобы показать человеку, что когда умирает грех, тогда воскресает душа. Спасение приходит через крест, это и есть тайна.

Мне очень запомнился рассказ из книги «Училище благочестия», в некоторое время, один христианин, запутавшись в жизни и в долгах, решил самовольно лишить себя жизни. Он пошел к еврею, который готовил разные снадобья и яды. Тот продал ему яд. Придя домой христианин, по привычке перекрестился и выпил яд, но не умер. Опять пошел к еврею и стал ругать за некачественный товар. Тот удивился и дал ему более сильное средство. Второй раз перекрестившись выпил. Опять никакого результата. Совершенно возмущенный, возвращается к еврею и страшно бранится. Тот обалдевший ничего не понимая дает следующую порцию яда. Догадываетесь, что перекрестясь и в третий раз  не умирает. Еврей испытал на собаке яд и та умерла. После всех событий христианин стал добро жить, а еврей принял христианство.

Нести крест это значит терпеть смиренно все, что посылается судьбой. Верить, что все жизненные обстоятельства человека и целых народов, находятся в руках Божьих, т.е. под контролем Господа нашего Иисуса Христа. Ибо и волосы сочтены у человека и ничего случайного, незначительного не бывает.

Вспомните события в Беслане. Лицо девочки - заложницы  с крестиком. Весь мир видел спокойное и недетское выражение глаз. Я верю, нет случайностей, нужно быть внимательным и ты увидишь Истину во всем.

Однако, я не агитирую вас за веру в Бога и крест. Господь нам всем дал свободу выбора. Он зовет всех, но призывает немногих, кого предузнал. Как - то в передаче «Слово пастыря» владыка Кирилл хорошо объяснил действие Божьего Промысла. Если   некто сидит на очень высокой башне и смотрит вниз на людей, то он видит значительно больше, чем человек находящийся в закрытом помещении. Представьте, он наблюдает, как человек стремительно идет из-за поворота и за домом не может видеть тоже стремительно едущий автомобиль. Явно произойдет столкновение. Так и всеведение Божие не подлежит сомнению. Для Него нет ни прошлого не будущего и вообще времени, Он вечен. Представить это человеку трудно и даже невозможно. В это можно только верить. Я верю, что Он знает каждого лично. Я в детстве остро чувствовала чье-то присутствие, и когда никого не было в комнате и я делала что- то нехорошее, мне было стыдно. Кто- то видел меня и мои мысли. Я с детства мечтала о счастье. У меня было желание собирать счастливые минуты. Миг счастья так отличался от обычной жизни, что это стала мечтой. В юности это желание счастья стало еще сильнее. Мне кажется я четко тогда понимала, что приятное удовольствие, отличается от счастья. Достичь удовольствие стремишься сам. Я очень любила красиво одеваться и стала тратить много усилий на это. Когда вышла замуж и уехала в Германию, я уже имела идола в голове - внешняя красота во всем. Те минуты счастья, которые были в детстве и юности стали крайне редки. Ум мой был направлен на земные радости. Хотя в душе иногда появлялась непостижимая и непонятно от чего приходящая, сладость. Она приходила внезапно. Теперь я знаю, это благодать Святого Духа. Нетварная энергия Бога обильно разливается по всему миру. Но чтобы получить неземное блаженство нужно настроиться на определенную волну. В следующий раз попытаемся разобраться, что такое блаженство.   

Блаженство

Высшая степень счастья называется блаженством. Если вдуматься в эти слова, то можно понять, что счастье бывает неполным. Говорят: « жили долго и счастливо», хотя все знают, что нет на земле места, где была бы одна радость, все перемешано в жизни смех и слезы, веселье и печаль, горе и радости… и, кажется, отрицательного, негативного  много больше,  «мир во зле лежит».  Действительно, внешне все подпорчено, и ничего однозначно доброго нет. А человек так хочет счастья! И как правило, ему мало иметь что-то хорошее, он не терпит недостатка и предпринимает попытки обрести недостающее. В большей или меньшей степени так устроены все люди. Мы говорим, что хотим изменить мир, сделать его лучше, на самом деле это ложь. Мне в детстве очень нравилась серия книг « Пламенные революционеры». Я была в восторге от революционеров: Красин, Коллонтай и многие др. Тогда мне невдомек было, что они обманывались сами и соблазняли других. Теперь в свете православного учения стало ясно  и просто. Человек совершая прогресс, т.е. усовершенствуя мир, не может получить добра в чистом виде. Возьмем любое открытие в области естественных наук; ядерная энергия чего больше принесла добра или зла? Генетическая инженерия, химия, биология, история, политика… все результаты деятельности человека имеют свои плюсы и минусы. И это безусловный факт, не вызывающий сомнения. Почему же человек с непонятным упорством, можно даже сказать идиотическим, хочет получить счастье там, где не может быть полноты бытия. Можно получить счастье в чем-то одном. Например: если очень много трудиться и жертвовать остальным во имя одного, можно добиться успеха в этом. Но останется много в жизни не успешного: богатый может быть больным, несмотря на достижения медицины, великая балерина может быть бездетной, великий писатель оказаться в большой нищете… и т.д. Человек упорно идет к цели, заглушая боль души, думая что достигнув желаемого, он успокоится и будет счастлив. Он действительно искренне так думает, слова его не могут разубедить. Придя к своей мечте, один миг он ощущает счастье, и все, конец, наступает горечь и пустота, потому что понимаешь сколько потерял. Нашел - то крупицу, а скольких предал, обманул, оттолкнул, обидел, … дал камень, когда просили хлеба, подложил змею, когда просили рыбу. Такие сравнения приводит  Христос говоря, что не делает так отец. Действительно, не делает так явно никто. Однако, скрыто, мотивируя добрыми намерениями,  поступают все. Поэтому не столько важно, что ты делаешь, но из каких побуждений. Если ты добр, щедр, много трудишься, хорошо учишься, имеешь много знаний,  лишь потому, чтобы тебя хвалили, это скорее плохо, чем хорошо, т.к. есть обман и корысть. Лучше вообще ничего не делать, но терпеть все, что с тобой происходит. У меня с классной руководительницей моего младшего сына появились большие разногласия по поводу воспитания. Я не считаю возможным насильно заставлять учиться, хотя мне предлагали « разодрать его на четыре части», за то, что такой способный оказался троечником. Конечно, неприятно быть двоечником, троечником, но это не главное. Ставить такую короткую цель, хорошо учиться по меньшей мере неразумно, а по большей – безнравственно. Прошло 15 лет школы и, допустим, института. Ставя такую цель, как хорошая учеба, учителя никаким образом не воспитывают например, в духе правды. Мимоходом говорится, что нужно быть честным, но ее никто не проверяет. Я в конце четверти учебной столкнулась с привычной школьной ситуацией, сыну угрожали 2 –ой, если он не перепишет какую-то таблицу. Никто из мальчиков, отговариваясь при этом,  не дал. Только перед уроками в школе кто-то сжалился. И я вспомнила нелюбимый мной всегда, нездоровый  школьный дух соперничества. Признайтесь, хорошая оценка у себя радует, но у друга вызывает или зависть, или равнодушие, но не радость уж точно.

Взрослые придумали слова «белая зависть», а из  зависти сатана соблазнил человека. Я в свое время училась хорошо из чувства тщеславия, читала много книг, чтобы знать больше других. Апостол Павел сказал, что знание «надмевает», это чистая правда. У меня была гордость, за свой ум, я втайне презирала глупых.  Моя школьная подружка в шутливых стихах собственного сочинения, нарисовала верный психологический портрет, она заметила все мои грехи.  Меня тогда это удивило, т.к. я тщательно скрывала свои истинные чувства и хотела быть приятной всем. Кстати, психология занимается именно этим,  поведением приводящим к успеху среди окружающих. Эта наука очень привлекала  своим добрым настроем, и был реальный успех от определенного  внешнего поведения, но не было счастья внутреннего. Лицо принимает личину, т.к. ты скрываешь что- то. Косметика и одежда служат этому обману, человек приукрашивает себя.

Сразу после грехопадения Бог сделал людям «кожаные ризы», ими был прикрыт грех, но он ведь не исчез. Таким образом, нет не единого человека, который бы не скрывал что- то внутри себя. Разницы нет, дети или взрослые, все заражены грехом. Каждый человек может отвечать за себя. Если мой сын плохо учится, я не могу его заставить силой родительской власти. Во 1-х, Бог дал всем свободу. Во 2-х, если он просто из боязни станет хорошо учиться, то став взрослым, внутренняя ложь сделает его несчастным.  Ведь взрослые хорошо знают, что одна хорошая учеба не приводит к счастью, однако требовали только этого. Предположим, знающий человек, профессионал, высоко поднялся в правительство. В какой то ситуации он совершает ошибку и по гордости не хочет признать ее, у него же неуемное самомнение, он же добился в жизни успеха. Теперь это называют - человеческий фактор. Вот откуда все аварии и природные катастрофы. И всем кажется, что какой-то дядя виноват. На самом деле Бог устроил просто: в своей жизни не вини обстоятельства внешние, твоя внутренняя неправда, ложь и является грехом, и он мешает достичь тебе лично счастья. Не каждый человек знает православное учение, но каждому человеку Бог дал совесть и разумение. Дары и способности раздает Бог, следовательно нам нечем гордиться, у кого-то одно хорошо получается у кого-то другое, но каждому дан талант веры и за это да мы должны будем ответить. Все люди знают что такое хорошо и что такое плохо. Все знают правду про другого человека, но не про себя. Все думают, что у него самого есть оправдание собственных поступков. Причина всех раздоров и войн в том, что люди не терпят чужих грехов, а свой собственный грех оправдывают и даже не видят его. Как же можно исправить положение? Христос сказал, вытащить прежде « бревно» из своего глаза, а потом «сучок» из глаза друга. Почему такая разница? Бревно и сучок, а потому что мы всегда преувеличиваем грех ближнего своего, а свой приуменьшаем. Древние говорили, познай самого себя и ты познаешь весь мир.  

Истребить в человеке потребность счастья невозможно, как невозможно полюбить смерть. Однако, невозможное человеку, возможно Богу. Если мы верим в существование Бога Христа, Он может привести нас к блаженству. Путь Христовой Истины доступен каждому. Человек не в состоянии изменять внешний мир без внутренней перемены. Это должно быть обращение к Небу, не искать счастья на земле, ибо оно обман и мираж. Отец лжи дьявол соблазняя удовольствием, отвлекает от истинного счастья.

Есть такая языческая легенда. Боги решили спрятать Истину от людей: один бог предлагал спрятать на дно морское, другой - глубоко под землю, третий - высоко на гору, а главный  предложил спрятать в сердце человека. С тех пор  мир не изменился. Упорно человек не хочет верить, что Истина и Блаженство есть Бог Слово Христос.  Бог так устроил мир, что каждый получает жизнь по грехам своим. Конечно в детстве и в юности много прощается. Болезни и проблемы приходят в зрелости и человек спрашивает за что, почему? А кто из взрослых верит в Бога? Вера это не слова, да верю, и побежал по своим земным делам. Детям не нужно доказывать в существование Божие, но ведь вы станете такими же взрослыми, если потеряете веру.

Прекрасна душа в юности, она ощущает огромную силу в себе. Но душа небесная странница,  она не питается земной пищей. Если убрать возвышенные слова, любая душа должна смириться со  всем тем, что встречается на жизненном пути,  и все терпеть, т.к. внешние условия посылает Бог.  У меня была одна знакомая 28 лет и она считала, что ее родители не настоящие, а что она родилась в семье миллионера. Видимо, насмотрелась сериалов, такой инфантилизм в разумном возрасте! Даже если бы это было бы правдой, разве ее сделало бы счастливой, но ведь наверняка она считала это счастьем. Когда человек ищет счастье на земле, оно скрывается. Бог не может допустить чтобы небесная душа кормилась «рожцами», пищей для свиней. Вы помните притчу о блудном сыне, который скитаясь в чужой земле промотал все свое состояние и голодал, не имея даже свиной пищи. Так и человек в поисках земного счастья растрачивает свое бессмертное богатство, душу. В Новом Завете говорится, что если человек приобретет весь мир, а душу потеряет, разве он не останется ни с чем? Мир и дела его сгорят, и будет новое небо и земля. И будет новый человек и наступит Царство Божие, где не будет слез и печали. Разве мы не мечтаем о рае? Бог дарил в раю сладость, преслушанием мы ее утратили. Чтобы чем-то заменить эту радость общения с Богом, человек нашел себе суррогат, удовольствие, за которое надо платить «кусками» бессмертной души.

Есть такая назидательная христианская история; кто поступает безумно, когда поклоняется нищему и злому  господину и не хочет служить доброму и богатому. Так делает человек. Бог – Творец Всемогущий, Всевидящий, Любящий дал заповедь человеку, слушаться Его, чтобы не попасть в беду и смерть.  Но человек не слушает Бога, он хочет жить по своей воле. Вот и получается,  хотели как лучше, а получилось как всегда.  Никто не хочет видеть, что лучшее враг хорошего. Христос сказал, «не противьтесь злому». Принимай внешнюю жизнь с благодарностью, трудись сердцем неустанно. «Душа должна трудиться», - так сказала на собрании классная руководительница, но она имела в виду материальный труд. Как же это невидимая душа должна видимо трудиться? Сначала ум должен поверить, что реально существует невидимая душа и Кто Создатель ее. Вера полагается в ум человека, затем человек, согласно вере, старается изменить свою волю на послушание Воле Божьей и абсолютно все делает из послушания Богу. Внимательно должно проверять, не служишь ли ты своей плоти, а следовательно дьяволу. Как проверять? Как все Божественное просто. Если ты делал что – то по своему желанию, тебе придется заплатить неприятностями, болезнями, несчастьем … значит ты служил дьяволу. Радость от Бога приходит после того, как душа потрудилась. Труд души – соблюдение заповедей  Христовых.

Я училась в школе из тщеславия, мама меня ругала и наказывала за тройки. Потом этот грех очень повредил в моей жизни, хотя возможно, на каком то этапе, тщеславие способствует успеху. Но обман все- таки, в конце, приводит к падению. Обман присутствует в гордости. Большинство людей считают хорошим, что есть гордость за страну, за ум за красоту и прочее… Это ложное чувство. Если мне дан талант красноречия, чем гордиться, ведь это не моя заслуга, а мне дали, даже не вникая, Кто. Все что дается свыше, дается даром, но в рост. Если не сделаешь прирост сам, потеряешь талант. Если хорошо учишься, и думаешь что этого достаточно, это ложь. Сергей Радонежский в детстве никак не мог овладеть грамотой. Но некий  монах помог ему. Он стал величайшим святым земли русской, т.к. сумел стяжать Божью силу, он не надеялся на свою человеческую силу, смиренным был и прославился с Богом. Я не призываю плохо учиться, но говорю, что это не главное. Главное, не иметь гордости вообще, и быть достойным человеком. Конечно, это не в миг случается, целая жизнь нужна. Бог гордым противится, а смиренные наследуют царство небесное и обретают блаженство. Помните притчу о нищем Лазаре, конечно, никто не хочет быть нищим, но если уж дано, смирись и благо тебе будет. Того богача, при вратах которого лежал Лазарь, ожидали ужасные разочарования, мучился в аду и никакое богатство его не спасло, он получил уже хорошее на земле, хотя он и не был в житейском понятии плохим человеком, просто наслаждался жизнью, вернее сытостью.

Епископ Варнава (Беляев) привел в своей книге схемы души по Блаженному Диадоху. Если представить душу в виде круга, то не крещеный человек имеет в сердце «семя тли», благодать крещения изгоняет его из души. Известно, что если внутри крепости есть шпионы, то враги скорее одолеют ее, т.к. будут знать слабые места. После крещения благодать водворяется в душе и все зло мира наталкивается на мощную защиту. Бог охраняет душу человека.  Темные силы вредят только телесному человеку, а душе его не могут повредить. Более того, Бог устраивает так, что телесные недуги и вообще, внешние несчастия и неприятности несут пользу бессмертной душе. Именно поэтому, православные аскеты учат с благодарностью принимать внешние скорби, терпеть все случающееся,  и в покаянной молитве просить у Бога, не вводить в искушение и избавлять от лукавого. Это и будет путь к настоящему счастью.

Принципом школьного воспитания является гармоничное воспитание, гармония – греческая богиня, для которой угодно  развитие человека и его способностей равномерное. Вроде бы хорошо, для идеального человека, а где такого найдешь? Получается чистая декларация, т.е. провозглашение. Зачем будущей матери и домашней хозяйке математика, химия, физика… в равной степени; или рабочему слесарю - литература и история?  Способствует ли эта равномерность развитию личности? Совсем нет. Известно, что гений и злодейство весьма совместимы, а талантливые люди часто подлы и от этого сами глубоко несчастны.

Православное воспитание придерживается иерархичности, в основу берется главная ценность – душа. Психологические особенности каждого человека подчинены главному в нем  - сердцу. Сами подумайте не главное кем станете художником, музыкантом, учителем, доктором, но важно достойным ли станете человеком. Я хочу, чтобы мой сын научился выделять, что в жизни главное и что второстепенное. Если Бог нам дал свободу, вплоть до полного отречения от веры, я не могу сына заставлять быть счастливым. Я могу только молиться, чтобы Бог привел его в разум истины, и терпеть и надеяться, что когда он свободной волей начнет хорошо учиться, это будет его выбор. Господь терпеливо ждет обращения грешника и никогда не действует с позиции силы и власти. В свое время святая Моника была озабочена плохим поведением своего сына, она очень огорчалась и просила совета у старца, тот посоветовал ей усердно молиться. Молитва матери многое может. Впоследствии сын стал блаженным Августином, величайшим святым. Бог все может изменить. Человек же может менять только собственную душу, за весь остальной мир он может только  молиться и принимать его таким, каков он есть. Это истинный путь человека, обрести Царство Божие внутри себя, выше блаженства нет. Когда человек внутренне обращается к Богу и Абсолютному Добру, он преображается, просвещается Светом Истины. Вокруг святых мир изменялся, преображался.  Св. Серафим, говорил что, достаточно одному спастись и тысячи вокруг спасутся. А когда его спрашивали, почему нет нынче святых, он отвечал, что решимости нет у людей. Только решимость. И вот 2000 год показал, что не иссякли решительные верующие люди. Сколько было причислено к лику святых!   

Мищенко Алла Вениаминовна