Силуан (Никитин). Архиепископ Герман (Аав) - первый предстоятель Финляндской Православной Церкви.

В данной статье на основании материалов Государственного архива Российской Федерации, Архива Ново-Валаамского монастыря, имеющихся отечественных и зарубежных публикаций делается попытка максимальной характеристики первого предстоятеля Финляндской Православной Церкви — архиепископа Карельского и всей Финляндии Германа (Аава). Его личность в церковно-исторической науке обычно ассоциируется с переходом Православной Церкви Финляндии от Русской Православной Церкви в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, с календарной реформой и трагическим разделением братии Валаамской обители на «старостильников» и «новостильни-ков», с «финнизацией» и либерализацией богослужебно-приходской жизни, но совсем мало известно о его доброй и плодотворной архипастырской деятельности. Архиепископ Герман в течение долгих 35 лет возглавлял Финляндскую Церковь, пережил вместе со своей паствой период расцвета церковной жизни в 20-30-е гг. ХХ в. и две войны, эвакуацию своей епархии с Карельского перешейка вглубь Финляндии и восстановление молитвенно-евхаристического общения с Московской Патриархией. Во многом благодаря ему Финляндская Православная Церковь сохраняет свой статус Поместной Православной Автономной Церкви с уже сложившимися традициями и культурой.

Ключевые слова: Русская Православная Церковь, Финляндская Православная Церковь, Эстонская Православная Церковь, Финляндия, Герман (Аав), Антоний (Храповицкий), Александр (Паулус), Евлогий (Георгиевский), Григорий (Чуков), Николай (Ярушевич), финнизация, Валаамский монастырь, календарная реформа.

Архиепископ Герман (в миру Герман Васильевич Аав) родился 2 сентября 1878 г. в эстонской семье регента и учителя церковно-приход-ской школы Гелламского (Муху-Хелламааского) прихода Эстляндской губернии Василия Аава и Марии Эллик. Петропавловский Гелламский православный приход относился к Рижской епархии, и известно, что уже в 1888 г. Василий Аав числился одним из двух псаломщиков данного прихода1. До11 лет будущий архиепископ жил с родителями и обучался

Иеромонах Силуан (Сергей Сергеевич Никитин) — преподаватель Сретенской духовной семинарии, магистр богословия (Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).

1 Духовенство Рижской епархии на 1888 год // URL: http://www.petergen.com/bovkalo/sp/ riga1888.html (дата обращения: 17.03.2016).

русскому языку у штатного диакона Аренсбургского Свято-Николаевского храма Михаила Прозеса.

Затем Герман поступил в Рижское духовное училище, а через четыре года — в Рижскую духовную семинарию. В 1891 г. лишился отца2. Обучаясь в семинарии, будущий архиепископ обнаружил склонность к рисованию и музыке и даже думал о поступлении в Санкт-Петербургскую академию художеств. В 1900 г. он окончил по 2-му разряду семинарию (9 учеником из 16)3 и становится регентом и учителем церковно-приход-ской школы в Гапсальском Марие-Магдалинском приходе (Хаапсалу). Стоит указать, что в те годы заработная плата учителя в Рижской епархии колебалась от 30 до 120 руб. в год4.

В 1904 г. Герман Аав вступил в брак с Любовью Бобковской, дочерью протоиерея Александра Бобковского, настоятеля Моонского (Муху-Ринси) прихода Эзельского благочиния Рижской епархии. В этом браке у отца Германа рождается 6 детей: Герман (1905-1978), Сократ (1907-1965), Тамара (1909-2002), Ариадна (1911-?), Юрий (1915-1974) и Люсия (1921-1998).

Архиепископом Рижским и Митавским Агафангелом (Преображенским)5 21 сентября 1904 г. Г.В. Аав был рукоположен в сан священника и назначен настоятелем Леалиского (Лэллэ) Свято-Троицкого прихода Перновского благочиния. В 1907 г. он стал настоятелем Феннерского (Вяндра) Петропавловского прихода Керкаусского благочиния, а с 1911г. и до своего избрания епископом Сортавальским в 1922 г. являлся настоятелем Свято-Ильинского Мустельского (Мустьяла) прихода Эзельского благочиния. Известно, что, будучи священником, он не оставлял занятия живописью и даже занимался иконописью: так в Мустьяла им были написаны для храма 7 икон6.

Во время немецкой оккупации островной Эстонии в 1914 г., несмотря на прекращение выплаты жалования, отец Герман Аав остался со своей

2 Ülar Ja Annika Jürviste suguvösa // URL: http://www.jyrviste.pri.ee/webtrees/individual. php?pid= 12518&ged=SUGUVOSA.GED (дата обращения: 16.03.2016).

3 Духовенство Рижской епархии на 1888 год // URL: http://www.petergen.com/bovkalo/sp/ riga1888.html (дата обращения: 17.03.2016).

4 Гаврилин А. В. Рижский период служения священноисповедника митрополита Ага-фангела (Преображенского) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2007. № 25. С. 47-61.

5 Впоследствии священномученик, митрополит Ярославский и Ростовский.

6 Данченко Е. А., Красилин М. М. Русские иконописцы XVII — начала XX вв. (Материалы к словарю) // URL: http://www.icon-art.info/book_contents.php?book_id=77 (дата обращения: 06.02.2016).

паствой. Ему пришлось сочетать пастырское служение со светской работой помощником редактора местной газеты «Saarte Kaja», а также канцеляристом и преподавателем в общеобразовательной школе7. Есть свидетельства, что также он некоторое время работал в Аренсбургском (Куресааре) банке совместно с будущим архиепископом Волынским и Литовским Романом (Тангом)8. Протоиерей Вейкко Пурмонен пишет: «Каждую субботу, вне зависимости от погоды, Герман Аав спешил в свой приход в Мустьяла из Курессааре, а дорогу длинной 32 километра он преодолевал пешком, но чаще на велосипеде или лошади»9.

Известно, что отец Аав также занимался и сельским хозяйством, но из-за трудностей оккупационного времени он лишился большинства лошадей и мелкого рогатого скота. К 1917 г. в его хозяйстве оставалась одна корова, которая не могла прокормить большую семью из шести человек10.

С 1917-го по 1919 г. Герман Аав был одним из ближайших помощников свмч. Платона (Кульбуша), епископа Ревельского, с 1919-го по 1922 г. являлся членом Церковного Управления Эстонской Православной Церкви, с 1917-го по 1923 г. был благочинным Эзельского округа. Приходы, которые находились под его надзором, были достаточно бедными и либеральными. Об этом может, так или иначе, свидетельствовать следующая телеграмма: «Эзельское православное духовенство Рижской епархии с радостью приветствует освобождение Православной Церкви от цезарепапизма, выражает свое полное доверие Временному Российскому правительству. 20.03.1917»11.

В 1921г. Любовь Александровна Аав скончалась от родильной горячки. Потеря любимой жены и матери для всей семьи стало тяжелым испытанием (старшему сыну Юрию было 15 лет, а младшей Люсии — всего несколько месяцев). Заботиться о детях отцу Герману помогала мать, Мария Эллик, и экономка.

7 Кырлежев А. И. Архиепископ Герман — предстоятель Финляндской Православной Церкви // Журнал Московской Патриархии. 1990. №4. С. 56.

8 Информация получена автором из бесед с протоиереем Романом Цурканом, настоятелем Иоанно-Предтеченского храма в Тапа, Эстония.

9 Purmonen Veikko. Arkkipiispa Hermanin elämä. Helsinki: Ortodoksinen Pappien Liitto, 1986. S. 22.

10 Там же.

11 Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году (Материалы и архивные документы по истории Русской православной церкви) / сост., авт. предисл. и коммент. М. А. Бабкин. М.: Индрик, 2006. С. 301.

В том же году овдовевший отец Герман был избран в епископы новообразованной Нарвской епархии Эстонской Православной Церкви, а также был приглашен участвовать в выборах на викариатство Сорта-вальское Финляндской епархии. По мнению А. И. Кырлежева, выбору Со-ртавальского викариатства способствовала кончина супруги12, а возможно, что вдовый священник с шестью маленькими детьми просто искал для себя некоторой материальной выгоды. Будучи избран викарием Финляндской епархии, он стал получать жалования 12 000 ф. м. и квартирных денег 6000 ф. м.13

На II Сортавальском Соборе Финляндской Православной Церкви 17 июня 1922 г. Герман Аав 38 голосами против 17 был избран епископом Сортавалы. Финляндское гражданство он получил 21 апреля 1923 г., а 8 июля 1923 г. в Георгиевском патриаршем соборе (Стамбул, Турция) Константинопольским патриархом Мелетием (Метаксакисом) был рукоположен в епископский сан для карельского населения Финляндии, которое «хотело иметь национального и владеющего его языком архипастыря, осуществлению какового желания противится получивший главенство в Финляндской Церкви и чуждый по национальности и языку архиепископ Серафим»14.

Зарубежный Архиерейский Собор в 1924 г. отказался признать архиепископа Германа (Аава) законным предстоятелем Финляндской Православной Церкви, мотивируя это нарушением канонических правил и признавая законным Финляндским архиепископом Серафима (Лукьянова). Так, например, В. Мосс приводит слова митр. Антония (Храповицкого) о несоблюдении в данном случае 6-го правила I Вселенского Собора: «Аще кто без соизволения своего митрополита поставлен будет епископом, о таком Великий Собор определил, что он не должен быть епископом» — и 28-го правила IV Вселенского Собора15. На Архиерейском Соборе РПЦЗ 1926 г. было подтверждено постановление Собора 1924 г. о непризнании епископа Германа главой

12 Кырлежев А. И. Архиепископ Герман — предстоятель Финляндской Православной Церкви. С. 56.

13 Шевченко Т.И. Валаамский монастырь и становление Финляндской Православной Церкви (1917-1957 гг.). М., 2012. С. 420.

 

14 Яровой О.А. Валаамский монастырь и православная церковь в Финляндии в 1880-1920-е гг. (Из истории финнизации православной конфессии): дис. ... канд. ист. наук. Петрозаводск, 1999. С. 126.

15 Мосс В. Православная Церковь на перепутье. (1917-1999) // URL: http://wiadomosci. monasterujkowice.pl/?p=12346 (дата обращения: 22.05.2016).

ФПЦ16, благих итогов подобное деяние не дало, но вражда между «кар-ловчанами» и православными финнами была посеяна. Дальнейшая критика Германа (Аава) также была связана в основном с РПЦЗ.

В 1927 г. в Париже в русской эмигрантской среде издательством Светлейшего Князя М. К. Горчакова «Долой зло» была издана брошюра «Возбудители раскола», в которой имелась глава «Герман Аав — гонитель Православия в Финляндии». Данная книга и стала основным источником ссылок для обвинения архиепископа Германа в разного рода «злодеяниях», хотя содержит маловероятную информацию. Конкретные ошибочные факты в брошюре таковы: хиротонию Германа совершил Вселенский Патриарх Григорий VII и епископ Герман ввел новый стиль17.

Считается, что протоиерей Герман не был пострижен в монашество18. В распространении информации об отсутствии монашеского пострига Германа (Аава) особо потрудился митрополит Антоний (Храповицкий), давний друг по переписке архиеп. Серафима (Лукьянова). Последний же в своих письмах оставил интересное упоминание: «От священника Аава я узнал, что у него шестеро детей младшего возраста. Это обстоятельство весьма затрудняло бы для него прохождение епископского служения и трудно совместимо со званием хотя бы рясофорного монаха, не говоря уже о полном монашестве»19. В то же время стоит указать, что это был не единственный случай в тогдашней церковной жизни: Грузинские католикосы-патриархи Христофор III (Цицкишвили) в 1921г. и Каллистрат (Цинцадзе) в 1925 г. были рукоположены в епископский сан без предшествующего монашеского пострига20.

В настоящее время имеет место указание различных данных относительно описываемых событий: так, упоминаемый нами В. Мосс

16 КострюковА.А. Русская Зарубежная Церковь в 1925-1938гг. Юрисдикционные конфликты и отношения с московской церковной властью. М.: ПСТГУ, 2011. С. 119.

17 Тальберг Н.Д. Возбудители раскола. Париж, 1927. С. 36.

18 См.: Цыпин В., прот. История Русской церкви. 1917-1997. М.: Изд-во Спасо-Преобра-женского Валаамского монастыря, 1997. С. 217; Из архива св. священномученика архиепископа Рижского и Латвийского Иоанна (Поммера). Часть V: Письма из Финляндии. Письмо иеросхимонаха Михаила (Попова) от 23 июня / 6 июля 1927 г. // URL: http://shh. neolain.lv/seminar23/sidu%20patij.htm (дата обращения: 10.05.2016).

19 Яровой О.А. Валаамский монастырь и православная церковь в Финляндии. С. 125.

20 Патриархи Иверии // URL: http://marytales.narod.ru/RASSK.files/patr.htm (дата обращения: 12.05.2016). Однако в личной беседе автора со Святейшим и Блаженнейшим Патриархом — Католикосом Илией II, состоявшейся 22 апреля 2014 г., данные сведения о Каллистрате (Цинцадзе) подтверждены не были.

приводит письма митрополита Антония (Храповицкого), где говорится, что Германа (Аава) рукоположил не Мелетий (Метаксакис), а Григорий VII: «Именно Вселенский патриарх рукоположил ему в викария священника Аава (без всякого пострижения в монашество или даже в рясофор) не только без его, архиепископа, согласия, но даже вопреки его протесту; этим покойный патриарх попрал основной канон Церкви — 6-е правило I Вселенского Собора (и многих других)... И вот, сей сомнительный епископ Герман, в мирском одеянии, побритый и подстриженный, расхаживает по улицам города на соблазн православных и, возбуждая злорадство иноверцев, а достойнейший архиепископ, грубо оскорбленный своим же лже-собратом, влачит печальные дни в ссылке, в тесном помещении монастыря на пустынном острове бурного Ладожского озера»21.

В отличие от митрополита Антония, Евлогий (Георгиевский) признавал назначение Германа легитимным, хотя и не очень одобрял его либерализм, в этом явно импонируя мнению монашествующих: «Старые монахи, верные церковным традициям, епископа Германа не признают. Ходит он в штатском, бритый. При встрече они ему не кланяются. Он спрашивает: „Почему не кланяетесь?" Они в ответ: „А почему кланяться?" — „Я — епископ". — „А бороденка где у тебя?.."»22. Если верить Н. Д. Тальбергу, то епископ Ладожский Иннокентий (Тихонов), управляющий Петроградской епархией, в 1926 г. писал братии Валаамского монастыря: «Постановление и рукоположение хотя бы Константинопольским Патриархатом эстонского священника Германа Аава, без согласия и против заявленного в свое время несогласия на то со стороны Архиепископа Серафима есть совершенно недопустимо. До соборного суждения о нем, Герман не может почитаться епископом вообще и тем более епископом Финляндским, как его именуют сейчас некоторые»23.

Как бы то ни было, по прибытию в Финляндию из Константинополя Герман (Аав) 1 октября 1923 г. правительством страны был утвержден в должности викарного епископа Сортавальского. Стоит заметить, что он на то время, владея эстонским, не знал финского языка, хотя «научно его изучал»24. Последнее и послужило поводом правительству утвердить его назначение с установлением двухгодичного срока на изучение финского языка. А. И. Кырлежев, однако, упоминает о проповеди

21 Мосс В. Православная Церковь на перепутье.

22 Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. Париж, 1947. С. 112.

23 Тальберг Н.Д. Возбудители раскола. С. 36.

24 Яровой О.А. Валаамский монастырь и православная церковь в Финляндии. С. 124.

епископа Германа на финском языке в Успенском соборе Гельсингфорса в октябре 1923 г.25 Первую же архиерейскую литургию в своем кафедральном Петропавловском Соборе г. Сортавалы епископ Герман отслужил 7 октября.

С архиепископом Серафимом (Лукьяновым) отношения у епископа Германа не заладились с самого начала. Архиепископ был одним из 17 голосовавших против избрания Аава на Сортавальское викариатство, мотивируя это тем, что тот ему «совершенно не известен»26. Хотя есть упоминания, что все же у них было несколько встреч, во время которых Герман произвел на Серафима «тягостное впечатление»27. В своем викарии архиепископ видел либерала, который своими взглядами мог бы навредить Православию и способствовать его слиянию с лютеранством.

После же ухода 29 декабря 1923 г. архиепископа Серафима на покой, Герман (Аав) остался единственным епископом ФПЦ и 13 января 1925 г. на очередном Церковном Соборе в Сортавале 28 голосами из 30 был избран Предстоятелем ФПЦ. В новом звании правительством он был утвержден 15 августа того же года, а 8 февраля 1926 г. Константинопольский патриарх Василий III даровал ему титул «Архиепископ Карельский и всей Финляндии».

Известно, что в начале своего епископского служения Герман (Аав) жил в Финляндии один. Его дети до 1927 г. за исключением младшей Люсии оставались в Эстонии под надзором бабушки — Марии Аав. Резиденция епископа находилась в небольшом поселке Хюмпеля в четырех километрах от Сортавалы28. В 1890-х гг. эта резиденция была куплена Валаамским монастырем у асессора Германа Халлонблада для первого Финляндского архиепископа Антония (Вадковского), в 1896 г. на средства Святейшего Синода рядом с домом был построен небольшой деревянный храм во имя Казанской иконы Божией Матери, использовавшийся в качестве архиерейского домашнего храма.

Известно, что Герман (Аав) в этот период был особо дружен с протоиереем Николаем Валмо (Варфоломеевым), ректором Сортавальской

25 Кырлежев А. И. Архиепископ Герман — предстоятель Финляндской Православной Церкви. С. 56.

26 Яровой О.А. Валаамский монастырь и православная церковь в Финляндии. С. 124.

27 Там же. Яровой О.А. Валаамский монастырь и православная церковь в Финляндии. С. 125.

28 Ходаковская О.И. Дело жизни епископа Киприана (Шнитникова) (1879-1914) // Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2009. Вып. П:4 (33). С. 43.

духовной семинарии, и Лео Касанко (Львом Александровичем Казанским, внуком нареченного епископа Михаила Казанского), своим многолетним секретарем и протодиаконом. Сразу стоит отметить, что последний пользовался большим доверием владыки Германа и в дальнейшем играл большую роль в жизни ФПЦ. Некоторые были склонны считать его провокатором, который впоследствии сумел доставить много неприятностей священнослужителям, не разделяющим мнение Церковного Управления29. Дочь архиепископа Тамара в дальнейшем была супругой брата о. Лео, протоиерея Михаила Касанко.

Герман (Аав) изначально высказывался за исключительно соборное управление Церковью. По его инициативе в 1926 г. в Валаамском монастыре проходил первый съезд духовенства, на котором обсуждались вопросы нового стиля богослужебной жизни, монашества, политика церковной «национализации» и многое другое. Подобные съезды планировалось проводить каждый год, но до 1939 г. их состоялось всего шесть.

О лояльном и уступчивом характере владыки Германа говорит и такой случай: братия Валаамского монастыря в 1924 г. просила епископа о разрешении им праздновать церковные праздники по старому стилю, на что тот ответил: «Я не самодержавный царь, чтоб „захотеть и сделать", а лишь епископ, имеющий при обсуждении дел лишь один голос, наравне с другими членами Церковного Управления, согласно закону о Православной Церкви в Финляндии от 26 ноября 1918 г. ... Ведь таким поступком я мог бы достигнуть лишь одного, что мне сказали бы: „Владыко, пожалуйте в Коневский монастырь, там и для Вас есть келья рядом с архиепископом Серафимом". Или забрать свой чемодан и вернуться в Эстонию?.. Когда я приехал сюда, то закон этот, а также и стиль были уже введены архиепископом Серафимом, утверждены правительством и одобрены высшею церковной властью — патриархами»30. Становится ясно, что епископ Герман сразу же занял лояльную позицию по отношению к государственному законодательству, это избавило его от неприятных трений и с правительством, и с Церковным Управлением, в котором он занимал место Председателя.

 

Архиепископ Герман по должности являлся председателем многих церковных организаций и комиссий: миссионерской, богослужебной, по делам монастырей, по межцерковным связам, по делам церковных музеев и библиотек, членом правления Сортавальской духовной

29 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 429. Л. 52.

30 Яровой О.А. Валаамский монастырь и православная церковь в Финляндии. С. 79.

семинарии, членом правления детского приюта при Валаамском монастыре и др.31 В 1930 г. по его инициативе были организованы регентские курсы, а вскоре создан комитет по изданию музыкальных литургических сборников. Владыка также сам создавал музыкальные произведения — в 1921 г. после смерти супруги он написал цикл «Евхаристия», изданный на финском языке в 1959 г. Некоторые произведения были изданы под псевдонимом H. Lumilill (эст. северный цветок). По его же благословению братство прп. Сергия и Германа Валаамских стало регулярно проводить певческие праздники, на которые собиралось не менее 200 исполнителей и столько же слушателей32.

Архиепископ имел ряд государственных наград: в 1928 г. он был награжден орденом Белой розы Финляндии, в 1950 г. — орденом Льва Финляндии. В 1935 г. Константинопольский патриарх Фотий II наградил его правом ношения белого клобука33.

Обычно в отечественной литературе образ архиепископа Германа передается в негативных тонах. Есть свидетельства, что в свое время Совет по делам РПЦ в отношении Германа (Аава) «пытался выяснить, можно ли повлиять на его окружение, старался узнать о его слабостях, а также рассматривал возможность публикации компрометирующих иерарха материалов»34. Ему приписывались гонения на монашествующих, введение нового стиля и неканонический переход ФПЦ под омофор Вселенского Патриархата, экуменистические взгляды и личные моральные недостатки. В основном источником данных сведений являются письма, приписываемые митрополиту Антонию (Храповицкому) и письма валаамского монаха Иувиана (Красноперова).

Последний чаще других называл владыку Германа «безблагодатным, жестоким гонителем православного монашества»35. Отец Иувиан жаловался: «Мои письма безжалостно перехватывались и не достигали меня,

31 ТюшагинВ.В. Герман [фин. Herman] (Аав.), архиеп. // Православная энциклопедия. М., 2006. Т. XI. С. 236-238.

32 Кырлежев А. И. Архиепископ Герман — предстоятель Финляндской Православной Церкви. С. 57.

33 ТюшагинВ.В. Герман [фин. Herman] (Аав.), архиеп. // Православная энциклопедия. М., 2006. Т. XI. С. 236-238.

34 КострюковА. А. Русская Зарубежная Церковь в 1939-1964гг. Административное устройство и отношения с Церковью в Отечестве. С. 261.

35 Любовь покрывает все. Жизнь и поучения иеросхимонаха Михаила (Питкевича), старца валаамского и псково-печерского / авт.-сост. диакон Георгий Малков; П. Ю. Малков. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. С. 335.

а заказные подвергались перлюстрации, причем почтовые марки с них поступали в коллекцию преосвященного филателиста Германа Аава»36.

Старостильные насельники Валаамского монастыря указывали следующие причины своей неприязни к архиепископу Герману:

1) нарушение им пасхальных канонов;

2) самочинное, неканоническое и незаконное отделение от Русской Православной Церкви;

3) содействие в неканоническом и незаконном смещении с Финляндской кафедры архиепископа Серафима (Лукьянова);

4) жестокое преследование монахов-старостильников.

Конечно, можно предположить, что они не знали, что в первых трех проступках виноват сам архиепископ Серафим, а в последнем виноваты те, кто принимал финляндское гражданство и обещался жить в Финляндии по ее законам.

Стоит отметить, что негативному отношению монашествующих к своему архиепископу послужили и его постоянные просьбы об указании Церковному Управлению материальной поддержки на общецерковные нужды.

Нельзя умолчать и о его непосредственном участии в сохранении всех финляндских православных монастырей. Так, 17 ноября 1930 г. была сформирована Комиссия по сохранению монастырей, председателем которой стал сам архиепископ, в состав ее входили трое белых священника, трое монашествующих и один мирянин, а целью ставилось привлечение в монастыри молодых трудников и послушников. Основной причиной отсутствия прибытия новых сил в обители считалось их чрезмерное увлечение материальной прибылью, а также то, что монастыри «совершено чужды и безразличны к религиозным потребностям местного православного населения»37. В качестве решения было принято открыть при Валаамском монастыре школу для сирот и детей из бедных семей православных карелов (до 30 человек), которым давалось бы полное школьное образование и навыки какого-либо ремесла. Таким образом, была предпринята попытка возродить на Валааме традицию Соловецкого монастыря, в котором до 1917 г. обучалось практически все окрестное население.

Кроме того, архиепископ Герман для привлечения людей в монастырь считал необходимым поднять на должный уровень и духовную жизнь

36 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 429. Л. 43.

37 Уа1атоп luostarm arkisto. АкШ V. 1930. Еа: 93 Срочные донесения. Л. 12.

обители, а также ввести богослужения на финском языке. В частности, 31 октября 1934 г. им было составлено послание к настоятелям Валаамского, Коневского и Печенгского монастырей о проблеме алкоголизма среди монашествующих. Данным посланием игуменам приписывалось в течение двух недель представить отчет о состоянии братии в их обителях и о тех мероприятиях, которые проводятся для борьбы с этим недугом38.

Странно, что архиепископ и Церковное Управление сочло необходимым отправить в 1930 г. руководству Валаамского монастыря обширное письмо об улучшении монашеской трапезы, гардероба и ухода за больными. Относительно трапезы было отправлено два письма, в которых братии предписывалось два раза в неделю вне постов готовить первые рыбные блюда, в постные дни хотя бы один раз в неделю давать горох и т. п.39

О незаконности епископской хиротонии Германа уже было сказано, при этом удалось отметить роль митрополита Антония (Храповицкого) и архиепископа Серафима (Лукьянова) в распространении данных слухов. Теперь стоит рассмотреть, в чем заключалось «гонение монашествующих» Германом (Аавом). Для начала скажем, что братии Валаамской обители с самого начала не понравилась внешность своего нового архиерея: «Вид у него странный, без волос (стриженный и бритый, как пастор протестантский), и на левой руке носит два обручальных кольца. Некоторые наши отцы и миряне не подходили под благословение, считая его за неправильно поставленного.»40 Или же «Аав имеет вид непристойный для лица, считающего себя епископом. Он весь выбрит, ходит в светском костюме, на руках носит кольца, посещает театры и кинематографы, по Сердоболю ходит под руку с лицами жен-скаго пола. Все тайные молитвы за литургией читает вслух и вообще стоит за реформу богослужения в сторону лютеранства»41.

В пояснение этого хочется указать, что епископ Герман действительно вскоре после архиерейской хиротонии обрился и носил в память о покойной супруге ее и свое обручальные кольца на безымянном пальце левой руки. Конечно, его вид не соответствовал традиционному виду православного архиерея, но только человек недалекий может судить

38 Valamon luostarm arkisto. АкШ V. 1934 Еа: 97. Запрещение ввоза спиртных напитков на Валаам. S.9.

39 Valamon luostarin аг^Ш. АкШ V. 1930 Еа: 93. Срочные донесения. Л. 39.

 

40 Любовь покрывает все. Жизнь и поучения иеросхимонаха Михаила (Питкевича)... С. 343.

41 Тальберг Н. Д. Возбудители раскола. С. 34.

кого-либо лишь по внешнему виду. Два же обручальных кольца, возможно, как раз оказали влияние на фантазию архиепископа Серафима (Лукьянова) в составлении легенды о двоебрачии Германа.

Первые 15 лет архиерейского служения Германа (Аава) можно охарактеризовать как годы церковного строительства. Он проводил длительные визитации по приходам, заботился об обновлении и строительстве храмов, о повышении образовательного уровня священнослужителей, внимание его простиралось и на состояние приходских и монастырских ризниц. В «Православной энциклопедии» в статье, посвященной архиепископу Герману, мы читаем: «На проводившихся с 1926 г. по инициативе Германа съездах духовенства принимались решения по переводу надписей на иконах с церковнославянского на финский язык; изменению внешнего вида облачений священнослужителей по греко-католическим образцам; отмене обязательного ношения священниками рясы и восьмиконечного „русского" креста, вместо которого был введен четырехконечный крест, крепившийся на цепочке, составленной из соединенных между собой свастик; духовенству дозволялось остригать волосы и брить бороды, женатым клирикам разрешалось ношение обручальных колец на левой руке; при строительстве правосл. храмов предписывалось брать за образцы лютеранские кирхи или придерживаться византийского стиля и др.»42.

Подтверждением данных утверждений служит его заявление от 1928 г.: «Моей главной целью является постепенное национализирование Финляндской Церкви, которое в первую очередь должно выразиться во введении финского языка на богослужениях и перемене славянских надписей на иконах на финские. Далее я проектирую вести в обиход новые облачения. Они будут узки, сделаны из мягкой материи. Украшения на них будут бело-синие (цвет финляндского государственного флага), а в Карелии — черно-красные. Уже в настоящее время наши церкви постепенно перекрашиваются в бело-синий цвет. Что же касается постройки новых, то они более не будут иметь русского стиля. Последний будет или северный, или византийский. Точно так же наши священники впредь не будут носить русского двойного креста. Звенья цепочки будут иметь форму свастики»43. Стоит особенно заметить, что архиепископ

42 ТюшагинВ.В. Герман [фин. Herman] (Аав.), архиеп. // Православная энциклопедия. М., 2006. Т. XI. С. 236-238.

43 КострюковА. А. Русская Зарубежная Церковь в 1925-1938гг. Юрисдикционные конфликты и отношения с московской церковной властью. С. 67.

был верен своим словам — подобные нововведения действительно были постепенными.

Герман (Аав) как художник, по-видимому, был не чужд и церковного эстетизма. Большое внимание он уделял облачениям, но упоминаемые выше изменения до сих пор как обязательные в употребление в Финляндской Православной Церкви введены не были. На некоторых фотографиях конца 30-х гг. встречаются богослужебные облачения, пошитые по образцу греческих, но отнюдь не черно-красные и не бело-синие.

Протодиакон Лев Касанко по поручению архиепископа Германа 15 сентября 1932 г. запрашивал игумена Харитона (Дунаева) о «порядке употребления церковных облачений», то есть по вопросу о том, чем объясняется выбор того или иного облачения в определенный день богослужебного года44. Какова цель этого письма — нам неизвестно.

Храмы же в северном и византийском стиле (за исключением построенной Юхани Вийсте в 1931г. семинарской Иоанно-Богословской церкви в Сортавале) появились значительно позже, в 50-60-е гг., и строились не в связи с архитектурными предпочтениями архиепископа, а лишь по причине отсутствия компетентных в православном церковном зодчестве архитекторов.

Кресты с цепочками из свастик были введены в употребление к 1929 г.45 Письмо протоиерея Николая Валмо из Церковного Управления Правлению Валаамского монастыря за № 1825 от 16 августа 1935 г. показывает, что ношение их было строго обязательным и изготовлялись Валаамским монастырем по установленным образцам. Стоит отметить, что в Финляндии знак свастики не воспринимался так однозначно, как в других странах в последующее время. Финская свастика «хакаристи» отличается от свастики немецкой ориентацией (немецкая свастика развернута под углом 45 градусов) и синим цветом. Данный знак является историческим символом счастья у финских народов. Цепочки от данных крестов перестали использоваться после 1945 г., но сами свастики до сих пор встречаются в официальной символике Финляндии. Например, «хакаристи» с 1918 г. является символом ВВС Финляндии46. Предполагается, что автором проекта данного креста был личный секретарь архиепископа

44 Valamon luostarin arkisto. Aktit v. 1932. Ea: 95а. S. 19.

45 См.: Valamon luostarin arkisto. Aktit v. 1929. Ea: 92. Дело о награждении братии сего монастыря. S. 33.

46 «Хакаристи — финская свастика» // URL: http://mysuomi.wordpress.com/2007/11/05/ хакаристи-финская-свастика/ (дата обращения: 02.04.2016).

Германа — будущий протодиакон Лев Касанко, ему же приписывается и идея создания знака официального ордена ФПЦ — ордена Святого Агнца, утвержденного Правительством 20 июня 1935 г.

Из отчета благочинного Патриарших приходов в Финляндии прот. Михаила Зернова47 можно узнать еще интересную информацию о священнических крестах: Герман (Аав) запретил духовенству носить русские наперсные кресты, установив для них новую форму и для серебряных, и для золотых совершенно одинаковую. Священник, получив награду — разрешение носить золотой крест, должен был просто позолотить свой старый серебряный крест, полученный им при хиротонии, хотя вручение креста при рукоположении было самой настоящей русской богослужебной традицией48.

Во время архипастырского служения Германа (Аава) не произошло и каких-либо серьезных стилистических изменений в богослужебном пении ФПЦ. Сборник «Всенощное бдение», изданный в 1945 г., служит хорошим примером репертуара финского богослужебного пения, в нем представлены сочинения А. Л. Веделя, А. М. Архангельского, Н. И. Бах-метева, М. П. Строкина, А. Ф. Львова, а также финских композиторов Бориса Якубова, Петра Акимова, Пекка Аттинена и др.49

В качестве вывода можно сказать, что значимость процесса «фин-низации» Православия в Финляндии довольно часто преувеличивается, и он приобретает исключительно отрицательный характер. В то же время не стоит забывать, что изменения традиций внутренней жизни Церкви проходили достаточно медленно, при крайне редком и исключительном административном давлении. Епископат Финляндской Церкви не имел власти как в проведении реформ, так и их прекращении — здесь действовал принцип безоговорочного следования государственному и церковному законодательству, а также коллегиальным постановлениям Церковного Управления.

Одним из важных начинаний архиепископа Германа было установление тесного общения со священнослужителями, для которых он был «другом, опорой и поддержкой»50. Владыка придавал огромное значение воспитанию клира и внимательно следил за пастырскими

47 С 6 августа 1961 г. — епископ Подольский Киприан, викарий Московской епархии.

48 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 442. Л. 20.

49 Такала-Рощенко М. Богослужебное пение в Православной Церкви Финляндии // «Ка-лофония», Львов. 2008. Вып. 4. С. 102.

50 Ригтопеп Veikko. АгкЫршра Негтапт е1ата. S. 55.

трудами священников своей епархии. Архиепископ был частым гостем в духовной семинарии в Сортавале, так как считал, что для будущих священников очень важно непосредственно встречаться и беседовать со своим архиереем.

Так как Герман (Аав) был по происхождению эстонцем, то у него были особенно теплые отношения с Эстонской Православной Церковью. В Тартуском университете получали высшие богословские степени православные студенты из Финляндии. Сам он неоднократно посещал свою родину, а в 1927 г. даже с официальным визитом, в ходе которого 7 июля посетил Псково-Печерский монастырь, где был встречен крайне прохладно. Епископ Печорский Иоанн (Булин) и братия монастыря приняли его весьма прохладно: «.никто у архиепископа не брал благословения и не приветствовал»51. Возможно, это было связано с тесной дружбой епископа Иоанна и митрополита Антония (Храповицкого), которая, так или иначе, способствовала приданию Герману (Ааву) статуса узурпатора архиерейской власти при законном архиепископе Серафиме (Лукьянове). Известно, что владыка Герман принимал непосредственное участие в жизни своих соплеменников. Так, в 1929 г. он просил принять в число трудников Валаамского монастыря некоего Владимира Леппика, уроженца г. Тарту, желающего «в чужой стране спокойно отдаваться молитве»52.

Начало Зимней войны 1939-1940гг. архиепископ Герман встретил в Сортавале, где с 1925 г. размещалось Церковное Управление Финляндской Православной Церкви, резиденция архиепископа и духовная семинария (с 1931г. в специально построенном здании — «Ortodoksisen kirkon hallintotalo»). Он участвовал в погребении погибших, писал письма осиротевшим семьям. Несмотря на постоянные бомбардировки города, архиепископ не покидал свою паству, укрываясь от обстрелов в подвале Дома Церковного Управления. Из дневника настоятеля Валаамского монастыря игумена Харитона (Дунаева) известно, что в феврале 1940 г. после очередной бомбардировки архиепископ был вытащен из подвала через окно, так как вход и выход был завален разрушенной стеной, и «куда-то увезен»53.

51 Любовь покрывает все. Жизнь и поучения иеросхимонаха Михаила (Питкевича)... С. 89.

52 Valamon luostarin arkisto. Aktit v. 1929. Ea: 143. «О разных предметах». S. 23.

53 «Старый Валаам. Воспоминания о монастыре 1914-1943гг.». СПб.: Спасо-Преобра-женский Валаамский монастырь. С. 229.

 

По итогам Зимней войны Карельский перешеек, на котором в основном проживало большинство верующие ФПЦ, отошел к Советскому Союзу, более половины православных приходов (по М. В. Шкаровско-му — 1854) и 90 % церковной недвижимости осталось вне границ Финляндии, но их притч, в большинстве случаев имущество и прихожане (до 55 000)55 были эвакуированы.

Если раньше православное население Финляндии проживало достаточно компактно в регионе Карельского перешейка и юго-восточной Карелии (1/10 общей территории страны), то после 1945 г. православные были расселены по всей стране. Архиепископ Герман в 1950 г. писал: «Мы оказались рассыпаны по всей стране. 3,5 тысячи человек, проживавших в приходе Питкяранта, в данный момент живут в 200-х округах, 1,5 тысячи прихожан прихода Палкеалы в 100-х»56. Переселенцам приходилось часто менять места проживания, порой 9-10 раз. Местное население относилось к ним порой крайне недоброжелательно или враждебно.

Процесс переселения был связан и с переходом части православных карел в лютеранство, что очень тревожило священноначалие Финляндской Православной Церкви. «Мы остались на произвол судьбы, оказались среди людей, часто не являющихся настоящими христианами, и попали под их пропагандистское влияние»57, — писал Ее Предстоятель. Особенно это обострялось с невозможностью приходского священника уделять больше внимания своим прихожанам, проживающим на больших территориях. Несмотря на данные проблемы, число православных сократилось очень незначительно.

О деятельности архиепископа Германа во время советско-финской войны (1941-1944гг.), или, как ее называют финны, «Войны-продолжения», можно узнать из материалов книги М. В. Шкаровского о роли Финляндской Православной Церковь в годы Второй мировой войны58. Становится видно, что уже в июне 1941 г. Герман (Аав) был уверен в скором начале войны-реванша и считал возможным, что в случае

54 Шкаровский М. В. Церковь зовет к защите Родины. Религиозная жизнь Ленинграда и Северо-Запада в годы Великой отечественной войны, 1941-1945. СПб.: Сатисъ, 2005. С. 447.

55 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 4236. Л. 265.

56 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 739. Л.118.

57 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 739. Л.118.

58 См.: Шкаровский М.В. Церковь зовет к защите Родины. Религиозная жизнь Ленинграда и Северо-Запада в годы Великой Отечественной войны, 1941-1945. СПб.: Сатисъ, 2005. 622 с.

победы Финляндии и передаче ей территории Карелии местное православное население войдет в число его паствы: «Этим нашей Церкви была бы поручена новая важная задача. Она должна помочь действительно включить это население в финский народ и вместе с тем возвысить его духовно и религиозно».

После оккупации финскими войсками Карельского перешейка архиепископ Герман в августе — сентябре 1941 г. снова вернулся в Сортавалу и приступил к восстановлению богослужебной приходской жизни. Известно, что 14 августа 1943 г. после внутреннего ремонта он заново освятил свой бывший Петропавловский кафедральный собор59.

После окончания войны в 1944 г. центр Финляндской Православной Церкви и резиденция архиепископа были перенесены из Сортавалы в г. Куопио, а местный Свято-Никольский храм стал кафедральным собором. Главным делом архиепископа Германа была забота о переселенцах с Карельского перешейка, их ободрение и утешение. Он всячески призывал их к более активной приходской жизни на новых местах обитания: «Вносите свою лепту в новые приходы, станьте верными и деятельными членами новых приходов. Создавайте „общества вторника", воскресные школы, хоры, ячейки „Союза православной молодежи". Стремитесь к прогрессу в области духовной жизни и нравственности»60.

Военные последствия архиепископ переживал очень сильно. Практически каждый год в своем послании по случаю Дня Независимости он считал необходимым напомнить о трагических последствиях данной войны для православного населения Финляндии. «И ты, карельская мать, и ты, карельский отец, сыны которых спят под белым крестом, отдав свою жизнь за свое Отечество, чувствуете щемящую боль в груди своей, видя, как здешние жители спешат с венком в руках на могилы героев, чтобы почтить их светлую память. Ты же не можешь добраться до холмика, под которым лежит твой любимый сын. Он лежит далеко по ту строну границы»61, — писал архиепископ в 1951 г.

Материальное благосостояние многих приходов ФПЦ основывалось на разного рода недвижимости (леса, имения, дома и т. д.), 90 % которого осталось на территории, отошедшей к СССР, поэтому заботу об образовании новых приходов для карельских переселенцев и нормализацию их жизни на себя взяло государство. Строительство новых

59 Краснолуцкий А.Ю. Сортавала. СПб., 2012. С. 468-512.

60 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 739. Л. 26.

61 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 191. Л. 44.

православных храмов и часовен в 1949 г. было полностью обеспечено государством, что в этом же году было закреплено на законодательном уровне: «.государство отпустило необходимые средства на постройку новых храмов, часовен, жилых домов для духовенства, а также на ремонт старых храмов»62.

Принятие закона растянулось на целый год (с 1948-го по 1949 г.), но были даны четкие гарантии, что в течение 10 лет будут построены все необходимые храмы, часовни и дома для священнослужителей. Вместо 17 потерянных приходов Карельского перешейка было учреждено 13 новых63.

Мы встречаем упоминания, что владыка Герман (Аав) еще в 50-е гг. совершал длительные поездки по приходам. К примеру, с 8 по 13 октября 1952 г. он находился в приходе Иломантси, и «несмотря на свой преклонный возраст, Архиепископ ходил из деревни в деревню прихода, не жалея своих сил, и в своих сердечных и поучительных речах давал наставления и советы всем, кто просил их у него». О любви прихожан к своему архиерею свидетельствуют устраиваемые в его честь богослужения, обеды и беседы. В деревне Хаттуваара 9 октября 1952 г. в связи с приездом владыки Германа местным отделением Союза православной молодежи был организован праздничный концерт с исполнением духовных песнопений и с декламациями стихотворений. Директор местной народной школы Осмо Холум выступил со следующей речью: «В Вашем лице, господин Архиепископ, мы видим тепло сердечного и благороднейшего человека, для которого судьбы нашей Православной Церкви, ее неудачи и успехи стали содержанием всей жизни»64.

Вопросы, которые приходилось решать архиепископу во время визитации приходов, были весьма разнообразны: так, в субботу 11 октября 1952 г. на приходском собраний в Иломантси обсуждались следующие вопросы: ходатайство прихожан о назначении второго священника, о строительстве часовни в деревне Хехус, о внешнем ремонте дома псаломщика, об отсутствии учителей Закона Божьего в волости Тууповаара65.

Из воспоминаний внука Германа (Аава), Кая Касанко, известно, что архиепископ жил в церковном доме на улице Суокату вместе со своей младшей дочерью Люсией, исполнявшей обязанности его экономки.

62 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 4236. Л. 207.

63 См. Приложение. Какое и где?

64 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 121. Л. 48.

65 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 121. Л. 54.

Когда обстоятельства позволяли между официальными встречами и событиями, он писал и читал, совершал длительные прогулки. Архиепископ особенно любил выращивать цветы и ухаживать за ними66.

В послевоенные годы архиепископ Герман постепенно передавал многие свои обязанности помощникам. В 1951г. Дмитрий Николаевич Фридстедт67 писал митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Григорию (Чукову), что владыка Герман (Аав) «в делах своей епархии совершенно теперь беспомощен». Также отмечается, что в последние годы архиепископ уклонялся от высказывания своего мнения и подпадал под влияние своего окружения — протоиерея Александра Рюттюляйнена и протодиакона Льва Касанко.

На заседании Церковного Управления 21-22 марта 1955 г. Герман (Аав) сообщил, что им подано президенту Финляндии прошение о выходе на пенсию. Также он пожелал, чтобы Духовное Управление при выборах его преемника сообщило приходам о его личном одобрении кандидатуры епископа Хельсинки Александра (Карпина)68. На заседании Церковного Управления 23-24 мая того же года было решено на основании «Обращения делегации священнослужителей ФПЦ», возглавляемой священником Вилхо Хоккиненом, просить архиепископа Германа отозвать свое прошение о выходе на пенсию. В обращении говорилось: «Принимая во внимание, что архиепископ Герман пользуется среди членов Церкви большим уважением, а также то, что и в правительственных кругах, как стало известно делегатам Церковного Собора, проявляется беспокойство за дальнейшее развитие Церкви особенно сейчас, когда выборы нового архиепископа могут вызвать обострение внешнеполитической обстановки, выражаем пожелание, чтобы архиепископ Герман отказался от своего намерения уйти на покой»69.

В качестве условия отозвания своего прошения Герман попросил Церковное Управление рассмотреть на предстоящем в ноябре того же года Церковном Соборе возможность назначения ему викария. Также он заявил, что сразу же уйдет в отставку, если будет сменен Константинопольский патриарх Афинагор, «к которому он испытывает большие симпатии»70.

 

66 Из воспоминаний Кая Касанко (личный архив автора).

67 Впоследствии архимандрит Корнилий, настоятель кафедрального собора св. Николая Чудотворца в Брюсселе в юрисдикции Московской Патриархии.

68 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 171. Л. 64.

69 Там же. Л. 66.

70 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 171. Л. 66.

Было решено срочно отправить делегацию в Хельсинки для передачи просьбы Германа руководству страны. На X заседании 25 августа членам Церковного Собора стало известно, что их ходатайство об учреждении должности помогающего епископа в исключительном порядке было спешно рассмотрено Государственным Советом и одобрено, должность викария утверждалась с 1 декабря 1955 г.71 Вечером 26 августа Церковным Управлением в качестве кандидатуры на должность викария был выдвинут иеромонах Павел (Олмари)72, а 29 августа 32 голосами он был единогласно избран помощником архиепископа Германа с титулом епископ Йоэнсууский73. Архиерейская хиротония Павла (Олмари) состоялась 27 ноября 1955 г. в Свято-Никольском соборе г. Куопио. В ней участвовали архиепископ Карельский Герман и епископ Гельсингфорсский Александр.

При Германе (Ааве) в 1957 г. произошло восстановление молитвенно-евхаристического общения с Русской Православной Церковью. Этому предшествовали многолетние переговоры, анализ которых показывает очень осторожную позицию архиепископа в данном вопросе. Возможно, что это было обусловлено обстоятельствами визита в Финляндию митрополита Ленинградского Григория (Чукова) в 1945 г., когда Герман (Аав) и Александр (Карпин) были вынуждены подписать протокол беседы, где они обещали способствовать воссоединению с Московской Патриархией.

Как это происходило, отчасти можно узнать из воспоминаний самих участников. Митрополит Григорий писал следующее: «Долго колебался архиепископ Герман, но, в конце концов, должен был сказать, что принципиально не встречает препятствий к воссоединению; сам желает и будет проводить этот вопрос на Соборе, но было бы скорее и менее сложно, если бы Московская Патриархия непосредственно обратилась к Константинопольскому Патриарху»74. Архиепископ Герман совсем по-другому оценил характер данных переговоров: «Он [митрополит Григорий] приезжал как диктатор — напыщенный, холодный, жестокий. Я его в беседе спрашиваю: „А можем мы пользоваться вашим свечным заводом? — для нас это проблема". Он жестко ответил мне: „Сначала раскайтесь, а потом мы будем с вами разговаривать". Я ему

71 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 171. Л. 144.

72 С 1960-го по 1987 г. предстоятель Финляндской Православной Церкви.

73 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 171. Л. 155.

74 Чукова Л. А. Двести лет рядом с Финляндией, или Русский дух православного Карельского братства // URL:http://ruskline.ru/analitika/2011/03/21/dvesti_let_ryadom_s_finlyandiej_ ili_russkij_duh_pravoslavnogo_karelskogo_bratstva/ (дата обращения: 11.04.2016).

сказал о нашей бедности, а он ответил: „Зачем бежали с Карельского перешейка?" Я ему ответил, что и вся моя паства бежала, и ваши архиереи бежали с Юга России. Тон митрополита Григория бал крайне властный и недружеский»75.

Совсем по-иному проходили начавшиеся в 1953 г. переговоры с митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем (Ярушевичем). Во время первой же встречи в августе того же года Герман (Аав) сразу же сказал митрополиту Николаю: «Дай Бог нам скорее молиться вместе. По Вашим портретам в журналах я думал, что Вы так же суровы, как и Григорий (Чуков), а увидел совеем другое лицо и почувствовал в Вас брата. Надо кончать разобщенность с Русской Церковью. Простите, но во многом виноват митрополит Григорий. Если бы Вы приехали в 1945 г., было бы все по-другому, он никого из нас не смог убедить в том, что Русская Православная Церковь не хочет русифицировать нашу Церковь»76, а затем обнял его и заплакал77. Николай (Ярушевич) об этой встречи писал следующее: «Наша продолжительная беседа была очень дружеской и сердечной. Прощаясь, Архиепископ Герман меня горячо обнял, и мы облобызались. Он — художник, и я любовался галереей картин его кисти. Я расстался с ним с крепкой надеждой на скорое восстановление наших молитвенно-канонических взаимоотношений»78.

Владыка Герман был очень доступен для своих прихожан, ласков и предельно внимателен. Так, его внук, Кай Касанко (сын протоиерея Михаила Касанко и Тамары Аав), вспоминал: «Дедушка Герман был открытым и чрезвычайно чувствительным человеком. Когда я сопровождал его с церемонии рукоположения, на улице мы встретили женщину, которая попросила у него благословение и начала плакать. Герман благословил ее и тоже начал плакать. Он был против того, чтобы животных держали в зоопарках. Однажды во время фестиваля ассоциации соборной молодежи, посвященного ее юбилею, который транслировался по радио, он произнес длинную речь, в которой он отмечал важность защиты животных. Люди были удивлены: они ожидали церковной речи»79.

75 Шевченко Т.И. Валаамский монастырь и становление Финляндской Православной Церкви. С. 316.

76 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 127. Л. 94.

77 Там же. Л. 98.

78 Николай (Ярушевич), митр. По Финляндии // Журнал Московской Патриархии. 1953. №9. С. 12.

79 Из воспоминаний Кая Касанко (личный архив автора).

Также из воспоминаний родственников владыки известно, что его проповеди зачастую длились более тридцати минут. Во время богослужений, возглавляемых Германом (Аавом), «в алтаре было чрезвычайно тихо и мирно, никто не был взволнован из-за боязни ошибиться»80.

Здоровье архиепископа Германа к середине 50-х гг. ухудшилось очень сильно, и большинство обязанностей легло на плечи викарного епископа Павла, а 1 июля 1960 г. на 82 году жизни он ушел на покой. Известно, что главной причиной принятия такого решения стала невозможность совершать богослужения.

В своем последнем архиерейском обращении к пастве от 19 августа 1960 г. Герман (Аав) писал: «Молитвенно искренне надеюсь, чтобы все христиане нашей страны держались неразлучно в связи с Богом, так, что все могли бы повторить слова святого апостола Павла: „И уже не я живу, но живет во мне Христос"»81. Уже в конце декабря 1960 г. стало ясно, что дни земной жизни владыки сочтены. Новоизбранный архиепископ Павел (Олмари) в письме благочинному Патриарших приходов в Финляндии протоиерею Михаилу Славнитскому от 30 декабря того же года писал: «Владыка Герман находится при смерти. У него рак и сахарная болезнь. Да даст ему Господь, как и нам и Вам, конец благой»82.

Скончался архиепископ Герман 14 января 1961 г., его отпевание, состоявшееся 17 января в Никольском кафедральном соборе г. Куопио, возглавил новоизбранный архиепископ Карельский и всей Финляндии Павел (Олмари) в сослужении с епископом Гельсингфорсским Александром (Карпиным) и многочисленным духовенством. Погребен первый предстоятель Финляндской Православной Церкви был на городском кладбище г. Куопио.

Источники и литература

Источники

1. Государственный архив Российской Федерации. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 429 («Материалы по православной церкви в Финляндии и Скандинавских странах. 5 февраля — 18 ноября 1948»).

80 Там же.

81 Ригтопеп Veikko. АЛЫршра Hermanin е1ата. S. 105.

82 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 442. Л. 2.

 

2. Государственный архив Российской Федерации. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 739 («Материалы по Православной Церкви в Финляндии и Скандинавских странах. 22 июля — 17 ноября 1950»).

3. Государственный архив Российской Федерации. Ф.6991. Оп.2. Д.121 («Материалы по Православной Церкви в Финляндии. 1.01-18.12.1953»).

4. Государственный архив Российской Федерации. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 171 («Материалы по Православной Церкви в Австрии, Бельгии, Голландии, Финляндии и Швеции. Т. 2. 5 ноября 1955 — 25 декабря 1955»).

5. Государственный архив Российской Федерации. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 191 («Материалы по Западно-Европейскому экзархату (Англия, Франция, Германия, Швейцария). Т. 2. 28 апреля 1956 — 10 декабря 1956»).

6. Государственный архив Российской Федерации. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 442 («Материалы по Православной Церкви в Финляндии, Дании, Норвегии и Швеции, январь 1961 — декабрь 1961»).

7. Государственный архив Российской Федерации. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 4326 («Документы о состоянии Патриарших приходов в Финляндии (отчеты, справки, информации).13 апреля 1954 — 22 августа 1989»).

8. Valamon luostarin arkisto. Aktit v. 1929. Ea: 92. Дело о награждении братии сего монастыря. S. 33.

9. Valamon luostarin arkisto. Aktit v. 1930. Ea: 93. Срочные донесения. Л. 12.

10. Valamon luostarin arkisto. Aktit v. 1930 Ea: 93. Срочные донесения. Л. 39.

11. Valamon luostarin arkisto. Aktit v. 1932. Ea: 95а. S. 19.

12. Valamon luostarin arkisto. Aktit v. 1934 Ea: 97. Запрещение ввоза спиртных напитков на Валаам. S. 9.

Литература

13. Гаврилин А. В. Рижский период служения священноисповедника митрополита Агафангела (Преображенского) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2007. № 25. С. 47-61.

14. ДанченкоЕ.А., Красилин М.М. Русские иконописцы XVII — начала XX вв. (Материалы к словарю) // URL: http://www.icon-art.info/book_contents.php?book_id =77 (дата обращения: 06.02.2016).

15. Духовенство Рижской епархии на 1888 год // URL: (дата обращения: 17.03.2016).

16. Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни — Париж: YMCA-Press, 1947. 676 с. (2-е изд. — М.: Московский рабочий; ВПМД, 1994. 619 с.)

17. КострюковА.А. Русская Зарубежная Церковь в 1925-1938гг. Юрисдикци-онные конфликты и отношения с московской церковной властью. М.: ПСТГУ. 2011. 624 с.

18. Краснолуцкий А. Ю. Сортавала. СПб.: ООО «Площадь искусств», 2012. С. 468-512.

19. Кырлежев А. И. Архиепископ Герман — предстоятель Финляндской Православной Церкви // Журнал Московской Патриархии. 1990. № 4. С. 56-57.

20. Любовь покрывает все. Жизнь и поучения иеросхимонаха Михаила (Пит-кевича), старца валаамского и псково-печерского / авт.-сост. диакон Георгий Малков; П. Ю. Малков. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. 400 с.

21. Мосс В. Православная Церковь на перепутье (1917-1999) // URL: http:// wiadomosci.monasterujkowice.pl/?p=12346 (дата обращения: 22.05.2016).

22. Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году: материалы и архивные документы по истории Русской православной церкви / сост., авт. предисл. и коммент. М. А. Бабкин. М.: Индрик, 2006. 504 с.; ил.

23. Старый Валаам. Воспоминания о монастыре 1914-1943 гг. СПб.: Спасо-Пре-ображенский Валаамский монастырь, 2006. 312 с.

24. Такала-Рощенко М. Богослужебное пение в Православной Церкви Финляндии // «Калофония». Львов, 2008. Вып. 4. С. 94-107.

25. Тальберг Н. Д. Возбудители раскола. Париж: Изд-во Светлейшего Князя М. К. Горчакова «Долой зло», 1927. 38 с.

26. Тюшагин В. В. Герман [фин. Herman] (Аав.), архиеп. // Православная энциклопедия. Т. XI. М., 2006. С. 236-238.

27. «Хакаристи — финская свастика» // URL: http://mysuomi.wordpress.com /2007/11/05/хакаристи-финская-свастика/ (дата обращения: 02.04.2016).

28. Ходаковская О. И. Дело жизни епископа Киприана (Шнитникова) (18791914) // Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви. 2009. Вып. П:4 (33). С. 26-50.

29. ЧуковаЛ.А. Двести лет рядом с Финляндией, или Русский дух православного Карельского братства // URL:http://ruskline.ru/analitika/2011/03/21/dvesti_ let_ryadom _s_finlyandiej_ili_rasskij_duh_pravoslavnogo_karelskogojbratstva/ (дата обращения: 11.04.2016).

30. Шевченко Т.И. Валаамский монастырь и становление Финляндской Православной Церкви (1917-1957 гг.). М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. 500 с.

 

31. Яровой О.А. Валаамский монастырь и православная церковь в Финляндии 1880-1920-е гг. (Из истории финнизации православной конфессии): дис. ... канд. ист. наук. Петрозаводск, 1999. 164 с.

32. Purmonen Veikko. Arkkipiispa Hermanin elämä. Helsinki: Ort. Pappien Liitto, 1986. 287 s.

33. Ülar Ja Annika Jürviste suguvösa // URL: http://www.jyrviste.pri.ee/webtrees/ individual. php?pid=I12518&ged=SUGUVOSA.GED (дата обращения: 16.03.2016).

Hieromonk Siluan (Nikitin). Archbishop Herman (Aav), the First Primate of the Orthodox Church of Finland.

Abstract: In this article, the author presents a characterization of the first Primate of the Orthodox Church of Finland, Herman (Aav), Archbishop of Karelia and all Finland, on the basis of materials at the State Archive of the Russian Federation, the Archive of the New Valamo Monastery, and Russian and foreign publications. Archbishop Herman is usually associated with the transfer of the Orthodox Church of Finland from the jurisdiction of the Russian Orthodox Church into the jurisdiction of the Patriarchate of Constantinople, the reform of the calendar, the tragic division of the brotherhood of Valaam Monastery into "old calendarists" and "new calendarists", and the finnicization and liberalization of parish liturgical practice. However, little is known about his fruitful and active pastoral activities. Archbishop Herman headed the Church of Finland for 35 years, during which he, together with his flock, lived through the revival of church life in the 1920's and 30's, two wars, the evacuation of his diocese from the Karelian Isthmus into Finland proper, and the restoration of Eucharistic communion with the Moscow Patriarchate. It is largely through his work that the Orthodox Church of Finland has been able to maintain its autonomous status and existing traditions and culture.

Keywords: Russian Orthodox Church, Orthodox Church of Finland, Orthodox Church of Estonia, Finland, Herman (Aav), Anthony (Khrapovitsky), Alexander (Paulus), Eulogius (Georgiyevsky), Gregory (Chukhov), Nicholas (Yarushevich), finnicization, Valaam Monastery, calendar reform.

Hieromonk Siluan (Sergey Sergeyevich Nikitin) — Master of Theology, Lecturer at Sretensky Theological Seminary (Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).