Силуан (Никитин). Взаимоотношения финляндской православной Церкви и Вселенского Патриархата при архиепископе Павле (Олмари) (1960–1987).

Вторая половина XX в. в истории Финляндской Православной Церкви является периодом активизации ее внешней деятельности, что было обусловлено соответствующей позицией ее предстоятеля — архиепископа Павла (Олмари) и в целом курсом внешней политики Финляндии. Данная статья посвящена истории взаимоотношений Финляндской Православной Церкви с Вселенским Патриархатом в период 1960-1987 гг., когда усиление позиций Константинопольской Церкви на межправославной арене не всегда положительно оценивалось Финляндской Архиепископией. Это касалось и образования Шведской и Скандинавской митрополии Вселенского Патриархата, четко очертившей границы канонической территории Православной Церкви Финляндии. Отказ на предоставление автокефалии Финляндской Православной Церкви стал ответной реакцией Константинополя на желание архиепископа Павла следовать собственной независимой программе во взаимоотношениях с православным и инославным миром. Также в ракурсе межцерковных отношений дается оценка роли митрополита Гельсин-гфорсского Иоанна (Ринне) в определении дальнейшего пути развития Финляндской Архиепископии.

Ключевые слова: Финляндская Православная Церковь, Русская Православная Церковь, Шведская и Скандинавская митрополия, архиеп. Павел (Олмари), архиеп. Герман (Аав), митр. Иоанн (Ринне), патр. Афинагор (Спиру), митр. Иаков (Кукузис), еп. Феодосий (Лазор), архиеп. Лонгин (Талыпин), еп. Герман (Тимофеев), митр. Павел (Меневисоглу), митр. Полиевкт (Финфинис), преп. Герман Аляскинский, Родосское совещание, Оулуская митрополия, Лапландское викариатство, автокефалия.

В рассматриваемый нами период взаимоотношения Финляндской Православной Церкви и Вселенского Патриархата вышли совсем на иной уровень, нежели в первой половине ХХ в. До 1945 г. Финляндская Архиепископия лишь один раз принимала представителей Константинопольской Церкви, и сама один раз отправила свою делегацию в Стамбул. Делегация на Фанар была отправлена в 1923 г. с целью получения автокефалии и архиерейской хиротонии Германа (Аава), а в сентябре 1925 г. Финляндию посетил митрополит Фиатирский Германос (Стренопулос) [Дунаев, 1927, 269-272]. Согласно письму от Константинопольского патриарха Василия III, его миссия заключалась в том, чтобы на месте разъяснить все вопросы, касающиеся улучшения положения Финляндской Архиепископии, и донести ее пожелания до Синода, а также митрополит Германос своим приездом должен был разрешить все споры, связанные с переходом на новый стиль [Purmonen, 1984, 56].

Можно предположить, что подобная внешняя малоактивность Финляндской Православной Церкви вполне отвечала интересам государства, видевшего некую опасность в более тесных контактах православного духовенства с другими Поместными Церквами, особенно же с Русской. Так, известно, что православному епископу «запрещалось покидать свою епархию, если только он не нуждался в медицинской помощи, и даже тогда он мог сделать это лишь с разрешения правительства страны» [Riikonen, 2015, 99].

Иеромонах Силуан (Сергей Сергеевич Никитин) — кандидат богословия, преподаватель Сретенской духовной семинарии (Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).

После Второй мировой войны активизировались связи между всеми Православными Церквами, что также имело место и по отношению к Финляндской Православной Церкви. Значительным событием для Финляндской Архиепископии стал визит в 1956 г. представителя Вселенского Патриархата архиепископа Фиатирского Афинаго-ра (Каввадаса), который впервые с 1925 г. был направлен Фанаром для ознакомления с жизнью финляндской паствы.

Визитом архиепископа Афинагора была заложена традиция частого посещения Финляндии представителями Константинопольской Церкви. Так, в ноябре 1958 г. на празднование 40-летия автономии Финляндской Православной Церкви в Финляндию прибыл представитель Вселенского Патриарха митрополит Мелитский Иаков (Кукузис)1. Кроме него в торжествах принимали участие от РПЦ митрополит Николай (Ярушевич) и протоиерей Михаил Славнитский, Эстонскую Православную Церковь в эмиграции представлял настоятель эстонского прихода в Стокгольме протоиерей Мартин Юхкам. Митрополит Иаков во время прощального визита у Германа (Аава) «выразил удовольствие по поводу приезда архиепископа в Константинополь» (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 249. Л. 119). Эта планируемая поездка должна была бы поспособствовать укреплению дальнейших отношений между Церквами. Однако архиепископ Герман никуда не поехал, что, скорее всего, было связано с чертами характера самого митрополита, пользовавшегося славой человека бестактного и надменного, а также склонного к фальсификациям (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 249. Л. 100). Так, например, в августовском номере журнала «Апостолос Андреас» за 1956 г. митрополит Иаков писал о валаамской братии следующее: «Среди монахов нет русских. Они все карельские финны, состарившиеся в монашеской жизни, питающие страшную антипатию к русским, вдохновленные великим страхом Божиим и относящиеся с благоговением к Вселенской Патриархии, при упоминании которой они и в настоящее время благоговейно преклоняются как будто бы для принятия благословения» (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 222. Л. 103). Церковное управление Финляндской Православной Церкви обличило автора во лжи (хотя могло и промолчать) и опубликовало опровержение, составленное валаамским иеродиаконом Мефодием (Лехмоненом), писавшим, что монахи Валаамского, Коневского и Пе-ченгского братств «питают огромную симпатию к русским и ко всему русскому» (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 222. Л. 104).

Наибольшую активность взаимоотношения Вселенского Патриархата и Финляндской Православной Церкви приобрели во время архиепископства Павла (Олмари). В 1961 г. он в сопровождении своего друга историка Хейкки Киркинена посетил Константинополь, где был принят Вселенским Патриархом Афинагором (Спиру), членами Синода и государственными деятелями Турции [Кгктеп, 1961, 330-331]. Также во время данного визита архиепископ Павел побывал в Богословской школе на о. Халки. Это был первый в истории визит главы Финляндской Православной Церкви в Константинополь. Известно, что до этого гостями Вселенского Патриархата были священник Хельсинкского прихода Ниило Карьямаа и диакон Олли Бергман, которые затем дожидались приезда владыки Павла и участвовали с ним в многочисленных приемах и богослужениях [Каг]отаа, 1961, 322].

Как и его предшественник — архиепископ Герман (Аав), Павел (Олмари) получил от Вселенского Патриарха право ношения белого клобука (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 442. Л. 73). Совершая прогулки по Стамбулу, он не внял словам финского посла о запрете на ношение на территории Турции священнослужителями церковной одежды вне храма. «Когда я против правила появился в епископском облачении, особых недоразумений это не вызвало. Мне только сказали, что вместо черного головного убора мне следовало надеть белый, чтобы меня не путали с греческим епископом», — вспоминал владыка [КацаЫпеп, 1973, 175].

1 Впоследствии глава Греческой Православной Архиепископии Северной и Южной Америки (1959-1996).

В ноябре 1962 г. гостем Финляндской Архиепископии был представитель Вселенской Патриархии епископ Мелойский Емилиан (Тимиадис), впоследствии митрополит Силиврийский. В воскресенье 25 ноября он вместе с архиепископом Павлом и епископом Александром в Успенском соборе г. Хельсинки совершил Божественную литургию. Так как число сослужащих клириков превышало 40 человек, в Ново-Валаамском монастыре заранее для службы были запрошены самые большие из имеющихся евхаристические сосуды (VLA. 1961-1962. Еа: 121). Также митрополит Емилиан был в Финляндии и в сентябре 1981 г., будучи гостем Карельской епархии и прихода Йоэнсуу [Райапеп, 1981, 388-389]. Известно, что архиепископ Павел был очень близок в вопросах литургической жизни с митрополитом Емилианом, который, еще будучи архимандритом, занимался изучением истории возникновения практики чтения тайных молитв, а в 1959 г. опубликовал по данному вопросу две книги «„Аминь" в Божественной литургии» и «Наша литургия» [Олмари, 2005, 78].

В 1963 г. архиепископ Павел в сопровождении лютеранского епископа епархии Порвоо Карла-Эрика Форселла (очень симпатизирующего православию) и консула Олави Таммивуори принимал участие в организованном Вселенским Патриархатом праздновании 1000-летия монашества на Афоне. Сам владыка Павел позднее вспоминал хаотичность программы торжеств, постоянное ее нарушение и яркие особенности богослужений. «Мы, финны, по какой-то причине опоздали (на богослужение), и мне пришлось стоять среди певчих. Греческое пение такое мощное, что мне стало физически плохо, потому что уши просто не выдерживали такого громкого звука. Мое состояние ухудшалось также тем, что большое паникадило в определенные моменты раскачивали, после чего оно долгое время вращалось. Глядя на вращение этого светильника, украшенного иконами и свечами, обозначавшее, наверное, какой-то хоровод святых, я был на грани обморока», — писал он [Каг]а1атеп, 1973, 159].

Особое значение в развитии взаимоотношений Финляндской Православной Церкви с другими Поместными Православными Церквами имело участие архиепископа Павла в III Родосском совещании в 1964 г. [Konferenssi Rodoksella, 1964, 269]. Это была первая возможность оказать влияние на совместное обсуждение общецерковных вопросов. Впоследствии владыка Павел отмечал, что «особенно Вселенский Патриархат считал важным то, чтобы Финская Автономная Церковь имела на конференции такие же права на голос, как и автокефальные Церкви» (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 708. Л. 60). Стоит указать, что до этого в 1961 г. на I Родосском совещании уже были представители и от Финляндской Архиепископии — Хейкки Киркинен, и посол Финляндии в Болгарии протодиакон Олли Бергман [Rodoksen konferenssi, 1961, 313-314].

В 1965 г. в Финляндии находился митрополит Мир Ликийских Хризостом (Кон-стантинидис), посетивший православные приходы Хельсинки, Куопио и богословскую конференцию в Ярвенпяа [Ме^ороНШа Chrysostomos, 1965, 237]. Его приезд, как и приезд в 1958 г. митрополита Иакова (Кукузиса), по мнению благочинного Патриарших приходов протоиерея Евгения Амбарцумова, был связан с проходившим тогда же официальным визитом в Финляндию делегации Московского Патриархата во главе с митрополитом Никодимом (Ротовым) (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 599. Л. 85).

В апреле 1969 г. состоялся очередной Церковный собор Финляндской Православной Церкви, где произошло избрание викарного епископа, который в дальнейшем должен был заменить Александра (Карпина) на Гельсингфорсской кафедре. По итогам голосования избран был архимандрит Иоанн (Ринне). Его архиерейская хиротония была намечена на день Святого Духа (по новому стилю) в Успенском соборе Хельсинки. Для рукоположения от Вселенского Патриархата прибыл митрополит Халкидон-ский Мелитон (Хатзис), от Московского — епископ Тихвинский Герман (Тимофеев)2, ректор Ленинградской духовной академии, в сопровождении благочинного Патриарших приходов протоиерея Игоря Ранне, протоиерея Бориса Глебова и Г. Н. Минаева.

2 В настоящее время митрополит Волгоградский и Камышинский, глава Волгоградской митрополии.

Порядок наречения и хиротонии был обговорен иерархами на завтраке в ресторане гостиницы «Марски». Русских гостей удивило, что «митрополит Мелитон был за завтраком в костюме и при галстуке, в первый момент в нем трудно было узнать митрополита» (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 277. Л. 21).

После хиротонии архимандрита Иоанна (Ринне) во епископа Лапландского, состоявшейся 27 мая в Успенском кафедральном соборе, и греческие, и русские гости были приглашены архиепископом Павлом в небольшое путешествие по Финляндии до Куопио, где располагалась прежняя квартира новорукоположенного епископа. Гости на двух автомобилях посетили православные приходы в Лахти, Миккели, Вар-каус и Куопио. К удивлению делегации Русской Православной Церкви, им не был дан переводчик. Все выступления митрополита Мелитона остались непереведенны-ми. Интересно, что в Куопио архиепископ Павел пригласил митрополита Мелитона и членов русской делегации к себе с неофициальным визитом и предложил попариться с дороги и помыться в его маленькой бане (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 277. Л. 28).

В Куопио гости осмотрели кафедральный собор, приходской дом с семинарией и церковным музеем, а затем в зале заседаний архиереями был подписан акт о рукоположении нового епископа. Архиепископ Павел обратился к гостям со словами благодарности за участие в хиротонии, посетовал на бедность Финляндской Православной Церкви, наградил гостей, соответственно рангу, орденами Святого Агнца и подарил альбомы с видами города. В ответной речи митрополит Мелитон подчеркнул, что «Константинопольский Патриархат внимательно следит за жизнью и деятельностью Финляндской Церкви и никогда не оставит ее без помощи», и передал в дар Финляндской Церкви от Вселенской Патриархии тысячу долларов. Протоиерей Игорь Ранне отмечал, что «в выступлениях митрополита Мелитона и архиепископа Павла постоянно подчеркивалось, что Финляндская Церковь является дочерью Константинопольской Церкви» (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 277. Л. 29). Епископ Герман в своем слове отметил, что при осмотре церковного музея все видели исключительно русское наследие и что «он рад отметить присутствие на хиротонии представителей матери-Церкви и Церкви-праматери» (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 277. Л. 29).

Затем в этом же зале заседаний состоялась пресс-конференция, на которой митрополит Мелитон пространно отвечал на вопросы корреспондентов. На вопрос, есть ли еще Православные Церкви, которые занимают положение, подобное Финляндской Церкви, митрополит ответил, что такой можно назвать Чехословацкую Церковь. Когда корреспонденты обратились с вопросом к епископу Герману, архиепископ Павел, сказав, что время исчерпано, окончил конференцию. В кабинете архиепископа гостям предложили по бокалу вина, и здесь епископ Герман спросил митрополита, почему он сравнил Финляндскую Церковь с Чехословацкой, тогда как первая является автономной, а последняя автокефальной. Митрополит ответил, что Константинопольская Патриархия не признает автокефалию Чехословацкой Церкви. На вопрос, что же мешает сделать это, был дан ответ, что на этот счет ведется много разговоров. Архиепископ Павел прервал дискуссию, сказав, что пора ехать обедать (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 277. Л. 30).

Интересный вопрос о том, как влияют на Православные Церкви в разных странах национальные черты, был задан митрополиту Мелитону корреспондентом газеты «Каг]а1ап Маа». Митрополит, нимало не смущаясь, ответил: «Национальные черты не имеют ничего общего с Православными Церквами, так как вера в них во всех одна и та же. На самые глубокие вопросы национальные черты не влияют, но, с другой стороны, Православная Церковь нигде не живет в пустоте, а старается служить. Я бы хотел повторить слово Вселенского Патриарха викарному епископу Иоанну: служи людям, народу и стране» (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 277. Л. 43).

Помимо того, что во время речей, тостов и приветствий постоянно акцентировалось внимание на мысли, что Финляндская Православная Церковь является «младшей дочерью Константинопольской Церкви» (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 277. Л. 31), главу русской делегации несколько покоробило следующее: «Митрополита благодарили

за прием, оказанный в Константинополе финскому мужскому хору, который ездил туда два года назад. Вспоминали о поездке этого же хора и в Ленинград в 1966 г., но значительно холоднее, как будто бы в Ленинграде ему был оказан гораздо худший прием» (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 277. Л. 31).

Отношения архиепископа Павла и Вселенского Патриархата стали осложняться после 1970 г., что было связано с его поездкой на Аляску для участия в прославлении в лике святых преподобного Германа Аляскинского. Так как канонизация совершалась в новой автокефальной Американской Церкви, которую Константинопольский Патриархат таковой до сих пор не признает, Павлу (Олмари) было предложено направить письмо патриарху Афинагору и митрополиту Иринею (Бекишу) с уведомлением, что его поездка будет неофициальной и не является признанием автокефалии Американской Православной Церкви. Владыка Павел отклонил данное предложение и в августе того же года как глава Финляндской Православной Церкви принимал участие в торжествах прославления старца Германа Аляскинского в лике святых [АгкИршра Paavali, 1970, 287]. Благословения патриарха Афинагора на поездку не испрашивалось.

В сентябре 1970 г. лютеранская церковная газета «Котимаа» опубликовала статью «Москва и Константинополь спорят за православных Америки», где говорилось, что патриарх Афинагор сказал, что «он будет относиться ко всем откликам Православной Церкви Америки, как будто ее и не существует» (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 353. Л. 37). Архиепископ Павел «не мог понять, почему его автономная Православная Церковь в своих внешнецерковных связях должна выступать под флагом Турции» [Kristoduli, 2008, 127]. Поэтому Финляндская Православная Церковь продолжила поддерживать с Американской Православной Церковью дружеские отношения. Так, в октябре того же года епископ Аляскинский Феодосий (Лазор) был гостем архиепископа Павла, посетил Ново-Валаамский монастырь и передал ему в дар частицу мощей преподобного Германа Аляскинского [Theodosioksen, 1970, 321].

В ноябре 1974 г. архиепископ Павел уже серьезно задумывался об автокефалии, для чего «хотел бы иметь постоянным третьего епископа» (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 708. Л. 95). Протоиерей Игорь Ранне в личной беседе с владыкой намекнул, что подобная возможность в свое время уже предоставлялась Финляндской Православной Церкви при условии ее возвращения в юрисдикцию Московского Патриархата. Однако архиепископ ответил на это следующее: «Это вопрос старый, которому в свое время было много противодействия, и к нему не следует возвращаться» (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 708. Л. 96).

В случае противодействия Вселенский Патриархат отказал бы в получении автокефалии, предстоятель Финляндской Архиепископии рассчитывал на поддержку других Поместных Православных Церквей. Для архиепископа Павла важным свидетельством повышения статуса Финляндской Православной Церкви стал визит Патриарха Московского и всея Руси Пимена в мае 1974 г. «Когда Его Святейшество, являясь гостем главы Поместной Финской Православной Церкви, возглавлял евхаристическое богослужение в Куопио, по моему мнению, он показал этим самостоятельный характер Финляндской Православной Церкви как национальной Поместной Церкви, но, когда он в той же литургии оставил открытым так называемое горнее место, на которое обыкновенно поднимается служащий архиерей, доказал он этим высшее уважение Вселенскому Патриарху, в юрисдикцию которого Финская Автономная Церковь входит. Этим Его Святейшество, первый гостящий в нашей стране глава Автокефальной Церкви, показал, я надеюсь, на каких позициях в будущем должны расширяться взаимоконтакты Православных Поместных Церквей на основе положения Поместных Церквей», — считал Павел (Олмари) (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 708. Л. 61).

 

В вопросе получения автокефалии архиепископ Павел встретил сильное противодействие и со стороны Фанара, и со стороны второго архиерея Финляндской Православной Церкви — митрополита Гельсингфорсского Иоанна (Ринне). Последний был настроен против рукоположения третьего епископа, надеясь, что при уходе

архиепископа Павла на покой (а он обещал уйти на покой, если ему не будет дан викарий) он остался бы единственным архиереем Финляндской Православной Церкви и «назначил бы себе помощника в сане архимандрита, и этого было бы вполне достаточно» (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 708. Л. 61).

Стоит отметить, что митрополит Иоанн практически всегда стоял на позициях сближения Финляндской Православной Церкви и Вселенского Патриархата. Так, в 1971 г. он находился в Константинополе, где «чувствовал себя ущемленным, когда среди греческих митрополитов получил место меж викарных епископов» (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 530. Л. 12). Через финского посла в Белграде и своего епархиального клирика священника Олли Бергмана ему удалось выхлопотать у патриарха Афинагора себе и архиепископу Павлу титулы митрополитов. За успешные труды в присутствии Константинопольского Патриарха священник Олег Бергман был награжден епископом Иоанном саном протоиерея. Благодаря епископа за награду, Бергман сказал, что «должен согласовать этот вопрос с Президентом Финляндии» (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 530. Л. 12), чем очень обидел владыку Иоанна.

После того как отношения между архиепископом Павлом и митрополитом Иоанном ухудшились, они стали посещать Вселенский Патриархат поодиночке. Так, в 1974 г. патриарха Димитрия посетил митр. Иоанн (Ринне) и даже присутствовал при заседании Синода (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 708. Л. 85). В том же году Фанар посетил настоятель Успенского собора в Хельсинки протопресвитер Александр Корелин. Он ездил с редактором православного журнала «Uskon viesti» Эйлой Майа для получения у новоизбранного патриарха Димитрия интервью, но Святейший обещал прислать свои ответы на вопросы позже. Интересно, что отца Александра ни разу не пригласили к участию в богослужениях (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 708. Л. 15).

Самое крупное обострение взаимоотношений с Константинополем возникло в 1978 г., когда архиепископ Павел решил пригласить на празднование 60-летия духовной семинарии предстоятеля Православной Церкви Америки митрополита Феодосия (Лазора). Данное приглашение было опубликовано в «Aamun Koitto» [Metropoliitta Theodosius, 1978, 331]. Так как Вселенский Патриархат не признал автокефалию Американской Церкви, предоставленную ей Русской Православной Церковью в 1970 г., то патриарх Димитрий (Пападопулос) настоял на отмене приглашения митрополиту Феодосию. Финляндской Архиепископией это было расценено как прямое вмешательство в ее внутренние дела и укрепило желание получить полную независимость от Константинополя. Протопресвитер Александр Шмеман, участвовавший в этих торжествах, писал, что «о тамошнем „церковном кризисе" писать не стоит, хотя по-своему он и знаменателен, и важен» [Шмеман, 2009, 435].

Весь 1979 г. в «Aamun Koitto» публиковались различные статьи по вопросу автокефалии [Paavalii, 1979, 35-37; Piiroinen, 1979, 9], подготавливая соответствующую почву для предстоящего соборного решения. Как и ожидалось, Церковный Собор 1980 г. «вынес единодушное решение о своей готовности принять автокефалию» [Iloitkaa, Sergey ja Herman, 1986, 14]. Так как в качестве необходимого условия для получения автокефалии требовалось увеличение епархий до трех, тогда же и была образована Оулуская митрополия.

Несмотря на события, связанные с вынужденной отменой визита митрополита Феодосия (Лазора), в апреле (12-19) 1980 г. Фанар посетила делегация Финляндской Православной Церкви во главе с архиепископом Павлом. Его сопровождали: новоизбранный митрополит Оулуский Лев (Макконен), настоятель прихода Куопио Матти Сидоров и сменивший в 1979 г. о. Феодора Макконена на должности секретаря архиепископа диакон Макарий Лехтимяки. Это была первая встреча Павла (Олмари) и Константинопольского патриарха Димитрия. Известно, что в ней участвовали члены Синода Вселенского Патриархата митрополиты Филадельфийский Варфоломей (Архондонис) и Пергийский Евангелос (Галанис). Из «Aamun Koitto» мы узнаём, что помимо представления патриарху новоизбранного Оулуского митрополита рассматривались вопросы о получении автокефалии для Финляндской Архиепископии

и было дано приглашение патриарху Димитрию посетить Финляндию [Arkkipiispa Paavalin, 1980, 203-205].

Однако, как писал сам архиепископ Павел, с ответом на соборную просьбу об автокефалии произошло какое-то недоразумение: «Нас заверили в том, что у Вселенского Патриархата достаточно доброй воли для положительного решения вопроса об автокефалии для нашей Церкви и что наша Церковь рассматривается как отвечающая всем необходимым для этого требованиям, не хватает лишь одного — адресованного Патриархату прошения о предоставлении автокефалии». К принятию необходимых мер по данному вопросу Церковный Собор уполномочил Епископский Синод [Iloitkaa, Sergey ja Herman, 1986, 14].

Архиепископ Павел (Олмари) терпеливо ожидал положительного решения со стороны Константинополя: «Период государственной автономии Финляндии продолжался в течение ста лет. Будем надеяться, что переход Финляндской Православной Церкви от автономии к автокефалии не потребует столь длительного времени» [Iloitkaa, Sergey ja Herman, 1986, 14]. Однако митрополит Швейцарский Дамас-кин (Папандреу), представлявший Вселенский Патриархат на торжествах по случаю 100-летия Братства преподобных Сергия и Германа Валаамских, в своей приветственной речи 30 июня 1985 г. прямо заявил, что «Финская Автономная Православная Церковь может быть единой, святой, соборной Церковью, находясь в лоне Константинопольского Патриархата, что ей лучше оставаться в таком положении, какое она имеет в настоящее время» (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 4236. Л. 181). «„Предоставление самостоятельности Финской Православной Церкви — сложный вопрос, для решения которого требуется время. В данный момент мы не можем еще сказать, будет ли Финская Церковь самостоятельной и когда этого можно ожидать", — об этом заявил глава Финской Православной Церкви Константинопольский Вселенский Патриарх Деметриос I в интервью, данном в Стамбуле» (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 4236. Л. 177), — сообщала газета «Uusi Suomi» от 2 августа 1985 г.

Видится интересным рассмотрение вопроса усиления влияния Константинополя в Скандинавии в обозначенный период. Так, в 1969 г. Вселенский Патриархат решил основать отдельную Скандинавскую митрополичью кафедру и назначил ее епархиальным архиереем митрополита Полиевкта (Финфиниса), который ранее служил епископом в Западной Германии (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 277. Л. 78). В Швеции на начало 1970-х гг. православных насчитывалось около 30 тысяч человек: эстонцы, греки, русские и сербы. Миграция греков и сербов в Швецию сильно увеличила число православных. Священник Олли Бергман в сентябре 1972 г. сообщал, что «находящийся в Скандинавии новый греческий митрополит Полиевкт слишком горяч, часто не понимает местных условий и совершает ошибки, что нужно было в свое время архиепископу Павлу взять окормление Скандинавии на себя» (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 530. Л. 50). Гельсингфорсский митрополит Иоанн (Ринне) также особо не был доволен митрополитом, «не желающим считаться ни с традициями, ни с положением Северных стран» (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 615. Л. 27).

Не находилась в стороне от разрешения вопроса об окормлении православных в Скандинавии и Московская Патриархия. Некоторые предстоятели Русской Православной Церкви в XVII в. носили титул «Патриарх Московский и всея Руси и всех Северных земель»3, а в 1969 г. была образована уже упоминаемая «Митрополия Шведская и всей Скандинавии, Экзархат Северных земель», что, по мнению православного шведского священника протоиерея Христофора Классона, говорило о том, что в те годы «Константинопольский Патриархат одержим был удивительным стремлением к подрыву собственных позиций» [Классон, 1982, 114].

3 Например, титул патриарха Никона «Патриарх Московский и всея Руси, Божиею мило-стию великий господин и государь, архиепископ царствующаго града Москвы и всеа великия и малыя и белыя России и всеа северныя страны и помориа и многих государств Патриарх»; титул патриарха Адриана «Архиепископ Московский и всея России и всех северных стран Патриарх».

В связи с этим в ноябре 1972 г. клирик Покровской общины иеромонах Лонгин (Талыпин) (впоследствии архиепископ Клинский, викарий Патриарха Московского и всея Руси, представитель Московского Патриархата в Германии) обратился в Отдел внешних церковных связей с предложением «в противовес раскольническим юрис-дикциям Патриаршему Экзарху в Западной Европе иметь викария для Скандинавских стран и Дании, так как среди приходов на севере Европы наблюдается колебание в вопросе правильности их нынешней юрисдикции, что может способствовать, по его мнению, обращению этих приходов к Матери-Церкви». Сам отец Лонгин предлагал собственные услуги по составлению списка скандинавских православных приходов (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 530. Л. 80).

В 1974 г. владыку Полиевкта на Шведской кафедре сменил митрополит Павел (Меневисоглу), с которым у Гельсингфорсского митрополита Иоанна (Ринне) сразу наладились дружеские отношения. В ноябре 1974 г. состоялся первый визит шведского митрополита в Финляндию, завершившийся торжественным богослужением в Успенском соборе [Ме1:гороНШ:а Pavlos, 1975, 7].

Митрополит Иоанн (Ринне) активно участвовал во всех межцерковных встречах, проходивших в Швеции, особенно в работе Северного экуменического института. Он сам отмечал, что эти «совещания и конференции дали нам возможность для более близкого контакта не только со Швецией, но и с другими странами Северной Европы, такими удаленными, как Исландия» [Ригтопеп, 1984, 61].

Несомненно, важным для Финляндской Православной Церкви событием стало первое в ее истории посещение Вселенским Патриархом. Это произошло уже после ухода на покой архиепископа Павла (Олмари) в сентябре 1987 г., когда патриарх Димитрий в сопровождении митрополита Мир Ликийских Хризостома (Константини-диса) в мае следующего года прибыл с официальным визитом в Финляндию по приглашению нового предстоятеля Финляндской Архиепископии — Иоанна (Ринне) [КР раЫагкка Demetrioksen, 1988, 268-269]. Можно смело утверждать, что с 1988 г. началась новая эпоха взаимоотношений Константинопольской и Финляндской Православных Церквей, характеризующаяся еще более тесным сотрудничеством и вовлечением последней во внешнюю политику Фанара.

Источники и литература

Источники

1. ГАРФ — Государственный архив Российской Федерации

ГАРФ.Ф.6991. Оп.2. Д.222 (Материалы по Православной Церкви в Финляндии, 14.01.1957-24.10.1957).

ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 249 (Материалы по Православной Церкви в Финляндии, Швеции и других странах, 22 января 1958 — 22 декабря 1958).

ГАРФ.Ф.6991. Оп.2. Д.442 (Материалы по Православной Церкви в Финляндии, Дании, Норвегии и Швеции, январь 1961 — декабрь 1961).

ГАРФ.Ф. 6991. Оп.2. Д.599 (Материалы по Православной Церкви в Финляндии, Дании, Норвегии и Швеции, 30 января 1965 — 20 ноября 1965).

ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 277 (Материалы по Автономной Православной Церкви в Финляндии 9 марта 1969 — 4 ноября 1969).

ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 353 (Материалы по Православной Церкви в Финляндии, декабрь 1969 — 23 ноября 1970).

ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 530 (Материалы по Автономной Православной Церкви в Финляндии, 6 марта 1972 — 27 ноября 1972).

ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 615 (Материалы по Автономной Православной Церкви в Финляндии, 12 февраля 1973 — 11 декабря 1973).

ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 708 (Материалы по Автономной Православной Церкви в Финляндии, 15 февраля 1974 — 25 ноября 1974).

ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 4326 (Документы о состоянии Патриарших приходов в Финляндии (отчеты, справки, информации), 13 апреля 1954 — 22 августа 1989).

 

2. VLA — Архив Валаамского монастыря

VLA. 1961-1962. Ea: 121 — Valamon luostarin arkisto. Aktit v. 1961-1962. Ea: 121.

Литература

3. Дунаев (1927) — Харитон (Дунаев), иером. Введение нового стиля в Финляндской Православной Церкви и причины нестроений в монастырях. Аренсбург, 1927. 351 с.

4. Классон (1982) — Классон Х, прот. Православная Церковь в Швеции // Журнал Московской Патриархии. 1982. № 12. С. 114.

5. Олмари (2005) — Павел (Олмари), архиеп. Пир веры. Приглашение на трапезу любви Царства Божия. Киев: Пролог, 2005. 128 с.

6. Шмеман (2009) — Шмеман А, протопр. Дневники. 1973-1983 / сост., подгот. текста У. С. Шмеман, Н. А. Струве, Е. Ю. Дорман; предисл. С. А. Шмеман; примеч. Е. Ю. Дорман. 3-е изд. М.: Русский путь, 2009. 720 с.

7. Arkkipiispa Paavali (1970) — Arkkipiispa Paavali palasi Alaskasta [Архиепископ Павел вернулся с Аляски] // Aamun Koitto [Утренняя заря]. 1970. № 21. S. 287. (На финском).

8. Arkkipiispa Paavalin (1980) — Arkkipiispa Paavalin vierailu Ekumeenisessa Patriarkaatissa 12-19.4.1980 [Визит архиепископа Павла во Вселенский Патриархат 12-19.4.1980] // Aamun Koitto [Утренняя заря]. 1980. № 11-12. S. 203-205. (На финском).

9. Iloitkaa, Sergey ja Herman (1986) — Iloitkaa, Sergey ja Herman, autuaat isamme! [Ра-дуйтеся, Сергие и Германе, отцы преблаженные!]. Pieksamaki: Sisalahtysseuran kirjpaino Raamattutalo, 1986. 104 s. (На финском).

10. Karjalainen (1973) — Karjalainen E. Arkkipiispa Paavali — legenda jo eläessään [Архиепископ Павел — легенда при жизни]. Werner Söderström Osakeyhtiö (WSOY), 1973. 198 s. (На финском).

11. Karjomaa (1961) — Karjomaa N. Vierailu partiarkkamme luona [Визит к патриарху]. // Aamun Koitto [Утренняя заря]. 1961. № 29. S. 322. (На финском).

12. Kirkinen (1961) — Kirkinen H. Arkkipiispa Paavali Konstantinopolissa [Архиепископ Павел в Константинополе] // Aamun Koitto [Утренняя заря]. 1961. №31. S.330-331. (На финском).

13. Konferenssi Rodoksella (1964) — Panortodoksinen konferenssi Rodoksella [Всеправо-славная Родосская конференция] // Aamun Koitto [Утренняя заря]. 1964. №28. S.269. (На финском).

14. KP patriarkka Demetrioksen (1988) — KP patriarkka Demetrioksen vierailu jatti mieluisam muiston [Исторический визит Патриарха Константинопольского Димитрия] // Aamun Koitto [Утренняя заря]. 1988. №. 14-15. S. 268-269; № 31. S. 330-331. (На финском).

15. Kristoduli (2008) — Nunna Kristoduli. Arkkipiispa Paavali hengellisen lapsensa silmin [Архиепископ Павел глазами своего духовного чада]. Helsinki; Jyvaskyla: Lintulan Pyhän Kolminaisuuden luostari; Helsinki/Jyväskylä: Minerva-kustannus, 2008. 240 s. (На финском).

16. Metropoliitta Chrysostomos (1965) — Myrran metropoliitta Chrysostomos vierailee Maassamme [Митрополит Миррский Хризостом с визитом в нашей стране] // Aamun Koitto [Утренняя заря]. 1965. № 21. S. 237. (На финском).

17. Metropoliitta Pavlos (1975) — Metropoliitta Pavlos Helsingissa [Митрополит Павел в Хельсинки] // Aamun Koitto [Утренняя заря]. 1975. № 1. S. 7. (На финском).

18. Metropoliitta Theodosius (1978) — Amerikkalainen metropoliitta Theodosius Suomeen [Американский митрополит Феодосий в Финляндии] // Aamun Koitto [Утренняя заря]. 1978. № 18. S. 331.

19. Partanen (1981) — Partanen A. Uskontunnustusjuhla Puijon kirkossa [Праздник Символа Веры в церкви Пулью// Aamun Koitto [Утренняя заря]. 1981. №. 20. S. 388-389. (На финском).

20. Purmonen (1984) — Orthodoxy in Finland: Past and Present [Православие в Финляндии: прошлое и настоящее] / еd. by Veikko Purmonen. Kuopio, Finland: Orthodox Clergy Association, 1984. 110 s. (На английском).

21. Riikonen (2015) — Riikonen J. Que Nationality Question in the Orthodox Church of Finland [Рийконен Ю. Национальный вопрос в Православной Церкви Финляндии] // Que Two Folk Churches in Finland: Que 12th Finnish Lutheran — Orthodox Queological Discussions 2014 [Две народные Церкви в Финляндии: Двенадцатая финская Лютеранско-Православная конференция 2014]. Helsinki: National Church Council, Department of International Realtions, 2015. 106 s. (На английском).

22. Rodoksen konferenssi (1961) — Rodoksen yleisortodoksinen konferenssi [Родосская общеправославная конференция] // Aamun Koitto [Утренняя заря]. 1961. №20. S.313-314. (На финском).

23. Queodosioksen (1970) — Alaskan piispan Queodosioksen Vierailu [Визит Аляскинского епископа Феодосия] // Aamun Koitto [Утренняя заря]. 1970. № 24. S. 321. (На финском).

Hieromonk Silouan (Nikitin). Relations between the Finnish Orthodox Church and the Ecumenical Patriarchate under Archbishop Paul (Olmari) (1960-1987).

Abstract: For the Finnish Orthodox Church second half of 20th century is a period of activation of Its abroad activities, due to the corresponding position of Its leader — archbishop Paul (Olmari) and the course of Finland's foreign policy. Quis article is focused on the history of relations between the Finnish Orthodox Church and Ecumenical Patriarchate in 1960-1987's, when strengthening of the position of the Constantinople Church in the inter-Orthodox arena was not always positively assessed by the Finnish Archdiocese. Quis also included formation of the Swedish and Scandinavian metropolia of the Ecumenical Patriarchate, which clearly outlined the canonical territory boundaries of the Orthodox Church of Finland. Refusal to grant autocephaly to the Finnish Orthodox Church was Constantinople's response to Archbishop Paul's desire of to follow his own independent program in relations with the Orthodox and non-Orthodox world. Also, this work examines the role of metropolitan John of Helsingfors (Rinne) in determining the future of development of the Finnish Archdiocese in context of the inter-church relations.

Keywords: Finnish Orthodox Church, Russian Orthodox Church, Swedish and Scandinavian metropolia, Paul (Olmari), Herman (Aav), John (Rinne), Athenagoras (Spiro), Jacob (Kukuzis), Queodosius (Lazor), Longin (Talypin), Herman (Timofeev), Paul (Menevisoglu), Polievkt (Finfinis), Herman of Alaska, Rhodes meeting, Oulu metropolia, Lapland vicariate, autocephaly.

Hieromonk Silouan (Sergey Sergeyevich Nikitin) — Master of Queology, Lecturer at Sretensky Queological Seminary (Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).

Sources and References

Sources

 

1. GARF — Gosudarstvennyy arkhiv Rossiyskoy Federatsii [State Archives of the Russian Federation].

Gosudarstvennyy arkhiv Rossiyskoy Federatsii. F. 6991. Op. 2. D. 222 (Materialy po Pravoslavnoy Tserkvi v Finlyandii, 14.01.1957-24.10.1957) [State Archive of the Russian Federation. Fond 6991. Opis' 2. Delo 222 (Materials on the Orthodox Church in Finland, January 14, 1957 — October 24, 1957)].

Gosudarstvennyy arkhiv Rossiyskoy Federatsii. F. 6991. Op. 2. D. 249 (Materialy po Pravoslavnoy Tserkvi v Finlyandii, Shvetsii i drugikh stranakh, 22 yanvarya 1958 — 22 dekabrya 1958) [State

Archive of the Russian Federation. Fond 6991. Opis' 2. Delo 249 (Materials on the Orthodox Church in Finland, Sweden and other countries, January 22, 1958 — December 22, 1958)].

Gosudarstvennyy arkhiv Rossiyskoy Federatsii. F. 6991. Op. 2. D. 442 (Materialy po Pravoslavnoy Tserkvi v Finlyandii, Danii, Norvegii i Shvetsii, yanvar' 1961 — dekabr' 1961) [State Archive of the Russian Federation. Fond 6991. Opis' 2. Delo 442 (Materials on the Orthodox Church in Finland, Denmark, Norway and Sweden, January 1961 — December 1961)].

Gosudarstvennyy arkhiv Rossiyskoy Federatsii. F. 6991. Op. 2. D. 599 (Materialy po Pravoslavnoy Tserkvi v Finlyandii, Danii, Norvegii i Shvetsii, 30 yanvarya 1965 — 20 noyabrya 1965) [State Archive of the Russian Federation. Fond 6991. Opis' 2. Delo 599 (Materials on the Orthodox Church in Finland, Denmark, Norway and Sweden, January 30, 1965 — November 20, 1965)].

Gosudarstvennyy arkhiv Rossiyskoy Federatsii. F. 6991. Op. 6. D. 277 (Materialy po Avtonomnoy Pravoslavnoy Tserkvi v Finlyandii 9 marta 1969 — 4 noyabrya 1969) [State Archive of the Russian Federation. Fond 6991. Opis' 6. Delo 277 (Materials on the autonomous Orthodox Church in Finland March 9, 1969 — November 4, 1969)].

Gosudarstvennyy arkhiv Rossiyskoy Federatsii. F. 6991. Op. 6. D. 353 (Materialy po Pravoslavnoy Tserkvi v Finlyandii, dekabr' 1969 — 23 noyabrya 1970) [State Archive of the Russian Federation. Fond 6991. Opis' 6. Delo 353 (Materials on the Orthodox Church in Finland, December 1969 — November 23, 1970)].

Gosudarstvennyy arkhiv Rossiyskoy Federatsii. F. 6991. Op. 6. D. 530 (Materialy po Avtonomnoy Pravoslavnoy Tserkvi v Finlyandii, 6 marta 1972 — 27 noyabrya 1972) [State Archive of the Russian Federation. Fond 6991. Opis' 6. Delo 530 (Materials on the autonomous Orthodox Church in Finland, March 6, 1972 — November 27, 1972)].

Gosudarstvennyy arkhiv Rossiyskoy Federatsii. F. 6991. Op. 6. D. 615 (Materialy po Avtonomnoy Pravoslavnoy Tserkvi v Finlyandii, 12 fevralya 1973 — 11 dekabrya 1973) [State Archive of the Russian Federation. Fond 6991. Opis' 6. Delo 615 (Materials on the autonomous Orthodox Church in Finland, February 12, 1973 — December 11, 1973)].

Gosudarstvennyy arkhiv Rossiyskoy Federatsii. F. 6991. Op. 6. D. 708 (Materialy po Avtonomnoy Pravoslavnoy Tserkvi v Finlyandii, 15 fevralya 1974 — 25 noyabrya 1974) [State Archive of the Russian Federation. Fond 6991. Opis' 6. Delo 708 (Materials on the autonomous Orthodox Church in Finland, February 15, 1974 — November 25, 1974)].

Gosudarstvennyy arkhiv Rossiyskoy Federatsii. F. 6991. Op. 6. D. 4326 (Dokumenty o sostoyanii Patriarshikh prikhodov v Finlyandii (otchety, spravki, informatsii), 13 aprelya 1954 — 22 avgusta 1989) [State Archive of the Russian Federation. Fond 6991. Opis' 6. Delo 4236 (Documents on the formation of the Patriarchal Parishes in Finland (reports, inquiries, information), April 13, 1954 — August 22, 1989)].

2. VLA. 1961-1962. Ea: 121 — Valamon luostarin arkisto. Aktit v. 1961-1962. Ea: 121. [Valamo monastery archive. Documents for 1961-1962].

References

3. Dunaev (1927) — Khariton (Dunaev), ierom. Vvedenie novogo stilya v Finlyandskoy Pravoslavnoy Tserkvi i prichiny nestroeniy v monastyryakh [Khariton (Dunaev), hieromonk. Introduction of the new style in the Finnish Orthodox Church and reasons of disorganization in monasteries. Ahrensburg, 1927. — 351 p.]. Arensburg, 1927, 351 p. (In Russian).

4. Klasson (1982) — Classon Christopher, prot. Pravoslavnaya Tserkov' v Shvetsii [Orthodox Church in Sweden]. Zhurnal Moskovskoy Patriarkhii, 1982, no. 12, p. 114. (In Russian).

5. Olmari (2005) — Pavel (Olmari), arkhiep. Pir very. Priglashenie na trapezu lyubvi Tsarstva Bozhiya [Paul (Olmari), Archbishop. Feast of faith. Invitation to the meal of Kingdom of God's love]. Kiev: Prolog, 2005, 128p. (In Russian).

6. Shmeman (2009) — Shmeman A., protopr. Dnevniki. 1973-1983 [Schmemann A., protopresbyter. Diaries. 1973-1983]. Comp., prep. of the text by U.S. Shmemann, N.A. Struve, E.Y. Dorman; pref. by S.A. Schmemann; not. by E.Y. Dorman. 3rd ed. Moscow: Russkiy put', 2009, 720 p. (In Russian).

7. Arkkipiispa Paavali (1970) — Arkkipiispa Paavali palasi Alaskasta [Archbishop Paul returned from Alaska]. Aamun Koitto [Morning Dawn], 1970, no. 21, p. 287. (In Finnish).

8. Arkkipiispa Paavalin (1980) — Arkkipiispa Paavalin vierailu Ekumeenisessa Patriarkaatissa 12-19.4.1980 [Archbishop Paul's visit to the Ecumenical Patriarchate on April 12, 1980 — April 19, 1980]. Aamun Koitto [Morning Dawn], 1980, no. 11-12, pp. 203-205. (In Finnish).

9. Iloitkaa, Sergey ja Herman (1986) — Iloitkaa, Sergey ja Herman, autuaat isamme! [Rejoice Sergius and Herman, blissful fathers!]. Pieksamaki: Sisalahtysseuran kirjpaino Raamattutalo, 1986, 104p. (In Finnish).

10. Karjalainen (1973) — Karjalainen Elina. Arkkipiispa Paavali — legenda jo eläessään [Archbishop Paul — a legend in his lifetime]. Werner Söderström Osakeyhtiö (WSOY), 1973, 198 p. (In Finnish).

11. Karjomaa (1961) — KarjomaaN. Vierailu partiarkkamme luona [Visit to the patriarch]. Aamun Koitto [Morning Dawn], 1961, no. 29, p. 322. (In Finnish).

12. Kirkinen (1961) — Kirkinen H. Arkkipiispa Paavali Konstantinopolissa [Archbishop Paul in Constantinople]. Aamun Koitto [Morning Dawn], 1961, no. 31, pp. 330-331. (In Finnish).

13. Konferenssi Rodoksella (1964) — Panortodoksinen konferenssi Rodoksella [Pan-Orthodox Rhodian Council]. Aamun Koitto [Morning Dawn], 1964, no. 28, p. 269. (In Finnish).

14. KP patriarkka Demetrioksen (1988) — KP patriarkka Demetrioksen vierailu jatti mieluisam muiston [Historical visit of the Patriarch of Constantinople Demetrius]. Aamun Koitto [Morning Dawn], 1988, no. 14-15, pp. 268-269; no. 31, pp. 330-331. (In Finnish).

15. Kristoduli (2008) — Nunna Kristoduli. Arkkipiispa Paavali hengellisen lapsensa silmin [Archbishop Paul through the eyes of his spiritual child]. Helsinki; Jyvaskyla: Lintulan Pyhän Kolminaisuuden luostari; Helsinki/Jyväskylä: Minerva-kustannus, 2008, 240 p. (In Finnish).

16. Metropoliitta Chrysostomos (1965) — Myrran metropoliitta Chrysostomos vierailee Maassamme [Metropolitan of Mirrah, Chrysostom, with a visit to our country]. Aamun Koitto [Morning Dawn], 1965, no. 21, p. 237. (In Finnish).

17. Metropoliitta Pavlos (1975) — Metropoliitta Pavlos Helsingissa [Metropolitan Paul in Helsinki]. Aamun Koitto [Morning Dawn], 1975, no. 1, p. 7. (In Finnish).

18. Metropoliitta Theodosius (1978) — Amerikkalainen metropoliitta Theodosius Suomeen [American metropolitan Theodosius in Finland]. Aamun Koitto [Morning Dawn], 1978, no. 18, p. 331. (In Finnish).

 

19. Partanen (1981) — Partanen A. Uskontunnustusjuhla Puijon kirkossa [Feast of the Symbol of Faith in the Church of Pul'yu]. Aamun Koitto [Morning Dawn], 1981, no. 20, pp. 388-389. (In Finnish).

20. Purmonen (1984) — Orthodoxy in Finland: past and present. Ed. by Veikko Purmonen. Kuopio, Finland: Orthodox Clergy Association, 1984, 110p.

21. Riikonen (2015) — Riikonen Juha. The Nationality Question in the Orthodox Church of Finland. The Two Folk Churches in Finland: The 12th Finnish Lutheran — Orthodox Theological Discussions 2014. Helsinki: National Church Council, Department of International Realtions, 2015, 106p.

22. Rodoksen konferenssi (1961) — Rodoksen yleisortodoksinen konferenssi [Pan-Orthodox Rhodian conference]. Aamun Koitto [Morning Dawn], 1961, no. 20, pp. 313-314. (In Finnish).

23. Theodosioksen (1970) — Alaskan piispan Theodosioksen vierailu [Visit of the Alaskan bishop Theodosius]. Aamun Koitto [Morning Dawn], 1970, no. 24, p. 321. (In Finnish).

196

XpucmuaHCKoe umeHue № 2, 2018