Ливцов В. А. Совещание Исполнительного комитета Всемирного Совета церквей в Одессе как успех советской внешней церковной политики в середине 1960-х годов.
- История Церкви
- 23 Июнь 2024
Статья посвящена проблеме использования экуменизма в качестве инструмента советской внешней политики в середине 1960-хгодов. В статье на материалах Государственного архива Российской Федерации и Российского Государственного архива новейшей истории исследуются механизмы государственного влияния на Русскую Православную Церковь (РПЦ), имевшие целью продвижение советской внешнеполитической доктрины на международной арене с помощью такой авторитетной экуменической организации, ратовавшей за диалог и сближение Церквей, как Всемирный Совет Церквей (ВСЦ). В работе рассказано о событиях, связанных с совещанием Исполнительного комитета Всемирного Совета Церквей в Одессе.
Ключевые слова: экуменизм, Всемирный Совет Церквей (ВСЦ), Русская Православная Церковь (РПЦ).
В начале 1960-х годов советское руководство подтолкнуло Русскую Православную Церковь (РПЦ) к вступлению в экуменический Всемирный Совет Церквей (ВСЦ), который стремился к сближению и объединению христианских конфессий. При этом руководство СССР надеялось использовать трибуну этой влиятельной организации для продвижения своих внешнеполитических инициатив и противостояния зарубежной критике внутренней политики СССР. В то же время РПЦ, находившаяся в изоляции и под сильным государственным давлением, надеялась, что сотрудничество с ВСЦ облегчит её положение.
Для укрепления позиции и влияния РПЦ в ВСЦ советскому руководству представлялось необходимым провести в СССР одно из мероприятий ВСЦ.
28 января 1964 года председатель Отдела внешних церковных сношений Московского патриархата (ОВЦС МП) митрополит Никодим (Ротов) пишет письмо фактическому руководителю ВСЦ, Генеральному секретарю Виссерту Хуфту с предложением провести очередную зимнюю сессию Исполнительного комитета ВСЦ в СССР, в Одессе, с 10 по 14 февраля. При этом все расходы на подготовку и участие делегации ВСЦ в количестве 40 человек в данном мероприятии митрополит предлагает «причислить» к сумме ежегодного взноса РПЦ в ВСЦ1.
Предварительно планировалось, что 8-9 февраля делегация ВСЦ прибудет в Москву, а 10-15 пройдёт само заседание в Одессе2.
Разумеется, государственный орган, контролировавший деятельность РПЦ в СССР
- Совет по делам РПЦ, - поставил задачу «проведение сессии Исполкома ВСЦ в СССР использовать для усиления влияния Русской Православной Церкви на деятельность ВСЦ», для «разоблачения утверждений буржуазной пропаганды об отсутствии свободы совести» в СССР, «дать возможность участникам сессии посетить храмы»3.
В ходе сессии Совет планировал обеспечить такую ситуацию, чтобы «представители Московской патриархии добивались решений исполкома по международным вопросам, соответствующих основным принципам воззвания Варшавской сессии
© В.А. Ливцов
Всемирного Совета Мира», для чего Совет намеревался «тщательно подготовить лиц, которые будут принимать участие в работе исполкома»4.
В соответствии с первоначальным планом делегация была сначала встречена в Москве. На приёме участников сессии в Москве митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим отметил, что две причины побудили РПЦ вступить в 1961 году в ВСЦ, это: «искреннее сочувствие идее экуменического единства как в вопросах веры, так и в области совместного служения нуждам современного человечества» и «наличие глубокой заинтересованности в сотрудничестве с нашей церковью неправославных христианских кругов». Он подчеркнул, что в РПЦ готовы обсуждать с ВСЦ даже экк-лезиологические вопросы5, то есть вопросы веры. Однако митрополит отметил, что только решительные заявления в пользу защиты мира «в состоянии открыть широкую и ясную перспективу дальнейших наших общехристианских миротворческих действий» в ВСЦ. Он обещал в этом случае проявление «самой благоприятной реакции»6.
С 10 по 14 февраля 1964 года в Одессе прошло само ежегодное заседание Исполнительного комитета ВСЦ7. Постоянный представитель РПЦ при ВСЦ епископ Владимир (Котляров) писал из Женевы, что «после сообщения в печати об открытии заседания Исполнительного комитета немецкие газеты опубликовали положительные отклики», но американцы обвинили немцев в том, что те «слишком рано расчувствовались»8.
Именно на этой сессии впервые официально обсуждался вопрос об отставке первого в истории ВСЦ Генерального секретаря Виссерта Хуфта, который еще за два года до того высказал желание с наступлением для него предельного срока оплачиваемой в ВСЦ работы оставить свою должность и просил Исполнительный комитет озаботиться приисканием ему преемника, кандидатура которого была бы затем рассмотрена ЦК ВСЦ9.
Первое утреннее заседание 10 февраля было объявлено закрытым, и на нем присутствовали только члены Исполкома.
Обсуждение вопроса об отставке Хуфта показало, что члены Исполкома смотрели на эту проблему «как на неизбежный кризис, не лишённый определенно опасных для экуменического движения сторон». Однако большинство делегатов готовы были удовлетворить заявление Хуфта. Среди преемников предлагали 37-летнего секретаря по научно-исследовательской работе Департамента Веры и церковного устройства Лукаса Фишера, пастора Швейцарской федерации Протестантских церквей, по вероисповеданию, как и Вис-
серт Хуфт, реформата (что считалось недостатком)10 , имевшего с точки зрения советских наблюдателей чрезмерную протестантскую окраску.
Другим кандидатом считали 55-летнего Лорда
- Епископа Бристольского Оливера Стрэтфорда Томкинса, возведенного на свою крупнейшую англиканскую кафедру в 1959 году11.
Однако представители русского православия всегда были против скорой отставки Виссерта Хуфта, который с симпатией относился к СССР. Митрополит Никодим (Ротов) выступил с предложением пересмотреть вопрос о замещении Виссерта Хуфта в будущем году. Он отметил, что ВСЦ «вступает в решительный период расширяющегося общехристианского диалога, когда многие высказывают опасение перед новым обликом и очевидными намерениями Рима», поэтому важно, чтобы Хуфт сохранил свой пост до следующей ассамблеи 1969 года. В результате возникла дискуссия12.
При дальнейшем обсуждении вопросов озабоченность возможными негативными последствиями II Ватиканского собора и опасностью поглощения экуменического движения католицизмом вылилась в принятие заявления Исполкома, названного «Одесской декларацией»13.
На сессии обсуждался и вопрос о сближении Вселенского патриарха Афинагора с Римом и о конфликте внутри Константинопольской церкви14.
Как и раньше, большое внимание было уделено борьбе за обеспечение мира и расовой проблеме. В заявлении митрополита Никодима на сессии в Одессе одобрялись результаты предшествующей сессии ЦК ВСЦ в Рочестере. При этом митрополит потребовал принять в Одессе резолюцию Исполкома, в которой получила бы отражение поддержка предложения Советского правительства «о заключении международного соглашения об отказе государств от применения силы для решения территориальных споров и вопросов о границах, о создании в разных районах земного шара безъядерных зон, о предотвращении дальнейшего распространения ядерного оружия». Далее митрополит остановился также на угрозе целостности и суверенитета Кипра15.
В результате активности РПЦ на сессии 14 февраля 1964 года была принята резолюция «Проблемы и возможности разоружения в настоящее время». При подготовке резолюции без возражений приняли поправку, предложенную РПЦ и гласившую: «заключить международное соглашение, отвергающее применение всеми государствами силы при разрешении территориальных споров и вопросов о границах»16.
В этом документе подчёркивалось «широкое использование правительственными и межправительственными кругами» резолюции «Договора о запрещении испытаний и следующих шагах», принятой ЦК ВСЦ в Рочестере, приветствовалась разрядка напряженности между главными державами, «которая последовала вслед за заключением Московского договора об ограничении испытаний летом прошлого года»17.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Однако отмечалось «затянувшееся установление иностранного контроля, мешающее народам свободно выбирать свою собственную форму правления и своих представителей», что усугубляло «нелегкое международное положение». В документе признавалось, что «целью международных устремлений должно быть всеобщее и полное разоружение». При этом подчёркивалось, что «предложения, сделанные независимо обеими сторонами, могут иметь жизненно важное значение для международной безопасности». Документ призывал «договориться о заключении пакта о ненападении, заключить международное соглашение об отказе всех государств от использования силы при решении территориальных споров и проблем относительно границ; заключить международное соглашение об отказе всех государств от прямых или косвенных форм угрозы или использования силы в своих корыстных политических или экономических интересах»18.
Резолюция завершалась призывом, обращённым к церквам земного шара: «возобновить и усилить своё рвение к миру и, соединяя свои усилия с другими людьми доброй воли, оказать давление на такие правительственные мероприятия, которые мы здесь предложили»19.
В тот же день, 14 февраля, Виссерт Хуфт дал интервью Агентству печати «Новости» (АПН). Агентство отмечало, что этот «шестидесятилетний голландский богослов почти 25 лет своей жизни посвятил движению за объединение Христианских церквей». С образованием ВСЦ в 1948 году в Амстердаме он «практически руководит деятельностью этого международного религиозного органа». Отвечая на вопросы корреспондентов, Виссерт Хуфт отметил: в Одессе прошла «очень хорошая, успешная сессия. Мы не встречали больших трудностей в принятии решений». Он подчеркнул, что на одесской сессии был подтверждён призыв ВСЦ «о помощи беженцам из Анголы, Руанды, Бурунди, Конго и других стран»20.
Сессия провозгласила принцип религиозной свободы в секулярном обществе. Как считали на Западе, этот документ способствовал упразднению «ильичёвщины», когда советский идеолог
Л.Ф. Ильичёв при поддержке Н. Хрущёва пытался навязать государственный атеизм21.
Следующую сессию решено было провести в западногерманском городе Тютцинге22.
Анализируя итоги одесского заседания, заместитель Председателя ОВЦС МП епископ Таллинский и Эстонский Алексий (Ридигер) в своей справке высказал «несколько предварительных замечаний о характере и результатах одесской сессии», отметив, что она «прошла во всех отношениях удачно и войдет в историю экуменического движения как одна из самых успешных в деловом отношении и самых приятных по обстановке». При этом он подчеркнул, что проведённые мероприятия «заметно подняли престиж» РПЦ23.
Заседание Исполкома ВСЦ в Одессе всколыхнуло и религиозную жизнь города. Значительно возросло количество посещающих церкви, среди священнослужителей получили распространение слухи о том, что после заседания в Советском Союзе снова будут открыты все церкви. Во время заседания Одессу посетили представители верующих из других областей Украины, которые имели намерение встретиться с участниками Исполкома, - отчитывался об обстановке секретарь Одесского промышленного обкома КП Украины М. Синица24.
Правда, не обошлось и без погрешностей. Так, преподаватель Ленинградской духовной академии Н. Заболотский, участвовавший в сопровождении членов Исполкома ВСЦ, в своём отчёте от 23 февраля 1964 года отметил такие «отрицательные штрихи», как то, что в последний день пребывания гостей в Одессе «на ужин были поданы несвежие продукты, в результате чего произошли случаи заболевания среди гостей (Ниссиотис, Ньюбигин, Эйви, Чоу и другие)», а также крайне нежелательное «появление антиклерикальной витрины на Дерибасовской улице во время заседаний Исполкома». Однако «эти мелочи прошли незаметно благодаря общей атмосфере дружелюбия, окружавшей гостей»25.
По окончании сессии членам Исполкома была предоставлена широкая возможность ознакомиться с положением церкви в СССР и жизнью советского народа.
Участники Исполкома высказали желание побывать в Почаевской лавре. Всем им разрешение на посещение не было дано, но пятерым, включая Виссерта Хуфта, в сопровождении митрополита Никодима разрешили эту поездку. Тогда монахи лавры незаметно для Никодима передали Хуфту петицию о притеснениях властей, которую он вывез за границу. Позже митрополит Никодим отрицал сам неопровержимый факт своей поездки
с делегацией в Почаев. Многие считали, что именно протестанты и Хуфт своим вмешательством спасли Почаев26.
16 февраля 1964 года участники сессии посетили приём у патриарха. В своём официальном тосте председатель Совета по делам РПЦ отметил, что факт проведения заседания Исполкома впервые в СССР «является добрым знаком» и «свидетельствует о том, что наши правительства благожелательно относятся к деятельности» ВСЦ, который, «на наш взгляд», вносит «определенный вклад в дело укрепления дружбы между народами и сохранения мира во всем мире». Далее прозвучало пожелание деятелям ВСЦ «больших успехов по дальнейшему сплочению христиан в борьбе за прочный и справедливый мир, за дружбу между всеми народами»27.
В тот же день Виссерту Хуфту и доктору Фраю были вручены дипломы почётных членов Московской Духовной Академии28.
На пресс-конференции Исполкома ВСЦ в ОВЦС МП 16 февраля Виссерт Хуфт пояснил советским средствам массовой информации, что высшим органом в ВСЦ является Генеральная ассамблея, созываемая один раз в шесть лет, избирающая ЦК в составе 100 человек, который встречается чаще, чем один раз в году. ЦК же избирает Исполком, который проводит заседания 2 раза в год в разных частях мира. Его задача - заниматься практическими вопросами в период между сессиями. Хуфт отметил, что во время его встречи с патриархом Алексием тот «выразил убеждение», что РПЦ «сделает все для развития самых тесных контактов» с ВСЦ29.
Однако у советских государственных деятелей вызвало некоторое раздражение, когда на пресс-конференции директор комиссии церквей по международным делам ВСЦ доктор Нольде, говоря о прекращении ядерных испытаний, заявил, что «комиссия по международным делам борется за это с 1954 года»30 и что «предложение, которое было включено в Московский договор, идентично тому, которое сделано за два года до этого». Он пояснил, что это «произошло в результате совпадения интересов», и обещал, что на следующей неделе доклад об укреплении мира будет распространен среди делегатов, которые работают в Женеве.
Затем Нольде обратился «к вопросам о религиозной свободе». Он сказал, что предполагалось «принять Декларацию по осуждению всех форм религиозной нетерпимости», и подчеркнул, что во второй половине января в ООН эксперт от СССР протестовал против этого, «имея в виду то, что представленный проект не содержал правильного определения свободы от религии для защиты атеистов»31.
Затем члены Исполкома побывали в крупнейших религиозных центрах СССР. В течение недели (с 17 по 22 февраля) они совершили поездки в Москву, Ленинград, Псков, Таллин и Тбилиси, где посетили храмы, монастыри, духовные учебные заведения, участвовали в богослужениях, знакомились с деятельностью высших учебных заведений, поликлиниками, детскими учреждениями, музеями и т.д. Много внимания иностранным гостям было уделено патриархом Алексием, который принял их дважды. Неоднократно с членами Исполкома встречались и беседовали представители Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР32.
Принимая делегацию в Ленинграде, митрополит Никодим сказал «Я искренне рад, что могу сегодня горячо приветствовать вас как епископ того города, где находится крупнейшая лаборатория экуменической мысли - наша Духовная Академия. Здесь систематически и неустанно трудятся над проблемами христианского сближения и единства... «33.
Виссерт Хуфт после окончания программы визита в СССР отметил: «Мы прекрасно понимаем, что если бы положение церкви в СССР было таким, каким оно представляется на Западе, то вряд ли было бы возможным провести наше заседание в СССР. Я весьма удовлетворен представившейся возможностью посетить церкви во многих городах Советского Союза и убедиться, что церкви функционируют свободно ...»34.
По возвращении в Женеву 20 марта 1964 года Виссерт Хуфт выступил с докладом для сотрудников ВСЦ, в котором рассказывал о заседании в Одессе, о гостеприимстве РПЦ, о том, что хотя полной свободы вероисповедания в СССР действительно нет, но советские партийные комитеты имеют право на пропаганду35.
Завершая свой рассказ, Виссерт Хуфт подчеркнул, что «экумена имеет специальное, особое значение» для РПЦ. Для неё «очень важно уже одно их присутствие в экуменическом движении и ВСЦ, сознание того, что они находятся в общей семье христиан. Мы должны оказывать им максимальную помощь, все, что мы только можем». В своём отчёте от 24 марта представитель РПЦ в ВСЦ епископ Владимир констатировал: «Никогда еще общие собрания сотрудников не собирали такого количества людей»36.
Свои впечатления об Исполкоме в Одессе и пребывании в СССР Хуфт обещал опубликовать в
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
очередном «Экуменическом обозрении» -«Ecumenical Review»37.
В целом в СССР рассматривали заседание Исполкома в Одессе как успех в проведении внешнецерковной линии и как укрепление позиций РПЦ в ВСЦ. Однако вскоре в СССР началась борьба церковных диссидентов за свободу религии в СССР, в которую был вовлечён и ВСЦ. Но хотя эти события и поколебали авторитет РПЦ на международной арене, без проведения Одесской сессии Исполкома её положение в ВСЦ могло бы вообще оказаться под вопросом. Поэтому, несмотря на неожиданный поворот истории, результаты сессии не были до конца смазаны. Они ещё долгое время давали возможность РПЦ занимать стабильную позицию в ВСЦ, что и позволяет считать совещание Исполкома ВСЦ в Одессе безусловным успехом советской внешней церковной политики середины 1960-х годов.
Примечания
1 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 534. Л. 89. 21 Клеман Оливье. Roma Amor. Беседы с патриар-
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
2 Там же. Л. 109. хом Афинагором. - Брюссель, 1993. С. 574.
3 Там же. Л. 112. 22 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 534. Л. 244.
4 Там же. 23 Там же. Л. 320.
5 Там же. ЛЛ. 128 - 129. 24 РГАНИ. Ф.5. Оп. 55. Д. 72. Л. 42.
б Там же. ЛЛ. 132 - 133. 25 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 535. ЛЛ. 65-66.
7 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 502. Л. 10. 26 Василий (Кривошеин). Архиепископ. Воспоми-
8 Там же. Д. 535. Л. 201. нания. Письма. - Н. Новгород, 1998. - С. 316, 331.
9 Там же. Д. 534. Л. 333. 27 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 534. ЛЛ. 248-249.
10 Там же. Л. 334. 28 Там же. Л. 315.
11 Там же. Л. 335. 29 Там же. Л. 309.
12 Там же. Л. 336. 30 Там же. Л. 313.
13 Там же. Л. 321. 31 Там же. Л. 314.
14 Там же. Л. 336. 32 РГАНИ. Ф.5. Оп. 55. Д. 72. Л. 43.
15 Там же. Л. 135. 33 Журнал Московской патриархии. 1964. № 4.
16 Там же. Л. 322. С. 16.
17 Там же. Л. 239. 34 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 537. Л.149.
18 Там же. ЛЛ. 240 - 241. 35 Там же. Д. 535. ЛЛ. 219-221.
19 Там же. Л. 242. 36 Там же. Л. 221.
20 Там же. Л. 243. 37 Там же. Л. 224.
V.A. LIVTSOV
THE MEETING OF THE EXECUTIVE COMMITTEE OF THE WORLD COUNCIL OF CHURCHES IN ODESA, AS A SUCCESS OF SOVIET FOREIGN CHURCHES POLITICS IN THE MIDDLE OF 1960”S - E. G.
The article is devoted to the problem using of ecumenism as instrument of Soviet foreign politics in the middle of 1960”s - e. g. This article is based on the materials of the State Record Office of Russian Federation and Russian State Record Office of Modern History. It is devoted to the mechanisms of the state influence on the Russian Orthodox Church, directed to the advancement of the Soviet foreign doctrine with the help of the World Council of Churches (WCC). WCC was the authoritative organization stood up for dialog and rapprochement of churches. The work deals with the events connected with meeting of the Executive Committee of the World Council of Churches in Odesa.
Key words: ecumenism, World Council of Churches (WCC), Russian Orthodox Church (ROC).