Ливцов В. А. Становление экуменического движения в 1920-1930-е гг.

ИСТОРИЯ

В.А. ЛИВЦОВ, кандидат исторических наук, профессор, заведующий кафедрой сервиса и туризма Орловского государственного университета.

Тел. (4862) 555-211; Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

СТАНОВЛЕНИЕ ЭКУМЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ

Статья посвящена проблеме становления экуменического движения в начале XX века. В последние годы в публицистике многократно поднимался вопрос об экуменизме. Однако исторических исследований данной темы мало. В статье на материалах Государственного архива Российской Федерации и Российского государственного архива новейшей истории исследуются механизмы формирования этого глобального явления.

Ключевые слова: экуменизм, экуменическое движение, церковь.

В 1920-1930-е гг. проходило становление экуменического движения, ратовавшего за сближение и соединение христианских конфессий. Именно в этот период накапливался опыт экуменического общения и формируются основные институты движения.

С 9 по 12 августа 1920 г. в Женеве под руководством Натана Сёдерблома с целью организации союза церквей практического христианства прошла подготовительная конференция, положившая начало движению «Жизнь и деятельность»1. На ней присутствовало около 137 делегатов из 40 церквей от 80 стран2. Приглашения, разосланные советом церквей Христа США, были направлены только протестантам. Известно, что некоторые члены совета были принципиально против посылки приглашений католической и православной церквам. 

Наиболее многочисленной была американская делегация, и все её члены были назначены советом церквей Христа. Здесь присутствовали лидеры совета: Макфарланд, Линч, Браун, а также видные деятели экуменизма: Ч. Брент, Р. Гардинер, У. П. Меррил и Дж. А. Морхэд. Второй по величине была шведская делегация, возглавляемая архиепископом Сёдербломом. Национальный совет евангелических свободных церквей Англии был официально представлен его Генеральным секретарём преподобным Томасом Найтингейлом. Присутствовали также представители церквей Шотландии, Германии, Франции, Дании, Норвегии, Швейцарии, представители Вальденской церкви и т.д. В результате проведённых дискуссий

11 августа было принято решение пригласить все христианские церкви на Всемирную конференцию движения. Дальнейшая организация движения была возложена на организационный комитет в составе 25 человек во главе с Сёдербломом и двумя секретарями - Макфарландом и Линчем. В состав комитета входили только протестанты3.

Подготовительная конференция движения «Вера и устройство» прошла в Женеве с

12 по 20 августа 1920 г.4, начавшись богослужением в старом соборе Св. Петра. На конференции присутствовало 137 делегатов почти от 40 стран из 70 церквей5. Архиепископ Упсальский Натан Сёдерблом изложил основы нового движения6. Устранение прозелитизма и сотрудничество в деле миссии были признаны первоочередными вопросами повестки дня. Усилия нарождавшегося движения были направлены на преодоление разногласий между церквами на пути совместного служения. Конференция высказалась за проведение специальной «недели молитв о христианском единстве» перед Пятидесятницей. С этого времени движение ежегодно издавало особые «Указания для недели молитв о христианском единстве»7. В заключительном слове пред-

В 1920—1930-е гг.

© В. А. Ливцов

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

седатель конференции епископ Ч. Брент высказал радость по поводу сближения и надежду на возможность дальнейшего объединения8.

Конференция прошла как организационная для созыва будущей полной конференции, в целях «определения путей создаваемого движения, а также и для организации будущей работы». На ней был избран «Постоянный комитет продолжения» в ко -личестве 51 человека для работы и организации новой конференции9. В его составе были англика-не, конгрегационалисты, армяне, баптисты, чешские братья, лютеране, методисты, старокатоли-ки, пресвитериане, реформаты, а также православные. Председателем комитета был избран Брент, секретарём - Р. Гардинер, а казначеем - Джордж Забрицкий10.

В том же 1920 г. 252 епископа, участвовавших в очередной четырёхсторонней (англиканской) Лам-бетской конференции, приняли «Обращение ко всем христианам», в котором верующие всех местных исповеданий призывались 11 «объединиться в новом усилии восстановить и продемонстрировать миру единство Церкви Христовой»12.

Конференция отметила, что всеобщее единение есть воля Бога. Оно «сегодня миру не явлено», но необходимо. Причины разделения «лежат в далёком прошлом», они «не просты и не вполне безосновательны». Но амбициозность способствовала разделению, что «противно воле Божьей». Однако время «выдвигает новые перспективы» заново «объединить кафолическую Церковь». Разделённые христиане сохраняют «единство всего братства» в «богатом многообразии жизни и обрядов». Требуется «новое открытие творческих ресурсов Бога», что рассматривается как духовное «приключение». При этом надо уважать взгляды друг друга13.

В обращении подтверждались все четыре пункта, принятые в 1888 г., и было снова сформулировано понятие церковного единства и его составляющих: а) взаимное признание Писания как правила и эталона веры; б) признание Никейского символа веры; в) общение в таинствах крещения и евхаристии; г) признание исторического епископата как «наилучшего орудия» для сохранения и поддержания преемственности.

При этом последний пункт (о епископате) претерпел изменения, направленные на то, чтобы подчеркнуть действенность других вероисповеданий. В обращении признавалось необходимым для единства действий такое священство, которое «обла-

дает не только внутренним призывом духа, но и полномочиями Христа и авторитетом всех членов»14. Таким образом, конгрегационные и пресвитерианские церкви, стоявшие на позиции, что священство есть авторитет всех членов, и баптистско-евангелические, видевшие в нём внутренний призыв духа, были приравнены в некотором смысле к англиканскому вероисповеданию, рассматривавшему свое священство как полномочие Христа. Это обращение оказало большое влияние на всех последующих участников экуменических дискуссий.

В октябре 1921 г. на конференции миссионеров в небольшом местечке Мохонк-Лейк, недалеко от Нью-Йорка (США), где присутствовал 61 представитель от 14 Западных протестантских стран (прибыло лишь 7 делегатов от церквей поздней формации, и отсутствовали немцы), комитет продолжения Эдинбургской конференции был преобразован в Международный миссионерский совет (ММС) во главе с Моттом15. Он объединил 17 национальных религиозных организаций. Только в 1923 г. на сессии ММС в Оксфорде в его работе стали принимать участие германские миссионерские общества16.

В 1922 г. в Хельзингборзе (Швеция) был создан небольшой комитет для выработки программы Всемирной конференции по вопросам жизни и деятельности церкви17 .

Одновременно союзы молодежи в Англии и Америке вырастают в международные образова-ния18. В 1924 г. создаётся Всемирное объединение протестантских церквей. Продолжало развиваться и Всемирное христианское студенческое движение. К 1925 г. ВХСС, которое финансировал возглавлявший его Джон Р. Мотт, издавало свыше 5000 книг на 20 разных языках. В её систему входили: студенческие дома, клубы, рестораны, фойе, читальни, квартирные бюро, бюро труда, отели. Печатным органом этой всемирной организации был «Студенческий Мир», издававшийся в Женеве19.

На первой Всемирной конференции практического христианства «Всемирного христианского совета жизни и труда» или движения «Жизнь и деятельность» в Сториркан, в Стокгольме 1 930 августа 1925 г.20 присутствовали официальные представители всех христианских церквей (кроме РПЦ и Римско-католической), в том числе и представители православных церквей21. Всего в ней участвовали 616 человек от 93 церквей из 37

стран22, представлявших 31 христианскую конфес-сиию23. В состав делегатов входили представители церкви, богословы, государственные деятели, философы, писатели, учёные24.

19 августа делегаты собрались на торжественное богослужение в Стокгольмском соборе. Затем прошло богослужение в храме королевского дворца. После этого состоялось официальное открытие конференции25. Здесь была сформулирована цель Стокгольмского движения - способствовать взаимопомощи людей, принадлежащих разным церквам, совместно помогать жертвам войн, катастроф, нищеты, угнетения. Бороться с несправедливостью26 . В связи с праздновавшимся тогда 1600-летием первого Никейского собора стокгольмскую встречу назвали «Никеей этики»27. Конференция рассматривала не догматы веры, а методы внедрения в жизнь христианских начал28 . Были обсуждены темы: церковь и экономические вопросы (положение рабочего класса, труд малолетних на фабриках и т.д.), церковь и социальные и нравственные вопросы (семья, брак, дети, квартирный вопрос, половой вопрос, преступность, алкоголизм), церковь и международные отношения, церковь и христианское воспитание, методы к практическому сотрудничеству церквей29.

Следует отметить, что на этой конференции выявились две различные точки зрения: представители лютеранской церкви Германии считали, что обязанностью церкви является только проповедь Евангелия и дела милосердия, представители же церквей США доказывали, что необходимо также внедрить христианские принципы в экономическую и политическую сферы жизни. В конце концов в Воззвании конференции нашли отражение оба мнения30.

Хотя на форуме шли острые дискуссии, доминировало желание найти компромиссы. Конференция не приняла формальных решений, но её результатом был призыв к церквам к совместному христианскому сотрудничеству, выраженный в «Воззвании всемирной христианской конференции движения «Жизнь и деятельность» - единственном официальном документе конференции, составленном в весьма умеренном тоне. В нём говорилось о последствиях мировой войны, выражалось раскаяние, что церкви не смогли выполнить свой долг, и подчёркивалась обязанность церквей применять Евангелие во всех сферах жизни. Далее говорилось о значении конференции31.

Некоторые делегаты, например Дж. К.А. Белл (с 1929 г. еп. Чичестерский), выступали за создание Международного христианского совета по вопросам движения «Жизнь и деятельность», другие считали это преждевременным. В конечном счё -те на конференции был избран «Постоянный ко -митет продолжения» или «Учредительный коми -тет», который не имел права «говорить от имени церквей», работа которого велась по принципу секций. Было создано 4 секции: Американская, Британская, Континентальной Европы и Восточного православия. Позже к ним прибавилась пятая, охватывающая «церкви в других странах», представители которой должны были быть избраны спустя некоторое время.

Был создан и «Научный христианско-социальный институт» (с пребыванием в Женеве)32 с несколькими комиссиями: для богословской совместной деятельности, для деятельности с рабочим классом, христианской прессы, по делам молодёжи, по подготовке учебников33.

 

В своей проповеди на заключительном богослужении во время закрытия конференции лидер «практического христианства» примас Швеции архиепископ Упсальский Натан Сёдерблом, председательствовавший на форуме, призвал «сделать так, чтобы христианство ... показало миру своё духовное единство... через служение»34.

В то же время в Стокгольме прошло и заседание Постоянного комитета продолжения движения «Веры и порядка». Здесь было принято решение о месте и времени проведения Всемирной конференции этого движения.

Первая Всемирная конференция движения о «Вере и порядке» или «Веры и церковного устройства» прошла в Лозанне (Швейцария)35 2-21 августа 1 927 г. Лозаннское движение ставило своей задачей взаимное ознакомление с догматическо-вероисповедными установками различных церквей для выяснения возможностей их догматического и организационного сближения36. В силу своего теологического характера оно имело несколько меньший размах и меньшее значение37.

На конференции присутствовало 439 делегатов от 127 церквей и общин из 59 стран, в том числе из США, Великобритании, Германии, Франции, Скандинавии, Австралии, Южной Африки, представители православного Востока и даже Индии и Китая. В конференции участвовали такие известные протестантские экуменисты, как епископ Чарльз

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

Гор, епископ Чарльз Брент, Ательстон Райли, профессор и пастор Уилфрид Монод, профессор Браун и др.38. Большинство участников конференции принадлежали к протестантским церквам. Широко были представлены протестанты, старокатоли-ки, баптисты. Но были и православные39. Римско-католическая церковь не откликнулась на приглашение. Победа здесь была за протестантами. Председателем Лозаннской конференции был епископ Брент.

Главными вопросами конференции были: единство церкви и место в нём отдельных церквей, сущность церкви, Священное Писание, общий символ веры, церковная иерархия, таинства40 . Основные дискуссии были посвящены серьёзным догматическим расхождениям церквей. И хотя в целом конференция не получила желаемых результатов, на ней были достигнуты два важных соглашения: по вопросам веры - считать Апостольский и Никейский символы выражением убеждений всех христианских церквей41 и по вопросам устройства церкви - каждая из трёх систем управления (епископальная, пресвитерианская, конг-регационалистская) имеет свои преимущества, и поэтому «в устройстве жизни воссоединённой Церкви» должны быть представлены как элементы системы церковного управления: епископат, коллегии пресвитеров и конгрегации верующих42.

На конференции впервые прозвучал термин «экуменизм», ставший производным от давно известного понятия «экуменический» - вселенский. Вновь избранный перед закрытием конференции «Постоянный комитет продолжения» состоял из 35 членов под председательством американского епископа Брента43 и должен был подготовить вторую конференцию движения. Со временем он был увеличен до 134 членов. Постепенно выработалась традиция, что комитеты продолжения различных направлений экуменического движения собирались ежегодно на свои многолюдные собрания в конце лета - начале осени (август - сентябрь)44.

Последствием конференции было появление большого количества литературы по вопросам, обсуждавшимся в Лозанне, главным образом по вопросу о существе церкви. Относительная неудача конференции вызвала некоторый пересмотр экуменических позиций. Выдвигалась мысль, что вопрос о соединении христианства является прежде всего вопросом психологическим, а не догматическим и нельзя его решить, пока совещающиеся

не имеют достаточных знаний друг о друге. Так, например, считал профессор А. Дейссмен, один из вице-президентов Постоянного комитета.

24 марта - 8 апреля 1928 г. в Иерусалиме, на горе Олив, прошла первая Всемирная конференция (расширенная сессия) Международного миссионерского совета45, имевшая особое значение. Конференция приняла декларацию по вопросу об отношении между церквами более ранней и более поздней формаций. Своей задачей ММС ставил совместное миссионерство. Был создан «Международный комитет по вопросам христианского отношения к евреям». Со временем именно из этого движения родился вопрос о межрелигиозных отношениях. В послание ММС, принятое этой конференцией, была включена часть отчёта конференции движения «Вера и церковное устройство» в Лозанне «Слово Церкви, обращённое к миру, -Евангелие». Конференция дала толчок дальнейшему развитию евангелизации и, в частности, стимулировала создание и деятельность движения «Царство Божие» в Японии и движения «Пять лет вперёд» в Китае.

Вследствие смерти епископа Брента в 1 929 г. «Комитет продолжения» Лозаннской конференции движения «Вера и церковное устройство» возглавил архиепископ Иоркский (позже Кентерберийский) Вильям Темпл (1881-1944)46.

В 1930 г. Постоянный комитет продолжения движения «Жизнь и деятельность» был преобразован в постоянно действующий Всемирный христианский совет по вопросам движения «Жизнь и деятельность». После смерти Н. Сёдерблома в 1931 г. руководство движением перешло к англичанам. Центр движения был перенесен в Женеву47.

Продолжают развиваться молодёжные экуменические организации. В 1931 г. создаётся «Объединенная экуменическая комиссия молодежи»48.

В 1932 г. было заключено соглашение о евхаристическом общении между старокатоликами и англиканами, важное для англикан в плане полемики о признании апостольского преемства англиканского епископата.

В том же году Всемирный христианский совет по вопросам движения «Жизнь и деятельность», планировавший на 1935 г. проведение второй Всемирной конференции движения, отложил её на 1937 г. «в связи с новой обстановкой, вызванной мировым кризисом, а также в связи с необходимостью проведения более глубокой и более полной подготовки»49.

К 1933 г. часть сторонников отошла от англокатолического движения в сторону компромисса с либерально-протестантской идеологией. Это заставило его приверженцев в 1 00-летнюю годовщину его образования (1933 г.) выступить с декларацией верности изначальным целям движения. К этому времени англокатолицизм приобрёл популярность в англиканской церкви. В Лондоне проводились англокатолические конференции, обсуждавшие проблемы взаимоотношений двух церквей50.

В мае 1933 г. архиепископ У. Темпл пригласил к себе в Йорк десять человек: представителей Всемирного миссионерского совета, Движения по вопросам веры и устройства церкви, Альянса для развития международной дружбы через церкви и Христианских ассоциаций молодежи. Эта группа была названа Консультативным комитетом и должна собираться и в дальнейшем по мере необходимости. Она стала зародышем ВСЦ.

В то же время Всемирный христианский совет по вопросам движения «Жизнь и деятельность» в 1933 г. собрался на свою сессию в Нейзатце (Югославия)51.

Через год в августе 1934 г. совет собрался на очередную сессию в Фанё (Дания). На сессии произошел разрыв с Германской евангелической церковью, представленной так называемыми «немецкими христианами», среди которых руководящее положение занимали ставленники Гитлера. После того, как была выслушана позиция специально присланного правительством Германии делегата от рейха - рейхсепископа Мюллера, совет принял резолюцию, решительно выступая против авторитарного управления церковью, против использования методов давления, принуждения и насилия над совестью. Было также направлено послание с выражением сочувствия и солидарности истинной церкви Германии. В результате оппозиционная ан-тинацистская группировка этой церкви - Конфессиональная или Вероисповедная церковь Германии, так называемая «Бекениенде Кирхе», могла поддерживать с экуменическим движением только неофициальные отношения52.

Поэтому в 1937 г., когда совет Стокгольмского движения собрался на сессию в Оксфорде, немецкие протестанты были представлены только методистами и баптистами, т.е. евангелической церкви не было разрешено послать делегатов53.

8 июля 1937 г. в Гемпстеде (Лондон) накануне Оксфордской и Эдинбургской конференций состо-

ялось расширенное заседание 35-членного экуменического Консультативного комитета, к этому времени включавшего виднейших деятелей экуменического движения, для обсуждения будущего всего экуменического движения и подготовки резолюции о слиянии главных ветвей экуменического движения54.

Комитет принял следующее решение: «.установить между движениями, известными как всемирная церковная конференция по вопросам практического христианства (Стокгольм, 1925 г.) и всемирная церковная конференция по вопросам веры и церковной конституции (Лозанна, 1927 г.), более тесную связь в виде объединения, представляющего церкви и воспринявшего интересы каждого из этих обоих движений»55.

Мнение Комитета о желательности концентрации экуменических сил было передано последующим вслед за тем Оксфордской и Эдинбургской конференциям56.

Перед началом Оксфордской конференции в нацистской Германии раздавались голоса, что намечаемый форум якобы не способен дать положительных результатов, поскольку в нём «восторжествует либерально-демократическое мировоззрение, борющееся за свои «свободы», принесшие народам только горе и гибель, не способное и впредь оценить серьезные намерения тоталитарных государств». Так писал идеолог национал-социализма Альфред Розенберг. Нацисты не разрешили церквам Германии участвовать в конференции. Пастор Мартин Нимеллер и другие немецкие делегаты, к тому времени вошедшие в активный контакт с экуменическим движением, от которого они ожидали поддержки, были брошены в тюрьму57.

Оксфордская конференция, прошедшая с 1 2 по 26 июля 1937 г. и посвящённая рассмотрению вопросов церкви, общества и государства58, была второй конференцией движения «Жизнь и деятельность». Её подготовительные документы, составленные ведущими богословами того времени, насчитывали 6 томов.

В конференции участвовало меньше делегатов, чем в Стокгольме, - 425 человек, но зато шире были представлены страны, которых насчитывалось 4559.

Присутствовало и большее количество церквей-участников - 119 из 40 стран, делегировавших 263 представителя, в том числе: из Северной Америки - 85, из Великобритании и Ирландии - 51, из

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

 

континентальной Европы - 61 , прочих из других стран - 40, включая православных. Не было официальных представителей от РПЦ в СССР, Римско-католической церкви и Лютеранской церкви Германии. Присутствовало до 100 членов молодежных организаций60.

Главным действующим лицом конференции был Д. Олдхем. Председательствовали на конференции поочередно: архиепископ Кентерберийский Космо Ланг, митрополит Фиатирский Германос, архиепископ Упсальский Эрлинг Эйдем, епископ Дорнакальский В. С. Азарьях (Южная Индия), проф. К. Адамс Браун и пастор Марк Бегнер.

Конференция проходила под девизом «Господь -Свет мой» и была посвящена выработке христианского воззрения на насущные социальные проблемы61 .

Главными темами форума были отношения церкви к обществу, государству, экономике и международным делам. При этом присутствующие отмечали серьёзную научность подходов на конференции. Метод работы конференции был подобен методу Стокгольмской конференции. После прослушивания доклады обсуждались, редактировались специальными комиссиями и, наконец, принимались пленумом к сведению для направления церквам62.

Конференция отошла от классического либерализма, который был характерен для Стокгольмской конференции 1925 г., и в большей степени ориентировалась на разработку социальной этики, вдохновлённой такими богословами, как Рейнхольд Нибур и Карл Барт. Собравшиеся осудили всякую войну и призвали церкви к развитию мирного сотрудничества между народами. Были всесторонне рассмотрены общественные и экономические проблемы и христианское отношение к ним. На конференции было заявлено, что складывающийся «экуменический характер Церкви приводит» к достижению «лучшего международного порядка». В то же время в итоговой резолюции церкви объявили о своей «зависимости от Бога и Господа Иисуса Христа» и предупреждали, что «Церковь должна быть Церковью»63.

На этой конференции было принято определение: «Термин «экуменический» относится к выражению в истории единства Церкви. Сознание и деяния Церкви экуменичны, поскольку они направлены на осуществление «Единой Святой» Церкви, братства христиан, признающих Единого Господа»64.

Важнейшим решением Оксфордской конференции была поддержка создания Комитета, который должен был разработать условия и способы объединения движения «Жизнь и деятельность» с движением «Вера и церковное устройство», возникшим на первой Всемирной конференции в Лозанне в 1927 г., и избрание 7 основных и 7 запасных делегатов в состав этого нового органа. Ими стали: Марк Бегнер (которого при необходимости заменял Альфонс Келин), С. Каверт (и его зам. Дуглас Хортон), епископ Чичестерский Белл (сэр Вальтер Моберли), архиепископ Сёдерблом (епископ Вурм), архиепископ Фиатирский Германос (епископ Но-восадский), д-р. Д. Р. Мотт (Чарлз П. Тафт), преподобный М.Е. Обри (Дж. Г. Олдхэм).

Через несколько недель, 3-18 августа, прошла и вторая Всемирная конференция «Вера и церковное устройство»65 в Эдинбурге (Шотландия). Её председателем был избран стоявший у истоков движений «Вера и церковное устройство» и «Жизнь и труд» («Жизнь и деятельность») архиепископ Йоркский Вильям Темпл. На конференции участвовало 414 делегатов от 122 не римско-католических церквей из 43 стран. Общее число участников вместе с гостями достигало 504 человек. В основном здесь были представители православных церквей, англикан и старокатоликов. Отсутствовали делегаты Лютеранской церкви Германии, не получившие разрешения от гитлеровского правительства на участие в этой конференции66. Среди участников была и делегация молодежи из 43 человек. На конференции чувствовалась большая близость между церквами, чем в Лозанне.

Главными вопросами были: благодать Христа, церковь Христова и Слово Божие, церковное служение и таинства, единство церкви в жизни и в богослужении. Методом работы конференции было слушание докладов, редактирование их и принятие к сведению для представления их церквам. Работа проводилась в секциях.

Председательствовавший на конференции архиепископ Йоркский Уильям Темпл в своей проповеди на богослужении при открытии этого форума сказал: «Церковь, которая предстаёт перед миром разделённой, не может достойно служить Богу и людям...В человеческих спорах редко случается, чтобы вся истина была на одной стороне». Поэтому «взаимное признание . ведёт нас к более полному братскому единению», и «мы должны приходить в ужас., что кто-то из наших братьев - хри-

стиан «не состоит с нами в литургическом общении»». Он отметил, что 1 0 лет назад стояла задача понять церковные традиции друг друга. Однако обсуждение различий - необходимый, но «только первый шаг». На новом этапе он призвал «учиться друг у друга», преодолевая различия67 .

Хотя все выражали горячее желание, чтобы дни разъединения церквей были, по милости Божьей, сокращены и достигнута, силою Духа Святого, полнота единства, по вопросам веры на конференции оказалось больше согласия, чем по вопросам церковного устройства. Об апостольской преемственности и спасительном значении таинств мнения разошлись. В результате конференция заявила, что в вопросе благодати Бога «причин для разделения Церквей не существует» и различия между церквами и в рамках этих церквей в соотношении Слова и таинств «не должны служить препятствием к объединению»68.

В то же время на конференции была принята «Присяга на единство в верности Господу Иисусу Христу», которая послужила основанием для последующих усилий по достижению единства. В ней подчёркивалось, что участники форума едины в вере во Христа и «верности Ему» и считают, что разделение «противно воле Христа». Отмечалось, что уже достигнут небольшой, но реальный прогресс, который убеждает, что «единство глубже наших раздоров». Необходимо облечь его в реальные формы. Присягу завершал призыв к христианам всех конфессий - «сотрудничать между собой», устраняя причины разделений69.

Эдинбургская конференция приняла рекомендации членов Комитета, избранного на Оксфордской конференции, одобрила предложенную на рассмотрение резолюцию о слиянии с движением «Жизнь и деятельность» («Проект 35-и») и также делегировала в его состав 7 своих представителей и их заместителей. Ими были: преподобный Дж. Ф. Барбур (Дж. Г. Кохберн), профессор И.Г. Беркель Ван дер Шпренкель (проф. Бела Вашади), архиепископ Кентерберийский Д. Фишер (каноник Л. Ходжсон), проф. Г. Флоровский (архимандрит Кассиан (Безобразов)), епископ Фугльзанг-Дамгаард (епископ И. Бриллиот), преподобный Дж. Г. Пид-жен (Джон А. Маккэй), преподобный А.Г. Вентц (епископ Окснэм).

Поскольку Оксфордская конференция «Жизни и Труда» и Эдинбургская конференция «Веры и церковного устройства» на своих заседаниях одоб-

рили решение о взаимной интеграции и выделили по 7 представителей для осуществления работы по взаимному сближению на период до созыва всеобщего форума, образовался «Эдинбургский постоянный комитет» экуменического совета церквей или Учредительный «комитет 14-ти». Из 14 человек 8 были из англо-саксонских стран70 .

На своём первом заседании в Лондоне в августе 1937 г. Учредительный «Комитет 14-ти» высказался за созыв консультативной совещательной конференции.

Следует отметить, что к 1937 г. такие мощные экуменические организации, как, например, Всемирная студенческая христианская федерация (союз) (ВХСС), значительно окрепли. Так, ВХСС к этому времени имела в 45 странах 3113 обществ, объединенных в 23 национальных союза с 300 000 членов (в т.ч. в США - 170 000). Из них одновременно 110 000 человек являлись членами УМСЛ, а 130 000 человек - членами YWCA. До 15 000 человек пошло в миссионеры71 .

9-12 мая 1938 г. в Утрехте (Голландия) прошла консультативная совещательная конференция (расширенное заседание) Учредительного «Комитета 14-ти». Всего здесь присутствовало 75 человек под руководством Темпла, Мотта и Виллема Адольфа Виссерта Хуфта. В отличие от предшествующих заявлений о слиянии различных экуменических направлений на данном форуме уже было принято решение о создании содружества церквей и его единого экуменического центра - Всемирного совета церквей (ВСЦ).

Название «Всемирный совет церквей» предложил Генеральный секретарь Федерального совета церквей Христа США Сэмюэль Мак Крей Каверт, являвшийся одним из авторов «Проекта 35-и»72.

Конференция приняла три основных решения: сделать ВСЦ всемирной организацией, объединить вместе движения Веры и порядка и Жизни и деятельности и создать христоцентрический базис73 .

Была выработана Конституция или Положение (Устав) о Всемирном совете (или совещании) церквей, предложенная к утверждению на предстоящей первой же Всемирной конференции (ассамблее) экуменического движения74. «Положение» (или богословский базис) предусматривало, что: в ВСЦ могут участвовать все церкви, которые «признают Господа нашего Иисуса Христа Богом и Спасителем», ВСЦ продолжает работу двух всемирных движений: «Вера и Устройство» и «Жизнь

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

и Деятельность» и имеет задачей облегчать сотрудничество церквей и поддерживать совместную работу, содействовать росту экуменического сознания среди членов отдельных церквей, устанавливать связи с вероисповедальными федерациями всемирного характера и с отраслями экуменического движения, созывать всемирные конференции. ВСЦ должен был находиться в контакте с конфессиональными всемирными организациями церквей и с христианскими движениями, как, например, большие организации молодежи, «Всемирный Союз Международной Дружбы через посредство Церквей» и «Международный Миссионерский Совет»75 .

Первоначально этим документом устанавливалось, что общие собрания устраивать через каждые 5 лет, при этом число членов их не должно было превышать 450. При этом места распределялись следующим образом: 85 мест для всех православных церквей, 110 для церквей континентальной Европы, 60 для церквей Великобритании и Ирландии, 90 для церквей США и Канады, 50 для Азии, Африки и Латинской Америки, 25 для Южной Африки, Австралии и др. При этом одна треть мест должна была быть предоставлена мирянам. Центральный Комитет первоначально должен был состоять из 90 членов, по назначению церквей. Православным уделялось 17 мест. Комитет собирается раз в год, но между заседаниями общие собрания вели всю его работу, ведали бюджетом и расходами общего собрания им назначенные и избранные из среды членов должностные лица76 .

«Положение» было разослано от имени «Коми -тета 1 4-ти» всем церквам, участвовавшим в Эдинбургской и Оксфордской конференциях, с письмом для рассмотрения и утверждения.

Конференция обратилась с просьбой к «Комитету 1 4-ти» стать Временным подготовительным комитетом Всемирного совета церквей77 или Предварительным комитетом ВСЦ в процессе подготовки. Был рассмотрен и утверждён состав Временного комитета для ведения всех дел и организации единой конференции78. В его состав было дополнительно кооптировано некоторое количество деятелей мирового экуменизма, назначенных руководящими деятелями движений «Жизнь и деятельность» и «Вера и устройство». Но члены обновлённого комитета фактически представляли не только два упоминавшихся течения, но и «Всемирный Союз для дружеской работы церквей», ММС

и другие организации. Так, членами комитета ВСЦ стали два лидера ММС: Мотт и Патон.

13 мая 1938 г. состоялось первое заседание этого комитета. Было избрано пять сопредседателей комитета: архиепископ Кентерберийский Вильям Темпл, д-р Марк Бегнер, президент Федерации протестантских церквей Франции, д-р теологии митрополит Герман (экзарх Константинопольского патриархата и архиепископ всех греко-православных приходов Западной Европы), д-р Джон Р. Мотт, президент Христианского союза Молодых людей и других юношеских мировых союзов, а также председатель Международного Миссионерского Совета, от методистской Епископальной церкви США и Генеральный секретарь д-р Виссерт Хуфт, голландец, пастор Реформатской церкви Нидерландов профессор Женевского богословского факультета, родившийся в Нидерландах79 , с 1931 г. являвшийся Генеральным секретарём Всемирной христианской студенческой федерации80 .

Помощниками Генерального секретаря ВСЦ стали: д-р. Уильям Патон и д-р Генри Смит Лей-пер. Так в мае 1938 г. в Утрехте образовалась новая организация - ВСЦ. К выполнению своих обязанностей приступили три секретаря в Женеве и занятые неполный рабочий день секретари в Нью-Йорке и Лондоне. Бюджет Совета состоял около 30 тысяч долларов, а его аппарат размещался в

 

9 комнатах81 .

В августе 1938 г. «Положение о ВСЦ» было одобрено «Эдинбургским постоянным комитетом» и тем самым окончательно вступило в силу82.

С 12 по 29 декабря 1938 г. прошла вторая кон -ференция (расширенная сессия) Международного миссионерского совета в местечке Тамбарам, недалеко от Мадраса в Южной Индии. На сессии присутствовало больше делегатов, чем в последующем даже в амстердамской ассамблее ВСЦ в 1948 г. Здесь чуть более половины официально приглашённых делегатов составляли представители «молодых церквей». На этом форуме был впервые поставлен и обсуждён вопрос об интеграции ВСЦ и ММС83.

Разработка статуса ВСЦ была продолжена на второй сессии (заседании) временного комитета ВСЦ в Сен-Жермене в январе 1939 г.84. Кроме того, сессия занималась вопросом привлечения к движению Римско-католической церкви. Но эти попытки не увенчались успехом. В результате письменного обмена мнений обе стороны согла-

сились вести в будущем неофициальные совещания по интересующим их вопросам85. Было решено созвать I Генеральную ассамблею ВСЦ в августе 1941 г.86. В это время в экуменическом движении принимали участие уже 55 церквей87.

24 июля - 2 августа 1939 г. проходила первая Всемирная конференция христианской молодежи в Амстердаме, организованная всеми тремя молодёжными христианскими организациями (УМСЛ, YWCA и ВСХФ) при содействии: ММС, Всемирной ассоциации воскресных школ, Международного общества христианских устремлений, комитета продолжения движения «Вера и устройство» и в рамках движения «Жизнь и деятельность»88 .

Конференция выявила прогресс в понимании экуменических задач как со стороны мирских организаций, так и со стороны церквей. На ней были приняты планы в отношении организации постоянных институтов молодёжных организаций и движений. Но начало мировой войны заставило отложить их реализацию до следующей всемирной кон -ференции.

Однако начало новой мировой войны помешало планам создания единой экуменической организации. Уже после мировой войны полностью оформляются экуменические структуры. Однако период становления экуменизма в 1930-е гг. заложил основные принципы и формы деятельности экуменического движения.

Примечания

1 РГАСПИ. Ф.17. Оп. 132. Д. 9. Л 50.

2 ЖМП. 1963. J№ 8. С. 42.

3 АЗС. Краткая записка по истории экуменического движения. 1959. Машинопись. (Б-ка Моск. Духовной Академии и Семинарии). С. 33.

4 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 143. Л. 187.

5 РГАСПИ. Ф.17. Оп. 132. Д. 9. ЛЛ. 49-49 об.

6 ГАРФ. Ф. 6991 Оп. 1. Д. 1007. Л. 19.

7 Неделя молитв о христианском единстве // ЖМП. 1961. J№ 2. С. 79.

8 Евлогий (Георгиевский), митроп. Путь моей жизни. Воспомин. - М., 1994. - С. 338-339.

9 РГАСПИ. Ф.17. Оп. 132. Д. 9. Л. 49 об.

10 АЗС....С. 27.

11 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 143. Л. 187.

12 Там же. Д. 144. Л. 40.

13 Documents on Christian Unity 1920 - 1930, ed. G. K. A. Bell, London. Oxford UP. 1955. PP. 1-5.

14 Цит. по: Moorman. J A History of the Church in England. P. 420.

15 ГАРФ. Ф. 6991. Оп.1. Д. 445. Л. 1.

16 АЗС. ... С. 19.

17 А.В.К. Об экуменическом движении и Всемирном Совете Церквей // Братский вестник (БВ). - 1977. -№ 2. - С. 21.

18 ГАРФ Ф. 6991. Оп. 1. Д. 446. Л. 183.

19 РГАСПИ. Ф.17. Оп. 132. Д. 9. Л. 54 об.

20 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 143. Л. 187.

21 Там же. Д. 445. Л. 108.

 

22 Там же. Д. 446. Л. 185.

23 Гордиенко Н.С. Современный экуменизм: Движение за единство христианских церквей. - М., 1972. -С.192.

24 РГАСПИ. Ф.17. Оп. 132. Д. 9. Л. 50 об.

25 АЗС. ... С. 34.

26 The Stockholm Conference 1925: Official Report of the Universal Christian Conference on Life and Work held in Stockholm, 19-30 August 1925, Bell, G. K. A. (ed.). London, Oxford University Press. 1926.

27 Рига Сандр. Призыв. - М., 2002. - С. 16.

28 Brent, Charles Henry: Understanding: being an Interpretation of the Universal Christian Conference on Life and Work, held in Stockholm, August 15-30 1925. London. 1926.

29 РГАСПИ. Ф.17. Оп. 132. Д. 9. Л. 50 об.

30 А.В.К....// БВ. - М., 1977. - № 2. - С. 21-22.

31 АЗС. ... С. 34-35.

32 ГАРФ. Ф. 6991. Оп.1. Д. 445. Л. 108.

33 РГАСПИ. Ф.17. Оп. 132. Д. 9. Л. 50 об.

34 The Stockholm Conference 1925: Official Report. ed. G.K.A. Bell, London, Oxford University Press. 1926. P. 741745.

35 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 143. Л. 187.

36 Там же. Д. 144. Л. 64.

37 Там же. Д. 445. Л. 109.

38 Арсеньев Н. Лозаннская конференция // Путь. -1928. - № 10, апр. - С. 102-111.

39 ГАРФ. Ф.6991. Оп.1. Д. 445. Л. 109.

40 РГАСПИ. Ф.17. Оп. 132. Д. 9. Л. 49 об.

41 А.В.К. .// БВ. - 1977. - № 2. - С. 20.

42 Faith and Order: Proceedings of the World Conference, Lausanne 1927. ed. H. N. Bate, London. 1927, PP. 469.

43 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 445. Л. 109.

44 Арсеньев Н. Движение к единению христианских церквей и проблема современного мира // Путь. - 1931. - № 31, декабрь. - С. 76-88.

45 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 143. Л. 187.

46 Там же. Д. 445. Л. 109.

47 Там же. Л. 108.

48 Там же. Д. 446. Л. 186.

49 Цит. по: АЗС. ... С. 35-36.

50 Оллард С. Л. Англо-католичество // Путь. - М., 1992.

 

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

51 ГАРФ. Ф.6991. Оп. 1. Д. 445. Л. 108.

52 Там же. Л. 109.

53 Там же.

54 Там же.

55 Там же. Л. 110.

56 РГАСПИ. Ф.17. Оп. 132. Д. 9. Л. 53.

57 Опыт экуменизма. Изд. Л .В. Ромё. «Ньюмен пресс», Вестминстер-Мэриленд. Пер. б.г. МДА. Машинопись. С. 117.

58 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 143. Л. 187.

59 Гордиенко Н.С. Современный экуменизм. С. 192.

60 РГАСПИ. Ф.17. Оп. 132. Д. 9. Л. 51.

61 Елена, монахиня. Проф. протоиерей Сергий Булгаков. (1871-1944). // Булгаков Сергий., прот. Из памяти сердца. Сб. Автобиограф. прозы. - Орёл, 2001. - С. 278.

62 РГАСПИ, Ф.17. Оп. 132. Д. 9. Л. 51.

63 The Oxford Conference: Official Report, ed. J. H. Oldham, Chicago, Willett, Clark & Co. 1937. PP. 151-159.

64 Тихон, игумен, Никитин В. Экуменическое движение и РПЦ до ее вступления в ВСЦ // ЖМП. - 1983. -№ 12. - С. 65.

65 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 143. Л. 187.

66 РГАСПИ. Ф.17. Оп. 132. Д. 9. Л. 50.

67 The Second World Conference on Faith and Order held at Edinburgh, August 3-18, 1937. Hodgson, Leonard

(ed.), London, SCM, 1938. PP. 15-23.

68 Там же. PP. 224-227.

69 Там же. PP. 275-276.

70 ГАРФ. Ф. 6991. Оп.1. Д. 445. Л. 110.

71 РГАСПИ. Ф.17. Оп. 132. Д. 9. Л. 54 об.

72 Райзер К. Экуменическое движение и ВСЦ сегодня: Вступительные мысли. Выступл. в Моск. духовной академии. 1998, февр. МДА. Машинопись. С. 5.

73 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 501. Л. 145-147.

74 Там же. Оп. 1. Д. 445. Л. 110.

75 РГАСПИ. Ф.17. Оп. 132. Д. 9. ЛЛ. 53-53 об.

76 Там же. Л. 53 об.

77 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 501. Л. 144.

78 РГАСПИ. Ф.17. Оп. 132. Д. 9. Л. 53.

 

79 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 35. Л. 56.

80 Никитин В. А. Памяти д-ра Виссер“т Хоофта // ЖМП. - 1986. - № 12. - С. 63.

81 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 501. Л. 144.

82 РГАСПИ. Ф.17. Оп. 132. Д. 9. Л. 95 об.

83 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 143. Л. 187.

84 Там же. Л. 133 об.

85 Там же. Д. 445. Л. 111.

86 Там же. Д. 144. Л. 82.

87 Там же. Д. 445. Л. 111.

88 Там же. Д. 446. Л. 186.

V.A. LIVTSOV

FORMING OF THE ECUMENICAL MOVEMENT IN THE 1920»S - 1930»S E. G.

The article is devoted to the problem forming of the ecumenical movement in the 1920»s - 1930»s e. g. This question has been much discussed in recent years, but today we have only few historical works. This article is based on the materials of the State Record Office of Russian Federation and Russian State Record Office of Modern History. It is devoted to the mechanisms the genesis of the ecumenical movement

Key words: Еcumenism, ecumenical movement, church.