Мельник А. Г. Социальные функции св. Сергия Радонежского в XV—XVI вв.

В эпоху Древней Руси было распространено устойчивое пред­ставление о том, что Бог через посредство святых исполняет чаянья отдельных людей и целых сообществ. Иначе говоря, усопшие подвиж­ники благочестия тогда наделялись качествами активных субъектов реальной действительности, выполнявших конкретные социальные функции[1]. Могут возразить, что данные так называемые функции отно­сятся к миру воображаемого. Однако люди того времени верили в эф­фективность действий святых в реальном мире и основывали на этой вере многие свои решения и поступки. Поэтому тогда указанные функ­ции представляли собой существенный фактор социальной истории, который нуждается в тщательном изучении.

 

Рассмотрим основные социально значимые функции св. Сергия Радонежского в XV-XVI вв. Ранее в науке было уделено внимание исто­рии формирования представления о преп. Сергии как о заступнике Русской земли[2]. Однако специально и со столь определенной поста­новкой вопроса, как в предлагаемой работе, тема социальных функций данного святого не рассматривалась. Для ее раскрытия ниже будут под­вергнуты анализу опубликованные редакции Жития Сергия Радонеж­ского (далее — Житие), тексты посвященных ему служб (далее — Служ­ба), летописи и акты.

 

Одна из первейших функций преп. Сергия состояла в покрови­тельстве основанному им Троицкому монастырю и его насельникам. Это достаточно отчетливо обозначено в обращенных к усопшему под­вижнику словах составленного Пахомием Сербом Жития: «Тем же, о честныи отче, поминаи нас въ святых своих молитвах, вемы бо извест­но, яко имаши дръзновение къ Святеи Троици, помяни стадо, его же поты своими събра, и не забуди, посещаа чад своих всегда, не презри иже верою и любовию чтущих тя, но приими, иже от устнъ наших при­носимое ти моление, яко чадолюбный отец, яко да и мы сподобимся небеснаго царьства о Христе Исусе, о господе нашем»[3].

 

Другая важнейшая функция преподобного состояла в исцелении больных. Житие приписывает ему осуществление таких исцелений еще при его жизни[4]. Около 1442 г. к основной части Жития были до­бавлены описания посмертных чудес (далее — Чудеса)[5], в которых ука­занная функция св. Сергия обозначена не менее определенно. Все эти Чудеса следуют после рассказа об обретении мощей св. Сергия в 1422 г. и помещении их некоторое время спустя в раку, установленную в но­вой каменной Троицкой церкви: «Тако в неи положищя в раце честное и многоцелебное тело святого, непрестанно точящи исцелениа прихо­дящим с верою и до сего дни»[6].

 

В Чудесах повествуется о том, как у раки преподобного или по мо­литве к нему исцелились расслабленные, не способные двигаться, беснующиеся, слепые, имевшие «прикорченную» руку (контрактура — А. М.), страдавшие немотой, мучившийся от зубной боли, немощный[7]. Один человек получил исцеление от болезни ног, опустив их в воду ис­точника Сергия на территории Троицкого монастыря[8]. Другой, стра­давший «чревным» недугом, выздоровел, употребляя хлеб от братской трапезы той же обители[9]. Могущественным целителем преподобный представал и в XVI в., о чем свидетельствует описанное летописями под 25 сентября 1554 г. исцеление женщины от слепоты («простилъ чюдотворць Сергий жену Домну...») в Троицком монастыре, в котором в этот день присутствовал царь Иван IV[10]. 1558 г. датированы рассказы об исцелениях трех человек в той же обители[11].

 

В Службе на память преп. Сергия 25 сентября (день преставле­ния), составленной Пахомием Сербом между 1440 и 1459 гг.[12], препо­добный обозначен как опора монашеству и всей русской церкви — «основание неколебимо церкви, иночьствующим оутвръжение, Сергие досточюдне»[13]; как целитель недужных[14] — «на недоузехъ различных исцелениа благодать тебе даровася»[15]; как помощник князю в военных действиях против внешних врагов — «милостивно князю победу кре- стоносцю подаа»[16] или «молитвою князя въоруживъ варвары победити, хвалящися отечество твое разорити»[17]. Время составления Службы Сер­гию на 5 июля — день обретения его мощей — не известно. Но в нача­ле XVI в. она уже существовала[18]. В данной Службе представлены те же функции, что и в названной выше пахомиевской[19].

 

В 1448 г. обозначилась новая функция св. Сергия, никак не фи­гурирующая в его Житии. Теперь он стал восприниматься как гарант заключавшихся государственных договоров. В начале этого года в ходе междоусобной войны московского княжеского дома великий князь Ва­силий II Темный и можайский князь Иван Андреевич заключили дого­вор, в утвердившей его докончальной грамоте говорилось:

 

«А на сем на всем целовали есьмы ч(е)стны и животворящи кр(е)- стъ, што нам жити и правит (и) по сему кр(е)стному целованью, и на­шим детем, по докончалным грамотам, и по сеи грамоте, и до живота.

 

А о всем поставили есмя на собя свидетеля и вседержителя г(оспо)- да б(о)га, и пр(е)ч(и)стую его б(о)гоматерь, и с(вя)тых великих чюдо- творцев, с(вя)т(ы)х, великог(о) с(вяти)т(е)ля Никулу, и с(вя)т(о)го Петра митрополита, и с(вя)т(о)го Леонтея, епискупа ростовског(о), и с(вя)тых и преподобных старцев Сергея и Кирила, и м(о)л(и)тву с(вя)тых роди- телеи наших, от(е)ць, и дед, и прадед наших, великих кн(я)зеи.

 

А к тому ввели есмя по собе на обе стороны брата нашего, велико- г(о) кн(я) зя Бориса Александрович(а) тферскаго, и свою сестру, а его великую кн(я)г(и)ню, Настасью, и свою братью молодшюю, кн(я)зя Ми­хаила Ондреевич(а) и кн(я) зя Василья Ярославич(а).

 

А хто нас порушит се наше докончанье и сию нашу утверженную грамоту, и кр(е)стное целованье по докончалным грамотам и по сеи грамоте не исправит, ино на том, на виноватом, не будет м(и)л(о) сти б(о)жьеи и пр(е)ч(и)стое его б(о)гоматери, и м(о)л(и)тов великих чюдотворцев и с(вяти)т(е)леи Николы, и Петра, и Леонтея, и преподоб­ных старцев Сергея и Кирила, и м(о)л(и)твы с(вя)тых родителеи наших, благородных и благоверных великих кн(я)зеи, в сеи век и в будущи»[20].

 

Как видим, Сергий Радонежский наряду со святыми Николой Чу­дотворцем, Петром митрополитом, Леонтием Ростовским и Кириллом Белозерским, совместно с Богом и Богоматерью представлен в этом до­кументе в качестве гаранта важного политического соглашения.

 

В том же качестве преп. Сергий фигурирует и в грамотах XVI в., которые призваны были выразить преданность знати великим князьям и царям[21]. Например, в грамоте, данной в 1505 г. казанским царевичем Петром Ибраимовичем великому князю Василию III, содержится сле­дующая характерная формула: «А что учиню не по тому, какъ въ сей грамоте писано: ино не буди на мне милости Божиее и пречистые его Матери, и великихъ чюдотворецъ Петра Митрополита и Алексеа Ми­трополита, и Леонтиа Архиепископа Ростовского, и преподобныхъ от- ецъ Сергиа и Кирила и Варлама...»[22].

 

В датированной концом 1448 г. окружной грамоте митрополита Ионы, обращенной «к княземъ, и паномъ, и бояромъ, и наместникомъ, и воеводамъ и всему купно христоименитому Господню людству», вы­сказано осуждение противнику великого князя Василия Темного кня­зю Дмитрию Шемяке и объявлено предупреждение всем возможным врагам московской власти: «а иметь ли что думати, или починати кото­рое лихо на своего брата старейшего на Великого Князя, и на христи­анское нестроение и кровь, не буди на немъ милости Божией, ни Пре­чистые его Богоматери, и Великаго Чюдотворца Николы, и святыхъ Чюдотворець Петра и Леонтиа, и преподобныхъ Отецъ Сергиа и Ки- рила, и благословениа всех Владыкъ, и архимандритовъ и игуменовъ, и священниковъ и иноковъ и всего великого Божия священства, ни въ си векъ ни въ будущий»[23].

 

В данном случае преп. Сергий вместе с другими избранными свя­тыми представлен в роли помощников в борьбе московского великого князя и союзной ему церкви с их политическими противниками. Та­кой же функцией преп. Сергий наделен в послании митрополита Ионы (между 1448-1449 гг.), призывающего сторонников князя Дмитрия Ше- мяки прекратить борьбу против великого князя Василия II[24].

 

Следовательно, с 1448 г. св. Сергий обрел функцию покровитель­ства над московскими великими князьями. В последующем, до конца XVI в., эта функция оставалась одной из наиболее актуальных в культе преподобного. Она ясно обозначалась в упомянутых выше проклятых грамотах[25].

 

С данной функцией тесно связана и функция преподобного как заступника Русской земли. Эта черта культа святого специально рас­смотрена Д. Миллером, который показал, что св. Сергий в качестве упомянутого заступника стал фигурировать в летописях и Житии, на­писанном Пахомием Логофетом, с 1430-х годов[26]. Речь идет о благосло­вении святым великого князя Дмитрия Донского на борьбу с ордын­цами. При этом Д. Миллер оговорился: «В действительности трудно сказать, когда между победой над татарами в 1380 г. и появлением Ле­тописной повести и первой пахомиевской редакции жития возникла концепция Сергия-заступника»[27]. Далее автор пишет: «Чтобы понять, как культ Сергия-заступника развивался в течение XV и первой поло­вине XVI века, нам нужно исследовать, с одной стороны, освещение со­бытий 1380 года в различных памятниках и, с другой, обращались ли люди к Святому тогда, когда новые враги угрожали русской земле»[28].

 

И в ходе дальнейшего исследования он пришел к выводу, что «до середины XVI века образ святого Сергия-заступника связывался толь­ко с событиями 1380 г. Летописи, написанные до 1550-го г., например, не связывают Святого с «стоянием» на реке Угре в 1480 г. Когда в этом году Архиепископ Ростовский, и бывший игумен Троицы, Васиан Рыло в письме призвал Ивана Васильевича сопротивляться татарам, он по­дал Великому Князю пример его прародителя Дмитрия Донского. В Со­фийской второй летописи, которая так же, как и Львовская летопись, отражает свод 1518 г., запись о столкновении на Угре следует за пись­мом. В записи сказано, что Иван с Божьей помощью победил, благодаря молитвам Св. Богоматери. Однако ни в письме, ни в записи не сказано, что Преподобный Сергий сыграл роль в победе»[29].

 

Но достаточно расширить круг источников — и данное утверж­дение Д. Миллера оказывается опровергнутым. Так, в самом раннем списке упомянутого послания на Угру Вассиана Рыло 1480 г. представ­лен следующий состав небесных покровителей московского государя и русского воинства: «С сими же всеми да будет милость великаго Бога Господа нашего Исус Христа, молитвами пречистыя его матере и всех святых и великих чюдотворець земли нашеа, пресвященных митропо­лит русскых Петра, Алексея и Ионы, и Леонтия, епископа ростовскаго, чюдотворца Исаиа и Игнатиа и преподобных и богоносных отець на­ших Сергиа, Варлаама и Кирила и прочих...»[30].

 

В тот же кризисный момент 1480 г. от лица духовенства, возглав­ляемого московским митрополитом Геронтием, было составлено со­борное послание на Угру великому князю Ивану III (1462-1505). Значи­тельная часть этого послания как раз посвящена молению о небесной помощи великому князю и русскому воинству: «Мы же, господине и сы­ну, благодарим и молим Господа Бога и его Пречистую Богоматерь и просим неизреченных щедрот великия его милости, еже о пособле- нии и о укреплении твоего на них благороднаго ополчения и всего вашего христолюбиваго воиньства православных людей...»[31]. Далее на­званы многочисленные святые, призванные помочь московскому госу­дарю и его войску одолеть врага. И среди них фигурирует св. Сергий[32].

 

Таким образом, преп. Сергий Радонежский не в середине XVI в. при царе Иване IV, как полагает Д. Миллер, обрел статус заступника Русского государства, а много раньше, еще около 1480 г. В данной свя­зи следует отметить, что предложенное Д. Миллером определение св. Сергия как заступника Русской земли и Русского государства слишком суммарно. Ниже мы увидим скрывающийся за этим определением це­лый спектр функций.

 

В частности, перед военным походом на Новгород в 1477 г. по ука­занию великого князя Ивана III и митрополита Геронтия устраивают­ся молебны по всем церквам Москвы, монастырям ее окрестностей и у гробниц святителей Петра, Алексея и Ионы, а также у гробницы св. Сергия Радонежского в Троице-Сергиевом монастыре[33]. В этом случае помощниками в военных действиях великого князя представлены три московских святителя и преподобный Сергий. Они призваны были спо­собствовать победе Московского княжества над Новгородом. Значит, до образования единого Русского государства Сергий Радонежский и упо­мянутые святые могли мыслиться как заступники не всей Русской зем­ли, а лишь одного великого княжества Московского.

 

Своим покровителем на войне против внешних врагов России счи­тал св. Сергия согласно летописи и московский великий князь Василий III (1505-1533). Так, в июне 1518 г. он «благословился у отца своего Варлама митрополита и поехалъ къ Живоначалной Троици въ монастырь препо- добнаго Сергия чюдотворца помолитеся и благословитися, хотя поити на свое дело на своего недруга Жихъдимонта короля Полскаго»[34]. Ясно, что Василий III молил святого о победе над этим своим врагом.

 

В списках Службы XVI в. св. Сергий представлен таким же помощ­ником русским царям — «молим тя молися преподобне победы дарова- ти на врагы царемъ нашимъ»[35].

 

По мнению московского митрополита Макария, св. Сергий со­вместно с рядом других святых должен был помочь царю Ивану IV завоевать Казань в 1552 г.[36] На помощь преподобного под Казанью рассчитывал и сам царь, что выразилось в устройстве по его прика­зу посвященных им походных церквей, в которых он молился во вре­мя военных действий[37]. В богомольной грамоте 1562 г. царя Ивана IV выражена надежда на помощь «християнскому воинству» архангелов, ангелов, великомучеников и святых, среди которых фигурирует Сер­гий Радонежский[38]. В список святых, которые, по мнению Ивана IV, по­могли ему завоевать Полоцк в 1563 г., входил и св. Сергий[39]. На Сергия Радонежского полагался на войне и царь Борис Годунов (1598-1605)[40]. Патриарх Иов в послании 1598 г. тому же царю в связи с военными дей­ствиями против крымских татар назвал св. Сергия среди святых, кото­рые должны помочь русскому воинству[41].

 

Согласно Житию, Сергий защитил одного русского воина от гнав­шихся за ним татар после боя, в котором «все воиньство христианьское побежьдено бысть от поганых»[42]. Следовательно, преподобный мог по­читаться не только как ходатай перед Богом за все русское воинство, а и как покровитель каждого воина в отдельности.

 

Еще одну функцию св. Сергия ярко характеризует следующий летописный рассказ, помещенный под 1521 г., но составленный в се­редине XVI в.[43] Крымский «безбожный царь Магмет-Гирей» с большой силой пошел к Москве и был уже у Коломны. Великий князь стал соби­рать войска, уйдя из Москвы в Волоколамск. Тогда было видение некой слепой инокине московского Вознесенского монастыря. Ей предстали святители Петр, Алексий, Иона и Леонтий Ростовский, покидающие Московский Кремль с чудотворной иконой Богоматери Владимирской. Но тут явились преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутын- ский и умолили святителей не оставлять своей паствы, чтоб они умо­лили Богородицу и Бога «праведный его гнев на милость претворити»[44]. В данном примере св. Сергий представлен как покровитель и защитник Москвы.

 

Теперь мы видим, что за концепцией Сергия-заступника Русской земли, сформулированной Д. Миллером, скрывается целый ряд функ­ций: покровительство московским великим князьям и позже царям; покровительство Москве, Московскому княжеству и затем всему Рус­скому государству; покровительство сначала московскому, а потом все­му русскому воинству в борьбе с внешними врагами; покровительство отдельным русским воинам.

 

В послании 1471 г. митрополита Филиппа великому князю Ивану III святые призваны помочь в заступничестве этого архиерея за опаль­ных новгородцев перед высшей властью: «Ты, сыну, Господарь, смилуйся о нихъ по ихъ челобитию... А милость Божия на тебе и его Пречистыя Богоматери молитвы, и великыхъ Святителей и Чудотворець Николы и Петра и Алексея и Леонтия, и святыхъ Преподобныхъ Чудотворець Сергия и Варлама и Кирила...»[45].

 

Особый интерес для избранной темы представляет Служба Сер­гию на 25 сентября, содержащаяся в Минее, написанной в Москве в 1505 г. известным книгописцем Михаилом Медоварцевым[46]. В отличие от Службы, приписываемой Пахомию Сербу, эта Служба более развер­нута, и в ней старые функции св. Сергия существенно переосмыслены, и сформулированы новые функции. Вот их общий перечень: Сергий — «всего мира молебникъ и заступникъ и страж от иноплеменниковъ»; Сергий — «Савы Освященнаго устава наследникъ»; Сергий — «Феодосия общему житию ревнитель непороченъ»; Сергий — «пастырь Х(ристо) ва стада изряденъ»; Сергий — заступник «всех призывающих и имя его с(вя)тое въ всякых скръбехъ»; Сергий — «священником образ сугубой»; Сергий — князьям и воеводам «крепос(ть) противу ратных къ оплъче- нию»; Сергий — воинам «храбрая дерзос(ть) на врагы иноплеменных»; Сергий — «плавающим окормитель пречюденъ явис(я) направляя въ пристанища тихая»; Сергий — «плененым свободитель»; Сергий — «му­жем и женамъ целомудрию наказатель премудръ»; Сергий — «юношам и д(е)вамъ образъ д(е)вьства показася»; Сергий — «м(о)л(и)твою своею къ Б(ог)у и къ пр(е)ч(и)стеи Б(огороди)ци всем недужным исцеление дарова съ верою приходящим къ чюдотворному его гробоу и прика- сающися ч(е)стных мощей его очима и темены, и руками обьемлюще ч(е)стную раку его»[47].

 

В настоящее время трудно сказать, когда была составлена эта но­вая Служба, но вряд ли много раньше конца XV — начала XVI в. То есть именно в период образования единого Русского государства происхо­дило переосмысление значения культа св. Сергия. Теперь некая часть русского общества стала воспринимать его как абсолютно могуще­ственного святого. Характерно, что в описаниях новоявленных чудес Сергия, составленных в середине XVII в., присутствуют и рассказы о спасении этим преподобным людей, терпевших бедствие на море[48], а также — тонувших в реке[49].

 

В XVI в. св. Сергий обрел функцию помощи в деторождении. В Ни­коновской летописи описано, как великая княгиня Софья Палеолог вы­молила у раки с мощами св. Сергия себе сына, который впоследствии стал великим князем Василием III[50]. Но это описание было составлено лишь в XVI в.[51] Летописец и автор повести о болезни и смерти Васи­лия III вложили в уста этого государя слова о том, что его сын, наслед­ник престола Иван IV, также появился на свет благодаря помощи св. Сергия — «дал Богъ и великий чюдотворецъ Сергий мне вашимъ моле- ниемъ и прошениемъ сына Ивана»[52]. Вероятно, с просьбами о помощи в чадородии к св. Сергию обращались и другие люди.

 

Летописи отмечают крещение великокняжеских сыновей в Тро­ицком монастыре у раки св. Сергия. В 1479 г. в этой обители был кре­щен сын великого князя Ивана III Василий[53], будущий великий князь московский. В 1533 г. уже сам Василий III участвовал в названном мо­настыре в крещении своего сына Ивана, будущего царя Ивана IV[54]. В 1553 г. последний крестил своего первенца Димирия «у чюдотвор- ныхъ мощей» преп. Сергия Радонежского[55]. Можно предположить, что и другие жители России того времени крестили своих детей у раки данного святого.

 

Для понимания того, какой смысл видели люди в этом акте, важен следующий летописный рассказ о крещении сына Василия III Ивана в Троицком монастыре в 1533 г. После совершения процедур крещения в купели и внесения младенца Ивана в алтарь Троицкого собора ве­ликий князь Василий III «вземъ новопросвещенное чадо и положи его во честную раку на целбоносныя мощи святаго Сергиа, глаголя бла- годарьственыя глаголы со многими слезами, и молитвою прилежною помолися сице: «о преподобный светилниче чюдотворивый Сергие! ты отцемъ отецъ и со дръзновениемъ предстоиши святей Троицы и мо­литвою твоею даровалъ ми еси чадо, ты и соблюди его невредна отъ всякаго навета вражиа видимаго и невидимаго, ты осени его молит­вами твоими святыми и снабди его, преподобне, донележе устрабится, и тогда, Богомъ соблюдаемъ, своими усты въздасть Богу и твоимъ мо- литвамъ похвалу и благодарение; аз бо по Бозе всегда къ тебе прибегаю и все упование мое на твое ходатайство възлагаю, моли о насъ святую Троицу единосущную, да подасть намъ егоже надеемся!». И тако скон- чавъ молитву, мало уступивъ от раки. Игуменъ же вземъ отроча отъ ра­ки и со многимъ благоговениемъ вдасть его на руце самодръжавному отцу его.»[56].

 

Данный ритуал и особенно цитированные выше слова «Сергие! ты отцемъ отецъ и со дръзновениемъ предстоиши святей Троицы и мо­литвою твоею даровалъ ми еси чадо, ты и соблюди его невредна отъ всякаго навета вражиа видимаго и невидимаго, ты осени его молит­вами твоими святыми.» прямо свидетельствуют, что св. Сергий вос­принимался как небесный заступник крещеного у его мощей младен- ца[57]. И, надо полагать, преподобный считался таким же заступником не только этого, а и всех остальных детей, крещеных у его раки, и оста­вался таковым на протяжении всей их жизни. Это еще одна социальная функция Сергия Радонежского.

 

Подведем итоги. Святой Сергий в XV-XVI вв. постепенно обрел следующие функции: он воспринимался как покровитель и защитник основанного им Троицкого монастыря, Москвы, Московского княже­ства, Русского государства, русской церкви, князей, царей, русского мо­нашества, русского воинства, крещеных у его раки людей; он считался целителем больных, помощником в деторождении, гарантом заключав­шихся договоров и соглашений.

 

Следует подчеркнуть, что лишь часть из названных функций обо­значилась в начале формирования культа преподобного. Остальные же святой обрел в ходе последующей истории. Тенденция просматрива­ется вполне определенная: чем более общественно значимым святым становился Сергий, тем более широким спектром функций он наде­лялся. Очевидно, существовала и обратная связь: по мере расширения функций святого росла его социальная значимость. Особенно этот процесс усилился в эпоху становления единого Русского государства. На рубеже XV и XVI вв. была сделана попытка придать преподобному дополнительные функции: хранителя путешествующих по воде, спаси­теля попавших в плен, морального примера священникам, мужчинам и женщинам, юношам и дедушкам. Мы не знаем, в какой мере эти но­вые атрибуты культа Сергия были приняты обществом XVI в. Но и без них он воспринимался как необыкновенно могущественный святой, способный решить большинство жизненно важных проблем человека и государства того времени.

 

Теперь становится более ясным, что лежало в основе исключи­тельной популярности св. Сергия Радонежского во всех социальных слоях России XVI в.[58]

 



[1] Парамонова М. Ю. Святые правители Латинской Европы и Древней Руси: сравнительно­исторический анализ вацлавского и борисоглебского культов. М., 2003. С. 253-281; Мельник А. Г Социальные функции ростовских святых в XII-XVII веках // Историче­ские записки. М., 2008. Вып. 11 (129). С. 75-93.
[2] Миллер Д. Преподобный Сергий Радонежский, заступник Русской земли // Макариев- ские чтения. Почитание святых на Руси. Можайск, 1996. Вып. 4. Ч. 2. С. 16-26.
[3] Первая Пахомиевская редакция жития Сергия Радонежского // Клосс Б. М. Избранные труды. М., 1998. Т. 1. С. 374.
[4] Житие Сергия Радонежского // Памятники литературы Древней Руси. XIV — середина XV века. М., 1981. С. 360-366, 398-399.
[5] Клосс Б. М. Избранные труды. М., 1998. Т. 1. С. 168.
[6] Третья Пахомиевская редакция Жития Сергия Радонежского // Клосс Б. М. Избранные труды. М., 1998. Т. 1. С. 419.
[7] Там же. С. 422, 424-426, 429-431, 442, 445-453; Тихонравов Н. Древние жития препо­добного Сергия Радонежского. М., 1892. С. 86, 90-92, 95-100, 106-110.
[8] Третья Пахомиевская редакция... С. 423; Тихонравов Н. Древние жития преподобного... С. 87.
[9] Третья Пахомиевская редакция. С. 423; Тихонравов Н. Древние жития преподобного. С. 87-89.
[10] ПСРЛ. СПб., 1904. Т. 13. 1-я пол. С. 245; ПСРЛ. М., 2005. Т. 20. С. 552.
[11] Клосс Б. М. Избранные труды. С. 223.
[12] Яблонский В. Пахомий Серб и его агиографические писания. СПб., 1908. С. 13-17, 154­162; Прохоров Г. М. Пахомий Серб // СККДР. Л., 1989. Вып. 2. Ч. 2. С. 167.
[13] РГБ. Ф. 304. I. № 136. Л. 548.
[14] РГБ. Ф. 304. I. № 136. Л. 542 об., 547, 550, 550 об. Ф. 304. I. № 640. Л. 3.
[15] РГБ. Ф. 304. I. № 136. Л. 550.
[16] РГБ. Ф. 304. I. № 136. Л. 550.
[17] РГБ. Ф. 304. I. № 640. Л. 3 об.
[18] См.: Иларий, Арсений. Описание славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой лавры. М., 1878. Ч. 2. С. 182-183.
[19] РГБ. Ф. 304. I. № 568. Л. 258, 266-267 об., 269, 274; № 579. Л. 22, 28 об., 32 об.
[20] ДДГ. С. 151.
[21] Собрание государственных грамот и договоров. М., 1813. Ч. 1. С. 402, 404, 415, 422, 424, 427, 435, 442, 457, 563-564. (Далее - СГГД).
[22] Там же. С. 402.
[23] Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1841. Т. 1. С. 87. (Далее — АИ).
[24] Русский феодальный архив XIV — первой трети XVI века. М., 2008. С. 94.
[25] См. сноску № 20.
[26] Миллер Д. Преподобный Сергий Радонежский... С. 16-17.
[27] Там же. С. 18.
[28] Там же. С. 19.
[29] Там же. С. 22.
[30] Послание на Угру Вассиана Рыло // Библиотека литературы Древней Руси (далее — БЛДР). Вторая половина XV века. СПб., 2000. Т. 7. С. 398.
[31] АИ. С. 137-138.
[32] Там же. С. 137-138.
[33] ПСРЛ. М., 2004. Т. 25. С. 310-311.
[34] ПСРЛ. Т. 13. 1-я пол. С. 29.
[35] РГБ. Ф. 304. I. № 330. Л. 269.
[36] ПСРЛ. СПб., 1853. Т. 6. С. 309; ПСРЛ. СПб., 1906. Т. 13. 2-я пол. С. 490-491; АИ. С. 292.
[37] ПСРЛ. Т. 13. 1-я пол. С. 204-205.
[38] Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи археографическою экс- педициею императорской академии наук (далее — ААЭ). СПб., 1836. Т. 1. С. 286-287.
[39] ПСРЛ. Т. 13. 2-я пол. С. 360, 361; АИ. С. 320.
[40] ПСРЛ. СПб., 1910. Т. 14. С. 12, 14-15.
[41] ААЭ. СПб., 1836. Т. 2. С. 8.
[42] Третья Пахомиевская редакция... С. 427, 428.
[43] Зимин А. А. Повести XVI века в сборнике Рогожского собрания // Записки Отдела руко­писей. М., 1958. Вып. 20. С. 186-189.
[44] ПСРЛ. Т. 13. 1-я пол. С. 39-40.
[45] АИ. С. 519.
[46] Иларий, Арсений. Описание славянских рукописей. С. 158.
[47] РГБ. Ф. 304. I. № 466. Л. 285 об. — 286.
[48] Книга о новоявленных чудесах преподобного Сергия Радонежского. Творение Симона Азарьина // Клосс Б. М. Избранные труды. С. 475-476, 485-486.
[49] Там же. С. 497-498, 502-503.
[50] ПСРЛ. СПб., 1901. Т. 12. С. 191.
[51] Клосс Б. М. Избранные труды. С. 223.
[52] Повесть о болезни и смерти Василия III // БЛДР. XVI век. СПб., 2000. Т. 10. С. 36; ПСРЛ. Т. 13. С. 414.
[53] ПСРЛ. Т. 12. С. 190.
[54] ПСРЛ. Т. 13. 1-я пол. С. 51.
[55] ПСРЛ. Т. 13. 2-я пол. С. 523, 529.
[56] ПСРЛ. Т. 13. 1-я пол. С. 51.
[57] Клосс Б. М. Избранные труды. С. 84.
[58] Мельник А. Г. К истории почитания св. Сергия Радонежского в XVI в. // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Сергиев Посад, 2012. С. 23-31.