Тарасий Константинопольский. Проповеди.

святитель Тарасий Константинопольский (около 730–25 февраля 806)

 

День памяти: 25 февраля (10 марта)

 

Тарасий (греч. Ταράσιος) – cын богатых и знаменитых родителей Георгия и Евкратии, которые воспитывали его в страхе Божием и дали ему хорошее образование. Еще в молодых летах он был возведен на важную гражданскую должность, он был одним из царских советников.

 

Из сенатора избран был в 783 году в патриарха, в преемники смещенного патриарха Павла; но по ревности к православию не иначе согласился на избрание, как с тем, чтобы для утешения бури иконоборной созван был Вселенский Собор. Однако могущественная оппозиционная партия, имевшая сторонников среди войск и столичного населения, долго тормозила дело, так что Собор созван был в Никее только в 787 году (Второй Никейский). На Соборе иконопочитание было восстановлено и богословски обосновано.

 

Преставился мирно в 806 году, правив Церковию 22 года и 4 месяца. «Бяше по всему телу и подобию подобен св. Григорию Богослову, но не бяше сей вельми сед». Есть служба.

Сочинения Тарасия (6 писем, гомилия и полемика против иконоборцев). Речь его при избрании в патриархи сохранилась у Феофана.

 

Труды святителя Тарасия включены в 98-й том Patrologia Graeca.

 

Тропарь святителю Тарасию, архиепископу Константинопольскому, глас 4

 

Правило веры и образ кротости, / воздержания учителя, / яви тя стаду твоему, / яже вещей истина, / сего ради стяжал еси смирением высокая, / нищетою богатая. / Отче Тарасие, / моли Христа Бога // спастися душам нашим.

 

Кондак святителю Тарасию, глас 3

 

Православными догматы Церковь уяснив, / и Христову, блаженне, честную икону почитати / и покланятися всех научив, / обличил еси иконоборцев безбожное веление. / Сего ради вопием ти: // о отче, радуйся, мудре Тарасие.

 

Апология перед народом

 

Апология пред народом, вырвавшаяся из уст его в тот день, когда самодержцы объявили народу, что он делается патриархом, в каковой сан он и был возведен индиктиона осьмаго, 62931) года от создания мира.

 

Хранители непорочной нашей христианской веры и ревнители славы Божией, верные императоры2) наши, имеющие попечение обо всем, чтo угодно Господу и что полезно нам христианам, ныне же особенно сильно озабоченные делами церковными, при обсуждении вопроса о назначении архиерея для этого царствующаго города своего, на мне остановили благочестивую мысль свою и приказали уведомить меня о том, что им угодно было остановиться на мне. Когда же я объявил, что недостоин этого и не делал им ни малейшей уступки, как не имеющий сил поднять и понести это тяжелое иго, то они повелели представить меня пред ваше лицо; так как и вы разделяете это их желание. Итак теперь вы, мужи, боящиеся Бога и всегда имеющие Его в сердцах своих, называющие себя именем Христа, истиннаго Бога нашего, то есть христианами, выслушайте краткую апологию от нашего смирения и ничтожества. Все, что я высказал уже в свою защиту благочестивым и всеправославным императорам нашим, выскажу и пред лицом вашим. Мне страшно согласиться на такое избрание, и от лица Божия я впиваю в себя боязнь решиться на это так легко и без всякой осмотрительности, чтобы не подпасть страшному осуждению. Если сподобившийся услышать глас Божий, имевший училищем небо, сделавшийся созерцателем рая, слышавший неизреченные глаголы и пронесший имя Божие пред лицом народов и царей, божественный апостол Павел, в послании к Коринфянам, говорил: «да не како иным проповедуя, сам неключим буду» (1Кор.9:27); то как же я, обращающийся в мире и принадлежащий к числу мирян, подвизающийся на императорской службе3), так необдуманно и неосмотрительно могу ступит на высоту священства. Это будет решимостию страшною для моего ничтожества и попыткой дерзкой. – Но самая важная причина моего страха и отказа заключается в следующем: смотрю я и вижу: основанная на камне Христе, Боге нашем, Церковь Его ныне разсекается и разрывается и мы в одно время говорим так, в другое иначе, а наши восточные единоверцы еще иначе; с ними единогласны и христиане западные; и мы отчуждены от них и каждый день анафематствуемся ими. Тяжелое наказание анафема; оно удаляет от Бога, изгоняет из Царства небеснаго, увлекает во тьму кромешнюю. Законы и определения церковныя не знают разделений или споров; но как свойственно им благочестиво исповедывать одно крещение и одну веру, так же точно известно им одно лишь согласие во всяком церковном деле. Ничто так неблагоприятно и неблагоугодно Богу, как то, чтобы мы объединились и сделались единою вселенскою Церковию, как мы исповедуем это и в символе нашей непорочной веры. Итак, братия, я прошу, – думаю, что и вы прoсите, потому что знаю, что имеете страх Божий, – благочестивейших и православных императоров наших созвать вселенский собор, чтобы мы, как сыны единаго Бога, были едино, как почитатели Троицы, были объединенными, единодушными и равночестными, как члены единой нашей Главы Христа, были единым стройным и неразрывным телом, как почитатели Святаго Духа, шли не друг против друга, но друг с другом, как почитатели истины созерцали и говорили одну истину, чтобы не было между нами ни вражды, ни раздора, и чтобы мир Божий, превосходящий всякий ум, ограждал всех нас. И если защитники православия, императоры наши, повелят внять моей справедливой просьбе, то уступлю и я, исполню их повеление и принимаю ваш выбор; если же нет, то я нахожу невозможным сделать это, чтобы не подпасть под анафему и не быть осужденным в день праведнаго Судии всех, когда не могут выручить меня ни императоры, ни священники, ни начальники, ни масса народа. Ответьте, братия, на мою апологию, лучше сказать, на мою просьбу так, как лучше и как вам угодно.

 

Все с удовольствием выслушали то, что говорилось, и все изъявили согласие на созвание собора. Впрочем несколько безумцев стали возражать. В ответ им секретарь обратился снова к народу и сказал:

 

 

 

«Иконы низверг господин император Лев, и когда собрался собор, то нашел их уже низверженными. И так как оне были низвергнуты рукою императорскою; то главная сторона изследования заключается в том, что дерзнули самовольно уничтожить древний обычай, преданный церковию. Но истины Божией не связали!»

 

1) 785 года.

 

2) Константин и Ирина.

 

3) Он был секретарем.

 

Источник: Деяния Вселенских Соборов, изданныя в русском переводе при Казанской Духовной Академии. Том седьмой. – Казань: В Университетской типографии, 1873. – С. 56–59.

 

Послание Иоанну, пресвитеру и игумену

 

Боголюбивейшему и досточтимейшему сослужителю господину Иоанну, пресвитеру и игумену, отрекшемуся от мирских забот, Тарасий, архиепископ Константинополя, новаго Рима. Орошенный божественными струями Божия Духа и освященный вдохновением Его Давид, пророк между царями и царь между пророками, воспевая сказал: «Исперва познах от свидений Твоих, яко в век основал я еси» (Пс.118:152). Для имеющих разум это песнопение неложно и для воспевающих его оно твердо. Боговидец Моисей относительно всего богоглаголиваго Писания сказал, что к нему нельзя прибавить и от него нельзя убавить чего нибудь (Втор.12:32). Итак прилежно и тщательно, а не поверхностно изучающие все, чему учат (Священное) Писание и отцы, внимательно прочитывающие их и укрепившие ум свой в благочестии и истине, а не увлекающиеся своим собственным хотением, чудесным образом освящаются с гор вечных, будучи озаряемы евангельскими и апостольскими заповедями. Псалмопевец называет их горами потому, что усердно приверженные к ним и ходящие в них — восходят к небесному, а вечными (называет ихъ) потому, что не недавно оне появились и не временны, а изречены еще до основания мира, хотя проповедниками евангельской проповеди провозглашены и в последния времена. Итак, муж желаний, разумеется желаний Духа, зная, что ты от юности предан Богу, мы ради душевнаго успокоения сообщаем только некоторыя немногия движения сердца. Бoльшая часть их пусть будет почтена молчанием. Конечно вы слышали о соборе, бывшем по благоволению Божию в городе Никее. На этот собор собрались мы, равно как и совершающие священныя тайны священнотаинники, представители папы древняго Рима и святейших архиереев восточных и весьма многие из боголюбезных епископов, по повелению благочестивых императоров наших. Присутствовали также и досточтимые архимандриты и игумены и множество иноков. И уже после многих разсуждений, бывших между нами, было определено то, что истинно и угодно Богу. Согласно древнему законоположению святых отцев наших, Церковь вновь получила законоположение делать живописныя изображения и ставить их на видных местах, чтобы они служили к возвышению ума нашего и сообщали нам освящение. Чтo святое Евангелие открывает нам, когда мы читаем его, тоже открывают нам и иконы; о чем свидетельствуют мученические акты, повествующие о страданиях мучеников, о том же (повествуютъ) и иконы. Мы с любовию принимаем их, так как они суть отображение первообразов, а не что нибудь другое. Веруя во единаго Бога в Троице воспеваемаго и одному Ему служа, мы просим ходатайства и непорочной Владычицы нашей святой Богородицы, святых ангелов и всех святых и преподобных отец наших. При этом бoльшая часть досточтимых епископов принесли жалобу собору, — и мы предвидели эту жалобу, — будто очень многие из епископов продавали священство за деньги. Хотя мы и переполнены грехами и опутаны их узами, — да будет милосерд к нам Господь, — однакоже мы познали и евангельския заповеди и каноническия определения и от чистаго сердца, не руководясь сребролюбием, и с совестью, быстро стремящеюся к Богу, стремимся во всем следовать каноническим и евангельским определениям. И мы желаем подчиниться и подчиняемся евангельским, апостольским и отеческим определениям; заботимся и о том, чтобы так же поступали и жили и обращались и все те, коим в удел досталось священство, а равно и все именующиеся именем Христовым. Если же некоторые не подчиняются этим заповедям; то я не могу быть общником таких иереев, но чужд части их, потому что не суть иереи. Мне не лень протестовать им, а для них это полезно. Итак божественныя правила низлагают и лишают священническаго достоинства как дающаго, так и принимающаго при рукоположении во священство. Боговидец Моисей, как я сказал выше, взывает, что к ним нельзя прибавить что нибудь, и от них убавить; также и песнописец Давид воспевает, а с ним и мы: «исперва познах от свидений Твоих, яко в век основал я еси» (Пс.118:152). И кто может противустоять этому? Свидения Божия уже обосновались и укоренились в Церкви Божией, хотя по временам некоторые не повинуются им и не сохраняют их. Итак они пребывают в век и блаженны усердно соблюдающие их и повинующиеся им, а не повинующимся горе. — Итак всякий епископ, или пресвитер или диакон, если будет обличен, что за деньги или преподал или получил хиротонию; то да отпадет от священства. Может быть некоторые говорят: мы покаемся и Бог простит нам это. Да и я говорю, что Бог принимает всякое покаяние и в силу покаяния прощает соделанныя нами прегрешения. Знаю, что и Давид был обременен прелюбодеянием и убийством, но покаялся, был принят (Богомъ) и удостоился свидетельства о себе: «обретох Давида сына Иессеова, мужа по сердцу Моему, иже сотворит вся хотения Моя» (Деян.13:22; Пс.88:21 и след.), — очевидно потому, что исправился чрез покаяние. Но знаю также опять и то, что он от Бога услышал: «не созиждеши Мне дому, яко муж кровей еси» (1Пар.22:8, 28:3). Знаю и то, что Манассия чрез покаяние получил отпущение нечестия. Знаю и то, что блудницы и мытари были приняты чрез покаяние; но ни один из них не был удостоен священства, кроме того случая, если сделал это до крещения. Знаю некоторых иноков, которые, будучи в мире, были пленены блудом, а будучи иноками подобно светильникам блистали в мире аскетическою жизнию; но ни один из них не вступал в священство. Если же это и случалось, так это не есть церковное правило. Мы знаем и про Марию, что она прежде была блудницею, а потом соделалась целомудренною; однакоже она не была зачислена в диакониссы, хотя и соделалась святою и изъятою от всякаго постыднаго дела. Да и что говорить об этом? Зная истинное учение и будучи посвящен в тайны божественными апостолами и их последователями святыми отцами нашими, я смело и громко говорю, что епископ, или пресвитер или диакон, хиротонисованный за деньги, чужд священства; потому что благодать Духа божественнаго не продается за деньги. Это — дело каиафское, это изобретение симонианское; оно чуждо священнической чистоты. Если кто либо будет уличен в блудодеянии после крещения, то пусть он не будет принимаем во священство; это заповедуют божественные каноны. Если же кто либо, совершивший это, будет возведен во священство; то, как скоро будет узнано об этом, да будет низложен. Всякий человек, усердно кающийся во грехах в надежде на благость и человеколюбие Божие, освобождается от грехов своих, как я сказал выше. При этом я анафематствую Новата и приверженцев нечестивой ереси его, как уничижающих покаяние и не принимающих человеколюбия Божия. — Также исповедую, что будет принят (Богомъ) и епископ, рукоположенный за деньги, если он покается; потому что Бог благ ко всем и милосердие Его отверсто для всякаго кающагося. Такого Он вводит и в Царство Свое; но так как по словам апостола иерей должен быть непорочен, то хиротонисавший кого либо за деньги или хиротонисованный за них чужд священства, как знаем это все мы, чада Церкви, наставленные каноническими определениями. Итак покаяние прекрасно и благостно; оно возводит к Богу и освобождает от грехов. Я и сам имею нужду в милосердии Его; знаю, что Он человеколюбив и принимает всякаго, приходящаго к Нему; ибо Он сказал чрез пророка: «глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися» (Ис.43:26) и: Рех: исповем на мя беззаконие мое Господеви: «и Ты оставил еси нечестие сердца моего». И: «за то помолится к Тебе всяк преподобный во время благопотребно» (Пс.31:5–6). Знаю, что и коринфянин соблудивший был принят божественным апостолом Павлом, но не был возведен во священство. Если и отец сына, оставившаго его дом и пренебрегшаго им самим, по влечению естественной любви своей, принял, когда тот возвратился; то не тем ли более Отец всех нас, Бог, всякаго кающагося и принимает и заключает в свои объятия; потому что Он милосерд? Он не хочет смерти грешника, но еже обратитися, и живу быти ему (Иез.33:11). В Евангелии мы слышали слово Самого Господа, повествующее притчу о безумно проведшем жизнь (и узнали), что Отец небесный принял его, когда тот раскаялся; Он радуется о всяком грешнике кающемся. Великое орудие — покаяние, оно — великий путь ко спасению, руководитель к небесному Царствию, путеводитель к нетленной жизни; оно равняется мученическим подвигам, приводит к Богу и соединяет с Богом; оно посох рода человеческаго и возстание падших. Блаженны те, которые с любовию принимают его; преданные ему проводят жизнь с ангелами; упражняющиеся в нем удаляются от всякаго зла и делают добро. Итак покаяние есть питательница и сожительница любви, милосердия, молитвы, поста, воздержания, целомудрия, смиренномудрия, благости, милосердия и сопутствует всему этому. Или вернее сказать: все это покаяние. Кто пренебрегает им, тот не принадлежит к числу спасаемых, но к числу погибающих, в которых червь не умирает и огонь не угасает. — Да избавимся мы от этого и да удостоимся обетованных благ благостию и милосердием Христа Бога нашего.

 

Вот что мы проповедуем, священнейший муж, хотя некоторые и хотят издеваться над нами. И так как мы знаем, что ты принимаешь и евангельския и апостольския и каноническия определения; то и пишем тебе. Просим предложить это и досточтимым мужам, инокам и аскетам, а если тебе будет угодно, то и показать самое послание. Желаем, чтобы вы поминали нас и в возносимых на небо молитвах ваших, дабы нам избавиться от облежащих нас зол; потому что нападения на нас возникают и извнутри и извне; ныне мы избавлены от них и (впредь) надеемся быть избавленными Христом Богом нашим, коль скоро душа наша будет сохранена чистою; потому что надеющийся на Господа не постыдится. Итак мы еще и еще говорим: молись о нас, муж любезный и Богу и нам, или лучше наш отец! Знаем мы, что ты любишь нас, как отец. И Бог мира, призвавший к себе и дальняя и ближняя, да сохранит в мире жизнь всех нас, именующихся именем Его, предстательством и молитвами непорочной Владычицы нашей Богородицы и всех святых Его. Аминь.

 

Всем братьям, каких только встретите, приветствие от нас; просим и их вместе с вами молиться за нас.

 

Источник: «Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской Духовной Академии». Том седьмой. — Казань: В Университетской типографии, 1873. — С. 679–686.

 

 

Послание (первое) к папе Адриану

 

Всесвятейшему и блаженнейшему брату и сослужителю господину Адриану, папе древняго Рима, Тарасий, Божиею милостию епископ Константинополя, новаю Рима, о Господе радоваться.

 

Спасительнаго домостроительства великаго Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа совершенно достаточно было для сохранения мира, единодушия и согласия между всеми христианами. Сам Он по воскресении из мертвых дунул и сказал апостолам Своим: «мир Мой даю вам, мир оставляю вам»1) (Ин.14:27). Поэтому восхищенный до третьяго неба, входивший в рай и слышавший неизреченные глаголы божественный апостол Павел провозвестил, говоря так: «Той (Христос) есть мир наш, сотворивый обоя едино, и средостение ограды разоривый: вражду плотию Своею» (Еф.2:14–15) и опять в послании к фессалоникийцам возвещает: «Темже убо, братие, стойте, и держите предания, имже научистеся или словом, или посланием нашим» (2Сол.2:15). Но древний злой враг диавол не преставал в разныя времена разделять и расторгать основанную на основании апостол и пророк Церковь, так как это было приятно ему; старался сам войти в нее при помощи некоторых послушных ему злых мужей и посеять плевелы в стране, возделанной трубами Духа, святыми апостолами, которые, получив силу свыше, запахали ее браздами своей деятельности и предоставили уверовавшим чрез них пожинать пищу для жизни вечной. Богоглаголивое учение их воспринимали жившие в разныя времена пастыри и стражи ея, святые отцы наши; они с корнем вырвали вкравшиеся и привзошедшие в нее плевелы, то есть, ереси и новшества, и для жатвы оставили на поле хлеб чистый. Да и ваша братская и архиерейская святость беседовала с ними посредством их богоглаголивых учений и усвоила из них слово истины; а ныне она повелела посечь мечем Духа выросшия сорныя травы, соглашаясь с справедливым желанием вернейших и миролюбивых императоров наших; поэтому то она, согласно письменно заявленной нами просьбе, послала для составления вселенскаго собора мужей соименных первоначальнику апостолов Петру. Когда они прибыли, то благочестивые и миролюбивейшие императоры приняли их благосклонно и повелели им отправиться к нам; через них же мы получили и ваше послание. После приличнаго случаю собеседования с ними, мы пригласили также и прибывших с востока священных мужей, Иоанна и Фому; это люди красноречивые, сведущие, отличающиеея благонравием и скромностию; они также находились здесь; так как прибыли сюда около того же времени. И вот когда по повелению и божественной ревности благоверных и благочестивых императоров наших собрались все боголюбезные епископы здешней области; то открылось заседание собора. Но некоторые движимые безсмысленными соображениями произвели возмущение и вынудили нас отложить заседание; и мы по необходимости один год хранили молчание. По прошествии же года боголюбезные епископы опять получили от благочестивых императоров наших повеление собраться в Никее, славной митрополии вифинской области. Тогда мы взяли с собою находившихся при нас боголюбезных мужей и представителей ваших, а равно и пришедших с востока и вместе с ними отправились в эту митрополию. Когда же мы заняли места, то сделали главою Христа; потому что на святом престоле лежало святое евангелие, всем собравшимся сюда священным мужам возвещавшее: «праведный суд судите» (Ин.7:24), разсудите между Церковию и происшедшим нововведением. Затем, когда было постановлено прочитать послание твоей святости, то все мы стали в круг и пресыщались как на царском ужине духовными яствами, которыя Христос приготовил пирующим чрез твое послание; и ты подобно глазу направлял все тело на прямой и истинный путь. Таким образом разорванные члены соединялись в одно; утверждалось истинное согласие и кафолическая Церковь приобретала единение. Вместе с тем чтение посланий с востока раскрывало пред ними красоту отеческаго предания. – и сила истины укреплялась; потому что весьма много было прочитано отеческих свидетельств. После этого провозглашено всеми нами истинное и неповрежденное исповедание, которое послано нами и к вам, а также было представлено и благочестивым императорам нашим. С тем вместе все новые ересиархи и их последователи, окончившие жизнь нераскаянно, осуждены и низложены наряду с теми, которые проповедывали ересь в кафолической Церкви прежде них: так как находящиеся в живых исповедали спасение своеручно написанными записками. Христос Бог наш, этот Камень, на котором мы утверждены, никак не допустил, чтобы с верху до низу тканный хитон Его, т. е., основанная Им и на Нем Церковь Его, была разсечена и разодрана, а члены ея расходились в разныя стороны. Наряду с древними ересями Он словом благодати Своей ниспроверг и мечем Духа истребил и заблуждение новаго пустословия, направленнаго свирепыми клеветниками христиан против честных икон. И мы были вполне удовлетворены и самым опытом узнали, что истина имеет силу над всем и над всем одерживает победу, согласно неложному изречению Сказавшаго это. Противостоять ей не может решительно ничто. И она вполне сильна для того, чтобы идти войною против всякаго врага и ниспровергать возстающия против нея полчища. Вот и теперь она заградила уста лжесвидетелей и разсеялась тьма неуместных злословий; вместо нея заблистала красота истинных догматов; потому что, с изгнанием отовсюду еретическаго злословия, Церковь получила себе в удел свою красоту и успокоилась от обдержавших ее скорбей. Это от того, что она непоколебима и непобедима; ее не могут никогда одолеть врата ада и неверия, как мы слышали это из изречения Господня. «Тогда исполнишася радоши уста наша, и язык наш веселия» (Пс.125:2); и мы возрадовались о Церкви, в которой по воле Божией председательствуем. Это совершилось по благоволению Христа, Бога над всеми нами, при помощи православных и мужественнейших наших императоров. Они на всяком месте возстановили честныя иконы, как в досточтимых храмах, так и в своих царских палатах. Им Господь Бог да воздаст награду, да вознесет Он рог их царства, чтобы даровать мир церквам Своим и спасение всем нам христианам. Да будет имя Его благословенно во веки веков. Аминь.

 

1) Эти слова сказаны до страданий. По воскресении Господь говорил короче: «мир вам», и повторял эти слова несколько раз (Ин.20:19, 21, 26).

 

Источник: Деяния Вселенских Соборов, изданныя в русском переводе при Казанской Духовной Академии. Том седьмой. – Казань: В Университетской типографии, 1873. – С. 665–669.

 

 

Свт. Тарасий Константинопольский

 

Слово на Введение Пресвятой Богородицы во храм1)

 

Ныне светлое и преславное торжество. Ныне предуготовляется жилище прежде всех веков предопределенного и в последние времена имеющего открыться таинства. Ныне по обетованию рожденная от Иоакима и Анны приносится ими в честный дар Тому, Кто потом благоволил родиться от Нее. Ныне, как начало радости, вводится во храм трилетствующая, и девы предшествуют Ей со светильниками. Ныне, как дар, вносится во святое святых Та, Которая отъяла древнюю клятву. Ныне предвозвещенная пророками, в сопровождении первосвященника и пророка Захарии, восходит во святое святых: куда он единожды в год входил с боязнию, там Она деннонощно пребывала безбоязненно. Кто не подивится этому преславному чуду? Это – предызображение Божия благоволения, это – запечатление нашего обновления. Это – изменение терноносной жизни нашей и древнего изречения: «проклята земля в делех твоих» (Быт.3:17); «умножу печали твоя и воздыхания твоя» (Быт.3:16). Итак, мы, верные, празднуем всечестный праздник – светлое торжество, озарившее мир таинственным Богопознанием, уяснившее в трех Лицах едино Божество, всемогущество Отца и Сына и Духа Святаго... Положив начало слову, касающемуся введения во храм Девы, мы, елико возможно, опишем в подробностях это событие и раскроем исполнение закона.

 

Иоаким, богатый и праведный среди двенадцати колен Израилевых, принес дары свои Богу; но так как он был бездетен, то священники удалили его из храма, говоря: «не следует тебе принести их Богу, поелику ты не имеешь потомства во Израиле». Смущенный и одержимый скорбию Иоаким вышел из храма и на горе, в уединении, молясь Богу, с сокрушенным сердцем взывал, говоря: «Ты, Господи Сердцеведче, Творче видимого и невидимого, «простерший небо яко кожу» (Пс.103:2), повелевший облакам производить дождь и собравший дуновения ветров, наполнивший море родами рыб и сушу безсловесными, производящий травы по лицу земли и украшающий деревья соответственною красотою! Услышь меня, Благоутробный, умилосердись и дай мне дитя, даруй мне залог чадородия, «неми да будут устны льстивыя, глаголющия на праведнаго беззаконие, гордынею и уничижением» (Пс.30:18–19). Таковы были воззвания и стенания скорбной души Иоакима... Что же Анна? Усмотрев уединенное место в саду своем, она, как горлица пустынная, взывала к Творцу и Создателю: «Господь Саваоф, седящий на херувимех (Дан.3:54) и славословимый от серафимов, – сотворивший рукою Твоею Адама и из ребра его создавший жену, и сочетавший двух во-едино (Быт.3:24), – Аврааму рабу твоему давший сына Исаака, в старости и бесплодии Сарры, и соделавший его отцем множества народов, – одноименной и одноплеменной мне Анне даровавший, по молитве сына, прекраснейшего отрока Самуила! «Призри из дому святаго Твоего» (Вар.2:16), Всевышний, и отыми от меня печаль безплодия, дабы рожденный от рабы Твоей отпрыск, мужеский-ли то, или женский, я принесла Тебе в дар, как благовонную жертву, как чистое приношение, как перворожденное агня, как новoго Исаака». Когда Иоаким и Анна оба так взывали, явился им ангел Господень с благовестием о зачатии Всесвятой и сказал: «Всевышний услышал вашу молитву и в скором времени вы родите Дщерь, блаженную из всех родов, избранную в жилище Бога». После сего благовестия Иоаким сошел с горы в радости и веселии сердца, и заматоревшая Анна, по прошествии девяти месяцев (как того требует природа человеческая), родила Пречистую Деву и Богоотроковицу Марию, Заступницу спасения мира.

 

Когда непорочная Богоотроковица была рождена праведными Иоакимом и Анною, и обеты их имели исполниться, то можно было узреть богоразумную Анну веселящеюся и в веселии говорящею к Деве: «Кто сказал, что от меня произойдешь Ты, Дщерь, нареченная в роды родов? Кто, на моей груди видя Тебя, млеком питаемую, не прославит Даровавшего Тебя мне – старой и бездетной? Кто, видя сосцы, не источавшие млека, источающими, не возвеличит Источившего воду жаждущему народу из краесекомой скалы? Но гряди, Дщерь, к Тому, Кто даровал мне Тебя; гряди, палата слова, ко храму Господа. Радость и веселие мира, вниди в радость Господа; насладись красотою Того, Кого в скором времени ты родишь, как человека. Блаженна я, что называюсь матерью такой Дочери. Сорадуйтесь мне, колена Израилевы, в том, что в старости я стала матерью Той, Которая будет матерью Всевышнего. Девы-свещеносицы! Изыдите пред непорочною Девою и Богоотроковицею. Воспойте Ей в хвале, бряцайте Ей на кифаре, возвеличьте Ее на псалтири десятострунной. Давид Богоотец! восхвали происшедшую из твоего колена Деву, велегласно говоря: «слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо твое, и забуди люди твоя и дом отца твоего; и возжелает царь доброты твоея: (Пс.44:11–12).

 

Сказавши это и подобное сему, Анна радостно послала вперед трилетствующую Деву и Богородицу во храм Господень и, возсылая с Иоакимом благодарственные песни и созывая лики дев свещеносиц, приблизилась ко входу во святое святых. Здесь честная двоица родителей радостно взывала к Захарии, как пророку и совершителю законного служения: «Приими, иерей, честную, непорочную. Приими, пророк, кадильницу невещественного света. Приими, праведный, огнеобразную колесницу Всевышнего. Приими зрелый виноград, который произрастит вечно живущий грозд. Введи во внутреннейшее храма Господня и принеси вместо святыни Ту, Которую Всевышний создал для Своего обитания. Введи во святое святых Ту, Которая скоро будет носить во чреве Невидимого. Ублажи Ту, Которая соделает всех смертных блаженными. Возвеличь Ту, Которая явится богописанною книгою великих дел Божиих. Подыми Ту, Которая свободит нас от клятвы праматери Евы. Встреть Ту, Которая своим рождением человеколюбно соединила нас с Богом. Обыми Ту, Которая исторгнет нас из объятий змия. Прореки о Той, Которая явилась исполнением пророков и возглавием благовестия Божия к людям. Она – пища неиждиваемая, вино веселия, голубица чистая, небо одушевленное, светильник многосветлый, невеста многовоспеваемая, мать многохвальная, святая скиния, словесная агница, сокровище всеславное, гора усыренная, Божественное руно, град всечестный, мысленная завеса, лествица к небеси, святая палата, пир благости, бездна чудес, источник благ, богатое святилище, многоименная и приснодевственная Богородица. Введи Ее во святое святых, приведи Ее к Царю, как многочестный дар, восхвали Ее, как Царицу твари, устрой Ее, как палату Всецаря, воспрославь Ее, как надежного хранителя дев. Водвори в рукотворенный храм Ту, Которая соделается одушевленным храмом Слова, создавшего вся»... Таковы были радостные славословия Иоакима и Анны; таковы были восторженные воззвания их к пророку Захарии.

 

После сего Захария, как пророк Божий, объятый Духом Святым, воскликнул: «о, непорочная Дево! о, святая Матерь! о, благословенная в женах! Ты – свобождение Адамовой клятвы, Ты – исполнение Евина долга. Ты – чистейшее приношение Авеля. Ты – непостыдная надежда Еноха. Ты – радование Еноха и преставление к будущему животу. Ты – всесветлое украшение царства и священства Мелхиседекова. Ты – покорное повиновение Авраама обетованию о деторождении. Ты – новая жертва и мысленное всесожжение Исаака. Ты – начало восхождения Иакова на лествицу. Ты – целомудрие Иосифа и низвержение древней египтяныни, т. е. синагоги иудейской. Ты – терпеливое возглавие Иова в напастях и двойное воздаяние ему имущества. Ты – богописанная книга Моисея законодателя. Ты – жезл Аарона прозябший. Ты – дщерь Давида, «рясны златыми одеянная и преиспещренная» (Пс.44:14). «Ты – одр Соломонов златотканный, шестьдесят сильных окрест его от сильных израилевых» (Песн.3:7). Ты – начало вознесения Илии на небо и уничтожение мысленной Иезавели. Ты – сугубое благословение милоти Елисея, коей он разсек потоки Иордановы и воду соленую соделал годною к употреблению. Ты – спасение Ионы в ките и покаяние ниневитян и прощение независтное. Ты – зерцало пророков и исполнение речений их. Тебя Иезекииль преднарек вратами заключенными, чрез которые никто из земнородных никогда не проходил, кроме единого Господа, Который и сохранит врата затворенными (Иез.44:1–3). Тебя Исаия громогласнейший преднаписал жезлом Иессея, из которого произойдет цвет Христос и насадит поле Богопознания, уничтожив совершенно насаждения порока (Ис.11:1). Тебя предвозвестил Иеремия, говоря: «се дние грядут, глаголет Господь, и завещаю дому Израилеву, и дому Иудину завет нов, его же завещах отцам их» (Иер.31:31–32), – обозначая так явление Сына Твоего и призывая верующих из язычников к славословию Бога до конец земли. Тебя и «муж желаний Даниил» (Дан.10:11) назвал горою великою (Дан.2:34–35), от которой отсечется краеугольный камень и разобьет изображение многовидного змия и развеет. Тебя изобразили три отрока в Вавилоне и, провидя духом страсть Сына Твоего, пребывали невредимо в пещи, разженной седмерицею, и ликовали посреди огня, как в чертоге. Тебя Аввакум именует горою от Фемана, из которой взошли могущественные скиптры царские, в которой сотрясутся «селения Ефиопския и кровы земли Мадиамской» (Авв.3:3, 7). Прославляю Тебя – непорочную агницу. Славословлю Тебя облагодатствованную. Славлю Тебя явившуюся из всех родов невестою Бога. Воспеваю Тебя, Которая скоро имеешь явиться новым небом. Привожу Тебя, как сокровище чистое, в храм Господень. Величаю Тебя новым заветом, в коем написанный Мессия Христос уничтожит букву закона, положит начало благодати чрез крещение, ниспошлет сущим на земле Духа Святаго».

 

Украсив такими священными словами Деву Марию, пророк Божий возвел Ее во святилище и представил Богу. Родители Иоаким и Анна в радости сердца пошли из храма. Мария же, прошедши годы детства, в одиночестве служила Создателю и, во храме пребывая ежедневно, поведение мирское почитала как бы плетением паутинным, – и достигая блаженства небесного, отрекалась богатства земного, – и каждодневно созерцая радость ангелов, стояла выше попечений житейских, – и видя непрестанно Духа Святаго, невидимо избегала множества худых дел. Дева принимала пищу ангельскую чрез ангела и, служа Творцу храма, неба и земли, со благодарением в свободе духа говорила: «воспою Тебе, Всевышний, Создатель, за то, что Ты отъял поношение праматери Моей Евы и по неизреченному Твоему милосердию имеешь ниспослать Единородного Твоего Сына на землю, дабы Он пожил с человеками! Чрез вместилище Его я соделаюсь чистою и непорочною».

 

«Идеже умножися грех, преизбыточествова благодать» (Рим.5:20). Чрез жену мы прияли смерть: чрез Жену нам снова возвратится все. Чрез змия мы прияли вкушение горькой снеди: чрез нея же мы снова насытимся пищи безсмертия. Праматерь Ева родила Каина – началовождя зависти и порока: Единородный Сын Божий соделался перворожденным жизни и воскресения. О, дивное чудо! О, несказанная премудрость!.. Как же мы назовем Марию Деву? Небом: ибо Она вместила в Себе Творца неба и земли. Солнцем: ибо Она, светлейшая солнца, родила Солнце правды. Луною: ибо Она, несравненная красота, родила плод красоты – Христа. Облаком: ибо Она носила на руках Владычествующего облаками. Светильником: ибо Она возжгла свет во тьме и сени седящим. Троном: ибо Она от Духа Святаго зачала Царствующего невидимо на троне Отеческом. Жемчугом: ибо Она смертным уготовала многоценный жемчуг. Раем: ибо Она отверзла Едем осужденным и вводит их в царствие вечное. Горою: ибо Она без стонов вместила Того, Кто повелевает «горам дымиться» (Пс.103:32). Землею: ибо Она безболезненно носила Того, Кто повелевает земле трястись. Трапезою: ибо Она матерински питала млеком Того, Кто ниспосылает пищу нам. Морем: ибо Она Своими устами целовала Того, Кто сочетал воды во едино... Преславная Дева Мария преестественно родила Бога и человека (вместе); и мы целуем честнoе изображение Ея, как Матери Того, Кто имел с нами плоти Своей общение и из мертвых воскрес. Мы по достоинству покланяемся образу Родившей-Всесвятой: ибо Она, воистину, Свята, как неизреченно родившая Единого Святаго (если Бог повелел Аврааму принести трехлетнюю телицу ко очищению душ, то ужели предызбранная от сложения мира и принесенная во храм Творцу Дева, – ужели не была чистым приношением человеческой природы)? Почто же вы, иудеи, не признали Богородицей Девы, происшедшей из вашего колена, и не приняли превечного Сына, плотски рожденного от Девы, и, таким образом, не воздали должной славы не только Ей, но и Рожденному от Нея?... Вы всему миру явили доказательства злобы вашей, согласно изреченному о вас слову Спасителя: «аминь, аминь глаголю вам» (Ин.8:34) «аще чада Авраамля бысте были, дела Авраамля бысте творили» (Ин.8:39). «Аще бо бысте веровали Моисеови, веровали бысте убо и Мне: о Мне бо той писа» (Ин.5:46).

 

Мы же, народ Божий, «люди избранны» (Тит.2:14), сонм православных, чада благодати, празднуя введение Девы во храм, душами чистыми и нескверными устами почтим сие светлое торжество, радостное для ангелов и достохвальное для человеков, и «радуйся» – Гавриила со трепетом и радостию возопиим Всесвятой. Радуйся, благоволение Отчее, чрез которое в концы земли явилось Богопознание! Радуйся, честное селение Сына! Радуйся, несказанное жилище Духа Святаго! Радуйся, святейшая херувим и славнейшая серафим! Радуйся, пророков преславная проповедь! Радуйся, апостолов всемирное оглашение! Радуйся, мучеников преславное исповедание! Радуйся, патриархов многохвальное славословие! Радуйся, святых высшее украшение! Радуйся, святителей величайшее служение! Радуйся, грешников нерушимое пристанище! Радуйся, плавающих преславный кормчий! Радуйся, болящих врач безмездный! Радуйся, умирающих воскресение надежное! Радуйся, матерей радость непорочная! Радуйся, старцев крепкий посох! Радуйся, юношей Божественная водительнице! Радуйся, младенцев светлое охранение! Радуйся, всех под небом ходатаице! Радуйся, неба и земли всеславное торжество! Радуйся, обрадованная! Господь с Тобою, сый прежде Тебя, из Тебя, и с нами! Ему слава со Отцем и всесвятым и благим и животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

1) В сокращении и переложении на русский язык. См. Curs. Compl. Patrologiae, edit. Migne, tom. XCVIII, col. 1481–1500.

 

Источник: Слово на Введение Пресвятыя Богородицы во храм, иже во святых отца нашего Тарасия, Архиепископа Константинопольскаго. // Прибавления к Церковным ведомостям, издаваемым при Святейшем Правительствующем Синоде. Еженедельное издание. № 46. – 15 ноября 1897 года. – СПб.: Синодальная Типография, 1897. – С. 1671–1676.