Попов И. В. Василий Великий. Архиепископ Кесарийский, вселенский отец и учитель церкви.

Богато одаренный от природы, христиански воспитанный и прекрасно образованный, сильный характером и обаятельный в частных сношениях, наделенный выдающимся тактом и чувством меры, где нужно властный, «умевший благодарить улыбкой и порицать одним взглядом», св. Василий еп. Кесарии Каппадокийской, обладал счастливым талантом организатора, особенно ценным в смутную эпоху арианских брожений, когда борющиеся партии, «точно воины в ночном сражении, перестали отличать врагов от друзей». Церковная деятельность, литературные труды и догматическое учение св. Василия оставили глубокий след в истории Церкви, не изгладившийся и до настоящего времени.

Василий Великий родился в Кесарии в 329 году, в богатой, благочестивой и крепкой славными воспоминаниями семье. В гонение Диоклетиана дед его со стороны матери был лишен жизни, а дед со стороны отца вместе со всем своим семейством в течение семи лет скрывался в густых лесах Понта (Greg. Haz., Or. ХLIII, 8—9). Отец Василия, Василий Старший, известный своею благотворительностью, был женат на знатной и богатой девушке Эммилии (Greg. Nyss.y De vita s. Macr.). От этого брака родились пять дочерей и пять сыновей. Старшая дочь — Макрина после безвременной смерти своего жениха осталась верной этому предполагавшемуся союзу, посвятив себя целомудрию. Его сестры вышли замуж. Из пяти братьев один умер в раннем детстве, три были епископами и причислены к лику святых, пятый, талантливый и прекрасный юноша Навкратий, погиб на охоте. Из оставшихся в живых старшим сыном был Василий, за ним следовал Григорий, впоследствии еп. Нисский, и Петр, сначала простой подвижник, потом епископ Севастийский. Первоначальное воспитание Василий получил в среде благочестивых и аскетически настроенных женщин своей семьи. Его обучением занимался сам отец. Среднее образование Вас. получил в отечественном городе Кесарии, высшее в Афинах. Здесь он изучал, между прочим, новоплатоническую философию, которая оказала некоторое влияние на его образ мыслей и учение(об этом см. Sahnius, St. Basilius Magnus Plotinizans. Bernae 1838. Bouillet, Les Enneades de Plotin. Paris, 1861, T. III, 638-656). В Афинах по одному совершенно частному поводу завязалась тесная дружба между Вас. и Григорием Богословом. Соединенные ею, недоступные соблазнам большого города, с его утонченной языческой культурой Василий и Григорий «знали только две дороги - в христианскую церковь и в школу». Вокруг их группировался небольшой кружок товарищей, преследовавших серьезные цели самообразования. Войти в этот кружок делал попытки и будущий реставратор язычества - Юлиан, но, не встретив доверия друзей, скоро оставил их общество. Еще в Афинах друзья дали друг другу слово сообща проводить жизнь христианских подвижников (Greg. Naz. y Or. XLIII, 15—25). Тем не менее, тотчас по возвращении на родину, Вас. не отличался высотою христианского настроения. Занимаясь преподаванием риторики, в Кесарии, он увлекался своими успехами, «слишком много думал о своей учености и никого не находил равным себе» (Greg. Nyss., De vita s. Macr.; Bas. M., Ep. 223). Однако, под влиянием своей энергичной сестры Макрины, он скоро победил искушения молодости и решился посвятить себя созерцательной жизни. В это время, в возрасте уже около 30 лет, Вас. был крещен и возведен в должность чтеца кесарийским епископом Дианием (Bas. М., De Spiritu Sancto, 29). Около 357 г. Василий предпринял путешествие в Египет, Палестину и Месопотамию с целью посетить знаменитых подвижников. Из этого путешествия он вынес глубокое изумление пред воздержанием христианских аскетов в пище, питье и сне и пламенное желание подражать им (Ер. 223). Это желание Вас. не преминул привести в исполнение по возвращении на родину. Для своего аскетического уединения он избрал поэтический уголок на берегу реки Ириса (Ер. 14). Сюда Василий приглашал и Григория, но обязанности по отношению к престарелым родителям не позволяли последнему осуществить юношескую мечту о совместном подвижничестве с другом. Однако по временам он навещал пустыню Василия. Тогда молодые подвижники проводили время в молитве, физических трудах, чтении св. Писания и изучении сочинений Оригена. Плодом этих занятий творениями великого александрийского учителя был их общий труд, известный под названием «Филокалиа» (Лучшее крит. изд. A. Robinson, The Phiiocalia of Origen, Cambr. 1893). В IV в. христианское общество было охвачено могучим аскетическим порывом и общим  стремлением в пустыни. Слава о подвигах св. Вас. привлекла к нему много этих жаждущих подвига душ, и по берегам Ириса стали один за другим возникать монастыри. Василий Великий не только вызвал к жизни монашество в Каппадокии, но и дал ему твердую организацию своими монашескими правилами. В Египте св. Вас. познакомился с двумя формами подвижничества — отшельничеством и общежитием. Но ни та, ни другая не удовлетворяла его вполне. Жизнь в полном уединении представляла большие опасности для слабых, лишенных опытного руководителя. Одни из них впадали в духовную гордость, другие лишались рассудка. Сверх того, по мнению св. Вас., жизнь отшельническая преследовала лишь цели собственного спасения и не оставляла места для упражнения в исполнении заповедей евангельской любви к ближнему (Bas. M., Reg. fus. tract.; cp. Ep. 295). С другой стороны, в многолюдных общежитиях Египта слишком преобладали экономические интересы и ручной труд, отвлекавшие монахов от молитвы и духовного созерцания. Василий Великий создал смешанную форму монашеской жизни, которая, совмещая светлые стороны отшельничества и общежития, была свободна от их крайностей и неудобств (Greg. Naz., Orat. XLIII, 62). Молитва и созерцание в его монастырях чередовались с физическим трудом, но для последнего допускались лишь такие ремесла, которые не разрушали духовной собранности и простоты жизни монахов (Bas. М. Reg. fus. Tract. 37, 38). Отличительною чертою монастырей св. Вас. служили также их широкая благотворительность и воспитание детей обоего пола (Reg. fus. Tract. 15, 53).

В 360 г. Вас. Вел. присутствовал на Константинопольском соборе в обществе полуариан Василия анкирского и Евстафия Севастийского. Но деятельность его на этом соборе не могла быть значительной, как по его молодости, так и потому, что он был тогда только еще чтецом. Когда решение собора склонилось не в пользу полуариан, св. Вас. оставил столицу (Greg. Nyss., Contr. Eunom. LI, p. 289. 296, Migne, P. gr. XLV). Когда кесарийский Дианий по слабохарактерности подписал определение константинопольского собора, св. Василий порвал с ним сношения и удалился к Григорию Богослову. Однако, находясь на смертном одре, Дианий призвал к себе Вас. и клятвенно уверял его, что никогда сознательно он не отступал от никейского исповедания. Примирение состоялось и престарелый епископ скончался на руках своего духовного сына (Bas. М. Ер. 51).

По смерти Диания (362 г.) на кесарийскую кафедру был избран еп. Евсевий, занимавший одну из высших должностей по городскому управлению, благочестивый, любимый народом, но еще не получивший крещения. По требованию народа, Евсевий был тут же крещен и посвящен в епископы. Человек совершенно неподготовленный к ответственному служению епископа, чуждый богословского образования и с трудом отвыкавший от приемов гражданского управления, Евсевий нуждался в опытном и влиятельном помощнике, каким мог быть только св. Василий. Поэтому Евсевий поспешил приблизить его к себе и посвятить в сан пресвитера. Однако скоро отношения между епископом и пресвитером омрачились различными недоразумениями. Неутомимая деятельность св. Вас., его красноречие, беззаветная преданность ему бедных и монахов все более и более выдвигали пресвитера и оставляли в тени епископа. Не без ревнивого и завистливого чувства следил Евсевий за возрастающим влиянием св. Вас., пока какое-то частное обстоятельство не послужило достаточным поводом к явному разрыву, который едва не вызвал в Кесарии раскола. Монахи и простой народ поднялись на защиту Вас., требуя его посвящения в епископы и низложения Евсевия. Чтобы избежать схимы, св. Василий добровольно удалился сначала к Григорию, а потом в Поит в свои монастыри. Разрыв Вас. с Евсевием не мог быть продолжителен: св. Вас. был слишком необходим и отсутствие его слишком заметно отражалось на делах церковного управления. Между тем внешние обстоятельства принимали угрожающий характер. Приближался имп. Валент, надеявшийся своим личным присутствием оказать давление на епископов и добиться торжества арианства. Один Вас. мог противостоять приближающейся буре. Необходимость заставила Евсевия обратиться за посредничеством к Григорию Богослову, стараниями которого было достигнуто примирение Василия с Евсевием. Возвратившись в Кесарию, св. Вас. снова занял выдающееся положение в церковной жизни: фактически он правил всеми делами, но опыт научил его осторожнее обращаться с самолюбием начальника. Благодаря этому, добрые отношения к нему ничем не омрачались до самой смерти последнего. В это время энергия и самоотречение Василия Великого спасли Кесарию от ужасов, которыми грозил ей голод. Продав часть своего имущества, св. Вас. устроил бесплатные столовые для голодающих, а его обличительные проповеди против жестокости богачей открыли их житницы и привлекли пожертвования (Greg. Naz., Orat. XLIII, 28—36).

В средине 370 г. Евсевий скончался. Возник вопрос об избрании ему преемника. Взоры всех защитников никейской веры обратились к св. Вас. Его избрание было желанным для народа и монахов. Против Вас. Вел. были ариане и значительная часть епископов, подчиненных кесарийской кафедре. Весы были склонены на сторону св. Вас. отцом Григория Богослова, Григорием Старшим, уважаемым и влиятельным епископом незначительного городка Назианза (Greg. Naz., Ibid. 37—38).

Год спустя, мужество св. Вас. спасло кесарийскую церковь от вторжения арианства. В 371 г. имп. Валент с тою же целью дать торжество арианству предпринял новую поездку в Малую Азию. Василий Великий отказался принять в общение арианских епископов, которые во главе с Евиппием предшествовали императору (Bas. М., Ер. 68, 128, 244, 251). Вслед за епископами явился Модест, вельможа, известный своею жестокостью. Он потребовал от имени императора, чтобы св. Вас. исключил из символа слова όμοουσιος, угрожая ему в противном случае изгнанием, конфискацией имущества, пыткой. Вас. Вел. с достоинством ответил, что не боится угроз, и отверг требования Модеста. Наконец, 6 янв. 375 г., в праздник Богоявления, сам император вошел в базилику, в которой св. Вас. совершал богослужение. Император был поражен стройностью пения молящихся и благоговением епископа, который, казалось, даже не заметил прибытия царя. Когда Валент подал свое приношение, то никто из диаконов не решался принять его без разрешения епископа, — земной владыка, привыкший к раболепству придворных епископов, был так смущен, что пошатнулся и упал бы, если бы его не поддержал кто то из клириков. Тогда Василий Великий подал знак принять приношение императора. Твердостью, тактом, личным обаянием и благоразумною уступчивостью Вас. Вел. восторжествовал над своими противниками. Валент разорвал уже подписанный указ об изгнании св. Вас. и, удаляясь из Кесарии, оставил ему богатые пожертвования на дела благотворительности (Greg. Naz., Ibid. 44—55).

Много огорчений принесло св. Вас. разделение Каппадокии на две провинции с двумя административными центрами. Гражданское разделение Каппадокии затронуло церковные интересы Кесарии. Анфим, еп. города Тианы, получившего значение столицы вновь образованной провинции, пользуясь административными преимуществами своего города, объявил себя независимым в отношении к своему архиепископу и присвоил права митрополии для своей кафедры. В своем предприятии он был поддержан епископами, недовольными избранием св. Вас. Отделение Тианы 1) лишало Кесарию значительного количества церковных доходов, 2) отторгало от Кесарии почти половину подчиненных ей епископов и таким образом уменьшало влияние архиепископа кесарийского на церковные дела. После неудачной попытки спасти для кесарийской кафедры доходы от монастыря св. Ореста (Greg. Naz., Grat. XLIII, 58; De se ipso, XI, 451-—453; ep. 48), св. Василий решился умножить число подчиненных ему епископов учреждением новых епископий. Это послужило поводом к некоторым недоразумениям между св. Вас. и Григорием Богословом. Мягкая, самоуглубленная натура св. Григория ограничивала дружественные отношения чисто личным излиянием чувств и общением в мыслях. Григория Богослова не раз уже огорчали попытки св. Вас. вовлечь его в водоворот бурной церковной жизни того времени. Наоборот, св. Вас. видел в друге естественного сотрудника в своей церковной деятельности. Когда потребовалось заместить вновь учрежденную епископскую кафедру в местечке Сасимы преданным человеком, выбор Вас. Вел. пал на св. Григория. По настоянию св. Вас. и своего отца, Григорий Богослов принял посвящено в епископа сасимского, но это полунасильное посвящение бросило тень на отношения друзей. Вооруженная сила тианского епископа преградила св. Григорию путь к пастве, главою которой он должен был сделаться. Он не совершил в Сасимах ни одного богослужения, не произнес ни одной проповеди. Тем не менее он с горечью вспоминал о своем посвящении даже много лет спустя (Greg. Naz., Orat. XLIII, 59; De so ipso, XI, 386-485; Orat. IX и XI).

Деятельность св. Василия в сане епископа была в высшей степени плодотворна не только для Кесарии, но и для всей церкви.

Прежде всего св. Вас. обратил внимание на состояние кесарийского клира. Он зорко следил за его жизнью и требовал от него точного исполнения церковных правил (Bas. М., Ер. 55). Энергично боролся он против симонии своих хорепископов (Ер. 53) и очистил клир от недостойных низших служителей, допущенных в ряды его при слабых предшественниках (Ер. 54); своею строгостью Вас. Вел. достиг того, что клир его сделался образцовым во всей стране. Соседние епископы искали между пресвитерами Василия Великого преемников себе. (Ер. 81).

Далее св. Вас. сделал важные преобразования в церковном богослужении, которое отличалось у него строгим порядком и дисциплиной. Он ввел всенощные бдения с антифонным пением псалмов (Ер. 207). Памятником его деятельности, направленной к преобразованию богослужения, служит литургия, известная с его именем. Она сохранилась в трех версиях: греческой или константинопольской, сирийской и александрийской. Разногласие рукописей и переводов, в которых сохранилась литургия Вас. Вел., доказывает, что употребительный у нас текст ее не есть первоначальный, но потерпевший на протяжении веков изменения и дополнения.

Противник частной благотворительности и безрассудной жалости, готовой помогать всякому просящему без разбора (Ер. 150), Вас. Вел. дал твердую организацию и церковной благотворительности. Близ Кесарии он построил такие обширные благотворительные учреждения, что в своей совокупности они казались целым городом. Посредине высился великолепный храм. К нему примыкал архиерейский дом изящной архитектуры и помещения для прочего клира; находящийся здесь же странноприимный дом был снабжен всем необходимым для путешественников: при нем находились лошади и проводники, больница и врачи. Для прозрения бедных были построены рабочие дома со всевозможными мастерскими (Ер. 94), больницы и отдельно стоящие лепрозории для прокаженных. Наподобие Кесарии, в меньших, конечно, размерах, были учреждены богодельни и при хорепископах (Ер. 142, 143). Кроме того, пользуясь своими связями в столице и между представителями местной администрации, св. Вас. не упускал случаев ходатайствовать за всех обиженных и несчастных (Ер. 96, 107—109, 147—149, 177—180, 315—319 и др.). Особенно много заботился он о более справедливом распределении налогов между странами и об освобождении от налогов духовенства, монастырей и богоделен (Ер. 83—85, 88, 100, 303, 308, 309, 311—313 и др.).

Деятельность св. Вас. не ограничивалась пределами его собственной епархии, но простиралась и на всю церковь. Здесь более всего сказывался организаторский талант Василия Великого. Восточная церковь его времени разрывалась борьбою догматических партий. Не только ариане всех оттенков были причиною смут, не было мира и доверия и между самыми противниками арианства. Последователи Маркелла и Аполлинария, сторонники Павлина и Мелетия антиохийских, полуариляне, признававшие единосущие Сына и Духа Св., и духоборцы находились в взаимной борьбе, вместо того, чтобы сплотиться против общего противника. В виду такого печального положения церкви, св. Вас. тотчас по вступлении на кесарийскую кафедру все свои силы направил к тому, чтобы умножить православные элементы, примирить и сплотить их для общей борьбы с арианством. Основным ядром этого объединительного движения служил союз дружественных и единомысленных с Вас. Вел. епископов — Евсевия Самосатского, Феодота Никопольского, Мелетия Антиохийского, Григория Старшого, Анфима Тианского, Амфилохия Иконийского и др. Вас. Вел. старался к этому союзу присоединить и Евстафия Севастийского, которого он уважал за строгость жизни, аскетические подвиги и милосердие к бедным. Евстафий первый ввел монашество в Армении и не раз посещал св. Вас. в его уединении на берегу Ириса. Но прошлое Евстафия не было безупречным; он менял свои догматические убеждения и давал свою подпись не православным документам. Это, а может быть, и личные недоразумения, делало его подозрительным в глазах Феодота Никопольского. Но деятельность посредника — самая неблагодарная. Старания св. Вас. о примирении Феодота с Евстафием возбуждали недовольство в том и другом. Дело окончилось разрывом Вас. Вел. с Евстафием (Bas. M., Ерр. 212, 204, 244, 99, 125, 128, 130, 131, 224. Подробности см. в прекрасном исследовании Loofs'a, Eustathius von Sebaste und die Chronologie der Basilius-Briefe. Halle. 1898).

Второю заботою Вас. было уничтожение антиохийского раскола и союз с православным Египтом и Западом. Александрия и западные церкви с недоверием относились к друзьям Вас. Вел. Истинными представителями православия на Востоке они считали последователей Евстафия Антиохийского и паству его преемника Павлина. Наоборот, папа Дамас и преемник св. Афанасия — Петр Александрийский, причисляли прямо к последователям Ария, Мелетия Антиохийского и Евсевия Самосатского (Ер. 266). Между тем, паства Павлина представляла собою на Востоке незначительное меньшинство без всякого будущего (Ер. 67), тем более, что несовершенства ее троичной терминологии давали повод обвинять православие в савеллианстве и служили для ариан предлогом уклоняться от примирения с сторонниками никейской веры. Будучи, с одной стороны, другом Мелетия, с другой — пользуясь доверием св. Афанасия, Василий Великий выступил посредником между тем и другим с целью уничтожения антиохийского раскола. По его плану, удовлетворив сторонников Павлина, нужно было передать власть Мелетию, за которого стоял весь Восток (Ер. 66, 67, 69, 82, 89). Заботы Вас. Вел. о сближении Мелетия с Афанасием не увенчались успехом.

Мало успеха имели и сношения св. Вас. с Западом. Разрыв с Западом имел самые печальные последствия для малоазийских царей. Ереси Маркелла и Аполлинария, а также духоборство отторгали часть стада. Между тем голос западной церкви имел большой авторитет в глазах народа. Осуждение западными Маркелла, Аполлинария, Евстафия, по мысли св. Вас., лишило бы их доверия народа и возвратило бы их последователей к церкви. К внутренним нестроениям церкви присоединялись внешние преследования православных со стороны арианского правительства. Св. Вас. надеялся склонить через западных епископов имп. Валентиниана к вмешательству в дела восточной половины империи для прекращения гонения на православных. Для достижения этих целей св. Вас. писал западным епископам лично от себя и побуждал к этому же своих друзей и единомышленников. Он просил их или прислать на восток значительное количество епископов для составления собора, который привел бы в порядок дела антиохийской церкви и осудил бы Маркелла, Аполлинария и Евстафия, или, по крайней мере, содействовал бы достижению этих целой своими посланиями. Он просил также подвигнуть имп. Валентиниана к прекращению гонения на Востоке. Победить подозрительность запада Вас. Вел. надеялся при помощи св. Афанасия, пользовавшегося там безусловным доверием и уважением. При самом возникновении мысли о сношениях с западом Вас. Вел. обратился с письмами к св. Афанасию, прося его стать во главе всего предприятия (Ер. 68). Что касается самого порядка событий в деле сношения Вас. Вел. с западом, то его выяснение стоит в зависимости от того, в каком хронологическом отношении мы сопоставим письма св. Вас. Вел. Во всех монографиях о Василии Великом этот отдел излагается на основании хронологии, установленной Гарнье, уже устаревшей. Необходимо иметь в виду новое исследование о хронологии инеем Вас. Вел. Loofs'a, Op. cit., который вносит поправки к хронологии Гарнье и дает более точное определение дат. Попытку Ernst'a (Basilius d. Grossen Verkehr mit den Occidentalon в Zeitschr. f. Kirchengeschichte XVI, 4, 1896 s. 626-684) дать новую постановку вопросу о сношениях Вас. Вел. с Западом во многих отношениях нужно признать неудачной (Главнейшие письма, относящиеся к этому вопросу: 66—70; 82; 89—92; 138; 156; 120—129; 214—216; 253—255; 239; 243; 263; 266).

Св. Вас. был практическим деятелем, и вопросы догматические сами по себе мало его интересовали. Поэтому его учение о Св. Троице было направлено к той же цели — сближения недоверяющих друг другу православных элементов, которой была посвящена и его практическая деятельность. Заслуга св. Вас. в истории догматов состоит в том, что им была окончательно определена троичная терминология, принятая церковью.

По своему воспитанию и связям Василий Великий принадлежал к той неарианской партии Востока, которая, относясь с уважением к Оригену и чуждаясь термина όμοούσιος, как не содержащегося в св. Писании и допускающего истолкование в савеллианском смысле, с осуждением относилась к аномеям и амианам и признавала Сына Божия во всём и по существу подобным Богу Отцу. Партия эта называлась полуарианской. Сравнение учения Вас. Вел. с теми памятниками полуарианского богословия, которые сохранены нам свв. Афанасием и Епифанием, позволяет видеть в первом полное завершение второго и его полное спасение с учением строгих никейцев.

Староникейская троичная терминология (одна сущность, одна ипостась и три лица), сохраненная последователями Евстафия в Антиохии, удовлетворяла св. Вас. ее главный недостаток видел в том, что она всегда могла быть истолкована в монархианском смысле. Слово πρόσωπον означает лицо, маска, роль. Отсюда савелиане охотно могли подписаться под формулой: Бог один по ипостаси и троичен в лицах, истолковав ее в том смысле, что одно и то же Божественное Существо открывается то в образе Отца, то в образе Сына, то в образе Святого Духа (Ер. 214).

В своем собственном учении о Святой Троице и в своей терминологии Вас. Вел. старался избежать двух крайностей: савеллианского слияния лиц и арианского разделения их (Ер. 226).

Взаимное отношение лиц Св. Троицы Вас. Вел. выражает формулой: Бог один по существу и троичен по ипостасям. Термин ούσία св. Василий понимает в смысле аристотелевской substantia abstracta. По его определению, сущность есть родовое понятие, а ипостась — понятие, обозначающее индивидуальную особенность. Павел, Силуан, Тимофей, поскольку они отличаются друг от друга, суть ипостаси, но поскольку они имеют общие человеческие свойства, они принадлежат к одной сущности — человек (Ер. 38). Каждое лицо Св. Троицы обладает равными божественными предикатами несозданности, непостижимости, всеведения, всемогущества, мыслимыми в понятии Бог. Поэтому они едины по существу. Но каждое из них есть в то же время и отдельная ипостась, потому что обладает свойствами, отличающими его от других лиц: Отец, не имея в ком либо другом причины бытия, рождает, Сын рождается, Дух Св. есть освящающая сила. Соответственно этому термин όμοούσιος Вас. Вел. понимал в смысле полного подобия по существу, как и полуариане. «Подобное по существу, когда с ним соединяется понятие безразличия», равнозначуще понятию единосущный (Ер. 9).

Слабая сторона терминологии Василия Великого заключается в том, что она могла возбуждать упрек в трибожии. Если единосущие состоит в обладании одинаковыми свойствами, то единство по существу лиц Св. Троицы можно было понимать по аналогии с единством по существу трех человек. И действительно Вас. Вел. обвиняли в трибожии, как староникейцев в савеллианстве.

На этот упрек Вас. Вел. отвечал, что три ипостаси не разделяют Единое Божество на три Бога, потому что Отец, Сын и Дух Святой 1) не разделены пространством, 2) не разделены временем, так как они совечны, 3) не разделены произволением, так как согласны между собою в хотении, 4) не разделены различием свойству, так как подобны друг другу до безразличия (Ер. 38. Беседа против савеллиан, Ария и аномеев). Наконец, к существу простому и бестелесному неприложимо понятие числа. Поэтому, в собственном смысле нельзя говорить ни о едином Боге, ни о трех Богах по числу. Бог един «не числом, а естеством» (Ер. 8).

Василий Великий признавал Божество Св. Духа и Его равенство с Отцом и Сыном. Но желая приобрести для православия колеблющихся, он делал для них некоторые уступки. По отношению к ним он стоял на точке зрения определений александрийского собора 362 г., постановившего принимать в общение всех, признающих никейский символ и давших обещание не называть Духа Св. тварью. Снисходя к слабым, св. Вас. в своих проповедях остерегался именовать Духа Св. Богом, что соблазняло его монахов.

В учении Вас. Вел. о личном свойстве Духа Св. отражаются взгляды Оригена. Иногда близко подходя к учению об исхождении Св. Духа, по большей части Вас. Вел. указывает личное свойство Духа в освящающей силе. Отличительные свойства каждого Лица, говорит он, следующие: отчество, сыновство, святыня (Ер. 236).

Сочинения св. Василия Великого.

I. Наиболее известное из сочинений Вас. Вел., посвященных толкованию св. Писания, есть его Шестиднев — девять бесед на 1 гл. ст. 1—26 кн. Бытия. Беседы на псалмы 1, 7, 14 (две), 28, 29, 32, 33, 44, 45, 48, 59, 61, 114, 115. Прочие беседы на псалмы, известные с именем св. Василия, не подлинны. Относительно подлинности толкований на первые 16 глав книги прор. Исаии существует сомнение.

II. К догматико-полемическим сочинениям св. Вас. принадлежат, во-первых, книги против Евномия, составленные в 363 или 364 гг. Сочинение состоит из трех книг и написано в опровержение апологетика Евномия. 4 и 5 книги, обыкновенно присоединяемые к этому сочинению св. Вас., принадлежат Дидиму (См. об этом А. Спасский, Истор. судьба сочинений Аполлинария Лаодикийского, Сергиев Пос. 1895, стр. 339—373). Второе догматико-полемическое сочинение, составленное около 375 г., надписывает О Св. Духе к Амфилохию Иконийскому (Отдельное издание Johnston, The Book of. S. Basile, Bish. of. Caesar. De spirito Sancto. London 1892).

III. Сочинения нравственно-аскетические:

а) нравственные правила числом 80. Содержанием служит совокупность нравственных правил, обоснованных текстами св. Писания;

б) монашеские правила, подробно изложенные, выясняют общие принципы монашеской жизни. Краткие правила дают наставления, касающиеся частных случаев иноческой жизни;

в) епитимии или наказания монахам за отступления от правил и уставы подвизающимся в общежитии и отшельничестве. Подлинность того и другого сочинения отрицается.

IV. Из числа слов и бесед, приписываемых Василию Великому, подлинным считается собрание 24 бесед различного содержания.

V. Письма, служащие драгоценным источником не только для жизнеописания св. Вас. и выяснения его догматического учения, но и для истории арианских споров. Переписка с Ливанием и Юлианом подложка. О переписке с Аполлинарием см. Dräsche, Der Briefwechsel des Basilius mit Apollinarios von Laodicea в Zeitschr. f. Kirchengeschichte, VIII, 1—2, 1885.

Св. Василий скончался 1 января 379 г. и был оплакан не только христианами, но даже язычниками и иудеями, которым он благотворил при жизни (Greg. Naz., Or. XLIII, 80). Память его 1 и 30 января.

Источники дли жизнеописания св. Василия. Его письма. Greg. Naz., Orat. XLIII, IX, XI, Poemata de se ipso. Greg. Nyss., In laud. fratr. Basilii, De vita s. Macrinae. Ephr. Syr. Encomium S. Basilii. Sacr Hist. Eccl. IV, 26. Sozom. Hist. Eccl. VI, 15. Theod., H. E. IV, 19. Philost., H. E. VIII. 11—13. Ruf. H. E. II, 9. Hieron., De viris illustr. 116. Цитаты по Миню. Издание сочинений Василия Великого y Migne. P. gr. 29—32 (Перепечатано издание Гарнье). Литература о Василии: Klose. Basilius d. G-r. nach, seinem Leben und seiner Lehre. 1835. Fr. Böhringer, Die Kirche Christ, und ihre Zengen. 2 Anfl. В. VI. Die drei Kappadozier. I. Basilius. v. Cäsarea. 1875. E. Fialon., Etude historique et litteraire sur. St. Basile. Paris 1899. P. Allard, Saint Basile. Paris. 1899. A. Kranich, Der hl. Basilius in seiner Stellung zum Filioque. Braunster, 1882. Прочую литературу cm. Hoffmann, Bibliographisches Lixicon der gesammten Litteratur der Grichen. 2 Ansg. I, 407—421. Chevalier, Repertoire des sources histor. 234 и 2445.

В русской церкви творения Василия Великого издавна пользовались глубоким уважением. Уже в древнерусской письменности существовали переводы сочинений св. Василия. Из всех его трудов наибольшею известностью и распространенностью в древнерусской церкви пользовались аскетические творения и Шестиднев. Но сохранились рукописные переводы и других его сочинений (О древнерусских переводах творений Вас. Вел. См. А. Архангельский, К изучению древнерусской литературы. Спб. 1888 стр. 22—37). В 1656 г. в Москве был издан сделанный Епифаном Славинецким перевод Шестиднева с греческого на славяно-российский язык, вошедший в состав сборника: «Богодухновенные книги великих пастырей и учителей всей вселенной». Темный и не всегда верный славянский перевод всех сочинении Вас. Вел. напечатан в Москве в 1787—1790 гг., в 4 частях. С 1821 по 1841 гг. от времени до времени появлялся русский перевод более или менее значительных отрывков и целых сочинений Вас. Вел. в «Христианском Чтении». Лучший русский перевод всех творений Вас. Вел. издан в 7 частях московской духовной академией в 1845—1848. В 1891—1892 гг. этот перевод был снова редактирован, сверен и по местам исправлен и вышел вторым изданием. Литература о Вас. Вел. на русском языке не богата. Можем отметить лишь следующие сочинения: A. В. Горский, Жизнь св. Василия Великого. Приб. к творениям св. отцов, 1845 г. III. Архим. Агапит, Жизнь св. Василия Великого. Спб, 1873 г. Филарет, архиепископ Черниговский, Историческое учение об отцах Церкви. T. II, стр. 132-168. Фаррар, Жизнь и труды св. Отцов и учителей Церкви. Спб. 1891 г. 452—523.

* Иван Васильевич Попов,

доктор богословия, профессор

Московской духовной академии.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 3, стлб. 179. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1902 г. Орфография современная.