Варсонофий (Верёвкин), игумен. Учение о молитве по Добротолюбию.

Кандидатская диссертация студента Петроградской Духовной Академии В. С. Веревкина

Содержание

От составителей

От издательства

Вступительное слово митрополита Германа

Предисловие ко второму изданию

Глава 1. «Добротолюбие» – фундаментальный источник учения о молитве 1.1. Введение 1.2. История создания «Добротолюбия» 1.3. «Добротолюбие» – сборник, ярко живописующий неизреченную красоту жизни во Христе 1.4. Всестороннее рассмотрение молитвы на страницах «Добротолюбия» Глава 2. Сущность молитвы и многообразие ее видов 2.1. Определения, данные молитве святыми отцами 2.2. Божественное установление молитвы 2.3. Многообразие видов молитвы 2.4. Общедоступная молитва устами Глава 3. Первая степень молитвы – молитва устами 3.1. Борьба с помыслами во время молитвы 3.2. Молитвенное правило, его разнообразие, цель и значение 3.3. Плоды надлежащим образом исполняемого правила. Повесть о юноше Георгии 3.4. Молитвы утренние и вечерние и их значение 3.5. Благие плоды молитвы в ночные часы 3.6. Осенение молитвой всякого дела 3.7. Молитва в посты и праздники 3.8. Молитва в храме 3.9. Молитва в тихой и несветлой келлии 3.10. Плоды домашней и церковной молитвы 3.11. Почитание икон, святого креста и святых мощей 3.12. Значение крестного знамения и земных поклонов Глава 4. Вторая степень молитвы – молитва сердечная 4.1. Первый признак второй степени молитвы – участие внимания и ума 4.2. Второй признак – участие сердца 4.3. Смирение, радость, благоговение – дары второй степени молитвы Глава 5. Третья степень молитвы – молитва благодатная, или духовная 5.1. Третья степень молитвы как неизреченное действие благодати Святого Духа в смиренном сердце 5.2. Возможность отсутствия внешних приемов при третьей степени молитвы 5.3. Три вида духовной молитвы 5.4. Духовная молитва – плод пламенной сердечной молитвы Глава 6. Молитва Иисусова, или умная молитва 6.1. Происхождение молитвы Иисусовой и глубина ее содержания 6.2. Краткость – необходимое условие умной молитвы 6.3. Формы и виды произношения молитвы Иисусовой 6.4. Сведение ума в сердце при молитве Иисусовой 6.5. Толкование слов Спасителя: «От сердца исходят помышления» 6.6. Цель упражнения в умной молитве 6.7. Сведение ума в сердце вместе с вдыхаемым воздухом 6.8. Цель постоянного творения молитвы Иисусовой – стяжание дара благодатной непрестанной молитвы Глава 

Подробнее...

Варлаам (Ряшенцев), Архиепископ. Письма духовным чадам.

Содержание

Письмо 1 Письмо 2 Письмо 3 Письмо 4 Письмо 5 Письмо 6 Письмо 7 Письмо 8

Воистину воскресе!

Взаимно приветствую Вас, и деток Ваших, и родных с наступившим Светлым Праздником и желаю Вам и Вашим присным душевного мира, здравия и радости. Простите, что не сразу отвечаю: устает голова и от обычного правила, и не может ясно выразить мысль.

Сочувствую Вам в Ваших скорбях и искушениях от больной: знаю, трудно их терпеть. Но Вы за послушание терпите, и Господь Вам за это воздаст. Теперь, судя по сложившейся обстановке, пришло время переменить квартиру для м.Р. Довольно погостила у Вас. Пусть поживет у сестры, братьев, а еще лучше у м.В. Посмотрите сами, как и где удобнее будет ее устроить. И в будущем, если бы, паче чаяния, пришлось ее на время взять к себе, то выговорить себе и помощь от родных ее, в виде переводов, что ли, на которые можно было бы указать вопрошающим. Помоги Вам в этом Господи, и я буду о сем просить.

Ее проделкам и озорству не удивляйтесь; она вроде одержимой, и за свои ли грехи, или для нашего испытания, – а грехов у нее не больше, чем у нас, даже, может быть, и меньше, если ей мало дано и талантов благодати, – об этом ведает только Господь. Нам же сказано ни пред каким грешником не превозноситься и не уповать на свою исправность и отсутствие озорства: самоцен может съесть все наши подвиги и добродетели, если они есть. Кроткое терпение чужих грехов, хотя и самое трудное дело, но зато и самое прибыльное и верное. Так что и Вы не считайте время, проведенное с Р. для себя пропащим: где терпение, там больше спасения; сравнительно спокойная жизнь, хотя бы и с добрым молитвенным настроением, все-таки ниже беспокойной с плохим молитвенным настроением. Такова истинная расценка подобных вещей.

Подробнее...

Варлаам (Ряшенцев), архиепископ. О христианском воспитании детей.

Содержание

Введение I. Христианское воспитание в младенческий период II. Христианское воспитание в школьный период

Введение

Нет, кажется, вопроса более насущного и жизненного, более назревшего и наболевшего, как вопрос о воспитании детей. В самом деле, в нем – залог семейного счастья, в нем – основа благополучия общества, в нем – крепость народов, в нем – краса и счастье жизни, но, как это ни странно, в нем же и возможный источник великих несчастий, омрачающих жизнь человека. Так велик и важен этот вопрос.

При всем том ни один вопрос не обходился всегда обществом с таким невниманием и пренебрежением, как опять вопрос о воспитании.

Современные интеллигентные люди без конца готовы интересоваться и спорить о формах правления, об устоях общественной жизни, о разных философских и литературных течениях – только не о семье и воспитании детей. Объясняется это отчасти тем, что дело воспитания – не видное и скромное, между тем требует серьезного труда, самоотвержения и даже подвига; современный же человек готов все допустить и со всем помириться, только не с самоотвержением и подвигом, ибо смотрит на жизнь с точки зрения удовольствия.

Не интересуясь воспитанием и не понимая его, современные родители отдают своих детей на попечение мамок, нянек и разных гувернеров, в лучшем случае оставляя за собой лишь самый общий присмотр и общие указания. Положение – ненормальное: в самом деле, может ли посторонний человек, даже добрый и порядочный, заменить ребенку мать? Ведь ребенок – плоть от плоти и кость от кости матери; его душа – как бы часть души матери, и нет той силы, которая могла бы сравниться с силой матери по влиянию на ребенка. Отдавать духовное воспитание ребенка в чужие руки – значит отказываться от своего ребенка.

Подробнее...

Варлаам (Ряшенцев) архиепископ. Господь не осудит смиренного.

Содержание

Жизнеописание Памятка иноку Наставления преосвященного старца Не огорчайся на ближнего Против внешнего благочестия О познании духовного мира Храни чистоту, избегай ласки, бойся сластолюбия О злобе Краткие правила Спасаемся верой и покаянием, а не расценкой дел и исправностью Краткие правила для жизни О подвижничестве и страстях Не гордись, если стоишь, а смиряйся и бойся Не смущайся болячками Правила преподобного Антония Великого Письма духовным чадам Воистину воскресе! Вера и причина неверия Предисловие Глава I. Человек и религия Глава II. Процесс богопознания 1) Первой познавательной силой является ум человека 2) Вторая познавательная сила – чувства Глава III. Вера и знание Глава IV. Путь к вере О христианском воспитании детей Введение I. Христианское воспитание в младенческий период II. Христианское воспитание в школьный период 

 

Наставление преосвященного старца

По благословению архиепископа Тернопольского и Кременецкого Сергия

Сборник трудов архиепископа Варлаама (Ряшенцева, 1878–1942) знакомит читателя с творчеством этого выдающегося старца и духовного писателя XX века. В книгу вошли не потерявшие своей значимости сочинения Владыки – прежде всего аскетического плана.

Жизнеописание

Архиепископ Пермский Варлаам (в миру Виктор Степанович Ряшенцев) родился 8 июня 1878 года в Тамбове в семье купца второй гильдии Степана Григорьевича Ряшенцева. Мать, Мария Федоровна, урожденная Затонская, также происходила из купцов. В семье было восемь детей. Уклад был традиционно православным, в доме строго соблюдались посты. Религиозность и высокий духовный настрой матери в наибольшей степени передались ее сыновьям Виктору и Николаю (в будущем также епископу, священномученику Герману, 1883–1937), которые даже лицом были более других детей похожи на мать1.

Подробнее...

Борис (Холчев), архимандрит. Беседы о Молитве Господней.

Содержание

Беседы о Молитве Господней: Начальные слова молитвы (призывание) Беседы о Молитве Господней: Первое прошение Беседы о Молитве Господней: Второе прошение Беседы о Молитве Господней: Третье прошение Беседы о Молитве Господней: Четвертое прошение Беседы о Молитве Господней: Пятое прошение Беседы о Молитве Господней: Шестое прошение Беседы о Молитве Господней: Седьмое прошение Беседы о Молитве Господней: Заключительные слова Молитвы Господней 

 

Беседы о Молитве Господней: Начальные слова молитвы (призывание)

Сегодня, с помощью Божией, мы начнем беседы о Молитве Господней. Название «Молитва Господня» дано той молитве, которая начинается словами Отче наш.

Почему эта молитва называется «Молитвой Господней»?

Дело в том, что молитвы, употребляемые Святой Церковью, имеют различное происхождение.

Одни молитвы составлены святыми угодниками Божиими, духоносными отцами.

Другие молитвы люди заимствовали от Ангелов; такова молитва «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение», воспетая Ангелами в ночь Рождества Христова (Лк 2, 13–14), от Ангелов также заимствованы молитвы «Святый Боже, Святый Крепкий, Святым Безсмертный...» и «Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего».

Подробнее...

Борис (Холчев), архимандрит. Огласительные беседы с крещаемыми.

Содержание

Цель Крещения О Боге Творение мира невидимого Творение видимого мира и человека Падение человека и лишение природы нетленности Восстановление человека и твари О Таинстве Тела и Крови Христовых Порядок (чинопоследование) святого Крещения Об авторе 

 

Цель Крещения

Многие из приходящих ко святому Крещению не отдают себе отчета в важности этого шага, в его смысле и значении.

– Для чего вы хотите креститься, что надеетесь получить от приобщения этому великому таинству? – такой вопрос предлагается взрослым.

– Для какой цели мы крестим детей? – такой вопрос предлагается восприемникам.

Редко можно услышать правильные ответы.

Говорят: «Для того, чтобы быть крещеными», или: «русские должны быть крещеными», или: «чтоб веровать и быть здоровыми», или: «чтоб иметь: веру», и так далее.

Вряд ли стоит подробно разбирать несостоятельность таких ответов. Они как «масло масляное». «Для чего едете в Ташкент?» – «Чтоб быть в Ташкенте».

Веру может иметь и некрещеный человек. Больше того, человек, не имеющий веры, исключая малышей, не может быть допущен до Крещения.

Таким образом, надо сначала веровать, а потом креститься; не в Крещении искать веру, а ко Крещению приступать с верой. Спаситель сказал: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мк.16,16). Значит, вера предшествует Крещению.

Подробнее...

Арсения Усть-Медведицкая (Себрякова), преподобная. Чистое сердце.

Содержание

Жизнь игумении Арсении Что значит верить в Бога? Память Божия О молитве О мире душевном и молитве О покаянии Цель жизни Заповеди Божии Смирение Самопознание Наказания Господни О различных состояниях духа Единое на потребу О подвиге Подвиг покаяния Грехи человеческие Страсти О скорбях Память смерти О душевном смущении Об унынии и милосердии Божием О любви О милости Божией О молчании Покой души О воле Божией О монастырской жизни Нужно любить себя О душе и плоти Путь Христовых заповедей Достоинство и благородство человека Путь становления человека О хранении чистоты 

 

Жизнь игумении Арсении

В 1833 году в семье известных в Донской об¬ласти помещиков Себряковых появилась на свет дочка, которую крестили с именем Анна. Родители любили её как-то особенно, по-тому что она была необыкновенно доброй, радо¬стной и умной девочкой. Эта удивительная чис¬тота сердца, которую Бог дал Анне от рождения, сохранилась в ней до конца жизни, оттого и путь её жизни был ясным и прямым.

Духовные дарования маленькой Анны заме¬тил Воронежский архиепископ Антоний (Смирницкий), который почитался многими за его доб¬рую жизнь и прозорливость. Анне не было трёх лет, когда родители вместе с ней навестили в Во¬ронеже давно знакомого им архиепископа Антония. Как только девочка увидела старца, то вырвалась из рук няни, подбежала к нему и поклонилась. Он благословил её и сказал удивлённым родителям: «Это будет великая жена».

Подробнее...

Арсения Усть-Медведицкая (Себрякова), преподобная. Из записок матушки Арсении.

Смирение – есть единственное состояние духа, чрез которое входят в человека все духовные дарования. Оно есть дверь, которая отворяет сердце и делает его способным к духовным ощущениям. Смирение доставляет сердцу невозмутимый покой, уму – мир, помыслам – немечтательность. Смирение есть сила, объемлющая сердце, отчуждающая его от всего земного, дающая ему понятие о том ощущении вечной жизни, которое не может взойти на сердце плотского человека. Смирение дает уму его первоначальную чистоту. Он ясно начинает видеть различие добра и зла во всем, а в себе всякому своему состоянию и движению душевному знает имя, как первозданный Адам нарекал имена животным по тем свойствам, которые усматривал у них. Смирением полагается печать безмолвия на все, что есть в человеке человеческого, и дух человека в этом безмолвии, предстоя Господу в молитве, внемлет Его вещаниям... До ощущения сердцем смирения не может быть чистой, духовной молитвы.

Подробнее...

Бобринский Борис, протопресвитер. Молитва и богослужение в жизни Православной Церкви.

А. МОЛИТВА

Молитва есть средоточие нашей духовной жизни, в которой душа стремится войти в непосредственное соприкосновение и общение с Богом. Человек естественно нуждается в Боге, Который один может насытить духовный голод человека, если сам человек не заглушает в себе своей обращенности к духовному миру, и если он не удовлетворяется той пищей, которую ему предоставляет «мир сей». В молитве человек находит свое внутреннее равновесие. Он познает, откуда он приходит и куда он идет. В молитве духовные искания и стремления, присущие каждому человеку, принимают определенное направление. Благодаря ей гармонично развивается вся личность человека, внутренне подчиняясь определенному ритму, и через нее крепнет в человеке самая интимная, таинственная и индивидуальная часть его личности, которой он соприкасается с Началом всякого бытия и жизни.

От самого своего рождения христианин в общении с Богом; он входит даже в Завет или Союз с Богом: посредник этого завета – Сам Христос, Который Своей Кровию разрушил преграду между Богом и человечеством, воздвигнутую грехом. Свидетель завета – Дух Святой, Который изливает на человека дары и этим свидетельствует, что прощение Божие действенно и что мы усыновляемся Небесному Отцу. Наконец, местом заключения этого завета является крещальная купель, в которой человек рождается к новой жизни в Церкви. Крещение – духовное событие в жизни человека; но как часто оно, увы, воспринимается как непонятный и лишь благочестивый обряд. Крещением мы пробуждаемся к духовной жизни и входим в реальное и нерушимое общение с Богом. Естественная стихия христианина в Церкви – молитва. Молитва определяет самое бытие Церкви и каждого ее члена в отдельности. В предстоянии перед Богом и находит Церковь свое назначение и подлинное бытие. Потому храмовая молитва выше домашней молитвы, сколь бы искренней и горячей последняя ни была. Храмовая молитва возносится от всех верующих, собранных воедино во имя Христа, и составляющих Церковь, Тело Христово; Глава Церкви – Сам Христос, Который невидимо, но реально присутствует в Церковном собрании. Храмовая молитва не противоречит частной, а наоборот, ее предполагает и требует. 

Подробнее...

Бобринский Б. Сострадание отчее.

Содержание

Предисловие Перед лицом зла и страдания Агнец Божий берет на себя людскую немощь Грех мира Бог принимает вызов зла Он возлюбил нас до конца Вочеловечение Стать грехом Страсти и смерть Иисуса Невеста Агнца Сердце милующее Любовь к врагам в Евангелиях Выход за пределы Моисеева закона Отчее прощение Зародыш зла в сердцах Сражение с врагом Дар Святого Духа Тайна прощения Остави нам долги наша Прощение Божие первично Христова молитва на кресте Измерения греха Уничтожение греха и исцеление Горе́ имеим сердца Покаяние – ключ к прощению Литургия сердца Сердечная молитва перед лицом страдания Собственное и чужое страдание Жить жизнью во Христе Сердце как средоточие духовной жизни Великие минуты и сердечная молитва Приношение сердца Пример преподобного Андрея Рублева Наедине с Богом «Литургия о мире» Призывание Имени Апостольское измерение молитвы Помогают ли газеты молитъся? Искусство призывать Имя Вселенское сияние Сокровище Православия Укоренённость в Библии Имя Отца Мария – Мать непрестанной молитвы Кенозис Господень Молитва Иисусу Смысл молитвы «Господи, помилуй» (Kyrie eleison) Молитва для всех Внутренняя Евхаристия Личная молитва и литургия Церкви Уединение и молчание Изгнание злых духов из космоса Литургия после литургии Плоды Святого Духа К Богопознанию Богословие и духовность Молчание и слово Исповедовать веру «Кто молится, тот богословствует» «Кто богосповствует, тот молится» Призыв к покаянию Быть в общении Церкви Питаться Писанием Любить, чтобы знать «Горе мне, если я не благовествую!» Богословие языка и язык богословия Слово Божие Евангельский переворот Три способа говорить о Боге Действие Духа Святого Учение Церкви Ловушки богословия Троическая тайна Опыт Бога Богословский язык Священное Предание и предания человеческие Наболевшие вопросы Социально-психологическое измерение Библейские корни Троическое истолкование Апостольское Предание Духовное Отцовство Наставление от Духа Святого Вероучение Различия между христианскими исповеданиями Верность Церкви Предание, поставленное под вопрос Насущные проблемы 

Подробнее...