Скабалланович М. Н. Что такое был рай.

Ты знаешь это, потому что ты был уже тогда рожден (Иов. 38, 21).

От вопроса о рае веет чем-то особенным. Он невольно представляется каким-то опасным, таким, о котором лучше не думать, ибо додуматься до чего-нибудь здесь трудно.

Такое отношение к этому вопросу, повидимому, заметно уже в самом Бытописателе. Он очень осторожен и сдержан в этом отделе своей книги. Его описание рая полно недомолвок и неясностей. Хотя райской жизни прародителей посвящена целая глава и описание самаго рая занимает едва не половину ея, но большая часть этого описания говорит о местоположении рая, и только-два три стиха содержат характеристику этого таинственнаго местопребывания перваго человека.

Краткость в столь важном предмете Бытописателя и нас предостерегает от мелочной пытливости в этой области. Но вместе с тем эта краткость побуждает нас к особо тщательному углублению в общий смысл и дух этого исключительнаго в Библии места.

Подробнее...

Бухарев А. М. Письма о благодати св. Таинств Церкви Православно-Кафолической.

Письмо первое

С Божиим благословением, мой друг, хочу приняться за исполнение данного тебе моего обещания поговорить с тобой о благодати святых таинств нашей православной церкви. Молим, говорит нам Апостол Павел, не вотще благо дать Божию прияти (2Кор. 6:1). Видишь, что можно и принять благодать, сообщаемую нам главным образом в таинствах, но принять вотще, напрасно. Надо пользоваться благодатью таинств, возгревать ее в себе, по апостольскому выражению (2Тим. 1:6), или приводить ее в себе в живое движение и действие; а для этого надо нашей вере знать, какие именно дары благодати сообщаются нам в таинствах. Вот я и желаю разъяснить тебе, по возможности, благодать каждого из семи святых таинств, чтобы нам сообща, взаимно помогая и содействуя друг другу, уметь пользоваться в наше спасение благодатью каждого таинства, над нами ли самими или над другими совершенного и совершаемого.

Подробнее...

Бронзов А. А. Нравственное Богословие в России в течении XIX-го столетия.

ТОЛЬКО что окончился XIX-й век и наступил ХХ-й. Истекший век знаменит был различными открытиями и изобретениями в самых разнообразных областях. В настоящее время всюду подводятся итоги сделанного в прошедшем столетии и в непосредственной связи с этим обстоятельством намечаются ближайшие задачи для будущих деятелей в той или иной сфере. Все это естественно и само собой понятно: можно с успехом двигаться вперед, лишь оглядываясь назад; иначе придется повторять прежние ошибки, делать вновь то, что уже сделано раньше и проч. Имеем самое законное основание оглянуться назад, в частности, и мы, прикосновенные к науке, известной у нас под именем Нравственного Богословия. Что из себя представляет, в настоящее время эта наука? Какую судьбу пришлось претерпеть ей в течение истекшего столетия? Рассмотрение этой судьбы весьма важно: оно покажет нам, что уже сделано представителями данной науки и как сделано, – что еще не доделано и не закончено, но довершение чего, однако, было бы весьма желательно, – что пока совсем не выяснилось и не раскрывалось, но к чему, между тем, ныне требовалось бы совершенно иное отношение, – что выполнено не достаточно надлежащим образом и т. д. Другими словами: наше исследование состояния рассматриваемой нами богословской отрасли в продолжение истекшего века не только сделает нам известным её прошлое, для каждого, как либо к ней прикосновенного, интересное, но и ясно укажет нам те запросы, какие непосредственнейшим образом предъявляются к богословам – моралистам в самом начале нового века, – отчетливо наметить тот путь, по какому они в настоящее время должны следовать...

Подробнее...

Иоанн (Зизиулас). Православная церковь и третье тысячелетие.

Выступление в Баламандском монастыре (Ливан, Антиохийский Патриархат) 4 декабря 1999 г.

 

Конец XX столетия и приближение нового тысячелетия – события, которые относятся к нашему условному пониманию времени, а поэтому не имеют фундаментального значения для нас, христиан. Тот факт, что по этому поводу по всему миру проходят разного рода торжества, не должен вводить нас в заблуждение относительно какой-то особой важности смены календарных сроков. Для нас значимые изменения во времени связаны только с великими событиями истории спасения, которые мы литургически переживаем в дни церковных праздников. И все же, даже такие условные смены времен должны побуждать христиан к спокойному размышлению. И не только каждый из нас лично, но и Церковь в целом должна использовать этот повод для размышления и даже для самоиспытания и самокритики…

Подробнее...

Каллист (Уэр). Внутреннее Царство.

Епископ Каллист Уэр (род. в 1934г.), преподает в университете Оксфорда и возглавляет там православный приход Константинопольского патриархата.

В книге «Внутреннее Царство», открывающей шеститомное собрание трудов Владыки Каллиста (Уэра), собраны статьи, в которых увлекательно и глубоко изложены основы православного учения о Боге и человеке. Сочетание академической беспристрастности с настоящим молитвенным опытом и открытостью противоречиям и исканиям современного мира позволяет владыке Каллисту говорить о сложнейших богословских предметах в категориях, понятных не только человеку Церкви, но и всякому ищущему истину человеку. Перед читателем открывается все многообразие внутренней жизни Церкви — ее Отцы, святые, мученики, подвижники, юродивые — цепь, которая не замыкается «где–то там, в истории», но соединяет, по слову Владыки Каллиста, время и вечность, жизнь нынешнюю с «жизнью будущего века». Для автора «Внутреннего Царства» духовная жизнь проявляет себя в человеческом творчестве в разнообразных его формах, и потому среди совопросников и собеседников Владыки рядом со свв. Григорием Нисским, Серафимом Саровским и Силуаном Афонским — Клайв Льюис, Томас Элиот и Федор Достоевский. Центральную тему этой книги, скрепляющую разные и по содержанию, и по жанровым особенностям тексты, точнее всего будет определить словами любимого Владыкой Каллистом св. Исаака Сирина: «Что есть сердце милующее? Возгорение сердца человеческого о всякой твари… "

Подробнее...

Предпосылки Лютеранского учения о Евхаристии

На Реформацию не стоит смотреть как на единичное событие, хронологически ограниченное исключительно XVI веком. Она является разомкнутым движением и первичный замысел ее именно в том, чтобы оставаться открытой, чтобы быть неизменно внимательной к Слову Божию и исправлять саму себя в соответствии с волей Божией. То есть первоначальный замысел церковных реформ довольно оптимистичен, идеалистичен, даже «романтизирован», не склонен сообразовываться со сложными реалиями бытия видимой Церкви. К тому же судить о германской Реформации только по тому, что говорил М. Лютер, было бы неверно ни исторически, ни богословски. Чтобы вполне понять лютеранство, нужно анализировать то, чем была в целом Западная Церковь в XVI веке, что было основным теологическим требованием реформаторов и во что превратилось впоследствии лютеранство как целое.[1]

Подробнее...

Александр (Милеант). Христианский дух в народных пословицах.

Содержание

 

 

Введение

Добродетели и пороки

Вера и добрые дела

Злопамятность, зависть, месть

Искренность, лесть и лицемерие

Любовь

Молитва

Мудрость (глупость)

Надежда на Бога

Осторожность и рассудительность

Покаяние

Праведность (беззаконие)

Правосудие

Пьянство

Радость, счастье, судьба

Сдержанность

Скорби, их значение. Испытания и беды

Скупость, расточительность, бедность

Подробнее...

Три вопроса на христианском погребении.

Возможна ли кремация усопшего православного исповедания? Не будет ли это противоречием с господствующей традицией Церкви придания тела умершего земле?

Дело в том, что как свидетельства Священного Писания, так и исторический опыт Церкви, не предполагают четкого запрета относительно практики кремации (сжигания тела усопшего). Тем не менее, Церковь считает, что самым естественным способом погребения является придание тела умершего земле. Что касается отношения Русской Православной Церкви к практике кремации в дореволюционный период, то оно оставалось строго нейтральным. Об этом свидетельствуют как сформулированное постановление специальной комиссии при Св. Синоде в 1909 г., так и рекомендации, высказанные в ходе дискуссий относительно этого вопроса в окружении Святейшего Патриарха Тихона в марте – апреле 1918 г.

Откуда же такое негативное отношение к кремации в настоящее время со стороны верующих людей? Разгадка таится в нашей истории. Оказывается, кремация стала широкомасштабно использоваться лишь в послереволюционное время и была частью советской атеистической кампании по внедрению гражданской обрядности. Кремация в наших широтах восходит не к заимствованиям из индуистских ритуалов и не является возвращением к гипотетическим погребальным ритуалам предков, славян-язычников. Это типично светский обряд, призванный заменить традиционные христианские похороны. Уже в первые послереволюционные годы атеистической пропагандой популяризировалась форма кремация; достаточно вспомнить тогдашний лозунг «крематорий – кафедра безбожия». Лев Троцкий предлагал вождям Октябрьской революции завещать кремировать свои тела, что, как мы знаем, не было выполнено. С середины 1920-х гг. создавались даже добровольные общества «развития и распространения идей кремации в РСФСР» и были идейно близки Союзу безбожников. Интересно, что в региональных центрах, где по тем или иным причинам отсутствовали крематории, местные представители «Союза безбожников» требовали выделения специальных кладбищ для людей, отвергающих церковный ритуал. К сожалению, самый крупный крематорий был открыт в 1927 г. на кладбище Московского Донского монастыря. Эта лишь малая часть тех фактов, которые указывают на то, что история кремации в России имеет сугубо светскую и атеистическую природу, идущую вразрез с господствующей церковной традицией.

Подробнее...

Александр (Милеант). На пороге жизни и смерти.

Содержание

 

Введение

Что душа видит в "том" мире

Оценка современных рассказов о жизни после смерти

Рассказы самоубийц

Православное учение о жизни после смерти

Душа на своем пути к Небу

Рай и ад

Заключение

Приложение. Критика учения о перевоплощении

Библиография

 

 

 

 

Введение

 

"Я лежал в кабинете скорой помощи (intensive care) в Сеаттлийской детской больнице, - рассказывает шестнадцатилетний мальчик Деан, у которого перестали работать почки, - как вдруг я почувствовал себя в вертикальном положении, двигающимся с невероятной скоростью вдоль какого-то темного пространства. Я не видел вокруг себя стен, однако мне казалось, что это было что-то вроде туннеля. Ветра я не ощущал, однако чувствовал, что несусь с огромной скоростью. Хотя я не понимал, куда я лечу и зачем, однако чувствовал, что в том конце моего стремительного полета меня ждет что-то очень важное, и мне хотелось скорее достичь цели.

Подробнее...

Сове Б. И. Современное положение российской церкви.

Источниками информации о положении Российской Церкви являются зарубежные, русские и иностранные газеты, дающие кое-какие сведения, часто противоречивые, из источников раз¬ной степени достоверности, а также и советские газеты, которые, в течение некоторого  времени, почти ничего не писали о ре¬лигии и Церковных делах, но которые, в последнее время, в связи с обсуждением новой конституции С.С.С.Р., общей переписью в Январе 1937 года и усилением антирелигиозной кампании, сообщают некоторые интересные сведения, большею частью, местного  характера. Некоторые материалы можно по¬черпнуть из специальной, антирелигиозной прессы, в частно¬сти, из журнала «Антирелигиозник», который в начале 1937 года, стал выходить ежемесячно (раньше выходило 6 номеров в год). Церковных изданий нет. Если «Вестник Мо¬сковской Патриархии» и издается, то, во всяком случае, загра¬ницей он не получается с 1935 года.

Необходимо отметить происшедшую перемену в возглавлении Российской Церкви. Московским Патриархатом управляет Блаженнейший Сергий, Митрополит Московский и Коломенский (с 14/27 апреля 1934 года), 35-летие архиерейского  служения которого  исполнилось в марте 1936 года. Он возглавил Российскую Церковь в 1925 г., как заместитель местоблюсти¬теля Московского  Патриаршего  престола (акт Митрополита Петра от 6 декабря 1925 года). Сам же местоблюститель (с апреля 1925 г.), Митрополит Петр Крутицкий, долгое время (с 1926 года) находившийся в далекой ссылке, в устьях реки Оби, на острове Хе, по дошедшим сведениям, скончался, но по неизвестным причинам, до сих пор не последовало официальное сообщение об его кончине со стороны Митропо¬лита Сергия и Московской Патриархии. Потому несколько неожиданным и странным явилось определение Московской Патриархии от 27 декабря 1936 года за № 147, «о форме поминовении Патриаршего  Местоблюстителя в церквах Московского  Патриархата», отменившее определение от 14/27 апреля 1934 г. (Вестник Московской Патриархии. 1934. № 20–21)... «В согласии с мнением Преосвященных Архипастырей Русской Право¬славной Церкви, постановили: с 1 января наступающего 1937 года ввести... поминовения по следующей форме: ... возносить имя «Патриаршего  Местоблюстителя нашего, Блаженнейшего  Митрополита Сергия».(Голос Литовской Епархии. 1937. № 3–4). По этому определению, м. Сергий является уже местоблюстителем, хотя оно и не говорит о смерти самого местоблюстите¬ля, равно как и другое Определение Патриархии (указ м. Елевферию датирован 22 марта) о принятии к сведению «завещания» м. Петра о его преемниках, от 5 марта-20 февраля 1926 года. Это определение содержит справку о предании суду и запре¬щении всвященнослужении, находящегося в оппозиции м. Сергию, первого  (преемника, намеченного  м. Петром, митр. Кирил¬ла б. Казанского  «за поддержку раскола и молитвенное общение с раскольниками, за демонстративный отказ от евхаристического общения с возглавлением Русской Патриаршей Церкви и неподчинение местоблюстителю» (Определение Патриаршего  Си¬нода от и марта 1930 года). Точка зрения м. Кирилла на м. Серия и Синод развита им в письме от 20 июня-3 июля 1929 года, напечатанном в «Церковных Ведомостях» 1929, № 1324). Определение устанавливает смерть других двух епископов, намеченных м. Петром – митр. Агафангела Ярославского (†1928) и Арсения Ташкентского  (†1936).

Подробнее...