Александр (Милеант). На пороге жизни и смерти.

Содержание

 

Введение

Что душа видит в "том" мире

Оценка современных рассказов о жизни после смерти

Рассказы самоубийц

Православное учение о жизни после смерти

Душа на своем пути к Небу

Рай и ад

Заключение

Приложение. Критика учения о перевоплощении

Библиография

 

 

 

 

Введение

 

"Я лежал в кабинете скорой помощи (intensive care) в Сеаттлийской детской больнице, - рассказывает шестнадцатилетний мальчик Деан, у которого перестали работать почки, - как вдруг я почувствовал себя в вертикальном положении, двигающимся с невероятной скоростью вдоль какого-то темного пространства. Я не видел вокруг себя стен, однако мне казалось, что это было что-то вроде туннеля. Ветра я не ощущал, однако чувствовал, что несусь с огромной скоростью. Хотя я не понимал, куда я лечу и зачем, однако чувствовал, что в том конце моего стремительного полета меня ждет что-то очень важное, и мне хотелось скорее достичь цели.

Подробнее...

Сове Б. И. Современное положение российской церкви.

Источниками информации о положении Российской Церкви являются зарубежные, русские и иностранные газеты, дающие кое-какие сведения, часто противоречивые, из источников раз¬ной степени достоверности, а также и советские газеты, которые, в течение некоторого  времени, почти ничего не писали о ре¬лигии и Церковных делах, но которые, в последнее время, в связи с обсуждением новой конституции С.С.С.Р., общей переписью в Январе 1937 года и усилением антирелигиозной кампании, сообщают некоторые интересные сведения, большею частью, местного  характера. Некоторые материалы можно по¬черпнуть из специальной, антирелигиозной прессы, в частно¬сти, из журнала «Антирелигиозник», который в начале 1937 года, стал выходить ежемесячно (раньше выходило 6 номеров в год). Церковных изданий нет. Если «Вестник Мо¬сковской Патриархии» и издается, то, во всяком случае, загра¬ницей он не получается с 1935 года.

Необходимо отметить происшедшую перемену в возглавлении Российской Церкви. Московским Патриархатом управляет Блаженнейший Сергий, Митрополит Московский и Коломенский (с 14/27 апреля 1934 года), 35-летие архиерейского  служения которого  исполнилось в марте 1936 года. Он возглавил Российскую Церковь в 1925 г., как заместитель местоблюсти¬теля Московского  Патриаршего  престола (акт Митрополита Петра от 6 декабря 1925 года). Сам же местоблюститель (с апреля 1925 г.), Митрополит Петр Крутицкий, долгое время (с 1926 года) находившийся в далекой ссылке, в устьях реки Оби, на острове Хе, по дошедшим сведениям, скончался, но по неизвестным причинам, до сих пор не последовало официальное сообщение об его кончине со стороны Митропо¬лита Сергия и Московской Патриархии. Потому несколько неожиданным и странным явилось определение Московской Патриархии от 27 декабря 1936 года за № 147, «о форме поминовении Патриаршего  Местоблюстителя в церквах Московского  Патриархата», отменившее определение от 14/27 апреля 1934 г. (Вестник Московской Патриархии. 1934. № 20–21)... «В согласии с мнением Преосвященных Архипастырей Русской Право¬славной Церкви, постановили: с 1 января наступающего 1937 года ввести... поминовения по следующей форме: ... возносить имя «Патриаршего  Местоблюстителя нашего, Блаженнейшего  Митрополита Сергия».(Голос Литовской Епархии. 1937. № 3–4). По этому определению, м. Сергий является уже местоблюстителем, хотя оно и не говорит о смерти самого местоблюстите¬ля, равно как и другое Определение Патриархии (указ м. Елевферию датирован 22 марта) о принятии к сведению «завещания» м. Петра о его преемниках, от 5 марта-20 февраля 1926 года. Это определение содержит справку о предании суду и запре¬щении всвященнослужении, находящегося в оппозиции м. Сергию, первого  (преемника, намеченного  м. Петром, митр. Кирил¬ла б. Казанского  «за поддержку раскола и молитвенное общение с раскольниками, за демонстративный отказ от евхаристического общения с возглавлением Русской Патриаршей Церкви и неподчинение местоблюстителю» (Определение Патриаршего  Си¬нода от и марта 1930 года). Точка зрения м. Кирилла на м. Серия и Синод развита им в письме от 20 июня-3 июля 1929 года, напечатанном в «Церковных Ведомостях» 1929, № 1324). Определение устанавливает смерть других двух епископов, намеченных м. Петром – митр. Агафангела Ярославского (†1928) и Арсения Ташкентского  (†1936).

Подробнее...

Бобринский Б. Наука о вечной жизни.

Богословие в современном мире – это творчество, академическая наука или стержень живой христианской жизни? Как в среде русской эмиграции переживалось литургическое возрождение? Об этом и многом другом в интервью интернет-изданию «Татьянин день» рассказал протопресвитер Борис Бобринский, заведующий кафедрой догматического богословия Свято-Сергиевского богословского института в Париже.

Содержание

Что есть Церковь? Нескончаемая Пятидесятница Святость – это горение духом 

 

* * *

– Что такое богословие?

– Богословие – это наука о жизни вечной. Не надо бояться этого слова, но не надо и злоупотреблять им, потому что слово «наука» часто извращается ... Конечно, чтобы быть ученым, надо иметь диплом, огромную эрудицию, но это не самое главное. Наши духовные школы, академии и семинарии, воспитывают человека в богопознании через Писание, через историю Церкви, через богослужение, через систематизированное в догматических книгах учение о Боге, о Троице, о творении мира, о человеке. Все это можно изобразить сухо и школьно, а можно очень живо, исходя из внутреннего опыта. И тут возможны разные уровни и глубины подхода к основным богословским темам.

Подробнее...

Александр (Милеант). Дела или вера.

Дела  или  вера?

 

Епископ Александр (Милеант)

 

 

“Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного” (Мат. 5:16).

 

Две крайности

        Многовековый диспут не утихает; каждая из воюющих сторон прочно окопалась на своих позициях и не уступает ни на дюйм. Римо-католическая церковь утверждает, что спасение — это заслуга человека. Своими делами и трудами человек не только может покрыть свои грехи, но еще собрать избыток, который может пойти на пользу других. В подтверждение правильности своей концепции они приводят те места Писания, где говорится о необходимости добрых дел, как например: “Мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять” (Еф. 2:10). “Я желаю, чтобы … уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам: это хорошо и полезно человекам” (Тит. 3:8), и другие цитаты.

        Отвергая это учение, протестанты учат, что все спасаются заслугами одного Спасителя. Дар прощения грехов и жизни вечной получается одной верой, которой вполне достаточно для спасения. Никаких добрых дел, подвигов или нравственного совершенствования не надо: только верь и ты уже спасен.

Подробнее...

Варсонофий (Верёвкин), игумен. Учение о молитве по Добротолюбию.

Кандидатская диссертация студента Петроградской Духовной Академии В. С. Веревкина

Содержание

От составителей

От издательства

Вступительное слово митрополита Германа

Предисловие ко второму изданию

Глава 1. «Добротолюбие» – фундаментальный источник учения о молитве 1.1. Введение 1.2. История создания «Добротолюбия» 1.3. «Добротолюбие» – сборник, ярко живописующий неизреченную красоту жизни во Христе 1.4. Всестороннее рассмотрение молитвы на страницах «Добротолюбия» Глава 2. Сущность молитвы и многообразие ее видов 2.1. Определения, данные молитве святыми отцами 2.2. Божественное установление молитвы 2.3. Многообразие видов молитвы 2.4. Общедоступная молитва устами Глава 3. Первая степень молитвы – молитва устами 3.1. Борьба с помыслами во время молитвы 3.2. Молитвенное правило, его разнообразие, цель и значение 3.3. Плоды надлежащим образом исполняемого правила. Повесть о юноше Георгии 3.4. Молитвы утренние и вечерние и их значение 3.5. Благие плоды молитвы в ночные часы 3.6. Осенение молитвой всякого дела 3.7. Молитва в посты и праздники 3.8. Молитва в храме 3.9. Молитва в тихой и несветлой келлии 3.10. Плоды домашней и церковной молитвы 3.11. Почитание икон, святого креста и святых мощей 3.12. Значение крестного знамения и земных поклонов Глава 4. Вторая степень молитвы – молитва сердечная 4.1. Первый признак второй степени молитвы – участие внимания и ума 4.2. Второй признак – участие сердца 4.3. Смирение, радость, благоговение – дары второй степени молитвы Глава 5. Третья степень молитвы – молитва благодатная, или духовная 5.1. Третья степень молитвы как неизреченное действие благодати Святого Духа в смиренном сердце 5.2. Возможность отсутствия внешних приемов при третьей степени молитвы 5.3. Три вида духовной молитвы 5.4. Духовная молитва – плод пламенной сердечной молитвы Глава 6. Молитва Иисусова, или умная молитва 6.1. Происхождение молитвы Иисусовой и глубина ее содержания 6.2. Краткость – необходимое условие умной молитвы 6.3. Формы и виды произношения молитвы Иисусовой 6.4. Сведение ума в сердце при молитве Иисусовой 6.5. Толкование слов Спасителя: «От сердца исходят помышления» 6.6. Цель упражнения в умной молитве 6.7. Сведение ума в сердце вместе с вдыхаемым воздухом 6.8. Цель постоянного творения молитвы Иисусовой – стяжание дара благодатной непрестанной молитвы Глава 

Подробнее...

Свенцицкий Валентин, протоиерей. Из бесед об отце Иоанне Кронштадтском.

БЕСЕДА ПЕРВАЯ

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Отец Иоанн Кронштадтский в истории Церкви – явление необычайное. История Церкви знает подвижников величайших, более великих, чем отец Иоанн, история Церкви знает молитвенников более великих, чем отец Иоанн. Святая Церковь знает угодников Божиих, каковым Святая Церковь по сие время ещё не называет отца Иоанна, но это явление необычайное в истории Церкви потому, что никогда подвиг молитвы не совершался в таких условиях жизни мирской, в каких совершал его Иоанн Кронштадтский. Подвиг молитвы соборного протоиерея, подвиг молитвы четвёртого священника в штате, каковым начинал отец Иоанн.

Много невольных сомнений возникло о самой возможности такого подвига в обычных условиях жизни. И Феофан Затворник полагал, что такой подвиг и не может и не должен совершаться в миру. Он предостерегал отца Иоанна Кронштадтского письменно от этого пути и советовал ему укрыться в монастыре. Просил отец Иоанн свидания с Затворником, но не вышел из своего затвора Феофан и не состоялась между ними беседа. Отец Иоанн пошёл своим путём молитвенного подвига, совершаемого в миру.

Подробнее...

Грачева Н. Б. Преподобный старец Амвросий Балабановский.

Содержание

Глава I Автобиография старца Глава II. О прозорливости и чудотворениях батюшки Глава III. Заветы и наставления старца Глава IV. «Тайный монастырь в миру» Глава V. Последние дни земной жизни Старца Амвросия Глава VI 

 

Жизнеописание хорошо известного в 40-е–70-е годы Старца схиархимандрита Амвросия (Иванова), преемника по духу преподобного Амвросия Оптинского. Многие слышали о нем как об Амвросии Балабановском, так как в годы старчествования, вплоть до блаженной кончины, он жил неподалеку от станции Балабаново (Калужская ветка железной дороги).

Прожил без малого 100 лет.

 

Выражаем благодарность всем, кто помогал в издании этой книги и особо Андрею Леднёву, предоставившему уникальные фотографии старца, а так же матушке Неонилле, сохранившей рукописную биографию старца, а также библиографу Ирине Георгиевне работавшей с Оптинским архивом.

Будем рады, если эта публикация поможет в сборе новых данных или уточнению и дополнению отдельных фактов биографии старца.

Для желающих поделиться своими воспоминаниями о батюшке или о посмертных чудотворениях старца – контактный телефон издательства «Паломник» в Москве: 8(499)972–36–45.

 

Эта книга – рассказ об одном из самых выдающихся подвижников нашего времени, великом Старце, наследнике духа и традиций Оптиной пустыни отце – Амвросии (Иванове), еще известном как Амвросий Балабановский. В основу ее положена «Автобиография духовного отца схиархимандрита Амвросия, им самим в разное время писанная»,1 изданная Рождества Богородицы Свято-Пафнутьевым Боровским монастырем по благословению Его Высокопреосвященства Климента архиепископа Калужского в 1997 году.

Подробнее...

Переписка митрополита Иосифа Петровых с митрополитом Арсением Стадницким.

Публикуемая ниже переписка двух крупнейших иерархов ХХ века митрополита Иосифа (Петровых) (1872 – 1937) и митрополита Арсения (Стадницкого) (1862 – 1936) относится к концу XIX – началу ХХ века. Подлинники писем митрополита Иосифа, в бытность его сначала воспитанником Московской Духовной академии, затем инспектором той же Академии, иеромонахом, архимандритом, настоятелем монастыря и, наконец, епископом, хранятся в фонде митрополита Арсения (Стадницкого) Государственного архива Российской Федерации (ГА РФ. Ф. 550), а два подлинника – в фонде Московской Духовной академии Центрального исторического архива Москвы (ЦИАМ. Ф. 229). Письма будущего митрополита Арсения представлены в копиях, которые делал сам Владыка для памяти (часто они написаны непосредственно на полученном письме или телеграмме). Начата переписка в 1898 году, последнее из найденных писем датировано 2 января 1917 года.

Переписка интересна тем, что Владыка Иосиф был духовным сыном митрополита Арсения. При пострижении Ивана Петровых в монашество в 1901 году епископ Арсений преподал ему наставление, которое его воспитанник сохранил на всю жизнь: “Теперь, когда хулится имя Божие, молчание постыдно и будет сочтено за малодушие или бесчувственную холодность к предметам веры. Да не будет в тебе этой преступной теплохладности, от которой предостерегает Господь. Работай Господеви духом горяще”1. Письма свидетельствуют, с каким отеческим вниманием относился епископ Арсений, ректор Московской Духовной академии, к своему воспитаннику, а затем ставленнику, и с каким благоговением и любовью отвечал на эту заботу будущий митрополит Иосиф. Епископ Арсений разглядел высокое устроение души молодого монаха, несмотря на ряд проступков (о чем неоднократно упоминал в своих письмах о. Иосиф), совершенных по сердечной горячности, а не по испорченности. 6 июля 1905 года епископ Арсений писал в своем дневнике: “По душам беседовали мы с о. Иосифом, прекрасным монахом, но скрытым по характеру человеком. Нужно уметь проникнуть в сокровенная души его, иначе она останется неразгаданною. Кажется, я сумел сделать это”2. Письма Владыки Иосифа и ответы митрополита Арсения представляют историю формирования духовной личности митрополита Иосифа, сыгравшего столь большую роль в истории Русской Православной Церкви и запечатлевшего свой путь мученической кончиной.

Подробнее...

Бобринский Б. Наследие Адама с точки зрения о. Иоанна Мейендорфа.

Мне бы хотелось свидетельствовать о важном аспекте мысли отца Иоанна Мейендорфа, к которому он часто возвращался на различных этапах своей богословской и литературной деятельности. Речь идет о богословском осмыслении в восточной и западной патристике, у блаженного Августина и его наследников, с одной стороны, и в великой традиции Отцов Востока, с другой – проблемы «первородного греха», или лучше сказать, первоначального греха и его последствий.

Вместе с молодыми преподавателями Свято-Сергиевского Института, Иоанном Мейендорфом и Николаем Куломзиным, я оказался на протяжении нескольких лет вовлеченным в работу студентов, готовящих докторскую диссертацию в Школе Высших исследований (одна из секций Сорбонны) . Деятельность этой группы проходила под эгидой профессора Х. И. Марру и дом (почетный титул католических монахов некоторых орденов) Оливье Руссо, монаха тевтонского бенедиктинского монастыря. Группа называла себя ПКП – Патристические комментарии Писаний. <…> Среди ее членов мне бы хотелось назвать учеников профессора Марру. Все они стали известными исследователями в области патристики: А. М. де ла Поннардьер, М. Ж. Рондо, М. Каневе, Ж. М. Леру, А. Жобер. Стоит, наверное, сказать, что Иоанн Мейендорф, в то время полностью занятый написанием своей диссертации о святителе Григорие Паламе, нашел тем не менее время не только участвовать в работе группы, но и придать ей решающий импульс. Вместе с дом Оливье Руссо, приезжавшем автостопом из Бельгии в Париж, он был в огромной степени организатором и вдохновителем этих семинаров.

Заседание, проходившее 26–27 мая 1956 года, было посвящено отрывку из Послания апостола Павла к Римлянам 5:12, и в частности пониманию знаменитого «εφ ω παυτες ημαρτον» самим Апостолом, а затем Отцами Церкви.

Подробнее...

Свенцицкий Валентин, протоиерей. Проповеди.

Содержание

Часть 1 19 января 1922 г. За всенощной в церкви быв. Крестовоздвиженского монастыря 21 января 1922 г. Произнесено в храме Преображения во Спасском за всенощной (на день мученической кончины св. Филиппа, митрополита Московского) 9 марта 1922 г. За пассией в Крестовоздвиженской церкви (на Воздвиженке) перед святынями Большого Успенского собора (пассию совершал Святейший Патриарх Тихон) 6 июля 1922 г. За всенощной в Крестовоздвиженской церкви 3 августа 1922 г. В Крестовоздвиженской церкви за всенощной 11 декабря 1924 г. . В Крестовоздвиженской церкви 18 декабря 1924 г. В Крестовоздвиженской церкви за всенощной 21 декабря 1924 г. «Нечаянная радость». В церкви св. Панкратия за всенощной 28 декабря 1924 г. В церкви «Никола Плотник» за Литургией 8 января 1925 г. В Крестовоздвиженской церкви за всенощной 24 января 1925 г. В церкви Спаса во Спасском за всенощной 31 января 1925 г. В церкви св. Панкратия за всенощной 5 февраля 1925 г. В Крестовоздвиженской церкви за всенощной 7 февраля 1925 г. В церкви св. Панкратия за всенощной 12 февраля 1925 г. В Крестовоздвиженской церкви за всенощной 15 февраля 1925 г. Неделя о блудном сыне. В церкви св. Панкратия за Литургией 28 февраля 1925 г. Перед Прощёным воскресеньем. В церкви св. Панкратия за всенощной 7 марта 1925 г. 1-я неделя Великого поста. В церкви св. Панкратия 8 марта 1925 г. 1-я неделя Великого поста. В церкви св. Панкратия за Литургией 5 апреля 1925 г. В церкви св. Панкратия за Литургией 8 апреля 1925 г. В церкви св. Панкратия в первый день кончины Святейшего Патриарха Тихона 14 мая 1925 г. В Крестовоздвиженской церкви за всенощной 17 мая 1925 г. В церкви св. Панкратия за Литургией 24 мая 1925 г. В церкви св. Панкратия за Литургией 1 июня 1925 г. В церкви Св. Троицы на Листах за всенощной 4 июня 1925 г. В Крестовоздвиженской церкви за всенощной 8 июня 1925 г. Духов День. В Николо-Покровской церкви за Литургией 14 июня 1925 г. Икона «Взыскание погибших». В Спасо-Наливкинской церкви за всенощной 21 июня 1925 г. В церкви св. Панкратия за Литургией 21 июля 1925 г. В церкви св. Панкратия за всенощной. Престольный праздник 13 августа 1925 г. В церкви св. Панкратия за всенощной. Праздник главного престола «Всемилостивого Спаса» 14 августа 1925 г. В Сретенском монастыре за всенощной. Перед пострижением в монашество X. 22 августа 1925 г. В церкви св. Панкратия за всенощной 27 августа 1925 г. Успение Божией Матери. В церкви св. Панкратия за всенощной 21 сентября 1925 г. Рождество Богородицы. В церкви св. Панкратия за Литургией 12 ноября 1925 г. В Крестовоздвиженской церкви за всенощной 13 декабря 1925 г. В церкви св. Панкратия за Литургией 18 декабря 1925 г. В церкви св. Панкратия за заупокойной Литургией (перед гробом богаделки Анны Алексеевны) 19 декабря 1925 г. В церкви Знамения Божией Матери (в Перове) за Литургией 20 декабря 1925 г. В церкви св. Панкратия за Литургией 

Подробнее...