Бронзов А. А. Смысл преподавания нравственного богословия в духовных академиях по поводу современных толков об этом предмете.

Как только проникли в обществе слухи о предстоящей реформе духовно-учебных заведений, сейчас же всюду стали появляться различного рода проекты, имевшие своею целью помочь делу. К настоящему времени накопилась масса предлагаемого авторами проектов материала, в которой разобраться – великая трудность, тем более, что дело не обошлось без противоречий одних лиц другим и остального в этом роде. Проекты касались, между прочим, и нравственного богословия. Впрочем, касались они большею частью лишь случайно. Это объяснялось главным образом тем прочным и определенным положением, какое завоевало себе нравственное богословие в наших духовно-учебных заведениях. Однако, нашлись и такие лица, которые считают преподавание данной науки в академиях излишним: с одной стороны, мол, дело достаточно выполняется семинариями, а с другой, невыполняемая последними часть настолько не велика, что вместе с подобного же рода частью из области догматического богословия, которое также осуждается на изгнание из академических стен, может быть с успехом раскрыта и выяснена, вместо двух отдельных, одною кафедрою, которой усвояется автором одного из проектов наименование «православно-христианской апологетики»...

Оставляя в стороне догматическое богословие, скажем несколько слов о богословии нравственном, к которому мы стоим в особых отношениях.

Подробнее...

Бронзов А. А. Нравственное Богословие в России в течении XIX-го столетия.

ТОЛЬКО что окончился XIX-й век и наступил ХХ-й. Истекший век знаменит был различными открытиями и изобретениями в самых разнообразных областях. В настоящее время всюду подводятся итоги сделанного в прошедшем столетии и в непосредственной связи с этим обстоятельством намечаются ближайшие задачи для будущих деятелей в той или иной сфере. Все это естественно и само собой понятно: можно с успехом двигаться вперед, лишь оглядываясь назад; иначе придется повторять прежние ошибки, делать вновь то, что уже сделано раньше и проч. Имеем самое законное основание оглянуться назад, в частности, и мы, прикосновенные к науке, известной у нас под именем Нравственного Богословия. Что из себя представляет, в настоящее время эта наука? Какую судьбу пришлось претерпеть ей в течение истекшего столетия? Рассмотрение этой судьбы весьма важно: оно покажет нам, что уже сделано представителями данной науки и как сделано, – что еще не доделано и не закончено, но довершение чего, однако, было бы весьма желательно, – что пока совсем не выяснилось и не раскрывалось, но к чему, между тем, ныне требовалось бы совершенно иное отношение, – что выполнено не достаточно надлежащим образом и т. д. Другими словами: наше исследование состояния рассматриваемой нами богословской отрасли в продолжение истекшего века не только сделает нам известным её прошлое, для каждого, как либо к ней прикосновенного, интересное, но и ясно укажет нам те запросы, какие непосредственнейшим образом предъявляются к богословам – моралистам в самом начале нового века, – отчетливо наметить тот путь, по какому они в настоящее время должны следовать...

Подробнее...

Бронзов А. А. Нравственно-безразличное и «дозволенное».

В современном обществе, слушающем проповеди то одного, то другого непризнанных моралистов, противоречащих себе, ложно толкующих христианские нравственные принципы и т.д., сплошь и рядом встречается удивительно нелепая путаница по части понимания сущности христианской нравственности. На днях нам пришлось вести беседу с одним, по-видимому, интеллигентным человеком о так называемых адиафорах. Из беседы обнаружилось, что, зная весьма многое его лично не касающееся, многое – совершенно никуда неприложимое, он не интересуется и не знает того, что касается его ближайшим, непосредственнейшим образом, а если, что и знает, то нередко в привратном виде. В его беседе постоянно приходилось слышать выражения: «это – безразлично», «это – все равно» и пр., употребляемые механически, безотчетно. А когда мы обратили его внимание на это обстоятельство, он сначала был изумлен, а потом понес такой самопротиворечивый сумбур, в котором он затем окончательно и погряз. Мы думаем, что с ним разделяют общую участь и многие другие. Отсюда не считаем излишним в общедоступной форме изложить свои взгляды на некоторые нравственные вопросы. Сначала же выясним должную точку зрения на послуживший для нас в данном случае толчком вопрос об адиафорах (и так называемом дозволенном).

Подробнее...

Бронзов А. А. К вопросу о вегетарианстве.

Резонным проповедником превосходства растительной пищи пред животною является в наши дни, между прочим, г. Эльпе, по поводу одной из статей которого возникла и наша настоящая заметка. Г. Эльпе (Л. К. Попов) – специалист в области «физики, ботаники, зоологии, физиологии, анатомии»1. К голосу такого знатока в области физиологии прислушаться далеко не излишне.

По интересующему нас вопросу нам известны из прежних статей г. Эльпе две: одна под заглавием: « К вопросу о питании»2 и другая, надписываемая: «Мясная или растительная пища»3 . В первой обширной статье автор основательно доказывает, между прочим, что «среди хищных животных, питающихся исключительно мясной пищей, встречаются такие именно организмы (напр., лев, тигр), которые обладают способностью в короткий период развивать громадную мышечную силу; но – и это особенно важно и поучительно – среди тех же мясоедных нет таких животных, мышцы которых обладали бы способностью к длительной физической работе». Таких животных «приходится искать среди травоядных; рабочие животные принадлежат именно к травоядным животным. Это прямо наводит на заключение, что растительная пища наиболее отвечает требованиям не бурной, но длительной мышечной работы. 

Подробнее...

Бронзов А. А. Вопрос о безубойном питании человека, решаемый с христианской точки зрения.

Милостивые Государыни и милостивые Государи!

Перед рождественскими праздниками шел я со своим знакомым по одной из Петербургских улиц. На бойком перекрестке пришлось остановиться, потому что хороший десяток телег, загроможденных массой свиных туш, преградили нам путь. Эту массу трупов, каждый из которых вчера или на днях представлял собой живое существо, по–своему наслаждавшееся жизнью, везли на рынок – в пищу столичным обывателям... «Как это ужасно», – воскликнул мой собеседник, – «как дико питаться убоиной, насильственно отнимать жизнь у других существ!» ... «Ужели нельзя обойтись без такого варварства?!» ... Действительно, картина эта невольно заставляла призадуматься... Тут же мне припомнилась и другая картина, виденная мной давно, но до сих пор не дающая моей душе покоя. Лет 12–10 тому назад я жил на даче около г. Луги. Мимо нашей захолустной деревушки, лежавшей на СПБургско–Варшавском шоссе, ежедневно гнали в столицу стада коров, овец... Трудно было бы исчислить ту массу их, какая прошла мимо нас в течение летних месяцев! Бедные животные шли доверчиво. Маленькие ягнята весело играли между собой. Коровы лизали своих телят. Они не сознавали, что их ведут на убой, в пищу человеку, – в город, ненасытности которого, кажется, ничем не наполнить. Но, если этого не сознавали бедные животные, то человеку, которому приходили, должны были приходить в голову подобные мысли, становилось неловко, жутко... Такая картина, припомнившаяся мне из прошлого, и другая, только что виденная мной на петербургской улице, – восклицания моего знакомого... – все это подействовало на меня ошеломляющим образом... А тут еще вскоре пришлось быть свидетелем следующего случая. Конка, на которой я однажды ехал, приостановилась на какую–нибудь секунду–две на неурочном месте. Когда, публика узнала от кондуктора, что причиной приостановки вагона была попавшая под его колеса кошка, которую и расплющило тяжестью, то почти вся засмеялась... Ничтожный, видите ли, пустяк, могущий вызвать одну лишь улыбку, как забавное приключение!.. Жутко, господа!

Подробнее...

Бронзов А. А. «Христианское» самолюбие.

По поводу превратного понимания его некоторою частью современного общества.

По вопросу об любви человека – христианина к самому себе1 приходится выслушивать самые противоречивые мнения и суждения. По взгляду одних лиц, о каком-либо «самолюбии», даже в лучшем его смысле, нельзя говорить в христианском обществе, где вся любовь членов последнего должна быть направлена на Бога и на окружающую их среду; любовь же к себе – явление, не согласное с христианским духом, и проч. Такие лица утверждают, что вопросу о «христианском» самолюбии не должно быть места в системе христианского нравоучения. Другие впадают в противоположную крайность. Человеку, говорят, присуща естественная – внутренняя потребность, заставляющая его в отношениях к самому себе руководствоваться только чувством любви. В силу этого, чтó бы ни делал человек, как бы ни вел он себя, всюду фигурирует данное именно чувство, проявляющееся многоразлично и разнообразно; даже в тех случаях, где, по-видимому, это чувство уступило место противоположному ему, в действительности на лицо оно, а не последнее, стоит только поближе присмотреться к делу. Отсюда, говорят такие лица, самолюбие законно во всех его обнаружениях. А так как – продолжают они – потребность любить самого себя у человека сильнее потребности (да и можно ли ещё о ней говорить?!) любить окружающую его среду, то странно от него требовать проявления любви к последней, равной его любви к самому себе, а тем более какого-либо самопожертвования в пользу ближних и т.д. Не касаясь некоторых других ходячих взглядов по данному вопросу, постараемся кратко, намечая лишь общие основы дела, но определенно выяснить истинную сущность последнего.

Подробнее...

Бажанов В. Б. Об обязанностях христианина.

Содержание

Введение Понятие об обязанностях Христианина Разделение Христианских обязанностей Отличительное свойство Христианских действий Глава 1. Об обязанностях к Богу Основание обязанностей к Богу Внутреннее Богопочтение Благоговение пред Богом Любовь к Богу Повиновение Богу Благодарность к Богу Упование на Бога Преданность в волю Божию Богопочтение внешнее Виды внешнего Богопочтения Молитва Славословие Исповедание Бога Клятва Богопочтение частное Богослужение общественное Место общественного Богослужения Время общественного Богослужения Предостережение от погрешностей касательно вышнего Богопочтения Глава 2. Об обязанностях христианина к самому себе Разделение обязанностей Христианина к самому себе Попечение о душе Попечение об усовершенствовании душевных способностей Попечение о разуме Попечение о воле Попечение о совести Попечение о теле и вообще о временной жизни Попечение о внешних благах Попечение о богатстве Попечение об общественных преимуществах Попечение о чести или добром имени Общее замечание касательно внешних благ О поведении Христианина в отношении к удовольствиям жизни О поведении Христианина в отношении к несчастиям Глава 3. Об обязанностях христианина в отношении к ближним Кто есть ближний наш? Почему должны мы любить ближнего? Какова должна быть наша любовь к ближнему? Любовь к врагам В каких действиях и поступках должна выражаться любовь наша к ближним? Попечение о нравственном совершенстве наших ближних Попечение о жизни и здоровье ближних Продолжение Попечение о счастье ближнего Попечение об имуществе ближнего Попечение о добром имени ближнего Обязанности в отношении к умершим Глава 4. Об обязанностях христианина в состоянии домашнем Общество домашнее Важность супружества Приготовление к супружескому состоянию Выбор жены Обязанности супругов Супружеская верность Взаимная любовь Чувство целомудрия Обязанности мужа Обязанности жены Обязанности родителей Обязанности детей в отношении к родителям Обязанности господ в отношении к слугам Обязанности слуг в отношении к господам Глава 5. Об обязанностях христианина в состоянии гражданском Общие обязанности всех членов гражданского общества Обязанности Государя Обязанности вообще подданных в отношении к Государю Обязанности начальствующих Общее замечание касательно прохождения различных званий в обществе Глава 6. Об обязанностях Христианина в состоянии церковном Разделение членов Церкви Обязанности пастырей Обязанности пасомых

Подробнее...

Аверкий (Таушев). Крест Христов - орудие нашего спасения.

«РУССКОЕ ЗЕРЦАЛО»

МОСКВА - 1999

 

Содержание

 

Будь верен

 

Проповедь о Христе – слово крестное

 

Крест Христов – орудие нашего спасения

 

Почему для искупления человеческого рода от греха, проклятия и смерти понадобилась крестная жертва Христа

 

Крест – царей держава

 

Что говорит слово Божие и как учили величайшие отцы церкви о великой тайне искупления

 

 

 

Об издательстве

 

Подробнее...

Аверкий (Таушев). Вопросы и ответы в изъяснение церковного благочестия и душепопечения.

Перечень вопросов

Предисловие 1. Сколько восприемников при крещении. 2. Коленопреклонение (когда). 3. Когда подавать просфоры. 4. Когда Великим Постом разрешается постное масло, рыба, вино? 5. Крестный ходом на освящение пасок и куличей. 6. Священник Англиканской церкви в алтаре? 7. Правила при несении икон прихожанами во время крестного хода. 8. Отказ от эпитимии. 9. Причащать ли прихожан, пришедших к половине литургии (не быв на всенощной)? 10. Допускать ли к Св. Чаше не живущих в церковном браке? 11. Можно ли причащаться у нас, а на службы ходить в другую церковь? 12. Что можно кропить крещенской водой. 13. Какую пищу можно есть во время постов и в постные дни? 14. Кем были установлены правила о постах? 15. Что такое «сплошная седмица»? 16. Почему у православных Великий Пост – 7 недель, а у католиков – 40 дней? 17. При двух протоиереях, кто должен служить первым, а кто вторым? 18. Какое значение при бракосочетании имеют «посаженые отец и мать»? 19. Что означало крещение Иоаново во Иордане? 20. Какая разница между крещением Иоанновым и Христовым? 21. Как понимать наименование Иисуса Христа «Сыном Человеческим»? 22. Как понимает Св. Церковь предсмертные слова Сына Божия: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил»? 23. Можно ли сидеть в храме за всенощной во время чтения шестопсалмия? 24. Почему во время чтения Апостола священнослужители садятся, и можно ли в это время садиться также и мирянам? 25. Было ли общее соборование в Православной Церкви? 26. Есть ли правило стоять в церкви мужчинам справа, а женщинам – слева? 27. Должны ли женщины в храме иметь на себе головной убор? 28. В какие дни года не положено венчать? 29. Какая икона должна находиться за престолом на горнем месте? 30. Почему не должно быть седалищ в православных храмах? 31. Кто допускается в алтарь во время Богослужения? 32. Когда поётся и когда читается на вечерни молитва «Ныне отпущаеши»? 33. Полагается ли кондак по 6-ой песни канона читать или петь? 34. Какое значение имеют священнические облачения разных цветов? 35. Как правильно произносить «отпуст» в конце Богослужений? 36. Могут ли миряне стоять с зажжёнными свечами во время чтения Евангелия? 37. Можно ли следить за Богослужением по собственному молитвеннику? 38. Присовокуплять ли к молитве «Многая лета»: «Спаси, Христе Боже»? 39. Почему в одних храмах строятся клиросы, в других – возвышенные хоры? 40. Есть ли текст многолетствования на отпусте «Святейшие Патриархи»? 

Подробнее...

Аверинцев С. С. О страхе Божием и общем спасении.

Несколько слов по поводу статьи Ю, Каграманова

 

 

Для краткости воздержусь от указания на все пункты, по которым я со статьей согласен. Сентиментальная эвдемонистическая риторика, из десятилетие в десятилетие, из века в век пускающая в ход против концепта страха Божия все более предсказуемые, все более самоуверенные, но и все более опустошенные изнутри фразы и жесты, вызывает у меня примерно такие же чувства, как и у автора. Некоторые исторические соображения представляются мне довольно убедительными. Не стану придираться к словам. Заявление на с. 416, согласно каковому христианская «любовь побеждает страх […], но — отнюдь не отменяет его», вербальным своим обликом чересчур уж явно вызывает в памяти знаменитый новозаветный текст, говорящий, однако, нечто противоположное, во всяком случае, на уровне слов: «совершенная любовь изгоняет страх» (I Ин. 4, 18). Нам ли, грешникам, говорить о вещах столь высоких, как любовь совершенная, — может возразить мне Ю. Каграманов, и z спорить не стану. Не совсем понятно, почему именно в XX веке стало «трудно отрицать», что Средневековье— «по-своему великая эпоха» (с. 417); мне-то казалось, что ни один разумный человек не отрицал величия упомянутой эпохи со времен открытий, сделанных романтиками еще в прошлом веке. Но оставим все это.

Подробнее...