Ветелев А. Царство Божие.
- Сравнительное богословие
- 14 Ноябрь 2024
Содержание
I. Царство Божие 1. Ветхозаветные чаяния Царства Божия 2. Евангельское учение о Царстве Божием 3. Чему уподобляет Евангелие Царство Божие? 4. Кому даруется Царство Божие? 5. Заветы Иисуса Христа о Царстве Божием 6. Тайны Царства Божия II. Царство Божие и Церковь Христова 1. Святая Церковь в её существе 2. Святая Церковь и благодатные дары Святого Духа III. Выводы 1. Царство Божие 2. Царство Божие и Церковь Христова
I. Царство Божие1
1. Ветхозаветные чаяния Царства Божия
Исходным началом евангельской проповеди Спасителя, как известно, было учение о Царстве Божием. В первом же Своём обращении к народу Он говорил о Царстве Божием как о той цели, ради которой нужно «покаяться», т.е. перемениться, исправиться. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17). Иисус Христос говорил также: «Исполнилось время и приблизилось Царство Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1:15). И эту проповедь Он считал Своей неотложной миссией: «И другим городам благовествовать Я должен Царство Божие, ибо на то Я послан» (Лк. 4:43). В последние сорок дней Своего пребывания на земле Спаситель преимущественно учил о Царстве Божием2.
Бэдхэм П. Соотношение веры и разума.
- Сравнительное богословие
- 05 Ноябрь 2024
Свободная мысль. 1992. № 3. С. 26-30
Теоретический и политический журнал
Свободная мыль
№ 3 1992
человек
НАУКА И РЕЛИГИЯ
Соотношение науки и религии – одна из немногих тем, к которым неизбежно обращались все лучшие умы человечества. Веками длилось противостояние между предлагавшимся учеными доктринальным знанием и одухотворенным восприятием мира со стороны людей религии. Порою оно переходило в открытую борьбу, нередко принимавшую формы, недостойные человеческого общества, причем сегодня вполне можно говорить о том, что не только религия попирала науку и препятствовала ее прогрессу, но и воинствующий атеизм предпринимал невиданные репрессии против представителей веры. Однако в последние десятилетия человечество постепенно приходит к пониманию того, что наука и религия являются лишь альтернативными способами постижения единой реальности, с которой сталкивается в своей жизни человек, и трудно сказать, какой из них отражает ее наиболее полно. Чем глубже проникают люди в тайны мироздания, тем больше получают они оснований утверждать возможность примирения знания и веры, необходимость их взаимообогащения.
Афанасий Лимасольский, митрополит. Открытое сердце Церкви.
- Сравнительное богословие
- 12 Октябрь 2024
Содержание
Предисловие О старцах Старец Иосиф Исихаст Старец Филофей Старец Арсений Каппадокийский Кипрское монашество Старцы монастыря Ставровуни Старец Евстафий Кипрский Старец Паисий Святогорец Старец Порфирий Кавсокаливит Дух церкви Назначение Церкви О Рождестве Христовом Духовная брань Великого поста Смысл Страстей и Воскресения Гармоничные отношения между мужем и женой Великое имя женщины Воспитание молодежи в современном обществе Семья – лечебница страстей Цель, цели и непопадание в цель Болезни сердца Боль в нашей жизни О наркотиках Открытое сердце Церкви Помыслы в нашей жизни О чудесах в Церкви Об испытаниях и страстях Бог – наша единственная надежда Великий враг человека Упразднение смерти
Митрополит Афанасий – один из самых известных проповедников в современном греческом православном мире. Он был знаком со многими старцами и впитал в себя их духовную традицию. Несмотря на свои архиерейские обязанности, митрополит Афанасий и по сей день продолжает исповедовать и осуществлять духовное руководство. Уже много лет он регулярно проводит открытые беседы со своей паствой, которые пользуются большим успехом, особенно у молодежи. В греческом православном мире, в Греции и в других странах, беседы митрополита известны в основном по аудиозаписям.
Эта книга является первым собранием бесед митрополита Афанасия, издаваемым по его благословению. Некоторые беседы были расшифрованы с аудиозаписей, некоторые взяты из журнала Лимасольской епархии «Параклиси».
Архипов В. Православная семья - основа духовно-нравственного воспитания детей.
- Сравнительное богословие
- 10 Октябрь 2024
Дано понятие о семье с православной и светской точки зрения. Подчёркнуто, что происхождение брака согласно Священному Писанию является учреждением Божиим. Показано значение семьи, построенной согласно заповедям, для духовно-нравственного возрастания супругов. Отмечено, что проблемы семейных отношений успешнее решаются в семье, построенной согласно православной традиции. Рассмотрены основы христианского воспитания детей в семье, подчёркнуто значение примера родителей для достижения успеха в воспитании.
Ключевые слова: православная семья, таинство брака, семья – домашняя Церковь, семейные традиции, духовно-нравственное воспитание.
Для того чтобы говорить о природе и значении православной семьи, обратим внимание на то, как определяют значение самого понятия «семья» различные источники. По определению это:
- «совокупность близких родственников, живущих вместе»[1];
- «основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью»[2].
Как видим помимо общности быта и кровного родства, указывается и на взаимные нравственные обязанности членов семьи. Однако основы семьи не только нравственны, но и духовны по своей природе. Это подтверждают положения религиозной философии и богословских наук.
Антоний (Голынский-Михайловский). О молитве Иисусовой. Аскетический трактат.
- Сравнительное богословие
- 04 Октябрь 2024
Содержание
Слово к читателю От издателей Предисловие
Молитва Иисусова Молитва словесная Молитва умная деятельная Молитва умно-сердечная деятельная Молитва умно-сердечная самодвижная Молитва умно-сердечная чистая Молитва зрительная
Слово к читателю
Дорогие братья и сестры!
Вам предстоит знакомство с книгой, открывающей далекие горизонты труднейшего пути – пути молитвенного подвига. Эта скромная по объему, но предельно насыщенная напряженной духовной мыслью работа поможет многим жаждущим встать на этот спасительный путь, выстоять в тяжелой духовной битве.
Андрей Критский, святитель. Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы.
- Сравнительное богословие
- 01 Октябрь 2024
Ныне настала радость для всех, вознаграждающая прежнюю скорбь: предстал Вездесущий, чтобы все исполнить радости. Но как Он предстал? – Не с телохранителями, не в сопровождении воинств Ангельских, не с пышностью и шумом: но тихо и безмятежно, чтобы укрыть Свое шествие от князя тьмы и чтобы, благоразумною хитростию уловив змия и посмеявшись над бдительностию того Ассирийскoго дракона, который поработил себе благородство природы человеческой, – исхитить у него добычу. Неизреченное великое милосердие Его не хотело видеть потери такого творения, каков человек, для которого Он распростер свод небесный, утвердил землю, разлил воздух, образовал море, устроил все видимое создание. Поэтому является Бог на земле, Бог с небес, Бог между человеками, Бог во чреве Девы – Тот, которого не вмещает вся вселенная. Теперь природа человеческая начинает предвкушать радость и получает начало обожения; теперь отвергнув от себя обманчивое богатство греха, она уневещивается Творцу; теперь первоначальный состав наш принимает новый вид, и состаревшийся мир отлагает ветхость – плод греха. «Да радуется небо свыше, и облацы, да кропят правду» (Ис. 45, 8), «да источают горы сладость и холмы веселие, яко помилова Бог люди Своя» (Ис. 49, 13). Ныне таинство, запечатленное прежде всех веков, открывается и все получает во Христе возстановление. Ныне всемогущая сила Зиждителя вселенной приводит в окончательное исполнение совет, держанный Им о сотворении мира, дабы разрушить совет, начальником злобы издревле против нас составленный. Посему-то ликуют Ангелы, сорадуются человеки и весь обновляемый мир приходит в себя. Какой ум, какой язык выразит все это? Ни слово изречь, ни слух принять это не в силах. Итак мы справедливо совершаем настоящее торжество с веселием и радостию, празднуя совершеннейшее воспринятие (Господом) нашего смешения.
Помазанский М. Апологетические Заметки (Части I и II).
- Сравнительное богословие
- 05 Сентябрь 2024
Часть I
Знамение свыше
Весть о необычайном явлении - слезах из очей на иконе Богоматери в доме одной молодой греческой православной семьи недалеко от Нью-Йорка, в Лонг-Айленд (в марте 1960 года) - облетела даже часть американской прессы. Когда икона в торжественной обстановке препровождалась в греческий соборный храм, то над автомобилем, где помещалась икона, вились непрерывно три голубя, оставившие процессию только тогда, когда икона была внесена в храм. Через месяц такое же источение слез открылось на другой иконе Божией Матери, в той же местности, а затем и на третьей, поставленной на место увезенной в храм второй иконы. Тройственность явления присуща знамениям, даваемым свыше, как говорит опыт Церкви.
Слезы Богоматери! Явление, приводящее в трепет и благоговение. Оно свидетельствует о том, как близка миру Богородица. Но лучше бы этих слез не было! Если в семье нет для детей большего горя, как видеть плачущей свою мать, то каким должно быть сильным и страшным потрясением для христиан знать, что из-за них проливает слезы Матерь Божия!
Питирим (Нечаев), митр. Тело, душа и совесть. Учение о человеке в христианской традиции и современность.
- Сравнительное богословие
- 02 Сентябрь 2024
Социальная психология, другие общественные науки ищут сегодня правильные критерии, которые адекватно отражали бы всю сложность человеческой природы, в том числе ее метафизическую глубину, ее духовное измерение.
Недостаточность исходных положений современной философской антропологии, например биологической антропологии (А. Гелен, Г. Плеснер и другие), признается самими философами: "В известном смысле можно сказать, что здесь прорублена лишь одна просека в лесу сущностных черт и свойств человеческого существа. И хотя даются определенные образы человека, все они односторонние, а потому являются искаженными картинами, и ни разу дело не доходит до всеохватывающего определения человека"[1].
Старец Паисий Святогорец. Возвращение к Богу от земли на Небо
- Сравнительное богословие
- 10 Август 2024
Предисловие. Схимонах Паисий
Старец всегда желал, чтобы действовала благодать Божия в нас, и поэтому всячески старался отсекать проявление своей воли. Вследствие этого благодать Духа Святого, в избытке обитавшая в старце, действовала могущественно и изливалась в так называемых чудесных событиях. Идя путем смирения, отец Паисий всегда пытался скрыть, что в нем обитает Божественная благодать, и лишь в исключительных случаях приоткрывал частичку своих духовных опытов. Приведем здесь некоторые.