Дело Божие надо делать, не откладывая: иеросхимонах Арсений (Минин).

Никто никогда не слышал из его уст праздного слова. Отец Арсений часто был молчалив и задумчив, присутствующие при нем чувствовали, что он в сердце своем творит молитву, и не смели его отвлекать разговорами. Смирение отца Арсения было изумительно. Он всегда считал себя первым из грешников.

Мирское имя отца Арсения – Александр. Родители его, люди благочестивые, Иоанн и Александра Минины, были купеческого звания, уроженцами Новоторжского уезда Тверской губернии, и жили в Казанской губернии, в Мамадышском уезде, на мельнице, где вели хлебную торговлю. Здесь в августе 1824 года и родился будущий отец Арсений.

Александр был третьим по счету сыном. Вообще в семье их было семь детей – пять сыновей и две дочери. Из них на монашеское поприще также вступил его брат Иоанн, который стал монахом Саровской пустыни, и сестра Екатерина, которая после смерти своего мужа поступила с дочерью Ольгой в Зверин-Покровский женский монастырь в Новгороде.

В 1857 году в возрасте 33 лет Александр Иванович Минин поехал в качестве паломника в Иерусалим. Сопутствовавшие ему богомольцы пожелали побывать и на Святой Горе Афон, что он и осуществил. Чудная природная красота Афона так пленила Александра Ивановича, что он мысленно решился остаться здесь навсегда. «Благодарю Господа Бога, – воскликнул он от полноты духовной радости, – что Он сподобил меня вступить в жребий Пречистой Своей Матери, прошу Ея материнскаго заступления и милосердия принять меня, грешника».

Подробнее...

Арсений (Минин), иеромонах. О чем и как нужно молиться.

Содержание

Часть первая: Приготовление Часть вторая: Благодарение, покаяние и прошение Часть третья: Лучшее из дел Часть четвертая: Непрестанная молитва Часть пятая: Дом Божий Часть шестая: Крестное знамение Часть седьмая: Неотступность в молитве Часть восьмая: Дар Божий Часть девятая: Божественный огонь

 

Часть первая: Приготовление

Молитва Господня «Отче наш» есть высшая из всех молитв, как излившаяся из пречистых уст Самого Спасителя; в ней сокращенно изложено, о чем мы должны молиться. Как же надо молиться?

«Когда мы Царю Богу предстать и беседовать в молитве собираемся, – говорит св. Лествичник, – да не приступаем к этому не приготовившись, чтобы не выглядели мы как неимущие оружия и одеяния, приличного царского предстояния. Иначе Он повелит своим рабам и служителям взять нас и подальше от лица своего отбросить, и хартию прошений наших растерзав, бросит нам ее в лицо. А поэтому, приступая к беседе с Богом, мы должны отбросить от себя все житейское, не внимая никаким помыслам, которые во время молитвы восстают с особенной силой».

Преподобный Кассиан Римлянин касательно молитвы дает следующее наставление: «Чтобы молитва была возносима с надлежащей горячностью, надо непременно отложить всякое земное попечение, и не только заботиться, даже думать не надо о каком-либо житейском занятии и предприятии».

Подробнее...

Антоний (Храповицкий), митрополит. О невозможности нравственной жизни без религии.

Содержание

Введение Моральные принципы, вытекающие из пантеизма Моральные принципы, вытекающие из учения Канта Заключение

 

Введение

В прежнее время принято было думать, что безбожие является последствием и высшим выражением безнравственности: такая точка зрения высказывается в Библии. Может быть, так оно и есть на самом деле, но современные отрицатели религии с этим не только не согласны, а всячески стараются доказывать, что они располагают не менее сильными побуждениями к добродетельной жизни, чем люди глубоко религиозные.

Неверие, начинаясь в уме человека, через отрицание его нравственных обязательств пред Богом, затем, оно устрашается следующих отсюда логических выводов и старается взамен религиозных верований подыскать себе другие опоры для борьбы со страстями и для осмысления нравственной жизни.

Современная европейская наука располагает двумя главными теориями безрелигиозной морали: пантеистической и кантовской, или автономической. Наиболее неблагодарную задачу берет на себя моралист-пантеист. Его мировоззрение ограничивает всё бытие жизнью космоса: вне мирового процесса ничего не существует – ни Бога, как сознательного духа, ни загробной жизни для личных существ, то есть самостоятельных людей.

Подробнее...

Арсений (Минин), иеромонах. О необходимости и пользе частого причащения Пречистых Таин Христовых и приготовительном к нему покаянии.

Издание десятое Авонского Русского Пантелеймонова монастыря

Под редакцией протоиерея Иоанна Мансветова

Содержание

Вместо предисловия Об истинном покаянии О причащении Пречистых Христовых Таин

 

Вместо предисловия

«Аз есмь хлеб животный, иже сшедший с небесе: аще кто снесть от хлеба сего, жив будет вовеки» (Ин. 6:51).

Святейшее таинство Причащения есть один из величайших даров бесконечной любви Божией к человеку, искупленному Господом Иисусом Христом, но не все, именующие себя христианами, пользуются этим даром, как должно. Многие, не имея надлежащего понятия о величии этого таинства и о богатстве благ, даруемых чрез него, приступают к нему очень редко и без должного приготовления; а есть, к сожалению, и такие христиане, которые, по маловерию или безверию, и вовсе чуждаются сего таинства, лишая себя чрез то соединения с Господом и общения с Ним в этой и будущей жизни, по слову Его: аще не снесте плоти Сына Человеческаго, ни пиете крове Его, живота не имате в себе (Ин. 6:53).

Холодность к принятию великого дара, нам подаваемого в таинстве Причащения, происходит преимущественно от неведания этого высокого дара. Чего не знаем, или о чём не имеем должного понятия – того не желаем; младенцы не заботятся о богатстве, не ищут славы, как не имеющие о них никакого понятия. Но неведением никто да не мнит оправдаться, ибо закон Божий всем известен, храмы Божии для всех всегда открыты.

Подробнее...

Антонин (Капустин), архимандрит. Слова и беседы на воскресные, праздничные и другие, особенно чествуемые дни Постной и Цветной Триоди.

Проповеднический круг подвижных праздников Церкви. Слова, беседы и поучения — архимандрит Антонин (Капустин)

Слова и беседы на воскресные, праздничные и другие, особенно чествуемые дни Постной и Цветной Триоди.

• Слова, беседы и поучения на дни Постной Триоди

• Беседа на евангельскую притчу о мытаре и фарисее

• Беседа на евангельскую притчу о блудном сыне

• Слово в субботу мясопустную

• Слово в Неделю мясопустную

• Слово в Неделю сыропустную

• Слово в первую Неделю Великого поста

• Поучение во вторую Неделю Великого поста

• Слово в третью Неделю Великого поста

• Слово в четвертую Неделю Великого поста

• Слово в субботу пятой седмицы Великого поста

• Слово в пятую Неделю Великого поста

• Слово в субботу шестой седмицы Великого поста

• Слово в шестую Неделю Великого поста (Ваий)

• Слово в Великий Четверток

• Плач на память Страстей Христовых (в Великий Пяток)

• Слово в Великую Субботу

Подробнее...

Александр (Милеант). Слава Богу за все

Существует рассказ о протестантском пастыре, который, посещая больных, зашел в больницу для душевно— больных. Здесь один из пациентов, у которого, очевидно, наступила минута умственного просветления, подошел к пастырю и спросил его: “Вы благодарили когда-нибудь Бога за свой рассудок?” От такого неожиданного вопроса остолбенел пастырь. Нет, никогда ему не приходило на ум благодарить Бога за такое очевидное дарование. Только здесь в больнице, видя вокруг себя такое количество несчастных душевно— больных людей, он понял, что разум — это великий Божий дар! Пастырь тут же обещал больному и самому себе, что он будет ежедневно благодарить Бога за свой здравый рассудок.

            Этот случай из жизни пастыря характеризует общую особенность человеческого отношения к жизненным благам, в силу которого люди привыкли все принимать, как должное, само собой разумеющееся. Редко кто из людей благодарит своего Создателя, Который постоянно о нем заботится и посылает ему бесчисленные материальные и духовные блага.

            “Куда ни посмотрю сердечными очами, — пишет святой Иоанн Кронштадтский, — внутрь ли или вне себя, везде вижу сильный повод к благодарению и славословию Господа!”

            Действительно, вся наша жизнь является непрерывной цепью благодеяний Бога! Он создал наше тело, которое лучше и совершеннее всякого механизма или компьютера. Он вдохнул в нас эту бессмертную, богоподобную душу, которая оживляет наше бренное тело, и которая драгоценнее и любезнее нам всего. Он даровал нам разум, который возвышает нас над животными; — свободную волю, благодаря которой мы можем физически и духовно совершенствоваться и направлять к благу свою жизнь; — чувства, способные наслаждаться дарами благости Божией, находить счастье и радость в жизни.

Подробнее...

Арсений (Минин), иеромонах. Царица добродетелей.

Беседа о значении, силе и достоинстве молитвы, и бедственном положении, в котором находятся люди, пренебрегающие беседой с Господом.

«Непрестанно молитеся. О всем благодарите» (1Сол. 5, 17–18).

«И вся, елика аще воспросите в молитве, верующе, приимите» (Мф. 21, 22).

Как в естественном состоянии младенец не вдруг делается взрослым, но полной зрелости достигает мало-помалу, так и в состоянии духовном человек не вдруг из плотского и греховного может сделаться духовным, богоугодным, но восходит на эту высоту постепенно, подвизаясь в добродетелях, во главе коих стоит молитва, ибо молитвой мы все испрашиваем у Бога, по сказанному Им: «Просите, и дастся вам»; а если не будем просить, то и не получим ничего; ни одной добродетели не совершим, если не обратимся с молитвой ко Господу, прося Его помощи.

Но прежде, нежели приступим к молитве, мы должны знать, что есть молитва? Как и о чем надобно молиться? Что есть молитва? Молитва есть благоговейное стремление души человеческой к Богу или сердечная беседа человека с Богом, во время которой человек, представляя Бога невидимо при себе находящимся, изливает пред Ним чувствования души своей и желания своего сердца.

Подробнее...

Арсений (Минин), иеромонах. О молитве.

Усердие ваше к удаленной от мира пустынной обители нашей побудило меня потрудиться на пользу общую, сколько было это по слабым моим силам возможно. При помощи Божией, руководствуясь Священным Писанием и указаниями св. Боговдохновенных отцов, я составил небольшую беседу о молитве – с искренним желанием принести вам душевную пользу.

Труд мой состоял более в том, чтобы взять из разных сочинений и свести воедино то, что сказано о корне всех добродетелей – молитве, от которой, как от благоплодного дерева, произрастает все доброе и Богоугодное, так что без молитвенного испрашивания помощи Божией мы не можем совершить ни одной добродетели.

Суеты века отвлекают нас от Бога. Избавиться от пристрастия к ним можем мы не чем иным, как ежедневным размышлением о смертном часе, о Страшном Суде Божием и о неизвестности той участи, какая назначена будет каждому из нас. Это размышление для спасения души всего необходимее: оно очистит нашу молитву от суетных помыслов, оно побудит нас во многом подумать о душе своей.

Когда слышим или с усердием читаем что-либо душеполезное, тогда как бы спадает повязка с душевных наших очей и мы видим ничтожество этого земного, скоропреходящего, и стремимся духом к небесному. Но святые эти чувства, к сожалению, недолго занимают нас; суеты мирские вступают в свою силу, и мы, забыв душеспасительные вразумления, снова погружаемся в море житейских забот, снова забываем, что есть у нас душа и что она должна явиться на суд Божий. В этом случае мы уподобляемся упоминаемому в св. Евангелии камню, на котором посеянное семя не имело корня, и хотя с радостью принято было, но плода не принесло: заботы житейские уничтожили его.

Подробнее...

Младостарчество как вид пастырского искушения.

Проблема младостарчества остаётся одной из самых животрепещущих тем в православной пасторологии (пастырское богословие). В последнее время об искушении младостарчества высказывались Святейшие Патриархи Алексий II и Кирилл, создавались Определения Святейшего Синода (1998 г.) и Архиерейского Собора (2000 г.).

Время гонений сменилось временем соблазнов. И это смена эпох имеет свою причинно-следственную подоснову. Главным фактором образования младостарчества является кризис духовнического служения, который был обусловлен утратой традиций подлинного духовничества. Массовый приток верующих в Церковь в 1990-е гг. привел к тому, что функции духовников стали брать на себя на себя люди неискушённые.

Подробнее...

Арсений (Минин), иеромонах. Маргарит. Избранные душеспасительные изречения.

С Присовокуплением некоторых бесед, относящихся исключительно к женским обителям

Содержание

О вере в Бога О молитве Что есть молитва? О чем и как должно молиться? О любви к Богу О любви к ближним О надежде на Бога и терпении О почитании Пресвятой Девы Богородицы О церковных службах О необходимости понуждения себя к Богоугодной жизни О почитании праздничных дней О Причащении Пречистых Христовых Тайн О подвигах и видениях О покаянии О памятовании смерти, страшного суда по смерти и адских мучений 1. В чем состоит подвиг памятования смерти? 2. Необходимость сего подвига для нравственного совершенства 3. От чего рождается, и чем поддерживается памятование смерти? 4. Искушения тем, которые стараются утвердить в уме своем памятование смерти 5. Признаки надлежащего памятования смерти 6. Различные степени в подвиге памятования смерти и адских мучений 7. Плоды подвига памятования смерти и страшного суда по смерти 8. Как утвердить в себе памятование смерти, страшного суда и геенских мук, живя в мире среди житейской суеты? Покаянный плач 1. Что разумеется деятельном христианском благочестии под именем покаянного плача? 2. Необходимость плача для преуспевания в деятельном благочестии 3. От чего рождается истинное умиление 4. Плач бывает различный 5. Признаки истинного сокрушения сердца 6. Средства, возбуждающие сердечные сокрушения 7. От чего теряется плач? 8. Искушения подвизающимся в покаянном плаче 9. Различные степени подвига в покаянном плаче 10. Достоинство и высота покаянного плача 11. Действия и плоды благодатного плача 12. Необходимость покаянного плача для всех, ищущих спасения, и средства, возбуждающие такой спасительный плач О чревоугодии и воздержании 1. Что такое порок чревоугодия по учению святых отцов? 2 Предлоги к чревоугодию 

Подробнее...