Тимаков А. Чудо рядом с нами.

Содержание

Духовное зрение очевидца Крест Ожидание Причастие Елеосвящение Находка Сын Прозрение «Похвала глупости» Все в руце Божией Сogito ergo sum На грани жизни. Обыденная человечность Лепестки плащаницы Маленький диагност Заключение 

 

Духовное зрение очевидца

Чудеса и знамения издавна почитаются знаками Божественного присутствия в мире и благодатной любви Божией к нам. В религиозной и светской литературе, искусстве, истории сохраняются рассказы об этом от глубокой древности до наших дней. В современной жизни тоже есть место чуду, особенно если оно хорошо подготовлено человеческой верой, надеждой, любовью и желанием разглядеть Промысл Божий сквозь пелену забот и волнений суетного мира.

Подробнее...

Тимаков А. Предвосхищение рая.

12 декабря 2012 г.

Но жена не рукавица:

С белой ручки не стряхнешь,

Да за пояс не заткнешь.

А. Пушкин

В современном мире, в значительной степени оторванном и от церковной, и вообще от патриархальной традиции, очень дорожившей крепостью семьи, сформировалось стойкое представление о браке как о союзе мужчины и женщины, может быть, и долгом, но отнюдь не вечном, чаще всего подразумевающем некоторый комфорт и удовольствие, но отнюдь не повседневную заботу и труд во благо другого. И, наверное, лишь Церковь до сих пор и до конца последовательно продолжает утверждать, что такое понимание неверно, что оно не соответствует истинному человеческому предназначению, которое мы называем замыслом Божиим о человеке. За такую непримиримую позицию Церковь обвиняют в консерватизме, в ограниченности и т. п., ибо все обоснование такого подхода видится лишь в слепом следовании традиции.

Однако принцип строгого единобрачия зиждется прежде всего на христианской антропологии, основанной на библейском положении о том, что человек создан по образу Божию (см. Быт 1:26–27). Сам Спаситель, говоря о Своем отношении к разводам, ссылается на онтологическое единство мужчины и женщины, утверждая незыблемость брачных уз: «Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их... посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф 19:4–6). Именно здесь следует искать истоки отношения Православия к браку и тайну такого феномена, как супружеская любовь.

Подробнее...

Тимаков А. О сознании секулярном и церковном.

07 августа 2012 г. свящ. Алексий Тимаков, М. Журинская

Влияние типа сознания на формирование личности

М. Ж.: Отец Алексий, мы благодарим Вас за то, что Вы, во-первых, ознакомили редакцию с содержанием своего доклада, прочитанного для учителей, а во-вторых – за то, что Вы согласились обсудить Ваши мысли с тем, чтобы данное обсуждение было опубликовано. Давайте только предупредим читателя, что мы постараемся не забираться в историю, поскольку оба мы не историки, а в этой области непрофессионализм всегда таит в себе массу негативных последствий, и особенно сейчас мы наблюдаем их буквально каждый день. А так как само слово сознание провоцирует на философские и психологические обобщения, то апеллировать к ним мы тоже по возможности воздержимся. В конце концов мы имеем право говорить о сознании, что называется, с позиции здравого смысла, поскольку, во-первых, просто-напросто являемся его носителями, во-вторых, Вы – по светскому образованию и по первому роду деятельности медик, так что имели богатые возможности наблюдать проявления сознания в экстремальных для людей ситуациях, а я – лингвист, и то, что язык самым непосредственным образом связан с сознанием и более того, те или иные состояния сознания подчас выявляются именно в речи, для меня самоочевидно. Наконец, что, пожалуй, важнее всего перечисленного, Вы – священнослужитель, а я православная мирянка, и оба мы, пребывая в Церкви, не можем считать себя и полностью отделенными от жизни в секулярном обществе. Наверное, по всему этому Вы избрали себе такую тему, а я ею так заинтересовалась.

Подробнее...

Тимаков А. Искушения людей церковных и нецерковных.

24 августа 2011 г.

Всё тонет в фарисействе… Б. Пастернак

Еще мрачнее и огромней

Тень люциферова крыла… А. Блок

В нашем мире православный человек сталкивается с проблемой, принять которую он никак не может. Его никогда не устроит то, что люди, рядом с которыми так или иначе проходят его дни, не воспринимают Церкви Божией. Всякий, однажды, но навсегда вошедший в неё, очень чётко и глубоко ощущает её спасающую роль.

Любой человек, стоящий в храме Божием, вошёл туда потому, что захотел попасть в Рай, ибо те, кому это безразлично, туда не входят, а те, кто желает ада, идут в церковь сатаны. Некоторые же как-то иначе понимают своё спасение в надежде, что путём, предлагаемым иными конфессиями, они придут к Богу.

Но существует ещё очень немалая, если не сказать подавляющая, группа людей, которые не то что индифферентны к вопросу о вечной жизни, но отодвигают его решение на потом.

Подробнее...

Тимаков А. Жизненность Предания.

16 августа 2012 г.

«Се бо, истину возлюбил еси,

безвестная и тайная премудрости

Твоея явил ми еси

Слуху моему даси радость и веселие;

возрадуются кости смиренныя

Воздаждь ми радость спасения Твоего

и Духом Владычним утверди мя.

Научу беззаконныя путем Твоим,

и нечестивии к Тебе обратятся

возрадуется язык мой правде Твоей.

Господи, устне мои отверзеши,

и уста моя возвестят хвалу Твою.»

(Пс 50:8,10,14–17)

Подробнее...

Рождественский А. Учение западных вероисповеданий об отношении благодати к естественным силам человека.

О свободе и благодати, как двух деятелях в процессе оправдания: а) о свободе вне или до благодати: о возможности естественного добра в падшем человеке и его значении в деле спасения последнего; и б) о свободе под благодатью: об отношении благодати к нравственной природе человека в процессе оправдания.

В тесной связи с учением о первородном грезе и его значении в жизни падшего и возрожденного человека стоит и вопрос об участии человека в своем оправдании.

По учению православной церкви, грех произвел качественную порчу в нравственной природе человека, но порчу лишь относительную, извратил материальную свободу человека, но не совершенно, сделав ее только более удобопреклонной ко злу, тем к добру, но не абсолютно злой, греховной; вследствие чего и формальная свобода человека не была совершенно утеряна им, не уничтожилась в нем, а лишь оказалась в связанном, подавленном состоянии, по причине преобладания злых начал над добрым в материальной свободе человека: у него осталась возможность выбора между добром и злом; но вследствие преобладания последнего над первым он оказался в подавляющем большинстве случаев своей жизни фактически не способным к осуществлению этой возможности в сторону добра. Таким образом возможность естественного добра для падшего человека не исключается здесь, но значение этого добра ослабляется признанием господства в нем зла, отвращающего его от Бога и делающего его предметом гнева Божия. Отсюда естественное добро, с точки зрения православной церкви, само по себе недостаточно для спасения человека, так как оно не может сделать его праведным в очах Божиих. Но этим еще не исключается всякое значение естественного добра в деле спасения человека, так как единственное присутствием его в падшем человеке обусловливается сохранением в нем способности к усвоению плодов искупления, совершенного Г. И. Христом, способности к восстановлению себя от греха при содействии благодати Божией, даруемой ради заслуг Искупителя. Благодать Божия, действуя теми или другими способами на душу человека, оживляет сохранившиеся в нем добрые начала, воспламеняет тлеющую в нем под греховной корой искру добра, раздувает ее в яркое пламя любви к Искупителю, доводить ее до степени равновесия с господствовавшим дотоле греховным началом в человеке и таким образом делает его фактически способным к употреблению связанной дотоле грехом формальной свободы в сторону осуществления исключительно добра и к постепенному, по мере упражнения в нем, преобразованию своей нравственной природы из материально-злой в материально-добрую. 

Подробнее...

Рождественский А. Я. Учение западных вероисповеданий об оправдании.

(О существе оправдания, его главных сторонах и моментах).

Термин «оправдание» (justificatio) принадлежит собственно юридической области и имеет двоякое значение: a) justificare значит, во-первых, поступать справедливо, действовать согласно с правовой нормой, и б) во-вторых – оправдывать подсудимого. В свою очередь оправдывать значит или а) устанавливать факт соответствия между поведением подсудимого и правовой нормой, обявлять кого-либо невинным, чистым, неприкосновенным обвинению, или же б) при действительности факта преступления, извинять подсудимого, считать вину невменяемою, снимать наказание за преступление по каким-либо извиняющим обстоятельствам. Принятый в православной богословской науке для обозначения всего процесса восстановления падшего человека от греха, термин «оправдание» очевидно берется в последнем из указанных выше значений, но в то же время понимается здесь гораздо шире, заключая в себе элементы, не свойственные ему в его обычном словоупотреблении для обозначения известных междучеловеческих отношений. В самом деле, в оправдании грешника мыслится не одно только снятие вины и восстановление нарушенного отношения к правовой норме, а и нечто гораздо большее, именно – внутреннее изменение в самом оправдываемом грешнике, сообщение ему силы или возможности на будущее время поддерживать или сохранять должное отношение к правовой норме, действовать сообразно с нею, что уже выходит за пределы юридических понятий. Причина такого расширения понятия об оправдании (justificare= не reputare только, но и facere justum) лежит в самом понятии о первородном грехе, который, по учению православной церкви, как мы видели выше, есть не только «вина» (reatus), но и «порок» (vitium) и даже «порча» (corruptio). Отсюда и в понятии оправдания следует различать три стороны: а) переход от виновности (reatus) к праведности (justitia), или оправдание в собственном смысле, как понятие чисто юридическое (justificatio во втором из указанных значений), б) переход от порочности (vitiumvitiositas) к святости (sanctitas), или освящение (sanctificatio) и в) переход от порчи, повреждения (corruptio) к цельному, здоровому состоянию нравственной природы человека (integritas naturae) или исправление (rectificatio2). Первый из указанных процессов, мыслимых в понятии оправдания, имеет место в области внешнего поведения или деятельности в тесном смысле слова или, что то же, в области правовых отношений; второй относится к области хотений, как актов обнаружения формальной свободы, и третий – к области мотивов, сказывающихся в форме чувства и неразрывных с ним влечений, желаний, склонностей, совокупность которых составляет содержание материальной свободы человека.

Подробнее...

Рождественский А. Я. Учение западных вероисповеданий о таинствах вообще.

Содержание

I. О признаках таинств в их отдельности II. Об отношении между признаками таинства III. О назначении таинств в деле оправдания человека

 

 

Исходя из данного бл. Августином определения таинства, как «видимого знака невидимой благодати, установленного для нашего оправдания1, католики и протестанты согласны между собою в исчислении трёх существенных признаков, исчёрпывающих понятие о таинстве, именно: видимого знака (signum), невидимой благодати (res significata) и божественного установления того и другого (mandatum Dei). Но они существенно различаются между собою как в понимании каждого из указанных признаков, так и в определении взаимного отношения их друг к другу, а отсюда само собою проистекает различие и в представлении о назначении таинств в деле спасения человека.

Подробнее...

Осипов А. И. Почему православие есть истинная вера.

• Почему православие есть истинная вера

• Истоки жизни

Почему православие есть истинная вера

В настоящее время все мы находимся в такой жизненной ситуации, когда уже никоим образом и никакими стенами не можем отделить себя от окружающего мира. Какова она? Мы живем в мире религиозного плюрализма. Мы оказались перед лицом такого множества проповедников, каждый из которых предлагает нам свои идеалы, свои нормы жизни, свои религиозные воззрения, что предыдущее поколение, или мое поколение, пожалуй, не позавидует вам. У нас было проще. Основная проблема, перед которой мы стояли, была проблема религии и атеизма.

Подробнее...

Осипов А. И. Понимание зла.

Говоря о спасении, что сразу, в первую очередь мы затрагиваем? Мы затрагиваем огромной важности вопрос. А от чего спасение? Все вам единогласно ответят, все религии, все мировоззрения – от зла. Что подразумевается под злом? И вот здесь начинается. Вот здесь, как раз в этом вопросе, из которого исходит вся последующая мысль и религиозная и не религиозная. Этот вопрос является тем фонариком, той исходной точкой, которая объясняет, если хотите, концентрирует на себе всю суть религиозной мысли, религиозных истин, если хотите, религиозного даже откровения в каждой религии.

Каково понимание зла? Мы встречаемся с целым рядом различных точек зрения. Я сначала вам хотя бы назову те различные, если хотите, классификации, ну дам одну из классификаций, пониманий различных уровней что ли зла.

Подробнее...