Каллист (Уэр). Великий пост и общество потребления.

Оглавление

• Воздушные змеи

• Жертвы

• Научение

• Участие

• Ступая нежно по земле

 

В христианском сообществе, как западном, так и восточном, время Великого поста — семь недель перед Пасхой — традиционно рассматривается как высшая точка церковного года. Это kairos — время решений и возможностей, специально выделенное время. Но выделенное для чего? Как мы в современном нам потребительском обществе должны понимать назначение Великого поста, или, как говорят православные, Великой четыредесятницы? Какое отношение имеет, и имеет ли Великий пост к экологическому кризису, с которым все мы сегодня сталкиваемся?

Подробнее...

Мейендорф И. Православие и современный мир.

Протоиерей Иоанн Мейендорф

 

Православие и современный мир

(Лекции и статьи)

По благословению Высокопреосвященного Филарета,

митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси

 

© Текст лекций, читанных в Белорусском Экзархате Московского Патриархата, оформление. Белорусский Экзархат Русской Православной Церкви, 1995.

© «Лучи Софии», Минск, 1995.

© Библиотека Веб-Центра «Омега».

Подробнее...

Андрей (Ухтомский). О Любви Божией на Страшном Суде Христовом.

Содержание

Предисловие

Истолкование Евангельского учения о Суде 1. Цель земной жизни – научиться любить Господа. О страхе 2. Мучения грешников – естественное состояние их собственной души 3. Страшный Суд – полное явление и приближение Творца к творению Своему 4. Причина страданий – следствие самопроизвольного отречения от Божественной любви 5. В чём состоит цель сошествия Христа во ад? 6. Что такое ад? 7. Что делает человека свободным и кто такие «сыны противления»? 8. Что называется хулой на Духа Святаго? 9. Что такое частный суд Божий? О существовании души после смерти 10. Прохождение мытарств как путь самопознания души 11. Что означают слова Спасителя об «обителях Отца»? 12. Учение Церкви о силе молитв за умерших 13. За кого запрещает молиться св. Церковь? 14. О последнем Суде и участи человека после Второго Пришествия Христова а) «Книга жизни» Апокалипсиса как предопределение, то есть предведение Божие б) Мучения грешников как свободное их противление истине в) Суд над каждым будет различен по мере познания им добра и истины г) Самоосуждение как единственно возможный над человеком вид Суда 15. Святые как судьи Вселенной 16. Притча о богатом и Лазаре 17. Когда исправление невозможно? 18. Что такое адский огонь (объяснение некоторых труднопонимаемых изречений св. Писания) 19. Что значит вечность адского огня? 20. Что означает гнев Божий? 21. О воскресении тел Заключение 

Подробнее...

Диодор (Ларионов), монах. О борьбе идеологий и церковном сознании.

Христианство – религия свободы. Но какой свободы: беззаботной или обретаемой ежедневным трудом, легкой и безмятежной или трудной и порой кажущейся недостижимой? И как узнать, кто свободный, а кто раб? О страхе и свободе, о «своих» и «чужих» в христианстве рассуждает монах Диодор (Ларионов).

 

Поскольку связь с бытием сверх отношения к

сущему почти вовсе не осмысливается, и если

да, то всегда берется лишь как тень второго,

постольку и существо самого этого отношения

тонет во мраке.

Мартин Хайдеггер[1]

Подробнее...

Диодор (Ларионов), монах. Аскетическое богословие старца Иосифа Ватопедского — Часть 4. домостроительное дело Сына Божия.

«Опытное богословие» старца Иосифа Ватопедского строится на учении о домостроительстве спасения, поскольку аскетическое делание человека является откликом на спасительное дело Господа Иисуса Христа.

 

Домостроительство спасения

Слово «домостроительство» происходит от греческого слова οἰκονομία, обозначающего буквально обустройство жилища, заботу об управлении домашним хозяйством. На языке святоотеческого богословия «домостроительство» стало обозначать учение о Боге в Его отношении к миру, в отличие от понятия «богословие», которое в своем первоначальном значении относилось исключительно к учению о Боге в Его вечном и неизменном бытии. Для Отцов Церкви богословие есть по преимуществу «богословие Троицы», тогда как домостроительство есть богословие явления Троицы творению, Ее неизреченное «снисхождение»(συγκατάβασις) в мир в заботе о его спасении, деятельность Бога в истории. Спасительное домостроительство Божие рассматривается Святыми Отцами в двух аспектах: домостроительство Сына, пришедшего во плоти и «соделавшего» спасение нашей природы, и домостроительство Святого Духа, посланного в мир осуществить задачу спасения каждого отдельного человека.

Подробнее...

Михаил Пселл. Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы.

1. Бог поистине является Началом всех существ, не как включенный в их состав и сочисляемый с ними, но – как Сущий вне их порядка и почивающий выше их; началом же божественных праздников и торжеств является евангельское возвещение Деве и Матери Слова, бывшее Ей путем благовещения со стороны Ангела; начало же оно не в том смысле, что оно менее совершенно, чем прочие Тайны и знамения, – прочь сама такая мысль! – но как во много раз более совершенное и превосходящее не только те чудесные вещи, которые заключаются в них, но и всякое слово и всякое как естество, так и разумение. Потому что то, что зачатое во чреве Слово имело родиться и, будучи рожденным, имело быть явленным чудесными знамениями, это хотя и превосходит всякое разумение и выше постижения и наисовершеннейшего ума, однако природа могла сему следовать и более новые вещи были в соответствии с более древними; но то, что Творец неба и всей твари, видимой и невидимой, Которого все сотворенное не может вместить, Который несравненным величием превосходит все существующее, как духовное, так и сущее, в границах чувственных восприятиий, по сравнению с Которым величины гигантских тел, если и это долженствует сказать, являются как бы несуществующими и сходят на нет, – имеет вместиться в девственном чреве и, не отступая от Своей безграничности и неким образом соразмериваясь с нормами нашего тела, имеет стать как бы ограниченным Тот, Кто – безграничен, – вот это какое ангельское, или архангельское естество, или если бы был какой-либо иной чин, превосходящий их и более близкий к Отцу Света и непосредственно (protos) оттуда принимающий просвещение и на основании сего простирающийся к восприятию видений наивысших вещей, – были бы в силах постигнуть это? – Возможно же, насколько наши умственные силы, настолько и они уступают перед лицом Превосходящего Света. Если же и для них это чудо непостижимо и недоступно, то как же может быть нам под силу это разуметь?!

Подробнее...

Андрей Критский, святитель. Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы.

Ныне настала радость для всех, вознаграждающая прежнюю скорбь: предстал Вездесущий, чтобы все исполнить радости. Но как Он предстал? – Не с телохранителями, не в сопровождении воинств Ангельских, не с пышностью и шумом: но тихо и безмятежно, чтобы укрыть Свое шествие от князя тьмы и чтобы, благоразумною хитростию уловив змия и посмеявшись над бдительностию того Ассирийскoго дракона, который поработил себе благородство природы человеческой, – исхитить у него добычу. Неизреченное великое милосердие Его не хотело видеть потери такого творения, каков человек, для которого Он распростер свод небесный, утвердил землю, разлил воздух, образовал море, устроил все видимое создание. Поэтому является Бог на земле, Бог с небес, Бог между человеками, Бог во чреве Девы – Тот, которого не вмещает вся вселенная. Теперь природа человеческая начинает предвкушать радость и получает начало обожения; теперь отвергнув от себя обманчивое богатство греха, она уневещивается Творцу; теперь первоначальный состав наш принимает новый вид, и состаревшийся мир отлагает ветхость – плод греха. «Да радуется небо свыше, и облацы, да кропят правду» (Ис. 45, 8), «да источают горы сладость и холмы веселие, яко помилова Бог люди Своя» (Ис. 49, 13). Ныне таинство, запечатленное прежде всех веков, открывается и все получает во Христе возстановление. Ныне всемогущая сила Зиждителя вселенной приводит в окончательное исполнение совет, держанный Им о сотворении мира, дабы разрушить совет, начальником злобы издревле против нас составленный. Посему-то ликуют Ангелы, сорадуются человеки и весь обновляемый мир приходит в себя. Какой ум, какой язык выразит все это? Ни слово изречь, ни слух принять это не в силах. Итак мы справедливо совершаем настоящее торжество с веселием и радостию, празднуя совершеннейшее воспринятие (Господом) нашего смешения.

Подробнее...

Александр (Милеант). Праздник Благовещения. Начало нашего спасения.

Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы издавна был одним из любимых праздников русского народа. Даже “птица гнезда не свивает в этот день” – говаривали наши благочестивые предки. В этот день Дева Мария услышала радостную весть небесного посланника о том, что Она избрана стать Матерью Спасителя мира. “Радуйся, Благодатная,” – приветствовал Ее Ангел, и эти слова были в сущности первой доброй, “благой,” вестью для человечества после того, как оно порвало свою связь с Богом в результате грехопадения. С момента явления Ангела Пречистой Деве начинается новая, светлая страница в жизни человечества.

Подробнее...

Осипов А. И. Понимание зла.

Говоря о спасении, что сразу, в первую очередь мы затрагиваем? Мы затрагиваем огромной важности вопрос. А от чего спасение? Все вам единогласно ответят, все религии, все мировоззрения – от зла. Что подразумевается под злом? И вот здесь начинается. Вот здесь, как раз в этом вопросе, из которого исходит вся последующая мысль и религиозная и не религиозная. Этот вопрос является тем фонариком, той исходной точкой, которая объясняет, если хотите, концентрирует на себе всю суть религиозной мысли, религиозных истин, если хотите, религиозного даже откровения в каждой религии.

Каково понимание зла? Мы встречаемся с целым рядом различных точек зрения. Я сначала вам хотя бы назову те различные, если хотите, классификации, ну дам одну из классификаций, пониманий различных уровней что ли зла.

Подробнее...

Диодор (Ларионов), монах. Аскетическое богословие старца Иосифа Ватопедского — Часть 3. богоуподобление через богоподражание.

О «подражании Христу» писали и Отцы Православной Церкви и католические мистики. Как достичь обожения через подражание Богочеловеку или Его святым по учению старца Иосифа Ватопедского, — об этом пойдет речь в третьей части статьи, посвященной «опытному богословию» святогорского старца.

 

«Закон подражания»

Наш дух по природе стремится к познанию, благодаря чему он «естественно» обращается к самопознанию и богопознанию. Мы видели, что осознанное стремление человека вернуть свое прежнее достоинство и местоположение влечет его к изменению ума, который, видя, в чем его истинное благо, собирает все способности души и тела в едином порыве к Богу. Одной из главных способностей нашего ума является способность к разумному суждению, посредством которой мы мыслим и действуем. Но кроме этой способности, человеческая природа обладает другим важным средством, в не меньшей степени влияющим на ее изменение и совершенствование. Это способность к подражанию, заложенная в самом существе человеческого духа, созданного «по образу и подобию» Бога. В богословии старца Иосифа тема подражания занимает одно из центральных мест, являясь ключевым звеном в его характеристике нравственно-этической стороны подвижнического делания.

Подробнее...