Августин (Гуляницкий). Руководство по основному богословию.

Содержание

Предварительные понятия о науке

Отдел I. О религии и откровении вообще А. О религии Б. Об откровении Отдел II. Богооткровенная религия Глава I. Ветхозаветная религия Глава II. Новозаветная религия или христианство Глава III. О сохранении истинного христианского откровения в православной церкви Прибавление. О религиях вне христианства А. Внутренние признаки ложности естественных религий. Б. Внешние признаки ложности естественных религий Послесловие вместо предисловия ко 2-му исправленному изданию 

 

 

Предварительные понятия о науке

§ 1. Определение науки. Основное Богословие (или по программе для духовных семинарий 1884 г.). Введение в Православное Богословие представляет собою систематическое изложение рациональных оснований в пользу истины о Божественном происхождении и Божественном достоинстве христианства, как религии Богооткровенной, сохраняемой во всей целости и неповрежденности в церкви Православной.

Подробнее...

Иоанн (Шаховской). Письма к верующим.

О тайне человеческой свободы

 

Решаюсь вам сказать о тайне человеческой свободы, потому что вы, страдая, не ропщете. Раскрытие свободы невозможно для того, в ком нет жажды покорности тайнам Духа. Сколь ни размышляй немирным духом о воле Божией и о свободе,- ничего не поймешь. Откровение есть дар тому, кто открыт последней истине бытия, ищет свободы в Боге, а не против Бога.

 

Есть три свободы у нас, людей: одна внешняя и две внутренних. Внешней свободой мы свободны в определенном нам кругу жизни. Есть ряд нам доступных действий и вещей - вне их мы связуемся законами этого мира, ограничиваемся ими, волей Божией и волей других людей. А в плане духа мы всегда остаемся свободными, ничем не связанными в своих нравственно-духовных оценках и суждениях; и чрез верное направление свободы мы можем достичь свободы от внутреннего зла. Это и есть высшая свобода - свобода Христова.

Подробнее...

Иоанн (Шаховской). О перевоплощении (диалог).

Теософ. Мне пришлось недавно говорить с одним христианином, и он меня все убеждал, что вера христианская не примиряется с перевоплощением, а почему не примиряется - я не мог понять. Он указывал мне на одну главу Послания к Евреям и очень настаивал на том, что умирает человек непременно один раз. Но я не убедился; разум мой говорит другое, а я не могу искренне принять то, чего я не понимаю. Я не понимаю, в чем противоречит христианскому учению знание кармического закона перевоплощений. Этот закон всесторонне объясняет мировую божественную эволюцию человечества к Добру, снимая все противоречия, все сомнения в справедливости вечной участи человека. Нельзя не признать, что это Закон всеобщего спасения - всеобщего возвышения к Добру и Истине. Не успел человек в одной жизни улучшить себя, другая есть жизнь, новая возможность самоулучшения.

 

Христианин. Да, это учение очень ободряющее всех верующих в самоулучшение. Удобное для многих, надеющихся не на Творца, а на самоулучшение. Могу вам ответить, что сомнений "в справедливости вечной участи человека" у христианина просто быть не может, раз известно, Кто сотворил человека и Кто претворяет воду в вино, а вино в Кровь Вечной Жизни. Христианину совсем не надо придумывать разные сложные системы, чтобы вывести из тупика свой маленький разум, полный всяческой несостоятельности, даже в сфере земной жизни. Куда ему, этому разуму - ratio до строительства небесных планов! Для неба нужно особое зрение.

Подробнее...

Архиепископ Иоанн (Шаховской). Записи голоса чистого.

В конце 20-х годов в Белой Церкви я получил заказной пакет из Польши. Отправителем его был полковник старой русской армии Спиридон Белецкий в городе Станиславове, занимавшийся извозом. Он обратился ко мне, прося разъяснения происходивших с его женой Наталией явлений.

 

Глубоко верующая православная женщина стала чувствовать временами сильное побуждение записывать звучащие в ее сердце слова евангельских поучений, толкования Священного Писания и руководство жизни по вере. Это яснослышание у нее началось неожиданно. Белецкие не понимали, откуда идут эти слова и не есть ли это явление какой-либо неправильности. Они тревожились этим и ряд записанных бесед неизвестного Пастыря (говорившего чрез Наталию) прислали мне в этом письме. Я стал испытывать духа, или духов, говоривших через Наталию, и ничего не нашел в их словах, что затмевало бы Слово Божие или уводило от православной веры. Более того, благоговение, мирность, мудрость слов, духа и смирение самих этих супругов Белецких (они начали со мной переписываться) говорили мне с несомненностью о чистом источнике этих поучений. Они были ценными и для меня.

Подробнее...

Жизнь, достойная благовествования Христова.

Наша главная задача – жить достойно благовествования Христова. И одним из главных источников для руководства нашими поступками является Библия, Слово Божие. На ее страницах содержится огромное количество советов, полезных для спасения души. Именно Книга книг может научить христианина стать по-настоящему волевым человеком. Для того чтобы убедиться в истинности сказанного, обратимся к текстам Священного Писания:

1. «… явилась благодать Божия, спасительная для всех людей, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно и праведно и благочестиво жили в нынешнем веке... » (Тит. 2. 11-12). Ключевая мысль этого текста в том, что мы призваны проводить жизнь богоугодную и ограничивать плоть. Для этого и явилась благодать Божия, чтобы научить нас обуздывать свои страсти, владеть собой и жить в этом мире честно, трезво, праведно и благочестиво. Честно и трезво по отношению к себе, праведно по отношению к людям и благочестиво по отношению к Богу. Все вместе это и есть жить целомудренно и свято.

Подробнее...

Актуальность богословия в современном мире.

20 век оказался одним из самых неоднозначных и парадоксальных столетий в истории цивилизации. Научно-технический прогресс, облегчивший жизнь миллионам людей, соседствовал со страшными тоталитарными режимами, закончившимися множеством невинных жертв. Роль христианской религии и богословия в 20 веке оказалась также неоднозначной. Так называемый проект Модерна, атеистический по сути, постулировал конечное увядание религиозности под давлением научной эволюции. В итоге само явление Модерна рассыпалось, а религиозность продолжила оставаться одним из важнейших феноменов человеческой цивилизации. Но стоит отметить, что подобная победа над атеистическим Модерном не означает сохранение социального и культурологического статус-кво для традиционных религий. Возникает острая дилемма между традицией и обновлением в богословской плоскости. Выживание религиозности после катастрофического и изматывающего 20 века, не предполагает спокойствия и отдохновения в 21 веке. Напротив, перед современной Церковью вызревают новые задачи, от выполнения которых зависит успех самопрезентации христианства в современном мире.

Подробнее...

Скабалланович М. Н. Что такое был рай.

Ты знаешь это, потому что ты был уже тогда рожден (Иов. 38, 21).

От вопроса о рае веет чем-то особенным. Он невольно представляется каким-то опасным, таким, о котором лучше не думать, ибо додуматься до чего-нибудь здесь трудно.

Такое отношение к этому вопросу, повидимому, заметно уже в самом Бытописателе. Он очень осторожен и сдержан в этом отделе своей книги. Его описание рая полно недомолвок и неясностей. Хотя райской жизни прародителей посвящена целая глава и описание самаго рая занимает едва не половину ея, но большая часть этого описания говорит о местоположении рая, и только-два три стиха содержат характеристику этого таинственнаго местопребывания перваго человека.

Краткость в столь важном предмете Бытописателя и нас предостерегает от мелочной пытливости в этой области. Но вместе с тем эта краткость побуждает нас к особо тщательному углублению в общий смысл и дух этого исключительнаго в Библии места.

Подробнее...

Бухарев А. М. Письма о благодати св. Таинств Церкви Православно-Кафолической.

Письмо первое

С Божиим благословением, мой друг, хочу приняться за исполнение данного тебе моего обещания поговорить с тобой о благодати святых таинств нашей православной церкви. Молим, говорит нам Апостол Павел, не вотще благо дать Божию прияти (2Кор. 6:1). Видишь, что можно и принять благодать, сообщаемую нам главным образом в таинствах, но принять вотще, напрасно. Надо пользоваться благодатью таинств, возгревать ее в себе, по апостольскому выражению (2Тим. 1:6), или приводить ее в себе в живое движение и действие; а для этого надо нашей вере знать, какие именно дары благодати сообщаются нам в таинствах. Вот я и желаю разъяснить тебе, по возможности, благодать каждого из семи святых таинств, чтобы нам сообща, взаимно помогая и содействуя друг другу, уметь пользоваться в наше спасение благодатью каждого таинства, над нами ли самими или над другими совершенного и совершаемого.

Подробнее...

Бронзов А. А. Нравственное Богословие в России в течении XIX-го столетия.

ТОЛЬКО что окончился XIX-й век и наступил ХХ-й. Истекший век знаменит был различными открытиями и изобретениями в самых разнообразных областях. В настоящее время всюду подводятся итоги сделанного в прошедшем столетии и в непосредственной связи с этим обстоятельством намечаются ближайшие задачи для будущих деятелей в той или иной сфере. Все это естественно и само собой понятно: можно с успехом двигаться вперед, лишь оглядываясь назад; иначе придется повторять прежние ошибки, делать вновь то, что уже сделано раньше и проч. Имеем самое законное основание оглянуться назад, в частности, и мы, прикосновенные к науке, известной у нас под именем Нравственного Богословия. Что из себя представляет, в настоящее время эта наука? Какую судьбу пришлось претерпеть ей в течение истекшего столетия? Рассмотрение этой судьбы весьма важно: оно покажет нам, что уже сделано представителями данной науки и как сделано, – что еще не доделано и не закончено, но довершение чего, однако, было бы весьма желательно, – что пока совсем не выяснилось и не раскрывалось, но к чему, между тем, ныне требовалось бы совершенно иное отношение, – что выполнено не достаточно надлежащим образом и т. д. Другими словами: наше исследование состояния рассматриваемой нами богословской отрасли в продолжение истекшего века не только сделает нам известным её прошлое, для каждого, как либо к ней прикосновенного, интересное, но и ясно укажет нам те запросы, какие непосредственнейшим образом предъявляются к богословам – моралистам в самом начале нового века, – отчетливо наметить тот путь, по какому они в настоящее время должны следовать...

Подробнее...

Иоанн (Зизиулас). Православная церковь и третье тысячелетие.

Выступление в Баламандском монастыре (Ливан, Антиохийский Патриархат) 4 декабря 1999 г.

 

Конец XX столетия и приближение нового тысячелетия – события, которые относятся к нашему условному пониманию времени, а поэтому не имеют фундаментального значения для нас, христиан. Тот факт, что по этому поводу по всему миру проходят разного рода торжества, не должен вводить нас в заблуждение относительно какой-то особой важности смены календарных сроков. Для нас значимые изменения во времени связаны только с великими событиями истории спасения, которые мы литургически переживаем в дни церковных праздников. И все же, даже такие условные смены времен должны побуждать христиан к спокойному размышлению. И не только каждый из нас лично, но и Церковь в целом должна использовать этот повод для размышления и даже для самоиспытания и самокритики…

Подробнее...