Дмитриевский А. А. Недостатки современного церковно-религиозного воспитания и причины, их породившие.

Призванные лестным для нас поручением совета Киевского общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви занять внимание просвещённого собрания, мы решаемся избрать предметом нашей настоящей беседы вопрос, который близко соприкасаемся с областью наших специальных научных занятии, подходит к программе тех задач, какие преследует общество религиозно-нравственного просвещения, и который должен быть важен и дорог каждому истинному сыну церкви православной, – вопрос о недостатках в нашем современном обществе церковно-религиозного воспитания и о причинах, их породивших.

Все мы, православные христиане, считаем себя членами одной общей семьи, одного единого союза, возглавляемого Христом Спасителем нашим, – церкви православной, которая, как известно каждому, живет и управляется канонами и уставами, выработанными для неё боговдохновенными апостолами и богомудрыми отцами и учителями церкви. Знание одних и повиновение другим составляют непременный долг и священную обязанность каждого члена этого союза. Но это только в теории, а на практике, как увидим сейчас, дело у нас обстоит несколько иначе.

Подробнее...

Введенский А. П. Религиозные сомнения наших дней.

Содержание

Предисловие

Оскудение веры Воскресение Христово, как торжество веры, правды, смысла жизни, прогресса и бессмертия Сомнения в Божестве Иисуса Христа Бесы и бесноватые I. II. III. IV. V. VI. Погребение или сожжение? Тайна чудотворной силы св. икон Библия и наука по вопросу о происхождении мира и человека. О происхождении человека I. II. III. IV. V. VI. VII. VIII. IX. Заключение Откуда жизнь? Действует ли благодать Божия через недостойных пастырей? Христианский пост и современная медицина Прав ли Бебель в своих суждениях о христианстве? 

 

 

Предисловие

В нашей богословской литературе нет специальных изданий, где решались бы все религиозные сомнения текущего времени.

А надобность в них большая. Потому что томимые „тревожными” вопросами никогда не обратятся за помощью к другим. Ложный стыд не позволит им этого сделать. Да, пожалуй, и другие станут смяться и издеваться над ними, как это, к сожалению, принято у нас.

Вот почему „ищущие Бога” предпочитают собственными силами бороться с нахлынувшими сомнениями, чем впустить других в своё святая святых.

Для них и предназначается эта книга, которая является первым томом того обширного труда, который задуман нами с целью облегчить тяжесть религиозных переживаний всем искренно ищущим Бога своего.

Автор.

Одесса.

Июнь, 1914 г.

Подробнее...

Введенский А. П. Причины религиозных сомнений.

Текст этой работы приведен из машинописного варианта, напечатанного с рукописи протоиерея Александра Введенского. Сноски к цитатам сделаны самим о. Александром.

Содержание

Вступление Глава первая. Незнание веры Исповедь Суеверия Святые мощи О чудотворных иконах Доходы духовенства Рабство женщины Глава вторая. Переоценка науки

 

Вступление

Религиозные сомнения посещают всех людей. И юношей, и людей во цвете лет, не оставляют в покое стариков.

Религиозные сомнения – это болезнь духа. Болезнь тяжелая, мучительная, изнурительная. В конечном счете она доводит больного до сумасшествия либо до самоубийства.

Примеры налицо. Возьмем в первую очередь Николая Васильевича Гоголя. Незадолго до смерти его обуяли сомнения. Он мучился, плакал и рыдал. Постился и молился. И все кончилось тем, что он заморил себя голодом и коленопреклоненным умер перед иконой Спасителя. Последние дни жизни великого русского писателя описаны в потрясающей книге С. Н. Сергеева-Ценского «Гоголь уходит в ночь».

Подробнее...

Введенский А. П. Немощи пастыря и благодать Божия.

(К вопросу о том, действует ли благодать Божия чрез недостойных пастырей).

В одном, сильно заражённом сектантством месте, происходила беседа православных с сектантами о благодати, подаваемой в таинствах чрез пастырей Церкви.

Священник говорил:

„Сам человек, один, без благодатной помощи подняться до Бога не может. В человеке для этого силы есть, но они не раскрыты, и самостоятельно раскрыться не могут. Душа человека, это – зерно. В нём есть жизненная сила, чтобы прорасти, но эта сила может никогда и не проявиться. Для роста зерна нужна плодородная земля, нужна влага, нужны свет и тепло солнца. Не найди этого зерно – оно не даст плода, не проявит сокрытую жизненную силу, будет лежать неподвижно и, может быть, гнить. Благоприятные силы природы существуют, они всегда к услугам зерна, но пока зерно подвержено влиянию этих сил, оно не может жить, оно только существует, как нечто мёртвое, безжизненное; так и человек и сила благодати. Свет и тепло благодатной Божией силы пробуждают в душе человека „живую жизнь”, будят в нём сокрытые силы, усиливают его духовную энергию. Стремитесь же к благодати, ищите её, добивайтесь её. Она обильно подаётся в святых таинствах православной Церкви всем, кто только желает, кто домогается, кто достоин её”.

Так говорил маститый пастырь, убелённый сединами, умудрённый многолетним опытом, просвещённый разумом слова Божия. Речь его лилась плавно и слушалась всеми с затаённым вниманием. Только изредка сектанты перешёптывались меж собою.

Подробнее...

Бухарев А. М. Странники.

Серия «Русский путь». Архимандрит Феодор (А. М. Бухарев): Pro et contra. Личность и творчество архимандрита Феодора (Бухарева) в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. Издательство Русского Христианского гуманитарного института, Санкт-Петербург, 1997

Странники мы в земной жизни потому, что, по словам Апостола Павла, не имамы зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем (Евр. 13, 14), – не находим здесь полного и решительного успокоения своему сердцу и уму, совершенного удовлетворения потребностей и стремлений нашего духа; а надеемся и ищем этого удовлетворения и успокоения в открытой славе Христовой, в будущей жизни.

Но при этом не забудем и других слов того же Апостола о верующих: ктому несте странни и пришельцы, но сожителе святым и приснии – свои Богу (Еф. 2, 19). Во Христе нам открыта и сообщается верующим сердцам такая любовь Отца Небесного, что мы и в настоящей жизни, в каких бы ни были званиях и состояниях, находимся духовно уже дома – у Отца. Только это пребывание в дому Отца Небесного теперь бывает пока еще по вере и, следовательно, сокровенно, хотя оно есть действительное – в силе и действии самого Св. Духа, Которым изливается любовь Божия в сердца наша (Рим. 5, 5).

Мы ожидаем и взыскуем именно полного и торжественного раскрытия для нас любви Отца Небесного в небесном отечестве и в этом отношении странствуем, пока находимся еще в настоящей жизни.

Но из чего грешный человек не делает злоупотребления? Могут быть и бывают вредные крайности и излишества в самой мысли о нашем земном странничестве. Известно, что есть у нас даже какой-то раскол странников, которые самою мыслию о небесном отечестве злоупотребляют до того, что бросают занятия, отношения и обязанности настоящей жизни и предаются праздному скитальчеству. И эта ложь нередко дознается самою гибелью людей!..

Подробнее...

Бухарев А. М. Письма о благодати св. Таинств Церкви Православно-Кафолической.

Письмо первое

С Божиим благословением, мой друг, хочу приняться за исполнение данного тебе моего обещания поговорить с тобой о благодати святых таинств нашей православной церкви. Молим, говорит нам Апостол Павел, не вотще благо дать Божию прияти (2Кор. 6:1). Видишь, что можно и принять благодать, сообщаемую нам главным образом в таинствах, но принять вотще, напрасно. Надо пользоваться благодатью таинств, возгревать ее в себе, по апостольскому выражению (2Тим. 1:6), или приводить ее в себе в живое движение и действие; а для этого надо нашей вере знать, какие именно дары благодати сообщаются нам в таинствах. Вот я и желаю разъяснить тебе, по возможности, благодать каждого из семи святых таинств, чтобы нам сообща, взаимно помогая и содействуя друг другу, уметь пользоваться в наше спасение благодатью каждого таинства, над нами ли самими или над другими совершенного и совершаемого.

Подробнее...

Бухарев А. М. О картине Иванова «Явление Христа миру».

Вместо предисловия. Отрывок из письма

Картина Иванова, плод свыше двадцатилетних трудов покойного, стоит изучения во всех отношениях. Предмет картины взят из Духовной действительности и едва ли не более всего требует изучения, верно ли этой действительности он выполнен художником. Но с этой стороны слишком мало и иногда совсем ошибочно судят о картине. Иным, напр., показалось, что изображается Господь, идущий еще креститься от Иоанна; тогда как здесь Креститель уже указует на Агнца Божия, как ему вполне ведомого, а до крещения Господня такого ведения не было у него: аз не ведех Его, говорит сам Иоанн (Ин. 1:33), но пославый мя крестити водою. Той мне рече: над него же узриши Духа сходяща и пребывающа на Нем, Той есть крестяй Духом Святым. Ведь это совсем не маловажный вопрос, в том или другом положении и состоянии изобразить – не только Господа, но и простого человека. Впрочем винить в подобных недоразумениях некого. Для уяснения предмета Духовного нужен и взгляд, приготовленный Духовным или Богословским образованием. Или это не наше дело, чтобы многолетний труд над Духовным предметом был понадлежащему понят со стороны своего предмета, и таким образом мог принести духовные плоды в нашем обществе?! Притом, в этом труде состояла, можно сказать, вся служба Иванова Отечеству в продолжение двадцати слишком лет. Не благородно было бы с нашей стороны не содействовать, сколько можем, надлежащей оценке столь добросовестного и бескорыстного дела службы. Вот почему, мой друг и брат, я решился писать и даже печатать о картине Иванова: Явление Христа миру.

А. Феодор.

Подробнее...

Бухарев А. М. Моя апология по поводу критических отзывов о книге «О современных духовных потребностях мысли и жизни, особенно русской».

Серия «Русский путь». Архимандрит Феодор (А. М. Бухарев): Pro et contra. Личность и творчество архимандрита Феодора (Бухарева) в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. Издательство Русского Христианского гуманитарного института, Санкт-Петербург, 1997

Когда, окончательно приготовив книгу «О современных духовных потребностях...» к изданию, я задумался об ожидавшей ее судьбе по выходе в свет, то мне припомнилось, каким истязательным, мучительским перетолкам ругателей подверглась первая моя книга – «О православии в отношении к современности», при совершенном почти равнодушии к этому со стороны нашего общества и литературы. Судя по господствующим направлениям русской мысли, я не мог не видеть, что мне еще нельзя надеяться признанья в нашем умственном мире прав гражданства и за новою книгою, выясняющею мои воззрения на нашу современность с ее нуждами. Мне уж заранее слышались голоса, присуждающие мою книгу на заточение в какую-нибудь умственную Сибирь. Но любовь к истине, соединенная с уверенностию, что истина, хотя и путем креста, все же достигнет когда-нибудь торжества жизни, не дозволила мне ни на минуту колебаться относительно издания книги. Книга вышла в свет; но не замедлили исполниться и мои предчувствия или, точнее, простое предусмотрение ее судьбы. Со стороны русской мысли, духовной и светской, уже брошены на эту книгу черепки беспощадного остракизма1. На каком основании, по каким законам? Сейчас будет показано это, и пусть сама же русская мысль обсуждает все дело*.

Подробнее...

Бронзов А. А. Сущность христианского учения об отношениях человека к Богу.

Все отношения человека к Богу, рассматриваемые с богооткровенной точки зрения, определяются самой историей жизни человечества, с одной стороны, а с другой отличительными особенностями Бога Самого по Себе и поскольку Он так или иначе проявляет Себя в виду человека. Человек своим происхождением обязан Богу. Он зависит от Бога и во все время своей жизни. По милости Божией же он может наследовать вечное спасение и т.д. Словом, по христианскому учению, человек всем обязан Богу. Бог в отношении к человеку является Творцом, Промыслителем, Спасителем, Искупителем... его. Сам же по Себе Бог Существо всесовершенное, безусловно и бесконечно возвышенное над миром вообще и над человеком в частности. Все это общеизвестные положения христианства. Отсюда ясно прежде всего то, какой характер должны носить на себе все отношения человека к Богу. Ясно, что всем обязанный бесконечной благости Божией человек будет всячески выражать к Богу свою всецелую признательность, будет,как у нас принято выражаться, «почитать» Его. Так называемым «Богопочитанием» всецело и исчерпываются все отношения человека к Богу.

Подробнее...

Бронзов А. А. Сущность христианского учения об отношениях человека к ближним

ЧЕЛОВЕК, не может жить вне каких бы то ни было отношений к другим людям. С этими последними ему приходится сталкиваться на каждом шагу. Мы не в состоянии даже и представит себе человека, который проводил бы свою жизнь, безусловно замкнувшись в себя, не входя решительно ни в какое соприкосновение с ближним. Великие отшельники, прежде чем уйти из «этого» мира в пустыню, проводили свою жизнь в обществе подобных им лиц. Но, и живя в пустынном одиночестве, иногда по десяткам лет не видя ни одного человека, они, тем не менее, в сущности, не прерывали своего постоянного общения с другими людьми, непрестанно молясь о них, непрестанно продолжая с ними такого рода внутреннее общение. Отсутствие даже и последнего было бы признаком крайне эгоистического настроения пустынника, – настроения, не оправдываемого ни с естественной, ни тем более с христианской точки зрения...

Какое же поведение наше в отношении к окружающим нас людям может быть признано единственно – нормальным с христианской точки зрения?

Подробнее...