Каллист (Уэр). Я приветствую, когда люди часто причащаются.

В марте месяце прошлого года в последний день заседания Священного Синода Константинопольского Патриархата епископ Диоклийский Каллист, профессор Оксфордского университета и новый председатель смешанной комиссии по православно-англиканскому диалогу, был возведен в сан митрополита единодушным решением членов Священного Синода.

– В прошлом году в Москве состоялось пастырское совещание по типу круглого стола, на котором обсуждались вопросы поста, молитвенного правила и исповеди перед причащением. В Русской Церкви сложилась традиция перед Причастием поститься три дня, прочитывать три канона и последование ко Причащению, а также обязательно исповедоваться. Как вы полагаете, можно ли облегчить подготовку ко причащению?

Подробнее...

Флоровский Г. В. О Смерти Крестной

Мысль мою Твоим смирением сохрани.

(Из вечернего правила).

 

 

 

Содержание: Цель воплощения Бога-Слова. Крестная смерть — упразднение трагедии греха. Тайна Креста. Воскресение Христово — обновление мира. Сила Крещения.

 

 

 

Цель воплощения Бога-Слова

“Слово плоть бысть.” В этом высшая радость христианской веры, в этом полнота От-кровения. Откровения не только о Боге, но и о человеке... В воплощении Слова открыва-ется и осуществляется смысл человеческого бытия. Во Христе-Богочеловеке явлена мера и высший предел человеческой жизни. Ибо “Сын Божий стал Сыном человеческим, что-бы и человек стал сыном Божиим,” как говорил священномученик Ириней [1]. В вопло-щении Слова не только восстанавливается первозданная цельность и полнота человече-ской природы, человек не только возвращается к утраченному Богообщению, но обновля-ется, воссозидается, новотворится... Первый Адам до падения был духоносным челове-ком... “Последний Адам есть Господь с небеси” (1 Кор. 15:47). В воплощении Слова че-ловеческое естество не только помазуется сверхизбыточным излиянием благодати, но приемлется в ипостасное единство со Словом, как “собственное” Ему человечество, уже нераздельно и неразлучно соприсущее Ему в Его собственной ипостаси.

Подробнее...

Проповеди священномученика Фаддея, архиепископа Тверского.

Публикуемые проповеди священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского, сказанные в 1920-х гг. в церквах Житомира, Астрахани и главным образом Саратова, найдены в архивно-следственном деле мирянина А. А. Соловьева. С исторической точки зрения они позволяют осветить малоизученный период служения святителя в Саратовской епархии.

 

№ 5

 

13 (26) февраля 1928 г.

 

Тесная внутренняя связь поста с прощением обид и особое значение призыва к этому прощению для местной паствы.

 

В Неделю сыропустную на вечерне в Митрофановской церкви г[орода] Саратова.

 

После разнообразных подготовительных уроков поста и покаяния, в преподанных Св[ятой] Церковью в предшествующие посту седмицы, она призывает нас, наконец, вступить в «поста великую пучину» (Нед[ели] сыроп[устной] веч[ера] стих[ира] [самогласна на стиховне]), как бы долговременное трудное, по немощи падшего человека, мореплавание, но предварительно испросив друг у друга взаимного прощения.

Подробнее...

Скабалланович М. Н. Что такое был рай.

Ты знаешь это, потому что ты был уже тогда рожден (Иов. 38, 21).

От вопроса о рае веет чем-то особенным. Он невольно представляется каким-то опасным, таким, о котором лучше не думать, ибо додуматься до чего-нибудь здесь трудно.

Такое отношение к этому вопросу, повидимому, заметно уже в самом Бытописателе. Он очень осторожен и сдержан в этом отделе своей книги. Его описание рая полно недомолвок и неясностей. Хотя райской жизни прародителей посвящена целая глава и описание самаго рая занимает едва не половину ея, но большая часть этого описания говорит о местоположении рая, и только-два три стиха содержат характеристику этого таинственнаго местопребывания перваго человека.

Краткость в столь важном предмете Бытописателя и нас предостерегает от мелочной пытливости в этой области. Но вместе с тем эта краткость побуждает нас к особо тщательному углублению в общий смысл и дух этого исключительнаго в Библии места.

Подробнее...

Бронзов А. А. «Христианское» самолюбие.

По поводу превратного понимания его некоторою частью современного общества.

По вопросу об любви человека – христианина к самому себе1 приходится выслушивать самые противоречивые мнения и суждения. По взгляду одних лиц, о каком-либо «самолюбии», даже в лучшем его смысле, нельзя говорить в христианском обществе, где вся любовь членов последнего должна быть направлена на Бога и на окружающую их среду; любовь же к себе – явление, не согласное с христианским духом, и проч. Такие лица утверждают, что вопросу о «христианском» самолюбии не должно быть места в системе христианского нравоучения. Другие впадают в противоположную крайность. Человеку, говорят, присуща естественная – внутренняя потребность, заставляющая его в отношениях к самому себе руководствоваться только чувством любви. В силу этого, чтó бы ни делал человек, как бы ни вел он себя, всюду фигурирует данное именно чувство, проявляющееся многоразлично и разнообразно; даже в тех случаях, где, по-видимому, это чувство уступило место противоположному ему, в действительности на лицо оно, а не последнее, стоит только поближе присмотреться к делу. Отсюда, говорят такие лица, самолюбие законно во всех его обнаружениях. А так как – продолжают они – потребность любить самого себя у человека сильнее потребности (да и можно ли ещё о ней говорить?!) любить окружающую его среду, то странно от него требовать проявления любви к последней, равной его любви к самому себе, а тем более какого-либо самопожертвования в пользу ближних и т.д. Не касаясь некоторых других ходячих взглядов по данному вопросу, постараемся кратко, намечая лишь общие основы дела, но определенно выяснить истинную сущность последнего.

Подробнее...

Фиолетов Н. Н. Очерки христианской апологетики.

Задачи Апологетики

 

Задачей христианской апологетики является обоснование христианского мировоззрения, защита его от нападок и извращений. Противопоставление христианского мировоззрения мировоззрениям, отрицающим христианство, христианских начал жизни отрицательным началам - один из моментов в раскрытии сущности христианского учения. Апологетика, правильно понимаемая, не простая полемика; она необходимо основывается на глубоком раскрытии учения и исходит из него. Большая часть нападок на христианство основана на искаженных представлениях о нем, извращениях его, и восстановление истинного смысла христианского учения является наилучшим ответом на них.

Подробнее...

Ветелев А. Царство Божие.

Содержание

I. Царство Божие 1. Ветхозаветные чаяния Царства Божия 2. Евангельское учение о Царстве Божием 3. Чему уподобляет Евангелие Царство Божие? 4. Кому даруется Царство Божие? 5. Заветы Иисуса Христа о Царстве Божием 6. Тайны Царства Божия II. Царство Божие и Церковь Христова 1. Святая Церковь в её существе 2. Святая Церковь и благодатные дары Святого Духа III. Выводы 1. Царство Божие 2. Царство Божие и Церковь Христова

 

I. Царство Божие1

1. Ветхозаветные чаяния Царства Божия

Исходным началом евангельской проповеди Спасителя, как известно, было учение о Царстве Божием. В первом же Своём обращении к народу Он говорил о Царстве Божием как о той цели, ради которой нужно «покаяться», т.е. перемениться, исправиться. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17). Иисус Христос говорил также: «Исполнилось время и приблизилось Царство Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1:15). И эту проповедь Он считал Своей неотложной миссией: «И другим городам благовествовать Я должен Царство Божие, ибо на то Я послан» (Лк. 4:43). В последние сорок дней Своего пребывания на земле Спаситель преимущественно учил о Царстве Божием2.

Подробнее...

Воронов Л. Догматическое богословие. Лекции СПбДА.

Санкт-Петербургская Духовная Академия

Профессор протоиерей ЛИВЕРИЙ ВОРОНОВ

ПРАВОСЛАВНОЕ ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ.

(Конспект лекций).

Санкт-Петербург

2000

  • Понятие о спасении. От чего спасает нас господь Иисус Христос?
  • Понятие о тройственном служении господа Иисуса Христа
  • Пророческое служение Господа Иисуса Христа
  • Первосвященническое служение Господа Иисуса Христа
  • Царское служение Господа Иисуса Христа
  • Необходимость Божественной помощи для усвоения людьми даруемого им спасения
  • Понятие о Благодати как об освящающей силе Святого Духа
  • Церковь - посредница освящения человека
  • Церковь Небесная (торжествующая) и Церковь Земная (подвизающаяся)

    Подробнее...

Августин (Гуляницкий). Руководство по основному богословию.

Содержание

Предварительные понятия о науке

Отдел I. О религии и откровении вообще А. О религии Б. Об откровении Отдел II. Богооткровенная религия Глава I. Ветхозаветная религия Глава II. Новозаветная религия или христианство Глава III. О сохранении истинного христианского откровения в православной церкви Прибавление. О религиях вне христианства А. Внутренние признаки ложности естественных религий. Б. Внешние признаки ложности естественных религий Послесловие вместо предисловия ко 2-му исправленному изданию 

 

 

Предварительные понятия о науке

§ 1. Определение науки. Основное Богословие (или по программе для духовных семинарий 1884 г.). Введение в Православное Богословие представляет собою систематическое изложение рациональных оснований в пользу истины о Божественном происхождении и Божественном достоинстве христианства, как религии Богооткровенной, сохраняемой во всей целости и неповрежденности в церкви Православной.

Подробнее...

Аверкий (Таушев). Вопросы и ответы в изъяснение церковного благочестия и душепопечения.

Перечень вопросов

Предисловие 1. Сколько восприемников при крещении. 2. Коленопреклонение (когда). 3. Когда подавать просфоры. 4. Когда Великим Постом разрешается постное масло, рыба, вино? 5. Крестный ходом на освящение пасок и куличей. 6. Священник Англиканской церкви в алтаре? 7. Правила при несении икон прихожанами во время крестного хода. 8. Отказ от эпитимии. 9. Причащать ли прихожан, пришедших к половине литургии (не быв на всенощной)? 10. Допускать ли к Св. Чаше не живущих в церковном браке? 11. Можно ли причащаться у нас, а на службы ходить в другую церковь? 12. Что можно кропить крещенской водой. 13. Какую пищу можно есть во время постов и в постные дни? 14. Кем были установлены правила о постах? 15. Что такое «сплошная седмица»? 16. Почему у православных Великий Пост – 7 недель, а у католиков – 40 дней? 17. При двух протоиереях, кто должен служить первым, а кто вторым? 18. Какое значение при бракосочетании имеют «посаженые отец и мать»? 19. Что означало крещение Иоаново во Иордане? 20. Какая разница между крещением Иоанновым и Христовым? 21. Как понимать наименование Иисуса Христа «Сыном Человеческим»? 22. Как понимает Св. Церковь предсмертные слова Сына Божия: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил»? 23. Можно ли сидеть в храме за всенощной во время чтения шестопсалмия? 24. Почему во время чтения Апостола священнослужители садятся, и можно ли в это время садиться также и мирянам? 25. Было ли общее соборование в Православной Церкви? 26. Есть ли правило стоять в церкви мужчинам справа, а женщинам – слева? 27. Должны ли женщины в храме иметь на себе головной убор? 28. В какие дни года не положено венчать? 29. Какая икона должна находиться за престолом на горнем месте? 30. Почему не должно быть седалищ в православных храмах? 31. Кто допускается в алтарь во время Богослужения? 32. Когда поётся и когда читается на вечерни молитва «Ныне отпущаеши»? 33. Полагается ли кондак по 6-ой песни канона читать или петь? 34. Какое значение имеют священнические облачения разных цветов? 35. Как правильно произносить «отпуст» в конце Богослужений? 36. Могут ли миряне стоять с зажжёнными свечами во время чтения Евангелия? 37. Можно ли следить за Богослужением по собственному молитвеннику? 38. Присовокуплять ли к молитве «Многая лета»: «Спаси, Христе Боже»? 39. Почему в одних храмах строятся клиросы, в других – возвышенные хоры? 40. Есть ли текст многолетствования на отпусте «Святейшие Патриархи»? 

Подробнее...