Каллист (Уэр). Я приветствую, когда люди часто причащаются.

В марте месяце прошлого года в последний день заседания Священного Синода Константинопольского Патриархата епископ Диоклийский Каллист, профессор Оксфордского университета и новый председатель смешанной комиссии по православно-англиканскому диалогу, был возведен в сан митрополита единодушным решением членов Священного Синода.

– В прошлом году в Москве состоялось пастырское совещание по типу круглого стола, на котором обсуждались вопросы поста, молитвенного правила и исповеди перед причащением. В Русской Церкви сложилась традиция перед Причастием поститься три дня, прочитывать три канона и последование ко Причащению, а также обязательно исповедоваться. Как вы полагаете, можно ли облегчить подготовку ко причащению?

Подробнее...

Каллист (Уэр). Через творение к Творцу.

Лекция памяти Марко Паллиса (Лондон, 9 октября 1996)

«Не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам». (Откр. 7:3)

«Святые обнимают целый мир своей любовью»

Прп. Силуан Афонский († 1938)

Содержание

Любите деревья. Мир как таинство, или история о двух деревьях Сущность и энергии. Логос и логосы Двойное видение Задание человека: призвание священства Вселенское покаяние Времени больше нет.

 

Любите деревья.

На Афоне, Святой Горе, монахи иногда ставят у лесных тропинок специальные таблички, чтобы подбодрить или предупредить проходящего паломника. Одна из таких табличек, которую часто приходилось мне видеть в 1970-е годы, всегда доставляла особенное удовольствие. Надпись на ней была краткой и ясной: «Любите деревья».

С этим полностью согласился бы отец Амфилохий († 1970), бывший «герондом», «старостой» на острове Патмосе во время моего первого пребывания там. «Знаете ли вы, – говорил он, – что Бог дал нам еще одну заповедь, не упомянутую в Писании? Это заповедь: «любите деревья». Он был убежден: тот, кто не любит деревьев, не любит и Бога. «Когда вы сажаете дерево, – любил он повторять – вы сажаете надежду, вы сажаете мир, вы сажаете любовь, и непременно получите благословение Божие». Воистину эколог, задолго до того, как экология вошла в моду, он, принимая исповеди окрестных крестьян, обычно предписывал им в качестве епитимий посадить дерево, В засушливые летние месяцы он самолично обходил остров, поливая молодые деревья. Его пример и, воздействие удивительно преобразила Патмос: там, где на фотографиях начала нынешнего столетия, запечатлевших холмы возле пещеры Откровения, мы видим только голые и бесплодные склоны, сегодня буйствует, лесная чаща 1.

Подробнее...

Каллист (Уэр). я люблю – следовательно, я существую.

Большую часть времени нам кажется, что мы знаем, кто мы есть. Но действительно ли мы знаем в полном и глубоком смысле этого слова, кто мы такие?

В одном из текстов, который очень важен для православного понимания человеческой личности – в псалме 63 говорится (Пс 63:7): «Сердце глубоко». Это означает, что человеческая личность – глубокая тайна. Внутри меня есть глубины или, если хотите, высоты, о которых я мало, что знаю.

Кто я? Ответ совсем не очевиден. Моя личность изменяется в пространстве и времени. Она выходит за пределы пространства в бесконечность и за пределы времени в вечность. Человеческая личность создана, но она превосходит созданный порядок. Я призван стать «причастником Божеского естества», как пишет апостол Петр в своем втором послании. Иначе говоря, я призван разделить нетварную энергию живого Бога. Наше человеческое призвание – обожение, обоготворение, обожествление. Как сказал Василий Великий: «Человек – это создание, которое призвано стать Богом».

Подробнее...

Каллист (Уэр). Три дара и одно посланничество.

После Своего Воскресения Господь Иисус вернулся и при закрытых дверях предстал взорам Своих учеников. Он приносит апостолам три дара, а взамен они принимают жребий служения и апостольства. Что это за три воскресных дара и каково посланничество, сопровождающее их?

Первый дар – дар Мира: «Пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам» (Ин. 20:19). Мир – значит путь: не отсутствие искушения и борьбы – это будет происходить до конца дней наших, – а отсутствие сумеречности сознания, недоумения и неуверенности, мгновенно парализующих человека. Таковым было и положение учеников. Увидев распятого на Кресте Господа, они испытали глубокое разочарование и бежали, как заблудшие овцы без пастыря. Они не знали, что им предстоит совершать в будущем. Но теперь, когда они встретились с воскресшим Спасителем, в их душах воцарился мир. Они осознают свое назначение, они знают, куда идут.

Второй дар – дар ликования: «Ученики обрадовались, увидевши Господа» (Ин. 20:20). Разочарование вмиг сменилось ликованием. Дотоле опустошенные, поникшие от страха, спрятавшиеся за закрытыми наглухо дверями, ученики тотчас воспрянули, вдохновленные великим торжеством.

Подробнее...

Каллист (Уэр). Традиция и личный опыт в поздневизантийском богословии.

Данная публикация представляет собой перевод статьи митрополита Каллиста (Уэра), в которой он выясняет, как православные писатели понимают Священное Предание Церкви, и делает попытку его соотнесения с личным опытом христианина. Рассуждения владыки приводят к выводу, что верность Преданию – это не только свидетельство о богатом наследии предшествующих времен, но нечто гораздо большее.

Содержание

Старица и башня Три определения Предания Церковная власть и Святой Дух у св. Симеона Святой Григорий Палама и обращение к опыту «Церковь Священного Предания»

 

Старица и башня

Среди множества притч и образов книги «Пастырь Ерма» одним из самых ярких является образ Церкви, который встречается в самом начале. Два аспекта Церкви подчеркнуты особо: с одной стороны – ее большой возраст и, по сути, вечность; и с другой – ее неполнота, ее вынужденная вовлеченность в мир изменений и становлений. Церковь предстает перед Ермом сперва в образе старицы, а затем в образе башни. Особо подчеркивается почтенный возраст женщины: «Сотворена она прежде всего, и для нее сотворен мир». А башня предстает перед Ермом в его видении недостроенной, и все новые камни кладут в нее1.

Подробнее...

Каллист (Уэр). Статьи.

Епископ Диоклийский КАЛЛИСТ

"НУЖНО МОЛИТЬСЯ ЗА ВСЕХ"

Спасение по учению преподобного Силуана Афонского
Перевод иеромонаха Илариона (Алфеева)

 

"Мы члены друг другу"

     "Любите все создание Божие", - говорит старец Зосима в романе Достоевского "Братья Карамазовы":
     Любите все создание Божие, и целое, и каждую песчинку. Каждый листик, каждый луч Божий любите. Любите животных, любите растения, любите всякую вещь. Будешь любить всякую вещь и тайну Божию постигнешь в вещах [1].
     Эта "тайна Божия", о которой говорит старец Зосима, есть не что иное, как взаимозависимость, неразрывная взаимосвязанность всего тварного в Боге-Творце.
     Ибо все как океан, все течет и соприкасается. В одном месте тронешь, в другом конце мира отдается [2].
     Таково видение космического единства у Достоевского. Тварный мир представляет собой неделимое целое; таким образом, спасение каждого человека неразрывно связано со спасением всего человечества и даже, еще шире, со спасением всей вселенной. Вот почему слова апостола Павла "Мы члены друг Другу" (Еф. 4:25) должны быть осмыслены во всей широте их значения. Мы, люди, не только зависим друг от друга, как члены одного тела, но и с животными мы связаны узами родства, и с деревьями, и с растениями, со скалами и землей, с воздухом и водой. Мы живем в них, а они в нас.

Подробнее...

Каллист (Уэр). Сила имени. Молитва Иисусова в православной духовности.

Содержание

1. Молитва и безмолвие

2. "Господи, Иисусе..."

3. Простота и доступность

4. Полнота

5. Сила Имени

6. Обретение цельности (Unification)

7. Вхождение вовнутрь

8. Об участии дыхания

9. Конец пути

Литература

 

1. Молитва и безмолвие

 

     Когда молишься, оставайся безмолвен. "Сам ты должен молчать: пусть молитва говорит", - пишет православный автор [1]. Достичь тишины - самое трудное и решающее в искусстве молитвы. Тишина - не только негативное состояние, пауза между словами, временная остановка речи, но в высшей степени позитивное - состояние внимательной бдительности, ожидания и прежде всего вслушивания. Исихаст - тот, кто стяжал gsucia, внутреннюю тишину, или безмолвие, par excelence есть тот, кто слушает. Он слушает голос молитвы в своем сердце, сознавая, что этот голос не его собственный, но Другого, говорящего внутри него.

Подробнее...

Каллист (Уэр). Священное Предание, источник Православной веры.

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. И Слово стало плотью и обитало среди нас, и мы увидели славу Его, славу как Единородного от Отца, полного благодати и истины. Бога никто не видел никогда: Единородный Сын, сущий в лоне Отца, Он открыл.» Ин. 1:1, 14, 18

Храни преданное тебе. 1Тим. 6:20

Предание есть жизнь Святого Духа в Церкви. Владимир Лосский

Содержание

Внутренний смысл Предания Внешние формы 1. Библия 2. Семь вселенских соборов: Символ веры 3. Позднейшие соборы 4. Святые отцы 5. Литургия 6. Каноны 7. Иконы 

Подробнее...

Каллист (Уэр). Святая Троица - парадигма человеческой личности.

Доклад на международной богословско-философской конференции "Пресвятая Троица". Москва, 6-9 июня 2001 г.

 

Между Троицей и адом нет никакого иного выбора.

Священник Павел Флоренский

 

Наша социальная программа - это учение о Троице.

Николай Федоров

 

Что значит исповедовать Троицу?

 

"Христиане, несмотря на то, что все они исповедуют ортодоксальную веру в Троицу, в своем религиозном опыте по существу остаются настоящими "монотеистами". Можно даже смело сказать, что если бы учение о Троице было отвергнуто как ложное, бОльшая часть религиозной литературы была бы сохранена почти в неизменном виде" [1]. Это сказал римо-католический богослов Карл Ранер, и мы, к сожалению, должны признать правоту его слов. Слишком многие христиане в настоящее время затрудняются увидеть особый смысл в учении о Троице, а большинство просто игнорирует его как излишнее. "Три-в-Одном и Один-в-Трех" - разве это не что иное, как головоломка, богословская загадка? Разве я чувствую, что в учении о Троице содержится нечто, относящееся непосредственно ко мне? Какое практическое значение имеет это учение для моей повседневной жизни, моего понимания молитвы, человеческой личности, общества и политики? Будучи христианами, мы не просто монотеисты, как иудеи или мусульмане, и не политеисты, как Гомер, но мы видим в Боге одновременно и совершенное единство, и подлинное личностное различие. Вопрос в том, как это видение влияет на способ нашего мышления и действия - на практике?

Подробнее...

Каллист (Уэр). Православный путь.

См. также The orthodox way

Перевод с английского Андрея Красильщикова

Перевод осуществлен по изданию:

Kallistos Ware, The Orthodox Way (Crestwood, New York, 1979)

Содержание

Предисловие Пролог. Указатели на пути Глава 1. Бог как тайна Запредельность и близость Предвечного Бог как Тайна Вера в Бога как Личность Три «ориентира» Сущность и энергия Глава 2. Бог как Троица Бог как взаимная любовь Три личности в одной сущности Характеристики личностей Две Божьи руки Моление Троице Жизнь по Троице Глава 3. Бог как Творец Взгляд на небеса Драгоценный мост Человек, как тело, душа и дух Микрокосм и посредник Образ и подобие Пастырь и царь Царство внутри нас Зло, страдание и падение человека Последствия грехопадения Никто не совершает грех один Страдающий Бог? Глава 4. Бог как человек Наш спутник в Пути Господи Иисусе, помилуй Двусущий, но единый Спасение как единение Почему рождение от Девы? Послушный даже до смерти Смерть как победа Христос воскрес Глава 5. Бог как Дух Сжатые кулаки или открытые объятия? Ветер и огонь Дух и Сын Дар Пятидесятницы Старцы и юродивые Стань тем, что ты есть Призыв к Святому Духу Глава 6. Бог как молитва Три этапа на Пути Три исходные предпосылки Царствие Небесное силу допускает Изменение ума Через творение к. Творцу От слов к безмолвию Союз с Богом Мрак и свет Эпилог. Бог как вечность Конец близится Будущая весна Путешествие в бесконечное 

Подробнее...