Мейендорф И. Брак в Православии.

Введение

Все православные катехизисы говорят о браке как о «таинстве», т. е. о «тайне» Церкви. На первый взгляд такое определение кажется странным: брак существовал и у христианских народов, и у нехристианских, он известен был многим и многим поколениям людей, в том числе и атеистам. Человек рождается, вступает в брак, рождает детей и умирает. Это законы природы, которые установил и благословил Бог. Но брак особенно выделен Церковью. Особое благословение, которое преподается мужчине и женщине, вступающим в брак, называется «таинством». Почему же? О браке писали очень много, писали люди различных исповеданий и убеждений: католики и протестанты, психологи, психиатры, социологи, юристы. Наш век породил мутный поток литературы, нацеленной на чувственную природу человека. Публично обсуждаются вопросы, о которых прошлые поколения, воспитанные в пуританском духе, никогда не рассуждали даже наедине с собой. Общепризнанно, что Фрейд и Юнг революционизировали не только сексуальную этику, но и наше понимание человеческой природы в целом. Между тем папа Павел VI, вопреки мнению большинства католических богословов, взял на себя трудную задачу защиты ставшего традиционным для католицизма запрещения искусственных противозачаточных средств. Фактически тот кризис, который вызвала в католическом мире папская Humanae vitae, имеет гораздо более глубокий смысл, чем проблема контроля над рождаемостью; энциклика предлагает определенную философию брака и ответственности супругов друг перед другом. Все это требует православной оценки и ответа.

Подробнее...

Каллист (Уэр). Странная и все же близкая: Мое путешествие в Православную Церковь.

Небо и земля сегодня едины

(из службы рождественского Сочельника)

О странная Православная Церковь!

(о. Лев Жилле)

 

Отсутствие и присутствие

 

Хорошо помню, как началось мое путешествие в Православие. Случилось это, когда мне было семнадцать, совершенно неожиданно летним субботним днем 1952 г.. Я шел по Букингем Пэлэс Роуд, недалеко от Виктория Стейшн в центре Лондона, мимо большой ветхой готической церкви XIX века, которую раньше не замечал. На ней не висела поясняющая табличка (общественные связи никогда не были сильной стороной Православия в западном мире!), но зато медная дощечка гласила просто: “Русская Церковь”.

Подробнее...

Диодор (Ларионов), монах. Что такое богословие.

Современному христианину свойственно раздвоенное отношение к восприятию богословия. С одной стороны, богословие мыслится как высокая и абстрактная теория, освоить которую способны единицы. С другой - богословие как атрибут духовной жизни, по мысли отцов, должно стать неотъемлемой частью жизни каждого члена Церкви. О том, что такое богословие и нужно ли оно рядовому христианину, рассуждает в своей статье монах Диодор (Ларионов)

Что такое богословие? Нужно ли изучать сложные системы отцов Церкви, которые современная наука иногда вполне оправданно рассматривает как философские концепции, и пытаться во что бы то ни стало постичь тонкости их учения, которое при первом приближении представляется ни больше ни меньше – набором сложнейших формул и определений? Не получится ли так, что, потратив на изучение этих определений несколько лет, человек придет к пониманию того, что и этих формул недостаточно, что сами определения неопределенны, абстрактны и часто двусмысленны? Тогда ради чего стоит трудиться и терять годы жизни? А что делать с теми, кто не способен к постижению тонких логических понятий и различений? Не превращается ли в таком случае «высокое» догматическое богословие в некий театр абсурда, в котором определенная группа людей, склонных к абстрактным категориям — и не отличающаяся при этом особым благочестием и духовностью, — назвав себя «богословами», узурпировала истину, присвоив своему самочинному сословию право определять, что есть вера Церкви? Но с другой стороны, учение Церкви существует, и существуют догматические определения, основанные на богословских положениях, тесно связанных с абстрактными категориями греческой мысли — и игнорировать этот факт просто невозможно. Таким образом, возникает вопрос: как относиться к догматическому учению Церкви? И как совместить занятие богословием с духовной жизнью? Не стали ли эти понятия в наше время в некотором смысле противоположными друг другу?

Подробнее...

Антоний (Храповицкий), митрополит. Вселенская, или Греческая, или Российская, или Арабская.

Мы, православные, обязаны веровать во единую святую соборную и апостольскую Церковь. Выражение это неточное и даже неправильное: не соборную, а вселенскую (икономики), вселенскую в смысле всенародную, как объяснено в нашем Синодальном катехизисе: Церковь не принадлежит какому-либо отдельному народу, но включает в себя все народности, правильно верующия в Св. Троицу и в самую Церковь, утвержденную семью Вселенскими и девятью поместными Соборами и содержащую Св. Библию и неповрежденное Священное Предание, заключенное в книгу Правил Св. Апостол и Вселенских Соборов и в каноническия правила известных отцов Церкви. Правила эти наравне с Священным Писанием, представляют собою необходимое условие для пребывания, принявших оныя в составе Св. Церкви, ибо, по словам Василия Великого, отвергающие сии правила, как якобы неимеющия великой силы, могут незаметно повредить и самое Евангелие и от самого Христианства оставить только одно имя. Впрочем, признание канонов почти утрачено в сознании образованных и полуобразованных христиан, забывших, что наша вера в святыя Евангелие и прочия книги Нового Завета, из коих многия еретиками отрицаются, как якобы неподлинныя (начиная с 4-го Евангелия, 2-го Послания Апостола Петра и Иоанна и др.), одним словом весь авторитет Нового Завета основан на признании читателем св. канонов с отвержением которых, по справедливому замечанию Василия Великого, отвергается весь Новый Завет, а за ним, конечно, и Ветхий.

Подробнее...

Антоний (Храповицкий), митрополит. Церковь как хранительница и истолковательница Божественного откровения.

Нам особенно отрадно говорить о Церкви в собрании нашего общества, которое по некоторым сторонам своей жизни отображает в себе жизнь Вселенской Христовой Церкви, как ее отображали древние христианские общины, присельствовавшие в языческих городах. Действительно, вспомним картину жизни тогдашней и картину жизни теперешней. Положим, пред нами большой языческий город, например Рим, со всеми его театрами, общественными банями, цирками, увеселительными заведениями, со всеми гнездящимися там пороками, отвратительным служением скверне языческой, со всеми своими жестокостями и злодеяниями, ужасавшими мир. Но вот в этом мире «греха, проклятий и смерти» открывается иной мир «правды и мира и радости о Дусе Святе»; в Древнем Риме языческом оживает иной Рим, христианский, из различных, друг другу некогда враждебных людей, «эллинов и иудеев, варваров и скифов, рабов и свободных», составляется одно тело, тело Христа. И в то время как язычники со своими дикими празднествами, соединенными с нечеловеческим развратом и возмутительными убийствами, приводят в трепет вселенную, в это время из погребальных пещер возносится песнь святых угодников Божиих, воспевающих воскресение Распятого. Там все удивляются изощрениям ума и воли в служении страстям, а здесь смиренные рабы Всевышнего превышают законы естества, исцеляя молитвой больных и воскрешая умерших.

Подробнее...

Диодор (Ларионов), монах. «Пути» греческого богословия.

Рецензия монаха Диодора (Ларионова) на книгу современного греческого философа и православного богослова Христоса Яннараса «Православие и Запад в Новой Греции» (Афины, 1999), посвященную историческому обзору богословской мысли в новейшей истории Греции.

Книга посвящена историческому обзору богословской мысли в новейшей истории Греции (с 1453 г. по 60-е гг. XX века)[1]. Сразу следует сказать две вещи: Христос Яннарас — без сомнения, талантливый рассказчик: он пишет легко, доступно и интересно, хорошим литературным языком, так что от чтения его книги трудно оторваться; но до «путей» о. Георгия Флоровского, которым он подражает, ему всё-таки далеко, и не в последнюю очередь из-за слабости богословской аргументации и неосновательности исторических обобщений. Тем не менее, в книге присутствует своеобразная выверенная богословская позиция, которая позволяет автору критически рассмотреть такой огромный материал. Несмотря на то, что выводы Яннараса не всегда точны, правильны и ответственны (например, в изложении богословия преп. Никодима Святогорца и греческого аристотелизма эпохи Коридалевса), надо признать его несомненную способность ясно выразить определённую точку зрения, которая представляется актуальной для богословского анализа сегодня, в том числе и в рамках аналогичных дискуссий о «путях» русского богословия.

Подробнее...

Диодор (Ларионов), монах. «В мире, но не от мира». К вопросу о богословии «социального служения».

Портал «Богослов.Ru» предлагает вниманию читателей статью монаха Диодора (Ларионова), которая представляет собой вторую часть диптиха, посвященного участию Церкви в жизни современного общества. Первая часть, посвященная проблеме патриотизма, уже вызвала активное обсуждение на портале. Во второй части автор предлагает дальнейшее развитие темы, обращаясь к рассмотрению одного из ключевых вопросов, на фоне которого  разворачиваются дискуссии о патриотизме, о социальной и миссионерской деятельности Церкви и др. –  каким образом Церковь пребывает «в мире», но при этом она «не от мира сего»?

1. Вводные замечания

 

Около пятнадцати лет назад пала советская идеологическая система, провозглашавшая своей государственной идеологией атеистическое мировоззрение. Закончились открытые и прикрытые гонения на веру. Церковь получила свободу. Более того, государство все больше проявляет интерес к Церкви и ищет у нее поддержки своим социальным и даже государственным проектам. История повторяется, mutatis mutandis.

Подробнее...

Андрей (Ухтомский). Беседа отца Иоанна Кронштадтского с пастырями.

Бог привел мне быть свидетелем и участником чудной беседы, которую вел наш великий пастырь – молитвенник отец Иоанн Кронштадтский с другими пастырями Церкви Христовой. – Это было 21-го июня 1904 года в г. Сарапуле, куда батюшка прибыл по приглашению преосвященного Сарапульского – епископа Михея. – В зале местного Духовного Училища собралось окрестное духовенство в ожидании приглашённого туда батюшки. Когда он появился в дверях зала, все присутствующее встретили дорогого гостя пением: «Днесь благодать Святаго Духа нас собра»... Батюшка сначала прошел в храм училищный, приложился к св. престолу, а потом вернулся в зал и пригласил всех сесть вокруг стола. Началась его дивная беседа с собравшимися.

Я очень рад сказал батюшка, видеть вас и беседовать с вами; благодарю вас, что собрались вы сюда, а тех, кто сегодня сослужил мне при совершении литургии, благодарю за общую молитву.

Ничто так не одушевляет человека в каком угодно деле, как сознание общения, общности в дружной работе. И в Божьем деле, в служении ближнему особенно тяжело переживать чувство одиночества. Правда, мы все живем в святой Церкви, со всеми отшедшими из миpa праведниками Божьими, но и на земле необходима нам помощь от братий наших и духовная, молитвенная, и в самой жизни. – Поэтому особенно и благодарю вас за ваше сочувствие: оно говорит, что все мы делаем одно дело.

Подробнее...

Анатолий (Мартыновский). Катихизические собеседования с детьми.

Содержание

О молитве О страстях, или коренных грехах, господствующих в человеке О добродетелях для достижения блаженства О заповедях церковных 

 

 

Вопрос: Кто даровал тебе бытие и жизнь?

Ответ: Бог.

В. Какое ты имеешь понятие о Боге?

О. Бог есть создатель неба, земли и всех тварей.

В. Не открыл ли сам Бог понятия о Себе, как о создателе неба и земли?

О. Бог открыл людям познание о Себе, в слове Божием или священном Писании, а отчасти в предании православной Церкви.

В. Как учит слово Божие о сотворении неба и земли?

О. Учит, что Бог сотворил из ничего небо, ангелов и землю в шесть дней со всеми находящимися в мире творениями, а наконец сотворил первых людей – Адама и Еву.

Подробнее...

Антоний (Блюм), митрополит Сурожский. Человек.

Содержание

Без записок Об истинном достоинстве человека Вера Божия в человека Самопознание Внутренняя устойчивость Что такое духовная жизнь Духовное руководство в Православной Церкви Итоги жизни Святость О призвании человека Примирение всей твари Мы должны нести в мир веру О свободе Созерцание и деятельность Служение христианина в секулярном обществе О подвиге любви Таинство любви Вопросы брака и семьи

 

Без записок1

У меня очень мало воспоминаний детства, у меня почему-то не задерживаются воспоминания. Отчасти потому, что очень многое наслоилось одно на другое, как на иконах: за пятым слоем не всегда разберешь первый, а отчасти потому, что я очень рано научился – или меня научили, – что, в общем, твоя жизнь не представляет никакого интереса, интерес представляет то, для чего ты живешь. И поэтому я никогда не старался запоминать ни события, ни их последовательность – раз это никакого отношения ни к чему не имеет! Прав я или не прав – это дело другое, но так меня прошколили очень рано. И поэтому у меня очень много пробелов.

Подробнее...