«Четвертый путь» Г. И. Гурджиева и П. Д. Успенского: миссионерский анализ

Не считая экзотических концепций «четвертого измерения», идей о натренированном сверхчеловеке, учении о вечного возвращении, о «головокружительных»[1] путешествиях Г. И. Гурджиева и П. Д. Успенского, при упоминании этих имен на ум часто приходит популяризованные ими идеи об «эзотерическом христианстве» (правда, далеко не системно и целостно выраженные). «Говорить о Гурджиеве и Успенском – значит говорить об эзотерической традиции, которая была лишь фрагментарно раскрыта Гурджиевым при существенной помощи Успенского»[2].

Подробнее...

Догмат об учительной непогрешимости папы?

В Римской церкви папа издавна пользовался верховным авторитетом. В средние века возникла мысль о его непогрешимости и даже безгрешности. В числе допускавших непогрешимость пап был Фома Аквинский. Сами папы смотрели на этот вопрос тоже различно, лучшие из них, как например, Адриан VI (1521 – 1523), утверждали, что папа может погрешать даже в предметах веры, распространяя своими декретами ересь. Тридентский собор не составил решения относительно непогрешимости пап, но иезуиты уже на соборе решительно заявляли, что непогрешимость есть принадлежность пап.

Подробнее...

Значение, деятельность II Ватиканского собора

Обстоятельства созыва II Ватиканского собора.

Определение папской непогрешимости на Первом Ватиканском Соборе не положило конец спорам в римско-католической церкви. Во время правления преемника Пия, Льва XIII (1878 – 1903), зародилось движение «католического модернизма». Это был римско-католический эквивалент протестантского либерализма. Его лидерами стали Альфред Луази и Джордж Тиррелл. Эти деятели поддерживали самые скептические утверждения библейского критицизма. Они вообще отвергали идею о том, что какая-либо догма может быть непогрешимой, исходит ли она из Библии, от церкви или от папы. С другой стороны, они защищали римско-католическую церковь от нападок Гарнака и других, но делали они это, исходя из либеральных принципов. Преемник Льва, Пий X, осудил это движение, отлучил его руководителей от церкви и потребовал, чтобы духовенство приняло антимодернистскую клятву. Это привело к тому, что свободная мысль и библейские исследования в римско-католической церкви практически прекратились. После второй мировой войны последовали некоторые смягчения этой политики, но мало что изменилось в целом. Затем в 1958 году новым папой избирается Иоанн XXIII. Пожилой, 77-летний человек, он воспринимался как «заботливый папа», который вряд ли мог сделать что-либо большее, чем просто сохранять су шествующий «статус кво». Однако правление этого понтифика ознаменовало собой поворотный момент в жизни современной римско-католической церкви. Он настойчиво выделял мысль о том, что церковь должна быть приведена в соответствие с сегодняшним днем. Церковь должна успевать за современным миром. Несмотря на то, что догма неизменна, форма ее выражения может изменяться, и должна изменяться. Протестантов необходимо считать «отделенными братьями», а не нечестивыми еретиками. В 1961 году папа созывает II Ватиканский собор.[1] Когда епископы собрались вместе, то, к удивлению, оказалось, что большинство составляют люди прогрессивные.[2]

Подробнее...

Классификация Новых религиозных движений

Классификация НРД: типы, признаки, функции

Классификация НРД – сложнейшая теологическая проблема. Коснемся нескольких подходов к этому до конца не разрешимому вопросу. Ни одну из представленных ниже классификаций нельзя назвать полностью исчерпывающей, подлинно адекватной.

К примеру, наиболее распространенная схема деления, все новые религиозные движения делятся на «христианские» (например, ЦХ, «виссарионовцы», мормоны, «Семья», муниты и т.д.), «восточные» (например, кришнаиты, «Дум Синрикё», «Трансцендентальная медитация», «Ананда Марга» и др.), «психологическо-терапевтические» (например, сайентология, «Лайф Спринг», «ЭСТ» и др.) и движение «Нью-эйдж» («Новой эры»).[1] Поэтому для феномена НРД Пол Хилас в 1982 году предложил понятие «self-religion». Понятие «НРД» пришло на смену «секте», а «секта» традиционно понималась как нечто отколовшееся от доминирующей организации. Поэтому предложенное Хиласом понятие удачно в отношении организаций, не имеющих «базовой традиции» (сам он использует обозначение «self-religion» в отношении Трансцендентальной медитации, сайентологии и т.п.). То есть НРД – это всегда «я-религия», «само-религия», «религия-в-себе».[2]

Подробнее...

Лютеранское учение о Евхаристии

Анализ Лютеранского учения о Евхаристии

Возникновение лютеранства как особой конфессии внутри христианства стало тем результатом Реформации, которого не хотел и не предвидел ни сам Лютер, ни кто-либо из его единомышленников. Лютер, когда он 31 октября 1517 года прибыл к дверям церкви в Виттенберге текст 95 тезисов «Диспута о прояснении действенности индульгенций», желал очистить всю католическую церковь от лжеучения, будто, купив индульгенцию, можно на какой-то срок избавиться от загробных мучений, назначенных Богом в наказание за безобразия, совершенные в земной жизни. В 1537 году лютеране с энтузиазмом отнеслись к идее созыва Вселенского собора, надеясь убедить всю церковь в своей правоте. Лютеранство же возникло именно как конфессия – как объединение всех тех, но только тех, кто публично заявил о своей приверженности Аугсбургскому исповеданию 1530 года – первому конфессиональному документу Нового времени. И до сих пор приверженность Аугсбургскому исповеданию является необходимым и формальным признаком лютеранства.[1]

Подробнее...

Православная критика догмата о Папском примате

Вопрос о примате Римского папы был и остается вместе с вопросом о Filioque одним из принципиальных причин разделения Латинской и Православных Церквей и одним из главных препятствий к их соединению. Историки обеих сторон сходятся сегодня в признании того, что особенно начиная с IX века Латинская Церковь выработала такой подход к пониманию папского примата, который сильно отличался от того, каковым он был в предшествующие века.

Православная теология подходит к католическому догмату о Папском примате с точки зрения научно-исследовательского метода.[1] Богословская литература пытается не столько опровергать католические утверждения в историко-теологических частностях, сколько вскрыть искаженную сущность (внутреннюю идеологию) католической идеологии. Православные исследователи стремятся доказать, что сам догмат о Папском примате ценностно несовместим с фундаментальными истинами христианства.

Подробнее...

Православная оценка католического понимания смерти Спасителя

Юридизм в страданиях и смерти Богочеловека видит принесение безмерного выкупа для удовлетворения справедливости Божией. “Если Его справедливость требует бесконечного искупления, то Его любовь дает это бесконечное искупление”.[1] “Искупитель по Своему свободному решению вошел в то страдание, которое Божественная справедливость возложила в наказание на человечество”.[2] “Иисус в человеческом обличии доставил то удовлетворение, которое человечество обязано было дать своему Творцу. И так как Он был Сын Божий, этому страданию, взятому Им на Себя ради людей, свойственна искупительная ценность, превосходящая всякое человеческое совершенство, переливающаяся через края, ценность бесконечная, которую не может уменьшить или разрушить никакая человеческая вина”.[3] “Вольною жертвою одного из своих членов – Христа Богочеловека – человечество полностью загладило свою вину; оно с избытком дало удовлетворение Божественной правде; оно искупило сверх всякой меры”.[4] По католическому учению, Христос был осужден на крестную смерть вместо грешного человечества, чтобы открыть ему доступ к благодати. “Всею Своею жизнью Иисус приносит умилостивление Отцу, совершает жертву за нас и заслуживает для нас благодать”.[5] “Христос Своим самопожертвованием на Голгофе принес удовлетворение Божественной справедливости, раз навсегда объективно уплатил выкуп за человечество”.[6]

Подробнее...

Предпосылки Лютеранского учения о Евхаристии

На Реформацию не стоит смотреть как на единичное событие, хронологически ограниченное исключительно XVI веком. Она является разомкнутым движением и первичный замысел ее именно в том, чтобы оставаться открытой, чтобы быть неизменно внимательной к Слову Божию и исправлять саму себя в соответствии с волей Божией. То есть первоначальный замысел церковных реформ довольно оптимистичен, идеалистичен, даже «романтизирован», не склонен сообразовываться со сложными реалиями бытия видимой Церкви. К тому же судить о германской Реформации только по тому, что говорил М. Лютер, было бы неверно ни исторически, ни богословски. Чтобы вполне понять лютеранство, нужно анализировать то, чем была в целом Западная Церковь в XVI веке, что было основным теологическим требованием реформаторов и во что превратилось впоследствии лютеранство как целое.[1]

Подробнее...

Факторы распространения и развития НРД ("новые религиозные движения") на территории России

Факторы распространения и развития НРД на территории РФ

Нет сомнения, что определяющую роль в широком распространении в постсоветской России нетрадиционных религий сыграли особые обстоятельства. Вначале сказалась весьма неблагоприятная социальная и духовная атмосфера 70-х – начала 80-х годов, ее негативное воздействие на настроения в обществе подтачивало высокие нравственные ценности, присущие нашему народу. Затем последовали резкие и глубокие социокультурные изменения конца 80-х – начала 90-х годов, которые значительно усилили и перевели в новую фазу экстремального развития тенденции роста религиозных настроений, наблюдавшиеся еще в годы застоя. Все это подтвердило известную закономерность: углубление кризисных явлений в обществе всегда сопровождается усилением религиозных исканий.

Подробнее...

Формирование доктрины о Папском примате

Для многих православных теологов католичество ассоциируется с папизмом, так как догмат о главенстве папы проник во все сферы религиозной жизни католика: догматика, этика, каноника, культ. Насколько показывает история, догмат о Папском примате был камнем преткновения не только во взаимоотношениях Восточной и Западной Церквей, но и был соблазном для епископской иерархической системы внутри самого католицизма. Сама история католичества – это противоречивая история принятия и отвержения папского примата, это сосуществование абсурда папского абсолютизма и теологического протеста против папистского волюнтаризма (Констанцский и Базельский Соборы). В правильной интерпретации доктрины о Папском примате заключена расшифровка всего католичества.

Подробнее...