Палладий Еленопольский. Лавсаик, или повествование о жизни святых и блаженных отцов.
- Сравнительное богословие
- 13 Май 2025
Содержание
• Первая часть
• Вторая часть
Первая часть
Предуведомление к изданию на русском языке
Писатель этой книги Палладий, родом галатянин, сперва путешествовал несколько лет по разным странам Египта, потом отправился в Палестину, откуда прибыл в Вифинию, где рукоположен был в епископа Еленопольского и имел близкое общение со святым Иоанном Златоустом. Но, защищая святителя от нападений врагов его, он сам принужден был скрываться одиннадцать месяцев в уединенной келии. После того был он в Риме. Все означенные путешествия Палладия, как можно видеть из содержания книги, относятся ко времени с 388 до 404 года по Рождестве Христовом.
Новоселов М. Психологическая сила Православия.
- Сравнительное богословие
- 02 Май 2025
Противоречия в природе человека и их разрешение в вере Христовой
Предисловие
Неведомый гений написал когда-то на фронтоне Дельфийского храма: "Познай самого себя", - гений же потом и объяснил грекам таинственный смысл этой надписи. Сократ первый увидел в ней глубочайшую загадку о человеке и первый догадался, что в решении этой загадки должна заключаться вся полнота человеческой мудрости. Он сделался горячим проповедником своего открытия, говорил о нем везде, и всем, кто только хотел его слушать. Из его бесед греки услышали, что он - мудрейший из афинян, по суждению оракула - решительно отвергает в отношении себя справедливость этого суждения и считает себя круглым невеждой; потому что, по его глубокому убеждению, пока не решена великая загадка о самом человеке, всякая наука и всякое знание могут служить только выражением ученого невежества. Но среди всех других ученых невежд Сократ все-таки резко выделялся тем, что он вполне понимал, в чем заключается истинная мудрость, и с любовью стремился к ее достижению (В. Несмелов. "Наука о человеке").
Несмелов В. Вопрос о смысле жизни в учении новозаветного Откровения.
- Сравнительное богословие
- 24 Апрель 2025
На первых страницах Библии рассказывается замечательное событие, о значении которого у нас обыкновенно говорят одни только богословы, хотя оно представляет собою не менее глубокий и философский интерес. Там именно рассказывается, что под влиянием чуждой нашему миру злобно-разумной силы человек перестал удовлетворяться наличной действительностью и захотел сделаться богом. Следовательно, он создал относительно себя необыкновенную иллюзию и, на основании этой иллюзии, отверг свое действительное положение в мире в пользу другого положения – не существующего, а только желательного. Но так как представление этого желательного положения явилось отрицанием действительности, то само собой разумеется, что и действительность могла заключать в себе одно только отрицание человеческой иллюзии. На каждом шагу она говорила человеку, что он – не бог, а ничтожество: голодом и холодом и всякими другими напастями она постоянно разрушала претензию человека на особое положение в мире и постоянно утверждала полную зависимость его от случайных щедрот природы. Но одно уже то обстоятельство, что человек мог обольстить себя желанием божественной жизни, что он мог не удовлетвориться своим действительным положением в мире и отвергнуть это положение, – одно уже это обстоятельство само по себе доказывает, что человек – не случайное порождение земли и не прирожденный раб природы. Ведь простое животное никогда не создает относительно себя никаких иллюзий и потому никогда не отрицает существующей для него действительности. Для простого животного даже чувство жестокой боли, даже мучительное страдание насильственной смерти не отрицают собою действительность, а только неизменно утверждают ее; потому что в области животной мысли всякое страдание ограничивается только сознанием простого факта, что вместе с приятными явлениями жизни в действительности существуют и неприятные явления, и если они существуют, то с ними ничего не поделаешь, потому что такова уж действительность. Если бы животные рассуждали иначе, то они могли бы, конечно, и отрицать действительность, и если бы они отрицали ее, то могли бы и стремиться к ее изменению, и если бы они стремились к ее изменению, то наверное хоть чем-нибудь заявили бы миру об этих стремлениях, но никаких таких заявлений от начала веков мир не видал. Животные живут только потому, что они явились на свет, и один только человек живет потому, что он может творить свою жизнь.
Михаил Пселл. Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы.
- Сравнительное богословие
- 19 Апрель 2025
1. Бог поистине является Началом всех существ, не как включенный в их состав и сочисляемый с ними, но – как Сущий вне их порядка и почивающий выше их; началом же божественных праздников и торжеств является евангельское возвещение Деве и Матери Слова, бывшее Ей путем благовещения со стороны Ангела; начало же оно не в том смысле, что оно менее совершенно, чем прочие Тайны и знамения, – прочь сама такая мысль! – но как во много раз более совершенное и превосходящее не только те чудесные вещи, которые заключаются в них, но и всякое слово и всякое как естество, так и разумение. Потому что то, что зачатое во чреве Слово имело родиться и, будучи рожденным, имело быть явленным чудесными знамениями, это хотя и превосходит всякое разумение и выше постижения и наисовершеннейшего ума, однако природа могла сему следовать и более новые вещи были в соответствии с более древними; но то, что Творец неба и всей твари, видимой и невидимой, Которого все сотворенное не может вместить, Который несравненным величием превосходит все существующее, как духовное, так и сущее, в границах чувственных восприятиий, по сравнению с Которым величины гигантских тел, если и это долженствует сказать, являются как бы несуществующими и сходят на нет, – имеет вместиться в девственном чреве и, не отступая от Своей безграничности и неким образом соразмериваясь с нормами нашего тела, имеет стать как бы ограниченным Тот, Кто – безграничен, – вот это какое ангельское, или архангельское естество, или если бы был какой-либо иной чин, превосходящий их и более близкий к Отцу Света и непосредственно (protos) оттуда принимающий просвещение и на основании сего простирающийся к восприятию видений наивысших вещей, – были бы в силах постигнуть это? – Возможно же, насколько наши умственные силы, настолько и они уступают перед лицом Превосходящего Света. Если же и для них это чудо непостижимо и недоступно, то как же может быть нам под силу это разуметь?!
Максим Агиорит (Святогорец), монах. Лествица Божественного восхождения.
- Сравнительное богословие
- 04 Апрель 2025
Содержание
Предисловие ко второму изданию Глава 1. О Божественной Благодати Глава 2. О грехе, покаянии, плаче и слезах О грехе и покаянии О плаче О слезах покаяния Глава 3. О суете и смерти Глава 4. О законе и заповедях Божиих Глава 5. О скорбях, подвижничестве и трудах О скорбях Подвижничество и труды Глава 6. О свободе, наслаждениях и покое тела Глава 7. Об искушениях Глава 8. О страстях Греховные страсти Страсть самолюбия Страсть гордости Страсть тщеславия Страсть сребролюбия Нестяжателъность Нищета Страсть осуждения Страсть блуда Зависть Неблагодарность Чревоугодие Страсти, порождаемые унынием Глава 9. О заботах и попечениях Непостоянство
Живов В. М. Статьи.
- Сравнительное богословие
- 13 Январь 2025
"Мистагогия" Максима Исповедника и развитие византийской теории образа
По изд.: Художественный язык средневековья. М., Наука, 1982 г. сс. 108-127.
Переиздано как глава в книге: Живов В.М. Разыскания в области истории и предыстории русской культуры. М.: Языки славянской культуры, 2002. С. 15-39. В этом издании добавлено одно примечание (между 4 и 5 в издании 1982 года), которое тут воспроизводится как 5а, примечание же 5 1982 года тут воспроизводится под номером 5б.
§ 1. Учение иконопочитателей и предшествующее развитие
Наиболее полную разработку теория образа (είχών) получила в Византии в период иконоборческих споров, когда перед иконопочитателями была поставлена принципиальная задача — оправдать практику поклонения иконам. Ряд исследователей (например, Острогорский, 1929, с. 44; Александер, 1959, с. 28—36, 189, 235; Бычков, 1973, с. 164; Барнард, 1977) полагали, что основа воззрений иконопочитателей была неоплатонической, что отношение иконы и архетипа понималось иконопочитателями подобно отношению идеи и предмета в платонической философии (Острогорский, 1929, с. 44). Однако неоплатонизм, даже в форме, приданной ему Пс.-Дионисием, не мог быть обоснованием всей практики иконопочитания. Поскольку оппозиция поэтического и чувственного в неоплатонизме (в частности, в Ареопагитиках, см.: Хесевей, 1969, с. 106—107) не снималась и чувственное могло лишь изображать ноэтическое, воззрения этого рода могли оправдать лишь мистико-познавательную функцию икон, но не поклонение иконам, не веру в нерукотворные и чудотворные образы.
Герман (Осецкий), игумен. Лествица до врат небесных. Как читать «Лествицу» мирянину.
- Сравнительное богословие
- 05 Декабрь 2024
Содержание
Об авторе
Предисловие
Черты жизни преподобного Иоанна Лествичника
Лествица преподобного Иоанна Лествичника
Часть I. Подвиги предуготовительные Степень I Степень II Степень III Степень IV Степень V Степень VI Степень VII Часть II. Подвиги самоочищения от нечистоты греховной жизни, или подвиги совлечения ветхого человека Подвиги против пороков сердца Степень VIII Степень IX Подвиги против пороков языка Степень X Степень XI Степень XII Подвиги против пороков чрева, или похоти плотской Степень XIII Степень XIV Степень XV Подвиги против пороков похоти очес Степени XVI и XVII Подвиги против пороков духовных Степень XVIII Степени XIX и XX Степень XXI Степень XXII Степень XXIII Часть III. Подвиги обновления духа Обновление сердца Степени XXIV и XXV Обновление ума Степени XXVI, XXVII и XXVIII Обновление воли Степень XXIX Степень XXX Приложение. Что необходимо для спасения? Из записок в Бозе почившего афонского иеромонаха Арсения
Гааз Ф. П. Призыв к женщинам.
- Сравнительное богословие
- 01 Декабрь 2024
Книга о докторе Гаазе. М.: Древо добра, 2002 г. С. 313-330.
Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший меня. Ioaн. 6, 44.
Вы еще не привлечены, говорит блаженный Августин, молитесь же, чтоб Он привлек вас.
"Так вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетенье волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткаго и молчаливаго духа, что драгоценно перед Богом".
Апостол как бы говорит: женщина, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна (Пос. Iaк. III, 17.)
Мы ничего не можем сделать без Бога, а прийти к Нему возможно только, когда Он привлечет нас, а потому молитесь, чтоб Он отверз сердца ваши, как отверз сердце Св. Лидии для восприятия евангельского учения. В Деяниях Апостольских (глава XVI, ст. 13-14) сказано: "В день субботний мы вышли за город, к, где, по обыкновению, был молитвенный дом, и, седши, разговаривали с собравшимися там женщинами. И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницей, чтущая Бога, слушала, и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел".
Владимир (Тихоницкий). «Духовные зернышки». Мысли и советы святителя Божия.
- Сравнительное богословие
- 19 Ноябрь 2024
Париж 1967
ПРЕДИСЛОВИЕ
"Духовные Зернышки" - необыкновенно удачное название книги, заключающей в себе собрание на лету схваченных слов Митрополита Владимира и некоторых выписок из его личных писем и бесед (с 1927 г. по 1959 г.).
Эти зёрнышки падают прямо в сердце и могут скоро прорасти, если мы примем их со смирением. И если уже раньше - кому-либо в душу были, брошены благие семена, то такие люди могут назвать книгу также и духовной росой. Многое от слов Владыки может в душе зародиться, а многое забытое, заглушенное, посохшее вновь ожить.
Как всякая духовная книга - и эта появляется по воле Божией не для того, чтобы ее быстро прочесть, а чтобы читать ее понемногу, исподволь, до или после или во время молитвы; тогда только сознается ее истинная цена.
Удивительно, как в этой книге иногда на одной странице обретаются различные лекарства - то горькие - это слова обличающие, укоряющие совесть, то подбодряющие, то утешающие, а м. б. чаще всего озаряющие просвещающие, согревающие сердце...
Ветелев А. Царство Божие.
- Сравнительное богословие
- 14 Ноябрь 2024
Содержание
I. Царство Божие 1. Ветхозаветные чаяния Царства Божия 2. Евангельское учение о Царстве Божием 3. Чему уподобляет Евангелие Царство Божие? 4. Кому даруется Царство Божие? 5. Заветы Иисуса Христа о Царстве Божием 6. Тайны Царства Божия II. Царство Божие и Церковь Христова 1. Святая Церковь в её существе 2. Святая Церковь и благодатные дары Святого Духа III. Выводы 1. Царство Божие 2. Царство Божие и Церковь Христова
I. Царство Божие1
1. Ветхозаветные чаяния Царства Божия
Исходным началом евангельской проповеди Спасителя, как известно, было учение о Царстве Божием. В первом же Своём обращении к народу Он говорил о Царстве Божием как о той цели, ради которой нужно «покаяться», т.е. перемениться, исправиться. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17). Иисус Христос говорил также: «Исполнилось время и приблизилось Царство Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1:15). И эту проповедь Он считал Своей неотложной миссией: «И другим городам благовествовать Я должен Царство Божие, ибо на то Я послан» (Лк. 4:43). В последние сорок дней Своего пребывания на земле Спаситель преимущественно учил о Царстве Божием2.