Аверинцев С. С. Библия.

Аверинцев С. С.  Древнееврейская литература // История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1983—1994. — На титл. л. изд.: История всемирной литературы: в 9 т.

Т. 1. — 1983. — С. 271—273.

 

271

Памятники древнееврейской литературы XII—II вв. до н. э. дошли до нас в составе библейского канона, т. е. обобщающего нормативного сборника, отобранного поколениями «книжников» и освященного авторитетом религии. Это отнюдь не помешало войти в канон произведениям светских жанров — исторической хронике, скептической афористике житейского опыта, любовно-свадебной песне и т. д. Канон оказался построенным как маленькая литературная «вселенная», включающая самые разные тексты — однако в прямом или косвенном, изначальном или вторичном соотнесении с религиозной идеей. Возникнув, канон прожил два тысячелетия как священная книга двух религий: он стал «Писанием», или «Библией», иудаизма (греческое слово «библиа» значит просто «книги»), и он же вошел в Библию христиан на правах

Подробнее...

Аверинцев С. Некоторые языковые особенности в Евангелиях.

* Лекция, прочитанная студентам Свято-Филаретовской московской высшей православно-христианской школы 21 июня 1994 г.

ЗАРАНЕЕ сердечно прошу вас простить, если я буду говорить о том, что вы уже знаете. В эти два часа я не сумею уложить какое бы то ни было подобие систематического курса, поэтому единственное, что мне остается, — это попробовать остановиться на некоторых вещах, которые слишком просты, чтобы о них говорилось, которые очень, очень просты, и именно поэтому о них мало говорят и мало пишут. А потом, может быть, вы будете задавать мне вопросы.

Я не знаю, насколько велика у вас привычка и возможность читать Евангелие по-гречески. Мне хотелось бы вначале сказать о том, что в изданиях, которые мы имеем, встречаются искусственные моменты, привносящие свою утилитарную функцию, и от этих поздних искусственных “лесов”, однако, при нашем непосредственном чтении Евангелий ради христианского вразумления, но также и ради научного понимания, полезно отвлечься. Я имею в виду присутствующее во всех изданиях разбиение на главы и так называемые стихи и наличное в некоторых изданиях, обращенных к широкому читателю, разбиение на тематические разделы.

Подробнее...

Августин (Никитин), архимандрит. Русская библейская археология в Палестине.

1. Русские археологические исследования в Иерусалиме

В 1961 году в Западной Европе вышла книга Эриха Церена «Библейские холмы». Э. Церен дает в своей книге историю археологических исследований и открытий за последние полтора столетия во всех странах Ближнего и Среднего Востока. Но в перечне имен многих западноевропейских исследователей, внесших свой вклад в развитие библейской археологии, к сожалению, отсутствуют имена русских ученых. Автор предисловия к русскому изданию этой книги отечественный исследователь Д. П. Каллистов справедливо ставит вопрос: «Как же все-таки получилось, что из поля зрения несомненно хорошо эрудированного автора «Библейских холмов» начисто выпала не только целая плеяда русских археологов и востоковедов, развивавших энергичную деятельность еще с первой половины XIX века, но и такие их институты как Российское Археологическое Общество, Археологическая комиссия, Одесское Общество истории и древностей и другие?

Ведь все эти организации на протяжении многих десятков лет периодически выпускали свои «Отчеты», «Известия», «Труды» и «Записки», прекрасно известные тогдашним соотечественникам Э. Церена, которые иной раз и сами помещали в этих изданиях свои работы. И неужели Э. Церену неизвестны прославившиеся на весь мир восточные коллекции нашего Эрмитажа и ценнейшие собрания папирусов и других древнейших документов в наших библиотеках, возникшие не без участия русских ученых-востоковедов?1

Подробнее...

Августин (Гуляницкий). Cлова и поучения епископа Екатеринославского и Таганрогского Августина.

• I. Слова

• Слово о мнимых нищих

• Слово о нищих

• Слово во святой Великий пяток

• Слово в Неделю 3-ю Великого поста

• II. Поучения

• Поучение пред Причащением Святых Таин

• Поучение в Неделю о слепом

• Поучение в Неделю 4-ю Великого поста

I. Слова

Слово о мнимых нищих

Чадо, животом просливым не живи (Сир.40:29).

С церковной кафедры если слышится слово о нищих, то это слово — за них и в пользу их. В настоящем случае мы желаем сказать свое слово не прямо в пользу нищих. Не оскорбитесь, братие, началом слова нашего и не закройте слуха и внимания вашего, привыкших слушать здесь только глаголы мира и любви, только вещания милосердия и человеколюбия. Таже любовь к Богу и ревность о благе ближнего, которая в устах служителей слова Божия возбуждает слово за нищих, — таже самая любовь и ревность заставляет и нас, хотя не без глубокого прискорбия, предстать пред лице ваше с словом вразумления и обличения людей, делающих себя нищими.

Подробнее...

«Первоевангелие», или первое пророчество о Мессии.

После того, как прародители согрешили, Господь дает им обетование, которое, по мнению святых отцов, является «первым и незыблемым пророчеством»: «И сказал Господь... вражду положу между тобою и между женою и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3:15). В этих немногих, кратких, словах заключается главное и великое начало всей нашей религии. Они составляют, так сказать, корень и сущность всех пророчеств и обетовании во все последующие времена. Была объявлена непримиримая вражда между грехом и праведностью, вражда непрерывно продолжавшаяся с того самого времени (Рим 7:23). Сын Божий и все истинно верующие суть «семя жены»; диавол и все его слуги олицетворяют собою змея и его порождения. Искушения, страдания и поносная смерть на кресте Господа Иисуса, озлобленное противление и жестокие преследования, которым подвергались в течение многих веков и подвергаются даже доселе в настоящей жизни все истинные Его последователи, выразительно высказаны под образом «жаления змеем в пяту», жаления, конечно, ничтожного и бессильного, тогда как полная победа, приобретенная всесильным Господом и Искупителем над грехом и смертью, победа, по благодати и благости Его, даруемая каждому верующему в Него, и еще полнейшая и совершеннейшая победа, которую Он одержит над змием в конце видимого мира, величественно представлена под образом «сокрушения главы змея».[1] По свидетельству таргумов Онкелоса и Ионатана (древних толкований-пересказов Пятикнижия), евреи всегда относили пророчество о Семени жены к Мессии. Исполнилось это пророчество, когда Господь Иисус Христос, пострадав на кресте Своей плотью, поразил дьявола – этого «древнего змия», то есть отнял у него всякую власть над человеком.

Подробнее...

Исайя: о личности великого деятеля допленного профетизма.

О пророческом служении.

Пророк по-еврейски «nabi» (pl. nebiim); по-гречески – «profetes». Этимология русского слова «пророк» (родственное «прорекать», то есть произносить открытую, сообщенную кем-то истину) точно соответствует этимологии греческого слова (буквально, «тот, кто говорит вместо другого» или «переводчик», «толкователь»). Этимология еврейского слова менее ясна, то есть основания думать, что она тоже содержит идею прорекания или произнесения от лица кого-то или под вдохновением кого-то.[1]

Подробнее...

Александр (Милеант). Ветхий Завет в Новозаветной Церкви.

Содержание:

 

ЧАСТЬ 1. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ.

Почему нам дорого Священное Писание.

Понятие о священном писании

О боговдохновенности книг библии

Первоначальный вид и язык Писания

История возникновения Библии

Краткие сведения о переводах

        В приложении:

        Цитаты о пользе чтения слова Божия

        Священное Писание по творениям святителя Феофана Затворника

        Стихотворение «Звезды» А.С. Хомякова

Подробнее...

Аврелий Августин, блаженный. О согласии Евангелистов.

Книга первая

 

Глава I

 

1. Среди всего важного по своему божественному значению, содержащемуся в св. Писании, Евангелие по праву имеет значение наивысшее. В самом деле, то, что Закон и пророки предвозвещали как грядущее, в Евангелии раскрывается как данное и совершившееся. Первыми провозвестниками этого были апостолы, которые видели во плоти и даже лицом к лицу самого Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Они вспомнили не только то, что слышали из Его уст или видели Им соделанным, но, получив дар благовестил, позаботились возвестить роду человеческому еще и то, о чем они могли узнать или раскрыть при помощи вернейших показаний и несомненнейших свидетельств от Него ли Самого, или от Его родителей, или от кого-либо другого, а именно: бывшее по действию свыше еще прежде, чем стали они Его учениками, и достойное памяти во время Его рождества, детства или отрочества. Некоторые из них, Матфей и Иоанн, сообщили в отдельных книгах и такие сведения о Нем, ибо, по их мнению, они должны были быть записанными.

Подробнее...

Аврелий Августин. О книге Бытия.

Августин Аврелий

О книге Бытия, буквально

 

Двенадцать книг

 

Книга 1

 

Объясняется начало книги Бытия [с 1 стиха]: В начале сотвори Бог небо и землю до стиха 5: И нарече Бог свет день, и проч.

 

Подробнее...

Аверкий (Таушев). Деяния святых апостолов.

Книга Деяний Святых Апостолов.

Комментарии Архиепископа Аверкия

 

Оглавление:

Часть первая.

Церковь Христова из иудеев (главы 1-12).

Глава первая.

Предисловие к книге Деяний (1:1-3). Наставления Господа и Вознесение Его (1:4-12). Избрание Матфея (1:13-26).

Глава вторая.

Сошествие Святого Духа (2:1-13). Речь Апостола Петра (2:14 - 42). Первая христианская община (2:42-47).

Глава третья.

Исцеление хромого от рождения (3:1-11). Речь Апостола Петра по поводу исцеления хромого (3:12-26).

Глава четвертая.

Заключение Апостолов Петра и Иоанна в темницу (4:1-4). Допрос Апостолов в синедрионе (4:5-22). Молитва Апостолов и ниспослание Святого Духа (4:21-31). Взаимная любовь среди христиан (4:32-37).

Глава пятая.

История Анании и Сапфиры (5:1-11). Новое гонение на Апостолов (5:12-42).

Подробнее...