Жданов А. А. О послании Иеремии.

В составе св. книг Ветхого Завета есть два послания, носящия на себе имя пророка Иеремии. Одно из них заключается в 29-й главе канонической книги пр. Иеремии по счету глав, принятому в еврейской библии, – в 36-й по переводу LXX-ти; оно носит и соответствующее своему литературному характеру надписание: «и вот слова письма, которое пророк Иеремия послал из Иерусалима к остатку старейшин между переселенцами, и к священникам, и к пророкам, и ко всему народу... чрез Элеасу, сына Сафанова, и Гемарию, сына Хелкиина» – при Седекии, царе иудейском (ст. 1–3). Другое послание представляет отдельный и самостоятельный письменный памятник; оно сохранилось только в греческой библии и переводах с греческого, имеет свое особое заглавие и помещается в славянской и русской библиях между книгою плача Иеремии и книгою пр. Варуха.

Предмет настоящого чтения – это последнее «послание Иеремии», собственно так называемое.

Оно состоит из 72 стихов и может быть разделено на четыре части: 1) надписание (стих 1-й); 2) вступление (стихи со 2-го по 6-й включительно); 3) главная часть послания – разсуждение о ничтожестве идолов и суетности идолослужения (стихи с 7-го по 71-й включительно) и 4) заключение (стих 72-й).

Подробнее...

Вопрос авторства рассказа о Потопе.

Вопросы о времени написания и авторстве необходимо рассматривать применительно не только к повествованию о Потопе и к книге Бытия в отдельности, но и применительно ко всему Пятикнижию в целом. Древнее предание однозначно называет автором пророка Моисея. Такие иудейские писатели как Иосиф Флавий и Филон Александрийский также ни сколько не сомневаются в авторстве Моисея. Флавий утверждает: «И вот, так как Моисей захотел дать своим собственным сородичам наставление именно в этом, то он, в противоположность всем прочим, начал не с изложения законов и законоположений, имеющих условное среди людей значение, но, направив внимание их на Божество и на устройство мироздания и убедив их в том, что мы, люди, лучшее из творений Господа Бога на земле, уже легко мог убедить их во всем, после того как расположил их, таким образом, к благочестию».[1]

Подробнее...

Лука (Войно-Ясенецкий). Днесь Слово воплощается.

Притча о званых на вечерю

Неделя 28 по Пятидесятнице

 

Слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: Аллилуйя! Ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся, и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых. И сказал мне Ангел: «Напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца», и сказал мне: «Сии суть истинные слова Божии» (Апок. 19; 6-9).

Блаженны званые на брачную вечерю Агнца. О ней и сказал Господь Свою притчу. В Евангелии от Матфея читаем: Царство небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего (Мф. 22; 2). Эти слова очень близки к вышеприведенным словам апостола Иоанна Богослова из Апокалипсиса.

Подробнее...

Глаголев А. Закон ужичества или левиратный брак у древних евреев.

Библейско-археологический очерк.

Под именем левирата известно постановление древне-еврейского брачного права, согласно которому бездетная вдова не должна выходить в новое замужество в чужую семью, а обязана стать супругою оставшегося в живых брата умершего мужа – своего деверя (лат. «levir», откуда и название: левират; евр. יָבָם «йавам», греч. δαήρ), причем старший сын от этого второго брака наследует имя и имущество умершего дяди, именуемого в этом постановлении отцом его, и является прямым продолжателем его рода. Коренясь в сильно развитом семейном чувстве евреев, в воззрениях которых считалось большим несчастьем грозившее семье прекращение вследствие бездетности, постановление это основано на очень древнем обычае, более древнем, чем Моисеево законодательство. Обычай этот восходит ко временам патриархальным: патриарх Иуда женил второго сына своего Онана на вдове старшего своего сына Ира, умершего бездетным (Быт.38:6–10). В Моисеевом законодательстве статья о левиратном браке (Втор.25:5–10) является единственным и замечательным исключением из общего правила, воспрещающего браки в близких степенях родства (Лев.18:6–18, 20:10–21), в частности даже и брак с женою брата (Лев.18:16, 20:21 – вероятно, оставившего после себя детей); в данном же случае идет речь о браках во второй степени свойства, в каком именно родстве находятся деверь и невестка. Термин «левират» может быть передаваем русским «деверство» и славянским «ужичество» (хотя последний, славянский термин шире русского); еврейский же эквивалент этих названий «иавмут» или «иевамут» – слово одного корня с названием специальнаго талмудическаго трактата о левиратном браке «Иевамот» (1-й трактат III-го тома Талмуда)1.

Подробнее...

Горский А. История Евангельская и Церкви Апостольской.

Академические лекции А.В.Горского по подлинным и собственноручным его запискам

Издание второе

Содержание

Рождество Господа Положение иудейского царства пред рождением Христа Спасителя Ожидания Мессии Семейственное, политическое и нравственное состояние потомков Давида Явление архангела Гавриила св. Захарии Благовещение Пресв. Деве Марии Свидание Пресв. Девы с св. Елисаветою Возвращение Пр. Девы из дома Захарии Рождение св. Иоанна Предтечи Народная перепись во времена Августа Рождение Иисуса Христа Поклонение пастырей Обрезание Господне Сретение Господа Поклонение волхвов Бегство в Египет и избиение вифлеемских младенцев Возвращение И.Христа из Египта и жизнь в Назарете Рассмотрение вопроса о времени рождения И.Христа Иоанн Предтеча, его образ жизни и нравственный характер Перемены, происшедшие в положении Иудейской страны в продолжении 30 лет частной жизни И.Христа Проповедь и деятельность Иоанна Предтечи Крещение И.Христа Искушение Его от диавола Призвание Андрея, Иоанна и других к апостольскому служению Первая Пасха во время общественного служения Иисуса Христа. Значение Иерусалима Путешествие И.Христа во Иерусалим на праздник Пасхи Изгнание из храма торжников; учение и дела И.Христа в Иерусалиме Беседа с Никодимом Деятельность Спасителя в Иудее Заключение Иоанна Предтечи в темницу Удаление И.Христа в Галилею Беседа Его с Самарянкой Несколько замечаний о тогдашнем состоянии Галилеи Проповедь и деятельность Спасителя в Галилее, исцеление сына царедворцева, проповедь в Назарете, при море Галилейском, чудесный лов рыбы

Подробнее...

Глаголев А. Ветхозаветное библейское учение об Ангелах. (Опыт библейско-богословского исследования).

Содержание

Предисловие

Введение

Глава первая. Ангел Иеговы (יהוָֹה םַלְאַךְ Maleach Iehovah) Богословско-литературная история вопроса об Ангеле Иеговы; критический обзор главных направлений в решении вопроса о существе Его и установление оснований для положительного изложения библейских воззрений о предмете Обозрение библейских мест об Ангеле Иеговы. Отдел первый Явления Ангела Иеговы в период; патриархов: Авраама – Иакова Отдел второй. Библейское учение об Ангеле Иеговы в веке Моисея и после него. Глава вторая. Ветхозаветное библейское учение об ангелах (לְאָכִיםמַ maleachim) в собственном и тесном смысле. Отдел первый. Ветхозаветная ангелология допророческого периода Происхождение ангелов от Бога путем творения. Деятельность ангелов в первоначальной истории спасения людей (до синайскаго законодательства) Участие ангелов в даровании Синайскаго Закона О внешнем образе явления ангелов людям Отдел второй. Ангелология пророческого периода до времени Вавилонского плена Значение имени Божия Iehovah Zebaoth, самого в себе и в отношении к ангелологии пророческого периода а) Библейское учение об ангелах, как небесной церкви духов или сынов Божиих б) Библейское учение (в пророческий период времени до плена) об ангелах, как орудиях промышления Божия, о мире, частнее, о человеке и преимущественно в области теократии в) Воззрение пророческого периода на ангелов, как на спутников Бога в Его откровении миру Внешний образ ангелов. Отдел третий. Ангелология библейской письменности времени плена и послепленного. а) Ангелология книги пророка Иезекииля б) Ангелология книги пророка Даниила. в) Ангелология кн. пророка Захарии Символика ангелов в видениях пророков: Иезекииля, Даниила и Захарии. Представления об ангелах неканонических книг Ветхого Завета. Глава третья. Ветхозаветное библейское учение о херувимах и серафимах. Отдел первый. Учение Ветхого Завета о херувимах, בִיםוּרכְּ а) библейские места о херувимах б) Какой был основной образ или внешний вид, в котором Ветхий Завет представлял херувимов? в) Вопрос о существе или природе херувимов Отдел второй. Ветхозаветно-библейское представление о серафимах а) Библейское свидетельство о серафимах б) Внешний образ серафимов в) Существо серафимов г) Символическое значение идеи серафимов Глава четвертая. Ветхозаветное библейское учение о злых ангелах или духах. Отдел первый. Ветхозаветное учение о диаволе и демонах в допророческий период Отдел второй. Учение о диаволе и демонах в период пророков Сатана в видении пр. Захарии Сатана 1-й кн. Паралипоменон Представления неканонических книг Ветхого Завета о сатане и демонах Заключение 

Подробнее...

Князев А. Понятие и образ божественной Премудрости.

Божественная Премудрость (по-еврейски Хохма, греч. Sofia) составляет основную тему библейской дидактической письменности, получившей по этой причине наименование хохмической в современной библейской науке. Рассуждая о премудрости, авторы книг Премудрости говорят о последней в двояком смысле: в богословском и морально-практическом, обозначая то Божественное свойство, то человеческое качество, в известной степени дарованное свыше, иначе говоря, то саму Премудрость, то причастность к ней или же ее дела. Но в некоторых местах Премудрость неожиданно принимает черты некой умной сущности и даже ипостаси, что особенно характерно в Притч 8–9, Сир 24, Прем 7–8 и отчасти в Иов 28. Этот образ ветхозаветной ипостасной Премудрости не раз привлекал внимание экзегетов и богословов. Известны споры, которые еще в арианскую эпоху велись вокруг истолкования этих мест[1]. Известно также и то значение, которое означенные места получили, с одной стороны, в русской иконописи[2], с другой — у группы русских религиозных мыслителей конца XIX и первой половины XX века, в частности у Владимира Соловьева, о. Павла Флоренского и о. Сергия Булгакова. Поэтому вопрос о том, что такое Божественная Премудрость и что именно подразумевало ветхозаветное Писание под этим образом, представляет особый интерес и для русского богослова, и для русского просвещенного церковного читателя. Однако вопрос о Божественной Премудрости до сих пор не получил своего экзегетического разрешения. 

Подробнее...

Нагорная проповедь и закон Моисеев.

I.                    Введение. Ветхий Завет - детоводитель ко Христу.

Счастье, блаженство – кто не стремится к ним? Одни ли евреи мечтали о блаженстве? До пришествия в мир Спасителя и великие мыслители греков и языческие мудрецы да и простой человек стремились в конечном счете познать, в чем выражается счастье на земле? Могут ли люди быть действительно счастливыми, блаженными? Эти вопросы всегда волновали людей, к ним издавна стремились лучшие умы человечества.

Оглядываясь вокруг себя, мы видим, что все стараются по-своему устроить свое счастье, обуславливая его известными благами: богатством, почестями, властью над ближними, разного рода чувственными наслаждениями и пр. И каких только усилий не употреблялось для достижения этих благ? Но достигая их, все тот час же разочаровываются и с грустью сознают, что в них нет счастья. Языческая и эллинская мысли исчерпали себя до конца в поисках истины. Они смогли подвести человека к познанию своего ничтожества, ограниченности, помраченности и внутренней расстроенности. И именно в этот момент на одной из палестинских гор прозвучали полные жизни и смысла слова Спасителя, обращенные к заблудшим людям. Христос ответил на все эти вопросы в Своей Нагорной проповеди.

Подробнее...

Ворохобов А. Герменевтика экзистенциальной подлинности в теологии Рудольфа Бультмана.

В число наиболее влиятельных протестантских мыслителей XX века входит марбургский профессор теологии Рудольф Бультман (1884-1976). В своих богословских исследованиях Бультман близок к установке диалектических теологов, считающих, что человек сам по себе не может ни познать Бога, ни «пережить» Его. Поэтому все человеческие речи о Боге вне веры Бультман, вслед за К. Бартом, считал словами не от Бога, но от диавола. С другой стороны, Бультмана всегда волновал герменевтический вопрос, связанный с тем, как современный человек, обладающий естественнонаучным мировоззрением, может и должен понимать постулаты христианской веры. Теолог исходит из того, что современный человек, впрочем, как и человек любой другой эпохи, стремится к некой конечной цели своей жизни. Такой всеобщей целью является подлинное бытие. Подлинного бытия можно достичь посредством христианской веры. Бультман строит свою антропологию, основываясь на всеобщих формальных структурах Dasein, свойственных как верующим, так и неверующим. Решающим для него является то, что христианская керигма адресована не к теоретическому разуму, а к экзистенциальной ситуации человека, то есть к человеку как таковому. Керигма зовет человека к его подлинному «я».

 

Итак, Р. Бультман описывает новое антропологическое измерение, ставшее возможным благодаря деятельности Христа, в категориях экзистенциальной философии, полагая, что речь должна идти об истинном аутентичном существовании.

Подробнее...

Александр (Милеант). Что такое Библия. История создания, краткое содержание и толкование Св. Писания.

Содержание

 

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

 

Предварительные сведения

 

Почему нам дорого Священное Писание

 

Понятие о Священном Писании

 

О боговдохновенности Святого Писания

 

Первоначальный вид и язык Священного Писания

 

История возникновения ветхозаветных книг

 

Краткие сведения о важнейших переводах Писания

Подробнее...