Аверинцев С. С. Нагорная проповедь.

"Альфа и Омега", вып.2. 1994 г.

(Мф 5-7)

(4:25                И шли за  Hим  многолюдные  толпы  из  Галилеи,  и

Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и края за 5:1 Иорданом.)/ И Он, увидев эти толпы, поднялся на гору;

2 и когда Он сел, подошли к Hему Его ученики./ И Он, отверзши уста Свои, начал учить их так:

3               "Блаженны нищие по велению духа,

ибо их есть Царствие Hебесное.

4               Блаженны cкорбящие,

ибо будут они утешены.

5               Блаженны кроткие,

ибо  примут они в наследие землю.

6               Блаженны алчущие и жаждущие правды,

ибо будут они насыщены.

7               Блаженны милосердные,

ибо будут они помилованы.

8               Блаженны те, чьи сердца чисты,

ибо  увидят они Бога.

Подробнее...

Протоиерей Аполлоний Темномеров. Священная история Ветхого Завета.

Содержание

1. Сотворение Богом мира и человека 2. Жизнь прародителей в раю 3. Грехопадение прародителей, наказание за грех и обещание Спасителя 4. Каин и Авель. Смешение племен 5. Всемирный потоп 6. Дети Ноя 7. Столпотворение вавилонское. Появление идолопоклонства 8. Призвание Авраама, переселение его в землю Ханаанскую и разлучение его с Лотом 9. Завет Божий с Авраамом 10. Явление Аврааму Бога в виде трех странников 11. Гибель Содома и Гоморры 12. Жертвоприношение Исаака 13. Супружество Исаака 14. Исав и Иаков 15. Бегство Иакова в Месопотамию. Видение им таинственной лествицы 16. Пребывание Иакова у Лавана и возвращение на родину 17. Продажа Иосифа братьями 18. Иосиф в Египте 19. Первое свидание Иосифа с братьями 20. Второе свидание Иосифа с братьями. Переселение Иакова в Египет 21. Пророческое благословение Иаковом сыновей 22. Многострадальный Иов 23. Рождение и воспитание Моисея 24. Призвание Моисея 25. Казни Египетские 26. Пасха. Исход евреев из Египта 27. Переход евреев через Чермное море 28. Чудеса Господа на пути евреев к Синаю 29. Дарование закона на горе Синае 30. Поклонение золотому тельцу 31. Скиния 32. Богослужение евреев. Праздники 33. Осуждение евреев на 40-летнее странствование 34. Жезл Аарона 35. Медный змий 36. Смерть Моисея 37. Иисус Навин. Завоевание и разделение земли Обетованной 38. Судьи Израильские 39. Гедеон 40. Самсон 41. Самуил 42. Избрание и помазание Саула на царство 43. Непослушание Саула и отвержение его Богом 44. Помазание на царство Давида 45. Победа Давида над Голиафом 46. Преследование Давида Саулом. Смерть Саула 47. Завоевание Давидом Иерусалима. Перенесение в него ковчега завета 48. Грех Давида и его раскаяние 49. Бедствия в царствование Давида 50. Суд Соломона 51. Построение Соломоном храма 52. Слава Соломона и его падение 53. Разделение царства еврейского на иудейское и израильское 54. Царство израильское и его падение 55. Праведный Товит и Товия, сын его 56. Царство иудейское и его падение 57. Пророки 58. Пророк Илия 59. Пророк Елисей 60. Пророк Иона 61. Пророк Исаия 62. Пророки Иеремия, Иоиль, Михей и Аввакум 63. Жизнь иудеев в плену вавилонском. Пророк Иезекииль 64. Воспитание Даниила, Анании, Азарии и Мисаила 65. Даниил объясняет сон Навуходоносору 66. Три отрока в пещи огненной 67. Погибель Валтасара и падение вавилонского царства 68. Даниил во рве львином. Пророчество о семидесяти седьминах 69. Возвращение Иудеев из плена. Построение второго храма. Ездра и Неемия. Пророки Аггей, Захария и Малахия 70. Иудеи под властью царей египетских и сирийских. Гонение Антиоха Епифана 71. Маккавеи. Начало римского владычества 72. Религиозные секты у евреев 73. Всеобщее ожидание Спасителя 

Подробнее...

Антоний (Блюм), митрополит Сурожский. Притча о неправедном управителе.

В качестве введения к этой притче я хочу сделать несколько предварительных замечаний. Во-первых, притча о неправедном управителе – притча о суде, но стоит как бы особняком в этом ряду, – до того она странная. Кроме того, следует помнить ее контекст: она помещена между притчей о блудном сыне и притчей о богаче, попавшем в ад, то есть между притчей, где нам говорится о самой сущности греха, о том, что он несет с собой падение, несет с собой болезненное несчастье, но оно же может быть спасительной болью, путем обратно домой; в притче говорится и о том, как нас принимает Отец. С другой стороны, притча о богаче подчеркивает, что если на земле мы отнеслись без внимания к тому, что нам было дано понять, что составляло часть нашей веры, наших убеждений, которые мы открыто исповедали (в случае богача – Ветхий Завет), то нас может постичь осуждение. Вот между этими двумя рассказами стоит притча о неправедном управителе, которую я прочитаю целиком, чтобы нам вспомнить все ее подробности:

Подробнее...

Катанский А. Л. Об изучении библейского новозаветного периода в историко-догматическом отношении.

Историческое изложение догматов1, следуя хронологическому методу, как во многих отношениях более для него удобному2, естественно делится на две главные части. Часть первая обнимает собой период библейский ветхозаветный и новозаветный; часть вторая – период церковный, первых трех веков, вселенских соборов и послевселенских соборов. При таком делении, историческое изложение догматов, имея своей задачей проследить постепенное раскрытие внешней, изменяемой, формальной стороны догмата, постепенно изучает историческую судьбу этой стороны в св. писании и св. предании, главных источниках нашей веры, составляющих вместе и главные, так сказать, фазисы раскрытия означенной стороны предмета. Таким делением историческое изложение догматов и обнимает предмет вполне и не вводит в него какого-либо искусственного дробления, а пользуется тем делением, какое представляет сам предмет, и в тоже время остается верным установившимся уже в науке догматического богословия обычаям смотреть, как известный догмат раскрывается сначала в св. писании, а потом в св. предании. Оттого такое деление издавна установилось в западной догматической науке, выделившей из себя свидетельства св. писания в особую часть науки и св. предания также в особую её отрасль. Такое деление исторического изложения догматов не есть, наконец, неравномерное деление, как может показаться на первый взгляд. Библейский период, обнимая собою ветхий и новый завет, так обширен и так много представляет для изучения, что может считаться равным по объему периоду церковному. Соглашаемся, что такое деление на периоды библейский и церковный не совсем точно со стороны своей терминологии, так как и в библейском периоде была церковь, так что и библейский период можно назвать в известном смысле церковным. 

Подробнее...

Рождественский А. Первые правила мудрости, по книге Иисуса сына Сирахова.

Начало премудрости – страх Господень, – такова главная мысль книги бен-Сира́; кто хочет достигнуть премудрости, тот должен жить в страхе Божием, т. е постоянном послушании заповедям Господним. Эти заповеди изложены главным образом в законе, данном Богом избранному народу; но есть и такие правила жизни, которых нет в законе, они должны быть выведены мудрецом из непосредственного наблюдения жизни мира Божия и людей, под контролем Божия откровения. Такие правила мудрости, выведенные автором из собственного богатого опыта и из наставлений других мудрецов, он и дает в своей книги. На первом месте среди своих правил Иисус сын Сирахов поставил увещания – не быть гневливым, лицемерным или тщеславным (I, 22–30); далее он убеждает читателя, которого называет сыном своим (2, 1), стойко держаться раз избранной жизни в страхе Божием и не отступать от нее, несмотря на испытания: «золото», говорить премудрый, «испытывается в огне, а люди, угодные Богу, в горнила уничижения» (2, 5). После этих общих наставлений сын Сирахов дает более частные правила жизни, и на первом месте ставит увещание почитать родителей и обещает за это долголетие, как и в пятой заповеди десятисловия, и исполнение всех благословений Божиих (3,1–16). Наряду с этой добродетелью премудрый ставит скромность «при всяком мирском величии» (3, 18) и смирение, – сознание слабости своих умственных сил и отказ от стремления к уразумению тайн, скрытых Богом от человека (3, 21–28). Это стремление проникнуть в недоступные для человека тайны всегда существовало, оно порождало всякие волхвования и вело многих к погибели. Запрещая заниматься такими вещами, премудрый вовсе не стесняет пытливости ума человеческого, в доступных ему границах; вся его книга говорит о необходимости знания, и отдел о смирении заканчивается притчей: «сердце мудрое уразумеет притчи мудрецов, и ухо, внимательное к премудрости, будет радоваться» (3, 29).

Подробнее...

Александр (Милеант). К познанию Библии. Пророческие книги.

Содержание

 

Значение пророчеств

Эпоха пророков

Хронология

Значение пророков

Обличение и утешение

Рассмотрение пророческих книг в хронологическом порядке

Книга пророка Иоиля

Книга пророка Ионы

Книга пророка Амоса

Книга пророка Осии

Книга пророка Исаии

Книга пророка Михея

Книга пророка Софонии

Книга пророка Наума

Книга пророка Аввакума

Книга пророка Иеремии

Книга пророка Авдия

Книга пророка Иезекииля

Книга пророка Даниила

Книга пророка Аггея

Книга пророка Захарии

Книга пророка Малахии

Перечень важнейших предсказаний и тем

Заключительный обзор

Подробнее...

Олесницкий А. А. Слово о Псалтири.

«О девятом же часе возопи Иисус гласом велиим, глаголя: или, или, Лима Савахфани, еже есть: Боже мой, Боже мой, вскую Мя еси оставил» (Матф. 27, 46; Псал. 21, 2).

Так возопил к Богу, Отцу Своему, Агнец Божий, вземший грехи всего мира, в свой предсмертный час, среди своих крестных страданий. Он возопил, как объясняет святый Иоанн Златоуст, ветхозаветным пророчественным гласом (Беседа 88 на Матфея). Этот вопль Его был древле предуказан пророком Давидом, в одном его пророчественном псалме, том самом псалме (21-м), в котором пророчески предызображалось, как некогда беззаконные люди возстанут на Агнца Божия, «вменившагося со беззаконными, хотя греха не сотворившаго, как ископают руце Его и нозе Его, как разделят ризы Его и о одежди Его метать будут жребий» (Пс. 21, 16–19). Но так как этот псалом «пророчественнаго вопля» неразрывно связан со всеми остальными псалмами (да и другие псалмы имеют пророчества о страданиях Богочеловека), то и вся книга псалмов становится в особливую тесную связь с евангельскою историею крестной смерти Спасителя. Каждый раз, когда пред нами раскрывается страница страданий Господних, пред нашим духовным взором предносятся еще другия ветхозаветныя страницы пророческих книг, и в их числе священный свиток книги псалмов, как вещественное доказательство долженствовавшаго совершиться и совершившагося события искупления человеческаго рода.

Подробнее...

Князев А. Иуда и Фамарь.

№ 1(15) 1998

Протоиерей АЛЕКСИЙ КНЯЗЕВ

ИУДА И ФАМАРЬ

Можно смело утверждать, без всякого преувеличения, что богословская дисциплина, имеющая своим предметом изучение Священного Писания Ветхого Завета, почти всецело пребывает ныне в плену у высшей критики. Даже те труды, авторы которых до сих пор не согласились с выводами критической школы, гораздо более уделяют внимания и места опровержению этих выводов, чем подлинному раскрытию религиозного учения ветхозаветных священных книг[1]. Но те христианские ученые, которые эти выводы восприняли, окончательно ушли в изучение буквы и исторической оболочки Библии, нимало не заботясь о том Откровении, которое в ней заключено. Замечательные исследования из серии The International Critical Commentary, а также A new Commentary on Holy Scripture, изданный Ч. Гоуром (Ch. Gore), приводящие столь ценный критический и исторический материал, изучают религиозное учение лишь по поводу очень немногих мест Ветхого Завета, и тот свет, который они проливают на целые главы и отделы Священного Писания, никак не может удовлетворять христианского богослова и даже часто вызывает недоумения о некоторых отрывках и об их включении в священный текст. 

Подробнее...

Александр (Милеант). Заповеди Божии.

Содержание

 

Законы природы и нравственности

Обстоятельства возникновения Десяти Заповедей

Значение Десяти Заповедей

Первая заповедь Закона Божия

Вторая заповедь Закона Божия

Третья заповедь Закона Божия

Четвертая заповедь Закона Божия

Пятая заповедь Закона Божия

Шестая заповедь Закона Божия

Седьмая заповедь Закона Божия

Восьмая заповедь Закона Божия

Девятая заповедь Закона Божия

Десятая заповедь Закона Божия

Заключение

Подробнее...

Десницкий А. С. Отчего так мелочен Ветхий Завет.

Оглавление

• Еще до Закона

• Условия выживания

• Что за этим стоит?

 

Открывая Библию, человек ждет прежде всего великих откровений. Но если он читает Ветхий Завет, его обычно поражает обилие мелочных предписаний: ешь мясо только тех животных, у которых раздвоенные копыта и которые жуют при этом жвачку. К чему все это? Неужели Богу есть дело до того, какое мясо едят люди? А к чему эти бесконечные ритуальные подробности: как Ему приносить разные жертвы? Разве это главное в религии?

 

^ Еще до Закона

Безусловно, главное в религии Ветхого Завета вовсе не это, и в самом Ветхом Завете подобные предписания тоже стоят на достаточно скромном месте. Сначала он повествует о сотворении мира, о грехопадении человека, о Всемирном потопе, о праотцах израильского народа. Повеления, которые Господь давал этим людям, были предельно краткими. Например, в девятой главе рассказано, как Господь заключал Завет с Ноем после потопа (еще прежде Авраама и Моисея). Он долго и подробно говорил о Своих благословениях Ною и его потомкам, а что касается запретов, то их дано только два: на убийство человека и на вкушение мяса с кровью. И это все! Что нельзя убивать — с этим мы все, пожалуй, согласимся, а что касается запрета на употребление крови в пищу, то он совсем не тяжел, если это единственное налагаемое на человека ограничение. У него есть и объяснение: кровь как носитель жизни принадлежит только Богу.

Кстати, запрет есть кровь был подтвержден — единственный из всех ритуальных ограничений Ветхого Завета — и на Иерусалимском соборе апостолов (см. Деян. 15:23-29), именно потому, что восходит он еще к временам до Закона.

Подробнее...