Андреев А. В. Дискуссия об историчности Иисуса Христа в советском религиоведении

 


Андреев А. В.

Дискуссия об историчности Иисуса Христа в советском религиоведении

В статье рассматривается история полемики касательно историчности Иисуса Христа в советской историографии. Кратко освещаются позиции классиков марксизма-ленинизма по данной проблеме, на протяжении многих десятилетий служивших для последующих ученых «исходным пунктом» в их исследованиях. Указываются основные работы наиболее значительных советских религиоведов, историков и филологов, занимавшихся исследованием Нового Завета. Приводятся основные аргументы за и против реального земного существования Иисуса Христа. Определяются основные вехи в развитии данного вопроса на протяжении советского периода: с 20-х годов, характеризующийся господством идей т.н. «мифологической школы» и жесткой антирелигиозной агитацией; период с конца 50-х до начала 80-х годов, когда мифологичность Иисуса была поставлена под сомнение; и третий период, начавшийся в конце 80-х годов, отмеченный переходом советских (и, впоследствии, российских) новозаветных исследований в контекст новой парадигмы, признающей факт исторического существования Иисуса Христа как самоочевидный. Также в статье ставится вопрос о том, почему советские исследования новозаветной литературы не были интегрированы в международную дискуссию, в частности в «Поиск исторического Иисуса». Помимо очевидных факторов, таких как общая идеологизация науки и затруднительность международных контактов, выдвигается гипотеза о том, что решающим затруднением в развитии советской библеистики было чрезмерное использование социологических методов исследования новозаветной литературы, в ущерб филологической критике текста.

Подробнее...

Протоиерей Леонид Грилихес. Древнееврейский глагол бара 'сотворил': опыт богословской интерпретации.

 


Протоиерей ЛЕОНИД ГРИЛИХЕС

 ДРЕВНЕЕВРЕЙСКИЙ ГЛАГОЛ БАРА ‘СОТВОРИЛ’: ОПЫТ БОГОСЛОВСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ 

В 2005 г. в журнале “Альфа и Омега” была опубликована наша статья, посвященная Шестодневу[1] и рассматривающая 1-ю главу книги Бытия как в самом широком контексте ветхозаветных текстов, так и в перспективе новозаветного повествования. Однако за пределами нашего рассмотрения осталось еще несколько важных тем, которые никак невозможно обойти молчанием, говоря о сотворении мира. В первую очередь это сам глагол бара ‘сотворил’. Даже в учебнике по закону Божиему можно прочитать, что этот глагол следует отличать от других глаголов, указывающих на творческую или созидательную деятельность (евр. аса ‘сделал’, яцар ‘произвел’ и др.). И действительно, глагол бара, который в Ветхом Завете встречается более сорока раз, никогда не указывает на действие, совершаемое человеком, но всегда относится только к Богу. То есть всякий раз, когда сказуемое выражено глаголом бара, в качестве подлежащего будет выступать либо слово Бог, либо Господь.

Подробнее...

Руткевич А. М. Герменевтика Р. Бультмана


Руткевич А. М.

Герменевтика Р. Бультмана

Книга Р.Бультмана «История и эсхатология. Присутствие вечности» представляет собой несколько переработанный текст лекций, прочитанных им в феврале—марте 1955 г. в Эдинбурге. Центральной темой этих лекций является христианская эсхатология, но значительное внимание уделяется также историцизму (прежде всего, концепциям Кроче и Коллингвуда) и герменевтике. Бультман известен главным образом как богослов и как историк1 . Предпринятая им «демифологизация» христианства часто воспринималась вне всякой связи с его экзистенциальной философией, хотя сам он неоднократно прямо ссылался на «Бытие и время» М.Хайдеггера. Не входя в детали его богословской доктрины, мы остановимся здесь только на его трактовке задач герменевтики.

Подробнее...

Ворохобов А. В. Герменевтика экзистенциальной подлинности в теологии Рудольфа Бультмана


Ворохобов А. В.

Герменевтика экзистенциальной подлинности в теологии Рудольфа Бультмана

В число наиболее влиятельных протестантских мыслителей XX века входит марбургский профессор теологии Рудольф Бультман (1884-1976). В своих богословских исследованиях Бультман близок к установке диалектических теологов, считающих, что человек сам по себе не может ни познать Бога, ни «пережить» Его. Поэтому все человеческие речи о Боге вне веры Бультман, вслед за К. Бартом, считал словами не от Бога, но от диавола. С другой стороны, Бультмана всегда волновал герменевтический вопрос, связанный с тем, как современный человек, обладающий естественнонаучным мировоззрением, может и должен понимать постулаты христианской веры. Теолог исходит из того, что современный человек, впрочем, как и человек любой другой эпохи, стремится к некой конечной цели своей жизни. Такой всеобщей целью является подлинное бытие. Подлинного бытия можно достичь посредством христианской веры. Бультман строит свою антропологию, основываясь на всеобщих формальных структурах Dasein, свойственных как верующим, так и неверующим. Решающим для него является то, что христианская керигма адресована не к теоретическому разуму, а к экзистенциальной ситуации человека, то есть к человеку как таковому. Керигма зовет человека к его подлинному «я».

Подробнее...

Ворохобов А. В. Осмысление доктрины первородного греха в творчестве Р. Бультмана


Ворохобов Александр Владимирович

Осмысление доктрины первородного греха в творчестве Р. Бультмана

В статье анализируется осмысление христианской доктрины первородного греха Р. Бультманом. Р. Бультман выводит это общехристианское учение из личного опыта каждого человека, отклоняя протестантский антропологический подход, ориентированный на «природное» понимание. Грех для него – онтологическое состояние наличного человеческого существования. Первородный грех – это свойственное каждому человеку стремление быть значимым пред Богом своими силами. При этом сущность первородного греха остается для Р. Бультмана до конца непостижимой.

Ключевые слова и фразы: грех; первородный грех; Рудольф Бультман; христианство; религиозная антропология.

Подробнее...

Лемонджава Р. Р. Библейские заповеди: ценностный ориентир для права


 

Лемонджава Р. Р.

Библейские заповеди: ценностный ориентир для права

Ключевые слова: теория государства и права, Декалог, источник права, объективная основа права, духовная мера права.

Аннотация: в работе в качестве объективной основы права рассматриваются десять библейских заповедей; внимание акцентируется на их ценностном характере; делается попытка поисков духовного измерения права через ценностную призму Декалога.

Подробнее...

И. Д. Амусин "Молитва Набонида"


И.Д.Амусин "Молитва Набонида"

КУМРАНСКИЙ ФРАГМЕНТ МОЛИТВЫ ВАВИЛОНСКОГО ЦАРЯ НАБОНИДА ВДИ, 1958, № 4, стр. 104-117

В 1956 г. Ж. Милик, известный издатель и исследователь рукописей Мертвого моря, опубликовал ряд арамейских отрывков, найденных в наиболее «плодоносной», четвертой Кумранской пещере 1 . Эти отрывки издатель отнес к «циклу Даниила». По палеографическим и орфографическим соображениям он датирует их второй половиной 1 в. до н. э. В 1957 г. Геварьяху 2 переиздал один из этих отрывков, состоящий из четырех кусочков (под названием «Молитва Набонида»). Ниже приводится транслитерация и перевод этого отрывка.

Подробнее...

Амусин И. Д. Общественные и религиозные течения в Палестине во II в. до н. э. — I в. н. э. Кумранская община


Амусин И. Д.

История древнего мира. Под ред. И. М. Дьяконова

Общественные и религиозные течения в Палестине во II в. до н. э. — I в. н. э. Кумранская община

1. ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ

В условиях создания «мировых» империй старая идеология общинных культов, строившихся только на мифологическом и магическом обряде, на ритуальных табу и «кормлении» человекоподобных божеств жертвами, была обречена: образованная элита в столь примитивные культы не верила, народным массам они не приносили утешения. В предыдущей лекции мы уже говорили о том, что для эллинистического времени были характерны религиозные поиски — поиски новых богов-спасителей (материалистическое объяснение мира в те эпохи могло быть только наивным, да и доступно оно было пониманию лишь немногих просвещенных людей). Ощущалась потребность в таких учениях, которые обращались бы прежде всего к этическим ценностям, были эмоциональны (потому что объяснить жестокость мира и общества рационально было невозможно) и универсальны (чтобы разорвать тесные рамки общинных связей и представлений, отгораживающих человека от человека).

Подробнее...

Ланге А. Детские жертвоприношения в Еврейской Библии и в девтерономической редакции Книги пророка Иеремии.


 

Ланге А.

Детские жертвоприношения в Еврейской Библии и в девтерономической редакции Книги пророка Иеремии.

Армин Ланге, Венский университет (Armin Lange, University of Vienna) статья из сборника «Human Sacrifice in Jewish and Christian Tradition»

«Они сжигали своих сынов и дочерей, чего Я не повелевал» (Иеремия 7:31 )

В своем знаменитом романе «Саламбо» Гюстав Флобер рассказывает о похищении священного покрывала - заимфа из карфагенского храма богини Танит. Жители Карфагена были чрезвычайно удручены и искали способ избежать бедствия, которые неизбежно должны были произойти с ними после такого святотатства.

Подробнее...