Александр (Милеант). Заповеди Божии.

Содержание

 

Законы природы и нравственности

Обстоятельства возникновения Десяти Заповедей

Значение Десяти Заповедей

Первая заповедь Закона Божия

Вторая заповедь Закона Божия

Третья заповедь Закона Божия

Четвертая заповедь Закона Божия

Пятая заповедь Закона Божия

Шестая заповедь Закона Божия

Седьмая заповедь Закона Божия

Восьмая заповедь Закона Божия

Девятая заповедь Закона Божия

Десятая заповедь Закона Божия

Заключение

Подробнее...

Александр (Милеант). Евангелия.

Содержание:

История Евангельского текста

Время написания Евангелий

Значение четверичного числа Евангелий

Взаимоотношения Евангелий

Характер каждого из четырёх Евангелий

Евангелие от Матфея

Евангелие от Марка

Евангелие от Луки

Евангелие от Иоанна

Избранные наставления Спасителя

Заключение

 

 

Слово “Евангелие” значит доброе известие, или — благая и радостная весть. Этим именем называются первые четыре книги Нового Завета, которые повествуют о жизни и учении воплотившегося Сына Божия, Господа Иисуса Христа, — о всем том, что Он сделал для установления праведной жизни на земле и спасения нас, грешных людей.

До пришествия на землю Сына Божия люди представляли Бога, как всемогущего Творца, грозного Судью, пребывающего в неприступной славе. Иисус Христос дал нам новое понятие о Боге, как о близком нам, милосердном и любящем Отце. “Видевший Меня, видел Отца” — говорил Иисус Христос Своим современникам (Ин 14:9).Действительно, весь облик Христа, каждое Его слово и жест были проникнуты бесконечным состраданием к падшему человеку. Он был, как Врач среди больных. Люди чувствовали Его любовь и тысячами тянулись к нему. Никто не слышал отказа, — Христос всем помогал: очищал совесть грешников, исцелял расслабленных и слепых, утешал отчаявшихся, освобождал одержимых дьяволом. Его всемогущему слову подчинялась природа и самая смерть.

Подробнее...

Александр (Милеант). Евангельские притчи.

Значение Евангельских Притч

1. Притчи о Царстве Божьем

   Притча о сеятеле

   О Плевелах

   О Невидимо растущем семени

   О зерне горчичном

   О закваске

   О сокровище, скрытом в поле

2. Притчи о Милосердии Божием

    О заблудшей овце

    О блудном сыне

    О мытаре и фарисее

3. Притчи о Добрых Делах и Добродетелях

     а) О Прощении Обид.

     Притча о немилосердном должнике

     б) О Добрых Делах

     Притча о милосердном самарянине

     О неверном управителе

     О богаче и Лазаре

Подробнее...

Александр (Милеант). Ветхий Завет в Новозаветной Церкви.

Содержание:

 

ЧАСТЬ 1. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ.

Почему нам дорого Священное Писание.

Понятие о священном писании

О боговдохновенности книг библии

Первоначальный вид и язык Писания

История возникновения Библии

Краткие сведения о переводах

        В приложении:

        Цитаты о пользе чтения слова Божия

        Священное Писание по творениям святителя Феофана Затворника

        Стихотворение «Звезды» А.С. Хомякова

Подробнее...

Лопухин А. П. Суд над Иисусом Христом.

Содержание

Предисловие I. Еврейское судопроизводство II. Римское судопроизводство Об авторе

 

Предисловие

Громадное влияние жизни и лица Иисуса Назарянина на историю допускается всеми. А Его крестная смерть, которую христиане всех времен признавали важнейшим делом Его служения, стала исходною точкою новой истории. Его гроб, по выражению поэта, был могилой древнего мира и колыбелью нового. Но это вечно памятное событие было исполнением уголовного приговора, последовавшего за двумя судебными следствиями, из которых одно производилось по еврейскому, другое по римскому закону.

С судебной точки зрения судопроизводство над Иисусом Христом является необыкновенным, может быть даже единственным в своем роде фактом. История сохранила много судебных трагедий. Уголовные процессы, в роде процессов Сократа, Карла, короля английского и Марии Стюарт, всегда с чарующею силой привлекали к себе внимание людей. Но суд над Христом произвел большее впечатление на мир, чем все они вместе. Помимо своего всемирно-исторического значения он имеет еще чисто юридический интерес, которым не обладает ни один из упомянутых процессов. По общему убеждению законоведов, самое важное место между всеми юриспруденциями занимает юриспруденция древнего Рима, а самая своеобразная из них, и притом высокоценимая христианским миром, была юриспруденция Иудейского государства. Понятно, что если эти две славные и решительно различные системы встречаются между собою, то исследование такого дела с юридической точки зрения необходимо представит великий интерес. А если эти две системы встречаются одна с другой в событии, наиболее поразительном и обильном последствиями, то исследование их совместного приложения становится весьма важным. Оно становится самою интересною задачей, какую только может представить история юриспруденции.

Подробнее...

Лопухин А. П. Святой апостол Павел в центрах классического мира.

Сначала ап. Павел проповедовал Евангелие спасения в Азии, и деятельность его проходила исключительно среди старого, считавшего многие тысячелетия исторической жизни, востока. Но существовал еще другой мир – западный, который также прошел уже грандиозную стадию исторического развития и много поработал на поприще исторического воспитания и подготовления человечества к истинам христианства; однако был еще совсем не тронут проповедниками Евангелия. Между тем, этот мир был для христианства еще важнее мира восточного, потому что он именно выработал наилучшие формы общежития и те культурные начала, которые должны были лечь в основу жизни нового нарождавшегося мира, – обновленного христианством человечества. Греция дала этому миру высшие дары культуры, и под влиянием ее человечество в его высших представителях объединилось духовно на основе греческой литературы, науки и искусства, а Рим скрепил это объединение изумительным гением своей юриспруденции. В них человечество достигло всего, к чему только способен был ум человеческий с его естественными силами. Но не смотря на весь блеск культурного и политического развития, никогда еще человечество не чувствовало такой тяготы в жизни, как именно в этот период своего высшего расцвета. Оно походило на богача, который под роскошью своего богатого, унизанного драгоценностями платья, носил больное сердце. Причиной же этой внутренней болезни было то, что у него не было главного живительного начала, именно такой религии, которая бы способна была возродить его. Старая национальная религия, уже давно расшатанная философским скептицизмом, потеряла свое значение даже для народных масс, и потому наступила та духовная пустота, которая томительнее самой смерти, потому что противна нравственной природе человека. Неудивительно, что все народы чувствовали необычайную духовную тяготу, от которой стремились освободиться, хотя и не знали, откуда может придти избавление. А избавление уже шло к ним, и благовестником о нем был великий апостол, миссия которого специально состояла в открытии двери веры народам, дотоле стоявшим вне непосредственного домостроительства Божия.

Подробнее...

Лопухин А. П. Первобытное человечество, его история, культура и древность по учению Откровения (Быт. 4–5 гл.) и изысканиям наук.

Одна из самых излюбленных тем новейшей исторической науки есть «первобытная культура», «доисторический быт человечества»1 и т. п., причем наука смелым полетом мысли старается проникнуть в такие отдаленные эпохи, которые прежней историографии неизвестны были даже по имени. Всем пользуется она в этой смелой попытке: народной мифологией, филологией, этнографией, геологией, и из отрывочных данных, представляемых последними, старается составить цельную картину доисторического быта человечества. Но что такое этот «доисторический» быт? Это очевидно такое состояние человечества, о котором не сохранялось прямых письменных или ясных вещественных памятников. Такого быта не знает Откровение. В последнем от самого сотворения человека проведена такая стройная нить исторической жизни человечества, со всеми его культурными особенностями на разных ступенях развития, которая исключает всякую мысль о доисторическом быте. Если можно назвать какое-либо состояние человека доисторическим, так это разве состояние его в раю, но и то в ограниченном смысле, – в смысле состояния, существенно отличного от теперешнего исторического состояния, обусловленного грехопадением. Между тем историческая наука указанного направления относит к доисторической эпохе весь библейский период приблизительно до Авраама, когда будто бы только впервые выступают собственно исторические черты. Такое воззрение неосновательно и вызывается единственно предвзятым отношением к древнейшему письменному памятнику – книге Бытия, – тогда как эта книга описывает мнимый «доисторический» быт такими чертами, которые, находя полное подтверждение в палеонтологических, геологических, филологических, психологических и других научных данных, ставят выше всякого сомнения достоверноисторический характер доавраамовского периода. Настоящая статья имеет в виду научными данными подтвердить – библейскую историю этого периода.2

Подробнее...

Лопухин А. П. Обращение святого апостола Павла. Глава из новой книги английского богослова Фаррара.

От переводчика

Есть книги, которые говорят сами за себя несравненно больше, чем, сколько может сказать о них самый благорасположенный критик. Таких книг не много, но тем они ценнее. К таким книгам без спорно принадлежат сочинения англиканского священника (каноника в Вестминстере) Фаррара. Всего пять лет прошло с того времени, как увидело свет первое его сочинение «Жизнь Иисуса Христа» и, однако же, за это корот¬кое время, книга эта, успела облететь весь христианский Мир и появиться на всех христианских языках. До настоящего вре¬мени она имела одних английских изданий двадцать семь и разош¬лась в количестве двух сот тысяч экземпляров. А теперь уже возвещаются новые и разнообразные до бесконечности издания. В конце прошлого года вышло новое сочинение Фаррара: «Жизнь и деятельность ап. Павла» и за короткий срок своего полугодичного существования оно выдержало больше изданий, чем его первое сочинение за соответствующее время. Оно не только в Англии стадо распространяться с невероятной быстротой, но немедленно, после своего выхода в свет, перелетело чрез океан и на американской почве, где пишутся эти строки, выдержало уже четыре различных издания, одно за другим. Два из них дорогие, а два до невероятности дешёвые, народ¬ные. Первое издание было двухтомное, в соответствие первому лондонскому изданию, ценою в 6 долларов; за ним следовало однотомное издание в 3 доллара и затем два народных издания (с полным текстом) в 50 и 40 центов или американ¬ских копеек. Последнему бедняку теперь оно доступно здесь и всякий бедняк с усердием покупает его.

В чем тайна такого несравненного успеха этих сочинений?

Подробнее...

Лопухин А. П. Незаписанные в Евангелии изречения Христа Спасителя и новооткрытые изречения Его ΛΟΓΙΑ ΙΗΣΟΥ.

Много благодатных изречений Христа Спасителя записано и сохранено для нас евангелистами, как неложными свидетелями Его земного служения, – во всяком случае достаточно для нашего духовного назидания и спасения. Но вместе с тем не может подлежать никакому сомнению, что в четвероевангелии содержатся не все изречения и слова Иисуса Христа. Св. евангелист Иоанн в заключение своего Евангелия говорит, что «многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг», и это свидетельство относится не только к делам, но и к словам или изречениям божеств. Учителя, и судя по контексту речи – даже более к словам, так как перед тем речь идет именно об изречениях Христа Спасителя в Его последней беседе с учениками. Да и помимо того, рассуждая по простой человеческой логике, невозможно предположить, чтобы бож. Учитель, ежедневно, никогда даже до забвения о пище и питие, поучая и назидая неотступно следовавшие за Ним массы народа, в течение трех с половиной лет своего служения на земле, произнес только те изречения, которые записаны евангелистами и которые неоднократно притом повторяются в четвероевангелии. Для произнесения этих речей потребовалось бы не более нескольких недель. Таким образом является необходимое предположение, что, кроме сообщенных нам и записанных евангелистами изречений, «многое и другое говорил Иисус, и если бы писать о том подробно, то и самому миру не вместить бы написанных книг».

Подробнее...

Лопухин А. П. Кризис в отрицательной школе. К вопросу об исторической достоверности книги Деяний Апостольских.

НОВЕЙШАЯ, так называемая, отрицательная критика переживает несомненно тяжёлый кризис. Ещё не далеко то время, когда критицизм бурной волной врывался в святилище самых дорогих верований христианского мира и угрожал разрушить самые основы этих верований, ниспровергая достоверность книг Св. Писания и низводя их на степень обыкновенных человеческих записей, притом позднейшего по отношению к описываемым в них событиям происхождения. Эта разрушительная работа критицизма была тем внушительнее, что производилась от имени строго-научного знания, и критики выступали во всеоружии учёности, пред которой невольно должны были в смущении отступать верующие богословы, стоявшие на почве положительного христианского миросозерцания и жившие преданиями вселенской церкви. В глазах передового критицизма они были люди отсталые и потому их песня была спета, а дело исследования св. книг должно было перейти в руки критиков, которые, стоя на высоте современного знания, порешали все вопросы о литературно-историческом значении св. книги, находя в них лишь „документы“ сомнительной важности и достоверности, с гордой самоуверенностью относили к области мифологии все те факты, которые дотоле считались непреложными и составляли самую основу верований христианского мира. 

Подробнее...