Олесницкий А. А. Слово о Псалтири.

«О девятом же часе возопи Иисус гласом велиим, глаголя: или, или, Лима Савахфани, еже есть: Боже мой, Боже мой, вскую Мя еси оставил» (Матф. 27, 46; Псал. 21, 2).

Так возопил к Богу, Отцу Своему, Агнец Божий, вземший грехи всего мира, в свой предсмертный час, среди своих крестных страданий. Он возопил, как объясняет святый Иоанн Златоуст, ветхозаветным пророчественным гласом (Беседа 88 на Матфея). Этот вопль Его был древле предуказан пророком Давидом, в одном его пророчественном псалме, том самом псалме (21-м), в котором пророчески предызображалось, как некогда беззаконные люди возстанут на Агнца Божия, «вменившагося со беззаконными, хотя греха не сотворившаго, как ископают руце Его и нозе Его, как разделят ризы Его и о одежди Его метать будут жребий» (Пс. 21, 16–19). Но так как этот псалом «пророчественнаго вопля» неразрывно связан со всеми остальными псалмами (да и другие псалмы имеют пророчества о страданиях Богочеловека), то и вся книга псалмов становится в особливую тесную связь с евангельскою историею крестной смерти Спасителя. Каждый раз, когда пред нами раскрывается страница страданий Господних, пред нашим духовным взором предносятся еще другия ветхозаветныя страницы пророческих книг, и в их числе священный свиток книги псалмов, как вещественное доказательство долженствовавшаго совершиться и совершившагося события искупления человеческаго рода.

Подробнее...

Князев А. Иуда и Фамарь.

№ 1(15) 1998

Протоиерей АЛЕКСИЙ КНЯЗЕВ

ИУДА И ФАМАРЬ

Можно смело утверждать, без всякого преувеличения, что богословская дисциплина, имеющая своим предметом изучение Священного Писания Ветхого Завета, почти всецело пребывает ныне в плену у высшей критики. Даже те труды, авторы которых до сих пор не согласились с выводами критической школы, гораздо более уделяют внимания и места опровержению этих выводов, чем подлинному раскрытию религиозного учения ветхозаветных священных книг[1]. Но те христианские ученые, которые эти выводы восприняли, окончательно ушли в изучение буквы и исторической оболочки Библии, нимало не заботясь о том Откровении, которое в ней заключено. Замечательные исследования из серии The International Critical Commentary, а также A new Commentary on Holy Scripture, изданный Ч. Гоуром (Ch. Gore), приводящие столь ценный критический и исторический материал, изучают религиозное учение лишь по поводу очень немногих мест Ветхого Завета, и тот свет, который они проливают на целые главы и отделы Священного Писания, никак не может удовлетворять христианского богослова и даже часто вызывает недоумения о некоторых отрывках и об их включении в священный текст. 

Подробнее...

Александр (Милеант). Заповеди Божии.

Содержание

 

Законы природы и нравственности

Обстоятельства возникновения Десяти Заповедей

Значение Десяти Заповедей

Первая заповедь Закона Божия

Вторая заповедь Закона Божия

Третья заповедь Закона Божия

Четвертая заповедь Закона Божия

Пятая заповедь Закона Божия

Шестая заповедь Закона Божия

Седьмая заповедь Закона Божия

Восьмая заповедь Закона Божия

Девятая заповедь Закона Божия

Десятая заповедь Закона Божия

Заключение

Подробнее...

Десницкий А. С. Отчего так мелочен Ветхий Завет.

Оглавление

• Еще до Закона

• Условия выживания

• Что за этим стоит?

 

Открывая Библию, человек ждет прежде всего великих откровений. Но если он читает Ветхий Завет, его обычно поражает обилие мелочных предписаний: ешь мясо только тех животных, у которых раздвоенные копыта и которые жуют при этом жвачку. К чему все это? Неужели Богу есть дело до того, какое мясо едят люди? А к чему эти бесконечные ритуальные подробности: как Ему приносить разные жертвы? Разве это главное в религии?

 

^ Еще до Закона

Безусловно, главное в религии Ветхого Завета вовсе не это, и в самом Ветхом Завете подобные предписания тоже стоят на достаточно скромном месте. Сначала он повествует о сотворении мира, о грехопадении человека, о Всемирном потопе, о праотцах израильского народа. Повеления, которые Господь давал этим людям, были предельно краткими. Например, в девятой главе рассказано, как Господь заключал Завет с Ноем после потопа (еще прежде Авраама и Моисея). Он долго и подробно говорил о Своих благословениях Ною и его потомкам, а что касается запретов, то их дано только два: на убийство человека и на вкушение мяса с кровью. И это все! Что нельзя убивать — с этим мы все, пожалуй, согласимся, а что касается запрета на употребление крови в пищу, то он совсем не тяжел, если это единственное налагаемое на человека ограничение. У него есть и объяснение: кровь как носитель жизни принадлежит только Богу.

Кстати, запрет есть кровь был подтвержден — единственный из всех ритуальных ограничений Ветхого Завета — и на Иерусалимском соборе апостолов (см. Деян. 15:23-29), именно потому, что восходит он еще к временам до Закона.

Подробнее...

Десницкий А. С. Типичные ошибки экзегетов.

Содержание

1. Обычные погрешности и манипуляции

2. «В оригинале употреблено слово…»

3. «В оригинале употреблена конструкция…»

4. «В Библии точно сказано…»

5. «Библейскому мировоззрению соответствует…»

6. «А на самом деле там происходило вот что…»

7. «Автор, безусловно, имеет в виду…»

8. «Вот и Библия выступает в поддержку…»

 

Экзегетический анализ, призванный точно определить значение того или иного библейского отрывка, — достаточно сложный процесс. Разными могут быть теоретические основания, методы, задачи, убеждения исследователя, наконец. Поэтому написать некоторую инструкцию для экзегетов мало реально, зато несложно указать на несколько наиболее характерных ошибок: как не надо поступать1. Поэтому в этой статье я хотел бы предложить вниманию читателей краткий обзор наиболее типичных погрешностей, а то и злоупотреблений, которые часто встречаются в экзегетических работах разного рода.

Подробнее...

Политическая деятельность царя Соломона.

Во времена великого царя Соломона израильское государство наладило политические, экономические и культурные связи с ближними и дальними державами. Благодаря мудрости царя Соломона слава Бога Израилева распространилась по всему древнему миру. И для последующих поколений Соломон стал еврейского народа воплощением мудрости. И это не удивительно. Годы его царствования были периодом высшего экономического и политического расцвета Израиля, единственным в истории страны периодом могущества, мира и процветания. Правда, в памяти поколений сохранились лишь светлые стороны правления Соломона, теневые же преданы забвению.[1]

При Соломоне, который царствовал почти сорок лет, в Палестине наступил, наконец, долгожданный мир. Молодой царь не искал новых завоеваний; он даже утратил кое-что из владений отца. Так, от Израильской империи отпала арамейская область и часть Эдома. Но это окупалось теми несомненными благами, которые приносит долгий мир. С этого времени начинается стремительный взлет культуры Израиля. Народ, еще совсем недавно перешедший к оседлости, с поразительной быстротой догоняет своих соседей. Подобные примеры хорошо известны в истории. Достаточно указать на Киевскую Русь, культурный расцвет которой наступил вскоре после эпохи полупервобытного и родового общества. Разумеется, духовный подъем Израиля в правление Соломона вышел не из пустоты. Как мы знаем, еще из пустыни были принесены семена высоких религиозных постижений и поэтического творчества. Однако войны и междоусобицы, нападения кочевников и филистимское иго мало способствовали культурному развитию в период Судей. Но даже и в это тревожное, суровое время создаются героические былины и священные гимны, записываются правовые уставы и нравственные заповеди. Когда же после побед Давида и воцарения Соломона кончилась многолетняя раздробленность и борьба с врагами, подавленные войной творческие силы народа как бы вырвались на свободу.[2]

Подробнее...

Алексий (Лавров-Платонов). Обетования и пророчества о Христе в Пятикнижии Моисеевом.

Содержание

1. Обетование о семени жены 2. Обетование, данное патриархам Аврааму, Исааку и Иакову 3. Пророчество патриарха Иакова 4. Пророчество Валаама 5. Пророчество Моисея о пророке подобном ему 

 

 

В Новом Завете неоднократно указывается на Моисея, как на Пророка, предвозвестившего пришествие Спасителя миpa. Иисус Христос, обличая неверие Иудеев, обращает внимание их на Писание, свидетельствующее о Нем: испытайте писаний, яко вы мните в них имети живот вечный, и та суть свидетельствующая о Мне (Ин. 5:39), и в особенности указывает им на Моисея, писавшего о Нем: не мните, яко Аз на вы реку ко Отцу: есть иже на вы глаголет, Moисей, наньже вы уповаете. Аще бо бысте веровали Моисееви, веровали бысте убо и Мне: о Мне бо той писа. Аще ли того писанием не веруете, како Моим глаголом веру имете (Ин. 5:45–47)? По воскресении Своем явившись двум ученикам шедшим в Еммаус, Иисус Христос начен от Moисея и от всех пророк, сказаше ими от всех писаний, яже о Нем (Лк. 24:27). Апостол Павел говорил перед царем Агриппою: помощь улучив яже от Бога, даже до дне сего стою, свидетельствуя малуже и велику, ничтоже вещая, разве яже пророцы рекоша хотящая быти, и Moиceй: яко Христос имеяше nocmpaдaти, яко первый от воскресения мертвых свет хотяше nponoведати людем (иудейским) и языком (Деян. 26:22–23). Подобно сему в Риме тот же Апостол излагал Иудеям учение о царствии Божием, уверяя их, яже о Иисусе, от закона Moисеева и пророк (Деян. 28:23). В народе иудейском была общая уверенность, что в писаниях Моисея находятся пророчества о Христе. Так Филипп говорит Нафанаилу: Егоже писа Моисей в законе, и пророцы, обретохом Иucyca, сына Иосифова, Иже от Назарета (Ин. 1:45). – Святые Отцы и учители Церкви имели глубокое убеждение в той истине, что Моисей пророчествовал о Христе, и обличали отвергавших cию истину. Так блаженный Августин на то возражение манихея Фанста, будто, исследовав писания Моисея, он не находит там никаких пророчеств о Христе, отвечает: «не находит, потому что не понимает; а не понимает, потому что читает с враждебным и противным намерением; ибо не с тем изследует, чтобы знать, но думает о себе, будто знает то, чего не знает»1.

Подробнее...

Александр (Милеант). Значение и сила крестных страданий Спасителя.

Содержание:

Тайна Креста

Агнец Божий, взявший на Себя грехи мира

Что говорил Спаситель о Своих крестных страданиях

Что говорили об этом Апостолы

Значение креста Христова в нашей жизни

Акафист страданиям Спасителя в русском переводе

 

 

 

 

 

Тайна Креста

У одного богатого человека было два сына. Старший был тихим, трудолюбивым и послушным; младший, напротив, был ленивым, легкомысленным и своенравным. Он любил убегать из дому, чтобы встречаться со всякими бродягами, и этим печалил отца.

Подробнее...

Дмитриевский А. А. Чтение евангелий на шестой и в первые три дня Страстной седмицы.

О чтении евангелий в первые три дня Страстной седмицы в нынешнем Типиконе на л. 384 (изд. Киевск. 1824 года) мы находим самые ясные и определенные указания. „И абие (т. е. после чтения Богородична третьего часа: „Богородице ты еси лоза истинная“) украшену аналогию, читаем мы в нынешнем Уставе, полагается на нем верху святое тетроевангелие, и лампады возжжены, и кадит иерей окрест аналоя, и олтарь, и Церковь всю, и братию по чину“. Известно будет, прибавляет Устав, как евангелие от Матфея все читается, подобно и от Марка, и от Луки, от Иоанна тоже читается до начала святых страстей, истинно как до „Ныне прославися Сын человеческий». Читается же так в течение трех дней, то есть в понедельник, во вторник, в среду и завершается в среду на девятом часе. Бывают также от Луки три чтения, прочие же по два. Вместе всех чтений девять и более ничего. Также это предписание Устава излагается и в греческом подлиннике (Τυπικ. edit. Tenet. 1643 л. 79 об.). Но как бы ни было ясно и точно выражено предписание Устава, который бесспорно рисует идеал церковно-богослужебных порядков, церковной практики, мысль человека немощного и слабого, при множестве разного рода внешних чисто физических условий, ищет и в такого рода строгих и категорически выраженных предписаниях Устава снисхождения и оправдания своей немощи телесной. Так было прежде, так и продолжается до сего дня. 

Подробнее...

Горский А. О древних словах на святую Четыредесятницу.

Содержание

В неделю первую поста поучение Иоанна Златоустого о посте Неделя вторая поста. Сказание святого Иоанна Златоустого, Перевод I. Поучение в первую неделю поста, о посте II. Поучение во вторую неделю поста, о святом посте. 

 

В древних наших рукописях находим ряд поучении на воскресные дни великой четыредесятницы, со включением и недель, ей предшествующих, начиная с седмицы о мытаре и Фарисее. Некоторые из сих поучений имеют очевидную связь между собою. После поучения на первую седмицу четыредесятницы о посте, проповедник в начале слова на вторую неделю говорит: «придите, – да мало и еще нечто изреку вам о сем святом посте». Слово на четвертую неделю он начинает так: «придите ныне, церковная чада, да обычное поучение створю о алчбе, и о молитве, и о милостыне к вашему собранию».

Такой ряд слов представляют нам две рукописи Троицкой Сергиевой Лавры, по письму относящиеся к XIV столетию: Златая чепь и Соборник № 10, обе писанные на пергамене.

В первом списке некоторые поучения приписываются святому Иоанну Златоусту, именно слова на неделю мясопустную и на 1, 2 и 5-ю недели поста, а слово на неделю цветоносную приписывается Антиоху иерусалимскому. Во втором же списке все слова присваиваются св. Иоанну Златоусту, кроме последнего на неделю цветоносную, которое в надписании имеет имя «Кирила мниха», и действительно принадлежит Кириллу Туровскому.

Подробнее...