Беляев А. Д. Сколько времени продолжится царствование антихриста.

Мы показали, что в библейских изречениях о мерзости запустения заключаются предсказания об антихристе. В частности, в них есть указания на время явления его и срок его царствования, на характер его личности и его деятельности и на результаты последней, и в особенности на отношении его к религии. Может показаться, что мы в своем труде уделили уже слишком много места разъяснению смысла и значения этих изречений, особенно того из них, которое находится в пророчестве о седьминах; но мы вынуждены были к тому достаточными причинами. Эти изречения кратки по букве, но глубоки и широки по мысли. Заключающиеся в них учение выражено слишком сжато и прикровенно. Толкования их многочисленны и крайне разнообразны; трудно изъяснить эти таинственные изречения и не легко увериться самому и убедить других в правильности своего изъяснения; для основательности и без пристрастия толкования требовались изучение и оценка толкований, сделанных другими богословами. Так как из древних и из новых толкователей только немногие находят в изречениях о мерзости запустения предсказания и об антихристе, то нужно было пространно разъяснять и доказывать, что в них действительно содержится учение и об антихристе. Так как, притом, это учение дано в них прикровенно, то пришлось доходить до него длинными, окольными путями, раскрывать его, например, через подробное изъяснение контекста речи, или через сопоставление с другими, более ясными, местами Писания, ссылаться на авторитетным мнения одних толкователей и опровергать несогласных с ними мнения других богословов. С другой стороны несомненно, что в тех же изречениях находятся указания на события и эпохи, далеко отстоящие от антихриста по времени и только имеющие с его эпохою некоторое сходство по характеру. Поэтому приходилось отмечать и разъяснять указания и на эти эпохи и события, – разумеем гонение Антиохово, отвержение и умерщвление Христа и следовавшие затем открытие нового завета и прекращение ветхого, опустошение Иерусалима, осквернение и разрушение храма, падение Иудеи и рассеяние Иудеев. Тем более нужно было говорить об этих событиях, иногда и не кратко, что очень многие богословы, начиная с некоторых отцов Церкви и кончая многими новейшими толкователями, в изречениях о мерзости запустения находили указания только на какое либо одно из этих событий и не поставляли их в какое либо отношение к эпохе антихриста, или и прямо отрицали таковое отношение. Особенно пространно вышло толкование того изречения о мерзости запустения, которое находится в пророчестве о седьминах. Это по той причине, что оно тесно связано целым пророчеством о седьминах и поэтому для ясности и убедительности необходимо было дать толкование всего пророчества. А кто хотя поверхностно знаком с литературой толкования этого пророчества, тот знает, сколько трудных и сложных вопросов входит, так сказать, в программу изъяснения его. Достаточно напомнить, какую сложную задачу представляет разсчисление седьмин, и как труден и сложен связанный с этою задачей вопрос о годе рождения Иисуса Христа.

Подробнее...

Беляев А. Д. Седьмины Данииловы.

Часть первая

В книге пророка Даниила изречение о мерзости запустения, кроме Дан.11 и Дан.12, находится еще в Дан. 9:12, и было сообщено Даниилу Архангелом Гавриилом в другом видении, бывшем раньше видения, изложенного в Дан.11 и Дан.12. книги. Относится ли к антихристу и это изречение о мерзости запустения?

Мимоходом мы уже ссылались на мнения двух знаменитых отцов Церкви Иринея Лионского и Ипполита Римского, которые изречение о мерзости запустения в 9-й главе книги Даниила прямо и решительно относили к антихристу; но этот вопрос требует нарочитого рассмотрения. Изречение о мерзости запустения в 9-й главе книги Даниила имеет особенную важность и должно быть подробно рассмотрено потому, что оно находится в пророчестве о семидесяти седьминах, содержащемся в Дан. 9:24–27. Есть множество разнообразных изъяснений этого пророчества, и взгляды на значение его очень различны. Уже то одно, что существует чуть не сотня отличных друг от друга истолкований его, свидетельствует как о важности его, так и о трудности открыть его истинный и полный смысл. Это пророчество изложено языком сжатым; в одних и тех же словах его можно находить разные смыслы; переводы его значительно разнятся между собою. При краткости это пророчество необычайно содержательно, что, в свою очередь, усложняет труд толкователя; в нем указывается очень много событий, но события именно, только указываются: никаких разъяснений не дается; отсюда возникают недоумения относительно того, какие, собственно, события в нем предсказаны. Затруднительность толкования увеличивается еще от того, что нельзя решить с несомненностью, все ли слова пророчества имеют буквальный смысл, или некоторые имеют и символическое значение, и какие эти слова, и какое их значение. Важность пророчества равняется таинственности его и трудности его изъяснения. Довольно сказать, что в нем – по мнению всех толкователей – предуказаны важнейшие события истории народа Божия за последний период ее, по мнению большинства, оно, кроме того, есть пророчество мессианское, и в нем предсказаны как события конца ветхозаветной истории Еврейского народа, так и несравненно важнейшие события земной жизни Искупителя и начального времени истории христианской Церкви, наконец, по мнению некоторых, оно заключает еще в себе предсказания о последних судьбах мира.

Подробнее...

Беляев А. Д. Два периода отступления от веры в Бога перед явлением антихриста.

В Посланиях Апостолов Павла и Петра изображается в общих чертах умственное, нравственное и религиозное состояние человечества в последние времена, дается общая характеристика этих времен. Но эта характеристика охватывает не все стороны жизни тогдашнего человечества. Напр., на основании слов Апостола Павла (2Тим. 3:1–8), что люди в последние дни будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям не покорны, … недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержные, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны и т.п., хотя и можно делать вывод, что в последние времена международные отношения придут в большое расстройство, и война сделается обыкновенным делом людей, однако прямо об этом у Апостола не говорится; об этом можно только догадываться. Не говорится прямо в посланиях Апостольских и о других страшных бедствиях, которые будут поражать человечество в последние времена. Кроме того оценка умственного, нравственного и религиозного состояния людей у Апостола Павла ко всему протяжению последних времен, и потому-то это состояние отображено в общих чертах. Но последние временя будут продолжатся не несколько лет, а, по-видимому, очень долго, и состояние людей в течении их будет подвергаться значительным переменам. Быстрее и сильнее, чем когда бы то ни было, будут изменяться в последние времена международные отношения. 

Подробнее...

Аверкий (Таушев). Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие.

Содержание:

 

 

 

Пришествие в мир и отрочество Господа Иисуса Христа

 

Предисловие Евангелия: Его достоверность и цель./ Предвечное рождение и воплощение Сына Божия./ Зачатие Предтечи Христова Иоанна./ Благовещение Пресвятой Девы Марии./Свидание Пресвятой Девы Марии с Елисаветой./ Рождество Святого Иоанна Крестителя./Родословие Господа Иисуса Христа по плоти./ Рождество Христово./ Откровение обручнику Иосифу тайны Воплощения./ Обстоятельства времени Рождества Христова./ Обрезание и Сретение Господне./ Поклонение волхвов./ Бегство в Египет и избиение младенцев./Отрочество Иисуса Христа.

 

Общественное служение Спасителя

 

Иоанн Креститель и его свидетельство о Господе Иисусе Христе./ Крещение Господа Иисуса Христа./ Сорокадневный пост и искушение от дьявола./ Первые ученики Христовы./ Первое чудо на браке в Кане Галилейской./

Подробнее...

Аверкий (Таушев). Деяния святых апостолов.

Книга Деяний Святых Апостолов.

Комментарии Архиепископа Аверкия

 

Оглавление:

Часть первая.

Церковь Христова из иудеев (главы 1-12).

Глава первая.

Предисловие к книге Деяний (1:1-3). Наставления Господа и Вознесение Его (1:4-12). Избрание Матфея (1:13-26).

Глава вторая.

Сошествие Святого Духа (2:1-13). Речь Апостола Петра (2:14 - 42). Первая христианская община (2:42-47).

Глава третья.

Исцеление хромого от рождения (3:1-11). Речь Апостола Петра по поводу исцеления хромого (3:12-26).

Глава четвертая.

Заключение Апостолов Петра и Иоанна в темницу (4:1-4). Допрос Апостолов в синедрионе (4:5-22). Молитва Апостолов и ниспослание Святого Духа (4:21-31). Взаимная любовь среди христиан (4:32-37).

Глава пятая.

История Анании и Сапфиры (5:1-11). Новое гонение на Апостолов (5:12-42).

Подробнее...

Аверинцев С. Шестопсалмие.

 (Пc 3):

 

Гоcподи, как умножилиcь теcнящие меня!

Многие воccтают на меня,

многие глаголют к душе моей:

"Нет в Боге cпаcения для него".

Но Ты, Гоcподи, -- защита моя,

Ты -- cлава моя, Ты возноcишь главу мою.

Глаcом моим воззвал я ко Гоcподу,

и уcлышал Он меня cо cвятой гоpы Cвоей.

Я уcнул, и cпал, и воccтал,

ибо Гоcподь защищает меня.

Не уcтpашуcь множеcтв людей,

отовcюду обcтупившиx меня.

Воccтань, Гоcподи! Cпаcи меня, Боже мой!

Ты поpажаешь вcеx cупоcтатов моиx,

cокpушаешь зубы гpешников.

От Гоcпода -- cпаcение,

и на людяx Твоиx -- благоcловение Твоё.

Я уcнул, и cпал, и воccтал,

ибо Гоcподь защищает меня.

Подробнее...

Аверинцев С. С. Тема чудес в Евангелиях чудо как деяние и чудотворчество как занятие.

А ввечеру, когда зашло солнце,

к Нему стали приносить всех больных

и одержимых, и весь город собрался у дверей.

И Он исцелил многих больных,

страдавших разнообразными недугами.

Мк. 1:32-34

 

Не надо думать, будто во времена, предшествовавшие новоевропейскому рационализму, тема чудотворства была безопасной. Она могла быть прямо-таки скандальной. Без определенных презумпции, даваемых верой и вероучением, сюжет чудотворства вызывает неизбежные ассоциации с действиями и притязаниями мага — самозваного или, еще того тревожнее, настоящего. Что можно сказать по этому вопросу специально о времени и месте, в которые происходило становление христианской литературы? Если скептический при всем своем легковерии адепт греко-римской культуры склонен в то время был относиться к тривиализованному в его ежедневном опыте амплуа отовсюду подступавших чудотворцев-целителей с непочтительным любопытством, легко переходившим в досадливое недоверие (как наш современник — к «хилеру», к мастеру «парапсихологических» знаний), то набожный иудей чурался опасности магии, прямо нарушающей запрет Торы: «Нет волшебства в Иакове и нет ворожбы в Израиле!» (Чис. 23:23); «К волшебникам не ходите» (Лев. 19:31). Широкое хождение имела греческая лексема уоцхеСа, означавшая как раз волшебство или ворожбу — с чрезвычайно негативными коннотациями. Недаром ранним христианам пришлось больше всего защищать своего Учителя именно от обвинения в γοηεια, о чем ниже.

Подробнее...

Аверинцев С. С. Стихи о Рождестве.

Я не решусь утверждать, что Владимир Соловьев, живший в эпоху глубокого упадка русской поэзии, когда возможности классической парадигмы уже были исчерпаны, а новые возможности еще не были открыты, был победителем именно как поэт, умеющий, до конца наложить свою волю на материал стиха. Но в истории духовной культуры человечества есть художники, которые были значительнее самих себя и видели больше, чем могли до конца воплотить. История мировой живописи может в самом крайнем случае обойтись, скажем, без немецких романтиков Филиппа Отто Рунге и Каспара Давида Фридриха, без библейских этюдов нашего Александра Иванова; история духа, Geistesgeschichte, как говорят немцы, — не может, и в ее контексте они значат едва ли не больше, чем сочные игры иных виртуозов кисти. Впрочем, слава Богу, жизнь духа и сферу литературного творчества невозможно до конца отделить друг от друга; а потому чрезвычайно нетривиальная мысль Владимира Соловьева врывалась в навязанную ему эпохой банализованпую поэтику, хотя бы отчасти выводя ее за пределы самой себя, возвышая над самой собой.

Стихотворение «Имману-Эль», написанное весной, в пору совсем не рождественскую, и по содержанию не похоже на рождественские стихи в привычном значении слова. Это скорее размышление над тайной мессианского имени «Имману-Эль» (в традиционной церковнославянско-русской передаче «Еммануил»). У пророка Исайи (7:14) сказано:

 

«Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил».

Подробнее...

Аверинцев С. С. Премудрость в Ветхом Завете.

Библейское мировоззрение вообще, в особенности же миро­воззрение писцов, этих профессиональных служителей и как бы при­ближенных домочадцев Премудрости, создавших так называемую сапиенциальную литературу, каноническую (Иов, некоторые псал­мы, особенно Екклесиаст и Притчи) и девтероканоиическую (Кн. Иисуса, сына Сирахова, Премудрость Соломона), — мировоззрение это обнаруживает одну важную, бросающуюся в глаза и подлежа­щую постоянному учету особенность. Оно систематически рассмат­ривает ценности, которые мы назвали бы интеллектуальными, как нечто несравнимо большее. Тонкость ума, имея своим началом и кор­нем «страх Божий» (Прит. 1:7; 9:10, ср. 15:33 и сл., также Иов 28:28 и проч.), представляет собой прежде всего иного особую чуткость к постижению воли Божьей и особую способность к се исполнению. Самый прозаичный здравый смысл, ограждающий человека от глу­постей и безумств в каждодневной жизни, имеет высшей задачей оградить от греха. Премудрость проявляется в точном следовании Торе и на шкале ценностей почти совпадает с Торой. «Вот, - обра­щается Моисей к народу, - я научил вас постановлениям и законам, как повелел мне Господь, Бог мой. (...) Итак, храните и исполняйте их; ибо в этом мудрость ваша и разум ваш перед глазами народов, которые, услышав о всех сих постановлениях, скажут: "только этот великий народ есть народ мудрый и разумный"» (Втор. 4:5-6). Та же мысль неоднократно звучит в псалме 118/119:

Подробнее...

Аверинцев С. С. Нагорная проповедь.

"Альфа и Омега", вып.2. 1994 г.

(Мф 5-7)

(4:25                И шли за  Hим  многолюдные  толпы  из  Галилеи,  и

Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и края за 5:1 Иорданом.)/ И Он, увидев эти толпы, поднялся на гору;

2 и когда Он сел, подошли к Hему Его ученики./ И Он, отверзши уста Свои, начал учить их так:

3               "Блаженны нищие по велению духа,

ибо их есть Царствие Hебесное.

4               Блаженны cкорбящие,

ибо будут они утешены.

5               Блаженны кроткие,

ибо  примут они в наследие землю.

6               Блаженны алчущие и жаждущие правды,

ибо будут они насыщены.

7               Блаженны милосердные,

ибо будут они помилованы.

8               Блаженны те, чьи сердца чисты,

ибо  увидят они Бога.

Подробнее...