Рождественский А. Советы для властителей в книге Иисуса сына Сирахова.

К тому времени, когда жил и писал свою книгу премудрый Иисус, сын Сирахов, народ еврейский пережил множество превратностей судьбы, и лучшие люди его могли накопить большой запас исторических наблюдений. Они видели, как благоденствовал народ еврейский при своих благочестивых царях и какие несчастия постигли его тогда, когда цари его, и сам народ вслед за ними, изменили своему Богу, впали в нечестие и гордость. Падение царства израильского и иудейского, разрушение Иерусалима и храма и тяжкий плен вавилонский были заслуженным наказанием народа еврейского за его нечестие. Мало того, выселенные из родной страны и рассеянные среди других народов, действовавших тогда на арене всемирной истории, лучшие люди избранного народа Божия, руководимые своими пророками, ясно видели, как сменялись в борьбе за преобладание одно царство за другим, и могли проникать в те причины, которые вызывали падение недавно еще могущественных царств. Одною из таких причин была нечеловеческая гордость правителей, в упоении всемирных завоеваний позабывших о том, что и над ними есть Владыка небесный. Вспомним о Навуходоносора и других царях вавилонских (Дан. 4, 27, Ис. 14,13–14, Иep. 50, 31–32). Вот почему сын Сирахов, говоря о качествах мудрого правителя, особенно предостерегает его против гордости, указывая и на судьбу царств, доведенных до падения гордостью правителей, и на ничтожность человека, после смерти достающегося в удел червям и насекомым. «Не подобает человеку гордость», говорит премудрый, «и рожденному женою – необузданный гнев», как проявление гордости, нетерпимости к чужим слабостям.

Подробнее...

Карташёв А. В. Толкование 67 псалма.

Псалтирь, заполняющая своими речениями наше богослужение, кажется и общеизвестной и общепонятной. Но это далеко не характерно для всех текстов ее. Уже читатели кафизм знают, как много в псалмах мест полупонятных и совсем непонятных. Лишь научно-богословское чтение псалтири открывает глаза на множество неодолимых трудностей в текстах псалмов, к тому же расходящихся в двух основных изводах – еврейском и греческом.

Есть острая потребность иметь на русском языке свежее пособие к толковому чтению псалтири. Прежние русские пособия (Eп. Палладия, X. Орды и Гавриловского в «Толк. Библии»), помимо их ненаходимости, надо признать и крайне устарелыми. Новейшая филологическая экзегетика уполномочивает нас дать любознательному читателю гораздо более солидную помощь в разгадке особенно темной буквы псалмов. Для примера, берем 67-ой псалом, прославленный своей непонятностью.

Читатель должен иметь пред собой и русский текст (соответствующий оригиналу еврейскому) и церковно-славянский (соответствующий своему оригиналу греческому).

Подробнее...

Митрополит Вениамин (Федченков). Письма о двунадесятых праздниках. Обрезание Господне – день Закона Божия.

Митрополит Вениамин (Федченков) объясняет смысл праздника Обрезания Господня, а также причины того, почему этот день не стал торжеством, подобным Рождеству или Пасхе.

Подробнее...

Десницкий А. С. Сорок вопросов о Библии.

Содержание

От автора

1. Почему Библии бывают разными? Откуда взялась Библия? Библия – это канон Библия – это перевод Библия – это интерпретация текста 2. Что такое богодухновенность? Бог и человек – соавторы Как это получилось? Авторство, авторитет, непогрешимость 3. Что такое библейский канон? Канон – это образец Чужие книги Что же читать в Церкви? Есть ли граница между Писанием и Преданием? 4. Как соотносятся Писание и Предание? А что есть Предание? Писание в центре Предания Предание как понимание 5. Что такое апокрифы? Книги на границе Библии Ветхозаветные апокрифы «Иное благовестие» Сразу после Библии 6. Зачем христианину Ветхий Завет? Сдаем пол-Библии в музей? Ступени в небо Закон как детоводитель Мы выросли из Ветхого Завета? Будьте святы! 7. Откуда в Библии разночтения? А дошел ли до нас оригинал? Копии с копий Септуагинта и Масоретский текст Новозаветные вариации Разные взгляды на единый Лик 8. Противоречит ли Библия современной науке? Наука и чудо Язык описания и мировоззрение А как это было на самом деле? 9. Достоверна ли Библия как исторический источник? Объективность источника? Археология как критерий подлинности? Пробелы и несовпадения Проблема чисел 10. Так говорит Библия – или ее толкователь? «Ты читай, что написано!» Многозначность пророчеств Наука или традиция? «Сообразуясь с духом века сего» 11. Как распознать неверное толкование? Манипуляции текстом «В оригинале употреблено слово…» «Библейскому мировоззрению соответствует…» «А на самом деле там происходило вот что…» «Вот и Библия выступает в поддержку…» 

Подробнее...

Рождество Господа Иисуса Христа в проповедях митрополита Антония Сурожского.

В Священном Писании Ветхого и Нового Завета рождение представляется как дар Божий. Это подчеркивается сказаниями о детях, рожденных от бесплодных или престарелых родителей (например, Исаак, Самуил, Иоанн Креститель). Провиденциально чудесный характер рождения достигает высшей точки в тайне Рождества Христова. Оно является началом нового мира, новым творческим актом, который совершается под воздействием Духа Божьего. Одним из центральных событий Евангельской истории митрополит Антоний рассматривает воплощение Сына Божьего. Рождество Христово, Воплощение Господне – это день, когда мир человеческий посетил Бог видимо, слышимо, осязаемо, вещественно. Это событие рассматривается как кульминационный момент человеческой истории, истории Божьего спасения, дарованного людям, через восприятие Сыном Божьим человеческого существования: «…это событие, которое пребывает с нами, потому что через него Бог вошел в человеческую судьбу, соединил Себя с материальным строем тварного мира, и с того времени Бог стал сродни миру так, как раньше Он не был». Христос подвергается всем ограничениям состояния тварности: «Он вступает в изуродованный мир, куда человеческий грех внес злобу, жадность, страдание, страх, ненависть и, в конечном итоге, смерть. Смерть говорит нам о том, что этот мир – не полностью, но в значительной мере – порабощен Сатане (Евр. 2:14), противнику Божию. Священное Писание нам говорит, что дьявол – первый убийца, еще до Каина, он – тот, который внес смерть как самое предельное приближение к небытию (Ин. 8:44). И поскольку смерть властвует, царствует на земле, наша земля, преданная человеческим грехом во власть сатаны, стонет под этой властью. И Христос в этот мир, который под властью врага, вступает как младенец, вступает со всей беззащитностью новорожденного младенца, со всей уязвимостью, со всем бессилием».[1] Схожая мысль в отношении восприятия человеческой природы Христом изложена в толкованиях на Четвероевангелия преподобного Ефрема Сирина: Господь принял ту природу, которая вследствие грехопадения, потеряла здравость, чтобы вернуть человеку то, что он потерял и не мог вернуть своими усилиями.[2]

Подробнее...

Горский А. Образование канона священных книг Нового Завета.

Необыкновенные, сверхъестественные события, сопровождавшие явление Сына Божия на земле, скоро сделались известными миру иудейскому и языческому при посредстве проповеди Евангельской, которая возложена была самим Господом Иисусом Христом на избранных Его учеников. Желание иметь более точные и удостоверительные сведения об этих событиях вызвало многих к письменному их засвидетельствованию и изложению учения Христа Спасителя. Св. Евангелист Лука говорит, что когда он приступил к написанию своего Евангелия, тогда уже многие начали составлять повествование о событиях, совершенно известных между верующими во Иисуса Христа, и что сам он принял на себя этот труд с той целью, чтобы доставить своему возлюбленному Феофилу твердое основание того учения, в котором он был наставлен (Лук. 1:1–4). Появлением многих повествований об одних и тех же событиях доказывается усиленная потребность в письменных памятниках этого рода, и вместе значительное распространение списков этих повествований.

Подробнее...

Беляев А. Д. Седьмины Данииловы.

Часть первая

В книге пророка Даниила изречение о мерзости запустения, кроме Дан.11 и Дан.12, находится еще в Дан. 9:12, и было сообщено Даниилу Архангелом Гавриилом в другом видении, бывшем раньше видения, изложенного в Дан.11 и Дан.12. книги. Относится ли к антихристу и это изречение о мерзости запустения?

Мимоходом мы уже ссылались на мнения двух знаменитых отцов Церкви Иринея Лионского и Ипполита Римского, которые изречение о мерзости запустения в 9-й главе книги Даниила прямо и решительно относили к антихристу; но этот вопрос требует нарочитого рассмотрения. Изречение о мерзости запустения в 9-й главе книги Даниила имеет особенную важность и должно быть подробно рассмотрено потому, что оно находится в пророчестве о семидесяти седьминах, содержащемся в Дан. 9:24–27. Есть множество разнообразных изъяснений этого пророчества, и взгляды на значение его очень различны. Уже то одно, что существует чуть не сотня отличных друг от друга истолкований его, свидетельствует как о важности его, так и о трудности открыть его истинный и полный смысл. Это пророчество изложено языком сжатым; в одних и тех же словах его можно находить разные смыслы; переводы его значительно разнятся между собою. При краткости это пророчество необычайно содержательно, что, в свою очередь, усложняет труд толкователя; в нем указывается очень много событий, но события именно, только указываются: никаких разъяснений не дается; отсюда возникают недоумения относительно того, какие, собственно, события в нем предсказаны. Затруднительность толкования увеличивается еще от того, что нельзя решить с несомненностью, все ли слова пророчества имеют буквальный смысл, или некоторые имеют и символическое значение, и какие эти слова, и какое их значение. Важность пророчества равняется таинственности его и трудности его изъяснения. Довольно сказать, что в нем – по мнению всех толкователей – предуказаны важнейшие события истории народа Божия за последний период ее, по мнению большинства, оно, кроме того, есть пророчество мессианское, и в нем предсказаны как события конца ветхозаветной истории Еврейского народа, так и несравненно важнейшие события земной жизни Искупителя и начального времени истории христианской Церкви, наконец, по мнению некоторых, оно заключает еще в себе предсказания о последних судьбах мира.

Подробнее...

Десницкий А. С. Введение в библейскую экзегетику.

Содержание

Предисловие

От автора

Глава 1. Предмет библейской экзегетики 1.1. Что означает этот текст? 1.1.1. Так что же написано в Библии? 1.1.2. Экзегеза и эйсегеза 1.1.3. Кто и как определяет значение? 1.2. Герменевтические предпосылки экзегетики 1.2.1. Как возникает понимание? 1.2.2. Значение – для кого и для чего? 1.2.3. Герменевтический круг или спираль? 1.3. Христианские предпосылки экзегетики 1.3.1. Что означает Богодухновенность? 1.3.2. Авторство и авторитет 1.3.3. Библия как священная история 1.3.4. Экзегетика и богословие: что раньше? Глава 2. История и методология экзегетики 2.1. Библия истолковывает Библию 2.1.1. Синхронический подход 2.1.2. Диахронический подход 2.2. Традиционная экзегеза 2.2.1. Библия и не-Библия 2.2.2. Основные черты традиционной иудейской экзегезы 2.2.3. Основные черты раннехристианской экзегезы 2.2.4. Множественность смыслов Писания 2.2.5. Символические толкования: аллегория и типология 2.3. «Библейская критика» и ее наследство 2.3.1. Возникновение «библейской критики» 2.3.1.1. Ренессанс и реформация 2.3.1.2. Наука нового времени 2.3.2. Наследство «библейской критики» 2.3.2.1. Текстология 2.3.2.2. Исторический анализ 2.3.2.3. Анализ источников 2.3.2.4. Анализ традиций 2.3.2.5. Анализ форм 2.3.2.6. Анализ редакций 2.4. Современная библеистика 2.4.1. Герменевтика после критики 2.4.1.1. Критика критики 2.4.1.1. Миф и демифологизация 2.4.1.3. Новая герменевтика 2.4.2. Библейская филология 2.4.2.1. Лингвистика, семантика, экзегетика 

Подробнее...

Беляков К. В. Формирование христианского канона и апокрифической литературы в 1-ой половине 1-го тысячелетия нашей эры.

Введение

 

1-ая половина 1-го тысячелетия н.э. - время по своему уникальное. На исторической арене разворачивались два диалектически связанных процесса: завершалась одна и рождалась, вызревала новая эпоха существования цивилизаций. Это было время складывания христианства - одной из трех мировых религий.

Стержнем христианского учения (вне зависимости от конфессии) является канон ветхозаветный и новозаветный, или Библия, или Святое Писание - "собрание книг, признаваемых христианской Церковью боговдохновенными, т.е. написанными святыми мужами по внушению и при содействии Духа Божия"1. Слово "канон" по буквальному смыслу означает прямую палку, служащую для опоры, либо для проведения прямой линии, а в переносном- норму для руководства к действию, правило жизни2.

Но всегда ли состав канона (список, перечень входящих в него документов) был одинаков? Ответить придется отрицательно. То, что мы имеем на данный момент есть результат длительного и сложного процесса формирования. Выявить и осветить основные этапа данного процесса - есть основная задача этой работы.

Забегая вперед скажем, что заимствуя терминологию из области производства параллельно "основному продукты" канону шло образование обильного "побочного продукта" - апокрифической литературы.

Подробнее...

Садов А. И. Знаменательные числа.

Не только в России, нo, как оказывается, и на западе некоторым чувствуется не по себе, хотя свое смущение они и пытаются скрыть, если им придется сидеть за столом, где число гостей 13; они не проч, а иногда даже стараются, избежать этой перспективы. Судьба 13-го апостола Иуды Искариотского, когда-то вероятно послужившая первою причиною такой опасливости, теперь, конечно, не приходит на мысль никому, кто и сам не хочет быть 13-м, и никого другого не желает ставить в по¬ложение 13-го; но некоторая, иногда неясная, тревога и даже боязнь пред 13-ью, как числом, предвещающим и даже причиняющим зло, следовательно, роковым в полном смысле этого слова, составляет явленье нередкое. Что же удивительного, если древние в подобного рода истолковании чисел шли еще дальше, чем люди нового времени, создав целую систему знаменательных чисел? Такой образ действий находился в полном соответствии с их общим взглядом на бытие мира и жизнь человечества. Проникнутые – в большинстве – глубоко религиозным настроением, древние всюду видели действия и предуказания Высшей Силы; по свойству же своих представлений об этой Силе, они особо склонны были ставить ее обнаружения в связь со всем тем, что теперь носит название примет или что называется вещим и знаменательным. Особое значение чисел, в сущности, относится к тому же классу явлений, к которому принадлежат и все вообще божественные (т. е. считавшиеся божественными) предуказания, подлежавшие уяснению средствами дивинаци, столь развитой в древнее время.

Подробнее...