Лопухин А. П. Библейская история Ветхого Завета.

Оглавление

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА. О СВЯТОЙ БИБЛИИ

ПЕРИОД ПЕРВЫЙ (От сотворения мира до потопа)

ПЕРИОД ВТОРОЙ  (От потопа до Авраама)

ПЕРИОД ТРЕТИЙ (От избрания Авраама до смерти Иосифа и заключения патриархальной эпохи)

ПЕРИОД ЧЕТВЕРТЫЙ  (От смерти Иосифа до смерти Моисея)

Продолжение

ПЕРИОД ПЯТЫЙ (От завоевания земли обетованной до учреждения царской власти.)

Продолжение

ПЕРИОД ШЕСТОЙ (От помазания царя до разделения царства еврейского.)

Продолжение

ПЕРИОД СЕДЬМОЙ (От разделения царства до разрушения храма Соломонова вавилонянами.)

Продолжение

ПЕРИОД ВОСЬМОЙ (Времена вавилонского плен)

ПЕРИОД ДЕВЯТЫЙ. (Состояние ветхозаветной церкви от Ездры до Рождества Христова.)

ПРИМЕЧАНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

А.П.Лопухин. Библейская история Ветхого Завета

Подробнее...

Глаголев А. Купина неопалимая.

Очерк библейско-экзегетический и церковно-археологический

Чтение, предложенное в заседании Церковно-Историческаго и Археологическаго Общества при Императорской Киевской Духовной Академии 27 ноября 1913 года.

Ветхозаветное домостроительство спасения рода человеческаго, многократно и многообразно (Евр. 1, 1) подготовлявшее или детоводившее людей ко Христу (Гал. 3, 24), включало в систему этого подготовления, между прочим, многочисленные прообразы, которые, при всей своей исторической реальности, при свете Новаго Завета, оказываются имевшими лишь тень будущих благ, а не самый образ вещей (Евр. 10, 1). Одним из таких прообразов является виденная ветхозаветным законоположником и великим пророком Моисеем купина1, горевшая в огне, но не сгаравшая. В ряду других многочисленных ветхозаветных прообразов «Неопалимая Купина» выделяется особенною близостью христианскому сознанию и христианскому сердцу в силу прообразовательнаго отношения этого образа к таинству воплощения Сына Божия и к лицу Богоматери, неусыпной Заступницы рода христианскаго. 

Подробнее...

Бухарев А. М. Св. пророк Даниил очерк его века, пророческого служения и священной книги.

Содержание

Особенные духовные свойства Даниила и внешние обстоятельства его жизни Содержание книги пр. Даниила I. Дела и откровения Божии, простирающиеся через Израиля и на язычников II. Откровения, данные собственно для Иудеев Характер книги Св. Пророка Даниила Руководственное значение книги 

 

Служение св. Пророка Даниила простирается чрез все продолжение Вавилонского плена; в его книге есть откровения, данные ему с одной стороны еще в первых годах царствования Навуходоносора, а с другой уже на третьем году владычества Кирова. Обстоятельства этого времени весьма важны в истории не только Евреев, но и всего рода человеческого. Это было не просто эпоха очистительного наказания иудеев пленом, но такое многознаменательное время, когда Ветхозаветная церковь была потрясена во всем составе своем и на время водворилась пленницею среди чуждого его мира языческого. Следовательно, нужно обратить внимание на современное Пророку состояние всего рода человеческого.

Подробнее...

Петровский А. Молитва IX гл. кн. пр. Даниила.

История ветхозаветного пророчества знает неоднократные случаи собщения откровения в ответ на молитву пророка (Иер. 32:16–26Авв. 1; 2:1–2). В подобном соотношении стоят молитва IX гл. пр. пр. Даниила и откровение о 70-ти седминах. Как тесно связанные, они датируются одним и тем же временем, – первым годом царствования Дария, сына Ассуирова, из рода мидийского (Дан. 9:1). По отношению к молитве естественность подобной даты указана в словах 2–3 ст. 9 гл.: «в первый год царствования его (Дария), я, Даниил, сообразил по книгам число лет, о котором было слово Господне к Иеремии пророку, что семьдесят лет исполнятся над опустошением Иерусалима. И обратил я лице мое к Господу Богу с молитвою и молением».

Падение Вавилона, завоеванного мидянами и персами, последовавшее затем воцарение Дрия Мидянина (Дан. 5:30–31) говорило пророку о скором окончании плена (Ис. 13;14:2) и вызывало с его стороны молитву к Богу «воззреть светлым лицем на опустошенное святилище» (Дан. 9:17), не отменять из-за неправд народа обетования о восстановлении Иерусалима.

Подробнее...

Олесницкий А. А. О древнем Имени Божием.

Вопрос о древнем имени Божием, состоящем из четырех букв יהוה‎ и потому называемом τετραγράμμα, в нашей экзегетической литературе остается неразработанным доселе, даже почти нетронутым. Решение его только отчасти дано в „Чтениях в обществе любителей духовного просвещения“ за 1878 год, кн. IV, стр. 525–534 в небольшой статье под заглавием: «Значение имен Божиих „Иегова“ и „Елогим“ и их употребление в кн. Бытия», направленной к опровержению мнения отрицательной критики о неподлинности Пятикнижия Моисеева. Между тем на западе вопрос этот разрабатывался и прежде, решают его и теперь как протестантские, преимущественно отрицательные, критики, так и римско-католические богословы, но к соглашению еще не пришли. Из сочинений современных протестантских богословов можно указать на сочинение Нестле „Die Israelitischen Eigennamen nach ihren religions – gеschiclitlichen Bedeutung” (II, יהוה‎ стр. 60–101) и Баудиссина „Studien zur Semitischen Religions-geschichte” (I, 3. Происхождение имени Ιαω, стр. 180–254). В сочинениях отрицательных критиков отвергается подлинность Пятикнижия вопреки ясному свидетельству пророков, Христа Спасителя и апостолов и вопреки свидетельству предания, и доказывается, что Пятикнижие настоящий свой вид получило лишь около времени плена Вавилонского, или, как думает Реус, даже позже этого времени; что вера в Единого Бога – Иегову началась в народе еврейском только с VII в. до Рождества Христова, так как из пророческих писаний VIII в. монотеизм будто бы еще не был известен. В опровержение таких мыслей протестантов появилась недавно прекрасная статья в „Theologishe Quartalschrift” за настоящий год, кн. II, стр. 202–240.

Подробнее...

Олесницкий А. А. Мегалитические памятники Святой Земли.

Вопрос о так называемых мегалитических памятниках не новый. Им создана уже довольно большая литература исследований, особенно журнальных статей; без упоминания о мегалитах не обходится ни один ученый труд, посвященный истории человеческой культуры. Давно уже, еще со времени издания путешествия по Святой Земле Ирби и Мэнглеса (1823), было известно и то, что такие памятники есть в восточной части Палестины, за рекой Иорданом. Но все, что доселе знали о них, состояло лишь в нескольких беглых замечаниях, сделанных торопливыми путешественниками и недостаточных для вывода каких-либо заключений. По причинам чисто политическим, до самого последнего времени, не могло быть сделано систематическое обследование заиорданской части Палестины и её древних памятников. Оно сделано только уже в самые последние годы, главным образом, трудами английского Общества исследования Палестины, и привело, как известно, ко многим, важным и неожиданным, открытиям. Между прочим, этим обследованием обнаружено, что так называемые мегалитические памятники разного рода не только есть в заиорданской Палестине, но и своим количеством и разнообразием не уступают самым богатым территориям таких памятников, известным в других странах Старого света. Посвященные, между прочим, этим памятникам записки Кондора1 и Шумахера2, снабженные рисунками и картами заиорданских дольменов, дают достаточное понятие о внешнем виде и расположении этих памятников, и тем самым вызывают на разрешение дальнейших, связанных с ними, вопросов.

Подробнее...

Олесницкий А. А. Правила относительно составления примечаний к русскому тексту Библии.

В протоколах совета Петербургской академии, напечатанных в №11–12 Христианского Чтения за минувший 1877 год, помещен ответ Петербургской академии на правила академии Киевской относительно составления примечаний к русскому переводу библии. Нужно полагать, что Петербургский ответ содержит в ceбе наиболее правильное понимание той задачи, к осуществлению которой составители примечаний должны стремиться в силу указа Св. Синода о составлении этих примечаний...

Помещаем Киевские правила и Петербургский ответ на них.

* * *

Правила общие

1) Примечания должны быть популярны. Критические приемы специального анализа текста, а также ссылки на ученые исследования и комментарии не будут иметь места, кроме ссылок на параллельные места самой библии и писаний отеческих (последние только в местах трудных и другими способами необъяснимых). С другой стороны меркою популярности даваемых объяснений будет служить круг сведений образованных читателей, так как в указе Св. Синода не сказано, что предполагаемая комментированная библия назначается для простого народа.

Подробнее...

Лопухин А. П. Брак и соединенные с ним отношения по Закону Моисея.

Параграф I II III IV V

 

§ I.

При рассмотрении брачных отношений прежде всего останавливает на себе внимание тот возраст, который считается совершеннолетним для брака. У библейских евреев брак заключался обыкновенно в очень раннем возрасте. Ранний брак вообще в обычае на Востоке, где половая зрелость наступает скорее, чем в Европе. В нынешнем Египте брак обыкновенно заключается раньше 16 лет, чаще всего когда невесте 12–13 лет, а иногда даже в 10 лет.1 Талмудисты запрещали брак раньше 13 лет для мужчин и 12 лет и 1 дня для женщин.2

Заключение брака состояло в сговоре родителей молодых людей, причем от жениха получался так называемый «утренний дар» – mohar.3 Мнения исследователей разделяются относительно значение «утреннего дара». Одни видят в нем просто сумму, за которую жених покупает невесту, другие, напротив, видят в нем в собственном смысле подарок от жениха невесте. Вопрос этот в сущности имеет более археологический, чем юридический интерес; но в виду того, что то или другое решение его может бросить совершенно особый свет на общий характер брачных отношений в еврейском народе, мы несколько остановимся на рассмотрении спорного пункта. Михаэлис, на основании своего мнения об «утреннем даре», как о покупной сумме, которую жених дает отцу за дочь-невесту, делает общее заключение, что «жены у евреев обыкновенно покупались».4 В подтверждение своего мнения он указывает на примеры других народов и на некоторые библейские факты, дающие повод к предположению обычая покупки жены. Так, он ссылается на историю 14-ти летней работы Иакова за двух своих жен (Быт. 29:15–29), на историю сватовства Сихема (34:12), на брак пророка Осии и др. В них он видит прямую основу для своего категорически высказанного мнения. Но, как замечает сторонник противоположного мнения Зальшюц5: «все эти основы не трудно опровергнуть». Прежде всего, что касается примера других народов, имевших обычай покупать жен, то из этого никак нельзя заключать, что и у евреев непременно было так же. Более веса имеет ссылка на Лавана. Лаван действительно как бы продает своих дочерей, заставляя Иакова работать за них. Но и этот факт в сущности не может служить подтверждением мнения Михаэлиса, так как ничто не показывает, что Лаван действовал по обычному праву: напротив, все свидетельствует, что он руководился при этом чувством своекорыстия, на что, между прочим, указывает жалоба его дочерей: «Не за чужих ли он нас почитает? Говорили Рахиль и Лия; ибо он продал нас, и съел даже серебро наше» (Быт. 31:15). 

Подробнее...

Лебедев А. П. Выводы материализма в вопросе о происхождении мира перед судом строго научного естествознания.

Материализм никогда не был направлением мысли, самостоятельно развившейся в данную систему. В древнем Греко-Римском мире материализм сложился в более или менее определённое направление под влиянием философских идей Демокрита и Эпикура. Но вот эти философские идеи теряют свой кредит и материализм надолго замирает в истории мысли человеческой. Он возрождается во времена французских энциклопедистов, но опять потому, что литература этой эпохи своим характером благоприятствовала его появлению; отсюда – как прежде в древнем Греко-Римском мире он облекается в одежду философии, так здесь он внедряется и разносится в обществе чрез собственно литературные сочинения. Эпоха Гегеля подняла философию на высоту, на которой она никогда, быть может, ещё не стояла и материализм снова пользуется такими успехами философии для своих собственных успехов.

Подробнее...

Каллист (Уэр). Святая Троица – парадигма человеческой личности.

Доклад на международной богословско-философской конференции «Пресвятая Троица». Москва, 6–9 июня 2001 г.

Между Троицей и адом нет никакого иного выбора. Священник Павел Флоренский

Наша социальная программа – это учение о Троице. Николай Федоров

Содержание

Что значит исповедовать Троицу? Три свидетельства: Каппадокийцы, Августин, Ришар Сен-Викторский Двигаясь по горному хребту По образу Троицы 

 

Что значит исповедовать Троицу?

«Христиане, несмотря на то, что все они исповедуют ортодоксальную веру в Троицу, в своем религиозном опыте по существу остаются настоящими «монотеистами». Можно даже смело сказать, что если бы учение о Троице было отвергнуто как ложное, бóльшая часть религиозной литературы была бы сохранена почти в неизменном виде»1. Это сказал римо-католический богослов Карл Ранер, и мы, к сожалению, должны признать правоту его слов. Слишком многие христиане в настоящее время затрудняются увидеть особый смысл в учении о Троице, а большинство просто игнорирует его как излишнее. «Три-в-Одном и Один-в-Трех» – разве это не что иное, как головоломка, богословская загадка? Разве я чувствую, что в учении о Троице содержится нечто, относящееся непосредственно ко мне? Какое практическое значение имеет это учение для моей повседневной жизни, моего понимания молитвы, человеческой личности, общества и политики? Будучи христианами, мы не просто монотеисты, как иудеи или мусульмане, и не политеисты, как Гомер, но мы видим в Боге одновременно и совершенное единство, и подлинное личностное различие. Вопрос в том, как это видение влияет на способ нашего мышления и действия – на практике?

Подробнее...