Жизнь Иисуса Христа.

КРАТКИЙ ОБЗОР ХРОНОЛОГИЯ ЖИЗНИ ИИСУСА ХРИСТА

В греко-римском мире пользовались несколькими календарными эрами. Наиболее распространенной была эра ab urbe condita (A.U.C.), то есть «от основания города» (Рима). В первой половине VI века н. э. новый метод исчисления был предложен скифским монахом Дионисием. Возможно, он был небольшого роста, ибо обычно его называют Дионисием Малым. Глубоко уважаемый как богослов, математик и астроном, Дионисий предложил брать за отправную точку рождество Иисуса Христа. В соответствии с этой эрой, годы стали обозначать буквами A.D. (лат. Anno Domini, т. е. «года Господа»). Ко временам Карла Великого (ок. 800 н. э.) система Дионисия уже вытеснила эру ab urbe condita. К сожалению, однако, Дионисий ошибся в своих расчетах как минимум на четыре года. Ирод Великий умер в 4 году до н. э., а значит, рождество имело место даже раньше. К тому моменту, когда ошибку Дионисия обнаружили, было уже поздно ее исправлять: она попала уже во многие документы. Роль этой эры для жителей Римской империи нельзя преувеличивать. Впоследствии, особенно в средние века, она и была принята за основную. Действительно, эра, предложенная Дионисием Малым, уже в течение VIII – IX веков получила популярность во многих странах Западной Европы. Однако у авторитетных ученых можно встретить мнение, что регулярно она начала использоваться папской канцелярией лишь с XV века; долгое время споры шли и на Востоке. Следует отметить, что нулевого года не существует. Поэтому между 1 годом до н. э. и 1 годом н. э. прошел всего один гражданский год, а, к примеру, между 4 годом до н. э. и 4 годом н. э. прошло семь лет.

Подробнее...

Жебелев С. А. Евангелия канонические и апокрифические.

Пётроград

1919

Издательство «Огни»

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

I.   Вступительные замечания

 

1) Общая характеристика евангелия 2) Задача Очерка 3) Точки зрения при изучении евангелия, историческая точка зрения, Штраус Ренан Ревилль, Историко-литературная точка зрения 4) Евангелие и эллинизм, эллинистический язык 5) Группировка евангелий 6) Ново-заветный канон 7) Автор­ство евангелистов 8) Источники первых трех еван­гелий, традиция устная и письменная 9) Свидетель­ство Папия  10) Термин „евангелие"

 

II. Синоптические евангелия

 

1) Синоптические евангелия 2) Евангелие от Марка, его композиция, его отличия от первого и третьего евангелий, его основа, время и язык 3) Первое евангелие, свидетельство о нем Папия, источники и состав первого евангелия, его общий характер и цель, ветхо-заветные пророчества в нем, его особенности, группировка поучений в нем 4) Третье евангелие, ею автор, третье евангелие и .Деяния апостолов", полнота третьего евангелия, его источники, его время и стиль 5) Синоптическая проблема, попытки ее раз­решения, почему попытки4эти неудачны? процесс обра­зования синоптических евангелий, разрешима ли сино­птическая проблема

Подробнее...

Дунаев А. Г. О границах поэтической аллегории при толковании Священного Писания (на примере образа горы у Оригена и в святоотеческой экзегезе).

Одним из дискуссионных вопросов в изучении святоотеческой экзегетики является проблема аллегорического метода, а именно, что следует понимать под термином «аллегория» и в какой мере допустим и применим аллегоризм при толковании Священного Писания [1].

Здесь следует различать два аспекта – богословский и исторический. С точки зрения первого остается до сих пор невыясненным, в какой мере аллегоризм является «личным» поэтико-экзегетическим приемом конкретного автора, а в какой – «общим» методом, имеющим (или не имеющим) какое-то богословское значение. В исторической перспективе на первый план выходит проблема рецепции экзегетического наследия Оригена в святоотеческой литературе. Тот факт, что Ориген был осужден посмертно на Пятом вселенском соборе и что от его громадного наследия дошла лишь небольшая часть (притом в значительной степени в латинских переводах), вовсе не делает очевидным, как могло бы показаться, ответ на последний вопрос. Напротив, степень влияния Оригена и аллегорического метода в целом на отеческую литературу остается невыясненной ни по отношению к конкретным авторам, ни в общем. Что касается латинской литературы, то многотомные фундаментальные исследования А. де Любака и Б. де Маржери выявляют лишь то громадное значение, которое оказал аллегорический метод Оригена на латинское средневековье, но не проясняют, каким успехом пользовались у дальнейших авторов те или иные оригеновские образы-толкования.

Подробнее...

Деревенский Б. Г. Околоевангельские артефакты.

В этой статье мы рассмотрим некоторые археологические находки, сохранившиеся древние надписи, а также церковные реликвии и прочие артефакты, связываемые в научно-популярной литературе с различными евангельскими персонажами, с Иисусом Христом, его окружением и первыми христианами.

Растущий в обществе интерес к таким памятникам обусловлен желанием иметь вещественные подтверждения евангельских событий. Масс-медия периодически сообщают об очередной «сенсации»: находке или открытии того или иного памятника, напрямую связанного с Новым Заветом. При ближайшем изучении, впрочем, оказывается, что это далеко не так. Строго говоря, до сих пор не существует какого-либо археологического или эпиграфического подтверждения евангельской истории, — то есть таких памятников, которые относились к I веку и указывали бы на Иисуса и первых христиан. Однако это не означает, что все находки совершенно бесполезны. Среди них действительно имеются такие, которые представляют объективную историческую ценность, несут важную информацию и заслуживают самого пристального внимания.

Подробнее...

Деревенский Б. Г. Иисус Христос как историческая личность.

Предисловие

Иисус Христос неразрывно связан с мессианской идеей. Он есть ее производное, ее порождение, ее наиболее яркое и полное воплощение, и он же в известном смысле – жертва этой идеи, испытавшая на себе все ее прелести, все противоречия и весь ее драматизм. Трудно найти в мировой истории другую такую фигуру, которая бы по совокупности всех качеств, по силе вызываемых эмоций могла бы быть поставлена рядом с Иисусом Христом. Известно немало религиозных деятелей, притязавших на тот же титул, на те же функции и на то же к себе отношение даже после своей смерти («ухода из мира»), но ни один из них еще не достигал у своих последователей такой полноты выражения в качестве Господа Бога. Ни один не становился столь универсальным символом. Об Исиде, Заратуштре и пророке Мани в свое время рассказывались вещи не менее замечательные, и последователи их находились повсюду, и целые государства обращалось в лоно их веры, но где теперь исекеи и манихеи? Канули в небытие. А Иисус Христос по-прежнему актуален.

В чем тут секрет? В чем уникальность, притягательность этой фигуры? Над раскрытием этой тайны билось и бьется немало умов. Может быть, все дело в некоторых особенных деталях, на первый взгляд частностях, мелочах? Евангельская история завершается пронзительно-завораживающими картинами Страстной недели, арестом, судом и распятием Иисуса, и по силе воздействия на человека эти немногие страницы не знают себе равных. Это отчаяние в ночной тиши Гефсиманского сада, эта неумолимо приближающаяся смертная казнь, как падающий нож гильотины, она пронзает наши сердца; мы стоим вместе с Иисусом перед бесчувственными судьями, поносимые злобной толпой, следуем вслед за ним на Голгофу, страдаем, умираем и воскресаем вместе с ним. «Драма Страстей Господних, – писал знаменитый мистик XIX века Эдуард Шюре, – содействовала могучим образом распространению христианства. Она исторгала слезы у всех, кто имел сердца… Все отдельные сцены этой драмы, рассказанные в Евангелиях, отличаются необыкновенной красотой». «Смерть Иисуса – прообраз всех мученических смертей», – отмечает нынешний израильский исследователь Давид Флуссер. К этому можно добавить, что рассказ о восстании Иисуса из гроба – надежда всех смертных.

Подробнее...

Головащенко С. И. Библия в свете «Популярного дискурса»: киевские поиски и дискуссии конца ХІХ – начала ХХ в.

Анализируется развитие представлений о Библии как о предмете популярного изложения и разъяснения. Данные представления складывались в Киевской традиции академического православного богословия в конце ХІХ - начале ХХ ст. в процессе сопоставления опыта академического научно-богословского исследования Библии с опытом массовых церковных практик – религиозно-просветительской и миссионерской.

Ключевые слива: Библия, библеистика, библейская герменевтика, религиозное просвещение, духовное образование, миссионерство, Киевская духовная академия.

 

Взгляд на Библию не только с точки зрения её академического изучения и преподавания, но и популярного изложения и разъяснения был характерным мотивом развития библеистики в Киевской духовной академии второй половины ХIХ – начала ХХ ст. Учитываем тут статус самой Академии как духовного учебного заведения, где теоретическое теологическое образование было связано с практическим формированием священнослужителей высшего ранга, церковных педагогов, просветителей и миссионеров. Это постоянно побуждало академическую профессуру заботиться об идейной цельности и практичности богословской учености своих воспитанников.

Подробнее...

Гилле Ж. Евангельские повествования о воскресении.

Оп.: «СИМВОЛ» №39. Июль 1998. Стр. 7-27

Предисловиеi

Если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься (Рим. 10, 9).

Этот выпуск открывается ссылкой на речение апостола Павла (Рим. 10, 9), которое было выбрано нами потому, что оно, в краткой форме, резюмирует нашу веру, — форме, в которой экзегеты признают исповедание древнейшей Церкви. Бог действует во Иисусе из Назарета, и это утверждение веры и надежды относит в прошлое факт смерти, чтобы провозгласить действительность пасхального события: «Если... будешь... сердцем твоим веровать... то спасешься». Здесь у Павла нет намерения подтвердить или представить доказательства: он желает раскрыть весь смысл этого уникального события. И поскольку, по выражению апостола Петра, мы не должны краснеть за нашу веру, в этом выпуске выступают именно христиане — католики и протестанты, историки, археологи, философы наряду с богословами.

Нам известно, с каким уклончивым или противоборствующим скептицизмом изначально сталкивается это утверждение пасхального исповедания. Согласно сообщению Деяний Апостолов (17), Павел столкнулся с этим на собственном опыте, когда он, апостол языков, обратился к афинским философам и к Ареопагу. В этой речи, источники которой были подробно изучены ученой традицией, проиллюстрированной Норденом, патристическая экзегеза признала модель христианской апологетики для язычников: Отцы твердо определили намерение Павла, который создал некую типологию для миссионерской деятельности среди язычников. Выступая в городе, переполненном идолами и философами, оратор оркеструет темы своего рода пропедевтики; он упоминает о неведомом боге, алтарь которого он нашел, он пытается позаимствовать язык поэтов и философов, чтобы его поняли. Но это наставническое странствование завершилось утверждением воскресения мертвых: «Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время».

Подробнее...

Вихлянцев В. П. Тематический Библейский Словарь.

Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен. (2Тим 3.16-17)   .

Подробнее...

Епископ Виссарион (Нечаев). Толкование на паремии из книги Бытия.

Содержание

Подробнее...