Вихлянцев В. П. Тематический Библейский Словарь.
- Библеистика
- 18 Ноябрь 2024
Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен. (2Тим 3.16-17) .
Епископ Виссарион (Нечаев). Толкование на паремии из книги Бытия.
- Библеистика
- 17 Ноябрь 2024
Вениамин (Пушкарь). Священная Библейская История Ветхого Завета.
- Библеистика
- 12 Ноябрь 2024
Священная Библейская история по праву должна занимать первое место среди исторических наук, так как она является неисчерпаемым источником нравственного и высшего исторического воспитания для каждого более или менее способного; к серьёзной интеллектуальной жизни человека.
Бультман Р. Новый Завет и мифология. Проблема демифологизации новозаветного провозвестия.
- Библеистика
- 04 Ноябрь 2024
I
Демифологизация новозаветного провозвестия как задача
А. Проблема
1. Мифическая картина мира и мифическое событие
спасения в Новом Завете
Новозаветная картина мира мифична. Мир считается разделенным на три этажа: в середине находится земля, над ней – небо, под ней – преисподняя. Небо – обиталище Бога и небесных существ, ангелов; подземный мир – это ад, место мучений.
Но и земля представляет собой не только место естественных повседневных событий, забот и трудов с их размеренной упорядоченностью, но также арену действия сверхъестественных сил: Бога и Его ангелов, сатаны и его демонов. В естественный ход вещей, в мысли, желания и поступки людей врываются сверхъестественные силы; чудеса – отнюдь не редкость. Человек не властен над самим собой: демоны могут овладеть им, а сатана – внушить дурные помыслы.
Буткевич Т. О смысле и значении кровавых жертвоприношений в дохристианском мире и о так называемых «ритуальных убийствах».
- Библеистика
- 04 Ноябрь 2024
Оп.: "Вера и разум". №№ 21-24 за 1913 год.
Харьков
Самую существенную составную часть всякаго вообще религiознаго культа представляютъ мoлитвocлoвiя и жертвы, приносимыя человекомъ Богу. Въ дохристiанскомъ мире были различаемы два вида жертвъ: мирныя или безкровныя и кровавыя. Вознося свою молитву Богу, какъ iудеи, такъ и язычники признавали необходимымъ приносить къ алтарю и различные дары отъ своего именiя и своихъ трудовъ: хлебъ, муку, вино, елей, ладанъ или смирну, соль и драгоценныя вещи: золото, серебро, деньги, пурпуровыя и висонныя матерiи (ср. Исх., 25, 3-7). Но особенно угоднымъ Богу дохристiанскiе народы считали принесенiе кровавыхъ жертвъ. На этихъ то жертвоприношенiяхъ мы и останавливаемъ въ настоящiй разъ вниманiе читателя.
Въ основе культа кровавыхъ жертвоприношенiй, безспорно, лежало верованiе, что только пролитiемъ крови и смертiю невиннаго и чистаго существа человекъ можетъ угодить Богу и достигнуть своего примиренiя съ Нимъ; это верованiе имело свой основной корень въ исторiи грехопаденiя нашихъ прародителей. Когда первый человекъ разорвалъ свой союзъ съ Богомъ и перешелъ на сторону врага своего – диaвoлa, правда Божiя изрекала надъ нимъ свой приговоръ: “ты долженъ умереть (Быт. 2, 27); ибо ты получилъ жизнь не по заслугамъ своимъ, а по одной милости Божiей; лишивъ же себя преступно этой милости, ты вместе съ темъ лишилъ себя и права на жизнь”. Таково требование справедливости. Если же удовлетворенiе правде Божiей не последовало въ тотъ самый день, когда человекъ отпалъ отъ Бога, и если оно было отодвинуто на довольно отдаленное время и даже перенесено съ греховнаго человечества на безгрешнаго обетованнаго Искупителя, то причина этого заключалась единственно въ томъ, что безпредельная милость Божiя предварила Божественное правосудiе. Темъ не менее, и приговоръ правды Божiей никогда не могъ утратить своей силы. Человечество усвоило верованiе, что безъ пролитiя крови не можетъ быть достигнуто прощенiе (Евр. 9, 22), – и это-то верованiе нашло для себя выраженiе въ дохристiанскихъ кровавыхъ жертвоприношенiяхъ.
Битбунов Г. С. Благовещение Пресвятой Богородицы.
- Библеистика
- 25 Октябрь 2024
Из книги: Битбунов Г. С. Двунадесятые праздники (историко-литургическое описание)
Событие праздника, его эортологическая динамика и этимология названия
В соответствии с евангельским повествованием (Лк.1:26–38) в шестой месяц после зачатия праведной Елисаветой святого Иоанна Предтечи к Пресвятой Деве Марии в город Назарет от Бога был послан архангел Гавриил с радостной вестью о том, что от Нее родится Спаситель мира.
Войдя к Ней, Гавриил сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты между женами». Мария смутилась от ангельского приветствия и стала размышлять о его значении. Гавриил же продолжил: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И вот зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего... и Царству Его не будет конца». Дева в недоумении спросила, как исполнение этого обещания совместимо с соблюдением избранного Ею целомудренного образа жизни: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» Ангел ответил Ей, что воплощение Сына Божия будет совершено чудесным действием Святого Духа: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово». Тогда Мария сказала: «Се Раба Господня, да будет Мне по слову твоему».
Бирукова Е. Н., Бируков И. И. Псалтирь пророка и царя Давида, перевод на русский язык.
- Библеистика
- 24 Октябрь 2024
«...Надлежит исполниться всему написанному о Мне в законе Моисеевом, и в пророках, и псалмах.» (Лк. 24, 44)
Содержание
К читателю
Кафизма первая. Псалом Давида. Не надписан у евреев, 1. Псалом Давида, 2. Псалом Давида, когда бежал он от Авессалома, сына своего, 3. В конец, песнь, псалом Давида, 4. О наследствующей, псалом Давида, 5. В конец, песнь о восьмом дне, псалом Давида, 6. Псалом Давида, воспетый им Господу после слов Хусия, сына Иемении, 7. В конец, о точилах, псалом Давида, 8. Кафизма вторая. В конец, о тайнах сына, псалом Давида, 9. В конец, псалом Давида, 10. В конец, о восьмом дне, псалом Давида, 11. В конец, псалом Давида, 12. В конец, псалом Давида, 13. В конец, псалом Давида, 14. Надпись на столпе, Давида, 15. Молитва Давида, 16. Кафизма третья. В конец, слуги Господня Давида, который воспел Господу слова этой песни в день, когда избавил его Господь от руки врагов его и от руки Саула, и сказал, 17. В конец, псалом Давида, 18. В конец, псалом Давида, 19. Псалом Давида, 20. В конец, о заступлении утреннем, псалом Давида, 21. Псалом Давида, 22. Псалом Давида, в первый день недели, 23. Кафизма четвертая. Псалом Давида, 24. Псалом Давида, 25. Псалом Давида, до помазания, 26. Псалом Давида, 27. Псалом Давида, на перенесение скинии, 28. Псалом, песнь на обновление дома Давидова, 29. В конец, псалом Давида, в исступлении, 30 Псалом Давида, в наставление, 31. Кафизма пятая. Псалом Давида, не надписан у евреев, 32. Псалом Давида, воспетый им, когда притворился он безумным перед Авимелехом; и тот отпустил его, и он ушел, 33. Псалом Давида, 34. В конец, слуги Господня Давида, 35. Псалом Давида, 36. Кафизма шестая. Псалом Давида, в воспоминание о субботе, 37. В конец, Идифуму. Песнь Давида, 38. В конец, псалом Давида, 39. В конец, псалом Давида, 40. В конец, в поучение, сынам Кореевым, псалом Давида, не надписан у евреев, 41. Псалом Давида, не надписан у евреев, 42. В конец, сынов Кореевых, в поучение, псалом, 43. В конец, об имеющих измениться, сынов Кореевых, в поучение, песнь о Возлюбленном, 44. В конец, сынов Кореевых, о тайнах, псалом, 45. Кафизма седьмая. В конец, сынов Кореевых, псалом,
Беляков К. В. Формирование христианского канона и апокрифической литературы в 1-ой половине 1-го тысячелетия нашей эры.
- Библеистика
- 21 Октябрь 2024
Введение
1-ая половина 1-го тысячелетия н.э. - время по своему уникальное. На исторической арене разворачивались два диалектически связанных процесса: завершалась одна и рождалась, вызревала новая эпоха существования цивилизаций. Это было время складывания христианства - одной из трех мировых религий.
Стержнем христианского учения (вне зависимости от конфессии) является канон ветхозаветный и новозаветный, или Библия, или Святое Писание - "собрание книг, признаваемых христианской Церковью боговдохновенными, т.е. написанными святыми мужами по внушению и при содействии Духа Божия"1. Слово "канон" по буквальному смыслу означает прямую палку, служащую для опоры, либо для проведения прямой линии, а в переносном- норму для руководства к действию, правило жизни2.
Но всегда ли состав канона (список, перечень входящих в него документов) был одинаков? Ответить придется отрицательно. То, что мы имеем на данный момент есть результат длительного и сложного процесса формирования. Выявить и осветить основные этапа данного процесса - есть основная задача этой работы.
Забегая вперед скажем, что заимствуя терминологию из области производства параллельно "основному продукты" канону шло образование обильного "побочного продукта" - апокрифической литературы.
Беляков А. Богословие первого псалма, или сокровенное учение о сердечной молитве.
- Библеистика
- 20 Октябрь 2024
Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашел
все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и
возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле
и обращался между людьми. Вот книга заповедей Божиих и
закон, пребывающий вовек. Все, держащиеся ее, будут жить, а
оставляющие ее умрут. Обратись, Иаков, и возьми ее, ходи при
сиянии света ее. Не отдавай другому славы твоей, и полезного
для тебя - чужому народу. Счастливы мы, Израиль, что мы
знаем, что благоугодно Богу.
(Из Навечерия Рождества Христова. Варух III, 36 - IV, 4)
Не хлебом единым жив человек! Чем же еще? Конечно, словом. Очевидно, что человек
живет в мире общения, в океане слов, которыми питается и которые сам же порождает,
общаясь с себе подобными. Человек по природе своей разумен и словесен, и потребность в
слове, в самом широком смысле, является для него жизненно необходимой. Потеряй человек