Скабалланович М. Н. Что дает богослову первая глава книги пророка Иезекииля.
- Библеистика
- 17 Май 2023
Речь пред защитой магистерской диссертации.
О той важности, какую имеет правильное понимание 1-й главы пр. Иезекииля не только для библейской науки, но и для христианской догматики, едва-ли возможны два мнения.
Хотя главною целью пророка в этой таинственной главе его книги было описание явившагося ему Бога, но пророк занимается здесь не столько этим недосягаемым предметом, которому из 28 стихов главы отводится только 2½ последних, сколько непосредственными носителями Божества и загадочными двигателями славы Божией – херувимами. Пророк этим предлагает читателю – о неприступной высоте Божией, которая не могла быть показана и ему, как и всем прежним боговидцам, составить себе понятие «на ближайшей сфере обнаружения Божества», как удачно назвал херувимов почтенный автор лучшаго трактата об ангелах. Насколько будет отвечать своему предмету так составленное о нем понятие, достаточно свидетельствует то обстоятельство, что и столь отдаленный отобраз Бога, как человек, все-же дает возможность составить по нем некоторое представление о его Первообразе. «Бог, Который выше всего, говорит о херувимах 1-й гл. Иез. doctor angelicus Фома Аквинат, непостижим для своего творения; потому-то Он, не поставив никакого образа для представления Своей невидимости, поместил, как образ Своего престола, непостижимыя природы» (Sum. Theol. 1, 2, III, 4 в.).
Итак, 1-я глава Иезекииля – это глава христианской ангелологии, и в этой последней – это первая и важнейшая глава, глава, посвященная изучению и обследованию того лика ангелов, которые занимают столь исключительно высокое положение между ангелами, что едва могут быть названы ангелами, и на точном языке св. Писания и не называются так. Об этом чине небесной иерархии никто и нигде не говорил с такою подробностью и полностью, как пр. Иезекииль в 1-й главе своей книги.
Скабалланович М. Н. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.
- Библеистика
- 15 Май 2023
Содержание
Вступление
Судьба Креста Христова, его обретение и воздвижение Крест и распятие Спасителя (Археологический очерк) Голгофа и храм Гроба Господня в Иерусалиме Служба Воздвижению Честного Креста Вечерня Стихиры на Господи воззвах Паремии Стихиры на литии Стихиры на стиховне Тропарь Утреня Седальны по кафисмах Величание Седален по полиелее Прокимен Евангелие Стихира после Евангелия Канон Песнь 1-я Песнь 3-я Седален по 3-й песни Песнь 4-я Песнь 5-я Песнь 6-я Кондак и икос Песнь 7-я Песнь 8-я Песнь 9-я Другая песнь 9-я Светильны Стихиры на хвалитех Вынос и воздвижение креста Стихиры на поклонение кресту Литургия Антифоны Входное Прокимен Апостол Аллилуарий Евангелие Задостойник Причастен Богослужебные особенности праздника Воздвижения Святоотеческие чтения на службе О напевах на службе Воздвижения Честного Креста Обозрение службы в предпразднство и попразднство Малая вечерня Стихиры на Господи воззвах, глас 1, подобен: Небесных чинов Стихиры на стиховне, глас 2, подобен: Доме Евфрафов Служба предпразднства, 13 сентября Канон, творение Иосифа (песнописец IX в.) Из службы 16 сентября Стихиры на Господи воззвах, гл. 4 Из службы 18 сентября Стихиры на Господи воззвах, гл. 4 Из службы 19 сентября Стихиры на Господи воззвах, гл. 4 Таблица гласов и подобнов в службе пре- и попразднства Воздвижения История праздника Значение праздника Приложение. Служба праздника у католиков Гимны Респонсории и антифоны Молитвы Псалмы Чтения На Литургии
Скабалланович М. Н. Первая глава книги пророка Иезекииля.
- Библеистика
- 15 Май 2023
Содержание
Состояние вопроса Мысль главы Херувимы Мифологические параллели О тексте главы Объяснительное чтение. Введение пророка в книгу. Ст. 1. Начальное «И» Тридцатый год Месяц и день призвания Река Ховар Смысл первого стиха Предисловие пророка к видению. Ст.2 и 3 Возражения против подлинности 1–3 стихов Видение. Буря богоявления. Ст. 4 Ветер Почему слава Господня шла с севера? Облако Огонь Chaschmal Таинственные животные. Ст. 5 Ст. 6 Ст. 7 Ст. 8 Ст. 9 (евр. 8b и 9) Ст. 10 Ст. 11 Ст. 12 Ст. 13 Ст. 14 Колеса. Ст. 15 Ст. 16 Ст. 17 Ст. 18 Ст. 19 Ст. 20 Ст. 21 Небо. Ст. 22 Ст. 23 Ст. 24 Ст. 25 Ст. 26а Бог. Ст. 26b Ст. 27 Ст. 28
Опыт изъяснения.
Кому наше изъяснение покажется длинным, пусть жалуется не на нас, а на трудность Св. Писания и особенно пророка, который окутан таким мраком, что самое большое толкование кажется кратким пред величием предмета. Притом же мы пишем для усердных и жаждущих знания Св. Писания, а не для равнодушных и тяготящихся подробностями.
Блж. Иероним
Скабалланович М. Н. Вифлеем – родина Христа.
- Библеистика
- 14 Май 2023
Очерк написан в начале XX века
Вифлеем – отечественный город Давидов и место рождения славного потомка Давидова, Христа Спасителя, – расположен на возвышенности (2704 фут. над уровнем моря) двух продолговатых холмов (восточном и западном), соединенных между собою коротким хребтом. На юге и севере он окружен долинами, а на востоке и западе более отлогими спусками. От Иерусалима Вифлеем отстоит на юг всего в двух часах пути. Окрестнсти Вифлеема очень привлекательны, на них лежит какой-то отпечаток уюта, радости.
Сидоров А. И. Раннехристианская и византийская экзегетика.
- Библеистика
- 26 Апрель 2023
Рецензенты:
Доктор исторических наук, профессор И.С.Чичуров
Кандидат филологических наук А.Е. Кузнецов
Содержание
Основные тенденции развития и характерные черты древнехристианской и ранневизантийской экзегезы (II-начало VII вв.). 1. Становление древнецерковного толкования Священного Писания 2. Расцвет древнецерковной экзегезы. Александрийское и антиохийское направления в ней. Священное Писание в древнем монашестве. 3. Завершение «классического» этапа в развитии древнецерковной экзегезы: преподобный Максим Исповедник и преподобный Иоанн Дамаскин. Проблемы интерпретации учения Оригена о трёх смыслах священного писания в современной научной литературе Учил ли Ориген о трёх смыслах Священного Писания? Конфликт двух герменевтических моделей: трихотомия смыслов в теории и дихотомия смыслов на практике Попытки разрешить мнимое противоречие между теорией и практикой библейской экзегезы у Оригена за счет реструктуризации исходной «трехчленной» модели А. де Любак Р. Хэнсон Ж. Даниелу А. Крузель Формы «духовных» толкований, используемых Оригеном М. Симонетти Объективные трудности, связанные с интерпретацией учения Оригена о трёх смыслах
Афанасьев Н., прот. "Мир" в Священном Писании. Доклад, прочитанный в Бьевре (Франция), на съезде в 1952 г., по-немецки.
- Библеистика
- 11 Апрель 2023
1. «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16). «Не любите мира, ни того, что в мире. Кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире, похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (I Ин. 2,16-16). В обоих этих изречениях речь идет об отношении к космосу. Бог возлюбил мир, а человек должен не любить мира, потому что, если он любит мир, в нем нет Отчей любви. Отношение Бога и человека к миру не совпадают. То, что Он возлюбил, человек должен не любить. Можем ли мы согласовать это противоречие, если это есть действительно противоречие? Как бы мы ни решали проблему Иоанновской письменности, несомненно, что Евангелие от Иоанна и 1-ое послание Иоанна принадлежат одному и тому же автору. Если это даже не так, то в самом послании мы находим аналогичное Ин. 3,16 выражение: «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него» (4,9). Поэтому мы решительно должны отказаться от попытки разрешить стоящее перед нами противоречие, приписывая наши изречения разным авторам, хотя по духу очень близким друг другу. Но, может быть, мы не имеем здесь противоречия, а имеем два разных понятия космоса? Мы не можем совершенно исключить априори этого предположения на том основании, что эти разные понятия встречаются у одного и того же автора. Эти разные понятия космоса могли быть вызваны не только неустойчивостью содержания понятия космоса, но и тем, что и сам космос не оставался одинаковым в течение истории.
Митрополит Антоний (Храповицкий). Христос Спаситель и еврейская революция
- Библеистика
- 03 Апрель 2023
Но, если Господь принял неправедную казнь от еврейских шовинистов-революционеров, то казнь эта была неправедна вдвойне, потому что Спаситель был тоже иудейским патриотом и Его учение не исключает преимущественной любви к отечеству и своему народу, но велит соединять ее с любовью ко всему человечеству и с ревностью о всеобщем спасении, как Он пояснил жене самарянской (Ин. 4, 21-23) и как чувствовали, мыслили и действовали и продолжают действовать истинные русские патриоты. 13 мая 1921 г. |
I
Всем известно, что евангельские сказания о земной жизни Господа Иисуса почти одинаковы в первых трех Евангелиях, но разнятся по содержанию от четвертого; не в том, конечно, смысл, чтобы первые противоречили последнему, а в том, что Ап. Иоанн сообщает о речах и событиях, умолченных в первых трех Евангелиях, и умалчивает о большинстве тех, кои излагаются тремя первыми евангелистами.
Антоний (Храповицкий), митрополит. Согласование евангельских сказаний о Воскресении Христовом.
- Библеистика
- 02 Апрель 2023
Нам приходилось читать различные попытки выяснить взаимное согласие евангелистов касательно явления воскресшего Господа Своим ученикам и ученицам. Некоторые из этих попыток, например, доктора Пасковского (в 90-ых годах «Христианского Чтения») почти удовлетворяли нас, но тем досаднее было замечать в них отсутствие того главного положения, которое быстро осваивает читателя св. Библии с согласованностью событий, изложенных в четырех евангелиях; это-то положение или тезис давно просится у нас из-под пера, но полное отсутствие досуга препятствовало нам предложить до сего дня свои соображения по данному предмету.
Однако прежде, чем предложить последние, скажем, что самым неправдоподобным приемом согласования является наиболее принятый, в силу которого выходит, будто св. Мария Магдалина, после того, как ее с другой Марией встретил воскресший Господь и дозволил обнять Свои стопы, – потом опять является плачущею у гроба и не узнает явившегося Христа, принимая Его за виноградаря, а потом, когда узнает Его, то получает воспрещение к Нему прикасаться.
Такое расположение событий уже ни с чем не сообразно, и попытки усвоить его читателям сводятся к жалким натяжкам и сложным, но совсем не убедительным вымыслам.
Явления Господа мироносицам во всех четырех евангелиях описываются не одинаково, то есть берутся разные моменты этих (неоднократных) явлений. Но то, что более всего затрудняет толкователей, это согласование вышеприведенных повествований Матфея и Иоанна. Ясно, что Господь явился Марии Магдалине дважды, однажды наедине, а в другой раз вместе с другою Марией; но как одно явление относится к другому – вот что затрудняет толкователей.
Антоний (Храповицкий), митрополит. Толкование на Книгу пророка Михея.
- Библеистика
- 02 Апрель 2023
Введение
Предварительные замечания
Литература о нашей священной книге на русском языке весьма не богата. Кроме толкований на 12 пророков архиепископа псковского Иринея, одного из обильнейших русских библеистов, жившего в начале нашего XIX века, и более слабых толкований епископа Палладия Олонецкого, мы имеем лишь разбросанных по духовным журналам менее 10 числом заметок, касающихся то личности пророка Михея, то толкования, но вовсе не научного, каких-либо выдающихся мест его пророчеств. Ректор рязанской семинарии прот. Смирнов помещал по нашему предмету статьи в «Чтениях в Обществе любителей духовного просвещения», в которых предлагал популярные толкования на всех пророков; там отведено до 50 страниц и пророку Михею. Между краткими журнальными заметками о нем обращают на себя внимание статьи митрополита Филарета конспективного характера, касающиеся личности и самой общей характеристики творений нашего пророка. С прошлого года началось печатание толкования проф. П. Юнгерова в «Православном собеседнике». Из отцов Церкви на нашу речь переведены только изъяснения на малых пророков прп. Ефрема Сирина и блж. Феодорита да две коротеньких заметки о Михее свт. Афанасия и свт. Иоанна Златоуста, в его кратком обозрении содержания книг Священного Писания Ветхого Завета. Полезнейшие толкования блж. Иеронима остаются непереведенными.
Митрополит Антоний Храповицкий. О правилах Тихония и их значении.
- Библеистика
- 28 Март 2023
Но, если Господь принял неправедную казнь от еврейских шовинистов-революционеров, то казнь эта была неправедна вдвойне, потому что Спаситель был тоже иудейским патриотом и Его учение не исключает преимущественной любви к отечеству и своему народу, но велит соединять ее с любовью ко всему человечеству и с ревностью о всеобщем спасении, как Он пояснил жене самарянской (Ин. 4, 21-23) и как чувствовали, мыслили и действовали и продолжают действовать истинные русские патриоты.
13 мая 1921 г.
I
Всем известно, что евангельские сказания о земной жизни Господа Иисуса почти одинаковы в первых трех Евангелиях, но разнятся по содержанию от четвертого; не в том, конечно, смысл, чтобы первые противоречили последнему, а в том, что Ап. Иоанн сообщает о речах и событиях, умолченных в первых трех Евангелиях, и умалчивает о большинстве тех, кои излагаются тремя первыми евангелистами. Однако между первыми тремя и последним не только нет противоречий, но внимательный исследователь Евангелий легко заметит, что св. Иоанн предполагает своего читателя знакомым со сказаниями Матфея, Марка и Луки и дополняет последние либо снабжает пояснительными замечаниями свою речь о тех немногих событиях, которые описывают и он, и первые евангелисты, как, например вход Господень в Иерусалим, Тайную Вечерю, посещение Петром Гроба Господня и др. Вообще нужно сказать, что, начиная с описания Входа в Иерусалим и предательства Иуды, сказания всех четырех Евангелий сливаются теснее, чем в описании событий предшествовавших. Зато из прежде совершенных чудесных деяний Христовых только одно чудо насыщения пятью хлебами пяти тысяч народа и хождение Спасителя по водам описано всеми четырьмя евангелистами. И вот это-то событие дает нам ключ к раскрытию поставленного в заголовке предмета и, кроме того, поясняет нам отношение Евангелия от Иоанна к первым трем.