Карташёв А. В. Ветхозаветная библейская критика.

I.

 

Пользуясь случаем настоящего скромного академического торжества, я имею нравственную потребность предложить вниманию просвещенного собрания несколько общих и по возможности простых слов о предмете весьма обширном, а именно: о ветхозаветной библейской критике. Этот предмет покрывает собой теперь почти всю ветхозаветную библейскую науку; он почти равнозначен с нею. А дисциплина Ветхого Завета - одна из самых разработанных и богатейших по своей литературе в круге других богословских дисциплин. И весь материал ее разрабатывается в наше время методом критическим, или иначе - историческим. Весьма сложный справочный аппарат дисциплины Ветхого Завета и в области первоисточников (то есть текстов), и в области пособий подан исследователю столь роскошно, что здесь нетрудно рядиться в пышные одежды эрудиции и ослеплять непосвященных виртуозными выкладками специалистов. Но моей задачей в данном случае является как раз обратное желание - упростить, елико возможно, всякому православному, искренно интересующемуся богословским знанием, подход к сердцевинному, ключевому вопросу, который давно уже поставила пред нашим сознанием библейская наука, разрабатываемая критическим методом. Это вопрос: как мы должны правильно понимать и оценивать священные книги Ветхого Завета как орган сверхъестественного Божественного откровения истинной религии на нашей планете? Многие стороны обычного, традиционного взгляда на знание библейских текстов в системе наших догматических верований должны быть пересмотрены и научно-богословски переформулированы в уровень с бесспорными достижениями библейской науки. Разумеется, по суду авторитетного церковного руководства, а не по частным только мнениям отдельных ученых тружеников. Пересмотр этих ходячих формулировок нашей веры настоятельно необходим для вящего ее укрепления; именно - укрепления через использование достижений библейской критики. Задача, аналогичная той, которую для себя ставил в свое время, на путях философии В.С. Соловьев: - "оправдать веру отцов своих, возведя ее на высшую ступень разумения". Низшая, наивная ступень разумения подхода к ветхозаветной Библии уже не довлеет более злобе современного исторического дня. Тут не пустая и унизительная погоня за пошлой модой. Тут миссионерский долг и подвиг веры и Церкви. Неисполнение его влечет за собой умаление веры в массах и потерю престижа Церкви в мире. Излишни при этом были бы оговорки о разумной медлительности законного консерватизма, столь приличествующего церковной науке. Конечно, догматы церкви неподвижны, но разумное раскрытие и обоснование их и научно-апологетическое оборудование их должны быть подвижны в меру исторического движения человечества, ибо "суббота человека ради" [...]

Подробнее...

Дмитриевский А. А. Чтение евангелий на шестой и в первые три дня Страстной седмицы.

О чтении евангелий в первые три дня Страстной седмицы в нынешнем Типиконе на л. 384 (изд. Киевск. 1824 года) мы находим самые ясные и определенные указания. „И абие (т. е. после чтения Богородична третьего часа: „Богородице ты еси лоза истинная“) украшену аналогию, читаем мы в нынешнем Уставе, полагается на нем верху святое тетроевангелие, и лампады возжжены, и кадит иерей окрест аналоя, и олтарь, и Церковь всю, и братию по чину“. Известно будет, прибавляет Устав, как евангелие от Матфея все читается, подобно и от Марка, и от Луки, от Иоанна тоже читается до начала святых страстей, истинно как до „Ныне прославися Сын человеческий». Читается же так в течение трех дней, то есть в понедельник, во вторник, в среду и завершается в среду на девятом часе. Бывают также от Луки три чтения, прочие же по два. Вместе всех чтений девять и более ничего. Также это предписание Устава излагается и в греческом подлиннике (Τυπικ. edit. Tenet. 1643 л. 79 об.). Но как бы ни было ясно и точно выражено предписание Устава, который бесспорно рисует идеал церковно-богослужебных порядков, церковной практики, мысль человека немощного и слабого, при множестве разного рода внешних чисто физических условий, ищет и в такого рода строгих и категорически выраженных предписаниях Устава снисхождения и оправдания своей немощи телесной. Так было прежде, так и продолжается до сего дня. 

Подробнее...

Дмитриевский А. А. Слово на четвертую пассию.

В нашем современном обществе, крайне неустойчивом в своих воззрениях и убеждениях, весьма часто приходится слышать два совершенно противоположных суждения или взгляда на семейную жизнь вообще и на священные обязанности матери в частности. С одной стороны, мы слышим сетования и жалобы, чтобы не сказать более, на трудность и тяжесть семейной жизни и обязанности матери, а с другой, по преимуществу в молодом подрастающем поколении, мы слышим легкомысленные суждения об односторонности этих взглядов зрелой и умудренной житейским опытом половины нашего общества и о возможности мать семейства вывести на арену общественной жизни. Будучи призваны на сие святое место благочестивым обычаем наших приснопамятных предшественников, делателей в нашем духовном вертограде, мы решились в эти священные минуты воспоминания о крестных страданиях Господа нашего Иисуса Христа предложить вашему, возлюбленные братия, благочестивому вниманию краткий обзор жизни ближайшей соучастницы Его тяжелых страданий, возлюбленной Его Матери Пресвятой Девы Марии, которая представляет вам замечательный образец женщины как матери. В этом чистейшем и святейшем образце матери-христианки, изнемогающие под тяжестью добровольно поднятого на себя креста – семейной жизни и воспитания детей – не только найдут полезный и назидательный урок, но и живое слово ободрения и утешения безропотно и с покорностью нести этот крест, а празднословие и препретельность неопытного ума отыщет в нем ответы на многие интересующие его вопросы.

По человеческим соображениям, казалось бы, кому, как не той, которая названа «благословенною в женах» (Лук. 1:42), которая чтится Святой Церковью выше херувимов и серафимов, которой выпало счастье называться Матерью Господа (Лук. 1:43), кому, как не ей, наслаждаться в сей земной юдоли миром, счастьем и полным благополучием с тем, чтобы потом, переселясь на лоно возлюбленного Сына своего, вкусить сладости неизреченные? Но если мы приблизимся к ее скорбному лику, окруженному необыкновенным для людей мира сего ореолом святости и чистоты, всмотримся в него, приведем себе на память ее праведную святую жизнь, то постигнем, что вся она от колыбели до честного ее успения преисполнена была лишений и таких страданий, которые редко выпадают на долю матерей обыкновенных смертных людей.

Подробнее...

Горский А. Образование канона священных книг Нового Завета.

Необыкновенные, сверхъестественные события, сопровождавшие явление Сына Божия на земле, скоро сделались известными миру иудейскому и языческому при посредстве проповеди Евангельской, которая возложена была самим Господом Иисусом Христом на избранных Его учеников. Желание иметь более точные и удостоверительные сведения об этих событиях вызвало многих к письменному их засвидетельствованию и изложению учения Христа Спасителя. Св. Евангелист Лука говорит, что когда он приступил к написанию своего Евангелия, тогда уже многие начали составлять повествование о событиях, совершенно известных между верующими во Иисуса Христа, и что сам он принял на себя этот труд с той целью, чтобы доставить своему возлюбленному Феофилу твердое основание того учения, в котором он был наставлен (Лук. 1:1–4). Появлением многих повествований об одних и тех же событиях доказывается усиленная потребность в письменных памятниках этого рода, и вместе значительное распространение списков этих повествований.

Подробнее...

Горский А. О древних словах на святую Четыредесятницу.

Содержание

В неделю первую поста поучение Иоанна Златоустого о посте Неделя вторая поста. Сказание святого Иоанна Златоустого, Перевод I. Поучение в первую неделю поста, о посте II. Поучение во вторую неделю поста, о святом посте. 

 

В древних наших рукописях находим ряд поучении на воскресные дни великой четыредесятницы, со включением и недель, ей предшествующих, начиная с седмицы о мытаре и Фарисее. Некоторые из сих поучений имеют очевидную связь между собою. После поучения на первую седмицу четыредесятницы о посте, проповедник в начале слова на вторую неделю говорит: «придите, – да мало и еще нечто изреку вам о сем святом посте». Слово на четвертую неделю он начинает так: «придите ныне, церковная чада, да обычное поучение створю о алчбе, и о молитве, и о милостыне к вашему собранию».

Такой ряд слов представляют нам две рукописи Троицкой Сергиевой Лавры, по письму относящиеся к XIV столетию: Златая чепь и Соборник № 10, обе писанные на пергамене.

В первом списке некоторые поучения приписываются святому Иоанну Златоусту, именно слова на неделю мясопустную и на 1, 2 и 5-ю недели поста, а слово на неделю цветоносную приписывается Антиоху иерусалимскому. Во втором же списке все слова присваиваются св. Иоанну Златоусту, кроме последнего на неделю цветоносную, которое в надписании имеет имя «Кирила мниха», и действительно принадлежит Кириллу Туровскому.

Подробнее...

Горский А. История Евангельская и Церкви Апостольской.

Академические лекции А.В.Горского по подлинным и собственноручным его запискам

Издание второе

Содержание

Рождество Господа Положение иудейского царства пред рождением Христа Спасителя Ожидания Мессии Семейственное, политическое и нравственное состояние потомков Давида Явление архангела Гавриила св. Захарии Благовещение Пресв. Деве Марии Свидание Пресв. Девы с св. Елисаветою Возвращение Пр. Девы из дома Захарии Рождение св. Иоанна Предтечи Народная перепись во времена Августа Рождение Иисуса Христа Поклонение пастырей Обрезание Господне Сретение Господа Поклонение волхвов Бегство в Египет и избиение вифлеемских младенцев Возвращение И.Христа из Египта и жизнь в Назарете Рассмотрение вопроса о времени рождения И.Христа Иоанн Предтеча, его образ жизни и нравственный характер Перемены, происшедшие в положении Иудейской страны в продолжении 30 лет частной жизни И.Христа Проповедь и деятельность Иоанна Предтечи Крещение И.Христа Искушение Его от диавола Призвание Андрея, Иоанна и других к апостольскому служению Первая Пасха во время общественного служения Иисуса Христа. Значение Иерусалима Путешествие И.Христа во Иерусалим на праздник Пасхи Изгнание из храма торжников; учение и дела И.Христа в Иерусалиме Беседа с Никодимом Деятельность Спасителя в Иудее Заключение Иоанна Предтечи в темницу Удаление И.Христа в Галилею Беседа Его с Самарянкой Несколько замечаний о тогдашнем состоянии Галилеи Проповедь и деятельность Спасителя в Галилее, исцеление сына царедворцева, проповедь в Назарете, при море Галилейском, чудесный лов рыбы

Подробнее...

Введенский А. П. Язык книги пророка Даниила в связи с историей ее происхождения по поводу новонайденных ассуанских и элефантинских папирусов.

Приступая к решению данного вопроса, мы должны предварительно сделать маленькую оговорку. Именно: языка книги пр. Даниила мы будем касаться постольку, поскольку он имеет отношение к вопросу о происхождении книги. И о происхождении книги будем говорить постольку, поскольку оно связано с вопросом о языке книги. Еще одно слово: неканонических отрывков упомянутой нами пророческой книги мы не станем касаться.

По глубокому убежденью ортодоксальных мыслителей, основанному на документальных данных, книга пр. Даниила, в настоящем её виде, появилась в эпоху вавилонского пленения иудеев, в период времени от 600 по 533 г. до Р. Хр.

Совсем иную хронологическую дату выставляет отрицательная критика, в лице таких ученых, как König, Renan, Schurer, Stade, Bleek, Bunseb и мн. мн. др. Все эти ученые защищают то положение, что книга пр. Даниила написана не во время вавилонского пленения, а во времена Антиоха Епифана и Маккавеев, приблизительно от 170–164 г. до Р. Хр.

И то и другое мнение, и мнение ортодоксалов и мнение отрицательной критики, в главной своей части опирается на филологию книги, на тот язык, на котором писал боговдохновенный автор.

Вот мы и посмотрим: какие доводы приводятся в защиту первого положения и какие – защиту второго. Сделаем критическую оценку филологических оснований первой группы ученых и второй. Путем такого сличения и сравнительного изучения мы скорее всего выберемся на истинный путь и ближе станем к намеченной нами цели.

Подробнее...

Введенский А. П. Воскресение Христово.

Воскресение Христово

как торжество веры, правды, смысла жизни, прогресса и бессмертия

Когда настаёт праздник Светлого Христова Воскресения, вся Русь оживает, воскресает духом. Настроение у всех бодрое, весёлое. Все радуются, торжествуют, сияют от счастья, наперерыв поздравляют друг друга. Нет ни вражды, ни ненависти, не слышно ни убийств, ни других жестоких проявлений злой человеческой воли. В этот великий день всё забывается: и обиды, и оскорбления, и ненависть и вражда. Душа как бы обновляется в своём существе, чёрствое сердце как бы смягчается под звуками победной христианской песни, спавшая годами совесть как бы пробуждается от сильного и радостного звона пасхальных колоколов. Так светло, так хорошо становится на душе; хочется жить, всех любить, крепко верить и молиться.

Да, великие и святые эти минуты!

Вот только смущают „совопросники века сего”, огромная рать так называемых рационалистов, которые, как „сердцем хладные скопцы”, стоят вдали от общецерковного торжества и не могут слиться с нами в одном светлом радостном чувстве. Напротив, они стараются ослабить наш религиозный порыв, охладить наше восторженное чувство, омрачить сомнениями радость Воскресения Христова. Своими возражениями, своими критическими замечаниями они стараются и в нашей душе заронить искру сомнения и толкнуть нас на путь отрицания, на путь не созидательной, а разрушительной работы.

Посмотрим, как сильно укреплены их боевые позиции, как твёрдо стоят они на поле сражения, насколько основательны и убедительны приводимые ими аргументы. Посмотрим, смогут ли они сломить нашу веру в воскресшего Христа, смогут ли убедить нас в правоте своих сомнений и отрицаний и тем самым омрачить радость нашего религиозного торжества?

Подробнее...

Введенский А. П. Библия и наука по вопросу о происхождении мира и человека.

Содержание

О происхождении человека Заключение Откуда жизнь? 

 

Сказание Моисея о шестидневном творении мира в течение многих веков и тысячелетий служило камнем преткновения и соблазна для всех людей: для верующих и для неверующих, для образованных, и необразованных, для мудрых и для простых. Все соблазнялись о нем, все находили в нем массу внутренних противоречий и научных несообразностей, не признавали за ним подлинно-исторического характера и видели в нем не более, не менее, как миф или восточную легенду. Словом, ни по одному вопросу св. Писания Ветхого Завета не писали и не говорили так много, ни одно библейское повествование не подвергалоcь такой ожесточенной, беспощадной критике, как Моисеево сказание о творении мира.

Теперь полемика по данному вопросу потеряла свою первоначальную остроту. Шум «совопросников» века сего, поднятый из-за настоящей темы, мало-по малу затих. Все, что можно было сказать за и против означенного повествования, сказано.

Подробнее...

Бухарев А. М. Св. пророк Иеремия очерк его времени, пророческого служения и книги.

Содержание

Время и обстоятельства пророческого служения Иеремии Личные обстоятельства и свойства Пророка Иеремии Содержание книги Святого Пророка Иеремии § I § II § III § IV Характер книги Руководственное значение книги

 

Время и обстоятельства пророческого служения Иеремии

Пророк Иеремия должен был проходить свое служение в последнее время пред пленом Вавилонскими среди самых обстоятельств, какими приготовляло, началось и наконец, вполне отяготело над Иудейским царством это великое бедствие. Это продолжалось более 40 лет, начиная от времени Царя Иосии, когда Иеремия был призван к своему служению, – до совершенного опустошения Иудеи и разорения Иерусалима с храмом, когда Пророк был увлечен в Египет бежавшими сюда Иудеями, и здесь передал этим Иудеям последние откровения.

В это время было одинаково плачевно и внутреннее и внешнее состояние народа Божия; не отраднее того было и состояние всего мира.

Народный дух в Иудейском царстве – уже и в век Исаии столько растленный страстями и пороками, и особенно самоволием и самонадеянностью (как мы при обозрении книги Исаии видели), – до того, наконец, извратил в себе теократическое направление, что Иудеи при общей еще у них религиозной настроенности, хотели бы, однако, даже самое Божество подчинить своей воле и страстям, а при благоприятных для их своеволия обстоятельствах, не хотели, и знать Иеговы. Что именно такой дух господствовал в Иудейском народе – от Царя до простых подданных, доказательством этого могут служить следующие случаи, описанные в самой книге Пророка Иеремии. Седекия, последний Царь Иудейский, – неоднократно посылал к Иеремии с вопросом и сам лично спрашивал: «Нет ли слова от Иеговы»; и он просил у Пророка и молитв о себе и царстве. Следовательно, этот Царь знал и верил, что Иеремия – Пророк. И, однако же, отдает его под стражу, на таком основании: «Зачем ты пророчествуешь – так говорит Иегова: вот я передаю город сей в руки Царя Вавилонского и он возьмет его; и Седекия Царь Иудейский не спасется» (Иер. 32:3–4 а). Как будто Иегова устами Иеремии должен был говорить не свои определения, а чего хотелось бы Седекии... Или еще: по разрушении Иерусалима и храма, столь непререкаемо утвердивших пророческое достоинство Иеремии, предсказывавшего все это, – оставшиеся в Иудеи приходят к нему действительно как к Пророку: «Помолись Иегове, Богу твоему, о нас, обо всем остатке сем <...>, пусть Иегова, Бог Твой, укажет нам путь» (Иер. 42:2–3 а). И эти же самые люди, услышав от Пророка слово Божие, несогласное с их мыслями и желаниями (им после разных беспорядков хотелось уйти в Египет), буйно возражают Пророку: «Неправду ты говорить, не посылал тебя Иегова, Бог наш, сказать нам». (Иер. 43:2 б), и после на его обличения отвечают решительным и общим от мужчин и женщин голосом: «Что ты говоришь от имени Иеговы, мы тебя в том не слушаем, а будем делать то, что произнесено устами нашими» (Иер. 44:16–17 а). Подобный поразительный случай в другом роде: при первом нашествии Халдеев, Иудеи – Царь и народ – обещали, для умилостивления Иеговы, отпустить на волю всех рабов собственно из Иудеев (по закону юбилея), но, поминовании опасности (Халдеи отступили), тотчас же «обратишася вспять, и удержаша пака рабы и рабыни своя» (Иер. 34:11 а); лукавые сердца, в безопасности, не хотящие и знать Господа и братство по Нему с бедным классом, обнаружили себя.

Подробнее...