Архиепископ Варфоломей (Ремов). Книга пророка Аввакума. Введение и толкование иеромонаха Варфоломея.

Магистерская диссертация

Вместо предисловия Источники и пособия Введение 1. Личность священного писателя книги. Имя пророка 2. Время написания книги пророка Аввакума в связи с общей характеристикой религиозно-нравственного состояния иудейского народа, современного пророку 3. Единство книги пророка Аввакума. Ее содержание 4. Строение книги пророка Аввакума и ее язык Толкование Реальное и типологическое толкование нашей книги Глава первая Надписание книги Сетования пророка на нечестие современников пред Господом Призыв ко вниманию (ст. 5) Ответ Господа пророку (ст. 6–11) Второе воззвание пророка к Господу (ст. 12–17) Глава вторая Господь призывает пророка быть внимательным к видению (ст. 1–4) Горе Халдеям (ст. 5–20) Первое горе (ст. 6–8) Второе горе (ст. 9–11) Третье горе (ст. 12–14) Четвертое горе (ст. 15–17) Пятое горе (ст. 18–20) Глава третья. Молитва пророка Аввакума Надписание (ст. 1) Трепет пророка пред явлением Господа (ст. 2) Величие Господа в истории народа Божия (ст. 3–12) Грядущее избавление – спасение Израиля от врагов его (ст. 13–15) Твердая надежда в дни скорби (ст. 16–19) Мессианское значение пророчеств Аввакума по святоотеческому толкованию Основные мысли нашего толкования книги пророка Аввакума Указатели

 

 

Вместо предисловия

Автор одной популярной книжки о Библии столь же легко, как и решительно, признает книгу пророка Авва¬кума «по содержанию своему не заслуживающей особенного внимания»1. Для нас небольшая книга Аввакума – предмет живого интереса, скажем более, – восхищения. Ведь если даже не видеть в ней богодухновенного произведения, то и тогда она – драгоценность, один из интимных уголков в прошлом того народа, историей которого, как прекраснейшею, восхищался Ренан и не жалел отданной на изучение её жизни2. А мы, разумеется, приступали к изучению книги пророка Аввакума с благоговением: имя пророка в нашем сознании ассоциируется с его церковным эпитетом «богоглаголивый» (ϑεήγοϱος), и книгу его пророчеств мы считаем святою книгою, самые пророчества – изреченными «дохновением Духа» (ἐπιπνοίᾳ τοῦ Πνεύματος – 4-я песнь канона Октоиха 2-го гласа, из ирмосов осмогласника 13-ый).

Подробнее...

Мелиоранский Б. М. Новооткрытые LOGIA IESOU, как церковно-исторический источник.

Λόγια Ἰησοῦ. Sayings of our Lord, discovered and edited by Bernard P. Grenfell and Arthur Hunt, London, 1897.

Adolf Harnack, Ueber die jüngst entdeckten Sprüche Jesu. Freiburg, 1897.

G. Heinrici, Λόγια Ἰησοῦ (две рецензии в Theologische Litteraturzeitung, 1897, № 17, ст. 449–457).

Theodor Zahn, Die jüngst gefundenen Aussprüche Jesu. Theologisches Litteraturblatt, 1897, №№ 35 и 36, ст. 417–420, 425–431.

Henry Redpath, The so-called Logia and their relation to the canonical Scriptures. The Expositor, 1897, сентября, 224–230.

John A. Cross, The sayings of Jesus. The Expositor, 1897, октября, 257–267.

Аграфов, Незаписанные в евангелии изречения Христа Спасителя и новооткрытые изречения Его. Христ. Чтение, 1987, октябрь, стр. 488–505, и отдельно, Спб. 1897.

 

Уже полтора приблизительно века умы и сердца образованного мира волнует поднятый «литературой просвещения» вопрос об отношении «Христа истории» к «Христу предания», иначе – о достоверности Евангелий. Глубокий, жгучий интерес к нему внутренне понятен всем нам и, следовательно, законен; но вместе с тем нельзя не сказать, что ученому, в глазах которого Евангелия, почему то ни было, утратили достоверность, приходится вести разработку евангельской истории в очень невыгодных для научной работы условиях. Дело в том, что, совершенно независимо от личных отношений отдельных исследователей к религии, между ними не может быть спора насчет исторической ценности Евангелий сравнительно с другими источниками: для своего особого предмета, то есть, для истории жизни и для содержания проповеди Иисуса Христа, это безмерно лучшие источники из всех существующих. Только для обстановки евангельской истории, для её побочных тем наука располагает довольно обильными и недурного качества поверочными средствами. 

Подробнее...

Варсонофий (Верёвкин), игумен. Проповедь в Великий Пяток.

1. Когда дети соберутся ко гробу отца, то после слез и сетования первым делом их бывает узнать последнюю волю умершего, узнать его завещание. В прошедшие дни, братие, и мы сетовали, воздыхали и молились, воспоминая страдания и смерть Господа нашего. Время теперь, окру¬жая гроб Его, узнать и Его последнюю волю о нас. Не мо¬жет быть, чтобы Он отошел от нас к Отцу, не оставив нам какого-либо завещания. Но вот и книга завета на персях Его! Дерзнем, братие, дерзнем разогнуть сию Священную книгу, да увидим и услышим, что речет о нас Господь.

2. В прощальной беседе Господь говорит: «Заповедь но¬вую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13, 34). Спросим себя: любим ли мы друг друга, любим ли ближнего своего и этим исполняем ли заповедь Христову? Увы! К великому сожалению – нет. Злоба и ненависть, осуждение ближнего на каждом шагу у нас. С неприязнью, с нелюбовью относимся мы к ближ¬нему своему. А почему? Да потому, что не любим Господа своего. Если бы мы любили Его, то все заповеди Его со¬блюдали бы свято. Теперь здесь, перед святым гробом, уместно дать отчет о своем отношении ко Христу.

3. С кем мы? С друзьями Его или с врагами? Прав¬да, сейчас мы будем подходить к сему святому гро¬бу, поклоняться и лобызать пречистыя язвы Госпо¬да. Но ведь этого приближения мало. Приближались к Нему усты своими и враги Его и устами чтили Его, сердце же их далече отстояло от Него (Ср.: Мф. 15, 8). И мы, братие, воспеваем ныне славу Божественного Страдальца, но где ныне сердца наши? Не далече ли они от Христа? Не зем¬ные ли заботы их наполняют? Не остались ли они непримиренными с обидевшими нас? Не остались ли они неотрешенными от «похоти плоти, от похоти очес и гордости житейской»? (См.: 1Ин. 2, 16). К кому мы можем причислить себя? К вер¬ным ли Ему предстоятелям у креста или же, наоборот, к врагам Его?

Подробнее...

Лопухин А. П. Голос истории против отрицательной критики.

(Несостоятельность основного аргумента отрицательной критики о неподлинности Пятокнижия Моисеева пред лицом новейших историко-археологических открытий)

Печально наблюдать, какие усилия новейшая отрицательная критика употребляет к тому, чтобы подорвать в сознании новейшего человечества веру в боговдохновенность Библии. Она стремится к этой цели с достойным лучшего дела усердием и пользуется всяким поводом для того, чтобы набросить тень сомнения, или и совершенно подорвать доверие к тому или другому библейскому факту или к целым священным книгам. Эта печальная работа критицизма началась впрочем уже давно, еще в прошлом веке; но никогда она еще не принимала таких опасных размеров, как именно теперь. В прежнее время результаты отрицательной критики были лишь достоянием немногих адептов науки, которые свысока смотрели на окружающую их толпу, не считая ее способной воспринимать глубочайшие плоды научно-критического изыскания, и потому эти результаты не имели существенного влияния на религиозное настроение человечества. Многие ученые критики и тогда уже высказывали самые крайние мнения, но так как они (за немногими исключениями) не выходили из сферы ученых изданий, пугающих и доселе обыкновенных людей мудростью непостижимой терминологии, то и не причиняли непосредственно большого вреда. Совершенно иное дело теперь. Наш век, при своих демократических тенденциях, внес сильную дозу демократизма и в область научных изысканий, и всякое так называемое открытие старается возможно скорее провесть в сознание массы, которая в свою очередь, с свойственною ей впечатлительностью, хватается за всякое «новое слово» научного знания, видя в нем новое откровение. Вот почему теперь отрицательные идеи можно постоянно встречать в самых популярных книгах; но еще печальнее то, что эти идеи принимаются уже как нечто общепризнанное даже в общих курсах истории и притом не только за границей, но и у нас. Достаточно указать на вышедшие недавно и широко распространенный в русской публике такие издания, как «Всемирная история» Иегера и «Древняя история народов востока» Масперо, в которых отрицательные идеи с видом научной серьезности преподносятся читающей публике без всяких оговорок, как нечто действительно уже получившее право гражданства в науке1. 

Подробнее...

Барсов М. Апокалипсис.

СБОРНИК СТАТЕЙ

 

ПО ИСТОЛКОВАТЕЛЬНОМУ И НАЗИДАТЕЛЬНОМУ

 

ЧТЕНИЮ

 

АПОКАЛИПСИСА

 

С БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ УКАЗАТЕЛЕМ

 

Составил Инспектор Симбирской Духовной Семинарии

 

М.Барсов

 

Я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть.

 

Апок. VI.

 

 

 

ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ГРУППА СВЯТО-ТРОИЦЕ-СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ "СКИТ"

Подробнее...

Лопухин А. П. Даниил.

Толковая Библия
или комментарий на все книги

Священного Писания
Ветхого и Нового Заветов.
А. П. Лопухина. 

 

Книга пророка Даниила.

 

Издание исправленное и дополненное, 2003 год.

Интернет-версия под общей редакцией

Его Преосвященства Александра (Милеанта),

Епископа Буэнос-Айресского и Южно-Американского.

 

Подробнее...

Александр (Милеант). Священное Писание о Церкви.

Содержание

 

Введение

Церковь — Царство Божие

Раскрытие природы Церкви в образных сравнениях

Ветхозаветные тексты. Церковь в образе горы (Сион)

Небесно-земная Церковь

Непобедимость Церкви

Церковь пребывает в истине

Святость Церкви

Иерархия и священство необходимы Церкви

Значение Апостольского Предания

Как относиться к "внешним"

Жизнь Церкви — возрастание в любви

Заключение

 

Введение

 

Христианам апостольских времен не надо было объяснять, что такое Церковь, потому что они составляли ее и жили ею. После 16-го столетия, с появлением всевозможных сект, понятие о Церкви в христианском мире становилось все более и более расплывчатым. Тем не менее истинная Церковь, непрерывно восходящая к апостольской Церкви, существует и в наше время и будет существовать до конца мира. Чтобы уяснить природу Церкви и в чем состоит ее жизнь, мы приводим здесь учение о ней Священного Писания. Тексты Писания помещены по темам и сопровождены краткими пояснениями; более обстоятельные пояснения потребовали бы несколько объемистых книг. Таким образом, данная брошюра является скорее справочником, чем всесторонним изложением учения о Церкви.

Подробнее...

Вениамин (Федченков), митрополит. Рождество Пресвятой Богородицы.

I. Величание Богородицы

 

Никогда заранее не узнаешь: что именно упадет тебе на душу от начинающегося праздника; и в особенности не догадаешься (да и не нужно): с чего именно прежде всего начнет душа воспринимать праздник; или: что даст прежде всего благодать праздничная. Потому думаю, – лучше всего достойно приготовляясь, ничего искусственно не придумывать, а смиренно предоставить себя благодати Божией, особенно – в храме.

Вот как было со мною на этот праздник.

Пришел я к вечерне без всяких мыслей… Разве одно предположение мелькало иногда: «Этот праздник не даст ни особенных чувств, ни выдающихся мыслей». Но, с другой стороны, стало от этого предположения еще интереснее: «А если они будут, то какие же именно переживания?» И это оставалось драгоценной загадкой: что Богородица даст?

Подробнее...

Битбунов Г. Рождество Пресвятой Богородицы. Событие праздника и его эортологическая динамика.

Рождество Пресвятой Богородицы можно, по словам святого Андрея Критского, назвать «началом праздников», хотя этот Богородичный непереходящий праздник едва ли не последний из двунадесятых по времени своего появления в Церкви.

С точки зрения вероучения, рождение Пресвятой Богородицы, Матери Иисуса Христа, не было событием случайным и обычным, ибо Ей была отведена важная роль в осуществлении Божественного плана спасения человечества. О Ее рождении еще задолго до этого события содержится много предсказаний в ветхозаветных пророчествах и прообразах (чудесное произрастание; рождение Эммануила (Богочеловека) от Девы; врата, чрез которые пройдет Господь, но врата те останутся по-прежнему закрыты и проч. См.: Ис. 7: 14; Иез. 44: 1–3 и др.).

Подробнее...

РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.

РОЖДЕСТВО́ ПРЕСВЯТО́Й БОГОРО́ДИЦЫ  (греч. Γενέθλιον τῆς ΥπεραγαςΘεοτϰου, лат. Nativitas Beatae Mariae Vir­ginis), хри­сти­ан­ский празд­ник, по­свя­щён­ный ро­ж­де­нию Де­вы Ма­рии, ко­то­рой пред­на­зна­че­но бы­ло стать Бо­го­ро­ди­цей, ма­те­рью Ии­су­са Хри­ста. В боль­шин­ст­ве хри­сти­ан­ских церк­вей (за ис­клю­че­ни­ем про­тес­тант­ских) от­ме­ча­ет­ся 8(21) сент. В пра­во­слав­ной тра­ди­ции – пер­вый дву­на­де­ся­тый празд­ник с на­ча­ла бо­го­слу­жеб­но­го го­да.

Со­глас­но апок­ри­фич. пре­да­нию (ка­но­нич. Еван­ге­лия об этом не упо­ми­на­ют), Де­ва Ма­рия ро­ди­лась у по­жи­лой евр. суп­ру­же­ской че­ты Ио­а­ки­ма и Ан­ны, дол­го тер­пев­ших «по­но­ше­ния бес­чад­ст­ва» (бес­пло­дие в Вет­хом За­ве­те рас­смат­ри­ва­лось как на­ка­за­ние Бо­жие за гре­хи). Од­на­ж­ды в Ие­ру­са­лим­ском хра­ме Ио­а­ки­му ука­за­ли на бес­пло­дие его бра­ка и от­верг­ли его жерт­ву. «По­срам­лён­ный пе­ред на­ро­дом» ста­рец уда­лил­ся в пус­ты­ню, дав обет не воз­вра­щать­ся до по­лу­че­ния зна­ме­ния свы­ше. В это же вре­мя его же­на Ан­на, мо­лясь Бо­гу о да­ро­ва­нии ча­да, уви­де­ла во дво­ре сре­ди лав­ро­вых вет­вей гнез­до ед­ва опе­рив­ших­ся птиц. Ис­пы­та­ния ве­ры суп­ру­гов на этом за­вер­ши­лись; обо­им явил­ся ан­гел и объ­я­вил о ско­ром ро­ж­де­нии до­че­ри Ма­рии (евр. Ма­ри­ам – гос­по­жа, кня­ги­ня). Суп­ру­ги обе­ща­ли при­нес­ти ди­тя в дар Бо­гу, для че­го де­воч­ка вос­пи­ты­ва­лась в ри­ту­аль­ной чис­то­те.

Не­воз­мож­ное по че­ло­ве­че­ским мер­кам ро­ж­де­ние Ма­рии от по­жи­лых ро­ди­те­лей по­вто­ря­ет чу­до ро­ж­де­ния Её пред­ка Исаа­ка у пре­ста­ре­лых Ав­раа­ма и Сар­ры как про­дол­же­ние биб­лей­ской те­мы «ис­про­шен­ных у Бо­га» де­тей, ко­то­рым пред­стоя­ло ве­ли­кое бу­ду­щее (Ио­сифСа­му­илИо­анн Кре­сти­тель).

Подробнее...