Антоний (Храповицкий), митрополит. О загробной жизни и вечных мучениях.

Мы привыкли представлять себе загробную участь грешников по притче о Богатом и Лазаре. Осужденные в адском пламени будут тщетно оплакивать свои грехи и безуспешно взывать к Богу и святым о помиловании: покаяние от умерших не принимается, исправляться уже поздно! – Почему это так? Почему душа, осудившая свои падения и изменившая настроение, всё-таки отвергается Божественным правосудием, это остается непонятным.

Отсюда весьма естественные попытки создать вымыслы о каком-то новом всеобщем примирении-апокатастасисе. Но это учение осуждено Церковью и оригенисты признаны еретиками. Да и вполне последовательно: все попытки толковать вечность мучений, как весьма большую продолжительность, но не бесконечность, противоречат слову Божию и преданию Церкви. Достаточно указать на слова Божии у Исаии: «Червь их не умрет и огонь их не угаснет» (66, 24). Эти слова уже невозможно перетолковать в пользу большой продолжительности вечных мучений, ибо прямо указано, что конца им не будет. (Ср. Откр. 14, 11; 20, 10).

Подробнее...

Рудаков А. П. Священная история Нового Завета.

Священная история Нового Завета

Священная история Нового Завета

составленная протоиереем

Александром Рудаковым

 

Москва 2005

По благословению Его Высокопреосвященства
Высокопреосвященнейшего Агафангела,
митрополита Одесского и Измаильского*.

 

 

Составитель Протоиерей Александр Рудаков.
Священная история Нового Завета. - М: ОБРАЗ, 2005. -160 с.

* По изданию Одесса: Изд-во Весть, 1996

© ОБРАЗ, 2005

Подробнее...

Лопухин А. П. Земля и собственность по законам Моисея.

Вопрос о законах относительно земли и собственности, важный и интересный по существу предмета во всяком народном праве, полу часть еще более интереса в Моисеевом праве, основанном на исключительных началах. У всех других народов законы относительно земли и собственности, – важнейшей части общественно-государственного права, составляющей материальную основу народной жизни, – суть произведение обыкновенных естественноисторических условий, и потому носят на себе неизгладимую печать несовершенства, ненормальности и всевозможных неизбежных в человеческом создании или учреждении недостатков. Иное дело в Моисеевом праве. Здесь законы о земле и собственности изъяты из под влияния естественноисторических условий, составляют Дело Иеговы, Который Сам устанавливает как общий для них принцип, так и частные определения. Отсюда эти законы здесь получают особенный характер, отличающий их от подобных законов других народов, и представляют особенный интерес для исследователя.

Подробнее...

Ковшов М. В. Богословское значение категории общения (koinōnia) в посланиях святого апостола Павла.

Доклад преподавателя МДА М. В. Ковшова на VI Всероссийских научно-образовательных Знаменских чтениях (г. Курск, 22 марта – 25 марта 2010 г.) Публикация осуществлена при финансовой поддержке РГНФ, проект No. 10-04-00133а.

13 апреля 2010 г.

 

Понятие общения занимает центральное место в известных философских направлениях XX в., среди которых нельзя не упомянуть православное богословие личности. В этой связи особый интерес представляет новозаветное понимание общения, в особенности в посланиях святого апостола Павла, в которых данная категория употребляется чаще всего (13 раз из 19).

Подробнее...

Терновский С. Г. Толкование особых изречений в Церковной Псалтири, изложенное по руководству св. Отцов Церкви.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие к изданию 1891 г.

Предисловие прот. С.Терновского

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Пс.11:9.........Окрест нечестивии ходят, по высоте Твоей умножил еси сыны человеческия.
Пс.15:7.........Еще же и до нощи наказаша мя утробы моя.
Пс.16:13,14.....Избави душу мою от нечестиваго, оружие Твое от враг руки Твоея.
Пс.21.3.........Боже мой, воззову во дни и не услышиши, и в нощи, и не в безумие мне.
Пс.36:4.........Насладися Господеви, и даст ти прошения сердца твоего.
Пс.36:37........Храни незлобие и виждь правоту, яко есть останок человеку мирну.
Пс.58:7.........Возвратятся на вечер и взалчут яко пес, и обыдут град.
Пс.58:13,14.....Яти да будут в гордыни своей, и от клятвы и лжи возвестятся в кончине.
Пс.63:7,8,9.....Испыташа беззаконие: исчезоша испытающии испытания приступит человек и сердце.
Пс.73:20........Исполнишася помраченнии земли домов беззаконий.
Пс.74:7.........Ниже от исход ниже от запад ниже от пустых гор.
Пс.75:11........Яко помышление человеческое исповестся Тебе, и останок помышления празднует Ти.
Пс.76:20........В море путие Твои, и стези Твоя.

Подробнее...

Аркадий (Остальский), священномученик. Слово о Кресте.

Как часто в наше время приходится православному христианину слышать хулу на Крест Христов!

Сектанты называют православных неразумными и идолопоклонниками за почитание священных изображений – икон и святого Креста. «Креста нельзя почитать, – говорят они, – потому что крест Богом проклят: «Проклят всяк, висящий на древе» (Гал. 3:13). Кто из нас стал бы почитать дерево, на котором повесили нашего отца? – А православные почитают именно такое дерево».

Но нам есть, что ответить на эти сектантские возражения. Православные не идолопоклонники: идолопоклонниками называются люди, которые сами изображения признают за божество. Например, сделают изображение наподобие человека и верят, что это изображение и есть всемогущий, все создавший бог.

Но православные никогда не верили и не верят, что икона или Крест есть Бог. Почитают они святые изображения как память о Боге, как образы Бога, напоминающие нам Самого Бога. Ведь и сектанты почитают Святое Евангелие, но от этого себя идолопоклонниками не называют.

Подробнее...

Рождественский А. Советы для властителей в книге Иисуса сына Сирахова.

К тому времени, когда жил и писал свою книгу премудрый Иисус, сын Сирахов, народ еврейский пережил множество превратностей судьбы, и лучшие люди его могли накопить большой запас исторических наблюдений. Они видели, как благоденствовал народ еврейский при своих благочестивых царях и какие несчастия постигли его тогда, когда цари его, и сам народ вслед за ними, изменили своему Богу, впали в нечестие и гордость. Падение царства израильского и иудейского, разрушение Иерусалима и храма и тяжкий плен вавилонский были заслуженным наказанием народа еврейского за его нечестие. Мало того, выселенные из родной страны и рассеянные среди других народов, действовавших тогда на арене всемирной истории, лучшие люди избранного народа Божия, руководимые своими пророками, ясно видели, как сменялись в борьбе за преобладание одно царство за другим, и могли проникать в те причины, которые вызывали падение недавно еще могущественных царств. Одною из таких причин была нечеловеческая гордость правителей, в упоении всемирных завоеваний позабывших о том, что и над ними есть Владыка небесный. Вспомним о Навуходоносора и других царях вавилонских (Дан. 4, 27, Ис. 14,13–14, Иep. 50, 31–32). Вот почему сын Сирахов, говоря о качествах мудрого правителя, особенно предостерегает его против гордости, указывая и на судьбу царств, доведенных до падения гордостью правителей, и на ничтожность человека, после смерти достающегося в удел червям и насекомым. «Не подобает человеку гордость», говорит премудрый, «и рожденному женою – необузданный гнев», как проявление гордости, нетерпимости к чужим слабостям.

Подробнее...

Карташёв А. В. Толкование 67 псалма.

Псалтирь, заполняющая своими речениями наше богослужение, кажется и общеизвестной и общепонятной. Но это далеко не характерно для всех текстов ее. Уже читатели кафизм знают, как много в псалмах мест полупонятных и совсем непонятных. Лишь научно-богословское чтение псалтири открывает глаза на множество неодолимых трудностей в текстах псалмов, к тому же расходящихся в двух основных изводах – еврейском и греческом.

Есть острая потребность иметь на русском языке свежее пособие к толковому чтению псалтири. Прежние русские пособия (Eп. Палладия, X. Орды и Гавриловского в «Толк. Библии»), помимо их ненаходимости, надо признать и крайне устарелыми. Новейшая филологическая экзегетика уполномочивает нас дать любознательному читателю гораздо более солидную помощь в разгадке особенно темной буквы псалмов. Для примера, берем 67-ой псалом, прославленный своей непонятностью.

Читатель должен иметь пред собой и русский текст (соответствующий оригиналу еврейскому) и церковно-славянский (соответствующий своему оригиналу греческому).

Подробнее...

Митрополит Вениамин (Федченков). Письма о двунадесятых праздниках. Обрезание Господне – день Закона Божия.

Митрополит Вениамин (Федченков) объясняет смысл праздника Обрезания Господня, а также причины того, почему этот день не стал торжеством, подобным Рождеству или Пасхе.

Подробнее...

Десницкий А. С. Сорок вопросов о Библии.

Содержание

От автора

1. Почему Библии бывают разными? Откуда взялась Библия? Библия – это канон Библия – это перевод Библия – это интерпретация текста 2. Что такое богодухновенность? Бог и человек – соавторы Как это получилось? Авторство, авторитет, непогрешимость 3. Что такое библейский канон? Канон – это образец Чужие книги Что же читать в Церкви? Есть ли граница между Писанием и Преданием? 4. Как соотносятся Писание и Предание? А что есть Предание? Писание в центре Предания Предание как понимание 5. Что такое апокрифы? Книги на границе Библии Ветхозаветные апокрифы «Иное благовестие» Сразу после Библии 6. Зачем христианину Ветхий Завет? Сдаем пол-Библии в музей? Ступени в небо Закон как детоводитель Мы выросли из Ветхого Завета? Будьте святы! 7. Откуда в Библии разночтения? А дошел ли до нас оригинал? Копии с копий Септуагинта и Масоретский текст Новозаветные вариации Разные взгляды на единый Лик 8. Противоречит ли Библия современной науке? Наука и чудо Язык описания и мировоззрение А как это было на самом деле? 9. Достоверна ли Библия как исторический источник? Объективность источника? Археология как критерий подлинности? Пробелы и несовпадения Проблема чисел 10. Так говорит Библия – или ее толкователь? «Ты читай, что написано!» Многозначность пророчеств Наука или традиция? «Сообразуясь с духом века сего» 11. Как распознать неверное толкование? Манипуляции текстом «В оригинале употреблено слово…» «Библейскому мировоззрению соответствует…» «А на самом деле там происходило вот что…» «Вот и Библия выступает в поддержку…» 

Подробнее...