Сумароков А. П. Духовныя стихотворения, или преложение псалмов.

Книга I — с. 317 (из 1 пс.: Блажен муж — с. 317; из 2 пс.: Вскую шаташася языцы — с. 317; из 3 пс.: Господи что ся умножиша стужающии мя — с. 317; из 4 пс.: Внегда призвати ми — с. 318; из 5 пс.: Глаголы моя внуши Господи — с. 318; из 6 пс.: Господи, да не яростию Твоею — с. 318; из 7 пс.: Господи Боже мой, на Тя уповах — с. 319; из 8 пс.: Господи, Господь наш, яко чудно имя Твое — с. 319).

 

Книга II — с. 319 (из 9 пс.: Исповемся тебе Господи — с. 319; из 10 пс.: На Господа уповах, како речете — с. 320; из 11 пс.: Спася мя Господи, яко оскуде преподобный — с. 320; из 12 пс.: Доколь Господи, забудеши мя до конца — с. 320; из 13 пс.: Рече безумен в сердце своем — с. 321; из 14 пс.: Господи, кто обитает в жилище Твоем — с. 321; из 15 пс.: Сохрани мя Господи, яко на Тя уповах — с. 321; из 16 пс.: Услыши, Господи, правду мою — с. 321).

 

Книга III — с. 322 (из 17 пс.: Возлюблю тя, Господи, крепосте моя — с. 322; из 18 пс.: Небеса поведают славу Божию — с. 322; из 19 пс.: Услышит мя Господь в день печали — с. 323; из 20 пс.: Господи, силою Твоею возвеселится царь — с. 323; из 21 пс.: Боже, Боже мой, вонми ми — с. 323; из 22 пс.: Господь пасет мя, и ничто же мя лишит — с. 323; из 23 пс.: Господня земля, и исполнение ея — с. 34).

Подробнее...

Сорокин В. Завет Божий и урок грехопадения.

«Раб рабов будет он у братьев своих»

 

(Быт. IX, 25)

 

Премудрое и спасительное попечение Творца с первых же мгновений после грехопадения предоставило человеку возможности увидеть и почувствовать разницу того, что значит слышать непосредственно «голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня» (Быт. III, 8) и что значит стыдливо скрываться «от лица Господа Бога между деревьями рая» (Быт. III, 8).

 

Следовавшие сразу же после грехопадения события свидетельствуют, насколько тесным было единство человека с окружающим его миром и к каким последствиям повело несоблюдение Завета Божиего. Грехопадение человека привело к оскудению в человеке, а затем и во всем человечестве Божественной любви и доверия, к утрате мира и справедливости, что обусловило распад человеческих отношений.

Подробнее...

Протоиерей Николай Соколов. Ветхий Завет. Курс лекций. Часть первая.

Подробнее...

Соколов Д. Назначение женщины по учению Слова Божия

Печатается по четвертому изданию
"Назначение женщины по учению Слова Божия". СПб, 1898 г.
("Отъ С. Петербургскаго Духовного Цензурного Комитета печатать дозволяется.
С, Петербургъ, Июля 14 дня 1898 года. Старший цензоръ, Архимандрить Климентий".)

Первое издание труда протоиерея Димитрия Соколова "Назначение женщины" пришлось на время жарких споров в российском обществе об эмансипации женщин. Востребованность книги была необыкновенна, она неоднократно переиздавалась и воспринималась, как лучшее лекарство для воспаленных и растленных умов. В сегодняшние времена так называемой феминизации далеко не лишним будет напоминание о великом назначении женщины в свете Священного Писания.

Подробнее...

Сидорова С. Любовь божественная и человеческая.

РАЗМЫШЛЕНИЕ О КНИГЕ ИОВА

     Человеку свойственна неиссякаемая жажда любить и быть любимым. Любовь — познание, радостное ощущение себя в другом, другого в себе. Когда Господь приводит Еву к Адаму, он сразу же узнает ее как “кость от костей, плоть от плоти” своей (Быт 2:23), то есть осознает ее сопричастность себе. Это единение двух любящих людей дает чувство полноты; такая любовь — дар Божественной любви, который приемлется послушанием и помогает человеку обрести благую часть в Боге.

     После грехопадения, отторгнув по своей воле животворящую благодать, человек теряет целостность мировидения. Мир из радостного и любимого становится мрачным и враждебным. Человек утрачивает взаимосвязь ума и сердца, лишаясь единения с другими, а тем самым и возможности Богообщения.

     Оставление человеком “первой любви” влечет за собой “умножение беззакония” и приведет, в конце концов, к тому, что “во многих охладеет любовь”, то есть произойдет окончательное отторжение человека от Бога, ведущее к смерти (см. Откр 2:4; Мф 24:12).

     Ничего более страшного с человеком уже не может случиться, ибо, как сказал герой одного из фильмов Андрея Тарковского, “человек погибает без вселенской любви”.

Подробнее...

Епископ Серафим (Сигрист). США. Книга Откровения в православном богослужении и внутренней духовной жизни.

Я избрал такое длинное название, «Книга Откровения в православном богослужении и внутренней духовной жизни», чтобы подчеркнуть, что это статья — не ученые заметки библеиста, а размышление над ситуацией, сложившейся в церквах и в нашей жизни как отдельных христиан.

Подробнее...

Селезнев М. Амос 7:14 и пророческая риторика.

Cтолкновение пророка Амоса со священником Амазией (Ам 7) неизменно привлекает к себе внимание и богословов, и историков религиозной жизни древнего Израиля, и исследователей библейской литературы. Ведь в пророческих книгах мы, как правило, встречаемся с монологом пророка, в то время как здесь перед нами разыгрывается целая маленькая драма с двумя действующими лицами и предельно острым сюжетом. Амазия, Бет-эльский священник (верховный священник Бет-эльского святилища?), будучи напуган речами Амоса против Израильского царства, приказывает Амосу удалиться из Бет-эля:

— Уходи-ка ты, провидец, в Иудейскую землю. Там будешь добывать себе пропитание, там и пророчествовать будешь. А в Бет-эле больше не пророчествуй. Это святилище царя, царское здание.

Амос отвечает:

—  Я не пророк Я не член пророческого братства Я пастух и надрезатель сикомор.

И тут же, рассказав о своем призвании, Амос возвещает Амазии о гневе Бога против него и о грядущей каре:

Но Господь призвал меня от хождения за овцами (когда я пас овец),

и сказал: "Иди, пророчествуй народу Моему, Израилю».

Подробнее...

Резниченко А. Новозаветное учение о «Царстве Божием» и его судьба.

История текста Протоколов семинара С.Н. Булгакова «Новозаветное учение о Царствии Божием» сложна и запутана. С одной стороны, он упоминается как некая богословская статья во всех наиболее авторитетных исследованиях булгаковского творчества, с другой, - даже простое библиографическое описание этой статьи дается по меньшей мере противоречиво. Так, Л.А.Зандер, наиболее известный в культуре эмиграции исследователь (и последователь) о. Сергия, в библиографической части своего двухтомника «Бог и мир» относит, как он их называет, «Протоколы семинария «Новозаветное учение о Царствии Божием»» в раздел III «Богословские труды» в качестве статьи, опубликованной в пражско-парижском «Духовном мире студенчества» в трех выпусках, указывая при этом лишь общее число страниц, выпуск I в № 3, «стр. 23»; выпуск II в № 4, «стр. 24»; вып. III в № 5 «(Paris), стр. 25». Однако в био-библиографии, принадлежащей перу духовной дочери Булгакова, монахини Елены; в библиографии Климента Наумова – в во многом повторяющей ее (и ее недочеты) современной библиографии В. Акулинина этот текст описан иначе: у Климента Наумова – как «НОВОЗАВЕТНОЕ УЧЕНИЕ О ЦАРСТВИИ БОЖИЕМ». Протоколы семинария проф. прот. С.Н. Булгакова. – Духовный мир студенчества, 1923, № 3 р. 47-69; 1925, № 5 р. 48-60» (позиция 212 библиографии), у монахини Елены – «Новозаветное учение о Царствии Божием. Протоколы семинара проф. прот. С.Н. Булгакова» и, соответственно, тоже только третий и пятый номера «Духовного мира студенчества»; у В. Акулинина – «Новозаветное учение о Царствии Божием: Протоколы семинария проф. прот. С.Н. Булгакова // Духовный мир студенчества. Прага, 1923. № 3. С. 47-69; 1925. № 5. С. 48-60». Как видим, само название текста немного варьируется от описания к описанию; по-разному указываются номера журнала (3,4 и 5 у Зандера, 3 и 5 – у Наумова и монахини Елены) и даже количество страниц – а, следовательно, и объем самого текста[2].

Подробнее...

Посадский Н. С. Я с вами до скончания века…

Последние дни пребывания Господа на земле

Три с половиною года служения Господа нашего Иисуса Христа спасению человеческого рода приближались к концу.

Подробнее...

Перро Ш. Павел и воскресение Иисуса

Оп.: «СИМВОЛ» №39. Июль 1998. Стр. 27-39/

Как апостол Павел говорит о воскресении Иисуса и какой смысл он ему придает?2 Или, точнее: как говорит он о встрече с Воскресшим по пути в Дамаск? Первый вопрос важен потому, что письменные сообщения апостола являются в литературном отношении самыми древними в Новом Завете. Говорить о воскресении Иисуса у Павла означает раскрывать первый (или один из первых) христианских языков, повествующих об этом наиболее важном для зарождающихся общин событии. При описании одной и той же фундаментальной действительности христианские языки действительно отличаются друг от друга в зависимости от религиозных групп, различных миссионерских целей и культурной среды. Древнейшее литературное свидетельство содержится в Первом послании к Фессалоникийцам, которое возникло почти наверняка в 50-51 гг. в лоне эллино-христианской общины. Возможно, иудео-христианские традиции предшествовали ему; они были включены апостолом, а затем евангелистами. Тем не менее, это сочинение Павла остается исходным при литературной датировке. То есть речь идет о литературном и историческом интересе к свидетельству апостола о воскресении в этом послании и в других подлинных сочинениях Павла, в частности, в посланиях к Галатам, Коринфянам и Римлянам.

Подробнее...