Книга Премудрости Соломона и античная философия

В первом параграфе из текста книги Премудрости извлекаются места сходные с суждениями античной философии, и подтверждается, таким образом, особый эллинистически-умозрительный окрас большинства памятников иудейско-александрийской литературы. Во второй же части это суждение отвергается, а влияние философии в книге Премудрости признается незначительным и второстепенным, при этом обсуждаются общие как сходства, так и различия библейского мышления и античной рациональности.

Подробнее...

Аккадская литература о Потопе

Аккадская литература о Потопе. Эпос «Когда боги, подобно людям...».

Первые тексты (нелитературного содержания) на аккадском языке появляются в Двуречье примерно в середине 3 тысячелетия до н. э., то есть в то время, когда уже существовали шумерские литературные произведения. Но при этом некоторые древнейшие шумерские тексты написаны писцами, носящими семитские имена. Вместе с тем основное количество шумерских литературных памятников дошло до нас от периода между 2000 и 1800 годами до н. э. – от того времени, когда шумерский, по всей видимости, уже не был разговорным языком. Основная масса аккадских литературных текстов появляется после 18000 – 1740 годов до н. э. (1739 – год разгрома южных городов Месопотамии царем Самсуклуна, сыном Хаммурапи, и гибели э-дуббы, шумерской чиновничьей школы) – во второй половине II тысячелетия – не только по-аккадски, но и все еще по-шумерски. Мы не всегда можем сказать, на каком же именно языке был создан памятник первоначально – на шумерском или аккадском: переводы с одного языка на другой выполнялись регулярно, особенно когда речь шла о гимнах, молитвах, богослужениях. Создается впечатление, что для жителей древнего Двуречья не играло существенной роли, на каком языке написано сочинение. Например, в одном аккадском каталоге, содержащем заглавия и первые строки ритуальных и литературных текстов, аккадские и шумерские названия перемешаны. Видимо, какие-то иные критерии, а не языковая принадлежность, определяют в данном случае культурную основу литературного труда.[1]

Подробнее...

Антоний Сурожский: толкование заповедей блаженств и Нагорной проповеди Христа.

Святой евангелист Матфей стремится показать жизнь Иисуса как исполнение мессианских пророчеств. Для него и для его аудитории большую роль играет принадлежность Господа к мессианскому роду Давидову (титул «Сын Давидов»). Многие моменты евангельской истории сопоставляются с пророчествами. Обетованный Мессия есть как бы второй Моисей, установитель Нового Завета, сменяющего Ветхий. Подобно Моисею, Христос постится 40 дней, Он возвещает новые заповеди на горе (5:1). Нагорная проповедь Иисуса Христа во многом построена как развитие Закона Моисеева и окончательное его восполнение (с отменой некоторых старых установлений). 

Подробнее...

Археологические памятники времени единого Израильского царства

Трудно судить по отрывочным данным о строительной деятельности израильтян в первой половине 10 века до Р. Х. Создается впечатление, что принципы ее лишь вырабатывались с использованием традиций предшественников, соседей и противников. Вероятно, мизерность строительных свидетельств времени Саула и Давида[1] может быть связана с неослабевающим военным напряжением, отнюдь не способствующим ни созданию, ни сохранности архитектурных комплексов. Более стабильное, отмеченное установлением широких, распространившихся до Киликии, Египта, Месопотамии и Южной Аравии торговых и культурных связей время Соломона (965-928 гг. до Р.Х.) могло обусловить заметную активизацию, как строительной деятельности, так и прочих ремесел. В подтверждение этого уместно вспомнить слова Соломона, обращенные к другу Давида Хираму, царю финикийского города Тира, в сообщении о замысле построения храма в Иерусалиме: «Ты знаешь, что Давид, отец мой, не мог построить дом имени Господа, Бога своего, по причине войн с окрестными народами, доколе Господь не покорил их стопы ног его. Ныне же Господь, Бог мой даровал мне покой отовсюду: нет противника и нет более препон. И вот, я намерен построить дом имени Господа, Бога моего…» (3Цар 5:3-5).[2]

Подробнее...

Понятие «μίμησις» в теологии святого апостола Павла.

Предпосылки понятия «мимезис» в теологии святого апостола Павла

Теологические и социокультурные предпосылки возникновения богословских взглядов святого апостола Павла.

Теологическая система апостола Павла представляет собой внешне сложную (ведь в ее составе переплетаются этические, религиозные, мистические и социальные тематики) и внутренне стройную (это комплексная богословская структура освящается единой интуитивной идеей о принятии благодати Божьей через жизнь во Христе) конструкцию мысли, повлиявшей на всю последующую западную христианскую цивилизацию. 

Подробнее...

Библейское учение о Мессии. Краткий обзор.

Религия Ветхого Завета основывается на Откровении, которое Бог дал определенным людям в определенных местах и при определенных обстоятельствах, на вторжении Бога в определенные моменты времени в историю человечества. В Ветхом Завете мы встречаем такие темы как обетование, избранничество, Завет и Закон – это те золотые нити, которые сплетаются воедино в Пятикнижии и тянутся далее сквозь весь Ветхий Завет к Новому.Между Ветхим и Новым Заветами нет разрыва, они неотделимы друг от друга. Новый Завет в Ветхом скрывается, Ветхий в Новом – раскрывается. Но только благодаря Новому Завету человечество обладает всей полнотой Откровения Божия. Поэтому естественно и необходимо пользоваться Ветхим Заветом для толкования Нового и в той же мере, и даже более естественно и необходимо, рассматривать Ветхий Завет только в свете Нового. Блез Паскаль, например, говорит так: «Оба Завета взирают на Него (на Христа), Ветхий – как на свое упование, Новый – как на образец, и оба – как на свое кульминационное средоточие»[1]. Верно то, что Ветхий Завет свой полный смысл и значение приобретает только в Новом Завете. Мы не можем правильно понять даже этические истины Нового Завета, пока не увидим их истоки в Ветхом.

Подробнее...

Ветхозаветные пророчества о новом Моисее

Одна из наиболее часто используемых ветхозаветных параллелей – это уподобление Мессии «первому спасителю» - Моисею. Среди христиан подобная параллель появляется вместе с заявлением Христа: «...Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне» (Ин.5:46). Те, кто слушал Его, бывало, восклицали: «Мы нашли Того, о Котором писал Моисей в законе и пророки...» (Ин. 1:45). Говоря о Мессии, христианские теологи иногда используют такое понятие, как Moses redivivus - «Моисей, возвращенный к жизни» или «новый» Моисей. Это определение основывается на словах Петра и Стефана из Деяний 3:22 и 7:37, ссылавшихся на один стих из Писания.

Подробнее...

Вопрос авторства истории о Потопе

Вопросы о времени написания и авторстве необходимо рассматривать применительно не только к повествованию о Потопе и к книге Бытия в отдельности, но и применительно ко всему Пятикнижию в целом. Древнее предание однозначно называет автором пророка Моисея. Такие иудейские писатели как Иосиф Флавий и Филон Александрийский также ни сколько не сомневаются в авторстве Моисея. Флавий утверждает: «И вот, так как Моисей захотел дать своим собственным сородичам наставление именно в этом, то он, в противоположность всем прочим, начал не с изложения законов и законоположений, имеющих условное среди людей значение, но, направив внимание их на Божество и на устройство мироздания и убедив их в том, что мы, люди, лучшее из творений Господа Бога на земле, уже легко мог убедить их во всем, после того как расположил их, таким образом, к благочестию».[1]

Подробнее...

Вопросы местоположения ковчега и всемирности Потопа

Исторические вопросы местоположения ковчега и всемирности Потопа.

Обратимся теперь к другому вопросу, связанному с библейским повествованием. Как говорит нам Библия, в истории человечества имело место колоссальное событие потопа, который, согласно прямым указаниям Библии, был послан людям в наказание. Как нам следует относиться к этому повествованию?

Подробнее...

Воскресение Господа нашего Иисуса Христа в гомилиях митрополита Антония Сурожского

Живописно и с глубоким чувством рассказывает митрополит Антоний первую встречу учеников с воскресшим и прославленным Христом: «когда Христос явился апостолам, которые в переживании Его смерти на кресте пережили свою собственную смерть, Он не просто дал им новое продолжение земной жизни: внутри этой земной жизни Он дал им уже присутствие жизни вечной»

Подробнее...