Немезий Емесский. О природе человека. (Περι φύσεως ανθρώπου – De natura hominis).

Перевод с греческого с примечаниями, с приложением предисловий и словаря,

Ф. С. Владимирского.

ПОЧАЕВ.

Типография Почаево-Успенской Лавры.

1905.

________________________________________

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие переводчика III-XXXIV /текста нет/

Важнейшие предисловия к изданиям Немезия 1-18 /текста нет/

Глава 1: 19–39

Глава 2: О душе 40–67

Глава 3: О соединении души с телом 67–77

Глава 4: О теле 78–80

Глава 5: О стихиях 81–90

Глава 6: О способности представления 90–94

Подробнее...

Магницкий М. Судьба России.

И Карамзин, отдавая дань своему веку, перенесшему к нам из Франции философию по преданиям человеческим, и Карамзин тосковал о том, что Россия была под властью татар; и он сожалеет, что "сень варварства, омрачив горизонт России, сокрыла от нас Европу"; и он уверяет, что "россияне сих веков в сравнении с другими европейцами могли по справедливости назваться невеждами". После Карамзина мало-помалу другая философия овладела Россиею - немецкая философия; по стихиям мира. Эта философия то же самое воображает. Но иначе смотрит на вещи философия о Христе. Она не тоскует о том, что был татарский период, удаливший Россию от Европы. Она радуется тому, ибо видит, что угнетатели ее, татары были спасителями ее от Европы.

 

Известное дело, что татары не вмешивались в России в дела веры и со стороны их православная вера не претерпевала ни малейших повреждений. А напротив, униженная в мирском смысле, отставшая во внешнем образовании и в светской значительности от государств Западной Европы, Россия и вредного влияния их не могла чувствовать. Угнетаемая и теснимая извне, она должна была искать себе убежища внутри себя, а внутри ее давно уже святым Владимиром поставлено вернейшее убежище от всяких внешних бедствий - чистая вера Христова. Таким образом, угнетение татарское и удаленность от Западной Европы были, может быть, величайшими благодеяниями для России, ибо сохранили в ней чистоту веры Христовой. Она оставалась младенцем во внешнем образовании, но зато не лишилась того младенчества, которому одному доступно Небо. Она лишена была почти всей силы личной воли своей, но зато осталась непричастною европейскому своеволию.

Подробнее...

Мищенко М. Классификация «новых религиозных движений». Типы, признаки, функции.

Классификация НРД – сложнейшая теологическая проблема. Коснемся нескольких подходов к этому до конца не разрешимому вопросу. Ни одну из представленных ниже классификаций нельзя назвать полностью исчерпывающей, подлинно адекватной.

К примеру, наиболее распространенная схема деления, все новые религиозные движения делятся на «христианские» (например, ЦХ, «виссарионовцы», мормоны, «Семья», муниты и т.д.), «восточные» (например, кришнаиты, «Дум Синрикё», «Трансцендентальная медитация», «Ананда Марга» и др.), «психологическо-терапевтические» (например, сайентология, «Лайф Спринг», «ЭСТ» и др.) и движение «Нью-эйдж» («Новой эры»).[1] Поэтому для феномена НРД Пол Хилас в 1982 году предложил понятие «self-religion». Понятие «НРД» пришло на смену «секте», а «секта» традиционно понималась как нечто отколовшееся от доминирующей организации. Поэтому предложенное Хиласом понятие удачно в отношении организаций, не имеющих «базовой традиции» (сам он использует обозначение «self-religion» в отношении Трансцендентальной медитации, сайентологии и т.п.). То есть НРД – это всегда «я-религия», «само-религия», «религия-в-себе».[2]

Подробнее...

Коузе Е. Буддизм и гнозис.

... Назовем (тридцать - А.М.) основных сходств между гностицизмом и буддизмом Махаяны:

1) Спасение исходит от гнозиса, или джняны, и ничто помимо него не может привести к спасению. Оба слова происходят от одного и того же индоевропейского корня "гн". К тому же буддизм учит, что "незнание" (авидья) - корень всякого зла и стартовая точка появления причинно-следственных связей, с чем согласны - хотя, возможно, и не все - гностики. Гностическое знание исходит от откровения, хотя каждый может постичь его на собственном опыте.

2) В обеих системах мысли существуют три критерия духовных заслуг:

а) очень резкое разделение на избранных и толпу;

б) существует качественное различие между высочайшими стадиями духовно просветленного и обычного человечества (по части его бессмертия и богоподобия);

в) Реинтеграции в Плерому (достижения Нирваны) достойны лишь духовные люди (архаты или боддхисаттвы).

3) Важна та критическая роль, которую в обеих системах играет мудрость. При этом мудрость рассматривается с трех позиций:

а) как вид архетипа;

б) в ее космологической ипостаси (в буддизме это Праджня, в т.ч. в ее обесцененной, или падшей форме, если таковая предполагалась). При этом она ничего не смогла бы сделать в плане сотворения мира, если бы всецело подлежала ликвидации вместе с ним (будучи членом гностической Плеромы, она и не подлежит ликвидации - А.М.); в Хеваджра-тантра сказано, что "Праджня названа Матерью, ибо она порождает мир");

Подробнее...

Штёкль К. Синергийная антропология и свобода.

Цель этого текста – рефлексия на тему о синергийной антропологии и свободе. Такая рефлексия может иметь по меньшей мере два измерения. Формула «синергийная антропология и свобода»  может быть понята как «синергийная антропология как свобода», и ее раскрытие тогда означает анализ места синергийной антропологии в современном философском дискурсе; но она может быть понята и как «синергийная антропология о свободе», что ставит задачу  раскрыть решение проблемы свободы в рамках синергийной антропологии. Желая понять, почему и каким образом синергийная антропология оказывается важной для современного дискурса политической философии, мы должны уяснить себе оба измерения. На первом из них (синергийная антропология как свобода) я остановлюсь лишь кратко, главное внимание уделив второму (синергийная антропология о свободе). После краткого обозрения дискуссии о негативной и позитивной свободе в современной политической теории, я постараюсь продемонстрировать, что синергийная антропология способна предложить свежий взгляд на проблематику позитивной свободы.

Синергийная антропология как свобода

Проблема синергийной антропологии как свободы изучалась мною уже в нескольких работах (Stöckl 2006; Stöckl 2007; Штекль, 2007). Как я стремилась показать, синергийная антропология представляет собой в большой мере независимое, автономное интеллектуальное явление в сфере современной православной мысли. Она принадлежит к традиции русской религиозной философии и богословия русской эмиграции, возникая как определенная интерпретация и философская разработка неопаламитского богословия. Синергийная антропология преодолевает вековой полемический раскол между интеллектуальной традицией Восточного христианства и западной мыслью; в то же время, она осуществляет новое обращение к православной традиции после опыта тоталитаризма и с учетом его.

Подробнее...

Чулков О. Время апокатастасиса.

В лексиконе древнегреческой философии термин апокатастасис имеет несколько значений: возвращение к прежнему положению (например, отход войска к исходной позиции); восстановление первоначального состояния тела, (выздоровление), в этом смысле этот термин использует Аристотель, опровергая учение о наслаждении, как "чувственно ощутимом восстановлении природного состояния", (восстановление (apokatastasis) здесь понимается как "перемещение (katastasis) из неестественного состояния в естественное", Magna Moralia 1204b36, 1205b6); в псевдо-платоновском диалоге "Аксиох", апокатастасис -это момент появления луны или солнца после затмения (370с1); Эпикур называет апокатастасисом возвращение атомов к прежнему состоянию после их соударения (Epist. ad Herodotum 44, 5); апокатастасисом обозначают также возвращение звезд к тому положению на небе, которое они занимали в предыдущий год, в этом значении выражение "апокатастатическое время" (apokastatikos chronos) употребляется в астрономическом сочинении "Сфера" ученика Посидония Гемина; этот же термин использует Прокл в "Первоосновах теологии" называя апокатастасисом циклическое возвращение внутримировой души к прежнему состоянию: внутримировая душа делает кругообороты своей жизни и осуществляет возвращения в прежнее состояние. Прокл рассуждает следующим образом: "если душа измеряется временем и действует, переходя от одного к другому, и ей свойственно особое движение, а все движущееся и причастное времени, будучи вечным, делает кругообороты, периодически возвращается и переходит снова от одного и того же к тому же, то ясно, что всякая мировая душа, имеющая движение и действующая во времени, должна иметь кругообороты движения и возвращения в прежнее состояние, так как всякий кругооборот вечного способен возвращаться в прежнее состояние (pasa periodo" twn aidiwn apostatikh)" (§ 199). (Ср. §31: "Все эманирующее из чего-то по сущности возвращается к тому, из чего эманирует"; §32: "Всякое возвращение совершается через подобие возвращающегося тому, к чему оно возвращается" §33: "Все эманирующее из чего-то и возвращающееся имеет циклическую энергию".)

Подробнее...

Цуркан А. В. Ориген: проблема взаимодействия религии и философии.

Experientiae. Вып. 2. Новосибирск: НГУ, 2002. 146 с.

В монографии освещается проблема формирования христианской культуры в рамках античности, механизмом которого явилось взаимодействие таких феноменов культуры как философия и религия.

Редакционная коллегия:

М.В. Хлебников, А.В. Цуркан, Д.А. Цыплаков.

Отв. редактор: В.Н. Акулинин

 

 

Посвящаю этот скромный труд дорогому учителю и чуткому другу
Михаилу Иосифовичу Рижскому,
под блестящим научным руководством которого начинал свою научную деятельность.

Многое пришлось бы рассказать тому, кто взялся бы на досуге описать жизнь этого человека: потребовалась бы отдельная книжка.

(Евсевий Кесарийский)

Подробнее...

Хмара И. В. Процесс обоснования власти в трудах Василия Великого.

В статье при обращении к корпусу аскетических сочинений Василия Великого («Нравственные правила», Большой Аскетикон и Малый Аскетикон) анализируется его позиция относительно темы власти и ее оснований. Обращается внимание на то, каким образом Василий Великий аргументирует свою позицию.

Ключевые слова: Василий Великий, власть, мораль, аскетика.

При пристальном изучении целого ряда феноменов русской культуры обнаруживается тот факт, что, несмотря на эпоху появления, как правило, своими корнями они уходят в период формирования культуры Руси, в т. ч. книжной, что, в свою очередь, связано с идейной преемственностью космосу Византийской мысли, в сущности своей являющемуся, безусловно, христианским.

Это наблюдение формулировалось самым различным образом на протяжении веков существования русской мысли. Примером здесь могут служить и хрестоматийные в этом отношении «Философические письма» П. Чаадаева, где, в частности, можно встретить подобные высказывания, оценивающие факт восприятия Русью византийской традиции:

Подробнее...

Фурс В. Н. Социально-критическая теория Жана Бодрийяра.

...Под радикализмом теории здесь имеется в виду не ее — так или иначе проявленная — политическая левизна, а способность к критическому пересмотру основополагающих допущений социального мышления, в течение десятилетий казавшихся самоочевидными и незыблемыми, — способность, пожалуй, необходимая для любой социально-теоретической позиции, претендующей на выживание в меняющемся мире. В этой связи привлекательность концепции Бодрийяра состоит для нас именно в том, что он сумел воспринять новые реалии социального мира во всей их «инаковости» привычным схемам социологического мышления и, исходя из этого, радикально поставить под вопрос социально-научную установку как таковую. Бодрийяр проделал исключительно ценный опыт «граничного» мышления, маркируя тем самым границу социальной теории, адекватно реагирующей на «вызов перемен». Далее, если обратиться к работам Бодрийяра приблизительно до начала 80 гг., то в них при всей их фигуративности отчетливо просматриваются контуры достаточно стройной социально-теоретической модели, последовательно разрабатываемой в рамках определенной постановки вопроса. В качестве опорных книг, презентирующих ядро концепции Бодрияра, можно назвать, прежде всего, следующие: «Общество потребления» (1970), «Символический обмен и смерть» (1976) и «В тени молчаливых большинств» (1978)***.

Подробнее...

Фудель С. И. Путь Отцов.

Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ

Глава I.     ПЕРВОИСТОЧНАЯ СИЛА

Глава II.    О СТРАХЕ БОЖИЕМ

Глава III.   О ПОДВИГЕ И БЛАГОДАТИ

 

Глава IV.  О ВОЗДЕРЖАНИИ И МОЛИТВЕ

 

Глава V.   О ЛЮБВИ

 

Глава VI.  О МОЛИТВЕ

 

Глава VII. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОЖИДАЕМОГО

 

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Приложение. О ЖИЗНИ В МИРУ

 

УКАЗАТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ

"Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же". Апостол Павел. (Евр. XIII, 8)

Подробнее...