Алексий (Смирнов). Философия интеллектуальной монашеской аскезы.

Игумен Алексий (Смирнов А.Ю.),

кандидат философских наук, магистр теологии,

проректор по учебной работе Ставропольской духовной семинарии

Выступление на секции VII Епархиальных образовательных чтениях «Древние монашеские традиции в условиях современности»

16 ноября 2017 г.

 

ФИЛОСОФИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ МОНАШЕСКОЙ АСКЕЗЫ

Даже в XXI веке необходимо задаться гипотетическим вопросом: как и чем охарактеризовать понятие христианского монашества? Это явление в истории христианства настолько многогранное и многоуровневое, что никак не может быть определено однозначно. Для одних это способ борьбы со злом и грехом в человеке и мире, для других – способ познания Бога. И как в древности, так и в современности монашество видится для одних строгостью поступков, правильным образом жизни, исполнением покаяния, а для других – верным мышлением, настроением ума, созерцанием, богопознанием. Для первых это аскеза телесная, физическая, физиологическая, а для вторых – аскеза духовная, интеллектуальная. Какое же из этих направлений более всего соответствует монашескому деланию?

Подробнее...

Ворохобов А. Герменевтика экзистенциальной подлинности в теологии Рудольфа Бультмана.

В число наиболее влиятельных протестантских мыслителей XX века входит марбургский профессор теологии Рудольф Бультман (1884-1976). В своих богословских исследованиях Бультман близок к установке диалектических теологов, считающих, что человек сам по себе не может ни познать Бога, ни «пережить» Его. Поэтому все человеческие речи о Боге вне веры Бультман, вслед за К. Бартом, считал словами не от Бога, но от диавола. С другой стороны, Бультмана всегда волновал герменевтический вопрос, связанный с тем, как современный человек, обладающий естественнонаучным мировоззрением, может и должен понимать постулаты христианской веры. Теолог исходит из того, что современный человек, впрочем, как и человек любой другой эпохи, стремится к некой конечной цели своей жизни. Такой всеобщей целью является подлинное бытие. Подлинного бытия можно достичь посредством христианской веры. Бультман строит свою антропологию, основываясь на всеобщих формальных структурах Dasein, свойственных как верующим, так и неверующим. Решающим для него является то, что христианская керигма адресована не к теоретическому разуму, а к экзистенциальной ситуации человека, то есть к человеку как таковому. Керигма зовет человека к его подлинному «я».

 

Итак, Р. Бультман описывает новое антропологическое измерение, ставшее возможным благодаря деятельности Христа, в категориях экзистенциальной философии, полагая, что речь должна идти об истинном аутентичном существовании.

Подробнее...

Ворохобов А. В. Осмысление доктрины первородного греха в творчестве Р. Бультмана.

В статье анализируется осмысление христианской доктрины первородного греха Р. Бультманом. Р. Бультман выводит это общехристианское учение из личного опыта каждого человека, отклоняя протестантский антропологический подход, ориентированный на «природное» понимание. Грех для него – онтологическое состояние наличного человеческого существования. Первородный грех – это свойственное каждому человеку стремление быть значимым пред Богом своими силами. При этом сущность первородного греха остается для Р. Бультмана до конца непостижимой.

Ключевые слова и фразы: грех; первородный грех; Рудольф Бультман; христианство; религиозная антропология.

Данная статья имеет своей целью исследование понимания общехристианского учения о первородном грехе в творчестве одного из наиболее значимых протестантских мыслителей ХХ века Рудольфа Бультмана (1884-1976). По справедливому замечанию Н. Н. Исаченко, «грех продолжает оставаться одним из ключевых понятий в сознании современного человека» [4, с. 64]. Однако осмысление данной доктрины в разных христианских деноминациях и в разные исторические периоды было неоднородным. Оригинальное прочтение ортодоксального лютеранского учения о первородном грехе делает подход Р. Бультмана актуальным и в настоящее время с точки зрения религиозно-философской антропологии.

Подробнее...

Винер Н. Человек управляющий.

Перевод Е.Г. Панфилова

 

CПб.: Питер. 2001 г.

Н. Винер
Кибернетика и общество
Перевод:
Е. Г. Панфилов

Тир. 7000 экз.

Памяти моего отца Лео Винера,

бывшего профессора славянских языков

в Гарвардском университете,

моего самого близкого наставника

и дорогого оппонента

 

Предисловие

ИДЕЯ ВЕРОЯТНОСТНОЙ ВСЕЛЕННОЙ

 

Начало XX века представляет собой нечто большее, чем просто веху, отмечающую конец одного столетия и начало другого. Еще до того как совершился политический переход от мирного в целом XIX столетия к только что пережитому нами полувеку войн, произошло действительное изменение взглядов. Оно, по-видимому, прежде всего проявилось в науке, хотя вполне возможно, что факторы, оказавшие влияние на науку, самостоятельно привели к тому заметному разрыву между искусством и литературой XIX века и искусством и литературой XX века, который сейчас наблюдается.

Подробнее...

Вельганюк В. В. М. Мак-Люэн и Ж. Бодрийяр: сопоставление взглядов на этапы эволюции человека и копии

Существует немало подходов к осмыслению истории культуры. Нет двух одинаковых взглядов на её процессы, каждый автор рассматривает историю сквозь призму своего видения и понимания её законов. Одним из самых интересных является взгляд на историю М. Мак-Люэна. Относительно эволюции цивилизации он выделил три основных этапа:

 

• первобытная дописьменная культура с устными формами связи и передачи информации. Основы этой культуры заключались в принципах коллективного образа жизни, мировосприятия и понимания законов природы;

 

• письменно-печатная культура («галактика Гутенберга»), эпоха дидактизма и национализма, заменившая естественность и коллективизм индивидуализмом, деколлективизацией;

 

• современный этап «глобальной деревни», возвращающий человека к естественному пространственному восприятию мира через его аудиовизуальное наполнение. Эти процессы протекают на электронной основе, основанной на замещении традиционных локальных способов коммуникации письма и печати на глобальные - радио и телевидение.

Подробнее...

Великие пирамиды в Гизе: от глубокой древности до сегодняшнего дня

Общий исторический контекст эпохи Древнего царства

Древнейшим государством на территории Северной Африки был Египет. В долине Нила появились первые поселения людей эпохи неолита. В VI – V тыс. до н. э. на территории нынешнего Египта получает развитие земледелие и скотоводство. Египтяне использовали разливы рек, создавали оросительные системы, позволявшие эффективно пользоваться плодородными долинами Нила. Строительство и содержание оросительных каналов требовали значительных затрат и целенаправленной деятельности массы людей. Это привело к созданию т. наз. «номов», которые управляли общественными работами и одновременно осуществляли политическую власть. В IV тысячелетии до нашей эры возникли два египетских государства, враждовавших меж собой: Нижний Египет и Верхний Египет. В нач. III тысячелетия фараон Менес объединил их в одно государство. История единого государства Египет делится на несколько периодов: Раннее, Древнее, Среднее и Новое царство. Ранний Египет – время институциализации: образования рабовладельческого строя и деспотического государства. Древнее царство характеризовались укреплением и централизацией бюрократического аппарата правления, усилением могущества Египта и его желания расширить свое влияние на соседние народы.

Подробнее...

Брандт Г. А. Консюмеристское насилие и «Новая драма»: место перезагрузки.

Екатеринбург, Россия

 

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: консюмеризм, «новая драма», «общество спектакля», отчуждение, «убийство реальности», повседневность, «маскарад идентичностей.

 

АННОТАЦИЯ: В статье рассматриваются антиконсюмеристские процессы в российском театральном движении конца ХХ - начала XXI вв. «Новая драма». Отталкиваясь от идей социаль-ных критиков консюмеризма Ж. Бодрийяра, Г. де Бора, Д. Лукача автором выделяются основные направления ан-тиконсюмеристской направленности в рассматриваемом теат-ральном движении.

 

G. A. Brandt

 

Yekaterinburg, Russia

 

CONSUMERIST VIOLENCE AND ’^ОУАУА DRAMA”: PLACE OF RESTART

Подробнее...

Битехтина Л. Д. Методологические основы психологии в духовном учении свт. Феофана Затворника (истоки, развития, перспективы).

ХIХ век – период жизни свт. Феофана Затворника – характеризовался в духовном плане веком возрождения русской духовности и культуры. Ярким его представителем, соединяющем в себе достижения философии, литературы, богословия как теоретического, так и практического, – был свт. Феофан (1815–1894 гг.).

Старчество, идущее от прп. Паисия Величковского (1722–1794), было принято в России и развивалось в монастырях, в то время как богословская наука и ее научные центры – в духовных учебных заведениях с многоуровневой системой подготовки (духовное училище, семинария, академия, магистратура, докторантура).

Особенность состояния русского богословия и науки на этот период фиксировалась в задаче "догнать" западное просвещение (в частности, Германию). Проблема состояла в том что, ориентируясь на западную школу богословствования, наше – не исходило из внутренней потребности и убеждения. По мнению о. Георгия Флоровского: "За долгие годы западного влияния в школах не привыкли спрашивать себя о духовных предпосылках богословия и то был вопрос о духовном методе. Нужно было научиться богословствовать не из ученой традиции , но из живого церковного опыта и из религиозной потребности в знании" [6, с. 364, Г. Флоровский. "Пути русского богословия"]. И если предыдущий век в области практического богословия дал прп. Паисия Величковского, то в области теоретического богословия это был свт. Филарет Московский (1782-1867 гг.).

Подробнее...

Алиева О. В. Беседа III свт. Василия Великого «На слова, внемли себе» как философский протрептик.

В статье рассматриваются некоторые протрептические мотивы диалога «Алкивиад I» в беседе свт. Василия Великого «На слова: внемли себе». Как и автор диалога, свт. Василий использует сакральный текст, чтобы побудить своих слушателей заботиться о душе, очевидно, рассматривая библейское «πρόσεχε σεαυτω» (Втор 15. 9) как аналог дельфийского призыва «γνωθι σαυτόν». Во второй части статьи указывается на некоторые параллели с текстами Порфирия и Евсевия, а также с «Благодарственной речью», приписываемой традиционно свт. Григорию Неокесарийскому. Наконец, третья часть работы посвящена вопросу о том, почему свт. Василий избирает текст Второзакония для разработки протрептических мотивов «Алкивиада I».

Беседа III «На слова: внемли себе», по мнению К. Морескини, является «одной из наиболее важных» бесед свт. Василия1. Тем не менее до сих пор не существует комментированного издания этой беседы2, а специальных исследований, посвященных ей, крайне мало3. В силу этого даже подготовленному читателю довольно сложно адекватно воспринять как содержание этого текста, так и его литературную форму.

Подробнее...

Бердяев Н. А., католический модернизм и философская концепция Анри Бергсона

Вероятно, в периодически происходящих мыслительных движениях к крайностям первой половины XX века есть глубинный смысл, но таковые всегда были следствием эпохи и ее умственных приоритетов. Нас же заинтересовали одинокие подвижники духа, чьи мыслительные процессы в отношении церковно-государственной тематики трудны для истолкования и поддаются неоднозначной оценке. Таким парадоксальным духоносцем был Николай Александрович Бердяев.

Подробнее...