Жигунина Л. В. Медиареальность информационного общества, нужна ли утопии реанимация?
- Философия
- 14 Январь 2025
С развитием информационного общества всё более заметным становится такое явление, как самостоятельное воспроизведение сложными системами самих себя. Любая сложная, эволюционирующая система обладает набором средств по изменению своей структуры, которые можно называть медиумами в силу их посреднической природы. Они являются посредниками не только между системами, но и между стадиями своего собственного развития от средств к самоорганизующимся системам. Самостоятельные смысловые пространства становятся результатом работы сложных систем по производству медиальности, характерному для культуры информационного общества. Медиальность понимается нами как универсальное свойство разных культурных форм быть посредниками между людьми, друг другом, прошлым и будущим, реальным и идеальным и т. д. Понятие медиальности применимо для определения медиареаль-ности, но нуждается в конкретизации.
Медиареальность (как и медиапространство) - это знаково-символическая информационная среда, производимая средствами массмедиа и обладающая медиальными свойствами в наиболее очевидной форме. Массмедиа участвуют в производстве всеобщего пространства медиумов как внешних расширений человека [1], называются «средствами массовой информации и коммуникации», но их посредническая роль давно перестала быть только лишь операциональной, если когда-либо была таковой, поэтому на уровне реального они являются посредниками особого рода: за счёт деятельности по приумножению виртуального они выступают как посредники между ещё не осуществившимся и тем, что есть
Едигарёва Ю. Г. Истоки трудовых конфликтов в постиндустриальном обществе, теория Симулякров социального бытия Ж. Бодрийяра.
- Философия
- 10 Январь 2025
Процессы глобализации и децентрализации, интенсивное развитие информационно-коммуникационных технологий, формирование информационного общества - наиболее яркие признаки будущего высокотехнологичного общества как результата «великих перемен» в развитии цивилизации, черты которого наиболее подробно описал в книге «Третья волна» Элвин Тоффлер [1]. Под «третьей волной» американский культуролог и футуролог подразумевает последнюю фазу развития общества, ведущая роль в котором переходит к информационно-коммуникационным технологиям, воздействующим на все социальные структуры, образ жизни и сознание людей.
Можно предположить, что изменение характера труда в постиндустриальном обще-
стве станет предпосылкой возникновения трудовых конфликтов между старыми сотрудниками и «новичками» в ходе их совместной трудовой деятельности. Резкое ускорение темпов научного и технического развития обесценивает эмпирический опыт старших поколений и тем самым способствует перераспределению монополии на знание в пользу молодых, а также введению системы принудительного увольнения по возрасту [2, с. 6]. Это связано прежде всего с тем, что основой постиндустриального общества выступает интеллектуальная технология, а главными ресурсами - знания и информация. Трансформация индустриального общества в постиндустриальное знаменует переход от «экономики товаров» к «экономике информации».
Дюков А. Б. Забыть Бодрийяра, или жизнь как повод.
- Философия
- 08 Январь 2025
Оренбургский государственный университет
Настоящая статья является откликом на уход из жизни (6 марта 2007 года) одного из самых значительных философов двадцатого столетия Жана Бодрийяра. Это не портрет мыслителя и не краткий очерк его жизненного и творческого пути, скорее, пафос текста имманентен настроениям философа, особенно последнего периода его творчества: мотив финализма и неподлинности антропной реальности - «доминантный очаг» рефлексий французского мыслителя.
Что произошло бы, если бы вдруг выяснилось либо попросту вам сообщили, что он не умер, что это была утка? Не произошло бы ровным счетом ничего, разве что чья-то бровь вскинулась бы в удивлении, да и то деланном: кто-то умер, кто-то, кого мы не знали (мы слышим такое часто, на каждом шагу в течение всей жизни, нашей жизни), кто-то где-то там был, был значим, там и сям его видели, слышали, поскольку сами же и приглашали, - кто-то не умер или все же умер
Дьяков А. В. Пароксизм. Памяти Жана Бодрийяра.
- Философия
- 05 Январь 2025
6 марта 2007 г. умер Жан Бодрийяр. Звучит это странно и нелепо, ведь он казался вечным, он пережил несколько эпох и должен был жить вечно. Как симулякр «последнего великого философа». Как архетип «последнего великого философа». Как последний великий философ. Среди интеллектуалов своего поколения он занимал не совсем обычное положение. Даже в виртуальном лагере постструктуралистов он выделялся особой непочтительностью к авторитетам, умением задирать всех и вся, непрестанно шутить и в то же время оставаться чрезвычайно серьезным. Он бежал как от огня от любых «священных союзов» и «научных школ». Став иконой культуры постмодерна, он ухитрился оскорбить «постмодернистов» в лучших чувствах. Когда кричали: «Смотрите, вот Бодрийяр!», неизменно ошибались, поскольку Бодрийяр всегда был где-то в другом месте. Он был вечным маргиналом: философы считали его социологом, а социологи - философом. И те, и другие, разумеется, ошибались. При этом он был невероятно моден, почти так же, как в свое время Сартр. Только Бодрийяр не баловал своих слушателей декларациями тех или иных политических позиций, ухитряясь наступить на любимые мозоли и «правым», и «левым», а заодно и всем остальным, кому казалось, что они знают, что такое Бодрийяр.
Демченко Л. М., Закирова Т. В. Проблема взаимосвязи технического и социального в становлении «Симулятивной реальности» как способа человеческого бытия в философии Ж. Бодрийяра.
- Философия
- 23 Декабрь 2024
Жан Бодрийяр (1929-2007) - один из крупнейших философов современности, профессор социологии Парижского университета. По своим взглядам он может быть отнесен к леворадикальному и даже нигилистическому направлению философской мысли. Подвергая критическому анализу западное общество потребления и его эстетику, Ж. Бодрийяр разработал ставшую знаменитой концепцию «симулякра» (фр. «образ, подобие»), трактующую отношения человека и мира вещей, где последний парадоксальным образом получает власть над первым. Посвященные этой теме работы выдвигают французского философа в число ведущих идеологов постмодернизма [1, с. 5].
В современном мире человек соотносится не только с естественной и искусственно созданной культурной средой, но и со средой виртуальной, что предопределяет возникновение качественно новых отношений с окружающей действительностью, последние выдвигают на первый план проблему соотношения реальности и ее символического отображения.
Алексий (Смирнов). Философия интеллектуальной монашеской аскезы.
- Философия
- 30 Ноябрь 2024
Игумен Алексий (Смирнов А.Ю.),
кандидат философских наук, магистр теологии,
проректор по учебной работе Ставропольской духовной семинарии
Выступление на секции VII Епархиальных образовательных чтениях «Древние монашеские традиции в условиях современности»
16 ноября 2017 г.
ФИЛОСОФИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ МОНАШЕСКОЙ АСКЕЗЫ
Даже в XXI веке необходимо задаться гипотетическим вопросом: как и чем охарактеризовать понятие христианского монашества? Это явление в истории христианства настолько многогранное и многоуровневое, что никак не может быть определено однозначно. Для одних это способ борьбы со злом и грехом в человеке и мире, для других – способ познания Бога. И как в древности, так и в современности монашество видится для одних строгостью поступков, правильным образом жизни, исполнением покаяния, а для других – верным мышлением, настроением ума, созерцанием, богопознанием. Для первых это аскеза телесная, физическая, физиологическая, а для вторых – аскеза духовная, интеллектуальная. Какое же из этих направлений более всего соответствует монашескому деланию?
Ворохобов А. Герменевтика экзистенциальной подлинности в теологии Рудольфа Бультмана.
- Философия
- 27 Ноябрь 2024
В число наиболее влиятельных протестантских мыслителей XX века входит марбургский профессор теологии Рудольф Бультман (1884-1976). В своих богословских исследованиях Бультман близок к установке диалектических теологов, считающих, что человек сам по себе не может ни познать Бога, ни «пережить» Его. Поэтому все человеческие речи о Боге вне веры Бультман, вслед за К. Бартом, считал словами не от Бога, но от диавола. С другой стороны, Бультмана всегда волновал герменевтический вопрос, связанный с тем, как современный человек, обладающий естественнонаучным мировоззрением, может и должен понимать постулаты христианской веры. Теолог исходит из того, что современный человек, впрочем, как и человек любой другой эпохи, стремится к некой конечной цели своей жизни. Такой всеобщей целью является подлинное бытие. Подлинного бытия можно достичь посредством христианской веры. Бультман строит свою антропологию, основываясь на всеобщих формальных структурах Dasein, свойственных как верующим, так и неверующим. Решающим для него является то, что христианская керигма адресована не к теоретическому разуму, а к экзистенциальной ситуации человека, то есть к человеку как таковому. Керигма зовет человека к его подлинному «я».
Итак, Р. Бультман описывает новое антропологическое измерение, ставшее возможным благодаря деятельности Христа, в категориях экзистенциальной философии, полагая, что речь должна идти об истинном аутентичном существовании.
Ворохобов А. В. Осмысление доктрины первородного греха в творчестве Р. Бультмана.
- Философия
- 27 Ноябрь 2024
В статье анализируется осмысление христианской доктрины первородного греха Р. Бультманом. Р. Бультман выводит это общехристианское учение из личного опыта каждого человека, отклоняя протестантский антропологический подход, ориентированный на «природное» понимание. Грех для него – онтологическое состояние наличного человеческого существования. Первородный грех – это свойственное каждому человеку стремление быть значимым пред Богом своими силами. При этом сущность первородного греха остается для Р. Бультмана до конца непостижимой.
Ключевые слова и фразы: грех; первородный грех; Рудольф Бультман; христианство; религиозная антропология.
Данная статья имеет своей целью исследование понимания общехристианского учения о первородном грехе в творчестве одного из наиболее значимых протестантских мыслителей ХХ века Рудольфа Бультмана (1884-1976). По справедливому замечанию Н. Н. Исаченко, «грех продолжает оставаться одним из ключевых понятий в сознании современного человека» [4, с. 64]. Однако осмысление данной доктрины в разных христианских деноминациях и в разные исторические периоды было неоднородным. Оригинальное прочтение ортодоксального лютеранского учения о первородном грехе делает подход Р. Бультмана актуальным и в настоящее время с точки зрения религиозно-философской антропологии.
Винер Н. Человек управляющий.
- Философия
- 15 Ноябрь 2024
Перевод Е.Г. Панфилова
CПб.: Питер. 2001 г.
Н. Винер
Кибернетика и общество
Перевод:
Е. Г. Панфилов
Тир. 7000 экз.
Памяти моего отца Лео Винера,
бывшего профессора славянских языков
в Гарвардском университете,
моего самого близкого наставника
и дорогого оппонента
Предисловие
Начало XX века представляет собой нечто большее, чем просто веху, отмечающую конец одного столетия и начало другого. Еще до того как совершился политический переход от мирного в целом XIX столетия к только что пережитому нами полувеку войн, произошло действительное изменение взглядов. Оно, по-видимому, прежде всего проявилось в науке, хотя вполне возможно, что факторы, оказавшие влияние на науку, самостоятельно привели к тому заметному разрыву между искусством и литературой XIX века и искусством и литературой XX века, который сейчас наблюдается.
Вельганюк В. В. М. Мак-Люэн и Ж. Бодрийяр: сопоставление взглядов на этапы эволюции человека и копии
- Философия
- 11 Ноябрь 2024
Существует немало подходов к осмыслению истории культуры. Нет двух одинаковых взглядов на её процессы, каждый автор рассматривает историю сквозь призму своего видения и понимания её законов. Одним из самых интересных является взгляд на историю М. Мак-Люэна. Относительно эволюции цивилизации он выделил три основных этапа:
• первобытная дописьменная культура с устными формами связи и передачи информации. Основы этой культуры заключались в принципах коллективного образа жизни, мировосприятия и понимания законов природы;
• письменно-печатная культура («галактика Гутенберга»), эпоха дидактизма и национализма, заменившая естественность и коллективизм индивидуализмом, деколлективизацией;
• современный этап «глобальной деревни», возвращающий человека к естественному пространственному восприятию мира через его аудиовизуальное наполнение. Эти процессы протекают на электронной основе, основанной на замещении традиционных локальных способов коммуникации письма и печати на глобальные - радио и телевидение.