Варлаам (Ряшенцев) архиепископ. Теософия перед судом христианства.

Содержание

1. Изложение теософского учения 2. Критика теософии с христианской точки зрения 

 

1. Изложение теософского учения

Первое теософское общество основано было в 1875 году. Во главе его стала наша соотечественница Елена Петровна Блаватская и полковник Олькотт. Одно время к нему принадлежал известный наш писатель романист В. Соловьев. Из западной Европы, из Лондона и Парижа, общество это перешло и к нам, благодаря главным образом популяризации и прославлению личности Е. П. Блаватской сестрой ее, тоже известной писательницей Желиховской. Теперь общество это издает в России несколько журналов, как то: «Теософское Обозрение», «Теософская Жизнь», «Вестник Теософии» и др. Видными писателями, кроме покойной Блаватской, являются: Анна Безант, д-р Штейнер, К. Д. Кудрявцев, Председательница нынешнего теософического Общества А. Каменская и др.

Что же такое теософия? В переводе с греческого слово это означает «богомудрие» или «божественную мудрость». Присваивая себе такое высокое наименование, теософское общество, конечно, хотело всем показать, как высоки его задачи. Действительно, своей целью теософия ставит: в деле религии поведать миру еще неслыханное слово, согласить веру и знание, религию и науку; далее, объединить в духе братства все народы, поднять нравственный уровень человечества и оздоровить его жизнь, – наконец всем указать путь к высшей мудрости и познанию того мира – привести людей к единению с Божеством.

Подробнее...

Варлаам (Ряшенцев) архиепископ. Вера и причины неверия.

Содержание

Предисловие

I. Человек и религия. Без веры невозможно угодить Богу II. Процесс богопознания III. Вера и знание IV. Путь к вере

Предисловие

Вера является основой жизни христианина, условием его спасения: «иже не имет веры, осужден будет», – сказал Господь (Мк.16:16). Поэтому нет большего несчастья для человека, как потеря им веры. Такой человек отдаляется от Бога, лишается надежды спасения и еще здесь на земле обрекается на великое страдание. Это страдание и порождаемое им разочарование в жизнип мы видим теперь всюду, потому что спасительная вера падает, а неверие растет и губит неутвержденные души. Тлетворное дыхание неверия благодаря литературе и ложному направлению науки разносится всюду, и редкому человеку не приходится вступать с ним в борьбу. И часто в этой борьбе, обезоруженный и неподготовленный, изнемогает бедный человек и падает. Прийти к нему на помощь и хотели бы мы своей настоящей брошюрой. Пусть читатель наш будет не одинок в своей трудной борьбе; пусть, познакомившись ближе с настроением веры, увидит он всю ложь неверия и его мнимо научную подкладку; тогда ему будет легче перенести нападки неверия и утвердиться в истинах св.веры.Чтобы речь наша была убедительной и для людей крайних отрицательных взглядов, мы старались осветить вопросы веры и неверия с их внутренней, психологической стороны, старались указать их скрытый корень в душе человека. Рассуждения свои, опять, старались строить на непререкаемых фактах из области душевной жизни человека для того, чтобы каждый имел возможность проверить их на собственном опыте.Были бы рады, если бы хоть немногим колеблющимся пришли мы на помощь в их трудном деле борьбы с неверием и порождаемым им разочарованием в жизни.

Автор 13 ноября 1911 г. Полтава

Подробнее...

Андроник (Трубачев), игумен. Антроподицея священника Павла Флоренского.

"Мой "Столп" до такой степени опротивел мне, что я часто думаю про себя: да не есть ли выпускание его в свет акт нахальства, ибо что же, на самом-то деле, понимаю я в духовной жизни?"

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ЦИКЛА "У ВОДОРАЗДЕЛОВ МЫСЛИ"

"Мой "Столп" до такой степени опротивел мне, что я часто думаю про себя: да не есть ли выпускание его в свет акт нахальства, ибо что же, на самом-то деле, понимаю я в духовной жизни? И, быть может, с духовной точки зрения он весь окажется гнилым" (из письма священника Павла Флоренского В.А. Кожевникову от 2 марта 1919 года) [11]. Трудно поверить, что эти строки написаны отцом Павлом еще за два года до выхода его книги "Столп и утверждение Истины" (М., 1914). Столь резкий отзыв, при всей самокритичности отца Павла, объясняется тем, что к этому времени ему внутренне стал чужд дух теодицеи: "Столп…" был пройденным этапом жизни. Не случайно П.А. Флоренский первоначально в 1908 г. взял в качестве магистерской диссертации перевод и комментирование неоплатоника Ямвлиха. Таинства брака (1910) и священства (1911) явились теми семенами, из которых творчество отца Павла смогло расти в новом направлении – направлении антроподицеи.

Подробнее...

Арсений (Жадановский), епископ. Граф Толстой и наше неверие.

Издание Чудова монастыря

Трудно понять, как это люди, именующие себя православными христианами, могут почитать и ободрять графа Толстого. Это можно объяснить полным незнанием воззрений Толстого и желанием следовать моде, быть передовыми людьми, неотсталыми, следовательно одобрять все то, что современно, оригинально, ново, – или же сознательным отношением к его учению. Но в таком случае, почитатели Толстого бесчестно прикрываются именем православных христиан, ибо они не христиане, а безбожники, как и сам Толстой. Вот, с одной стороны – наша вера, упование, а с другой – измышление Толстого. Мы, православные, веруем, что есть Бог, Творец всего мира, Бог живой, личное существо, что Он слышит наши нужды, что Он Отец и Промыслитель всех. По Толстому же такого Бога нет. В сущности, говорит Толстой, мы не имеем никакого основания предполагать Бога Творца и никакой нет в этом нужды. Бога Творца нет. Что же Богом называет Толстой (ибо в его сочинениях это слово также нередко употребляется)? Он употребляет слово Бог в своем собственном смысле; у него Бог – природа, вещество со своими силами и законами; вся природа Бог, а так как и я составляю часть природы, то и я часть Бога. Мы, далее, православные христиане веруем в Святую Троицу; это главный пункт нашей веры. Он же ее отвергает. Я отвергаю, говорит Толстой, непонятную Троицу. Мы, православные, веруем в Сына Божия, Спасителя мира, вочеловечшегося ради нашего спасения, страдавшего и по гребенного и в третий день воскресшего. 

Подробнее...

Антоневич А. В. Религиозно-философская антропология В. В. Зеньковского и Киприана (Керна).

Религиозно-философская антропология

В. В. Зеньковского и Киприана (Керна).

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ ***

Глава 1. Религиозно-философская антропология В. В. Зеньковского и проблемы духовного совершенствования человека ***

1. 1. Формирование антропологических взглядов и религиозно-философского мировоззрения В. В. Зеньковского. Значение Н. В. Гоголя и славянофилов. ***

1. 2. Проблемы духовного воспитания в условиях эмиграции. ***

1. 3. Принципы антропологии В. В. Зеньковского ***

1. 4. В. В. Зеньковский о метафизике личности и целостности человека. ***

1. 5. Религиозно-философская антропология В. В. Зеньковского и вопрос о софийности мира. ***

Подробнее...

Антоневич А. В. Православная антропология русского зарубежья, прот. Василий Зеньковский и архим. Киприан (Керн).

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Религиозно-философская антропология В. В. Зеньковского и проблемы духовного совершенствования человека

1. 1. Формирование антропологических взглядов и религиозно-философского мировоззрения В. В. Зеньковского. Значение Н. В. Гоголя и славянофилов

1. 2. Проблемы духовного воспитания в условиях эмиграции

1. 3. Принципы антропологии В. В. Зеньковского

1. 4. В. В. Зеньковский о метафизике личности и целостности человека

1. 5. Религиозно-философская антропология В. В. Зеньковского и вопрос о софийности мира

1. 6. Единство религии, философии и науки как условие для воспитания целостной личности

Подробнее...

Антоневич А. В. Метафизика тела в антропологии Киприана (Керна) и ее значение для воспитания.

Тема правильного отношения к телу – одна из важнейших тем в религиозно-философской антропологии Киприана (Керна), пока ещё, к сожалению, малоизвестного в России религиозного мыслителя русского зарубежья первой половины ХХ в., но она у него обретает новое звучание в контексте темы аскетического воспитания.

Антропология Киприана (Керна) вытекает из всей традиции паламизма, но чтобы понять эту традицию и само учение св. Григория Паламы о человеке, нужно прежде всего усвоить его взгляд на всецелое естество человека, когда тело не принижается (как в неоплатонизме) из-за своей материальности, а, наоборот, оправдывается и даже прославляется.

Киприан (Керн) особо выделяет значение тела в воспитании, опираясь на опыт традиции исихазма: "Мистическая традиция... зовёт к воспитанию и преображению этого тела... Тело, предназначенное стать храмом обитающего в нём Духа Божия, как оболочка и хранитель этого ума, не может, по учению исихастов, не участвовать в молитвенном делании. Всё их учение, а, следовательно и самого св. Григория Паламы о теле человека, построено на святоотеческом аскетическом учении о том" 194.

Подробнее...

Амвросий (Погодин). Рассуждение Михаила Пселла относительно определения смерти.

Сочинение Михаила Пселла относительно вопроса «определения смерти» имеет некоторую неясность в своем заглавии. Издатели этого небольшого, но весьма содержательного трактата, озаглавили его с предельной краткостью, в результате чего – и неясность. И только изучив текст этого сочинения, можно выяснить, чтó является его темой.

Сочинение это посвящено теме предведения Божиего и предопределения. В сочинении изучаются следующие вопросы: определилъ-ли Бог каждому человеку время и вид его смерти, или же это остается вне определения Свыше, остается, так сказать, «неопределеннымъ»? Действительно ли Бог знает всё? И если знает – что должно признать, – то с определенностию ведения Божиего можно ли сочетать и предопределение со стороны Его судьбы (в данном случае – смерти) каждого отдельного человека? Можно-ли говорить, что предведение у Бога является вместе с тем и предопределениемъ? И если это так, то можно ли говорить о свободе воли у человека и о моральной личной ответственности?

Вопросы эти являются древними. Еще Ориген, отвечая на вопрос: почему Христос допустил Иуде быть Его учеником, определенно зная, что тот Его предаст, – говорит так в 3-й книге «О началахъ»: Иуда, как всякий человек, обладал свободой воли. Как и все люди, он имел возможность сделать выбор между Богом и злом. С другой же стороны, конечно, у Бога есть предведение. Но то, что предвидено, не обязательно должно совершиться. Бог предвидит то, чтó должно совершиться, но это не «судьба», которая играет с человеком, это не «всемогущий рокъ»: Бог предоставляет человеку – актом его свободной воли при всемогущей помощи Божией – изменить то печальное и тяжкое, что человека должно встретить, если он не исправится 1.

Подробнее...

Алкуин. Словопрение высокороднейшего юноши Пипина с Альбином Схоластиком.

1. П и п и н. Что такое буква? - А л к у и н. Страж истории.

 

2. П и п и н. Что такое слово? - А л к у и н. Изменник души.

 

3. П и п и н. Кто рождает слово? - А л к у и н. Язык.

 

4. П и п и н. Что такое язык? - А л к у и н. Бич воздуха.

 

5. П и п и н. Что такое воздух? - А л к у и н. Хранитель жизни.

 

6. П и п и н. Что такое жизнь? - А л к у и н. Счастливым радость, несчастным горе, ожиданье смерти.

 

7. П и п и н. Что такое смерть? - А л к у и н. Неизбежный исход, неизвестный путь, живущих рыдание, завещаний исполнение, хищник человеков.

 

8. П и п и н. Что такое человек? - А л к у и н. Раб смерти, мимоидущий путник, гость в своем доме.

Подробнее...

Алексеев Н. Христианство и социализм.

Путь.— 1931.— № 28 (июнь).— С. 32—68.

 

I.

 

        Современное зарубежное русское православие, если иметь в виду его господствующие настроения, считает своим особым призванием защищать существующую капиталистическую систему хозяйства, считая ее в каком-то смысле вытекающей из основ христианского вероучения. Психологически такая позиция вполне понятна и может быть истолкована, как реакция против практики атеистического коммунизма в России и против всех идейно ему близких, хотя тактически иногда и враждебных социалистических учений. Однако требующаяся от всякого христианина мера спокойного беспристрастия заставляет признать, что защита капиталистической системы по совести тяжела для христианина — тем более невыносимо часто практикуемое ныне прислуживание к капитализму и его прославление. Защитники капитализма часто забывают,  что обличение капиталистического духа составляет постоянную черту исторического христианства — и даже более в этом последнем обнаруживается глубокая склонность к социализму и даже к коммунизму. 

Подробнее...