Кутикин В. Ю. Иван Васильевич Киреевский и старец Макарий Оптинский, путь от западничества к славянофильству.

В начале XIX века на закате эпохи Просвещения в Европе наблюдается возвращение к духовным основам и национальным корням, что проявилось в расцвете идеализма в философии, романтизма в искусстве и национализма в общественной мысли. В России стремление к национальным корням было связано с движением славянофилов. И хотя В.О. Ключевский скептически заметил, что «славянофильство  –  история двух-трех гостиных в Москве и двух - [трех] дел в московской полиции»[1], движение это имело много последователей из числа наиболее образованных представителей дворянства. Одним из основателей «московского направления», как называли себя славянофилы, был Иван Васильевич Киреевский, в молодые годы, по словам А.И. Кошелева, перебывавший локкистом, спинозистом, кантистом, шелленгистом, даже гегельянцем, и впоследствии пришедший к славянофильству во многом благодаря Оптиной пустыни. Общение с оптинским старцем иеросхимонахом Макарием (Ивановым) способствовало тому, что И.В. Киреевский, став славянофилом, «сделался не только православным, но даже приверженцем “Добротолюбия”»[2].

Подробнее...

Верховской С. С. Бог и человек. Учение о Боге и Богопознании в свете Православия.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие автора ***

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ***

Глава первая. Христианское понимание Богообщения ***

Глава вторая. Ветхозаветное учение о Богопознании ***

Глава третья. Богопознание в Новом Завете ***

Глава четвертая. Учение Отцов Церкви IV-го века ***

Глава пятая. Учение Св. Григория Нисского ***

Глава шестая. Общее заключение о путях Богообщения и Богопознания ***

Подробнее...

Антоневич А. В. Религиозно-философская антропология В. В. Зеньковского и Киприана (Керна).

Религиозно-философская антропология

В. В. Зеньковского и Киприана (Керна).

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ ***

Глава 1. Религиозно-философская антропология В. В. Зеньковского и проблемы духовного совершенствования человека ***

1. 1. Формирование антропологических взглядов и религиозно-философского мировоззрения В. В. Зеньковского. Значение Н. В. Гоголя и славянофилов. ***

1. 2. Проблемы духовного воспитания в условиях эмиграции. ***

1. 3. Принципы антропологии В. В. Зеньковского ***

1. 4. В. В. Зеньковский о метафизике личности и целостности человека. ***

1. 5. Религиозно-философская антропология В. В. Зеньковского и вопрос о софийности мира. ***

Подробнее...

Астафьев П. Е. К вопросу о свободе воли. – М. Тип. А. Гатцука, 1889.

К ВОПРОСУ О СВОБОДЕ ВОЛИ.

 

_____

 

П. Е. АСТАФЬЕВА.

 

________

 

(Из "Трудов Московского Психологического Общества").

 

 

МОСКВА.

Типография А. Гатцука, Никитский бульв., собственный дом.

1889.

Подробнее...

Антоневич А. В. Православная антропология русского зарубежья, прот. Василий Зеньковский и архим. Киприан (Керн).

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Религиозно-философская антропология В. В. Зеньковского и проблемы духовного совершенствования человека

1. 1. Формирование антропологических взглядов и религиозно-философского мировоззрения В. В. Зеньковского. Значение Н. В. Гоголя и славянофилов

1. 2. Проблемы духовного воспитания в условиях эмиграции

1. 3. Принципы антропологии В. В. Зеньковского

1. 4. В. В. Зеньковский о метафизике личности и целостности человека

1. 5. Религиозно-философская антропология В. В. Зеньковского и вопрос о софийности мира

1. 6. Единство религии, философии и науки как условие для воспитания целостной личности

Подробнее...

Битехтина Л. Д. Методологические основы психологии в духовном учении свт. Феофана Затворника (истоки, развития, перспективы).

ХIХ век – период жизни свт. Феофана Затворника – характеризовался в духовном плане веком возрождения русской духовности и культуры. Ярким его представителем, соединяющем в себе достижения философии, литературы, богословия как теоретического, так и практического, – был свт. Феофан (1815–1894 гг.).

Старчество, идущее от прп. Паисия Величковского (1722–1794), было принято в России и развивалось в монастырях, в то время как богословская наука и ее научные центры – в духовных учебных заведениях с многоуровневой системой подготовки (духовное училище, семинария, академия, магистратура, докторантура).

Особенность состояния русского богословия и науки на этот период фиксировалась в задаче "догнать" западное просвещение (в частности, Германию). Проблема состояла в том что, ориентируясь на западную школу богословствования, наше – не исходило из внутренней потребности и убеждения. По мнению о. Георгия Флоровского: "За долгие годы западного влияния в школах не привыкли спрашивать себя о духовных предпосылках богословия и то был вопрос о духовном методе. Нужно было научиться богословствовать не из ученой традиции , но из живого церковного опыта и из религиозной потребности в знании" [6, с. 364, Г. Флоровский. "Пути русского богословия"]. И если предыдущий век в области практического богословия дал прп. Паисия Величковского, то в области теоретического богословия это был свт. Филарет Московский (1782-1867 гг.).

Подробнее...

Андроник (Трубачев), игумен. Антроподицея священника Павла Флоренского.

"Мой "Столп" до такой степени опротивел мне, что я часто думаю про себя: да не есть ли выпускание его в свет акт нахальства, ибо что же, на самом-то деле, понимаю я в духовной жизни?"

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ЦИКЛА "У ВОДОРАЗДЕЛОВ МЫСЛИ"

"Мой "Столп" до такой степени опротивел мне, что я часто думаю про себя: да не есть ли выпускание его в свет акт нахальства, ибо что же, на самом-то деле, понимаю я в духовной жизни? И, быть может, с духовной точки зрения он весь окажется гнилым" (из письма священника Павла Флоренского В.А. Кожевникову от 2 марта 1919 года) [11]. Трудно поверить, что эти строки написаны отцом Павлом еще за два года до выхода его книги "Столп и утверждение Истины" (М., 1914). Столь резкий отзыв, при всей самокритичности отца Павла, объясняется тем, что к этому времени ему внутренне стал чужд дух теодицеи: "Столп…" был пройденным этапом жизни. Не случайно П.А. Флоренский первоначально в 1908 г. взял в качестве магистерской диссертации перевод и комментирование неоплатоника Ямвлиха. Таинства брака (1910) и священства (1911) явились теми семенами, из которых творчество отца Павла смогло расти в новом направлении – направлении антроподицеи.

Подробнее...

Карташев А. В. Церковь и национальность.

Сопоставляя эти два понятия, мы сознательно нарушаем добрый схоластический обычай и не даем их определений, беря их в самом общепринятом и ортодоксальном смысле. Гораздо важнее условиться о той плоскости, в которой будут сопоставляться эти идеи. Для данного вопроса таких плоскостей две. Одна догматико-мистическая, и другая практическая, тактическая.

§ I. С догматико-мистической точки зрения поставленный вопрос есть только частный момент общего великого вопроса об отношении церкви к человеческой истории и культурному творчеству. Как это ни странно, после двухтысячелетней истории христианства, вопрос этот, несмотря на его великость и жизненную важность с нашей точки зрения, до сих пор не нашел своего соборного разрешения в Церкви. Не нашел, потому что и не был церковно поставлен. Не был поставлен, потому что не был осознан. И до сих пор с трудом поддается уяснению, как именно вопрос церковно не разъясненный. Большинству он кажется просто несуществующим по своей будто бы догматической элементарности. Он обычно считается будто бы ясно предрешенным всей христианской догматикой и является простым выводом из общеизвестного церковного учения. Так подходит к вопросу большинство богословских писателей во всех вероисповеданиях. 

Подробнее...

Карташев А. В. Свобода научно-богословских исследований и церковный авторитет.

§ I

Всякое подлинно-научное исследование свободно. Это значит, что оно ничем не стеснено ни внешне ни внутренно в том, чтобы добросовестно следовать законам логики при установке фактов и данных и при правильных выводах из них. Этот вид добросовестности называется интеллектуальной совестливостью. Свобода интеллектуальной совести есть одна из граней свободы совести вообще, а последняя есть часть общей проблемы личной свободы. Несвобода внешняя и несвобода внутренняя (т. е. страсти и пристрастия) порождают псевдонаучность, которая лукавит и злоупотребляет законами разума, чтобы маскировать показной техникой учености сокрытие или искажение открывающейся из установленных данных истины. Голая истина для многих людей непереносима по мотивам практическим, главным образом по мотивам пасения многоголового человеческого стада, управления и дисциплинирования масс. На этом пути естественно возникают вечные «ошибки страха» всяких правительств, которые паче меры урезают личную свободу, стесняют свободу совести, давят и на интеллектуальную совесть.

Подробнее...

Аникеева Е. Н. Историко-философский контекст «Бесед на Шестоднев» архиепископа Василия Великого.

«Беседы на Шестоднев» архиепископа Василия Великого (IV в.) посвящены толкованию первых стихов библейского текста книги Бытия и имеют целью помимо пастырских и гомилетических задач с философской точки зрения обосновать догмат творения (1). Поэтому данные «Беседы» можно рассматривать как своего рода манифест философского креационизма, который ведет полемику с греческими (языческими) мудрецами. Усвоение античного философского наследия и его переработка в ракурсе христианства были одними из главных тенденций в духовной культуре Римской империи того времени, недавно принявшей новую религию. Эта же черта проходит и сквозь биографию Василия.

Подробнее...