Ольшанский Д. Христианство в контексте сексуальных проблем.

Ольшанский Дмитрий Александрович, студент философского факультет УрГУ (1998), член Российского философского общества (2000) и философского общества Англии (2001)

 

"И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всякими животными, пресмыкающимися по земле."

 

Первая книга Моисеева: Бытие 1:28

 

Проблема религии становится весьма актуальной в наши дни не только для Российского общества, но и для свей мировой культуры, всего человечества, переживающего социальный и культурный кризис, связанный с формированием новой модели культурных отношений - мультикультуры. [1] Проблема даже не столько в "культурной ломке", которая завершилась в Европе и ещё только предстоит странам третьего мира, сколько в универсальном кризисе идей гуманизма, произошедшем в ХХ веке. "Современный человек в охоте за беглыми минутными благами и летучими фантазиями потерял правый путь жизни." [2] - писал Вл. Соловьёв ещё в 1897 в своей статье "Тайна прогресса".

Подробнее...

Новиков Д. В. Христианское учение о человеке.

Введение

 

Целостность - существенный признак религиозного сознания, оно возводит все существующее к единому Началу - Богу, Творцу неба и земли и в этом контексте рассматривает все многообразие проблем человека. Вот почему предметом глубокой, "настоящей" религиозной проповеди часто является антропология - целостное учение о человеке в его отношении к Богу, миру и самому себе.

 

Вместе с тем целостность религиозного сознания - особого рода. Мировоззренческая картина антропологии охватывает грандиозные временные рамки - от "внеисторического" бытия первозданного человека в раю до (тоже "внеисторического") преображенного существования в жизни будущего века, за эсхатологическими пределами мира. Это, конечно, открывает новые горизонты исследования и заставляет взглянуть совершенно по-иному на различные человеческие проблемы.

 

Вот как, например, описывал психологию греха, действующего в каждом человеке, Апостол Павел: "Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то, делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю... Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех... Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?" (Рим. 7, 15-24).

Подробнее...

Неретина С. С. Тертуллиан: Афины или Иерусалим?

Quintus Septimius Florens Tertullianus (155(65?) - 220(40?) гг. н.э.)

Печатается по изданию: С.С. Неретина. Верующий разум. К истории средневековой философии. - Архангельск: Изд-во Поморского педуниверситета, 1995. С. 77-95.

http://antology.rchgi.spb.ru/Tertullianus/afiny.html

 

 

Тертуллиан, родившийся между 155 и 165 гг. скорее всего в Карфагене и умерший там же после 220 г., относится, как правило, к числу самых воинствующих фидеистов и страстных противников философии, поскольку при рассмотрении проблемы познания отдавал пальму первенства вере и был противником синтетической культуры. Его мышление характеризуется как бескомпромиссный критицизм и эмоциональное отвержение языческой философии. Что касается "синтетической культуры" (1), то, на мой взгляд, этот термин нуждается в обосновании; что же до бескомпромиссности и прочего, то это действительно так, ибо какой философ, если он философ, согласится ради компромисса прервать логику своей мысли. По-видимому, необходимо проанализировать причины подобной его ориентации на веру. Не исключено, что эмоции в этом случае, как следствие темперамента, окажутся для нас прекрасным подспорьем. Не исключено также, что великую помощь окажет его знаменитый парадоксализм, который отмечают все исследователи его творчества. Credo quia asurdum est, верую, потому что это абсурдно, - парадокс, приписанный Тертуллиану в Средневековье, возник из других не менее интересных и логически я грамматически.

Подробнее...

Константин (Горянов). Жизнь и религиозно-философская антропология Виктора Несмелова.

Русский богослов, философ Виктор Иванович Несмелов относится к категории тех незаслуженно преданных забвению мыслителей, память и творческое наследие которых следует возвратить отечественной культуре.

Николай Бердяев подчеркивал, что особо печальным явлением русской интеллигенции является упорное нежелание знакомиться с зачатками своей философии. "В стороне стоит довольно крупная фигура Чичерина, у которого многому можно было бы поучиться. Потом Козлов, князь С. Трубецкой, Лопатин, Н. Лосский, наконец, мало известный В. Несмелов - самое глубокое явление, порожденное оторванной и далекой интеллигентному сердцу почвой духовных академий"[2].

Именно Несмелов является автором учения, которое по существу, представляет первый систематический опыт философского обоснования православного учения о человеке. Он был одним из первых представителей того идеалистического движения в России, которое сводило всю проблематику философии к учению о человеке. И, тем не менее, в нашей богословской науке антропология Несмелова остается мало изученной. В библиотеках Московской и Санкт-Петербургской Духовных Академий, в фондах Казанской Духовной Академии ЦГИА ТАССР не было ни одного исследования, посвященного жизни и творчеству В. И. Несмелова. Однако, сейчас интерес к Несмелову возрождается, о чем свидетельствует конференция в Казани в 1996 г. и одна, готовящаяся у нас к защите диссертация. Биографические сведения о нем также отличаются исключительной краткостью и неточностью. Как правило, указывались дата рождения, должность, главные труды и неправильный год смерти. Так, Р. Гальцева в "Философской энциклопедии" указывает дату смерти Несмелова- 1920 год. Этот же год называет и протоиерей В. Зеньковский в первом прижизненном издании "Истории русской философии", однако, во втором издании кончина датируется 1937 годом. Это побудило автора настоящего доклада составить биографию Несмелова на основании архивных дел Казанской Духовной Академии, хранящихся в 10 фонде 1 и 2 описях ЦГИА ТАССР г. Казани, и воспоминаний родственников.

Подробнее...

Маркова Л. А. Наука и логика смысла Ж. Делеза.

К концу века в работах у историков, философов, социологов науки относительно естествознания появились следующие выводы-проблемы, шокирующие часто как их самих, так и все еще привычное к монологическому восприятию мира мышление многих наших современников,в той или иной мере причастных к науке и философии. Наиболее серьезные из этих проблем следующие.

1. Истина как соответствие научного знания природе, которая является объектом ее изучения, утрачивает для ученого свое значение. Это происходит, во-первых, по той причине, что миров оказывается много, каждому из них соответствует своя научно-философская парадигма (парадигма аристотелевской науки, классической науки Нового времени, неклассической науки XX века, постнеклассической науки конца века). Каждый из этих миров формируется в недрах соответствующей культуры определенного исторического периода. Если все эти миры равноценны и не могут быть поглощены каким-то одним, включающим их все в себя, то и истин получается много. Не оказываемся ли мы перед лицом беспредельного релятивизма?

2. Под ударом оказывается и понимание объективности научного знания. Если каждый раз научная парадигма формируется в ходе фундаментальной научной революции философией, погруженной в определенный тип культуры, то центр тяжести в отношении познающий субъект – предмет познания явно

Подробнее...

Медведев Н. Бог и человек по богословию В.Н. Лосского.

Оглавление

•  ВВЕДЕНИЕ

•    § 1. БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О В. Н. ЛОССКОМ

•    § 2. ГНОСЕОЛОГИЯ В ПОНЯТИИ В.Η. ЛОССКОГО.

•  ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В УСВОЕНИИ ИСТИН О БОГЕ И ЧЕЛОВЕКЕ.

•    ГЛАВА ПЕРВАЯ. ПУТИ Б0Г0П03НАНИЯ.

•      §1. АНТИЧНАЯ МУДРОСТЬ И ОТКРОВЕНИЕ.

•      § 2. АПОФАТИЗМ.

•      § 3. МИСТИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ В БОГОСЛОВСКОМ ПОЗНАНИИ.

•      § 4. КАТАФАТИЗМ.

•      § 5. ЗНАЧЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНИ В ДЕЛЕ БОГОПОЗНАНИЯ.

•    ГЛАВА ВТОРАЯ. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТЮД.

•      § 1. От апостола Павла к мистикам 12–го века.

•      § 2. УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ В БОГОСЛОВСКОЙ КОНЦЕПЦИИ В.Η. ЛОССКОГО.

•      § 3. ПРОБЛЕМА ГРЕХОПАДЕНИЯ.

Подробнее...

Мартынов А. В. Антропология свт. Григория Нисского (Опыт исследования в области христианской философии IV века).

Содержание

Введение

I. Св. Григорий Нисский – представитель христианской философии в 4 веке. – Влияния, под которыми слагался общий тип философии св. Григория. – Взгляд св. Григория на отношение языческой философии к христианскому Откровению, разума к вере. – Аллегоризм, как средство для введения философских идей в область христианского знания

II. Антропология, как средоточие всей философии еп. Нисского. Относящиеся сюда сочинения св. Григория

Подробнее...

Львов А. А. Ж. Бодрийяр: от производства эстетического к обществу потребления.

Предлагается анализ стратегий эстетического производства в обществе потребления на основании работ ведущих критиков современности - Ж. Бодрийяра, Э. Фромма и др. Обосновываются характеристические свойства производства и потребления произведений искусства на примере поп-арта, а также предлагаются важнейшие следствия из анализа порядка дискурса «общества благоденствия« и легитимности высказывания в нем.

 

Ключевые слова:

 

имманентный миф, общество потребления, поп-арт, эстетика индустриального общества.

 

Тенденции развития искусства ХХ-ХХ1 вв., по-видимому, идут рука об руку с тенденциями развития и самого общества, самой культуры. Это означает, что «обогнать время«, стать несовременным и несвоевременным сегодня невозможно; больше, вероятно, наше культурное сообщество (а это значит - мы все) не пропустит ни одного гения, как некогда пропустило Ван Гога и Рембо, не сочтет слишком вычурными произведения наших современников. Ни одна из ветвей и никакое ответвление современного искусства теперь нельзя счесть «элитарным», как это случалось прежде в истории искусства. И никогда, по-видимому, уже мы не скажем, указывая на выход из музейного пространства, толпе и неудобным художникам: «profani, ргоси1 Ш!» - ибо никогда больше не будет непосвященных.

Подробнее...

Лазарев В. В. Об осмыслении В.В. Зеньковским духовной целостности.

ИЗ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ

ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ 2006 №6

 

Об осмыслении В.В. Зеньковским духовной целостности

 

В. В. ЛАЗАРЕВ

 

"Широтой и внутренней органичностью, свободой и подлинно синтезирующим ду­хом веет от произведений Бердяева, который, при всей полемической насыщенности его книг, с исключительной силой вживается в чужие настроения и не боится брать у них то, что ему по душе. Синтетическая сила построений Бердяева чрезвычайно вели­ка; в каком-то музыкальном аккорде, не подавляя и не диссонируя один с другим, зву­чат в нем мотивы, которыми жило русское сознание; оттого на Бердяеве можно про­следить влияние самых различных русских мыслителей, что не мешает ему сохранять свою оригинальность" . О Василии Васильевиче Зеньковском, писавшем эти строки, можно сказать то же самое, что он говорит о Бердяеве.

Подробнее...

Лагунов А. А. ...Рцы Слово Твердо...

А. А. Лагунов,

доктор философских наук, профессор

преподаватель Ставропольской Духовной Семинарии

…Рцы Слово Твердо…

В начале было Слово…

(Ин. 1; 1).

Не спорим, цензура – бич для свободного общества. Однако полное ее отсутствие является его культурным крахом. Так случилось, что «нецензурная» коммуникация ввиду отсутствия в российском обществе какого-либо подобия культурной цензуры (которая, конечно, наряду с умеренно-политической необходима для любого уважающего себя общества) мутной волной захлестнула нашу повседневную жизнь. Ведутся нескончаемые дебаты в прессе и на телевидении по поводу допустимости скверных слов в современных коммуникациях, при этом часто создается впечатление, что средства массовой информации по неявному соглашению поставили перед собой задачу не только апологии мата, но и его легитимации. Как правило, ими выдвигаются три основных аргумента: 1) нецензурная лексика полно отражает реалии нашего социального бытия; 2) этимология мата совершенно безобидна; 3) хлесткие выражения искони свойственны русскому народу и являются чуть ли не нормой «великого и могучего».

Подробнее...