Демченко Л. М. Знаково символические структуры и их роль в исследовании специфики общественной реальности в философии Ж. Бодрийяра.

В статье анализируется вклад Ж. Бодрийяра в исследование специфики общественной реальности в процессе разработки им своеобразного понятийного аппарата, содержанием которого являются знаково-символические структуры, раскрывающие особенности его системы описания трансформаций современной общественной реальности.

 

Ключевые слова: понятия «симуляция», симулякр, референты, символический обмен, реальное и воображаемое, презентация и репрезентация, знак, символ и др.

 

Во второй половине ХХ в. возникают трансформации различных сфер человеческого бытия, обусловленные прежде всего возрастанием значения средств массовой коммуникации и знаковых систем, «наступлением эры новейших технических средств массовых коммуникаций - телевидения, видеотехники, компьютерной техники - развитием глобальной сети Интернет» [1, с. 43]. Формирование постмодернистской культуры повлекло за собой появление нового, неклассического типа приоритетов -технического, а не социального прогресса; производства информации, а не вещей; пригородного, а не городского стиля жизни и типа культуры; «биологического, а не механического времени; доминирования нелинейных темпоральных структур над линейными» [2, с. 48]. «Постмодерн обозначил множество проблем и тем в культуре, предложил новый подход в поисках смыслов и принципов грядущей культуры, способствовал выработке нового целостного, полифонического и плюралистического воззрения на мир» [3, с. 173].

Подробнее...

Зяблинцев Г. Платон и Святоотеческое богословие

“Никто не приблизился к нам более, чем философы платоновской школы Поэтому зачем подвергать разбору других9” - так писал некогда блаж. Августин1 И мы, следуя его совету, в качестве основного представителя античной мудрости также избираем Платона, выясняя, в чем выразилось его влияние на формирование христианского богословия Данная статья ни в коем случае не претендует на какое-либо изложение философии Платона, она лишь о восприятии Платона святыми отцами и учителями Церкви, о преломлении платоновской философии в святоотеческой литературе.

Современный исследователь Платона Анри Жоли (Henri Joly) справедливо считает, что нам нелегко ощутить подлинного Платона, поскольку он зачастую воспринимается сквозь призму позднейших комментариев и толкований “Платон был объектом почти постоянного комментирования Но множество совершенно различных комментариев к одним и тем же текстам не предполагает ли если не бесконечное множество возможных Платонов, то, по крайней мере, множество различных Платонов9 Следовательно, платоновская философия — как она воспринималась и толковалась в истории - не является в собственном смысле философией Платона”

Подробнее...

Зибер Д. Эон Барбело в Зостриане и связанных с ним трактатах.

Небесный мир, в котором побывал Зостриан, и которой был описан в одноименном трактате / VIII. 1 /, возглавляется Незримым Духом, как истинным Богом. Под ним располагаются четыре Эона: Барбело, Калиптос, Протофанес и Аутогенес.

Последние три, в свою очередь, соответствуют философским понятиям: Бытию, Уму и Жизни.

Исследования Дж.Тернера и Дж. М. Робинсона1 показали, что этот небесный мир упоминается в трактатах "Аллоген"/ XI, З/ и "Три стелы Сифа" /VII. 5/, и что философская триада соотностися с философией неоплатонизма.

В системе Плотина космос имеет три уровня: первый занимает Единое, на втором пребывает ипостась Разума, третий содержит физический или материальный мир.

В сифианских гностических документах Дух соответствует Единому Плотина, его Разум, иногда трехчастный, представлен эонами Барбело.

В "Трех стелах Сифа" и у "Аллогена" имя Барбело дано первому эону Незримого Духа. в числе ее эпитетов - "Троесильная", "первая Мысль", "Мужедева", "Совершенная", "Тень святого Отца". Как первый эон, она происходит из Единого Духа и сохраняет качество единства. И хотя Барбело нечасто упоминается в сохранившемся тексте Зостриана, ее место и значимость в мироздании не меньше, чем в двух других трактатах. Она обычно назвается Девой Барбело или Мужедевой Барбело.

Подробнее...

Завершинский Г. Богословский экзистенциализм Софрония Сахарова.

“В Духе Святом познается Господь, и Дух Святой бывает во всем человеке: и в душе, и в уме, и в теле. Так познается Бог и на небе и на земле”1, – этими словами преподобного Силуана Афонского можно начать исследование экзистенциального подхода в богословии его ученика архимандрита Софрония применительно к темам Нетварного Света и обожения человека. Значительное количество работ современных православных богословов (архиепископ Василий (Кривошеин), отец Георгий Флоровский, В. Н. Лосский, отец Иоанн Мейендорф, архимандрит Киприан (Керн), епископ Каллист (Уэр), митрополит Иерофей (Влахос), Христос Яннарас, Георгиос Мантзаридис, отец Думитру Станилоэ, отец Иоанн Романидис и другие), опубликованных по означенным темам, заставляет искать те особенности, благодаря которым изложение духовного опыта отца Софрония, с одной стороны, является уникальным в своем роде и для своего времени, а с другой – неповрежденно выявляет опыт святоотеческой традиции, не внося ничего иного, отличного от него.

Человеческая природа через энергии, свойственные ей, проявляет ипостась, личность отдельного человека и делает ее доступной для других и для Бога, что и означает уникальность, неповторимость личного опыта. Здесь архимандрит Софроний, с одной стороны, считает невозможным рационально определить ипостась (Божественную или человеческую), а с другой – говорит, что она постигается либо посредством откровения или мистического опыта, либо единением в любви 2. При этом энергийная встреча с Богом отпечатлевает в человеческой личности Божественный Лик Христов, возводя человека к Богопознанию и причастию “Божеского естества” (2Пет 1:4) и выявляя ипостась человека в ее единении со Христом.

Подробнее...

Жигунина Л. В. Медиареальность информационного общества, нужна ли утопии реанимация?

С развитием информационного общества всё более заметным становится такое явление, как самостоятельное воспроизведение сложными системами самих себя. Любая сложная, эволюционирующая система обладает набором средств по изменению своей структуры, которые можно называть медиумами в силу их посреднической природы. Они являются посредниками не только между системами, но и между стадиями своего собственного развития от средств к самоорганизующимся системам. Самостоятельные смысловые пространства становятся результатом работы сложных систем по производству медиальности, характерному для культуры информационного общества. Медиальность понимается нами как универсальное свойство разных культурных форм быть посредниками между людьми, друг другом, прошлым и будущим, реальным и идеальным и т. д. Понятие медиальности применимо для определения медиареаль-ности, но нуждается в конкретизации.

 

Медиареальность (как и медиапространство) - это знаково-символическая информационная среда, производимая средствами массмедиа и обладающая медиальными свойствами в наиболее очевидной форме. Массмедиа участвуют в производстве всеобщего пространства медиумов как внешних расширений человека [1], называются «средствами массовой информации и коммуникации», но их посредническая роль давно перестала быть только лишь операциональной, если когда-либо была таковой, поэтому на уровне реального они являются посредниками особого рода: за счёт деятельности по приумножению виртуального они выступают как посредники между ещё не осуществившимся и тем, что есть

Подробнее...

Едигарёва Ю. Г. Истоки трудовых конфликтов в постиндустриальном обществе, теория Симулякров социального бытия Ж. Бодрийяра.

Процессы глобализации и децентрализации, интенсивное развитие информационно-коммуникационных технологий, формирование информационного общества - наиболее яркие признаки будущего высокотехнологичного общества как результата «великих перемен» в развитии цивилизации, черты которого наиболее подробно описал в книге «Третья волна» Элвин Тоффлер [1]. Под «третьей волной» американский культуролог и футуролог подразумевает последнюю фазу развития общества, ведущая роль в котором переходит к информационно-коммуникационным технологиям, воздействующим на все социальные структуры, образ жизни и сознание людей.

 

Можно предположить, что изменение характера труда в постиндустриальном обще-

 

стве станет предпосылкой возникновения трудовых конфликтов между старыми сотрудниками и «новичками» в ходе их совместной трудовой деятельности. Резкое ускорение темпов научного и технического развития обесценивает эмпирический опыт старших поколений и тем самым способствует перераспределению монополии на знание в пользу молодых, а также введению системы принудительного увольнения по возрасту [2, с. 6]. Это связано прежде всего с тем, что основой постиндустриального общества выступает интеллектуальная технология, а главными ресурсами - знания и информация. Трансформация индустриального общества в постиндустриальное знаменует переход от «экономики товаров» к «экономике информации».

Подробнее...

Дюков А. Б. Забыть Бодрийяра, или жизнь как повод.

Оренбургский государственный университет

 

Настоящая статья является откликом на уход из жизни (6 марта 2007 года) одного из самых значительных философов двадцатого столетия Жана Бодрийяра. Это не портрет мыслителя и не краткий очерк его жизненного и творческого пути, скорее, пафос текста имманентен настроениям философа, особенно последнего периода его творчества: мотив финализма и неподлинности антропной реальности - «доминантный очаг» рефлексий французского мыслителя.

 

Что произошло бы, если бы вдруг выяснилось либо попросту вам сообщили, что он не умер, что это была утка? Не произошло бы ровным счетом ничего, разве что чья-то бровь вскинулась бы в удивлении, да и то деланном: кто-то умер, кто-то, кого мы не знали (мы слышим такое часто, на каждом шагу в течение всей жизни, нашей жизни), кто-то где-то там был, был значим, там и сям его видели, слышали, поскольку сами же и приглашали, - кто-то не умер или все же умер

Подробнее...

Дьяков А. В. Пароксизм. Памяти Жана Бодрийяра.

6 марта 2007 г. умер Жан Бодрийяр. Звучит это странно и нелепо, ведь он казался вечным, он пережил несколько эпох и должен был жить вечно. Как симулякр «последнего великого философа». Как архетип «последнего великого философа». Как последний великий философ. Среди интеллектуалов своего поколения он занимал не совсем обычное положение. Даже в виртуальном лагере постструктуралистов он выделялся особой непочтительностью к авторитетам, умением задирать всех и вся, непрестанно шутить и в то же время оставаться чрезвычайно серьезным. Он бежал как от огня от любых «священных союзов» и «научных школ». Став иконой культуры постмодерна, он ухитрился оскорбить «постмодернистов» в лучших чувствах. Когда кричали: «Смотрите, вот Бодрийяр!», неизменно ошибались, поскольку Бодрийяр всегда был где-то в другом месте. Он был вечным маргиналом: философы считали его социологом, а социологи - философом. И те, и другие, разумеется, ошибались. При этом он был невероятно моден, почти так же, как в свое время Сартр. Только Бодрийяр не баловал своих слушателей декларациями тех или иных политических позиций, ухитряясь наступить на любимые мозоли и «правым», и «левым», а заодно и всем остальным, кому казалось, что они знают, что такое Бодрийяр.

Подробнее...

Демченко Л. М., Закирова Т. В. Проблема взаимосвязи технического и социального в становлении «Симулятивной реальности» как способа человеческого бытия в философии Ж. Бодрийяра.

Жан Бодрийяр (1929-2007) - один из крупнейших философов современности, профессор социологии Парижского университета. По своим взглядам он может быть отнесен к леворадикальному и даже нигилистическому направлению философской мысли. Подвергая критическому анализу западное общество потребления и его эстетику, Ж. Бодрийяр разработал ставшую знаменитой концепцию «симулякра» (фр. «образ, подобие»), трактующую отношения человека и мира вещей, где последний парадоксальным образом получает власть над первым. Посвященные этой теме работы выдвигают французского философа в число ведущих идеологов постмодернизма [1, с. 5].

 

В современном мире человек соотносится не только с естественной и искусственно созданной культурной средой, но и со средой виртуальной, что предопределяет возникновение качественно новых отношений с окружающей действительностью, последние выдвигают на первый план проблему соотношения реальности и ее символического отображения.

Подробнее...

Алексий (Смирнов). Философия интеллектуальной монашеской аскезы.

Игумен Алексий (Смирнов А.Ю.),

кандидат философских наук, магистр теологии,

проректор по учебной работе Ставропольской духовной семинарии

Выступление на секции VII Епархиальных образовательных чтениях «Древние монашеские традиции в условиях современности»

16 ноября 2017 г.

 

ФИЛОСОФИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ МОНАШЕСКОЙ АСКЕЗЫ

Даже в XXI веке необходимо задаться гипотетическим вопросом: как и чем охарактеризовать понятие христианского монашества? Это явление в истории христианства настолько многогранное и многоуровневое, что никак не может быть определено однозначно. Для одних это способ борьбы со злом и грехом в человеке и мире, для других – способ познания Бога. И как в древности, так и в современности монашество видится для одних строгостью поступков, правильным образом жизни, исполнением покаяния, а для других – верным мышлением, настроением ума, созерцанием, богопознанием. Для первых это аскеза телесная, физическая, физиологическая, а для вторых – аскеза духовная, интеллектуальная. Какое же из этих направлений более всего соответствует монашескому деланию?

Подробнее...