Гладков Б. И. Беседы о переселении душ и сношениях с загробным миром (буддизм и спиритизм).

Беседа первая

1. Человек никогда не мог помириться с мыслью, что смерть – конец его существованию. Сравнение живого человека с его трупом должно было приводить даже первобытных людей к заключению, что, с наступлением смерти, „нечто“ оставляет человека, выходит из него, и что, с уходом этого „нечто” от живого человека остается лишь тело его, начинающее тотчас же разлагаться, превращаться в прах. Но что такое это „нечто“, куда уходит оно и где пребывает? Вот загадка, на которую надо было дать ответ. И первым человеком, стоявшим в недоумении пред этой загадкой, был, несомненно, Адам, рыдавший над трупом убитого Авеля. Вопросы о том, что стало с Авелем? где он? куда ушло „то, что давало ему возможность двигаться, видеть, слышать, мыслить, разговаривать?... все эти вопросы толпились в уме удрученного горем отца; но он не в силах был ответить на них. И надо полагать, что эти недоумения первого человека были разрешены внушением ему свыше, откровением Бога Любви. И узнал, таким образом, Адам, что его Авель не перестал существовать, а только перешел в иное бытие, и что душа его, оставив его тело бездыханным, будет жить вечно. Да, только таким откровением Адаму и можно объяснить всеобщность веры в посмертное существование души человека, веры в её загробную жизнь. Но вера эта, передаваясь преемственно из рода в род, подвергалась своеобразным дополнениям и даже искажениям, зависевшим не только от степени развития исповедовавших её народов, но и от особенностей тех стран, в которых им пришлось жить.

Подробнее...

Варлаам (Ряшенцев) архиепископ. Теософия перед судом христианства.

Содержание

1. Изложение теософского учения 2. Критика теософии с христианской точки зрения 

 

1. Изложение теософского учения

Первое теософское общество основано было в 1875 году. Во главе его стала наша соотечественница Елена Петровна Блаватская и полковник Олькотт. Одно время к нему принадлежал известный наш писатель романист В. Соловьев. Из западной Европы, из Лондона и Парижа, общество это перешло и к нам, благодаря главным образом популяризации и прославлению личности Е. П. Блаватской сестрой ее, тоже известной писательницей Желиховской. Теперь общество это издает в России несколько журналов, как то: «Теософское Обозрение», «Теософская Жизнь», «Вестник Теософии» и др. Видными писателями, кроме покойной Блаватской, являются: Анна Безант, д-р Штейнер, К. Д. Кудрявцев, Председательница нынешнего теософического Общества А. Каменская и др.

Что же такое теософия? В переводе с греческого слово это означает «богомудрие» или «божественную мудрость». Присваивая себе такое высокое наименование, теософское общество, конечно, хотело всем показать, как высоки его задачи. Действительно, своей целью теософия ставит: в деле религии поведать миру еще неслыханное слово, согласить веру и знание, религию и науку; далее, объединить в духе братства все народы, поднять нравственный уровень человечества и оздоровить его жизнь, – наконец всем указать путь к высшей мудрости и познанию того мира – привести людей к единению с Божеством.

Подробнее...

Арсений (Жадановский), епископ. Граф Толстой и наше неверие.

Издание Чудова монастыря

Трудно понять, как это люди, именующие себя православными христианами, могут почитать и ободрять графа Толстого. Это можно объяснить полным незнанием воззрений Толстого и желанием следовать моде, быть передовыми людьми, неотсталыми, следовательно одобрять все то, что современно, оригинально, ново, – или же сознательным отношением к его учению. Но в таком случае, почитатели Толстого бесчестно прикрываются именем православных христиан, ибо они не христиане, а безбожники, как и сам Толстой. Вот, с одной стороны – наша вера, упование, а с другой – измышление Толстого. Мы, православные, веруем, что есть Бог, Творец всего мира, Бог живой, личное существо, что Он слышит наши нужды, что Он Отец и Промыслитель всех. По Толстому же такого Бога нет. В сущности, говорит Толстой, мы не имеем никакого основания предполагать Бога Творца и никакой нет в этом нужды. Бога Творца нет. Что же Богом называет Толстой (ибо в его сочинениях это слово также нередко употребляется)? Он употребляет слово Бог в своем собственном смысле; у него Бог – природа, вещество со своими силами и законами; вся природа Бог, а так как и я составляю часть природы, то и я часть Бога. Мы, далее, православные христиане веруем в Святую Троицу; это главный пункт нашей веры. Он же ее отвергает. Я отвергаю, говорит Толстой, непонятную Троицу. Мы, православные, веруем в Сына Божия, Спасителя мира, вочеловечшегося ради нашего спасения, страдавшего и по гребенного и в третий день воскресшего. 

Подробнее...

Смирнов А. Достоевский и Ницше.

Для многих сопоставление нашего знаменитого писателя Достоевского с модным в настоящее время философом Ницше может показаться несколько странным и, пожалуй, даже, натянутым и фальшивым. Что может быть общего между этими двоими писателями, диаметрально расходящимися в своих конечных выводах касательно вопросов о смысле и цели человеческой жизни, о нравственных идеалах человека, о значении христианства в истории культуры и т.д.? Один является страстным защитником и проповедником христианской любви и личного самоотречения в пользу служения ближним; он благоговейно преклоняется и перед евангельским учением и перед высокими идеалами русского православия; для него ненавистно всякое проявление эгоизма, в котором он видит признак отрицания высшей культуры. Напротив другой, с какою-то самодовольною гордостью, называет себя антихристом и полагает задачу своей литературной деятельности в коренном разрушении всех тех нравственных ценностей, которые были установлены христианством. Ницше злобно издевается над евангельским учением о кротости, милосердии, самопожертвовании за других и т.д. Мало того, он видит в этом учении основную причину духовного и физического вырождения современных поколений, так как де христианская благотворительность и сострадание только плодят больных и слабовольных людей, которые без посторенней поддержки скоро погибли бы в борьбе за существование и таким образом расчистили бы почву для высшей породы людей, сильных своим телом и «волею к власти».

Подробнее...

Лебедев А. П. Попытка Дарвина помирить свою теорию с религиозно-нравственным чувством христианина.

(К характеристике англичан)

Ни изложения, ни разбора теории знаменитого английского естествоиспытателя Чарльза Дарвина мы не имеем в виду делать. Это уже не раз сделано во многих духовных и светских журналах. Мы намерены лишь бросить взгляд, если не ошибаемся, на нерассмотренную еще никем попытку этого ученого примирить свою теорию с высшими интересами человека. Сделать это нам кажется небезынтересным даже в виду современных политических явлений... Для большей ясности на¬шей заметки считаем уместным напомнить читателю основную мысль теории Дарвина. Этот естествоиспытатель старается объяснить всё развитие мира органического, начиная от ничтожной былинки и кончая человеком, действием, так называемого, у него, начала «борьбы за существование». Организмы постоянно борются между собой и в этой борьбе, которая разнообразна до бесконечности, незаметно усовершаются; такое совершенствование продолжается миллионы лет и никогда не окончится. Борьба эта, как борьба не на живот, а на смерть, требует, конечно, бесчисленных жертв. Переживают её только более сильные организмы, остальные глохнут и помирают, не дожив века. Теория, в общем, не чужда чувства кровожадности. Дарвин весьма ясно понимает, что религиозные и нравственные симпатии челове¬ка, насколько последний дорожит своим достоинством и своими христианскими убеждениями, не могут отно¬ситься благоприятно к его теории.

Подробнее...

Антоневич А. В. Метафизика тела в антропологии Киприана (Керна) и ее значение для воспитания.

Тема правильного отношения к телу – одна из важнейших тем в религиозно-философской антропологии Киприана (Керна), пока ещё, к сожалению, малоизвестного в России религиозного мыслителя русского зарубежья первой половины ХХ в., но она у него обретает новое звучание в контексте темы аскетического воспитания.

Антропология Киприана (Керна) вытекает из всей традиции паламизма, но чтобы понять эту традицию и само учение св. Григория Паламы о человеке, нужно прежде всего усвоить его взгляд на всецелое естество человека, когда тело не принижается (как в неоплатонизме) из-за своей материальности, а, наоборот, оправдывается и даже прославляется.

Киприан (Керн) особо выделяет значение тела в воспитании, опираясь на опыт традиции исихазма: "Мистическая традиция... зовёт к воспитанию и преображению этого тела... Тело, предназначенное стать храмом обитающего в нём Духа Божия, как оболочка и хранитель этого ума, не может, по учению исихастов, не участвовать в молитвенном делании. Всё их учение, а, следовательно и самого св. Григория Паламы о теле человека, построено на святоотеческом аскетическом учении о том" 194.

Подробнее...

Кутикин В. Ю. Иван Васильевич Киреевский и старец Макарий Оптинский, путь от западничества к славянофильству.

В начале XIX века на закате эпохи Просвещения в Европе наблюдается возвращение к духовным основам и национальным корням, что проявилось в расцвете идеализма в философии, романтизма в искусстве и национализма в общественной мысли. В России стремление к национальным корням было связано с движением славянофилов. И хотя В.О. Ключевский скептически заметил, что «славянофильство  –  история двух-трех гостиных в Москве и двух - [трех] дел в московской полиции»[1], движение это имело много последователей из числа наиболее образованных представителей дворянства. Одним из основателей «московского направления», как называли себя славянофилы, был Иван Васильевич Киреевский, в молодые годы, по словам А.И. Кошелева, перебывавший локкистом, спинозистом, кантистом, шелленгистом, даже гегельянцем, и впоследствии пришедший к славянофильству во многом благодаря Оптиной пустыни. Общение с оптинским старцем иеросхимонахом Макарием (Ивановым) способствовало тому, что И.В. Киреевский, став славянофилом, «сделался не только православным, но даже приверженцем “Добротолюбия”»[2].

Подробнее...

Верховской С. С. Бог и человек. Учение о Боге и Богопознании в свете Православия.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие автора ***

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ***

Глава первая. Христианское понимание Богообщения ***

Глава вторая. Ветхозаветное учение о Богопознании ***

Глава третья. Богопознание в Новом Завете ***

Глава четвертая. Учение Отцов Церкви IV-го века ***

Глава пятая. Учение Св. Григория Нисского ***

Глава шестая. Общее заключение о путях Богообщения и Богопознания ***

Подробнее...

Антоневич А. В. Религиозно-философская антропология В. В. Зеньковского и Киприана (Керна).

Религиозно-философская антропология

В. В. Зеньковского и Киприана (Керна).

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ ***

Глава 1. Религиозно-философская антропология В. В. Зеньковского и проблемы духовного совершенствования человека ***

1. 1. Формирование антропологических взглядов и религиозно-философского мировоззрения В. В. Зеньковского. Значение Н. В. Гоголя и славянофилов. ***

1. 2. Проблемы духовного воспитания в условиях эмиграции. ***

1. 3. Принципы антропологии В. В. Зеньковского ***

1. 4. В. В. Зеньковский о метафизике личности и целостности человека. ***

1. 5. Религиозно-философская антропология В. В. Зеньковского и вопрос о софийности мира. ***

Подробнее...

Астафьев П. Е. К вопросу о свободе воли. – М. Тип. А. Гатцука, 1889.

К ВОПРОСУ О СВОБОДЕ ВОЛИ.

 

_____

 

П. Е. АСТАФЬЕВА.

 

________

 

(Из "Трудов Московского Психологического Общества").

 

 

МОСКВА.

Типография А. Гатцука, Никитский бульв., собственный дом.

1889.

Подробнее...