Ансельм Кентерберийский. Труды

ОБ ИСТИНЕ

ПРОСЛОГИОН

 

 

 

                                 ОБ ИСТИНЕ

 

                                Предисловие

 

 Три трактата, относящиеся к изучению Св. Писания, некогда создал я в

разное время, подобные друг другу в том, что имеют форму вопроса и ответа;

и лицо спрашивающего обозначается именем ученика, отвечающего же -- именем

учителя. Четвертый, который, правда, таким же способом издал я,

небесполезен, как представляется, для введения в диалектику и имеет

заглавие "О грамотном", -- его не хочу к ним причислить, потому что он

относится к другой наук, чем эти три.

Подробнее...

Аникеева Е. Н. Историко-философский контекст «Бесед на Шестоднев» архиепископа Василия Великого.

«Беседы на Шестоднев» архиепископа Василия Великого (IV в.) посвящены толкованию первых стихов библейского текста книги Бытия и имеют целью помимо пастырских и гомилетических задач с философской точки зрения обосновать догмат творения (1). Поэтому данные «Беседы» можно рассматривать как своего рода манифест философского креационизма, который ведет полемику с греческими (языческими) мудрецами. Усвоение античного философского наследия и его переработка в ракурсе христианства были одними из главных тенденций в духовной культуре Римской империи того времени, недавно принявшей новую религию. Эта же черта проходит и сквозь биографию Василия.

Подробнее...

Силантьев А. Н. О платоновской методологии теологической эпистемы Иоанна Дамаскина (главы 65 и 66 книги «Источник знания»).

Ключевой для темы настоящей работы термин «перихóрисис» (περιχώρησις) единственный раз появляется в самом конце «Философских глав», в главе 65 «Различные определения». Затем, в «Точном изложении православной веры» - главном сочинении своего знаменитого «трёхчастного труда», Иоанн Дамаскин более десяти раз использует этот термин, но главным образом в аспекте христологическом, специальном по отношению к общеметафизическому значению термина, которое фактически детально исследуется по содержанию в заключительных абзацах указанной главы и в специальной главе 67 «Ещё о единстве по ипостаси».

Подходя по ходу формулирования «различных определений» к наделению терминологическим статусом понятия «единство» и перечисляя различные реализации категории «соединение» (ἕνωσις), Дамаскин особо выделяет случай «единство в условиях синтеза» (Ἡ δὲ κατὰ σύνθεσιν ἕνωσίς). Словарь Г. Лиддела, Р. Скотта и Г. Джоунса даёт основной набор значений для категориального признака данного вида реализации единства:

«σύνθεσις - putting together, composition, combination»

Представляется важным пример употребления термина σύνθεσις в логике:

«e. in Logic, union of noun and verb or of two objects of thought in a statement, Arist. Int.16a12, de An.430a27 ([LSJ], стр. 1716)»

Подробнее...

Силантьев А. Н. К вопросу семантической связи платоновских терминов «εiδοσ» и «iδεα»: новые возможности в традиционном контексте.

Практические занятия по курсам, связанным с обработкой и анализом текста на естественном языке, организация которых опирается на хорошо известные постановки задач, решаемых в свое время средствами традиционной лингвистики, становятся содержательными не только в конкретно-методическом отношении, но и являются источником новых гипотез и концепций, обеспечивающих актуализацию интерпретации результатов обработки данных. В согласии с высказыванием Б. Мандельброта в его получившей широкую известность книге, популяризирующей некоторые основные идеи прикладной теории фракталов: «Для языкового инженера самым многообещающим материалом является не грамматика, но статистические свойства языка» [1, с. 213], уже простейшие процедуры статистической обработки текста с установкой на стилометрические методики дают результаты, существенные при работе с корпусом текстов, семантическая структура которого не полностью определена. Следует отметить благоприятную ситуацию локальных условий высшей школы Ставрополя, где активно ведется разработка когнитивистской и лингво-философской проблематики [2; 3].

Подробнее...

Постовалова В. И. Время и вечность в православном миросозерцании.

В статье раскрывается специфика видения универсальных категорий времени и вечности в самосознании православия в сравнении с научным миропредставлением, а также с религиозно-мифологическим мировидением, высшую форму которого и являет собой православное миросозерцание.[1]

 

... время содержит вечность и содержится ею, и ничто не исчезает, однажды сверкнувши во времени... В книге жизней начертано наше время, и она снова раскроется за временем, в жизни будущего века... Время есть риза вечности, мысль Божия, дело Божие, свершение Божие, которое в полноту времен станет прозрачно для вечности.

Протоиерей Сергий Булгаков

 

В работе предпринимается попытка описать специфику видения универсальных категорий времени и вечности в самосознании православия в сравнении с научным миропредставлением, а также с религиозномифологическим мировидением, высшую форму которого и являет собой православное миросозерцание[2].

Работа содержит три части. В первой дается краткая характеристика православного миросозерцания и образа реальности в ее составе. Во второй - и центральной - проводится аналитическое описание категориального лика времени и вечности и диалектики их взаимосвязи в православном миросозерцании. И, наконец, в третьей - и заключительной - дается характеристика видения будущего глазами православия.

Подробнее...

Лурье В. М. История Византийской философии. Формативный период.

 

Великий русский математик и изобретатель Пафнутий Львович Чебышев (1821-1894) как-то решил прочитать лекцию, посвя­щенную математическим основам раскройки платья. Но со­бралась не совсем предвиденная аудитория: портные, модные барышни... Тогда Чебышев решил начать следующей фразой: «Предположим для простоты, что человеческое тело имеет фор­му шара...» Помогло (аудитория поредела)[1].

Обращаясь к православной догматике, мы, конечно же, долж­ны помнить, что мнение, будто человеческое тело имеет форму шара, хотя бы и только лишь по воскресении, было анафематство- вано поместным собором в Константинополе в 543 году в числе заблуждений оригенистов (см. ниже, с. 243). Кто именно из ори- генистов пытался ввести это заблуждение в христианство, мы так и не знаем, но понятно, что источник его—в платоновском пред­ставлении о шаре как идеальной форме.

Поэтому с шаром мы, в отличие от Чебышева и его целевой аудитории математиков, будем осторожнее, но это не помешает нам заметить, что их ситуация была аналогична нашей.

Слово «догматика», которое будет столь часто встречаться на этих страницах, обычно употребляется в смысле более узком, нежели это допустимо этимологически: не «учение» вообще, а толь­ко лишь учение Церкви, выраженное на языке философских фор­мул.

Подробнее...

Лосский Н. О. Религиозность русского народа.

Основная, наиболее глубокая черта характера русского народа есть его религиозность и связанное с нею искание абсолютного добра, следовательно такого добра, которое осуществимо лишь в Царстве Бо-жием. Совершенное добро без всякой примеси зла и несовершенств существует в Царстве Божием потому, что оно состоит из личностей, вполне осуществляющих в своем поведении две заповеди Иисуса Христа: люби Бога больше себя, и ближнего, как себя. Члены Царства Бо-жия совершенно свободны от эгоизма^ потому они творят лишь абсолютные ценности — нравственное добро, красоту, познание истины, блага неделимые и неистребимые, служащие всему миру. Блага относительные, то есть те, пользование которыми для одних лиц есть добро, а для других — зло, не привлекают к себе членов Царства Божия. Погоня за ними составляет главное содержание жизни лиц с эгоистическим характером, то есть лиц, которые не обладают совершенной любовью к Богу и предпочитают себя своему ближнему, если не всегда, то, по крайней мере, в некоторых случаях.

Подробнее...

Клеман О. Смысл Земли.

Об авторе

 

Оливье Клеман — один из крупнейших современных православных богословов, историк, философ, профессор Свято–Сергиевского православного института в Париже, попечитель ББИ.

Книга Оливье Клемана посвящена попыткам религиозно–философского выражения православной космологии или философии материи. Она охватывает анализ библейских образов, богословие восточных отцов церкви, русскую религиозную философию, проблемы современного богословия.

«Православная космология геоцентрична — по той простой причине, что она христоцентрична. Соединение нетварного и тварного, метакосмического «неба» и панкосмической «земли» происходит во Христе на нашей земле, и поэтому земля находится в центре — не физически, но духовно. В святой плоти Христа, которая объемлет все чувственно воспринимаемое творение, две бесконечности Паскаля — а точнее, неопределенности — наполняются славой Бога — единственного бесконечного»

Оливье Клеман

Подробнее...

Иванов К. Научная революция в фокусе гендерных исследований, обзор работ по феминистской истории науки.

Я ничего не скажу о Фантине — это мечтательница, задумчивая, рассеянная, чувствительная; это призрак, принявший образ нимфы и облекшийся в целомудрие монахини, которая сбилась с пути и ведет жизнь гризетки, но ищет убежища в иллюзиях, которая поет, молится и созерцает лазурь, не отдавая себе ясного отчета в том, что она видит или делает; это призрак, который устремил взор в небеса и бродит по саду, где летает столько птиц, сколько не насчитаешь во всем видимом мире!

 

Виктор Гюго. Отверженные

 

Что важнее в науке — умение чувствовать или способность понимать? В какой мере воображение может участвовать в конструировании истинного представления о мире? Как создается само это представление — пассивным отражением или реактивным захватом? Каковы отношения между утопией и позитивным знанием? И какова роль непредсказуемости в совершении научных открытий? Значимы ли для роста и распространения научного знания такие, на первый взгляд, обыденные вещи, как любовь, забота, сексуальные отношения, удовольствие, страдание? Вот лишь немногие вопросы, ставшие актуальными в альтернативной истории науки, развиваемой представительницами гендерных исследований.

Подробнее...

Зенько Ю. М. Органы чувств: сенсуалистский и христианский подходы.

В европейской науке до сих пор господствует сенсуализм – философское гносеологическое учение, признающее ощущения единственным источником познания. И это не случайно и связано с условиями возникновения и формирования самой европейской науки. В первую очередь здесь сказались ее секулярные, антицерковные тенденции: наука попыталась противопоставить религиозной вере эмпирическое знание о внешнем сенсорно воспринимаемом мире. Таким образом, сенсуализм был тем фундаментом, на котором строилась западная философия и наука, а во многом и обыденная жизнь. Неудивительно, что практически все западные психологические и педагогические учения также сенсуалистичны и по форме и по содержанию. Мало того, что они ставят сенсорику во главу всех своих теоретических построений, кроме того, и в практическом плане они уделяют ей непропорционально большое внимание. В результате этого весь человек, наделенный сознанием и самосознанием, волей, памятью, вниманием, эмоциями и т. д., сводится до уровня "человека ощущающего", что, конечно же, просто недопустимо. Западный сенсуализм перешел и в американскую науку, в которой он получил еще большее развитие: особенно в бихевиоризме и когнитивной психологии.

Подробнее...