Кривошеева Н. А. Преследования Патриарха Тихона начались с первых дней избрания его на патриарший престол.

Вестник ПСТГУ

II: История. История Русской Православной Церкви

2006. Вып. 2 (19). С. 141-160

Кривошеева Н. А. Преследования Патриарха Тихона начались с первых дней избрания его на патриарший престол

5 (18) ноября 1917 г. старец Зосимовой Пустыни Алексий (Соловьев) вынул жребий с именем нового Всероссийского Патриарха — Тихона, митрополита Московского. Торжественная делегация членов Собора направилась на Троицкое подворье, где в этот день молился владыка Тихон, и митрополит Владимир (Богоявленский) благовестил: «Преосвященный митрополит Тихон, Священный и Великий Собор призывает твою святыню на патриаршество...» «...Благодарю, приемлю и немало вопреки глаголю» — ответил Избранник Божий и, приняв приветствия от членов Собора, обратился к ним с кратким словом, в которым предвидел крестный путь своего служения: «Ваша весть об избрании меня в патриархи является для меня тем свитком, на котором было написано: “Плач, стон и горе...”»

7 (20) ноября вновь нареченный Патриарх выехал в Троице-Сергиеву лавру, чтобы подготовиться к торжественному возведению на патриарший престол. Краткое описание пребывания Святейшего Патриарха Тихона было дано в отчете архимандрита Кронида (Любимова)1. Но в отчет не был включен эпизод, происшедший в Лавре с вновь избранным Патриархом, о котором сообщила только одна газета.

Публикация и комментарии Н.А. Кривошеевой

Подробнее...

Кривошеева Н. А. Последнее Деяние Священного Собора 1917-1918 гг.

Вестник ПСТГУ

II: История. История Русской Православной Церкви.

2009. Вып. 11:1 (30). С. 37-72

Кривошеева Н. А. Последнее Деяние Священного Собора 1917-1918 гг.

(Окончание)

32. Председательствующий [митрополит Арсений (Стадницкий)]. Теперь Священному Собору предстоит обсудить доклад 18 отдела об устроении Святой Церкви в Закавказье в связи с объявленной грузинами автокефалией своей Церкви. Докладчиком по этому делу избран отделом прот[оиерей] А. И. Юницкий. Так как подлежащий обсуждению вопрос касается ближайшим образом высокопреосвященного митрополита Тифлисского Кирилла [Смирнова]1, то я, с благословения Его Святейшества, передаю председательствование митрополиту Кириллу.

33. Докладчик прот[оиерей] А. И. Юницкий. Священному Собору в настоящий раз предстоит выразить свою волю — выработать узаконения, касающиеся устроения православных церквей в Закавказье и на Кавказе вообще.

Сообразуясь с каноническими, историческими и географическими условиями, а равно с современными обстоятельствами жизни и потребностями паствы, Отдел XVIII Священного Собора принял нижеследующие тезисы, для внесения в Священный Собор, при рассмотрении вопроса об устроении Православных Церквей в Закавказье и на Кавказе вообще.

Подробнее...

Кривошеева Н. А. «Довести до Вашего сведения...».

Вестник ПСТГУ

II: История. История Русской Православной Церкви

2006. Вып. 2 (19). С. 209-214

«Довести до Вашего сведения...»

№ 1

Обращение во ВЦИК членов обновленческого Священного Синода по поводу поминовения

ЗА БОГОСЛУЖЕНИЯМИ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА ТИХОНА

17 сентября 1924 г.

Во Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет

тов. Смидовичу

Священный Синод Российской Православной Церкви, препровождая при сем рапорт Владимирского Епархиального Управления1, каковой является одним из многих поступивших в Священный Синод с мест о том, что местная гражданская власть никак не реагирует на распоряжение НКЮ (циркуляр № 54 от 1923 г. и № 51 от 1924 г.) по вопросу о публичном поминовении бывшего патриарха Тихона2, следствием чего везде создается уверенность в необязательности и даже ненужности исполнения означенных циркуляров и легализации тиховщины, поставлен в крайне неопределенное положение в своих распоряжениях по сему вопросу.

Подробнее...

Косик О. В., Хайлова О. И. Письма священноисповедника Афанасия (Сахарова) из архива священномученика Серафима (Самойловича) (вступ. Ст. , публ. И примеч. О. В. Косик, О. И. Хайловой).

Косик Ольга Владимировна, канд. филол. наук,

ст. науч. сотр. Отдела новейшей истории РПЦ ПСТГУ

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Хайлова Ольга Игоревна, науч. сотр. Отдела новейшей истории РПЦ ПСТГУ

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Письма священноисповедника Афанасия (Сахарова) из архива священномученика Серафима (Самойловича) (вступ. Ст. , публ. И примеч. О. В. Косик, О. И. Хайловой)

 

 

Публикация посвящена неизвестным письмам священноисповедника Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, к священномученику митрополиту Кириллу (Смирнову) и преподобномученику архимандриту Неофиту (Осипову), которого близкие называли Аввой. В письме к митрополиту Кириллу святитель Афанасий дословно излагает содержание не дошедшего до нас своего письма к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому). В этом письме епископ сообщает о причинах своего отхода, связанных с превышением полномочий, данных митрополиту Сергию Местоблюстителем Петром (Полянским). В письмах показаны взаимоотношения епископа Афанасия с самыми близкими ему по духу церковными деятелями — митрополитом Кириллом (Смирновым) и архимандритом Неофитом (Осиповым), обстоятельства его ссылок и скитальчеств, конфликтную ситуацию, вызванную отказом святителя Афанасия выходить на открытое служение во Владимирской епархии.

Подробнее...

Косик О. В. Новые документы об истории Камчатского православного братства и Камчатской православной миссии (1910-1916).

Вестник ПСТГУ

II: История. История Русской Православной Церкви

2005. Вып. 1. С. 197-219

К 300-летию Православия на Камчатке

Новые документы об истории Камчатского православного братства и Камчатской православной миссии (1910-1916)

Публикация посвящена деятельности известного камчатского миссионера, будущего митрополита Нестора (Анисимова) (1895—1962) по созданию Камчатского благотворительного братства во Имя Нерукотворенного Образа Всемилостивого Спаса и Камчатской Православной миссии. Эти документы, хранящиеся в Российском Государственном историческом архиве (РГИА), значительно обогащают представления о деятельности Владыки Нестора и членов Санкт-Петербургского отдела Камчатского Братства, свидетельствуют о помощи видных государственных деятелей этим начинаниям и содержат их оценку подвига миссионера.

В 1909 г. молодой иеромонах Нестор (Анисимов), несущий миссионерскую службу на Камчатке, отправляется в санкт-Петербург с проектом Камчатского Православного Благотворительного братства во имя Нерукотворенного Образа Всемилостивого Спаса. По его замыслу, это братство должно было кардинальным образом преобразовать жизнь края. В воззвании «К открытию Православного Камчатского братства» он писал: «Больному, одинокому, беспомощному миссионеру стало невыразимо больно, обидно, досадно и завидно видеть спокойную, сытую, культурную теплую жизнь счастливой России, и тут же представилась в его мыслях уже знакомая ему картина жизни среди снежной пустыни совместно с грязными, дикими и голодными людьми, с собаками и дикими зверями, наконец, вспомнилось о. Нестору, что богатую Россию немало греет, одевает и украшает мехом убогая Камчатка, а сама за то почти ничего не получает...»1 Отец Нестор едет в Петербург, где выступает с докладами и лекциями о Камчатке, возбуждая интерес и сочувствие к этой далекой восточной окраине. Много лет спустя, уже будучи

Подробнее...

Косик О. В. История сбора и распространения церковных документов (1920— 1930-е гг.)1 (К постановке проблемы).

В статье освещается деятельность по сбору, сохранению, копированию и распространению информации о Русской Православной Церкви в годы гонений. Благодаря этой деятельности были сохранены важнейшие источники по истории Русской Православной Церкви. Многие документы удалось передать за рубеж, в результате чего они попали на страницы русской эмигрантской печати, послужили материалом для выступлений, митингов и других выражений протеста против преследования религии в СССР. Собранные материалы положили начало изучению истории Русской Церкви периода гонений со стороны безбожной власти.

Сопротивление насилию становится особенно трудным в условиях изоляции. По этой причине в течение всего периода гонений информация, связанная с Церковью, была под особым контролем государства. Лишение Церкви типографий и других средств печати, блокирование информационных каналов, распространение лжи и клеветы, бесконечные провокации и т. д. — все это имело целью дезорганизовать деятельность церковного управления, разорвать связи между церковной властью, епархиями, церковными деятелями и паствой, лишить верующих источников информации, пресечь контакты с эмиграцией, морально ослабить православных, сводя на нет их контакты, создавая информационный вакуум. Полная монополия на информацию позволяла трансформировать информационную картину в выгодном для властей ракурсе, позволяющем манипулировать общественным сознанием.

Подробнее...

Косик О. В. Из истории Владимирской епархии. Епископ Афанасий (Сахаров) и епископ Дамиан (Воскресенский) (1925−1926).

Вестник ПСТГУ

II: История. История Русской Православной Церкви.

2013. Вып. 6 (55). С. 127-150

Из истории Владимирской епархии. Епископ Афанасий (Сахаров) и епископ Дамиан (Воскресенский) (1925−1926)

Публикуемые ниже документы характеризуют церковную обстановку во Владимирской епархии в 1925-1926 гг., в частности в Переславском викариатстве. Они свидетельствуют

о ситуации, сложившейся в связи с присоединением к Временному высшему церковному совету (григорианскому расколу) епископа Переславского Дамиана (Воскресенского). В феврале 1925 г. во Владимир из Зырянской ссылки вернулся епископ Ковровский Афанасий (Сахаров), который принял на себя управление Владимирской епархией как первый помощник архиепископа Владимирского Николая (Добронравова), высланного в Москву. Однако вскоре по требованию ОГПУ в мае 1925 г. Владыка должен быть дать подписку о неуправлении епархией. В ноябре 1925 г. временно управляющим Владимирской епархией был назначен епископ Дамиан (Воскресенский). В середине декабря 1925 г. был образован при помощи ОГПУ раскольнический орган под названием Временный Высший церковный совет, в который вошел и епископ Дамиан. 

Подробнее...

Комарова Т. В. Толстые и Долинино-Иванские.

Толстые и Долинино-Иванские                               

Т.В.Комарова , ведущий научный сотрудник
музея-усадьбы Ясная Поляна»

Толстые и Долинино-Иванские – древние дворянские роды, отличившиеся не только верной и преданной службой Отечеству, но и давшие молитвенников за землю русскую и православный народ.

В 1895 году Долинино-Иванские и Толстые породнились. Иван Михайлович Долинино – Иванский (1869-1931) женился на княжне Александре Леонидовне Оболенской (1876-1958)[1], мама которой, Елизавета Валериановна, была урожденная графиня Толстая, родная племянница писателя Л.Н. Толстого и дочь его сестры Марии Николаевны - монахини Шамординского монастыря Марии. Прабабушка Александры Леонидовны по линии отца (Мария Федоровна) происходила из почтенного рода Майковых, к которому принадлежал святой Нил Сорский [2]; прабабушка по линии мамы (кн. Мария Николаевна) принадлежала к роду князей Волконских, восходящих к святому Михаилу, князю Черниговскому, замученному в 1246 году в Орде за отказ поклониться татарским кумирам.   

Подробнее...

Комарова Т. В. Схимонахиня Мария (Толстая) – духовная дочь преподобного Амвросия Оптинского. По страницам неизданной переписки.

Комарова Татьяна Васильевна,

                                        ведущий научный сотрудник,

                                        музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна».

 

 Схимонахиня Мария (Толстая) – духовная дочь преподобного Амвросия Оптинского.

 (По страницам неизданной переписки. К 200-летию со дня рождения прп. Амвросия Оптинского).

 

 В историю Шамординского монастыря навечно вписано имя схимонахини Марии (Марии Николаевны Толстой, 1830-1912) – духовной дочери преподобного Амвросия.

Схимонахиня Мария происходила из древнего рода графов Толстых. С младенческих лет она была связана неразрывными духовными узами с Оптинскими старцами. Оставшись после смерти мамы всего пяти месяцев от рождения, была воспитана бабушкой и тетушками, которые были духовными чадами Оптинских старцев Льва, Макария, Антония, Моисея. Мария Николаевна росла в атмосфере преданности воли Божией и молитвы. Любовь ее воспитательниц к монастырям, чтение Евангелия, Псалтири, житий святых, беседы со странниками и юродивыми, для которых всегда в детстве был открыт дом Толстых, несомненно, оказали на нее важное влияние. Ее жизнь является подтверждением слов преп. Амвросия: «Что вы благое посеете в душах своих детей в их юности, то может после прозябнуть в сердцах их, когда они придут в зрелое мужество»[i].

Подробнее...

Комарова Т. В. Из истории благотворительности Шамординской обители.

Татьяна Васильевна Комарова,

ведущий научный сотрудник,

музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна».

 

Доклад прочитан на секции "Оптина Пустынь в истории России: опыт для будущего" во время работы Оптинского форума-2010

 

 

«Необыкновенно красив вид этого благословенного места –

духовного города, воздвигнутого на спасение стольких душ великим старцем».

 (Евгений Поселянин).

Подробнее...