Просветов Р. Ю. Епископальная Церковь Америки и ее влияние на переговорный процесс между Североамериканской митрополией и Московским Патриархатом в 1945–1947 гг.
- Русская Церковь
- 17 Сентябрь 2024
Статья посвящена контактам Епископальной Церкви Америки с Североамериканской митрополией и ее влиянию на переговорный процесс о примирении с Московским Патриархатом в 1945—1947 гг. Одним из результатов этого влияния стало устранение патриаршего экзарха в Америке митрополита Вениамина (Федченкова) от переговоров, а в дальнейшем и от управления экзархатом. Исследование опирается на документы Государственного архива Российской Федерации (фонд Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР), доклады митрополита Вениамина (Федченкова), а также периодическую печать того времени, выходившую на русском языке в США.
Тема переговоров об объединении Североамериканской митрополии и Московского Патриархата в научной литературе представлена отрывочно. Отдельные публикации посвящены Всеамериканскому Кливлендскому собору 1946 г., на котором представители Североамериканской митрополии постановили признать Московского Патриарха своим духовным главой1. Влиянию Епископальной Церкви на общий ход переговоров и вовсе не уделялось должного внимания. Между тем Епископальная Церковь как одна из самых влиятельных протестантских деноминаций в Америке проявляла значительный интерес к переговорному процессу и пыталась оказывать на него определенное влияние.
Просветов Р. Ю. Взаимоотношения епископа и власти в Советском Союзе на примере служения митрополита Вениамина (Федченкова) в 1948-1958 гг.
- Русская Церковь
- 17 Сентябрь 2024
Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв. равноап. Кирилла и Мефодия, г. Москва, Российская Федерация, аспирант; Тамбовская духовная семинария, г. Тамбов, Российская Федерация, преподаватель, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Представлен характер взаимоотношений митрополита Вениамина (Федченкова) с уполномоченными Совета по делам Русской православной церкви при Совнаркоме (Совете министров) СССР в период управления им Латвийской, Ростовской и Саратовской епархиями Русской православной церкви (Московского патриархата). В течение этого периода митрополит Вениамин имел возможность взаимодействовать с семью уполномоченными Совета, с которыми он должен был выстраивать свою ежедневную работу. При этом митрополит везде и неизменно настаивал на невмешательстве государства во внутрицерковные дела, декларируя при этом полное соблюдение действующего законодательства и всех распоряжений существующей власти. Твердость позиции митрополита Вениамина в вопросах неучастия в политических акциях, инициированных государством, его открытая проповедь с церковного амвона христианских ценностей, а также желание увеличить количество приходов и укрепить нравственный облик духовенства во вверенных ему епархиях привели к тому, что «церковная деятельность» митрополита для представителей власти стала «нетерпимой». В результате Совет по делам Русской православной церкви в 1958 г. поставил перед патриархом Алексием I (Симанским) вопрос об увольнении митрополита Вениамина (Федченкова) на покой.
Ключевые слова: Русская православная церковь; отношение церкви и государства; патриарх Алексий I; митрополит Вениамин (Федченков); митрополит Николай (Ярушевич); Совет по делам РПЦ.
Поселянин Е. Русские подвижники 19 века.
- Русская Церковь
- 15 Сентябрь 2024
Филарет Московский. - Иннокентий Пензенский. - Амвросий Орнатский. - Антоний Смирницкий. - Мелетий Харьковский. - Иосиф, архиеп. Воронежский (1892). - Феофан Затворник, Говоров. - Амфилохий Реконский (1740-1865). - Евпраксия Староладожская (1828). - Назарий Валаамский (1809). - Герман Валаамский (1837). - Архим. Феофан Соколов, Ново-езерский (1832). - Иг. Феофания Готовцева (1866). - Молчальница Вера Новгородская. - Схимонах Игнатий (1852). - Паисий Величковский. - Монах Феодор (1822). - Моисей Оптинский. - Леонид Оптинский. - Макарий Оптинский. - Исаакий Оптинский. - Серафим Саровский. - Марк Саровский. - Пелагея Дивеевская (1884). - Иларион Троекуровский (1853). - Иоанн Сезеневский (1839). - Георгий Задонский (1836). - Матрона Задонская (1851). - Задонский юродивый Антоний (1851). - Свящ. Иоанн Елецкий (1824). - Свящ. Матвей Ржевский (1856). - Свящ. Петр Угличский (1866). - Юродивый Андрей Мещовский (1812). - Старица Евфимия Попова (1860). - Иоанн, затворник Святогорский (1867). - Парфений Киевский (1855). - Феофил Китаевский (1852). - Амфилохий Ростовский (1824). - Пустынник Василиск Туринский (1824). - Петр Мичурин (1820). - Варлаам Кяхтинский (1846). - Иван Корейш (1861). - Даниил Ачинский (1843). - Юродивая Домна Томская. - Амвросий Оптинский.
Издание 3-е, значительно дополненное.
Ученым Комитетом Мин. Нар. Просв. допущена в ученические библиотеки средних учебных заведений Министерства (4 августа 1903 г., № 23684).
С.-ПЕТЕРБУРГ. Издание И. Д. ТУ3ОВА. Гостиный двор, 45. 1910.
Поселянин Е. Преподобный Нил Сорский как представитель истинного монашества.
- Русская Церковь
- 15 Сентябрь 2024
(По поводу 400-летия со дня кончины)
7-го мая исполняется 400 лет со дня преставления преподобного Нила Сорского. Нельзя не задуматься над судьбой этого человека.
Один из замечательных русских подвижников, один из крупных русских умов и выдающихся писателей, он далеко не пользуется той общераспространенной известностью, ни тем общим почитанием, какого его жизнь и деятельность заслуживают. И приходится сказать себе, что он принадлежит к числу тех редких избранников, чье тихое и кроткое свечение останавливает на себе внимание людей, исключительно глубоких и вдумчивых. Они не поражают толпу. Эти люди, как и при жизни, не стягивали к себе множества людей, бежавших за колесницей этой жизни, так и по смерти своей продолжают жить в сердцах лишь немногих, которые удивляются и поклоняются их высокой духовности, их великой искренности, чистоте их намерений, прямоте и независимости их мышления и их жизненного действования.
В 15 верстах от города Кириллова, Новгородской губернии, лежит Нилосорская пустыня или бывший скит Нила Сорского. Недалеко от самой пустыни расположено привольное и живописное озеро. Оно называется Сорским от речки Сорки, в него впадающей.
Порфирий (Успенский), епископ. Второе путешествие архимандрита Порфирия Успенского в Синайский монастырь в 1850 году.
- Русская Церковь
- 13 Сентябрь 2024
Содержание
А.) Путешествие в Синайский монастырь Глава первая. Путь от Каира до Суэса Глава вторая. День в Суэсе и на Чермном помории Глава третия. Путь от Аюн-Муса до Синайского монастыря Глава четвертая. Пребывание в монастыре, с 14-го по 30-е июня Глава пятая. Поездка в Раифу. Глава шестая. Пребывание в Раифе. Глава седьмая. Возвращение в Синайский монастырь Глава осьмая. Пребывание в монастыре и посещение окрестностей его Глава девятая. Путь от Синайской обители до Эт-Тиха Б.) Путешествие по Эт-Тихской Пустыне Глава первая. Путь от Эт-Тиха до крепостцы Нахле Глава вторая. Путь от Нахеля до Муэлех Глава третья. Путь от Муэ́леха до Вирсаве Глава четвертая. День в Вирсаве Глава пятая. Последние дни в пути В.) Разные сведения о Синае Предисловие I. Надписи Надписи с годами Надписи без годов II. Дееписания Грамота Папы Григория IX Жалованные грамоты господарей Валахии и Молдавии Жалованные грамоты царей Российских Фирманы и Бераты султанов Турецких, и приказы пашей и кадиев Египетских Предписания Французских военачальников Дела в монастырских кодексах и повременные записки Синаитов Деяние о Синайском архиепископе Козме Грамота иерусалимского патриарха Хрисанфа III. Список Синайских епископов и архиепископов А. Епископы зависевшие от Иерусалимского патриарха Б., Епископы и Архиепископы, посвященные Александрийскими патриархами В., Епископы, зависевшие от Иерусалимского патриарха Г., Епископы, посвященные Александрийскими патриархами Д. Архиепископы, посвященные в Иерусалиме IV. Паства Синайских архиепископов в городах английской Индии, Калькутте, Дакке, и Нарингенсе 1. Православный приход в Калькутте 2. Православный приход в Дакке V. Священнослужение Синаитов у христиан в разных странах Европы Список подворьев Синайского монастыря, извлеченный из помянника, в котором записано: где и когда скончался подворный Синаит
Попов А. В. Русская православная церковь за границей, образование и раскол (1920–1934 гг.).
- Русская Церковь
- 11 Сентябрь 2024
Предыстория Зарубежной Церкви связана с событиями Гражданской войны и образованием Временных высших церковных управлений (ВВЦУ) на территориях, контролируемых белыми правительствами.
В деятельности ВВЦУ на юге России в 1919 - 1920 гг. закладывались основы того, что впоследствии стало именоваться Русской Православной Церковью за границей (РПЦЗ). В этот период происходила апробация новых форм и методов церковного управления в условиях отсутствия руководства со стороны высшей церковной власти в лице Патриарха и Священного Синода. Таким образом, ВВЦУ явились первым опытом автономного церковного управления в обход высших органов власти РПЦ. А учрежденное на Соборе ВВЦУ юго-востока России с самого начала своей деятельности оказалось вполне реальной альтернативой патриаршей власти.1
ВВЦУ юго-востока России возникло как временное учреждение, которое после восстановления связи с Патриархом и отчета о всех своих деяниях должно было прекратить свою деятельность. Но многое, задумываемое как временное, в силу политических и других причин стало постоянным. Впоследствии это привело к трагическому расколу некогда единой Русской Православной Церкви на несколько ветвей и юрисдикций.
Оно было эвакуировано из Крыма вместе с Русской армией в Константинополь. И почти сразу же после прибытия в Константинополь было переименовано в Высшее русское церковное управление за границей. С этого момента и начинается история РПЦЗ.
Попов А. В. Заметка на статью «Русское народно-религиозное миросозерцание в школьной характеристике академического богослово-магистранта» А. Пономарёва.
- Русская Церковь
- 09 Сентябрь 2024
В мартовской книжке «Странника» появилась рецензия на моё сочинение: «Влияние церковного учения и древнерусской духовной письменности на миросозерцание русского народа и в частности на родную словесность в древний допетровский период». Рецензия г. Пономарёва сама по себе такого рода, что отвечать на неё нечего, так как учёные вопросы, затрагиваемые в моём сочинении, в ней рецензентом не освещаются и я считал бы это для себя пустой тратой времени, если бы автор, руководясь, по-видимому, единственно «игривой фантазией», не возвёл на меня таких обвинений, которых я никак не могу принять на себя.
На низкопробное остроумие рецензента на счёт моих занятий сочинением и употреблённых в моей книге слов: «предок», «теперь» и т. д. не нахожу нужным говорить что-нибудь. На обвинение меня в неумении писать «гладко и сладко», или точнее, в частом употреблении местоимения «мы», причастных форм и обобщений скажу коротко. Употребление «мы» – дело обычное в учёных работах. «Притязательное самонапоминание», которое мне приписывает почтенный рецензент заключается не в употреблении «я» или «мы», а в складе речи и в том высокомерном отношении к работам других, не новичков только, как я, а и таких знаменитых учёных, каковы митр. Филарет, митр. Макарий, проф. Голубинский, пример которого даёт в своей рецензии г. Пономарёв. Без всякого видимого повода он снисходительно признаёт за указанными трудами обширную эрудицию и авторитетно добавляет, что в них нет творческой самобытности как в общей постановке целого, так и в самобытно-оригинальном освещении частных сторон и вопросов.
Попов А. В. Взаимные отношения христианских и языческих элементов в народном миросозерцании.
- Русская Церковь
- 09 Сентябрь 2024
Речь перед публичной защитой сочинения: «Влияние церковного учения в древнерусской духовной письменности на миросозерцание русского народа и в частности на народную словесность в древний допетровский период».
В своем исследовании, как показывает и самое название его, мы остановились на вопросе о влиянии церковного учения и древнерусской духовной письменности на миросозерцание русского народа и народную словесность, в древний допетровский период.
Вопрос широкий и благодарный для исследования, хотя, нужно добавить, и далеко не легкий. Много уже сделано учеными по изучению народного мировоззрения и народной словесности вообще и их отношения к христианству и допетровской духовной письменности в частности, но еще более, быть может, и остается сделать в будущем. Почва исследователя по данному предмету чрезвычайно скользкая и малоустойчивая – дает много места для ученой борьбы. Взгляды ученых, работавших в данной, области, не только расходятся между собою в выводах по сложным вопросам, но и в мелочах. Целую литературу найдем о каком-нибудь камне алатыре или Волоте Волотовиче, встречающемся в стихе о голубиной книге.
Помазанский М. Светильник Русской Церкви – блаженнейший митрополит Антоний.
- Русская Церковь
- 07 Сентябрь 2024
Митрополит Антоний – в миру Алексей Храповицкий – родился 17 марта 1863 года в с. Ватагино Новгородской губернии. Отец его принадлежавший к старинному дворянскому роду, был деятелем земских и общественных учреждений. Мать – дочь харьковского помещика – отличалась глубоким благочестием и поддерживала в доме религиозный уклад жизни. В связи с поступлением отца на службу, мальчик Алексей – будущий Владыка – семи лет переехал из деревни в г. Новгород, а через год в Петербург. Здесь он был определен в 5-ю Петербургскую Гимназию, блестяще окончил ее и, по влечению своего сердца, поступил в Петербургскую Духовную Академию. В 1885 году, непосредственно по окончании Академии, через четыре дня, он принял монашество. За этим следует назначение его, в сане иеромонаха, преподавателем Холмской Духовной Семинарии, возвращение через год в Петербургскую Духовную Академию уже в качестве доцента, назначение в 1889 году – в сане Архимандрита – Ректором Петербургской Духовной Семинарии, а через четыре месяца – Ректором Московской Духовной Академии. Последнее назначение состоялось, когда ему было 27 лет от роду. Пятилетнее пребывание его на этом посту составляет расцвет его деятельности, как воспитателя высшей духовной школы: он покорил сердца студенчества любовью к молодежи, обаянием личности, силой собственного убеждения и прямой, открытой речью и правил не властью закона, а нравственным влиянием.
Тем же характером отличалась и его деятельность в должности Ректора Казанской Духовной Академии, где он был возведен в сан Епископа. Здесь закончился педагогический пятнадцатилетний период его деятельности: Епископ Антоний получил назначение на епархиальную кафедру в г. Уфу, а через 2 года – перевод на Волынь. Архиерейское служение его на Волынской кафедре – с 1902-го по 1914-й год – выразилось в неутомимой и разнообразной деятельности.
Помазанский М. «Церковный дневник» епископа Иоанна (Шаховского).
- Русская Церковь
- 05 Сентябрь 2024
"При чтеніи некоторыхъ зарубежныхъ изданій, ревнующихъ о православной истине, все более становится яснымъ, какъ мы все духовно бедны и больны"... Такъ начинается "церковный дневникъ" Преосвященнаго Іоанна (Шаховского) (Н. Р. Слово 11 апр.), и съ этимъ выводомъ нельзя не согласиться по прочтеніи самого этого дневника, благо что Владыка и себя, по смиренію, не исключаетъ изъ состава этихъ несчастныхъ, сказавши — "мы все"...
Конечно, естественно говорить сейчасъ на злободневную тему для Американской Митрополіи по поводу преданія ея возглавленія церковному суду советской Патріархіей. Конечно, судъ этотъ нисколько не страшенъ и, по мненію Владыки, совершенно напрасенъ. То, что Митрополія признала возглавленіе Патріархіи на своемъ соборе, а потомъ отказалась отъ него, это неважно, это совершенные пустяки. А вотъ надо бы судить ее за то, что еще не во всехъ штатахъ есть приходы, что такъ долго не открывали академію, что за богослуженіями не такъ много бываетъ народу и не часто все говеютъ... Это милое, доброе, снисходительное отношеніе къ себе являетъ намъ лицо "благостнаго владыки", какимъ, говорятъ, ему и подобаетъ быть.