Анастасий (Грибановский). Воззвание преосвященного епископа Анастасия по случаю взятия русскими войсками Эрзерума.

Смиренный Анастасий Божиею милостию Епископ Кишиневский и Хотинский нашим возлюбленным чадам о Господе. Благодарение Господу, паки победители нас творящему!

Пал Эрзерум под ударами наших доблестных войск, Крест еще раз восторжествовал над мусульманским полумесяцем! Вся Россия трепещет ныне под впечатлением этого славного события. Радуемся и мы с вами, дорогие братия и чада, видя в этом новом торжестве нашего оружия на Востоке залог благословения Божия для нашего христолюбивого воинства и в других местах нынешней великой брани – в особенности на ближайшем к нам т. н. Буковинском фронте.

Там в самоотверженном подвиге наших героевъ-воинов творится ныне тайна искупления нашего дорогого Отечества и нашего родного Бессарабского края.

Подробнее...

Зеленина Я. Преподобный Серафим Саровский - от портрета к иконе.

Яна Зеленина

"Всем в сладость бысть видение лика твоего..."

Преподобный Серафим Саровский - от портрета к иконе

 

Преподобный Серафим Саровский - один из самых известных и почитаемых святых, слава которого распространилась далеко за пределы России, тем более его родного города Курска и места подвижничества святого - Саровской Успенской пустыни. Сравнительно малое время отделяет нас от его эпохи. Точно не известно, когда родился будущий старец - в 1754 или 1759 году. Если учесть доказательства современных историков и принять первую дату1, окажется, что со времени его рождения прошло 250 лет, а со времени прославления в лике святых в 1903 году - столетие. Имя старца благоговейно произносилось в Царской семье, придворных кругах, среди интеллигенции, духовенства и простого народа, доходило до глубинок русской провинции. Венец его жизни - старческое служение - пришлось на время после войны 1812 года, когда в русском обществе явно обозначился поворот от западной культурной ориентации к национальным истокам. Празднование канонизации преподобного Серафима - знаменитые Саровские торжества, в которых принял участие император Николай II и члены Царского дома, - стало великим духовным событием, итогом всенародного почитания старца в канун тяжелых исторических перемен.

Подробнее...

Абакумов С.Н. «Взаимообщение церквей» и экуменические попытки сближения православных иерархов с неправославными церквями в 20-х гг. XX в.

В статье рассматривается особенности взаимоотношения Русской Православной Церкви с другими православными и неправославными церквами на фоне зарождения экуменического диалога. Автор раскрывает вопросы формирования и активизации экуменического движения в начале прошлого века, а также исследует роль Константинопольской и Русской Православной Церквей в формировании идей православного экуменизма. В статье были впервые использованы неизданные ранее источники из федеральных архивов (ГАРФ, РГАС-ПИ), которые помогли в проведении анализа переговорного процесса между представителями экуменического движения и православными иерархами

В статье были впервые использованы неизданные ранее источники из федеральных архивов (ГАРФ, РГАСПИ), а также проведен анализ процессов, которые привели к формированию и активизации экуменического движения в начале прошлого века, изучены роль Константинопольской и Русской Православной Церквей в формировании идей православного экуменизма.

Подробнее...

Андроник (Никольский). Миссионерский год в Японии. Из дневника японского миссионера.

Уфа, 1904.

Содержание

Часть 1 Часть 2 Осака

 

Часть 1

Судил мне Господь пробыть один год (1897–1898) миссионером в Японии, ныне дерзко и вероломно объявившей нам войну. За это время пришлось многое там видеть, слышать, думать, говорить, что я исправно тогда записывал в свой дневник. Да и о самой Японии и ее населении составилось некоторое понятие. Думаю, что теперь все это составит некоторый интерес для всякого русского человека, интересующегося узнать, что за народ, с которым приходится иметь дело. Поэтому я и решил в «Епархиальных Ведомостях» помещать выдержки из своего весьма объемистого миссионерского дневника (страниц 600–700 печатных). Дела при миссии было так много, что, поднявшись с 6 часов утра, только не раньше 12 часов ночи можно было дать покой себе, и так было почти изо дня в день. Поэтому понятно, что дневник имел характер наскоро перед сном набросанных заметок. Разобраться в этом материале и теперь, за положительным недосугом, нет никакой возможности. Поэтому прошу не заподозрить в небрежности, если кто недоволен будет внешней неотделанностью. За этим мы не гнались, и теперь не особенно озабочены сим. По своему содержанию дневник наш представляет продолжение нашей книжки «Миссионерский путь в Японию». (Интересующиеся могут достать ее в магазине Тузова за 50 коп.). Итак, с помощью Божией приступаем.

Уфа 1904 г. Марта 11 дня

Ректор Уфимской Духовной семинарии

Архимандрит Андроник

Подробнее...

«Благодарю Бога за все», священномученик Аркадий Остальский.

Содержание

Испытание для «Златоуста» «Скитаясь по пещерам и ущелиям земли» Стоять до конца 

 

Судьба  Аркадия  ( Остальского ), епископа Бежецкого, во многом похожа на историю митрополита Крутицкого и Коломенского Петра. Он так же относился к числу тех священников, для которых согласие на принятие архиерейского сана было равносильно тому, чтобы уготовать себя на смерть. За время епископства он только один раз с великим риском служил в своей епархии; это была Пасхальная служба, словно предзнаменовавшая и его собственный голгофский путь и будущее прославление…

Подробнее...

Марченко В. И. Священномученик Аркадий Остальский.

Священномученик Аркадий (Остальский), епископ Бежецкий.

Дни памяти:

Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02 – Собор новомучеников и исповедников Российских

В неделю перед 26.08/08.09 – Собор Московских святых

09/22.08 – Собор новомучеников и исповедников Соловецких

4-я суббота по Пасхе – Собор новомучеников в Бутово пострадавших

3-я неделя по Пятидесятнице – Собор Санкт-Петербургских святых

16/29.12 – день мученической кончины (1937 г.)

Священномученик епископ Аркадий (Остальский Аркадий Иосифович) родился 25 апреля 1888 года в селе Янковцы Житомирского уезда Волынской губернии (по другим сведениям – в селе Скаковка Солотвинской волости Житомирского уезда) в семье священника Иосифа Остальского и супруги его матушки Софии. Вскоре после рождения младенца отца Иосифа перевели служить в Житомир, где маленький Аркадий, будущий святитель, вырос и сформировался как личность.

Подробнее...

Анатолий (Грисюк). Профессор Константин Димитриевич Попов (некролог).

5 мая сего 1911 года в 5 часов вечера скончался от кровоизлияния в мозг заслуженный ординарный профессор Киевской духовной Академии по кафедре патрологии, состоявший в отставке, но продолжавший читать лекции, действительный статский советник, доктор богословия, Константин Димитриевич Попов.

Покойный профессор – урожонец Воронежской епархии, сын псаломщика слободы Михайловки Павловскаго уезда, родился в 1849 г. Низшее образование он получил в Павловском духовном Училище, а среднее в Воронежской духовной Семинарии, курс которой окончил со званием студента семинарии в 1871 году. В том же году он был принятъ в число студентов Киевской ду¬ховной Академии, где зачислился на церковно-историческое отделение, существовавшее в наших Академиях по уставу 1869 г. По тому же уставу, будучи на III курсе Академии, К. Д. писал сочинение для получения степени кандидата богословия на тему; «Юрьевский архимандрит Фотий и его общественная деятельность». Сочинение это рецензировавшим его профессором Ф.А. Терновским было признано дающим автору полное право на получение степени канди¬дата и рекомендовано к печати. В журнале «Труды Киев¬ской духовной Академии» за 1875 г. (февр. и июнь) оно было напечатано под заглавием: «Юрьевский архимандрит Фотий и его церковно-общественная деятельность» и вышло и отдельным изданием под тем же заглавием, составив книгу в 135 страниц.

Подробнее...

Обучение молитвенному деланию в среде учеников преподобного Паисия (Величковского).

Иеромонах Аполлинарий (Панин)

Доклад иеромонаха Аполлинария (Панина), старшего преподавателя Перервинской духовной семинарии на конференции «Иисусова молитва. Еще раз о главном (школа духовной жизни)» («Зосимовские чтения – 2019», Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь, 7 декабря 2019 года)

Как мы знаем из жития преподобного Зосимы Верховского, он ознакомился с умным деланием Иисусовой молитвы в Коневской обители (1790-е годы), в духовных беседах с иеромонахом Сильвестром. Именно в этот период он приступил к деланию священной молитвы и чтению отеческих книг об умной молитве: «Добротолюбия», писаний преподобных Нила Сорского, Исаака Сирина и других отцов-пустынножителей.

Подробнее...

Григорий (Борисоглебский). Сказание о житии оптинского старца отца иеросхимонаха Амвросия.

Содержание

Григорий (Борисоглебский), архим.

«На земле нужно жить только для неба». Вступительная статья В. В. Кашириной Архимандрит Григорий (Борисоглебский). Сказание о житии оптинского старца отца иеросхимонаха Амвросия I. Жизнь А. М. Гренкова (о. Амвросия) до поступления в монастырь (1812–1839) II. Оптина Пустынь ко времени прибытия в неё А. М. Гренкова (о. Амвросия) III. Жизнь А. М. Гренкова (о. Амвросия) в монастыре до пострижения в монашество (1839–1843) IV. Жизнь о. Амвросия от пострижения в монашество до принятия на себя старческого служения (1842–1860) V. Старческое служение иеросхимонаха Амвросия (1860–1891) VI. Пасхальные и рождественские общие поздравления иеросхимонаха Амвросия VII. Последние дни, кончина и погребение о. Амвросия (3 июля 1890 – 15 октября 1891 года) 

Подробнее...

Бриллиантов А. И. Профессор Иван Васильевич Чельцов.

Биографический очерк1

Параграф I II III IV V VI VII VIII IX

§ I

Иван Васильевич Чельцов, профессор петербургской духовной Академии по кафедре сначала общей, потом (с 1857 г.) древней церковной истории (со включением в церковную историю до 1869 г. и библейской истории), родился 28 августа 1828 г. Его отец, Василий Гаврилович Чельцов, окончивший курс студентом рязанской духовной семинарии в 1824 г., принадлежал к старинному священническому роду2 и был священником сначала около 5 лет в с. Сосновка Зарайского уезда Рязанской губернии3, потом в г. Михайлов при Бо¬городицкой церкви; скончался в сане протоиерея 23 ноября 1889 г. на 89 году жизни. Мать И. В. Чельцова, Ольга Николаевна, была дочерью Николая Прокопьевича Федоровского, сначала дьячка в Коломне и потом (с 1811 г.) в Москве, затем дьякона в Костроме (1814) и Коломне (1817); скончалась в 1871 г. Она именно содействовала переходу мужа из Сосновки в Михайлов чрез посредство своего дяди по отцу, архимандрита Гермогена, настоятеля Спасо-Андрониева монастыря в Москве4. И. В. Чельцов был вторым в семье по рождению. Всех детей в семье было 18; из них 9 умерли в раннем возрасте, и И. В. Потом был самым старшим из оставшихся в живых 7 братьев и 2 сестер.

Подробнее...