Бронзов А. А. Рай на земле. Валаамские впечатления.

РАЗУМЕЮ такое место, где жили бы только по-Божьи, только для Бога, – где только Бог был бы у людей и на уме, и на языке, – где, поэтому, не было бы ни злобы, ни зависти, ни недоброжелательства, проявлений грубого эгоизма, гордости и прочих подобных страстей и пороков.

Такое место было бы раем земным. И оно существует. Это – Валаамская обитель, где мне удалось побывать впервые только в июне текущего 1912 года. Здесь я подышал совсем особой атмосферой духовной, – освежился, набрался энергии, новых сил. Здесь я увидел диковинные вещи, каких уже нигде не надеялся встретить. И это – почти под Петербургом!

Если «первым» людям Бог повелел возделывать рай, трудиться, – если труд был одним из необходимых условий и признаков райской жизни прародителей наших, то он же – труд этот – заявляет о себе и здесь – на Валааме – и, притом, решительно на каждом шагу. Иноки заботливо «возделывают» и «хранят» свой рай, в который они введены Господом.

Когда подъезжаете к Валааму, когда паломничаете по Валаамским островам, когда присматриваетесь к тому, что встречаете, – всюду приходите к одному заключению: к тому, что вы попали в царство труда, -труда образцового, иногда, пожалуй, даже беспримерного,– труда, на котором явно почивает благодать Божия...

Каждый, можно сказать, уголок островов возделан, на – сколько то возможно для человеческих сил и необходимо для нужд обительских. Все по возможности утилизировано.

Подробнее...

Бронзов А. А. Протопресвитер Иоанн Леонтьевич Янышев, как профессор нравственного богословия в СПб. Духовной Академии.

(по поводу исполнившегося 50-летия со дня окончания им академического курса).

В списке магистров ХVIII-го курса спб. духовной академии, окончивших последнюю в 1849 г., первое место занимает «Иван Янышев»1. Это – и поныне здравствующий о. протопресвитер придворного духовенства Иоанн Леонтьевич – доктор богословских наук. 50-летний период, истекший со времени окончания достопочтенным о. Иоанном Леонтьевичем академического курса, стадия огромная в скоротечной человеческой жизни. В течении этого периода о. Иоанн Леонтьевич заявил о себе в различных сферах деятельности и с разнообразных сторон2. Обозрение последней, во всем её объеме, дело и в высшей степени трудное, и, как всякому решительно ясно, вполне преждевременное. И если мы в настоящий раз решаемся коснуться деятельности достопочтенного о. Иоанна Леонтьевича, то имеем на это особые, так сказать, экстра-ординарные причины, с одной стороны, и, с другой, намерены несколько осветить лишь одну из многочисленных сторон этой деятельности. Особо уважительными причинами, о которых мы только-что упомянули, является наше желание хоть чем-либо почтить высокоуважаемого о. протопресвитера по поводу исполнившегося 50-летия со дня окончания им академического курса. Выбор же наш для характеристики той именно стороны деятельности его, о которой, т. е., стороне, ниже будет речь, объясняется особою её близостью к нам: нам выпала высокая честь быть одним из преемников о. протопресвитера на кафедре нравственного богословия в спб. духовной академии, одним из хранителей тех преданий, какие он оставил в наследие потомками. Подобная забота о хранении того духа в деле преподавания нравственного богословия в нашей академии, какой вдунул в него досточтимый о. Иоанн Леонтьевич, для нас лично тем более священна, что мы в свое время удостоились быть в числе академических слушателей – учеников его, при том, согретых особенным, дорогим для нас, его вниманием.

Подробнее...

Бронзов А. А. Пастырь-мученик.

(Памяти прот. Петра Скипетрова)

Это – протоиерей Петр Иванович Скипетров, трагически скончавшийся 19 января. Воистину мученик! В то время, как, исполняя свой пастырский долг, он увещевал насильников, один из последних в сатанинском озлоблении выстрелил в него в упор, раздробив ему нижнюю челюсть. И добрый пастырь упал. Смерть его была неизбежна. И лучше было-бы, еслиб о. Петр тут-же и скончался. По крайней мере, ему не пришлось-бы ужасно мучиться чуть-ли не десять долгих часов... Не успели забыть мученика о. Кочурова, как пред нами новый мученик о. Петр. Он погиб в стенах столичной Лавры, где, повидимому, всего меньше можно было бы ожидать торжества грубаго насилия. Но и сюда оно проникло с улицы, – сюда – в места покоя, молитвы, уединения. Думал-ли незабвенный о. Петр, уходя от своей семьи к исполнению своих обязанностей, что идет на раны, на мучения, на смерть?!

По своему происхождению «владимирецъ» – о. Петр родился в 1863 г. Учился в Шуйском духовном училище, во Владимирской духовной семинарии и в столичной духовной академии, которую окончил в 1890 г., специализировавшись в области Нравственнаго Богословия (его кандидатское сочинение было на тему: «Нравственное мировоззрение Иннокентия, архиепископа Херсонскаго и Таврическаго»). Нравственная чуткость его и тогда уже, как и всегда после, была замечательна и служила для него всегда надежным и безошибочным маяком во всей его жизни. Менее чуткий, более теплохладный человек мог-бы 19 января – в этот несчастный и небывалый, можно сказать, на Руси день – промолчать и тем самым сохранить свою жизнь, – а пред своею совестью «теплохладные» люди обычно умеют без труда оправдываться, – но не таков был о. Петр – энергичнейший пастырь, с его смелою христианскою душою, с его «Илииною» ревностью. Если я не обращусь со словом увещания, – вероятно, думал он, – то какой-же я буду пастырь?..

Подробнее...

Бронзов А. А. Памяти проф. А.П. Лопухина.

(22 августа 1905 г.)

Сегодня (22 августа 1905 г.) истек первый год по смерти незабвенного профессора Спб. Духовной Академии и редактора журнала „Странник» – Александра Павловича Лопухина. Время пролетело быстро. Кажется, лишь вчера только покойный беседовал с нами, – так свежи еще воспоминания о нем у всех его знавших..., – но в действительности успел уже окончиться целый годичный круг времени. Проживи почивший еще год, – и он узнал бы о разрешении русско-японской войны, которою так горячо интересовался при жизни чуть ли не в самые последние её минуты... Да, мало ли что узнал бы он: так много событий огромной важности случилось в течение последних месяцев...

Александр Павлович жил чрезвычайно скромно, почти все время проводя в стенах своего кабинета, из которого непрерывным потоком появлялись на свет многочисленные его творения, постоянно напоминавшие собою об этом диковинном ученом труженике – подвижнике, не знавшем и не желавшем знать отдыха. „Отдохнем в могиле», говаривал он... Скромно же протек и день первой годовщины по смерти его. Утром 22 августа взявши в руки „Новое Время», я искал объявления о месте совершения заупокойной литургии по почившем. Но такого объявления не оказалось. Впрочем, зачем было его и делать? Богослужению естественно было совершаться в академическом храме, – там, где покойный столь долго и столь самоотверженно служил. Это – раз. Объявлять о том, что истек год по смерти Александра Павловича, было, пожалуй, столь же излишне. Кто сохранил в своем сердце хоть каплю добрых к почившему чувств, тот, конечно, не нуждался в напоминаниях, а остальные и не стоили этих последних. Незавиден тот человек, который делает что-либо только по напоминаниям... Это – два. Да и сам почивший, при всеми известной скромности его, едва ли бы одобрил печатные приглашения к молитве о нем... Это – три.

Подробнее...

Неделя о Страшном суде, 2022.

27 февраля 2022 года, в Неделю о Страшном суде, в Преображенской церкви г. Смоленска (ул. Реввоенсовета, 13) священник Максим Мищенко возглавил Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста. В храме молились прихожане Преображенской церкви. На сугубой ектеньи были произнесены особые прошения о мире на Украине. Также были вознесены молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. После Божественной литургии было совершено благодарственное молебное пение и заупокойная панихида. По окончании богослужений отец Максим поздравил молящихся с праздником и объяснил слушателям евангельское чтение о Страшном суде.

Всем собравшимся отец Максим пожелал здравия, долголетия, мира, радости, благословения Божьего.

Накануне, в субботу вечером, было отслужено воскресное Всенощное бдение.

В канун Недели о Страшном суде, в Преображенской церкви г. Смоленска (ул. Реввоенсовета, 13) было совершено воскресное всенощное бдение. Богослужение возглавил настоятель Преображенской церкви священник Максим Мищенко. На утрени отец настоятель прочитал воскресное Евангелие и помазал молящихся освященным елеем. После 50-го псалма утрени были спеты великопостным распевом песнопения «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…»

Подробнее...

Мясопустная Вселенская родительская суббота, 2022.

26 февраля 2022 года, в седмицу мясопустную, во Вселенскую родительскую (мясопустную) субботу, в Преображенской церкви г. Смоленска (ул. Реввоенсовета, 13) священник Максим Мищенко возглавил Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста и заупокойную литургию.

Во время богослужения отец настоятель вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.

По окончании Божественной литургии по сложившейся традиции была отслужена заупокойная панихида в память о всех, от века усопших православных христиан, отец и братий наших. По завершении панихиды всем участникам богослужения раздавалось коливо, над которым во время панихиды произнесена молитва в память усопших.

Далее отец настоятель обратился к молящимся с проповедью, в которой рассказал о значении Вселенской родительской субботы.

https://acathist.com/

https://makekaresus.ru/

https://acathist.ru/en/

 

 

Бронзов А. А. Думы инока.

В наше время, – время шатания, нравственного разложения, пропаганды безбожия и всякого рода гнилых теорий, – глаза невольно останавливаются на монастырях, – разбросанных по всей широкой Руси и когда-то не раз служивших большую службу, об одной из которых ещё недавно вспоминала Сергиева Свято-Троицкая Лавра. Не могут ли, думается, эти монастыри оказать и ныне необходимой поддержки в борьбе с сильно размножившимися идолами, которых столь тщательно перечисляет достопочтенный казанский епископ Алексий в своем «нововременском» письме (№ 12498 за 28 дек. 1910 г.: «Нечто об идолах» etc.), к слову сказать: довольно удивительном по многим причинам, о чем поговорю когда-либо после, – а ныне ограничусь добавлением к перечисленным ещё одного из главнейших: любостяжания (Еф. 5:5)..? Не могут ли, – тем более, что число их превосходит тысячу, а количество насельников монастырских – выше девяноста тысяч (см. у Л. И. Денисова: «Православные монастыри Российской империи»... Москва, 1908 г.)?

Подобные надежды на монастыри возлагают и сами иноки. Один из них – обитатель отдаленного черноморского монастыря, пожелавший, чтоб его имя в печати не оглашалось, – при этом предварительным условием (conditio, sine qua non…) считает оздоровление жизни самих иноческих обителей, нуждающихся в данном случае во многом... и после известного монашеского съезда 1909 г., пока еще не давшего осязательных результатов в монастырской жизни.

Подробнее...

Неделя о блудном сыне, 2022.

20 февраля 2022 года, в Неделю о блудном сыне, в Преображенской церкви г. Смоленска (ул. Реввоенсовета, 13) священник Максим Мищенко возглавил Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста. В храме молились прихожане Преображенской церкви. На сугубой ектеньи были произнесены особые прошения о мире на Украине. Также были вознесены молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. После Божественной литургии было совершено благодарственное молебное пение и заупокойная панихида. По окончании богослужений отец Максим поздравил молящихся с праздником и объяснил слушателям евангельское чтение о блудном сыне.

Всем собравшимся отец Максим пожелал здравия, долголетия, мира, радости, благословения Божьего.

Накануне, в субботу вечером, было отслужено воскресное Всенощное бдение.

В канун Недели о блудном сыне, в Преображенской церкви г. Смоленска (ул. Реввоенсовета, 13) было совершено воскресное всенощное бдение. Богослужение возглавил настоятель Преображенской церкви священник Максим Мищенко. На утрени отец настоятель прочитал воскресное Евангелие и помазал молящихся освященным елеем. После 50-го псалма утрени были спеты великопостным распевом песнопения «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…»

Подробнее...

В день памяти свт. Николая Японского в Преображенском храме состоялось праздничное богослужение.

16 февраля 2022 года, в день 110-летия преставления равноапостольного Николая (Касаткина), архиепископа Японского, в храме Преображения Господня г. Смоленска, нижний придел которого назван в честь этого великого святого, состоялась Божественная литургия.

Богослужение совершили секретарь Смоленского епархиального управления иерей Владислав Баган, благочинный Борисоглебского церковного округа протоиерей Андрей Мельничук, настоятель храма иерей Максим Мищенко.

За богослужением молились прихожане храма Преображения Господня, жители города Смоленска.

По окончании богослужения в честь престольного праздника был совершен Крестный ход.

В завершение Божественной литургии иерей Владислав Баган поздравил прихожан с престольным праздником и обратился к молящимся со словами проповеди, в которой подчеркнул значимость трудов равноапостольного Николая (Касаткина), архиепископа Японского.

Подробнее...

Бронзов А. А. Архимандрит Иерон, настоятель Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря († 14 августа 1912 г.).

Когда в 1909 г. происходил известный монашеский съезд в Троице-Сергиевской Лавре, тогда по всей Руси святой прогремело имя отца Иерона – одного из участников иноческого синклита. Старый, согбенный летами, удрученный многочисленными житейскими заботами, трудами, невзгодами…, он непреклонно отстаивал чистые иноческие интересы, не боясь никого и ничего, не смущаясь, смело, твердо…, с энергией юношеской, голосом мужественным. «На человека не зрелъ"… Казалось, встал из гроба один из древних представителей великого иночества первых христианских веков, времен – преподобных – Антония Великого, Макария Египетского, Пахомия Великого и т. под. Внимание всей Руси родной приковалось к старцу. Все почуяли в нем что-то близкое-близкое, дорогое, бесценное, чуждое лести, лицемерия, незнакомое с искательством… Всем ясно было, что ново-афонского старца ничем не подкупить, с позиции не сбить…, что его нельзя устрашить никакими угрозами, что он видит пред собой только одного Христа и готов исповедовать Его и словом, и делом… и только Его…, – что вне Христа и Христовых заповедей для него ничего не существует… Да, за таким великим мужем, – думалось, – можно смело следовать всюду, идти твердо, без смущения. И чем реже такие чудные лица встречаются в наше печальное время, в эпоху нынешней расшатанности духовной, современного нравственного одичания повсюдного фарисейства наших дней…, тем более они дороги, тем более хочется на них любоваться, ими восторгаться, восхищаться, брать их себе в пример, в образец…

Подробнее...