Архимандрит Даниил (Мусатов) (1810 - 1855 гг.).

Сын священника Орловской епархии, Димитрий Мусатов, по окончании курса в Орловской Духовной семинарии, как один из лучших ее воспитанников, в 1831 г. поступил в С.-Петербургскую Духовную академию. Примерное поведение молодого студента, и его отличные успехи были причиной того, что в 1835 г. прямо с академической скамьи, 25-летний юноша, возведенный в степень магистра богословия, был назначен в Калужскую Духовную семинарию инспектором и профессором философских наук. Такое назначение, конечно, совершилось не без особенного Промысла Божия. Читая своим питомцам уроки внешней философии, молодой наставник в то же время жаждал найти и себе наставника - в христианском любомудрии. И он нашел то, чего искала душа его, нашел в старцах Оптиной Пустыни. Близкое духовное общение с этими подвижниками имело самое решительное влияние на всю его последующую жизнь и деятельность. Со старцем Макарием (Ивановым) он вел постоянную переписку, был духовным сыном, учеником и другом игумена Антония (Путилова).

Подробнее...

Архимандрит Борис (Холчев).

(1895–1971)

От деда иконописца будущий старец архимандрит Борис унаследовал сильную волю, твердый характер и целомудрие. Уже в детские годы никто не видел его раздраженным, а только спокойным, серьезным, почти всегда с книгой, очень самостоятельным. Смеялся редко. Не только дети подчинялись ему, но к мнению его прислушивались и взрослые. Была в его словах, поведении и во всем облике особая убедительность, вызывающая доверие у людей.

В 1-й Орловской гимназии, где Борис учился, он удивлял всех своими познаниями и способностями. Особый интерес он проявлял к религиозной философии, психологии, истории и вообще гуманитарным наукам.

В эти годы он уже живет напряженной внутренней жизнью. Самоуглубленность, замечательные нравственные качества, стремление помогать людям были у Бориса не только врожденными, но во многом результатом сознательной работы над собой. Он трудился над переделыванием, совершенствованием самого себя в духе Евангельских заповедей. Много лет спустя он говорил: «Надо трудиться, чтобы привлечь к себе Благодать Божию, если не будет борьбы, труда, то и Благодати не к чему будет прикоснуться». Еще семнадцатилетним юношей он ничего не приписывал себе, понимая, что без помощи Божией он сам ничего доброго сделать не может.

Подробнее...

Арсений (Швецов). Жизнь и подвиги Антония, старообрядческого Архиепископа Московского и Владимирского.

 Оп.: Москва, 1882 год, переиздано: Москва, 2003.

 

Предисловие издателя 2003 г.

 

Предлагаемое ныне вниманию читателя сочинение о жизни и трудах первого Московского Архиепископа Белокриницкой иерархии Антония (Шутова) принадлежит перу Анисима Швецова, будущего епископа Арсения Уральского, выдающегося святителя и апологета Старой Веры. В 1882-м году, когда была написана данная брошюра, он был одним из писцов при Московской Старообрядческой Архиепископии.

 

Этот труд Владыки Арсения интересен не только как образец старообрядческой литературы прошлого века, но, в первую очередь, как уникальное свидетельство очевидца и участника многих событий в жизни российского старообрядчества 19-го столетия, который лично хорошо знал первого Всероссийского Архипастыря воссозданной иерархии. Описанные здесь картины гонений на старообрядчество в царствование Николая 1-го и борьба Владыки Антония за сохранение, единство и процветание Святой Церкви вызывают в душе современного читателя-старообрядца чувство сердечного благодарения Господу Богу, в столь трудных условиях сохранившего свою Церковь.

Подробнее...

Арсеньев Ф. А. Ульяновский монастырь у зырян. Троицко-Стефановская новообщежительная обитель.

Содержание

История зырянского народа История Ульяновской обители Повествование монаха Арсения об устроении Ульяновской обители Вступление I. Отъезд иноков из Соловецкого Монастыря. Прощание. Путь по морю. Пребывание в Архангельске. Неожиданная помощь. На пароходе по Двине. Ненастная погода. Фельдшер-санитар. Ускорье. Сольвычегодск. Странный в нем обычай. Плавание по Вычегде от Сольвычегодска. Устьсысольск. Радушие, оказанное инокам Устьсысольцами. Селение Деревянское. Прибытие в Ульяновскую обитель. Бедность ее. Первая служба в Ульяновском храме. Трапеза. Во всем недостаток II. Местность Ульяновской обители. Вид на окрестности. Приступ к работам. Выбор места под Монастырь. Подвоз леса. Отец Настоятель обжигает кирпичи. Проложение новой дороги. Выкладка фундамента первого братского корпуса. Отъезд иноков за сбором. Занятия в Монастыре. Зима. Сборщики в Устьсысольске. Успех их. Приезд их в Вологду. Внимание к ним Епископа, разрешившего сбор. Иноки в Москве III. Жертва на колокол. Благотворение Сунцова. Весна и работы в обители с наступлением весеннего времени. Деятельность Настоятеля. Внезапный приезд Епископа Павла. Пребывание его в обители. Посвящения. Проводы Преосвященного. Окончание братского корпуса. Переход на новоселье. Присылка духовных книг. Получение иконостаса в новый храм. Освящение церкви. Трапеза после освящения. Обитель усиливается имуществом и средствами. Посвящение о. Матфея в сан Архимандрита. Исчезновение монаха. Подготовка к сооружению Соборного храма. Закладка оного. 

Подробнее...

Арсений (Бочкарь). К вопросу периодизации истории Украинской Православной Церкви.

В статье рассматривается авторская концепция периодизации истории Украинской Православной Церкви с изложением основных событий каждого периода. Исследуя украинскую церковную историю, автор предлагает ее деление на 8 периодов, что позволяет более тщательно изучать жизнь Церкви на землях Украины.

Ключевые слова: периодизация, история, Украинская Православная Церковь, Святая Кафедра, Киевская Митрополия, Русь, Украина, Константинопольский Патриархат, Московский Патриархат.

TO THE QUESTION OF THE UKRAINIAN ORTHODOX CHURCH PERIODIZATION Archimandrite Arseniy Bochkar

The article deals the author's conception of the periodization of the Ukrainian Orthodox Church history, outlining the main events of each period. Exploring the Ukrainian Church history, the author proposes to divide it into eight periods that allow studying the life of the Church in the lands of Ukraine more thoroughly.

Keywords: periodization, history, the Ukrainian Orthodox Church, the Holy Katedra, Kiev Metropolia, Rus, Ukraine, the Konstantinopol Patriarchate, the Moscow Patriarchate.

Изучение истории своей Церкви и своего народа является очень важным для каждого православного христианина. Без этого мы не можем понять ни устройства Церкви и общества, ни объяснить причины, почему сейчас происходят те или иные события. Если в Священном Писании новозаветная история предваряется длительным повествованием истории ветхозаветной, как предшествующей евангельскому времени, то сегодня, изучая историю той или

Подробнее...

Аристарх (Станкевич). Троице-Сергиева Лавра и русская культура.

Чем чаще мы говорим или думаем о Троице-Сергиевой Лавре, о ее огромном значении в духовной жизни нашего народа, тем в большей славе и духовном величии встает пред нами образ ее основателя. В образ, в жизнь Преподобного Сергия на протяжении веков всматривались многие поколения русских верующих людей. Но эти поколения русского народа приходили и сейчас приходят к Преподобному Сергию не только для того, чтобы посмотреть, но и поучиться его святому житию и духовной культуре.

 

Руководимый Промыслом Божиим, Преподобный Сергий посвятил свою жизнь нравственному воспитанию русского народа. Одним из методов воздействия Преподобного на окружающих людей был личный живой пример его святой жизни. «Житие» Прёподобного, составленное учеником его Епифанием Премудрым, повествует нам о том, с каким искренним смирением, с какой неослабной энергией трудился Преподобный на нужды братии. Уже будучи игуменом, он был для иноков его обители и поваром, и пекарем, и мельником, и дровоколом, портным, плотником — одним словом, служил братии как раб купленный, по выражению Жития. Помимо этого, на нем лежал и более тяжкий, хотя и менее заметный труд по духовному воспитанию иноков.

Подробнее...

Апушкина E. В. Крестный путь преосвященного Афанасия (Сахарова).

Владыка Афанасий оставил краткую рукопись – «Даты и этапы моей жизни». Сухой, но потрясающий перечень событий страдальческой жизни этого мягкого сердцем, но твердого духом и верного до смерти христианина говорит сам за себя. Но хотелось бы собрать и на нитку этого перечня нанизать то немногое, что сохранилось в памяти близких покойного Владыки и в его письмах. Господи, благослови!

Родитель Владыки Григорий Сахаров, суздальский уроженец, был человеком интеллигентным, как и вся его родня (Астровы, Челищевы в Москве, Соловьевы во Владимире), чиновником.1 Он женился на склоне лет на простой крестьянке Матроне Андреевне из деревни Орехово Тульской губернии.

Супруги Сахаровы, живя в любви и согласии, оба отличались благочестием и преданностью св. Церкви, а вместе с тем и особой добротой и отзывчивостью к людям. Уже на склоне лет Владыка писал одной молоденькой духовной своей дочери (27.01.1959 г.)2: «...когда христианские родители, исполняя завет Христа, помогают чужим, отнимая нечто у детей, все это отнятое сугубо возвратится детям. Утверждаю это, ибо знаю по собственному опыту. Я не помню своего отца, но все знавшие его, с кем мне приходилось встречаться, всегда отзывались о нем как о человеке очень добром, отзывчивом, готовом всякому помочь и добрым советом, и личной услугой, и материально. Запасных средств у него никогда не было. Когда родился я, мама говорила ему, что теперь надо быть поэкономнее. Но отец отвечал: «Теперь я помогаю людям, а когда у Сережи будет нужда, найдутся люди, которые ему помогут». И это точно сбылось. Мне приходилось бывать в очень тяжелых условиях, и всегда находились добрые люди, которые заботились обо мне, устраивали меня, помогали мне. Верю, что это только за добрые дела моего отца. Верю, будьте уверены и Вы, что добрые дела Вашей мамы принесут и для Вас многий плод...».

Подробнее...

Антоний (Смирницкий). Слово в день памяти святителя Воронежского Митрофана.

В Бозе почивший пастырь сей богохранимой паствы, святитель Митрофан, уготовал нам и днесь предлагает духовный пир. Аз, недостойный его преемник, именем его созываю вас, благословенная паства, на сие святое угощение. В сем граде, на сем святом месте, он с паствою своею приносил Бескровную Жертву, совершал праздники, питал словесное стадо пищею слова Божия и совершением Святых Пребожественных Тайн, утверждал в благочестии своим святым примером; и вкупе пастырь и стадо Христово в простоте сердца веселились духовно.

Честны и добронравны были предки наши, возлюбленная паства! Откройте слух ваш и примите наше напоминовение к назиданию и душевному спасению. Кратко объясним похвальные свойства предков наших, дабы показать, с какими благими чадами святитель Митрофан проходил подвиг своего служения; и мы да ревностно последуем примеру их.

Предки наши не были учены, не были просвещенны, многого не знали они, что, может быть, знают многие из нас; но знали они, в чем состоит благочестие, какая есть жизнь богоугодная, что есть добродетель и честность и что есть порок и постыдность. Да и знали-то не столько мысленно и умствованием, сколько самою вещию; ибо исполняли то самым делом. Бога любили, ибо хранили Его заповеди. Бога боялись, ибо страшились творить Ему противное. Не было не только дела, но ни беседы, ни вхождения или исхождения, которое начинали бы они не с молитвою, не с изображением Креста Господня. Наилучшие и любезнейшие их собрания были в храмах Господних. От многих домашних и общественных трудов в сих святых местах искали и находили себе покой и отдохновение. Вечерними молитвами подкрепляли свои, днем истощенные, силы; утренними пениями прогоняли сон и ободряли дух. Слушанием Божественной литургии освящали день и тем, как бы некоторым оружием, укрепляли себя против могущих быть дневных соблазнов. Даже и на самых мирских пированиях не срамными и соблазнительными, но священными и духовными пениями растворяли свои веселости; а чрез то или пресекали случаи к искушениям, или, яко человеки в чем-либо согрешив, скоро умилялись и сокрушались сердцем, каясь пред Богом. В сем состояло предков наших просвещение!

Подробнее...

Антоний (Смирницкий). Наставления.

Содержание

1. Кому нужно Евангелие? 2. Комната без образа Божия 3. Убогая храмина. 4. Благочестие 5. Добродетельная жизнь 6. Пути спасения 7. Что думает порочные и добродетельный 8. Как избавится от порочных мыслей о самоубийстве 9. Память о Боге в счастье и горе 10. О Златоусте и его писаниях 11. Венец духовным писателям 12. О творениях св. Ефрема Сирина 13. Урок из жизни митр. Серапиона 14. О разговорах в церкви 15. О чтении житий святых 16. Поклонение Христовым страстям 17. О молитве при звоне церковном 18. Как проводить пост 19. О Божественных дарах в дни святых праздников 20. Что есть «благочинный»? 21. Душевная слепота 22. Причина любви 23. Монастырское гостеприимство 24. «Святая Святым!» 25. Служба и хлопоты в церкви 26. О чтении поучений в монастырских церквах 27. О соборовании 28. О творении молитвы Иисусовой 29. О любви к Богу 30. Долгота жизни и богоугождение 31. О богоугождении 32. Всепрощение Христово кающемуся 33. Злословие 34. Воздаяние праведным и грешным 35. Краткое изложение закона Христова 36. О размышлении о читанном в церкви из слова Божия 37. О смирении 38. О кротости 39. О смирении и люби 40. Инок и келья 41. О воспитании детей 42. Изучение славянского языка 43. Скорбь о ближних 44. Смирение святителя 45. Отношение к злословящим 46. Святитель – безсеребренник 47. «Райских дверей отверзение» 48. О совершении крестного знамения 

Подробнее...

Антоний (Амфитеатров). Биография и библиография.

(Яков Гаврилович Амфитеатров, 1815–1879)

Содержание

Основные даты жизни Первые годы жизни Духовное образование Годы преподавания и ректорства в Киевской духовной академии (1839–1858) Архиерейское служение владыки Антония (1858– 1879) Кончина архиепископа Антония (1879) Курс догматического богословия Библиография основных трудов архиепископа Антония (Амфитеатрова) Об архиепископе Антонии (Амфитеатрове)

 

Основные даты жизни

1815 – рождение

1832 – поступление в Калужскую семинарию

1835 – поступление в Киевскую духовную академию

1839 – бакалавр греческого языка в Киевской академии

1840 – пострижение в монашество, хиротония во иеродиакона и иеромонаха

1841 – инспектор Киевской духовной семинарии

1845 – ректор Киевской семинарии, архимандрит

1848 – издание «Догматического богословия»

Подробнее...