Диомид (Кузьмин), иеромонах. Период пустынножительства в духовном становлении будущих оптинских старцев Моисея и Антония (Путиловых).

Период пустынножительства в духовном становлении будущих оптинских старцев Моисея и Антония (Путиловых)

Иеромонах Диомид (Кузьмин),

насельник Казанской Богородицкой Площанской пустыни,

сотрудник Отдела Агиологии Брянской епархии

 

Доклад прочитан на секции "Оптина Пустынь в истории России: опыт для будущего" во время работы Оптинского форума-2010

 

1. Введение.

Наше время уникально тем, что сегодня в нашей Церкви имеется возможность свободно и внимательно исследовать историческую канву жизни святых и великих подвижников благочестия – самого дорогого и ценного в нашем церковном Предании. Когда читаешь периодику второй половины XIX века, наперебой описывавшую жизнь лесных пустынниках и их удивительные иноческие подвиги, в сравнение приводишь себе наше время, имеющее более значительную возможность систематического изучения монастырских архивов, библиотек и собраний писем, о чем в XIX веке можно было только позавидовать. Отшельничество в лесах как один из видов монашеского жития – непреложный исторический факт Российского государства и нашей Церкви, и интерес к нему в обществе не пропадал, и не пропадает и в наше время. Внимание современного исследователя к рославльским пустынникам сосредотачивается, преимущественно, на историческом периоде правления императора Александра I – правителя, начавшего менять отношение верховной власти к монашеским обителям и самим инокам. Эти изменения привели в дальнейшем к полному упразднению монастырских штатов и многих внешних ограничений монашества, введенных в синодальное время. Отсутствие запрета в пострижении и определенная свобода жительства иноков привели к постепенному угасанию лесного подвижничества.

Подробнее...

Каширина В. В. Архимандрит Леонид (Кавелин) и старец Иоасаф.

В 2022 году будет отмечаться 200-летие со дня рождения архимандрита Леонида (Кавелина), ученика великих оптинских старцев, посвятившего всю свою жизнь служению Богу и церковной науке. В преддверии этой даты в цикле очерков будет рассказано о жизненном пути и научных трудах о. Леонида.

Настоящий очерк посвящен духовнику о. Леонида во время его пребывания на Святой Земле – настоятелю лавры преподобного Саввы Освященного старцу Иоасафу.

Русская духовная миссия в Иерусалиме была учреждена в 1847 г. Первая миссия в составе начальника архимандрита Порфирия (Успенского), иеромонаха Феофана (Говорова) и студентов Санкт-Петербургской духовной семинарии Петр Соловьёва и Николая Крылова, прибыла на Святую Землю в 1848 г. Вторую духовную миссию (1858‑1863), в состав которой вошли оптинские иеромонахи Ювеналий (Половцев), Леонид (Кавелин) и послушник Александр Яновский, возглавил епископ Мелитопольский Кирилл (Наумов). Начальником третьей миссии (1864‑1865) был назначен архимандрит Леонид (Кавелин).

Подробнее...

Леонид (Кавелин), архимандрит. Историческое описание Калужского Лаврентиева монастыря нынешнего Калужского архиерейского дома.

Содержание

Предисловие

I. Лаврентьев монастырь 1.Местоположение обители и принадлежащей к ней Крестовской церкви 2. История Лаврентьева монастыря 3. Храмы и другие здания 4. Обозрение ризницы и библиотеки 5. Древние Синодики и нынешнее кладбище 6. Прежние и нынешние владения монастыря VI. Чем ныне владеет монастырь, как Архиерейский дом 7. Чем содержался и ныне содержится монастырь 8. Принадлежность по духовному управлению, степень монастыря и список его Настоятелей Список настоятелей II. Крестовская церковь 1. История Крестовской церкви 2. Настоящее состояние Крестовской церкви

 
Предисловие

Калужский Лаврентьев монастырь ныне считает уже четвертое столетие своего существования. История его, начинаясь воспоминанием о чудесном избавлении сопредельного ему города Калуги, молитвенным заступлением Праведного Лаврентия, от внезапного нападения на оный «безбожных Агарян» (Татар), и соприкасаясь к событиям «смутного времени», продолжается чрез 200-летний, мирный, по отношению к Калужской области, период, до вторжения в её пределы «двадесяти язык», и оканчивается кратким исчислением замечательных в монастырской жизни событий истекшего пятидесятилетия.

Подробнее...

Леонид (Кавелин), архимандрит. Историко-статистическое описание Белевской Жабынской Введенской мужской общежительной пустыни.

Содержание

Местоположение обители

Историческое обозрение обители Период первый Период второй Настоящее состояние монастыря Св. храмы и часовня Прочие здания внутри и вне монастыря Вкладная книга и синодики Достопримечательные церковные вещи и ризница Ризница Старопечатные книги Чем владел и владеет монастырь Принадлежность иерархическая, настоятельство, число и состав братства Список настоятелей Настоятели XVII столетия Настоятели XVII столетия 

 

 

Местоположение обители

Белевская Жабынская, Введенская пустынь, именуется Белевской по близлежащему уездному городу Белеву, Жабынской по речке того же имени, Вытекающей из кладезя Жабынца, при котором она основана, на древнем Жабынском городище, а Введенской по главному храму обители.

Подробнее...

Блохина Н. Н., Турилов А. А. Подвижник просвещения. Алексей Дмитриевич Червяков – архивист, историк, педагог.

Подвижник просвещения: Алексей Дмитриевич Червяков – архивист, историк, педагог

Наталья Николаевна Блохина, к. мед. н., старший научный

сотрудник Национального научно-исследовательского

института общественного здоровья РАМН

Анатолий Аркадьевич Турилов, к. ист. н., старший научный

сотрудник института славяноведения РАН

 

Статья опубликована в « Вестнике церковной истории». 2008. № 4. С. 211–222 

3 апреля 2007 г. на 60-м году жизни окончил свой земной путь замечательный человек - хранитель и исследователь отечественного рукописного наследия, подвижник право славного просвещения Алексей Дмитриевич Червяков. Алексей Дмитриевич родился 12 августа 1947 г. в старинной московской семье, известной с ХУIII в. Более 23 лет он проработал в Государственной библиотеке имени В. И. Ленина (ныне Российская государственная библиотека), куда поступил в 1965 г. в качестве экспедитора. Через год он перешел в Отдел редких книг на должность младшего библиотекаря, около года работал там в группе изоматериалов, а затем в группе хранения, где широкие познания в области книжного дела позволили ему стать ответственным за реставрацию и переплет редких книг и особо ценных изданий. В то время в отделе еще свежа была память о выдающихся книговедах старшего поколения Н.П. Киселеве (1884–1964) и А.С. Зерновой (1883–1965). Их Алексей Дмитриевич считал своими первыми и главными учителями (в разговорах он часто вспоминал их как живых людей и со временем заплатил им долг, обработав их научные архивы).

Подробнее...

Каширина В. В. «Драгоценнейший памятник пастырской деятельности». Праздничные послания преп. Амвросия Оптинского.

«Драгоценнейший памятник пастырской деятельности». Праздничные послания преп. Амвросия Оптинского.

Варвара Викторовна Каширина,

доктор филолог. наук

Доклад прочитан на секции "Оптина Пустынь в истории России: опыт для будущего" во время работы Оптинского форума-2010

Праздничные послания относятся к жанру духовной эпистолярной литературы. Духовная переписка имеет ряд особенностей. Основная тема письма – указание пути к христианскому спасению и совершенствованию, поэтому письмо приобретает обобщающий характер. В первую очередь, это духовное послание, а потом уже факт личной переписки. Практика публикации духовного эпистолярного наследия была распространена в XIX веке, о значении писем свидетельствовал тот факт, что многие из них публиковались еще при жизни адресатов. Причем, при публикации, как правило, использовались только ответные письма старцев, что указывало на их огромную значимость. Письма учеников имели частный характер, и поэтому опускались. Значение такого рода публикаций подтвердилось и в наше время, когда значительными тиражами переиздаются собрания духовных писем.

Подробнее...

Леонид (Кавелин), архимандрит. Жизнеописание оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва).

Содержание

Предисловие 1. Молодость о. Леонида. Пребывание его в Оптиной пустыни, в Белых Берегах, на Валааме и в Свирском монастыре 2. Переход о. Леонида в Оптину пустынь. – Введение старчества 3. Противники старчества. – Гонение на старца о. Леонида в 1835–1836 г. 4. Об отличительных свойствах и духовных дарованиях старца Леонида. Келейная его жизнь 5. Рассказы о старце Леониде духовных его детей и знавших его лиц 6. Гонение 1839–1841 г. на старца о. Леонида и на Белевских его учениц 7. Рассказ инока Парфения. Последние дни и кончина старца Леонида Приложения 1. Вопросы ученика и ответы старца 2. Вопросы другого ученика и ответы старца 

Подробнее...

Никон (Рклицкий). Блаженнейший Антоний, Митрополит Киевский и Галицкий.

(Составлено по воспоминаниям и творениям Владыки и по разсказам его бывших подчиненных, сослуживцев и учеников).

Содержание

Детство Гимназия В Духовной Академии и диссертация Принятие монашества и первые годы службы Ректор Московской Духовной Академии В Казани В Уфе На Волынской кафедре В Харькове Революция Всероссийский Церковный Собор Избрание Киевским Митрополитом и заключение На Юге России и заграницей В Югославии

 

Детство.

17 марта 1863 года, в день преподобнаго Алексия, человека Божия, в дворянской усадьбе, в с. Ватагино Крестицкаго уезда, Новгородской губернии, в семье Храповицких, принадлежавшей к старинному русскому роду, родился третий сын – Алексий, наш будущий Владыка – Блаженнейший Антоний, Митрополит Киевский и Галицкий, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви.

Подробнее...

Алехина Л. И. Оптина пустынь в 1911 году глазами валаамского паломника.

Оптина пустынь в 1911 году глазами валаамского паломника

Лариса Ивановна Алехина,

кандидат филолог. наук,

зав. сектором рукописных и старопечатных книг

Музея имени Андрея Рублева

Доклад прочитан на секции "Оптина Пустынь в истории России: опыт для будущего" во время работы Оптинского форума-2010

Немалую ценность имеют воспоминания о посещении Оптиной пустыни, но еще более важными представляются путевые записки, сделанные во время паломничества, в которых отражены непосредственные впечатления, не сглаженные временем, практически дословно переданы разговоры со старцами и братией, зафиксированы детали, смысл которых может открыться через годы. А если таким паломником оказывается к тому же монашествующий, то значение его записок трудно переоценить.

Подробнее...

Аркадий (Остальский), Епископ Бежецкий, викарий Тверской епархии. Мы не должны бояться никаких страданий... Творения. В двух томах. Т. 1.

Содержание

Вступление

Жизнеописание священномученика Епископа Аркадия (Остальского) 1. Детство 2. Учёба в духовных училище и семинарии 3. Учитель-миссионер 4. Хлопоты о назначении Аркадия Остальского помощником епархиального миссионера 5. Назначение уездным миссионером 6. Состояние миссионерского дела в Староконстантиновском уезде 7. Деятельность на миссионерском поприще в 1912–1913 гг. 8. Хлыстовство в селе Лажевая 9. Крестные хода, как средство противодействия сектантскому влиянию 10. Деятельность иерея Аркадия в 1914 г. до начала Первой мировой войны 11. Деятельность иерея Аркадия в период первого года первой мировой войны 12. Военный священник 13. Деятельность о. Аркадия в 1917–1921 гг. 14. Изъятие церковных ценностей. Первый арест протоиерея Аркадия 15. Открытый суд. Заключение протоиерея Аркадия 16. Деятельность о. Аркадия в 1924–1925 годах 17. Московский период служения о. Аркадия 18. Лубенский раскол 19. Епископское служение священномученика 20. Заключение владыки Аркадии 21. Внутрилагерное «дело» 22. Дополнительный срок 23. Благовестие Евангелия 24. Восхождение на Голгофу 

Подробнее...