Зверев Н. Г. Жизнь и труды профессора СПбДА Александра Павловича Лопухина.

Содержание

Дворянский род Лопухиных Годы учебы в СПбДА Миссионерская поездка в Америку Научная деятельность в СПбДА А.П. Лопухин как библеист Проект издания «Толковой Библии» А.П. Лопухин как церковный исследователь и просветитель «Православная богословская энциклопедия» Переводческая деятельность А.П. Лопухина А.П. Лопухин и проблема воссоединения Церквей Наследие А.П. Лопухина

 

Дворянский род Лопухиных

Твердой опорой и непоколебимой почвой для национального сознания и самопознания всегда служит национальная история. По милости Божией есть в ней добрые общечеловеческие идеалы, светлые, высоконравственные герои и созидатели, трудами которых и строилась великая православная Россия

Особое место в череде этих тружеников, людей мудрых, великих и благородных занимает дворянский род Лопухиных.

Подробнее...

Дмитриевский А. А. Русская школа в Каире.

(Из личных впечатлений)

Мы уверены, что весьма не многим из русских людей, даже бывавшим и жившим в Египте, известно, что в столице его, на берегах многоводного кормильца Нила, в Каире имеется русская школа. Между тем школа эта уже просуществовала четверть века, воспитала очень многих детей местного каирского православного общества, служащих теперь на различных поприщах общественной и частной деятельности, есть, можно сказать, единственный рассадник христианского просвещения для всего александрийского патриархата; в ней ежегодно обучается до 200 детей местного каирского общества. Мы назвали эту школу русскою, потому что она основана на средства русского подданного, состоит под высоким покровительством русского Государя Императора, главный попечитель ее – русский дипломатический агент при египетском хедиве, стараниями нашего русского агентства она приведена в нынешнее вполне благоустроенное состояние и т. д.; но на самом деле в Каире не только официально, а даже и частным образом никто из местных греков или арабов не обмолвился назвать эту школу своим настоящим именем и даже придет в недоумение от одного имени русский. Официально школа эта носит название амбетьевской по имени своих основателей.

Подробнее...

Иванова М. А. Церковный звон в истории Святой Горы Афон на рубеже XIX-XX вв.

Статья посвящена становлению традиции церковного звона в обителях Святой Горы Афон на рубеже Х1Х-ХХ в. На основе материалов путевых источников в статье рассмотрены историкокультурное значение и символическое освящение колокольных звонов в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре.

Ключевые слова: Афон, церковный призыв, ударение, било, колокол, звон, звуковая регламентация.

На Афоне сохраняется наследие десяти веков: памятники монументальной архитектуры и иконописи, образцы уникальных богослужебных обычаев и пения. В этом же ряду достойное место занимает святогорская традиция церковного звона, которая до недавнего времени оставалась неизвестной и почти неизученной.

В обширной литературе, посвященной истории Афона, особенности призыва никогда не рассматривались в рамках литургического и исторического исследования. Вместе с тем именно на колоколах и звонах отражались периоды расцвета и упадка, духовного благополучия и нестроения святогорских монастырей.

Подробнее...

Александрова-Осокина О. Н. Русское духовное пространство в очерках Валериана Никонова.

Данная статья обращена к творчеству «забытого» писателя В.Я. Никонова («Архангелогородца»), уроженца Архангельской губернии. На материале его очерков исследуется своеобразие художественно-публицистического воплощения духовной тематики в очерковом жанре. Очерки В.Я. Никонова посвящены Русскому Северу и ценны богатым историко-этнографическим материалом, большой интерес представляет религиозно-духовное содержание очерков и особенности его воплощения. Значимой частью содержания очерков становится религиозная жизнь Русского Севера. Религиозное содержание очерков усложняет и углубляет документальный материал, он оказывается «духовным вектором», в соответствии с которым и переосмысливается все содержание, и сближает очерк с летописным повествованием. Материалы очерков позволяют поставить вопрос об особом характере очеркового хронотопа, который, раскрывая прежде всего конкретно-историческую перспективу, обнаруживает и смысловую, ценностно-историческую глубину, связанную с раскрытием исторического и вневременного. Значимым элементом содержания становится обращение к теме древнерусской словесности (монастырские летописцы, жития, писцовые книги, устные предания), которая видится автору сокровищницей народной духовной культуры. Важным жанровым и композиционным элементом в очерках являются исторический портрет, пейзаж и религиозный экфрасис. В пейзажных зарисовках неотъемлемым элементом природного мира является храм (монастырь), который прочитывается как «духовная вертикаль» русского национального пейзажа. Религиозный экфрасис характеризуется синкретизмом восприятия, целостность храмового пространства организуется духовными святынями (иконами и мощами). Материалы данного исследования вносят вклад в изучение русской очерковой прозы и побуждают обратить внимание на то, что русский очерк первой половины XIX века, в период становления русского реализма, не был только документальным и фактографическим, но сохранял традицию духовной русской литературы, идущую еще от древнерусской словесности: предметом духовного осмысления становились отечественная история, место человека в ней, значимость религиозного духовного Слова.

Подробнее...

Комарова Т. В. Из истории благотворительности Шамординской обители.

Татьяна Васильевна Комарова,

ведущий научный сотрудник,

музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна».

 

Доклад прочитан на секции "Оптина Пустынь в истории России: опыт для будущего" во время работы Оптинского форума-2010

 

 

«Необыкновенно красив вид этого благословенного места –

духовного города, воздвигнутого на спасение стольких душ великим старцем».

 (Евгений Поселянин).

Подробнее...

Мария (Добромыслова). Записки об оптинском музее.

Перед вами «Записки об оптинском музее». Автора «Записок» монахиню Марию (в ми­ру Марию Семеновну Добромыслову) знают, прежде всего, как создателя замечательной книги «Житие иеромонаха Никона». Это рассказ о ее духовном отце преподобном Никоне (Беляеве), исповеднике. Немало горьких страниц в той книге посвящено и разрушению зна­менитого монастыря. Монахиня Мария еще известна и как составитель биографического очерка «Монахиня Павлина» о шамординской монахине Павлине (Сидорцевой; † 1980).

 Дочь козельского священника Мария Семеновна Добромыслова родилась в 1900 году в деревне Пронино Козельского уезда. Здесь же, в родном уезде, позднее она будет препода­вать в деревенских школах. Однако тяга к рисованию вскоре приведет ее в Москву, на учебу во ВХУТЕМАС. Но два года спустя, в 1922 году, она вновь вернется домой. Снова сельская школа, где она работает учителем рисования.

Подробнее...

Яскевич Л. Е. Жизнь священника Александра Глаголева.

Член Украинского общества охраны достопримечательностей истории и культуры Леонид Емельянович Яскевич предлагает очерк о жизни выдающегося киевского пастыря и новомученика протоиерея Александра Глаголева.

По законам мира сего, при удалении от источника света сила его восприятия слабеет в квадратичной зависимости от расстояния. Но не таков закон в духовной сфере. Со времени удаления источника света, от него отпадает шелуха временного сего бытия и свет становится чище, ярче и притягательнее. Так это было с мучениками-свидетелями Света (Иоан 8:12; 9:5) в первые века христианства, которые вроде бы и погибли от рук мучителей, но благодаря им Свет Христов распространился в мире. Так это случилось и в наше время – Свет Христов, который несли новомученики земли нашей, пробился из-под спуда их мученических захоронений и тьма мира сего не смогла поглотить этот свет (Иоан1:5). Их, свидетелей Света, было много, и благодаря им Свет Христовой Любви и сейчас просвещает всех (Ин. 1:4; Лк. 2:31–32). Один из этих свидетелей Света Христова Любви есть священник – профессор Александр Глаголев.

Подробнее...

Антоний (Храповицкий), митрополит. Берегите народные сокровища. О Васнецове и Нестерове.

На сих днях я получил печальную весть о том, будто наши гениальные живописцы – Васнецов и Нестеров – чуть ли не умирают с голода. Неужели ко многим причинам позора суждено присоединиться еще одной причине тяжелого позора русского народа, если действительно окажется, что эти оба светила благороднейшего искусства умерли от голода? Да не будет этого.

Русская живопись по общему признанию – первая в современном мире, а названные два мастера – первые среди русских талантов. Оба они – восстановители православного, то есть византийско-русского, стиля живописи. Ими совершен поворот от итальянско-немецкого искусства, чувственного и горделивого, к православному, одухотворенному и смиренному.

Подробнее...

Шаров С.А. Символ Небесного Града. О завершении реконструкции Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря.

С.А. Шаров

Символ Небесного Града.

О завершении реконструкции Спасо-Преображенского собора

Соловецкого монастыря

 

Спасо-Преображенский собор Соловецкого монастыря уже неоднократно привлекал к себе внимание исследователей, ему посвящен ряд публикаций1. Однако основное их внимание было сосредоточено на реконструкции завершения этого уникального сооружения, другим же вопросам отводилось незначительное место.

Подробнее...

Черкасова Г. П. Изречения преп. Амвросия Оптинского.

Галина Петровна Черкасова,

Государственный Исторический музей (Москва)

 

Доклад прочитан на секции "Оптина Пустынь в истории России: опыт для будущего" во время работы Оптинского форума-2010

 

И, зажегши свечу, не ставят ея под сосудом,

но на подсвечнике, и светит всем в доме.

Мф. 5, 15

Быстротекущая река времени приближает благословенную Оптину пустынь к двум знаменательным датам. В 2012 году исполнится 200 лет со дня рождения прп. Амвросия Оптинского, а в октябре будущего 2011 года, 120 лет его праведной кончины.

Подробнее...