Жизнеописание, в Бозе почившего, старца-утешителя, отца Варнавы.

Содержание

Предисловие I. Детство и отрочество старца иеромонаха Варнавы, в мире Василия Ильича Меркулова – Поступление его в братство Троице-Сергиевой Лавры II. Жизнь послушника Василия в Гефсиманском скиту под руководством старцев. Начало старческого служения народу по завету наставников. Основание Иверской обители (при селе Выксе) III. О. Василий, в монашестве Варнава, – иеромонах и народный духовник. Его внешний вид, келейная обстановка и обыденная жизнь. IV. Старец о. Варнава на служении миру. Несколько случаев прозорливости его и молитвенной помощи; устные и письменные советы и наставления V. Старец –„кормильчик“. Три года скорби для обители Иве рекой и ее „кормильчика“. Труды и заботы по благоустроению внутреннему и внешнему. Посещения обители VI. Последнее посещение Иверской обители. Поездка в Петербург. Предсмертная болезнь, кончина и погребение старца. Осиротевшая обитель. Старец о. Варнава – сторонник и носитель духа древнего иноческого благочестия. Приложения Воспоминания о матери о. Варнавы – схимонахине Дарии Слово епископа Трифона. Памяти иеромонаха о. Варнавы 

 

Предисловие

„Праведницы во веки живут» (Прем. Солом. 5:15).

Он не умер: – по Божьему слову

Праведный вечно живет.

Жив и он; у Престола Предвечного Слова

Ныне песнь новую Агнцу поет.

Новую песнь славословия Богу воспевает теперь в небесных селениях он – блаженно почивший старец Варнава...

Подробнее...

К 100-летию преставления старца. Варнавы Гефсиманского.

Николай Головкин

К 100-летию преставления старца. Варнавы Гефсиманского.

(комментарий в свете веры)

2 марта 2006 года в Гефсиманском Черниговском скиту торжественно отметят 100-летие кончины старца Варнавы.

Как известно, в прошлом году 19 июля исполнилось 10 лет со дня прославления в лике Радонежских Святых народного духовника Гефсиманского Черниговского скита Троице-Сергиевой Лавры преподобного Варнавы, еще при жизни названного «старцем-утешителем».

Во исполнение завета своих духовных наставников, батюшка Варнава смолоду поступил на служение народу и с полным самоотвержением послужил ему до конца своей жизни.

Имя его во второй половине XIX – начале XX века было широко известно, пользовалось народной любовью и уважением по всей Руси Православной. За духовным советом и утешением тек к нему неоскудевающий людской поток.

Благодетельствуя всем и каждому по потребностям его, совмещая в словах и действиях глубину старческой мудрости с детской простотой, он стал и отцом, и учителем в жизни, и врачом немощей духовных, а нередко и телесных.

Даже в день своей кончины 2 марта (17 февраля по ст. стилю) 1906 года не оставлял сей доблестный иерей Божий своих чад, до последней минуты принимая у аналоя исповедь за всенощной. Лишь найдя силы взойти в алтарь храма, тихо предал там Господу пастырь добрый свой дух.

Подробнее...

Привалова Е. П. О забытом сборнике Тверской семинарии.

Среди русских провинциальных городов XVIII века одно из первых мест занимала Тверь. С воцарением Петра I город начал расти с особенной быстротой. Тверь поставляла для строительства Петербурга рабочую силу, провиант и материалы.

Местоположение между новой столицей и Москвой способствовало росту промышленности и торговли, культурным связям города с центром. В 1763 году тверитян постигла большая беда: пожар уничтожил большую часть города. В дневнике современника, тверского купца Михаила Тюльпина, сохранилось картинное описание этих страшных дней. Пылали целые улицы с деревянными домами и многочисленными церквами. Было немало человеческих жертв.

Тверь недолго лежала в руинах. Крупные денежные ссуды и материалы, предоставленные императрицей Екатериной, дали возможность не только восстановить, но и чрезвычайно украсить город. Тверь росла и крепла, на глазах превращалась в один из самых красивых и художественно ценных городов России. В строительстве новой Твери принимали участие лучшие зодчие страны: М. Ф. Казаков, П. Р. Никитин. Общими усилиями русских художников и талантливых мастеров-рабочих был создан великолепный ансамбль провинциального города эпохи русского классицизма. Наряду с этим росло значение города как административного центра. В 1776 году было организовано Тверское наместничество. В январе этого года в Тверь был командирован Я. Е. Сиверc для проведения выборов предводителя дворянства и судей, а также для открытия ряда губернских учреждений.

Подробнее...

Епифаний Премудрый. Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, епископа Пермского.

Преподобный отец наш Стефан родом был русин, из славянского народа, из северной страны, называемой Двинской, из города Устюг. Сыном был одного христолюбца, верного христианина, по имени Симеон, клирика великой соборной церкви Святой Богородицы, что на Устюге. Мать его была тоже христианкой, по имени Мария. Еще ребенком, с малолетства отдан он был учиться грамоте, и скоро всю грамоту изучил так, что через год читал каноны и стал чтецом в соборной церкви. Он превосходил многих сверстников хорошей памятью, остроумием и быстротой мысли, в учении преуспевал, рос отроком благоразумным, возрастая разумом душевным, телом и благодатью. К играющим детям не подходил. Тех, кто суетным занимался и за тщетным гнался, не слушал, и не играл с ними. От детских обычаев и игр, нравов отворачивался, и упражнялся только в славословии Бога, и грамотой занимался, а также изучением всяких книг. И.так скоро с Божьей помощью многое постиг, благодаря природной остроте ума.

 

Научился в городе Устюге всей грамматической премудрости и книжной силе. Когда же вырос в девственности, и чистоте, и целомудрии, и много книг прочитал Ветхого и Нового Завета, то через них взглянул на жизнь этого света, кратковременную и мимо проходящую, скороминующую, как речная стремнина или как цветение трав. Как говорит апостол: "Всякая плоть — как трава, и всякая слава человеческая — как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал; но слово Господне пребывает вовек" '; и как во святых Евангелиях Господь говорит: "Если кто оставит отца и матерь, жену и детей, братьев и сестер, дома и имущество, Имени ради Моего, сторицею примет и вечную жизнь наследует" . Пришла к нему Божия любовь, и он оставил Отечество и все имущество; отрок этот был украшен всеми добродетелями, и рос в страхе Божьем. И еще молодым посвятил свою юность Богу, еще в отроческом возрасте постригся в чернецы в городе Ростове, в монастыре святого Григория Богослова, прозванного "в затворе", возле епископии, потому что там было много собрано книг для чтения при епископе ростовском Парфении.

Подробнее...

Бобринский Борис, протопресвитер. Памяти Архиепископа Брюссельского и Бельгийского Преосвященный Василий, архиепископ Брюссельский и Бельгийский.

Содержание

Памяти Архиепископа Брюссельского и Бельгийского Преосвященный Василий, архиепископ Брюссельский и Бельгийский

 

Памяти Архиепископа Брюссельского и Бельгийского

Архиепископ Василий Брюссельский и Бельгийский (в миру Всеволод Кривошеин) был призван ко Господу 22 сентября с.г. (1985) в родном городе Петербурге, где он родился 19 июня 1900 года и где провел всю свою юность вплоть до Первой мировой войны. Его отец А. В. Кривошеин был министром земледелия и землеустройства в царствование императора Николая II.

Февральская революция застала его студентом филологического факультета Петроградского университета. Переехав вскоре в Москву, Всеволод решил перебраться на юг и вступить в ряды Добровольческой Армии. Вследствие военных действий Всеволод был вывезен из Новороссийска в Каир в конце 1919 года. В 1920 году он оказался в Париже со всеми оставшимися в живых членами своей семьи. Он поступил в Сорбонну и одновременно принимал участие в съездах православной молодежи.

В 1924 году он записался студентом в только что основанный митрополитом Евлогием Св. Сергиевский Богословский институт в Париже, но почти сразу, приняв участие в экскурсии на Афон, решил остаться там навсегда.

Подробнее...

Бобринский Борис, протопресвитер. Об архимандрите Киприане.

Мне привелось познакомиться с о. Киприаном в 1942 году, будучи еще школьником. В то время о. Киприан уже покинул улицу Лурмель в Париже, где он священствовал при «Православном Деле», созданном матерью Марией (Скобцовой), и стал настоятелем домовой церкви семьи Трубецких, имени свв. Константина и Елены в Кламаре (в предместьях Парижа). Помимо этого о. Киприан был приглашен в Свято-Сергиевский православный богословский институт, читать курс литургики. Впоследствии, когда о. Георгий Флоровский оказался в Греции на все время войны, о. Киприан занял кафедру патрологии, а затем и пастырского богословия.

О. Киприан стал моим духовным отцом и руководителем в трудные годы немецкой оккупации. Уже с юных лет я стремился к священству, и духовное водительство о. Киприана оказалось для меня неоценимой поддержкой и помощью.

О. Киприан занимал небольшую комнату на втором этаже профессорского дома. Стены были уставлены полками с книгами. Многие книги были редкостью, и о. Киприан ими дорожил. В углу были иконы с аналоем. Перед ними мне приходилось стоять на исповеди. Обычно после разрешительной молитвы о. Киприан усаживал меня и угощал «греческим» кофе в маленьких фарфоровых чашках. Он любил вспоминать о событиях и встречах прошлого на Востоке. Вообще, от самого облика о. Киприана веяло Востоком, он внушал нам любовь к восточному Православию.

Последний год военного времени был особенно трудным. Часто и подолгу метро и автобусы не ходили и о. Киприану приходилось отправляться пешком через весь Париж, ночевать на полпути у гостеприимных друзей (чаще всего в семье Бориса Константиновича Зайцева, с которым он был очень близок) и затем уже доходить до Кламара, где он неизменно и без пропусков совершал воскресные и праздничные богослужения. Обратный путь на Сергиевское подворье совершался таким же образом.

Подробнее...

Александр (Милеант). Владыка Иоанн. Великий праведник 20-го века.

Содержание:

•              Жизнь, чудеса и поучения великого святого 20-го века — Архиепископа Иоанна Шанхайского (Максимовича).

 

 

“Святость — это не просто праведность, но достижение такой духовный высоты, что благодать Божия, наполняющая святого, от него переливается и на тех, кто общается с ним. Велико блаженство святых, в котором они пребывают, созерцая славу Божию. Будучи полны любви к Богу и людям, они отзывчивы на людские нужды и ходатайствуют перед Богом и помогают тем, кто к ним обращается.”

 

 

Характеризуя такими словами древних святых, Владыка Иоанн одновременно суммировал и свое личное духовное устремление, которое сделало его одним из величайших святых нашего времени.

 

Жизнь праведника

 

ВЛАДЫКА ИОАНН, в крещении Михаил, родился в Харьковской губернии 4-го июля 1896-го года у благочестивых дворян Бориса и Глафиры Максимович. Уже с детства в юном Михаиле чувствовалось какое-то особое стремление к святости, подобное тому, какое было у его дальнего родственника — выдающегося сибирского миссионера святителя Иоанна, митрополита Тобольского, прославленного Богом чудесами и нетлением мощей. Михаил был болезненным мальчиком с плохим аппетитом; игрушечных солдатиков он превращал в монахов, а крепости — в монастыри. Святогорский монастырь, расположенный недалеко от имения Максимовичей, располагал молодого Михаила к вдумчивому отношению к жизни. Под влиянием отрока Михаила инославная гувернантка приняла Православие.

Подробнее...

Лузина Т. И. «Культура душ человеческих». В. П. Свенцицкий, путь исканий.

Для русской культуры начала прошлого века – драматичного и противоречивого времени идейных столкновений и напряжённых духовных исканий, кризисная ситуация общественной жизни сопряжена с поисками новых откровений в религиозной сфере. Импульс к интенсивной культурной деятельности, связанной с поисками новой религиозности, специфически отразился в творчестве русской интеллигенции этого периода. По определению религиозно-философской мысли того времени, в осмыслении отношений «Творец – тварное» заключалась необходимость решения проблем культурного развития человечества, связанных с устранением несовершенства мира, а ощущение человеком внутреннего божественного присутствия делало возможным его полнокровное жизненное существование. Стремление к культурно-историческому творчеству, базирующееся на фундаменте христианской веры, привело наиболее одарённых из плеяды русских религиозных мыслителей рубежа XIX-XX вв. к созданию идеала культурно-религиозного обновления общества.

Творчество Валентина Павловича Свенцицкого – религиозного мыслителя, публициста, драматурга, церковного писателя, после 1917 г. священнослужителя Православной Церкви – пропитано духом и настроениями той части русской интеллигенции начала двадцатого столетия, которая грезила мечтами о религиозном возрождении Отечества, подчиняя свою судьбу делу всеобщего христианского служения. Его ранние публикации насыщены призывами к Церкви стать во главе общественного движения за новое общественное устройство и новое светлое будущее. Именно на Церковь возлагает он свои надежды в борьбе за претворение в жизнь идеалов свободы и справедливости.

Подробнее...

Горский А. Митрополия Киевская в начале своего отделения от Московской.

Отдельное существование митрополии киевской начинается собственно со времени прибытия в пределы литовские Григория, ученика Исидорова, поставленного в Риме. До сей поры, в юго-западных областях русских, неоднократно являлись свои Митрополиты, бывали формальные покушения образовать у себя управление отдельное от великороссийских епархий: но временные распоряжения скоро исчезали, уступая место первоначальному порядку, и насильственное расторжение единой митрополии русской оканчивалось обыкновенно тем, что отторгнутые, или отделившиеся епархии снова возвращались под управление единого всероссийского митрополита.

В образовании отдельной митрополии киевской принял участие Папа римский: после несчастного соединения некоторых Епископов греческих и русского Исидора с Церковью римскою на Соборе Флорентийском, он уже считал себя полномочным распорядителем в делах востока, так же как и запада, и хотел явить свое могущество там, где не ожидал себе противоречия. В совете своих Кардиналов, Папа Каллист III-й положил митрополию русскую, которою заведывал прежде Исидор, разделить на две части, и ту ее половину, которая состояла во владениях Короля польского и Великого Князя литовского Казимира, поручить новому митрополиту. Исидор добровольно согласился уступить ее разделившему с ним бегство из Москвы Григорию (21-го июля 1458 г.). Но Папа Каллист не успел довершить начатого дела: он скончался 8 августа 1458 г. Преемник его Пий II (поставлен. 19-го того же месяца) первым делом для себя поставил утвердить избрание Григория1, и, после рукоположения его Патриархом константинопольским Григорием Маммою, за свою привязанность к унии лишившимся престола и удалившимся в Рим, отправил новопоставленного Митрополита в литовскую страну, с своею грамотою или буллою к Королю. Этою грамотою он поручал Казимиру озаботиться, чтобы Григорий мог пользоваться своими правами беспрепятственно, – назначал в управление Митрополиту девять епархий: брянскую, смоленскую, перемышльскую, туровскую, луцкую, владимирскую, полоцкую, хельмскую и галичскую, – и предписывал не допускать в пределах сей митрополии никаких распоряжений московского Митрополита, св. Ионы, которого называл «отщепенцем»2.

Подробнее...

Карташев А. В. Смысл старообрядчества.

Есть неразгаданная проблема русского религиозного сознания. Почему самое патетическое явление русской церковной жизни, ее fortissimo1, подлинно народное религиозное движение XVII века, в которое влилась вся накопленная столетиями любовь русского человека к вере христианской, свелось к фанатическому стоянию за «старый» обряд, т. е. за кажущийся пустяк? «Умру за батюшку аз!» – завопил православный русский, когда сама власть церковная тронула «единый аз» в «отцепреданной вере», и пошел умирать на костры и на еще большую трагедию: на разрыв с церковью. Произошло кровоизлияние из русской церкви. Она потеряла драгоценнейшую энергию и в анемическом ослаблении подверглась сильным инородным воздействиям, мешавшим ей до последнего времени даже осознать свою потерю XVII века.

Как возник этот конфликт и раскол, исторически-описательная и прагматически-изъяснительная работа над этим вопросом с успехом проделана русской наукой. Преосвященный Макарий, профессора Щапов, Субботин, Нильский, Голубинский, Каптерев, Ключевский, Ивановский, Смирнов, не говоря о добровольцах, как Гюббенет, Мельников, Филиппов и другие, можно сказать, блестяще и добросовестно исчерпали эту задачу. От официально-полемического и абстрактно-богословского рассмотрения вопроса о старообрядчестве через все методологически новые в историографии подходы к нему пришли к совершенно объективному и даже любовному его изображению.

Подробнее...