Чудецкий П. Опыт исторического исследования о числе монастырей русских, закрытых в XVIII и XIX веках.

Содержание

Монастыри, закрытые в 19 веке Приложение. Список монастырей упраздненных в XVIII и XIX веках 

 

Указ, крепкий заказ, «малобратные монастыри и пустыни сводить с прочими в совокупление неотложно без продолжения и оные пустыньки весьма упразднить»2 вышел в первый раз от первого Императора России в 1721. году. Самая мысль о закрытии монастырей впервые высказана гораздо ранее, еще на соборе 1681 г.3 Но составлению закона и применению его на практике предшествовал целый период в истории монастырей, продолжительный по времени, механически-разрушительный по своему характеру. Да, мы видим падение монастырей прежде, чем разум и воля правительства направили свое действие против них. Обратим внимание на века ближайшие к рассматриваемому периоду – XVI и XVII. Условия жизни народа печальны, и от бедствий, претерпеваемых народом, не спасались и св. обители иноков. „Свейские немцы“, литовские люди воюют против них, разоряют до основания, выжигают без остатка, „русские воры“ или „темные люди“ родной стороны делают также нападения на них, убивают монахов, монастырских крестьян и „трудников“, грабят церковное имущество. Пожары, мор, разливы рек довершают бедствия монастырей от людей. „Нужа и терпенье“ их становятся так. обр. очень-очень великими, ощутительными. В общей и частной истории монастырей они составляют особые моменты, служат началом для особых отделов повествования; дают монастырям право на имя многопострадавших обителей“, возбуждают в современном писателе благоговейное удивление при взгляде на многолетнее существование их 4. Как ни велики, однако, были внешние бедствия, они не ослабили могущества монастырей, не подорвали корня их жизни. 

Подробнее...

Карташев А. В. Был ли апостол Андрей Первозванный на Руси.

Русь, как целая государственная народность, крещена св. кн. Владимиром. Но это событие имело свои корни в веках предшествующих. Поэтому обратимся в глубь веков, чтобы проследить начальные судьбы распространения христианства на Руси, как причину ее позднейшего всеобщего крещения.

Tеrminus a quо наших поисков нельзя обозначить с математической точностью, как нельзя указать его и для начала самой «Руси». Одно только было ясно даже для наших предков IX и начала ХII веков, что «сде (т.е. в русской земле) не суть апостоли учили», что «телом апостоли не суть сде были»; так говорится в летописной повести об убиении варягов-христиан при Владимире. То же повторяет и преп. Нестор в своем житии Бориса и Глеба. Тем не менее, в одном из сказаний, входящих в состав «Повести временных лет», редактор его уже проявил тенденцию связать русское христианство с временами апостолов. Назвав нашего первоучителя Мефодия «настольником Андрониковым» (апостол из числа 70-ти), он продолжает: «темже словеньску языку учитель есть Андроник апостол, в Моравы бо ходил; и апостол Павел учил ту, ту бо есть Илюрик, его же доходил ап. Павел, ту бо беша словени первое. Темже и словеньску языку учитель есть Павел, от него же языка и мы есмо Русь, тем же и нам Руси учитель есть Павел». Если таковы были взгляды русских людей по вопросу об апостольском сеянии на ниве русской до начала XII века включительно (момент образования «Повести Временных Лет»), то очевидно, лишь после этого времени они приняли ту уверенную форму, какая сообщена им повестью о посещении русской страны ап. Андреем Первозванным.

Подробнее...

Муравьёв А. Н. История Российской Церкви.

Содержание

Предисловие

Начало христианства в России Утверждение веры, первые обители Митрополия в Киеве Митрополия во Владимире 23. Кирилл II 24. Максим 25. Святой Петр Митрополия в Москве 26. Феогност 27. Святой Алексий 28. Киприан 29. Фотий 30. Исидор 31. Святой Иона 32. Феодосий 33. Филипп I 34. Геронтий 35. Зосима 36. Симон 37. Варлаам 38. Даниил 39. Иоасаф 40. Макарий 41. Афанасий 42. Святой Филипп II 43. Кирилл III 44. Антоний 45. Дионисий Патриархи 1. Иов 2. Гермоген 3. Филарет 4. Иоасаф I 5. Иосиф 6. Никон 7. Иоасаф II 8. Питирим 9. Иоаким 10. Адриан Местоблюститель Стефан Святейший Синод Прибавление Пришествие в Россию патриарха Иеремии Пришествие митрополита Дионисия 

 

«Видите ли горы сия? – яко на сих

горах воссияет благодать Божия».

Подробнее...

Лебедев А. П. Предмет, пропущенный в программе академического преподавания.

профессор Алексей Петрович Лебедев

Предмет, пропущенный в программе академического преподавания

(кафедра чтения по-русски – декламации)

В газете: Московские Ведомости (1892 г. октября 17, № 288) встречаем такую заметку: «в текущем сезоне при Московском Университете преподавателем консерватории Булдиным открывается курс искусства произношения (декламации) с практическими упражнениями. В течение (?) текущего (?) года курс декламации для студентов будет бесплатным».

Зачем открывается курс декламации в названном университете? Разве нужно искусство декламирования медикам, химикам, физикам, математикам? Этих лицам подобное искусство, кажется, не особенно нужно. Но зато оно совершенно необходимо для юристов, из которых выходят потом адвокаты и члены гласных судебных учреждений; оно точно также необходимо и для филологов, из которых многие (даже большинство) впоследствии выбирают профессией для себя преподавание наук в высших и средних учебных заведениях. Значит, если в Московском Университете вводится курс декламации или искусства произношения слов, то подобный курс, несомненно, может быть полезен, по крайней мере, для половины всех наличных студентов, так как их в будущей практической жизни почти исключительно придется действовать словом и языком.

Подробнее...

Черкасова Г. П. «Записки о Шамординском монастыре». Взгляд через столетие.

«Записки о Шамординском монастыре»

Взгляд через столетие

Черкасова Галина Петровна

Государственный Исторический музей (Москва)

Доклад прочитан на секции "Наследие Оптиной Пустыни" во время работы Оптинского форума-2011

В научно-исследовательском Отделе рукописей Российской государственной библиотеки хранится рукопись, имеющая следующее заглавие – «Записки о Шамординском монастыре, поездках в Оптину Введенскую пустынь и о встречах там с духовными лицами: Макарием, Амвросием и др.»

Из библиографической информации, сопровождающей эту единицу хранения рукописного фонда монастыря Оптина Пустынь Ф. 213. К. 49. Ед.хр. 3, следует, что это:

– автограф с пометами и подчеркиванием карандашом рукой неустановленного лица;

– он включает в себя как записки о Шамординском монастыре, так и описание поездок автора в Оптину Введенскую пустынь и описание его встреч с духовными лицами: Макарием, Амвросием и др.;

– датирована эта рукопись 1890-ми годами и включает в себя 66 листов рукописного текста.

Подробнее...

Леонид (Кавелин), архимандрит. Описание Лихвинского Покровского Доброго мужского монастыря.

Содержание

I. Местоположение обители II. Историческое обозрение обители Отдел I. От основания монастыря в половине XIV до построения в нем первого каменного храма в половине XVII века Подлинная опись Отдел II. От построения в обители первого каменного храма в 1660 годах до учреждения духовных штатов в 1764 году Период цветущего состояния обители Ведомость, учиненная, в силу Именного Её Императорского Величества Указу, прошлого 763 года, о Покровском Добром монастыре 1764 года, Января 16 дня Отдел III. От учреждения духовных штатов до настоящего времени. 1764–1864 Храмы и прочие здания Достопримечательные предметы в монастыре Ризница. Церковная утварь Библиотека Монастырские угодья Настоятельство и степень монастыря Список настоятелей Доброго монастыря Копии с жалованных грамот I грамота II грамота III грамота IV грамота V грамота

Подробнее...

Можарова М. А. Великомученик Иоанн Новый - небесный покровитель И. В. Киреевского.

Марина Анатольевна Можарова,

кандидат филологических наук,

старший научный сотрудник

Института мировой литературы РАН

Таинственная и неразрывная связь существует между душой верующего человека и святым, чье имя он носит. «Был сегодня у обедни у Гребневской Божией Матери. Стоял некоторое время перед образом Иоанна Нового», — отмечено в дневнике Ивана Васильевича Киреевского в день храмового престольного праздника 28 июля 1853 года.[1] И далее — важное замечание: «Положил с нынешнего дня писать в журнале моем непременно каждый день хотя одно слово»[2]. Это желание, несомненно, связано с неизменным стремлением Киреевского сохранять «правду внутренней жизни», быть, как он сам пишет, «истинным во всех изгибах моего ума и сердца»[3]. Примечательно, что первая запись в дневнике была сделана Киреевским 3 июня 1852 года, то есть на следующий день после его именин.

Подробнее...

Баталов А. Л. О датировке церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове.

В кн.: Русская художественная культура XV-XVII веков. Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Материалы и исследования. Вып. 9. М., 1998. С. 220- 239.

 

Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове относится к таким памятникам московского каменного зодчества XVI столетия, история которых, несмотря на многолетний интерес ученых, продолжает таить немало загадок и противоречий. На протяжении почти всего существования нашей науки храм пользовался неизменным вниманием исследователей. Это объясняется тем, что он занимает особое место в сложившейся еще в первых работах по истории московского зодчества концепции одной из линий развития архитектуры XVI в., приведшей к созданию собора Покрова на Рву. Концепция сложения типа многопридельного храма была построена на принципе эволюционного развития, сформулированном еще Ф.И. Буслаевым: "Откуда бы ни взялся башенный стиль Василия Блаженного, стиль этот должен был выработаться у нас исторически, последовательно"1. С 1860-х гг. по наши дни исследователи часто руководствуются убеждением в том, что, во-первых, все изменения, происходившие не только в декоре, но и в объемно-пространственной композиции, заложены в первоначальной основе; во-вторых, развитие происходит постепенно, путем эволюции, при наличии промежуточных форм; в-третьих, это эволюция от простейших и рациональных форм к сложным и декоративным2.

Подробнее...

Муравьёв А. Н. Мысли о православии при посещении святыни русской.

Содержание

Предисловие Путь от Лавры О призывании святых Церковь Православная О чествовании Св. мощей Преподобный Даниил Переяславльский Переяславль и Ростов О православном зодчестве храмов О православном иконописании О чествовании святых икон Ордынский царевич Петр Ярославль О поминовении усопших Кострома и Ипатьевский монастырь О достоинстве Царей Православных Нижний Новгород Печерская обитель Кремль и его соборы Село Лысково Казань Святитель Гурий Дворец с Кремлем Краткая Летопись Казани Святитель Варсонофий О Крестных ходах Чудотворные иконы Казанская и Одигитрия Зилантов Монастырь Праздник Всемилостивого Спаса. Судьба Православия на Востоке Прощание с Казанью Арзамас Саровская пустынь Об иночестве Возвращение в Нижний Новгород О посте Владимирский собор Бородино Кремль. Память освобождения Москвы от галлов 

Подробнее...

Савицкая О.Д. Архитектура Соловецкого монастыря.

     Соловецкий монастырь - один из крупнейших ансамблей каменного зодчества XVI - XIX веков на севере Руси. К сожалению, правильному представлению о его древних сооружениях мешают утраты и переделки, которые при недостаточной изученности построек внесли в накопившуюся по Соловкам литературу много неверных утверждений, неточностей и малообоснованных догадок. В настоящее время в связи с натурными исследованиями зданий, сопутствующими их реставрации, стало возможным дать более подробное и документированное описание построек и сделать некоторые выводы по архитектуре этого интереснейшего комплекса. Первое общее впечатление об ансамбле мы получаем с воздуха или с воды. Сверху он неожиданно возникает как небольшой каменный городок, заключенный в пятиугольник мощных крепостных стен. С моря многочисленные постройки монастыря, сверкающие белизной на солнце или рассеивающиеся в тумане пасмурного дня, видны издалека. В холодной безбрежности северного моря они манят к себе как желанное пристанище, обещая тепло, покой и новые впечатления. Вблизи монастырь вырастает искусно возведенной в циклопической валунной кладке крепостью. Спокойное величие монументальных башен и стен как будто таит и верно бережет в себе летопись многих поколений и неувядаемую славу гениальных мастеров.

Подробнее...