Палинчак Н. М. Особенности и основные вехи истории украинского христианства в контексте государственно-церковных отношений.
- Русская Церковь
- 12 Май 2025
Научный диалог. - 2013. -№ 7(19) : Экономика. Право. Политология. - С. 179-194.
УДК 322(477):28+341.215.1+348.71
Особенности и основные вехи истории украинского христианства в контексте государственноцерковных отношений
Н. М. Палинчак
В статье проанализированы основные вехи истории украинского христианства с точки зрения политического анализа государственно-церковных отношений. Автор показывает неразрывную связь между государственной и церковной властью, а также демонстрирует влияние внешнеполитических факторов на становление внутригосударственных церковных отношений.
Ключевые слова: государство; церковь; государственно-церковные отношения; Украина; уния.
Проблема отношений между государственной властью и религиозными организациями относится к актуальным темам современной историко-политической науки. Взаимоотношения между государством и церковью всегда были чрезвычайно деликатными, но, пожалуй, никто не будет отрицать, что эти вопросы являются особенно деликатной темой для нынешней Украины. Украинское государство и украинская церковь в своей истории неразрывны. С принятием Украиной христианства они осуществляли взаимное влияние друг на друга: государство на церковь, а церковь на государство.
Паламаренко Е. В. Положение Русской духовной Миссии Московского Патриархата в Израиле и Иордании в 1948–1967 годы.
- Русская Церковь
- 12 Май 2025
Деятельность Русской духовной миссии в Иерусалиме (РДМ) с 1948 по 1967 г. осуществлялась на территории Израиля и Иордании. В этот период Миссия проводила богослужебную, представительскую, хозяйственную и административную деятельность, определявшую ее обязанности как составной части Московского патриархата в Израиле и Иордании. На деятельность РДМ существеннейшее влияние оказывала политика СССР, не только фиксировавшая пределы ее деятельности, но и координировавшая практически все стороны ее функционирования. Имело место влияние Московской Патриархии на РДМ, невзирая на существовавший всецелый контроль государства за деятельностью Русской Православной Церкви. Кроме того, на Миссию осуществлялось давление со стороны государственных и негосударсвенных сил. Отношения с Иерусалимской Патриархией имели важнейшее значение в рассматриваемый период. Межхристианским связям придавалась важная роль со стороны руководства РДМ в Иерусалиме и ОВЦС Московского Патриархата.
Ключевые слова: Русская духовная миссия в Иерусалиме, Московский Патриархат, Израиль, Иордания, Святая Земля.
Период деятельности Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (далее — РДМ, Миссия) с 1847 по 1918 г. отличается некоторым однообразием, но одновременно с этим прослеживаются сложные процессы в деле формирования русского церковного присутствия в Палестине. Данные семь десятилетий РДМ формировала и развивала свои отношения с местными православными общинами. Искала пути для расширения своего присутствия путем приобретения земельных участков и строительства на них. Выступала с инициативой создания школ для православного духовенства и простого населения. Заботилась об увеличении числа паломников из Российской империи, улучшения их быта и организации программы пребывания в Святой Земле.
Флоренский П. Отзывы на диссертацию еп. Варнавы.
- Русская Церковь
- 10 Май 2025
Содержание
а) Ректора Академия Епископа Феодора б) Экстраординарного профессора священника П. А. Флоренского
Журналы собраний Совета императорской Московской духовной Академии за 1915 год
Сергиев Посад Типография Св. – р. Сергиевой Лавры. 1917. Стр.166–189
О сочинении студента иеромонаха Варнавы (Беляева) на тему: „Св. Варсануфий Великий. Его жизнь и учение“
а) Ректора Академия Епископа Феодора
„Автор видимо, обладает всеми данными для серьезной научной работы. По крайней мере первая часть его сочинения „Жизнь Св. Варсануфия“ (1–216 стр.) свидетельствует о несомненной способности автора к научному анализу, к способности ориентироваться в материале источников и пособий и к самостоятельной оценке данных этого материала. И вот очень жалко, что при наличности этих благоприятных данных для серьезной научной работы у автора не хватило выдержки или, быть может, уменья удержать определенный план и строгую последовательность изложения. Автор пишет, а может быть и думает, какими-то скачками, порывами, увлекаясь то одной, то другой мыслью, делая совсем неожиданные переходы, затрудняя этим самую возможность следить за последовательностью его мыслей. Так у читателя, не смотря на обширность 1-й части сочинения (1–216) и не составляется вполне определенного представления о личности преп. Варсануфия. До 37 стр., напр., у автора какое-то не выделенное от последующего предисловие, довольно путанное и непонятное в своем отношении к личности преп. Варсануфия.
Оснач С. В. Оптина Пустынь и российское общество в ХIХ – начале ХХ в.
- Русская Церковь
- 08 Май 2025
Оптина Пустынь и российское общество в ХIХ – начале ХХ в.
Сергей Викторович Оснач
студент богословского ф-та ПСТГУ
Доклад прочитан на секции "Оптина Пустынь в истории России: опыт для будущего" во время работы Оптинского форума-2010
Как правило, когда речь заходит о монастыре Свято-Введенская Козельская Оптина Пустынь, сразу вспоминается огромное духовное значение этой знаменитой обители. Однако, на протяжении многих лет своей истории Оптиной Пустыни приходилось не только быть духовным центром, но и самым непосредственным образом участвовать во многих других сферах жизни общества. Конечно, главный вклад монастыря в духовную жизнь России заключался в возрождении аскетических традиций православного монашества, однако не только духовной жизнью был известен монастырь в окрестностях. Поэтому в докладе будет упомянуто о влиянии обители на духовную культуру России, но основное внимание уделено ее социальному служению. Соприкасаясь с Оптиной, интеллигенция имела возможность приобщиться к православной духовной культуре и потом распространяла ее влияние на то общество, в котором находилась.
Остапенко Р. А. Монастырская благотворительность в Кубанской области (1878–1914 гг.), документы из фонда духовной консистории государственного архива Ставропольского края.
- Русская Церковь
- 07 Май 2025
Предмет данной работы — благотворительная деятельность православных монастырей Кубанской области на рубеже Х1Х-ХХ веков, а именно выявление и анализ различных форм монастырской благотворительности по документам из фонда духовной консистории государственного архива Ставропольского края. Основное внимание уделено четырем формам благотворительности: начальному школьному обучению (для детей из семей, проживающих в близлежащих станицах и аулах), монастырским больницам, приютам и странноприимным домам. В документах Ставропольской духовной консистории раскрываются формы благотворительной деятельности в регионе, обозначена динамика их развития. Все многообразие факторов благотворительной деятельности Кубанских монастырей было упорядочено и систематизировано, что позволило сгруппировать и обобщить исследуемый материал (основой методологического подхода стал проблемно-хронологический метод). При работе с источниками были выявлены проблемы, связанные, в основном, со скудным финансированием благотворительных проектов. Данная работа впервые вводит в научный оборот новые архивные документы, при помощи которых удалось расширить историографические рамки исследуемой проблемы.
Ключевые слова: Православная Церковь, Кубанская область, адыги, благотворительность, школы, приюты, больницы, странноприимные дома, Екатерино-Ле-бяжская пустынь, Михайло-Афонская-Закубанская пустынь, Александро-Афон-ская Зеленчукская пустынь.
Оленчак Я. Л. Автокефальные тенденции в Украинской церкви, историко-политическая проекция.
- Русская Церковь
- 04 Май 2025
Кафедра государственно-конфессиональных отношений Международный институт государственной службы и управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации проспект Вернадского, 82-1, Москва, Россия, 119571
В настоящей статье анализируются причины автокефальных движений в Украине на основании воспоминаний митрополита Вениамина (Федченкова). Исследуется деятельность Поместного Собора, проходившего в Москве 1917—1918 гг., и его решения относительно статуса Украинской православной церкви. Описывается влияние националистических украинских движений на работу церковных Соборов в Киеве в 1918 и 1921 г.
Ключевые слова: автокефалия, Украинская православная церковь, митрополит Вениамин (Федченков), политика, национальное самоопределение Украины.
Политические события на Украине последнего года актуализировали обращение к исторической логике интерпретации институциональных трансформаций. Одним из ключевых моментов является статус и политика православной церкви на Украине как национального и общественного института. В ХХ столетии стали активно развиваться тенденции в среде украинского духовенства к провозглашению независимости (автокефалии) Украинской церкви. Собственно говоря, «автокефальной считается Поместная Церковь, вполне самостоятельная, не зависящая ни от какой иной Поместной Церкви, хотя все автокефальные Церкви, являясь частями Церкви Вселенской, взаимозависимы. Автокефальная Церковь имеет самостоятельный источник власти. Ее первый епископ, ее глава, поставляется своими архиереями» [17. С. 200].
Овчинников В. А. К вопросу о периодизации истории Русской православной Церкви в Сибири в советский период (1917 - 1991 гг.).
- Русская Церковь
- 03 Май 2025
УДК 292.08 +947.084
TO THE QUESTION OF PERIODIZATION IN THE HISTORY OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH
IN SIBERIA IN THE SOVIET PERIOD (1917 - 1991) V. A. Ovchinnikov
В статье автором проанализированы существующие в историографии подходы к периодизации Русской Православной Церкви в советское время и предложена собственная периодизация истории Церкви в Сибири в 1917 - 1991 гг. На основе критериев: изменение государственной конфессиональной политики, количественных и качественных характеристик внутренней жизни и организационно-управленческой структуры РПЦ - выделены и охарактеризованы девять этапов сибирской церковной истории в рамках советского периода.
The author analyzes the existing historiographic approaches to periodization of the Russian Orthodox Church in the Soviet period and suggests a periodization of the history of the Church in Siberia in 1917 - 1991. Basing on the criteria of the change of state religious policy, and quantitative and qualitative characteristics of the inner life and management and organizational structure of the Russian Orthodox Church, the author identifies and characterizes nine stages of the Siberian church history within the Soviet period.
Ключевые слова: Русская Православная Церковь, государственно-церковные отношения, государственная конфессиональная политика, советский период.
Новоторцева А. М. Архипастырское служение митрополита Симферопольского и Крымского Гурия (Егорова) в годы советской власти.
- Русская Церковь
- 02 Май 2025
Статья посвящена жизненному пути и архипастырскому служению митрополита Крымского и Симферопольского Гурия (Егорова), кандидата богословия, прошедшего лагеря и ссылки от Ледовитого океана и Боломоркана-ла до Средней Азии, Ашхабада и Ташкента; основателя и одного из руководителей Александро-Невского братства в Ленинграде, тайно сохранявшего традиции русского монашества и богословско-пастырские знания. Научную значимость статьи представляет фактологический материал из личного дела митрополита Крымского и Днепропетровского Гурия (Егорова) из Государственного архива Российской Федерации, фонда «Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете министров СССР (1943-1965 гг.)», раскрывающий период пребывания Владыки Гурия на Саратовской, Минской, Ленинградской и Крымской кафедрах, начиная с 1953 года. В статье описан испо-веднический подвиг митрополита Гурия, и через личность Владыки показаны особенности выстраивания государственно-церковных отношений в 1950-1960-е гг. Материал статьи может быть полезен для исследователей в области истории Русской Православной Церкви, церковной истории и истории России новейшего времени.
Ключевые слова: митрополит Гурий (Егоров), митрополит Ярославский и Ростовский Иоанн (Вендланд), Алек-сандро-Невское братство, Русская православная церковь, Л.Н. Парийский, протоиерей Василий Лесняк.
Самим праведникам не нужна слава, но нам, которые еще в этой жизни, необходимо памятование о них - для подражания.
Свт. Василий Великий
Николаев Б. Знаменный распев и крюковая нотация как основа русского православного церковного пения.
- Русская Церковь
- 01 Май 2025
Содержание
Введение Пролог. «Словесная служба» Задачи настоящего исследования Светская и религиозная музыка. Общерелигиозная и церковная музыка. Протестантская и сектантская музыка Является ли наше церковное пение музыкой и искусством? Характерные черты православного богослужебного пения: священная древность и отражение четырех догматических свойств Церкви Мелодическая растяжимость и ее категории (псалмодия, подобен, самогласен). Уставность православной мелодии Почему в православном богослужении не допускается инструментальная музыка Что есть русское православное церковное пение? Национальный характер нашего богослужебного пения Глава первая. Знаменный распев. Его церковно-православная сущность и достоинства Понятие распева Знаменный распев. Символическое значение наименования «знаменный». Священная древность знаменного распева Знаменная мелодия и русская народная песня Расцвет византийского Православия и совершенствование византийской богослужебной мелодии Отношение знаменной мелодии к богослужебному тексту. Отношение знаменной мелодии к церковному Уставу Виды знаменного распева Знаменное осмогласие как закон распределения богослужебных песнопений по их содержанию Разбор возражений против обязательности осмогласия Попытки создать характеристику гласов: труды проф. М. Скабаллановича, архимандрита Мартирия Церковная характеристика гласов на основании текстов песнопений Гласы первый, второй, третий Гласы четвертый, пятый, шестой Гласы седьмой и восьмой Мелодические особенности гласов и их музыкальная философия Общие свойства знаменного осмогласия Гласовые песнопения в службах великих праздников Глава вторая. Знаменная семиография. Отношение безлинейной нотации к знаменной мелодии Связь знаменной мелодии с безлинейной (крюковой) нотацией Внешняя и внутренняя сторона знаменной семиографии Количество знамен. Крюковая система Высота и длительность знамен Характеристика каждого знамени в отдельности Параклит Крюк Стопица Запятая Палка Скамейца Голубчик Переводка Подчашие Чашка Сложитие Статья Рог Крыж Стрела Дербица Два в челну Паук Хамило Лица, кулизмы, кокизы и фиты Линейно-квадратная нотация в сравнении с крюковой Общемузыкальная нотация, ее пригодность для богослужебного употребления Церковность знаменной нотации Разбор возражений против знаменной семиографии
Новак М. В. Внутрицерковные конфликты как катализатор развития русской православно-ориентированной прессы США.
- Русская Церковь
- 30 Апрель 2025
Статья посвящена деятельности русской эмигрантской печати Соединенных Штатов Америки периода становления и развития православной религии в этой стране. Целый ряд организованных здесь православных, православно-ориентированных и светских изданий сложился в систему уже к началу XX века. История развития этих изданий рассмотрена с точки зрения их участия в основных межконфессиональных и внутрицерковных конфликтах конца XIX - начала XX века, сопутствовавших практически всему периоду деятельности Русской православной церкви на территории Северной Америки. Издания и руководящие ими церковные и общественные организации интегрировали вокруг себя лишь идейных сторонников и, как следствие, не только объединяли, но и производили обратное, дезинтегрирующее воздействие на жизнь своей читательской аудитории и русской колонии в целом. Использованные документальные, научные и публицистические свидетельства позволяют сделать вывод о том, что самой характерной для рассматриваемых изданий чертой была критическая направленность их дискурса. Таким образом, при отсутствии общей цели сохранения единства русской диаспоры конфессиональные институты, общественные организации и поддерживающая их пресса своими активными действиями только катализировали один конфликт за другим. В то же время именно в период борьбы между христианскими конфессиями и поиска компромиссных решений внутри различных юрисдикций Русской православной церкви система русской православной и православно-ориентированной печати получила в Соединенных Штатах Америки максимально широкое развитие. Тем самым она и заслужила интерес и преданность православной читательской аудитории.