Экскурс в историю соотношений светской и духовной властей до 1917 года

Взаимоотношения Церкви и государства развивались в контексте истории, в ходе развития которой государство постоянно изменялось. Государство, как необходимый элемент жизни в мире после события грехопадения, является тем ограждающим компонентом от всевозможных проявлений греха. 

Подробнее...

Юбилейный Собор 2000 года: «Устав об управлении Русской Православной Церковью»

Юбилейный Собор РПЦ, проходивший в августе 2000 года в Москве по количеству и важности затронутых проблем претендует на значительно место в оценке русской церковной истории. Заседания Собора проходили с 13 по 16 августа 2000 года в зале церковных Соборов храма Христа Спасителя. В работе Архиерейского юбилейного Собора участвовали 144 архипастыря.[1]
 

Подробнее...

«Духовный Регламент» как главный документ церковной реформы Петра I Великого

Петр не отрицал Церкви, как учреждения, но обращался к ней с прагматической стороны – как на учреждение, приносящее государству двоякую пользу: в области образования и посредством морального влияния на свою паству. Поэтому Петр последовательно стремился к превращению Церкви в часть государственного управления, имеющего воздействие на народ. Что оправдано с точки зрения рассудочной религиозности, сводившей всю религию и религиозную жизнь к морали. Такое мировоззрение определяло все направлявшиеся им мероприятия духовной власти. Петр и свои обязанности самодержца таким же образом. Долг самодержца: управление народом и преобразование жизни этого народа в направлении, угодном царю.Петр был человеком верующим, но метафизическую сторону Православия не понимал или недооценивал. В религии он признавал ценным только ее этическое содержание и соответственно воздействие на общество – важнейшая сторона религии для государственной жизни народа. Петр понимал внутреннюю связь русского народа с православием и значение православия для национального и, следовательно, государственного самосознания. Поэтому он видел в Церкви учреждение, необходимое для интересов государства.
 

Подробнее...

«Иосифлянский» раскол и отношение к нему владыки Иллариона (Троицкого)

К весне 1927 года Патриаршая Церковь оказалась в сложном поло­жении. Проводимая властями политика ликвидации ее единого цен­тра (существование которого формально не признавалось) была близка к успеху. Правда, влияние просоветской Синодальной (об­новленческой) Церкви к этому времени уже начало спадать: в янва­ре 1927 доля обновленческих приходов в целом по стране составляла 16,6%. 

Подробнее...

«Обращение» архиепископа Иллариона и «Памятная записка Соловецких к правительству СССР»: предтечи «Декларации» митрополита Сергия (Страгородского)

Соблазн – вот то определение, которое было дано в значительной части зарубежной прессы посланию митрополита Сергия, Заместителя Местоблюстителя, от 29 июля 1927 года.[1] Но этот, как и всякий соблазн, есть выявление психического состояния тех, кто соблазняется. Если отнестись вдумчиво к посланию митрополита Сергия, сопоставить его с целым рядом других документов, составляющих один цикл с последним, и, наконец, если восстановить ход событий в жизни русской Церкви в 20-е годы, то не только соблазн, но и сомнения должны рассеяться. А самый факт установления лояльных отношений Церкви к советской власти нужно признать совершенно последовательным, намечавшимся всем ходом предшествующих церковных событий в России. А если это так, то какие могут быть сомнения, какое могут иметь значение настроения небольшой части русского церковного общества за границей в сравнении с нуждами и переживаниями основной церковной массы России.[2]

Подробнее...

Митрополит Антоний (Вадковский) и попечение о будущем Поместном Соборе Русской Православной Церкви

        С надеждой на Собор

С наступлением ХХ века, когда особенно остро стали чувствоваться растерянность и раздор в русском обществе, окончательная утраты силы традиции, и начало распада Русского государства, председатель Кабинета министров граф С. Ю. Витте и другие государственные деятели активно высказывались за созыв Поместного Собора. Православная Церковь в лице такого выдающегося иерарха, как митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский) указывал на необходимость созыва подобного Собора. И можно с уверенностью сказать, что деятельность митрополита Антония (Вадковского) и Председателя Комитета Министров С. Ю. Витте, представлявших два класса (церковный и светский), сыграли решающую роль в созыве Собора и собирании материала для проведения реформы. «С. Ю. Витте был один из самых деятельных сторонников созыва Собора и проведении реформ. 

Подробнее...

Архипастырское служение в Санкт-Петербурге митрополита Антония (Вадковского)

Бывший архиерей Антония (Вадковского), епископ казанский Палладий (Раев), ставший митрополитом петербургским в 1892 году, умер в 1898 году, и Вадковский был назначен на его место. 25 декабря 1898 года возведен в сан митрополита и назначен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским и священно-архимандритом Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. С 1898 года – постоянный, а с 9 июня 1900 года – первенствующий член Святейшего Синода (22 апреля 1906 года избран членом Государственного Совета). Почётный член Петербургской АН (1899); почётный член Казанской, Московской и Петербургской Духовных Академий (1892), Императорского Православного Палестинского общества (1893), доктор церковной истории (1895)[1]. В 1892 году высокопреосвященный Антоний избран был почетным членом Казанской, Московской и Петербургской Духовных Академий, в 1893 году – Женского Патриотического, Императорского Православного Палестинского общества. С 1887 года он состоял с соизволения Государыни императрицы почетным членом Санкт-Петербургского Совета детских приютов. В 1893 году Казанская Академия удостоила высокопреосвященного Антония за его ученые труды высшей ученой степени – доктора церковной истории, в которой он утвержден Святейшим Синодом в 1895 году.

Подробнее...

Беспоповские толки и трансформация их в мистические секты

ВВЕДЕНИЕ

Более трёхсот лет минуло с тех пор, как в Русской Православной Церкви возник раскол старообрядчества, а последствия этого печального явления церковной жизни продолжают сказываться и до настоящего времени. Староверы в своих возражениях против Православия стали двоиться. Они стали представлять возражения против последнего не редко одно другое уничтожающее. Тогда как «беспоповщина» – образовавшись логическим путём из примера и учения первых расколоучителей, таких как протопоп Аввакум, выходя из идеи царствования на земле антихриста, стала восставать положительно против всего, видела во всём не своём ересь и решительное оскудение Православия, дошла в своих возражениях против Церкви до крайности. «Поповщина» наоборот, не считая Церковь вполне еретической, не православной, боясь совсем от неё удалиться, остановилась на полдороги, и, страшась беспоповщинских выводов, не пошла далеко в развитии раскольнических начал»[1].

Подробнее...

Биографический очерк. Митрополит Антоний (Вадковский).

Период 1846 – 1883. Александр Вадковский до пострига

Александр Вадковский родился в семье бедного провинциального священникав августе 1846 года. Стоит сказать несколько слов о его родителях и семье. Отец, Василий Иовлевич Вадковский служил в священническом сане в деревнеШирингуша Спасской волости Тамбовской губернии. Мать, Ольга Никифоровна, приходилась дочерью протоиерея С. Н. Кашменского. 

Подробнее...

Биография и становление митрополита Антония (Блума)

Биография и религиозное становление митрополита Антония (Блума).

Пять лет тому назад 4 августа 2003 г. отошел к Господу Высокопреосвященнейший Антоний, митрополит Сурожский. В те недалекие нам дни глубоко скорбела вся Православная Церковь.Скончался великий человек, христианин, который к началу третьего тысячелетия христианства показал всей своей жизнью, что существует и в XX веке архипастырское призвание и возможны первосвященнические труды.Содержанием всей жизни митрополита Антония (Блума) был неустанный труд ради Святого Православия в далекой нам Западноевропейской стране, проповеднический и архипастырский труд, открывший особую главу в истории православной духовной культуры и увенчавшийся рождением (фактическим, а не формальным) и возрастанием Православной Церкви в стране инославной – Великобритании. Земная жизнь почившего Владыки не просто вобрала в себя историю Русской Православной Церкви на протяжении почти всего XX века, ее скорбь и ее славу, но и в значительной степени сама была этой историей.

Подробнее...