Мельков А. С. Жизненный путь и научное наследие протоиерея А. В. Горского.

Содержание

Пример просвещенной религиозности и смиренной учености Введение Глава I. Детство и юность 1. «Не красна изба углами…» 2. В святилище русской богословской науки 3. Бумага – верный друг, буквы – история сердца Глава II. Ученая и педагогическая деятельность 1. Всенощное бдение в честь истины 2. Учитель, который учит словом и жизнью 3. Идеальный библиотекарь Глава III. Научное руководство профессора А. В. Горского 1. Для славы Божией и братнего блага 2. Русский Оксфорд 3. Кормчий ученых 4. Гордость русской науки Глава IV. Исполин знания 1. Лекционные курсы А. В. Горского. Методология церковной истории 2. Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки Глава V. А. В. горский – ректор Московской Духовной Академии 1. У Престола благодати 2. Работа в Комитете по преобразованию духовных училищ 3. Самый прочный для Академии начальник 4. Папаша 5. «Я хочу скорее домой» Заключение Приложения I. Проблемы историографии и источники для изучения деятельности протоиерея А. В. Горского II. Печатные труды профессора протоиерея А. В. Горского Отдельно изданные Статьи в периодических изданиях Источники и литература Архивные источники Опубликованные источники Литература 

 

Издание посвящено личности протоиерея А. В. Горского (1812–1875) – ректора Московской Духовной Академии, выдающегося церковного историка, археографа и педагога. Впервые в отечественной историографии образ протоиерея А. В. Горского предстает во всей своей полноте. В книге обстоятельно изложена биография протоиерея А. В. Горского, исследованы его научные методы, дана оценка вклада ученого в развитие богословия, церковно-исторического и филологического знания в России, вводятся в научный оборот архивные источники, хранящиеся в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки. Читатель откроет для себя малоизученные страницы из истории русской духовной школы, узнает новые факты, связанные с развитием отечественной науки в XIX веке.

Подробнее...

Священномученик Александр Миропольский.

Священномученик Александр родился в 1847 году в семье диакона Степана Гурьевича Миропольского, служившего в Покровском храме в селе Белая Гора Чистопольского уезда Казанской губернии.

Начальное образование Александр получил в духовном училище, где учителя говорили ему, что он имеет исключительные способности к изучению языков, и советовали ему поступать в университет; как способному ученику, они усердно преподавали ему французский и немецкий языки. По окончании училища Александр поступил в Казанскую Духовную семинарию и, проучившись в ней некоторое время, принял твердое решение стать священником. Учась в семинарии, он присмотрел себе и невесту, предполагая сразу по выходе из семинарии жениться.

В 1868 году Александр окончил Духовную семинарию и отправился домой. В это время туда же приехал его брат-священник, служивший в селе Новотроицком, и пригласил его к себе погостить. Александр согласился, тем более что и предполагаемая невеста жила недалеко от тех мест. По дороге они заехали к благочинному, но дома его не застали; здесь хозяйствовала его сестра, Евгения, так как сам благочинный был вдов. Брат спросил Александра: «Не посватать ли нам за тебя сестру благочинного?!» – «И вот как бы какой-то туман покрыл мою голову, – вспоминал он впоследствии, – и я бессознательно отвечал: как хотите…»

Подробнее...

Священномученик Александр Маккавеевский (профессор МДА А. М. Туберовский).

aleksandr tuberovskij

священноисповедник Сергий Правдолюбов

Священномученик Александр Маккавеевский (профессор МДА А. М. Туберовский)

Священномученик Александр Туберовский родился 8 марта 1881 года в семье священника Покровской церкви села Маккавеева Рязанской губернии Касимовского уезда. Дед о. Александра служил много лет псаломщиком этого же храма и похоронен недалеко от алтаря к югу от храма.

Подробнее...

Священномученик Арефа Валаамский.

(память 7 августа по старому стилю)

Священномученик Арефа Валаамский (в миру Митренин Александр Фёдорович) родился 21 ноября 1879 года, в городе Кронштадт. Поступил в Валаамский монастырь 26 мая 1902 года. Зачислен в послушники 20 марта 1906 года. Пострижен в монашество с именем Арефа 22 мая 1910 года. Рукоположен в сан иеродиакона 30 июля 1915 года. Посвящён в сан иеромонаха - 28 апреля 1921 года. С февраля 1917 года проходил клиросное послушание на Московском подворье, правил череду священнослужения. В 1925 году он выехал в Финляндию, в Валаамский монастырь, откуда 22 октября был выслан за верность Русской Церкви и Юлианскому календарю.

С 1927 года проживал в часовне Валаамского монастыря в Ленинграде, на Васильевском острове. Арестован 18 февраля 1932 года. Из протокола допроса: "...Против Сов. власти никогда активно не выступал, но советским человеком быть не могу, так как нас, монахов, лишили всего: монастыри и церкви закрывают, священнослужителей высылают; вообще сов. властью везде гонение на религию".

Подробнее...

Алмазов А. И. Сообщения западных иностранцев XVI–XVII вв. о совершении Таинств в Русской Церкви.

Церковно–археологический очерк

Весьма часто касаясь в своих записках вообще богослужения Русской церкви, западные иностранцы, посещавшие Россию в 16–17 вв., с преимущественным вниманием останавливались на совершении таинств. Нечего и говорить, что сообщаемые ими здесь сведения во многих случаях страдают неточностью, не имеют достоверности и должны почитаться плодом поверхностного отношения к делу. При всем том, между ними немало имеется и таких известий, которые – или отвечают свидетельствам древне – русских литургико – канонических памятников, или говорят о действительной практике при совершении в прежнее время того или другого таинства. С точки зрения подобных известий общий обзор сообщений, отмеченных в заглавии нашего очерка, в значительной доле не лишен научного интереса1. Крещение – прежде всего и в особенности находит себе место в относящихся к предмету нашей речи сообщениях иностранцев.

Подробнее...

Лаговский И. Завершительный шаг (первый религиозный съезд русской крестьянской молодежи). 1934. № 7 и 8.

Съезд в местечке Ряпина (Эстония). В Ряпина есть православный эстонский приход, приход старый. Православная церковь в Ряпина была построена еще при Императрице Елизавете Петровне. Первая, Елизаветинская, церковь сгорела. Та, в которой мы молились, построена только в 1833 году. Церковь — деревянная, похожая на домашнюю. Кругом — зелень берез, кленов, поля созревающей ржи. Православная церковь вместе с церковными пристройками — совсем отдельный уголок — в стороне от большого местечка. Церковь стоит почти на обрыве — внизу довольно большая речка. Каждое утро участники съезда — прямо с соломы, служившей постелью, отправлялись туда, вниз на берег мыться, купаться. Погода все время стояла изумительная. Батюшка и матушка — эстонцы, хорошо владеющие русским языком. Матушка согласилась быть хозяйкой съезда, сама бегала в лавки, с раннего утра была на кухне, готовила и, несмотря на страшно-напряженный труд — всегда и со всеми была ласкова, внимательна, приветлива. Батюшка входил во все мелочи нашей жизни, работы, всем горячо интересовался, заботливо спрашивал — все ли есть, все ли хорошо. Ряпинский эстонский приход отнесся к съезду с удивительным радушием и любовью. Приходской совет предоставил бесплатно помещение, эстонская школа бесплатно дала солому — для устройства постелей, прихожане окружили наш съезд такой любовью и вниманием, что трудно и передать. Например, чтоб обеспечить нам место для купания, заранее скосили по берегу речки траву. Съезд был в подлинном и глубоком смысле «вселенским», — «экуменическим». Православные эстонцы приезжали на наши службы (несмотря на ранний час — литургия начиналась в 6 часов утра) за 5-10 километров, высиживали всю службу — (остаток лютеранской практики — вдоль стен церкви стоят специальные скамейки); вечером — приезжали снова. И это — в разгар сенокоса...

Подробнее...

Мученик Аполлон (Бабичев).

(память 10 ноября по старому стилю)

Мученик Аполлон (Аполлон Ксенофонтович Бабичев) родился 30 марта 1874 года в городе Калуге. Окончил городское училище и служил в Георгиевском храме псаломщиком. 16 октября 1937 года власти арестовали его. На следствии он сразу занял твердую позицию, настаивал на точной записи ответов и ставил после каждого ответа подпись.

- Вы арестованы и обвиняетесь в контрреволюционной деятельности, дайте правдивые показания по существу, - потребовал следователь.

- Контрреволюционной деятельностью я не занимался.

- Напрасны ваши запирательства, следствие располагает достаточными данными, уличающими вас в контрреволюционной деятельности, которую вы проводили совместно с церковными лицами, предлагаю говорить правду. - Вновь заявляю, что контрреволюционной деятельностью я не занимался и виновным в этом себя не признаю.

- Следствию известно, что вы, будучи враждебно настроенным к советскому строю и будучи тесно связанным с активным контрреволюционным элементом из церковников, занимались среди граждан антисоветскими разговорами. Следствие требует от вас правдивых показаний.

Подробнее...

Лебедев А. П. В защиту Филарета митрополита московского от нападок историка С. М. Соловьева.

Знаменитый русский историк, покойный профессор Московского университета С. М. Соловьев († 1879 г.) оставил после себя черновые Записки, с пометкою на них: „для детей моих, а если можно и для других“. Записки эти, несмотря на глубокий интерес, какой оне представляли, благодаря славному имени названного русского историка, долго почему-то не появлялись в печати. Впервые они появляются в свет, в 1896 году, в двух различных но своему политическому направлению журналах и в двух неодинаковых видах. Прежде всего они начаты печатанием в Русском Вестнике (фев. кн.), под заглавием: „Из неизданных бумаг С. М. Соловьева“. Издателем их был сын покойного Соловьева, Всев. С. Соловьев, известный романист. Опубликование Записок отца Вс. Соловьев мотивирует так: „В последнее время мне все чаще и чаще приходилось отвечать на обращенные ко мне вопросы разных лиц о том, какие „Записки“ найдены были в бумагах моего покойного отца и почему „Записки“ эти до сих пор не появляются в печати“. Это-то и побудило его „приступить к печатанию извлечений“ из указанных записок. Издатель находил, что встречающиеся в них характеристики, в особенности московских деятелей 40-х годов, „кратки, но резки и метки“. Он старается объяснить, откуда взялись эта резкость у такого уравновешенного мужа, каким был С. М. Соловьев. „Резкость некоторых суждений – говорит он – объясняется характером и складом ума автора. Человек самого определенного и ясного міросозерцания и непоколебимо твердых нравственных понятий – он был строг к самому себе и с такою же строгостию относился к другим“. Но при этом издатель выражает очень основательную уверенность, что и „сам автор „Записок“, при окончательной редакции своей рукописи, кое-что смягчил бы и многое дополнил бы громко говорящими за себя фактами“ (стр. 1–4).

Подробнее...

Поповский М. Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга.

«Октябрь», №№2–4, 1990.

 

        Предисловие. Александр МЕНЬ

            Том первый

            ПРОЛОГ — ЖИТИЕ

            Глава первая. В ИСТОРИЧЕСКОЙ ТЕНИ (1877—1917)

            Глава вторая. ДВЕ ПРАВДЫ (1917—1923)

            Глава третья. СХЕМА И СХИМА (1924—1925)

            Глава четвертая. КАК ЭТО ДЕЛАЛОСЬ В ТРИДЦАТОМ (1926—1931)

Подробнее...

Священномученик Антоний (Панкеев).

Священномученик Антоний (Панкеев), епископ Белгородский, священномученики Митрофан (Вильгельмский), Александр (Ерошов), Михаил (Дейнека), Матфей (Вознесенский), Виктор (Каракулин), Ипполит (Красновский), Николай (Садовский), Василий (Иванов), Николай (Кулаков), Максим (Богданов), Александр (Саульский), Павел (Попов), Павел (Брянцев) и мученики Михаил (Вознесенский) и Григорий (Богоявленский) (память 19 мая по старому стилю)

Священномученик Антоний (в миру Василий Александрович Панкеев) родился 1 января 1892 года в селе Садовом Херсонского уезда Херсонской губернии в семье священника, умершего от тифа в 1919 году. В 1912 году он окончил Одесскую Духовную семинарию по первому разряду и поступил в Киевскую Духовную академию.

В 1915 году между Киевской и Петроградской академиями состоялся обмен студентами, и Василий Панкеев был переведен на 3 курс Петроградской Духовной академии.

10 января 1915 года ректор академии епископ Анастасий (Александров) постриг в иноческий чин выпускников Одесской Духовной семинарии студентов 3 курса академии Василия Панкеева и Владимира Белобабченко с наречением им имен Антония и Феодосия1. Совершив постриг, преосвященный ректор обратился к ним с таким словом: "Узкий и скорбный путь предстоит для новой жизни. Жизнь инока есть непрестанный подвиг, постоянная борьба, крест и самопожертвование, старание победить всякие искушения, яже от плоти и от мира во умерщвление тела и обновление духа... Сами родом южане, взирая на житие и подвиги южнорусских подвижников, новых ваших заступников пред престолом Господним, святых Антония и Феодосия, угодников Печерских, следуйте им: они служили Церкви Божией; создатели русского иночества, они воспитали у нас ту крепость христианского духа, без которой наружное иночество легко является и легко исчезает... Вы, пройдя высшую школу богословской науки, с верою и упованием взирая на грядущее, идите всюду и служите людям, уча и просвещая их и ведя ко спасению, - всех обнимая своей христианской любовью, старайтесь быть всем вся, чтобы спасти хотя бы некоторых, жаждущих милости Божией..."

Подробнее...