Ильяшенко Н. А. Состав иерархии Русской Православной Церкви в преддверии Большого террора Список архиереев из архивно-следственного дела митрополита Серафима (Александрова) 1937 г.

Публикуется важный источник по истории русской иерархии — принадлежавший митрополиту Серафиму (Александрову) список архиереев Русской Православной Церкви. Список хранится в Архиве ДКНБ Республики Казахстан по Акмолинской области в его следственном деле. Список составлен в 1933—1934 гг. и отражает следующие характеристики епископов: дату рождения и хиротонии, сан, ученую степень, пребывание за границей, в отделении, на покое. Последним параметром обозначены те, кто епархией в действительности не управлял. Работа по фиксации изменений в среде русского епископата велась систематически; список обладает значительной полнотой. Во вступительной статье проанализированы принципы формирования списка и изменения в епископате, происходившие при смене высшей церковной власти. Также произведено сравнение данных документа с опубликованными документами Московской Патриархии за 1934 г., в результате чего сделаны следующие выводы: архиереев-обновленцев, григориан и поставленных за границей в списке нет, за редким исключением, объясняемым неосведомленностью составителя. Первых и вторых не признавали епископами Русской Церкви, о последних не имели сведений из-за затруднений в сношениях с заграницей. Оппозиционные митрополиту Сергию иерархи в списке есть, то есть, несмотря на прещения в отношении «отделившихся», де-факто их признавали полноценными, благодатными епископами. Массовые хиротонии позволяли до какого-то времени сдерживать убыль епископата. Власти препятствовали епископам управлять епархиями даже при компромиссной политике митрополита Сергия (Страгородского) во второй период его заместительства. В это время хиротоний совершается в несколько раз меньше, а новые архиереи резко выделяются по своим характеристикам среди других: они все солидарны с Заместителем, и хотя и подвергаются преследованиям власти, но все же меньше, чем остальные. Также в статье отмечено, что после революции 1917—1918 гг. общей тенденцией стало изменение требований к кандидатам на епископство: падает значение уровня образования.

Подробнее...

Анна Ильинская. Мученики и исповедники. Судьбы Оптинской братии и Шамординских сестер в годы советской власти.

Отче, отпусти им: не ведят бо что творят (Лк. 23, 34)
"Дай крепость нам, о Боже правый,
 Злодейство ближнего прощать 
И крест тяжелый и кровавый 
С Твоею кротостью встречать"
(из стихотворения великой княжны Ольги Николаевны, дочери последнего русского царя) 

 

Подробнее...

Иванова М. А. Церковный звон в истории Святой Горы Афон на рубеже XIX-XX вв.

Статья посвящена становлению традиции церковного звона в обителях Святой Горы Афон на рубеже Х1Х-ХХ в. На основе материалов путевых источников в статье рассмотрены историкокультурное значение и символическое освящение колокольных звонов в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре.

Ключевые слова: Афон, церковный призыв, ударение, било, колокол, звон, звуковая регламентация.

На Афоне сохраняется наследие десяти веков: памятники монументальной архитектуры и иконописи, образцы уникальных богослужебных обычаев и пения. В этом же ряду достойное место занимает святогорская традиция церковного звона, которая до недавнего времени оставалась неизвестной и почти неизученной.

В обширной литературе, посвященной истории Афона, особенности призыва никогда не рассматривались в рамках литургического и исторического исследования. Вместе с тем именно на колоколах и звонах отражались периоды расцвета и упадка, духовного благополучия и нестроения святогорских монастырей.

Подробнее...

Иванов С. Н. Святой Патриарх Тихон и изъятие священных предметов из храмов в 1922 г.

Предлагаемое исследование имеет цель прояснить надежность канонического обоснования позиции св. Патриарха Тихона в защите церковных святынь, отобранных из храмов в 1922 г. под лозунгом помощи голодающим. Выводы о правомерности патриаршей точки зрения стали результатом реконструкции исторического контекста кампании по изъятию церковных ценностей и более детального учета неявных аспектов полемики между оппонентами в этом вопросе. Ссылки Патриарха на 73-е Апостольское правило и 10-е правило Двукратного Собора подразумевали три существенные причины: невозможность публично апеллировать и к постановлениям Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917—1918 гг., недоверие церковного общества лозунгам правительства, несогласованность с Главой Церкви акции изъятия святынь из храмов государственными органами. Церковную точку зрения св. Тихон смог достойным образом защитить и в Революционном трибунале, и после своего ареста на допросах следователей. Выполняя условия Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б), необходимые для его освобождения из тюрьмы в 1923 г., Патриарх не переменил своих взглядов на изъятие священных предметов и последнее слово в этой полемике оставил за собой.

Подробнее...

Иван Иванович Троицкий. Письма.

1882 г.

Об авторе

Иван Иванович Троицкий (Спасский по отцу) (1828–1897), духовный писатель.

Родился 21 июня 1828 г. в семье священника села Любегощь (Тверская губ.). В 1845 г. он закочил Тверскую Духовную семинарию; отклонив требования родных жениться и определиться на приход, он служит домашним учителем.

В 1850 г. Иван Иванович Троицкий становится ближайшим учеником старца Адриана Югского, который, не благословив его поступать в монастырь («Тебе здесь не дадут свободы для истинного пути, а Бог готовит тебя для многих скорбных сердцем»), – стал готовить его к подвигу странничества.

После смерти отца Адриана в 1853 г. за советом к Ивану Ивановичу обращаются многие духовные дети старца, с которыми у него завязывается обширная переписка. В 1861 г. он издает письма старца, позднее участвует в составлении его жизнеописания. В 1860-х гг. деятельно помогает в организации женских монастырей в Рыбинске и Бежецке, во главе которых стояла духовная дочь отца Адриана, а в числе монахинь было много духовных детей Ивана Ивановича.

Cкончался в Москве 25 июня 1897 г., похоронен на городском кладбище г. Бежецка.

Подробнее...

Певческое наследие древней Руси в наше время.

Ощущаем ли мы себя сегодня наследниками древнерусской культуры?
Не растут ли наши дети, будто это не их предки создали «Троицу» Рублева, Новгородскую «Софию» и сокровища знаменного распева?
Что мы потеряли, и что приобрели, предав на столетия забвению церковно-певческую и иконописную традиции, в которых жизненно воплотились идеалы Св. Руси?

Отрыв нашей певческой традиции от исконных корней начался более трехсот лет назад. Появилась нотная пятилинейная система и прельстила своим удобством – вечным соблазном Запада. Действительно, пятилинейная нотация, по сравнению с крюковой, легка и «комфортна» в освоении, доступна всякому, любого духа человеку. Но эти пять линеечек, такие удобные для записи музыки инструментальной, оказались не в состоянии вместить многогранное богатство древнерусского богослужебного нения, и с неизбежностью привели к его обеднению. постепенному перерождению и вытеснению музыкой светской.

Подробнее...

Зонов О. Хрущевские гонения в Удмуртии.

Вестник ПСТГУ

II: История. История Русской Православной Церкви.

2013. Вып. 2 (51). С. 54-68

Хрущевские гонения в Удмуртии Протодиакон О. Зонов

Статья посвящена гонениям на Церковь в Удмуртии в 1958—1964 гг. На основании архивных материалов показаны методы, которыми пользовался уполномоченный Совета по делам РПЦ Д. М. Шестаков для искоренения православия в Ижевской епархии. Для достижения своей цели местные органы власти не только закрывали храмы, но также препятствовали ремонту и украшению действующих церквей, развитию и росту церковных хоров. Финансовые ущемления епархии также имели в государственной политике большое значение. В статье рассмотрен также вопрос о развернутой властями кампании против епископа Михаила (Чуба), а также об обстоятельствах его удаления на покой.

Заявления о скором наступлении коммунистической эры были отличительной особенностью хрущевского правления. XXII съезд КПСС в октябре 1961 г. провозгласил тезис о построении базы коммунизма к 1980 г.1 Серьезным препятствием на пути к новой формации для советской власти было наличие в стране носителей религиозных убеждений. Естественно, что Православная Церковь, как Церковь большинства, стала главным объектом богоборческого удара. Если с середины 1940-х гг. Церковь считалась хотя и враждебным, но все же терпимым и даже в определенных случаях полезным институтом, то во второй половине 1950-х гг. государство решило «вернуться к ленинским принципам», в соответствии с которыми Церковь считалась явным врагом и подлежала уничтожению.

Подробнее...

Зуев М. И. Неизвестный русский монастырь XVI в. в Юрьеве (Дерпте).

В сб.: Археология и история Пскова и Псковской земли. Материалы семинара. Псков, 1992.

В Псковском музее-заповеднике хранится пара колоколов, выполненная псковским литейщиком Логином Семеновым 11. VI. 1570 г. Она зафиксирована в научной литературе И. И. Плешановой (Древнерусское искусство. М. ,1968. С.208, 210; Колокола. М. ,1985. С.114,115) и опубликована мною (Земля Псковская, древняя и современная. Тезисы докладов к научно-практической конференции. Псков, 1991. С. 28-32).

Удалось определить авторство и факты жизни Логина, парность и некоторые музыкальные свойства данной четы, а также обстоятельства ее удивительного путешествия на Запад и обратно во Псков. Заказчиком являлся, очевидно, сам Иван Грозный (1570); мастер входил в круг известных царю людей, и его творения предназначались для важных мест (пограничных форпостов или возлюбленных самодержцем святынь).

Подробнее...

Зеленина Я. "Всем в сладость бысть видение лика твоего...". Преподобный Серафим Саровский - от портрета к иконе.

Преподобный Серафим Саровский - один из самых известных и почитаемых святых, слава которого распространилась далеко за пределы России, тем более его родного города Курска и места подвижничества святого - Саровской Успенской пустыни. Сравнительно малое время отделяет нас от его эпохи. Точно не известно, когда родился будущий старец - в 1754 или 1759 году. Если учесть доказательства современных историков и принять первую дату1, окажется, что со времени его рождения прошло 250 лет, а со времени прославления в лике святых в 1903 году - столетие. Имя старца благоговейно произносилось в Царской семье, придворных кругах, среди интеллигенции, духовенства и простого народа, доходило до глубинок русской провинции. Венец его жизни - старческое служение - пришлось на время после войны 1812 года, когда в русском обществе явно обозначился поворот от западной культурной ориентации к национальным истокам. Празднование канонизации преподобного Серафима - знаменитые Саровские торжества, в которых принял участие император Николай II и члены Царского дома, - стало великим духовным событием, итогом всенародного почитания старца в канун тяжелых исторических перемен.

Подробнее...

Зверев Н. Г. Жизнь и труды профессора СПбДА Александра Павловича Лопухина.

Содержание

Дворянский род Лопухиных Годы учебы в СПбДА Миссионерская поездка в Америку Научная деятельность в СПбДА А.П. Лопухин как библеист Проект издания «Толковой Библии» А.П. Лопухин как церковный исследователь и просветитель «Православная богословская энциклопедия» Переводческая деятельность А.П. Лопухина А.П. Лопухин и проблема воссоединения Церквей Наследие А.П. Лопухина

 

Дворянский род Лопухиных

Твердой опорой и непоколебимой почвой для национального сознания и самопознания всегда служит национальная история. По милости Божией есть в ней добрые общечеловеческие идеалы, светлые, высоконравственные герои и созидатели, трудами которых и строилась великая православная Россия

Особое место в череде этих тружеников, людей мудрых, великих и благородных занимает дворянский род Лопухиных.

Подробнее...