Бронзов А. А. Против социализма перечень «некоторой» русской литературы.

Многие просят указать книги, существующие на русском языке и помогающие разобраться в социалистической доктрине надлежащим образом. С удовольствием исполняю просьбу и назову те из русских книг и брошюр, а отчасти и статей журнальных, которые, по моему мнению, могли бы быть в различной степени полезны вопрошающим, – могли бы наводить хотя бы на размышления небеpплодные и поучительные...

В ответ на аналогичные просьбы уже было мною кое-что сделано, во-первых, на страницах «Колокола» (1906 г., № 237, № 263...) и, во-вторых, в особенности в журнале «Церковные Ведомости» (1907 г., № 6).

Так как вопрошающие меня – большей частью сельские батюшки, имеющие в своем распоряжении синодский печатный орган, где могут найти мой перечень требующейся литературы до 1907-го года, то дальше я и не буду уделять ей особого внимания, а ограничусь тем лишь, что назову из нее в тексте своей статьи только несколько более или менее выдающихся в каком-либо отношении явлений и отмечу некоторые другие в подстрочном примечании. Главным же образом стану говорить о литературе дальнейшего времени.

Подробнее...

Бронзов А. А. Новости богословской литературы.

Содержание

Протоиерей Иоанн Беляев. Учение св. Апостола Павла о вере М.М. Тареев. Искушение Господа нашего Иисуса Христа

 

Протоиерей Иоанн Беляев. Учение св. Апостола Павла о вере

Это обширное сочинение в 482 страницы плотного шрифта невольно обращает на себя внимание высокою важностью обсуждаемого в нем предмета. Знакомство с ним показывает, что последний рассматривается здесь в трех частях с достаточною всесторонностью. Равным образом несомненно, что автор располагал и пользовался довольно обширным кругом пособий многоразличного свойства, и на страницах 410–414-й мы находим «алфавитный перечень 99 произведений, ссылки на которые встречаются в сочинении» о. Беляева.

Все это возвышает интерес книги, и тем тяжелее разочарование читателя, желающего проникнуть в ее содержание. Беда вся в том, что в типографском отношении издание плохо до последних пределов примеров которой нам не приходилось наблюдать доселе... Нелегко отыскать лишь 5–10 строк, где бы не было опечатки, и эти корректурные погрешности касаются решительно всего, извращая смысл и – по местам – лишая всяких способов к его восстановлению. Не редки и такие случаи, где больше ошибок, чем правильного текста. Притом автор имеет непонятное и ничем неоправданное усердие приводить н.-з. библейские тексты по-гречески, и тут типографский сумбур достигает своего апогея в совершенно случайном подборе букв, размещаемых без всякого склада и лада... Читать такую книгу поистине тяжко, и едва ли кто-нибудь выдержит это испытание до конца. Тем менее можно ожидать, чтобы читатель уразумел все соображения автора и усвоил его идеи, самобытностью которых он так держит, что не считает нужным «констатировать согласие или несогласие его мнений» с другими учеными...

Подробнее...

Бронзов А. А. Ложь на Христа. По поводу книги О. Д. Дурново «Так говорил Христос».

КАКИХ только небылиц не взводилось на Господа нашего в текущем хотя бы столетии, особенно с тех пор, как вошла в моду так называемая «свобода» от «совести»?! Все силы ада вырвались из преисподней и ринулись на Христа, чтоб извратить Его святое Евангелие, исказить Его учение, расшатать Его Церковь, ниспровергнуть христианство... Достаточно припомнить хотя бы появление на русском книжном рынке следующих, напр. изданий: Густава Френсена «Рукопись из романа Hilligenlei (Жизнь Иисуса)», Спб., 1907 г.; Вилегельма Вейтлинга «Евангелие бедного грешника» (Спб., 1907 г.); Ива Гюйо «Социальные учения христианства» (Спб., 1907 г.); проф. Ф. Зелинского «Соперники христианства» («Из жизни идей»; т. 3-й), Спб., 1907 г.; Карла Каутского «Античный мир, иудейство и христианство» (Спб., 1909 г.); О.Пфлейдерера «Возникновение христианства» (Спб., 1910 г.), «Подготовка христианства в греческой философии» (Спб., 1908 г.), «От иудейства к христианству; Образ Христа древнехристианской веры в религиозно-историческом освещении» (Спб., 1910 г.), Нотовича «Неизвестная жизнь Иисуса Христа (Тибетское сказание)», Спб., 1910 г. и много друг. О разных, переведенных на русский язык, Бюхнерах, Фейербахах, Штраусах, Ренанах, Ницше, Геккелях… уже умалчиваю. Их и поныне выкрикивают мальчишки на Невском проспекте, отдавая за гривенник вместо рубля или двух. Нечего сказать – прекрасная пища предлагается русской публике, приготовляющая Гилевичей и подобных им чудовищ в человеческом образе. А впереди будет еще не то.

На днях мне удалось достать еще макулатурное произведение в том же роде, – произведение, о котором, опираясь на слухи и газеты, я уже отчасти говорил, так сказать, «заглазно» (см. мою статью в «Церковном Вестнике»: «Не так говорил Христос»; 1912 г., № 41, colonn. 1290–1293). А теперь, имея его в руках, поговорю о нем, о взглядах его автора подробнее и уже документально.

Подробнее...

Бронзов А. А. К характеристике нравственной стороны современного общества, по поводу нынешних его увлечение драмою графа Л. Толстого «Власть тьмы».

Несколько лет назад появившаяся в свет пятиактная драма Л. Толстого «Власть тьмы» в своё время наделала достаточно шуму. Уже тогда предпринимались попытки провести драму на сцену казённого театра, чтобы публика, так сказать, увидела «товар лицом». Но поговорили, пошутили… и по некоторыми причинам замолкли. Нынешнею осенью драма снова заявила о себе: начиная с казённого театра, её ставят всюду, где только есть малейшая к тому возможность. Опять поднялись усиленные о ней толки как в лагерь толстофилов, так равно и в противном ему: пишутся специально по поводу драмы брошюры (напр., г. Бабкиным1 , г. Л-тиным2 и др.), печатаются на столбцах газет (напр., «Петербургской"…3) открытые письма, посвящённые обсуждению её же, ведутся горячие споры о ней и в частных беседах… В виду всего этого нужно быть человеком не «от мира сего», чтобы остаться незатронутым общим движением и возбуждением. Последнее вполне естественно затронуло и нас. Отсюда мы, при том побуждаемые и некоторыми, адресованными к нам, письменными и устными просьбами, решились печатно поведать свои мысли в ответ на вопрос: где корень шума и оживления, обуявшего наше общество, – во внутренних ли достоинствах драмы, в имени ли автора, или в чем-либо другом? Смеем думать, что наш «опыт» разъяснения вопроса идёт навстречу желаниям и некоторых подписчиков «Христианского Чтения».

Подробнее...

Бронзов А. А. Граф Толстой у Кони.

С одной стороны, уже забывают так много нашумевшего яснополянского «мудреца», за которого, казалось, готовы были «в огонь и воду» тысячи, десятки тысяч почитателей и поклонников..., – готовы были еще так недавно, чуть ли не вчера... По крайней мере, в одной столичной газете промелькнуло удивительное сообщение: «сегодня», т. е., 28 августа 1913 г., «исполнилось 85 лет со дня рождения Толстого. В Москве память великого писателя не почтило ни одно учреждение, ни одно общество, не исключая и толстовских» («Колокол» за 29-е августа, №2205: «Вести из Москвы. По телефону»)... Характерно и многознаменательно!.. С другой, о графе и доселе пишут целые книги, газетные статьи, журнальные заметки..., – спорят о нем, пререкаются, – одни возводят его чуть ли не в «святые», другие втаптывают в грязь... Те, кому это почему-либо выгодно, еще долго, конечно, шуметь около имени графа, забывая, однако, в других случаях... о всех его «доблестных» деяниях, о «всемирной» его славе и пр. Таковы уж люди...

Всегда интересуясь литературой о Толстом, я натолкнулся на огромную книгу А. О. Кони: «На жизненном пути», где – во «втором томе» издания – страницы 3–76 посвящены воспоминаниям о графе (Спб. 1913 г.). Почтенное имя автора и его близкое знакомство с Толстым говорили мне, что я найду в книге и нечто поучительное, и нечто, вообще проливающее яркий свет на мировоззрение графа, – нечто, оправдывающее его своеобразные религиозно-философские взгляды, и т. под.

Подробнее...

Бронзов А. А. «Отпевание» графа Толстого.

Отлученный от общения с православною христианскою Церковью яснополянский богохульник был зарыт в землю так, как и сам того хотел, т. е., как «падаль», – и делу – конец! Никаких «церковных» церемоний, естественно, не было.

Правда, неразумные «поклонники» еретика и циника волновались, шумели, требовали непременно «церковных» похорон своего кумира, доходили до угроз, обещая и сами покинуть Церковь,... но из их «гевалта», разумеется, не вышло ничего.

Искусственно волновали общество в первую и во вторую годовщину по смерти графа, взвинчивали настроение публики разные жидовские и жидовствующие издания и безбожно мыслящие лица..., но и здесь в конечном итоге подобных стараний и усилий получился все тот же нуль.

Подробнее...

Бажанов В. Б. Беседа с государем наследником, цесаревичем, великим князем Николаем Александровичем.

И̑ помóлѧтсѧ ѡ̑ Не́мъ вы̀нꙋ, ве́сь дéнь бл҃гословѧ́тъ є̑го̀. ѱал. ѻ҃а, є҃і

Ваше императорское высочество!

Еще несколько часов, – и Россия, на всем необъятном пространстве своем, будет торжествовать день Вашего совершеннолетия, – и сколько усердных молений о Вас вознесется к престолу Божию!

Радостно настоящее торжество России, светло и безоблачно; усердно и искренно благодарение ее Всевышнему Мироправителю. Она торжествует Ваше совершеннолетие при жизни и даже в лета полного мужества и силы Вашего Родителя, возлюбленного Монарха своего, и потому радость ее не только не возмущается никакой озабочивающей мыслью, но и проникается светлой надеждой, что Вам, до поднятия тяжкого бремени правления, суждено еще многие годы совершенствоваться под руководством Вашего Родителя, и потом уже вместе с престолом Его наследовать и многолетними опытами приобретенную мудрость Его.

От сего светлого и радостного торжества России обратитесь с Самим Себе и спросите Себя: «Что же должно происходить в душе Моей при сей всеобщей радости?»

Подробнее...

Бабенко А. Н. Берестейский столп.

На юго-западе Белоруссии у впадение Мухавца в Западный Буг расположен один из древнейших городов Белоруссии - Брест (летописное Берестье). В ранний феодальный период в Берестье, как и в других белорусских городах (Полоцк, Туров, Витебск, Минск) в ХIII веке сформировалась новая система обороны города, основу которой составляла башня-донжон. Укрепление городов производилась в порядке усиления обороноспособности против монголо-татарских отрядов. Именно для защиты своих земель князь Владимир Василькович " по отци своем сроуби Берестьи … в Берестьии же созда столп камень высотой яко и Каменецкий". На престол Владимир Василькович вступил в1272 г., и сооружения эти выполнялись несколько позже. Сооружения каменной (кирпичной) башни - донжон явилось мощным средством повышения обороноспособности города. Башня показана во многих архивных планах города Бреста: 1798,1800,1803,1828 годах. Особенно хорошо видно башню на цветном плане 1828 г., с заголовками на французском языке "План древнего замка Брест и окрестностей южного берега между Бугом и Мухавцом". На нем показаны "древние строения", и числу которых относиться башня на юго-восточном краю замка и отрезок каменной стены, что идет перед нею по самому краю обрывистого склона замка. Этот план позволял предположить размеры башни, какие могли оказаться следующими: 5,9 м х 6,3 м; толщина около 1,3 м. Месторасположение башни с напольной стороны свидетельствует о том, что обстрел с нее был направлен на наиболее ответственный участок обороны - въезд в замок.

Подробнее...

Аверьянов К. А. К вопросу о «белых пятнах» в средневековой истории Мурома.

История Мурома на протяжении примерно ста лет, начиная с первой половины XIII в. по середину XIV в., крайне скупа на известия летописей. Под 1239 г. они сообщают о том, что татары захватили Мордовскую землю и тогда же опустошили Муром. Под 1248 г. в них говорится о женитьбе князя Бориса Васильковича Ростовского на Марии, дочери муромского князя Ярослава. Свадьба состоялась в Ростове. Вот, собственно и все, что известно о князе Ярославе Юрьевиче, княжившем тогда в Муроме.

Последующие летописные сведения о городе также крайне немногословны. Под 1257 г. сообщается, что татарские численники "изочтоша всю землю Суздальскую, и Рязанскую, и Муромскую". В 1281 г. князь Андрей Александрович, оспаривавший великое княжение Владимирское у старшего брата Дмитрия, поднял против последнего татар и, придя с ними из Орды, остановился в Муроме, призывая к себе на помощь русских князей. В итоге Андрей сел на великокняжеский стол, а татары в очередной раз разграбили Русскую землю. В 1288 г. Рязанскую, Муромскую и Мордовскую земли снова опустошил один из татарских князей. При этом на протяжении почти ста лет летописи ничего не говорят ни об одном из муромских князей. Лишь под 1345 г. в них встречается известие, что умер князь Василий Ярославич Муромский, похороненный в Борисоглебском монастыре в нескольких верстах от города. Его сменил князь Юрий Ярославич, судя по отчеству, брат Василия. Под 1351 г. о нем сообщается, что он "обнови град свой, отчину свою Муром", запустевший издавна от первых князей, и поставил двор свой в городе. "Так же и бояре его, и вельможи, и купцы, и черные люди ставиша дворы свои и святые церкви обновиша иконами и книгами". Вслед за этим подробно рассказывается о столкновении Юрия с пришедшим неизвестно откуда князем Федором Глебовичем, их борьбе за Муром, и далее известия о муромских князьях вновь пропадают до того времени, когда город вошел в состав московских владений [1].

Подробнее...

Аверкий (Таушев). Христианин в современном мире.

Содержание

О положении православного христианина в современном мире Дух Антихристов и предтечи Антихриста Мир и мы Сознаем ли мы себя православными и дорожим ли нашим Православием? Знамение времени В преддверии Антихриста Когда придет Антихрист? Отпущение грехов и мнимая христианская любовь и всепрощение Где истинная Церковь Христова? 

 

В словах его отсутствует всякая елейность, высокопарность «официального слога», которым возглашают ни к чему не обязывающие «истины» люди, облеченные высшей церковной властью. Именно их предательскую позицию в принципиальных вопросах чистоты православного вероучения обличал Владыка Аверкий в своих словах и сочинениях.

Святитель Божий Аверкий явил нам образ бескомпромиссной твердости, благодатной горячности духа первых христиан, вселил надежду, что «врата ада не одолеют Истинной Церкви Христовой», – да последуем словам его!

• О положении православного христианина в современном мире

• Дух Антихристов и предтечи Антихриста

• Мир и мы

• Сознаем ли мы себя православными и дорожим ли нашим Православием?

• Знамение времени

Подробнее...