Галашевич А. А. Художественные памятники Селигерского края. М., 1983.

Вместо предисловия

Об озере Селигер очень много написано. Пишут о нем люди разных профессий. Одни изучают его энергетические и экономические ресурсы, других вдохновляет селигерская утренняя прохлада, рассветы и закаты. Третьи интересуются причинами образования озера. Четвертые едут сюда, чтобы проследить древнейшие пути миграции первобытных племен. Наконец, и таких большинство, едут отдохнуть от города на его лесистых берегах. Таков уж Селигер, и кто бы о нем ни писал, согласны в одном — озеро полно самых неожиданных контрастов. Сюда можно приезжать постоянно, и в любое время года — Селигер всегда будет красив. Даже зимой, когда его окрестности становятся более однообразными, снежный покров продолжает жить, постоянно меняясь.

Подробнее...

Муравьёв А. Н. Мои воспоминания.

В распоряжение Кружка почитателей Андрея Николаевича Муравьева (р. 1805, †1874 г.) были предоставлены в 1911 г. племянником сего приснопамятного Церковного деятеля, Андреем Владимировичем Муравьевым автобиографические записки Андрея Николаевича, названные им «Мои воспоминания», доселе еще неизданные. Воспоминания эти, написанные на 56 больших листах синей бумаги с клеймом «А. Гончаров 1856», писарским почерком, исправлены карандашем рукою Андрея Николаевича. С дополнением пояснительных прпмечаний ныне они издаются по постановлению Кружка в память Андрея Николаевича Муравьева, от 11 декабря 1911 г.

13 июля 1857 г.

Останкино

Подробнее...

Коншин Н. Н. Сергей Александрович Рачинский 1833-1902 гг. (к 180-летию со дня рождения).

Коншин Н. Н. Сергей Александрович Рачинский 1833-1902 гг. (к 180-летию со дня рождения) особенности организации обучения и воспитания в Татевской школе, направленные на становление духовнонравственных ценностей личности

 

Сегодня, когда формирование духовно-нравственной культуры личности является одной из основных задач современной школы, автор статьи рассматривает историко-педагогический опыт, взгляды и идеи С. А. Рачинского (1833—1902), предложившего систему воспитательной работы по формированию духовно-нравственных ценностей личности, включающую в себя православные, общечеловеческие, педагогические аспекты. Изучение этой системы воспитания важно при выборе пути развития современной школы в России.

 

Ключевые слова: нравственное воспитание; духовное воспитание; христианская вера; вера в промысел Божий; любовь ко Христу; Евангелие; церковная служба; церковные праздники; быть человеком.

Подробнее...

Леонид (Кавелин), архимандрит. Старый Иерусалим и его окрестности. Из записок инока-паломника.

Содержание

Общий взгляд на историю храма Воскресения Греческая Патриархия в Иерусалиме Православные монастыри внутри Святого Града Пустыня Святого Града Краткая история пустыни Святого Града Обители, бывшие в пустыне Святого Града в эпоху ее процветания в IV, V и VI веках, с показанием их местонахождения по древним источникам Поездка к развалинам Фаранской лавры преподобного Харитония Лавра Преподобного Саввы Освященного Обитель Преподобного Феодосия Киновиарха

 

Общий взгляд на историю храма Воскресения

Храм Гроба Господня построен на месте, где был распят и погребен Христос Бог наш. Излишним было бы доказывать, что место это, столь драгоценное для первых христиан, было охраняемо и стрегомо ими весьма внимательно. Тотчас по смерти Искупителя святой Иаков меньший был избран епископом Иерусалимской Церкви. Когда наступило время, предсказанное Спасителем (Мф 24, 16), время бегства, христиане, бывшие в Иерусалиме под начальством своего епископа Симеона, укрылись за Иордан и возвратились, по отшествии Тита, в иерусалимские развалины, чтобы продолжать стеречь Гроб Господень. Ряд епископов Иерусалимских продолжался непрерывно до императора Адриана. По его повелению христиане были выгнаны из Иерусалима. Но Бог хотел, чтобы в то время, когда христиане должны были удалиться от Святого Гроба, предание о Святых местах сохранилось чрез самое языческое поругание их. Ибо на местах, где были воздвигнуты христианские церкви, – на Святом Гробе и Голгофе, император Адриан, в бессильном своем гневе против Божиих определений, поставил идолы богов и в капище Венеры приносили богомерзкие жертвы. На месте, где прежде был храм Соломонов, он поставил храм Юпитеру Капитолийскому, как бы объявляя войну обеим откровенным религиям. Но он лишь утвердил этим способом предание, как ясно говорит о сем Гиббон в Истории падения Римского государства: «Христиане в течение почти двух веков должны были уступить честь стражи при Гробе Господнем идолам». Бесчисленные доказательства в пользу преданий о святых местах собраны в творениях первых христиан, заслуживающие полной веры, равно как у многих писателей языческих, которые о том воспоминают.

Подробнее...

Гладкова Л. В. Об одном отклике об Оптиной Пустыни в воспоминаниях С.А. Толстой «Моя жизнь».

Людмила Викторовна Гладкова,

старший научный сотрудник ИМЛИ РАН

Доклад прочитан на секции "Оптина Пустынь в истории России: опыт для будущего" во время работы Оптинского форума-2010

В 2010 г. впервые выходят в свет в полном объеме воспоминания «Моя жизнь» С.А. Толстой, жены Льва Толстого. Мемуары были написаны в 1904—1916 гг. и охватывают период с 1844 по 1901 г. При написании их С.А. Толстая использовала семейную переписку, дневники свои и мужа, приводила обильные цитаты из них.

В ее воспоминаниях большое место уделено духовной жизни семьи, посещениям святых мест, начиная с детских воспоминаний о паломничестве в 1857 г. вместе с матерью, сестрами и братьями в Троице-Сергиеву лавру и в 1859 г. — в Новый Иерусалим и Саввино-Сторожевский монастырь. В памяти Софьи Андреевны отложились не духовные переживания, а поэтические впечатления от природы, путешествия, присутствия приятеля братьев Поливанова, в которого она была тогда влюблена.

Подробнее...

Александрова-Осокина О. Н. Духовный опыт «открытия» Палестины в книге архимандрита Антонина (Капустина) «Пять дней на Святой Земле».

В статье на материале книги архимандрита Антонина (Капустина) «Пять дней на Святой Земле» осмысливаются некоторые аспекты жанра паломнического путешествия, которое рассматривается как жанр духовной прозы. Показано, что в произведении архимандрита Антонина переплетаются повествование и дидактика, лирика и философия, религиозная публицистика и художественное описание, путевой очерк сближается с проповедью. Предметом авторской рефлексии становятся вопросы духовной дисциплины, «истинного» и «мнимого» познания; паломничество воспринимается как духовное обновление.

Ключевые слова: жанр, проповедь, паломническое путешествие, духовная литература, поэтика, символ, мотив.

Паломническое литературное путешествие, представленное в XIX в. творчеством А. Н. Муравьева, А. С. Норова, Н. В. Берга, П. А. Вяземского и других писателей, может быть рассмотрено как жанр духовной литературы1.

Подробнее...

Аркадий (Остальский), священномученик. Царь бичей.

(Притча по Г-вой)

Однажды собравшись бичи человечества, разрушающие и губящие его, решили избрать себе царя.

Кому же отдать царскую корону? Единодушно собрание решило присудить ее тому, кто докажет, что он делает наиболее вреда человечеству.

Первой выступила чума и предъявила свои права на царскую корону. Но тут же объявилась и соперница её – холера, которая стала оспаривать первенство себе.

После холеры к собранию обратилась чахотка. „Я не произвожу повальных болезней, как чума или холера – говорила она – но жертв у меня несравненно больше чем у них. Я всегда и везде. Для меня не существует: ни докторов, ни ядов-лекарств. Каждый день я уношу сотни людей, и никто еще не нашелся из людей, кто бы победил меня. А потому я по праву должна надеть царскую корону бичей человечества.

„Мне корону! – запищала лихорадка – Хотя люди меня и не так боятся, как чахотки или холеры, но я несравненно больше кошу их. И только там, где была я, успешно работают другие болезни.»

Подробнее...

Муравьёв А. Н. Письма о богослужении восточной Кафолической Церкви

Содержание

Предисловие

Книга первая. О литургии и всенощной Письмо I Письмо II Письмо III Письмо IV V. Еще о литургии Письмо VI Письмо VII VIII. Воскресная всенощная Письмо IX Приложение. Наставление о божественной литургии новообращенным из язычества Книга вторая. О Великом посте и Пасхе Письмо I II. О Посте Письмо III Письмо IV V. Неделя православия Письмо VI Письмо VII Письмо VIII Письмо IX Книга третья. О семи таинствах Письмо I Письмо II Письмо III Письмо IV Письмо V Письмо VI Письмо VII Книга четвертая. О праздниках и погребении Письмо I Письмо II Письмо III Письмо IV Письмо V Письмо VI Письмо VII Список всех сочинений А. Н. Муравьева I II III 

Подробнее...

Августин (Никитин), архимандрит. Паломничество Гоголя в Палестину.

 «Все Святые места должны быть в твоей душе»

(из письма Гоголя к В.А. Жуковскому)

О творчестве великого писателя Николая Васильевича Гоголя написано множество трудов, в которых его сочинения анализируются с литературоведческих позиций. Но в большинстве из них либо ничего не говорится о религиозных воззрениях автора «Размышлений о Божественной Литургии», либо кратко упоминается о его обращении ко Христу в последние годы жизни. А ведь Гоголь совершил паломничество в Святую Землю и считал этот период жизни вершиной своего духовного обновления и совершенствования. Отрывочные сведения об этом путешествии Гоголя содержатся в его письмах к разным лицам. Сопоставление и анализ этих данных позволяет более полно осветить важный этап в жизни писателя-христианина.

Подробнее...

Дмитриевский А. А. На первый день Пасхи в калмыцкой кибитке.

Судьба калмыков, коснеющих целые века во мраке язы¬чества, составляет предмет забот и попечений духовной и свет¬ской власти, а потому все, что относится к быту и образу жизни их не может не представлять особенного интереса. В этих видах я нахожу не лишним сообщить рассказ о своем первом посещении калмыцкой кибитки, несколько лет тому назад.

Дело было на первый день Пасхи. Волга только что разошлась. После вечерни я и четверо моих товарищей порешили переправиться на форпост1, чтобы подышать чистым воздухом и полюбоваться пробуждающеюся природою, после той жестокой зимы, которая была в 1875–76 г. и которая должна быть памятна для астраханцев. Так называемый казенный перевоз «не ходил», поэтому нам пришлось нанять частную лодку, отдать по 5 коп. с человека. Прогулка по форпостинскому валу и прилегающей к нему степи продолжалась недолго; по предложению А. И. мы все отправились в кибитку знакомого ему калмыка К.

Подробнее...