Дмитриевский А. А. На первый день Пасхи в калмыцкой кибитке.

Судьба калмыков, коснеющих целые века во мраке язы¬чества, составляет предмет забот и попечений духовной и свет¬ской власти, а потому все, что относится к быту и образу жизни их не может не представлять особенного интереса. В этих видах я нахожу не лишним сообщить рассказ о своем первом посещении калмыцкой кибитки, несколько лет тому назад.

Дело было на первый день Пасхи. Волга только что разошлась. После вечерни я и четверо моих товарищей порешили переправиться на форпост1, чтобы подышать чистым воздухом и полюбоваться пробуждающеюся природою, после той жестокой зимы, которая была в 1875–76 г. и которая должна быть памятна для астраханцев. Так называемый казенный перевоз «не ходил», поэтому нам пришлось нанять частную лодку, отдать по 5 коп. с человека. Прогулка по форпостинскому валу и прилегающей к нему степи продолжалась недолго; по предложению А. И. мы все отправились в кибитку знакомого ему калмыка К.

Подробнее...

Иоанн (Маслов). Практическое руководство для священно-церковнослужителей при совершении богослужений в двунадесятые праздники, дни Постной и Цветной Триоди. Господские праздники.

Рождество Христово (25 декабря)

История праздника

Установление празднования Рождества Христова относится к первым векам христианства. До IV века в Восточных и Западных Церквах праздник Рождества Христова праздновался 6 января, был известен под именем Богоявления и вначале относился собственно к Крещению Спасителя.

Основная и первоначальная цель установления праздника – воспоминание и прославление события явления во плоти Сына Божия. Но была и другая причина и цель установления праздника. Несколько раньше, чем в Православной Церкви, празднование Крещения ввели у себя еретики-гностики (евиониты, докеты, василидиане), потому что они придавали самое большое значение в жизни Спасителя Его Крещению. Так, евиониты учили, что Иисус был сын Иосифа и Пресвятой Девы Марии и что Христос соединился с Ним при Крещении; докеты признавали во Христе человеческую природу только призрачной; наконец, василидиане не признавали воплощения и учили, что «Бог послал свой Ум, первое истечение Божества, и он, как голубь, сошел во Иордане на Иисуса, Который до того был простой человек, доступный греху» (Климент Александрийский). Но ничто так не увлекало христиан в ересь (особенно в гностицизм), как богослужение гностиков, полное гармонических и красивых песен. Нужно было этому гностическому празднику противопоставить свой, такой же... И вот Православная Церковь установила торжественный праздник Крещения Господня и назвала его Богоявлением, внушая ту мысль, что в этот день Христос не стал впервые Богом, а только явил Себя Богом, представ, как Единый от Троицы, Сын Божий во плоти. Чтобы подорвать лжеумствования гностиков относительно Крещения Христова, Церковь стала присоединять к воспоминанию Крещения воспоминание и Рождества Христова. И, таким образом, в IV веке по всему Востоку Крещение и Рождество праздновались в один день, а именно 6 января, под общим названием Богоявления.

Подробнее...

Сапрыкина А. А. Воспитание детей в семье Василия (старшего) и преподобной Эммелии, родителей святителя Василия Великого.

В статье рассматривается уникальный феномен «образовательного пространства» в семье родителей свт. Василия Великого, Григория Нисского и других святых. Описан образ жизни этой «образцовой» для христианской традиции семьи, задачи и методы воспитания, отношение к научному («внешнему») образованию и его содержанию. Особое внимание уделяется роли семьи и родителей в образовании детей.

Семья Василия (старшего) и св. Эммелии (Еммелии) настолько уникальна, что вызывала удивление и восхвалялась уже современниками, среди которых, в первую очередь, можно упомянуть свт. Григория Богослова. Церковь назвала старшего сына этих родителей Василия великим вселенским учителем и святителем, прославила старшую дочь, прп. Макрину, как одну из основательниц женского монашества, а также прославила в лике святых еще двух сыновей — свт. Григория Нисский и самого младшего, свт. Петра, и младшую дочь, праведную Феозву (см. Минеи четии). Остальные дети также провели жизнь в святости: по свидетельству свт. Григория Богослова, все без исключения дети в этой семье (а всего их было десять, один умер во младенчестве) показали «превосходство», «преуспели в добродетели». Такой результат — не случайность: «Ежели из детей один или двое бывают достойны похвалы; то сие можно приписать и природе», здесь же «превосходство во всех очевидно служит к похвале родивших»1. Мы имеем возможность узнать о жизни этой семьи из достоверных и авторитетных источников. Один из них «Слово 43-е, надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийския», составленное другом свт. Василия Великого, свт. Григорием Богословом. Другой — «Повесть о житии святой Макрины», написанная ее братом, св. Григорием Нисским. Таким образом мы можем увидеть, как происходило воспитание двух детей в этой семье, сына и дочери, и представить, как строилось воспитание в доме Василия (старшего) и св. Эммелии.

Подробнее...

Дмитриевский А. А. Лазарево воскресение и Неделя ваий в Иерусалиме.

Год XLIV.

Руководство для сельских пастырей.

Выходит еженедельно.

Цена годовому изданию на месте пять руб., с пересылкой шесть рублей серебром.

Подписка принимается в редакции сего журнала, при Киевской духовной Семинарии.

№ 12

1903 года. Марта 23-го.

Содержание: Пастырские собрания, как выражение пастырского взаимооб- щения. – Лазарево воскресение и неделя ваий в Иерусалиме. – Причины, почему церковное Богослужение не располагает нас иногда к сердечной молитве пред Богом. – Народные обычаи на Благовещение Пресв. Богородицы в Назарете. – Кто из священнослужителей должен, первенствовать при соборных Богослужениях!..

Подробнее...

Терешкина Д. Б. «Четьи-Минеи» как художественная система и динамика ее трансформации в литературе Нового времени.

Аннотация. «Четьи-Минеи» рассматривается комплексно - как книга и текст. Фактографический материал, содержащийся в архивных источниках и зафиксированный в комментариях, переписке, свидетельствующий о прямом обращении к «Четьим-Минеям» как к тексту-источнику, представляет прежде всего традицию памятника в русской литературе Нового времени. Продуктивно также изучение интертекста «Четьих-Миней» в литературе как гипертекста. Инструментом анализа становится минейный код, т.е. система элементов, свойственных первичному агиографическому тексту и вторичным по отношению к нему: имя героя, тезоименитого святому; дата сакрального календаря, биография героя, линейно понимаемое время спасения; многовершинность персонажной архитектоники текста; явления энергийной интерференции имен (судеб) героев и imitationis imitation, возможные в рамках минейно понимаемой традиции прославления святых в русской словесности.

 

Ключевые слова. «Четьи-Минеи», житие, святость, минейный код, поэкземплярное описание. интертекстуальность, агиографические топосы, околотекстовое пространство, отождествление

 

Среди текстов русскоязычной книжности Нового времени «Четьи-Минеи» Дмитрия Ростовского занимают особое место: они стали одним из концептов русского менталитета.

Подробнее...

Феофан Разумовский. Последние дни жизни и кончина Аврамия Сергеевича Норова.

Вот уже исполнился год со времени кончины члена государственного совета, действительного тайного советника Аврамия Сергеевича Норова. Благовременно вспомнить теперь об этой кончине, стать, так сказать, у постели болящего, и при свете Слова Божия проследить за приготовлением к вечности истинного сына православной Церкви, верного слуги царя и отечества. Я исполнил это, насколько мог, в полной надежде, что лица, коротко знавшие покойного Аврамия Сергеевича, сами восполнят то, что или ускользнуло от моего наблюдения, или же вовсе не могло быть мне известным.

Аврамий Сергеевич скончался 23 января 1869 года, в 4 часа 25 минут по полудни, на 73 году своей жизни, и погребен в Сергиевской пустыни, в храме Воскресения Христова (в сооружении которого он принимал самое живое участие), на право, у самых царских врат, рядом с женою своею Варварою Егоровною, урожденною Паниной.

Уже давно, со смерти жены своей, Аврамий Сергеевич преимущественно занят был приготовлением себя к вечности. Сергиевская пустынь была главным местом его молитвенных подвигов. Туда он постоянно приезжал один раз, а иногда и дважды в неделю, и после особой литургии по усопшей жене своей, возвращался домой; только болезнь и особенно важные дела по службе могли заставить Аврамия Сергеевича изменить своему правилу. В дни скорби своей он обыкновенно удалялся в пустынь и там жил иногда по целой неделе, подвизаясь в посте и молитве.

Подробнее...

Дмитриевский А. А. Ночь под Рождество Христово в Иерусалиме в 1887 году (из впечатлений очевидца).

Византийский патриарх

Отдельные части сложного целого, которые и приладили к русской церковной организации неудачно и неумело. В области высшего церковного управления в Poccии так было и с патриаршеством, и с синодом ...

В.

* * *

Факт общеизвестный, что на святых местах в Иерусалиме издавна между лицами различных вероисповеданий идет непрерывная вражда, время от времени прорывающаяся наружу в виде столкновений, иногда даже с кровавым эпилогом. Вследствие этих, крайне натянутых, условий религиозной жизни разных вероисповеданий и национальностей, святые места, достопоклоняемые святыни всего христианского Mиpa – Св. Гроб, Голгофа, храм Воскресения, Вертеп Христов и др. – содержатся в таком запустении и небрежении, что на человека, впервые появляющегося в Иерусалиме, производят поражающее, безотрадно тяжелое впечатление. Необходимо, однако, много изворотливости и находчивости со стороны тех, кому Провидение вверило охрану этих дорогих всему христианскому Миру святынь, чтобы они время от времени реставрировались и поддерживались и в том запущенном и невзрачном виде, в каком большинство из них предстают взору поклонников, прибывших сюда с целью излить свои сердечные вопли в горячей слезной молитве. Вот фактическая иллюстрация указанных натянутых отношений различных вероисповеданий в Иерусалиме.

Подробнее...

Муравьёв А. Н. Письма о магометанстве.

Краткая биография

Андрей Николаевич Муравьев (1806–1874) – замечательный русский духовный писатель, поэт, драматург, церковный историк и общественный деятель. Родился в Москве 30 апреля 1806 года. Его отец – известный математик Николай Николаевич Муравьев, генерал-майор, основатель Училища для колонновожатых, готовившего боевых офицеров русской армии. Мать писателя, Александра Михайловна, происходила из знатного рода Мордвиных. Андрей Николаевич назван в память Апостола Андрея Первозванного. Большую часть своей жизни Муравьев посвятил «утверждению Православия во всей его полноте в современной жизни». Сочинения Муравьева были первыми на русском языке книгами духовного содержания, получившими распространение в среде высшего русского общества. Муравьев исходатайствовал разрешение печатать неизданные раньше жития святых, чего до тех пор частным лицам не дозволялось, и тем самым дал возможность появиться в свет более совершенному труду преосвященного Филарета. Его многочисленные произведения по описанию святых мест, истории церкви и богословия были проникнуты живым духом Святой Руси и выгодно отличались от многих официальных церковных изданий. Летописный стиль духовных сочинений Муравьева, по мнению современников, сближал его с Н.М. Карамзиным. За заслуги в русской словесности в 1837 г. Андрей Николаевич Муравьев был избран в члены Российской Академии. Во время своих путешествий по святым местам Муравьев собрал богатую коллекцию икон и других православных реликвий, которую подарил в Румянцевский музей. 18 августа 1874 года Андрей Николаевич Муравьев отошел ко Господу. Погребен в подземном приделе церкви Андрея Первозванного в Москве, чье небесное покровительство он свято чтил всю жизнь. Свою любовь провозвестнику христианской веры на Руси А.Н. Муравьев выразил в написанном им акафисте Апостолу. Ныне книги А.Н. Муравьева обретают новую жизнь, находя читателей в среде ревнителей отечественной православной культуры. Гл. соч.: «Путешествие по святым местам в 1830 году» (1832); «Письма о богослужении Восточной кафолической церкви» (1836); «История Российской Церкви» (1836); «Путешествие по Святым местам русским» (1836 и позже); «Изложение Символа Веры Православной Восточной кафолической церкви» (1838); «Первые 4 века христианства"(1840, 1866); «О литургии» (1841); «Правда Вселенской Церкви о Римской и прочих патриарших кафедрах» (1841 и 1849); «Письма о магометанстве» (1848); «Православие – источник спасения отечества» (1849); «Саровская пустынь» (1849); «Письма с Востока в 1849–50 годах» (1851); «Святые Горы и Оптина Пустынь» (1852); «Раскол, обличаемый своею историей» (1854), «Жития святых Российской Церкви, также Иверских и Славянских"» в 12 т. (1855–58; 1859–68), «Подвиги Соловецкой обители» (1855); «Русская Фиваида на Севере"» (1855); «Письма о Православии» (1867) и другие.

Подробнее...

Уминский А. Что я хочу от Церкви. О христианстве и духовном потреблении.

Содержание

Предисловие Место, где раздают дары. О том, чего мы ищем, приходя в храм, и что получаем на самом деле Верую во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. О том, что значат эти слова и почему в Церковь необходимо верить? Путь к святости. О нашей мере и о том невозможном, к чему мы призваны Крещением Нежелание жить без Христа О насущном и несущественном Не стоит бояться времени Не все так просто... Христианство без труда? Школа верностИ Богу. О том, почему «один в поле не воин» и зачем христианину братья и сестры Сделай нас живыми людьми. О молитве домашней и церковной и почему «нехорошо быть человеку одному» О блудном сыне Как наследовать жизнь вечную Нагорная проповедь Все возможно верующему В день Святой Троицы В день памяти

 

Предисловие

Перед вами новая книга протоиерея Алексея Уминского. Тема ее – Церковь и наши представления о ее месте в нашей жизни.

По-настоящему верующий человек знает, как широк горизонт церковного мира, как много аспектов, оттенков, радостных открытий, но и вопросов, проблем включает в себя церковная жизнь, и потому – насколько неполными и фрагментарными могут оказаться самые добросовестные попытки с ходу и однозначно ответить на, казалось бы, такой несложный вопрос: что такое Церковь?

Подробнее...

Амвросий (Ключарев). Позволительно ли уходить из церкви от проповеди?

«Обличи, запрети, умоли» (2Тим 4, 2)

В наших городских церквах православный священник, выходя из св. алтаря к налою для произнесения проповеди, почти всегда бывает свидетелем странного явления: простой народ подвигается к налою, а многие из людей так называемых образованных (по крайней мере судя по одежде) из всех концов церкви устремляются к дверям, поднимают шум, шарканье ногами и хлопанье дверьми. А бывает и то, что иные, простоявши всю литургию пред самым алтарем, при начале проповеди тотчас поворачиваются к алтарю и священнику спиною, начинают расталкивать и с серьезным видом людей недовольных и обиженных идут к дверям церковным. Все эти господа и госпожи преждевременным появлением на паперти, а иногда и раздаянием милостыни возбуждают крик нищих, который громко чрез растворенные двери раздается по церкви. Надобно признаться, что все это очень смущает священников, ставит их в положение неприятное, унизительное. Но не в том дело. У нас не многие из образованных людей заботятся о том, чтобы сделать приятное священнику или вывести его из унизительного положения, в которое он часто попадает вследствие многих наших современных обычаев. Дело в том, каков этот обычай убегать от проповеди, – сам по себе, с точки зрения христианской нравственности и общественного приличия? Мы знаем, что у христиан других исповеданий, у римских католиков, протестантов и, если хотите, даже у евреев и магометан, нет ничего подобного.

Подробнее...