Илюшина М. Ю. Борьба за власть в мамлюкском султанате в первый период правления Баркука (1382–1389).

Период правления Бурджитов1 (1382-1389) составляет второй, завершающий этап истории независимых мамлюкских султанов в Египте. Политическую элиту страны в это время составляли в основном выходцы с Кавказа, преимущественно черкесы [1, с. 139-140; 3, с. 108]. Основателем Бурджитского, или Черкесского султаната по праву считается султан Баркук (1382-1399). Баркук начал военную карьеру, когда ему было, по-видимому, чуть больше двадцати лет. В юности он попал в рабство (возможно, был захвачен пиратами), приблизительно в 1362-1363 г. известный в мамлюкской среде перекупщик невольников 'Усман б. Мусафир продал его в Каире атабеку Йалбуге аль-'Умари аль-Хассаки ан-Насири. В известном смысле Баркуку повезло, поскольку его новый хозяин был одним из самых влиятельных людей в султанате [4, 11, 8. 20].

Баркук выделялся среди своих сверстников необычной выносливостью, силой и прекрасной памятью. Он в совершенстве овладел верховой ездой и техникой боя с применением различных видов оружия. Успехи в обучении могли обеспечить Баркуку блестящее начало карьеры, однако произошло непредвиденное: в 1366-67 г. Йалбуга пал жертвой заговора, а его мамлюки, которых подозревали в нападении на своего хозяина — и в их числе оказался и Баркук, — были брошены в тюрьму. После освобождения Баркук несколько лет служил у наместника Сирии, эмира Манджака аль-Йусуфи, затем, по требованию аль-Малика аль-'Ашрафа Ша'бана (1364-1376), вместе со своими однополчанами прибыл в Каир и получил назначение в отряд, находившийся на службе у султанских сыновей.

Подробнее...

Золотовский В. Христолюбивое воинство. Методы религиозного воздействия на византийскую армию в конце XIII в.

Из сб. "Проблемы теологии". Вып. 3. Материалы Третьей международной богословской научно-практической конференции, посвященной 80-летию со дня рождения протопресвитера Иоанна Мейендорфа. 2-3 марта 2006 г.

Процесс денационализации византийской армии палеологовского периода, как следствие становления новой системы общественных отношений, экономического кризиса и модификации национального самосознания, привел к абсолютному и вполне объективному пренебрежению нормами военно-уголовного права, а также дисциплинарными взысканиями, адресованными собственно национальным византийским вооруженным силам. В этой связи встает вопрос: сохранились ли в палеологовское время методы религиозного и морального воздействия на войско, столь хорошо известные по источникам более раннего времени?

Разумеется, оставшаяся военная система требовала применения действенных инструментов, направленных на организацию ее полноценного функционирования. Одним из таких средств, способствующих формированию и повышению боевого духа, была система религиозного обеспечения воинской деятельности.

Цель настоящей заметки - выявление способа религиозного воздействия на национальный контингент византийской армии раннепалеологовского периода на единственном и уникальном примере - на основе известных нам данных о сражении у Белграда.

Подробнее...

Зимина О. Г. К 40-летию Тверского музея М. Е. Салтыкова-Щедрина.

В статье рассказывается о создании Музея М.Е. Салтыкова-Щедрина в Твери, формировании его коллекций, поисках концепции и художественного решения экспозиции, об основных аспектах его деятельности за 40 лет существования.

 

Ключевые слова: музей, коллекция, экспозиция, творческий коллектив, концепция, научные сотрудники, художники-оформители, Керцелли, Чумаков.

 

O.G. Zimina

 

Tver State United Museum

 

ON THE 40-TH ANNIVERSARY OF SALTYKOV-SHCHEDRIN’S

 

TVER MUSEUM

 

This paper refers to creating Saltykov-Shchedrin’s museum in Tver, organizing museum collections, searching for the concept and design of the exposition, and mentions the main aspects of its operations for the 40 years of its existence.

Подробнее...

Захаров В. Н. Куда исчез архив Достоевского 1840-х годов.

В рукописном собрании Ф. М. Достоевского есть немало лакун. Они вызваны разными причинами: арестом и приговором по делу Петрашевского в 1849 г., возвращением из Сибири в Тверь и Санкт-Петербург (1859), отъездом, четырехлетними скитаниями по Европе и возвращением в Россию (1867-1871), позже утратой рукописей романов «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы» в годы Гражданской войны (1918-1921).

 

В статье рассматриваются обстоятельства исчезновения рукописей Достоевского 1840-х годов. Считается, что они пропали во время следствия по делу революционного кружка Петрашевского. Критический анализ документов и мемуаров позволяет опровергнуть это ошибочное суждение.

 

При аресте Достоевского, по его словам, «немного нашли». У некоторых петрашевцев книги и документы вывозили мешками и телегами. От Достоевского унесли один «тюк», т. е. небольшую связку книг и бумаг. Во всех материалах следствия упоминаются лишь три документа и две запрещенные книги, изъятые у Достоевского: записка Белинского, письмо Плещеева, указ об отставке, книги на французском языке. Жандармы не вывозили архив Достоевского в Петропавловскую крепость.

Подробнее...

Зайцева О. Е. Позднефеодальные города Подвинья (Друя, Дисна) в XIV—XVII вв.

В сб.: Археология и история Пскова и Псковской земли. Краткие тезисы докладов научно-практической конференции (сборник 2). Псков, 1988.

 

Малые города Белорусского Подвинья, в том числе Друя и Дисна, начинают играть особо важную роль в жизни Полоцкой земли с XIV в. в связи с усилением опасности со стороны крестоносцев, которые стремились развивать экспансию вверх по Западной Двине.

Есть основания утверждать, что поселения здесь возникли значительно раньше во время расселения кривичей на этой территории и датировать их появление рубежом I—II тыс. н. э.

Данные археологии свидетельствуют, что Друя возникла на высоком мысу у слияния р. Друйки и Западной Двины. До начала XVI в она принадлежала путным слугам Полоцкого замка, а с 1506 г. перешла в разряд частновладельческих городов: великий князь литовский Александр передал Друю князьям мосальским.
В начале XVII в. город переходит к Сапегами остается в их владении до 1825 г.

Подробнее...

Зайончковский Н. Ч. Молитвы и песнопения православного молитвослова (для мирян), с переводом на русский язык, объяснениями и примечаниями.

Содержание

Глава I. Молитвы утренние Глава II. Молитвы вечерние, перед сном Глава III. Молитвы на различные случаи Глава IV. Молитвы, относящиеся к богослужению, совершаемому в церкви Глава V. Тропари, кондаки, молитвы и стихи из триоди постной и цветной Глава VI. Тропари, кондаки и ирмосы на главнейшие праздники Глава VII. Стихиры, тропари, кондаки и ирмосы воскресные восьми гласов Глава VIII. Акафист Преблагословенной Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии Глава IX. Канон молитвенный Пресвятой Богородице Монаха Феостирикта Тропари, гл. 4: Канон Пресвятой Богородице, гл. 8 Молитва Пресвятой Богородице Глава X. Акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу Молитва Господу нашему Иисусу Христу Глава XI. Канон молитвенный Ангелу, хранителю жизни человеческой Монаха Иоанна Мавропода. Гл. 8 Стихиры, гл. 2 Молитва Ангелу Хранителю Глава XII. Последование ко святому причащению Божественного и животворящего пречистого тела Христова и крови Его Канон, гл. 2 Молитва первая, св. Василия Великого Молитва вторая, св. отца нашего Иоанна Златоустого Молитва третья, Симеона Метафраста Молитва четвертая, того же святого Молитва пятая, св. Иоанна Дамаскина Молитва шестая, св. Василия Великого Молитва седьмая, Симеона, Нового Богослова Молитва восьмая, св. Иоанна Златоустого Молитва девятая, его же Молитва десятая, его же Молитва одиннадцатая, св. Иоанна Дамаскина Молитва двенадцатая, св. Иоанна Златоустого Глава XIII. Молитвы по святом причащении Молитва благодарственная первая Молитва вторая, св. Василия Великого Молитва третья, Метафраста Молитва четвертая Молитва пятая, Пресвятой Богородице Глава XIV. Из панихиды и чина погребения умерших Тропарь, гл. 8: Тропари, гл. 5 Седален, гл. 5 Ирмосы, гл. 8 Стихиры (самогласны) св. Иоанна Дамаскина Стихиры при последнем целовании, гл. 2 Тропари, гл. 4

Подробнее...

Заграевский С. В. К вопросу о столицах Северо-Восточной Руси.

Материалы ХХ межрегиональной краеведческой конференции (17 апреля 2015 г.). Владимир, 2016. С. 296–306.

 

Аннотация

Приведены исторические и историко-архитектурные данные, свидетельствующие о том, что Юрий Владимирович Долгорукий основал в 1152 году город Переславль-Залесский как свою будущую столицу, а при Андрее Юрьевиче Боголюбском в 1158–1174 годах столицей Северо-Восточной Руси был город Боголюбово.

1. Переславль-Залесский

 

Прежде всего необходимо уточнить термины «Северо-Восточная Русь» и «столица».

Подробнее...

Епифанович С. По поводу книги Μ. Φ. Оксиюка: Эсхатология св. Григория Нисского. Киев 1914.

(Премиальный отзыв. Извлеч. из журн. Киевск. дух. Академии, от 21 дек. 1915 г., стр. 136 и д.)

Сочинение Μ. Φ. Оксиюка представляет собою в нашей духовной литературе крупнейшее исследование в области древнехристианской эсхатологии. Изучая эсхатологические воззрения св. Григория Нисского в широкой исторической перспективе, Μ. Φ. коснулся в своем сочинении почти всех древних церковных писателей-греков, начиная с мужей апостольских и кончая бл. Феодоритом и Энеем Газским. На протяжении почти шести веков в его сочинении обследованы эсхатологические верования христиан и представлена одна из таинственнейших страниц догматики, интерес к которой никогда не иссякал в верующем христианском сознании. Естественно, появление его книги возбудило к себе живой интерес и среди нашего общества и особенно среди наших научных сил. Как тщательная научная диссертация, сочинение Μ. Ф. отныне стало надежной базой для всех отечественных исследователей в области эсхатологии. Уже появились статьи (И. Подлуцкого, Эсхатология св. Григория Нисского, "Вера и Разум", 1914, сент., кн. I, № 17, стр. 664-686; свящ. Н. Платонова, Эсхатология св. Григория Нисского, "Голос Церкви", 1915, № 1 (янв.), стр. 96-114; № 2 (февр.), стр. 62-75), правда, сравнительно популярного характера, весьма многим обязанные рассматриваемому сочинению. Появятся, конечно, и еще. Нам, во всяком случае, важно отметить то, что в книге Μ. Φ. наша наука имеет прочный научный фундамент, и будущее эсхатологических исследований твердо обеспечено на многие годы.

Подробнее...

Егоров А. Б. "Breviarium" Евтропия, его источники и основные характеристики.

Жебелевские чтения-I (научные чтения памяти академика С.А.Жебелева). Тезисы докладов научной конференции 28-29 октября 1997 г.

Флавий Евтропий является одним из тех познеантичных авторов IV в. до н. э., которые попытались обобщить опыт римской истории в период краха империи. Обзор его творчества важен как для характеристики общего жанра бревиариев и принципов их составления, так и для представления о переходе от позднеантичной к средневековой историографии, составления линии преемственности между древнейшим Римом и позднеантичным периодом, а популярность его в Средние века свидетельствует о важности произведения, ставшего одним из пособий для изучения истории Рима в последующие времена.

Сведения о биографии Евтропия сравнительно немногочисленны. Из известий о его участии в походе императора Юлиана в Персию в 363 г. и службе в качестве magister memoriae у императора Валенита можно отнати время его рождения к 30 - 40-м гг. IV в. до н. э. Другие сведения о нем более предположительны. Даже из кратких сообщений вырисовывается образ человека, имевшего военный и административный опыт, сделавшего значительную карьеру и близкого к императору.

Подробнее...

Дьяченко А.Г. Городище Крапивное – город-крепость на юго-восточном пограничье Руси.

В кн.: Матеріальна та духовна культура Південної Русі. Матеріали Міжнародного польового археологічного семінару, присвяченого 100-літтю від дня народження В.Й. Довженка (Чернігів – Шестовиця, 16 – 19 липня 2009 р.). Київ – Чернігів, 2012. С. 102–105.

 

Городище у с. Крапивное Шебекинского района Белгородской области выявлено в 1962 г. Северо-Донецким отрядом Нижне-Донской археологической экспедиции ИА АН СССР под руководством С.А. Плетневой. В последовавшей вскоре публикации были введены в научный оборот первые данные о памятнике и определено его место среди древнерусских поселений региона. По мнению С.А. Плетневой, Крапивенское городище XII – XIII вв. представляет собой остатки пограничной крепости Черниговского княжества, находившейся в юго-восточном углу Курского удела 1.

В начале 80-х гг. автор, опираясь на материалы С.А. Плетневой, отнес укрепление у с. Крапивное к группе пограничных сторожевых крепостей Донецкой оборонительной линии домонгольского периода 2. При этом в первую очередь учитывалась описанная С.А. Плетневой простая планировка памятника, выступавшая в необычной форме большого по площади, но нерасчлененного городища с весьма бедной материальной культурой. Так, несмотря на сильную нарушенность культурного слоя (по наблюдениям С.А. Плетневой, перевернутого распашкой до материка), ей не удалось найти такие обычные для древнерусских поселений городского типа вещи, как шиферные пряслица и обломки стеклянных браслетов. В подъемном материале, собранном С.А. Плетневой, не оказалось также остатков, которые свидетельствовали бы о ремесленных занятиях населения.

Подробнее...