Ничипиров И. Литературное наследие преподобного Варсонофия Оптинского.
- Литература
- 11 Ноябрь 2025
Священник Илия Ничипоров,
клирик Никольского храма Красногорска Московской епархии,
преподаватель Коломенской Православной духовной семинарии,
доцент МГУ им. М.В.Ломоносова,
доктор филологических наук
Важное значение Свято-Введенской Оптиной Пустыни для отечественной культуры ярко проявилось в ее обширном, многожанровом и пока еще недостаточно изученном литературном наследии[1]. В жанрово-тематическом отношении литературное творчество оптинских подвижников включает в себя аскетические произведения, эпистолярий (например, обширная переписка старцев Льва, Макария, Амвросия), разноформатные дневниковые записи, жития, летописи, многообразные сборники духовного содержания, исторические, поэтические сочинения, а также записи бесед старцев, сделанные их духовными чадами.
Оптинское литературное наследие нуждается в комплексном филологическом, богословском, историческом осмыслении. В качестве исходного методологического ориентира для такого исследования могут быть приняты суждения о том, что «среди оптинских авторов были люди самого различного воспитания и образования: от бывшего крепостного до потомственного дворянина и блестящего офицера… И в этом… состояло своеобразие оптинского литературного наследия – широта и всеохватность тем и художественных приемов. Это был духовный и правдивый отклик на современную им действительность… Письма оптинских старцев написаны сжатым, емким языком, в то же время включающим народно-разговорные элементы, которые привносят в строгое повествование яркую, живую, энергичную, индивидуальную струю. Особенными знатоками и любителями народной речи, различных присказок и пословиц были старцы Лев и Амвросий»[2].
Николай Сербский (Велимирович), святитель. Миссионерские письма. Девушке, выбирающей между браком и монашеством.
- Литература
- 08 Ноябрь 2025
Чадо, если колеблешься, то знай: ты скорее за брак, чем за монастырь. Монашеская жизнь для тех, кто не колеблется. Святой Савва9 не испытывал сомнения. Ни святые Феодора10, Ксения11 и Евфимия12, ни многие другие, ставшие истинными подвижниками монашеской жизни, не сомневались. Ибо «не все могут вместить, но кому дано»13.
Говоришь, часто сидите с матерью у огня и взвешиваете «за» и «против». А я тебе скажу: сколько ни взвешивай, все равно не «за» и «против» решают, а любовь. Любовь выше всех доводов. Если любовь ко Христу не приведет тебя в уединение монастырской тишины, тогда любовь к миру удержит тебя в мире и приведет к браку. Но и в этом случае будешь благословенна благословением Сарры14 и Рахили15 и твоей собственной матери.
Великая любовь к Богу не выносит мира, чуждается общества, ищет уединения. Такая любовь подвигла тысячи душ уклониться с широкого пути мира и уйти в пустыни, чтобы быть наедине с любимым Господом. Чтобы иметь втайне свидание с Создателем своим, Который весь – любовь, и по имени, и по существу. Но прежде всего, чтобы удостоиться этого созерцания и встречи, монахи и монахини принимают и пост, и труд, и смирение, и бдение, и бедность, и послушание, и другие обеты, только чтобы удостоиться этого духовного свидания с Господом своим. И на этом тесном пути душа удостаивается встречи с Ним, когда освободится, очистится и украсится. От чего должна освободиться душа пустынника? От всех земных уз и пристрастий. От чего должна очиститься? От всякой так называемой любви телесной и земной, от любви к плоти, родным и друзьям, к своей деревне или городу, к имению, одежде, еде, к украшениям. Чем должна украситься душа? Одной только любовью ко Христу, которая вмещает в себя все украшения, весь жемчуг веры, все изумруды надежды, все самоцветы добродетелей. Испостившееся тело монаха служит только легким покровом этого бесценного небесного сокровища.
Уортман Р. Николай II и образ самодержавия.
- Литература
- 06 Ноябрь 2025
Оп.: История СССР. - 1991 г. - №2. Номера страниц после текста на странице.
В России XIX—XX вв. политический ритуал являлся инсценировкой тех мифов, которые несли в себе цели и ценности самодержавной власти. Этот ритуал не просто служил цветистым фоном на сцене политической жизни, но являлся аспектом государственной власти, необходимым для демонстрации величия и легитимности императора и правящей элиты. Во время дворцовых церемоний и праздников царь восславлялся в терминах «героической истории», которые наделяли династию и ее слуг сверхчеловеческими свойствами, берущими начало в мифическом прошлом. Эти мифы окутывали царскую власть аурой нездешнего могущества, перед которой благоговела правящая элита, и одновременно делали видение политической действительности каждого из монархов непререкаемым авторитетом для Русского государства '.
Русский император сохранял абсолютную масть до начала XX в., и потому политические мифы и связанные с ними представления продолжали играть заметную роль вплоть до самого падения династии. В последние десятилетия XIX в. для защиты абсолютной власти монарха от требований ее разделения с другими политическими силами начал использоваться новый миф. Изменение традиционных ценностей и воззрений привнесло в символику власти неопределенность и непоследовательность, что существенно сказалось на характере правления последнего царя. В разгар революционных волнений и интенсивного экономического развития Николай II предпринимал Попытки изменить образ монарха в рамках новых представлений о власти.
Любомудров А. М. Оптинский монах Виктор Вейденгаммер – персонаж романа И.С. Шмелева «Пути небесные».
- Литература
- 25 Октябрь 2025
Оптинский монах Виктор Вейденгаммер – персонаж романа И.С. Шмелева «Пути небесные»
Алексей Маркович Любомудров,
д.филол.н., вед. н.с. ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН
Статья опубликована в издании: Шмелев И.С. Пути небесные: Роман. М., 2005. С. 793 – 837.
Если любознательный паломник, приехав в Оптину Пустынь, зайдет в знаменитый Предтеченский Скит и, помолившись у келий старцев Амвросия и Макария, поинтересуется, что за скромное здание прячется от людских глаз в юго-западном углу Скита, ему скажут: «Это - домик Вейденгаммера». Кем же был этот человек со странной фамилией, и почему его имя, наряду с именами прославленных старцев, увековечено в истории обители?
Рясофорный монах Виктор (Вейденгаммер) провел в Оптиной последние 16 лет своей жизни и исполнял послушание инженера-строителя. Память о нем хранят возведенные под его руководством церковь преп. Льва Катанского и другие здания в Оптиной и соседней Шамординской обителях. Но не только они. Удивительную судьбу этого человека запечатлел в своем итоговом произведении, романе «Пути небесные», православный русский писатель Иван Сергеевич Шмелев.
Литаврин Г. Г. Записка греческого топарха.
- Литература
- 22 Октябрь 2025
(Документ о русско-византийских отношениях в конце Х века)
Под таким названием в русской исторической литературе известен загадочный документ, вызвавший много споров и не переставший привлекать внимание специалистов по истории Киевской Руси и Византии и в настоящее время.
Он был найден в начале XIX в. Бенедиктом Газе во французской Королевской библиотеке в одном из рукописных византийских кодексов, содержащем письма святых. Этот кодекс Газе на основании палеографических данных отнес к концу Х века. На его неиспользованных страницах Газе нашел черновые записки неизвестного автора. В них рассказывается о попытке переправы какого-то отряда, во главе которого стоял автор записок, через замерзающий Днепр, о войне этого отряда с «варварами» в области Климат или у города Климаты, о решении окружающего этот город населения признать над собой власть "царствующего к северу от Дуная" и о поездке, наконец, автора записок к северному повелителю для осуществления этого решения.
Почерк записок Газе признал несколько более поздним, чем почерк кодекса, в котором они помещены, т. е. относящимся к самому концу Х или к началу XI века.
Вскоре источник был опубликован Газе в качестве приложения к 10-й главе Х книги «Истории» Льва Диакона.[1] Вместе с документом был издан его перевод с греческого на латинский язык, сделанный Газе, а также дано описание документа на латинском языке.
Шохин В. Мнимые влияния индуизма.
- Литература
- 29 Сентябрь 2025
МНИМЫЕ ВЛИЯНИЯ
О попытках выявления древнеиндийских, в первую очередь буддийских, "корней" в повествованиях раннехристианских памятников: канонических (Новый Завет) и неканонических (апокрифы)
Самое первое письмо дяди Баламута своему племяннику Гнусику, опубликованное К. Льюисом в одной английской газете в 1941 г., содержало изначальный совет молодым бесам всячески препятствовать их земным подопечным обращаться к логической аргументации, рациональному рассуждению, тщательно оберегая людей от всего, что отвлекает их мысль от "потока непосредственных переживаний". Распространяющиеся в этом мире идеи "подопечным" следует воспринимать не с точки зрения их истинности или ложности (это было актуальным для людей прошлого, к которым применялась и соответствующая стратегия), а исходя из того, кажутся ли они устаревшими или современными [1]
Ярошевич Л. А. “Дедушка” полесских городов.
- Литература
- 25 Сентябрь 2025
В журн.: Архитектура и строительство, 28.12.2005.
Размещение материала в открытом доступе произведено: www.ais.by.
История каждого народа отражается в достижениях материальной и духовной культуры. Наша история не является исключением. Строительство городов способствовало развитию процессов всей социально-экономической и культурной жизни каждого региона страны. Сама жизнь города изменяла его внешний вид. Так развивался и древний Пинск.
Писатель-декабрист Федор Глинка, на которого наш город произвел огромное впечатление, посвятил ему несколько стихотворений. Среди них есть такие строки:
Юланси Д. Загадки митраизма.
- Литература
- 20 Сентябрь 2025
David Ulansey
The Mithraic Mysteries В мире науки, 1990, № 2 (Scientific American, 1989, No. 12)
Пер. оп.: http://www.ancientrome.ru/publik/ulansey/ulan01.htm
Изображения, относящиеся к этому древнему культу, некогда распространенному в Средиземноморье, могут быть разгаданы лишь в контексте представлений, согласно которым силы, повелевающие людскими судьбами, находятся не на Земле, а на небе.
В СОТНЯХ подземных храмов, разбросанных по всей территории бывшей Римской империи, от Англии до Сирии, археологи обнаруживают рисованное или выгравированное изображение юноши, убивающего быка. Этот главный символ тайного культа, известного как митраизм, представляет собой одну из величайших и пока неразрешенных загадок в археологии нынешнего столетия. С каким мифическим событием связан этот символ? Что символизирует в митраизме сцена убиения быка? Я и несколько других исследователей пришли к выводу, который на первый взгляд может показаться невероятным: упомянутое изображение не связано с мифом о каких-либо событиях на земле, а представляет собой "астрономический код" с глубоким религиозным содержанием. Такая интерпретация выглядит достаточно убедительной, если принять во внимание разительные перемены, происходившие в религиозной и общественной жизни того времени.
Штиглиц Е. О. Исследование творчества Карла Росси. Неизвестное в известном.
- Литература
- 15 Сентябрь 2025
Работы К.И. Росси в области садово-паркового искусства представляют собой малоизученную часть его творческого наследия. Анализируются крупнейшие ландшафтные памятники, созданные Росси: сад дворца в.к. Елены Павловны в Твери, перепланировка садов Московского Кремля, реконструкция сада и организация территории Аничкова дворца в Санкт-Петербурге, ландшафтный парк на Елагином острове, дворец Воронцова с прилегающей территорией, дворцово-парковый ансамбль Михайловского дворца, благоустройство территорий возле Исаакиевского собора, Михайловского дворца и Алек-сандринского театра. Работы Росси рассматриваются с точки зрения особенностей построения объемно-пространственных ландшафтных композиций.
Любил он простоту и линий постоянство, Взыскательной служил и точной красоте, Столице севера дал пышное убранство,
Был славой вознесен и умер в нищете.
Всеволод Рождественский
Щапов А. П. Великорусские области и смутное время (1606–1613 г.).
- Литература
- 14 Сентябрь 2025
Содержание
Глава I Глава II Глава III
В настоящее время, кажется, уже утвердилось убеждение, что в истории главный фактор есть сам народ. Дух народный, творящий историю, что сущность в содержании истории есть жизнь народная. Эту идею начал уже проводить и в науке русской истории. Но вот другое начало, на которое еще не обращено детальное внимание в нашей исторической науке: начало провинциализма, областности, если можно так выразиться. У нас доселе господствовала в изложении русской истории идея централизации; развилось даже какое-то чрезмерное стремление к обобщению, к систематизации разнообразной областной истории. Все особенности, направление и факты областной исторической жизни подводилось под одну идею правительственно-государственного, центр централизованного развитие. С эпохи утверждение московской централизации, в наших историях все общее и общее говорится о внутреннем быте провинций; но не раскрываются в частности разнообразные историко-этнографические, экономические, юридические, вообще бытовые особенности каждой отдельной области или группы однородных территориальных округов, местных общин; не изображаются в надлежащей мере местные, политические, моральные и физико-географические условия их внутреннего развития и быта. Местное саморазвитие, внутренняя жизнь областей оставляются в стороне, или ставятся на втором плане; а, вместо того, на первом плане рисуется политическая деятельность правительства, развитие централизационного устройства и быта России, биографии царей и проч. Между тем, нам кажется, ни в одной европейской истории так несвойственно, неприложимо подобное изложение, как в истории обширнейшего в свете государства русского. Русская история, в самой основе своей, есть по преимуществу история областей, разнообразных ассоциаций провинциальных масс народа – до централизации и после централизации.