Леонид (Кавелин), архимандрит. Описание славяно-русских рукописей книгохранилища Ставропигиального Воскресенского монастыря.

Описание славяно-русских рукописей книгохранилища Ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря, и заметки о старопечатных, церковнославянских книгах того же книгохранилища, архимандрита Леонида

Содержание

I. Св. Евангелия. II. Беседы на Евангелие. III. Апостол IV. Служебники V. Кормчая VI. Св. Апостол и Св. Отец правила VII. Повести Св. Отец VIII. Уставы IХ. Шестодневы Х. Псалтыри ХI. Октои ХII. Минеи служебные ХIII. Триоди ХIV. Каноники ХV. Синодики ХVI. Торжественники ХVII. Сборники. ХVIII. Сборники ХIХ. Святцы ХХ. Св. Иоанна Златоустого ХХI. Св. Ефрема Сирина ХХII. Пр. Иоанна Дамаскина ХХIII. Иннокентия, папы Римкого (417) ХХIV. Св. Дионисия Ареопагита ХХV. Св. Иоанна Лествичника ХХVI. Антиоха черноризца ХХVII. Алфавит или духовная лествица ХХVIII. Летописцы ХХIХ. Гранографы ХХХ. О Псковском Печерском монастыре ХХХI. О иконе Иверской Божией Матери и Св. Афонской Горе ХХХII. О ризе Господней ХХХIII. Како поклонятися образом ХХХIV. Св. Григория Назианзина ХХХV. Св. Исаака Сирина ХХХVI. Георгия Исиды ХХХVII. Житие Св. Панкратия Тавроменийского ХХХVIII. Житие Русских Святых и службы им ХХХIХ. Житие Св. Патриарха Никона ХL. Возражение Св. Патриарха Никона ХLI. Родословные ХLII. Космография ХLIII. Аристотель Премудрый ХLIV. О еретицех, обращающихся к Правоверной Вере ХLV. Большой Катехизис ХLVI. Соборное деяние 1666–1667 годов ХLVII. Обращение Сеньки Медведева ХLVIII. Рукописи нотные безлинейные ХLIV. Рукописи первоначальных линейных нот Заметки о старопечатных книгах того же книгохранилища 

Подробнее...

Похвала равноапостольному князю Владимиру и житие его, сочинение мниха Иакова.

I

 

Месяца июля в 15 день. Память и похвала князю рускому Володимеру, како крестися Володимерь, и дети своя крести и всю землю Рускую от коньца и до коньца, и како крестися баба Володимерова Олга преже Володимера. Списано Ииаковом мнихом. Господи, благослови, отче. [1]

 

Паул, святый апостол, церковный учитель и светило всего мира, посылая к Тимофию писание, глаголаше: Чадо, Тимофию, еже слыша от мене многы послухы, то же предажь и верным человеком, иже довольно будуть и ины научити [2]. И блаженный апостол Лука евангелист глаголеть, к Феофилу писаше, глаголя: Понеже мнози начашя повести деяти о известных вещех, бывших в нас, изволися и мне, ходившю исперва и по всех писати тебе, державный Феофиле, да разумееши о нихже начя (начат) Иисус творити же и учити [3]. К тому Феофилу написа Деяния апостольска и Евангелие святый апостол Лука. Потом многих святых писати начяша житиа и мучения. Такоже и аз, худый мних Ииаков, слышав от многих о благовернем князе Володимери всея Рускыа земля, о сыну Святославле, и мало събрав от многых я (от многиа) добродетели его написах, и о сыну его, реку же святую и славную мученика Бориса и Глеба, — како просвети благодать Божиа сердце князю рускому Володимеру, сыну Святославлю и внуку Игореву, и възлюбивый (възлюби и) человеколюбивый Бог, хотяй спасти всякаго человека и в разум истинный прийти, и вжада святого крещениа. Якоже жадает елень на источникы водныя [4], тако вжада благоверный князь Володимер святого крещениа, и Бог сътвори хотение его. Пишеть бо: Вълю боящихся его сътворить, и молитву их услышить, и спасеть я [5]; и сам рече Господь: Просите и приимите, ищите и обрящете, толцете и отверзется вам; всяк просяй приметь (приемлеть), ищай обрящетъ, толкущему отверзается (отверзется) [6]; и пакы рече: Иже веру иметь, крестится и спасен будеть, а иже веры не имать, не крестится, уже осужден будеть [7].

Подробнее...

Моторина А. А. Паломнические хождения ко святым местам с посещением горы Афон в русской литературной традиции.

Рассматривается развитие жанра паломнической прозы в XII—XXI веках: отмечается переход от хождений и путешествий к путевым дневникам и автобиографическим очеркам. Определяются характерные черты жанра. Особое внимание уделяется изображению афонской жизни и святости.

Ключевые слова: паломническая проза, путевые заметки, сакральный топос, реальное историческое время, паломнический хронотоп

Опыт хождения ко святым местам зародился в отечественной культуре еще в далеком Х веке одновременно с принятием на Руси Православия. Стремление поклониться местам, связанным с земной жизнью Господа Иисуса Христа, Богородицы, святых апостолов, святителей и мучеников, пострадавших за христианскую веру, направило сердечные устремления русских странников в Иерусалим, Палестину, Византийскую империю, а также на святые горы Синай и Афон. Вместе с первыми путешественниками, или, как их именовали вплоть до начала ХХ века, «поклонниками» (от греч. лроскотй — преклоняю колени, почитаю) в литературе начал формироваться жанр паломнической прозы. По замечанию О.Н.Александровой-Осокиной, паломническая проза художественно воплотила в себе сакральную географию и религиозный экфрасис: «сам предмет описания — события Священной истории предполагал путешествие не только в реальном географическом пространстве, но и в пространстве истории, пространстве культуры, в пространстве времени, и одновременно в пространстве своей души» [1, с. 262].

Подробнее...

Александр (Милеант). Девство, брак или свободная любовь.

Девство, Брак

или “свободная любовь”…

— Какой выбрать путь?

 

В основу этой работы положена книга

прот. В. Зеньковского “На Пороге Зрелости.”

 

Епископ Александр (Милеант)

 

 

 

Содержание:  

Введение.

Проблема пола.  Загадочная сторона половых влечений.

Здоровое направление полового влечения.

Иерархичность наших сил.  Энергия пола.  Значение воздержания.  Основные этапы в развитии пола.  Развитие сексуального сознания.  Потребность любви.  Закон двойного выражения.  Облагораживающая сила любви.  Значение семьи.

Семья или девство?

Три стороны брачной жизни.  Брак, как осуществление единства.  Смысл добровольного девства.

Опасность половой страсти.

Греховность природы, как причина уклонения от нормы.  Источники соблазнов.  Культ страсти блуда.  Грехи плоти и их последствия.  Советы в борьбе с блудной страстью.  Значение покаяния и исповеди. Крест воздержания.

Заключение.

Подробнее...

Можарова М. А. Страницы семейной хроники Киреевских.

СТРАНИЦЫ СЕМЕЙНОЙ ХРОНИКИ КИРЕЕВСКИХ

воспитание «в учении и наставлении Господнем»

Марина Анатольевна Можарова,

кандидат филологических наук,

старший научный сотрудник

Института мировой литературы РАН

Последнее десятилетие жизни Ивана Васильевича Киреевского (1806 – 1856) было неразрывно связано с Оптиной Пустынью. Духовным отцом его семьи был иеромонах Оптиной Пустыни старец Макарий (Иванов). С женой Натальей Петровной и детьми Иван Васильевич часто бывал в монастыре. Иногда и старец Макарий навещал Киреевских в их имении Долбине, останавливаясь в специально построенном для него маленьком домике. Супруги Киреевские разделяли труды старца по издательской деятельности монастыря, начатой в эти годы. Переписка Ивана Васильевича со старцем Макарием показывает, насколько важна была эта работа для него и насколько ценилась Киреевскими молитвенная забота старца об их семье.

Подробнее...

Никон (Скарга), иеромонах. Актуальные проблемы современного гимнографического творчества. Проблема жанра и стиля.

Никон (Скарга), иеромонах. Актуальные проблемы современного гимнографического творчества. Проблема жанра и стиля

насельник монастыря Оптина Пустынь

В статье обозначены основные проблемы и трудности современного гимнографического творчества и указаны возможные пути к преодолению их. Один из параграфов этой статьи был зачитан автором на IV конференции "Современная православная гимнография", проходившей в институте русского языка имени В.В. Виноградова 11-12 февраля 2013 г.

Гимнография является самостоятельным «литературным» жанром церковной письменности. Специфика этого жанра далеко выходит за рамки филологии, но включает в себя и такие церковные дисциплины, как риторику и гомилетику, догматику и патристику и, безусловно, поэтику, эстетику и музыку, хотя эти дисциплины и не являются чисто церковными науками. Если, конечно, не забывать, что иконография строится из элементов эстетического искусства, что поэтика входила в курс семинарского обучения в дореволюционную эпоху. А музыкальный элемент всегда был присущ богослужебной церемонии: в Ветхом Завете – в сопровождении музыкальных инструментов, в Новом – нерукотворенным органом, голосом человеческим.

Подробнее...

Антоний (Храповицкий), митрополит. О книге И. Ильина.

См. также: «О сопротивлении злу силой»1

Эту весьма глубокомысленную и интересную книгу я читал с месяц тому назад и сделал тогда же немало отметок на ее полях; однако не мог раньше взяться за перо, чтобы написать просимую рецензию, будучи подавлен множеством неотложных дел. Кроме этой книги еще четыре автора ожидают моего отзыва.

Предмет, трактуемый почтенным философом И. А. Ильиным, мне близок: еще в 80-х годах я читал в Петрограде публичные лекции о противлении злу против Л. Н. Толстого2, а затем издал книжку «О войне с христианской точки зрения»3, которая, впрочем, подверглась бойкоту со стороны баптистов и др. темных сил, пропагандировавших «непротивление» как раз в 1914 году.

Самое печальное в этой пропаганде было то совершенно нерелигиозное и неискреннее отношение к предмету, которое у нас весьма успешно практикуется во всех вопросах, соприкасающихся с християнским учением, ибо на стороне пропагандистов было и недавнее нерасположение общества к религии вообще, а к православной в особенности, и еще более – непроходимое невежество в учении Св. Библии: публика наша даже не представляет себе объема этой книги и воображает, будто Библией именуется только Ветхий Завет. – А Новый? – «Ну, это другое дело: Новый Завет – это все равно, что Евангелие». – А деяния, послания и апокалипсис? – «Ах, в самом деле, я и забыл (чаще – забыла)».

Подробнее...

Антоний. Слово в день памяти святителя Воронежского Митрофана.

В Бозе почивший пастырь сей богохранимой паствы, святитель Митрофан, уготовал нам и днесь предлагает духовный пир. Аз, недостойный его преемник, именем его созываю вас, благословенная паства, на сие святое угощение. В сем граде, на сем святом месте, он с паствою своею приносил Бескровную Жертву, совершал праздники, питал словесное стадо пищею слова Божия и совершением Святых Пребожественных Тайн, утверждал в благочестии своим святым примером; и вкупе пастырь и стадо Христово в простоте сердца веселились духовно.

Честны и добронравны были предки наши, возлюбленная паства! Откройте слух ваш и примите наше напоминовение к назиданию и душевному спасению. Кратко объясним похвальные свойства предков наших, дабы показать, с какими благими чадами святитель Митрофан проходил подвиг своего служения; и мы да ревностно последуем примеру их.

Подробнее...

Андроник (Никольский). Станем добре, станем со страхом, вонмем.

Письма архиерея к иереям

Содержание

1. Требования времени 2. Наша народная русская культура есть культура духа 3. Духовное пастырствование на почве русского народного духа 4. Отрицательные черты в наблюдаемой современной действительности 5. Глубокая вера и чувствительная совесть у народа, мятущаяся при недостатке пастырского руководства 6. Постепенность и жизненность пастырских начинаний О богослужении 7. Проповедь Евангелия жизни 8. Содружество ревнителей веры и жизни по вере 9. Благотворительность 10. Народная школа 11. Библиотека, читальня и вообще о печатном слове 12. Борьба с пьянством Общества трезвости 13. Народные богомоления и паломничества 14. Приходские праздники 15. Нынешний соблазн о видимости сектантского благочестия 16. Священник-миссионер 17. Различные обнаружения церковности в деревне и в городе 18. Евангелие Христово должно быть закваской всей жизни по нему 19. Оцерковление жизни во всех ее отправлениях 20. Благодатная почва для Евангелия в духе русского народа 21. Пастырские посещения домов прихожан 22. Научение обрядам и обычаям церковным 23. Тайна христианского благочестия – воодушевление пастыря Церкви Святочное приветствие духовенству Пермской епархии 24. Заключение

Подробнее...

Любомудров А. М. Оптинский монах Виктор Вейденгаммер – персонаж романа И.С. Шмелева «Пути небесные».

Оптинский монах Виктор Вейденгаммер – персонаж романа И.С. Шмелева «Пути небесные»

Алексей Маркович Любомудров,

д.филол.н., вед. н.с. ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН

Статья опубликована в издании: Шмелев И.С. Пути небесные: Роман. М., 2005. С. 793 – 837.

Если любознательный паломник, приехав в Оптину Пустынь, зайдет в знаменитый Предтеченский Скит и, помолившись у келий старцев Амвросия и Макария, поинтересуется, что за скромное здание прячется от людских глаз в юго-западном углу Скита, ему скажут: «Это - домик Вейденгаммера». Кем же был этот человек со странной фамилией, и почему его имя, наряду с именами прославленных старцев, увековечено в истории обители?

Рясофорный монах Виктор (Вейденгаммер) провел в Оптиной последние 16 лет своей жизни и исполнял послушание инженера-строителя. Память о нем хранят возведенные под его руководством церковь преп. Льва Катанского и другие здания в Оптиной и соседней Шамординской обителях. Но не только они. Удивительную судьбу этого человека запечатлел в своем итоговом произведении, романе «Пути небесные», православный русский писатель Иван Сергеевич Шмелев.

Подробнее...