Карташёв А. В. Воссоздание Св. Руси.

Содержание

Введение

I. Постановка проблемы II. Национальная душа и миссия наций III. «Святая русь» в путях России IV. О христианской государственности. V. Взаимоотношение Церкви и государства. VI. Благоустройство Церкви русской VII. Как же бороться? VIII. Размежевания 1) Соседское размежевание 2) Размежевание с бескровным эмигрантством 3) Гилософские отклики 4) Предрассветный крик 5) Размежевание с слепой предубежденностью IX. Тезисы для дискуссий на тему: «воссоздание св. Руси» 

 

 

Введение

«Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии» (Пс. 126,1).

Нам, восточным, близок фатализм. В ответственных делах мы склонны все возлагать «на волю Божию», не ставя на первое место напряжение до предела своей собственной воли и своей ответственности в ожидании уже на них Божия благословения, или неблагословения. А потому и лозунг «воссоздания» склонны скорее понимать в смысле пассивном, как терпеливую оборону, а не наступление. Такого рода пассивизм, какую бы частичную правду он в себе ни заключал, в настоящий исторический момент как раз не ко времени. Потеряв Русь национально-государственную, православную, по грехам нашим, по слепоте и небрежению, мы жестоко наказаны за наш пассивизм, за неорганизованность, за непредусмотрительность, за незащищенность. Мы уже не имеем права полагаться только на один путь или метод мученического долготерпения. Пред нами уже предостерегающая карикатура на добродетель пассивизма в виде советской церкви, не борющейся за Св. Русь и не только пассивно подчиняющейся активно-антихристианской власти, но к усердно ей услужающей. Пример: съезд в священных стенах Троице-Сергиевой Лавры под председательством патриарха Алексия служителей всех религий для прославления лживого миротворчества оккупированного антихристом Кремля.

Подробнее...

Карташев А. В. Автобиография.

АВТОБИОГРАФИЯ АНТОНА ВЛАДИМИРОВИЧА КАРТАШЕВА

 

(1875—1960)

 

Родился 11 (7) 1875 г. в Кыштыме, Екатеринбургского уезда. Пермской губернии. Это уральский горный завод, население ко­торого со времен Петра Великого составилось из переселенцев из центральной России. Семьи со стороны отца и матери были из крепостных крестьян туляков, получивших на Урале звание «горно-заводско рабочих». Работая юридически в крепостном состоянии на разнообразных ролях от чернорабочего до управителя завода, население имело от своих владельцев еще и родовые земельные наделы, (так называемые «посесионные») с пахотой, выгоном и лесом. Уровень жизни был примитивный, но существование без­бедное.

Подробнее...

Дмитриевский А.А. Рецензия на книгу свящ. М. Соколова «Богослужение Православной Церкви. Руководство для учащихся в средних учебных заведениях».

Нам весьма приятно начинать страницы «Библиографического Богословского Листка» известием о выходе в свет книги, полное заглавие которой мы выписали. Как показывает и это вышеприведенное заглавие, настоящее «руководство» составлено мастером своего дела ради удовлетворения настоятельной, насущной потребности дать своим питомцам вполне для них понятное и пригодное руководство по изъяснению православного богослужения. Нужда в таком руководстве сказывается уже давно, при отсутствии более или менее удовлетворительных пособий в этом роде, не смотря на то, что подобные руководства выпускаются десятками в год. Первое и главное отличие настоящего руководства от подобных ему изданий заключается в замечательной простоте и общедоступности изложения того наличного материала; какой обыкновенно находит место в этих книгах. Автор хорошо знаком с теми лицами, для которых он пишет свое руководство, педагогическая опытность подсказывает ему, что его ученикам необходимо знать и что можно опустить без ущерба для их полного и разумного знакомства с состоянием современного нам православного богослужения, а также и то, каким языком и тоном нужно говорить с ними. Поэтому все внимание и старание автора направлено к тому, чтобы преподанное на уроках его было усвоено учениками вполне, и чтобы для них в его руководстве не осталось недоступным и непонятным ни единого слова. И о. Соколова можно пожалуй упрекнуть уже в чрезмерном усердии все выяснять своим слушателям. Это стремление само по се6е в педагоге прекрасное качество, но оно бывает скучновато и однообразно-утомительно для учеников, когда преподаватель стремится продолжать свои объяснения уже после того, как ученики давно поняли и усвоили предлагаемое их вниманию. Это – с одной стороны. С другой и сам педагог, который должен всегда предлагать своим слушателям истины в догматической форме и по возможности кратко и сжато превращается в этом случае просто в говоруна, любящего нагромождать свою речь одними и теми же словами, но в ином виде. Как образчик излишней подробности при определениях и описаниях мы укажем на стр. 89. Здесь автор так описывает особенности праздника Пятидесятницы: «Праздник Пятидесятницы Церковь празднует в пятидесятый день после Пасхи и посвящает его воспоминанию о сошествии Св. Духа на апостолов в пятидесятый день после воскресенья Христова. 

Подробнее...

Дмитриевский А. А. Рецензия на Н.Ф. Красносельцева «К истории православного богослужения. По поводу некоторых церковных служб и обрядов, ныне не употребляющихся. Казань. 1889».

Имя профессора Н. О. Красносельцева (ныне профессора церковной истории в Императорском университете в Одессе) пользуется в науке уже давно почетною известностью. Последние годы почтенный профессор одарил церковно-археологическую и литургическую науку целым рядом мелких брошюр и солидных монографий по разным вопросам избранной им специальности.

Все эти труды ученого профессора отличаются солидными литературно-научными достоинствами и не прошли незамеченными в «нашей периодической печати. Мы со своей стороны намерены в настоящий раз обратить внимание читателей лишь на самые последние произведения его плодовитого пера и высказать некоторые иные суждения по вопросам, затронутым в них почтенным автором.

На первом месте мы ставим книгу, заглавие которой выписали выше. Появление этой книги в свет было вызвано подобною же работою протоиерея К. Никольского под заглавием: «О службах русской Церкви, бывших в прежних печатных богослужебных книгах». Спб. 1885, в которой автор рассмотрел и, насколько это было возможно, сделал историко-археологические объяснения пятнадцати разнообразных церковных служб, ныне уже не совершаемых или вышедших из употребления» (стр. 5). Но так как «книга о. Никольского исследует намеченный предмет не во всей полноте: иное здесь только намечено, а иное и вовсе опускается» (стр. 8), то проф. Красносельцев и был вызван «на дальнейшую разработку затронутых в ней предметов и на дополнение новыми материалами» (Ibid). Последнее касается чинов вступления на паству новых архиереев, летопроводства и страшного суда, и сделано им на основании вновь открытой рукописи соловецкой библиотеки 1715–1723 г. № 1181 под заглавием: «Книга глаголемая чиновник келейная архангело-городского Спасского собора, собранный от первого чиновника и записок и от обычаев тоя церкви положенный». 

Подробнее...

Дмитриевский А. А. Рецензия на книгу П. Лебедева «Краткое учение о богослужении Православной Церкви для Средних школ».

Составил применительно к потребностям преподавания предмета в средних светских и низших духовных учебных заведениях преподаватель Московской духовной семинарии Петр Лебедев. Москва. 1883 г.

Имя автора этой книги не ново в учебно-педагогическом мире. Два года тому назад г. Лебедев появился на арену своей педагогической деятельности с учебником по литургике для духовных семинарий, который и был одобрен Учебным Комитетом при Святейшем Синоде. Хороший сбыт его побудил г. Лебедева сократить свой учебник и издать в настоящем виде с заглавием, которое мы выписали выше. Этот учебник автор сократил и издал в настоящем виде под заглавием, которое мы выписали выше, и назначил в руководство детям средних светских и низших духовных учебных заведений, при изучении ими богослужения православной Церкви.

Как и все прежние составители учебников по богослужению нашей Церкви, г. Лебедев пытается подыскать таинственное знаменование всех тех составных элементов, из которых слагаются наши церковные чины и последования, а равно и всех священных вещей, необходимых для того, чтобы данное богослужение совершалось «по чину и благообразно». Но все попытки в этом роде автора мы можем не иначе назвать, как только напрасными и неудачными. Вместо того, чтобы пользоваться в этом случае писаниями отцов и учителей Церкви, относящимися к истолкованию богослужения православной Церкви, наш автор с большими усилиями пытается подыскать свои объяснения, которые страдают полным отсутствием простоты, естественности и удобопонятности для тех юных питомцев, которым предназначается разбираемая нами книжка.

Подробнее...

Дмитриевский А. А. По поводу издания в свет нескольких трактатов и писем архиепископа Никифора (Феотоки).

(Посвящаю пастырям и пасомым Астраханской епархии)

Неутомимый исследователь памятников древней письменности своего народа, маститый греческий ученый Иоанн Саккелион, состоящий ныне на скромной, но симпатичной сему труженику и подходящей его преклонному возрасту, должности хранителя рукописного отдела при национальной библиотеке Афинского университета, продолжает с замечательною энергиею дарить, и довольно часто, историческую науку своими ценными изданиями. Правда, его издания всегда по объему не велики, так как первоначально помещаются в каком нибудь из многочисленных ученых периодических изданий Афин, но они всегда обогащают историческую науку чем-нибудь новым, или же восполняют в ней существующие недочеты. Знаток патмосских рукописей, описание которых ожидалось учеными с живейшим интересом и ныне уже вышло в свет, и замечательный библиограф, г. Саккелион снабжает свои издания обширными и, по новости материала, весьма ценными примечаниями, благодаря чему его издания в глазах занимающихся греческими и византийскими древностями приобретают особенную ценность и значение. В настоящий раз мы намерены остановить внимание русских читателей на одном из его изданий, которое для нас, русских, не лишено и особенного значения, так как имеет непосредственное отношение к истории нашего отечества.

В 1890 году, в Афинах, г. Саккелион выпустил в свет брошюру, которая заключает в себе несколько трактатов и писем графа Никифора Феотоки, бывшего архиепископа Астраханского (1786 – 1792 гг.). Личность графа Феотоки Никифора в одинаковой степени интересна, как его соотечественникам, так и нам, русским, потому что его педагогическая и ученая деятельность главным образом принадлежит востоку (до 1779 г.), а административная и публицистическая – России (1779 – 1792 гг.). He удивительно поэтому, что личность эта, для своего времени весьма замечательная, но не оцененная в литературе по достоинству, должна приковывать к себе внимание ученых Греции и России. Полная характеристика этого славного иерарха, ученого и великого оратора, еще не сделана, да и не своевременна, так как его многочисленные ученые труды, его проповеди и обширная корреспонденция еще не изданы в свет. На долю современных ученых выпадает, следовательно, скромная роль быть пока лишь издателями многочисленных трудов сего иерарха. Эту то скромную роль и взял на себя почтеннейший труженик И. Саккелион, издавший, как сказано выше, несколько его трактатов и писем.

Подробнее...

Дмитриевский А. А. Отзыв о сочинении П. Успенского «Восток христианский. История Афона. Ч. III. Афон монашеский».

Восток христианский. История Афона. Ч.III. Афон монашеский. I) Судьба его с 911 по 1891 год. Отделение второе. II) Оправдания истории Афона (то есть приложения к этому отделению). Издание Императорской Академии наук под редакцией П.А. Сырку. С.-Пб. 1892. 8°. LI+V+1083 стр.

Тщательным во всех отношениях изданием настоящей книги покойного преосвященного Порфирия Успенского наша Академия Наук выполнила предсмертную волю ее автора, придавшего этому своему труду весьма важное значение (стр. 604), и удовлетворила тех из русских людей, которые с нетерпением и с большими надеждами ожидали выхода в свет окончания «Истории Афона», в свое время, при появлении первых томов, наделавшей немало шума и оживленных толков... Впрочем, нужно правду сказать, что ожидания и надежды последних не сбылись даже и на половину, и явившееся разочарование посмертным трудом епископа Порфирия в среде русских ученых было так велико, что книга эта, сколько нам помнится, не вызывала ни одной более или менее серьезной критико-библиографической заметки в нашей периодической печати. Это станет вполне понятно, если мы припомним предшествующие появлению в свет настоящей книги обстоятельства и те ожидания и запросы, которые предъявляются представителями науки к трудам, подобным настоящему.

Подробнее...

Дмитриевский А. А. Ночь под Рождество Христово в Иерусалиме в 1887 году (из впечатлений очевидца).

Византийский патриарх

Отдельные части сложного целого, которые и приладили к русской церковной организации неудачно и неумело. В области высшего церковного управления в Poccии так было и с патриаршеством, и с синодом ...

В.

* * *

Факт общеизвестный, что на святых местах в Иерусалиме издавна между лицами различных вероисповеданий идет непрерывная вражда, время от времени прорывающаяся наружу в виде столкновений, иногда даже с кровавым эпилогом. Вследствие этих, крайне натянутых, условий религиозной жизни разных вероисповеданий и национальностей, святые места, достопоклоняемые святыни всего христианского Mиpa – Св. Гроб, Голгофа, храм Воскресения, Вертеп Христов и др. – содержатся в таком запустении и небрежении, что на человека, впервые появляющегося в Иерусалиме, производят поражающее, безотрадно тяжелое впечатление. Необходимо, однако, много изворотливости и находчивости со стороны тех, кому Провидение вверило охрану этих дорогих всему христианскому Миру святынь, чтобы они время от времени реставрировались и поддерживались и в том запущенном и невзрачном виде, в каком большинство из них предстают взору поклонников, прибывших сюда с целью излить свои сердечные вопли в горячей слезной молитве. Вот фактическая иллюстрация указанных натянутых отношений различных вероисповеданий в Иерусалиме.

Подробнее...

Дмитриевский А. А. На первый день Пасхи в калмыцкой кибитке.

Судьба калмыков, коснеющих целые века во мраке язы¬чества, составляет предмет забот и попечений духовной и свет¬ской власти, а потому все, что относится к быту и образу жизни их не может не представлять особенного интереса. В этих видах я нахожу не лишним сообщить рассказ о своем первом посещении калмыцкой кибитки, несколько лет тому назад.

Дело было на первый день Пасхи. Волга только что разошлась. После вечерни я и четверо моих товарищей порешили переправиться на форпост1, чтобы подышать чистым воздухом и полюбоваться пробуждающеюся природою, после той жестокой зимы, которая была в 1875–76 г. и которая должна быть памятна для астраханцев. Так называемый казенный перевоз «не ходил», поэтому нам пришлось нанять частную лодку, отдать по 5 коп. с человека. Прогулка по форпостинскому валу и прилегающей к нему степи продолжалась недолго; по предложению А. И. мы все отправились в кибитку знакомого ему калмыка К.

Подробнее...

Дмитриевский А. А. Лазарево воскресение и Неделя ваий в Иерусалиме.

Год XLIV.

Руководство для сельских пастырей.

Выходит еженедельно.

Цена годовому изданию на месте пять руб., с пересылкой шесть рублей серебром.

Подписка принимается в редакции сего журнала, при Киевской духовной Семинарии.

№ 12

1903 года. Марта 23-го.

Содержание: Пастырские собрания, как выражение пастырского взаимооб- щения. – Лазарево воскресение и неделя ваий в Иерусалиме. – Причины, почему церковное Богослужение не располагает нас иногда к сердечной молитве пред Богом. – Народные обычаи на Благовещение Пресв. Богородицы в Назарете. – Кто из священнослужителей должен, первенствовать при соборных Богослужениях!..

Подробнее...