Заозерский Н. А. К вопросу о тайной исповеди, отзыв о сочинении проф. А. Алмазова «Тайная исповедь».

А. Алмазов: Тайная исповедь православной восточной церкви, [Опыт внешней истории]. Т. 1. Общий устав совершения исповеди. Стр. I–XVI; 1–596. – Т. II. Специальные уставы; отдельные молитвословия и церковно-гражданские постановления, относящиеся к исповеди. Стр. 1–464. – Т. III. Приложения. Стр. I–V; 1–296; 1–80, I–XVII. Одесса. 1894).

 

Названный ученый труд принадлежит к числу таких, которые в первый момент по ознакомлении с ними доставив чувство удовлетворения, при дальнейшем, более близком ознакомлении действуют на изучающего их уже не успокоительно только, но и возбудительно, вызывая на самодеятельность в области произведенных автором исследований.

Причина такого именно дейстия трудов этого рода заключается вообще в свежести, новизне материала, вскрываемого ими на свет Божий и проливающего новый свет вширь и вглубь научной области, дотоле почитавшейся возможно исследованной. При действии этой общей причины в данном случае возбудительно действует на изучающего и замечаемые по местам недостаточность исполненного труда, а также и естественно возникающее при этом желание не только указать на нее, но и – по возможности – исправить самодеятельностью хотя и в направлении автора.

Подробнее...

Дубов И. В. Переяславль-Залесский – родина Александра Невского.

Князь Александр Невский и его эпоха. Исследования и материалы. СПб, 1995. С. 86-92.

 

Имя и деяния Александра Ярославича Невского - великого князя Владимиро-Суздальского, Новгородско-Псковского и Полоцко-Витебского - хорошо известны и почитаемы. В 1220 г. в одном из крупных городов Северо-Восточной Руси Переяславле-Залесском в семье великого князя Владимирского Ярослава Всеволодича родился княжич Александр.

В то время Переяславль-Залссский был относительно молодым городом - со дня его создания не прошло и семидесяти лет. Создал его прадед Александра Ярославича Юрий Долгорукий - собиратель русских земель, основатель Москвы и Переяславля-Залесского. Это событие зафиксировано в летописи под 1152 г.: "В лето 6660 Юрьи Володимеровичь Переяславль переведе от Клещина и заложи град велик (созда болши старого) и церковь постави Святого Спаса в Переяславле".1 Для нас очень важно еще одно письменное сообщение о начале истории города Переяславля-Залесского: под 1157 г. сообщается о завершении Андреем Боголюбским строительства Спасского собора, который начинал строить его отец князь Юрий.

В этом упоминании особо подчеркивается, что собор построен не просто в Переяславле, а в Переяславле-Новом. Это означает, что Переяславль-Залесский так же, как и Новгород Великий, был городом новым по отношению к какому-то своему предшественнику.

Подробнее...

Дубов И. В. Углече поле.

 

Этот город впервые упомянут в летописи в связи с событиями феодальной войны между суздальцами и новгородцами. Новгородские и смоленские войска во главе с киевским князем Изяславом и смоленским Ростиславом зимой 1148–1149 гг. нанесли ощутимый удар по Суздальским дружинам во главе с князем Юрием Долгоруким. Летописец подробно описывает случившееся: “В лето (6657)… И совокупишася вси на усть Медведици, и оттуда послаша в Суждаль к великому князю Юрью Владимиричю Мономашу послов своих. Он же послов их к ним отпусти, а своего к ним не посла, и оттуда по Волзе идоша к Снятину, и ко Углечю Полю и к Молозе, даже и до Ярославля, воююще, секуще, жгуще, и взяша полону голов болши седми тысящь”.1

С Угличем и Ярославлем связано и единственное сообщение о рассматриваемых городах Северо-Восточной Руси на берестяной грамоте из Новгорода, которую послал новгородец Терентий из Ярославля Михалю в Новгород. Он писал: “От Терентея к Михалю. Пришлить лошак с Яковьцем. Поедуть дружина Савина чадь. Я на Ярославли, добр, здоров и с Григоремь. Углицане замерзли на Ярославли. Ты до Углеца, и ту полк дружина”.2 А. В. Арциховский и Л. В. Черепнин утверждают, что в данной грамоте говорится о событиях 1148–1149 гг., когда Верхняя Волга была центром ожесточенной феодальной усобицы.3 Однако В. Л. Янин, исходя из стратиграфических условий находки, считает, что грамота относится к более позднему времени и написана в 80-х годах XIII в., т. е. позже более чем на столетие по сравнению с предыдущими датировками.4 В. Л. Янин полагает, что перед нами сообщение о походе новгородцев под Углич и Ярославль, связанном с соперничеством сыновей Александра Невского Андрея и Дмитрия в борьбе за великокняжеский Владимирский стол. По его мнению, ценность грамоты повышается и в связи с тем, что в летописях о данном походе не сообщается ничего.

Подробнее...

Денисов В. В. Архитектурный ансамбль Угличского кремля по материалам письменных источников.

Тезисы доклада на всероссийском симпозиуме "Кремли России" (М., 23– 26 ноября 1999 года).

 

Угличский кремль относится к числу интереснейших археологических, архитектурных, историко-культурных памятников Верхневолжья. Целый ряд специалистов занимался исследованием его археологического прошлого, планировки и топографии X-XVII вв., проблемами формирования архитектурного ансамбля в XVIII-XХ вв., анализом графических и изобразительных материалов. Особый интерес представляют письменные источники, со держащие сведения о состоянии Угличского кремля в различные исторические периоды. Их можно условно разделить на три группы: летописные, описательные и актовые.

На сегодняшний день известно более двадцати рукописных списков Угличского лето писца, датированных серединой XVIII-XDC вв. Однако есть основания отнести истоки местного летописания к концу XV-XVI в.

Первоначальный кремль представлял собой треугольную мысовую крепость, ограниченную с напольной стороны древним рвом, фрагментом которого является сохранившийся пруд. До второй половины XV в. в летописных источниках отсутствуют данные о нем, за исключением упоминаний о "крепости градной" и соборной церкви.

Подробнее...

Глазов В. П. В лето 6616-е (к топографии Владимира).

В кн.: О крае родном. Люди, история, жизнь, природа земли Владимирской. Ярославль, Верх.-Волж. кн. изд-во, 1978. Стр. 30—43.

 

От редакции:

Основание города Владимира великим князем Владимиром Мономахом датируется русской летописью под годом 6616-м. По современному календарю этому году летописи равнозначен 1108 год. Возможно ли с достоверностью воссоздать облик нашего древнего города в его первоначальном виде?

Советская археологическая наука давно интересуется далеким прошлым русских городов. Археологом В. П. Глазовым были проработаны архивные, литературные и летописные источники, связанные с историей города Владимира, а в течение последних десяти лет им проводились раскопки и осуществлялся археологический надзор за земляными работами во Владимире. На основе всех полученных данных В. П. Глазов в настоящей статье делает попытку восстановить топографию и облик города Владимира как «в лето 6616-е», так и в последующие годы его становления.

Подробнее...

Глазов В.П. Новые археологические памятники Владимирской области.

В кн.: Археологические открытия 1976 года. М., 1977. С. 47–48

Продолжены поиски археологических памятников на юго-востоке Владимирской области в Меленковском и Муромском районах.

В Меленковском р-не разведками пройдены бассейны рек Унжи, Салки, Ястребки, Скоморошки, а также левый берег Оки. Выявлены 22 новых разновременных памятника. Наибольший интерес представляют городища эпохи раннего железа близ сел Архангел (р. Унжа), Воютиново1, Дмитриевы горы и Муратово. Городище у с. Воютиново отличается редкой для владимирских памятников дьяковской культуры системой оборонительных сооружений. С напольной стороны мыс отсечен двумя параллельными валами, причем внутренний вал насыпан из раннего слоя самого укрепленного поселения. Насыпь наружного вала имеет в основании угольную прослойку. В культурном слое выделяются два горизонта. В верхнем преобладает гладкостенная лепная керамика (иногда с лощением). Нижний слой содержит грубую текстильную керамику, в основном  баночной формы. Двуслойным является и городище у с. Дмитриевы горы с остатками кольцевых валов (значительно разрушены). В культурном слое этого городища помимо керамики с текстильным орнаментом имеется и рогожная керамика. Среди более ранних памятников района отметим девять мезолитических стоянок, расположенных на двух больших пойменных грядах близ с. Григорово.

Подробнее...

Глазов В.П. Микротопография Владимира на Клязьме XII—ХIII вв.

В сб.: Археология и история Пскова и Псковской земли. Краткие тезисы докладов научно-практической конференции. Вып. 2. Псков, 1988.

 

1. Историческая топография древнерусских городов была предметом изучения целого поколения русских краеведов и историков.

Особенно значительны исследования членов Владимирской Ученой архивной комиссии, которые занимались публикацией архивных документов и их интерпретацией. Благодаря их работе был заложен фундамент знаний по истории Владимира XII—XVIII вв. Собрание рукописей частных лиц, архивы монастырей и церквей нашли свое место на страницах Владимирских губернских и епархиальных ведомостей, в специальных выпусках Трудов Владимирской архивной комиссии. Здесь были опубликованы работы А. Н. Артлебена, К. Н. Тихомирова, В. В. Касаткина, В. Д. Доброхотова, А. И. Бунина. Археологические раскопки Владимира не производились за исключением работ по реставрации памятников культового зодчества. Но в печати постоянно помещались заметки о случайных археологических находках с их развернутой характеристикой и попытками хронологической расшифровки.

Подробнее...

Гадалова Г. С. Рукописные литературные памятники тверских хранилищ о событиях Смутного времени

В рукописной коллекции Государственного архива Тверской области (ГАТО) сохранились списки ряда литературных памятников по истории Смутного времени (1606-1612 гг.), большая часть из которых не введена в научный оборот.

Прежде всего, следует назвать списки летописей. Так, в Тверском архиве выявлено три списка Нового летописца разной сохранности: ГАТО. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 66. Л. 1-81 об. (с утратами) (3-я четверть XVII в.; рукопись кратко описана, см.: Сперанский М. Н. Описание рукописной коллекции Тверского музея. М., 1891. Вып. 1. С. 74); Там же. Д. 133. Л. 174-180 об., 211-345 (2-я четверть XVII в.; фрагмент, текст со слов: «да д(ь)яка Ивана Болотникова, а с ним государь велел послать столников и стражников...» (Сперанский М. Н. Описание... Вып. 1. С. 168-172)); Там же. Д. 685. Л. 1-125 об. (40-50-е гг. XVIII в.; список атрибутирован в конце XIX в. как «Хронограф. История. Начало Смутного времени»). Кроме того, выявлен один из поздних памятников — список Морозовского летописца: Там же. Д. 729. Л. 1-22 (середина XVIII в.).

Подробнее...

Успенский А. И. О художественной деятельности евангелиста Луки.

Содержание

I. Евангелист Лука, как иконописец II. Евангелист Лука, как резчик 

 

I. Евангелист Лука, как иконописец

Предание о художественной деятельности Евангелиста Луки весьма распространено, – Икона Богоматери, приписываемых кисти Евангелиста Луки, известно немало; по словам Рауль Рашетта, количество их настолько значительно, что названный Евангелист единолично не мог выполнить их в продолжении целой жизни, особенно, если принять в соображение, что его главною специальностью была медицина1, В Риме приписывают Евангелисту Луке икона Богоматери – в церкви Марии Великой на Эсквилинском холме и в церкви Марии на via lata. Эмерик Давид насчитывает семь таких икон и из них некоторые указывают в Рим. В Греции тому же Евангелисту приписываются иконы – Влахернская, Милостивая на о. Кипр и Кикская; в Польше – Ченстоховская. В России с именем Евангелиста Луки известны Владимирская икона, хранящаяся в Московском Успенском соборе, Смоленская в Смоленске, Филермская в Гатчине, Тихвинская в Тихвинском монастыре, икона Богоматери в Троицком монастыре в т. Вильне, принесенная сюда Еленою, дочерью Иоанна III и женою Александра. Впервые о художественной деятельности Евангелиста Луки упоминает историк VI века Федор Чтец, который сообщает, что Императрица Евдокcия послала Пульхерии из Иерусалима икону Богоматери, писанную Ев. Лукою2, событие это, следовательно, произошло около половины V века. В сочинениях, приписываемых св. Иоанну Дамаскину, неоднократно упоминается об иконе писанной Ев. Лукою же. Метафраст, писатель Х века, в жизнеописании Луки сообщает, что последними написаны иконы Христа и Божьей Матери. В анналах Болоньи (ХII в.) передается, что образ Богоматери в Болоньи написан Евангелистом Лукою – и принесен сюда из Константинополя одним греческим еремитом Никифор Калист, писатель XIY Божьей Матери. – По его словам, Ев. Лука быль врач по профессии, однако же весьма искусен также и в живописи: τέζνη μὲν ἰατρὸς ἄκκρως δέ τήν ξωγράφον τεχκην εξεπιστάμενος3 Он первый изобразил живописью образ Христа и боголепно родившей Его Матери и даже верховных апостолов, и отсюда это благочестивое и досточтимое дело прошло во всю вселенную4. В другом месте5 Никифор Каллист сообщат, что Пульхерия, которой, по свидетельству Федора Чтеца, послан был образ Богоматери, построила три храма и в числе их храмов Οδηγῶν, куда и был поставлен полученный ею из Антиохии образ. Последний, по словам Каллиста, написал сам божественный апостол Лука своими руками, когда Богоматерь была еще жива, – увидев этот образ, Она благодарила живописца за его прекрасное произведение. То же предание проникло и в греческий иконописный подлинник, оно здесь отразилось на изображении Ев. Луки. «Святой Лука Евангелист молод, волосы завились, борода небольшая, рисует Богоматерь». 

Подробнее...

Успенский А. И. Иконы Церковно-археологического музея Общества любителей духовного просвещения. Выпуск I.

Содержание

Спас Благое Молчание Богоматерь Сретение Господне. Пророк Илия. Алексей Человек Божий Преподобный Иосиф Песнописец Преподобный Иосиф Волоцкий, “Святый Никита Епископ” Преподобный Никита, Епископ Халкинский чудотворец. 

 

Дорогому отцу

посвящает эту работу

автор

Начало церковно-археологическому музею при обществе любителей духовного просвещения положено было в 1872 году, когда при Обществе был образован отдел иконоведения. Так как в отдел стали поступать в значительном количестве старые иконы и другие священные предметы, то, по предложению бывшего настоятеля Данилова монастыря архим. Амфилохия, с утверждения Высокопреосвященнейшего Митрополита Иннокентия образовано было хранилище вышеобозначенных предметов в свободном здании Данилова монастыря. Первыми пожертвованиями для музея были – от Её Императорского Величества Государыни Императрицы Марии Александровны – четыре иконы и от Св. Синода – до 60 икон. Заведовали хранилищем иеромонах Данилова монастыря Леонид и иеродиакон Антоний, под руководством архимандрита Амфилохия. Дальнейшая судьба этой коллекции была очень печальна. – После кратковременного пребывания в Даниловом монастыре, иконы, затем, отсюда были, частью, переданы Амфилохием в некоторые другие музеи, частью, – употреблены для пополнения иконостасов и проч. в Данилове монастыре, остальные же были вынесены в холодную пристройку к колокольне над св. воротами монастыря. В таком положении дело оставалось до последнего времени. По восстановлении деятельности отдела иконоведения, обращено было внимание на находившиеся в Даниловом монастыре иконы. Чтобы предохранить останки коллекции от дальнейших случайностей, Отдел позаботился о возвращении в помещения Епархиальной библиотеки оставшихся икон, что и было исполнено в 1900 году. В настоящее время в музее Общества не одна сотня икон, они до сих пор не приведены в систему и почти совсем н описаны, да и особого лица, заведующего музеем, пока еще нет. Мы слышали, что ц.-археологический Отдел Общества Любителей Духовного Просвещения намерен заняться образованием и организацией музея, столь необходимого для отдела, путем собирания оставшихся, за ветхостью или порчей без употребления, св. икон и других, относящихся к православному богослужению, священных предметов – Предпринимая издание снимков с наиболее интересных икон названного музея, мы решили снабдить их краткими описаниями и примечаниями. – В настоящий первый выпуск вошло всего лишь 11 икон. – Следующие выпуски будут выходить по мере накопления нового материала. В конце издания будет приложен необходимый указатель к нему. – Издаваемые нами переводы с икон исполнены г. Ром. Ром. Шимановским.

Подробнее...