Вересова Е. А. Местные промыслы тверских крестьян в конце XIX начале XX веков: общие тенденции и специфика.

В настоящее время в условиях стремительных перемен среди исследователей возрастает интерес к изучению исторических аспектов образа жизни крестьянского населения.

 

С этой позиции актуальным является дополнение исследований о промысловой деятельности населения историко-статистического характера историко-культурными, изучение

 

данной проблемы в системе социальных отношений, общественных связей [12, с. 4].

 

Тверская губерния, расположенная в бассейне верхнего течения реки Волги, входила в состав Центрального промышленного района России, отличавшегося развитием среди населения промысловой деятельности. В условиях малоземелья и низкой плодородности почв губернии, среди тверских крестьян широкое распространение получили различные местные промыслы и ремёсла, составлявшие вторую по доходности статью крестьянского хозяйства [20, с. 5].

Подробнее...

Вергей В. С., Иов О. В. Городище и селище в д. Городище Пинского р-на.

Археология и история Пскова и Псковской земли. Краткие тезисы докладов научно-практической конференции (сборник 2). Псков, 1988.

 

Городище и примыкающее к нему селище расположены в 12 км северо-восточнее г. Пинска на левобережье р. Ясельды в д. Городище. Укрепленное поселение возведено на восточном берегу Городищенского озера на высоком мысу между двумя небольшими оврагами.

С западной и северной сторон имеет довольно крутые, видимо, искусственно подрезанные склоны. Следы вала на поверхности не прослеживаются. Овальная в плане площадка имеет размеры 27X22 м. Осмотр памятника и поверхностные сборы на нем проводили Р. Горошкевич (1928), Ю. В. Кухаренко (1961), Л. Д. Поболь (1964), В. Б. Короткевич (1970), В. Б. Перхавко (1977).

В 1983 и 1986 гг. на городище вскрыто 212 кв. м культурного слоя, толщина которого в центре площадки достигала 3 м. Стратиграфия на разных участках раскопа не одинакова. Верхний слой имел мощность 1,2—2,8 м и состоял из рыхлого перемешанного грунта с включениями золы, прослоек светлого песка. Характеризуется значительным количеством строительного мусора и обломков гончарной посуды XVII—XIX вв. 

Подробнее...

Веденеева Н. Е. Политическая обстановка на Руси в последней четверти XIV века

Актуальность темы обусловлена повышенным общественным и исследовательским интересом к проблемам истории средневековой Руси. В последнее время наметились новые подходы к изучению процесса образования Российского государства. Но историки расходятся в оценке отдельных личностей, стоявших во главе этого процесса, и их политики. Изучение конкретных фактов эпохи Дмитрия Донского и Василия I может внести коррективы в популярную ныне идею об особом, «деспотическом» пути русской средневековой государственности.

 

К последней четверти XIV в. Русь по-прежнему оставалась раздробленной, но ее общая политическая карта значительно упростилась. Вместо множества мелких княжеств мы видим теперь шесть крупных государственных образований: Московское, Тверское, Рязанское, Суздальско-Нижегородское великие княжества, Новгородскую и Псковскую вечевые республики. Политическое развитие этих русских земель, за исключением Новгорода и Пскова, шло по пути усиления в них великокняжеской власти, что неизбежно подрывало относительную самостоятельность удельных князей и низводило их до положения князей служебных.

 

Достаточно укрепив центральную власть в своих княжествах, великие князья стали претендовать на руководство другими русскими землями. На повестку дня встал вопрос об объединении всех земель СевероВосточной Руси под главенством какого-то одного великого князя.

Подробнее...

Варкони Ф. «Пока однажды…»

Оп.: Континент, 1975, №3.

Автор род. в 1909 г., в 1970-е г. работал в Мюнхене, готовил материалы для венгерской редакции "Радио Свобода". Ум. 27.6.1987 в Мюнхене,

Договорим: «пока однажды не вспыхнуло восстание».

Описание восстания заключенных Кингирского лагеря, продолжавшегося с 15 мая по 27 июня 1954, — самое главное в книге его участника, венгерского врача Франца Варкони. Это восстание было следствием бунтов на Воркуте и, в свою очередь, вызвало аналогичную вспышку в соседних Джезказганских лагерях. Это восстание сыграло свою роль в крушении империи ГУЛага, в «борьбе с культом», в том лозунге «соблюдайте вашу собственную конституцию!», которым началось освободительное движение.

Книга Варкони — еще одно свидетельство о том, что «архипелаг ГУЛаг» был свернут не по доброте душевной, а в силу необходимости. Забастовки и восстания отчаянья, прокатившиеся по лагерям в 1953-54 годах, выразили эту необходимость.

И мы благодарны Варкони за то, что он вписал в историю этих восстаний имена бравшего Берлин полковника Кузнецова и Анатолия Задорожного, возглавивших заключенных Кингира.

Варкони провел в лагерях десять лет (1945-1955), и его книга рассказывает не только о восстании. Вся первая половина ее — зарисовки того, что он видел и чувствовал в лагерях. Это фон. Это то, что толкнуло к восстанию. Это всегда полное искренней жалости и сочувствия описание судеб тех, с кем ему пришлось жить и кого он лечил в лагерях. Но это и запись переживаний, иногда литературно беспомощная (Варкони не литератор, а врач), но иногда неожиданно потрясающая:

Подробнее...

Вайскопф М. Статьи.

Михаил Вайскопф

Красный чудотворец: Ленин в еврейской и христианской традициях

Опубликовано в сб. "Концепт чуда в славянской и еврейской культурной традиции", Москва, 2001

 

Несмотря на бесспорную популярность Ленина, его культ долгое время был поразительно безличным - в согласии с партийным идеалом унифицированной массовости и тезисом о пролетариате как слитном коллективном организме, нивелирующем в себе любого индивида (вечное пролеткультовское "Мы"). В первые годы революции воцарилась старая коллективистская мистика Луначарского - примат человеческого Вида над личностью - и теогония горьковской "Исповеди": "Богостроитель этот суть народушко! <...> Народушко бессмертный, его же духу верую, его силу исповедую, он есть начало жизни единое и несомненное; он отец всех богов бывших и будущих!" (1).

 

Изображения Ленина в поэтических и беллетристических текстах подчинялись литературному канону, который, по определению А. Лурье, сводился к показу "революционной народной массы в целом как могучей монолитной силы" (2). Один из глашатаев более поздней, сентиментальной ленинианы, Орест Цехновицер, в 1925 г. констатировал с оттенком благочестивой грусти:

Подробнее...

Бухерт В. Г. У истоков отечественной африканистики. Неопубликованная лекция Г. А. Нерсесова.

Среди ученых, активно участвовавших в становлении отечественной африканистики, был доктор исторических наук Георгий Александрович Нерсесов (1923-1982), ученик академика Е.В. Тарле1.Своим коллегам по Институту Африки Академии наук СССР, где Г.А. Нерсесов работал старшим научным сотрудником, он запомнился как «энергичный, яркий и остроумный человек, не знающий компромиссов в науке и неизменно находящийся на наиболее сложных участках работы»2. Они отмечали присущую ему «шпроту исторического кругозора», тщательность анализа исторических фактов, сочетавшуюся с «глубиной их осмысления»3. Историкам он известен, прежде всего, как специалист в области внешней политики России на Ближнем Востоке и в Африке, как автор монографии «Дипломатическая история египетского кризиса 1881— 1882 гг.» (М., 1979). В ней был рассмотрен «один из ключевых вопросов истории колониального раздела Африки», при этом книга стала одной из первых в отечественной африканистике, «где все исследование проведено по архивным материалам»4. Г.А. Нерсесов был соавтором «Новейшей истории Африки»5, одного из первых трудов подобного рода в мировой африканистике.

Близко знавшие Г.А. Нерсесова люди отмечали также, что он был «прекрасным пропагандистом научных знаний», увлекал других «своей привязанностью к африканской тематике». Он «умел и любил работать с молодёжью»6. Именно эта сторона творческой личности Г.А. Нерсесова ярко раскрывается в лекции «Первые русские африканисты», прочитанной им для комсомольцев Института Африки АН СССР 25 мая 1979 г. по случаю Дня Африки. Текст лекции, ранее не публиковавшийся, обнаружен в личном фонде Г.А. Нерсесова (ф. 1797), хранящемся в Архиве Российской академии наук.

Подробнее...

Болокина Л. А. Немецкая пропаганда среди населения Калининской области в начале Великой Отечественной войны.

Повседневная жизнь населения на оккупированных в годы Великой Отечественной войны территориях - уже не новый сюжет в современной историографии. Однако многие её аспекты все ещё односторонне освещаются историками и публицистами. Так, вопрос о немецком пропагандистском воздействии на жителей оккупированных районов затрагивался лишь поверхностно, в рамках изучения иных проблем [См.: 1-3 и др.]. В последние годы исследователи проявили активный интерес к данной теме [См.: 4-6 и др.], но остаются аспекты, заслуживающие дальнейшей разработки. Данное обстоятельство побуждает к возобновлению исследований с привлечением новых источников, в том числе материалов уголовно-следственных дел.

 

Целью данной статьи является изучение комплекса проблем, связанных с организацией и результативностью немецкой пропаганды на территории оккупированных районов Калининской области1 в 1941 - 1942 гг.

Подробнее...

Бойцова Т. И. Особенности художественной жизни Твери 1917-1930 гг. (к истории создания Союза художников России).

В 2007 году исполнилось 50 лет Союзу художников России. Это событие было отмечено проведением в Москве в феврале 2008-го обширной выставки «Отечество». Особая роль в юбилейной экспозиции была отведена российским краям, областям и республикам. Такой организационный шаг был продиктован не только концептуальными задачами выставки, но и самой историей, поставившей региональные творческие организации у истоков создания Союза художников России, и отведя им важную роль в борьбе за собственную неправительственную организацию.

 

Однако, на это событие не откликнулось российское искусствоведение, не появилось ни одной публикации, посвященной истории Союза. Как оказалось, эта тема исследователями практически не изучена: не существует ни анализа, ни исторического обоснования происходивших в этом направлении событий. Устные свидетельства современников и участников этого процесса содержат очевидные противоречия. Поэтому представляется важным, прежде всего, проследить историю возникновения Союзов на местах, так как в провозглашенный в 1957 году Союз художников РСФСР вошли областные, краевые и республиканские организации, уже действовавшие с середины 1930-х годов под эгидой Оргкомитета. Вся объединительная работа была к тому времени осуществлена. Но создание российского союза вдохнуло в эти региональные структуры творческую жизнь, помогло преодолеть стихийность в работе и сообщило их деятельности некую целенаправленность. Вместе с тем, возникла очевидная необходимость установить по архивным материалам точные датировки всех организационных этапов, предшествующих данному событию.

Подробнее...

Биография Андрея Платонова.

Свой псевдоним Платонов образовал от имени отца – Платона Фирсовича Климентова. Его отец работал слесарем, а затем помощником машиниста Воронежских железнодорожных мастерских. Мать, Мария Васильевна, была доброй, глубоко верующей женщиной. К матери он питал особые чувства: она для него – хранительница и дарительница жизни. Андрей Платонович Климентов родился 20 августа (1 сентября) 1899 года в Воронеже. Он был старшим ребёнком в семье: помимо него было ещё девять детей. Дом их был как барак: деревянный, длинный, состоящий из одной комнаты. Вдоль стен стояли скамейки, стол во всю комнату и русская печь. Сначала Андрей Платонов учился в приходской школе при церкви. В двенадцать лет Андрей Платонов начал писать стихи.

Его ранние стихи вошли в первый поэтический сборник «Голубая глубина», который был издан в 1922 году. После школы поступил в городское училище, где он особенно заинтересовался чтением. Но в пятнадцать лет он бросил учёбу, чтобы помочь родителям прокормить семью. Сам он писал так: «У нас семья была… десять человек, а я старший сын – один работник, кроме отца. Отец же… не мог кормить такую орду». Платонов чувствовал свою ответственность и считал своим долгом помочь родителям всеми возможными способами.

Подробнее...

Белов М. В. Косовская легенда от церковного культа до национального мифа.

Битва на Косовом поле 1389 г., а точнее, широко распространенные представления о ней замечательный пример слияния легенды и истории. Со школьных учебников мы с вами знаем, как сербский герой Милош Обилвч обманом проник в турецкий лагерь и заколол султана Мурата. Однако в результате коварного предательства сербы потерпели жестокое поражение, поэтому Сербия на многие века попала под турецкое иго. И все это, увы, не соответствует действительности. Во всяком случае — источникам, рубежа 80-90-х гг. ХIУ века.

 

Они ничего не говорят о подвиге Милоша Обилича, хотя и сообщают о гибели обоих предводителей сражения — турецкого султана и сербского князя Лазаря. Кстати, он не являлся абсолютным правителем Сербии, поскольку этот титул принадлежал тогда королю Боснии Твертко. Сербские земли находились в состоянии раздробленности до Косово и сохраняли элементы самостоятельности еще более чем полвека после злополучной битвы. Историки ((критической школы" в конце ХIХ века доказали, что Вук Бранкович, чье имя стало нарицательньЫм обозначением предателя, вовсе не предавал князя Лазаря, а напротив, много сделал для успеха сражения.

Подробнее...