Вышеславцев Б. Лев Толстой.

Гений каждой нации воплощает в себе и выявляет для всего мира душу своего народа, своей страны, своей природы, своей земли, своих небес. Толстой — это вся Россия, весь русский характер, вся русская судьба… Правда в индивидуальном, единственном преломлении, но в таком, которое, подобно алмазу, собирает все лучи спектра и излучает их во все стороны, во всем многообразии. Через Толстого, более чем через Пушкина, Гоголя или даже Достоевского, весь мир научился понимать и слышать голос русской души, русской совести. Без Толстого и нам было бы трудно созерцать и понимать свою противоречивую, жадную до жизни, отрешенно-религиозную и мятежную душу. Можно ли без Толстого вспоминать, представлять и любить русское детство, русскую влюбленность, русский героизм, русское раскаяние, русскую стыдливость души, русское умение умирать и русскую стихийную любовь к земле? И не свою только жизнь мы понимаем и созерцаем через него; можно сказать, что его жизнь, его образы стали нашей жизнью: искусство снимает разделение между «моим» и «твоим»; его «Детство и отрочество» мы однажды приняли в свое сердце, и навсегда оно слилось с нашим детством и отрочеством. И точно так же принимается к сердцу вся жизнь и вся судьба его героев. Он не ставит своих героев на расстояние, не делает их предметом иронии, анализа, различных психологических экспериментов, он их творит, животворит и сразу вводит в наше сердце, и мы их любим, как самих себя, любим за это богатство реальности, за этот трепет жизни, любим за то, что наша жизнь в них и с ними расширяется и становится богаче.

Подробнее...

Булгаков С. Н. Автобиографические заметки.

Оглавление

 

МОЯ РОДИНА

МОЕ БЕЗБОЖИЕ

МОЕ РУКОПОЛОЖЕНИЕ

МОЯ ЖИЗНЬ В ПРАВОСЛАВИИ И В СВЯЩЕНСТВЕ

ЗОВЫ И ВСТРЕЧИ[17]

ИЗ ИНТИМНОГО ПИСЬМА[18]

ПЯТЬ ЛЕТ (1917—1922)[19]

АГОНИЯ

В АЙА–СОФИИ[20]

ДВЕ ВСТРЕЧИ (1898–1924)[21]Из записной книжки. Прага. 10(23) ноября 1924

МОЯ БОЛЕЗНЬ (ЯНВАРЬ 1926)[25]

Подробнее...

Каллист (Уэр). Духовный отец в Православии.

Тот, кто впервые поднимается в гору, должен следовать по известному маршруту; ему нужен спутник и проводник, который уже поднимался здесь и хорошо знает дорогу. Послужить таким проводником — вот в точности назначение “аввы”, или духовного отца, — того, кого греки называют “герон”, а русские “старец”, что на обоих языках означает собственно “старик”.[1]

 

Важность послушания “герону” подчеркивалась с самых первых времен возникновения монашества на христианском Востоке. Св. Антоний Великий говорил: “Я знаю монахов, которые после многих трудов пали и подверглись безумию, потому что понадеялись на свои дела... Монах, если можно, должен откровенно сказывать старцам, сколько пьет капель в своей келье, чтобы как-нибудь не погрешить и в этом”.[2]

Подробнее...

Игумен Никон (Воробьев). Проповеди.


Содержание

Мысли в Неделю о богаче и Лазаре
Мысли в неделю 31
О кресте и любви Божией
О причинах Воплощения
Предрождественские мысли
Мысли в Неделю пред Рождеством Христовым (Свв. отец)
Слово о велией вечери
Слово на Рождество Господа нашего Иисуса Христа
Слово на второй день Рождества Христова
Слово на Обрезание Господне
Слово в день памяти преп. Серафима Саровского
Слово в Неделю перед Богоявлением
Слово на Крещение Господне
Слово в Неделю по Богоявлению и собор св. Иоанна Крестителя
Слово в Неделю о Закхее
Слово в Неделю о мытаре и фарисее
Слово в Неделю о блудном сыне
Слово в пятницу I недели Великого поста
 

Подробнее...

Охранитель народной нравственности: православный консерватор М.Л. Магницкий

Слово "консерватизм" происходит от латинского conservare - охранять, сохранять. Что же старается охранить и сохранить консерватизм? В первую очередь те позитивные традиции и ценности, освященные авторитетом предков и древностью, которые обеспечивают органичное и нравственное развитие общества. Поэтому одной из важнейших ценностей для консерватизма является религия, которая, обеспечивая связь человека с Творцом, освящает Божественный порядок и его основные установления, хранит мистическую связь с бесчисленными поколениями предков, сплачивает и очищает общество, указуя ему высшие ценности, придающие смысл истории и отдельной человеческой жизни.

Подробнее...

Цикл «Тверские святыни» из сборника гражданской лирики «Процветший крест»


Здесь начало начал

Здесь начало начал.
Это сердце России -
У истока реки,
Где часовенки крест.
Волга мирно течет,
Наполняется силой
И вбирает в себя 
Красоту этих мест.

Подробнее...

О повести о. Александра Шабанова «Болеславлев. Истории одного дня»


Я – не литературный критик, поэтому все, что вы здесь прочтете, – это не профессиональная рецензия, хотя таковые, надеюсь, еще будут у этого сочинения.

Подробнее...

Рузаева Е. И. К вопросу о работе Тверского мастера Гаврилы Макова в Успенском Свенском монастыре в Брянске


Рузаева Е. И.

К вопросу о работе Тверского мастера Гаврилы Макова в Успенском Свенском монастыре в Брянске

Статья посвящена проблеме атрибуции трапезной Успенского Свенского монастыря XVI в. с церковью Антония и Феодосия Печерских. Сохранившийся фрагмент рукописи монастырского летописца содержит интересные сведения о средневековом строительном процессе и позволяет сделать вывод о том, что строительством трапезной руководил тверской мастер Гаврила Дмитриев, сын Маков.

Подробнее...

Штыков Н. В. Тверь и ее городская округа в эпоху средневековья: историографический аспект


Штыков Н. В.

Тверь и ее городская округа в эпоху средневековья: историографический аспект

В статье анализируются основные проблемы историографии Твери и ее городской округи в эпоху средневековья. Особое внимание уделено дискуссии об основании Твери. Ключевые слова: русская история, история Твери, историография.

Подробнее...