Амфилохий (Макрис). Духовные советы.

Если вы упражняетесь в молитве, козни искусителя не станут беспокоить вас. Молитва ослабляет его силу, и он ничего не может нам сделать.

Христос часто приходит и стучит в вашу дверь, и вы приглашаете Его посидеть в прихожей вашей души. Затем погружаетесь в свои дела, за которыми забываете о Великом Госте. Он ждёт вашего появления, а когда вы слишком долго не возвращаетесь, Он встаёт и уходит. В других случаях вы столь заняты, что отвечаете Ему из окна. У вас даже не находится времени, чтобы открыть дверь.

Когда вы видите человека, который духовно устал, не нагружайте его никаким бременем, потому что его колени могут подломиться под тяжестью.

Люби Единого, тогда даже дикие звери полюбят тебя.

Когда горит пламя любви, оно истребляет любые подступы зла.

Пожалуйста, испытай эту заповедь на практике: взращивай любовь ко Христу до такой степени, что, если произнести Его имя, слёзы потекут из твоих глаз. Твоё сердце должно быть действительно пылающим. Тогда Он станет твоим Учителем. Он будет твоим Путеводителем, твоим Братом, твоим Отцом и твоим Старцем.

Подробнее...

Тимаков А. Апология рождественской елки.

02 января 2013 г.

Бай-бай! закрой свои ты глазки;

Пора уснуть уж наконец,

Послушавши, как царь-отец

Рассказывает сказки.

А. Пушкин

Одним из самых ярких воспоминаний и впечатлений раннего детства для меня навсегда останется таинственное и волшебное празднование Рождества и Нового Года. Вся атмосфера ожидания, подготовки и приготовлений, пронизанная нетерпением скорейшего наступления самого момента, подогревала ни с чем не сравнимый интерес к предстоящему торжеству. Хорошо помню эти бесконечные приставания к родителям: “Папа, ну когда же ты достанешь елочку? Когда же ты ее поставишь? Когда повесишь лампочки? Мама, ну когда же мы начнем ее наряжать? Когда снимем игрушки с чердака?”. Все это составляло неотъемлемую часть ритуала, без которого, казалось, праздник не наступит никогда.

Подробнее...

Александр (Семёнов-Тян-Шанский) Смерть и воскресение.

По благословению архиепископа Костромского и Галичского АЛЕКСАНДРА, Председателя Синодального отдела по делам молодежи

Книга епископа Александра (Семенова Тян-Шанского) посвящена рассмотрению вопросов, извечно волновавших человечество, – о смерти, о загробной участи человека и его воскресении. На основании целого ряда случаев из пастырской практики и из своего жизненного опыта, преосвященный Александр рассуждает о существовании «другой, подлинной жизни», которая ожидает нас за гробом, о светлой надежде на Бога и о совершенной уверенности в победе над смертью, дарованной нам Христом Спасителем.

Преосвященный епископ Александр († 1979) известен читателям по ряду статей, опубликованных в эмигрантской печати, а также как автор нескольких книг – «Отец Иоанн Кронштадский» (Нью-Йорк, 1955), «Православный катехизис» (Москва, 1990).

Книга адресована широкому кругу читателей, рекомендуется для комплектования православных библиотек.

Подробнее...

Дмитриевский А. А. Выход священнослужителей на середину храма пред Плащаницей для пения „непорочных“ в Великую субботу на утрени.

Наш нынешний Устав об этом выходе прямо ничего не говорит. «По сем (т. е. после тропарей: „Благообразный Иосиф“ и др.), говорит Устав о пении „непорочных“, настоятель свечи раздает братии и начинаем петь непорочны со сладкопением. Так и по стиху. И похвалы возглашает певец во глас 5»1 (л. 393 об.). О том же, где должны находиться настоятель с братией при этом пении – в алтаре ли, или же на средине храма – Устав в данном случае умалчивает, но это указание можно выводить из другого места того же Типикона. Через лист замечание о выносе Плащаницы начинается следующими словами: «Славословие великое»2. Так же входит настоятель во святой алтарь со пением и дьяконы 3 и т. д. Следовательно, тот и другие до сего времени находились вне алтаря и без всякого сомнения на средине храма пред Плащаницею. За это говорят нам исторические данные, из которых можно видеть, что выход священников к Плащанице для пения „непорочных» практикуется у нас на Руси весьма давно.

Подробнее...

Алексий (Лавров-Платонов). Печатное письмо к Алексею Степановичу Павлову.

Нет худа без добра, говорит старинное русское присловие.

В марте прошедшего 1875 года Вы, мой ученый друг, напечатали в Одессе Ваши замечания на программу перевода толкования на церковные правила предпринятого Московским Обществом Любителей Духовного Просвещения и требовали печатного письма или ответа на Ваши замечания. Замечания Ваши редакцией перевода и Обществом были приняты с глубокою признательностью, которая и была Вам изъяснена сначала письменно от редакции, а потом печатно от «Общества»1. Некоторые из Ваших замечаний были осуществлены немедленно. Но печатного письма, которого Вы требовали, не было. И это неисполнение Вашего требования было действительно худо.

Но из этого худа произошло и некоторое добро, и именно следующее: Вы повторили Ваши замечания в Москве, некоторые прежние требования опустили, а другие замечания прибавили. Не будь этого худа, т. е. отсутствия печатного письма, быть может не было бы и этого добра, т. е. не последовало бы повторения Ваших замечаний с дополнениями.

Подробнее...

Шмеман А., прот. По поводу двух статей. 1974. № 112-113.

Вестник Русского христианского движения. 112/113. 1974.

 

Христианство и иудаизм

 

Прот. Александр ШМЕМАН

 

ПО ПОВОДУ ДВУХ СТАТЕЙ

 

В наши дни, больше чем когда бы то ни было, христианскому богословию нужны та трезвость, та постоянная, глубокая проверка себя «правилом веры», без которых ему грозит растворение в человеческих страстях и пристрастиях, подчинение — изнутри — всевозможным мифам — политическим, расовым, культурным и т.д. Именно сейчас опасность эта становится, уже стала, реальностью. В Америке, например, в протестантских богословских школах повсеместно учреждаются кафедры «черного богословия», с высоты которых вся христианская вера пересматривается и перекраивается в свете «негритянской проблемы». Повсюду на Западе витрины книжных магазинов пестрят книгами, посвященными «богословию революции», «богословию освободительной борьбы», «богословским предпосылкам классовой борьбы» и т. п. А один православный епископ — араб недавно печатно заявил, что в современном мире единственным самоочевидным образом Христа является палестинский араб — феддаин...

Подробнее...

Дмитриевский А. А. Вечерние светильничные молитвы. Историческая судьба их.

Дмитриевский А. А. Вечерние светильничные молитвы: Историческая судьба их... // Руководство для сельских пастырей. Киев, 1888. № 33. С. 494–507; № 36. С. 20–32.

 

Историческая судьба вечерних молитв или, так называемых, светильничных2, читаемых священником во время предначинательнаго псалма3 "Благослови душе моя Господа" (Пс. 103), одинаково и ничем не разнится от молитв утренних. Совершенно при одинаковых условиях в судьбе их происходили совершенно однородные перестановки, добавления, сокращения и изменения. Одинаковые исторические условия оказали влияние и на их нынешний состав, и на то положение, какое они занимают в современном Служебнике и во вседневном богослужении.

Подробнее...

Дмитриевский А. А. Великий Евхологий и другие книги, употребляемые на Востоке пастырями на практике.

Наш приходской священник в своей практической деятельности обыкновенно руководится двумя богослужебными книгами: Служебником и Требником, тогда как греческий священник в этом случае вполне удовлетворяется только одною книгою под названием: Εὐχολόγιον τό μέγα, полное заглавие коего по-русски такое: «Великий Евхологий, в котором по чину содержатся семь последований таинств и все, что было издано в первопечатных евхологиях1 , прибавлены чины хиротоний согласно с изложением в Архиератиконе, а также последование обновлению храма по изданию в Бухаресте, еще апостолы и евангелия и весьма многое другое в погребальном последовании Иереев. Все это стройно и в лучшем порядке, чем в первопечатных евхологиях, изложено, ныне перепечатан, очищен от многих погрешностей и исправлен с великим старанием в Венеции 1777 г.» Уже само заглавие говорит нам, как за его настоящий состав, исчерпывающий всю сумму богослужебных чинопоследований и молитвословий на разные случаи, так и за то, что такой полноты, нынешнего состава эта книга достигла лишь в сравнительно недавнее время. Так, напр., упомянутый в оглавлении чин обновления храма был напечатан в первый раз отдельными брошюрками в Бухаресте в 1703 году в декабре месяце на средства митр. Авксентия, а до того времени помещался другой подобный чин, заимствованный в первопечатный Евхологий из рукописей. Если же мы сделаем обозрение2 хотя бы и в общих чертах исторической судьбы этой весьма важной для пастыря Церкви книги, то мы поймем, что прошло немало времени, прежде чем она получила свой настоящей вид.

Подробнее...

Дмитриевский А. А. Великая суббота в святогробском храме.

Первые три дня страстной седмицы наши палестинские паломники говеют и готовятся в последний раз принять Тело и Кровь Христовы на Гробе Господнем. Многие из них, прибывшие в Иерусалим к пасхе и не посещавшие Иордан на святках, путешествуют в эти дни на Иордан, совершая омовение в прохладных струях священной реки. В среду вечером паломники присутствуют в патриаршем монастыре святых равно-апостольских царей Константина и Елены на елеосвящении и помазуются, по греческому обычаю, семикратно каждый, по окончании чина. Ночь на великий четверг они проводят в святогробском храме и за литургией на гробе Господнем приобщаются Св. Таин. Утром все стараются насладиться созерцанием умилительного и торжественного обряда умовения ног. Пятницу проводит большинство паломников или на русских постройках, или по иерусалимским монастырям, где службы этого дня совершаются торжественно и в чинном порядке. О службах великой пятницы в святогробском храме этого нельзя сказать, потому что суета, страшная давка и непрестанные крики ликующих арабов, явившихся к торжеству получения благодатного огня, мешают в значительной степени стройному и чинному течению здесь служб. Эти дети пустыни, объятые религиозным экстазом, составляют хороводы и в духовном веселии кружатся около кувуклия, громко прославляя преимущества православной веры перед другими верами. «Православные арабы, пришедшие из деревень (между ними бывают и за-иорданские) для получения благодатного огня, по словам одного очевидца, жившего в Иерусалиме несколько лет, видя себя среди многочисленной семьи единоверцев, выражают свою радость, что они исповедают православную веру – тем способом, который восходит к глубокой древности, ибо упоминаются у Псалмопевца: «Вси язы́цы восплещите руками, воскликните Богу гласом радования». Исполняя буквально это приглашение, они, составив вереницу, бегают вокруг кувуклий св. Гроба и плещут руками, припевая в такт разные религиозные выражения, между коими чаще слышится следующий стих: «воля динь, илля диньел-мессия», что значит в буквальном переводе: «нет (подразумевается:иной) веры, едина вера православных христиан» (Душеп. Чтен. 1863,№ 3 стр.284). «Признаюсь откровенно, во всех виденных мною в это время проявлениях их детской радости я, заключает свои замечания тот же наблюдатель, не нашел ничего «возмутительного», как пишут иные из наших, вслед за писателями западной церкви, не желая вникнуть в сущность этого восторга… Кто не хочет вникнуть в сущность дела, пусть, вместе с легкомысленною Мелхолою, осуждает подражателей песнопевца Давида» (Там же стр. 315−319).

Подробнее...

Ловягин И. Воскресная служба Октоиха восьми гласов на славянском и русском языках.

Содержание

Введение

Глас первый На малой вечерне На великой вечерни Канон полунощницы На утрени Глас вторый На малой вечерне На великой вечерни Канон полунощницы На Утрени Глас третий На малой вечерне На великой вечерни Канон полунощницы На утрени Глас четвертый На малой вечерни На великой вечерне Канон полунощницы На утрени Глас пятый На малой вечерни На великой вечерни Канон полунощницы На Утрени Блаженны на литургии Глас шестый На малой вечерни На великой вечерни Канон полунощницы На утрени Блаженны на литургии Глас седьмый На малой вечерне На великой вечерни Канон полунощницы На утрене Блаженны на литургии Глас осьмый На малой вечерни На великой вечерни Канон полунощницы На утрени Блаженны на литургии Воскресные эксапостиларии и утренние евангельские стихиры

 

Подробнее...