Бриллиантов А. И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены.

Содержание

От издательства

Введение

Глава I. Иоанн Скот Эригена и его произведения Глава II. Источники воззрений Эригены и его отношение к ним Глава III. Западное богословие. Бл. Августин и его значение на западе Глава IV. Восточное богословие. Св. Дионисий (Ареопагит), св. Григорий Нисский, св. Максим Исповедник и отличие их воззрений от воззрений бл. Августина Глава V. Общий характер и смысл воззрений Эригены Глава VI. Учение о Боге и о происхождении от Него всего Глава VII. Учение о человеке и о возвращении в нем всего к Богу 

Подробнее...

Сергий (Троицкий), иером. Учение святителя Льва о Боговоплощении.

Святоотеческая христология и антропология.

М., Пермь, 2003. С. 38-60

 

Иеромонах Сергий (Троицкий)

Учение святителя Льва о Боговоплощении

Исторический обзор развития христологического догмата до IV Вселенского собора

I и II Вселенские соборы положили конец всем триодоло-гическим спорам, в точности, в конкретных богословских терминах определив взаимоотношение в едином по существу Боге трех лиц - ипостасей. Учение о единосущии (оцоогктюу) Бога Слова Богу Отцу, а также о божестве Духа Святого (Kai ЕЦ то nve%ia го “Ayiov, то KUpiov, то ^oxmoiov), Его равенстве и единосущии первым двум получило свое внешнее выражение в Нико-Константинопольском Символе Веры. Именно этот Символ стал непререкаемым образцом испове¬дания апостольского Православия.

Подробнее...

Флоровский Г. В. Ориген, Евсевий и иконоборческий спор.

Иконоборческий спор, без сомнения, — один из величайших кризисов в истории христианской церкви. Это не только византийский кризис: в спор был вовлечен и Запад, однако он не следовал за мыслью Востока и не понимал всех тонкостей византийского богословия иконы. В истории же христианского Востока иконоборчество — поворотный пункт. Все области жизни были затронуты конфликтом, все слои общества вступили в борьбу. Ожесточенная война шла не на жизнь, а на смерть; победа досталась дорогой ценой, но не устранила источники напряжения. Внутреннее единство, искаженное и подорванное иконоборческим спором, никогда более не вернулось к Византийской Церкви.

Подробнее...

Василий (Кривошеин). Ангелы и бесы в духовной жизни.

Содержание

   
 

АНГЕЛЫ И БЕСЫ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

 

I. ЖИТИЕ ПР. АНТОНИЯ ВЕЛИКОГО (251-356)

 

II. ЕВАГРИЙ ПОНТИЙСКИЙ (346-399)

 

III. "ДУХОВНЫЕ БЕСЕДЫ"

 

IV. СВ. ДИАДОХ ФОТИКИЙСКИЙ

 

ПРИЛОЖЕНИЕ:

 

Протоиерей БОРИС БОБРИНСКИЙ
Памяти архиепископа Василия Брюссельского

 

Подробнее...

Блаженный Августин в русской духовной традиции XVII в.

1 2 3

Крупнейший богословский авторитет Западной Церкви блаженный Августин в Средние века был малоизвестен в Византии, тем более на Руси. Первые переводы его произведений на славянский язык появляются, очевидно, не ранее XVI в. В Синодальный период русскими патрологами было немало сделано для изучения трудов блж. Августина, однако и по сей день остается не решенным вопрос о том, оказали ли его идеи какое-либо влияние на саму русскую богословскую традицию. Настоящая статья ставит своей целью выявить возможные пути трансляции августинизма в русскую традицию в XVIII в.

В 1934 г. В журнале «Echos d’Orient» («Восточные хроники») появилась небольшая статья небезызвестного аббата Жюжи «Святой Августин в богословской литературе Русской Церкви»1. Ее автор начинает с сожаления о том, что «названный учителем Вселенской Церкви на пятом Вселенском Соборе» блж. Августин был вскоре забыт на Востоке «к большому ущербу для доброго согласия двух частей христианства на догматической почве»2. Затем, после краткого обзора переводов блж. Августина, сделанных уже в поздневизантийский период3, он переходит собственно к русской традиции.

Подробнее...

Мученик Иоанн Васильевич Попов. Жизнь и развитие бл. Августина до его крещения.

Содержание

Годы детской непосредственности Годы сознательных исканий Влияние Гортензия Первое знакомство с Писанием Манихейство Августина Скептицизм Августина Влияние св. Амвросия. Влияние неоплатонизма Ослабление старой воли Возникновение новой воли Борьба двух воль и победа новой воли 

 

Настоящая статья имеет своей задачей проследить отдельные моменты религиозных исканий бл. Августина, в результате которых в главных и существенных чертах определились его теоретически воззрения, сложилось его религиозно-нравственное настроение, выяснился характер его личности1.

Основным мотивом этих исканий было стремление к счастью, к всестороннему удовлетворению запросов своей личности, к блаженной жизни. Весь период, о котором мы намерены говорить, обнимающий жизнь Августина от рождения до крещения, в свою очередь распадается на две эпохи, неодинаковые по объему и значению. Первая отличается инстинктивностью, вторая господством сознательно постановленной цели. В одном из своих сочинений, говоря об отношении Ветхого Завета с его обетованием телесных благ и земного благополучия к Новому, обещающему верующим блага духовные и небесные, бл. Августин замечает, что закон развития народов, как и отдельных лиц, один и тот же: оно движется от «ветхого человека» к новому, от плоти к духу, от инстинктивных порывов к сознательным задачам2. Без сомнения, этот вывод извлечен бл. Августином из самонаблюдения и размышления о течении собственной жизни. В ней действительно можно точно указать момент перехода от инстинктивного к сознательному. Бл. Августину шел 19 год, когда под влиянием сочинения Цицерона Гортензий с ним произошел этот переворот. Таким образом, это событие и является естественной границей между временем его детской непосредственности и годами сознательных юношеских стремлений.

Подробнее...

Священномученик Игнатий Богоносец. Послание к смирнянам.

Игнатий Богоносец облагодатствованной всяким дарованием, исполненной веры и любви, не лишенный ни единого дара, боголепнейшей и святоносной - смирнской, в Азии, Церкви Бога Отца и возлюбленного Иисуса Христа, желает в непорочном духе и слове Божьем премного радоваться.

Глава I. Прославляю Бога за веру вашу.
Славлю Иисуса Христа Бога, так умудрившего вас. Ибо я узнал, что вы непоколебимо тверды в вере, как будто пригвождены ко кресту Господа Иисуса Христа и плотью и духом, утверждены в любви кровью Христовою; и преисполнены веры в Господа нашего, который истинно из рода Давидова по плоти, но Сын Божий по воле и силе Божественной, истинно родился от Девы, крестился от Иоанна, чтобы исполнить всякую правду истинно распят был за нас плотью при Понтии Пилате и Ироде четверовластнике (от сего-то плода, то-есть, богоблаженнейшего страдания Его и произошли мы), чтобы через воскресение на веки воздвигнуть знамение для святых и верных своих, как между иудеями, так и язычниками, совокупленных в едином теле Церкви Своей.

Подробнее...

Киприан (Керн). Золотой век святоотеческой письменности.

Текст приводится по изданию: Архимандрит Киприан (Керн). Золотой век святоотеческой письменности.– М.: Паломник, 1995.

Эпоха тринитарных споров четвертого века

Глава I. Общие понятия

Глава II. Св. Афанасий Великий

Глава III. Св. Василий Великий

Глава IV. Св. Григорий Назианзин, Богослов

Глава V. Св. Григории Нисский

Глава VI. Дидим Слепец

Глава VII. Св. Кирилл Иерусалимский

Глава VIII. «Macariana»

Подробнее...

Никанор (Каменский). Св. Афанасий Великий, архиепископ Александрийский, и его избранные творения.

Содержание

Предисловие

Жизнь святаго Афанасия Детство и юность Участие святаго Афанасия на 1-м Вселенском Соборе Первые годы архиепископства святаго Афанасия и его изгнания Последние дни жизни святаго Афанасия Значение личности святаго Афанасия и его деятельности О творениях святаго Афанасия Великаго Обстоятельства происхождения творений святаго Афанасия и величие их Изложение творений св. Афанасия, их внутренний характер, направление и главный предмет Значение творений святаго Афанасия Великаго Издания творений святаго Афанасия Избранныя творения св. Афанасия Великаго Слово на язычников Из слова о воплощении Бога-Слова и о пришествии Его к нам во плоти О явлении во плоти Бога-Слова и против ариан На ариан слово трети Из беседы «о слепорожденном» Слово на слова: «вся Мне предана суть отцем Моим: и никтоже знает, кто есть Сын, токмо Отец: и кто есть Отец, токмо Сын, и емуже аще волит Сын открыти (Матф. XI, 27) Отрывок из 39-го праздничнаго послания Сказание об аввах Феодоре и Паммоне блаженнаго Афанасия, епископа Александрийскаго, Аммону, епископу Елеархии, и Ермону, епископу Вумастик Житие преподобнаго отца нашего Антония, описанное святым Афанасием в послании к инокам, пребывающим в чужих странах 

Подробнее...

Афанасий Великий. Праздничные послания.

• Послание 1-е, 329 года

• Послание 2-е, 330 года

• Послание 3-е, 331 года

• Послание 4-е, 332 года

• Послание 5-е, 333 года

• Послание 6-е, 334 года

• Послание 7-е, 335 года

 

[Оглавления праздничных посланий святого Афанасия, епископа Александрийскаго]

 

Показания месяцев каждого года, дней, индиктионов, консульств и префектур в Александрии, а также всех епакт и всех [дней недели], называемых по именам богов1; с объяснением причин, по которым не было писано послание, и почему обращения [Афанасия были] из чужбины; – извлеченныя из праздничных посланий епископа Афанасия.

Подробнее...