Антоний Великий, преподобный. Поучения.

Содержание

От составителя

Избранная литература. О преподобном Антонии Великом и раннем египетском монашестве

Поучения Антония Великого Слово о суете мира и воскресении мертвых Устав отшельнической жизни Внешнее течение и внешние порядки такой жизни Удаление от мира и от сожительства с людьми Избрание пустынножительства Келейное уединение Келейные занятия и порядки Молитвословие и коленопреклонения Чтение и богомысленное размышление Рукоделие и вообще труд Пища Сон Одежда Все содержание, главная черта которого – нищета Церковное богослужение Соотношения Взаимное обращение Собеседование и вообще употребление языка На случай отлучек Строй внутренней жизни Исходное начало жизни – ревность Правило жизни – воля Божия в заповедях Цель – слава Божия Памятования – возбудители и поддержатели ревности Производители успеха – благодатная Божия помощь и свои усилия и подвиги Настроения души, условливающие успех Подвиги борьбы с грехом Заключение Духовные наставления Правила духовным детям своим, монахам Различные наставления детям своим, монахам Наставления о доброй нравственности и святой жизни, в 170 главах Двадцать слов к монахам 

Подробнее...

Каллист (Уэр). Предисловие к «Лествице» прп. Иоанна Лествичника.

Содержание

I. Об авторе Синай и Фавор Три монашеских пути II. Лествица: задача и структура Читатель Иоанна Необходимость личного опыта Стиль и структура: тридцать ступеней III. Духовное учение святого Иоанна Лествичника Подражание Христу, духовность и вероучение, благодать и свободная воля «Радостная печаль»: «Лествица» как «диалектика богословия» «Мой помощник и мой враг»: двойственность тела – чувственная любовь, страсти. Бесстрастие (apatheia) Монах и мир: братство, послушание, духовник Молитва и безмолвие: призывание имени Божественный свет и Божественная любовь IV. Источники и влияние Личный опыт и традиция Классификация пороков Влияние «Лествицы»

 

I. Об авторе

Синай и Фавор

После Библии и богослужебных книг нет книги, которую в Восточном христианстве переводят, изучают и издают чаще, чем «Лествица, возводящая на небеса» прп. Иоанна Лествичника. Каждый Великий пост в православных монастырях ее читают вслух за богослужением или в трапезной с тем, чтобы монашествующие в течение своей жизни слушали ее пятьдесят или шестьдесят раз. Вне стен монастырей «Лествица» – излюбленное чтение огромного числа мирян в России, Греции, Болгарии, Сербии и во всем православном мире. «Лествица» на Востоке столь же популярна, как «О подражании Христу» на Западе, хотя по своему характеру эти книги совершенно различны.

Подробнее...

Паисий Святогорец. О семье христианской.

О супругах

Необходимое условие для образования крепкой христианской семьи – найти будущим супругам хорошего духовника. Духовник будет играть роль третейского судьи, следя за тем, чтобы в семье не возникало ссор. Когда супруги не найдут между собой согласия, то они пойдут к духовнику, надеясь на Бога. Иначе же семья разрушается: вмешиваются родители жены, родители мужа – и все вместе стараются настоять на своем и губят семью. Когда же супруги согласятся иметь духовного руководителя, тогда в семье не будет таких запутанных ситуаций.

Чтобы супружеская чета шла вперед, ей нужно иметь общего духовника, ибо тот подобен плотнику, желающему подогнать две доски: срубив наросты, он строгает доски, выравнивает их и потом соединяет между собой.

И вообще лучше, чтобы у всех членов семьи был один духовник, поскольку, зная семейные проблемы, он сможет давать каждому соответственное направление.

Некий брат, только что женившийся, приехал на Святую Гору, к старцу. Между ними состоялся следующий диалог:

– Батюшка, я женился.

– Живите и преуспевайте. Красивую ли жену взял?

– Красивую, батюшка.

– Э, не будешь иметь награды от Бога. Э, бедный-бедный, Бог устраивает весь мир и не устроил тебя! Христиане должны жениться на некрасивых женах, дабы утешились и они. Не имея внешней, телесной, красоты, они, некрасивые, имеют великую красоту внутреннюю. Они, бедняжки, видят, что не пристраиваются, плачут и отчаиваются и склоняются к худшему. Если их не возьмете в жены вы, крепкие христиане, кто их возьмет?

Найдите хорошего духовника, который отнесется к вам с любовью, и с ним советуйтесь: издалека не бывает лечения – врач должен быть рядом. Издалека только молитву просите.

Подробнее...

Сидоров А. И. Творения древних отцов-подвижников.

Св. Аммон, св. Серапион Тмуитский, преп. Макарий Египетский, св. Григорий Нисский, Стефан Фиваидский, блж. Иперехий

Содержание

Предисловие

Святой Аммон I. Повествования об авве Аммоне II. Послания св. Аммона Послание первое Послание второе Послание третье Послание четвертое Послание пятое Послание шестое Послание седьмое III. Наставления св. Аммона 1. Из поучений святого отца нашего аввы Аммона 2. Его же. Увещательные главы 3. Слово аввы Аммона о желающих безмолвствовать 4. О радости души того, кто начал служить Богу IV. Фрагменты Фрагмент А Фрагмент Б Святой Серапион Тмуитский. Послание к монашествующим Преподобный Макарий Египетский Духовные беседы Беседа 51 Беседа 52 Беседа 53 Беседа 54 Беседа 55 Беседа 56 Беседа 57 Великое послание Послание к чадам своим Святой Григорий, епископ Нисский. О цели [жизни] по Богу и об истинном подвижничестве Стефан Фиваидский. Аскетическое слово Блаженный Иперехий. Увещание к подвижникам 

Подробнее...

Исаак Сирин. Путь в жизнь вечную.

СОДЕРЖАНИЕ

    Преподобный Исаак Сирин

    О терпении

    О молитве

    О любви

    О вере и надежде

    Заповеди Божии

    Ангелы

    О страстях

 

Подробнее...

Паисий Святогорец. Афонский старец Хаджи-Георгий.

Предисловие

Житие преподобного отца нашего Георгия (Хаджи-Георгия)

Послание Хаджи-Георгия

Духовные предшественники

Духовные законы

Послесловие 

 

Предисловие

 Наш священный долг писать о великих духовных деяниях современников, об их усердной борьбе за приближение к Богу. Понятно, что когда мы пишем о святых, то приносим этим пользу себе, так как воспоминаем об их делах и стараемся им подражать. А святых этот наш труд радует, они помогают и нам достигнуть их степени святости.

Если о добродетелях праведников мы должны говорить и писать, то тем более не должны замалчивать добродетелей невинно оклеветанных праведников, претерпевших гонения и ссылки, пострадавших из-за наших человеческих немощей, зависти и клеветы.

Грешники, если искренне покаются, спасутся. А невинно пострадавшие праведники, спасаясь, сверх того ещё получают награду за безропотно понесённые унижения. Они любимые чада Божии! «Господь любит праведники».

В Священном Писании превозносятся добродетели праведников, молитвы праведников слышит Бог. «Много бо может молитва праведнаго  поспешествуема .

В числе неправедно пострадавших святых отцов нашей Церкви и преподобный Георгий, Хаджи-Георгий – один из святых нашего времени, великий святой.

Имя его было славно. «Великий подвижник и постник!» – говорили про него. Оно стало нарицательным. О великих постниках говорили: «Это Хаджи-Георгий!»

Подробнее...

Афанасий Раковалис. Отец Паисий мне сказал...

Предисловие

Биографические сведения

Глава 1. Семья: воспитание детей

Глава 2. О здоровье

Глава 3. Социальные проблемы

Глава 4. О духовной жизни

Глава 5. Разное 

 

Этот труд совершен автором во славу Господа Иисуса Христа –

Агнца, взявшего на Себя грех мира,

Сокрушившего державу Диавола,

Избавителя рода человеческого,

Судии мертвых и живых,

Творца Ангелов,

Создателя всего,

Силе безграничной,

Премудрости непостижимой,

Слову Божию,

Богу.

Девы Марии –

Одежде нагих дерзновения,

Госпоже Ангелов,

Пресвятой Богородице,

Богу после Бога,

души спасению.

Движимый любовью и благоговением к Старцу Паисию, автор книги изобразил его лик в иконописном стиле – выражая тем самым свою уверенность в теплом молитвенном ходатайстве Старца о благочестивых читателях.

Подробнее...

Никитин В. А. Амвросий – светильник единой Церкви.

Содержание

Начало пути Избрание епископом Проповедник и богослов Поэт – гимнограф Последние годы жизни

 

Начало пути

Святитель Амвросий, епископ Медиоланский, родился около 333–334 гг. предположительно, на берегах Мозеля в городе Тревире (ныне г. Трир, Германия).

В Тревире находилась в то время резиденция наместников Галлии – одной из провинций Римской империи. По мнению исследователей, родиной святителя могут быть также города Арль или Лион.

Амвросий был третьим ребенком в знатной и богатой аристократической семье. Отец будущего святителя, тоже Амвросий, много лет занимал одну из высших должностей в префектуре; вероятно и то, что он сам являлся римским наместником (преторианским префектом) Галлии. Есть основания предполагать, что родители его приняли христианство в те годы, когда в Тревире пребывал в ссылке св. Афанасий Александрийский (335–337 гг.). К тому времени здесь уже существовала многочисленная христианская община. Двоюродная сестра Амвросия св. мученица Сотерия (Соферида), дева Римская (память 17 октября по Юлианскому и 10 февраля по Григорианскому календарю) пострадала за веру в 304 г., в последний год тиранического правления императора Диоклетиана.

Подробнее...

Сидоров А. И. Проблемы творчества преподобного Исаака Сирина.

По поводу книги иеромонаха Илариона (Алфеева) “Мир Исаака Сирина”

Содержание

О Церкви Востока Об ортодоксии преподобного Исаака Подведем итоги 

 

Личность и миросозерцание прп. Исаака Сирина всегда были дороги русскому православному человеку, ибо на аскетических творениях его воспиталось не одно поколение наших соотечественников. Естественно поэтому, что публикация переводов новых текстов преподобного о.Иларионом (Преподобный Исаак Сирин. О Божественных тайнах и о духовной жизни. Новооткрытые тексты. М., 1998) и книга о нем вызывает самый живой интерес у православного читателя. Мы не будем останавливаться на самой публикации, ибо судить о качестве переводов – дело специалистов по сирийскому языку.

Наше внимание привлекает преимущественно сама работа о.Илариона “Мир Исаака Сирина”, излагающая жизнь, творчество и богословское миросозерцание сирийского подвижника.

Подробнее...

Сагарда А. И. Святой Иоанн Дамаскин и его литературная деятельность.

Содержание

I. Данные о жизни св. Иоанна Дамаскина II. Литературная деятельность св. Иоанна Дамаскина Догматические сочинения Иоанна Дамаскина Полемические сочинения Экзегетические сочинения Аскетические сочинения Гомилии Песнопения

 

I. Данные о жизни св. Иоанна Дамаскина

Источниками жизнеописания Иоанна Дамаскина до недавнего времени служили:

1) греческое житие св. Иоанна, составленное патриархом иерусалимским Иоанном на основании более древнего арабского жития;

2) житие св. Иоанна, написанное первоначально на греческом языке, но до нашего времени дошедшее только в латинском переводе;

3) творения самого Дамаскина, в которых по местам встречаются указания на некоторые обстоятельства его жизни;

4) сообщения церковных писателей и особенно летописцев Феофана, Кедрина, Зонары.

В 1897-м году А. Пападопуло-Керамевс издал два греческих текста жития Иоанна Дамаскина, из которых первое озаглавлено: «Житие преподобных и богоносных отец наших Косьмы и Иоанна Дамаскина песнопевцев», а второе имеет такое надписание: «Житие преподобных и богоносных отец наших и самобратьев, и пчел Церкви Божией Иоанна Дамаскина и Косьмы, изложенное святейшим архиепископом иерусалимским Иоанном Меркурополом». Вследствие близкого по содержанию и языку родства второго, опубликованного Пападопуло-Керамевсом, жития с ранее известным греческим житием Иоанна Дамаскина, является в высшей степени вероятным, что автором этого последнего жизнеописания является не Иоанн VI, современник Никифора Фоки, т. е. из второй половины Х-го века, как утверждали ранее, а Иоанн Меркуропол, занимавший патриарший престол в Иерусалиме от 1156 по 1166 г.

Подробнее...