Преподобный Максим Исповедник.

Житие и творения.

О мирской жизни Максима мы знаем немногое. Происходил он из старинного и знатного рода и был, кажется, в родстве с имп. Ираклием. Родился в Константинополе около 580-го года. Получил хорошее образование и с особой любовью изучал философию. Позже в спорах с монофелитами сказалось большое диалектическое дарование преподобного и его формально-логическая культура. Но кроме того и большая начитанность, и не только в церковной, но и в светской литературе. От юности Максим отличался не только любомудрием, но еще и смиренномудрием. В молодые годы он служил при дворе, в царской канцелярии. Вряд ли могла удовлетворить врожденного созерцателя шумная и мутная жизнь двора, в особенности среди начинавшихся тогда монофелитских интриг. И очень скоро он оставляет мир, уходит в уединенную Хризопольскую обитель, вблизи Халкидона, “где процветало тогда любомудрие.” Его смиренный подвит стяжал ему уважение братии и против воли он был избран игуменом. По смирению он не принял священного сана и оставался только монахом. Хронология этих уединенных лет его жизни остается неясной. Во всяком случае, в 30-х годах VІІ-го века он уже не в своем монастыре. И с этих пор его жизнь неразрывно связана с историей догматической борьбы против монофелитов.

Подробнее...

Сидоров А. И. Курс Патрологии.

Содержание

Введение

Патрология как Наука

Отцы и Учители Церкви, Церковные Писатели

Издания и переводы памятников церковной письменности

Основные этапы развития Патрологии

Эпохи Церковной Письменности. Хронологические Рамки «Классической Патрологии»

Раздел первый. Мужи апостольские. Возникновение церковной письменности Глава I. Вероучительные и литургико-канонические памятники первохристианской церкви 1. «Учение двенадцати Апостолов» («Дидахе») Глава I. Вероучительные и литургико-канонические памятники первохристианской церкви 2. «Каноны святых Апостолов» Глава II. Св. Климент Римский 1. «Первое послание к Коринфянам» Глава II. Св. Климент Римский 2. Так называемое «Второе послание св. Климента Римского» Глава II. Св. Климент Римский 3. Прочие сочинения, приписываемые св. Клименту Римскому Глава III. Св. Игнатий Богоносец 1. Жизнь и творения св. Игнатия Глава III. Св. Игнатий Богоносец 2. Богословие св. Игнатия Глава IV. Св. Поликарп Смирнский. Папий Иерапольский 1. Св. Поликарп Смирнский и его «Послание к Филиппийцам» Глава IV. Св. Поликарп Смирнский. Папий Иерапольский 2. «Мученичество св. Поликарпа» Глава IV. Св. Поликарп Смирнский. Папий Иерапольский 3. Папий Иерапольский Глава V. «Послание Варнавы» Глава VI. «Пастырь» Ерма Раздел Второй. Греческие Апологеты II Века Глава I. Возникновение греческой апологетики и ее задачи. Кодрат Глава II. Аристид. Аристон из Пеллы 1. Аристид и его «Апология» 2. Аристон из Пеллы Глава III. Св. Иустин философ и мученик 1. Жизнь св. Иустина и история его обращения 2. Творения св. Иустина 3. Богословие св. Иустина Глава IV. Татиан 1. Жизнь и литературная деятельность Татиана 2. Богословские взгляды Татиана Глава V. Афинагор Афинянин 1. Сведения древнецерковных писателей об Афинагоре 2. Литературные труды Афинагора 3. Богословские взгляды Афинагора Антропология и учение о воскресении мертвых Глава VI. Св. Феофил Антиохийский 1. Жизнь и творения св. Феофила 2. Богословие св. Феофила Глава VII. Св. Мелитон Сардийский 2 1. Жизнь и творения св. Мелитона 2 Богословие св. Мелитона, отраженное в его сочинении «О Пасхе» Глава VIII. Анонимное сочинение «к Диогнету» 1. Судьба, характер и датировка произведения 2. Миросозерцание автора трактата Глава IX. Ермий. Апологеты Мильтиад и Аполлинарий Иерапольский 1. Памфлет Ермия против языческой философии 2. Апологеты Мильтиад и Аполлинарий Иерапольский Глава X. Жанр «Учительных Книг» 1. Предварительные замечания: идейно-богословские истоки жанра 2. «Изречения Секста» 3. «Поучения Силуана» Заключение

Подробнее...

Амвросий Медиоланский. Письма (1–53).

Содержание

Предисловие

Книга 1 1 (Maur. 7). Амвросий Юсту желает спасения 2 (Maur. 65). Амвросий Симилициану 3 (Maur. 67). Амвросий Симплициану 4 (Maur. 27). Амвросий Иринею 5 (Maur. 4). Амвросий Феликсу 6 (Maur. 28). Амвросий Иринею Книга 2 7 (Maur. 37). Амвросий Симплициану 8 (Maur. 39). Амвросий Фавстину желает спасения 9 (Maur. 79). Амвросий Беллицию желает спасения 10 (Maur. 38). Амвросий Симплициану Книга 4 11 (Maur. 29). Амвросий Иринею 12 (Maur. 30). Амвросий Иринею 13 (Maur. 31). Амвросий Иринею 14 (Maur. 33). Амвросий Иринею 15 (Maur. 69). Амвросий Иринею 16 (Maur. 76). Амвросий Иринею 17 (Maur. 81). Амвросий клирикам Книга 5 18 (Maur. 70). Амвросий Оронциану 19 (Maur. 71). Амвросий Оронциану 20 (Maur. 77). Амвросий Оронциану 21 (Maur. 34). Амвросий Оронциану 22 (Maur. 35). Амвросий Оронциану 23 (Maur. 36). Амвросий Оронциану 24 (Maur. 82). Амвросий Марцеллу 25 (Maur. 53). Амвросии императору Феодосию 26 (Maur. 54). Амвросий Евсевию Книга 6 27 (Maur. 58). Амвросий епископу Сабину 28 (Maur. 50). Амвросий Хромацию 29 (Maur. 43). Амвросий Оронциану 30 (Maur. 24). Амвросий императору Валентиниану 31 (Maur. 44). Амвросий Оронциану 32 (Maur. 48). Амвросий Сабину 33 (Maur. 49). Амвросий Сабину 34 (Maur. 45). Амвросий Сабину 35 (Maur. 83). Амвросий Сисиннию Книга 7 36 (Maur. 2). Амвросий Констанцию 37 (Maur. 47). Амвросий Сабину 38 (Maur. 55). Амвросий Евсевию 39 (Maur. 46). Амвросий Сабину 40 (Maur. 32). Амвросий Ириною 41 (Maur. 86). Амвросий Сирицию 42 (Maur. 88). Амвросий Аттику 43 (Maur. 3). Амвросий Феликсу 44 (Maur. 68). Амвросий Ромулу 45 (Maur. 52). Амвросий Титиану 46 (Maur. 85). Амвросий Сирицию 47 (Maur. 87). Амвросий епископам Фегадию и Делфину 48 (Maur. 66). Амвросий Ромулу 49 (Maur. 59). Амвросий епископу Северу 50 (Maur. 25). Амвросий Студию 51 (Maur. 15). Амвросий Анатолию, Мунерию, Северу, Филиппу, Македонию, Аммиану, Феодосию, Евтропию, Клару, Евсевию и Тимофею, священникам Господа, и всему клиру и народу фессалоникийскому,. возлюбленным желает спасения 52 (Maur. 16). Епископ Амвросий брату Анисию 53 (Maur. 91). Амвросий брату Кандидиану Список адресатов 1–7 книг писем 

Подробнее...

Аврелий Августин. Письмо 217. К Виталию Карфагенскому.

Августин епископ, раб Христов, и чрез Него раб рабов Его, брату Виталию в Нем же [шлет] приветствие.

Содержание

Глава 1 Вступление. Вопрос о том, откуда происходит начало нашей веры в Бога Вера требует молитвы По дару Божию у человека появляется желание веровать Глава II Мнение Виталия – пелагианское Воля бывает подвигаема Божией благодатью Выдающееся дело благодати – обращение грешников Не следует так защищать свободное решение, что при этом будет устранена Божественная помощь Глава III Верующим человек становится по Божественной благодати и свободному решению Младенцы при крещении также избавляются от власти диавола Отпавшие ангелы отвращают людей от веры Благодать не заключается в законе, свободном решении или учении Глава IV Благодать дается человеку для всякого праведного действия Мы молимся, чтобы воля была исправлена и природа исцелена 3ачем молиться о том, чтобы человек пребыл до конца в добре Пребывание до конца сокрыто от всех Глава V Двенадцать положений против пелагиан В этих двенадцати положениях содержится истинное учение о благодати Глава VI На примере младенцев очевидно, что благодать подается даром Те, кто спасаются, спасаются по благодати, а не по желанию Благодать подается даром, по милосердию Божию Пребывание в добре вплоть до конца – дар благодати Благодать и суд не зависят от тех дел, которые умерший человек не успел совершить Всякий, кто верует в Бога, делает это по своей воле Тот, кто верует, должен благодарить Бога Благодать предшествует воле Глава VII Невозможно, чтобы Виталий отвергал церковные молитвы Сам Бог делает то, что Он заповедал просить у Него Начало веры происходит от Бога

Подробнее...

Амвросий Медиоланский. Три гимна.

Содержание

Вечерняя песнь Песнь о мучениках Песнь на третий час 

 

Вечерняя песнь

 

Господь, создатель сущего,

Зиждитель звезд, сменяющий

Полудня светлость ясную

Полночной тихой дремою,

Дабы тела усталые

Вернуть к трудам окрепшими,

Унять ума терзание,

Унять печаль дрожащую!

За день сей, ныне гаснущий,

За ночь, в наш мир грядущую,

Пылая благодарностью,

Поем мы песнь уставную.

Тебе молитва теплая,

Тебе напевы звучные,

К тебе любовь безгрешная

И ум стремится бодрственный,

Дабы, когда глубокая

Поглотит мгла сияние,

Не гасла вера бодрая,

И ночь сияла верою.

Не дай забыться совести,

Грех учит нас забвению;

Для чистых верой строгою

Дремота растворяется.

Совлекшись блудных помыслов,

Тобой да грезит сердца глубь,

И враг лукавый кознями

Не возмутит спокойствия.

Отцу и Сыну молимся,

Христову Духу отчему –

Единству всевладычному:

Помилуй верных, Троица!

Подробнее...

Сидоров А. И. Древние жития святителя Иоанна Златоуста. Тексты и комментарий.

Содержание

А.С. Балаховская. Святой Иоанн Златоуст в памятниках агиографии

Памятники ранней агиографии

«Диалог» Палладия, епископа Еленопольского. Время и место создания. Характеристика жанра и композиции

Проблемы священства и невинных страданий в «Диалоге»

Полнота освещения истории

Псевдо-Мартирий Антиохийский

«Житие св. Иоанна Златоуста» Георгия Александрийского

Устная традиция

Письменная традиция

Диалог Палладия, епископа Еленопольского, с Феодором, римским диаконом, повествующий о житии блаженного Иоанна, епископа Константинопольского, Златоуста Псевдо-Мартирий Антиохийский. Житие во святых отца нашего, архиепископа Константинопольского, Иоанна Златоуста Георгий, архиеп. Александрийский. Повествование или житие и чудеса во святых отца нашего и вселенского учителя и архиепископа Константинопольского Иоанна Златоуста Приложение I. Письмо св. Иоанна Златоуста римскому папе Иннокентию I Приложение II. Собор «У дуба» Список литературы Список сокращений 

Подробнее...

Прохоров Г. М. Канон-моление о дожде патриарха Филофея в греческом оригинале и древнерусском переводе.

(с приложением перевода на современный русский язык)

Содержание

Предисловие Тексты Перевод

 

Предисловие

Гимнографическое произведение константинопольского патриарха Филофея (1353–1354, 1364–1376), обращенное к Богородице с просьбой о дожде в засуху, в бездождие, публикуется здесь в оригинале по греческой рукописи XIV в. (ГИМ, Синодальное греч. собр., № 431 (349), л. 58– 60 об.), в переводе на русский язык некоего первопресвитера Феодора по рукописи 1457 г. (ГИМ, Синодальное собр., № 468 (501), л. 149 об.–156) и в современном переводе.

Оно имеет традиционную гимнографическую форму канона, предназначенного для исполнения не в Великий пост, поэтому в нем отсутствует вторая песнь.1 Акростих, образуемый начальными буквами строф-тропарей: Ἐυχαίϛ τὸν αὐχμὸν λύσον ἡμίν, Кυρία, т.е.: «Молитвами засуху прекрати нам, Госпожа», а в последних тропарях каждой песни («богородичных») Φιλοθέου – «Филофея», в переводе, как это обычно в славянских переводах, не сохраняется, равно как и число слогов тропарей оригинала. Там оно должно соответствовать количеству слогов указываемого в начале песен икоса. В икосах 1-й песни в данном случае 45 слогов, 3-й – 56, 4-й – 40, 5-й – 63, 6-й – 51, 7-й – 48, 8-й – 86, а 9-й – 70. Автор, видно, старался этому правилу следовать, а переводчик и не думал. Поэтому, очевидно, он и не указал акростихи оригинала (иногда переводчики это делали).

Подробнее...

Агапит Римский. Увещательные главы к императору Юстиниану.

1. Государь! Ты почтен саном высшим всякаго другаго; посему паче всех почитай Бога, который сподобил тебя сана. Он, по образу небеснаго Царствия, вручил тебе скипетр земнаго владычества, для того, чтобы ты, повинуясь законам правосудия и управляя подданными по законам, научил людей блюсти правду и обуздал неистовство дерзких ея нарушителей.

2. Многоокий ум Государя, всегда бодрствуя подобно кормчему, твердо держит кормило законнаго благоустроения и мощною рукою отводит ладию всемирной Империи от течений нестроения, чтобы не увлекли ее волны неправосудия.

3. Мы учимся Божественной и первой науке, когда стараемся познать самих себя. Ибо кто познал себя самаго, тот познает Бога; а кто познал Бога, тот уподобится Богу; а уподобится Богу тот, кто достоин Его; достоин же Его тот, кто не делает ничего неугоднаго Богу, но мыслит Божие, говорит, что мыслит, а делает, что говорит.

4. Никто не должен хвалиться происхождением от благородных предков: прах есть общий прародитель всех, – как тех, которых украшает порфира и виссон, так и тех, которых угнетает нищета и болезнь; как тех, кои носят царские венцы, так и тех, кои просят милостыни. И так станем не происхождением своим из праха гордиться, но приобретать уважение непорочностию нравов.

Подробнее...

Аврелий Августин. Рассуждения на Евангелие от Иоанна.

Рассуждение 1. На Ин. 1, 1–5

Введение

«Рассуждения на Евангелие от Иоанна» (Tractatus in Iohannis Euangelium) – это сто двадцать четыре толкования разных частей Евангелия от Иоанна, созданные Августином последовательно, но в течение долгого периода времени, не раньше 406 г. Часть из них, во всяком случае, первые, были реально произнесенными в церкви проповедями (гомилиями, что, собственно, и означает латинское название tractatus), записанными стенографистами. Остальные, по большей части более краткие, по-видимому, были продиктованы писцам, хотя дискуссия об этом так и не привела к общепризнанным выводам.

Большинство исследователей согласны в том, что первые двенадцать «Рассуждений» произносились Августином последовательно, но перемежались толкованиями на пятнадцать «Песней восхождения», а значит, датируются зимой 406–407 гг. В начале пасхальной недели 407 г. Августин прервал эту последовательность, избрав в качестве нового текста для толкования Первое Послание Иоанна. Время произнесения первых гомилий объясняет остроту антидонатистской полемики в них. Кроме того, в первой гомилии присутствуют и антиманихейские темы.

Подробнее...

Попов И. В. Святой Амфилохий, епископ Иконийский.

Veterum testimonia

Содержание

Беседа 1. На Рождество Беседа 2. На Сретение, о Богородице, Симеоне и Анне Беседа 3. О Лазаре четверодневном Беседа 4. О жене грешнице Беседа 5. В Страстную Субботу Биография Амфилохия иконийского Сочинения Амфилохия Крещение Покаяние Церковный календарь Иконы и реликвии Нравственное учение Брак Содержание фрагмента, изданного Фиккером Отношение фрагмента к Священному Писанию Источники автора отрывка О Церкви Опровержение апотактитов Критика учения апотактитов Принципы истинно церковного отречения и воздержания 

 

ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (Lib. de Spiritu Sancto, can. I) хвалит в Амфилохии постоянное стремление учиться и не оставлять неисследованным ни одного речения о Боге.

ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (Ер. 188, can. I): «Вопросы мудрого умудряют глупого. Это случается с нами, когда получаем твои письма. Я учусь, отвечая на твои вопросы. Итак, пусть будет для меня наукой забота об ответе».

ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (Ер. 199, can. II): «Удивляюсь и твоему стремлению учиться и твоему смирению, потому что, поставленный учить, ты хочешь учиться, особенно от меня, чуждого великой учёности».

Подробнее...