Исаак Сирин. Путь в жизнь вечную.

СОДЕРЖАНИЕ

    Преподобный Исаак Сирин

    О терпении

    О молитве

    О любви

    О вере и надежде

    Заповеди Божии

    Ангелы

    О страстях

 

Подробнее...

Преподобный Иоанн Дамаскин. Беседа сарацина с христианином

На вопрос сарацина: «Кого ты считаешь виновником добра и зла?», – христианин отвечает: «Мы говорим, что только Бог и никто другой есть виновник всяческих благ, но не зла». На это сарацин говорит: «Кого ты называешь виновником зла?»

Xристианин: Разумеется, того, кто по своей воле диавол, и нас, людей.

Сарацин. Из-за чего?

Xристианин: Из-за свободной воли.

Сарацин. Так что, ты свободен, и что хочешь, можешь делать и делаешь?

Xристианин: Я сотворен Богом свободным лишь для двух вещей.

Подробнее...

Святитель Иннокентий Пензенский. Слова и речи святителя Иннокентия, епископа Пензенского и Саратовского.

• Слово в день Рождества Христова
• Слово в день Сретения Господня
• Слово в неделю Фомы
• Слово в день Вознесения Господня
• Слово первое в день сошествия Святого Духа
• Слово второе в день сошествия Святаго Духа
• Слово в день святого благоверного князя Александра Невского
• Слово в день введения во храм Пресвятой Богородицы
 
• СЛОВА В ДЕНЬ ВОСШЕСТВИЯ НА ПРЕСТОЛ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА ПАВЛОВИЧА
      1. Сколько благочестивая верность народа возвышает царство, столько царь, верный Богу, возвышает народ свой и самого себя
      2. Путь, дела и слова праведные примиряют человека с Богом
      3. Мир внешний утвержден внутренним, мир человеческий – Божиим, и земные царства посвящены единственно Царству Божию
      4. «Блажен народ, у которого Господь есть Бог его!»
 
 
 
• Слово в день тезоименитства императора Александра Павловича
• Слово в день рождения императрицы Марии Феодоровны
• Слово в день тезоименитства великого князя Константина Павловича
• Слово по избрании судьей от Санкт-Петербургского дворянства
• Слово на случай приведения к присяге избранных судей
• Слово по случаю введения инвалидов в дом, устроенный князем П.А. и графом Д.А. Зубовыми
• Слово при отпевании тела графини Н. В. Салтыковой, урожденной княжны Долгорукой
• Речь, произнесенная Преосвященным Иннокентием, по пострижении его в монашество
• Речь, обращенная к Преосвященным, при посвящении во иеродиакона
• Речь к Преосвященным, произнесенная в день наречения во епископа

Подробнее...

Иларий Марсельский. Письмо Августину. (среди писем Августина 226-е).

Блаженнейшему господину, всей душою чтимому и весьма дорогому во Христе, отцу нашему Августину, Иларий.

1. Когда прекращаются вопросы возражающих, часто приятными бывают разыскания более усердных, [предпринимаемые], чтобы научиться тому, о чем можно без всяких опасений не знать, и потому, думается мне, еще приятнее будет [тебе] рвение этого нашего сообщения, которое, показывая в соответствии с предположениями некоторых нечто противное истине, заботится о том, чтобы принести посредством совета Твоего Святейшества пользу не столько себе, сколько тем, кто смущаются и смущают, о блаженнейший господин, всей душой чтимый и весьма дорогой во Христе отец!

2. И таковы [вопросы], которые обсуждаются в Массилии, да и в других местностях Галлии. Некоторые говорят, что ново и бесполезно для проповеди [учение о том], что [спасаемые] люди должны быть избраны по намерению Божию, так что сами они не могут ни приобрести этого, ни удержать, если не будет им дана воля уверовать. Они полагают, что будет уничтожена вся сила проповеди, если станут говорить, что нет в людях ничего такого, что она могла бы побуждать [к добру]. 

Подробнее...

Извеков М. С. Преподобный Антоний Великий.

Параграф I II III

 

 

Между источниками для жизни и деятельности пр. Антония, первое место занимает написанная Афанасием архиепископ. александрийским биография св. Антония под названием: «βίος καἱ πολιτεία τοῦ ὁσίου πατρὁς ήμῶν Ἀντονίου συηηραφεἱ΄ς καἱ ἁποσταλεἱς πρὁς τοὑς ὲν ρη ξένη μονάχους"1, обыкновенно называемая «vitas. Antonii». Относительно того, в какое время это сочинение написано св. Афанасием, существуют различные мнения. Одни, как напр. Бароний2, Росвейд3, основываясь на том, что в жизнеописании ничего не говорится о свидании пр. Антония с Павлом Фивейским, а также на свидетельстве блаж. Иеронима о римлянки Маркелле, «изучавшей жизнь Антония и Пахомия чрез Афанасия, тогда как еще был жив Антоний»4, полагают, что это жизнеописание было составлено прежде смерти Антония и до встречи его с Павлом Фивейским и смерти последнего (около 341 г.). Но что жизнеописание составлено Афанасием не в это время, а уже после смерти Антония, это открывается из самого предисловия к «жизни Антония». В этом предисловии говорится: «требовали вы у меня сведения о жизни Антония и пожелали знать, как начал он свою подвижническую жизнь, каков был до вступления в нее, какой имел конец жизни»5. Это показывает, что жизнеописание составлено после смерти Антония. Относительно же молчания автора о встрече Антония с Павлом нужно с одной стороны припомнить то, что жизнь св. Антония изложена не очень подробно, как это видно из предисловия к ней6, а с другой стороны этим молчанием автора «жизни Антония» заподозривается самый факт – встречи подвижников между собою, передаваемый Иеронимом7. Что касается свидетельства Иеронима о Маркелле, из которого выводят, будто она читала письменное житие Антония, то относительно этого замечают следующее:8 Иероним не говорит, что Маркелла изучала жизнь Антония в письменном изложении, но указывает только, что она познакомилась с жизнью Антония и Пахомия чрез Афанасия, который был тогда в Риме и еще – при жизни Антония. А что подвиги Антония были известны в Риме еще при жизни этого отшельника, об этом свидетельствует сам Афанасий, говоря: «как в Испании, Галлии, в Риме и в Африку дошел бы слух о человеке, который скрывался и жил в горе»9. Таким образом нужно признать, что «жизнь Антония» написана св. Афанасием по смерти отшельника; но в какое именно время – это с точностью указать трудно.

Подробнее...

Жизнь и деяния аввы Симеона, юродивого Христа ради, записанные Леонтием, епископом Неаполя Критского.

Жизнь и деяния аввы Симеона, юродивого Христа ради, записанные Леонтием, епископом Неаполя Критского

Оп.: Жития византийских святых. – СПб.: Corvus, Terra Fantastica, 1995. – с. 125-184. Пер. С.Поляковой.

Леонтий кипрский († в 620 г.), епископ города Неаполя на о-ве Кипре, автор житий Иоанна Милостивого и Симеона юродивого, догматического сборника и нескольких слов (см. Migne, "Patrologiae" ser. graeca, т. XCIII) (Брокгауз). Полякова указывает (на основании Райден) 641-848 гг. в качестве времени жизни Леонтия.

(Текст переведен по изданию: Lennart Ryden. Das Leben d. heil. Narren Symeon v. Leontios v. Neapolis, Uppsala, 1963 = Acta Univ., Upsal. Studia Graeca Upsal., 4)

Людям, желающим принять на себя честь наставничества, предлежит поучать других собственным примером, являя собой образец добродетельной и угодной Богу жизни, ибо по слову Божию: “Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца нашего Небесного”. 1 Да не тщатся наставлять, исправлять и путеводить других, прежде чем наставят самих себя и очистят, следуя заповедям Божиим, и забудут оплакать своего покойника ради заботы о чужом, 2 и да сбудется [126] на них истинное и о них реченное слово: “Кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном”, 3 и еще: “Лицемер, вынь прежде бревно из своего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего”. 4 Потому тот, кто премудро записал деяния апостольские, говорит о великом и истинном Боге, наставнике нашем: “...что Иисус делал и чему учил от начала”. 5 И Павел, великий сосуд избранничества, укоряя римлян, писал: “Как же ты, уча другого, не учишь себя самого?”. 6

Подробнее...

Жизнь и труды св. Григория Богослова.

    Репринт. Печатается по изданію: Творенiя иже во святыхъ отца нашего Григорiя Богослова, Архiепископа Константинопольскаго. Томъ I. — СПб.: Издательство П. П. Сойкина, 1910. — С. 3-16.

 

 

 

I.

 

Григорій Богословъ, великій отецъ и учитель Церкви, родился въ юго-западной части Каппадокіи, въ имѣніи своихъ родителей, недалеко отъ города Назіанза. Каппадокія не пользовалась у современниковъ хорошей репутаціей. Ея обитатели не безъ основанія считались вѣроломными, лживыми и хитрыми. О нихъ существовала даже пословица, что змѣя, укусивъ каппадокійца, умерла. Кромѣ того, Каппадокія въ IV вѣкѣ являлась гнѣздомъ аріанства. Но она дала трехъ великихъ каппадокійцевъ — Василія Великаго, Григорія Богослова и Григорія Нисскаго, брата Василія, прославившихъ ея имя и явившихся не только для Каппадокіи, но и для всего православнаго міра главной опорой, прибѣжищемъ и источникомъ богословской мудрости. Семьи же, изъ которыхъ вышли эти великіе дѣятели церкви, явили образцы истинно-христіанскихъ женщинъ, какъ Нонна, мать Григорія Богослова, Еммелія, мать Василія Великаго и Григорія Нисскаго, и Макрина, сестра двухъ послѣднихъ, имена которыхъ исторія сохранила съ гордостью въ назиданіе потомству. Отецъ Григорія — тоже Григорій — былъ по тому времени очень состоятельный человѣкъ. Принадлежа къ христіанской семьѣ и будучи христіаниномъ, онъ затѣмъ вступилъ въ секту «озаренныхъ теистовъ», которые поклонялись Богу подъ видомъ свѣта и огня. Ихъ ученіе представляло смѣшеніе іудейскихъ и персидскихъ вѣрованій. Жену Григорія старшаго, убѣжденную христіанку, очень безпокоило отпаденіе отъ христіанства ея мужа. Не разъ убѣждала она его оставить эту секту, и подъ ея вліяніемъ онъ снова — и на этотъ разъ безповоротно — вернулся въ лоно Церкви, принявъ въ 325 году отъ проѣзжавшаго черезъ Назіанзъ на великій Никейскій Соборъ епископа Кесарійскаго Леонтія крещеніе. Вскорѣ же послѣ крещенія онъ сдѣлался пресвитеромъ г. Назіанза, а впослѣдствіи, именно въ 329 г., и епископомъ этого города. Богословское образованіе его было скудно, но паствой онъ управлялъ твердо, хотя и кротко, проявивъ въ управленіи ею энергію и заботливость. Большое вліяніе на него имѣла его жена, которая, подчиняясь ему во всемъ, какъ мужу, незамѣтно сдѣлалась его руководительницей и наставницей. Она была женщина очень добрая и съ убѣжденіемъ говорила, что для бѣдныхъ она могла бы заложить и своего мужа, и дѣтей. Неимущимъ она оказывала широкую благотворительность, и никто изъ бѣдныхъ не получилъ отъ нея отказа. Григорій былъ первенецъ у нихъ, сынъ молитвы. За нимъ слѣдовали его братъ — Констанцій и сестра — Горгонія. Какъ на первенцѣ и притомъ явившемся при исключительныхъ условіяхъ (онъ родился въ 330 г.) — по молитвѣ, послѣ долгихъ лѣтъ бездѣтной супружеской жизни, на немъ было сосредоточено и исключительное вниманіе его родителей. Мать постаралась дать ему истинно-христіанское воспитаніе, чему способствовала въ высшей степени нравственная обстановка окружавшей Григорія жизни. Отецъ же далъ ему законченное образованіе. Сперва Назіанзъ, затѣмъ двѣ Кесаріи — Каппадокійская и Палестинская и Александрія и, наконецъ, какъ завершеніе образованія — Аѳины. Таковъ путь развитія и совершенствованія богатыхъ дарованій будущаго святителя Церкви. Кто изъ современныхъ юношей можетъ похвалиться такимъ усердіемъ въ наукахъ, такимъ богатымъ всестороннимъ образованіемъ, которое получилъ Григорій Богословъ?

Подробнее...

Евпраксия (Шиленкова). Симеон Новый Богослов и Симеон Благоговейный. - 2002

Издательство Свято-Елисаветинского женского монастыря. Минск, 2002 г.

 

 

 

Предисловие

Перед вами - первая книга из серии книг о старчестве. Эта серия включит в себя те жизнеописания подвижников, которые наиболее ярко раскрывают сущность духовного руководства, показывают необходимость подчинения своей воли опытному наставнику - старцу, о невозможности шествования по духовному пути без руководителя.

"Нет несчастнее и ближе к погибели людей, не имеющих наставника в пути Божием. Спасение есть во мнозе совете", - пишет Авва Дорофей. А в утешение тех, кто еще не нашел духовного руководителя, он добавляет: "Если кто хочет истинно, всем сердцем, исполнять волю Божию, то Бог никогда его не оставит, но всячески наставит по воле Своей. Поистине, если кто направит сердце свое по воле Божией, то Бог просветит и малое дитя сказать ему волю Свою".

Мы же приведем выдержку из письма архимандрита Софрония к Д.Бельфуру (осень 1932 г.):

...Доброе устроение Вашей души - желание занять последнее место новоначального послушника, который служит старшим отцам и братиям - не совсем правильно в Вашем положении. Вы хорошо приписали: "Но если Вы видите какую-нибудь опасность или ошибку в слишком крайнем стремлении унижаться пред ними и служить им, то пишите мне". Это Вы просите старца отца Силуана, но Вы позволили и мне прочитать Ваше письмо, а он, кажется, Вам [об] этом ничего не написал; я же по неразумию своему захотел сказать Вам, что об этом думаю, а именно: в Вашем добром, по-видимому, намерении действительно скрывается некоторая и опасность, и ошибка. Вместо того, чтобы научиться "смирению, служению и послушанию", Вы научитесь обратному. И не удивляйтесь тому, что я Вам говорю. Безошибочный путь к тому, чтобы научиться вышеуказанным добродетелям вот какой: Вы сам не ищите ни славы, ни бесчестия, ни власти управлять, ни унижения в самовольном служении. Не только не ищите преимуществ пред ними, но, что у Вас уже есть, имейте в сердце своем готовность с радостию уступить во всем и подчиниться, но в том только и в той мере, в чем и в какой они захотят. Сами же не проявляйте инициативы. Какое они Вам место отведут, то и занимайте. Последнее, среднее или первое. Если что попросят или прикажут - сделайте. Сами не набивайтесь ни в чем, но и не противоречьте.

Подробнее...

Дэли Б. Апокатастасис и «благое молчание» в эсхатологии св. Максима исповедника.

От переводчика

В докладе, сделанном Brian E. Daley sj на конференции во Фриборе (Швейцария) (Maximus Confessor; Actes du Symposium sur Maxime le Confeseur, Fribourg, 2-5 september 1980; edites par Felix Heinzer et Christoph Sc?nborn, Editions Universitaires, Fribourg Suisse, 1982), рассматривается эсхатология (богословское учение о конечной судьбе мира и человека) Св. Максима Исповедника. Изучая богословское предание Церкви Brian E. Daley показывает как Св. Максим Исповедник синтезируя и преобразуя взгляды своих предшественников, создает и формулирует учение Церкви по этому вопросу. При переводе, где это возможно, я пользовался современным переводом трудов Св. Преп. Максима Исповедника (кн.I, перевод А. И. Сидорова и кн.II, перевод С. Л. Епифановича и А. И. Сидорова, М., 1993, Мартис), ссылки на который я привожу в квадратных скобках.  

Brian E. Daley sj

APOKATASTASIS

AND "HONORABLE SILENCE"

IN THE ESCHATOLOGY

OF ST. MAXIMUS THE CONFESSOR

Подробнее...

Гринь А. Предисловие к огласительным творениям свт. Амвросия.

Три труда свт. Амвросия Медиоланского «Объяснение Символа веры» (Explanatio Symboli), «О таинствах» (De sacramentis) и «О тайнах» (De mysteriis) представляют собой огласительные поучения, в которых объясняются основные положения христианской веры и раскрывается смысл таинств Крещения, Миропомазания и Евхаристии. Если подлинность трактата myst. никогда не вызывала серьезных сомнений, то сочинения expl. symb. и sacr., напротив, долгое время не признавались аутентичными. При сравнении тестов sacr. и myst. возникало много вопросов, но прежде всего бросалось в глаза их, так сказать, «непохожее сходство».

В самом деле, несмотря на общность темы, между sacr. и myst. сушествует как значительное сходство, так и немало различий. С одной стороны, оба сочинения адресованы новокрещеным и содержат объяснение священнодействий таинств; в них описываемся и подразумеваются, по сути, одинаковые обряды, а объяснение дается в более или менее схожих терминах. С другой стороны, между сочинениями существуют различия по жанру, содержанию и стилю. Текст sacr. представляет собой серию проповедей, в то время как myst. – цельный литературный трактат, который сохраняет лишь видимость проповеди (автор обращается к читателям так, как если бы они были слушателями). 

Подробнее...