Жизнь и деяния аввы Симеона, юродивого Христа ради, записанные Леонтием, епископом Неаполя Критского.
- Патрология
- 20 Январь 2025
Жизнь и деяния аввы Симеона, юродивого Христа ради, записанные Леонтием, епископом Неаполя Критского
Оп.: Жития византийских святых. – СПб.: Corvus, Terra Fantastica, 1995. – с. 125-184. Пер. С.Поляковой.
Леонтий кипрский († в 620 г.), епископ города Неаполя на о-ве Кипре, автор житий Иоанна Милостивого и Симеона юродивого, догматического сборника и нескольких слов (см. Migne, "Patrologiae" ser. graeca, т. XCIII) (Брокгауз). Полякова указывает (на основании Райден) 641-848 гг. в качестве времени жизни Леонтия.
(Текст переведен по изданию: Lennart Ryden. Das Leben d. heil. Narren Symeon v. Leontios v. Neapolis, Uppsala, 1963 = Acta Univ., Upsal. Studia Graeca Upsal., 4)
Людям, желающим принять на себя честь наставничества, предлежит поучать других собственным примером, являя собой образец добродетельной и угодной Богу жизни, ибо по слову Божию: “Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца нашего Небесного”. 1 Да не тщатся наставлять, исправлять и путеводить других, прежде чем наставят самих себя и очистят, следуя заповедям Божиим, и забудут оплакать своего покойника ради заботы о чужом, 2 и да сбудется [126] на них истинное и о них реченное слово: “Кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном”, 3 и еще: “Лицемер, вынь прежде бревно из своего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего”. 4 Потому тот, кто премудро записал деяния апостольские, говорит о великом и истинном Боге, наставнике нашем: “...что Иисус делал и чему учил от начала”. 5 И Павел, великий сосуд избранничества, укоряя римлян, писал: “Как же ты, уча другого, не учишь себя самого?”. 6
Жизнь и труды св. Григория Богослова.
- Патрология
- 20 Январь 2025
Репринт. Печатается по изданію: Творенiя иже во святыхъ отца нашего Григорiя Богослова, Архiепископа Константинопольскаго. Томъ I. — СПб.: Издательство П. П. Сойкина, 1910. — С. 3-16.
I.
Григорій Богословъ, великій отецъ и учитель Церкви, родился въ юго-западной части Каппадокіи, въ имѣніи своихъ родителей, недалеко отъ города Назіанза. Каппадокія не пользовалась у современниковъ хорошей репутаціей. Ея обитатели не безъ основанія считались вѣроломными, лживыми и хитрыми. О нихъ существовала даже пословица, что змѣя, укусивъ каппадокійца, умерла. Кромѣ того, Каппадокія въ IV вѣкѣ являлась гнѣздомъ аріанства. Но она дала трехъ великихъ каппадокійцевъ — Василія Великаго, Григорія Богослова и Григорія Нисскаго, брата Василія, прославившихъ ея имя и явившихся не только для Каппадокіи, но и для всего православнаго міра главной опорой, прибѣжищемъ и источникомъ богословской мудрости. Семьи же, изъ которыхъ вышли эти великіе дѣятели церкви, явили образцы истинно-христіанскихъ женщинъ, какъ Нонна, мать Григорія Богослова, Еммелія, мать Василія Великаго и Григорія Нисскаго, и Макрина, сестра двухъ послѣднихъ, имена которыхъ исторія сохранила съ гордостью въ назиданіе потомству. Отецъ Григорія — тоже Григорій — былъ по тому времени очень состоятельный человѣкъ. Принадлежа къ христіанской семьѣ и будучи христіаниномъ, онъ затѣмъ вступилъ въ секту «озаренныхъ теистовъ», которые поклонялись Богу подъ видомъ свѣта и огня. Ихъ ученіе представляло смѣшеніе іудейскихъ и персидскихъ вѣрованій. Жену Григорія старшаго, убѣжденную христіанку, очень безпокоило отпаденіе отъ христіанства ея мужа. Не разъ убѣждала она его оставить эту секту, и подъ ея вліяніемъ онъ снова — и на этотъ разъ безповоротно — вернулся въ лоно Церкви, принявъ въ 325 году отъ проѣзжавшаго черезъ Назіанзъ на великій Никейскій Соборъ епископа Кесарійскаго Леонтія крещеніе. Вскорѣ же послѣ крещенія онъ сдѣлался пресвитеромъ г. Назіанза, а впослѣдствіи, именно въ 329 г., и епископомъ этого города. Богословское образованіе его было скудно, но паствой онъ управлялъ твердо, хотя и кротко, проявивъ въ управленіи ею энергію и заботливость. Большое вліяніе на него имѣла его жена, которая, подчиняясь ему во всемъ, какъ мужу, незамѣтно сдѣлалась его руководительницей и наставницей. Она была женщина очень добрая и съ убѣжденіемъ говорила, что для бѣдныхъ она могла бы заложить и своего мужа, и дѣтей. Неимущимъ она оказывала широкую благотворительность, и никто изъ бѣдныхъ не получилъ отъ нея отказа. Григорій былъ первенецъ у нихъ, сынъ молитвы. За нимъ слѣдовали его братъ — Констанцій и сестра — Горгонія. Какъ на первенцѣ и притомъ явившемся при исключительныхъ условіяхъ (онъ родился въ 330 г.) — по молитвѣ, послѣ долгихъ лѣтъ бездѣтной супружеской жизни, на немъ было сосредоточено и исключительное вниманіе его родителей. Мать постаралась дать ему истинно-христіанское воспитаніе, чему способствовала въ высшей степени нравственная обстановка окружавшей Григорія жизни. Отецъ же далъ ему законченное образованіе. Сперва Назіанзъ, затѣмъ двѣ Кесаріи — Каппадокійская и Палестинская и Александрія и, наконецъ, какъ завершеніе образованія — Аѳины. Таковъ путь развитія и совершенствованія богатыхъ дарованій будущаго святителя Церкви. Кто изъ современныхъ юношей можетъ похвалиться такимъ усердіемъ въ наукахъ, такимъ богатымъ всестороннимъ образованіемъ, которое получилъ Григорій Богословъ?
Евпраксия (Шиленкова). Симеон Новый Богослов и Симеон Благоговейный. - 2002
- Патрология
- 09 Январь 2025
Издательство Свято-Елисаветинского женского монастыря. Минск, 2002 г.
Предисловие
Перед вами - первая книга из серии книг о старчестве. Эта серия включит в себя те жизнеописания подвижников, которые наиболее ярко раскрывают сущность духовного руководства, показывают необходимость подчинения своей воли опытному наставнику - старцу, о невозможности шествования по духовному пути без руководителя.
"Нет несчастнее и ближе к погибели людей, не имеющих наставника в пути Божием. Спасение есть во мнозе совете", - пишет Авва Дорофей. А в утешение тех, кто еще не нашел духовного руководителя, он добавляет: "Если кто хочет истинно, всем сердцем, исполнять волю Божию, то Бог никогда его не оставит, но всячески наставит по воле Своей. Поистине, если кто направит сердце свое по воле Божией, то Бог просветит и малое дитя сказать ему волю Свою".
Мы же приведем выдержку из письма архимандрита Софрония к Д.Бельфуру (осень 1932 г.):
...Доброе устроение Вашей души - желание занять последнее место новоначального послушника, который служит старшим отцам и братиям - не совсем правильно в Вашем положении. Вы хорошо приписали: "Но если Вы видите какую-нибудь опасность или ошибку в слишком крайнем стремлении унижаться пред ними и служить им, то пишите мне". Это Вы просите старца отца Силуана, но Вы позволили и мне прочитать Ваше письмо, а он, кажется, Вам [об] этом ничего не написал; я же по неразумию своему захотел сказать Вам, что об этом думаю, а именно: в Вашем добром, по-видимому, намерении действительно скрывается некоторая и опасность, и ошибка. Вместо того, чтобы научиться "смирению, служению и послушанию", Вы научитесь обратному. И не удивляйтесь тому, что я Вам говорю. Безошибочный путь к тому, чтобы научиться вышеуказанным добродетелям вот какой: Вы сам не ищите ни славы, ни бесчестия, ни власти управлять, ни унижения в самовольном служении. Не только не ищите преимуществ пред ними, но, что у Вас уже есть, имейте в сердце своем готовность с радостию уступить во всем и подчиниться, но в том только и в той мере, в чем и в какой они захотят. Сами же не проявляйте инициативы. Какое они Вам место отведут, то и занимайте. Последнее, среднее или первое. Если что попросят или прикажут - сделайте. Сами не набивайтесь ни в чем, но и не противоречьте.
Дэли Б. Апокатастасис и «благое молчание» в эсхатологии св. Максима исповедника.
- Патрология
- 08 Январь 2025
От переводчика
В докладе, сделанном Brian E. Daley sj на конференции во Фриборе (Швейцария) (Maximus Confessor; Actes du Symposium sur Maxime le Confeseur, Fribourg, 2-5 september 1980; edites par Felix Heinzer et Christoph Sc?nborn, Editions Universitaires, Fribourg Suisse, 1982), рассматривается эсхатология (богословское учение о конечной судьбе мира и человека) Св. Максима Исповедника. Изучая богословское предание Церкви Brian E. Daley показывает как Св. Максим Исповедник синтезируя и преобразуя взгляды своих предшественников, создает и формулирует учение Церкви по этому вопросу. При переводе, где это возможно, я пользовался современным переводом трудов Св. Преп. Максима Исповедника (кн.I, перевод А. И. Сидорова и кн.II, перевод С. Л. Епифановича и А. И. Сидорова, М., 1993, Мартис), ссылки на который я привожу в квадратных скобках.
Brian E. Daley sj
APOKATASTASIS
AND "HONORABLE SILENCE"
IN THE ESCHATOLOGY
OF ST. MAXIMUS THE CONFESSOR
Гринь А. Предисловие к огласительным творениям свт. Амвросия.
- Патрология
- 14 Декабрь 2024
Три труда свт. Амвросия Медиоланского «Объяснение Символа веры» (Explanatio Symboli), «О таинствах» (De sacramentis) и «О тайнах» (De mysteriis) представляют собой огласительные поучения, в которых объясняются основные положения христианской веры и раскрывается смысл таинств Крещения, Миропомазания и Евхаристии. Если подлинность трактата myst. никогда не вызывала серьезных сомнений, то сочинения expl. symb. и sacr., напротив, долгое время не признавались аутентичными. При сравнении тестов sacr. и myst. возникало много вопросов, но прежде всего бросалось в глаза их, так сказать, «непохожее сходство».
В самом деле, несмотря на общность темы, между sacr. и myst. сушествует как значительное сходство, так и немало различий. С одной стороны, оба сочинения адресованы новокрещеным и содержат объяснение священнодействий таинств; в них описываемся и подразумеваются, по сути, одинаковые обряды, а объяснение дается в более или менее схожих терминах. С другой стороны, между сочинениями существуют различия по жанру, содержанию и стилю. Текст sacr. представляет собой серию проповедей, в то время как myst. – цельный литературный трактат, который сохраняет лишь видимость проповеди (автор обращается к читателям так, как если бы они были слушателями).
Гарриг Х. М. О Римской супрематии у Максима Исповедника.
- Патрология
- 03 Декабрь 2024
ПОДОБНО большинству восточных Учителей Церкви первого тысячелетия, святой Максим Исповедник по-настоящему постиг значение церковного примата Рима тогда, когда ему самому пришлось вступить в борьбу за сохранение чистоты исповедания веры Церкви. Уже в первых творениях Максима Исповедника содержится ясное понимание сущности первенства апостола Петра. Максим называет Петра "экзархом, или главой, и акротесом, или вершиной, апостолов", а также "креписом, или великим основанием, Церкви". Максим исправляет то предвзятое толкование речения из Еванг. от Матфея, гл. 16, ст. 23, которое, вероятно, уже тогда своим острием было направлено против Рима:
"Вопреки мнению некоторых, Господь назвал Петра сатаной не для того, чтобы оскорбить его ... Он сказал ему: иди за мной. Этим он хотел сказать: исполняй мою волю, не заботься о злобе дня сего. С другой стороны, имя "сатана", как говорят иные, можно толковать как противящийся. Так что Господь употребил это наименование не для того, чтобы оскорбить Петра, но хотел сказать этим: не противься моим намерениям".
Геннадий II Схоларий, патриарх Константинопольский. Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы.
- Патрология
- 03 Декабрь 2024
Это слово числится как первое среди изданных Мнср. Жюжи в хронологическом порядке сохранившихся проповедей св. Геннадия II (Георгия) Схолария, патриарха Константинопольского.1 Произнесено оно было, как полагает издатель его, 25 марта 1437 г.2 Произнесено оно было в торжественной обстановке в царских палатах, в присутствии царя Иоанна VIII Палеолога и всего сената, как и иные проповеди, принадлежавшие его, так сказать, дворцовому периоду. И те времена св. Геннадий был еще мирянином, философом, аристократом, занимавшим высокие государственные посты. Он был тогда сравнительно молодым человеком.
Слово на Благовещение написано по всем правилам ораторского искусства: предисловие, изложение, полемика (хотя и в малой степени) и эпилог. Слово это – пространно и, подобно Слову на Благовещение, принадлежащему перу Феофана, митрополита Никейского, современника св. Григория Паламы, является самым обширным произведением на эту тему в святоотеческой литературе. Это, в сущности, не проповедь, а богословский трактат, чтение которого должно было занять не менее трех часов. Несомненно, все слушатели удобно сидели в это время. Возможно, что были и перерывы. Возможно, что после того как автор, закончив часть чтения, говорил «Εἶεν» («Пусть так!» «Ладно!»), следовал отдых для оратора и слушателей. Возможно, что во время перерыва гостям предлагалось и угощение. Во время жизни преподобного Романа Сладкопевца, как известно, хор и чтец-солист по праздникам исполняли кондаки во дворце царя. И сами цари, случалось, произносили свои проповеди и читали свои богословские трактаты. Слова св. Геннадия (Георгия) Схолария были предназначены для самой элиты образованных византийцев. Его речи – трудны, часто даже очень трудны, исполнены глубоких мыслей, богословских и философских терминов, принадлежащих древнегреческой образованности. Речи византийских проповедников позднего времени являются тем уникумом, который исчез вместе с Византийской империей. Византийские церковные ораторы представляли себе, что они находятся на арене некоей Олимпиады и состязаются с другими ораторами на получение лаврового венка. Это безобидная дань классицизму, которая жила вместе с эллинской культурой вплоть до падения Константинополя, а затем перешла на Запад.
Виноградов А. И. Святой Андрей, архиепископ Критский, агиолографический очерк.
- Патрология
- 16 Ноябрь 2024
Имя св. Андрея Критского очень известно в церковной литературе. Как красноречивый вития (песнописец и творец многих богослужебных канонов, особенно Великого канона) даже более – создатель этой последней литературной формы церковно-богослужебных песнопений1, св. Андрей занимает видное место в истории греческой литературы византийского периода. Но при всей литературной известности имени святого отца, его жизнь и деяния освещены в исторических памятниках очень скудно. За исключением одного места в Хронике Феофана где под 712 годом упоминается Андрей, митрополит Критский, нет ни одного исторического указания, которое с большей или меньшей точностью определяло бы время и обстоятельства жизни святителя Андрея. Литературные труды самого Андрей Критского дают, конечно, материал для биографических сведений о нем, но лишь отчасти: самостоятельного значения в данном отношении творения Андрея не имеют и могут служить для составления его жизнеописания лишь косвенно, подтверждая известное предание о святом отце и взаимно объясняясь этим преданием. Поэтому, главным источником сведений о житии святителя Андрея Критского является для нас церковное предание о нем, сохраняемое в синаксарях богослужебных книг, а также и в церковных песнопениях в честь Андрея2.
Приступая к составлению жизнеописания Андрея, святителя Критского, я имею в виду положить в основу повествования сообщения синаксаря греческих (и славянских) богослужебных книг3 поскольку подтверждаются и оправдываются они Хроникой Феофана4, творением самого Андрея5, песнопениями, в честь его составленными для церковно-богослужебного употребления6 и некоторыми другими литературно-историческими указаниями.
Вергезе П., свящ. Взаимоотношение между Богом, человеком и миром в творениях св. Григория Нисского.
- Патрология
- 13 Ноябрь 2024
Журнал Московской Патриархии, 1971, № 6, с. 65-68; № 7, с. 78-79
Наше понимание взаимоотношения между Богом, человеком и миром имеет решающее значение для христианской мысли и духовности Эта тема на первый взгляд может показаться слишком абстрактной, чтобы иметь какое-то практическое значение. Однако я полагаю, что причину многих смущений современной богословской мысли можно усмотреть в неправильном понимании этих основополагающих взаимоотношений.
Я выбрал святого Григория Нисского, чтобы осветить сущность проблемы, потому что из всех великих вселенских отцов и учителей христианской Церкви святой Григорий мыслил наиболее проницательно в этом вопросе. Были и другие, такие, как блаженный Августин Иппонский, Максим Исповедник и Фома Аквинский, которые уделили внимание этим проблемам. Мое собственное предание не рассматривает ни одного из этих трех как общепризнанных учителей в подлинной традиции. Мы не будем пытаться исследовать мысли всех трех писателей, но будет интересно выделить некоторые из недостатков блаж. Августина, наиболее широко известного из тех трех, которых я упомянул выше, прежде чем перейти к рассмотрению решения, данного святым Григорием Нисским
Вальденберг В. Е. Наставление писателя VI в. Агапита в русской письменности.
- Патрология
- 06 Ноябрь 2024
Наставление ( κεφάλαια παραινετικά) диакона Агапита, представленные им имп. Юстиниану и известные также под именем σχέδη βασιλική, принадлежат к числу тех произведений византийской политической литературы, которые получили за пределами Византии наибольшее распространение. Заключающаяся в них популярная политическая мораль, изложенная, большею частью, поэтическим, образным языком, в коротеньких, легко усваиваемых главах, надолго обеспечила им широкий круг читателей. В библиотеках 3. Европы находится в настоящее время свыше 80 списков Агапита, главным образом, XV и XVI столетий. [1]
С 1509 г., когда появилось первое печатное издание его в оригинале, поток изданий не прерывался до конца XVIII века. Всего за это время вышло 24 издания греческого текста. Независимо от этого Агапит издавался и в переводе: за тот же период было 27 изданий на латинском языке, 5 на немецком, 4 на французском, 2 на английском и по одному на испанском и итальянском языках. [2]
При таком распространении произведение Агапита не осталось, конечно, без влияния на западную политическую литературу. В этом едва ли может быть сомнение, хотя исследований в этом направлении произведено не было.