Признаки второго пришествия Христова по посланиям св. ап. Павла.

Второе пришествие Христа не имеет точной даты и места, но оно наделено множеством признаков и свойств, событий и явлений, его предваряющих. Об этих эсхатологических признаках часто в своих посланиях говорил св. ап. Павел.

Проповедь Евангелия при кончине мира. Учение ап. Павла о распространении Евангелия среди народов как эсхатологическом знамении с особенной выразительностью высказывается в его послании к Римлянам. Во времена Св. Апостолов уже как бы прообразовательно свершилось дело всемирного распространения веры во Христа. Дар языков, ниспосланный св. апостолам в день Пятидесятницы и многочисленное собрание лиц из разных стран и народов, открыли первую возможность ко всемирному распространению проповеди Евангелия. Особенно сильно этому содействовал ап. Павел, получивший за широкую проповедническую деятельность среди язычников название "Апостола языков". Разумея успех проповеди остальных апостолов, среди которых признавал себя "меньшим", он уже в свое время свидетельствовал: по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их (Рим. 10, 18).

Тот факт, что Апостол употребил здесь пророческое слово, доказывает, что взор Апостола устремляется в глубь будущих времен и в них пророчески созерцает распространение веры Христовой, не ограничивая пределами известного тогда мира, тот есть Римской империи. Отчасти этот подтверждается другими его словами в послании к Колоссянам «В истинном слове благовествования, которое пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод, и возрастает» (Кол. 1,5– 6). Образное выражение показывает, что ап. Павел, говоря о посеве начатков веры Христовой, предсказывает все большее возрастание этого посева в будущем: "Тогда оно (слово благовествования) еще не всюду было, но в главнейших местах было уже прочно засеменено, и требовалось только время, чтоб оно брало силу и росло", - пишет свт. Феофан Затворник.[1] По св. ап. Павлу, второе пришествие Христа должно предваряться всеобщей евангелизацией, то есть распространением Благой вести по всему обитаемому миру.

Подробнее...

Святой блаженный Григорий Нисский о первом прошении молитвы «Отче наш…»: «Да святится имя Твое».

Так украшенный и возведенный в святилище готовится к служению. Первое прошение, повеленное от Господа произносить ему: «Да святится имя Твое». 

Святитель Григорий задается вопросом: Зачем побораемым множеством искушений молиться такими словами? Чем они могут помочь нам? Или если не будет этого сказано, возможно ли имени Божиему не быть святым?

Имя Божье само по себе вечно свято и славно без нашего прославления. Но жизнью верующих оно может прославляться (Мф. 5,16) и хулится мерзкими поступками, вызывающими соблазн у неверующих людей: «Горе тем, их же ради имя мое хулится во языцех (Ис. 52,5). Поэтому Господь и внушает тем, которые называют Бога Отцом своим и носят имя христианина, чтобы они просили Бога сподобить их прославлять Его своей жизнью, явить святость жизни. «Во мне, говорит молящийся, да святится призываемое мной имя Твоего владычества, да видят человеки добрые дела, и прославят Отца, Иже на небесех» .

Подробнее...

Антоний Великий, преподобный. Поучения.

Содержание

От составителя

Избранная литература. О преподобном Антонии Великом и раннем египетском монашестве

Поучения Антония Великого Слово о суете мира и воскресении мертвых Устав отшельнической жизни Внешнее течение и внешние порядки такой жизни Удаление от мира и от сожительства с людьми Избрание пустынножительства Келейное уединение Келейные занятия и порядки Молитвословие и коленопреклонения Чтение и богомысленное размышление Рукоделие и вообще труд Пища Сон Одежда Все содержание, главная черта которого – нищета Церковное богослужение Соотношения Взаимное обращение Собеседование и вообще употребление языка На случай отлучек Строй внутренней жизни Исходное начало жизни – ревность Правило жизни – воля Божия в заповедях Цель – слава Божия Памятования – возбудители и поддержатели ревности Производители успеха – благодатная Божия помощь и свои усилия и подвиги Настроения души, условливающие успех Подвиги борьбы с грехом Заключение Духовные наставления Правила духовным детям своим, монахам Различные наставления детям своим, монахам Наставления о доброй нравственности и святой жизни, в 170 главах Двадцать слов к монахам 

Подробнее...

Каллист (Уэр). Предисловие к «Лествице» прп. Иоанна Лествичника.

Содержание

I. Об авторе Синай и Фавор Три монашеских пути II. Лествица: задача и структура Читатель Иоанна Необходимость личного опыта Стиль и структура: тридцать ступеней III. Духовное учение святого Иоанна Лествичника Подражание Христу, духовность и вероучение, благодать и свободная воля «Радостная печаль»: «Лествица» как «диалектика богословия» «Мой помощник и мой враг»: двойственность тела – чувственная любовь, страсти. Бесстрастие (apatheia) Монах и мир: братство, послушание, духовник Молитва и безмолвие: призывание имени Божественный свет и Божественная любовь IV. Источники и влияние Личный опыт и традиция Классификация пороков Влияние «Лествицы»

 

I. Об авторе

Синай и Фавор

После Библии и богослужебных книг нет книги, которую в Восточном христианстве переводят, изучают и издают чаще, чем «Лествица, возводящая на небеса» прп. Иоанна Лествичника. Каждый Великий пост в православных монастырях ее читают вслух за богослужением или в трапезной с тем, чтобы монашествующие в течение своей жизни слушали ее пятьдесят или шестьдесят раз. Вне стен монастырей «Лествица» – излюбленное чтение огромного числа мирян в России, Греции, Болгарии, Сербии и во всем православном мире. «Лествица» на Востоке столь же популярна, как «О подражании Христу» на Западе, хотя по своему характеру эти книги совершенно различны.

Подробнее...

Паисий Святогорец. О семье христианской.

О супругах

Необходимое условие для образования крепкой христианской семьи – найти будущим супругам хорошего духовника. Духовник будет играть роль третейского судьи, следя за тем, чтобы в семье не возникало ссор. Когда супруги не найдут между собой согласия, то они пойдут к духовнику, надеясь на Бога. Иначе же семья разрушается: вмешиваются родители жены, родители мужа – и все вместе стараются настоять на своем и губят семью. Когда же супруги согласятся иметь духовного руководителя, тогда в семье не будет таких запутанных ситуаций.

Чтобы супружеская чета шла вперед, ей нужно иметь общего духовника, ибо тот подобен плотнику, желающему подогнать две доски: срубив наросты, он строгает доски, выравнивает их и потом соединяет между собой.

И вообще лучше, чтобы у всех членов семьи был один духовник, поскольку, зная семейные проблемы, он сможет давать каждому соответственное направление.

Некий брат, только что женившийся, приехал на Святую Гору, к старцу. Между ними состоялся следующий диалог:

– Батюшка, я женился.

– Живите и преуспевайте. Красивую ли жену взял?

– Красивую, батюшка.

– Э, не будешь иметь награды от Бога. Э, бедный-бедный, Бог устраивает весь мир и не устроил тебя! Христиане должны жениться на некрасивых женах, дабы утешились и они. Не имея внешней, телесной, красоты, они, некрасивые, имеют великую красоту внутреннюю. Они, бедняжки, видят, что не пристраиваются, плачут и отчаиваются и склоняются к худшему. Если их не возьмете в жены вы, крепкие христиане, кто их возьмет?

Найдите хорошего духовника, который отнесется к вам с любовью, и с ним советуйтесь: издалека не бывает лечения – врач должен быть рядом. Издалека только молитву просите.

Подробнее...

Сидоров А. И. Творения древних отцов-подвижников.

Св. Аммон, св. Серапион Тмуитский, преп. Макарий Египетский, св. Григорий Нисский, Стефан Фиваидский, блж. Иперехий

Содержание

Предисловие

Святой Аммон I. Повествования об авве Аммоне II. Послания св. Аммона Послание первое Послание второе Послание третье Послание четвертое Послание пятое Послание шестое Послание седьмое III. Наставления св. Аммона 1. Из поучений святого отца нашего аввы Аммона 2. Его же. Увещательные главы 3. Слово аввы Аммона о желающих безмолвствовать 4. О радости души того, кто начал служить Богу IV. Фрагменты Фрагмент А Фрагмент Б Святой Серапион Тмуитский. Послание к монашествующим Преподобный Макарий Египетский Духовные беседы Беседа 51 Беседа 52 Беседа 53 Беседа 54 Беседа 55 Беседа 56 Беседа 57 Великое послание Послание к чадам своим Святой Григорий, епископ Нисский. О цели [жизни] по Богу и об истинном подвижничестве Стефан Фиваидский. Аскетическое слово Блаженный Иперехий. Увещание к подвижникам 

Подробнее...

Исаак Сирин. Путь в жизнь вечную.

СОДЕРЖАНИЕ

    Преподобный Исаак Сирин

    О терпении

    О молитве

    О любви

    О вере и надежде

    Заповеди Божии

    Ангелы

    О страстях

 

Подробнее...

Паисий Святогорец. Афонский старец Хаджи-Георгий.

Предисловие

Житие преподобного отца нашего Георгия (Хаджи-Георгия)

Послание Хаджи-Георгия

Духовные предшественники

Духовные законы

Послесловие 

 

Предисловие

 Наш священный долг писать о великих духовных деяниях современников, об их усердной борьбе за приближение к Богу. Понятно, что когда мы пишем о святых, то приносим этим пользу себе, так как воспоминаем об их делах и стараемся им подражать. А святых этот наш труд радует, они помогают и нам достигнуть их степени святости.

Если о добродетелях праведников мы должны говорить и писать, то тем более не должны замалчивать добродетелей невинно оклеветанных праведников, претерпевших гонения и ссылки, пострадавших из-за наших человеческих немощей, зависти и клеветы.

Грешники, если искренне покаются, спасутся. А невинно пострадавшие праведники, спасаясь, сверх того ещё получают награду за безропотно понесённые унижения. Они любимые чада Божии! «Господь любит праведники».

В Священном Писании превозносятся добродетели праведников, молитвы праведников слышит Бог. «Много бо может молитва праведнаго  поспешествуема .

В числе неправедно пострадавших святых отцов нашей Церкви и преподобный Георгий, Хаджи-Георгий – один из святых нашего времени, великий святой.

Имя его было славно. «Великий подвижник и постник!» – говорили про него. Оно стало нарицательным. О великих постниках говорили: «Это Хаджи-Георгий!»

Подробнее...

Афанасий Раковалис. Отец Паисий мне сказал...

Предисловие

Биографические сведения

Глава 1. Семья: воспитание детей

Глава 2. О здоровье

Глава 3. Социальные проблемы

Глава 4. О духовной жизни

Глава 5. Разное 

 

Этот труд совершен автором во славу Господа Иисуса Христа –

Агнца, взявшего на Себя грех мира,

Сокрушившего державу Диавола,

Избавителя рода человеческого,

Судии мертвых и живых,

Творца Ангелов,

Создателя всего,

Силе безграничной,

Премудрости непостижимой,

Слову Божию,

Богу.

Девы Марии –

Одежде нагих дерзновения,

Госпоже Ангелов,

Пресвятой Богородице,

Богу после Бога,

души спасению.

Движимый любовью и благоговением к Старцу Паисию, автор книги изобразил его лик в иконописном стиле – выражая тем самым свою уверенность в теплом молитвенном ходатайстве Старца о благочестивых читателях.

Подробнее...

Никитин В. А. Амвросий – светильник единой Церкви.

Содержание

Начало пути Избрание епископом Проповедник и богослов Поэт – гимнограф Последние годы жизни

 

Начало пути

Святитель Амвросий, епископ Медиоланский, родился около 333–334 гг. предположительно, на берегах Мозеля в городе Тревире (ныне г. Трир, Германия).

В Тревире находилась в то время резиденция наместников Галлии – одной из провинций Римской империи. По мнению исследователей, родиной святителя могут быть также города Арль или Лион.

Амвросий был третьим ребенком в знатной и богатой аристократической семье. Отец будущего святителя, тоже Амвросий, много лет занимал одну из высших должностей в префектуре; вероятно и то, что он сам являлся римским наместником (преторианским префектом) Галлии. Есть основания предполагать, что родители его приняли христианство в те годы, когда в Тревире пребывал в ссылке св. Афанасий Александрийский (335–337 гг.). К тому времени здесь уже существовала многочисленная христианская община. Двоюродная сестра Амвросия св. мученица Сотерия (Соферида), дева Римская (память 17 октября по Юлианскому и 10 февраля по Григорианскому календарю) пострадала за веру в 304 г., в последний год тиранического правления императора Диоклетиана.

Подробнее...