Амвросий Медиоланский. Три гимна.

Содержание

Вечерняя песнь Песнь о мучениках Песнь на третий час 

 

Вечерняя песнь

 

Господь, создатель сущего,

Зиждитель звезд, сменяющий

Полудня светлость ясную

Полночной тихой дремою,

Дабы тела усталые

Вернуть к трудам окрепшими,

Унять ума терзание,

Унять печаль дрожащую!

За день сей, ныне гаснущий,

За ночь, в наш мир грядущую,

Пылая благодарностью,

Поем мы песнь уставную.

Тебе молитва теплая,

Тебе напевы звучные,

К тебе любовь безгрешная

И ум стремится бодрственный,

Дабы, когда глубокая

Поглотит мгла сияние,

Не гасла вера бодрая,

И ночь сияла верою.

Не дай забыться совести,

Грех учит нас забвению;

Для чистых верой строгою

Дремота растворяется.

Совлекшись блудных помыслов,

Тобой да грезит сердца глубь,

И враг лукавый кознями

Не возмутит спокойствия.

Отцу и Сыну молимся,

Христову Духу отчему –

Единству всевладычному:

Помилуй верных, Троица!

Подробнее...

Амвросий Медиоланский. Церковь, мистическая Ева.

После сотворения человека, Моисей сообщил нам, что Бог создал и женщину: «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его и закрыл то место плотью. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену» (Быт.2:21–22).

Такое деяние Божие зовет меня к пониманию чего-то большего, чем то, что я читаю. Апостол приходит на помощь моим розыскам, и когда я не могу уразуметь слова: «кость от костей моих и плоть от плоти моей» или другие: «она будет называться женою; ибо взята от мужа» (Быт.2:23), – то их смысл он раскрывает мне в Духе Божием, говоря: «Тайна сия велика». Какая тайна? «И будут двое одна плоть», и «посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей», и еще: «мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его» (Еф.5:30–32). Кто этот человек, ради которого жена покидает родителей своих? Та, кто покидает своих родителей, есть Церковь, собранная от народов языческих, Церковь, которой было слово пророческое: «забудь народ твой и дом отца» (Пс.44:11). Кто же этот человек, как не Тот, о Котором говорил Иоанн Креститель: «Идущий за мною стал впереди меня» (Ин.1:15)? Из бока его, во время сна его Бог взял ребро, ибо Он-то, собственно, и спал, и покоился, и воскрес, потому что Господь восприял его. Но что это за ребро, как не сила, не добродетель? Когда воин пронзил Его бок, тотчас оттуда истекли кровь и вода для жизни мира. Эта добродетель, эта жизнь мира – вот что такое ребро Христово. Ребро нового Адама, ибо первый Адам был создан душой живою, второй же есть Дух животворящий. Сей второй Адам – Христос; ребро же Христово есть жизнь Церкви. И потому мы – члены Тела Его, образованные от плоти Его и костей Его. И, может быть, об этом ребре сказал Он однажды: «я чувствовал силу, исшедшую из Меня» (Лк.8:46)? Таково ребро, что было вынуто из Христа, не повредив Его телу, однако ребро это не телесно, но духовно, ибо Дух не разделился Сам в себе, но дарует Себя каждому, кто пожелаaет. Такова Ева, мать всех живущих. Мать эта есть Церковь. Бог основал ее на краеугольном Камне, на котором возвышается все Здание, крепко слаженное, дабы являть собою Храм Божий.

Подробнее...

Амвросий Медиоланский. Послания Валентиану против восстановления алтаря Победе.

Послания XVII и XVIII, Валентиниану с протестом

против восстановления алтаря Победе

Содержание

Послание XVII Послание XVIII  

 

Послание XVII

Амвросий епископ – превосходнейшему государю и христианнейшему императору Валентиниану.

1. Как все люди, которые находятся под римской властью, служат вам – императорам земным и государям,так и сами вы служите всемогущему богу и священной вере. Иначе же спасение не сможет быть обеспечено, если каждый не почитает правдиво бога истинного, а это – бог христиан, который всем правит; сам же он один есть истинный бог, которого почитает искренняя душа: «боги же язычников – демоны» (1Кор.10:20), как говорит Писание.

2. Следовательно всякий, кто служит этому истинному богу и кто искреннее почитание его приемлет с душевным волнением, не притворствуя, не снисходительно посвящает вере приверженность и благоговение. Вообще, если не это, то по крайней мере кто-либо не должен быть соучастником в почитании идолов и в осуществлении нечестивых культов. Ибо никто не введет в заблуждение бога, которому всё открыто, даже сердечные тайны.

Подробнее...

Амвросий Медиоланский. Письмо LVII императору Евгению.

Всемилостивейшему императору Евгению Амвросий епископ.

1. Причиной моего ухода был страх Господа, к которому все свои деяния, насколько я в состоянии, я имел обыкновение обращать, и никогда не отвращать от него свою душу, и не ставить какого-либо человека выше, чем благодать Христову. Ведь я никому не делаю вреда, если предпочитаю всем бога, и, полагаясь на него, я не боюсь говорить вам, императорам, что я чувствую по своему пониманию. Итак, о чем я не умалчивал перед другими императорами, о том и перед тобой, всемилостивейший император, не буду умалчивать. И чтобы сохранить порядок дела, я сжато расскажу о том, что к этому делу привело.

2. Знатнейший муж Симмах, когда он был префектом города, обратился к молодому императору Валентиниану, августейшей памяти, чтобы он приказал вернуть храмам то, что было у них отнято. Он выполнял это, со своей стороны, в соответствии со своим рвением и своим культом. Как бы то ни было и я, епископ, со своей стороны, должен был обследовать суть дела. Я представил императорам два послания, в которых я отметил, что христианин не может вернуть средства на жертвоприношения и что я не был виновником того, что они были отменены; однако я был виновником того, чтобы не было вынесено решений; наконец, так как покажется, что он сам дает идолам, чтобы он не возвращал. Ведь то, что он сам не отнимал, не может и вернуть, но по собственной воле сделает большие подачки для расходов на суеверия. Наконец, если бы он сделал это, он либо не пришел бы в церковь, либо, если бы пришел, он не нашел бы там священника, или нашел бы себе в церкви в его лице сопротивление. И не могло быть приведено в оправдание то, что он был катехуменом, так как не следует даже катехуменам предоставлять средства идолам.

З. Мои письма были зачитаны в консистории; присутствовал комит высшего ранга Бауто – командующий войсками и Руморид – сам такого же достоинства, с раннего детства приверженный почитанию языческой религии своего народа. Тогда Валентиниан выслушал мой доклад и не сделал ничего, кроме того, что требовало дело нашей веры. И это приняло также его окружение.

Подробнее...

Амвросий Медиоланский. Письма (54–77). Письма, не вошедшие в собрание.

Содержание

Предисловие

Порядок писем в рукописях (с указанием номера писем по изданию мавристов)

Таблица соответствий между изданиями мавристов и CSEL

Список сокращений

Библиография

Книга 8 54 (Maur. 64). Амвросий Иринею 55 (Maur. 8). Амвросий Юсту 56 (Maur. 5). Амвросий Сиагрию 57 (Maur. 6). Амвросий Сиагрию 58 (Maur. 60). Амвросий Патерну 59 (Maur. 84). Амвросий Кинегию 60 (Maur. 90). Амвросий Антонию 61 (Маur. 89). Амвросий Алипию Книга 9 62 (Maur. 19). Амвросий Вигилию 63 (Maur. 73). Амвросий Иринею 64 (Maur. 74). Амвросий Ириною 65 (Maur. 75). Амвросий Клеменциану 66 (Maur. 78). Амвpocий Оронциану 67 (Maur. 80). Амвросий <…> 68 (Maur. 26). Амвросий Иринею 69 (Maur. 72). Амвросий Констанцию Книга 10 70 (Maur. 56). Амвросий Феофилу 71 (Maur. 56а). О епископе Бонозе 72 (Maur. 17). Епископ Амвросий блаженнейшему принцепсу. и христианнейшему императору Валентиниану 72а (Maur. 17а). Реляция Квинта Аврелия Симмаха, префекта города Рима 73 (Maur. 18). Епископ Амвросий блаженнейшему принцепсу и. всемилостивейшему императору Валентиниану, августу 74 (Maur. 40). Всемилостивейшему принцепсу и блаженнейшему. императору августу Феодосию епископ Амвросий 75 (Maur. 21). Всемилостивейшему императору и блаженнейшему. августу Валентиниану епископ Амвросий 75а (Maur. 21а). Против Авксентия о передаче базилик. Я, епископ Амвросий, принес это прошение. всемилостивейшему императору. и блаженнейшему августу Валентиниану 76 (Maur. 20). О передаче базилики (брат сестре) 77 (Maur. 22). 

Подробнее...

Амвросий Медиоланский. Письма (1–53).

Содержание

Предисловие

Книга 1 1 (Maur. 7). Амвросий Юсту желает спасения 2 (Maur. 65). Амвросий Симилициану 3 (Maur. 67). Амвросий Симплициану 4 (Maur. 27). Амвросий Иринею 5 (Maur. 4). Амвросий Феликсу 6 (Maur. 28). Амвросий Иринею Книга 2 7 (Maur. 37). Амвросий Симплициану 8 (Maur. 39). Амвросий Фавстину желает спасения 9 (Maur. 79). Амвросий Беллицию желает спасения 10 (Maur. 38). Амвросий Симплициану Книга 4 11 (Maur. 29). Амвросий Иринею 12 (Maur. 30). Амвросий Иринею 13 (Maur. 31). Амвросий Иринею 14 (Maur. 33). Амвросий Иринею 15 (Maur. 69). Амвросий Иринею 16 (Maur. 76). Амвросий Иринею 17 (Maur. 81). Амвросий клирикам Книга 5 18 (Maur. 70). Амвросий Оронциану 19 (Maur. 71). Амвросий Оронциану 20 (Maur. 77). Амвросий Оронциану 21 (Maur. 34). Амвросий Оронциану 22 (Maur. 35). Амвросий Оронциану 23 (Maur. 36). Амвросий Оронциану 24 (Maur. 82). Амвросий Марцеллу 25 (Maur. 53). Амвросии императору Феодосию 26 (Maur. 54). Амвросий Евсевию Книга 6 27 (Maur. 58). Амвросий епископу Сабину 28 (Maur. 50). Амвросий Хромацию 29 (Maur. 43). Амвросий Оронциану 30 (Maur. 24). Амвросий императору Валентиниану 31 (Maur. 44). Амвросий Оронциану 32 (Maur. 48). Амвросий Сабину 33 (Maur. 49). Амвросий Сабину 34 (Maur. 45). Амвросий Сабину 35 (Maur. 83). Амвросий Сисиннию Книга 7 36 (Maur. 2). Амвросий Констанцию 37 (Maur. 47). Амвросий Сабину 38 (Maur. 55). Амвросий Евсевию 39 (Maur. 46). Амвросий Сабину 40 (Maur. 32). Амвросий Ириною 41 (Maur. 86). Амвросий Сирицию 42 (Maur. 88). Амвросий Аттику 43 (Maur. 3). Амвросий Феликсу 44 (Maur. 68). Амвросий Ромулу 45 (Maur. 52). Амвросий Титиану 46 (Maur. 85). Амвросий Сирицию 47 (Maur. 87). Амвросий епископам Фегадию и Делфину 48 (Maur. 66). Амвросий Ромулу 49 (Maur. 59). Амвросий епископу Северу 50 (Maur. 25). Амвросий Студию 51 (Maur. 15). Амвросий Анатолию, Мунерию, Северу, Филиппу, Македонию, Аммиану, Феодосию, Евтропию, Клару, Евсевию и Тимофею, священникам Господа, и всему клиру и народу фессалоникийскому,. возлюбленным желает спасения 52 (Maur. 16). Епископ Амвросий брату Анисию 53 (Maur. 91). Амвросий брату Кандидиану Список адресатов 1–7 книг писем 

Подробнее...

Амвросий Медиоланский. О девстве и браке.

Содержание

Предисловие

О девственницах в трех книгах. Книга первая Глава первая Глава вторая Глава третья Глава четвертая Глава пятая Глава шестая Глава седьмая Глава седьмая Глава восьмая Глава девятая Глава десятая Глава одиннадцатая О девственницах в трех книгах. Книга вторая Глава первая Глава вторая Глава третья Глава четвертая Глава пятая Глава шестая О девственницах в трех книгах. Книга третья Глава первая Глава вторая Глава третья Глава четвертая Глава пятая Глава шестая Глава седьмая О вдовицах Глава первая Глава вторая Глава третья Глава четвертая Глава шестая Глава седьмая Глава восьмая Глава девятая Глава десятая Глава одиннадцатая Глава двенадцатая Глава тринадцатая Глава четырнадцатая Глава пятнадцатая О девстве (de virginitate) Глава первая Глава вторая Глава третья Глава четвертая Глава пятая Глава шестая Глава седьмая Глава восьмая Глава девятая Глава десятая Глава одиннадцатая Глава двенадцатая Глава тринадцатая Глава четырнадцатая Глава пятнадцатая Глава шестнадцатая Глава семнадцатая Глава восемнадцатая Глава девятнадцатая Глава двадцатая О воспитании девы и приснодевстве святой Марии к Евсевию Глава первая Глава вторая Глава третья Глава четвертая Глава пятая Глава шестая Глава седьмая Глава восьмая Глава девятая Глава десятая Глава одиннадцатая Глава двенадцатая Глава тринадцатая Глава четырнадцатая Глава пятнадцатая Глава шестнадцатая Глава семнадцатая Увещание к девству Глава первая Глава вторая Глава третья Глава четвертая Глава пятая Глава шестая Глава седьмая Глава восьмая Глава девятая Глава десятая Глава одиннадцатая Глава двенадцатая Глава тринадцатая Глава четырнадцатая О падении посвященной девственницы Глава первая Глава вторая Глава третья Глава четвертая Глава пятая Глава шестая Глава седьмая Глава восьмая Глава девятая Глава десятая 

Подробнее...

Аврелий Августин. Толкование на Псалом 125-й.

Предисловие

Предлагаемый перевод толкования Блаженного Августина на Псалом 125, один из Песней восхождения, – не первое экзегетическое произведение выдающегося учителя Церкви на страницах журнала “Альфа и Омега”. В № 1(8) был представлен перевод ряда пасхальных проповедей Августина, связанных с огласительной практикой. Некоторые из них, например, “О молитве Господней”, можно отнести и к жанру толковательной проповеди. В истории библейской экзегезы блаженный Августин занимает видное место как плодовитый автор толковательных произведений, а также как теоретик толкования, обобщивший герменевтический опыт нескольких поколений христианских писателей. Теория и практика изъяснения Писания нашла отражение в целом ряде его трудов разных периодов1: О Книге Бытия против манихеев, Об учителе, корпус Толкований на Псалмы, О Книге Бытия буквально (неоконченная книга), О Нагорной проповеди Господа, Разъяснение некоторых положений из Послания к Римлянам, Неоконченное разъяснение Послания к Римлянам, Разъяснение Послания к Галатам, О христианской науке2 , Заметки на Книгу Иова, О согласии евангелистов, Об обучении оглашенных, О Книге Бытия буквально (12 книг), О Духе и букве, О граде Божием, Рассуждение на Евангелие от Иоанна, Рассуждение на Послание Иоанна к Парфянам, Беседы на Семикнижие, Разыскания на Семикнижие, а также в других трудах, письмах и проповедях.

Подробнее...

Аврелий Августин. Христианская наука или Основания Герменевтики и Церковного Красноречия.

Оглавление

 

 

Вступление

 

Книга 1. О предметах вообще, о главной цели Св. Писания и главном правиле к уразумению его

 

Книга 2. О знаках и языке вообще, о качествах, необходимых для изъяснителя Св. Писания, и о препятствиях и пособиях к изъяснению оного

 

Книга 3. О неоднозначности и темноте некоторых мест Св. Писания, о смысле собственном и иносказательном, о средствах к разумению того и другого и о Тихониевых правилах изъяснения Св. Писания

 

Книга 4. Содержащая в себе наставления церковному оратору

 

 

 

 

 

 

Вступление

 

 

 

1) Есть известные правила, способствующие к уразумению смысла Писания; вижу на опыте, что их не без пользы можно преподать любителям слова Божия, дабы сии люди не только с успехом могли читать толкователей Св. Писания, но и сами объясняли бы оное другим. Сии-то правила решился я изложить для желающих и могущих принимать наставления - если только Господь благословит перо мое счастливо раскрыть те мысли, кои Он обыкновенно внушает мне в минуты моего размышления о Св. Слове Его. Но прежде, нежели приступлю к моему предмету, почитаю за нужное ответствовать тем из моих читателей, кои захотят или же захотели бы порицать меня, когда бы я предварительно не успокоил их. Если и после этого найдутся люди, кои станут упрекать меня, по крайней мере, они не успеют других соблазнить и не отвлекут их от полезного занятия к невежественной праздности; а это могли бы они сделать, если бы нашли их беззащитными и не готовыми к ответу.

Подробнее...

Аврелий Августин. Слово в день Петра и Павла.

В настоящий день Церковь Святая благочестно воспоминает страдания святых славных и всехвальных апостолов Петра и Павла.

Святой Петр, ревностнейший последователь Иисуса Христа, за свое высокое исповедание Его Божества: «Ты еси Христос, Сын Бога Живаго», – удостоился от Спасителя услышать в ответ: «Блажен еси, Симоне... Аз тебе глаголю, яко ты еси Петр (Petrus), и на сем камени (petra) созижду Церковь Мою» (Мф. 16, 16–18). На «сем камени» (petra), на том, что ты сказал: «Ты еси Христос, Сын Бога Живаго», на этом исповедании твоем созижду Церковь Мою. Ибо «ты еси Петр»: от "камня" (petra) Петр (Petrus), а не от Петра (Petrus) "камень" (petra), точно так же, как от Христа христианин, а не от христианина Христос. Хотите знать, от какого "камня" (petra) апостол Петр (Petrus) так назван? – Послушайте апостола Павла: «Не хощу же вас не ведети, братие, – говорит апостол Христов, – яко отцы наши вси под облаком быша, и вси сквозе море проидоша: и вси в Моисеа крестишася во облаце и в мори. И вси тожде брашно духовное ядоша, и вси тожде пиво духовное пиша: пияху бо от духовнаго последующаго камене: камень же бе Христос» (1Кор. 10, 1–4). Вот от какого "Камени" Петр!

Господь наш Иисус Христос, в последние дни земной жизни Своей, в дни Своего служения роду человеческому, избрал из среды учеников Своих двенадцать Апостолов для проповеди Слова Божия. Между ними апостол Петр за свою пламенную ревность удостоился занимать первое место (Мф. 10, 2) и быть как бы представительным лицом всей Церкви. Поэтому и сказано ему, по преимуществу, после исповедания: «и дам ти ключи Царствия Небеснаго: и еже аще свяжеши на земли, будет связано на Небесех: и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на Небесех» (Мф. 16, 19). Ибо эти "ключи" и право «вязать и решить» получил не один человек, но Единая Вселенская Церковь.

Подробнее...