Василий Великий. Беседы на шестоднев. Беседы на псалмы.

Оглавление

 

Беседы на шестоднев. 1

1-ая беседа. В начале сотвори Бог небо и землю (Быт. 1,1) 1

2-ая беседа. О том, что земля бе невидима и неустроена (Быт. 1,2) 6

3-ая беседа. О тверди. 11

4-ая беседа. О собрании вод. 17

5-ая беседа. О прозябениях земли. 21

6-ая беседа. О сотворении небесных светил. 26

7-ая беседа. О пресмыкающихся. 33

8-ая беседа. О птицах. 37

9-ая беседа. О животных земных. 42

Беседа 10. Первая о сотворении человека «по образу...». 47

Беседа 11. Вторая беседа о человеке. 54

Беседы на псалмы.. 59

Беседа на первую часть первого псалма. 59

Беседа на псалом седьмой. 64

Беседа на окончание четырнадцатого псалма и на ростовщиков. 69

Беседа на псалом двадцать восьмой. 72

Беседа на псалом двадцать девятый. 78

Беседа на псалом тридцать второй. 82

Беседа на псалом тридцать третий. 87

Беседа на псалом сорок четвертый. 96

Беседа на псалом сорок пятый. 102

Беседа на псалом сорок восьмой. 106

Беседа на псалом пятьдесят девятый. 112

Беседа на псалом шестьдесят первый. 115

Беседа на псалом сто четырнадцатый. 118

 

 

Подробнее...

Бриллиантов А. И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены.

Содержание

От издательства

Введение

Глава I. Иоанн Скот Эригена и его произведения Глава II. Источники воззрений Эригены и его отношение к ним Глава III. Западное богословие. Бл. Августин и его значение на западе Глава IV. Восточное богословие. Св. Дионисий (Ареопагит), св. Григорий Нисский, св. Максим Исповедник и отличие их воззрений от воззрений бл. Августина Глава V. Общий характер и смысл воззрений Эригены Глава VI. Учение о Боге и о происхождении от Него всего Глава VII. Учение о человеке и о возвращении в нем всего к Богу 

Подробнее...

Афанасий Великий. Праздничные послания.

• Послание 1-е, 329 года

• Послание 2-е, 330 года

• Послание 3-е, 331 года

• Послание 4-е, 332 года

• Послание 5-е, 333 года

• Послание 6-е, 334 года

• Послание 7-е, 335 года

 

[Оглавления праздничных посланий святого Афанасия, епископа Александрийскаго]

 

Показания месяцев каждого года, дней, индиктионов, консульств и префектур в Александрии, а также всех епакт и всех [дней недели], называемых по именам богов1; с объяснением причин, по которым не было писано послание, и почему обращения [Афанасия были] из чужбины; – извлеченныя из праздничных посланий епископа Афанасия.

Подробнее...

Святитель Афанасий (Сахаров). Cобрание писем епископа Афанасия.

Письмо 11) 

Екатерине Павловне Пешковой 

7 января 1923 г. 

 Москва. Таганская тюрьма 

В общество помощи политическим заключенным 

Епископа Ковровского Афанасия Сахарова 

Подробнее...

Афанасий (Сахаров). Творения.

ПИСЬМО 1955 г.

Не поминающие своего Патриарха остаются вне Церкви

 

Письмо епископа Афанасия (Сахарова) духовным чадам

 

Предисловие Е.Апушкиной.

По кончине Патриарха Тихона не было возможности созвать, правильный собор для выборов нового Патриарха, потому что большинство архиереев были в тюрьмах и ссылках, да и вряд ли Тучков вообще допустил бы созыв такого собора. У находившегося тогда в Соловецких лагерях архиепископа Илариона (Троицкого) возникла мысль осуществить выборы нового Патриарха путем собирания подписей архиерейских. Он с единомыслящим находящимся в Соловках духовенством написал соответствующее воззвание – обращение к епископам Русской Церкви, в котором предлагал выбрать на Патриаршество преосвященного Кирилла. Воззвание было вывезено из лагеря одним выходившим на свободу архиереем, в чемодане с двойным дном. Было собрано довольно много подписей за кандидатуру митрополита Кирилла, но едва воззвание соловчан попало в руки владыки Сергия (Страгородского), как о нем стало известно властям предержащим, начинание было пресечено, и архиереи, давшие свои подписи, пострадали. Пострадал и инициатор этого дела преосвященный Иларион. Его, полубольного, едва вставшего после тифа, отправили этапом в холодной рясе; больного, его сняли с этапа в Ленинграде, где он и скончался.

Подробнее...

Афанасий (Евтич), епископ. Протология и эсхатология у св. Максима Исповедника.

Доклад проф. архиепископа Афанасия (Евтича) на конференции «Эсхатологическое учение Церкви» (Москва, 14–17 ноября 2005 г.)

Протология и Эсхатология Св. Максима Исповедника – Опыт толкования 60-го Ответа Фалассию.

Св. Максим Исповедник (580–662 гг.) несомненно один из самых великих богословов, боговдохновенный Отец Православной Церкви. Особо же этот Святой подвижник и исповедник Евангелской истины, веры, жизни и мысли известен тем, что после Апостолов Иоанна и Павла, и потом Святителя Григория Богослова, глубже всех изожил основную богооткровенную истину, которую, следуя Апостолу Павлу (Рим 16:25; Еф 1:9, 5:32; Кол 1:26–27, 2:2, 4:3; 1Тим 3:16), он называет Тайной Христа (τό μυστήριον τού Χρηστού). Поэтому Максим известен как самый глубокий христологический и христоцентричный богослов.

Для него, Таинство Христа – ключ и обяснение всего; этим таинством все в Божественном Откровении, и тем же самим в Христианстве, обосновывается и все объясняется. Как писал о. Георгии Флоровский: «Для преподобного Максима, Воплощение есть средоточие мирового бытия, – и не только в плане искупления, но и в изначальном миротворческом плане» (Восточные Отцы V-VIII веков. С. 200). И для Максима, нет другого обоснования и объяснения Тайны Христа кроме тайны Предвечного Великого Совета Пресвятой Троицы (Ис 9:6).

Эта Тайна Христова для Св. Максима, Исповедника Христа Богочеловека, одновременно есть и тайна человека, его протологии и эсхатологии, т. е. тайна смысла творения и назначения человека и всей твари для вечного существования, для бессмертного благобытия и обожения со Христом и во Христе. Иными словами, Тайна Христова есть таинство вечного спасения человека и всего сотворенного, всего существующего. Поэтому у Св. Максима, в его глубинное христологическое и христоцентричное богословие, входит и содержится и антропология и сотериология.

Подробнее...

Афанасий (Евтич), епископ. Каппадокийские отцы.

Лекция, прочитанная сербским епископом Афанасием (Евтичем) в Сретенском высшем православном училище (семинарии).

Сегодня великая радость – отцы-каппадокийцы, как я и обещал.

Прежде всего, немного географии.

Каппадокия – это площадь в 90 км, возникшая в результате вулканической деятельности. На ней располагается большая гора Аргеос – 4500 метров, в прошлом она была вулканом. От этого Аргеоса и до другой горы – Дак, расстояние больше ста километров, здесь место Северной Каппадокии, где находился город Арианз, епископская кафедра Григория Богослова. Есть турецкое предание, что какие-то святые христиане разговаривали один с одной горы, а другой – с другой, и оба слышали друг друга. Это предание о святых Василии и Григории. Я был в тех местах, там прекрасные древние церкви и фрески, «вкопанные» в этих маленьких горах. Большая часть из них разрушена, но в некоторых сохранились даже фрески доиконоборческого периода. Потом их закрывали и во время иконоборчества рисовали только цветы... А христиане жили вместе. Кто был из вас в Греции, видел Метеоры? Это что-то подобное. В общем, там сейчас большой идет туризм, Турция заинтересована в этом, и мы даже служили в одной церкви...

В VII веке нашествие арабов и потом сельджуков вынуждало христиан скрываться в подземные города, я служил даже на восьмом этаже под землей. Ну, что это за этаж – полтора метра всего, и там сохранилась церковь в виде креста. В ней мы служили тайно от турок: заплатили там наверху, где другие занимались деньгами, сигаретами и проч., а мы в это время служили внизу.

Подробнее...

Аммон, епископ Антинойский. Послание об образе жития и отчасти о жизни Пахомия и Феодора.

Предисловие

А. Сидоров

«Послание епископа Аммона» представляет собой уникальнейший памятник древнемонашеской письменности. О самом Аммоне (это имя было очень распространенным в Египте в начале эры по Р.X.) и событиях его жизни мы узнаем только из послания2, судя по которому, Аммон родился в Александрии в языческой семье и получил, вероятно, неплохое образование. Семнадцати лет он обратился в христианство и крестился. Однажды, услышав в храме проповедь святителя Афанасия Великого, посвященную преимуществам иноческой жизни, он решил избрать стезю монашества и был отправлен пресвитером Павлом (вероятно, его духовником) в одну из пахомиевских обителей в Фиваиде – Певоу (Пабау, Вау). Произошло это в 351 г. В данной обители Аммон провел три года, а затем отправился в Александрию навестить родителей. Но в Певоу он уже не возвратился, ибо преподобный Феодор Освященный благословил его подвизаться в Нитрии, хотя Аммон не терял связи с пахомиевскими иноками. Позднее он стал епископом, хотя неизвестно, когда и в каком из египетских городов3. В самом конце IV в. Аммон, уже убеленный сединами старец, запечатлел свои юношеские впечатления по просьбе известного архиепископа Феофила Александрийского (дяди святителя Кирилла Александрийского и врага святителя Иоанна Златоуста), имевшего склонность к монашеской аскезе.

Хотя сочинение Аммона называется посланием, оно по своему жанру представляет нечто среднее между житием, похвальным словом (энкомием) и монашеской историей, сближаясь с такими известными произведениями, как «Житие преподобного Антония» святителя Афанасия, «Лавсаиком» Палладия Еленопольского и «Жизнью пустынных отцов» Руфина. Аммон обладал несомненным литературным талантом и его сочинение написано ярким и образным языком. Традиционно данное сочинение высоко оценивается в плане его исторической точности. Так, например, И. Троицкий на сей счет говорит: «Письмо это может служить образцом замечательной аккуратности и точности. Постоянное указание лиц, имен и мест, постоянное точное указание даже числа действующих лиц, указания иногда мельчайших подробностей какого-либо события, даже не имеющего никакой исторической важности, – весьма многочисленные, почти не перемежающиеся хронологические даты и указания, – вот тому доказательства»4. Современные ученые в большинстве своем также придерживаются подобной высокой оценки5. Правда, Л. Лефорт высказывал особое, сугубо критическое мнение по поводу «Послания Аммона»6, однако данное мнение не встретило отклика у других ученых7.

Подробнее...

Анастасий Антиохийский. Слово нa Благовещение Всенепорочныя Богородицы Марии.

Хочу сегодня сказать вам, возлюбленныя дети, слово, и уверен, что, сказавши оное, увеселю Церковь повествованием. Объяснив, что Бог Слово сегодня соединился с нашею плотию, я отпущу вас отсюда в радости, с пользою и спасением. Ибо что для ума выше и для (нашего) блага необходимее Слова? Сегодня положен «краеугольный Камень в основание Сиона" (1Петр. 2, 6), связующий по естеству несвязуемое, и соединяющий по существу разнородное.

И так возрадуемся, как должно, с Приявшею радость, и восприветствуем Матерь Бога нашего, взывая с Гавриилом: «радуйся, Благодатная! Господь с Тобою» (Лук. 1, 28)! Ты соделалась для нас путем спасения, восхождением на небо, местом упокоения и скиниею прохлаждения; ибо в тебя вселился Господь. Посему-то со всеми родами и ублажаем Тебя, единую благословенную в женах, которую ни "солнце, возбуждающее пламень похоти, (днем) не ожгло, ни благотворная сила луны нощию не повредила» (Псал. 120, 6). Ибо ты не дала во "смятение душевной ноги" (Псал. 120, 3); но, утвердив ее на Камне, пребыла неподвижною, и «Господь сохранил Тебя» (Псал. 120, 5), один вошел в Тебя и исшел из Тебя (Псал. 120, 8; ср. Иез. 44, 3), и соблюдши Тебя на век заключенною и запечатленною. И так радуйся, Матерь и Дева, пища жизии и источник безсмертия! Ибо из Тебя исшел Тлитель тления, умертвивший смерть.

Подробнее...