Александр (Милеант). Избранные жития святых. Март-Апрель.

Содержание: Свидетели Истины (о мученическом подвиге).

 

Март:

Преподобномученица Евдокия.

Мученица Антонина.

Мученики Павел и Иулиания.

Сорок мучеников (Валерий, Клавдий, Леонтий и др).

Благоверный кн. Ростислав.

Святой Алексей, человек Божий.

Мученики Хрисанф и Дария.

Мученица Лидия и другие.

Архангел Гавриил.

Мученицы Алла, Лариса и другие.

 

Апрель:

Преподобная Мария Египетская.

Преподобномученик Вадим.

Мученицы Агапия, Ирина и другие.

Мученики Виктория (Ника), Леонид, Галина и другие.

Преподобный Виталий.

Великомученик Георгий Победоносец.

Мученица царица Александра.

Мученик Анатолий.

Святитель Стефан Пермский.

 

Подробнее...

Александр (Милеант). Избранные жития святых. Май–Июнь.

Содержание:   Монашеский подвиг (преподобные).

 

Май

Святая Тамара, царица Грузии

Святитель Афанасий Великий

Преподобная Пелагея

Мученица Ирина

Апостол Иоанн Богослов

Мученик Христофор

Блаженная Таисия

Равноапостольные Кирилл и Мефодий

Преподобный Пахомий Великий

Равноапостольные цари Константин и Елена

Обретение Креста Господня царицей Еленой

Преподобная Евфросиния княжна Полоцкая

 

Июнь

Благоверный князь Игорь

Мученик Леонид

Мученики Александр и Антонина дева

Мученик Леонтий

Пророк Иоанн Креститель

Преподобномученица Леонида

Апостол Петр

Апостол Павел

Подробнее...

Епископ Александр (Милеант). Избранные жития святых. Июль - Август.

Июль.   Святитель   Филипп,   митроп. Московский.   Преподобный   Андрей   Критский.   Преподобный   Прокопий   Устюжский.   Преподобные   Антоний   и   Феодосий   Печерские.   Равноапостольная   княгиня   Ольга.   Равноапостольный   кн.   Владимир.   Мученица   Марина.   Преподобный   Серафим   Саровский.   Праведная   Милица.   Пророк   Илия.   Равноапостольная   Мария   Магдалина.   Мученица   Христина.   Страстотерпцы   князья   Борис   и   Глеб.   Святая   Олимпиада,   диаконисса.   Великомученик   и   целитель   Пантелеймон.   Священномученик   Валентин.  

 

Август.   Преподобный   Василий,   Христа   ради   юродивый.   Праведная   Нонна.   Мученица   Сусанна   (Сосанна).   Святитель   Тихон   Задонский.   Мученики   Адриан   и   Наталия.   Благоверный   князь   Александр   Невский.  

 

Святитель Филипп

Митрополит Московский

16 июля, 22 янв. (3 июля, 9 янв. по церк. кал.)

 

После радостных для отечества событий — завоевания казанского и астраханского царств в середине 16-го века наступило для русских людей тяжелое время. Царь Иоанн Васильевич после смерти своей кроткой жены Анастасии сделался мрачным и суровым. Подозревая подданных в измене, он окружил себя телохранителями, взял себе несколько городов и несколько улиц в Москве, как бы в особое владение (опричнину, в противоположность другим городам и улицам — земщине). Эти телохранители-опричники безнаказанно обижали и грабили мирных граждан. В это тяжелое для Руси время совершен был великий подвиг самопожертвования святителем Филиппом.

Подробнее...

Леонид (Кавелин), архимандрит. Сочинения блаженного Феофилакта Болгарского, архиепископа Первой Юстинианы.

Достоинство сочинений блаженнейшего Феофилакта давно уже оценено Западными учеными, что свидетельствует двукратное издание полного собрания его сочинений: «Theophylacti, Bulgariae Archepiscopi, opera omnia,» в 3 томах, напечатанное в Риме в 1754–1758 годах. Есть еще и другое издание, напечатанное в Венеции, 1 с Греческим текстом и Латинским переводом. Известно также, что, кроме цельных сочинений его, относящихся собственно к истории Болгарской Церкви и просвещения, каковы: «Житие Св. Климента Охридского и Житие Тивериопольских мучеников,» в посланиях этого ученого Архипастыря к разным лицам рассеяно немало данных для древнего периода Славяно-Болгарской истории, но, при всем том, доселе еще не обследовано в каком именно столетии жил и писал блаженнейший Феофилакт. Венецианские издатели, приписывая все, собранные ими, сочинения Архиепископу Болгарскому, Феофилакту, который по указанию Дюканжа и Ассемана, жил в царствование Византийского Императора Алексея Комнина (1081–1118), и считается по каталогу Дюканжа 14 Болгарским (?) Архиеписком,2 однако же заметили, что в посланиях (письмах) и словах блаженнейшего Феофилакта «речь и слог испорчены, мало вразумительны и вообще много походят на слог всех Греков IX столетия, только в Житии Св. Тивериопольских мучеников слог лучше и ровнее».

Подробнее...

Лопухин А. П. Жизнь и труды святого Иоанна Златоуста.

Содержание

Предисловие

Глава первая. Детство, юность и подвижничество св. Иоанна (347–380 гг.) Глава вторая. Служение Иоанна Златоуста в сане диакона и пресвитера в Антиохии (381–398 гг.) Глава третья. Св. Иоанн Златоуст на престоле Константинопольском (398–404 гг.) Глава четвертая. Св. Иоанн Златоуст в заточении и его блаженная кончина (404–407 гг.) 

 

 

Предисловие

СВЯТОЙ ИОАНН, получивший за свое духовное красноречие имя Златоустого, принадлежит к сонму тех великих церковных светил, которые украшали собою духовное небо Святой вселенской Церкви в четвертом веке от Рождества Христова. Это был век замечательный во всех отношениях. Св. Церковь, пережив страшные времена гонений, когда все силы зла вооружались против нее, чтобы сокрушить ее и стереть с лица земли, наконец восторжествовала над ними, и на престоле римских императоров воссели ее сыны, которые воздали должную дань чести своей св. Матери. Но с достижением внешнего господства в мире еще не закончилась внутренняя борьба с отживавшими силами язычества. Напротив, чувствуя приближение своей полной гибели, язычество напрягало все свои силы, чтобы если не открыто, то тайно подрывать христианство, и так как массы народа еще коснели в языческом заблуждении, то усилия язычества не оставались бесплодными. В народах происходило необычайное движение умов, так как они не могли уже не понимать светозарной истины христианства, но в то же время еще опутаны были сетями языческих обычаев и нравов, проникавших ядом суеверия, заблуждения и растления всю их жизнь. 

Подробнее...

Лебедев А. П. Язычество и христианство по их влиянию на питомцев греческих и латинских школ II, III и IV веков.

Церковно-исторические повествования

(Исторический очерк)

Задача и цель этого очерка. Благожелания и напутствия, с какими отправляли язычники и христиане в школы своих детей; разность благожеланий и напутствий языческих и христианских; стремления, с которыми языческие и христианские юноши поступали в школы, и разность этих стремлений. – Характеристика преподавателей языческих школ; непривлекательные стороны учительского персонала этих школ; приятную противоположность представляли христианские наставники в своих школах. – С какими предосторожностями христианские юноши поступали в языческие школы? Какими общими правилами руководствовались, поступая в них? Что в особенности делало эти школы неопасными для их духовно-нравственного преуспевания? – Изучение юношами разного рода наук в языческих школах: словесности или литературы, ораторского искусства, философии, истории, а также астрономии, естественной истории и медицины; важные недостатки в преподавании, особенно словесности и ораторского искусства; христианские юноши, в отличие от языческих, усваивают из всех наук лишь полезное и здравомысленное; каким образом они достигли этого? Общий взгляд на цель, к которой стремились христианские юноши при изучении наук в языческих школах. – Дисциплина языческих школ: распущенность и беспорядки в школах: отчего они зависели и к чему приводили? Христианские юноши сами для себя создают правила дисциплины и верно следуют им; заботы христианских императоров о водворении правил доброго поведения в школах. – Нравственное состояние языческих школ: печальная картина нравов языческих школьников; противоположная картина нравов христианских школьников; пример дружбы христиан и сотоварищей по школе. – Плоды школьного образования христианских юношей: их высокое умственное развитие, твердость в убеждениях, сила воли, строгость жизни. Насколько во всем этом христианские юноши разнились от своих сотоварищей язычников? – Послесловие.

Подробнее...

Катанский А. Л. Учение о благодати Божией в творениях древних св. отцов и учителей Церкви до блаженного Августина.

Содержание

Введение. Общее учение о Боге Осветителе. Учение о благодати божьей в творениях свят. отцов и учителей церкви до бл. Августина. Учение Св. Писания о благодати Божьей. I. В творениях мужей апостольских II. В творениях древних христианских апологетов III. Св. Иринея Лионского ІV. Тертуллиана V. Св. Киприана Карфагенского VI. Климента Александрийского. VІІ. Оригена. VІІІ. Св. Кирилла Иерусалимского ІX. Св. Василия Великого X. Св. Григория Богослова XІ. Св. Григория Нисского XII. Пр. Макария Египетского. ХІІІ. Св. Иоанна Златоуста. Заключение. Свод данных для учения о благодати Божьей в рассмотренных древне-отеческих творениях. 

 

Сочинению, которое предлагается вниманию читателей, сначала предполагалось придать характер теоретическо-систематического изложения учения о благодати Божьей, сообразно, с чем, и предпослано введение, излагающее «Общее учение о Боге Освятителе». Предполагалось изложить в систематическом порядке весь круг истин входящих в догматическое учение о благодати Божьей. Но предварительно необходимо было выяснить понятие о благодати, указать различные смыслы, которые соединялись с этим понятием в различные времена и для этого представить краткий очерк раскрытия этого понятия в древнеотеческий период, а затем в средние века у западных схоластиков и в последующие времена. По мере, однако, углубления в изучение творений древних отцов оказалось такое обилие материала и возбужден был добытыми данными такой интерес к предмету, что мы принуждены были совершенно изменить первоначальное свое намерение и придать своему труду характер историко-догматического исследования, ограничив его притом периодом первых четырех веков до бл. Августина. Добытые исследованием и изложенные в заключении («Свод данных для учения о благодати Божьей в древнеотеческих творениях ») результаты труда примирили нас с неосуществлением первоначальных наших планов и намерений. Осмеливаемся даже думать, что если мы можем принести какую-либо пользу своим посильным трудом, то гораздо вернее достигли этой цели, идя таким путем, каким шли в действительности, а не таким, каким первоначально намерены были идти. Кстати, позволяем себе рекомендовать читателям начать чтение нашей книги именно с заключения, – «Свода» и выработанной древнеотеческой «формулы» учения о благодати Божьей. Внимание читателя будет тогда надлежащим образом возбуждено и привлечено к многочисленным частностям исследования; впечатление эпизодичности изложения (по отдельным отцам) будет значительно ослаблено: отдельные отцы явятся, тогда как бы стадиями постепенного раскрытия предмета; чтение книги явится проверкою окончательных выводов автора – в заключении.

Подробнее...

Катанский А. Л. Догматическое учение о семи церковных таинствах в творениях древнейших отцов и писателей Церкви до Оригена включительно.

Содержание

Введение

Степень раскрытия и формулирования догматического учения о таинствах в св. Писании Обстоятельства, которыми условливалось раскрытие учения о таинствах отцами и писателями церкви первых трех веков І. Aпостольские мужи II. Св. Иустин мученик ІІІ. Св. Ириней лионский IV. Климент александрийский V. Ориген VI.Тертуллиан VII. Св. Киприан Заключение Приложение 

 

 

Введение

Существующие на западе римско-католический и протестантский взгляды на исторические данные для догматического учения о семи церковных таинствах, при всем существенном различии между собою, представляют однакож несколько точек взаимного соприкосновения.

Подробнее...

Каллист (Уэр). Путь аскетов: Отрицание или утверждение?

     “Аскетизм предназначен для освобождения человеческой личности”, — пишет русский православный философ Николай Бердяев (1873–1948). Он определяет аскезу как “концентрацию внутренних сил и управление собой”, — и утверждает, что “наше человеческое достоинство связано с этим”[2]. То есть аскетизм ведет к самообладанию и сообщает нам способность к достижению поставленной цели, какова бы она ни была. Определенная мера аскетического самоотречения — необходимый элемент во всем, что мы предпринимаем в спорте и в политике, в науке и в молитве. Нужна аскетическая концентрация усилия, чтобы не подпадать внешним воздействиям или нашим собственным эмоциям и настроениям. Без этого мы скорее реагируем, чем действуем. Только аскет внутренне свободен.

Подробнее...

Каллист (Уэр). Предисловие к «Лествице» прп. Иоанна Лествичника.

Содержание

I. Об авторе Синай и Фавор Три монашеских пути II. Лествица: задача и структура Читатель Иоанна Необходимость личного опыта Стиль и структура: тридцать ступеней III. Духовное учение святого Иоанна Лествичника Подражание Христу, духовность и вероучение, благодать и свободная воля «Радостная печаль»: «Лествица» как «диалектика богословия» «Мой помощник и мой враг»: двойственность тела – чувственная любовь, страсти. Бесстрастие (apatheia) Монах и мир: братство, послушание, духовник Молитва и безмолвие: призывание имени Божественный свет и Божественная любовь IV. Источники и влияние Личный опыт и традиция Классификация пороков Влияние «Лествицы»

 

I. Об авторе

Синай и Фавор

После Библии и богослужебных книг нет книги, которую в Восточном христианстве переводят, изучают и издают чаще, чем «Лествица, возводящая на небеса» прп. Иоанна Лествичника. Каждый Великий пост в православных монастырях ее читают вслух за богослужением или в трапезной с тем, чтобы монашествующие в течение своей жизни слушали ее пятьдесят или шестьдесят раз. Вне стен монастырей «Лествица» – излюбленное чтение огромного числа мирян в России, Греции, Болгарии, Сербии и во всем православном мире. «Лествица» на Востоке столь же популярна, как «О подражании Христу» на Западе, хотя по своему характеру эти книги совершенно различны.

Подробнее...