Дмитриевский А. А. Опыт издания греческих церковных писателей древнейшего времени в русской патрологической литературе.

Блаженный Диадох (V-го века), епископ Фотики древнего Эпира и его творения. Том первый. Творения бл. Диадоха. Греческий текст, редактированный по древним греческим рукописям, с предисловием, русским переводом, разночтениями, примечаниями и приложениями. К. Попов. Киев 1903 г. I-

Содержание

I. Testimonia externa II. Λόγος III. Надписания к ста главам аскетического слова IV. Variationes V. Схолии проф. Попова к творениям блаж. Диадоха, их прототипы и источники. VI. Перевод на русский язык творений блаж. Диадоха. VII. Схолии анонима к аскетическому слову бл. Диадоха. VIII. Произведения, приписываемые в рукописях блаженному Приложение № I. Приложение № II. Приложение № III. Приложение № IV.

 

Книга, подробное заглавие которой мы выписали, представляет, сколько нам известно, первую в русской патрологической литературе попытку систематического и цельного издания в свет произведений восточного церковного писателя. Потребность в этого рода изданиях со стороны православных и в частности наших отечественных патрологов чувствовалась и сознавалась в науке давно, а посему первое начинание в этом роде заслуживает полного внимания и со стороны представителей богословской науки в нашем отечестве, и научной критики. Настоящая книга тем больше обращает на себя внимание, что внешние данные ее – изящная бумага, четкий крупный шрифт греческий и русский, отсутствие опечаток (их насчитано всего на всего издателем 13), чем часто грешат наши отечественные книги; все атрибуты лучших западных изданий – предисловие, свидетельства о блаженном Диадохе, его творениях вообще и особенно о слове аскетическом, указатель сокращений, тексты творений с переводом на русский язык, с вариантами к нему, по различным спискам, самыми незначительными с обширными схолиями иногда в несколько страниц под текстом, указатель мест Св. Писания, указатель предметов, изъясненных в примечаниях к аскетическому слову бл. Диадоха и фотоцинкографические и литографические образцы письма греческих рукописей, по которым редактировались тексты творений названного писателя – все это, вместе взятое, рекомендует настоящую книгу с самой выгодной стороны и ставит ее в число не заурядных явлений в отечественной литературе не только богословской, но даже светской (Издания Академии Наук в счет не идут). 

Подробнее...

Горский А. Максим Грек, святогорец.

Содержание

Жизнь Максима до прибытия его в Россию Вызов Максима в Россию и первые труды его в Москве

 

Жизнь Максима до прибытия его в Россию

Максим Грек, инок Афонского Ватопедского монастыря, родился, вероятно, около 1480 г.1 Отечеством его была страна воинственных Арнаутов, Албания, а местом рождения главный город этой области, – Арта. Но родом был не албанец, а грек. Родители его были Мануил и Ирина. Есть известие, что отец его был воеводою2.

С ранних лет Промысел Божий судил Максиму встретить тяжкие испытания, и этим как бы приготовлял его к тем горьким страданиям, которым он должен был подвергнуться в позднейшие годы своей жизни. Разумеем горестную участь греков, порабощенных оружием Магометовым. Отечество Максима, Албания, долее других областей греческих, отстаивало свою свободу, при помощи Венеции, единственной державы европейской, которая, защищая свои владения на востоке, усиливалась остановить распространение владычества турецкого. Но не спасло Албанию ни мужество Георгия Скандерберга, ни помощь Венецианской республики. – Итак естественно было, что первые ощущения Максима в своем отечестве были горестные ощущения уничижения и рабства своих соотечественников.

Подробнее...

Горский А. Жизнь святого Василия Великого, архиепископа Кесарийского.

Предки св. Василия Великого по отце и по матери принадлежали к почтенным фамилиям в двух смежных областях империи Римской: Понте и Каппадокии. Многие из них были известны своими заслугами гражданскими и воинскими, славились своим красноречием. Но всего выше была слава венца мученического, которою украсились некоторые из них во время последних жестоких гонений на Церковь Христову2. Дед Василия по матери был лишен имения и жизни за имя Христово3. Дед его по отцу и бабка Макрина семь лет должны были укрываться от гонителей в лесах и горах и также лишились всего своего имения, которое по повелению императора, было отписано в казну4.

Мать Св. Василия Великого, Еммелия, происходившая из Каппадокии, в юных летах осталась сиротою и желала всю жизнь посвятить Богу в девстве; но, по бесприютности своего положения, избрала жизнь супружескую, не забывая впрочем блаженного удела девственницы – пещись без развлечения о Господних, како угодити Господеви (1Кор. 7:34). Преданность Господу и внимательность к Его святым внушениям, готовность на всякие пожертвования в пользу Св. Церкви, нуждающихся братий, воспитание детей в духе христианского благочестия, ясно свидетельствовали, что душа ее постоянно горела для Господа.

Отец Василия Великого, Василий, родом из Понта, славился своим красноречием в судебных местах и в училищах Понтийской области; а дома он помогал благочестивой супруге в христианском воспитании детей5. Бог благословил их супружество. У них было десять человек детей; одно из них, вероятно, скончалось в младенчестве. В числе прочих были четыре сына: Василий, Навкратий, Григорий и Петр, и пять дочерей, из коих Макрина, после смерти нареченного ей жениха, посвятила себя навсегда жизни безбрачной, и, будучи старшей между братьями и сестрами, руководствовала их в благочестии6.

Подробнее...

Горский А. Жизнь святого Афанасия Великого, архиепископа Александрийского.

Святой Григорий Богослов, прославляя подвиги св. Афанасия Александрийского, в похвальном слове, выразил желание «особым писанием изобразить его доблести, как и он описал жизнь божественного Антония». Важность заслуг Святителя Александрийского для церкви Христовой, – его непоколебимая твердость в защищении истины, сила в обличении лжемудрований еретических, терпение в многократных изгнаниях за чистое исповедание учения Христова, заботливость об умиротворении Церкви, – все это могло расположить св. Григория к более полному начертанию великих подвигов иерарха, неослабно в течении полустолетия действовавшего на многотрудном поприще; по временам оставляемого едва не всеми своими собратьями. И кому лучше было изобразить эти подвиги, как не современнику, хотя и младшему, принимавшему столь же живое участие в делах Церкви, боровшемуся с теми же врагами, против которых подвизался и св. Афанасий? – Но мы не видим желания св. Григория исполнившимся.

К счастью, сохранились до нас писания св. Афанасия, в которых он, по обстоятельствам времени, имел нужду говорить о своих делах, и это некоторым образом вознаграждает для нас недостаток других современных сказаний. Даже ближайшие повествователи церковные, как то: Сократ и Созомен, часто сами не находили лучших источников для сего времени, кроме писаний св. Афанасия.

Пользуясь преимущественно этим источником и соображая посторонние свидетельства, постараемся, хотя в слабых чертах, представить жизнь св. Афанасия Александрийского, для объяснения предлагаемых его творении.

Прежде нежели приступим к обозрению жизни и подвигов св. Афанасия, считаем нужным обратить внимание: 1) на состояние христианства в его время в Египте, и 2) на значение кафедры Александрийской, которую он занимал.

Подробнее...

Горский А. Жизнь блаженного Феодорита, епископа Кирского.

Блаженный Феодорит происходил от благочестивого христианского семейства в Антиохии. Матерь его, еще в молодые годы отказавшись от светских удовольствий, стала вести жизнь строгую, христианскую, и этим она обязана была благочестивым наставлениям одного подвижника, Петра. У неё заболел глаз: употреблены были все человеческие пособия, но без успеха. Тогда она обратилась за помощью к дивному старцу, который молитвою своею врачевал болезни. Петр жил в окрестностях Aнтиохии, в одной гробнице. Приняв к себе болящую, он прежде всего обратил внимание на страсть её к щегольству, потом уже на её болезнь. «Врач недугов, всегда готовый исполнить прошение верующих, есть Бог», сказал подвижник. Он и теперь исполнит твое прошение,– не мне даруя благодать, но видя твою веру. Если имеешь веру искреннюю и твердую, чуждую всякого сомнения, то оставь врачей и лекарства, и прими это Богодарованное врачевство». С этими словами Пётр возложил свою руку на больной глаз, изображая на нём знамение св. креста, – и прогнал болезнь.1

Подробнее...

Бронзов А. А. О пасхальном «огласительном слове» свт. Иоанна Златоуста.

(Общедоступное разъяснение заключающегося в нём смысла и несколько «исторических» данных и соображений, имеющих прямое отношение к «слову»).

Бесспорно, нет другого проповеднического «слова», которое было бы так общеизвестно в среде нашего православного русского народа, как общеизвестно в ней вышеназванное. Почему это – так, понятно без труда, если принять во внимание, что «огласительное слово » св. Иоанна Златоуста читается в храме во время богослужения и, при том, не в какой-либо другой день, а в первый день св. Пасхи (в конце пасхальной утрени), когда все – и старый, и малый, и здоровый, и даже немощный, и богатый, и бедный, и наслаждающийся земными благами, счастьем, и лишённый тех благ, удручённый горем и невзгодами – неудержимо стремятся в Божию «церковь», забывая обо всём, кроме того, что имеет непосредственное отношение к «светлому Христову Воскресению».

Общий смысл данного огласительного слова, его, так сказать, «дух», несомненно, понятен каждому, сколько-нибудь знакомому с сущностью праздника св. Пасхи, с историей и значением земной жизни Богочеловека. Но в некоторых своих частях «слово» не совсем понятно для многих. Отчасти недоумевают пред теми или иными его местами даже и лица, от которых этого, по-видимому, меньше всего можно было бы ожидать. Сознаваясь в этом чистосердечно, они просят об общедоступном разъяснении пасхального слова. Настоящая статья и написана в удовлетворение одной из таких просьб.

Подробнее...

Бронзов А. А. Несколько данных для характеристики нравственного мировоззрения преп. Макария Египетского.

Материал на основании которого можно познакомиться с нравственным учением преп. Макария Египетского, достаточно обширен1. Обследование его в целом объёме может быть сделано только в пространном специальном сочинении2, а не в журнальной статье. Для цели последней нам естественнее ограничиться лишь некоторою частью того материала, по чему-либо сравнительно более интересного: или по новизне его, или по значению... Отсюда, опуская материалы, в той или другой степени небезызвестные русской публике3 , а также не имеющее бо¬лее или менее существенного значения4 , равно как и то, совместное рассмотрение которых с игнорируемыми у нас (по указанным причинам) было бы целесообразнее 5 , будем иметь дело только с остальными и на основании их лишь предложим характеристику нравственного мировоззрения пр. Макария Великого. При всей своей сравнительной непол¬ноте эта характеристика не лишена будет известного инте¬реса в виду особенностей и своеобразностей того материала, какой будет положен в её основу, вообще назидательных и поучительных6 .

Подробнее...

Аверкий (Таушев). Соборные послания.

Содержание:

 

Значение наименования Посланий “Соборными.”

Соборное Послание Апостола Иакова.

Сведения οб авторе. Назначение послания, время и место написания его. Повод к написанию послания. Подлинность послания Иаковлева. Общий характер послания и его содержание. Экзегетический разбор послания святого Αпостола Иакова.

Первое Соборное Послание Апостола Πеτра.

Сведения об авторе. Первоначальное назначение послания, повод к написанию и цель. Место и время написания послания. Содержание послания. Экзегетический разбор Первого послания святого Αпостола Петра.

Второе Соборное Послание Апостола Петра.

Первоначальное назначение, побуждение к написанию и цель послания. Время и место написания послания. Подлинность этого послания. Экзегетический разбор Второго Послания Петрова.

Первое Соборное Послание Апостола Иоанна Богослова.

Сведения οб авторе. Подлинность первого послания Святого Апостола Иоанна. Время и место написания послания Иоаннова. Первоначальное назначение послания, побуждения к написанию его. Содержание послания. Экзегетический разбор первого послания Иоаннова.

Подробнее...

Аверкий (Таушев). Послания Апостола Павла.

Содержание:

 

Важное значение этих Посланий и трудность их изучения.

 

Связь учения святого Апостола Павла с его жизнью. Жизнь и личность святого Апостола Павла. Число Посланий святого Апостола Павла. Значение посланий святого Апостола Павла и предмет их.

 

Послание святого Апостола Павла к Римлянам.

 

Основание римской церкви и состав ее членов. Повод к написанию послания и цель его. Место и время написания послания. Подлинность послания. Содержание и состав послания. Экзегетический разбор послания к римлянам.

 

Первое Послание святого Апостола Павла к Коринфянам.

 

Основание Коринфской Церкви. Повод к написанию Первого послания к Коринфянам. Время и место написания послания. Содержание и состав послания. Экзегетический разбор первого послания к коринфянам.

Подробнее...

Аверинцев С.С. Христианский аристотелизм как внутренняя форма западной традиции и проблемы современной России

<…> Отправной точкой для моих размышлений по необходимости служит современная духовная ситуация моей Родины, России. Наконец освобожденная, благодарение Богу, от идеологического рабства вчерашнего дня, Россия ищет путей к своему, часто идеализируемому, прошлому, забывая, что в одну реку, по мудрому слову Гераклита, нельзя войти дважды. Одновременно она пытается усвоить опыт Запада, недостаточно отдавая себе отчет в наличии у этого опыта исторического измерения. В России сегодня слишком много хвалят Запад, или, реже, бранят его, слишком мало пытаются понять его как сложный баланс сил, возникших достаточно давно. И неославянофил, и поклонник Запада имеют в виду исключительно Запад современный, технический, рационалистический; но ведь и этот Запад, именно он, есть феномен сугубо исторический.

Подробнее...