Попов И. В. Статьи.
- Патрология
- 12 Сентябрь 2024
Его: о мощах; О нём Волков, 1964.
K. E. Скурат
профессор Московской Духовной Академии, доктор церковной истории
Патрологические труды
профессора МДА И. В. Попова
В наше время, когда во всем христианском мире возрастает интерес к изучению святых отцов Церкви, важно взглянуть и на пройденный путь в области Патрологии, вспомнить то, что сделано нашими предшественниками — усердными тружениками науки и подвижниками благочестия. Творческий метод обращения к историческому прошлому, несомненно, поможет правильнее понять учение и жизнь святых отцов, снова и снова увидеть в них верное мерило к богословствованию, к восстановлению и утверждению себя в полноте православной церковности, а это поставит на путь молитвы и духовной жизни.
Попов И. В. Святой Амфилохий, епископ Иконийский.
- Патрология
- 12 Сентябрь 2024
Veterum testimonia
Содержание
Беседа 1. На Рождество Беседа 2. На Сретение, о Богородице, Симеоне и Анне Беседа 3. О Лазаре четверодневном Беседа 4. О жене грешнице Беседа 5. В Страстную Субботу Биография Амфилохия иконийского Сочинения Амфилохия Крещение Покаяние Церковный календарь Иконы и реликвии Нравственное учение Брак Содержание фрагмента, изданного Фиккером Отношение фрагмента к Священному Писанию Источники автора отрывка О Церкви Опровержение апотактитов Критика учения апотактитов Принципы истинно церковного отречения и воздержания
ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (Lib. de Spiritu Sancto, can. I) хвалит в Амфилохии постоянное стремление учиться и не оставлять неисследованным ни одного речения о Боге.
ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (Ер. 188, can. I): «Вопросы мудрого умудряют глупого. Это случается с нами, когда получаем твои письма. Я учусь, отвечая на твои вопросы. Итак, пусть будет для меня наукой забота об ответе».
ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (Ер. 199, can. II): «Удивляюсь и твоему стремлению учиться и твоему смирению, потому что, поставленный учить, ты хочешь учиться, особенно от меня, чуждого великой учёности».
Попов И. В. Василий Великий. Архиепископ Кесарийский, вселенский отец и учитель церкви.
- Патрология
- 12 Сентябрь 2024
Богато одаренный от природы, христиански воспитанный и прекрасно образованный, сильный характером и обаятельный в частных сношениях, наделенный выдающимся тактом и чувством меры, где нужно властный, «умевший благодарить улыбкой и порицать одним взглядом», св. Василий еп. Кесарии Каппадокийской, обладал счастливым талантом организатора, особенно ценным в смутную эпоху арианских брожений, когда борющиеся партии, «точно воины в ночном сражении, перестали отличать врагов от друзей». Церковная деятельность, литературные труды и догматическое учение св. Василия оставили глубокий след в истории Церкви, не изгладившийся и до настоящего времени.
Питирим (Нечаев). О блаженном Августине.
- Патрология
- 02 Сентябрь 2024
Богословские труды, 1976, сб. 15, с. 3-24
БОГОСЛОВСКИЕ ТРУДЫ, XV
ПИТИРИМ, архиепископ Волоколамский
О БЛАЖЕННОМ АВГУСТИНЕ
1
Жизнь Блаженного Августина пришлась на тяжелое время Давно миновала пора «римского мира»: внутри государства не прекращались неурядицы; императорский престол стал игрушкой солдатского свое¬волия и людского честолюбия. На Севере и на Западе поднимались варвары; с Востока грозило персидское царство, сильное своей органи¬зацией и войском. Войны требовали денег и денег, налоги увеличива¬лись вдвое и втрое на памяти одного поколения. Место свободной, вольно избранной деятельности занял принудительный труд людей, пожизненно прикрепленных к своей работе и должности. Единствен¬ным действительным средством управления людьми считается страх. Телесное наказание для римского гражданина в I—II вв н. э немы¬слимо; теперь декуриона, члена правящей верхушки в своем городе, можно высечь Горе общине, навлекшей на себя гнев императорского чиновника; ее членов искалечат на дыбе и обратят в нищих. Уверен¬ности в завтрашнем дне нет, нет ничего прочного и стойкого.
Сознавал ли этот мир, потрясенный в самых основах своих, что он доживает последние дни? Как будто нет. Надписи из Африки говорят о «Золотом веке, царящем всюду» (Annee epigraphique, 1911, № 217), о «юности и силе римского имени» (J. М. Reynolds and J. В. Ward- Perkins. The inscriptions of Roman Tripolitian, p. 134, № 471). Пру- денций писал, что долгая жизнь научила Рим презирать то, чему есть конец (Symmachum 2. 660). Но римское искусство уже не знает ре-алистического портрета: эти люди с застывшим взором, устремленным вверх, не видят того, что вокруг: они заняты своей внутренней жиз¬нью. Претекстат, один из последних крупных сенаторов язычников, презрительно отмахивается от своих обычных титулов и говорит, как об «истинном благословении» о мистическом посвящении (CILVI. 1779). Амвросий приехал в Милан в качестве правителя — и стал епи¬скопом; Павлин, знатный и богатый человек, перед которым открыва¬лась блестящая карьера, вдруг покинул Галлию и стал монахом в ма¬ленькой неизвестной Ноле. Христианство, которое представлялось его апологетам силой объединяющей и примиряющей, вызвало новые раз¬доры и смуты: старая религия враждовала с новой; в самом христи¬анстве возникали ереси и расколы. Иероним писал о маленькой девоч¬ке, родившейся в ту пору: «в таком мире появилась на свет Пакатила. Несчастья окружали ее во время ее игр. Она научилась плакать рань¬ше, чем смеяться . » (Hier Ер 128. 5)
Панайотис Н. Христианская антропология по св. Николаю Кавасиле.
- Патрология
- 11 Август 2024
От редакции: П. Неллас (1936–1986) - греческий богослов и религиозный мыслитель. Изучал богословие в Афинском университете, после защиты диссертации с 1968 года и до своей смерти преподавал в Афинах. Большая часть исследований П. Нелласа посвящена Николаю Кавасиле — византийскому богослову XIV века, недавно канонизированному Греческой церковью. Публикуем сокращенный перевод главы из книги П. Нелласа»Zoon Theoumenon»(издана на английском языке под названием»Обожение во Христе. St. Viadimir Seminar! Press. Crestwood. N. Y., 1987)
.
От переводчика
Св. Николай Кавасила (церковная память 20 июня) родился в Фессалониках около 1320–1323 года. Принадлежа к аристократическому роду, он получил блестящее как светское, так и богословское образование; кроме духовных сочинений, известны его труды по астрономии. Молодым человеком поступил на службу императору, избрав политическую и дипломатическую карьеру. Был одним из трех кандидатов, предложенных Синодом в 1353 г. (будучи еще, по–видимому, мирянином) для канцелярии Вселенского патриарха. Однако избран он не был, и у нас нет никаких свидетельств о его хиротонии; говорят, что к концу жизни он принял монашество, но и зтому нет письменных доказательств. Друг свт. Григория Паламы, он, однако, не принимал активного участия в исихастских спорах 1338 — 47 гг. и в своих основных трудах уклоняется от прямого обсуждения затронутых этими спорами вопросов о различении в Боге сущности и энергий, о нетварном Фаворском Свете, об умном делании Иисусовой молитвы. Хотя очевидно его сочувствие исихастским взглядам. Скончался он вскоре после 1391 г.
Паисий Святогорец. Афонский старец Хаджи-Георгий.
- Патрология
- 09 Август 2024
Предисловие
Житие преподобного отца нашего Георгия (Хаджи-Георгия)
Послание Хаджи-Георгия
Духовные предшественники
Духовные законы
Послесловие
Предисловие
Наш священный долг писать о великих духовных деяниях современников, об их усердной борьбе за приближение к Богу. Понятно, что когда мы пишем о святых, то приносим этим пользу себе, так как воспоминаем об их делах и стараемся им подражать. А святых этот наш труд радует, они помогают и нам достигнуть их степени святости.
Если о добродетелях праведников мы должны говорить и писать, то тем более не должны замалчивать добродетелей невинно оклеветанных праведников, претерпевших гонения и ссылки, пострадавших из-за наших человеческих немощей, зависти и клеветы.
Грешники, если искренне покаются, спасутся. А невинно пострадавшие праведники, спасаясь, сверх того ещё получают награду за безропотно понесённые унижения. Они любимые чада Божии! «Господь любит праведники».
В Священном Писании превозносятся добродетели праведников, молитвы праведников слышит Бог. «Много бо может молитва праведнаго поспешествуема .
В числе неправедно пострадавших святых отцов нашей Церкви и преподобный Георгий, Хаджи-Георгий – один из святых нашего времени, великий святой.
Имя его было славно. «Великий подвижник и постник!» – говорили про него. Оно стало нарицательным. О великих постниках говорили: «Это Хаджи-Георгий!»
Никитин В. А. К антропологии блаженного Августина.
- Патрология
- 29 Июль 2024
В названии данной статьи содержится как бы некий призыв — ведь предлог «к» обозначает направленность движения в какую-то сторону. Наш призыв — к блаженному Августину! — мотивирован, в частности, тем, что современная наука вслед за религией обратилась, наконец, к поискам целостного учения о человеке, к выработке синтетической теории личности. В поисках общих путей научного и религиозного понимания личности развивается сотрудничество ученых, прежде всего психологов, с богословами и священнослужителями. Возникли религиозно ориентированные теории личности, например, этика немецкого философа Макса Шелера (1874-1928). Этого «Сократа современности», пожалуй, можно с полным правом считать создателем целостного учения о человеке на основе христианского опыта. В основе его доктрины лежит необходимость учитывать все слои личности в их тесном и органическом взаимодействии. Мы имеем в виду его поздние работы, а именно: «О вечном в человеке» (1921) и «О месте человека в космосе» (1928).
В том же направлении в России изрядно потрудился архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), изложивший свое понимание христианской антропологии в сочинении «О духе, душе и теле» (1945-1947). В некотором отношении святитель Лука пошел дальше М. Шелера, аргументируя свои богословские воззрения данными парапсихологии и генетики. В рамках своей трихотомической концепции он разработал учение о так называемых актах сознания [1].
Никитин В. А. Амвросий – светильник единой Церкви.
- Патрология
- 29 Июль 2024
Содержание
Начало пути Избрание епископом Проповедник и богослов Поэт – гимнограф Последние годы жизни
Начало пути
Святитель Амвросий, епископ Медиоланский, родился около 333–334 гг. предположительно, на берегах Мозеля в городе Тревире (ныне г. Трир, Германия).
В Тревире находилась в то время резиденция наместников Галлии – одной из провинций Римской империи. По мнению исследователей, родиной святителя могут быть также города Арль или Лион.
Амвросий был третьим ребенком в знатной и богатой аристократической семье. Отец будущего святителя, тоже Амвросий, много лет занимал одну из высших должностей в префектуре; вероятно и то, что он сам являлся римским наместником (преторианским префектом) Галлии. Есть основания предполагать, что родители его приняли христианство в те годы, когда в Тревире пребывал в ссылке св. Афанасий Александрийский (335–337 гг.). К тому времени здесь уже существовала многочисленная христианская община. Двоюродная сестра Амвросия св. мученица Сотерия (Соферида), дева Римская (память 17 октября по Юлианскому и 10 февраля по Григорианскому календарю) пострадала за веру в 304 г., в последний год тиранического правления императора Диоклетиана.
Никанор (Каменский). Св. Афанасий Великий, архиепископ Александрийский, и его избранные творения.
- Патрология
- 28 Июль 2024
Содержание
Предисловие
Жизнь святаго Афанасия Детство и юность Участие святаго Афанасия на 1-м Вселенском Соборе Первые годы архиепископства святаго Афанасия и его изгнания Последние дни жизни святаго Афанасия Значение личности святаго Афанасия и его деятельности О творениях святаго Афанасия Великаго Обстоятельства происхождения творений святаго Афанасия и величие их Изложение творений св. Афанасия, их внутренний характер, направление и главный предмет Значение творений святаго Афанасия Великаго Издания творений святаго Афанасия Избранныя творения св. Афанасия Великаго Слово на язычников Из слова о воплощении Бога-Слова и о пришествии Его к нам во плоти О явлении во плоти Бога-Слова и против ариан На ариан слово трети Из беседы «о слепорожденном» Слово на слова: «вся Мне предана суть отцем Моим: и никтоже знает, кто есть Сын, токмо Отец: и кто есть Отец, токмо Сын, и емуже аще волит Сын открыти (Матф. XI, 27) Отрывок из 39-го праздничнаго послания Сказание об аввах Феодоре и Паммоне блаженнаго Афанасия, епископа Александрийскаго, Аммону, епископу Елеархии, и Ермону, епископу Вумастик Житие преподобнаго отца нашего Антония, описанное святым Афанасием в послании к инокам, пребывающим в чужих странах
Попов И. В. Учение бл. Августина о познании души.
- Патрология
- 19 Июль 2024
Содержание
Познание собственной души Познание чужой души
- Познание одушевленности живых существ и содержания их внутренней жизни
- II. Знаки, как средство общения душ
- А. Знак
- В. Знак и понятие
- С. Слово и познание
В борьбе с скептицизмом и в поисках за достоверностью бл. Августин нашел непререкаемую истину в данных самосознания. Использовав свое открытие в полемических целях, он сделал вопрос о познании души предметом своих специальных исследований. Философский анализ самого факта выдвинул при этом несколько проблем, заинтересовавших мыслителя. К ним мы теперь и обратимся. Относящийся сюда материал довольно естественно распадается на два отдела: познание собственной души и познание чужой одушевленности.
Познание собственной души
При переходе к учению бл. Августина о самопознании прежде всего нужно установить, с каким органом он его связывал. Согласно общим основам своей гносеологии, он видит в самопознании частный случай интеллектуального познания. Если чувство воспринимает только материальное, телесное, осязаемое и в результате дает лишь тень и жалкое подобие знания, то знание, не допускающее никакого сомнения, каково самопознание, и имеющее своим объектом бестелесное и нематериальное, не может быть отнесено на долю чувства, а служит проявлением деятельности ума1. Разум может быть познаваем только разумом, так как между познающим и познаваемым должно иметь место подобие. Вследствие этого свою душу и жизнь мы постигаем не только умом, но даже самой высшей способностью ума2. Правда, иногда бл. Августин говорит, что акты духовной жизни воспринимаются «чувством внутреннего человека», но под этим названием он разумеет не внутреннее чувство в его отличии от разума, а самый разум, который он называет иногда чувством души, в отличие от чувств телесных.