Антоний (Мельников). X. Сомань. Святой Киприан, епископ Карфагенский и «папа» Африканский.

Автор книги — крупный ученый, юрист, знаток римского права, много работавший по вопросам землевладения в Римской Африке. Св. Киприан привлек его внимание еще в 50 - х годах; он посвятил ему две статьи 1, мысли которых в разработанном и дополненном виде и легли в основу этой книги.

Подробнее...

Антоний (Мельников). Блаженный Августин как катехизатор.

Богословские труды, 1976, сб. 15, с. 56-60

С IV века тяга к христианству всё усиливается. В Церковь приходят люди разных сословий и разного культурного уровня: знать и рабы, люди, стоявшие «в просвещении с веком наравне», и полуграмотные простецы. За малым исключением, люди эти знают о христианстве очень мало, а то и вовсе ничего. Церковь в лице своих священников, позже диаконов, берет на себя обязанность ознакомить этих людей со Священным Писанием, христианскими догматами и христианской нравственностью. 

Подробнее...

Флоровский Г. В. Святой Киприан и святой Августин о расколе.

В статье поднимается вопрос природы и смысла расколов и разногласий в Церкви, говорится о том, какие решения принимались и предлагались. Также даны ответы на ряд вопросов: допустимо ли богословское истолкование канонических указаний? Или это всего лишь образцы наставнического благоразумия и сдержанности?

Проблема природы и смысла расколов и разногласий в Церкви возникла со всей остротой и определенностью с самого начала христианской истории, и сразу стали предлагаться и приниматься самые различные решения. Это породило новые противоречия. Все, кто изучает церковную историю, знакомы с разногласиями святого Киприана и папы Стефана. Строго говоря, этот спор так и не был разрешен. На Западе в конечном счете возобладало решение, которое предложила Римская Церковь. Это было обосновано, приняв богословскую форму, святым Августином в его сильном доводе против донатистов, тщетно посягавшим на авторитет самого святого Киприана. Римско-католическое богословие по-прежнему строго придерживается позиции святого Августина. Спор определенно касался экклезиологического истока, и поэтому это было нечто большее, чем просто диспут по вопросам дисциплины. К великой заслуге западных богословов, эта проблема дисциплины изначально рассматривалась и обсуждалась на богословской основе, в контексте вероучения Церкви. На Востоке многие века она никогда не ставилась в подлинно богословском изводе. Однако некоторые отцы Церкви, в том числе святитель Василий, а затем преподобный Феодор Студит, по-видимому, склонялись к позиции святого Киприана. То же отношение может быть выявлено и в некоторых канонических правилах и предписаниях, которые время от времени обнародуются Вселенскими и Поместными Соборами. Все эти древние каноны (все еще обязательные) затрагивают лишь конкретные случаи и не допускают всеобщего применения. Правда, некоторые другие каноны тех же самых Соборов, эскизно представляются ближе духу святого Августина.

Подробнее...

Пономарев А. И. Святой Амвросий Медиоланский.

Святой Амвросий Медиоланский (по-латыни Ambrosiuus от греч. Άμβρόσιος – бессмертный), один из величайших отцов и учителей церкви. Принадлежал к знатной и богатой римской фамилии, родился в 340 году, умер в Медиолане в 397 году; он получил в Риме хорошее юридическое образование, и около 370 г. был назначен консульским префектом в Лигурии и Эмилии. Он поселился в Медиолане; и когда в 374 г., после смерти Авксентия, возник ожесточенный спор между православными и арианами по вопросу об избрании нового епископа, он, как первый градоначальник, отправился в церковь для поддержания порядка. Когда он там обращался с речью к толпе, какой-то ребенок вдруг закричал: «Ambrosius episcopus» (Амвросий епископ). Этот возглас подхвачен был народом, и по единогласному и настойчивому голосованию, он избран был во епископа, и таким образом сменил судейскую карьеру на епископскую кафедру. В это время он был только еще оглашенным, но немедленно же принял крещение, и чрез восемь дней после того, 7 декабря 374 г., был рукоположен в сан епископа, причем завещал всю свою собственность, деньги и имения, церкви, ревностным служителем которой сделался.

Подробнее...

Пономарёв А. И. Речь перед защитой диссертации на степень магистра. «Собеседования св. Григория Великого о загробной жизни».

16 ноября 1886 г.

Преосвященнейшие Архипастыри и Милостивые Государи!

По окончании курса, я был оставлен при академии в качестве преподавателя такого предмета, который до той поры совсем неизвестен был в общем курсе академических наук, предмет этот – «Обзор истории важнейших иностранных литератур», или точнее – истории западных европейских литератур, средневековой и новейших времен. Пришлось учиться, и прежде всего, изучать некоторые из таких европейских языков, для которых на русском тогда еще буквально не существовало ни грамматики, ни словаря, как, например, для языка итальянского. Но это еще не важно и не представляло особенного затруднения, гораздо важнее – приходилось сразу же преподавать такой небогословский предмет, для которого, при всей его обширности и богатстве отдельных монографических исследований, не было не только на русском, но и на других языках ни определенной программы, ни руководящих, систематически обработанных пособий и который и в университетах наших только что начинал получать некоторую определенную постановку. И вот, в это время, спустя год по окончании курса, великим счастьем для меня было, что мне представилась возможность слушать лекции проф. здешнего университета и академика А. Н. Веселовского, пользующегося вполне заслуженною европейской известностью в той специальности, к которой относятся и мои специальные занятия, – слушать прежде всего ряд его лекций, посвященных изучению «Божественной Комедии» великого итальянского поэта – теолога Данте, в связи с общей средневековой литературой и с литературой эпохи возрождения. Величавый образ Данте, 

Подробнее...

Пономарев А. И. Блаженный Августин.

Августин, Аврелий, блаженный, епископ иппонский, знаменитый учитель церкви. Сын язычника Патриция и благочестивейшей христианки Моники, он род. в Тагасте, в Нумидии, 13 ноября 353 г. и ум. в Иппоне, в Северной Африке, 28 августа 430 г. От Моники он унаследовал свою горячую, любящую натуру, и по ее молитвам обратился в христианство. Ранняя его жизнь была бурная. Когда он получил начальное воспитание на своей родине, то его честолюбивый отец, польщенный его успехами, отправил его, на 16-м году от рода, в Карфаген, где он учился в течение трех лет. Там потерянный теперь для нас «Гортензий» Цицерона пробудил в нём любовь к истине, и он начал изучать Библию, но скоро отказался от этого, потому что ему не нравился слог ее. С этого времени до самого обращения он неутомимо старался достигнуть высшего блага, но потерпел неудачу, хотя временно находил удовлетворение в различных философских и религиозных школах. Сначала его привлекло манихейство, и с 373–383 он был одним из «слушателей», или оглашенных, в этой секте. Но безнравственность «избранных», которые считались у манихеев святыми, и замеченная им поверхностность системы, повергли его на некоторое время в скептицизм, от которого, однако, его спас неоплатонизм. Между тем он преподавал риторику в Тагасте и в Карфагене, где издал в 380 г. свое первое сочинение: «О дельном и прекрасном», – и в Риме. Как учитель, он не имел особенного успеха, и ему не удавалось ни поддерживать надлежащего порядка среди учеников, ни заработывать денег; и, однако, он настолько обнаружил свои преподавательские способности, что Симмах, префект римский, нашел возможным отправить его в Медиолан, когда у него попросили рекомендовать кого-нибудь в преподаватели риторики. 

Подробнее...

Сагарда Н. И. Учение о Св. Троице св. Василия Великого. (Из лекций по Патрологии за 1911-19).

 

Журнал Московской Патриархии, 1979, № 1, с. 71-77

Учение о Святой Троице святителя Василия Великого

    Святитель Василий почитается в Православной Церкви как один из трех вселенских великих учителей. Он велик как епископ, оратор, богослов и аскет, велик своей неустанной деятельностью на пользу православной веры, велик своей самоотверженностью и силой характе­ра. Как муж слова и дела, он по справедливости назван был великим уже своими современниками.

    Суровый образ жизни, чрезмерные беспрерывные труды святителя Василия Великого, постоянные огорчения и вызываемые всем этим тяжкие болезни прежде времени изнурили его некрепкий от природы организм. Он скончался 1 января 379 года, в возрасте только 49 лет, и был оплакан всем населением Кесарии, без различия вероисповеда­ний и религий.

Подробнее...

Сагарда Н. И. Святый Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский. Его жизнь, творения и богословие.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА

БИБЛИОГРАФИЯ ПЕРЕВОДОВ ТВОРЕНИЙ СВ. ГРИГОРИЯ ЧУДОТВОРЦА И ИССЛЕДОВАНИЙ О НЁМ:

I. МОНОГРАФИИ И СТАТЬИ ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА

II. ЖИТИЕ

III. ТВОРЕНИЯ

СПИСОК ТРУДОВ ПРОФЕССОРА Н. И. САГАРДЫ, посвящённых исследованиям о св. Григории Чудотворце и переводам его творений

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

Подробнее...

Сагарда А. И. Святой Поликарп Смирнский.

Содержание

1. Жизнь и пастырская деятельность св. Поликарпа. 2. Мученичество св. Поликарпа. 3. Послание св. Поликарпа к Филиппийцам. 

 

Святой Тайновидец слышал голос «Первого и Последняго, Который был мертв и, се, жив», говорящий – «И Ангелу Смирнской церкви напиши: знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они иудеи, а они не таковы, но – сборище сатанинское. Не бойся ничего, чтó тебе надобно будет претерпеть. Вот диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Апок. 2, 8–10). Эти слова как бы прямо сказаны относительно св. Поликарпа, ангела Смирнской церкви, «отца христиан», «учителя, идущого от апостолов», пастыря, пребывшого верным Господу до конца и мученическим подвигом увенчавшого свое служение Ему и верным.

Подробнее...

Сагарда А. И. Святой Иоанн Дамаскин и его литературная деятельность.

Содержание

I. Данные о жизни св. Иоанна Дамаскина II. Литературная деятельность св. Иоанна Дамаскина Догматические сочинения Иоанна Дамаскина Полемические сочинения Экзегетические сочинения Аскетические сочинения Гомилии Песнопения

 

I. Данные о жизни св. Иоанна Дамаскина

Источниками жизнеописания Иоанна Дамаскина до недавнего времени служили:

1) греческое житие св. Иоанна, составленное патриархом иерусалимским Иоанном на основании более древнего арабского жития;

2) житие св. Иоанна, написанное первоначально на греческом языке, но до нашего времени дошедшее только в латинском переводе;

3) творения самого Дамаскина, в которых по местам встречаются указания на некоторые обстоятельства его жизни;

4) сообщения церковных писателей и особенно летописцев Феофана, Кедрина, Зонары.

В 1897-м году А. Пападопуло-Керамевс издал два греческих текста жития Иоанна Дамаскина, из которых первое озаглавлено: «Житие преподобных и богоносных отец наших Косьмы и Иоанна Дамаскина песнопевцев», а второе имеет такое надписание: «Житие преподобных и богоносных отец наших и самобратьев, и пчел Церкви Божией Иоанна Дамаскина и Косьмы, изложенное святейшим архиепископом иерусалимским Иоанном Меркурополом». Вследствие близкого по содержанию и языку родства второго, опубликованного Пападопуло-Керамевсом, жития с ранее известным греческим житием Иоанна Дамаскина, является в высшей степени вероятным, что автором этого последнего жизнеописания является не Иоанн VI, современник Никифора Фоки, т. е. из второй половины Х-го века, как утверждали ранее, а Иоанн Меркуропол, занимавший патриарший престол в Иерусалиме от 1156 по 1166 г.

Подробнее...