Афанасий Великий. Защитительное слово против ариан.

• ПОСЛАНИЕ ЮЛИЯ

• ПОСЛАНИЯ СОБОРА, СОЗВАННОГО В САРДИКЕ

• ПОСЛАНИЕ 1-е

• ПОСЛАНИЕ 2-е

• ПОСЛАНИЕ 3-е

• ПОСЛАНИЕ 1-е

• ПОСЛАНИЕ 2-е

• ПИСЬМО КАФОЛИКОСА

 

1) Думал я, что после многих доказательств, представленных в нашу пользу, враги, наконец, со стыдом скроются и будут даже себя самих винить за то, в чем клеветали на других. Поскольку же, и подвергшись такому осуждению, не обнаруживают они стыда, но по бесчувственности своей пресмыкаются в злоречии, признавая все требующим нового суда, не для того, чтобы им самим держать ответ на суде (этого избегают они), но чтобы потревожить нас и души людей простосердечных, то признал я необходимым оправдаться пред вами, чтобы вы не обращали больше внимания на их ропот, но судили их лукавство и клевету. И оправдываюсь перед вами, людьми искренними, а перед любителями споров осмелюсь и на обличение их.

Подробнее...

Аврелий Августин. Письмо 258. К Марциану.

От переводчика: Письмо блаженного Августина к Марциану (Ер. 258) относится к тому роду посланий, которые представляют интерес не как исторический источник, а как свидетельство развития взглядов Августина на какой-либо вопрос, в данном случае – на вопрос о дружбе. По этой теме есть уже немало исследований; важнейшие из них приведены в библиографиях при статьях «Amicitia» (I. Hadot) и "Caritas" (D. Dideberg) в Augustinus-Lexicon (Augustinus-Lexicon. V. I. Basel. 1986–1994. Sp. 293, 741–3), в том числе специальные исследования о теме дружбы в письмах блаженного Августина и о влиянии на Августина сочинений Цицерона. Дополнить эти библиографии можно содержательной статьей Л. Ф. Пиццолато о взаимодействии и взаимопроникновении дружбы и христианской любви у блаженного Августина (Pizzolato L.F. Interazione е compenetrazione di amicizia e carita in sant'Agostino // Forma Futuri. Studi in onore del cardinale Michele Pellegrino. Torino, 1975. P. 856–867).

Подробнее...

Амвросий Медиоланский. К Августу Грациану три книги о Святом Духе. Книга 1.

Трактат «О Святом Духе» является единственным из трех главных догмати¬ко-полемических произведений свт. Амвросия Медиоланского («О вере», «О Святом Духе», «О тайне Господнего воплощения»), до сих пор не известным русскому читателю. Раскрываемая в этом сочинении тема пневматологии по сей день является актуальной и нуждающейся в дополнительном изучении об¬ластью догматического богословия. Содержание трактата затрагивает также исторические реалии бытия Церкви конца IV в., обусловленные борьбой про¬тив возникшей ереси пневматомахов. Впервые публикуется русский перевод первой книги трактата, выполненный М.Г. Мацегорой.

Пролог

В избрании Гедеона был прообраз Господнего воплощения; в жертвоприношении коз¬ла – оставления грехов через тело Христово; в тельцах – отмены кощунственных обрядов; и, наконец, в трехстах воинах – грядущего через крест искупления. Таинственны были мно-гие символы, которые получил Гедеон; так, через сухое, а впоследствии влажное руно дан знак неверности иудеев и призвания язычников; через росу же, собранную в сосуд, – омо-вения апостольских ног. Святой Амвросий просит, чтобы этим омовением была смыта грязь и с его ног, и вместе с тем прославляет милосердие Христа. Насколько полезно подражать этому! Та же самая вода послана в мир Сыном Божиим, чтобы совершать чудесное преобра¬жение. Никем иным она и не может быть послана, будучи излиянием Святого Духа, Который не подчиняется никакой другой силе.

Подробнее...

Аврелий Августин. О благодати и свободном решении.

К Валентину и подвизающимся с ним монахам адруметским, в одной книге

 

 

Содержание

Глава I Вступление. Сложность и темнота поднятого вопроса Глава II У человека есть свободное решение; свидетельства Писания, устраняющие извинение по причине неведения Люди не должны пытаться пользоваться Самим Богом для своего извинения Заповеди Божии доказывают существование свободного решения человеческой воли Глава III Незнание Божественных заповедей не является извинением для человека Глава IV При защите свободного решения следует оставить место также и для Божественной благодати Без благодати Божией свободное решение не совершает ничего доброго. О воздержании Глава V Наше обращение к Господу также происходит по благодати Возражение пелагианам, говорящим, будто благодать Божия дается по нашим заслугам Пример апостола Павла Глава VI После того, как дана будет благодать, начинают появляться и наши добрые заслуги Вновь об апостоле Павле Вечная жизнь воздается за заслуги, которые даровал Бог Глава VII Слова апостола Павла: Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил Вера, действующая любовыо Глава VIII В каком смысле вечная жизнь является благодатью? Глава IX Выражение апостола Иоанна: Благодать на благодать Глава X Через закон происходит познание греха, от веры Христовой – оправдание Глава XI Закон – это не благодать 

Подробнее...

Сидоров А. И. Диодор Тарсский.

07 января 2012 г.

Из истории Антиохийской школы

Содержание

I. Жизнь II. Литературная деятельность III. Христологические воззрения Диодора 

 

I. Жизнь

Из всех деятелей Антиохийской школы IV в. Диодор является, несомненно, одним из наиболее ярких1. Также несомненно, что лучшие из современников его высоко ценили. Примером тому может служить высказывание святителя Василия Великого, лично знакомого с этим выдающимся мужем: “Диодора как воспитанника блаженного Силуана и сначала принял я, и теперь люблю и уважаю за благодать ощутительную в его слове, по которой он многих, пользующихся его беседою, делает лучшими”2. К сожалению, биографические сведения о Диодоре сохранились самые скудные. Можно предполагать, что родился он ок. 305–310 г. в Антиохии в языческой семье3. Как сын состоятельных родителей он скорее всего получил хорошее образование у себя на родине в Антиохии (тем более что в этом городе были для этого все возможности), а затем для усовершенствования в науках отправился в Афины. Правда, блаженный Иероним довольно скептичен в отношении уровня образованности Диодора (О знам. мужах, 119)4. Однако куда более в данном случае следует доверять свидетельству императора Юлиана Отступника, который в одном из своих писем пишет: “Он (Диодор) изощрил ум в искусствах и риторическими упражнениями вооружил свой язык против небесных богов”5. Учился в Афинах Диодор раньше Юлиана, святителей Василия Великого и Григория Богослова. Знаменитая Афинская школа в это время была далека от своего расцвета.

Подробнее...

Катанский А. Л. Учение о благодати Божией в творениях древних св. отцов и учителей Церкви до блаженного Августина.

Содержание

Введение. Общее учение о Боге Осветителе. Учение о благодати божьей в творениях свят. отцов и учителей церкви до бл. Августина. Учение Св. Писания о благодати Божьей. I. В творениях мужей апостольских II. В творениях древних христианских апологетов III. Св. Иринея Лионского ІV. Тертуллиана V. Св. Киприана Карфагенского VI. Климента Александрийского. VІІ. Оригена. VІІІ. Св. Кирилла Иерусалимского ІX. Св. Василия Великого X. Св. Григория Богослова XІ. Св. Григория Нисского XII. Пр. Макария Египетского. ХІІІ. Св. Иоанна Златоуста. Заключение. Свод данных для учения о благодати Божьей в рассмотренных древне-отеческих творениях. 

 

Сочинению, которое предлагается вниманию читателей, сначала предполагалось придать характер теоретическо-систематического изложения учения о благодати Божьей, сообразно, с чем, и предпослано введение, излагающее «Общее учение о Боге Освятителе». Предполагалось изложить в систематическом порядке весь круг истин входящих в догматическое учение о благодати Божьей. Но предварительно необходимо было выяснить понятие о благодати, указать различные смыслы, которые соединялись с этим понятием в различные времена и для этого представить краткий очерк раскрытия этого понятия в древнеотеческий период, а затем в средние века у западных схоластиков и в последующие времена. По мере, однако, углубления в изучение творений древних отцов оказалось такое обилие материала и возбужден был добытыми данными такой интерес к предмету, что мы принуждены были совершенно изменить первоначальное свое намерение и придать своему труду характер историко-догматического исследования, ограничив его притом периодом первых четырех веков до бл. Августина. Добытые исследованием и изложенные в заключении («Свод данных для учения о благодати Божьей в древнеотеческих творениях ») результаты труда примирили нас с неосуществлением первоначальных наших планов и намерений. Осмеливаемся даже думать, что если мы можем принести какую-либо пользу своим посильным трудом, то гораздо вернее достигли этой цели, идя таким путем, каким шли в действительности, а не таким, каким первоначально намерены были идти. Кстати, позволяем себе рекомендовать читателям начать чтение нашей книги именно с заключения, – «Свода» и выработанной древнеотеческой «формулы» учения о благодати Божьей. Внимание читателя будет тогда надлежащим образом возбуждено и привлечено к многочисленным частностям исследования; впечатление эпизодичности изложения (по отдельным отцам) будет значительно ослаблено: отдельные отцы явятся, тогда как бы стадиями постепенного раскрытия предмета; чтение книги явится проверкою окончательных выводов автора – в заключении.

Подробнее...

Каллист (Уэр). Паламитские споры.

03 декабря 2012 г.

Содержание

I. Божественная непостижимость II. Единство с Богом III. Паламизм и экуменизм IV. Философия и история V. Истоки паламизма 

 

Когда 18 лет назад появилась работа отца Иоанна Мейендорфа “Introduction … l"etude de Gregoire Palamas”1 (Париж, 1959), на Западе наступила новая эра изучения паламизма. До того времени большинство западных ученых, как католиков, так и протестантов, считали паламитское богословие аберрацией, не представляющей особого научного интереса. Такое отношение к паламизму разделяли даже почитатели христианского Востока из среды англикан. Дж. М. Нил высказывался о паламизме как об “абсурдном и ошибочном учении”2, а Этельстан Рили категорически отзывался об исихастах XIV века: “трудно найти более яркий пример искажения созерцательной жизни”3. Подобные негативные суждения были поддержаны в статьях Мартина Жюжи о Паламе и паламитских спорах, опубликованных в начале 1930 х годов в Dictionnaire de theologie catholique4. Паламитское различение сущности и энергий было представлено Жюжи как нововведение, не имеющее достаточного основания в ранней святоотеческой традиции. Более того, как нововведение с элементарными ошибками в философии и догматике, вступающее в противоречие с учением о Божественной простоте. На самом деле Жюжи не более чем суммировал взгляды своих предшественников и не добавил практически ничего нового.

Подробнее...

Сагарда А. И. Древне-сирийская церковная литература.

СОДЕРЖАНИЕ.

 

Общее замечание относительно характера Древне-Сирийской церковной литературы. 1083

Древне-сирийские переводы Ветхого и Нового Заветов. 1084

Перевод Ветхого Завета, известный под именем Пешито. 1084

Древне-Сирийские переводы Нового Завета. 1088

Древне-сирийские апокрифы, относящиеся к Ветхому и Новому Заветам. 1090

Апокрифы, относящиеся к Ветхому Завету. 1090

Апокрифы, относящиеся к Новому Завету. 1094

Памятники древне-сирийской церковной литературы, говорящие о начальном периоде Эдесской церкви. 1096

Учение Аддая. 1100

Библия на сирийском языке. 1110

«Деяния апостола Фомы» и «Гимн души». 1125

Мученические акты сирийских христиан. Гонения Сассанидов. Мученики: Адурпарва и Мирнарсе, Иона и Берик-Иешу, Шапур, епископ Никаторский. «История Беф-Селоха». «Великое гонение Шапура II—Марута Майперкатский и составленные им мученические акты. Последующие гонения на сирийских христиан. 1134

Подробнее...

Лопухин А. П. Жизнь и труды святого Иоанна Златоуста.

Содержание

Предисловие

Глава первая. Детство, юность и подвижничество св. Иоанна (347–380 гг.) Глава вторая. Служение Иоанна Златоуста в сане диакона и пресвитера в Антиохии (381–398 гг.) Глава третья. Св. Иоанн Златоуст на престоле Константинопольском (398–404 гг.) Глава четвертая. Св. Иоанн Златоуст в заточении и его блаженная кончина (404–407 гг.) 

 

 

Предисловие

СВЯТОЙ ИОАНН, получивший за свое духовное красноречие имя Златоустого, принадлежит к сонму тех великих церковных светил, которые украшали собою духовное небо Святой вселенской Церкви в четвертом веке от Рождества Христова. Это был век замечательный во всех отношениях. Св. Церковь, пережив страшные времена гонений, когда все силы зла вооружались против нее, чтобы сокрушить ее и стереть с лица земли, наконец восторжествовала над ними, и на престоле римских императоров воссели ее сыны, которые воздали должную дань чести своей св. Матери. Но с достижением внешнего господства в мире еще не закончилась внутренняя борьба с отживавшими силами язычества. Напротив, чувствуя приближение своей полной гибели, язычество напрягало все свои силы, чтобы если не открыто, то тайно подрывать христианство, и так как массы народа еще коснели в языческом заблуждении, то усилия язычества не оставались бесплодными. В народах происходило необычайное движение умов, так как они не могли уже не понимать светозарной истины христианства, но в то же время еще опутаны были сетями языческих обычаев и нравов, проникавших ядом суеверия, заблуждения и растления всю их жизнь. 

Подробнее...

Горский А. Жизнь блаженного Феодорита, епископа Кирского.

Блаженный Феодорит происходил от благочестивого христианского семейства в Антиохии. Матерь его, еще в молодые годы отказавшись от светских удовольствий, стала вести жизнь строгую, христианскую, и этим она обязана была благочестивым наставлениям одного подвижника, Петра. У неё заболел глаз: употреблены были все человеческие пособия, но без успеха. Тогда она обратилась за помощью к дивному старцу, который молитвою своею врачевал болезни. Петр жил в окрестностях Aнтиохии, в одной гробнице. Приняв к себе болящую, он прежде всего обратил внимание на страсть её к щегольству, потом уже на её болезнь. «Врач недугов, всегда готовый исполнить прошение верующих, есть Бог», сказал подвижник. Он и теперь исполнит твое прошение,– не мне даруя благодать, но видя твою веру. Если имеешь веру искреннюю и твердую, чуждую всякого сомнения, то оставь врачей и лекарства, и прими это Богодарованное врачевство». С этими словами Пётр возложил свою руку на больной глаз, изображая на нём знамение св. креста, – и прогнал болезнь.1

Подробнее...