Преподобный Григорий Синаит. 15 глав о безмолвии и молитве.

1. Два образа молитвы

 

Существуют два образа единения [с Богом] или, лучше, с двух сторон входы умной молитвы, движимой в сердце Духом. Благодаря им или ум предвосхищает молитву там [в сердце], прилепляясь, по Писанию, к Господу (см.: Пс. 72, 28), или предшествующее проявление действия [Святого Духа] привлекает ум огнем веселия и привязывает его к призыванию и единению с Господом Иисусом. Хотя Дух на каждого действует своеобразно, как желает (см.:1 Кор. 12, 11), по слову апостола, но случается, что у некоторых одно действие Духа предшествует другому, соответственно тем образам [молитвы], о которых мы сказали. Иногда действие совершается в сердце — разумеется, когда уменьшаются страсти и когда открывается Божественная теплота чрез непрерывное призывание Иисуса Христа, потому что Бог наш, - говорит Писание, — есть огонь поядающий страсти (Евр. 12, 29). Но иногда Дух влечет к Себе ум, водружая его в глубине сердца и освобождая от привычки к круговращению. Тогда он [ум] ведется пленником уже не в Ассирию из Иерусалима, а из Вавилона в Сион и делает лучшее переселение, так что и сам с пророком говорит: "В возвращение Господом плена Сиона [мы были как бы видящие во сне]" (см.: Пс. 125, 1), и еще: Возрадуется Иаков и возвеселится Израиль (Пс. 13, 7), то есть деятельный и созерцательный разум, с помощью Божией побеждающий страсти путем деятельности. Он видит Бога в созерцании, поскольку оно доступно ему. Тогда в радости от Божественной сладости ум, как бы приглашенный на великолепнейшую трапезу, поет: "Ты приготовил пред лицом моим трапезу в противовес притесняющим меня демонам и страстям" (см.: Пс. 22, 5).

 

Подробнее...

Аврелий Августин. Исповедь

Содержание

 

 

 

Книга первая          II         III       IV       VI       VII      VIII    X         XI       XII      XIII    XV      XVI    XVII            XVIII XIX    XX

 

 

Книга вторая          III       IV       VII      VIII    IX       Х

Книга третья           II         III       IV       V         VI       VII      VIII    IX       X         XI       XII

 

 

Книга четвертая     II         III       IV       V         VI       VII      VIII    IX       XI       XII      XIII    XIV

 

 

Книга пятая II         III       IV       V         VI       VII      VIII    IX       X         XI       XII      XIII    XIV

 

 

Книга шестая          II         III       IV       V         VI       VII      VIII    IX       X         XI       XII      XIII    XIV            XV      XVI

Подробнее...

Аврелий Августин. Монологи.

Книга первая

 

 

 

1. Долго и о многом размышлял я сам с собой, исследуя и себя, и свое благо, и то зло, коего следовало избегать. И вдруг я услышал голос, звучащий то ли снаружи, то ли внутри меня, мой ли собственный, а, возможно, и не мой — не знаю, но только этот голос мне сказал:

 

Р Представь себе, что тебе удалось нечто открыть. Кому ты доверишь это открытие на хранение, если захочешь немедленно продолжить свои изыскания?

 

А. Разумеется, памяти.

 

Р. Но сможет ли она верно сохранить все то, до чего ты додумался?

 

А. Это трудно, а пожалуй и невозможно.

 

Р. Итак, нужно записать. Но что ты будешь делать, если твое здоровье не позволяет заниматься письмом? А, между тем, и диктовать этого не следует, потому что подобная работа требует полного уединения.

 

А. Резонно, и что мне в этом случае делать — я решительно не знаю.

Подробнее...

Аврелий Августин. De libero arbitri.

Перевод выполнен по изданию Ермаковой М. Е.

Глава I

 

1. Эводий . Итак, разъясни мне, если это возможно, почему Бог дал человеку свободу воли, ибо, если бы человек не получил ее, он, во всяком случае, не мог бы грешить.

Августин . В таком случае, достоверно ли тебе известно, что то, что, ты не считаешь, должно быть даровано, дал человеку Бог?

Эводий . Насколько я, как мне кажется, понял из предыдущей книги, мы обладаем свободой воли и грехи совершаем только благодаря ей.

Августин . Я также напомню о том, что это уже стало для нас очевидным. Но теперь я спросил, знаешь ли ты, что то , чем мы, очевидно, обладаем и благодаря чему грешим, дал нам именно Бог.

Эводий . Я думаю, никто иной. Ведь сами мы от Него получили существование, и совершая проступки, и поступая надлежащим образом, мы от Него получаем и наказание, и награду.

Августин . Я также хочу спросить тебя, знаешь ли ты это определенно или, под влиянием авторитета, охотно веришь даже в неизвестное.

Эводий . Я подтверждаю, что в этом вопросе я прежде всего доверился именно авторитету. Но что более похоже на истину, чем точка зрения, что всякое благо — от Бога, и всякая справедливость — благо, а наказание для заблуждающихся и награда для поступающего правильно — справедливы? Из чего следует, что и совершающих прегрешения несчастьем наказывает Бог, и поступающих правильно награждает счастьем.

Подробнее...

Аврелий Августин. Беседы души с Богом.

Оглавление

1. Тебя ищу, Жизнь моя: без Тебя умираю.. 1

2. Тебе поведаю бедность мою: помоги Твоему созданию! 2

3. О, Свете мой, просвети тьму мою! 3

4. Горе мне без Тебя, Господи! 3

5. Без Тебя я - ничто. 4

6. Без Тебя враги одолели меня. 5

7. Откуда мне сие, что так возлюбил Ты меня, Господи?. 5

8. По единой благости Твоей—я разумное творение. 7

9. Не мне хвалить Тебя: Ты Сам похвала моя! 7

10. По благости создал Ты меня, но благости и спаси. 8

Подробнее...

Свт. Филаретъ, митр. Московскій († 1867 г.) Слова и рѣчи. 272. Слово въ день обрѣтенія мощей преподобнаго Сергія.


Помянеши Господа Бога твоего (Втор. 8, 18).

Сочинения Филарета, митрополита Московского и Коломенского. Слова и речи. Том V (последний): 1849-1867. М., 1885Благоговѣйно творя память преподобнаго и богоноснаго отца нашего Сергія, мы исполняемъ заповѣдь Апостола: поминайте наставники ваша (Евр. 13, 7). Сія Апостольская заповѣдь приводитъ мнѣ на память заповѣдь Пророческую: помянеши Господа Бога твоего. И это не по одному подобословію, но по причинѣ болѣе существенной. Благочестно творимая память святыхъ есть отрасль, которой корнемъ должно быть благоговѣйное памятованіе о Богѣ, такъ какъ и благодать святыхъ есть отрасль отъ живоноснаго корня Божіей силы, или лучъ отъ источнаго свѣта Божія. Чтобы отрасль могла зеленѣть, цвѣсти и приносить плодъ, для сего потребенъ живый корень. Такъ, чтобы творимая о святыхъ память была благотворна, для сего надобно, чтобы живое памятованіе о Богѣ всаждено было въ сердцѣ.

Подробнее...

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), митр. Нью-Іоркскій († 1985 г.). Слово въ день преподобнаго Сергія Радонежскаго.


Празднуемъ мы съ вами нынѣ здѣсь, въ этомъ святомъ храмѣ его престольный праздникъ, въ честь преподобнаго отца нашего Сергія, игумена Радонежскаго, — одного изъ величайшихъ подвижниковъ Русской Земли и Русской Церкви, и вообще Церкви Вселенской.

Преподобный Сергій, избравшій для себя смиреннѣйшій образъ жизни, уклонившись отъ людей, сталъ потомъ духовнымъ наставникомъ, руководителемъ всего русскаго народа, который потянулся къ нему. Часто обвиняютъ такихъ отшельниковъ въ томъ, что они уходятъ, говоря: «О себѣ только думаютъ! Спасаютъ только свою душу!» А посмотрите, каковъ результатъ!.. Когда эти необыкновенные люди уходятъ отъ міра и тамъ, наединѣ съ Богомъ, собираютъ свое духовное богатство, то міръ потомъ туда тянется! Чада міра чувствуютъ, что этотъ отшельникъ нашелъ ту правду, о которой его душа тужитъ и тоскуетъ, но которую она не имѣетъ, а человѣческая душа тянется къ этой высшей правдѣ!

Подробнее...

Свт. Иннокентій, архіеп. Херсонскій († 1857 г.) Слово въ день Іоанна Богослова.


Святое писаніе ветхаго и новаго завѣта, содержа въ себѣ начала чистѣйшей нравственности, и преподая множество прекрасныхъ правилъ касательно разныхъ добродѣтелей, не даетъ открытыхъ наставленій въ отношеніи къ добродѣтели дружества. Такое умолчаніе, безъ сомнѣнія, произошло отъ того, что у святыхъ писателей, или паче у Духа Святаго было въ намѣреніи не то, чтобы обнять наставленіями всѣ случаи жизни, и дать людямъ полное собраніе правилъ поведенія, а то, чтобы посредствомъ писанія вдохнуть въ нихъ такой образъ мыслей и чувствъ, чтобъ они сами, безъ предписаній и правилъ, знали, какъ при каждомъ случаѣ надобно поступать христіанину. Въ семъ отношеніи можно сказать: о чемъ сказано въ священномъ писаніи, сказано для примѣра, и о чемъ не сказано, не сказано также для примѣра.

Подробнее...

Святитель Василий Великий. Гомилия на Рождество Христово.

1

Давайте почтим молчанием первое, особенное, Рождество Христово, свойственное Его Божеству. Более того, давайте положим себе за правило вообще не исследовать и не любопытствовать об этом с помощью наших понятий. Ибо что может вообразить себе ум там, где не были посредниками ни время, ни век, где образ не представим, где не было никакого зрителя и где нет никого, кто мог бы рассказать [об этом]? Или как язык поможет разумению? Но был Отец, и Сын родился. Не спрашивай: когда? но просто оставь в стороне сам вопрос. Не исследуй, как [это было]? Ибо сам ответ невозможен.

Подробнее...

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), митр. Нью-Іоркскій († 1985 г.). Почему русскіе люди чтутъ праздникъ Покрова Божіей Матери.


Радостенъ для вѣрующаго сердца праздникъ Покрова Божьей Матери! Такъ явно, такъ наглядно напоминающій намъ и укрѣпляющій насъ въ надеждѣ на то, что мы съ вами не забыты у Пренепорочной Матери рода христіанскаго, Преблагословенной Дѣвы Маріи, Которая Своимъ спасающимъ и милующимъ покровомъ покрываетъ родъ христіанскій. Великій Первосвятитель Зарубежной Церкви и ея основатель Блаженнѣйшій Митрополитъ Антоній любилъ подчеркивать, что въ празднованіи этого праздника выразилась душа русскаго народа и его благоговѣйная вѣра и любовь къ Божьей Матери.

Подробнее...