Бронзов А. А. О пасхальном «огласительном слове» свт. Иоанна Златоуста.

(Общедоступное разъяснение заключающегося в нём смысла и несколько «исторических» данных и соображений, имеющих прямое отношение к «слову»).

Бесспорно, нет другого проповеднического «слова», которое было бы так общеизвестно в среде нашего православного русского народа, как общеизвестно в ней вышеназванное. Почему это – так, понятно без труда, если принять во внимание, что «огласительное слово » св. Иоанна Златоуста читается в храме во время богослужения и, при том, не в какой-либо другой день, а в первый день св. Пасхи (в конце пасхальной утрени), когда все – и старый, и малый, и здоровый, и даже немощный, и богатый, и бедный, и наслаждающийся земными благами, счастьем, и лишённый тех благ, удручённый горем и невзгодами – неудержимо стремятся в Божию «церковь», забывая обо всём, кроме того, что имеет непосредственное отношение к «светлому Христову Воскресению».

Общий смысл данного огласительного слова, его, так сказать, «дух», несомненно, понятен каждому, сколько-нибудь знакомому с сущностью праздника св. Пасхи, с историей и значением земной жизни Богочеловека. Но в некоторых своих частях «слово» не совсем понятно для многих. Отчасти недоумевают пред теми или иными его местами даже и лица, от которых этого, по-видимому, меньше всего можно было бы ожидать. Сознаваясь в этом чистосердечно, они просят об общедоступном разъяснении пасхального слова. Настоящая статья и написана в удовлетворение одной из таких просьб.

Подробнее...

Бронзов А. А. Несколько данных для характеристики нравственного мировоззрения преп. Макария Египетского.

Материал на основании которого можно познакомиться с нравственным учением преп. Макария Египетского, достаточно обширен1. Обследование его в целом объёме может быть сделано только в пространном специальном сочинении2, а не в журнальной статье. Для цели последней нам естественнее ограничиться лишь некоторою частью того материала, по чему-либо сравнительно более интересного: или по новизне его, или по значению... Отсюда, опуская материалы, в той или другой степени небезызвестные русской публике3 , а также не имеющее бо¬лее или менее существенного значения4 , равно как и то, совместное рассмотрение которых с игнорируемыми у нас (по указанным причинам) было бы целесообразнее 5 , будем иметь дело только с остальными и на основании их лишь предложим характеристику нравственного мировоззрения пр. Макария Великого. При всей своей сравнительной непол¬ноте эта характеристика не лишена будет известного инте¬реса в виду особенностей и своеобразностей того материала, какой будет положен в её основу, вообще назидательных и поучительных6 .

Подробнее...

Аверкий (Таушев). Соборные послания.

Содержание:

 

Значение наименования Посланий “Соборными.”

Соборное Послание Апостола Иакова.

Сведения οб авторе. Назначение послания, время и место написания его. Повод к написанию послания. Подлинность послания Иаковлева. Общий характер послания и его содержание. Экзегетический разбор послания святого Αпостола Иакова.

Первое Соборное Послание Апостола Πеτра.

Сведения об авторе. Первоначальное назначение послания, повод к написанию и цель. Место и время написания послания. Содержание послания. Экзегетический разбор Первого послания святого Αпостола Петра.

Второе Соборное Послание Апостола Петра.

Первоначальное назначение, побуждение к написанию и цель послания. Время и место написания послания. Подлинность этого послания. Экзегетический разбор Второго Послания Петрова.

Первое Соборное Послание Апостола Иоанна Богослова.

Сведения οб авторе. Подлинность первого послания Святого Апостола Иоанна. Время и место написания послания Иоаннова. Первоначальное назначение послания, побуждения к написанию его. Содержание послания. Экзегетический разбор первого послания Иоаннова.

Подробнее...

Аверкий (Таушев). Послания Апостола Павла.

Содержание:

 

Важное значение этих Посланий и трудность их изучения.

 

Связь учения святого Апостола Павла с его жизнью. Жизнь и личность святого Апостола Павла. Число Посланий святого Апостола Павла. Значение посланий святого Апостола Павла и предмет их.

 

Послание святого Апостола Павла к Римлянам.

 

Основание римской церкви и состав ее членов. Повод к написанию послания и цель его. Место и время написания послания. Подлинность послания. Содержание и состав послания. Экзегетический разбор послания к римлянам.

 

Первое Послание святого Апостола Павла к Коринфянам.

 

Основание Коринфской Церкви. Повод к написанию Первого послания к Коринфянам. Время и место написания послания. Содержание и состав послания. Экзегетический разбор первого послания к коринфянам.

Подробнее...

Аверинцев С.С. Христианский аристотелизм как внутренняя форма западной традиции и проблемы современной России

<…> Отправной точкой для моих размышлений по необходимости служит современная духовная ситуация моей Родины, России. Наконец освобожденная, благодарение Богу, от идеологического рабства вчерашнего дня, Россия ищет путей к своему, часто идеализируемому, прошлому, забывая, что в одну реку, по мудрому слову Гераклита, нельзя войти дважды. Одновременно она пытается усвоить опыт Запада, недостаточно отдавая себе отчет в наличии у этого опыта исторического измерения. В России сегодня слишком много хвалят Запад, или, реже, бранят его, слишком мало пытаются понять его как сложный баланс сил, возникших достаточно давно. И неославянофил, и поклонник Запада имеют в виду исключительно Запад современный, технический, рационалистический; но ведь и этот Запад, именно он, есть феномен сугубо исторический.

Подробнее...

Аверинцев С.С. Поэзия Хильдегарды Бингенской (1098–1179)

Когда читатель переходит от других средневековых текстов к сочинениям монахини Хильдегарды, он должен пережить потрясение, подобное тому, которое каждый испытывает, покончив с первой частью "Фауста" Гёте и взявшись за вторую. Его глаза должны привыкнуть к новому освещению, которое поначалу кажется непроглядным мраком. Вместо веселого звона рифм, наполняющего поэзию позднего средневековья, его встречает некое подобие современного верлибра, вместо наивно-рассудительных назиданий, рассудочных аллегорий, упорядоченной словесной игры — темные и многозначительные символы, соединямые по ассоциативному принципу с такой бесконечной свободой, какую он привык встречать разве что у самых дерзновенных поэтов новейшей эпохи.

Эти необычные сочинения принадлежат необычному человеку. Для того чтобы в XII в. женщина могла заговорить перед всем миром, да еще возвещая не школьную премудрость, а некую тайну, открытую ей и только ей, она должна была соединить в себе общепризнанную святость, визионерский дар, гениальные способности и сильную волю. Эпоха женской монашеской мистики, существенно повлиявшая на пути развития немецкой культуры, наступит не раньше, чем через столетие (Мехтхильда Магдебургская, 1210–1282; Мехтхильда Хакеборнская, 1241–1299; Гертруда Великая, 1256–1302). В средневековой Германии именно Хильдегарда была той, которая "научила женщин говорить", и как всегда бывает в подобных случаях, сама достигла такого духовного уровня, который оказался недостижим даже для самых замечательных ее последовательниц. Ее творчество в лучшем смысле этого слова мужественно; в нем совершенно отсутствуют черты расслабленной чувствительности, ребяческой умильности, невзыскательного духовного провинциализма; общий тон остается чистым и строгим даже в описаниях самых невообразимых экстатических и визионерских переживаний. Читательское впечатление от текстов Хильдегарды — впечатление от альпийского пейзажа: горный воздух и захватывающая дух крутизна. Этот почти жесткий аристократизм духа достоин великой рыцарской культуры XII в.

Подробнее...

Тертуллиан. О молитве Господней.

I

 Дух Божественный, Слово Божественное, Премудрость Божественная: изречения сии означают то же, что Слово Премудрости и Премудрость Слова и Духа. Господь наш Иисус Христос, Слово-Бог, даровав новым ученикам Своим Новый Завет, преподал им и новый образец молитвы, к которому бы могло быть применено сказанное Им: "никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани... и не вливают также вина молодого в мехи ветхие" (Мф.9.16-17).

Подробнее...

Ириней Лионский. Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей).

Книга первая

• Глава I. Учение Валентиниан об Эонах.

• Глава II. Неудача Премудрости. Произведение Христа и Святого Духа.

• Глава III. Места Священного Писания, на которые ссылались еретики.

• Глава IV. Ахамоф и происхождение видимого мира.

• Глава V. Образование Демиурга.

Подробнее...

Святитель Василий Великий. Беседы.

Оглавление

Подробнее...