Афанасий (Евтич), епископ. Протология и эсхатология у св. Максима Исповедника.

Доклад проф. архиепископа Афанасия (Евтича) на конференции «Эсхатологическое учение Церкви» (Москва, 14–17 ноября 2005 г.)

Протология и Эсхатология Св. Максима Исповедника – Опыт толкования 60-го Ответа Фалассию.

Св. Максим Исповедник (580–662 гг.) несомненно один из самых великих богословов, боговдохновенный Отец Православной Церкви. Особо же этот Святой подвижник и исповедник Евангелской истины, веры, жизни и мысли известен тем, что после Апостолов Иоанна и Павла, и потом Святителя Григория Богослова, глубже всех изожил основную богооткровенную истину, которую, следуя Апостолу Павлу (Рим 16:25; Еф 1:9, 5:32; Кол 1:26–27, 2:2, 4:3; 1Тим 3:16), он называет Тайной Христа (τό μυστήριον τού Χρηστού). Поэтому Максим известен как самый глубокий христологический и христоцентричный богослов.

Для него, Таинство Христа – ключ и обяснение всего; этим таинством все в Божественном Откровении, и тем же самим в Христианстве, обосновывается и все объясняется. Как писал о. Георгии Флоровский: «Для преподобного Максима, Воплощение есть средоточие мирового бытия, – и не только в плане искупления, но и в изначальном миротворческом плане» (Восточные Отцы V-VIII веков. С. 200). И для Максима, нет другого обоснования и объяснения Тайны Христа кроме тайны Предвечного Великого Совета Пресвятой Троицы (Ис 9:6).

Эта Тайна Христова для Св. Максима, Исповедника Христа Богочеловека, одновременно есть и тайна человека, его протологии и эсхатологии, т. е. тайна смысла творения и назначения человека и всей твари для вечного существования, для бессмертного благобытия и обожения со Христом и во Христе. Иными словами, Тайна Христова есть таинство вечного спасения человека и всего сотворенного, всего существующего. Поэтому у Св. Максима, в его глубинное христологическое и христоцентричное богословие, входит и содержится и антропология и сотериология.

Подробнее...

Амвросий Медиоланский. Объяснение Символа.

Explanatio Symboli

Предисловие

Три сочинения святителя Амвросия – “Объяснение Символа” (Explanatio Symboli), “О таинствах” (De Sacramentis) и “О тайнах” (De Mysteriis) – дают представление о том, как в IV веке на Западе совершались ритуалы инициации1 и в чем заключалось катехизическое обучение.

“Объяснение Символа” и “О таинствах” являются стенографической записью traditio symboli2 и серии мистагогических поучений, адресованных новокрещенным. Шесть книг “О таинствах” соответствуют шести дням Светлой седмицы, в течение которых раскрывался смысл преподанных таинств, библейская символика обрядов, объяснялась молитва Господня. Спор об аутентичности этих двух произведений был начат в XVI веке и продолжался до середины ХХ века, когда бенедиктинец о. Бернард Ботте на основании текстологического анализа доказал авторство святителя Амвросия3. Язык произведений – sermo vulgaris (просторечие), для которого наиболее характерны: новообразования, неизвестные в классической латыни, практически полное отсутствие инфинитивных и причастных оборотов, свободное употребление времен, значительное число синонимов, частые повторения фраз и вопросов, которые иногда кажутся наивными и неуместными. Однако несмотря на “погрешности”, обусловленные работой стенографа, простотой и невысокой ученостью слушателей, “Объяснение Символа” и “О таинствах” – единственные в своем роде произведения, которые дают возможность услышать живую речь великого миланского Святителя.

Подробнее...

Горский А. Жизнь святого Афанасия Великого, архиепископа Александрийского.

Святой Григорий Богослов, прославляя подвиги св. Афанасия Александрийского, в похвальном слове, выразил желание «особым писанием изобразить его доблести, как и он описал жизнь божественного Антония». Важность заслуг Святителя Александрийского для церкви Христовой, – его непоколебимая твердость в защищении истины, сила в обличении лжемудрований еретических, терпение в многократных изгнаниях за чистое исповедание учения Христова, заботливость об умиротворении Церкви, – все это могло расположить св. Григория к более полному начертанию великих подвигов иерарха, неослабно в течении полустолетия действовавшего на многотрудном поприще; по временам оставляемого едва не всеми своими собратьями. И кому лучше было изобразить эти подвиги, как не современнику, хотя и младшему, принимавшему столь же живое участие в делах Церкви, боровшемуся с теми же врагами, против которых подвизался и св. Афанасий? – Но мы не видим желания св. Григория исполнившимся.

К счастью, сохранились до нас писания св. Афанасия, в которых он, по обстоятельствам времени, имел нужду говорить о своих делах, и это некоторым образом вознаграждает для нас недостаток других современных сказаний. Даже ближайшие повествователи церковные, как то: Сократ и Созомен, часто сами не находили лучших источников для сего времени, кроме писаний св. Афанасия.

Пользуясь преимущественно этим источником и соображая посторонние свидетельства, постараемся, хотя в слабых чертах, представить жизнь св. Афанасия Александрийского, для объяснения предлагаемых его творении.

Прежде нежели приступим к обозрению жизни и подвигов св. Афанасия, считаем нужным обратить внимание: 1) на состояние христианства в его время в Египте, и 2) на значение кафедры Александрийской, которую он занимал.

Подробнее...

Афанасий (Евтич), епископ. Учение о Пресвятой Богородице у святого Иоанна Дамаскина.

Справедливо и истинно Святую Марию называем Богородицею, ибо это имя составляет все таинство домостроительства. ПВ III,12

1. Когда при конце своей исповеднической жизни святой Иоанн Дамаскин писал свое самое главное творение – «Точное изложение православной веры»1, он прежде всего подчеркнул Божественное Предание2 Православной Кафолической Церкви. Все, что он пишет о Боге, о Святой Троице, о Христе и о Пресвятой Богородице, черпает он из Божественного Предания, которое нам открыто и передано Богом через все спасительное домостроительство Христово. «Все, что передали нам закон и пророки, Апостолы и евангелисты, мы принимаем, познаем и почитаем; а выше того ничего не ищем... Это мы должны принимать, в этом пребывать и не перемещать пределов вечных3, не преступать Божественного Предания» (ПВ I,1). То же самое писал святой Иоанн и раньше в своих «Словах в защиту святых икон»: «Посему, братия, станем на скале веры и на Предании Церкви, не изменяя пределов, которые положили святые отцы наши, не давая места желающим вводить новое и разрушать строение Святой Кафолической и Апостольской Церкви Божией»4. Божественное Предание для Дамаскина есть именно все это здание, или тело, Кафолической и Апостольской Церкви5, которая создана на основании, то есть на краеугольном камне (ср.: 1Кор.3:11; Еф.2:20) апостола Павла и на стене богословия (см.: Мф.16:18) апостола Петра, которая есть Христос (ср.: 1Кор.10:4)6.

Подробнее...

Бобринский Борис, протопресвитер. Тайна Пресвятой Троицы.

Содержание

Общее введение 1. Бог есть Троица 2. Троичное богословие и троичное Домостроительство 3. Троичное измерение богословия 4. Откровение и познание троичной тайны 5. Богословское образование Библейское богословие I. Образы и прозрения Ветхого Завета 1. Библейский монотеизм 2. Образ ангела Господня в Ветхом Завете 3. Слово Божие и Дух Божий в Ветхом Завете 4. Премудрость Божия в Ветхом Завете 5. Тайна Божия и богопознание в Ветхом Завете 6. Божественные энергии как формы богооткровения, присутствия и освящения Заключение II. Откровение Пресвятой Троицы в Новом Завете 1. Общие соображения 2. Троичное Откровение в Евангелиях 3. Опыт троичной жизни в апостольских общинах ранней Церкви Приложение. Икона Святой Троицы 1. Гостеприимство Авраама 2. Христологическое и троичное истолкование 3. Икона «Троицы» Рублева 4. Современность иконы Литургическое и сакраментальное богословие I. Богословие и Литургия II. Богослужение и Таинства 1. Церковное славословие Пресвятой Троицы 2. Христологическая перспектива богослужения 3. Тайна Христова 4. Пневматологическое измерение богослужения 5. Отец III. Троичное благочестие 1. Святитель Григорий Богослов, певец Пресвятой Троицы 2. Развитие троичного благочестия IV. Пресвятая Троица и крещение 1. Общие соображения 2. Вера в Пресвятую Троицу и чин Крещения 3. Крещение во Имя Иисуса Христа в Новом Завете 4. Развитие чина освящения воды 5. Христологическое содержание Крещения 6. Пневматологическое измерение Крещения. V. Евхаристия и Пресвятая Троица 1. Предварительные замечания 2. Благословенно Царство Пресвятой Троицы 3. Таинство Слова 4. Троичная структура Евхаристической молитвы 5. Евхаристическое приобщение к Пресвятой Троице 6. Заключение Троичное богословие святых отцов и Вселенских Соборов I. Введение II. Доникейский период 1. Общие замечания 2. Богословие Логоса у апологетов 3. Учение о Троице у священномученика Иринея Лионского 4. Троичное учение и мистика Оригена 5. Монархианство и модализм III. Троичные споры IV века 1. Арианство 2. Никейский собор и термин бцоогктго; 3. Святитель Афанасий Александрийский 4. Арианские споры между Никейским и Константинопольским соборами 5. Святитель Иларий Пиктавийский 6. Троичное богословие святителя Василия Великого 7. Святой Дух в учении святителя Василия Великого 8. Святитель Григорий Богослов 9. Итог троичного творчества каппадокийцев 10. Константинопольский собор (381 г.) 11. Святитель Иоанн Златоуст 12. Святитель Кирилл Александрийский 13. Христологические споры о Пресвятой Троице Вероучительный синтез I. Ипостасные свойства божественных Лиц 1. Введение 2. Отец 3. Сын 4. Дух Святой II. Спор о filioque 1. Исторические данные 2. Исхождение Святого Духа по учению святых отцов 3. Filioque и современное православное богословие 4. Вероучительный синтез: исхождение Святого Духа в православном Предании 5. Положительные стороны и изъяны filioque III. Тайна Троицы. Апофатическое и катафатическое богословие 1. Троичный путь богословия 2. В Библии 3. У святых отцов 4. Несколько слов в заключение Библиография Именной указатель 

Подробнее...

Павлин Медиоланский. Житие свт. Амвросия.

Предисловие переводчика

Житие свт. Амвросия, епископа Медиоланского, написанное его секретарем диаконом Павлином, относится к самым известным памятникам латинской агиографической литературы V в., несомненно, благодаря той исключительной роли, которую сам святитель сыграл как в формировании богословия Западной Церкви, так и в выстраивании отношений между Церковью и государством не только на западе, но и на востоке империи. Уже из «Церковной истории» Руфина Аквилейского (403 г.) подробный рассказ о том, как свт. Амвросий отлучил императора Феодосия от Церкви за резню в Фессалонике, попал в весьма популярную в Византии хронику Георгия Монаха (Амартола), а оттуда – в декабрьский том Четьих Миней (под 7-м числом), который был переведен на церковнославянский язык и получил широкое хождение на Руси1. Публикуемое здесь в русском переводе Житие было переведено на греческий язык (Bibliotheca Hagiographica Graeca 67)2, вероятно, не позже X в.

Произведение было создано в Северной Африке, по всей видимости ок. 422 г. Несомненный terminus ante quim – смерть епископа Флорентийского Зиновия ок. 429 г. (см. гл. 50). Точная датировка зависит от хронологии префекта претория Италии Иоанна (гл. 31), упомянутого в Кодексе Феодосия. Если указанная там дата, 11 июля 422 г., верна, то написание Жития следует приурочить именно к этому году, но если принять предлагавшееся исправление на 412 г., то более вероятной будет датировка 411 г.3 Павлин был нотарием (стенографом) и секретарем свт. Амвросия в последние три года его жизни (394–397) и был рукоположен им в диаконы, а через несколько лет отправился в Северную Африку по делам расположенных там земельных владений Медиоланской Церкви. Там он принял активное участие в борьбе против пелагианской ереси и на этой почве сблизился с блж. Августином, по инициативе которого он и взялся описать жизнь свт. Амвросия (сам Августин был крещен свт. Амвросием в Милане в 387 г.). Именно к антипелагианской деятельности Павлина относится единственное его известное сочинение помимо Жития – краткий доклад папе Зосиме с оправданием своего поведения по отношению к некому Целестину, которого Павлин обвинял в пелагианстве.4 Совершенно очевидно, что писательство не было призванием нашего автора.

Подробнее...

Сидоров А. И. Святоотеческое учение о таинстве покаяния.

профессор Алексей Иванович Сидоров

Святоотеческое учение о таинстве покаяния

04 января 2012 г.

Некоторые аспекты)

В начале XX века молодой и талантливый русский патролог и богослов иеромонах Пантелеимон (Успенский), к сожалению, очень рано скончавшийся (а, может быть, к счастью, ибо Господь взял его к Себе в 1918 г., избавив, видимо, от грядущих скорбей), писал так: “Христианство взятое в целом как объективно данная истина и как субъективно усвояемая жизнь есть таинство – тайна <…> Таинство христианства это, с одной стороны – христианская жизнь по вере; тайна христианства это – живая жизнь во Христе, верою воспринимаемая и деятельно осуществляемая, единая нераздельная духовно-благодатная жизнь, усвояемая, ощущаемая и переживаемая всецелым существом человека, всеми его душевно-телесными силами”1. Далее этот автор ещё отмечает: “Осязательным, конкретным выражением мистического элемента в христианстве служат церковные таинства как литургические священнодействия”. Согласно учёному монаху, таинства, совершаемые в Церкви, неразрывно сопряжены с христианской жизнью и вероучением. “Но что ещё более делает их таинственными, так это то, что неуловимый и непостижимый элемент христианства даётся в них в видимой, доступной и осязаемой форме, поскольку церковные таинства представляют собою известного рода священнодействия, сообщающие в видимом, вещественном образе невидимую и таинственную благодать Божию <…> Поэтому церковные таинства должны быть названы t must"ria kat’ ™xocѕn (таинствами по преимуществу – А. С.). Если христианство как живой и нераздельный синтез христианской веры и жизни мы позволим себе назвать must"rion как бы в квадрате, то в церковно-литургическом употреблении тот же термин является возведённым уже в куб”2.

Подробнее...

Алексий (Лавров-Платонов). Жизнь святого Иоанна Дамаскина.

Святой Иоанн Дамаскин родился в Дамаске, главном городе Сирии, около 680 г.2, от родителей знаменитых древностью рода, славою гражданских заслуг и, более всего, христианским благочестием3. Один из предков его Мансур4 был правителем Дамаска во время осады и взятия этого города последователями Магомета (635 г.). Отец Иоанна Сергий Мансур, по выражению летописца, муж благочестивейший исправлял при калифе дамасском Абд-Альмалик (685–705) должность главного логофета5, был очень близок к калифу6 и употреблял свое влияние при дворе ко благу Церкви Христовой, а свое имущество на пользу страждущим своих единоверных братий. Летописец сохранил нам один случай из жизни Сергия, достаточно показывающий, как он пользовался выгодами своего положения при дворе калифа. В конце VII века отношения между константинопольским императором Юстинианом II и калифом Дамасским были неприязненные. Калиф строил в это время мечеть в Мекке, и, чтобы нанести оскорбление христианскому императору, решился взять столпы в свою мечеть из Гефсимании. Сергий вместе с одним товарищем своим, также христианином, старался отклонить калифа от сего намерения, обещая убедить Юстиниана, чтобы он прислал Калифу другие столпы вместо гефсиманских, – и, успел в своем предприятии7. Вероятно упомянутый случай был не единственный в этом роде. Благотворительность Сергия была достойна удивления и показывала в нем мужа высокой христианской жизни. обладая значительным богатством, он употребил его на искупление пленных христиан. Не довольствуясь и сим, он предлагал искупленным, если не хотят они возвратиться в свое отечество, оставаться у него, и в таком случае доставлять им все необходимое для жизни8.

Подробнее...

Лосский В. Н. Боговидение.

Перевод с французского В.А.Рещиковой

 

 

 

Предисловие

1.    Предание отцов и схоластика

2.    Боговидение в библейском образе мысли и богомыслии отцов первых веков

3.    Александрия

4.    Капподикийцы

5.    Богословы сирийско-палестинской школы и святой Кирилл Александрийский

6.    Видение Бога в аскетической литературе

7.    Святой Дионисий Ареопагит и святой Максим Исповедник

8.    Видение Бога в византийском богословии

9.    Паламитский синтез

 

 

 

Глава 1

ПРЕДАНИЕ ОТЦОВ И СХОЛАСТИКА

 

Мы намереваемся рассмотреть проблему Богови'дения в том аспекте, в каком она встала перед византийским богословием.

Эта тема может показаться слишком пространной: ведь ви'дение означает познание, а познание вещей божественных есть само определение всякого богословия. Поэтому нам следует уточнить, что именно явится объектом нашего исследования.

Подробнее...

Афанасий (Евтич), епископ. Экклесиология Апостола Павла.

Содержание

Аннотация

Предисловие автора к русскому изданию

Примечание переводчика

Заметка о докторской диссертации «Экклесиология Апостола Павла по святому Иоанну Златоусту» (догматическое исследование), представленная Богословскому факультету Афинского университета иеромонахом Афанасием (Евтичем).

Предисловие

Сокращения

Введение. Великая благочестия тайна

Глава 1. Икономия (Домостроительство) благодати Троичного Бога как Тайна Христова Глава 2. Богочеловек Христос и Церковь а) Церковь как Тело Христово б) Причастие Тела и Крови Христовой Глава 3. Святой Дух в Церкви а) Одна вера б) Жизнь во Христе Духом Святым Заключение 

 

 

Аннотация

Книга представляет собой перевод с сербского языка докторской диссертации иеромонаха Афанасия (Евтича) «Экклесиология апостола Павла по Святому Иоанну Златоусту», которая изначально была написана и опубликована в Афинах на греческом в 1967 году. Автор – ныне известный во всём мире архипастырь и богослов епископ Афанасий – дополнил свой труд уже в наше время для издания его на сербском языке. Эта книга позволит читателю прикоснуться к всестороннему святоотеческому пониманию Церкви как Богочеловеческого Тела Христа Спасителя. Предназначена для всех, интересующихся православным богословием.

Подробнее...