Вергезе П., свящ. Взаимоотношение между Богом, человеком и миром в творениях св. Григория Нисского.

Журнал Московской Патриархии, 1971, № 6, с. 65-68; № 7, с. 78-79

Наше понимание взаимоотношения между Богом, человеком и миром имеет решающее значение для христианской мысли и духовности Эта тема на первый взгляд может показаться слишком абстрактной, чтобы иметь какое-то практическое значение. Однако я полагаю, что причину многих смущений современной богословской мысли можно усмотреть в неправильном понимании этих основополагающих взаимоотношений.

Я выбрал святого Григория Нисского, чтобы осветить сущность проблемы, потому что из всех великих вселенских отцов и учителей христианской Церкви святой Григорий мыслил наиболее проницательно в этом вопросе. Были и другие, такие, как блаженный Августин Иппонский, Максим Исповедник и Фома Аквинский, которые уделили внимание этим проблемам. Мое собственное предание   не рассматривает ни одного из этих трех как общепризнанных учителей в подлинной традиции. Мы не будем пытаться исследовать мысли всех трех писателей, но будет интересно выделить некоторые из недостатков блаж. Августина, наиболее широко известного из тех трех, которых я упомянул выше, прежде чем перейти к рассмотрению решения, данного святым Григорием Нисским

Подробнее...

Вальденберг В. Е. Наставление писателя VI в. Агапита в русской письменности.

Наставление ( κεφάλαια παραινετικά) диакона Агапита, представленные им имп. Юстиниану и известные также под именем σχέδη βασιλική, принадлежат к числу тех произведений византийской политической литературы, которые получили за пределами Византии наибольшее распространение. Заключающаяся в них популярная политическая мораль, изложенная, большею частью, поэтическим, образным языком, в коротеньких, легко усваиваемых главах, надолго обеспечила им широкий круг читателей. В библиотеках 3. Европы находится в настоящее время свыше 80 списков Агапита, главным образом, XV и XVI столетий. [1]

 

С 1509 г., когда появилось первое печатное издание его в оригинале, поток изданий не прерывался до конца XVIII века. Всего за это время вышло 24 издания греческого текста. Независимо от этого Агапит издавался и в переводе: за тот же период было 27 изданий на латинском языке, 5 на немецком, 4 на французском, 2 на английском и по одному на испанском и итальянском языках. [2]

 

При таком распространении произведение Агапита не осталось, конечно, без влияния на западную политическую литературу. В этом едва ли может быть сомнение, хотя исследований в этом направлении произведено не было.

Подробнее...

Булыко И. Сравнение пневматологической антропологии свт. Григория Паламы и Фомы Аквинского.

   Святой Григорий Палама и Фома Аквинский — две значительные фигуры в истории христианской богословской мысли. Будучи представителями двух различных богословских традиций — восточной и западной, — они оба признают важность действия Святого Духа в жизни христианина. Однако между ними существуют некоторые различия в понимании того, каким образом Святой Дух совершает Своё спасительное действие, пребывая в человеке. Что отличает и что объединяет подходы двух выдающихся богословов в вопросе учения о Святом Духе — этот вопрос исследует кандидат богословских наук Иван Петрович Булыко.

 Святитель Григорий Палама и Фома Аквинский являются выдающимися богословами своего времени. Первый из них был представителем Восточной богословской традиции, другой — представителем западной богословской мысли.

 И святитель Григорий, и Фома Аквинский признавали важную роль Святого Духа в жизни христианина. Святой Дух, согласно их учению, является тем Лицом, которое связывает человека с Богом-Троицей. Это обусловлено тем, что именно Святой Дух есть раздаятель Божественной Благодати, которая делает человека способным познать Бога.

 Однако между этими богословами существуют разногласия, которые касаются учения о Божественных Энергиях, об обожении, об образе присутствия Святого Духа в человеке, о Богопознании.

Подробнее...

Богачев Е. Н. Старческое служение преподобного Варнавы Гефсиманского как основа миссионерской деятельности.

Монастыри с момента просвещения Русской Земли Святым Крещением стали средоточием духовной жизни Русской Православной Церкви. Монашеские обители как общины людей, стремящихся достичь в своей жизни высочайших евангельских идеалов, имели решающее значение в деле проповеди Слова Божьего. Ядром, средоточием духовной жизни монастырей, являвшихся основными центрами духовно-нравственного просвещения России второй половины XIX - начала XX в., стал институт старчества [14]. Именно поэтому большую роль в становлении внутреннего уклада монастырей Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. отводил старчеству. В определениях и постановлениях Собора говорится: «В каждой обители для духовного окормления насельников ее желательно иметь старца (старицу)» [7, с. 34]. Также старчество закладывалось в основу просветительской деятельности монастырей, о чем говорилось в постановлениях Всероссийского Съезда представителей от монастырей, бывшего в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре с 16 по 23 июля 1917 г. [3, с. 454]. Как мы видим, деятельность монастырей имела решающее значение в деле миссионерского служения Церкви, а старчество являлось центром духовной жизни обителей во второй половине XIX - начале XX в.

В данной статье приводится результат исследования старческого служения великого старца Гефсиман-ского скита Свято-Троицкой Сергиевой Лавры прп. Варнавы (Меркулова, 11906).

Подробнее...

Научный центр истории богословия и богословского образования. Блаженный Августин в русском богословии XVIII – начале XX в.

Знаменитый богослов латинской традиции блаженный Августин, епископ Иппонийский, имел и имеет очень большое значение для русской богословской традиции.

Несмотря на резкое разграничение католической и протестантской традиций, произошедшее в XVI в., XVII в. был характерен надконфессиональностью богословских течений. Несмотря на разнообразие этих течений, их можно объединить общим именем «августинизма».

Это объясняется тем, что антропоцентрические тенденции эпохи, невольно напоминающие о древней ереси Пелагия, неизбежно заставляли обратиться к авторитету главного борца с пелагианством – блаженного Августина. Кроме того, так как у Августина понятие христианской благодатной любви – caritas – стояло в центре его учения о Церкви и спасении, то именно оно позволяло преодолеть односторонность вопросов, разделявших католиков и протестантов: о спасении делами или верой. Наконец, характерной чертой и потребностью времени было общее обращение к отцам, к истокам. В результате сложилось, по меньшей мере, три крупных интеллектуально-богословских течения эпохи, так или иначе в своих исходных пунктах апеллировавших к авторитету автора «Исповеди»: янсенизм и фенелонизм в католичестве и пиетизм в протестантизме. Именно в них предлагались ответы на главный вопрос эпохи: как возможно истинное христианство в расцерковленном секулярном мире. Все эти течения в той или иной степени оказали влияние на русскую традицию, ибо реалии, появившиеся в нашем отечестве в XVIII в., поставили Русскую Церковь перед лицом проблем, уже знакомых западному христианству. И точно так же, как и на Западе, в русской традиции оказался востребован блаженный Августин.

Подробнее...

Хондзинский П. Блаженный Августин в русской духовной традиции XVII в.

1 2 3

Крупнейший богословский авторитет Западной Церкви блаженный Августин в Средние века был малоизвестен в Византии, тем более на Руси. Первые переводы его произведений на славянский язык появляются, очевидно, не ранее XVI в. В Синодальный период русскими патрологами было немало сделано для изучения трудов блж. Августина, однако и по сей день остается не решенным вопрос о том, оказали ли его идеи какое-либо влияние на саму русскую богословскую традицию. Настоящая статья ставит своей целью выявить возможные пути трансляции августинизма в русскую традицию в XVIII в.

В 1934 г. В журнале «Echos d’Orient» («Восточные хроники») появилась небольшая статья небезызвестного аббата Жюжи «Святой Августин в богословской литературе Русской Церкви»1. Ее автор начинает с сожаления о том, что «названный учителем Вселенской Церкви на пятом Вселенском Соборе» блж. Августин был вскоре забыт на Востоке «к большому ущербу для доброго согласия двух частей христианства на догматической почве»2. Затем, после краткого обзора переводов блж. Августина, сделанных уже в поздневизантийский период3, он переходит собственно к русской традиции.

Подробнее...

Афанасий Раковалис. Отец Паисий мне сказал...

Предисловие

Биографические сведения

Глава 1. Семья: воспитание детей

Глава 2. О здоровье

Глава 3. Социальные проблемы

Глава 4. О духовной жизни

Глава 5. Разное 

 

Этот труд совершен автором во славу Господа Иисуса Христа –

Агнца, взявшего на Себя грех мира,

Сокрушившего державу Диавола,

Избавителя рода человеческого,

Судии мертвых и живых,

Творца Ангелов,

Создателя всего,

Силе безграничной,

Премудрости непостижимой,

Слову Божию,

Богу.

Девы Марии –

Одежде нагих дерзновения,

Госпоже Ангелов,

Пресвятой Богородице,

Богу после Бога,

души спасению.

Движимый любовью и благоговением к Старцу Паисию, автор книги изобразил его лик в иконописном стиле – выражая тем самым свою уверенность в теплом молитвенном ходатайстве Старца о благочестивых читателях.

Подробнее...

Афанасий Афонский, преподобный. Завещание.

Отцы и братия возлюбленные и честные, чада духовные вожделенные! Так как я, смиренный монах Афанасий, исполненный всякаго греха, попущением же Божиим наставник Лавры вашей, водруженной на горе и называемой Мелана, ежедневно и ежечасно помышляю безвестный час смерти, подстерегаемый ею повсюду, преимущественно же в путешествии морем, ради бывающих частовременно по непостижимым судьбам Божиим кораблекрушений, то и счел справедливым оставить Лавре настоящее письменное припамятование, имеющее вид завещания, или лучше – тайное наставление, мною писанное и подписанное с тем, чтобы оно хранилось монахом и экклесиархом Михаилом на хорах церкви и чтобы по моей кончине его содержание обявлено было всем.

Подробнее...

Аникиев А. Психология мистического восприятия (По преп. Симеону Новому Богослову).

Мистическое восприятие характеризуется сложностью своего психического состава: в него входят элементы - познавательный, волевой и эмоциональный, которые сливаются в органическое целое, хотя первый, т.е. познавательный, и является среди них главенствующим ("владычественным"). Человек всей душой единяется со Христом Богом, и Христос, нисходя в душу, производит во всех трех ее частях, или силах, существенные изменения, "одухотворяя" их... Творение заповедей (воля) есть путь к "зрению света" (ум), которое, вводя мистика в созерцание Божественных тайн, наполняет душу его весьма разнообразными чувствами (сердце) и, в свою очередь, побуждает еще ревностнее идти по пути добродетели. Но мы свой обзор начнем с центрального момента - момента познавательного.

Подробнее...

Святитель Василий Великий. Морально-аскетические письма.

(Письма св. Василия Великого частично расставлены по классификации, предложенной в книге «Письма» издательства Московского подворья Свято-Троицкой Лавры, М.,2007. Общепринятая нумерация писем сохранена)

 

Распространение идеалов христианской нравственности и аскетизма является основной задачей большинства писем Святителя к монашест­вующим, клиру и церковному народу. Василий утешает отпавших от Церкви и приглашает их обратно в ее лоно во имя новой жизни, уве­щевает епископов и священников, призывает их к добросовестному исполнению своих обязанностей, демонстрируя пути и средства для достижения совершенства и превознося монашескую жизнь с большим энтузиазмом.

 

 

Оглавление

 

2. К Григорию Богослову (Св. Григорию, который желал знать образ жизни и препровождение времени в Василиевой пустыне, по скромном отзыве о себе самом, излагает правила подвижнической жизни, показывает пользу уединения, чтения Писаний и молитвы, также описывает внешнюю жизнь подвижника. (Писано в начале уединения) 1

Подробнее...