Рогожина А. А. Диоклетиан и Аполлон в Антиохийском цикле. Источники и методы коптских агиографов.

В статье обсуждается одна из характерных особенностей коптского агиографического предания о Диоклетиане — его особая связь с Аполлоном. Анализ ее позволяет признать, что в основу этого представления легли два разных события, связанные со святилищем Аполлона в Дафне близ Антиохии. Во-первых, роль оракула в решении Диоклетиана начать гонения против христиан и, во-вторых, история перенесения мощей свщмч. Вавилы и пожара в этом святилище при Юлиане Отступнике. Этот факт расширяет круг источников, с которыми были знакомы и которые перерабатывали в своих целях коптские авторы, он позволяет включить в их число помимо церковных историков Евсевия, Лактанция и Иоанна Малалы, гомилии Иоанна Златоуста и Севира Антиохийского.

Большинство житий, которые составляют мартирологическую часть Синаксаря1 Коптской Церкви и значительная часть коптской литературы в целом, повествуют о так называемом Великом гонении Диоклетиана2. Оно стало одной из базовых опорных точек в агиографических текстах первого тысячелетия, а точнее — «агиографической координатой», о которых писали И. Делеэ3, о. М. ван Эсбрук4 и, в недавнее время, В. Лурье5.

После исламского завоевания Египта (и даже за некоторое время до него) копты начали создавать для себя новую, независимую от Византии, национальную и религиозную идентичность и стремились присвоить себе все ключевые фигуры в истории гонений6. Участие в них Диоклетиана7, жестокое подавление им двух восстаний в Египте, а также его крайне непопулярные реформы и попытки унификации всей империи позволили увидеть в нем «идеального злодея», реальная история жизни которого стала трудно узнаваема в легенде, созданной коптскими авторами. В наибольшей степени она нашла отражение в текстах так называемого Антиохийского цикла8 — т.е. мученичествах, гомилиях и гимнах, посвященных святым, которые происходили из Антиохии, но, за редкими исключениями, были сосланы в Египет, где и претерпели мученичество. В него входят жития и энкомии мученикам Виктору, Клавдию, Макарию, Филофею, Василиду, Исидору, Иусту, Феодору и другим9.

Подробнее...

Прохоров Г. В. Нравственное учение св. Амвросия, епископа Медиоланского.

Содержание

Предисловие

Часть первая (вводная). Краткий очерк жизни св. Амвросия Медиоланского и его литературная деятельность Глава I. Краткий очерк жизни и деятельности св. Амвросия Глава II. Творения св. Амвросия и их хронология Глава III. Часть вторая. Нравственное учение св. Амвросия Медиоланского Предварительные замечания Периоды этического развития и вообще нравственной жизни человека Глава I. Первобытное или райское состояние человека Глава II. Нравственное состояние падшего человека, ближе определяемое, как подзаконное Глава III. Состояние искупления или спасения (благодатно-христианское) Субъективное усвоение человеком плодов Христова искупления. Вера. Крещение Нравственное развитие искупленного человека; его отрицательное и положительное совершенствование Добродетель. Её основание и сущность. Разделение добродетелей Теоретическая добродетель Обязанности человека в отношении к Богу Обязанности человека в отношении к ближним Обязанности человека в отношении к самому себе Отношение христианина к богатству, бедности и вообще бедствиям жизни, а равно и к искушениям Высшие христианские добродетели (κατορθώματα). Праведный или мудрец. Созерцательная добродетель (σοφία θεωρητική) Оправдание человека Грехи искупленного человека. Разделение их. Таинство покаяния Невозможность для христианина достигнуть на земле ни полного нравственного совершенства, ни полного блаженства Глава IV. Нравственное состояние совершенного (прославленного) человека Высочайшее благо или будущее блаженство. Степени блаженства праведных. Посмертное состояние людей. Воскресение мёртвых и будущий день суда. Вечное мучение грешников. Часть третья. De officiis ministrorum св. Амвросия Медиоланского и De officiis Цицерона Различные решения вопроса о характере зависимости св. Амвросия в его De officiis ministrorum от Цицерона. Правильная постановка вопроса. Этика Древней Стои Этика Средней Стои Стоицизм в Риме. Принципы цицероновской этики Нравственное учение Цицерона Сопоставление этических воззрений св. Амвросия по его De officiis ministrorum с этическими воззрениями Цицерона по его De officiis. Выводы Чем объяснить близкую зависимость св. Амвросия в его De officiis ministrorum от Цицерона? Заключение Тезисы, извлечённые из сочинения «Нравственное учение св. Амвросия, епископа Медиоланского» Перечень источников и (важнейших) пособий, которыми автор пользовался при написании настоящего исследования 

Подробнее...

Прохоров Г. М. Канон-моление о дожде патриарха Филофея в греческом оригинале и древнерусском переводе.

(с приложением перевода на современный русский язык)

Содержание

Предисловие Тексты Перевод

 

Предисловие

Гимнографическое произведение константинопольского патриарха Филофея (1353–1354, 1364–1376), обращенное к Богородице с просьбой о дожде в засуху, в бездождие, публикуется здесь в оригинале по греческой рукописи XIV в. (ГИМ, Синодальное греч. собр., № 431 (349), л. 58– 60 об.), в переводе на русский язык некоего первопресвитера Феодора по рукописи 1457 г. (ГИМ, Синодальное собр., № 468 (501), л. 149 об.–156) и в современном переводе.

Оно имеет традиционную гимнографическую форму канона, предназначенного для исполнения не в Великий пост, поэтому в нем отсутствует вторая песнь.1 Акростих, образуемый начальными буквами строф-тропарей: Ἐυχαίϛ τὸν αὐχμὸν λύσον ἡμίν, Кυρία, т.е.: «Молитвами засуху прекрати нам, Госпожа», а в последних тропарях каждой песни («богородичных») Φιλοθέου – «Филофея», в переводе, как это обычно в славянских переводах, не сохраняется, равно как и число слогов тропарей оригинала. Там оно должно соответствовать количеству слогов указываемого в начале песен икоса. В икосах 1-й песни в данном случае 45 слогов, 3-й – 56, 4-й – 40, 5-й – 63, 6-й – 51, 7-й – 48, 8-й – 86, а 9-й – 70. Автор, видно, старался этому правилу следовать, а переводчик и не думал. Поэтому, очевидно, он и не указал акростихи оригинала (иногда переводчики это делали).

Подробнее...

Преображенский П. О святом Иринее Лионском и его сочинениях

Сочинения св. Иустина мученика и других, примыкающих к нему по характеру своих произведений христианских писателей 2-го века представляют нам апологетическую деятельность древней церкви, — деятельность, обращенную вовне, направленную против внешних врагов церкви: они главным образом имеют в виду защитить христианство против нападок и гонений отчасти со стороны неверующего иудейства, особенно же со стороны язычества и властей римского государства. 

Подробнее...

Петров В. Блаженный Августин о войне и мире.

Журнал Московской Патриархии, 1953, № 4, с. 28-30

БЛАЖЕННЫЙ АВГУСТИН О ВОЙНЕ И МИРЕ

В настоящее время, когда широко развернулась борьба за мир во всем мире, встревоженном агрессивными действиями империалистиче­ских держав в подготовке новой мировой войны и возрастающей гонке вооружений, — небезинтересно вспомнить некоторые суждения одного из знаменитых западных учителей христианской Церкви, блаженного Августина (364 — 430 гг ), по вопросу о войне ,и мире; идут они из вре­мен седой старины, но, хотя были высказаны свыше полуторы тысячи лет назад, сохраняют и доселе свою жизненность и убедительность.

Причины раздоров и войн между людьми, по словам блаж Августина, разнообразны. Стремление к нарушению мирных добрососедских отноше­ний, нападение одних народов на другие, захват чужих земель и покоре­ние других народов связано с гордостью, заносчивостью, своеволием. А это, согласно общему учению блаж. Августина, коренится в глубокой испорченности человеческой природы, как следствие грехопадения первых людей, — «первородного греха», тяготеющего над человечеством. Отсюда вытекают стремление к господству, алчность и злобность, непримиримая враждебность к народам, говорящим на иных языках. «Сходство при­роды,— пишет блаж. Августин, —... не благоприятствует общению людей, как скоро) они, вследствие разности языка, не в состоянии бывают делиться между собою чувствами». «Установился порядок, по которому повелевающий народ путем мирных отношений налагает на .по­коренные народы не только иго, но и язык свой . ; во сколькими[1] и сколь великими достигнуто это войнами, какими людскими поражениями, каким пролитием крови человеческой!»

Подробнее...

Игумен Петр (Пиголь). Преподобный Григорий Синаит и его духовные преемники

Подробнее...

Паули Ю. Дорофей Газский.

Перевод и предисловие с сайта http://www.ilija.narod.ru/pauli.htm (в основном тексты на румынском языке), 2009.

Предисловие

 

Рассматриваемое здесь сочинение (Dorotheus Gazaeus. Doctrinae diversae: griechisch-deutsch / Übers. J. Pauli. Freiburg im Breisgau, 2000) представляет собой перевод на немецкий язык «Поучений аввы Дорофея» со вступительной статьей переводчика – Юдит Паули. Интерес для нас представляет вступительная статья, состоящая из трех разделов:

 

1. О личности аввы Дорофея и исторической обстановке его жизни.

 

2. О сочинениях преподобного Дорофея.

 

3. Систематическое изложение учения преподобного.

Подробнее...

Панайотис К. Христу. Преп. Максим Исповедник о бесконечности человека.

Перевод с английского М.В. Чернышева

От переводчика

Сейчас, кажется, уже и нет такого аспекта богословия Православной Церкви, который не был бы отражен в трудах преподобного Максима Исповедника. Его фигура, как мистика и созерцателя неизреченных таинств Воплощенного Логоса, богослова и исповедника высоко возвышается в истории христианства. Я верю, что по молитвам преподобного Максима, как и всех Св. Отцов – тайнозрителей Несотворенного Божественного Света, которые уже здесь на земле сподобились стать насельниками сияющего неба, и стало возможным изучение его сложного богословия, являющегося вернейшим руководством и путеводителем для всех "обладающих [духовным] зрением, (для которых) весь умопостигаемый мир представляется таинственно отпечатленным во всем чувственном мире посредством символических образов. А весь чувственный мир при духовном умозрении представляется содержащимся во всем умопостигаемом мире, познаваясь [там] благодаря своим логосам"I. И еще в богословии Преп. Максима Исповедника все, постигающие тaинственное богословие, находят источник к постижению Премудрости, в Которой пребывает истинное знание о том первоучреждающем логосе каждой вещи, и всего творения, и таинственного бытия Пресвятой Троицы, где уже и прекращается всякое человеческое знание, а пребывает только всеблаженное ведение в созерцании. "И насколько это возможно для человека здесь на земле, он соединяется в тaинственном богословии с Молчанием незримой и неведомой велеречивости Божества, делаясь таким, каким поистине должен быть тот, кто удостоился пребывания с Богом и запечатлен Его всесветлыми лучами"II.

Подробнее...

Палладий, архимандрит. Новооткрытые изречения прп. Антония по коптскому сборнику.

Содержание

Коптский сборник сказаний о преподобном Антонии Великом Изречения старцев об авве Антонии 

 

По коптскому сборнику сказаний о преподобном

Второй выпуск патрологического отдела журнала “Православный собеседник” за 1898 год

Коптский сборник сказаний о преподобном Антонии Великом

Родина христианского монашества – Египет. Преподобные Антоний Великий, Пахомий Великий, Феодор Освященный, Макарий Египетский, Макарий Александрийский были египтяне и говорили на египетском – или коптском языке1. Великое множество их учеников также были египтяне. Из Египта монашество перешло и в другие страны.

В Европе всегда довольно много знали о древних подвижниках Египта, о их делах и наставлениях. Но это знание не было вполне твёрдым и ясным: источники его были греческие или латинские, а не египетские, не туземные.

Подробнее...

Павлин Медиоланский. Житие свт. Амвросия.

Предисловие переводчика

Житие свт. Амвросия, епископа Медиоланского, написанное его секретарем диаконом Павлином, относится к самым известным памятникам латинской агиографической литературы V в., несомненно, благодаря той исключительной роли, которую сам святитель сыграл как в формировании богословия Западной Церкви, так и в выстраивании отношений между Церковью и государством не только на западе, но и на востоке империи. Уже из «Церковной истории» Руфина Аквилейского (403 г.) подробный рассказ о том, как свт. Амвросий отлучил императора Феодосия от Церкви за резню в Фессалонике, попал в весьма популярную в Византии хронику Георгия Монаха (Амартола), а оттуда – в декабрьский том Четьих Миней (под 7-м числом), который был переведен на церковнославянский язык и получил широкое хождение на Руси1. Публикуемое здесь в русском переводе Житие было переведено на греческий язык (Bibliotheca Hagiographica Graeca 67)2, вероятно, не позже X в.

Произведение было создано в Северной Африке, по всей видимости ок. 422 г. Несомненный terminus ante quim – смерть епископа Флорентийского Зиновия ок. 429 г. (см. гл. 50). Точная датировка зависит от хронологии префекта претория Италии Иоанна (гл. 31), упомянутого в Кодексе Феодосия. Если указанная там дата, 11 июля 422 г., верна, то написание Жития следует приурочить именно к этому году, но если принять предлагавшееся исправление на 412 г., то более вероятной будет датировка 411 г.3 Павлин был нотарием (стенографом) и секретарем свт. Амвросия в последние три года его жизни (394–397) и был рукоположен им в диаконы, а через несколько лет отправился в Северную Африку по делам расположенных там земельных владений Медиоланской Церкви. Там он принял активное участие в борьбе против пелагианской ереси и на этой почве сблизился с блж. Августином, по инициативе которого он и взялся описать жизнь свт. Амвросия (сам Августин был крещен свт. Амвросием в Милане в 387 г.). Именно к антипелагианской деятельности Павлина относится единственное его известное сочинение помимо Жития – краткий доклад папе Зосиме с оправданием своего поведения по отношению к некому Целестину, которого Павлин обвинял в пелагианстве.4 Совершенно очевидно, что писательство не было призванием нашего автора.

Подробнее...