Паули Ю. Дорофей Газский.
- Патрология
- 15 Май 2025
Перевод и предисловие с сайта http://www.ilija.narod.ru/pauli.htm (в основном тексты на румынском языке), 2009.
Предисловие
Рассматриваемое здесь сочинение (Dorotheus Gazaeus. Doctrinae diversae: griechisch-deutsch / Übers. J. Pauli. Freiburg im Breisgau, 2000) представляет собой перевод на немецкий язык «Поучений аввы Дорофея» со вступительной статьей переводчика – Юдит Паули. Интерес для нас представляет вступительная статья, состоящая из трех разделов:
1. О личности аввы Дорофея и исторической обстановке его жизни.
2. О сочинениях преподобного Дорофея.
3. Систематическое изложение учения преподобного.
Панайотис К. Христу. Преп. Максим Исповедник о бесконечности человека.
- Патрология
- 14 Май 2025
Перевод с английского М.В. Чернышева
От переводчика
Сейчас, кажется, уже и нет такого аспекта богословия Православной Церкви, который не был бы отражен в трудах преподобного Максима Исповедника. Его фигура, как мистика и созерцателя неизреченных таинств Воплощенного Логоса, богослова и исповедника высоко возвышается в истории христианства. Я верю, что по молитвам преподобного Максима, как и всех Св. Отцов – тайнозрителей Несотворенного Божественного Света, которые уже здесь на земле сподобились стать насельниками сияющего неба, и стало возможным изучение его сложного богословия, являющегося вернейшим руководством и путеводителем для всех "обладающих [духовным] зрением, (для которых) весь умопостигаемый мир представляется таинственно отпечатленным во всем чувственном мире посредством символических образов. А весь чувственный мир при духовном умозрении представляется содержащимся во всем умопостигаемом мире, познаваясь [там] благодаря своим логосам"I. И еще в богословии Преп. Максима Исповедника все, постигающие тaинственное богословие, находят источник к постижению Премудрости, в Которой пребывает истинное знание о том первоучреждающем логосе каждой вещи, и всего творения, и таинственного бытия Пресвятой Троицы, где уже и прекращается всякое человеческое знание, а пребывает только всеблаженное ведение в созерцании. "И насколько это возможно для человека здесь на земле, он соединяется в тaинственном богословии с Молчанием незримой и неведомой велеречивости Божества, делаясь таким, каким поистине должен быть тот, кто удостоился пребывания с Богом и запечатлен Его всесветлыми лучами"II.
Палладий, архимандрит. Новооткрытые изречения прп. Антония по коптскому сборнику.
- Патрология
- 13 Май 2025
Содержание
Коптский сборник сказаний о преподобном Антонии Великом Изречения старцев об авве Антонии
По коптскому сборнику сказаний о преподобном
Второй выпуск патрологического отдела журнала “Православный собеседник” за 1898 год
Коптский сборник сказаний о преподобном Антонии Великом
Родина христианского монашества – Египет. Преподобные Антоний Великий, Пахомий Великий, Феодор Освященный, Макарий Египетский, Макарий Александрийский были египтяне и говорили на египетском – или коптском языке1. Великое множество их учеников также были египтяне. Из Египта монашество перешло и в другие страны.
В Европе всегда довольно много знали о древних подвижниках Египта, о их делах и наставлениях. Но это знание не было вполне твёрдым и ясным: источники его были греческие или латинские, а не египетские, не туземные.
Павлин Медиоланский. Житие свт. Амвросия.
- Патрология
- 11 Май 2025
Предисловие переводчика
Житие свт. Амвросия, епископа Медиоланского, написанное его секретарем диаконом Павлином, относится к самым известным памятникам латинской агиографической литературы V в., несомненно, благодаря той исключительной роли, которую сам святитель сыграл как в формировании богословия Западной Церкви, так и в выстраивании отношений между Церковью и государством не только на западе, но и на востоке империи. Уже из «Церковной истории» Руфина Аквилейского (403 г.) подробный рассказ о том, как свт. Амвросий отлучил императора Феодосия от Церкви за резню в Фессалонике, попал в весьма популярную в Византии хронику Георгия Монаха (Амартола), а оттуда – в декабрьский том Четьих Миней (под 7-м числом), который был переведен на церковнославянский язык и получил широкое хождение на Руси1. Публикуемое здесь в русском переводе Житие было переведено на греческий язык (Bibliotheca Hagiographica Graeca 67)2, вероятно, не позже X в.
Произведение было создано в Северной Африке, по всей видимости ок. 422 г. Несомненный terminus ante quim – смерть епископа Флорентийского Зиновия ок. 429 г. (см. гл. 50). Точная датировка зависит от хронологии префекта претория Италии Иоанна (гл. 31), упомянутого в Кодексе Феодосия. Если указанная там дата, 11 июля 422 г., верна, то написание Жития следует приурочить именно к этому году, но если принять предлагавшееся исправление на 412 г., то более вероятной будет датировка 411 г.3 Павлин был нотарием (стенографом) и секретарем свт. Амвросия в последние три года его жизни (394–397) и был рукоположен им в диаконы, а через несколько лет отправился в Северную Африку по делам расположенных там земельных владений Медиоланской Церкви. Там он принял активное участие в борьбе против пелагианской ереси и на этой почве сблизился с блж. Августином, по инициативе которого он и взялся описать жизнь свт. Амвросия (сам Августин был крещен свт. Амвросием в Милане в 387 г.). Именно к антипелагианской деятельности Павлина относится единственное его известное сочинение помимо Жития – краткий доклад папе Зосиме с оправданием своего поведения по отношению к некому Целестину, которого Павлин обвинял в пелагианстве.4 Совершенно очевидно, что писательство не было призванием нашего автора.
Никифорова А. Старец Амфилохий (Макрис): «Вся наша жизнь – небо».
- Патрология
- 01 Май 2025
Старца Амфилохия я не могла встретить – он окончил свой земной путь, когда я еще не родилась, в 1970-м году. Но то, что я верю и как я верю, – это его присутствие в моей жизни. Я попала в основанный им Благовещенский монастырь в 1997-м году и там впервые ощутила дух подлинного христианства – дух живой веры, смирения, свободы, радости, любви. Встречая духовных чад старца на островах Додеканеса, я их узнавала по этим свойствам.
Патмосский старец говорил о себе: «Я родился, чтобы любить. И мне неважно – это турки, или негры, или люди с белой кожей. В лице каждого я вижу образ Христа и ради Него готов принести в жертву все». Стяжанию любви отец Амфилохий посвятил свою жизнь, избрав с 17 лет путь монашества, а духовными ориентирами – Иоанна Богослова и Серафима Саровского (о котором, видимо, узнал от русских эмигрантов, приезжавших на Патмос).
Новиков К. Ю. Канон «Умиленный» или «Покаянный» преподобного Григория Синаита по каноннику преподобного Кирилла Белозерского (ГРМ, ДР. ГР. 15, 1407 г.)
- Патрология
- 29 Апрель 2025
Исследования исихазма весьма многочисленны. Современная наука, как светская, так и церковная проявляет значительный интерес к этому столь разностороннему и значительному явлению. Доказательство тому — появление в свет в 2004 году книги «Исихазм. Аннотированная библиография»[1]. В предисловии к этому коллективному труду С. С. Хоружий, в частности, пишет: «…в общем корпусе литературы исихазма следует различать два рода литературы: литературу обычную, входящую в книжную культуру и подлежащую обычным правилам научно-библиографического дискурса, и ‹…› «рабочую литературу аскезы», которая интегрирована в аскетическую практику и вместе с нею подчиняется законам аскетического дискурса. ‹…› «Рабочая литература» — очень специфическое явление, с особыми свойствами и законами бытования (к нему приближается изучавшаяся некоторыми учеными, например, Г.М. Прохоровым в России, категория «келейной литературы»). Надо учитывать, в частности, что в эту литературу, даже в эпоху Гутенберга, входили, в первую очередь, не книги, а рукописи; и эти рукописи, прежде, а отчасти и ныне, рассеянные по очагам Традиции (речь об исихазме — К.Н.), заметной частью остаются неизданными до сих пор»[2].
Именно с такой неопубликованной рукописью, относящейся к «рабочей литературе аскезы», и посчастливилось иметь дело автору статьи.
Панайотис Н. Христианская антропология по св. Николаю Кавасиле.
- Патрология
- 23 Апрель 2025
От редакции: П. Неллас (1936–1986) - греческий богослов и религиозный мыслитель. Изучал богословие в Афинском университете, после защиты диссертации с 1968 года и до своей смерти преподавал в Афинах. Большая часть исследований П. Нелласа посвящена Николаю Кавасиле — византийскому богослову XIV века, недавно канонизированному Греческой церковью. Публикуем сокращенный перевод главы из книги П. Нелласа»Zoon Theoumenon»(издана на английском языке под названием»Обожение во Христе. St. Viadimir Seminar! Press. Crestwood. N. Y., 1987)
.
От переводчика
Св. Николай Кавасила (церковная память 20 июня) родился в Фессалониках около 1320–1323 года. Принадлежа к аристократическому роду, он получил блестящее как светское, так и богословское образование; кроме духовных сочинений, известны его труды по астрономии. Молодым человеком поступил на службу императору, избрав политическую и дипломатическую карьеру. Был одним из трех кандидатов, предложенных Синодом в 1353 г. (будучи еще, по–видимому, мирянином) для канцелярии Вселенского патриарха. Однако избран он не был, и у нас нет никаких свидетельств о его хиротонии; говорят, что к концу жизни он принял монашество, но и зтому нет письменных доказательств. Друг свт. Григория Паламы, он, однако, не принимал активного участия в исихастских спорах 1338 — 47 гг. и в своих основных трудах уклоняется от прямого обсуждения затронутых этими спорами вопросов о различении в Боге сущности и энергий, о нетварном Фаворском Свете, об умном делании Иисусовой молитвы. Хотя очевидно его сочувствие исихастским взглядам. Скончался он вскоре после 1391 г.
Минин П. Мистицизм и его природа.
- Патрология
- 07 Апрель 2025
Содержание
I. Мистицизм и его природа II. Христианская и внехристианская мистика III. Абстрактно-спекулятивное направление древнецерковной мистики 1. Мистика Климента Александрийского 2. Мистика Ареопагитик 3. Мистика св. Григория Нисского IV. Нравственно-практическое направление древнецерковной мистики 1. Значение Оригена в истории древнецерковной мистики 2. Мистика прп. Макария Египетского 3. Мистика при. Симеона Нового Богослова V. Этико-гностическое (примирительное) направление древнецерковной мистики 1. Мистика прп. Исаака Сирина 2. Мистика прп. Максима Исповедника С. Л. Епифанович о данном исследовании П. М. Минина
I. Мистицизм и его природа
Мистицизм – понятие весьма растяжимое. Оно охватывает собой чрезвычайно многочисленный и разнообразный класс явлений. Поэтому нельзя говорить о мистицизме, не установив предварительно, что мы будем разуметь под этим понятием и какие задачи будем преследовать при изучении этого явления Прежде всего, заметим, что мы будем иметь дело с мистицизмом как известным видом религиозной жизни. Этим самым мы устраняем из поля своего зрения целый ряд явлений, которые хотя и обозначаются обыкновенно понятием мистицизма, но, в сущности с религиозным мистицизмом ничего общего не имеют.
Максимов Ю. Св. Симеон Фессалоникийский об исламе.
- Патрология
- 31 Март 2025
Краткая биография
Св. Симеон родился и вырос в Константинополе в конце XIV в. Принял постриг, был близок ко двору патриарха и хорошо знаком со свв. Каллистом и Игнатием Ксанфопулами. Между маем 1416 г. и апрелем 1417 г. святой принял архиерейскую хиротонию и был назначен на Фессалоникийскую митрополию. В июне 1422 г. он отправился в Константинополь, а по пути обратно посетил св. гору Афон. Задержка была связана с политической ситуацией в Фессалониках: возникло напряженное противостояние между теми, кто готов был перейти под власть турок, и теми, кто предпочитал прибегнуть к защите и покровительству венецианцев. Наконец он вернулся и в 1423 г. город перешел под покровительство Венеции, которое допускало соблюдение церковной независимости православной паствы от посягательств Рима. Святитель скончался в архипастырских трудах в сентябре 1429 г., когда город был осажден, а в марте 1430 г. Фессалоники после длительной осады пали и окончательно перешли в руки турок.
Противомусульманские творения
Среди богатого творческого наследия св. Симеона имеется несколько сочинений, направленных против ислама. Прежде всего это 4 глава из сочинения "Против всех ересей", озаглавленная "Против язычников, или магометан". Она посвящена вероучению мусульман и их образу жизни, но св. Симеон почти ничего не говорит о ритуале и истории возникновения ислама.
Мандзаридис Г. Обожение человека по учению святителя Григория Паламы.
- Патрология
- 29 Март 2025
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
Перевел с английского В. Петухов
Перевод выполнен по изданию: Georgios I. Mant- zaridis. The Deification of Man. St. Gregory Palamas and the Orthodox Tradition. St. Vladimir’s Seminary Press, Crest- wood, New York, 1984.
Печатается с разрешения автора Издание второе
©Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003 Перевод, макет, оформление
Обожение человека
По учению святого Григория Паламы
ВВЕДЕНИЕ
Святитель Григорий Палама (1296–1359) — афонский монах, архиепископ Фессалоникийский, выдающийся православный богослов. Он, в отличие от некоторых богословов предшествующего периода, например преподобного Иоанна Дамаскина, не оставил систематического изложения православной догматики. Святитель Григорий был автором многочисленных аскетических трудов, в которых он изложил православную точку зрения на вопросы, поднятые в его время калабрийским монахом Варлаамом и его сторонниками. Являясь архиепископом Фессалоникийским, он разъяснял своей пастве истины православной веры и заботился о ее нравственном и духовном преуспеянии. По–разному он подходил к освещению богословских вопросов в споре с Варлаамом и в беседах с фессалоникийскими христианами.