Зенько Ю. М. Св. отцы о составе человеческого существа по книге архим. Киприана (Керна) Антропология св. Григория Паламы.

Без всякого преувеличения можно утверждать, что книга архим. Киприана (Керна) "Антропология св. Григория Паламы" (Париж, 1950) стала новым этапом в изучении христианской антропологии. До нее просто не существовало работ с такой широтой охвата материала и глубиной его анализа. Она писалась архим. Киприаном на протяжении нескольких лет, на нее было потрачено много сил и времени, так что в конечном итоге она и получилась настоящим докторским диссертационным исследованием, в качестве которого она и была защищена. В настоящее время она является буквально настольной книгой по христианской антропологии для любого автора, занимающегося этой темой.

Проанализируем данную работу только по одной, но очень важной проблеме: что св. отцы пишут о составе человеческого существа. В работах современных авторов, пишущих на темы христианской антропологии и психологии, этой теме, к сожалению, уделяется непропорционально мало внимания. К тому же при этом наблюдается следующая асимметричная тенденция: трихотомическая точка зрения широко используется и пропагандируется, но практически без какого-либо ее подтверждения и обоснования, и наоборот, дихотомическая точка зрения часто умаляется и замалчивается (а некоторыми авторами и вообще "забывается", как будто ее нет вообще).

Подробнее...

Ельчанинов А. Житие святого Франциска Ассизского.

Содержание

I. Молодость святого Франциска 1. Любовь к играм и забавам 2. В которых Франциск сохранял доброе сердце и любовь к нищим. II. Обращение Франциска. 3. Как он в душе обручился со святой бедностью. 4. И стал отвращаться он от прежней жизни. 5. Гнев отца и суд епископа 6. Первая проповедь. III. Первые ученики Франциска и основание ордена. IV. Первая попытка проповеди. 8. Святой отправляет братьев на проповедь. 9. Разные разговоры о братьях в народе. 10. Подвижническая жизнь братьев. 11. Как в одном городе братьев приняли за воров. 12. И как потом обнаружилась их святость. 13. Оскорбления и преследования, которые братья терпеливо выносили. 14. Возвращение V. Дальнейшая жизнь и подвиги Франциска. 15. О том, как Франциск с братьями пребывали в труде, бедности и взаимной любви 16. Как Франциск отдал бедной старухе плащ и побудил к тому же брата. 17. В другой раз он отдал бедной женщине Евангелие. 18. Как Франциск хотел отдать нищему кусок своей рясы. 19. Милосердие к разбойникам. 20. Обращение Клары и основание женского монастыря. 21. Как братья и сёстры пребывали в постоянном духовном общении. 22. Как он научил брата Массео любить сокровища святой бедности. 23. Как он наказал брата, который прикоснулся к деньгам. 24. Как он выгнал братьев из дома, который они считали своим. 25. Как он ответил ученику, желавшему иметь книги. 26. Как Франциск увещевал братьев удовлетворять в меру пищей своё тело. 27. Как он, сострадая Христу, не обращал внимания на свои телесные страдания. 28. Радость духовная. 29. Любовь Франциска ко всякой твари. 30. Проповедь ласточкам. 31. Любовь к жаворонкам. 32. Как св. Франциск выкупил ягненка. 32. Любовь к цветам, воде и деревьям. 34. Гимн солнцу. 35. О том, как братья беседовали по наитию Духа, и как явился среди них Христос. 36. 0 том, как Клара разделила с Франциском трапезу в монастыре Богородицы. 37. 0 смирении Франциска, которое он обнаружил, поевши куриного мяса. 38. О том, как Франциск и брат Лев служили утреню без требника. 39. Многочисленные болезни святого. Возвращение в Ассизи. 40. Как Франциск веселился, чувствуя приближение смерти. 41. Смерть святого В религиозно общественную библиотеку

Подробнее...

Фокин А. Р. Формирование тринитарной доктрины в латинской патристике.

Античная философия и формирование тринитарной доктрины в латинской патристике

Содержание

Введение

1. Постановка проблемы и предмет исследования

2. История изучения вопроса в отечественной и зарубежной литературе

3. Цели и задачи исследования

4. Актуальность и новизна исследования

5. Источники и методы исследования

6. Основные результаты исследования и тезисы, выносимые на защиту

7. Апробация и научно-практическая значимость исследования

8. Структура работы

Глава I. Предпосылки возникновения тринитарной доктрины в библейской, иудео – эллинистической и раннехристианской религиозно – философской мысли 1. Библейское учение о Боге (Ветхий Завет) 2. Учение о Божественной Премудрости и Логосе в эллинистическом иудаизме III в. до н. э. – I в. н. э 2.1. Александрийская иудейская религиозная философия 2.2. Филон Александрийский и его учение о Боге 2.3. Учение Филона о Логосе 3. Учение о Троице в Новом Завете 4. Тринитарное учение «мужей апостольских» и греческих апологетов 4.1. «Мужи апостольские» 4.2. Греческие апологеты 4.3. Ириней Лионский Глава II. Возникновение тринитарной доктрины в доникейский период латинской патристики (150–325 гг.) 

Подробнее...

Фокин А. P. Краткое жизнеописание святителя Амвросия Медиоланского.

Содержание

Предисловие переводчика Житие свт. Амвросия 

 

Святитель Амвросий, епископ Медиоланский, по праву может быть назван одним из великих отцов неразделенной христианской Церкви, имя которого наряду с именами блж. Иеронима, Августина и свт. Григория Двоеслова вошло в число великих западных учителей Церкви (magni doctores Ecclesiae), а на Востоке почиталось наравне с великими учителями и святителями Василием Великим, Григорием Богословом и Иоанном Златоустом.

Свт. Амвросий родился ок. 339/340 г.1 в г. Августа Треверов в Галлии2 в семье, принадлежавшей к потомственной римской аристократии и имевшей христианские традиции. Среди его предков наряду с консулами была и св. дева Сотерия, пострадавшая в гонение Диоклетиана3. Отец Амвросия, которого также звали Амвросий, занимал высокий пост преторианского префекта Галлии и заведовал гражданским управлением всех западных провинций империи4. После его гибели семья Амвросия переехала в Рим5. Впоследствии его старшая сестра Марцеллина6 приняла монашество, а брат Сатир стал чиновником. После избрания Амвросия в епископы Сатир помогал ему в церковных делах и постарался снять с брата бремя хозяйственных забот7.

Подробнее...

Скурат К. Е. Великие учителя Церкви.

Вместо предисловия

 

Данный труд был задуман года два-три тому назад. По мере приближения моей жизни к библейскому возрасту (Пс. 89, 10) созревала и мысль отметить этой работой свое 70-летие.

Если читатель найдет в этом труде указанный великими учителями Церкви путь жизни — мой труд будет не напрасен.

Да послужит он и мне постоянным напоминанием в оставшиеся дни о том, каким должен быть православный христианин!

Святители Христовы Иоанн Златоуст († 407) и Амвросий Медиоланский († 397), преподобные отцы блаженный Диадох Фотикийский (V в.), авва Дорофей († 620), Григорий Синаит (XIV в.), Иоанн Кассиан († 435) и все святые, на земле Востока и Запада просиявшие, молите Бога о нас, дабы Он явил нам Свою бесконечную милость и не лишил нас Своих вечных Небесных Обителей!

СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!

29 августа 1999 г. Константин Скурат

 

Восточные святые отцы

 

Святитель Иоанн Златоуст боголюбезной Олимпиаде

 

"Я знаю благородство твоего ума, знаю крепость твоей богобоязненной души, знаю обилие рассудительности, силу любомудрия… Блаженна ты и трижды блаженна…".

Святитель Иоанн Златоуст. Письма к Олимпиаде. Из писем № II и № XVII

Подробнее...

Серафим (Роуз). Вкус истинного Православия.

Содержание

Предисловие автора Краткое житие блаженного Августина Иппонского (354–430 гг.) Место блаженного Августина в Православной Церкви Спор о благодати и свободной воле Учение о предопределении Суждения в Галлии пятого века Суждения VI-го века. Восток и запад Девятый век: святой Фотий великий Позднейшие века: святой Марк Эфесский Взгляд на блаженного Августина в новейшее время Замечание о нынешних клеветниках блаженного Августина 

 

Предисловие автора

Это небольшое исследование о блаженном Августине выходит в свет отдельной книгой по просьбе некоторых православных христиан, читавших его первоначально в журнале «The Orthodox Word» (N 79, 80. 1978 г.) и нашедших, что оно будет полезно для нынешних православных. Оно не претендует на завершенность в качестве богословского исследования трудов блаженного Августина и детально рассматривает лишь одну богословскую тему – благодати и свободной воли; – остальная же часть его преимущественно историческая. Представляющаяся ценность этого труда заключается в раскрытии отношения Православной Церкви к блаженному Августину в течение разных столетий и в попытке определить его место в ней. Мы постараемся осветить проблему существования православных в современном мире, где ощущение и вкус истинного Православного Христианства столь редко встречается среди богословов. Говоря о православном отношении к блаженному Августину, автор также имел целью избавить его от роли «козла отпущения» для нынешних академических богословов и, таким образом, помочь всем нам свободно увидеть как его, так и наши собственные немощи в ясном свете, ибо его немощи удивительно напоминают наши.

Подробнее...

Антоний (Мельников). X. Сомань. Святой Киприан, епископ Карфагенский и «папа» Африканский.

Автор книги — крупный ученый, юрист, знаток римского права, много работавший по вопросам землевладения в Римской Африке. Св. Киприан привлек его внимание еще в 50 - х годах; он посвятил ему две статьи 1, мысли которых в разработанном и дополненном виде и легли в основу этой книги.

Подробнее...

Антоний (Мельников). Блаженный Августин как катехизатор.

Богословские труды, 1976, сб. 15, с. 56-60

С IV века тяга к христианству всё усиливается. В Церковь приходят люди разных сословий и разного культурного уровня: знать и рабы, люди, стоявшие «в просвещении с веком наравне», и полуграмотные простецы. За малым исключением, люди эти знают о христианстве очень мало, а то и вовсе ничего. Церковь в лице своих священников, позже диаконов, берет на себя обязанность ознакомить этих людей со Священным Писанием, христианскими догматами и христианской нравственностью. 

Подробнее...

Флоровский Г. В. Святой Киприан и святой Августин о расколе.

В статье поднимается вопрос природы и смысла расколов и разногласий в Церкви, говорится о том, какие решения принимались и предлагались. Также даны ответы на ряд вопросов: допустимо ли богословское истолкование канонических указаний? Или это всего лишь образцы наставнического благоразумия и сдержанности?

Проблема природы и смысла расколов и разногласий в Церкви возникла со всей остротой и определенностью с самого начала христианской истории, и сразу стали предлагаться и приниматься самые различные решения. Это породило новые противоречия. Все, кто изучает церковную историю, знакомы с разногласиями святого Киприана и папы Стефана. Строго говоря, этот спор так и не был разрешен. На Западе в конечном счете возобладало решение, которое предложила Римская Церковь. Это было обосновано, приняв богословскую форму, святым Августином в его сильном доводе против донатистов, тщетно посягавшим на авторитет самого святого Киприана. Римско-католическое богословие по-прежнему строго придерживается позиции святого Августина. Спор определенно касался экклезиологического истока, и поэтому это было нечто большее, чем просто диспут по вопросам дисциплины. К великой заслуге западных богословов, эта проблема дисциплины изначально рассматривалась и обсуждалась на богословской основе, в контексте вероучения Церкви. На Востоке многие века она никогда не ставилась в подлинно богословском изводе. Однако некоторые отцы Церкви, в том числе святитель Василий, а затем преподобный Феодор Студит, по-видимому, склонялись к позиции святого Киприана. То же отношение может быть выявлено и в некоторых канонических правилах и предписаниях, которые время от времени обнародуются Вселенскими и Поместными Соборами. Все эти древние каноны (все еще обязательные) затрагивают лишь конкретные случаи и не допускают всеобщего применения. Правда, некоторые другие каноны тех же самых Соборов, эскизно представляются ближе духу святого Августина.

Подробнее...

Пономарев А. И. Святой Амвросий Медиоланский.

Святой Амвросий Медиоланский (по-латыни Ambrosiuus от греч. Άμβρόσιος – бессмертный), один из величайших отцов и учителей церкви. Принадлежал к знатной и богатой римской фамилии, родился в 340 году, умер в Медиолане в 397 году; он получил в Риме хорошее юридическое образование, и около 370 г. был назначен консульским префектом в Лигурии и Эмилии. Он поселился в Медиолане; и когда в 374 г., после смерти Авксентия, возник ожесточенный спор между православными и арианами по вопросу об избрании нового епископа, он, как первый градоначальник, отправился в церковь для поддержания порядка. Когда он там обращался с речью к толпе, какой-то ребенок вдруг закричал: «Ambrosius episcopus» (Амвросий епископ). Этот возглас подхвачен был народом, и по единогласному и настойчивому голосованию, он избран был во епископа, и таким образом сменил судейскую карьеру на епископскую кафедру. В это время он был только еще оглашенным, но немедленно же принял крещение, и чрез восемь дней после того, 7 декабря 374 г., был рукоположен в сан епископа, причем завещал всю свою собственность, деньги и имения, церкви, ревностным служителем которой сделался.

Подробнее...