Мацегора М. Г. Трактат свт. Амвросия Медиоланского «О Святом Духе».

Латинская патрология

В статье содержатся сведения о сочинении свт. Амвросия Медиоланского «О Святом Духе» («De Spiritu Sancto»), написанного по просьбе императора Грациана в 381 году. Через призму триадологического учения в трактате изложе¬но учение о третьем Лице Св. Троицы. Статья предваряет публикацию впервые выполненного перевода первой книги этого трактата на русский язык.

По меткому выражению М. Казакова, «IV век по значимости для судеб христианства и его дальнейшей истории можно поставить на второе место после времени самого Христа и века апостолов»1. Эта неоднозначная эпоха характерна тем, что росчерком пера Феодосия Великого была окончатель¬но легализована в пределах империи христианская Церковь, поставленная в ходе подобных шагов по направлению к долгожданной «симфонии» в роль общественного института, ставшего важнейшей политической, идеологиче¬ской и экономической составляющей государства. Но помимо всего прочего, это еще и время жизни и творчества великих отцов Церкви, ставших, можно сказать, символами не только своей эпохи, но и вообще всей Церкви. Их ав¬торитет во все времена оставался беспрекословен, а их произведения стали золотым фондом классики святоотеческих творений.

Подробнее...

Мацегора М. Г. Историко-богословский анализ трактата свт. Амвросия Медиоланского «De Spiritu Sancto».

В контексте становления и развития учения Церкви о Святом Духе и общей политической картины эпохи

Содержание

I. Этапы становления и развития пневматологии в IV в. Иларий Пиктавийский Свт. Афанасий Александрийский Письма свт. Афанасия к Серапиону Аргументы свт. Афанасия Пневматология свт. Афанасия После «Писем к Серапиону» Александрийский собор 362 года Пневматомахи Дидим как последователь свт. Афанасия Некоторые сходства у свт. Афанасия и Дидима Беспристрастие Дидима Трактат Дидима Причина написания Богословие Дидима II. Трактат свт. Амвросия Медиоланского «De Spiritu Sancto» Свт. Амвросий – политический и церковный лидер эпохи Причины написания трактата и общая политическая обстановка «Ad Gratianum Augustum» Борьба за базилику Свт. Амвросий как борец с ересями Аквилейский Собор Свт. Амвросий и Дидим Пневматология трактата Заключение Источники Литература 

 

В статье воссоздается исторический контекст, в котором был написан трактат свт. Амровия Медиоланского «О Св. Духе». Рассмотрены деятельность и труды авторов, повлиявших на это сочинение – Илария Пиктавийского, свт. Афанасия Александрийского, Дидима Слепца. Приводится подробный богословский анализ трактата.

Подробнее...

Лурье В. М. Лекции по патрологии.

(фрагменты)

Св. Ириней Лионский
Св. Киприан Карфагенский и экклезиологические проблемыIII-IV веков
Обзор ересей III-IV веков.
Триадологические споры IV века
Христологические споры IV века
Евагрий Понтийский и систематизация аскетического учения в IV веке
Преп. Макарий Египетский и Corpus Macarianum
Опровержение несторианства и III Вселенский Собор
Богословие св. Кирилла Александрийского
Богословие святого патриарха Фотия Великого
Положение на негреческом христианском востоке в XI-XIII веках
Обзор состояния православного богословия сер. XV - кон. XIX века.

Св. Ириней Лионский

1. Жизнь и творения

Св. Ириней Лионский принял мученическую кончину в 202 г. или ок. этого времени. О его биографии сведения крайне скудны. Почему епископ города Лиона — довольно далекой римской провинции — оказался столь авторитетным богословом как для своего времени, так и, еще более, для эпохи триадологических споров IV в.? Объяснить это можно только свойствами преподанного им учения. Современники особенно ценили его благодаря борьбе с еретиками. Самыми опасными еретиками тогда были гностики разного вида. В силу этого именно из сочинений св.Иринея, особенно, из главного его труда “Против ересей”, мы и до самого недавнего времени преимущественно узнавали о содержании разного рода гностических учений, потому что, опровергая их, он их пересказывает и цитирует.

Подробнее...

Лурье В. М. Введение в критическую агиографию.

Критическая агиография в первом приближении (9)

Благодарности (13)

Список сокращений (15)

1  Введение. Критическая агиография накануне своего четырехсотлетия

1.1 «Алхимический» период критической агиографии (16)

1.2 Период «химический»: Узенер и кризис болландистской науки (18)

1.3 Рождение критической агиографии из духа математики (21)

1.4 Идея критической агиографии в ее первой редакции (у Делеэ) (23)

1.5 Who Was Who после Делеэ (30)

2  Агиографический язык и агиографический текст

2.1 Понятие агиографического документа (35)

2.2 Типы агиографических документов (37)

2.3 Взаимоотношение агиографических документов и богослужебных текстов (41)

2.4 «Агиографическое литературоведение» и «агиографическая лингвистика» (42)

2.5 «Агиографическое литературоведение»: Делеэ и после Делеэ (44)

2.6 Символизм агиографии и святой в качестве символа (49)

2.7 Почему агиография должна говорить символами? (53)

Подробнее...

Лосский В. Н. Оптинские старцы.

Печатается по книге: Vladimir Lossky et Nicolas Arseniev. La paternite spirituelle en Russie aux XVIII-eme et XIX-eme  siedes.
1977. Перевод В. А. Рещиковой.

Содержание

Подробнее...

Лосский В. Августин учитель. Элементы отрицательного богословия в мышлении блаженного Августина.

Значение отрицания в познании Бога не обязательно связано с «мистическим богословием», каким представлено оно автором дионисиевского «Корпуса». Даже у самого святого Дионисия Ареопагита путь отрицаний, хотя и доходит до кульминации в «незнании, которым мы познаем за гранью разума»1, ведет не только к одному лишь экстатическому соединению; он является также умозрительным (или спекулятивным) догматическим методом (описания – Ред.) Божественной трансцендентности2. Обобщая, мы можем сказать, что всякое религиозное мышление, в той мере, в какой оно себя таковым сознает, стоит перед необходимостью прибегать к отрицаниям, будь то в целях достижения недостижимого, превосходя само себя в сопровождаемой диалектикой естественной мистике, или оставаясь в рамках сущностного богословия, оно преобразовывает метод «превосходств» и принцип аналогий в способ, который в самих концепциях, им используемых, указывает на трансцендентность Бога, «ускользающую» от концептуального познания. Если Фома Аквинский мог придать дионисиевскому апофатизму некий новый смысл, из которого не вытекало «первичное превосходство бытия», то потому именно, что употребление отрицаний, к которому принуждает идея трансцендентного Бога, не является исключительно характерным лишь для тех, кто Бога превозносит над бытием.

Подробнее...

Ким Н. Краткие сведения о жизни преподобного Никиты Стифата и богословские темы его трактата «О рае».

Содержание

1. Жизнь преподобного Никиты Стифата.
1.1. Ученик преподобного Симеона Нового Богослова.
1.2. Монах Студийской обители.
1.3. Полемист с латинянами.
1.4. Богослов.
2. Отношение к святоотеческой традиции.
3. Содержание текстов.
3.1. Трактат "О рае".
3.2. Письма, относящиеся к трактату "О рае".
4. Основные темы богословия преподобного Никиты Стифата.
4.1. Обожение.
4.2. Причастие.
4.3. Учение о человеке как великом мире.
4.4. Образ Божий.
4.5. О душе.
4.6. Ум Христов.
4.7. О теле.
4.8. Грехопадение Адама.
4.9. Удовольствие и страдание.
4.10. Хранение чувств.
Возглас Двери, двери, вонмем!
4.11. О рае.
Рай сладости - первый рай.
Рай создан после всего.
Двое врат рая.

Подробнее...

Ким Николай, священник. Рай и человек. Наследие преподобного Никиты Стифата.

СОДЕРЖАНИЕ

 

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О ЖИЗНИ ПРЕПОДОБНОГО НИКИТЫ СТИФАТА И БОГОСЛОВСКИЕ ТЕМЫ ЕГО ТРАКТАТА "О РАЕ"

1. Жизнь преподобного Никиты Стифата.

1. 1. Ученик преподобного Симеона Нового Богослова.

1. 2. Монах Студийской обители.

1. 3. Полемист с латинянами.

1. 4. Богослов.

2. Отношение к святоотеческой традиции.

3. Содержание текстов.

3. 1. Трактат "О рае".

3. 2. Письма, относящиеся к трактату "О рае".

Подробнее...

Зенько Ю. М. Св. отцы о составе человеческого существа по книге архим. Киприана (Керна) Антропология св. Григория Паламы.

Без всякого преувеличения можно утверждать, что книга архим. Киприана (Керна) "Антропология св. Григория Паламы" (Париж, 1950) стала новым этапом в изучении христианской антропологии. До нее просто не существовало работ с такой широтой охвата материала и глубиной его анализа. Она писалась архим. Киприаном на протяжении нескольких лет, на нее было потрачено много сил и времени, так что в конечном итоге она и получилась настоящим докторским диссертационным исследованием, в качестве которого она и была защищена. В настоящее время она является буквально настольной книгой по христианской антропологии для любого автора, занимающегося этой темой.

Проанализируем данную работу только по одной, но очень важной проблеме: что св. отцы пишут о составе человеческого существа. В работах современных авторов, пишущих на темы христианской антропологии и психологии, этой теме, к сожалению, уделяется непропорционально мало внимания. К тому же при этом наблюдается следующая асимметричная тенденция: трихотомическая точка зрения широко используется и пропагандируется, но практически без какого-либо ее подтверждения и обоснования, и наоборот, дихотомическая точка зрения часто умаляется и замалчивается (а некоторыми авторами и вообще "забывается", как будто ее нет вообще).

Подробнее...

Ельчанинов А. Житие святого Франциска Ассизского.

Содержание

I. Молодость святого Франциска 1. Любовь к играм и забавам 2. В которых Франциск сохранял доброе сердце и любовь к нищим. II. Обращение Франциска. 3. Как он в душе обручился со святой бедностью. 4. И стал отвращаться он от прежней жизни. 5. Гнев отца и суд епископа 6. Первая проповедь. III. Первые ученики Франциска и основание ордена. IV. Первая попытка проповеди. 8. Святой отправляет братьев на проповедь. 9. Разные разговоры о братьях в народе. 10. Подвижническая жизнь братьев. 11. Как в одном городе братьев приняли за воров. 12. И как потом обнаружилась их святость. 13. Оскорбления и преследования, которые братья терпеливо выносили. 14. Возвращение V. Дальнейшая жизнь и подвиги Франциска. 15. О том, как Франциск с братьями пребывали в труде, бедности и взаимной любви 16. Как Франциск отдал бедной старухе плащ и побудил к тому же брата. 17. В другой раз он отдал бедной женщине Евангелие. 18. Как Франциск хотел отдать нищему кусок своей рясы. 19. Милосердие к разбойникам. 20. Обращение Клары и основание женского монастыря. 21. Как братья и сёстры пребывали в постоянном духовном общении. 22. Как он научил брата Массео любить сокровища святой бедности. 23. Как он наказал брата, который прикоснулся к деньгам. 24. Как он выгнал братьев из дома, который они считали своим. 25. Как он ответил ученику, желавшему иметь книги. 26. Как Франциск увещевал братьев удовлетворять в меру пищей своё тело. 27. Как он, сострадая Христу, не обращал внимания на свои телесные страдания. 28. Радость духовная. 29. Любовь Франциска ко всякой твари. 30. Проповедь ласточкам. 31. Любовь к жаворонкам. 32. Как св. Франциск выкупил ягненка. 32. Любовь к цветам, воде и деревьям. 34. Гимн солнцу. 35. О том, как братья беседовали по наитию Духа, и как явился среди них Христос. 36. 0 том, как Клара разделила с Франциском трапезу в монастыре Богородицы. 37. 0 смирении Франциска, которое он обнаружил, поевши куриного мяса. 38. О том, как Франциск и брат Лев служили утреню без требника. 39. Многочисленные болезни святого. Возвращение в Ассизи. 40. Как Франциск веселился, чувствуя приближение смерти. 41. Смерть святого В религиозно общественную библиотеку

Подробнее...