Александр (Милеант), епископ. Праздник Богоявления или Крещения Господня.

Начало рождения водой и Духом

Содержание

Событие Крещения Значение Крещения Господня Богослужение праздника Крещения Господня (Богоявления) Канон Богоявления Освящение воды 

 

Праздник Богоявления или Крещения Господня, наравне с праздником Пасхи, является древнейшим христианским праздником. Посвящен он крещению Господа Иисуса Христа в реке Иордан. Этот праздник издревле встречался христианами с большим подъемом потому, что он напоминал им об их собственном крещении и побуждал глубже осознать силу этого таинства.

В этой брошюре мы расскажем о событии крещения Господа Иисуса Христа и постараемся уяснить значение этого евангельского события для нашей христианской жизни, объясним главнейшие моменты богослужения праздника Богоявления, приведем канон утрени в русском переводе. В конце расскажем о значении крещенского освящения воды.

Подробнее...

Дмитриевский А. А. Книга «Требник» и ее значение в жизни православного христианина.

В своей беседе, произнесенной в собрании Киевского религиозно-просветительского общества в прошлом году1, мы вели речь о «Типиконе» или Церковном Уставе и указывали тогда нашим слушателям на весьма прискорбное и малопонятное явление в религиозной жизни нашего современного общества – на явное пренебрежение или же на весьма поверхностное его знакомство с такою книгою, которая, по своему назначению, должна бы регулировать каждый день и каждый шаг нашей жизни. Событие величайшей важности в нашей религиозно-культурной жизни за истекший год, взволновавшее умы нашей интеллигенции, к глубокому сожалению, не могущей похвалиться твердостью и определенностью своих религиозных убеждений и основательным знакомством с учением и обрядами той церкви, к которой она себя причисляет, выдвигает на очередь и настойчиво требует ответа на новый вопрос и в той же отрасли наших специальных занятий – на вопрос о зпачении другой, не менее важной в религиозной жизни современного верующего человека, церковно-богослужебной книги, которая именуется у нас Требником. Книга эта, как вам не безызвестно, подверглась осуждению со стороны маститого писателя русской земли, имя которого у всех па устах, в его «новой исповеди» или в ответе на постановление Св. Синода от 20–22 февраля прошлого года, по поводу его отлучения от Церкви. Крайне несправедливые и заведомо пристрастные возражения против этой книги, вылившиеся из под пера нашего великого писателя, несомненно под влиянием вспышки оскорбленного самолюбия и желчного раздражения, вспышки, навеянной актом, хотя и властным, но преисполненным высокой христианской любви и горячего призыва, обращенного к нему со стороны высшего нашего чиноначалия, к возвращению в лоно Церкви православной, а к нам, его почитателям, к молитве о нем, – особенно прискорбны для нас потому, что из среды русской интеллигенции нашлись такие единомышленники, которые, путем печати (в периодических изданиях), постарались развить крайние воззрения нашего писателя на данную книгу со ссылкою на факты, якобы позаимствованные ими со страниц нашего Требника, и с несомненным намерением импонировать на людей, мало знакомых с его содержанием.

Подробнее...

Догматические основания Иисусовой молитвы.

Р. А. Бадаев

Доклад Ромила Арбидуловича Бадаева, преподавателя Варваринских богословских курсов для монашествующих Троице-Одигитриевского ставропигиального женского монастыря Зосимова пустынь на конференции «Иисусова молитва. Еще раз о главном (школа духовной жизни)» («Зосимовские чтения – 2019», Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь, 7 декабря 2019 года)

Досточтимые отцы, всечестные матушки игумении, братья и сестры!

Практика духовной жизни православного христианина и, в особенности, аскетическая практика православного монашества неразрывно связана с призыванием Имени Божия. Есть ли догматическое основание для такой практики?

В Священном Писании мы находим множество свидетельств о святости и силе Имени Божия, например: Свято Имя Его (Лк. 1:49).

Подробнее...

Алмазов А. И. Тайная исповедь в Православной Восточной Церкви. Том 2.

Опыт внешней истории

Исследование преимущественно по рукописям

Специальные уставы, отдельные молитвословия и церковно-гражданские постановления, относящиеся к исповеди

Содержание

Глава I. Уставы совершения исповеди при особых случаях Глава II. Специальные уставы, соприкасающиеся с исповедью Глава III. Отдельные молитвы, относящиеся к исповеди Глава IV. Исповедники 

 

В настоящей книге, как дано понять в предварительных замечаниях к I тому, – предлагается обозрения – с одной стороны, – специальных уставов и отдельных молитвенных злементов, с другой – церковно-гражданских постановлений, – относящихся к исповеди. В первом отношении мы сообщаем здесь сведения об уставах исповеди при исключительных случаях, о специальных уставах, только соприкасающихся с исповедью, и, наконец, об отдельных молитвах, нередко входивших в содержание общих исповедных уставов, но вообще помещавшихся в рукописных памятниках особо, при обозначении их как молитв, связанных с совершением исповеди. – Во втором отношении наше исследование знакомит в настоящей книге с церковно-гражданскими постановлениями, направляющимися только к объекту исповеди, взятому применительно к последней во всех могущих быть здесь положениях. Что же касается до предполагавшегося здесь обозрение постановлений и касательно субъекта исповеди т. е. духовника, – то, в виду представившихся новых данных для такого обозрения и особенно в виду значительного объема исследования об этом предмете, – мы пришли к заключению издать таковое в самом непродолжительном будущем особою книгою.

Подробнее...

Тимаков А. Таинство второй благодати.

Всякий, кто даже впервые входит в православный храм, видит группу людей, столпившихся в некотором отдалении от священника, стоящего перед аналоем, и по очереди подходящих к нему. Люди эти стоят с опущенными головами, некоторые – со слезами на глазах; они печальны и сосредоточены. Идет исповедь – таинство покаяния. Но в покаянии обнаруживается не только печаль, но и радость; недаром древняя Церковь считала таинство исповеди «второй благодатью». Однако далеко не все в наши дни так относятся к покаянию. Для человека общества потребления характерно другое: Зачем мне исповедываться, что это даст? И тут дело даже не в том, что грехи не осознаются («живу, как люди живут…»), а в том, что не ощущается необходимость пребывания в мире с Богом.

Так почему же человек приходит на исповедь и почему не приходит? Что побуждает его прийти к покаянию – и что мешает подойти к аналою, где лежат Крест и Евангелие? Эти два вопроса так или иначе встают в сознании человека, хотя бы отчасти соприкасающегося с нашей православной традицией, и ответы на них в значительной степени определяют его дальнейший жизненный путь. Задавшийся этими вопросами хотя бы пытается рассмотреть самого себя по отношению к Иисусу Христу, а это – уже путь Евангельский. Евангелие – это письмо1. И есть письма, написанные мне, а есть – не мне. Но Евангелие – всегда мне, хотя я не просто индивидуальный адресат.

Подробнее...

Алмазов А. И. Тайная исповедь в Православной Восточной Церкви. Том 1.

Содержание

Предисловие Глава 1. Краткий очерк внешней исторической судьбы исповеди в древней Восточной церкви (I-IX в.) Глава 2. Устав совершения исповеди в Греческой церкви с X в. до настоящего времени Глава 3. Историческая судьба исповедного чина в практике Юго-славянской церкви Глава 4. Последование исповеди в Русской церкви по рукописным памятникам Глава 5. Метод самой исповеди и дополнительные статьи к исповедному уставу по русским рукописным памятникам Глава 6. Устав исповеди в Русской церкви со времени появления его в печати

 

 

Предисловие

 

В русской церковно-практической литературе не имеется исследований, нарочито посвященных вопросу истории тайной исповеди. Правда, в последнее время у нас появились отдельные издания, близко и даже непосредственно соприкасающиеся с этим предметом; но все они обязаны не нарочитому предприятию, а вызову побочных обстоятельств. Между тем, в сфере истории вообще церковных установлений – история тайной исповеди во всяком случае представляет вопрос полный глубокого интереса. Думаем, что тем и другим в достаточной мере оправдывается издание предлагаемого теперь труда.

Подробнее...

Молитвы ко Святому Причащению на русском языке.

Молитвы перед Причащением*

По молитвам наших святых отцов, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Царю Небесный, Утешителю, Дух Истины, Который везде находишься и все наполняешь, источник благ и податель жизни, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны и спаси, Благой, наши души.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас (трижды).

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне (теперь), и присно (всегда), и во веки веков. Аминь (истинно так).

Пресвятая Троице, помилуй нас. Господи, очисти грехи наши, Владыка, прости беззакония наши, Святый, посети и исцели немощи наши имени Твоего ради.

Господи, помилуй (трижды). Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Подробнее...

Дмитриевский А. А. Вынос плащаницы на вечерне в Великий пяток.

Обряд этот совершается в настоящее время в различных местах русской Церкви различно. В иных местах Плащаница устрояется среди храма тотчас после часов и народ, пришедший к вечерне, видит уже ее, лежащую на особом, для сего случая устроенном, стол, лобызает и ставит свечи еще до прихода священника. В частности, подобное приготовление Плащаницы можно видеть в большом Московском Успенском соборе, хотя и с довольно любопытными особенностями. «На вечерне Великого пятка, – читаем мы в книжке: «Чин священнослужения и обрядов, наблюдаемый в большом Успенском соборе», архиерей, войдя в церковь, возшед на место, облачается в постное облачение среди церкви и, облачась, идет во гроб Спасов с рипиды и со свещами, и, пришед, кадит гроб трижды, таже властей, и, сняв шапку, подъемлет гроб со властьми на рамо, и несут на уготованное место пред царския двери, и поставляют, таже входит в алтарь и кадит круг гроба трижды, а иподиаконы с подсвечниками ходят кругом. Таже протодиакон: «Благослови, владыко». Архимандрит: «Благословен Бог наш». Начинают вечерню… По апостоле протодиакон чтет святое евангелие за Плащаницею... А в стиховну бывает целование и отпуск вечерни, по чину с трикириями, целует архиерей язву в ребре и руке, по семь в ногах, таже паки в руке, а власти точию целуют язву ножную, такожде и вси прилучившиеся». (Никольск. Пособ. к изучен. Устав. богосл. прав. Церкв. Спб. 1874 изд. 3, стр. 603, прим. 3). В других местах вынос совершается за самою вечернею, при пении стихири на стиховне. Этот обычай в упомянутом уже нами сочинении К. Никольского описывается так: «при пении песни: «Тебе одеющагося светом, яко ризою, снем Иосиф с древа с Никодимом», в которой изображается недоумение Иосифа и Никодима, как они погребут Господа, какою ризою обовьют, священник, изображая Иосифа Аримафейского, благоухает Плащаницу, лежащую на престол, обходя ее трижды с кадилом. После «Отче наш», при пении тропаря: «Благообразный Иосиф с древа снем пречистое тело Твое, Плащаницею чистою обвив, и вонями, во гробе нове покрыв положи», священнослужители самими священнодействиями изображают то, что поется в тропаре. Они подъемлют на главы Плащаницу и, в предшествии дьяконов с фимиамом кадильным, переносят ее царскими дверьми из алтаря на средину храма. Предстоятель из священников (а если вынос совершается одним священником с диаконом, то священник), в полном облачении, несет под Плащаницею Евангелие, которое полагается на святую Плащаницу, после положения ее на уготованном месте среди храма, изображая1 тем, что Тот, Кто во гробе полагается и обвит Плащаницею, есть Слово из начала (Ин.1:1). По принесении Плащаницы на средину храма, после пения «Благообразный Иосиф», поется песнь на Слава и Ныне: «Мироносицам женам». Она есть как бы продолжение тропаря «Благообразный Иосиф» (Пособ. к изучен. Устав. стр. 603). В некоторых местах в эту вечерню совершается переход из теплого храма в холодный и плащаница переносится в указанное время из алтаря теплого храма на средину храма холодного и ставится здесь на стол близ царских дверей2.

Подробнее...

Дмитриевский А. А. Время совершения литургии в первый день Пасхи.

Содержание

Время совершения литургии в первый день Пасхи Чтение евангелия в первый день Пасхи на разных языках и обряды, сопровождающие это чтение Вечерня в первый день Пасхи накануне праздника Благовещения Пресвятой Богородицы

 

Время совершения литургии в первый день Пасхи

«Последование литургии бывает порану», замечает наш Типикон о времени совершения литургии в первый день Пасхи. Выражение это вполне можно поставить в параллель с другими местами того же Типикона. «В сий (или сей) день бывает литургия порану, говорится в Типиконе о литургии в день Рождества Христова и в день Богоявления Господня, труда ради бденнаго» (л. 153 и 170 об.). Но как ни тождественны по-видимому эти места Типикона, как ни сходны по своим даже слововыражениям, тем не менее действующая ныне практика нашей церкви показывает, что им не придается везде одинакового значения. Литургия на Рождество и Богоявление действительно начинается раньше обыкновенного времени, чем это делается в простые будничные и другие праздничные дни. Так поступают священники сельских приходов и в первый день Пасхи1, давая своим прихожанам некоторое время после утрени на отдых. 

Подробнее...

Александр (Милеант). Основы Православной веры.

 

Содержание:

·      Что такое Символ веры

·      Историческая справка

·      Текст Символа веры

·      Во что мы веруем

·      О Церкви и таинствах;

·      О воскресении мертвых

·      О вечной жизни

 

 

 Что такое Символ веры?

Символ веры — это молитва, в которой изложены в кратких и точных словах основные истины православной веры.

                Человек без веры — все равно, что слепой. Вера дает человеку духовное зрение, помогающее человеку видеть и понимать суть того, что происходит вокруг: как и для чего все сотворено, какова цель жизни, что правильно, а что нет, к чему надо стремиться и так далее.

Подробнее...