Вукашинович В. Литургическое возрождение в ХХ в.
- Догматика
- 28 Ноябрь 2024
История и богословские идеи литургического движения в Католической церкви и их взаимоотношение с литургической жизнью Православной Церкви.
Богословский факультет Сербской Православной Церкви
Содержание
Предисловие к русскому изданию
Предисловие к сербскому изданию
Введение
Часть первая. Литургическое возрождение на Западе Определение основных понятий: литургическое движение, реформа, возрождение Глава I. Предыстория литургического движения в католической церкви A. Литургическая реформа Каролингов и судьба римского обряда литургии Б. Тридентский Собор B. От Тридентского Собора до дона Проспера Геранже Глава II. Этапы и деятели литургического движения A. Монашество и литургическое движение Дон Проспер Геранже и начало литургического движения Б. Организованная научно-исследовательская деятельность и литургическое движение 1. Дон Ильдефонс Хервеген 2. Дон Одо Казель B. Приход и литургическое движение Дон Ламбер Бодуэн – патриарх и патрон литургического движения Глава III. Основные богословские идеи литургического движения Глава IV. Sacrosanctum concilium: II Ватиканский Собор и литургическое движение Часть вторая. Литургическое возрождение и православие Глава V. Православие и богословские идеи литургического движения A. Католические теологи о связи литургического движения с Православной Церковью и о литургическом возрождении в православии Б. Православные богословы о литургическом возрождении в православии 1. Начало 2. Отдельные позиции 3. Богословские совещания 4. Александр Шмеман: православный ответ на литургическое движение?
Верховской С. С. Бог и человек. Учение о Боге и Богопознании в свете Православия.
- Догматика
- 14 Ноябрь 2024
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие автора ***
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ***
Глава первая. Христианское понимание Богообщения ***
Глава вторая. Ветхозаветное учение о Богопознании ***
Глава третья. Богопознание в Новом Завете ***
Глава четвертая. Учение Отцов Церкви IV-го века ***
Глава пятая. Учение Св. Григория Нисского ***
Глава шестая. Общее заключение о путях Богообщения и Богопознания ***
Епископ Василий (Родзянко). Теория распада вселенной и вера отцов. Каппадокийское богословие - ключ к апологетике нашего времени. Апологетика XXI века
- Догматика
- 09 Ноябрь 2024
Болонников А. С. СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ОБ ИСКУПЛЕНИИ в изложении архиепископа Полтавского Феофана.
- Догматика
- 31 Октябрь 2024
секретарь Ученого Совета Минской Духовной Академии и Семинарии
Поводом для изложения догмата Искупления архиепископу Феофану послужила та самая "злоба дня" , в ответ на которую были составлены практически все его богословские сочинения. А в данном случае таковым явилось отступление митрополита Антония (Храповицкого) "от догматического учения Православной Церкви" , что "мы, - писал Преосвященный Феофан, - прежде всего и главным образом утверждаем относительно догматического учения его об Искуплении".1
Решительность тона его "утверждений" объясняется исключительной важностью вопроса, от правильности или ошибочности понимания которого зависит принятие или отвержение человеком единственно верного пути ко спасению - "никто не приходит к Отцу, как только через" Христа, Который есть единственный "Путь и Истина и Жизнь" (Ин. 14, 6). Поэтому архиепископ Феофан, как "практический" , а не "кабинетный" богослов, вступает в полемику с митрополитом Антонием лишь тогда, когда опасности уклонения от правого пути веры подвергается значительная часть паствы Русской Церкви.
Краткая предыстория полемики
Болонников А. Догматическая дискуссия архиепископа Феофана (Быстрова) и митрополита Антония (Храповицкого).
- Догматика
- 31 Октябрь 2024
Минская духовная семинария, бакалавр богословия — 1995;
Ecumenical Institute (Bossey, Switzerland) — 1998,
Московская духовная академия, кандидат богословия — 1999,
Аспирантура МДА при ОВЦС — 2001,
доцент Минской духовной академии — 2006,
cекретарь Ученого Cовета Минской духовной академии.
Тема настоящей статьи касается важнейшего христианского догмата – учения об Искуплении, и в частности полемики по этому вопросу двух выдающихся Иерархов Русской Церкви: Блаженнейшего Митрополита Антония (Храповицкого) и архиепископа Феофана (Быстрова).
При этом прежде, чем перейти собственно к их полемике, необходимо дать краткую биографическую справку о последнем из них (так как имя первого – митрополита Антония, вероятнее всего, значительно лучше известно, чем имя архиепископа Феофана).
Коротаев Д. Беседа со Свидетелями Иеговы о «верном и благоразумном рабе», Троице и имени Бога.
- Догматика
- 22 Октябрь 2024
Я: Виктор, а можно ли мне ознакомиться с книгой «Свидетели Иеговы - Возвещатели Царства Бога?»
СИ: Эта книга говорит об истории Организации с давних времен. Ее мы получаем по особой заявке и она только для возвещателей.
Антонов Н. Храм Божий и церковные службы.
- Догматика
- 06 Октябрь 2024
Андия И. Воскресение плоти согласно валентинианам и Иринею Лионскому.
- Догматика
- 28 Сентябрь 2024
Оп.: «СИМВОЛ» №39. Июль 1998. Стр. 39-53.
Cуществует ли воскресение плоти? И как воскресает плоть?
С момента своего рождения христианство сталкивалось с группами, которые сомневались в воскресении или полагали, что оно уже наступило. Стремясь продемонстрировать преемственность с апостольскими временами, Тертуллиан связывает именно с ними Маркиона, Апеллеса или Валентина:
В первом послании к Коринфянам2 Павел осуждает тех, кто сомневается в воскресении или отвергает его: таково мнение саддукеев. Его разделяли Маркион и Апеллес, а также Валентин и те, кто отвергал воскресение плоти... Наставляя Тимофея, он критикует запрещавших вступать в брак3: таково учение Маркиона и Апеллеса, его ученика. Он упрекает также тех, кто предполагает, что воскресение уже свершилось4: это то, что сами валентиниане утверждают о себе5.
Постовалова В. И. Символ и реальность в православном богослужении.
- Догматика
- 16 Сентябрь 2024
В статье на материале теолингвистического анализа литургического богослужения в православной Церкви рассматривается проблема онтологической взаимосвязи символа и реальности. Дается характеристика литургического символа как многомерного мистико-семиотического образования.[1]
Посвящается светлой памяти Вероники Николаевны Телия По мере приближения к «реальности» все меньше нужно слов. В вечности же уже только «Свят, свят, свят...» Только слова хвалы и благодарения, моление, белизна полноты и радости. Поэтому и слова только те подлинны и нужны, которые не о реальности («обсуждение»), а сама - реальность: ее символ, присутствие, явление, таинство. Слово Божие. Молитва. Искусство. Когда-то таким словом было и богословие: не только слова о Боге, но божественные слова - «явление»... Что такое молитва? Это память о Боге, это ощущение Его присутствия. Это радость от этого присутствия. Всегда, всюду, во всем.
Протоиерей Александр Шмеман. Дневники.
Помазанский М. Православие и экуменическое движение.
- Догматика
- 08 Сентябрь 2024
Православие и экуменическое движение
Содержание: Кафоличность Церкви и экуменизм. “То, что имеешь, держи.” Православие и его враги.
Кафоличность Церкви и экуменизм.
Протопресвитер о. Михаил Помазанский
Когда император Константин Великий, ради успокоения догматических споров в Христианской Церкви, собрал собор епископов всей Империи, этот собор получил название “экуменического.” Это название присвоено было и последующим соборам общеимперского вида. Когда некоторые участники этих соборов, которые прежде были в ереси, отказывались от прежнего своего заблуждения, они подтверждали свой отказ подписью: “Присоединяюсь к Православной Кафолической Церкви” и далее следовала подпись епископа (см. Деяния Вселенских Соборов, изд. Казанской Дух. Академии). Почему же не — к экуменической, а именно — к кафолической Церкви?