Катанский А. Л. Очерк истории обрядовой стороны Таинства Елеосвящения.

Историческое исследование литургической стороны таинства елеосвящения принадлежит к числу наиболее трудных предметов во всей литургической области. Причины этой трудности заключаются не в одной только обыкновенно указываемой скудости исторических свидетельств об этом таинстве, но и в характере самих свидетельств. Недостаточность исторических данных для таинства елеосвящения касается главным образом первых трех веков; в следующие же века взамен этого недостатка является относительное обилие свидетельств если не о составе “последования” таинства елеосвящения, то, по крайней мере, об употреблении помазания елеем в болезни; но тут встречаются весьма большие затруднения в пользовании этими свидетельствами; затруднения эти касаются надлежащей оценки, верного понимания и истолкования исторических данных. В виду последнего рода трудностей, изложению данных, относящихся собственно к истории „последования” таинства елеосвящения, предпосылаем изложение исторических свидетельств об употреблении елея древними христианами, – употреблении общем и сакраментальном.

Подробнее...

Горский А. Древнехристианская практика Причащения Св. Таин, по памятникам письменности и искусства.

Первым моментом, с которого началась история чина причащения, бесспорно является последняя пасхальная вечеря, совершенная Христом Спасителем в обширной, убранной комнате одного из иерусалимских домов. На этой вечери Им было установлено таинство евхаристии, и апостолы первыми сподобились вкушения Его пречистого тела и крови. Что же повествуют нам об этом первопричащении св. Таин ближайшие по времени свидетели этого события, – св. евангелисты? Они передают нам, что, во время пасхальной трапезы, возлежавший, несомненно, за невысоким столом Спаситель «взял хлеб и благословив преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть тело Мое. И взяв чашу, и благодарив, подал им и сказал: пейте из нея все; ибо сия есть кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов». (Мф. 26:26–28 срв. Мк. 14:22–24; Лк. 22:19–20; 1Кор. 11:23–25). Из этих кратких, но вполне ясных свидетельств нетрудно составить себе представление о том способе и той форме причащения, которые имели место на Тайной вечери. Несомненно, прежде всего то, что Апостолы приобщались тела и крови Христовой под двумя отдельными видами: сначала они приняли св. тело, a затем приступили и ко вкушению из чаши св. крови. Что касается, в частности, способа принятия ими евхаристического хлеба, то указание евангелистов на его раздаяние – διάδωσις – (конечно руками) заставляет думать, что и получение его – ετάληψις – было принятием в руки (χειροφηψία), a не прямо в уста (στωμαφηψία). Можно составить себе представление и о способе вкушения Апостолами святейшей Крови. В словах евангелистов Матфея и Марка: «взяв чашу и благодарив, подал им». (Ἔδωκεν αὐτοῖς) речь идет не о преподаянии содержавшейся в чаше св. Крови, a только о вручении самой чаши. Поэтому нужно думать, что Апостолы, принявши из рук Спасителя св. чашу, Его Благословенной Крови приобщились уже самостоятельно, каждый в своих руках поднося чашу к своим устам. Таковы были евхаристическая форма и способ причащения на пасхальной вечери. Они-то и, несомненно, и послужили незыблемою основою для всей последующей практики причащения. За это говорит вся дальнейшая история развития чина причащения: несмотря на ее тридцативековое протяжение, мы ни разу не встречаем в ней коренного изменения или преобразования этих форм; все оттенки и направления, которые принимала она в своем развитии, всегда были только лишь в большей или меньшей степени их комбинированием.

Подробнее...

Помазанский М. Экуменика на фоне православной литургики.

В начале 1998 года в газете "Радонеж" было напечатано письмо в редакцию, в котором было отмечено, что истоки современного обновленчества идут от представителей т.н. "парижской" школы богословия: оо. Н. Афанасьева, А. Шмемана и И. Мейендорфа. Отвечая на это письмо, протоиерей Валентин Асмус, в частности, указывает, что он давно мечтает увидеть серьезный критический разбор сочинений о. Шмемана и о. Афанасьева.

Около 40 лет тому назад протопресвитером Михаилом Помазанским, преподавателем Догматического Богословия в Свято-Троицкой семинарии, была написана предлагаемая статья — отзыв на книгу протоиерея Александра Шмемана: "Введение в литургическое богословие". В ней отец Михаил убедительно, спокойно и глубоко разбирает труд отца Шмемана, указывает на опасность его мышления и предупреждает, каковы могут быть последствия проникновения его убеждений в православную среду. В статье читателю открывается богатство и глубокий смысл православного богослужения и тонкость православного мышления. Поскольку эта статья отца Михаила Помазанского, представителя джорданвиллской "тихой школы", стала редкостью, мы решили ее предложить нашим читателям и приурочить ее публикацию к 50-летию Свято-Троицкой духовной семинарии. Первоначально статья была опубликована в "Православном пути" за 1962 год.

Редакция.

Подробнее...

Осипов А. И. Тайна Церкви: Святая Евхаристия в жизни Церкви.

• Заключение Cинодальной богословской комиссии по Совместному заявлению Православно-лютеранской комиссии по богословскому диалогу «Тайна Церкви: Святая Евхаристия в жизни Церкви» (Братислава, 2-9. 11. 2006)

• Письмо его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Филарету, митрополиту Минсокму и Случкосу, патриаршему экзарху всея Беларуси председателю синодальной комиссии

• ПРИЛОЖЕНИЯ

o            Отзыв № 1 на итоговый документ Православно-лютеранской смешанной комиссии

o            Отзыв № 2 на итоговый документ Православно-лютеранской смешанной комиссии

 

Заключение Cинодальной богословской комиссии по Совместному заявлению Православно-лютеранской комиссии по богословскому диалогу «Тайна Церкви: Святая Евхаристия в жизни Церкви» (Братислава, 2-9. 11. 2006)^

Подробнее...

Александр (Милеант). Истинная и ложная мистика.

Содержание:

Введение. О восточных и западных писателях.

          Часть I

Истинная и ложная мистика. Видения. Откровения. О прелести в молитве. Признаки истинного духовного настроения. Мечтательность, воображение духовных картин и образов. “Мнение” — подмена благодатных ощущений и состояний.

          Часть II

Характерные черты из жизни и учения католических святых.  Франциск Ассизский. Жизнь до обращения. Выступление Франциска на общественное служение и учреждение ордена.

Видения Франциска. Игнатий Лойола. Католические святые: Маргарита, Гертруда и Тереза. “Подражание Иисусу Христу” Фомы Кемпийского.

 

 

 

Введение.

О восточных и западных писателях

        Никто, кажется, столько не вник в Евангелие, сколько вникли в него святые пустынножители; они старались осуществлять Евангелие самою жизнью, самыми помышлениями и чувствованиями своими. Отличительною чертою их было глубочайшее смирение; падение человека было постоянным предметом их размышления; постоянным их занятием был плач о грехах своих.

Подробнее...

Тафт Р. Когда следует становиться на колени во время Литургии.

Вопросы и ответы о Восточных Церквах

от архимандрита Роберта Тафта SJ

Опубликовано: Questions on the Eastern Churches 9: «When should one kneel during the liturgy?»// Eastern Churches Journal 10/3 (2003) 95-102.

http://vselenstvo.narod.ru/library/asktaft9.htm

Пер. о. Сергия Голованова

Вопрос № 9 «Когда следует становиться на колени во время Литургии»

Вопрос:

Уважаемый отче,

Я надеюсь, что Вы поможете мне не впасть в искушение. Всегда ли допустимо вставать на колени во время Божественной Литургии? Если это так, то в какой именно момент Литургии и литургического года это приемлемо? Я получила множество противоречивых ответов от других людей, в т.ч. и от духовных особ, и я думаю, что если кто-нибудь становится на колени, то также должна поступать и ты.

Можете ли Вы дать мне ответ на этот вопрос, опираясь на литургические книги, которые еще не латинизированы?

Ваша дщерь во Христе, (подпись)

Подробнее...

Аверинцев С. С. Софиология и мариология предварительные замечания.

I

 

Готовясь говорить о Софии, Премудрости Божией, мы должны вспомнить слова Писания:

«Начало Премудрости — страх Господень» (Пс 111:10; Притч 1:7; 9:10).

Готовясь говорить о Деве Марии, Матери Божией, мы должны вспомнить слова из гимна св. Иоанна Дамаскина, почитаемого церковной традицией Востока и Запада:

Stergein men hmaV wV akindunon fobw

Paon siophn. Tw poqw de Parqene

UmnouV ufoinein suntonw teqhgmenouV

ErgwdeV estin. Alla koi, Migthr. sqegoV

Osh pefuken h proairesiV, didou.

(«Для нас безопаснее и не так страшно избрать [буквально — возлюбить] молчание; но по понуждению любви слагать пространные хвалы — дело трудное. Так дай, Матерь, и силу, соразмерную воле».)

А еще раньше, в патристическую эпоху, 2-й икос Акафиста именовал Деву Марию: boulhV aporretou mustiV («Посвященная [слово из мистериального словаря] несказанного произволения [Бога]»).[1]

Подробнее...

Александр (Милеант). Христианское учение о конце мира и будущей жизни.

 

Предисловие

 

Богу было угодно сделать нас свидетелями знаменательного события на нашей многострадальной родине, когда после 70-тилетнего гнета, без всякой войны или народного восстания, “сама собой” рухнула богоборческая власть! Об этом, как и об ужасах коммунизма, предсказывали последние оптинские старцы и некоторые праведники дореволюционной России. (Оптинские старцы Анатолий (Потапов, 1922) и Нектарий (Тихонов, 1928), иеросхимонах Аристоклий Московский (1918), старец Алексей (Засимовский) и др. Важно отметить, что согласно их предсказаниям духовное возрождение России должно было произойти незадолго до конца мира, хотя они и не уточняли, сколько времени это “незадолго” продлится. Тем не менее, современные мировые события — перенаселение земного шара, катастрофическое загрязнение природы, истощение земных ресурсов и исполнение многих предсказаний Священного Писания, относящихся к последним временам, — наводят на мысль, что конец мира действительно не за горами.

Подробнее...

Голубцов А. П. О церковном пении и музыке.

Содержание

Три рода пения в Древней Церкви. Ограничение участия народа в пении Характер пения в Древней Церкви Осмогласие. Музыкальные знаки Пение в Западной Церкви Инструментальное исполнение церковных песнопений

 

Три рода пения в Древней Церкви. Ограничение участия народа в пении

Как исполнялись гимны или песнопения в древнехристианской церкви при богослужении? Уже из самого понятия о гимне, как песнопении, видно, что его исполнение совершалось посредством пения или вокальной музыки. На эту связь гимна с пением ясно указывает блаж. Августин, когда замечает про первый, что он предполагает три следующих условия: а) это должна быть песнь хвалебная 2) песнь во славу Божию и 3) непременно песнь, т.е. исполняться посредством пения . Все эти условия имели место в богослужебной практике древнехристианской церкви. Нам предстоит обратить внимание на выполнение последнего из них и ближе ознакомиться со способом музыкально-голосового исполнения церковных песнопений во время службы.

Подробнее...

Беляев А. Д. О празднике св. Пятидесятницы.

Содержание

История празднуемого события Начало праздника Образ празднования Продолжение празднования Пятидесятницы Цель праздника 

 

В пятидесятый день от первого дня Пасхи совершается Церковью праздник Пятидесятницы, в воспоминание сошествия Святого Духа на Апостолов.

Наименование Пятидесятницы усвояется сему празднику по примеру Церкви ветхозаветной, в которой праздник сей уготовлен был в память синайского законодательства и для принесения благодаренья Богу за плоды жатвы, оканчивавшейся к тому дню. Но событие, воспоминаемое в сей день Церковью христианскою, дало ему и другие наименования. У св. Григория Богослова он называется днем Духа1, у бл. Августина – праздником пришествия Св. Духа2. поелику же с явлением Святого Духа, открылось роду человеческому гораздо в яснейшем свете достопокланяемое таинство св. Троицы3 и в церковном богослужении сего дня воспоминания о сем событии не отделяются от прославления св. Троицы: то отсюда произошло новое наименование праздника – день св. Троицы.

Подробнее...