Иконография праздника Благовещения.

Икона является неотъемлемой частью литургической жизни Церкви – через образ, как и через слово, Церковь проповедует миру Истину. Икона рождается из живого литургического опыта. Икона – это воплощенная молитва. Она создается в молитве и ради молитвы. Как одна из форм проповеди Евангелия, как свидетельство Церкви о Боговоплощении она есть составная часть богослужения так же, как и церковное пение, архитектура, обряд. Икона помогает нам лучше уяснить смысл церковного праздника.

Подробнее...

Евгений, архимандрит. Объяснение Литургии Преждеосвященных Даров.

Благочестивые читатели!

Предлагая Вашему благосклонному вниманию эту небольшую книжку, я спешу сказать о тех побуждениях и цели, которые руководили мною при ее написании. Содержание книжки составляют мои домашние беседы в кругу знакомых и близких людей, своим предметом часто имевшие Божественные службы. В своих беседах я старался по мере возможности удовлетворить христианскую любознательность своих собеседников. Из всех церковных служб особенно интересовались они службами великопостными и важнейшею из них – Преждеосвященной Литургией. Искренние желания слушателей всегда иметь у себя и читать то, что я говорил о Преждеосвященной литургии, и побудили меня записать те свои устные объяснения, какие предлагались мною в домашних беседах. Сколько мог, я постарался здесь коротко выяснить: что это за литургия, для чего она служится, давно ли известна, каким именно образом совершается и, наконец, что изображает собою или что означает в ней каждое священное действие?

Арх. Евгений.

Подробнее...

Лосский В. Н. Сретение

Праздник принесения во храм, или Сретения (`Upapante), Господа нашего Иисуса Христа на Западе более известен под названием Очищения (purification) Пресвятой Девы. Как большинство праздников палестинского происхождения, праздник принесения Христа во храм восходит к древним временам христианства. Этерия наблюдала, с какими торжественными шествиями праздновался он в Иерусалиме в конце IV века (1).

Подробнее...

Александр (Милеант), епископ. Праздник Богоявления или Крещения Господня.

Начало рождения водой и Духом

Содержание

Событие Крещения Значение Крещения Господня Богослужение праздника Крещения Господня (Богоявления) Канон Богоявления Освящение воды 

 

Праздник Богоявления или Крещения Господня, наравне с праздником Пасхи, является древнейшим христианским праздником. Посвящен он крещению Господа Иисуса Христа в реке Иордан. Этот праздник издревле встречался христианами с большим подъемом потому, что он напоминал им об их собственном крещении и побуждал глубже осознать силу этого таинства.

В этой брошюре мы расскажем о событии крещения Господа Иисуса Христа и постараемся уяснить значение этого евангельского события для нашей христианской жизни, объясним главнейшие моменты богослужения праздника Богоявления, приведем канон утрени в русском переводе. В конце расскажем о значении крещенского освящения воды.

Подробнее...

Иаков (Савельев), иеродиакон. Учение о греховных страстях по сочинениям епископа Варнавы (Беляева).

Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия

На правах рукописи

Научный руководитель: игум. Даниил (Василенко)

Сергиев Посад 2014

Содержание

Введение Актуальность темы Обзор источников Степень научной разработанности темы Цель и задачи Предмет и объект исследования Методология Научная новизна диссертации Практическая значимость диссертации Апробация результатов исследования Структура диссертации Глава 1. Жизнеописание епископа Варнавы (Беляева) Глава 2. Отношение еп. Варнавы к различным авторам, произведения которых он цитирует при изложении аскетического учения § 1. Возможные письменные источники знаний в области аскетики § 2. Отношение еп. Варнавы к Священному Писанию § 3. Отношение еп. Варнавы к Святым Отцам, подвижникам благочестия и церковным писателям § 4. Отношение еп. Варнавы к философам и писателям Отношение еп. Варнавы к славянофилам Отношение еп. Варнавы к либеральным философам и писателям Отношение еп. Варнавы к иным философам и писателям § 5. Отношение еп. Варнавы к церковным ученым § 6. Отношение еп. Варнавы к светским ученым Психологи и психиатры Ученые физиологи § 7. Критика еп. Варнавой ложных учений в области аскетики иных конфессий, религий и религиозных верований Глава 3. Некоторые особенности изложения материала еп. Варнавой. Анализ главного источника данной работы – его книги «Основы искусства святости» § 1. Научный метод еп. Варнавы § 2. Особенности литературного стиля еп. Варнавы §3. Литературно-исторический анализ книги «Основы искусства святости» Глава 4. Общие сведения о грехе и греховных страстях § 1. Действие страстей в человеке после грехопадения и путь к избавлению от них § 2. Генезис греха и греховных страстей § 3. Общие сведения о борьбе с грехом § 4. Количество главных (начальных) греховных страстей (помыслов) § 5. Систематические описания грехов и греховных страстей § 6. Общий план описания каждой из греховных страстей еп. Варнавой 

Подробнее...

Свенцицкий Валентин, протоиерей. Шесть чтений о таинстве покаяния в его истории.

(Против общей исповеди)

Читано в храме св. Панкратия в Великий пост 1926 г.

 

 

Посвящается приснопамятным столпам православия о. Иоанну Кронштадтскому и духовному отцу моему, оптинскому старцу иеросхимонаху Анатолию

Да не подумают однако же, будто бы я утверждаю, что всяким миром надо дорожить. Ибо знаю, что есть прекрасное разногласие и самое пагубное единомыслие; но должно любить добрый мир, имеющий добрую цель и соединяющий с Богом.

Св. Григорий Богослов

Крайнее нерадение и бессовестие есть некоторых пресвитеров принимать к исповеди многих.

«О должностях пресвитеров приходских»

 

Чтение первое

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Я не ставлю себе задачи исторической в собственном смысле этого слова. Я не сообщаю новых фактов, не исследую их внутренней связи. Я пользуюсь уже готовым материалом и данными церковной истории для определённой задачи. На основании этих данных я хочу уяснить себе истинную природу одного глубоко печального явления современной церковной жизни – разумею так называемую «общую исповедь».

Подробнее...

Афанасий (Евтич), епископ. Православная вера и жизнь. Догма и этика в православии.

Христианство представляет собой уникальный опыт гармоничного соединения вероучительных и нравственных истин. Идеал христианина невозможно представить себе без правильного понимания и взаимодействия доктринального и этического компонентов. Данная мысль обусловлена тем фактом, что синонимом христианства является Богочеловек Иисус Христос, в Котором в совершенстве проявился модус соединения веры и жизни. О том, как мыслит богословие этот феномен, читайте в тексте доклада епископа Афансия (Евтича).

«Вообрази Христа Твоего в хотящем паки родитися, назидай его на основании апостол и пророк Твоих, насади его насаждение истины во Святей Твоей Соборней и Апостольстей Церкви» (Чин Крещения)

§ I

В сущности, что такое Христианство, как не Сам Господь Христос. А Христос, значит, и есть Логос и Сын Божий, Который воплотился и стал человеком. Само имя Христа (Мессии, Помазанника), как известно, восходит к факту воплощения Сына и Логоса Божия, к соединению в Его Личности Божества и человечества, Бога и человека. Так как во Христе однажды навсегда Бог соединился с человеком, и так как вследствие этого человек был помазан (κεχρισμ?νος) Богом, естество человеческое было помазано естеством Божественным, то Логос Божий, воплотившийся и ставший человеком, и называется „Христом“, т.е. одновременно Богом и человеком – Богочеловеком, Θε?νθρωπος.

Подробнее...

Афанасий (Евтич), епископ. О Таинстве Святой Евхаристии.

Что касается божественной Евхаристии, прежде всего, нужно объяснить, что для нас, славян, она является Литургией. В греческом языке слово «литургия» имеет несколько значений: служба, функция, служение. То есть у греков слово «литургия» обозначает не только богослужение, но и исполнительную функцию или активность, например, государственного организма. Это слово используется не в узкоограниченной сфере, в сфере церковного служения, а в любой сфере деятельности. Поэтому греки для обозначения мистагогического служения Церкви употребляют словосочетание «Святая Евхаристия», которое имеет значение того, что мы называем Литургией. Использование термина «Евхаристия» выделяет это Божественное служение. Поэтому, несмотря на то, что наш народ привык к использованию слова «литургия», по своему значению и смыслу Евхаристия и Литургия являются синонимами.

Евхаристия происходит от слова «благодарение» и отражает первый главный момент канона Литургии, то есть Анафору, начинающуюся с момента благодарения Богу. Господь Иисус Христос является первым настоящим благодарением Отцу, поскольку Он от имени всей созданной твари и человека, как венца сотворения мира, благодарил Бога Отца. Такое благодарение ожидалось и от первого созданного человека – Адама. Если бы он исполнял заповедь благодарения, то он никогда не согрешил бы. «Твоя от твоих Тебе приносящее от всех и за вся», – читаем в молитве Евхаристического канона, в знак благодарения за то, что сделал, делает и будет делать Господь для нас.

Подробнее...

Феофан Полтавский (Быстров). Доклад об учении митрополита Антония (Храповицкого) о догмате Искупления.

Содержание

Предисловие

Введение

1. Учение о естестве Часть 1 Часть 2 Часть 3 2. Гефсиманская молитва Часть 1 Часть 2 3. О благодати Часть 1 Часть 2 4. Голгофа 5. О свойствах Божиих 6. Сущность Искупительного подвига Иисуса Христа Часть 1 Часть 2 7. О греховных наклонностях 8. Первородный грех 

Предисловие

Доклад архиепископа Феофана Полтавского (1874–1940) был написан им во второй половине 20-х годов и содержит в себе опровержение учения митр. Антония (Храповицкого).

Публикуемый текст Доклада значительно отличается от того сокращенного варианта, который дважды публиковался: Русским Валаамским обществом и в 1997 г. обществом св. Василия Великого.

Центральной темой Доклада является учение митр. Антония о едином естестве человеческом, разбору которого посвящена первая глава. Архиепископ Феофан на основании прп. Максима Исповедника и других отцов Церкви доказывает, что в богословии единое естество человеческое может пониматься только логически отвлеченно, но никак не в качестве метафизической или физической реальности: «В отношении же к неделимым тварного естества, и в частности к людям, понятие «единого» берется в смысле безусловного единства только отвлеченно, поскольку всякое понятие рода или вида одно. В применении же к действительности оно указывает лишь на одинаковость природы всех неделимых данного рода». А это значит, что невозможно и коллективное Богообщение, которое проповедуют как протестанты (и «восточного обряда», как о. Александр Шмеман), так и православные, как о. Иустин (Попович).

Подробнее...