Николай (Летуновский). История чинопоследования хиротонии во диакона.

Диакон – одна из трех степеней священства в Православной Церкви.

Институт диаконства возник в I в. и имеет основание в Новом Завете. Впервые термин «диакон» в христианском смысле, обозначающем особую степень церковной иерархии, употребляется в Флп. 1:1 и 1Тим. 3:1–13[1].

В ранней Церкви за диаконами были закреплены функции служения при совершении Евхаристии, распределения приношений для бедных, вдов и сирот; диакон являлся ближайшим помощником епископа[2], участвовал в церковном учительстве и совершении Таинств, причащал верных, охранял двери от входа недостойных, в крайних случаях диаконы могли крестить и принимать исповедь. Помимо литургических функций в Византии диаконы исполняли различные многочисленные социальные и административные служения[3]. Такое количество обязанностей требовало, чтобы самих диаконов при Церквах было достаточное количество. Но в некоторых Церквах, основываясь на Деян. 6:1–7, поставляли не больше семи диаконов, и даже поместный Неокесарийский собор (между 314 и 325 гг.) узаконил такой порядок 15-м правилом. Когда же Трулльский собор разъяснил, как надо понимать 6 главу книги Деяний и отменил 15-е правило Неокесарийского собора, тогда во всех Церквах стали рукополагать столько диаконов, сколько требовалось.

Требования для ставленника в диаконы согласно канонам Православной Церкви таковы: вера, нравственная чистота и воздержание, безбрачие или единобрачие (1Тим. 3:8–13); рукополагаемый не должен быть неофитом (1Тим. 3:6; Апост. 80; I Всел. 2); минимальный возраст для ставленника – 25 лет (Трул. 14; Карф. 16(22))[4].

Подробнее...

Игнатия (Пузик, Петровская). Гимнографическое творчество преподобного Андрея Критского.

Труды гимнографов Церкви, вошедшие в состав Богослужения, рассматриваются в последнее время как особый раздел – Литургическое Богословие.

Действительно, мы не находим подобного определения в работах маститых исследователей песнопения и песнотворцев Православной Церкви ни в минувшем XIX веке, ни в начале текущего XX-го. С понятием Литургического Богословия, как богослужебного достояния отцов и песнопевцев Церкви, мы встречаемся только во второй половине текущего столетия. Особенно отчетливо это представлено Преосвященным Вениамином (Миловым) в «Чтениях по Литургическому Богословию»1.

Разбирая чинопоследование вечерни, утрени и других частей Богослужения Православной Церкви, изложенное в различных богослужебных книгах, Преосвященный Вениамин весьма обстоятельно анализирует значение тех или иных произведений святых песнописцев, которые, будучи посвящены спасительным догматам православного исповедания, имеют непосредственное отношение и в наше время к жизни, подвигу и великому делу спасения каждого из членов Церкви – как мирянина, так и инока. Автор труда по Литургическому Богословию рассматривает произведения некоторых отцов, касаясь, то кратко, то более подробно, тех основных богословских положений, которые в них раскрываются. Эти-то положения и составляют живую ткань предмета Литургического Богословия.

Подробнее...

Иларион (Домрачев). На горах Кавказа.

Беседа двух старцев пустынников о внутреннем единении с Господом наших сердец чрез молитву Иисус Христову или духовная деятельность современных пустынников

 

 

Россия погибнет, если перестанет почитать имя Божие


(Предупреждение Афонских подвижников в начале XX века)

 

 


Содержание

Предисловие автора ко 2-му изданию. Здесь, прежде всего, показано высокое достоинство Иисусовой молитвы и ея необходимость в деле нашего вечнаго спасения; частию показано значение имени "Иисус"

Старческое слово к юным подвижникам

Общее замечание о Иисусовой молитве

Глава  1. Восход пустынножителя на горы и поэтическое описание горной красоты, открывшейся его взору

Глава  2. Замечательная встреча со старцем пустынножителем, и начало беседы с ним о духовном деле

Глава  3. Разъяснение о том, что в имени Божием присутствует Сам Бог

Глава  4. Доказательства тому – почему имени "Иисус" приписывается Божественное достоинство. И почему для верующаго и любящаго Господа Иисуса, оно есть как бы Сам Он Господь и Спаситель

Глава  5. Объяснение того, в чём состоит действенность или же ощутимость для нашего сердца Иисусовой молитвы

Подробнее...

Шахбазян К. Г., Крымов В. В., Шахбазян М. А. Владимир Лосский: очерк догматического богословия.

Влияние идей Владимира Николаевича Лосского на современное православное богословие огромно. И влияние это кажется многим целительным, ибо учение Лосского воспринимается в русле движения, направление которого было определено прот. Георгием Флоровским: «вперед к отцам»1. Соответственно, те его идеи, которые находятся, к сожалению, в противоречии со святоотеческим учением, требуют самого подробного и внимательного рассмотрения. Начнем мы с попытки продумать некоторые мысли, высказанные Лосским в сочинении Богословское понятие человеческой личности. Это сочинение представляется нам чрезвычайно значимым для понимания данного Лосским богословского обоснования постановки и разрешения напрямую связанных с учением о Воплощении вопросов о соотнесении понятий «ипостась, «личность», «природа», «сущность», «образ», «индивидуум», поскольку посвящено ему специально и является наиболее зрелым плодом его размышлений.

Рассуждение Лосского опирается на методологический принцип, заявленный в самом начале статьи.

«Я не берусь излагать то, как понимали человеческую личность отцы Церкви или же какие-либо иные христианские богословы. Даже если бы мы и хотели за это взяться, следовало бы предварительно спросить себя, в какой мере оправдано само наше желание найти у отцов первых веков учение о человеческой личности. Не было бы это желанием приписывать им мысли, вероятно, им чуждые, но которыми мы, тем не менее, их наделили бы, не отдавая себе ясного отчета в том, как зависимы мы в самом методе нашего суждения о человеческой личности от сложной философской традиции – от образа мысли, следовавшей путем весьма отличным от того, который можно было бы считать путем собственно богословского предания? 

Подробнее...

Юрченко А. Догматическое послание.

по христологической проблематике

диакона Андрея Юрченко

 

Его Святейшеству,

Святейшему АЛЕКСИЮ II,

Патриарху Московскому и всея Руси

Его Высокопреосвященству,

Высокопреосвященнейшему ФИЛАРЕТУ,

Митрополиту Минскому и Слуцкому,

Патриаршему Экзарху всея Беларуси,

Председателю Богословской Комиссии Священного Синода Русской Православной Церкви

 

Высокопреосвященным Постоянным Членам Священного Синода Русской Православной Церкви

 

Членам Освященного Архиерейского Собора

Русской Православной Церкви

Подробнее...

Дж. Эриксон. Квасной хлеб или опресноки. К вопросу о богословском смысле раскола 1054 г.

Событие раскола 1054 г., как одного из наиболее драматичных и значительных эпизодов средневековой эпохи, заслужило пристального внимания со стороны ученых. Но, несмотря на то, что общая картина этой истории хорошо известна, существует множество ее интерпретаций. Традиционно на события 1054 г. предпочитали смотреть как на явный разрыв или раскол, причина которого заключается, - в зависимости от точки зрения, - либо в претензиях реформированного папства, либо в бунтарстве и непокорности, свойственной Византийской Церкви. Однако, современная наука имеет тенденцию приуменьшать значительность события 1054 г.: причем, с одной стороны, делаются попытки доказать, что реально раскол между Востоком и Западом имел место гораздо раньше, с другой, - подчеркивается тот факт, что Византия и Рим продолжали сохранять дружеские церковные отношения и после 1054 г.

Подробнее...

Худиев С. Об уверенности в спасении.

Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его

Иисуса Христа, Господа нашего (1 Кор. 1:9).

 

 СОДЕРЖАНИЕ От автора 5 Общие понятия 11 Человекам это невозможно 14 Возмездие за грех -- смерть 22 Искупление во Христе Иисусе 28 Вера 37 Оправдание верой 41 Спасение как нынешнее состояние 54 Спасение как процесс 65 Господство Христа 69 О предопределении ко спасению 76 О соблюдении ко спасению 88 Внутреннее свидетельство Святого Духа 101 Об исходе души из тела 105 Заключение 114 Приложение: Каноны II Аравсийского (Оранжского) собора 120

 

Я мог бы отчаяться по причине бесчисленных моих грехов, пороков и преступлений, которые совершил и ежедневно не перестаю совершать сердцем, устами, делом, всеми способами, которыми может грешить человеческая немощь, если бы Слово Твое, Боже мой, не стало плотью и в нас не обитало. Но я не осмеливаюсь уже отчаиваться, так как Он был послушным даже до смерти, и смерти крестной, понес на Себе рукописание грехов наших и, пригвоздив его ко кресту, распял грех и смерть. И я обрел безопасность в Нем, сидящем одесную Тебя и ходатайствующем о нас. Уповая на Него, я желаю прийти к Тебе, Которым мы уже воскресли, и ожили, и взошли на небо. Тебе хвала, Тебе слава, Тебе честь, Тебе благодарение.

Подробнее...

Филипп (Симонов). Училище покаяния: Схолии на полях Великого канона.

Содержание

Введение

«Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему...»

Великий канон. Творение святого отца нашего Андрея Критского, Иерусалимского, глас 6

 

Введение

Предлагаемая вниманию читателя книга профессора игумена Филиппа (Симонова) – первый в отечественной литературе опыт толкования Великого канона преподобного Андрея Критского, открывающего православным христианам двери Великого поста и вводящего их в смысл покаянного делания.Читатель не найдет в ней легкого занимательного чтения: книга предназначена для пытливого ума, желающего углубить свои знания реалий и богословских посылок Ветхого и Нового Завета, которыми так щедро засевает преподобный Андрей духовную ниву покаяния и которые часто представляют определенные затруднения для современного читателя.Книга подготовлена на основе святоотеческих толкований Священного Писания и ориентирована на широкий круг читателей, неравнодушных к своей духовной жизни, стремящихся глубже войти в смысл православного богослужения и с ответственностью организовать свою молитвенную жизнь в дни Великого поста, приуготовляя себя к Пасхальной радости – встрече со Христом Воскресшим. Эту заповедь любви и я премного возлюбил и, не удовольствовавшись творениями боговдохновенных отцов, вознамерился записать собственные косноязычные речи, ибо, если окажется это полезным хотя бы одному брату, будет мне от Господа награда за груд. Если же недостоин я принести пользу другому, то и в таком случае не лишусь своей мзды, но, обдумывая и прилежно изучая то, о чем пишу, разбужу хотя бы собственную убогую душу от великого бесчувствия.Если кто поймет сие писание, в этом будет и за труд воздаяние.Иосиф Исихаст1

Подробнее...

Феофан Полтавский (Быстров). Доклад об учении митрополита Антония (Храповицкого) о догмате Искупления.

Содержание

Предисловие

Введение

1. Учение о естестве Часть 1 Часть 2 Часть 3 2. Гефсиманская молитва Часть 1 Часть 2 3. О благодати Часть 1 Часть 2 4. Голгофа 5. О свойствах Божиих 6. Сущность Искупительного подвига Иисуса Христа Часть 1 Часть 2 7. О греховных наклонностях 8. Первородный грех 

Предисловие

Доклад архиепископа Феофана Полтавского (1874–1940) был написан им во второй половине 20-х годов и содержит в себе опровержение учения митр. Антония (Храповицкого).

Публикуемый текст Доклада значительно отличается от того сокращенного варианта, который дважды публиковался: Русским Валаамским обществом и в 1997 г. обществом св. Василия Великого.

Центральной темой Доклада является учение митр. Антония о едином естестве человеческом, разбору которого посвящена первая глава. Архиепископ Феофан на основании прп. Максима Исповедника и других отцов Церкви доказывает, что в богословии единое естество человеческое может пониматься только логически отвлеченно, но никак не в качестве метафизической или физической реальности: «В отношении же к неделимым тварного естества, и в частности к людям, понятие «единого» берется в смысле безусловного единства только отвлеченно, поскольку всякое понятие рода или вида одно. В применении же к действительности оно указывает лишь на одинаковость природы всех неделимых данного рода». А это значит, что невозможно и коллективное Богообщение, которое проповедуют как протестанты (и «восточного обряда», как о. Александр Шмеман), так и православные, как о. Иустин (Попович).

Подробнее...

Феодорит Кирский. Десять глав о промысле.

Содержание

Слово 1. Доказательство Промысла, заимствованное из рассмотрения неба, луны и сонма звезд Слово 2. Доказательство, заимствуемое из рассмотрения воздуха, земли, моря, рек и источников Слово 3. Доказательство Промысла, заимствуемое из устройства человеческого тела Слово 4. Доказательство Промысла, заимствуемое от устройства человеческих рук и изобретенных человеком искусств Слово 5. Доказательство Промысла, заимствуемое из подчинения человеку животных безсловесных Слово 6. О том, что богатство и бедность полезны для этой жизни Слово 7. О том, что рабство и господство полезны для настоящей жизни Слово 8. О том, что для здравомыслящих нет вреда служить господам злым Слово 9. О том, что труд правды не безплоден, хотя и не виден в настоящей жизни, и о воскресении, доказываемом умозаключениями естественного разума Слово 10. О том, что Бог издревле был Попечителем не одних иудеев, но и всех людей, и о вочеловечении Спасителя 

 

Слово 1. Доказательство Промысла, заимствованное из рассмотрения неба, луны и сонма звезд

С самою природою вложен в людей закон, чтобы дети заступались за обиженных отцов и слуги за господ, также граждане подвергали себя опасности за одолеваемые врагами города, одним словом, чтобы облагодетельствованные, по мере сил, воздавали долг свой благодетелям.

Видим же, что и царя, который подданными, управляет прямодушно и справедливо, и власть срастворяет кротостию, и щитоносцы и копьеносцы его защищают на войне усердно.

Подробнее...