Архимандрит Киприан (Керн) Левитство и пророчество как типы пастырствования

В задачу настоящей статьи не входит историческое изучение взаимных отношений этих институтов Ветхого Завета, - левитского и пророческого. Это относилось бы к предмету Библейской археологии и Истории. Поэтому систематическая экзегеза соответствующих текстов книг законоучительных и пророческих также не имеет касательства к моей теме. Я буду обращаться к этим текстам только постольку, поскольку они смогут послужить подтверждению основных мыслей моей темы, осветить светом Библии то, что является особенно важным в этих двух понятиях. Следует помнить, что ни одно место этой статьи и ни одно упоминание имени левитского не должно быть принято как какое бы то ни было умаление этого священного института Ветхого Завета. Забывать не должно: в Ветхом Завете левитство было Божествен ным учреждением, и низвести его с этой высоты было бы дерзновенным покушением на святыню. 

Подробнее...

Иоанн (Маслов). Пасха. Светлое Христово Воскресение.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Пасха. Светлое Христово Воскресение.

История праздника

Содержание и происхождение Цветной Триоди

Особенности пасхального богослужения

Полунощница перед Святой Плащаницей

Пасхальная утреня

Пасхальные часы

Литургия

Чин освящения артоса

Великая вечерня в первый день Пасхи

Уставные особенности богослужения на Светлой седмице

Неделя Антипасхи (Фомина)

Уставные особенности богослужения в Неделю Антипасхи

Радоница

Общие уставные особенности служб от Фоминой Недели до отдания Пасхи

Уставной порядок пения и чтения тропаря «Христос воскресе...»

Особенности богослужений от Недели святых жен-мироносиц до отдания Пасхи

Подробнее...

Иоанн (Маслов). Практическое руководство для священно-церковнослужителей при совершении богослужений в двунадесятые праздники, дни Постной и Цветной Триоди. Господские праздники.

Рождество Христово (25 декабря)

История праздника

Установление празднования Рождества Христова относится к первым векам христианства. До IV века в Восточных и Западных Церквах праздник Рождества Христова праздновался 6 января, был известен под именем Богоявления и вначале относился собственно к Крещению Спасителя.

Основная и первоначальная цель установления праздника – воспоминание и прославление события явления во плоти Сына Божия. Но была и другая причина и цель установления праздника. Несколько раньше, чем в Православной Церкви, празднование Крещения ввели у себя еретики-гностики (евиониты, докеты, василидиане), потому что они придавали самое большое значение в жизни Спасителя Его Крещению. Так, евиониты учили, что Иисус был сын Иосифа и Пресвятой Девы Марии и что Христос соединился с Ним при Крещении; докеты признавали во Христе человеческую природу только призрачной; наконец, василидиане не признавали воплощения и учили, что «Бог послал свой Ум, первое истечение Божества, и он, как голубь, сошел во Иордане на Иисуса, Который до того был простой человек, доступный греху» (Климент Александрийский). Но ничто так не увлекало христиан в ересь (особенно в гностицизм), как богослужение гностиков, полное гармонических и красивых песен. Нужно было этому гностическому празднику противопоставить свой, такой же... И вот Православная Церковь установила торжественный праздник Крещения Господня и назвала его Богоявлением, внушая ту мысль, что в этот день Христос не стал впервые Богом, а только явил Себя Богом, представ, как Единый от Троицы, Сын Божий во плоти. Чтобы подорвать лжеумствования гностиков относительно Крещения Христова, Церковь стала присоединять к воспоминанию Крещения воспоминание и Рождества Христова. И, таким образом, в IV веке по всему Востоку Крещение и Рождество праздновались в один день, а именно 6 января, под общим названием Богоявления.

Подробнее...

Иоанн (Зизиулас), митрополит Пергамский. Личность и бытие.

ОТ ПЕРЕВОДЧИКА

 

Иоанн Зизиулас родился в Греции в 1931 году. Окончил Афинский университет со степенью доктора богословия. Изучал патристику в Гарварде, где был учеником о. Георгия Флоровского. Работал во Всемирном Совете Церквей, затем преподавал богословие в Глазго, в Лондоне (Кингз Колледж), позднее параллельно в Салониках. Член АфинскойАкадемии. С 1986 года — титулярныймитрополит Пергам- ский (Константинопольский Патриархат), один из главных богословских советников своей Церкви.

 

Известный католический богослов Ив Конгар назвал Зизиуласа «одним из самых глубоких мыслителей XX столетия». Зизиулас начал свою богословскую работу с исследования ранней патристики и реконструкции раннехристианской экклезиологии. В своей диссертации «Единство Церкви в Евхаристии и епископе в первые три века» (1965; недавно издана по-французски) он самостоятельно пришел к выводам, весьма близким экклезиологическойконцепции о. Николая Афанасьева, хотя впоследствии продемонстрировал конструктивную критику последней. Однако, несмотря на важность экклезиологиче- ской темы в работах Зизиуласа (ей посвящены статьи, опубликованные в разных сборниках и журналах, наиболее значимые из которых вошли в книгу LEtre ecclesial, 1981, а также в ее англоязычныйвариант Being as communion, 1985), главная заслуга Зизиуласа заключается в продумывании онтологическойпроблематики.

Подробнее...

Иоанн (Зизиулас). Единство Церкви в епископе и Евхаристии.

В течение трех первых веков единство Церкви было тесно связано с Ее верой, молитвами и священнодействиями. Этот факт отражен уже в Евангелии от Иоанна (ср.:Ин. 17, 21). Ту же действительность выражают Деяния апостолов, показывая единство как характерную черту жизни первой Церкви, а существование «богословия единства» в эпоху столь же древнюю, что и Послания апостола Павла, невозможно объяснить иначе как тем, что Церковь с самого начала придавала своему единству огромное значение. В годы, последовавшие за апостольской эпохой, единство стало объектом постоянного попечения Церкви и сильной веры. Тексты мужей апостольских представляют единство Церкви как предмет учения и борьбы против любых тенденций к разделениям. В конце II века по Рождестве Христовом Ириней Лионский попытался в отдельном сочинении доказать, что Церковь была и осталась единой и что единство составляет необходимое условие ее существования. Десятилетия спустя святитель Киприан посвятил теме церковного единства трактат. В различных же памятниках Символа веры единство сформулировано в виде отдельного члена.

Подробнее...

Иоанн (Зизиулас), митрополит Пергамский. Бытие как Общение.

ИССЛЕДОВАНИЕ О ЛИЧНОСТИ И ЦЕРКВИ

 

С предисловием прот. Иоанна Мейендорфа

 

СПбДАиС

 

Санкт-Петербург, 2000

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Предисловие..............................................................................................1

Введение....................................................................................................2

Глава I. Личность и бытие.......................................................................7

Глава II. Истина и общение....................................................................26

Глава III. Христос, Дух и Церковь.........................................................52

Глава IV. Евхаристия и кафоличность...................................................61

Глава V. Апостольская непрерывность и преемство.............................73

Глава VI. Священнослужение и общение...............................................90

Глава VII. Поместная Церковь в аспекте общения.............................108

Подробнее...

Иоанн (Зизиулас), митрополит Пергамский. Самопонимание православных и их участие в экуменическом движении.

Межправославная консультация об отношении ко Всемирному Совету Церквей

Шамбези, Швейцария, 19-24 июня 1995 года

ВВЕДЕНИЕ

Предмет, о котором меня просили сказать, сложен и обширен. Я не претендую на его исчерпывающее или даже достаточное рассмотрение. Ограничусь лишь некоторыми размышлениями богословского характера, в надежде, что они смогут помочь настоящей встрече достичь более ясного видения роли Православной церкви в Экуменическом движении, и ВСЦ в частности, так же как и того, чем это чревато как для ВСЦ, так и для самих православных.

Вопрос самопонимания православных в отношении к Экуменическому движению был поднят практически с самого начала, с момента создания ВСЦ в конце сороковых годов. В те времена, когда православные Восточной Европы относились к ВСЦ неизменно отрицательно, а Римско-католическая церковь смотрела на это учреждение с большим подозрением, проблема эта не могла не обсуждаться почти исключительно в грекоговорящей части Православия, которое, следуя Окружному посланию Вселенского Патриархата 1920 г. и полным энтузиазма инициативам греческих экуменистов, таких как покойный проф. Аливизатос, взяло на себя задачу отстоять участие Православной церкви в Экуменическом движении. Именно в это время в Греции были опубликованы первые статьи, посвященные этой проблеме. Почти без исключения, позиция авторов этих статей была следующей: Православная церковь участвует в Экуменическом движении с ясным сознанием, что она и есть Unа Sаnсtа, — убеждение, которому никоим образом не может быть нанесен ущерб, и которое никак не может быть ослаблено этим участием. На основании этого убеждения, общего для всех православных участников Экуменического движения того времени, появились первые разделения, в основном в Греции, между теми, кто поддерживал вхождение православных в ВСЦ, и теми, кто ему яростно противился, как, например, покойный митрополит Самосский Ириней (кстати, один из тех, кто подписал Окружное послание 1920 г.), с тем аргументом, что поскольку мы — Unа Sаnсtа, мы не можем принять того, чтобы нас рассматривали как протестантских членов ВСЦ, — переживание, оказавшееся глубоко унизительным для вышеупомянутого митрополита во время его присутствия на Ассамблее ВСЦ в Амстердаме.

Подробнее...

Иоанн (Зизиулас), митрополит Пергамский. Евхаристия, некоторые библейские аспекты.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Свидетельство Нового Завета об Евхаристии весьма ограничено и в силу самой своей природы достаточно трудно для и истолкования. Это свидетельство ограничено, так как единственное эксплицитное повествование о Трапезе Господней содержится лишь в нескольких строках Евангелий (Еванг. от Марка, гл. 14, ст. 17 и далее; Еванг. от Матфея, гл. 26, ст. 20 и далее; Еванг. от Луки, гл. 22, ст. 15 и далее) и в первом Послании апостола Павла к коринфянам (гл. 11, ст. 23 и далее). Что же касается формы, в которую облекается в апостольской Церкви совершение Евхаристии на основе структуры Тайной Вечери, то о ней мы знаем еще меньше. Удивительно, что об Евхаристии имеется так мало сведений в первохристианских источниках; бедность источников трудно объяснима — может быть, дело заключается в том, что Церковь покрывала Евхаристию тайной, желая защитить ее от нехристианских взглядов[1], или в естественной тенденции не определять и не обсуждать то, что составляет самое сердце ее жизни[2].

В обоих случаях относительное молчание Нового Завета вскрывает непосредственную связь между Евхаристией и тайной Церкви, что создает довольно значительную трудность для интерпретации свидетельства Нового Завета об Евхаристии.

Подробнее...

Голубцов А. П. О церковном пении и музыке.

Содержание

Три рода пения в Древней Церкви. Ограничение участия народа в пении Характер пения в Древней Церкви Осмогласие. Музыкальные знаки Пение в Западной Церкви Инструментальное исполнение церковных песнопений

 

Три рода пения в Древней Церкви. Ограничение участия народа в пении

Как исполнялись гимны или песнопения в древнехристианской церкви при богослужении? Уже из самого понятия о гимне, как песнопении, видно, что его исполнение совершалось посредством пения или вокальной музыки. На эту связь гимна с пением ясно указывает блаж. Августин, когда замечает про первый, что он предполагает три следующих условия: а) это должна быть песнь хвалебная 2) песнь во славу Божию и 3) непременно песнь, т.е. исполняться посредством пения . Все эти условия имели место в богослужебной практике древнехристианской церкви. Нам предстоит обратить внимание на выполнение последнего из них и ближе ознакомиться со способом музыкально-голосового исполнения церковных песнопений во время службы.

Подробнее...

Ермилов П. В. Экклезиологические взгляды М. А. Новосёлова: по материалам 1920-х годов

Аннотация. В центре внимания авторов — суждения о Церкви, принад­лежащие известному религиозному и общественному деятелю первой трети хх в., издателю и писателю мученику михаилу Александровичу новосёлову (1864-1938). Анализируются преимущественно тексты, во­шедшие в сборник «Письма к друзьям» (1922-1927). Авторы стараются показать, что положения экклезиологического характера, рассыпанные в текстах рассматриваемого периода, выстраиваются в систему, осо­бенности которой подвергаются в статье исследовательскому обзору. таковы рассуждения о двух сторонах Церкви — живом организме Ис­тины («Церковь-организм») и присущей ему формализованной внеш­ней стороне, отдельные проявления которой могут казаться неактуаль­ной «древностью» («церковь-организация»); об иерархии и епископате, причем особое внимание уделено учительным полномочиям иерархии; о проблеме послушания в вопросах религиозной истины, остро встав­шей перед автором «Писем к друзьям», самое позднее — в связи с со­бытиями имяславческого спора; о церковном народе, его полномочиях и ответственности и о пути познания религиозной истины. Авторы по­

 

ясняют происхождение и звучание идей м. А. новосёлова, помещая их в контекст близкого ему круга авторов и единомышленников. Активно привлекаются разнообразные воспоминания и свидетельства совре­менников, знавших михаила Александровича, а также неопубликован­ные источники. В статье проводится мысль, что в работах изучаемого автора можно усмотреть продуманную модель Церкви, основанную на пересечении божественного и человеческого ее измерений. Показате­лем этого совпадения оказывается святость, выступающая в качестве критерия подлинной церковности, наряду с мученичеством, актуализи­рующимся в качестве подобного критерия в условиях гонения на Цер­ковь. Любопытная сама по себе, проделанная реконструкция позволяет поднимать вопросы как о той богословской традиции, в которой пре­имущественно воспитывался и к которой тяготел м. А. новосёлов, так и о значении этой экклезиологии для церковной жизни в новую пору мученичества, когда создавались «Письма к друзьям».

Подробнее...