Роберт Френсис Тафт. Частное причащение на Востоке во времена поздней античности

 

Роберт Тафт SJ

Частное причащение на Востоке во времена поздней античности

“The Order and Place of Lay Communion in the Late Antique and Byzantine East,” in M.E. Johnson & L.E. Phillips (eds.), Studia Liturgica Diversa: Essays in Honor of Paul F. Bradshaw (Studies in Church Music and Liturgy, Portland: Pastoral Press 2004) 129-149.

Подробнее...

Протопресвитер Николай Афанасьев. Проблема истории в христианстве.

 

Протопресвитер Николай Афанасьев

Проблема истории в христианстве

Доклад на заседании Русского педагогического кабинета, посвященном вопросам православной культуры

Эта проблема весьма сложна и трудна, но она — основная для решения всех наших вопросов о культуре. Развивая тему, начну с бесспорного. Для христианского сознания является вне всяких сомнений реальность исторического процесса. Христианство исторично. В истории было первое пришествие Спасителя. Но первоначальное мироощущение первого христианства было эсхатологично. Первые христиане жили ожиданием прихода Спасителя. Эсхатология как будто бы уничтожает историю. Потом только в христианском мироощущении эсхатология была заменена историей. Как ни малочисленны памятники первого христианства, мы знаем точно, что христиане жили тогда ожиданием и надеждой на скорый приход Спасителя. Даже Ерма писал о путях покаяния, потому что Христос был у двери. Второе пришествие будет уже вне истории.

Подробнее...

Афанасьев Николай протопресвитер. Евхаристия, основная связь между католиками и православными

 

Афанасьев Н., прот.

Евхаристия, основная связь между католиками и православными

Сейчас много пишут и говорят о различии между католической и православной церквями. Обычно не в полемических целях, а для того, чтобы подготовить почву для воссоединения церквей. Официальный диалог может начаться в ближайшем будущем. В этом контексте разве не удивительно, что никто не обсуждает, что же будет действительно объединять две церкви? Это молчание не случайно, выявляя определенную экклезиологическую позицию. Мы говорим о разделении церквей, но это выражение не соответствует нашим экклезиологическим концепциям. По общему мнению, как католической, так и православной стороны, произошло не разделение церквей, а отпадение части церкви от единой апостольской Церкви. Часть, которая отпадает, действительно падает в экклезиологическую пустоту. Заметно постепенно ослабление такой крайней точки зрения; во всяком случае мы видим очень много свидетельств тенденции к ее смягчению, тенденции, которая получила одобрение II Ватиканского собора[1].

Подробнее...

Протопресвитер Николай Афанасьев. Стацио орбис (О границах Церкви)

 

Протопресвитер Николай Афанасьев

Стацио орбис (О границах Церкви)

1. Небольшая статья Юнгманна (J.A. Jungmann) “Corpus mysticum”, написанная в связи с Мировым Евхаристическим конгрессом в Мюнхене в 1960 г.2, далеко выходит за пределы этого конкретного случая. Она приобретает исключительное значение не только потому, что она написана литургистом, имеющим мировую известность, а в силу идеи “стацио орбис”, которая, если я не ошибаюсь, была вперыве выдвинута Юнгманном и которая сразу же встретила сочувствие в кругах, близких к организации этого конгресса. Эта идея необычайно важна в экклезиологическом смысле. Я готов утверждать, что идея “стацио орбис” есть самое значительное, что было высказано в области универсальной экклезиологии до настоящего времени.

Подробнее...

Учение о таинстве священства в системе евхаристического богословия протопресвитера Николая Афанасьева

 

Александр Валерьевич Слесарев

Учение о таинстве священства в системе евхаристического богословия протопресвитера Николая Афанасьева

 

В процессе своего исторического становления русская догматическая мысль пережила несколько важнейших этапов развития. Если для более раннего периода характерно воплощение богословских интуиций в иконографии и монументальном зодчестве, то периоду «западного пленения» (XVII-XIX вв.) оказались присущи тенденции к систематизации опыта православного догматического богословия в схоластических латинских формах. Происходившее на рубеже XIX—XX вв. освобождение от «западного пленения» привело к формированию нескольких школ русского догматического богословия, выработавших уникальные методы восприятия православной духовной традиции. В первую очередь, к ним можно отнести школу исторического истолкования догматов, предполагавшую непременную ориентацию на историю возникновения церковных вероопределений.

Подробнее...

Протопресвитер Николай Афанасьев. Неудавшийся церковный округ.

 

протопресвитер Николай Николаевич Афанасьев

Неудавшийся церковный округ

§ I.

1. В первоначальную эпоху христианство было по преимуществу городским явлением. Церковные центры существовали почти исключительно по городам. Утвердившись в городах, христианство стало постепенно переходить в пригороды, окрестные села, и, наконец, вглубь страны. Мы не в состоянии точно определить время появления церковных центров в сельской местности, т. к. оно варьировалось в зависимости от местных условий, но мы можем считать доказанным, что в середине II-го века уже существовали сельские церкви. Мне нет необходимости производить какое-либо специальное исследование по этому вопросу1. Я ограничусь только одним указанием, а именно: христианизация сельской местности в широком масштабе началась раньше на Востоке, чем на Западе. Если не считать окрестностей Рима, южной Италии, провинции Нарбонны и отчасти Средиземноморского побережья, возникновение сельских церквей на Западе относится лишь к IV-му и V-му векам.

Подробнее...

Протопресвитер Николай Афанасьев. О церковном воспитании.

 

Протопресвитер Николай Афанасьев

О церковном воспитании

ХРИСТИАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

Мы продолжаем публиковать материалы из архива протопресвитера Николая Афанасьева, любезно предоставленные нашей Школе его сыном, доктором Анатолием Афанасьевым (см. "Православная община" № 49, с. 41). На этот раз, в преддверии конференции "Предание Школы и Предание Церкви" (см. "Православная община" № 50, с. 128), мы предлагаем вниманию читателя небольшую, ранее не публиковавшуюся его статью "О церковном воспитании", написанную им в самом начале 1930-х годов в Париже. Как уже неоднократно отмечалось на страницах нашего журнала, специфические условия жизни русской эмиграции до войны не только не мешают, но наоборот, способствуют актуальности для наших дней всего продуманного и написанного тогда ее лучшими представителями.

Подробнее...

Протопресвитер Николай Афанасьев. Вселенские соборы (по поводу «Обращения к православным богословам»)

 

Протопресвитер Николай Афанасьев

Вселенские соборы

(по поводу «Обращения к православным богословам»)

В русском католическом журнале «Китеж» (1930 г. № 1) напечатан ряд вопросов в связи с предстоящим велеградским съездом, на которые предлагается православным богословам дать ответ. Редакция «Китежа» предпосылает этим вопросам замечание, что они были переданы инициаторами анкеты для напечатания в один православный русский журнал, который отказался это сделать. Редакция «Китежа» делает предположение, что этот отказ последовал в силу того, что анкета исходила от католиков. Не смеем ни в малейшей степени не доверять Редакции, но позволим себе заметить, что отказ мог последовать не потому, что анкета исходит от католических кругов, но по причинам обусловленным самой анкетой. Эта последняя составлена таким образом, что она не только преследует выяснение взглядов по вопросам истории вселенских соборов и их правомощности, но известным образом направляет предполагаемые ответы в плоскость католической концепции вселенских соборов. Мы не боимся никаких вопросов, откуда бы они ни исходили, мы всегда рады и готовы всегда отвечать на них, если они преследуют выяснение только одной истины, если они касаются наших взглядов и наших верований, но трудно бывает отвечать на такие вопросы, которые в себе уже заключают ответ. Это значит или повторить эти ответы или вступать, увы, в бесполезную полемику. В данном случае, отвечая на предлагаемые вопросы, мы должны от какой бы то ни было полемики, догматической или канонической, отказаться и мы надеемся, что ответы не вызовут таковой, т.к. мы стремимся остаться в области исторических фактов и тех выводов, которые можно сделать на основании этих фактов. Мы позволяем себе ответить не в том порядке, в каком заданы вопросы. Мы готовы даже заранее согласиться, что печатаемые ниже строки не есть ответ на вопросы, a скорее замечания по поводу этих вопросов.

Подробнее...

Протопресвитер Николай Афанасьев. Христианство и социальный вопрос

 

протопресвитер Николай Николаевич Афанасьев

Христианство и социальный вопрос

Речь на Актовом собрании Православного богословского института в Париже 28.03.1965.

Если есть еще какой-нибудь вопрос, который по-настоящему волнует современного человека, то это социальный вопрос. Не то, чтобы остальные вопросы – религиозные, моральные, научные – не интересовали его, но они проходят мимо него, они не задевают его существа, являясь как бы своего рода спортом или гигиеной умственной жизни. Между тем, социальный вопрос есть вопрос всей жизни, всего существования современного человека. Как будто от его решения зависит не только судьба современного человека, но и судьба целого ряда предыдущих поколений, судьба всей современной культуры. Каждый народ по-своему интересуется разного рода вопросами, но нет ни одного народа, для которого социальный вопрос не занимал бы совсем особого, исключительного положения. Не случайно, конечно, тот безумный опыт, который проделывается безумными людьми в России, так остро волнует и захватывает современного человека. Это самая радикальная, самая смелая попытка решения социального вопроса, попытка окончательного устроения человеческой жизни. Ради такой попытки думают, что многое можно простить большевикам.

Подробнее...

Протопресвитер Николай Афанасьев. Экклезиология вступления в клир

 

протопресвитер Николай Николаевич Афанасьев

Экклезиология вступления в клир

О книге

Труд о таинстве поставления клириков и об условиях этого поставления. Предмет рассматривается в историческом, каноническом, литургическом и богословском аспектах.

Многим, «сочувствующим» христианской вере, да и и самим христианам теперь не понятно зачем вообще нужны священники. Почему нельзя просто верить? Разве клир не признак авторитаризма в Церкви и т. п.? Существовал ли клир в первенствующей Церкви? Но и в самой Церкви часто нет должного понимания ее устройства, смысла ее служений. На эти и подобные вопросы поможет ответить (во всяком случае введет в предмет рассмотрения, даст нужные сведения) книга великого экклесиолога Николая Афанасьева «Экклесиология вступления в клир».

Подробнее...