Сергий (Троицкий), иером. Учение святителя Льва о Боговоплощении.

Святоотеческая христология и антропология.

М., Пермь, 2003. С. 38-60

 

Иеромонах Сергий (Троицкий)

Учение святителя Льва о Боговоплощении

Исторический обзор развития христологического догмата до IV Вселенского собора

I и II Вселенские соборы положили конец всем триодоло-гическим спорам, в точности, в конкретных богословских терминах определив взаимоотношение в едином по существу Боге трех лиц - ипостасей. Учение о единосущии (оцоогктюу) Бога Слова Богу Отцу, а также о божестве Духа Святого (Kai ЕЦ то nve%ia го “Ayiov, то KUpiov, то ^oxmoiov), Его равенстве и единосущии первым двум получило свое внешнее выражение в Нико-Константинопольском Символе Веры. Именно этот Символ стал непререкаемым образцом испове¬дания апостольского Православия.

Подробнее...

Сергий (Василевский), архимандрит. О совершении Литургии Преждеосвященных Даров вне храма для жителей деревень приходских.

(по поводу статьи: “об устройстве часовен в деревнях”).

Посвящается памяти в Бозе почившаго бывшаго казанскаго архиепископа Антония.

Вот начальные слова статьи, подавшей повод к нижеследующему разсуждению: “В виду приближающихся праздников Рождества и др. невольно приходит в голову мысль о положении, в какое поставлены бывают прихожане в селах, где упразднены церковные штаты и где, хотя находятся свои храмы, но нет причтов. Но ни кто еще не обратил внимания на тех православных христиан, которые, живя в разных деревушках, иногда очень значительных и обширных, совсем уже не имеют y себя храмов и следовательно навсегда лишены возможности слышать церковное богослужение в самом месте своего жительства”… по причине, – должно разуметь здесь по моему, – самой отдаленности, иногда весьма значительной, от села, в котором находится приходский храм.

Подробнее...

Сарычев В. Д. Учение о Боге Спасителе. Конспект лекций по догматическому богословию.

Раздел I. О благодати

Учение о Боге-Освятителе.
Необходимость свободного усвоения даров Искупления

Господь Иисус Христос, Сын Божий, Своим воплощением, жизнию, учением, страданием, смертию, сошествием во ад, воскресением, вознесением и прославлением по человечеству от Бога Отца, даровал все потребное для спасения людей, - стал Искупителем всего человечества. Освободителем от греха, осуждения и смерти. В воплощении и земной жизни не только восстановил прародительское общение с Богом, но даровал начало более тесного единения, в учении Он возвестил людям тайну и путь спасения; принятием на Себя грехов мира, страданием и смертию Он стал жертвой за грехи и даровал всем прощение, очищение и мир с Богом; сошествием во ад и воскресением Он разрушил тяготевшую над удалившимся от Бога человечеством власть диавола и смерти и открыл в Себе начаток и источник новой жизни с Богом и в Бога; вознесением на небо при неразлучном соединении с человеческим естеством Он, как Сын Божий по Существу, даровал возможность каждому человеку стать чадом Божиим по усыновлению, открыв всем спасающимся вход в Царство Небесное.

Можно сказать, что действованием в Искуплении Своей Божественной Ипостаси Он осуществил все то, что нужно для спасения со стороны Бога и соучастием в Своем Лице человеческого естества открыл возможность восприятия даров Искупления для человечества.

Подробнее...

Рансон П. Учение нео-православных о любви.

ПРАВОСЛАВНОЕ БРАТСТВО СВ. ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ

 

Предание в Православной Церкви не является старым складом отживших догматов и устарелых правил, которые каждой эпохе надлежит перерасти, чтобы  позволить  Святому Духу свободно дышать там,  где Он хочет. Говорить о древнем Православии или о нео-православии можно только ссылаясь при этом на философскую концепцию прогресса Веры в Истории, полностью чуждую христианскому откровению. Живое Предание - это цепь живых существ, век за веком осуществляющих на опыте единство с Богом и, благодаря такому обожению, призванных быть истинными Педагогами. Для Отцов условием истинного богословия является, таким образом, аскетическая жизнь, жизнь молитвы, исполнения вселяющих в нас Дух заповедей, очищения себя для Бога: не живущие так, как жили Св. Отцы, рискуют богословствовать при помощи человеческого знания, здесь неприменимого, как это объясняет св. Григорий Нисский: «Многие, имеющие еще нужду в очищении от сделанного в  прежней жизни, какие-то неомытые, оскверненные житейскими привязанностями, прикрываясь своим неразумным чувством, осмеливаются на божественное  восхождение, где приводятся в колебание собственными своими помыслами;  потому что еретические мнения делаются какими-то камнями, совершенно погребающими под  собой самого изобретателя худых учений» (О жизни Моисея законодателя, II, 161).

Подробнее...

Преображенский С. Блаженный Августин, Пелагий и православие.

Первородный грех и его следствия, свобода воли и божественное предопределение, путь к духовному совершенству и вечному опасению — все эти насущные вопросы с давних пор занимают богословскую мысль. Еще в начале V века по Рождестве Христовом была предпринята попытка дать их четкое богословское разрешение и уже тогда выявились два крайних противоположных воззрения по этим кардинальным вопросам.

Подробнее...

Пестов Н. Е. О покаянии.

Содержание

Глава 1. Значение покаяния и примеры его
Глава 2. Пути к покаянию
Глава 3. Признаки и плоды истинного покаяния
Глава 4. Достаточно ли искупительной жертвы Христа для прощения грехов христианина?
Глава 5. Таинство исповеди
Глава 6. Откровение помыслов и взаимная исповедь
Глава 7. Таинство елеосвящения (соборования)
 

Подробнее...

Павел (Ивановский). От святой купели и до гроба.

Краткий устав жизни православного христианина. Репринт 1915 г.

Малая книжка эта с большим благословением посвящается блаженной памяти Апостола Японии, Высокопреосвященного Николая, Архиепископа Японского (преставился ко Господу 3 февраля 1912 года), Светильника Церкви Православной.

(Посвящение из первого издания, 1915 г).

Священный Синод Русской Православной Церкви 10 апреля 1970 года прославил святителя в лике равноапостолов.

Память святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского, совершается 3 февраля.

Во славу Святой, Единосущной Животворящей и Нераздельной Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, в похвалу святым угодникам Божиим, при патронате Московском и всея Руси Алексия II, в лето от сотворения мира 7515, от рождества Христова 2007, напечатана книга сия:  «От святой купели и до гроба»

Подробнее...

Острогорский Г. А. Соединение вопроса о св. иконах с христологической догматикой в сочинениях православных апологетов раннего периода иконоборчества.

 

Seminarium Kondakovianum,

1, 1927, с. 47-52

С0ЕДИНЕН1Е ВОПРОСА О СВ. ИКОНАХЪ СЪ ХРИСТОЛОГИЧЕСКОЙ ДОГМАТИКОЙ ВЪ СОЧИНЕНШХЪ ПРАВОСЛАВНЫХЪ АПОЛОГЕТОВЪ РАННЯГО ПЕРЮДА ИКОНОБОРЧЕСТВА

Въ эпоху борьбы, разгорѣвшейся вокругъ установившагося въ Православной Церкви иконопочитанія, борьбы длительной и упорной, всколыхнувшей и взволновавшей весь христіанскій міръ, – доводы, которые приводили въ защиту иконъ православные ихъ апологеты, были и многочисленны и многообразны. Но среди всѣхъ аргументовъ, которые изобрѣталъ и выставлялъ, отстаивая православный обычай, изощренный въ діалектикѣ умъ византійскихъ богослововъ, варьируя ихъ согласно съ нуждами момента и примѣняясь къ новымъ этапамъ борьбы, все же неизмѣнно, съ самаго начала борьбы и до самаго ея конца, главной и исходной была одна мысль, основоположная въ существѣ своемъ, – мысль, что изображеніе Христа на иконахъ служитъ ручательствомъ за истинность и реальность Его воплощенія, а почитаніе иконъ ручательствомъ за вѣру въ непризрачность Его воплощенія. Разъ Сынъ Божій сталъ совершеннымъ человѣкомъ, то и писать Его можно, какъ всякаго человѣка. Непрестанно и неутомимо возвращались къ этой мысли всѣ византійскіе защитники св. иконъ. И положеніе это казалось столь очевиднымъ, столь неоспоримымъ, что несогласіе съ нимъ въ глазахъ иконопочитателей VIII и IX вв. было равносильно отрицанію реальности самаго воплощенія, а слѣдовательно таило въ себѣ угрозу вѣрѣ въ искупленіе и спасеніе міра. Отклонить эту угрозу со стороны иконоборческой ереси и поспѣшили православные, вставъ на защиту иконъ. Эта борьба за установившійся церковный обрядъ была одновременно борьбой за главный и центральный догматъ христіанскаго вѣроученія, въ этомъ обрядѣ нашедшій себѣ отраженіе. Изученіе византійскихъ памятниковъ, посвященныхъ защитѣ св. иконъ, привело насъ къ самому опредѣленному убѣжденію, что и въ сознаніи самихъ иконопочитателей VIII и IX вв. такой смыслъ именно и имѣла эта ихъ долгая, изнурительная борьба. Этимъ, намъ кажется, только и можно объяснить ея необычайную ожесточенность и длительность.

Подробнее...

Орлов И. А. Труды Св. Максима Исповедника по раскрытию догматического учения о двух волях во Христе.

Оглавление

 

Вместо предисловия

Библиографический указатель источников и пособий

Часть первая, историческая

  Глава I

  Глава II

Часть вторая, догматическая

  Глава I

  Глава II

  Глава III

  Глава IV

Заключение

Подробнее...

Орлов Г. Песнопения Страстной седмицы.

Введение

 

Великий пост — это особое время покаяния и исправления. Во время Страстной седмицы в храме молитвенно вспоминаются события спасительной Жертвы Богочеловека Христа. Богослужебные тексты этого периода содержат драгоценные духовные сокровища, которые могут несказанно обогатить всех желающих приобщиться к ним.

 

Страстная седмица у древних христиан называлась «неделей святых страстей», «неделей спасительных страстей», «Пасхою крестною». Святитель Иоанн Златоуст говорит: «В сию великую неделю разрушено долговременное царство диавола, истреблена смерть, уничтожен грех, снято проклятие, отверст рай и небо стало доступно человекам. Царь и Бог мира умирил вместе и небесное, и земное; посему эта седмица и называется великою седмицею”[1] . Именно грех является причиной отчуждения человека от Бога как единственного источника жизни, а «без Бога человек становится обреченным грешником, не способным спасти себя и обрести истинное благо и вечную жизнь»[2] .

 

Богослужения этой седмицы в соответствии с важностью воспоминаемых событий содержат множество нравственных назиданий, помогающих христианину правильно подготовиться к встрече воскресшего Христа.

Подробнее...