Завершинский Г. Дух дышит, где хочет. Введение в православное учение о Святом Духе.
- Догматика
- 22 Январь 2025
Содержание
Введение
Глава 1. Пневматология ветхозаветных авторов
1.1. Пятикнижие
1.2. Исторические книги
1.3. Пророки
1.3.1. Пророки до вавилонского плена
1.3.2. Пророки после вавилонского плена
1.4. Учительные книги
Глава 2. Мужи апостольские о Святом Духе
2.1. «Учение двенадцати апостолов» (Дидахи)
2.2. Послание Псевдоварнавы
2.3. Послания Климента
2.3.1. Первое послание к Коринфянам
2.3.2. Второе послание к Коринфянам (неподлинное)
2.3.2.1. Пневматология гностиков
2.4. Пастырь Ерма
Евгений, архимандрит. Объяснение Литургии Преждеосвященных Даров.
- Догматика
- 12 Январь 2025
Благочестивые читатели!
Предлагая Вашему благосклонному вниманию эту небольшую книжку, я спешу сказать о тех побуждениях и цели, которые руководили мною при ее написании. Содержание книжки составляют мои домашние беседы в кругу знакомых и близких людей, своим предметом часто имевшие Божественные службы. В своих беседах я старался по мере возможности удовлетворить христианскую любознательность своих собеседников. Из всех церковных служб особенно интересовались они службами великопостными и важнейшею из них – Преждеосвященной Литургией. Искренние желания слушателей всегда иметь у себя и читать то, что я говорил о Преждеосвященной литургии, и побудили меня записать те свои устные объяснения, какие предлагались мною в домашних беседах. Сколько мог, я постарался здесь коротко выяснить: что это за литургия, для чего она служится, давно ли известна, каким именно образом совершается и, наконец, что изображает собою или что означает в ней каждое священное действие?
Арх. Евгений.
Дьяченко Григорий, протоиерей. О богослужении постовом.
- Догматика
- 07 Январь 2025
Содержание
А. О постах вообще Беседа № 1. О необходимости поста Беседа № 2. О посте неблагоприятном Господу и посте истинном Приложение к беседам №№ 1–2. «Постящеся телесне, постимся и духовне» Беседа № 3. Об установленных Церковию постах Приложение к беседе № 3. Историческая справка о постах Св. Православной Церкви Б. Приготовление к Св. Четыредесятнице Беседа № 1. О приготовительных к Великому посту неделях Приложение к беседе № 1 А. Сырная седмица, или масленица Б. Что такое масленица по учению св. Тихона Задонского? В. Особенности церковных служб некоторых великопостных Недель Беседа № 1 Приложение к беседе № 1 А. Колокольный звон в Великий пост Б. Общий очерк богослужения в св. Четыредесятницу Первая неделя Великого поста. Беседа № 2. О том, почему на первой седмице св. Четыредесятницы совершается празднование в честь Феодора Тирона и для чего празднование это сопровождается благословением колива Беседа № 3. О чине Православия Приложение к беседе № 3. Церковно-историческая справка о происхождения праздника Торжества Православия Вторая неделя Великого поста.
Духанин В. Н. Противоречат ли вечные муки Божией любви? или Соблазны оригенизма в наши дни.
- Догматика
- 05 Январь 2025
Есть в христианском учении один вопрос, который всегда обсуждался с особенной остротой и болью. Это вопрос о том, как любовь Божия согласуется с вечными муками грешников. Если Бог есть Любовь (1 Ин. 4: 8), если Он милосерд и хочет спасения грешников (Иез. 33: 11), то неужели Он допустит не просто страдания, а вечные, безысходные муки Своих созданий, бесконечное наказание за грехи, совершенные в короткий период земной жизни? Небольшие оплошности на земле - и такое жестокое воздаяние! Какой смысл в творении, если оно, допустив ошибку в свободном выборе, обрекается на бессмысленные истязания, уже никогда не оборачивающиеся для страдающего хоть малой отрадой? Может быть, сами загробные муки - всего лишь педагогический прием, устрашающий любителей греха, и временно наказывающий тех, кто грешил слишком много?
Вопрос этот представляет собой крест для человеческой мысли. Разве найдется среди нас хоть один человек, который хотел бы мучиться вечно? В душе живет неистребимое желание - не исчезнуть, не погибнуть, иметь полноту благ и радости. Дело в том, что естество человека ориентировано на вечное бытие, и не просто вечное, а такое, в котором мы приобщались бы благам Небесного Царства. Потому что наше изначальное призвание и предназначение - вечное счастье в приобщении Богу. Иными словами, с чисто человеческой позиции, принять вечные муки не хочется, поскольку не хочется вечно мучиться. Если же эту душевную потребность вечного блаженства перевести в область философской, рациональной мысли, велик соблазн придумать систему, в которой проблема вечных мучений легко снимается, и такой человек дальше живет, не обременяясь мыслью о вечных последствиях за собственные поступки.
Дмитровский А. Практика Церквей и единство.
- Догматика
- 29 Декабрь 2024
I
Святая Евхаристия, установленная Спасителем на Тайной Вечери, составляет средоточие церковной жизни. В канун Голгофских страстей Господь претворил евхаристический хлеб в Тело Свое, за нас ломимое, а евхаристическое вино - в Свою Кровь, изливаемую за человеческий род. С тех пор на Божественной Литургии совершается и до скончания века будет совершаться это Таинство.
В Евхаристическом Таинстве исполняется молитва Господа Иисуса Христа к Отцу Небесному: "Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино" (Ин. 17,21). Около Чаши Христовой члены Церкви соединяются воедино. В Древней Церкви Литургия сопровождалась общим лобзанием, которое называлось "лобзанием мира". Мысль о единении людей между собой в Литургии выражена в словах св. Дионисия Ареопагита: "Преподавание одного и того же Хлеба и общей Чаши для всех внушает причащающимся, как питающимся единою пищею, единение духа". 1
Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии.
- Догматика
- 27 Декабрь 2024
По изданию 1893 г. Перевод с греческого.
Глава I. О том, что всякое Божественное просвещение, по благости Божией различно сообщаемое тем, кои управляются Промыслом, само в себе просто, и не только просто, но и единотворит с собою просвещаемых.
Глава II. О том, что Божественные и небесные предметы прилично изображаются под символами, даже с ними и несходными изображения для описания, умных Сил, не имеющих образа, имея в виду, как выше сказано, наш разум, заботясь о свойственной и ему сродной способности возвышаться от дольнего к горнему, и приспособляя к его понятиям свои таинственные священные изображения.
Диаковский Е. П. Царские часы Рождества Христова и Богоявления.
- Догматика
- 25 Декабрь 2024
1. Предварительные сведения. Царские часы совершаются трижды в году: «в навечерии», т. е. накануне, Рождества Христова и Богоявления, или Просвещения, и в великую пятницу. Они называются «царскими»1 потому, что в древней Византии обычно совершались в присутствии царя и оканчивались многолетием царю (и патриарху). Это особое многолетие описывается в греческих чинах под названием: «многолетствование, или – как многолетствуют царей и патриарха в великой церкви в праздник Рождества, Светов и в великую пятницу».2
Главную особенность царских часов составляет «последование двенадцати тропарей» с чтением паремий, апостола и Евангелия, строго приуроченное ко времени и обстоятельствам и изображающее смысл и значение воспоминаемых событий. Это последование собственно и является царскими часами в тесном смысле.
Царские часы Рождества Христова и Богоявления находятся в неразрывной исторической связи между собою. Судьба тех и других совершенно тождественна; и что сказано где-либо об одних, то следует относить и другим.
Часы великой пятницы, напротив, имеют свою особую судьбу, а потому, их следует рассматривать отдельно.
Гнедич П. Догмат искупления в русской богословской науке.
- Догматика
- 08 Декабрь 2024
ПРЕДИСЛОВИЕ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА
Протоиерей Петр Викторович Гнедич происходил из известной дворянской фамилии Гнедичей, давшей русской литературе знаменитого поэта и переводчика «Илиады» Н. И. Гнедича и писателя П. П. Гнедича (автора «Истории искусств»).
Петр Викторович родился в семье юриста в 1904 году, он получил высшее гуманитарное образование, работал в научных библиотеках, затем по непростым обстоятельствам времени перешел на экономическую работу.
Петр Викторович был одним из первых учеников возрожденных Московских духовных школ. В 1946 году он поступил в Московскую духовную академию, которую успешно закончил в 1949 году со степенью кандидата богословия.
Его кандидатская работа стала началом многолетнего труда, итог которого представлен в настоящем издании. Она была посвящена обзору русской богословской литературы о догмате искупления и получила весьма высокую оценку тогдашнего профессора догматического богословия протоиерея С. Савинского. В год окончания духовной школы Петр Викторович был рукоположен в сан пресвитера архиепископом Ташкентским и Среднеазиатским Гурием (Степановым) и проходил пастырское служение в пределах Ташкентской епархии, в кафедральном соборе города Ташкента.
Георгий (Ходр), митрополит. Евхаристия и освобождение.
- Догматика
- 04 Декабрь 2024
Митрополит Георгий (Ходр) – один из старейших архиереев Антиохийской Православной Церкви. Он известен как активный проповедник, чьи работы опубликованы на арабском, французском, английском и других языках. Здесь предложена, с небольшими сокращениями, его статья, посвященная значению таинства Евхаристии в жизни православного христианина. Кроме того, в ней излагается взгляд митрополита Георгия на то, каким должно быть отношение православного христианина к частной собственности, политике, культуре, социальной несправедливости; наконец, автор рассказывает и о некоторых особенностях внутренней жизни в современной Антиохийской Православной Церкви.
Есть ли некое родство или связь между Евхаристией и стремлением к свободе – в социополитическом смысле? Вот тема этих размышлений.
Мы далеки от времен, когда говорилось о «плодах Причащения» в личностном аспекте – о возрастании набожности, очищении, когда средоточием таинства был индивидуум, причащавшийся в Великий четверг то здесь, то там, без малейшего интереса к самой литургии… С развитием литургического богословия мы глубже осознали общинный аспект литургии, цель этого таинства, а именно формирование собрания верующих как тела Христова. В литургии образуется народ Божий, народ святой, как говорится в анафоре святителя Василия.