Лебедев А. П. О нашем Символе веры.

(Рассмотрение и решение ученым протестантом одного важного в истории православия вопроса: с присовокуплением нового пересмотра того же вопроса)

Сказать что-нибудь новенькое в заезженной всякими «пособиями» древней церковной истории не совсем легко.

Из т. н. «Завещания» В. В. Болотова (†). (Христ. Чт., 1901, кн. 4, стр. 475).

«К кому-то принесли от мастера ларец. Отделкой, чистотой ларец в глаза кидался: ну всякий ларчиком прекрасным любовался. Вот входит в комнату механики мудрец. Взглянув на ларчик, он сказал: «ларец с секретом; так он и без замка; а я берусь открыть; да, да уверен в этом; я отыщу секрет и ларчик вам открою». Вот за ларец принялся он: вертит его со всех сторон, и голову свою ломает; то гвоздик, то другой, то скобку пожимает. Потел, потел, но наконец устал, и, как открыть его, ни как не догадался1: а ларчик просто открывался»2.

Иван Андреич

( Предварительные замечания: примесь полемического элемента к чисто научному в протестантском богословии, – непохвальные крайности в этом отношении, – протестантский папизм, – чуждое беспристрастия и несправедливое отношение протестантской науки в последнее время к истории нашего православного символа. – Перечисление представителей этого направления, – появление оппозиции этому направлению в лице немецкого проф. В. Шмидта. – основные положения исследования его о нашем символе).

Подробнее...

Александр (Милеант). Ложные чудеса.

Содержание

 

Протоиерей Лев Лебедев. "Я лечусь у чародея"

Георгий Шевкунов. Не участвуйте в делах тьмы

Прот. Дмитрий Смирнов. Магические пассы

Приложение. Священное Писание о ложных чудесах

 

 

"Не всякому духу верьте, но испытывайте духов,
от Бога ли они, потому что много лжепророков
появилось в мире"
(1 Иоан. 4:1).

 

Протоиерей Лев Лебедев

 

"Я лечусь у чародея"

 

В последнее время появилось немало людей, обладающих необычайными способностями: экстрасенсов и гипнотизеров, которым предоставляются полосы в газетах и даже телеэкран. То, что демонстрируют такие люди с экрана, нередко именуется "чудом". Неудивительно, когда неверующие люди (втайне все-таки жаждущие чудес!) оценивают так эти явления, но иногда и у православных верующих возникает впечатление, что действия экстрасенсов — дар Божий. В подтверждение вспоминаются святые целители-бессеребренники, способные одним лишь словом, молитвой, возложением рук исцелять больных и страждущих. Между тем каждый честный врач-гипнотизер скажет, что никакого чуда в его гипнотическом влиянии нет. Здесь имеет место воздействие на нервную систему человека волевой силы, природа которой пока не вполне понятна …

Подробнее...

Католическая Мариология.

1.  Мария – Божья Матерь.

Исключительное значение матери Иисуса Христа в христианском предании было предначертано уже в Писании. Ев. Марк  ограничивается двукратным упоминанием о матери Иисуса Христа. Внимание ев. Матфея сосредоточено на Иосифе, потомке Давида, получающем откровение свыше и нарицающем Младенцу Девы имя Иисус. У ев. Луки облик Девы Марии предстает в полном свете; в самом начале Евангелия, им написанного, Она – уже определенно выраженная личность, занимаю­щая первое место; Она же, при возникновении Церкви, вместе с учениками участвует в молитве в Сионской горнице (Деян. 1:14). Наконец, ев. Иоанн как бы обрамляет описание общественной жизни Иисуса двумя рассказами о событиях, в которых Дева Мария играет особо важную роль (Ин 2:1-12; 19:25): и в Кане, и на Голгофе Иисус Сам опре­деляет роль Марии сначала как верующей, затем как матери учеников. Это постепенное осознание значения Марии объясняется не простыми психоло­гическими причинами: в нем отражается все более глубокое понимание тайны Самого Иисуса, неотде­лимого от «жены», от которой Он возжелал родиться (Гал 4:4).[1]

Подробнее...

Лебедев А. П. Споры об Апостольском символе.

Содержание

О книге

Берлинский профессор церковной истории Адольф Гарнак и возбужденные им в настоящее время споры по поводу символа Апостольского Новый образчик превратного понимания истории древней Церкви в немецкой богословской литературе Статья первая Статья вторая Статья третья и последняя «Сущность христианства», по изображению церковного историка Адольфа Гарнака Разбор попыток некоторых ученых доказать, что Константин Великий не был христианином Голос протестантского ученого в защиту Константина Великого Новые споры по очень старому вопросу из истории жизни Константина Великого Экономическое состояние Римской империи и христианство 

 

 

О книге

Сборник работ по истории древней Церкви под общим названием «Споры об Апостольском символе. История догматов» принадлежит перу выдающегося русского церковного историка Алексея Петровича Лебедева (1845–1908). Профессор Московской Духовной академии, заслуженный профессор Московского университета, он одинаково блестяще совмещал в себе таланты большого ученого и вдумчивого критика. Все его работы, впервые собранные в подобном составе и малоизвестные даже специалистам по причине их разбросанности в различных духовных журналах, посвящены одной теме – воссозданию подлинного облика исторического Православия. Защищая Православную Церковь от нападок немецкой протестантской богословской науки, А. П. Лебедев делает чрезвычайно важное дело. Это дело – сохранение собственного облика, своего истинного лица русской церковноисторической наукой, подлинно русского богословствования сугубо на православной почве. И это дело, эта задача особенно важна сегодня, на фоне воссоздания русской духовности и российской духовной науки.

Подробнее...

Антоний (Храповицкий), митрополит. Главная мысль в догмате Церкви.

Наконец, когда Господь уже сказал ученикам Своим все, что принял от Отца Своего (см.: Ин 15, 15), то возвел очи Свои на небо и вознес к Отцу молитву об исполнении того дела, ради которого Он пришел на землю. Молитва эта была не о чем ином, как об устроении на земле нового, единого бытия – Церкви, бытия, доныне чуждого разделенному грехом человечеству, а только прообразованного ветхозаветной Церковью. Это бытие имеет себе подобие не на земле, где нет единства, а лишь разделение, но на небе, где единство Отца и Сына и Святого Духа совершает трех Лиц в единое Существо, так что уже нет трех Богов, но Единый Бог, живущий единой жизнью. Точно так же единое новое бытие, единый новый человек совершается Христом на земле из прежнего враждебного общества иудеев и язычников (см.: Еф 2, 14–15). Конечно, цель этого нового бытия на земле заключается, однако, не в нем самом, как целом, а в его отношении к каждому из своих составных частей, то есть личности человеческой. «…Хочу, – говорит Господь, – чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне... да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них» (Ин 17, 24, 26). Такова конечная цель основанной Христом Церкви по отношению к членам ее, а цель посредствующая, та ближайшая цель, без которой невозможно достигнуть конечной цели нашего бытия, заключается в постоянном духовном усовершенствовании личности в Церкви – в освящении христианства истиной Христовой. «...За них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною» (Ин 17, 19).

Подробнее...

Евгений, архимандрит. Объяснение Литургии Преждеосвященных Даров.

Благочестивые читатели!

Предлагая Вашему благосклонному вниманию эту небольшую книжку, я спешу сказать о тех побуждениях и цели, которые руководили мною при ее написании. Содержание книжки составляют мои домашние беседы в кругу знакомых и близких людей, своим предметом часто имевшие Божественные службы. В своих беседах я старался по мере возможности удовлетворить христианскую любознательность своих собеседников. Из всех церковных служб особенно интересовались они службами великопостными и важнейшею из них – Преждеосвященной Литургией. Искренние желания слушателей всегда иметь у себя и читать то, что я говорил о Преждеосвященной литургии, и побудили меня записать те свои устные объяснения, какие предлагались мною в домашних беседах. Сколько мог, я постарался здесь коротко выяснить: что это за литургия, для чего она служится, давно ли известна, каким именно образом совершается и, наконец, что изображает собою или что означает в ней каждое священное действие?

Арх. Евгений.

Подробнее...

Александр (Милеант), епископ. Праздник Богоявления или Крещения Господня.

Начало рождения водой и Духом

Содержание

Событие Крещения Значение Крещения Господня Богослужение праздника Крещения Господня (Богоявления) Канон Богоявления Освящение воды 

 

Праздник Богоявления или Крещения Господня, наравне с праздником Пасхи, является древнейшим христианским праздником. Посвящен он крещению Господа Иисуса Христа в реке Иордан. Этот праздник издревле встречался христианами с большим подъемом потому, что он напоминал им об их собственном крещении и побуждал глубже осознать силу этого таинства.

В этой брошюре мы расскажем о событии крещения Господа Иисуса Христа и постараемся уяснить значение этого евангельского события для нашей христианской жизни, объясним главнейшие моменты богослужения праздника Богоявления, приведем канон утрени в русском переводе. В конце расскажем о значении крещенского освящения воды.

Подробнее...

Дмитриевский А. А. Книга «Требник» и ее значение в жизни православного христианина.

В своей беседе, произнесенной в собрании Киевского религиозно-просветительского общества в прошлом году1, мы вели речь о «Типиконе» или Церковном Уставе и указывали тогда нашим слушателям на весьма прискорбное и малопонятное явление в религиозной жизни нашего современного общества – на явное пренебрежение или же на весьма поверхностное его знакомство с такою книгою, которая, по своему назначению, должна бы регулировать каждый день и каждый шаг нашей жизни. Событие величайшей важности в нашей религиозно-культурной жизни за истекший год, взволновавшее умы нашей интеллигенции, к глубокому сожалению, не могущей похвалиться твердостью и определенностью своих религиозных убеждений и основательным знакомством с учением и обрядами той церкви, к которой она себя причисляет, выдвигает на очередь и настойчиво требует ответа на новый вопрос и в той же отрасли наших специальных занятий – на вопрос о зпачении другой, не менее важной в религиозной жизни современного верующего человека, церковно-богослужебной книги, которая именуется у нас Требником. Книга эта, как вам не безызвестно, подверглась осуждению со стороны маститого писателя русской земли, имя которого у всех па устах, в его «новой исповеди» или в ответе на постановление Св. Синода от 20–22 февраля прошлого года, по поводу его отлучения от Церкви. Крайне несправедливые и заведомо пристрастные возражения против этой книги, вылившиеся из под пера нашего великого писателя, несомненно под влиянием вспышки оскорбленного самолюбия и желчного раздражения, вспышки, навеянной актом, хотя и властным, но преисполненным высокой христианской любви и горячего призыва, обращенного к нему со стороны высшего нашего чиноначалия, к возвращению в лоно Церкви православной, а к нам, его почитателям, к молитве о нем, – особенно прискорбны для нас потому, что из среды русской интеллигенции нашлись такие единомышленники, которые, путем печати (в периодических изданиях), постарались развить крайние воззрения нашего писателя на данную книгу со ссылкою на факты, якобы позаимствованные ими со страниц нашего Требника, и с несомненным намерением импонировать на людей, мало знакомых с его содержанием.

Подробнее...

Догматические основания Иисусовой молитвы.

Р. А. Бадаев

Доклад Ромила Арбидуловича Бадаева, преподавателя Варваринских богословских курсов для монашествующих Троице-Одигитриевского ставропигиального женского монастыря Зосимова пустынь на конференции «Иисусова молитва. Еще раз о главном (школа духовной жизни)» («Зосимовские чтения – 2019», Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь, 7 декабря 2019 года)

Досточтимые отцы, всечестные матушки игумении, братья и сестры!

Практика духовной жизни православного христианина и, в особенности, аскетическая практика православного монашества неразрывно связана с призыванием Имени Божия. Есть ли догматическое основание для такой практики?

В Священном Писании мы находим множество свидетельств о святости и силе Имени Божия, например: Свято Имя Его (Лк. 1:49).

Подробнее...