Дмитриевский А. А. Вынос плащаницы на вечерне в Великий пяток.

Обряд этот совершается в настоящее время в различных местах русской Церкви различно. В иных местах Плащаница устрояется среди храма тотчас после часов и народ, пришедший к вечерне, видит уже ее, лежащую на особом, для сего случая устроенном, стол, лобызает и ставит свечи еще до прихода священника. В частности, подобное приготовление Плащаницы можно видеть в большом Московском Успенском соборе, хотя и с довольно любопытными особенностями. «На вечерне Великого пятка, – читаем мы в книжке: «Чин священнослужения и обрядов, наблюдаемый в большом Успенском соборе», архиерей, войдя в церковь, возшед на место, облачается в постное облачение среди церкви и, облачась, идет во гроб Спасов с рипиды и со свещами, и, пришед, кадит гроб трижды, таже властей, и, сняв шапку, подъемлет гроб со властьми на рамо, и несут на уготованное место пред царския двери, и поставляют, таже входит в алтарь и кадит круг гроба трижды, а иподиаконы с подсвечниками ходят кругом. Таже протодиакон: «Благослови, владыко». Архимандрит: «Благословен Бог наш». Начинают вечерню… По апостоле протодиакон чтет святое евангелие за Плащаницею... А в стиховну бывает целование и отпуск вечерни, по чину с трикириями, целует архиерей язву в ребре и руке, по семь в ногах, таже паки в руке, а власти точию целуют язву ножную, такожде и вси прилучившиеся». (Никольск. Пособ. к изучен. Устав. богосл. прав. Церкв. Спб. 1874 изд. 3, стр. 603, прим. 3). В других местах вынос совершается за самою вечернею, при пении стихири на стиховне. Этот обычай в упомянутом уже нами сочинении К. Никольского описывается так: «при пении песни: «Тебе одеющагося светом, яко ризою, снем Иосиф с древа с Никодимом», в которой изображается недоумение Иосифа и Никодима, как они погребут Господа, какою ризою обовьют, священник, изображая Иосифа Аримафейского, благоухает Плащаницу, лежащую на престол, обходя ее трижды с кадилом. После «Отче наш», при пении тропаря: «Благообразный Иосиф с древа снем пречистое тело Твое, Плащаницею чистою обвив, и вонями, во гробе нове покрыв положи», священнослужители самими священнодействиями изображают то, что поется в тропаре. Они подъемлют на главы Плащаницу и, в предшествии дьяконов с фимиамом кадильным, переносят ее царскими дверьми из алтаря на средину храма. Предстоятель из священников (а если вынос совершается одним священником с диаконом, то священник), в полном облачении, несет под Плащаницею Евангелие, которое полагается на святую Плащаницу, после положения ее на уготованном месте среди храма, изображая1 тем, что Тот, Кто во гробе полагается и обвит Плащаницею, есть Слово из начала (Ин.1:1). По принесении Плащаницы на средину храма, после пения «Благообразный Иосиф», поется песнь на Слава и Ныне: «Мироносицам женам». Она есть как бы продолжение тропаря «Благообразный Иосиф» (Пособ. к изучен. Устав. стр. 603). В некоторых местах в эту вечерню совершается переход из теплого храма в холодный и плащаница переносится в указанное время из алтаря теплого храма на средину храма холодного и ставится здесь на стол близ царских дверей2.

Подробнее...

Церковно-литургическое назидание по Великому канону св. Андрея, архиепископа Критского.

По книге ЕПИСКОП ВЕНИАМИН (МИЛОВ). ЧТЕНИЯ ПО ЛИТУРГИЧЕСКОМУ БОГОСЛОВИЮ.

"Великий покаянный Канон" св. Андрея, Архиепископа Критского, представляет драгоценность литургического богословия Православной Церкви.

Это бессмертное творение содержит 250 тропарей и читается за православным богослужением в первую и пятую седмицы великого поста. Нить мыслей св. Андрея о покаянии пред Богом развивается на основе многочисленных библейских примеров святой и греховной жизни древних людей. Чудный сладкопевец Критской Церкви призывает в Каноне всякого человека бегать зла, ревновать вседушевно о добре и всегда прибегать к Богу с исповеданием своих грехов и слезами раскаяния.

Речь св. Андрея настолько трогательна, что потрясает самые жестокие души, умиляет и смягчает самые окаменелые, черствые сердца и никому не попускает отчаиваться в спасении. Каждое слово богодухновенного Канона источает какую-то сладость благодатного чувства и в лаконизме выражения содержит широту мыслей.

Для планового ознакомления с этим шедевром церковно-богослужебного творчества последовательно отметим его 1. общие идеи и 2. частные положения об условиях Божьего прощения грехов человеку и 3. побуждения к покаянию, извлекаемые из фактов Библейской Истории.

Подробнее...

Протоиерей Валентин Амфитеатров. Великий пост. Духовные поучения.

О протоиерее Валентине Николаевиче Амфитеатрове

Валентин Николаевич Амфитеатров родился 1 сентября (по старому стилю) 1836 года в селе Высоком Орловской губернии. Он происходил из известного священнического рода, давшего русской Церкви таких видных иерархов, как митрополит Киевский Филарет и архиепископ Казанский Антоний.

В 1860 году после окончания семинарии и академии Валентин Амфитеатров был рукоположен в иерея и получил свое первое назначение на приход в калужский Благовещенский храм, но прослужил там недолго: вскоре - уже в сане протоиерея - его перевели в собор города Лихвина Калужской губернии. Он был смотрителем духовного училища в Мещевске, потом - настоятелем храма Поливановской учительской семинарии в Подмосковье, с 1874 года - настоятелем Константино-Еленинской церкви, неподалеку от Спасских ворот Кремля, а в начале 90-х годов был назначен настоятелем Кремлевского Архангельского собора.

Подробнее...

Христианский пост по изображению Постной Триоди

По книге епископа Вениамина (Милова). Чтения по литургическому Богословию. 

Подробнее...

Иконография праздника Благовещения.

Икона является неотъемлемой частью литургической жизни Церкви – через образ, как и через слово, Церковь проповедует миру Истину. Икона рождается из живого литургического опыта. Икона – это воплощенная молитва. Она создается в молитве и ради молитвы. Как одна из форм проповеди Евангелия, как свидетельство Церкви о Боговоплощении она есть составная часть богослужения так же, как и церковное пение, архитектура, обряд. Икона помогает нам лучше уяснить смысл церковного праздника.

Подробнее...

Евгений, архимандрит. Объяснение Литургии Преждеосвященных Даров.

Благочестивые читатели!

Предлагая Вашему благосклонному вниманию эту небольшую книжку, я спешу сказать о тех побуждениях и цели, которые руководили мною при ее написании. Содержание книжки составляют мои домашние беседы в кругу знакомых и близких людей, своим предметом часто имевшие Божественные службы. В своих беседах я старался по мере возможности удовлетворить христианскую любознательность своих собеседников. Из всех церковных служб особенно интересовались они службами великопостными и важнейшею из них – Преждеосвященной Литургией. Искренние желания слушателей всегда иметь у себя и читать то, что я говорил о Преждеосвященной литургии, и побудили меня записать те свои устные объяснения, какие предлагались мною в домашних беседах. Сколько мог, я постарался здесь коротко выяснить: что это за литургия, для чего она служится, давно ли известна, каким именно образом совершается и, наконец, что изображает собою или что означает в ней каждое священное действие?

Арх. Евгений.

Подробнее...

Лосский В. Н. Сретение

Праздник принесения во храм, или Сретения (`Upapante), Господа нашего Иисуса Христа на Западе более известен под названием Очищения (purification) Пресвятой Девы. Как большинство праздников палестинского происхождения, праздник принесения Христа во храм восходит к древним временам христианства. Этерия наблюдала, с какими торжественными шествиями праздновался он в Иерусалиме в конце IV века (1).

Подробнее...

Александр (Милеант), епископ. Праздник Богоявления или Крещения Господня.

Начало рождения водой и Духом

Содержание

Событие Крещения Значение Крещения Господня Богослужение праздника Крещения Господня (Богоявления) Канон Богоявления Освящение воды 

 

Праздник Богоявления или Крещения Господня, наравне с праздником Пасхи, является древнейшим христианским праздником. Посвящен он крещению Господа Иисуса Христа в реке Иордан. Этот праздник издревле встречался христианами с большим подъемом потому, что он напоминал им об их собственном крещении и побуждал глубже осознать силу этого таинства.

В этой брошюре мы расскажем о событии крещения Господа Иисуса Христа и постараемся уяснить значение этого евангельского события для нашей христианской жизни, объясним главнейшие моменты богослужения праздника Богоявления, приведем канон утрени в русском переводе. В конце расскажем о значении крещенского освящения воды.

Подробнее...

Иаков (Савельев), иеродиакон. Учение о греховных страстях по сочинениям епископа Варнавы (Беляева).

Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия

На правах рукописи

Научный руководитель: игум. Даниил (Василенко)

Сергиев Посад 2014

Содержание

Введение Актуальность темы Обзор источников Степень научной разработанности темы Цель и задачи Предмет и объект исследования Методология Научная новизна диссертации Практическая значимость диссертации Апробация результатов исследования Структура диссертации Глава 1. Жизнеописание епископа Варнавы (Беляева) Глава 2. Отношение еп. Варнавы к различным авторам, произведения которых он цитирует при изложении аскетического учения § 1. Возможные письменные источники знаний в области аскетики § 2. Отношение еп. Варнавы к Священному Писанию § 3. Отношение еп. Варнавы к Святым Отцам, подвижникам благочестия и церковным писателям § 4. Отношение еп. Варнавы к философам и писателям Отношение еп. Варнавы к славянофилам Отношение еп. Варнавы к либеральным философам и писателям Отношение еп. Варнавы к иным философам и писателям § 5. Отношение еп. Варнавы к церковным ученым § 6. Отношение еп. Варнавы к светским ученым Психологи и психиатры Ученые физиологи § 7. Критика еп. Варнавой ложных учений в области аскетики иных конфессий, религий и религиозных верований Глава 3. Некоторые особенности изложения материала еп. Варнавой. Анализ главного источника данной работы – его книги «Основы искусства святости» § 1. Научный метод еп. Варнавы § 2. Особенности литературного стиля еп. Варнавы §3. Литературно-исторический анализ книги «Основы искусства святости» Глава 4. Общие сведения о грехе и греховных страстях § 1. Действие страстей в человеке после грехопадения и путь к избавлению от них § 2. Генезис греха и греховных страстей § 3. Общие сведения о борьбе с грехом § 4. Количество главных (начальных) греховных страстей (помыслов) § 5. Систематические описания грехов и греховных страстей § 6. Общий план описания каждой из греховных страстей еп. Варнавой 

Подробнее...