Антоний (Храповицкий), митрополит. Главная мысль в догмате Церкви.

Наконец, когда Господь уже сказал ученикам Своим все, что принял от Отца Своего (см.: Ин 15, 15), то возвел очи Свои на небо и вознес к Отцу молитву об исполнении того дела, ради которого Он пришел на землю. Молитва эта была не о чем ином, как об устроении на земле нового, единого бытия – Церкви, бытия, доныне чуждого разделенному грехом человечеству, а только прообразованного ветхозаветной Церковью. Это бытие имеет себе подобие не на земле, где нет единства, а лишь разделение, но на небе, где единство Отца и Сына и Святого Духа совершает трех Лиц в единое Существо, так что уже нет трех Богов, но Единый Бог, живущий единой жизнью. Точно так же единое новое бытие, единый новый человек совершается Христом на земле из прежнего враждебного общества иудеев и язычников (см.: Еф 2, 14–15). Конечно, цель этого нового бытия на земле заключается, однако, не в нем самом, как целом, а в его отношении к каждому из своих составных частей, то есть личности человеческой. «…Хочу, – говорит Господь, – чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне... да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них» (Ин 17, 24, 26). Такова конечная цель основанной Христом Церкви по отношению к членам ее, а цель посредствующая, та ближайшая цель, без которой невозможно достигнуть конечной цели нашего бытия, заключается в постоянном духовном усовершенствовании личности в Церкви – в освящении христианства истиной Христовой. «...За них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною» (Ин 17, 19).

Подробнее...

Евгений, архимандрит. Объяснение Литургии Преждеосвященных Даров.

Благочестивые читатели!

Предлагая Вашему благосклонному вниманию эту небольшую книжку, я спешу сказать о тех побуждениях и цели, которые руководили мною при ее написании. Содержание книжки составляют мои домашние беседы в кругу знакомых и близких людей, своим предметом часто имевшие Божественные службы. В своих беседах я старался по мере возможности удовлетворить христианскую любознательность своих собеседников. Из всех церковных служб особенно интересовались они службами великопостными и важнейшею из них – Преждеосвященной Литургией. Искренние желания слушателей всегда иметь у себя и читать то, что я говорил о Преждеосвященной литургии, и побудили меня записать те свои устные объяснения, какие предлагались мною в домашних беседах. Сколько мог, я постарался здесь коротко выяснить: что это за литургия, для чего она служится, давно ли известна, каким именно образом совершается и, наконец, что изображает собою или что означает в ней каждое священное действие?

Арх. Евгений.

Подробнее...

Александр (Милеант), епископ. Праздник Богоявления или Крещения Господня.

Начало рождения водой и Духом

Содержание

Событие Крещения Значение Крещения Господня Богослужение праздника Крещения Господня (Богоявления) Канон Богоявления Освящение воды 

 

Праздник Богоявления или Крещения Господня, наравне с праздником Пасхи, является древнейшим христианским праздником. Посвящен он крещению Господа Иисуса Христа в реке Иордан. Этот праздник издревле встречался христианами с большим подъемом потому, что он напоминал им об их собственном крещении и побуждал глубже осознать силу этого таинства.

В этой брошюре мы расскажем о событии крещения Господа Иисуса Христа и постараемся уяснить значение этого евангельского события для нашей христианской жизни, объясним главнейшие моменты богослужения праздника Богоявления, приведем канон утрени в русском переводе. В конце расскажем о значении крещенского освящения воды.

Подробнее...

Дмитриевский А. А. Книга «Требник» и ее значение в жизни православного христианина.

В своей беседе, произнесенной в собрании Киевского религиозно-просветительского общества в прошлом году1, мы вели речь о «Типиконе» или Церковном Уставе и указывали тогда нашим слушателям на весьма прискорбное и малопонятное явление в религиозной жизни нашего современного общества – на явное пренебрежение или же на весьма поверхностное его знакомство с такою книгою, которая, по своему назначению, должна бы регулировать каждый день и каждый шаг нашей жизни. Событие величайшей важности в нашей религиозно-культурной жизни за истекший год, взволновавшее умы нашей интеллигенции, к глубокому сожалению, не могущей похвалиться твердостью и определенностью своих религиозных убеждений и основательным знакомством с учением и обрядами той церкви, к которой она себя причисляет, выдвигает на очередь и настойчиво требует ответа на новый вопрос и в той же отрасли наших специальных занятий – на вопрос о зпачении другой, не менее важной в религиозной жизни современного верующего человека, церковно-богослужебной книги, которая именуется у нас Требником. Книга эта, как вам не безызвестно, подверглась осуждению со стороны маститого писателя русской земли, имя которого у всех па устах, в его «новой исповеди» или в ответе на постановление Св. Синода от 20–22 февраля прошлого года, по поводу его отлучения от Церкви. Крайне несправедливые и заведомо пристрастные возражения против этой книги, вылившиеся из под пера нашего великого писателя, несомненно под влиянием вспышки оскорбленного самолюбия и желчного раздражения, вспышки, навеянной актом, хотя и властным, но преисполненным высокой христианской любви и горячего призыва, обращенного к нему со стороны высшего нашего чиноначалия, к возвращению в лоно Церкви православной, а к нам, его почитателям, к молитве о нем, – особенно прискорбны для нас потому, что из среды русской интеллигенции нашлись такие единомышленники, которые, путем печати (в периодических изданиях), постарались развить крайние воззрения нашего писателя на данную книгу со ссылкою на факты, якобы позаимствованные ими со страниц нашего Требника, и с несомненным намерением импонировать на людей, мало знакомых с его содержанием.

Подробнее...

Догматические основания Иисусовой молитвы.

Р. А. Бадаев

Доклад Ромила Арбидуловича Бадаева, преподавателя Варваринских богословских курсов для монашествующих Троице-Одигитриевского ставропигиального женского монастыря Зосимова пустынь на конференции «Иисусова молитва. Еще раз о главном (школа духовной жизни)» («Зосимовские чтения – 2019», Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь, 7 декабря 2019 года)

Досточтимые отцы, всечестные матушки игумении, братья и сестры!

Практика духовной жизни православного христианина и, в особенности, аскетическая практика православного монашества неразрывно связана с призыванием Имени Божия. Есть ли догматическое основание для такой практики?

В Священном Писании мы находим множество свидетельств о святости и силе Имени Божия, например: Свято Имя Его (Лк. 1:49).

Подробнее...

Алмазов А. И. Тайная исповедь в Православной Восточной Церкви. Том 2.

Опыт внешней истории

Исследование преимущественно по рукописям

Специальные уставы, отдельные молитвословия и церковно-гражданские постановления, относящиеся к исповеди

Содержание

Глава I. Уставы совершения исповеди при особых случаях Глава II. Специальные уставы, соприкасающиеся с исповедью Глава III. Отдельные молитвы, относящиеся к исповеди Глава IV. Исповедники 

 

В настоящей книге, как дано понять в предварительных замечаниях к I тому, – предлагается обозрения – с одной стороны, – специальных уставов и отдельных молитвенных злементов, с другой – церковно-гражданских постановлений, – относящихся к исповеди. В первом отношении мы сообщаем здесь сведения об уставах исповеди при исключительных случаях, о специальных уставах, только соприкасающихся с исповедью, и, наконец, об отдельных молитвах, нередко входивших в содержание общих исповедных уставов, но вообще помещавшихся в рукописных памятниках особо, при обозначении их как молитв, связанных с совершением исповеди. – Во втором отношении наше исследование знакомит в настоящей книге с церковно-гражданскими постановлениями, направляющимися только к объекту исповеди, взятому применительно к последней во всех могущих быть здесь положениях. Что же касается до предполагавшегося здесь обозрение постановлений и касательно субъекта исповеди т. е. духовника, – то, в виду представившихся новых данных для такого обозрения и особенно в виду значительного объема исследования об этом предмете, – мы пришли к заключению издать таковое в самом непродолжительном будущем особою книгою.

Подробнее...

Тимаков А. Таинство второй благодати.

Всякий, кто даже впервые входит в православный храм, видит группу людей, столпившихся в некотором отдалении от священника, стоящего перед аналоем, и по очереди подходящих к нему. Люди эти стоят с опущенными головами, некоторые – со слезами на глазах; они печальны и сосредоточены. Идет исповедь – таинство покаяния. Но в покаянии обнаруживается не только печаль, но и радость; недаром древняя Церковь считала таинство исповеди «второй благодатью». Однако далеко не все в наши дни так относятся к покаянию. Для человека общества потребления характерно другое: Зачем мне исповедываться, что это даст? И тут дело даже не в том, что грехи не осознаются («живу, как люди живут…»), а в том, что не ощущается необходимость пребывания в мире с Богом.

Так почему же человек приходит на исповедь и почему не приходит? Что побуждает его прийти к покаянию – и что мешает подойти к аналою, где лежат Крест и Евангелие? Эти два вопроса так или иначе встают в сознании человека, хотя бы отчасти соприкасающегося с нашей православной традицией, и ответы на них в значительной степени определяют его дальнейший жизненный путь. Задавшийся этими вопросами хотя бы пытается рассмотреть самого себя по отношению к Иисусу Христу, а это – уже путь Евангельский. Евангелие – это письмо1. И есть письма, написанные мне, а есть – не мне. Но Евангелие – всегда мне, хотя я не просто индивидуальный адресат.

Подробнее...

Алмазов А. И. Тайная исповедь в Православной Восточной Церкви. Том 1.

Содержание

Предисловие Глава 1. Краткий очерк внешней исторической судьбы исповеди в древней Восточной церкви (I-IX в.) Глава 2. Устав совершения исповеди в Греческой церкви с X в. до настоящего времени Глава 3. Историческая судьба исповедного чина в практике Юго-славянской церкви Глава 4. Последование исповеди в Русской церкви по рукописным памятникам Глава 5. Метод самой исповеди и дополнительные статьи к исповедному уставу по русским рукописным памятникам Глава 6. Устав исповеди в Русской церкви со времени появления его в печати

 

 

Предисловие

 

В русской церковно-практической литературе не имеется исследований, нарочито посвященных вопросу истории тайной исповеди. Правда, в последнее время у нас появились отдельные издания, близко и даже непосредственно соприкасающиеся с этим предметом; но все они обязаны не нарочитому предприятию, а вызову побочных обстоятельств. Между тем, в сфере истории вообще церковных установлений – история тайной исповеди во всяком случае представляет вопрос полный глубокого интереса. Думаем, что тем и другим в достаточной мере оправдывается издание предлагаемого теперь труда.

Подробнее...

Молитвы ко Святому Причащению на русском языке.

Молитвы перед Причащением*

По молитвам наших святых отцов, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Царю Небесный, Утешителю, Дух Истины, Который везде находишься и все наполняешь, источник благ и податель жизни, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны и спаси, Благой, наши души.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас (трижды).

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне (теперь), и присно (всегда), и во веки веков. Аминь (истинно так).

Пресвятая Троице, помилуй нас. Господи, очисти грехи наши, Владыка, прости беззакония наши, Святый, посети и исцели немощи наши имени Твоего ради.

Господи, помилуй (трижды). Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Подробнее...