Беневич Г. И., Шуфрин А. М. Беседы о православном догматическом богословии.

Книга выпущена 12 лет назад, и авторы с тех пор развили и уточнили многие, поднятые в ней вопросы, так что не следует воспринимать эту книгу как их последнее слово по данным темам; лишь в качестве введения в проблематику эта книга может иметь какую-то пользу. Более углубленно точка зрения на те или иные вопросы, поднимаемые авторами, представлена в их последующих работах, а также в тех обсуждениях, которые имели место в Живом Журнале (см. авторов под никами tugodum и benev).                                 

Кроме того, авторы хотели бы обратить внимание на то, что тема любви к ближнему, заявленная в конце Беседы 2, не была по-настоящему раскрыта в «Беседах», несмотря на то, что Беседа 3 называется «О любви» и как будто посвящена именно этой теме. На самом деле, так получилось, что в этой беседе авторы углубились в изложение учения о браке как таинстве и в вопрос о соотношении этого таинства с тем, что называется «супружеской жизнью», а тема любви к ближнему в ней так и осталась нераскрытой, что существенно обедняет и даже искажает излагаемое учение о браке и отношении в нем супругов. Это лишь один пример недочета и ограниченности данного сочинения. Поэтому, предлагая его читателю через 12 лет после его первой публикации, мы хотели бы лишний раз подчеркнуть, что изложение в нем православного учения является срезом нашего понимания его на определенном этапе, того что нам тогда представлялось важным.                       .      

Таким образом, мы призываем читателя отнестись ко всему сказанному в «Беседах» критически, проверяя и сверяя все здесь сказанное со Св. Писанием и Преданием Православной Церкви.

 

Г.И. Беневич, А.М. Шуфрин.

2016 г.

Подробнее...

Беневич Г. И. Полемика об опресноках при патриархе Михаиле Кируларии.

События 1053-1054 гг., ставшие своего рода символической вехой в церковном разделении Константинополя и Рима, хорошо изучены. Мы лишь совсем кратко остановимся на их истории, недавно вновь реконструированной в отечественной литературе А. В. Барминым с учетом максимального числа известных на сегодня источников[1], чтобы обратиться далее к содержательной стороне этой полемики.

 

В 1053 г. в ходе начавшегося церковного противостояния за влияние в Италии папы Римского Льва IX и патриарха Константинопольского Михаила Кирулария[2] последний поручает архиепископу Охридскому Льву составить послание против латинян, в котором порицалось бы применение опресноков, пост в субботы Великого поста (такой же строгий, как в остальные будние дни), то, что в эти дни за богослужением не поется «Аллилуйя» и «Бог Господь», а также употребление в пищу удавленины[3]. Это послание было адресовано епископу Иоанну Транийскому (в Апулии), а через него — всем епископам франков и «самому почтеннейшему папе»[4]. В нем уже содержатся многие аргументы, которые впоследствии будут повторяться в византийской антилатинской полемике. А именно, что Христос совершал Евхаристию на Тайной Вечери на обычном (т. е. квасном) хлебе[5], что опреснок «ничем не отличается от бездушного камня и кирпичной глины», в то время как квасной хлеб (ἄρτος) — «жив, одушевлен и дает теплоту», что опресноки характерны для иудейского служения, а Христос — иерей по чину Мелхиседекову, а не Аронову, и поэтому Евхаристия должна совершаться с учетом перемены чина священства, уже не на опресноках, но на «одушевленном» хлебе.

Подробнее...

Шишков А. Спорные экклезиологические вопросы повестки Всеправославного собора и проблема верховной власти в Православной церкви.

Andrey Shishkov

Controversial Ecclesiological Issues of the Pan-Orthodox Council Agenda and the Question of Sovereign Power in the Orthodox Church

Andrey Shishkov — Sts. Cyril and Methodius Post-Graduate Institute of the Russian Orthodox Church; Synodal Biblical and Theological Commission of the Russian Orthodox Church (Moscow). Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

The article discusses ecclesiological issues that were included in the agenda of Pan-Orthodox Council but found no solution in the pre-conciliar debates: the Orthodox Diaspora; proclamation of autocephaly; the role of the Diptychs. The author then examines the issue of primacy in the Universal Church. All these questions can be combined and connected with the issue of the supreme or sovereign power in the Orthodox Church: its localization and mechanics for the implementation. The author examines content and essence of each issue, main approaches to their solution and attempts to reconcile them within the framework of the pre-conciliar discussions. The analysis reveals two ecclesiological models of the Orthodox Church structure and two approaches to understanding the sovereign power. These two models can be described by formulas: "first without equal" and "equal without the first". The first model confers supreme power on Ecumenical Patriarch who is the "first in honor." The second one insists on the fundamental equality of the autocephalous local churches and regards them as ecclesial sovereigns. The incompatibility of these models is the main cause of failure of all attempts to solve controversial issues within the pre-conciliar process.

Подробнее...

Уминский А. Божественная Литургия. Объяснение смысла, значения, содержания.

Литургия как центр жизни христианина

 

Все церковные праздники лишились бы смысла, если бы не существовало Пасхи. Потому что, если бы Христос не воскрес, то все остальные евангельские события могли бы рассматриваться лишь в историческом контексте, и другой ценности, кроме нравственной и культурной, не представляли бы. Мы говорим, что каждый христианский праздник принадлежит вечности, поскольку его духовно наполняет Пасха. Вечность присутствует в нашем времени, и мы становимся реальными соучастниками этого праздника.

 

То же самое можно сказать и о Литургии, возвышающейся над всеми иными богослужениями. Если бы не существовало Литургии, бессмысленно было бы вообще совершать какие-либо службы, потому что без Литургии отсутствует и Церковь как таковая.

 

Поэтому рассказ о Евхаристии (от греческого слова «ευχαριστία» — благодарение) пойдет параллельно с рассказом о Церкви, о том, что она собой представляет и как Церковь и Евхаристия связаны друг с другом.

Подробнее...

Слесарев А. В. Учение о таинстве священства в системе евхаристического богословия протопресвитера Николая Афанасьева.

В процессе своего исторического становления русская догматическая мысль пережила несколько важнейших этапов развития. Если для более раннего периода характерно воплощение богословских интуиций в иконографии и монументальном зодчестве, то периоду «западного пленения» (XVII-XIX вв.) оказались присущи тенденции к систематизации опыта православного догматического богословия в схоластических латинских формах. Происходившее на рубеже XIX—XX вв. освобождение от «западного пленения» привело к формированию нескольких школ русского догматического богословия, выработавших уникальные методы восприятия православной духовной традиции. В первую очередь, к ним можно отнести школу исторического истолкования догматов, предполагавшую непременную ориентацию на историю возникновения церковных вероопределений. Данное направление представляли архиепископ Филарет (Гумилевский) (18051866), епископ Сильвестр (Малеванский) (1828-1908), протоиерей Александр Горский (1912-1975) и профессор А.Л. Катанский (1836-1919). Под воздействием славянофильства возникла школа антропологического раскрытия догматов, предполагавшая неразрывное сочетание процесса усвоения догматического знания и процесса богопознания. Наиболее яркими представителями данного направления являются епископ Михаил (Грибановский) (1856-1898), митрополит Антоний (Храповицкий) (1863-1936), профессор А.И. Введенский (1861-1913), профессор А.Д. Беляев (1852-1919), профессор В.И. Несмелов (1863-1937) и др.1 Революционные потрясения 1917 г. и трагедия Гражданской войны породили грандиозный исход, в результате которого в эмиграции оказалась весьма представительная часть русской богословской элиты. Впоследствии наибольшую известность среди русских зарубежных духовных учебных заведений приобрел Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже, на базе которого возникло новое направление русской догматической науки, именуемое школой евхаристического богословия. 

Подробнее...

Свенцицкий Валентин, протоиерей. Шесть чтений о таинстве покаяния в его истории.

(Против общей исповеди)

Читано в храме св. Панкратия в Великий пост 1926 г.

 

 

Посвящается приснопамятным столпам православия о. Иоанну Кронштадтскому и духовному отцу моему, оптинскому старцу иеросхимонаху Анатолию

Да не подумают однако же, будто бы я утверждаю, что всяким миром надо дорожить. Ибо знаю, что есть прекрасное разногласие и самое пагубное единомыслие; но должно любить добрый мир, имеющий добрую цель и соединяющий с Богом.

Св. Григорий Богослов

Крайнее нерадение и бессовестие есть некоторых пресвитеров принимать к исповеди многих.

«О должностях пресвитеров приходских»

 

Чтение первое

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Я не ставлю себе задачи исторической в собственном смысле этого слова. Я не сообщаю новых фактов, не исследую их внутренней связи. Я пользуюсь уже готовым материалом и данными церковной истории для определённой задачи. На основании этих данных я хочу уяснить себе истинную природу одного глубоко печального явления современной церковной жизни – разумею так называемую «общую исповедь».

Подробнее...

Туберовский А. К учению о Логосе (Библиографическая заметка).

Такие «таинства веры», как рождение Сына Божия, творение миpa, падение, искупление и пр., невольно влекут к себе внимание теолога, подобно тому, как аналогичные им «тайны природы» возбуждают любознательность естествоведа. Всякая попытка освоить сколько-нибудь по-новому эти старые, но вечно живые, вопросы должна быть, поэтому, радостно приветствуема. Одной из таких попыток является напечатанная в Theologische Quartalschrift (1912 г. 4 Heft) небольшая статья проф. Эстанна, автор которой стремится понять, почему Логос есть нераздельно и Сын. Кратко, основная мысль статьи может быть формулирована таким образом. Не всякий сын есть ео ipso и Логос. Но Θεὸς – Λόγος должен быть непременно и Θεὸς – Yἱός, поскольку во всяком незнавательно-логическом процессе мы имеем акт рождения sui generis. Детально эта мысль развивается и обосно-вывается автором так.

***

«Логос называется в новозаветном откровении также filiius Dei» (Сын Божий). В каком смысле Логосу может быть свойственно рождение, сыновство? Generatio fit in crea turis per cominunicationem substantiae. Наоборот, in divinis, поскольку духовная, имматериальная божественная субстанция абсолютно неделима, порождение не может происходить иначе, как чрез сообщение целой, неделимой божественной субстанции Деятельность духовного существа исчерпывается познанием и волей. А так как порождение есть деятельность, то происхождение Логоса может совершаться или per intellectum, пли per voluntatem. Священное Писание даваемыми Сыну Божию именами: Λόγος, sapientia (мудрость), veritas (истина) ete подтверждает первый член дилеммы, т. е. fit generatio filii per intellectum.

Подробнее...

Феофан (Адаменко). Требник на русском языке.

Молитвы в первый день после рождения младенца Молитва на дарование имени младенцу Молитва в сороковой день после рождения Молитва над женщиной, родившей мертвого младенца Порядок приготовления к Святому Крещению оглашенного Порядок совершения таинства Святого Крещения Миропомазание Омовение Пострижение волос Молитва краткого порядка Святого Крещения, совершаемого над умирающим младенцем Порядок совершения Таинства Исповеди Разрешительная Молитва над запрещенным Порядок совершения обручения Порядок совершения Таинства Брака Порядок венчания второбрачных Порядок совершения Таинства Елеосвящения Порядок причащения тяжелобольного Молебный канон Господу нашему Иисусу Христу и Его Пречистой Матери Порядок погребения мирян Порядок погребения умерших в Святую Пасху Порядок погребения священников Порядок погребения младенцев Порядок погребения монашествующих Порядок малого освящения воды Порядок Великого освящения воды в праздник Св. Крещения Господня Порядок облачения в монашескую рясу и камилавку Порядок пострига в малый ангельский образ, т. е. в мантию Порядок пострига в великий ангельский образ, т. е. в схиму Молитвы в начале поста Святой Четыредесятницы Молитва на благословение ветвей пальмовых и других деревьев в Вербное Воскресение Молитва на благословение мясной пищи в первый день Святой Пасхи Молитва на благословение сыра и яиц в первый день Святой Пасхи Молитва на благословение Артоса в первый день Святой Пасхи Молитва на раздробление Артоса в Пасхальную субботу Молитва на благословение винограда 6 августа Молитва на благословение первых плодов и овощей 

Подробнее...

Феофан (Адаменко). Сборник суточных церковных служб, песнопений главнейших праздников и частных молитвословий Православной Церкви.

Содержание

От издательства

Биография

I. Порядок Всенощного Богослужения II. Отпуски Господних праздников на вечерне и литургии III. Стихиры, богородичные, догматики, тропари, антифоны и ирмосы из октоиха (восьмигласия) Глас первый Глас второй Глас третий Глас четвертый Глас пятый Глас шестой Глас седьмой Глас восьмой IV. Стихиры, Богородичные, тропари, величания с избранными стихами, ирмосы, каноны и антифоны из служб двунадесятых праздников и Святой Пасхи Рождество Пресвятой Богородицы (8 Сентября) Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября) Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта) Рождество Господа нашего Иисуса Христа (25 декабря). Сретение Господне (2 февраля) Крещение Господа нашего Иисуса Христа (6 января) Преображение Господне (6 августа) Вход Господень в Иерусалим Светлое Христово Воскресение Неделя Фомина Вознесение Господне (В 40-й день по Воскресении) Пятидесятница – Сошествие Святого Духа на апостолов (В 50-й день по Воскресении) Успение Пресвятой Богородицы (15 августа) Воздвижение Креста Господня (14 сентября) V. Стихиры, тропари, величания, стихи псалмов, прокимны и кондаки из служб в праздники: богородичные, великих святых и общие 1 января. Обрезание Господне. Свт. Василия Великого, архиеп. Кесарии Каппадокийской 30 января. Память трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого 23 апреля. Память Великомученика Георгия Победоносца 9 мая. Перенесение мощей Святителя и Чудотворца Николая 11 мая. Память святых Кирилла и Мефодия 21 мая и 23 июня. Встреча Владимирской иконы Божией Матери 21 мая. Память святых равноапостольных царей Константина и Елены 24 июня. Рождество святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня 26 июня. Явление Тихвинской иконы Божией Матери 

Подробнее...