Афанасий (Евтич), епископ. Православная вера и жизнь. Догма и этика в православии.

Христианство представляет собой уникальный опыт гармоничного соединения вероучительных и нравственных истин. Идеал христианина невозможно представить себе без правильного понимания и взаимодействия доктринального и этического компонентов. Данная мысль обусловлена тем фактом, что синонимом христианства является Богочеловек Иисус Христос, в Котором в совершенстве проявился модус соединения веры и жизни. О том, как мыслит богословие этот феномен, читайте в тексте доклада епископа Афансия (Евтича).

«Вообрази Христа Твоего в хотящем паки родитися, назидай его на основании апостол и пророк Твоих, насади его насаждение истины во Святей Твоей Соборней и Апостольстей Церкви» (Чин Крещения)

§ I

В сущности, что такое Христианство, как не Сам Господь Христос. А Христос, значит, и есть Логос и Сын Божий, Который воплотился и стал человеком. Само имя Христа (Мессии, Помазанника), как известно, восходит к факту воплощения Сына и Логоса Божия, к соединению в Его Личности Божества и человечества, Бога и человека. Так как во Христе однажды навсегда Бог соединился с человеком, и так как вследствие этого человек был помазан (κεχρισμ?νος) Богом, естество человеческое было помазано естеством Божественным, то Логос Божий, воплотившийся и ставший человеком, и называется „Христом“, т.е. одновременно Богом и человеком – Богочеловеком, Θε?νθρωπος.

Подробнее...

Афанасий (Евтич), епископ. О Таинстве Святой Евхаристии.

Что касается божественной Евхаристии, прежде всего, нужно объяснить, что для нас, славян, она является Литургией. В греческом языке слово «литургия» имеет несколько значений: служба, функция, служение. То есть у греков слово «литургия» обозначает не только богослужение, но и исполнительную функцию или активность, например, государственного организма. Это слово используется не в узкоограниченной сфере, в сфере церковного служения, а в любой сфере деятельности. Поэтому греки для обозначения мистагогического служения Церкви употребляют словосочетание «Святая Евхаристия», которое имеет значение того, что мы называем Литургией. Использование термина «Евхаристия» выделяет это Божественное служение. Поэтому, несмотря на то, что наш народ привык к использованию слова «литургия», по своему значению и смыслу Евхаристия и Литургия являются синонимами.

Евхаристия происходит от слова «благодарение» и отражает первый главный момент канона Литургии, то есть Анафору, начинающуюся с момента благодарения Богу. Господь Иисус Христос является первым настоящим благодарением Отцу, поскольку Он от имени всей созданной твари и человека, как венца сотворения мира, благодарил Бога Отца. Такое благодарение ожидалось и от первого созданного человека – Адама. Если бы он исполнял заповедь благодарения, то он никогда не согрешил бы. «Твоя от твоих Тебе приносящее от всех и за вся», – читаем в молитве Евхаристического канона, в знак благодарения за то, что сделал, делает и будет делать Господь для нас.

Подробнее...

Феофан Полтавский (Быстров). Доклад об учении митрополита Антония (Храповицкого) о догмате Искупления.

Содержание

Предисловие

Введение

1. Учение о естестве Часть 1 Часть 2 Часть 3 2. Гефсиманская молитва Часть 1 Часть 2 3. О благодати Часть 1 Часть 2 4. Голгофа 5. О свойствах Божиих 6. Сущность Искупительного подвига Иисуса Христа Часть 1 Часть 2 7. О греховных наклонностях 8. Первородный грех 

Предисловие

Доклад архиепископа Феофана Полтавского (1874–1940) был написан им во второй половине 20-х годов и содержит в себе опровержение учения митр. Антония (Храповицкого).

Публикуемый текст Доклада значительно отличается от того сокращенного варианта, который дважды публиковался: Русским Валаамским обществом и в 1997 г. обществом св. Василия Великого.

Центральной темой Доклада является учение митр. Антония о едином естестве человеческом, разбору которого посвящена первая глава. Архиепископ Феофан на основании прп. Максима Исповедника и других отцов Церкви доказывает, что в богословии единое естество человеческое может пониматься только логически отвлеченно, но никак не в качестве метафизической или физической реальности: «В отношении же к неделимым тварного естества, и в частности к людям, понятие «единого» берется в смысле безусловного единства только отвлеченно, поскольку всякое понятие рода или вида одно. В применении же к действительности оно указывает лишь на одинаковость природы всех неделимых данного рода». А это значит, что невозможно и коллективное Богообщение, которое проповедуют как протестанты (и «восточного обряда», как о. Александр Шмеман), так и православные, как о. Иустин (Попович).

Подробнее...

Александр (Милеант). Изъяснение Божественной Литургии.

Божественная литургия является постоянным напоминанием великого подвига любви, совершенного для нас Спасителем нашим Иисусом Христом.

 

Скорбя от нестроений в своей жизни, человечество со всех концов мира взывало к своему Творцу, и люди, пребывавшие во тьме язычества, чувствовали, что порядок и стройность могут быть водворены в мире только Тем, Который повелел созданным Им мирам в стройном порядке двигаться во вселенной. Отовсюду тоскующее человечество звало своего Творца. Воплями взывало оно к Виновнику своего бытия, и вопли эти яснее слышались в устах избранных и пророков. Предчувствовали и знали они, что Создатель, скрывающийся в созданиях, предстанет Сам лично перед людьми и предстанет не иначе, как в образе создания Своего, созданного по Его образу и подобию. Вочеловечение Бога на земле представлялось всем по мере того, как очищалось понятие о божестве. Но нигде так ясно не говорилось об этом, как у пророков богоизбранного народа, и самое чистое воплощение Его от чистой Девы предчувствовалось даже и язычниками, но нигде в такой ощутительной ясности, как у пророков.

Подробнее...

Помазанский М. Православное Догматическое Богословие.

Содержание книги:

Введение

О Боге в Самом Себе

О Боге в Его явлении миру

Бог — Промыслитель мира

Бог — Спаситель мира

Церковь Христова

Жизнь Церкви в Духе Святом

Молитва

О Боге Завершителе судеб мира

Приложение.

Течения в русской философско-богословской мысли.

Краткие церковно-исторические сведения

Несколько слов об авторе — Протопресвитере о. Михаиле Помазанском

 

Введение

 

Забота Церкви о чистоте христианского учения

Источники догматов. Св. Писание и Св. Предание

Священное Писание

Священное Предание

Соборное сознание Церкви

Догмат и канон.

Значение творений свв. Отцов и богослужебных книг

Истины веры в богослужении

Символические книги

Догматические системы

Задача Догматического Богословия

Догматика и вера

Богословие и философия

Подробнее...

Каноны в Неделю Пятидесятную.

творение преподобных и богоносных отцов наших Космы епископа Маюмского и Иоанна Дамаскина, инока и пресвитера лавры Саввы Освященного церковно-славянский текст с переводом и комментарием священноинока Симеона

 

Божественного Духа нашедшая сила,

раздельшиися древле глас, зле согласившихся,

во единомыслии Божества совокупи,

разум наставляющи верных к Троице,

о Ней же утвердихомся

 

Предисловие

Православное богослужение, как оно дошло до нас в литургических книгах и церковных уставах, в лучших памятниках гимнографии, иконописи и храмовой архитектуры, есть чудный плод самых высоких устремлений человеческого духа, озаренного благодатными лучами Святого Духа Божия. Это живое, яркое и многогранное свидетельство нашей веры и жизни по вере, выражение многовекового исторического опыта Церкви. 

Подробнее...

Объяснение литургии в вопросах и ответах. - 2006

По благословению
Епископа Саратовского и Вольского
ЛОНГИНА

 

Объяснение литургии

 

в вопросах и ответах

 

 

Содержание

 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ

 

Часть первая

О ПРОСКОМИДИИ

 

Часть вторая

О ЛИТУРГИИ ОГЛАШЕННЫХ

 

Часть третья

О ЛИТУРГИИ ВЕРНЫХ

Подробнее...

Лебедев А. П. О нашем Символе веры.

(Рассмотрение и решение ученым протестантом одного важного в истории православия вопроса: с присовокуплением нового пересмотра того же вопроса)

Сказать что-нибудь новенькое в заезженной всякими «пособиями» древней церковной истории не совсем легко.

Из т. н. «Завещания» В. В. Болотова (†). (Христ. Чт., 1901, кн. 4, стр. 475).

«К кому-то принесли от мастера ларец. Отделкой, чистотой ларец в глаза кидался: ну всякий ларчиком прекрасным любовался. Вот входит в комнату механики мудрец. Взглянув на ларчик, он сказал: «ларец с секретом; так он и без замка; а я берусь открыть; да, да уверен в этом; я отыщу секрет и ларчик вам открою». Вот за ларец принялся он: вертит его со всех сторон, и голову свою ломает; то гвоздик, то другой, то скобку пожимает. Потел, потел, но наконец устал, и, как открыть его, ни как не догадался1: а ларчик просто открывался»2.

Иван Андреич

( Предварительные замечания: примесь полемического элемента к чисто научному в протестантском богословии, – непохвальные крайности в этом отношении, – протестантский папизм, – чуждое беспристрастия и несправедливое отношение протестантской науки в последнее время к истории нашего православного символа. – Перечисление представителей этого направления, – появление оппозиции этому направлению в лице немецкого проф. В. Шмидта. – основные положения исследования его о нашем символе).

Подробнее...

Александр (Милеант). Ложные чудеса.

Содержание

 

Протоиерей Лев Лебедев. "Я лечусь у чародея"

Георгий Шевкунов. Не участвуйте в делах тьмы

Прот. Дмитрий Смирнов. Магические пассы

Приложение. Священное Писание о ложных чудесах

 

 

"Не всякому духу верьте, но испытывайте духов,
от Бога ли они, потому что много лжепророков
появилось в мире"
(1 Иоан. 4:1).

 

Протоиерей Лев Лебедев

 

"Я лечусь у чародея"

 

В последнее время появилось немало людей, обладающих необычайными способностями: экстрасенсов и гипнотизеров, которым предоставляются полосы в газетах и даже телеэкран. То, что демонстрируют такие люди с экрана, нередко именуется "чудом". Неудивительно, когда неверующие люди (втайне все-таки жаждущие чудес!) оценивают так эти явления, но иногда и у православных верующих возникает впечатление, что действия экстрасенсов — дар Божий. В подтверждение вспоминаются святые целители-бессеребренники, способные одним лишь словом, молитвой, возложением рук исцелять больных и страждущих. Между тем каждый честный врач-гипнотизер скажет, что никакого чуда в его гипнотическом влиянии нет. Здесь имеет место воздействие на нервную систему человека волевой силы, природа которой пока не вполне понятна …

Подробнее...

Католическая Мариология.

1.  Мария – Божья Матерь.

Исключительное значение матери Иисуса Христа в христианском предании было предначертано уже в Писании. Ев. Марк  ограничивается двукратным упоминанием о матери Иисуса Христа. Внимание ев. Матфея сосредоточено на Иосифе, потомке Давида, получающем откровение свыше и нарицающем Младенцу Девы имя Иисус. У ев. Луки облик Девы Марии предстает в полном свете; в самом начале Евангелия, им написанного, Она – уже определенно выраженная личность, занимаю­щая первое место; Она же, при возникновении Церкви, вместе с учениками участвует в молитве в Сионской горнице (Деян. 1:14). Наконец, ев. Иоанн как бы обрамляет описание общественной жизни Иисуса двумя рассказами о событиях, в которых Дева Мария играет особо важную роль (Ин 2:1-12; 19:25): и в Кане, и на Голгофе Иисус Сам опре­деляет роль Марии сначала как верующей, затем как матери учеников. Это постепенное осознание значения Марии объясняется не простыми психоло­гическими причинами: в нем отражается все более глубокое понимание тайны Самого Иисуса, неотде­лимого от «жены», от которой Он возжелал родиться (Гал 4:4).[1]

Подробнее...