Вукашинович В. Литургическое возрождение в ХХ в.

История и богословские идеи литургического движения в Католической церкви и их взаимоотношение с литургической жизнью Православной Церкви.

Богословский факультет Сербской Православной Церкви

Содержание

Предисловие к русскому изданию

Предисловие к сербскому изданию

Введение

Часть первая. Литургическое возрождение на Западе Определение основных понятий: литургическое движение, реформа, возрождение Глава I. Предыстория литургического движения в католической церкви A. Литургическая реформа Каролингов и судьба римского обряда литургии Б. Тридентский Собор B. От Тридентского Собора до дона Проспера Геранже Глава II. Этапы и деятели литургического движения A. Монашество и литургическое движение Дон Проспер Геранже и начало литургического движения Б. Организованная научно-исследовательская деятельность и литургическое движение 1. Дон Ильдефонс Хервеген 2. Дон Одо Казель B. Приход и литургическое движение Дон Ламбер Бодуэн – патриарх и патрон литургического движения Глава III. Основные богословские идеи литургического движения Глава IV. Sacrosanctum concilium: II Ватиканский Собор и литургическое движение Часть вторая. Литургическое возрождение и православие Глава V. Православие и богословские идеи литургического движения A. Католические теологи о связи литургического движения с Православной Церковью и о литургическом возрождении в православии Б. Православные богословы о литургическом возрождении в православии 1. Начало 2. Отдельные позиции 3. Богословские совещания 4. Александр Шмеман: православный ответ на литургическое движение?

Подробнее...

Верховской С. С. Бог и человек. Учение о Боге и Богопознании в свете Православия.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие автора ***

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ***

Глава первая. Христианское понимание Богообщения ***

Глава вторая. Ветхозаветное учение о Богопознании ***

Глава третья. Богопознание в Новом Завете ***

Глава четвертая. Учение Отцов Церкви IV-го века ***

Глава пятая. Учение Св. Григория Нисского ***

Глава шестая. Общее заключение о путях Богообщения и Богопознания ***

Подробнее...

Епископ Василий (Родзянко). Теория распада вселенной и вера отцов. Каппадокийское богословие - ключ к апологетике нашего времени. Апологетика XXI века

Содержание 

Подробнее...

Болонников А. С. СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ОБ ИСКУПЛЕНИИ в изложении архиепископа Полтавского Феофана.

секретарь Ученого Совета Минской Духовной Академии и Семинарии

    Поводом для изложения догмата Искупления архиепископу Феофану послужила та самая "злоба дня" , в ответ на которую были составлены практически все его богословские сочинения. А в данном случае таковым явилось отступление митрополита Антония (Храповицкого) "от догматического учения Православной Церкви" , что "мы, - писал Преосвященный Феофан, - прежде всего и главным образом утверждаем относительно догматического учения его об Искуплении".1
     Решительность тона его "утверждений" объясняется исключительной важностью вопроса, от правильности или ошибочности понимания которого зависит принятие или отвержение человеком единственно верного пути ко спасению - "никто не приходит к Отцу, как только через" Христа, Который есть единственный "Путь и Истина и Жизнь" (Ин. 14, 6). Поэтому архиепископ Феофан, как "практический" , а не "кабинетный" богослов, вступает в полемику с митрополитом Антонием лишь тогда, когда опасности уклонения от правого пути веры подвергается значительная часть паствы Русской Церкви.

Краткая предыстория полемики

Подробнее...

Болонников А. Догматическая дискуссия архиепископа Феофана (Быстрова) и митрополита Антония (Храповицкого).

Минская духовная семинария, бакалавр богословия — 1995;

Ecumenical Institute (Bossey, Switzerland) — 1998,

Московская духовная академия, кандидат богословия — 1999,

Аспирантура МДА при ОВЦС — 2001,

доцент Минской духовной академии — 2006,

cекретарь Ученого Cовета Минской духовной академии.

Тема настоящей статьи касается важнейшего христианского догмата – учения об Искуплении, и в частности полемики по этому вопросу двух выдающихся Иерархов Русской Церкви: Блаженнейшего Митрополита Антония (Храповицкого) и архиепископа Феофана (Быстрова).

При этом прежде, чем перейти собственно к их полемике, необходимо дать краткую биографическую справку о последнем из них (так как имя первого – митрополита Антония, вероятнее всего, значительно лучше известно, чем имя архиепископа Феофана).

Подробнее...

Коротаев Д. Беседа со Свидетелями Иеговы о «верном и благоразумном рабе», Троице и имени Бога.

Я: Виктор, а можно ли мне ознакомиться с книгой «Свидетели Иеговы - Возвещатели Царства Бога?»

СИ: Эта книга говорит об истории Организации с давних времен. Ее мы получаем по особой заявке и она только для возвещателей.

Подробнее...

Антонов Н. Храм Божий и церковные службы.

Содержание
 
1. Предварительные сведения Молитва наедине и с церковью 1. Понятие о православном богослужении 2. Характер православного богослужения 3. Божественное установление православного богослужения 4. Количество церковных служб 5. Состав богослужения 6. Что читается в церкви? 7. Понятие о Библии 8. Псалтирь и Священное Писание в богослужении 9. Обряды при чтении Писания 10. Понятие о молитве 11. Происхождение церковных молитв 12. О церковных песнопениях 13. Разделение песнопений 14. Разделение песнопений по содержанию 15. Символические действия 16. Необходимость обрядов при богослужении 17. Цель богослужения 18. Богослужения домашнее и церковное 19. Понятие о храме 20. Происхождение храмов 21. Внешний вида храма 22. Происхождение базилики 23. Катакомбные церкви 24. Крипты и капеллы 25. Другие виды храмов 26. Русская церковная архитектура 27. Значение древних храмов 28. Символическое значение различных форм храма 29. Внутреннее устройство храмов 30. Престол и его принадлежности 31. Жертвенник и другие принадлежности алтаря 32. Сосуды и церковная утварь 33. Священные изображения 34. Символические изображения в катакомбах 35. Изображение священных событий в катакомбах 36. Изображения Спасителя и Божией Матери 37. Значение катакомбных памятников 38. Византийская церковная живопись 39. Русская церковная живопись 40. Значение икон 41. Почитание Креста 42. Лица, совершающие богослужения 43. Обязанности Иерархии 44. Священные одежды 45. Символическое значение священных одежд 2. Порядок и изъяснение церковных служб 46. Церковные службы 47. Что называется службой 48. Происхождение повседневных служб 49. Священные события в повседневных службах 50. Другие воспоминания церковных служб 51. Понятие о кругах богослужения 52. Состав церковных служб 53. Неизменяющиеся молитвословия 54. Обычное начало 55. Ектении 56. Великая ектения 57. Сугубая ектения 58. Просительная ектения 59. Малая ектения 60. Заупокойная ектения 61. Возгласы 62. Отпусты 63. Изменяющиеся молитвословия 64. Богослужебные книги 65. Как пользоваться книгами 66. Греческое церковное пение 67. Русское церковное пение 68. Перевод богослужебных книг на славянский язык 3. Изъяснение Божественной Литургии 69. Происхождение Литургии 70. Содержание Литургии 71. Разделение литургии 72. Первая часть Литургии – Проскомидия 73. Очерк Проскомидии 74. Схема Проскомидии 75. Символическое значение Проскомидии 76. Вторая часть. Литургия оглашенных 77. Содержание Литургии оглашенных 

Подробнее...

Андия И. Воскресение плоти согласно валентинианам и Иринею Лионскому.

Оп.: «СИМВОЛ» №39. Июль 1998. Стр. 39-53.

 

 

Cуществует ли воскресение плоти? И как воскресает плоть?

 

С момента своего рождения христианство сталкивалось с группами, которые сомневались в воскресении или полагали, что оно уже наступило. Стремясь продемонстрировать преемственность с апостольскими временами, Тертуллиан связывает именно с ними Маркиона, Апеллеса или Валентина:

 

В первом послании к Коринфянам2 Павел осуждает тех, кто сомневается в воскресении или отвергает его: таково мнение саддукеев. Его разделяли Маркион и Апеллес, а также Валентин и те, кто отвергал воскресение плоти... Наставляя Тимофея, он критикует запрещавших вступать в брак3: таково учение Маркиона и Апеллеса, его ученика. Он упрекает также тех, кто предполагает, что воскресение уже свершилось4: это то, что сами валентиниане утверждают о себе5.

Подробнее...

Постовалова В. И. Символ и реальность в православном богослужении.

В статье на материале теолингвистического анализа литургического богослужения в православной Церкви рассматривается проблема онтологической взаимосвязи символа и реальности. Дается характеристика литургического символа как многомерного мистико-семиотического образования.[1]

 

Посвящается светлой памяти Вероники Николаевны Телия По мере приближения к «реальности» все меньше нужно слов. В вечности же уже только «Свят, свят, свят...» Только слова хвалы и благодарения, моление, белизна полноты и радости. Поэтому и слова только те подлинны и нужны, которые не о реальности («обсуждение»), а сама - реальность: ее символ, присутствие, явление, таинство. Слово Божие. Молитва. Искусство. Когда-то таким словом было и богословие: не только слова о Боге, но божественные слова - «явление»... Что такое молитва? Это память о Боге, это ощущение Его присутствия. Это радость от этого присутствия. Всегда, всюду, во всем.

Протоиерей Александр Шмеман. Дневники.

Подробнее...

Помазанский М. Православие и экуменическое движение.

Православие и экуменическое движение

Содержание: Кафоличность Церкви и экуменизм.  “То, что имеешь, держи.”   Православие и его враги.

 

Кафоличность Церкви и экуменизм.

 

Протопресвитер о. Михаил Помазанский

Когда император Константин Великий, ради успокоения догматических споров в Христианской Церкви, собрал собор епископов всей Империи, этот собор получил название “экуменического.” Это название присвоено было и последующим соборам общеимперского вида. Когда некоторые участники этих соборов, которые прежде были в ереси, отказывались от прежнего своего заблуждения, они подтверждали свой отказ подписью: “Присоединяюсь к Православной Кафолической Церкви” и далее следовала подпись епископа (см. Деяния Вселенских Соборов, изд. Казанской Дух. Академии). Почему же не — к экуменической, а именно — к кафолической Церкви?

Подробнее...