Павел (Ивановский). От святой купели и до гроба.

Краткий устав жизни православного христианина. Репринт 1915 г.

Малая книжка эта с большим благословением посвящается блаженной памяти Апостола Японии, Высокопреосвященного Николая, Архиепископа Японского (преставился ко Господу 3 февраля 1912 года), Светильника Церкви Православной.

(Посвящение из первого издания, 1915 г).

Священный Синод Русской Православной Церкви 10 апреля 1970 года прославил святителя в лике равноапостолов.

Память святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского, совершается 3 февраля.

Во славу Святой, Единосущной Животворящей и Нераздельной Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, в похвалу святым угодникам Божиим, при патронате Московском и всея Руси Алексия II, в лето от сотворения мира 7515, от рождества Христова 2007, напечатана книга сия:  «От святой купели и до гроба»

Подробнее...

Острогорский Г. А. Соединение вопроса о св. иконах с христологической догматикой в сочинениях православных апологетов раннего периода иконоборчества.

 

Seminarium Kondakovianum,

1, 1927, с. 47-52

С0ЕДИНЕН1Е ВОПРОСА О СВ. ИКОНАХЪ СЪ ХРИСТОЛОГИЧЕСКОЙ ДОГМАТИКОЙ ВЪ СОЧИНЕНШХЪ ПРАВОСЛАВНЫХЪ АПОЛОГЕТОВЪ РАННЯГО ПЕРЮДА ИКОНОБОРЧЕСТВА

Въ эпоху борьбы, разгорѣвшейся вокругъ установившагося въ Православной Церкви иконопочитанія, борьбы длительной и упорной, всколыхнувшей и взволновавшей весь христіанскій міръ, – доводы, которые приводили въ защиту иконъ православные ихъ апологеты, были и многочисленны и многообразны. Но среди всѣхъ аргументовъ, которые изобрѣталъ и выставлялъ, отстаивая православный обычай, изощренный въ діалектикѣ умъ византійскихъ богослововъ, варьируя ихъ согласно съ нуждами момента и примѣняясь къ новымъ этапамъ борьбы, все же неизмѣнно, съ самаго начала борьбы и до самаго ея конца, главной и исходной была одна мысль, основоположная въ существѣ своемъ, – мысль, что изображеніе Христа на иконахъ служитъ ручательствомъ за истинность и реальность Его воплощенія, а почитаніе иконъ ручательствомъ за вѣру въ непризрачность Его воплощенія. Разъ Сынъ Божій сталъ совершеннымъ человѣкомъ, то и писать Его можно, какъ всякаго человѣка. Непрестанно и неутомимо возвращались къ этой мысли всѣ византійскіе защитники св. иконъ. И положеніе это казалось столь очевиднымъ, столь неоспоримымъ, что несогласіе съ нимъ въ глазахъ иконопочитателей VIII и IX вв. было равносильно отрицанію реальности самаго воплощенія, а слѣдовательно таило въ себѣ угрозу вѣрѣ въ искупленіе и спасеніе міра. Отклонить эту угрозу со стороны иконоборческой ереси и поспѣшили православные, вставъ на защиту иконъ. Эта борьба за установившійся церковный обрядъ была одновременно борьбой за главный и центральный догматъ христіанскаго вѣроученія, въ этомъ обрядѣ нашедшій себѣ отраженіе. Изученіе византійскихъ памятниковъ, посвященныхъ защитѣ св. иконъ, привело насъ къ самому опредѣленному убѣжденію, что и въ сознаніи самихъ иконопочитателей VIII и IX вв. такой смыслъ именно и имѣла эта ихъ долгая, изнурительная борьба. Этимъ, намъ кажется, только и можно объяснить ея необычайную ожесточенность и длительность.

Подробнее...

Орлов И. А. Труды Св. Максима Исповедника по раскрытию догматического учения о двух волях во Христе.

Оглавление

 

Вместо предисловия

Библиографический указатель источников и пособий

Часть первая, историческая

  Глава I

  Глава II

Часть вторая, догматическая

  Глава I

  Глава II

  Глава III

  Глава IV

Заключение

Подробнее...

Орлов Г. Песнопения Страстной седмицы.

Введение

 

Великий пост — это особое время покаяния и исправления. Во время Страстной седмицы в храме молитвенно вспоминаются события спасительной Жертвы Богочеловека Христа. Богослужебные тексты этого периода содержат драгоценные духовные сокровища, которые могут несказанно обогатить всех желающих приобщиться к ним.

 

Страстная седмица у древних христиан называлась «неделей святых страстей», «неделей спасительных страстей», «Пасхою крестною». Святитель Иоанн Златоуст говорит: «В сию великую неделю разрушено долговременное царство диавола, истреблена смерть, уничтожен грех, снято проклятие, отверст рай и небо стало доступно человекам. Царь и Бог мира умирил вместе и небесное, и земное; посему эта седмица и называется великою седмицею”[1] . Именно грех является причиной отчуждения человека от Бога как единственного источника жизни, а «без Бога человек становится обреченным грешником, не способным спасти себя и обрести истинное благо и вечную жизнь»[2] .

 

Богослужения этой седмицы в соответствии с важностью воспоминаемых событий содержат множество нравственных назиданий, помогающих христианину правильно подготовиться к встрече воскресшего Христа.

Подробнее...

Мурзанев. Триадология преподобного Иоанна Дамаскина.

Мурзанев Александр,

студент 5 курса Ставропольской Духовной Семинарии

Триадология преподобного Иоанна Дамаскина.

Догмат о Святой Троице является одной из центральных тем в богословском творчестве преподобного Иоанна Дамаскина [2, с. 41]. Наряду с «Точным изложением православной веры», у преподобного есть менее известное небольшое сочинение, специально посвященное этой теме, под заглавием «О Святой Троице» («Περι τησ Αγιασ Τριαδοσ») [5, с. 200]. Важнейшие вопросы православной триадологии и христологии раскрываются в нем в форме диалога.

То, что святой Иоанн Дамаскин нес монашеский подвиг в окрестностях Иерусалима и даже мог быть проповедником в церкви Воскресения [2, с. 28], наложило определенный отпечаток на характер его троичного богословия. Палестинское монашество со времен Халкидона и до VI Вселенского Собора играло особую роль в сохранении, систематизации и защите православного вероучения. Для Иоанна Дамаскина пробным камнем истинной веры была ее укорененность в святоотеческом наследии, любое нововведение для него равнозначно ереси. В «Точном изложении православной веры» он предстает прежде всего монашеским писателем, осмысляющим труды богословов предшествующих веков, и излагающим догматическое наследие Святых Отцов в удобной и привычной для монахов форме сотниц. Раскрывая догмат о Святой Троице, подвижник постоянно обращается в вопросам христологии, актуальность которых еще не утихла с предшествующей эпохи. Вместе с тем, основой для изложения троичного догмата в «Точном изложении православной веры» является учение великих каппадокийцев и, в частности, «Большое огласительное слово» святителя Григория Нисского [2, с. 43]. Кроме того, большое влияние на его богословскую систему оказали «Ареопагитики».

Подробнее...

Митрофанов А. Ю. Рецепция итало-византийского церковного права сквозь призму латинских канонических собраний IV–V вв.

 

На основе материала латинских канонических собраний в статье анализируется значение, которое имели нормы церковного публичного права ранневизантийской эпохи IV—V вв. в процессе становления римской кафедры в качестве канонического лидера Западной церкви.

Ключевые слова: каноническое право, канонические сборники, италийские со­боры, Дионисий Малый, папа Геласий, Юстиниан.

Проблема, вынесенная в название статьи, представляется необычайно важной не только для истории источников канонического права, но и во мно­гом открывающей сложнейший спектр взаимоотношений между Римской и Кон­стантинопольской Церквями в ранневизантийский период. Понять внутреннюю логику этих отношений, вероятно, невозможно без осмысления того, какое зна­чение имело правовое и общественное наследие эпохи первых четырех Вселен­ских Соборов, предшествовавшей падению Западной Римской империи (а точ­нее, по словам А. А. Васильева, падению западной части Римской империи) для последующего исторического развития Римской и Контантинопольской Церк­вей. В связи с этим возникает вопрос о наличии рецепции ранневизантийского права в юридическом сознании италийского общества в эпоху, когда военно­политическое присутствие Византии в Италии было восстановлено и сохраня­лось хотя бы частично вплоть до середины VIII в. Какую роль играли нормы так называемого церковного публичного права ранневизантийской эпохи IV-V вв. в процессе дальнейшего становления римской кафедры в качестве каноническо­го лидера Западной церкви? Вступали ли они в противоречие с устремлениями римских епископов к главенству в Западной Церкви, или ранневизантийское ка­ноническое наследие, воспринятое Римом, было адаптировано и поставлено на службу этим устремлениям?

Подробнее...

Максимов Г. Вечны ли адские муки?

 

В Священном Писании о вечности грядущего наказания для грешников говорится неоднократно и вполне определенно: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12: 2); «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25: 46); «Кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению» (Мк. 3: 29); «Не познавшие Бога и не покоряющиеся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа... подвергнутся наказанию, вечной погибели» (2 Фес. 1: 8, 9).

С особой силой эту истину подтвердили впоследствии святые отцы и Соборы Церкви.

«Кто говорит или думает, что наказание демонов и нечестивых людей временно и что после некоторого времени оно будет иметь конец или что будет после восстановление демонов и нечестивых людей, - да будет анафема», - так звучит 9-й анафематизм против оригенистов, предложенный святым Юстинианом Великим и принятый Поместным Константинопольским Собором 543 года.

Идея всеобщего спасения (всех людей и всех бесов) была осуждена и 12- ым анафематизмом V Вселенского Собора: «Кто утверждает, что силы небесные и все люди, и даже злые духи соединятся с тем Бог-Словом, в котором нет никакого вещества... - да будет анафема». Впоследствии общее осуждение неправославных мнений Оригена подтвердили отцы Трулльского Собора 692 года, а также VI и VII Вселенских Соборов.

Подробнее...

Максимов Ю. Откровение о святом духе в Ветхозаветных книгах.

"Ветхий Завет ясно проповедовал Отца, а не с такой ясностью Сына; Новый открыл Сына и дал указание о Божестве Духа; ныне пребывает с нами Дух, даруя нам яснейшее о Нем познание... Надлежало, чтобы Троичный свет озарял просветляемых постепенными прибавлениями, как говорит Давид, восхождениями от славы в славу"[1]; "первобытному человечеству было свойственно бояться Бога; в Законе и Пророках Ветхого Завета пришло детство; Евангелие принесло собою знаки молодости, отрочества церковного. Ныне же Утешитель знаменует Собой зрелость Церкви. Ныне Он наследовал Христу, и человечество не будет уже больше знать иного учителя" (Дев. 1).

Святые Отцы говорят здесь о динамике Божественного Откровения, когда истина раскрывается все полнее, ниспосылаясь Богом в зависимости не от уровня интеллектуального состояния человеских умов в те или иные эпохи, а сообразуясь с разными этапами Божественного домостроительства, совершающегося в истории. Православное святоотеческое учение о последовательном раскрытии Божественных таин совершенно не оставляет места ни для какого "генезиса" идей о Духе Святом; это раскрытие не может быть понято как развитие одних идей из других, более поздних из более ранних, осмыслено как плод рефлексии авторов последующих писаний над более древними текстами, объяснено заимствованиями или влияниями из одновременных языческих культур. Святоотеческое учение состоит не в том, что с течением времени и сообразуясь с ним все новые авторы "додумываются" до все более совершенных представлений, но в том, что разным авторам в разном объеме раскрывается во времени одна и та же вечная истина, одна и та же духовная реальность.

Подробнее...

Макарий (Булгаков). Статьи.

митрополит Макарий (Булгаков)

Замечание о чистилище

 

С учением Православной Церкви о возможности для некоторых грешников освободиться из уз ада по молитвам живущих имеет некоторое сходство учение Римской церкви о чистилище, хотя имеет и свое отличие. Чтобы правильнее судить о том и другом, надобно вникнуть, как излагают это учение сами римские богословы.

 

I. Они различают в учении о чистилище две части: существенную, или то, что определено их церковью и преподается как догмат, и несущественную - то, что церковью их не определено и составляет предмет богословских мнений. К первой части относят только два положения: а) есть чистилище, то есть такое место или состояние очищения (status expiationis), в котором души умерших, не получивших еще разрешения каких-либо легких грехов или и получивших разрешение грехов, но не понесших при жизни временного наказания за грехи, терпят мучения для удовлетворения правде Божией - до тех пор, пока чрез эти мучения не очистятся и не соделаются достойными вечного блаженства; б) душам, находящимся в чистилище, весьма много помогают молитвы о них Церкви, милостыни и особенно приношение бескровной Жертвы. К несущественной части относится решение вопросов: а) есть ли чистилище определенное какое-либо место или нет и где оно находится; б) какие мучения терпят там души и огнь чистилищный есть ли вещественный или метафорический; в) сколько времени души находятся в чистилище; г) как вспомоществуют им молитвы Церкви и проч. [1]

Подробнее...

Ловягин И. Воскресная служба Октоиха восьми гласов на славянском и русском языках.

Содержание

Введение

Глас первый На малой вечерне На великой вечерни Канон полунощницы На утрени Глас вторый На малой вечерне На великой вечерни Канон полунощницы На Утрени Глас третий На малой вечерне На великой вечерни Канон полунощницы На утрени Глас четвертый На малой вечерни На великой вечерне Канон полунощницы На утрени Глас пятый На малой вечерни На великой вечерни Канон полунощницы На Утрени Блаженны на литургии Глас шестый На малой вечерни На великой вечерни Канон полунощницы На утрени Блаженны на литургии Глас седьмый На малой вечерне На великой вечерни Канон полунощницы На утрене Блаженны на литургии Глас осьмый На малой вечерни На великой вечерни Канон полунощницы На утрени Блаженны на литургии Воскресные эксапостиларии и утренние евангельские стихиры

 

Подробнее...