Архиепископ Анастасий (Грибановский). Беседы с собственным сердцем
- Догматика
- 30 Май 2023
(размышления и заметки)
"Размышляю о днях древних и летах веков минувших;
припоминаю песни мои в ночи, беседую с сердцем моим
и дух мой испытывает".
Пс. 76, 7.
ОГЛАВЛЕНИЕ |
Сергий (Страгородский). Об отношении Церкви Христовой к отделившимся от нее обществам.
- Догматика
- 21 Май 2023
Вопрос о том, нахожусь ли я в истинной Христовой Церкви, настолько существен для верующего, что, казалось бы, при его решении нет места для какой-нибудь обидчивости или обычного самолюбия. Тот, кто разъяснит мне, что я вне Церкви, и укажет, где ее мне найти, казалось бы, может рассчитывать только на благодарность с моей стороны. На деле же как будто нет вопроса из области вероучительной, который бы так больно затрагивал человеческое самолюбие и сопровождался бы таким взаимным раздражением сторон, как именно этот вопрос. Вероятно, виноваты в том и те обладатели истиной, которые готовы быть милосердным самарянином, но не имеют силы воздержаться от некоторого пренебрежения к впавшему в разбойники. Как бы то ни было, но этот последний всякую попытку помочь ему в большинстве случаев встречает непримиримой нетерпимостью.
Сергий (Страгородский). Воскресение Христово в отличие от воскресения Лазаря.
- Догматика
- 20 Май 2023
По Евангелию от Иоанна, воскрешение Лазаря было ближайшим поводом к народному торжеству при входе Господа Иисуса Христа во Иерусалим (см.: Ин.12:18), а этот вход, в свою очередь, явился как бы предначатием страданий Господа и следующего за ними Воскресения.
В строгом соответствии с евангельским повествованием и Богослужебный устав нашей Православной Церкви указывает праздновать воскрешение Лазаря в субботу, накануне Входа Господня во Иерусалим, и устанавливает между этими праздниками самую тесную связь. Для них обоих назначен один тропарь ("Общее воскресение..."). Да и вообще в службе этих праздников оба воспоминания как бы переплетаются между собою. Вместе с тем службы этих двух праздников являются как бы прологом к службам Страстной седмицы и предвестниками Светозарной Пасхи.
Скабалланович М. Рождество Пресвятой Богородицы.
- Догматика
- 18 Май 2023
Событие Рождества Пресвятой Богородицы
Рождение Пресвятой Богородицы, в которой, по словам церковной песни, сам Бог, «на разумных престолех почиваяй, престол свят на земли Себе предуготова» (стихира), не могло быть ни случайным, ни обычным.
И действительно, Пресвятая Дева — «Пронареченная от родов древних» (стихира) — предуказана божественным Промыслом и в ветхозаветных пророчествах, и в ветхозаветных прообразах. Начало этих божественных предуказаний восходит к началу жизни падшего человечества. Уже в первоевангелии об Избавителе рода человеческого, — в первой утешительной и радостной вести падшим прародителям, — было возвещено им в раю Самим Богом, что «Семя жены сотрет главу змия» — искусителя, диавола (Быт. 3:15). Семя жены, а не мужа. И в пророческом предведении этого радостного события падший прародитель наш назвал свою жену Евой (жизнью), «яко та мати всех живущих» (Быт. 8:20). И впоследствии, на протяжении тысячелетий, Господь не оставлял ветхозаветных людей без пророческих и таинственных указаний на Богоматерь. Патриарху Иакову в видении таинственной лестницы, соединившей небо с землею, давшей возможность ангелам нисходить на землю и с земли восходить на небо, к престолу Всевышнего, было указано на Пресвятую Богородицу, рождением Сына Божия послужившую к примирению неба и земли, людей и Бога (Быт. 28:10-17). Пророку Моисею в видении чудесной купины (куста), горевшей в огне, но не сгоравшей (Исх. 8:1-5), было указано на приснодевство Богоматери — до рождения Сына Девы и по рождении Девы: «яко же бо купина не сгораше опаляема, тако Дева родила еси и Дева пребыла еси» (догматик 5-го гласа). Чудесность и непостижимость приснодевства Матери Богочеловека была указана Господом и в чудесном произрастании из сухого жезла Ааронова цветка в одну ночь (Числ. 17:9), и в пророчестве Исаии о рождении Эммануила (Богочеловека) от Девы (Ис. 7:14), и в пророчестве Иезекииля о чудесных вратах, чрез которые пройдет Господь, но врата те останутся по-прежнему закрыты (Иез. 44:1-3).
Скабалланович М. Н. Хранение догмата в Церкви.
- Догматика
- 16 Май 2023
В христианском вероучении есть нечто твердое, постоянное, неизменное. Это мы и называем догматами. Такой устойчивый элемент есть и в вероучении всех других религий. Но как христианство настолько превосходит последние, что они по сравнению с ним едва могут быть я названы религиями, так должно быть и большое различие между догматом христианства и всяким другим, различие не только по содержанию (материальное), но и по характеру, форме. Ни в каком другом догмате не может быть такой твердости, непреложности и силы, как в христианском. Ему как бы сам Бог, в существо Которого он старается войти единственно верной дорогой, чрез это идейное приражение сообщает что-то из своей неизменности и непреложности. Вера наша – это вера Ноя и Авраама. Основное содержание нашей и их веры одно, а подробности не важны. Небо и земля меняются, подготовляя свое „прехождение“, а эта вера и догмат благочестия не теряют из своего содержания ни одной йоты и черты, являясь лучшим образом и свидетелем Бога на земле, подлинным голосом вечно-неизменного Бога в изменчивости окружающей действительности. В этом отношении ни одна религия по представляет чего-либо аналогичного христианству. Между религиозными воззрениями Гезиода и Гомера, с одной стороны, Еврипида и Софокла с другой такая пропасть, что тут единство и общее часто только в именах богов.
Скабалланович М. Н. Успение Пресвятой Богородицы.
- Догматика
- 16 Май 2023
Событие и предание о нем
Будучи итогом жизни, смерть у различных людей должна быть так же не одинакова, как непохожи одна на другую их жизнь и они сами. Отсюда самое естественное предположение, что у такой необыкновенной личности, как Пресвятая Дева, с такой исключительной судьбой, и смерть не могла не быть единственной в своем роде. По убеждению Церкви, не только православной, но и католической, кончина Богоматери и была такой, какой не была ни у кого, кроме Нее. Она не изъята была из закона смерти, как и Сын Ее; но Она, подобно Сыну, восторжествовала над смертью, хотя восторжествовала не так славно, очевидно и самостоятельно, как Он. Воскресение Ее произошло сокровенно и долго даже не было общим предметом веры в Церкви. Ина слава солнцу и ина слава луне.
Вообще, вся жизнь Пресвятой Богородицы проходит в какой-то тайне для христиан. Можно сказать, из святых жизней ни об одной не известно так мало. С приближением же к смерти эта жизнь как бы все более скрывается от глаз окружающих. До IV в. ни у одного из христианских писателей не находится какого-либо указания на судьбу Богоматери по вознесении на небо Ее Сына. Это и не удивительно, если принять во внимание скудость тогдашней христианской письменности и отсутствие поводов говорить об этом предмете. Когда такие поводы даны были ересью Нестория, оказалось, что христианский мир вовсе не осведомлен о жизни и кончине Богоматери, но что в богатой сокровищнице предания, всегда, а особенно тогда составлявшего главный нерв церковной жизни, есть достаточно данных об этом.
Скабалланович М. Н. Великий Пост.
- Догматика
- 14 Май 2023
Очерк из статики и истории христианского обряда
Содержание
§ 1. Нынешняя форма поста. § 2. Продолжительность поста в историческом развитии. § 3. Образ пощения в историческом развитии.
§ 1. Нынешняя форма поста.
Время и пространство считаются в философии прин¬ципами, т. е. способами, ограничения вещей. Это значит: не зная вещей такими, как оне существуют вне нас и сами по себе, мы знаем их лишь такими, какими оне являются в пространстве и времени. Они должны пройти чрез призму этих условий нашего познания, чтобы быть воспринятыми нами. С другой стороны и воздействовать на внешний мир мы можем не по самой сущности его, а лишь на обнаружения его для нас, т. е. опять же в границах времени и места.
Этот общий закон нашего отношения к лежащему вне нас миру имеет некоторое приложение и к нашей религиозной жизни. Хотя Бог настолько близок к нам, что мы „в Нем живем, и движемся, и есмы“1), и настоль¬ко сроден нашей душе, что может ей открываться непосредственнее, чем материальный мир, однако и Его отно¬шение к нам не может совершенно обойти рамок места и времени. Нельзя отрицать, что Бог в храмах стано¬вится ближе к нам, чем в другом месте. А если так, то и во взаимных отношениях между Богом и нами имеют значение определения места.
Скабалланович М. Н. Введение во храм Пресвятой Богородицы.
- Догматика
- 14 Май 2023
Содержание
Событие введения во храм Пресвятой Девы Иерусалим Служба Введению во храм пресвятой Богородицы Вечерня Стихиры на Господи воззвах Паремии Стихиры на литии Стихиры на стиховне Тропарь Утреня Седальны по кафизмах Величание Седален по полиелее Прокимен Евангелие По 50 псалме Стихира после евангелия Канон Песнь 1-я 1-го канона. Пролог Песнь 1-я 2-го канона. Дар Песнь 3-я 1-го канона. В доме Божием Песнь 3-я 2-го канона. Трилетствующая Седальны по 3 песни канона Песнь 4-я 1-го канона. Больше храма Песнь 4-я 2-го канона. Чистая Песнь 5-я 1-го канона. Жилище Божие Песнь 5-я 2-го канона. Юница Песнь 6-я 1-го канона. Благодать Песнь 6-я 2-го канона. Будущая Матерь Божия Кондак и икос Песнь 7-я 1-го канона. Спасение Песнь 7-я 2-го канона. Воспитание Песнь 8-я 1-го канона. Диалог Анны и 3ахарии Песнь 8-я 2-го канона. Жертва Песнь 9-я 1-го канона. «Красота добродетелей» в Богородице Песнь 9-я 2-го канона. Богородица Светилен Стихиры на хвалитех Литургия Прокимен Апостол Аллилуиарий Евангелие Задостойник Причастен Святоотеческие чтения на службе Напевы в службе праздника Служба в пред- и попразднство Малая вечерня Обозрение службы в пред- и попразднство Напевы пред – и попразднства Значение праздника Иcтория праздника Приложение Служба праздника у р.-католиков
Протопресвитер Николай Афанасьев. Экклезиология вступления в клир
- Догматика
- 18 Апрель 2023
протопресвитер Николай Николаевич Афанасьев
Экклезиология вступления в клир
О книге
Труд о таинстве поставления клириков и об условиях этого поставления. Предмет рассматривается в историческом, каноническом, литургическом и богословском аспектах.
Многим, «сочувствующим» христианской вере, да и и самим христианам теперь не понятно зачем вообще нужны священники. Почему нельзя просто верить? Разве клир не признак авторитаризма в Церкви и т. п.? Существовал ли клир в первенствующей Церкви? Но и в самой Церкви часто нет должного понимания ее устройства, смысла ее служений. На эти и подобные вопросы поможет ответить (во всяком случае введет в предмет рассмотрения, даст нужные сведения) книга великого экклесиолога Николая Афанасьева «Экклесиология вступления в клир».
Афанасьев Н. Н. Церковь Духа Святого.
- Догматика
- 18 Апрель 2023
Посмертное издание под редакцией Андрея К. Фирилласа,
преподавателя Патрологии в Русском Православном Богословском
Институте в Париже
" Ubi enim Ecclesia, ibi et
Spiritus Dei, et ubi Spiritus Dei,
illic Ecclesia et omnis gratia ".
Ириней Лионский,
"Против Ересей" - Ш, 24, 1.
YMCA-PRESS 11, rue de la Montagne-Ste-Genevieve, Paris-5
Париж, 1971. (репринт., Рига, 1994).
Предисловие.
[Миряне:]- I. Царственное священство. - II. Поставление лаиков. - III. Служение лаиков. - IV. Дело служения: особые служения - апостол - евангелист - пророк - учитель.
[Священники:] V. Предстоятели в Господе. - VI. "Приносящий благодарение".
[Епископы:] VII. Епископ. VIII. Власть любви.
Библиография и указатели. (опущен указатель цитат из Библии)