Августин (Синайский). О падших и отлученных в древнехристианской Церкви и русской.

Содержание

Предисловие

I. Возникновение вопроса об отпадших от христианской веры. Неодинаковое отношение к падшим со стороны представителей Церкви и последователей раскола новациан при обращении к вере. Правильный и установившийся взгляд св. Киприана, епископа Карфагенского, в вопросе о принятии их в общество. II. Непринадлежность к составу Церкви открытых и упорных сектантов, раскольников и еретиков. Причины, сущность и цель отлучения вредных членов Церкви. Власть Церкви отлучать явных еретиков и тяжелых грешников. III. Осмотрительность при отлучении виновных. Мнение блаж. Августина и св. Иоанна Златоуста по поводу поспешности отлучения в некоторых случаях. IV. Некоторые выдающиеся случаи отлучения, совершенные епископом Амвросием медиоланским и Синезием, епископом птолемаидским и др. Анафематствование разных еретиков на вселенских соборах. V. Неблагоприятные последствия и лишения для отлученных в гражданском и церковном отношении. Возможный выход отлученных из тяжелого своего положения для примирения с Церковью. VI. Особенные условия русской церкви при рассмотрении вопроса о падших и отлученных. Наличность отпадших от православия, еретиков и раскольников. VII. Отличительный характер в отношениях русской Церкви к еретикам и последователям раскола старообрядства. Отлучение стригольников и жидовствующих. VIII. О клятвах московского церковного собора 1666–1667 г. на последователей раскола старообрядства. Значение клятв собора в последующее время в отношении единоверцев в прошлом XIX веке.

Подробнее...

Архимандрит Ефрем Святогорец. Жемчужины подвижнической мудрости. Главы о молитве и послушании.

Предисловие переводчика

Прежде чем начать чтение этого замечательного сборника слов и писем, читателю, вероятно, будет совсем небезынтересно узнать что-нибудь и об их авторе. Но, говоря об отце Ефреме, нельзя не сказать и о его Старце [1], которого он так часто упоминает в своих словах, – Иосифе Исихасте, или Пещернике, как его еще называют. Это – одно из великих имен в современной истории Афона. Можно сказать, что как без преподобного Симеона Благоговейного не было бы преподобного Симеона Нового Богослова, а без него, в свою очередь, и преподобного Никиты Стифата, так и без старца Иосифа, наверное, не было бы и нынешнего отца Ефрема. Здесь мы видим ту "золотую цепочку" живого святоотеческого предания, о которой так много говорит преподобный Симеон Новый Богослов. "Живую воду" Духа, которую в личном подвиге стяжал старец Иосиф, отец Ефрем, как "совершенный послушник" (см. его "Три слова о послушании"), принял "даром". Как видно из нижеследующих Слов, "даром" вовсе не означает совершенного бездействия со стороны послушника. Скорее наоборот.

Подробнее...

Силуан Афонский. Творения.

Оглавление

  • ПИСАНИЯ СТАРЦА СИЛУАНА (Из книги Софрония Сахарова "Старец Силуан Афонский")
  • ПРЕДИСЛОВИЕ
  • I СКУЧАНИЕ О БОГЕ
  • II СЛОВО О МОЛИТВЕ
  • III О СМИРЕНИИ
  • IV О МИРЕ
  • V О БЛАГОДАТИ
  • VI О ВОЛЕ БОЖИЕЙ И О СВОБОДЕ
  • VII О ПОКАЯНИИ
  • VIII О ПОЗНАНИИ БОГА
  • IX О ЛЮБВИ
  • X МЫ — ЧАДА БОЖИИ И ПОХОЖИ НА ГОСПОДА
  • XI О БОЖИЕЙ МАТЕРИ
  • XII О СВЯТЫХ
  • XIII О ПАСТЫРЯХ
  • О духовниках
  • XIV О МОНАХАХ
  • О монастырском экономе
  • XV О ПОСЛУШАНИИ
  • XVI О ДУХОВНОЙ ВОЙНЕ
  • Великая наука
  • XVII О ПОМЫСЛАХ И О ПРЕЛЕСТИ
  • XVIII АДАМОВ ПЛАЧ
  • XIX ПОВЕСТВОВАНИЯ О ПЕРЕЖИТОМ ОПЫТЕ И О НЕКОТОРЫХ ВСТРЕЧАХ И БЕСЕДАХ С ПОДВИЖНИКАМИ
  • Отец Иоанн Кронштадтский
  • Отец Стратоник
  • Молодой монах
  • Орел и петух
  • Беседы с детьми
  • XX АСКЕТИЧЕСКИЕ МЫСЛИ, СОВЕТЫ И НАБЛЮДЕНИЯ
  • Мысли об исходе
  • ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ КАТАЛОГА ОГОРОДНЫХ РАСТЕНИЙ И ЦВЕТОВ
  • ПИСЬМО СТАРЦА СИЛУАНА К ИЕРОМОНАХУ ДИМИТРИЮ (БАЛЬФУРУ)
  • ПИСЬМА СТАРЦА СИЛУАНА К НАДЕЖДЕ СОБОЛЕВОЙ (БУДУЩЕЙ МОНАХИНЕ СИЛУАНЕ)

Подробнее...

Архимандрит Софроний (Сахаров). Об основах православного подвижничества

Доклад, прочитанный 30 ноября 1952 г. в зале объединения «Православное Дело» в Париже.

«И плачет душа моя за весь мир»
(из «Писаний» Старца Силуана)

 Избранная мною тема мне представляется самой актуальной не только для тех, кто именуется подвижником в узком и, так сказать, специальном смысле этого слова, например, монахи, отшельники, пустынники, но и вообще для всякого христианина. Больше того, — актуальность и «современность» этого вопроса во все века, во всякую эпоху пребывают неумаленными по самому существу той жизни человеческого духа, которая имеется здесь в виду.

Подробнее...