Лисовой Н. Н., Аннин А. А., Первушин М. В.; Под общ. ред. Архиепископа Егорьевского Марка (Головкова). Христианство: Век за веком. Очерки по истории христианской Церкви.

Содержание

Предисловие

I век Рождение христианской Церкви Апостольская проповедь Первый век христианства Создание Евангелий Мученики и исповедники II век Святитель Игнатий Антиохийский (Богоносец) Святой мученик Иустин Философ Священномученик Ириней Лионский III век Тертуллиан Священномученик Киприан Карфагенский Ориген Святой Георгий Победоносец IV век Равноапостольный император Константин Обретение святынь Святая равноапостольная Нина Святитель Афанасий Великий Святитель Василий Великий и Юлиан Отступник Святитель Григорий Нисский Святитель Кирилл Иерусалимский Святитель Иоанн Златоуст Святитель Амвросий Медиоланский Блаженный Августин, святитель Гиппонский Блаженный Иероним Стридонский Рождение монашества Христологические споры V век Святитель Кирилл Александрийский Преподобный Симеон Столпник Преподобный Савва Освященный Монофелитство и преподобный Максим Исповедник VI век Преподобный Бенедикт Нурсийский VII век Преподобный Иоанн Лествичник VIII век Иконоборчество и Седьмой Вселенский Собор Преподобный Феодор Студит IX век Предпосылки великого раскола в христианской Церкви Святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий X век Преподобный Иоанн Рыльский Начало христианства на Руси Святая равноапостольная княгиня Ольга Святой равноапостольный князь Владимир Распространение на Руси христианской веры XI век Великий церковный раскол 1054 года Ансельм Кентерберийский Христианство и язычество Первые русские святые Борис и Глеб Начало монашества на Руси Золотой век русского иночества Книжное просвещение в Древней Руси XII век Влияние христианства на русскую государственность Культура Древней Руси Святые князья Древней Руси Бернард Клервосский Петр Абеляр XIII век Святитель Савва, первый архиепископ Сербский Святой Доминик Фома Аквинский Святой Франциск Ассизский Эпоха крестовых походов Четвертый крестовый поход. Завоевание Константинополя Монгольский период истории Русской Православной Церкви. 

Подробнее...

Соколов И. И. Преподобный Феодор Студит.

Символ, 1987, декабрь, с. 73-125

 

ПРЕПОДОБНЫЙ Феодор получил наименование Студита по имени знаменитого в Византии Студийского монастыря. Этот монастырь был ему всецело обязан своим образцовым бла¬гоустройством и исключительным процветанием, своим историче¬ским значением для монашества и выдающимися заслугами для всей Православной Церкви. Феодор Студит принадлежал к числу наиболее замечательных деятелей православия в VIII и IX веках. В ту эпоху течение исторических событий в православной Визан¬тии выдвинуло на поле обсуждения и практического решения ряд жгучих принципиальных вопросов, которые самым тесным образом переплетались с существенными сторонами церковной жизни и в своем дальнейшем движении неизбежно должны были так или иначе влиять на судьбу византийско-восточной ортодоксии. Преподобный Феодор Студит был, можно сказать, единственным борцом за православие и самым выдающимся защитником Церкви и ее установлений в критический период церковно-исторической жизни, самым страстным и убежденным вдохновителем современного общества в делании добра и правды, лучезарный свет которых стал меркнуть под напором иконоборческих идей и открытого попирания евангельских за¬поведей и церковных канонов, самоотверженным организатором византийского-восточного монастырского строя, клонившегося к упадку и разрушению под воздействием политическо-вольно- думного, светско-либерального иконоборства. Своею разнообраз¬ною и весьма плодотворною церковно-общественною деятель¬ностью этот святой Отец дал содержание целой исторической эпохе (в VIII—IX веках), обозрение которой в некоторых деталях вызывает глубокий научный интерес.

Подробнее...

Этерия (Сильвия Аквитанка). Паломничество по святым местам конца IV века. PEREGRINATIO AD LOCA SANCTA SAECULI IV EXEUNTIS

Изданное, переведенное и объясненное И. В. Помяловским.
Паломничество по Святым местам конца IV века // Православный палестинский сборник. Вып. 20. СПб. 1889.
Письма паломницы IV века. М., 1994.
 
Издаваемое Паломничество по Святым местам сделалось известным ученому миру лишь в 1884 году, когда итальянский археолог и археограф Г. Ф. Гамуррини сообщил о сделанном им открытии этого памятника в итальянском журнале: Studi e documenti di storia e diritto T. V. В 1887 году появилось сделанное им же editio princeps Паломничества, которое сразу заявило себя как один из перворазрядных памятников не только паломнической, но и всеобщей литературы. Ближайшее рассмотрение текста Гамуррини и сличение его с приложенным к изданию fac-simile с одного листка рукописи показали, что Гамуррини исполнил свою задачу не с той аккуратностью, какая требуется при изданиях памятников подобного рода.

Подробнее...

Эфросман А. М. История календаря и хронология. К вопросу о происхождении нашего летосчисления.

(Историко-астрономическис исследования, вып. XVII, М.,Наука, 1984)

 История вопроса

 Как Дионисий Малый определил год рождения Иисуса Христа

 Вечный лунно-солнечный календарь Дионисия Малого

 Выводы

1. История вопроса

Хотя в настоящее время в большинстве стран мира считают годы от "рождества Христова" (в нашей стране и ряде других стран их называют годами нашей, или новой эры) и вся история человеческого общества пересчитана в годы "до" и "после" этого мифического события 1), вопрос о происхождении нашего летосчисления до сих пор объясняется в литературе по-разному.

1) После Кумранских находок в 1947 г. некоторые авторы (И. Д. Амусин, М. М. Кубланов, И. С. Свенцицкая и др.) стали рассматривать вопрос о возможности существования Иисуса Христа как реальной личности. Такая постановка вопроса, как считает академик Б. М. Кедров, позволяет говорить о человеческой, а не божественной сущности Христа, что имеет большое атеистическое значение.

Подробнее...

Эсбрук М. Статьи.

Почитание Богоматери от Иерусалима до Константинополя в VI-VII веках

Оп.: Le culte de la Vierge a Constantinople aux 6e et 7e siecles, Revue des Etudes Byzantines, 46, 1988, 181-190.

Русский перевод в 2006 г. на сайте "Портал-кредо".

В одной весьма сжатой фразе Р. Жанэн собрал из греческих источников оба раза исторический материал о богородичном богослужении в церквах Влахерн и Халкопратии. По поводу второй церкви он пишет: "Согласно Никифору Каллисту Пульхерия учредила святое бдение и процессию каждую среду. Что касается процессии, которая по пятницам отправлялась из Влахерн в храм Богородицы в Халкопратиях, то её установил патриарх Тимофей I (511-518). Император Маврикий определил её церемониал"[i]. Относительно первой церкви Жанэн делает уточнение: "Патриарх Тимофей I установил под именем πανήγυρις процессию, которая совершалась по пятницам из церкви Богородицы во Влахернах в церковь Халкопратии"[ii].

Невозможно более кратко обобщить этот весьма сложный для анализа материал, собранный из разных заметок византийских хронистов. Учеными уже была отмечена параллель с обычаем Иерусалимской Церкви, а именно с процессией в честь Богородицы из Св. Сиона в Гефсиманию, совершавшейся около 15 августа и церемониал которой также был разработан императором Маврикием в связи с постройкой в Гефсимании новой церкви, правда, не пережившей разрушение Иерусалима персами[iii]. Первый вопрос, возникающий в связи с таким вмешательством императора в богослужение — понять политическое значение этого нововведения для общины, сохраняющей другой богослужебный чин. Ниже мы покажем, что древнее иерусалимское богослужение Успения действительно было тесно связано с неким чином, который касался среды, пятницы и воскресенья[iv].

Подробнее...

Шиманский Г. И. Сретение Господне.

СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ (2/15 февраля)

Тропарь (глас 1)

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце Правды Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме: Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.

Кондак (глас 5)

Утробу Девичу освятивый рождеством Твоим, и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предварив, и ныне спасл еси нас, Христе Боже; но умири во бранех жительство, едине Человеколюбче.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в Храм Господень.

Подробнее...

Шабанова Н. Ю. Православная Католическая Церковь Франции: история и современность.

История XX в. - история сложных политических процессов, таящая множество загадок. Многое остается не понятным по сей день. Одно из малоизученных явлений в истории XX в. - Православная Католическая Церковь Франции. Для того чтобы осветить историю этой церкви, необходимо выделить предпосылки ее возникновения.

История русского Православия во Франции начинается с поражения белой армии в Г раждан-ской войне, когда потоки русских граждан устремились за пределы России: на Балканы, в Стамбул, в Западную Европу. Русская эмиграция первой волны насчитывала порядка трех миллионов человек, большинство из которых - православного вероисповедания. Церковная жизнь русских эмигрантов складывалась вокруг храмов поместных православных церквей, на территории которых они оказались. Многие русские пастыри и архипастыри также оказались за границей, поэтому необходимо было организовать церковную жизнь эмигрантов и назначить руководителей церкви за рубежом.

В свою очередь, патриарх Тихон и Священный Синод 8 апреля 1921 г утверждают управляющим всеми приходами Русской Православной Церкви в странах Западной Европы архиепископа Волынского и Житомирского Евлогия (Георгиевского)1, до восстановления связей с митрополитом Петроградским, в подчинении которого данные приходы находились прежде. Несколькими месяцами ранее, 2 декабря 1920 г., русские иерархи, находящиеся на канонической территории Константинопольского Патриархата, получают разрешение от Местоблюстителя патриаршего престола Константинопольской Церкви митрополита Досифея на учреждение Временного высшего церковного

Подробнее...

Чернецов С. Б. Нарушительница норм женского поведения в Эфиопии XVII в.— героиня «Жития матери нашей Валата Петрос».

Оп.: Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб. 1991. C. 39-55 .

 

В 1672 г. в сравнительно недавно основанном монастыре Кораца было написано необычное произведение — "Житие матери нашей Валата Петрос", [1] посвященное основательнице этого монастыря, личности также вполне необычной для Эфиопии того времени, Валата Петрос родилась примерно в 1597 г. в семье знатных и богатых родителей, Бахр Сагада и Крестос Эбая. Ее отец Бахр Сагад. происходил из рода наследственных правителей области Даваро и Фатагар; ее братья, Павел, За-Манфас Кеддус, Лесана Крестос и За-Денгель, были крупными военачальниками и играли видную политическую роль в бурных событиях XVII в. Потомки этого знатного рода заметны и в следующем, XVIII в. при дворе эфиопских царей. Как это было принято в Эфиопии, девочка в довольно юном возрасте была выдана замуж за весьма знатного и могущественного царского военачальника Малька Крестоса, также видную политическую фигуру XVII в. Как писал Б. А. Тураев, "он был не только в родстве с абиссинской царской фамилией, но имел в своих жилах и кровь адальских мавров". [2] Брак этот оказался неудачен, трое детей у Валаты Петрос умерли тотчас после рождения, и это, видимо, внушило ей отвращение к супружеской жизни и побудило уйти в монастырь. Однако муж ее, Малька Крестос, был категорически против такого решения, и она бежала от него тайком, когда он был в походе.

Подробнее...

Хурумов Д. Важнейшие виды церковного искусства: музыка и иконопопись, их оценка святителем Игнатием и современное состояние.

Современная жизнь Православной Церкви и, в частности, Церкви Русской в течение последних десятилетий её служения с необыкновенной остротой поставила перед церковным сознанием вопрос о формах существования и развития её искусства. Многоразличные дискуссии, разгоравшиеся по данному вопросу, а также отсутствие единомыслия и какой-либо стратегии развития искусства Церкви должны побуждать, особо пристально вглядываясь в святоотеческое предание, искать в нём одном ответы на поставленные вопросы и разрешение возникающих недоумений.

Из множества имён духовных писателей последних столетий, уделявших внимание данному вопросу, особым образом выделяется имя святителя Игнатия (Брянчанинова), епископа Кавказского и Черноморского. Пожалуй, никто из близких нам по времени святых отцов не уделял столь большого внимания проблематике творчества вообще и православно-христианского в частности. Мнение святителя Игнатия по вопросам наиглавнейших видов церковного искусства, таких как иконопись и пение, является особо ценным, как по причине необычайной духовной и эстетической интуиции самого Владыки, так и в силу обширнейших дружественных связей с выдающимися представителями различных областей культуры. Общеизвестна переписка и тёплые добросердечные отношения святителя Игнатия с основоположником русской классической музыки М. И. Глинкой и одним из замечательных представителей академической школы живописи К. П. Брюлловым.

Подробнее...

Харламов В. Три века гностицизма.

Введение

Попытки примирения христианства с языческими взглядами совершались постоянно со времен первоапостольской проповеди, что явилось причиной возникновения различных синкретических учений, наиболеезначительным из которых по праву считается гностицизм. Христианская церковь противостояла и боролась с гностицизмом с самого его зарождения в течение первых трех веков, но окончательно это религиозно-философское движение не исчезало никогда и давало о себе знать в различных еретических учениях, как в рамках христианства, так и вне его.

В чем же состоит секрет живучести гностических идей?Однозначно ответить на этот вопрос сложно. По-видимому, одна из основных причин состоит в том, что гностицизм в многообразии своих проявлений является весьма гибкоймировоззренческой системой, не заключенной в строгие догматические рамки. Мы не найдем никакого общего источника, определяющего основные постулаты этого учения. Гностическое учение обычно сохранялось в легендах и передавалось в устной традиции, что придавало учению особую гибкость и обеспечивало его живучесть. Содержание легенд могло изменяться в соответствии с изменением культурных стереотипов. В.Налимов указывает на древний гностический принцип, суть которого сводиться к тому, чтобы, проникнувшись духом гностического мировоззрения, "суметь создать свой текст, отвечающий смыслу и требованиям сегодняшнего дня... 

Подробнее...