Родин Е. В. Статьи о гностиках.
- История Церкви
- 10 Июнь 2025
Родин Е. В. Краткий обзор этики Василида (по свидетельствам ересиологов)
Филипп Шафф в этической классификации гностических систем выделял 3 основных направления: теософское, либертинистское и аскетическое. Теософское направление, к которому относится Василид, занимает особое положение, поскольку гностический этос реализуется в нем в форме гностического мифа, представляя собой символическую основу для аскетической практики. В результате изменения восприятия реальности гностик становится творцом нового символического мира, отвечающего новым нравственным требованиям[1]. В этическом плане система Василида занимает промежуточное положение среди других гностических систем, являясь разновидностью умеренного аскетизма.
Василид был выдающимся гностиком-теософом, сведения о котором представлены Иринеем Лионским (Против ересей I, 24, 3 – 7), Ипполитом Римским (Опровержение всех ересей VII, 20, 1 – 27, 13), Климентом Александрийским в "Строматах" и Епифанием в "Панарионе". Согласно Клименту (Строматы VII, 106, 4), Василид жил во времена Адриана (первая половина II в.) и был учеником Главкия, переводчика Петра. Ипполит сообщает (Опровержение всех ересей VII, 20, 1), что Василид был слушателем ап. Матфея. У Василида был законный сын и ученик Исидор (Опровержение всех ересей VII, 20, 1), сочинения которого сохранились благодаря Клименту Александрийскому. Произведения самого Василида не сохранились. Василид и Исидор упоминаются в тексте из Наг Хаммади "Свидетельство Истины" (IX, 3), причем говорится, что Исидор (в своем учении?) походил на Василида. Учение Василида, представленное ересиологами, выглядит как сложная метафизическая система, включающая в себя отдельные этические и религиозно-нравственные категории. Учение Василида выглядит по-разному: у Иринея – дуалистическая система, а у Ипполита – монистическая. В этическом плане нас интересует, прежде всего, изложение Иринея и Климента Александрийского, поскольку Ипполит полностью концентрируется на метафизике, не оставляя места для этики (что и позволяет нам вслед за Шаффом относить Василида к теософскому направлению). Расхождения ересиологов относительно содержания учения Василида определяются двумя причинами: 1) сведения ересиологов отрывочны и не отличаются полнотой; 2) учение Василида претерпевало развитие и со временем менялось[2].
Робертсон Р. Восточные христианские Церкви. Церковно-исторический справочник.
- История Церкви
- 08 Июнь 2025
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
OT НАУЧНОГО РЕДАКТОРА
I. АССИРИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ ВОСТОКА
ХРИСТИАНЕ АПОСТОЛА Фомы
II. ДРЕВНИЕ ВОСТОЧНЫЕ ЦЕРКВИ
II. A. АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ
II. В. КОПТСКАЯ ЦЕРКОВЬ
II. С. ЭФИОПСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Рекутина Н. Олимпийские игры и раннее христианство.
- История Церкви
- 08 Июнь 2025
Рекутина Наталья Викторовна - к.п.н., доцент, заведующая кафедрой теории и истории физической культуры и спорта, член совета по координации НИР.
Направление исследований: «Исторические, гуманитарные и философские аспекты физической культуры и спорта».
Окончила Курганский государственный педагогический институт.
В 1987 г. окончила аспирантуру при Московском Областном педагогическом институте по специальности 13.00.04 по теме «Игровой и соревновательный методы в системе физического воспитания младших школьников».
В 1998 г. окончила докторантуру Российской государственной академии физической культуры.
Круг интересов ученого охватывает исторические, философские и культурологические проблемы физической культуры и спорта. Материалы исследований многократно сообщались на всероссийских и международных научных конференциях и форумах: «Олимпийское движение и социальные процессы», «Олимпийский спорт и спорт для всех» и др. Принимает участие в работе жюри «Олимпийской научной сессии студентов и молодых ученых России».
Реверсов И. П. Защитники христианства (Апологеты).
- История Церкви
- 07 Июнь 2025
Профессор Казанской Духовной академии Иван Петрович Реверсов был известен на рубеже ХIХ-ХХ столетий как исследователь древней церковной письменности, однако, помимо сугубо академических трудов, раскрывающих значение апологетики в истории Древней Церкви (Очерк западной апологетической литературы II и III вв. (Исследование из области древней церковной письменности). Каз., 1892;), И.П. Реверсов опубликовал книги, сыгравшие значительную роль в российском образовании. Его «Учебник истории» и «Записки по Новой истории» выдержали множество изданий, по которым училось несколько поколений гимназистов.
Рансон П. Преследование Афонских монахов Константинопольской патриархией.
- История Церкви
- 06 Июнь 2025
Предисловие переводчика
Издательство Святая Гора выпустило в свет перевод официального обращения, изданного Свящ. Кинотом Афона в Карее в феврале 2003 г. под названием "ПРАВДА О "ГОНЕНИЯХ" НА ЗИЛОТОВ, ЗАНИМАЮЩИХ МОНАСТЫРЬ ЭСФИГМЕН НА СВЯТОЙ АФОНСКОЙ ГОРЕ". Издательский Дом "Святая Гора", 2003 г. Перевод предваряет краткое предисловие издателей, объясняющее цель издания этой книги. А именно русские издатели обеспокоены вниманием российских СМИ к церковному конфликту на горе Афон, обострившемуся в начале 2003 г. между афонскими зилотами, занимающими Эсфигмен, и вселенской патриархией и Свящ. Кинотом (или управлением) Св. Горы. По мнению издателей, авторы публикаций в российской прессе тенденциозно и некомпетентно трактуют факты и неоправданно встают на сторону гонимых зилотов, что влечет, по мнению издателей, "соблазн в душах верных, но зачастую не искушенных чад Русской Православной Церкви и их подталкивание к гибельной пропасти раскола". Издатели надеются дать "подробную и объективную информацию", чтобы "помочь русским людям отличить истину от лжи и утвердить их в священной ограде Единой святой Соборной и Апостольской Церкви". Заканчивается предисловие возгласом Аминь.
Ранне А. Проблема унии и православно-католический диалог..
- История Церкви
- 05 Июнь 2025
Говорить о проблеме «унии» достаточно сложно, и прежде всего потому, что все попытки соединения Церквей таким путем оказались безуспешными. Правда, можно говорить о частичном «успехе» Лионского, Флорентийского, Брестского соборов, после которых часть православных христиан присоединилась к Римо-Католической Церкви. Но этот «успех», как известно, имеет слишком относительный характер. Для Западной Католической Церкви это было действительно радостью, ибо определенная часть православных христиан признавала себя ее неотъемлемой частью. Для Православных же Церквей это событие становилось источником глубокой печали и сожаления. Там, где одни радовались, другие огорчались. Главное же заключается в том, что проблема соединения Церквей осталась не решенной. Более того, после каждого такого объединения отношения все более обострялись, особенно в районах, где православные приходили в соприкосновение с католиками через присоединенных к Риму собратьев по традиции. И это понятно! Чем ближе друг другу люди, тем болезненнее переживаются раздоры между ними. И самым, по-моему, страшным для Церкви является то, что эта болезненность очень часто выражается в озлобленности совершенно конкретных людей, живущих рядом и считающих себя действительными членами Церкви Христовой. «Откуда, — вопрошал когда-то св. Климент Римский, — эта распря, эта ярость, эти разномыслия и войны между вами? Не имеем ли мы одного и того же Бога, Христа, Духа, покрывающего всех нас, одного и того же божественного призвания?» (Clément, Ер. ad Cor., XLVII.)
Ранкович З. Исихазм у сербов.
- История Церкви
- 05 Июнь 2025
В современном понимании, исихастская традиция ведет свое начало от древних отцов-анахоретов; и в согласии с таким пониманием, первыми исихастами в Сербии мы можем считать наших первых известных подвижников – отшельников: Гаврило Лесновского, Иоакима Осоговского, Прохора Пчиньского, Петра Коришкого и др.. По пути исихазма пошел уже сам святой Савва Сербский (1169—1237), выпестованный Афоном, теснейше связанный с ним и учредивший Сербскую Церковь (независимую архиепископию) в 1219 г. на исихастских основаниях. О его твердой исихастской ориентации свидетельствуют и Карейская исихастирия, и постоянные обращения к Афону, и все его духовные и жизненные принципы. В последующий период жития сербских святителей и службы им пронизаны духом исихазма. Когда при царе Душане Афон вошел в состав государства сербского, афонская духовность, являющаяся выражением исихазма, играла определяющую роль в Сербии. Однако периодом наивысшего расцвета исихастской духовности в Сербии было правление князя Лазаря (1371–1389). Этому особенно способствовала деятельность князя Лазаря по примирению Сербской и Византийской Церквей. При посредничестве афонской делегации, во главе которой стоял исихаст Исайя, это примирение произошло в Константинополе и было обнародовано в городе Призрен в 1375 г. В том же году в Сербию приходят первые монахи – исихасты из круга учеников преподобного Григория Синаита в обители Парория, бывшей важнейшим очагом исихастской традиции. Наиболее известными из них стали Ромило (Ромыл)[1] и Григорий.
Пржегорлинский А. Идейно-политические процессы в Византии на рубеже XIII-XIV вв.: митрополит Феолипт Филадельфийский и его наследие.
- История Церкви
- 01 Июнь 2025
07.00.03 - Всеобщая история
Автореферат
диссертации на соискание учёной степени
кандидата исторических наук
Волгоград 2006
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Волгоградский государственный университет»
Научный руководитель: кандидат исторических наук, доцент
Барабанов Николай Дмитриевич
Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор
Кучма Владимир Васильевич
Постернак А. В. Очерки по истории общин сестер милосердия.
- История Церкви
- 31 Май 2025
(Печатается с сокращениями)
Диакониссы Древней Церкви
Бегинки
Сестры Винсента де Поля
Протестантские диакониссы
Флоренс Найтингейл и ее сестры
Первые в России организации по уходу за больными
Сестры милосердия в Крымскую войну (1854-1855)
Общины сестер милосердия перед Русско-турецкой войной
Сестры милосердия в Русско-турецкую войну (1877-1878)
Общины сестер милосердия в последней четверти XIX века
Сестры милосердия в Русско-японскую войну 1904-1905 гг.
Женское медицинское образование в России и за рубежом в XIX - нач. XX вв.
Сестры милосердия в Первую мировую войну 1914-1918 гг.
Положение общин сестер милосердия в начале XX века
Женские организации по уходу за больными в Западной Европе и Америке в XX веке
Женские организации по уходу за больными в современной России
Поснов М. Э. Гностицизм II-го века и победа христианской церкви над ним.
- История Церкви
- 30 Май 2025
Глава вторая
С. 81-89. Дохристианский гностицизм.
С. 97. Мандеи.
C. 110. Иудаизм и гностицизм.
С. 118. Филон.
С. 133. Христианский гностицизм.
С. 258. Офитские секты.
Восточные или сирийские гностики
С. 327. Саторнил.
Западные или Александрийские гностики
С. 476. Валентин.
С. 800. Заключение.