Антонин (Капустин), архимандрит. О мученичестве св. Домнины.

Рассматривая древния рукописи иерусалимской патриаршей библиотеки, и в частности сборники жизнеописаний святых, наполненные бóльшею частию Метафрастовыми «торжественными словами», я встречал между ними и расказы о святых, замечательные по своей краткости, точности и исторической определенности. А есть и прямые оффициальные акты. Один из последних я считаю не безполезным сообщить к общему сведению в возможно точном переводе 1.

Память св. мученицы Домнины положена в нынешних греческих святцах под 12 числом октября. Тоже – и в наших святцах, только у нас она по ошибке называется Домникою 2. В «мученикослове» римском названа Домниною и полагается под тем же числом. Тоже – и в «месяцеслове» крипто-ферратском, приписываемом имп. Василию II Порфѵрородному, и известном в ученом мире под названием: Menologium graecorum. В наших актах говорится положительно, что святая скончалась 5 октября. Неизвестно, почему день памяти ея перенесен на 12-е число.

[Текст памятника.]

В консульство Диоклитиана Августа – в первый раз, и светлейшаго Аристовула. 19 августа, за 14 дней до сентябрских календ, когда управлял Киликиею Лисий…

Для сличения приводим один древний расказ о страданиях св. муч. Домнины или Донуины, заимствуя, его из актов, приведенных у Барония (Annales Ecclesiastici. t. 11. p. 479. edit. 1600) 3. В них расказывается сначала мучение святых юношей Клавдия, Астерия и Неона, родных братьев, оговоренных мачихою в христианстве, с которыми вместе взяты были, по такому же оговору, и посажены в темницу Донуина и Феонилла 4. За объявлением смертного приговора мученикам, в актах говорится:

Подробнее...

Антонин (Капустин), архимандрит. О древних христианских надписях в Афинах.

Содержание

1. Надписи Ликодима 2. Надписи церкви св. Феодоров 3. Надписи Фисиона 4. Надписи Пропилей 5. Надписи Эрехфиона 6. Надписи Парфенона 7. Надписи отдельные Иллюстрации

 

Ощутительный недостаток письменных памятников христианского существования Афин заставляет дорожить всем, что там и сям удаётся находить отмеченным бессмертной буквой на развалинах славного города, прошедших через ряд веков и донёсших до нас, как бы ненароком, павшие на них следы многих эпох. Кроме высокого удовольствия видеть перед собой как бы лицом к лицу дорогое прошедшее и говорить с ним, эти полустёртые, полуискажённые письмена доставляют занимательные данные для истории, хронологии, филологии и графики. Прилагаю при сём собрание древних христианских надписей, открытых в Афинах частью мной, частью эфором древностей Греческого королевства г. Питтаки.

 

1. Надписи Ликодима

Начинаю обозрением надписей сего древнего храма Афинского в уважение того, что он наш русский, что для меня ближе и знакомее всех других зданий города, и что открытие или по крайней мере исследование надписей его предшествовало приведению в известность всех других подобного рода надписей.

Подробнее...

Сидоров А. И. Святоотеческое наследие и церковные древности. Том 4.

Содержание

Предисловие к четвертому тому

Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества Предисловие автора I. Древнехристианский аскетизм Пролог. Глава 1. Новозаветный аскетизм Глава 2. Древнехристианский аскетизм II-III веков II. Возникновение монашества Глава 1. Монашество на христианском Востоке в IV – начале V веках Глава 2. Западная аскетическая традиция и влияние на нее восточного монашества (IV – начало V века) Глава 3. Расцвет аскетического богословия и монашества на христианском Западе во второй половине IV – первой половине VI века Заключение Становление древнемонашеской письменности Введение 1. Основные черты и характерные особенности древнемонашеской письменности 2. Протомонашеская письменность: сочинения о девстве I. Литературная деятельность преподобного Антония Великого и его учеников 1. Преподобный Антоний Великий Послания Изречения преподобного Антония и сказания о нем «Слово к монахам» 2. Св. Аммон: личность и творения 3. Св. Серапион, епископ Тмуитский: его жизнь и творения II. Преп. Пахомий Великий и его сподвижники как церковные писатели 1. Преподобный Пахомий Великий Послания "Поучения" Фрагменты 2. Вопрос о различных редакциях «Жития преподобного Пахомия». «Паралипомена», «Послание Аммона» и «Правила Пахомия» «Жития преподобного Пахомия» «Паралипомена» «Послание Аммона» «Правила Пахомия» 3. Творения преподобного Орсисия и преподобного Феодора Освященного 

Подробнее...

Антонин (Капустин), архимандрит. Древняя христианская могила в Палестине.

В августе 1885 года в Святом Граде стало известно, что в окрестностях его открыт могильный склеп, весь исписанный иконами по стенам и потолку, со многими надписями. Указывалось и место его, именно: по большой дороге Яффской у самого селения названного то Галёны, то Кулоны, а по ученому – колония, имя, доставшееся еще от римлян, по завоеваний Титом Иерусалима, основавших тут свой «поселок» – Colonia. Место это известно всякому, кто был в Иерусалиме. Это последнее селение, лежащее на пути от Яффы к Иерусалиму, – обыкновенное место встреч и проводов именитых посетителей Святого Града, и от того самого весьма всем памятного. Горя нетерпением видеть христианский памятник, может быть, глубокой древности, пишущей это с двумя спутниками отправились на смотр любопытной находки. Могилами-пещерами наполнена Святая Земля, особенно теми, которые должны принадлежать древнейшему, иудейскому периоду времени, большею частью похожими одна на другую, что, еще не влезая внутрь подземелья, можно угадывать все расположение частей его. Большей частью видишь малое квадратное пространство с четырьмя отвесно отсеченными в веках стенками, и также ровно высеченным вверху потолком. Всегда передний пристенок имеет посредине низкую и узкую дверцу – единственный вход в могилу. Три же остальные стенки или просверлены длинными печурами в рост человека, большей частью тремя, куда клали трупы умерших, или имели при себе лавки, как бы наши лежанки, назначенные для той же цели, редко – и то в позднейшее сравнительно время – представлявшие из себя выдолбленные колоды. Никаких в подобных могильных склепах украшений – ни скульптурных, ни живописных, ни по стенам, ни по лавкам и печурам (loculi), ни на по толке – не оказывается, и никаких надписей доселе еще не удалось отыскать. Всегда, потому, интереснее казалось найти христианской эпохи могилу-пещеру, правильную и стройную, но за то отмеченную в каком-нибудь смысле и значении резцом или кистью.

Подробнее...

Амфилохий (Радович). Миссия Церкви и ее методика. В исторической перспективе.

Жизнь Церкви (а Церковь – это тело Богочеловека Христа) длится уже многие века силой присутствия Духа Святого и почивает на одной неизменной истине. Эта истина гласит: Добро, которое сделано не добрым образом, не добро (преподобный Симеон Новый Богослов). Вот главный принцип церковной жизни, принцип и неизменная позиция ее исторической миссии. С одной стороны, для всякого разумного существа очевидно: без познания Истины и Добра человек не может стать воистину человеком. Но с другой – просто познавать Истину и Добро недостаточно. Истина и Добро должны быть перелиты в повседневную жизнь человека, личную и общественную; для того, чтобы это произошло, необходимо найти правильный метод, который приведет к изменению жизни, воплотив в ней все, что истинно и добро. Только в правильном отношении к Истине она дарит свободу; только то Добро, которое творится добрым образом, остается Добром и становится преображающей силой человеческого делания и бытия, оплодотворяя их, наполняя вечным и неотделимым содержанием и добродетелью.

Это было и осталось главной причиной, почему для Церкви и ее многовекового опыта вопрос методики, то есть способа перенесения тайны веры и жизни во Христе, был не просто техническим или научным вопросом. Вопрос методики был и остается неотделимым от самой Истины. Метод и из него развившаяся методика обусловлены самой Истиной; она формирует его своим содержанием и действием. Мы смело можем сказать, что метод – это свойство Истины. Само слово ἡ ἀλήθεια по своей этимологии указывает на метод как на спутника, точнее, как на путь, который ведет к Истине.

Подробнее...

Антонин (Капустин), архимандрит. Донесения из Константинополя. 1860–1865.

Об архимандрите Антонине (Капустине) см.: Дмитриевский А. А. Начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) как деятель на пользу православия на Востоке и в частности в Палестине (По поводу десятилетия со дня его кончины) // Сообщения Императорского Православного Палестинского общества. 1904. Т XV. Вып.

Содержание

Аннотация Предисловие Донесения и письма архимандрита Антонина 1. Письмо архимандрита Антонина А. П. Толстому 2. Записка архимандрита Антонина 3. Письмо архимандрита Антонина А. П. Толстому 4. Письмо архимандрита Антонина А. П. Толстому 5. Письмо А. П. Толстого митрополиту Московскому Филарету 6. Письмо митрополита Московского Филарета А. П. Толстому 7. Записка митрополита Московского Филарета 8. Письмо архимандрита Антонина А. П. Толстому 9. Письмо архимандрита Антонина А. П. Толстому 10. Записка архимандрита Антонина в Святейший Синод 11. Письмо митрополита Московского Филарета А. П. Толстому 12. Мнение митрополита Филарета «О сведениях из Константинополя, по письму архимандрита Антонина, от 7 октября 1861 г.» 13. Письмо архимандрита Антонина А. П. Толстому 14. Донесение архимандрита Антонина А. Б. Лобанову-Ростовскому 15. Отношение А. Б. ЛобановаРостовского Н. А. Муханову 16. Письмо митрополита Московского Филарета А. П. Ахматову 17. Записка Филарета, митрополита Московского 18. Записка архимандрита Антонина Е. П. Новикову 19. Письмо архимандрита Антонина С. Н. Урусову 20. Записка архимандрита Антонина 21. Письмо Н. П. Игнатьева С. Н. Урусову 22. Представление архимандрита Антонина 23. Письмо архимандрита Антонина А. П. Ахматову 24. Письмо архимандрита Антонина митрополиту Новгородскому и С.-Петербургскому 25. Письмо А. П. Ахматова архимандриту Антонину 26. Письмо архимандрита Антонина А. П. Ахматову 27. Изложение занятий Народного смешанного совета в течение В' года А́ периода, или с 25 марта истекшего года до настоящего дня, читанное перед Избирательным собранием 22 марта 1864 г. 28. Письмо архимандрита Антонина А. П. Ахматову 29. Письмо архимандрита Антонина А. П. Ахматову 30. Письмо архимандрита Антонина А. П. Ахматову 31. Письмо архимандрита Антонина А. П. Ахматову 32. Письмо архимандрита Антонина Н. П. Игнатьеву 33. Письмо Н. П. Игнатьева С. Н. Урусову 34. Письмо архимандрита Антонина С. Н. Урусову 35. Письмо Н. П. Игнатьева директору Азиатского департамента 36. Письмо архимандрита Антонина С. Н. Урусову

Подробнее...

Антонин (Капустин), архимандрит Поездка в Румелию.

Константинополь. 1 мая 1865 г.1 Суббота.

Что такое: Румелия? Рум – или значит: страна Римлян или точнее Ромеев, т.е. Греков по турецкому словоупотреблению, короче бы сказать: Греция, если бы около 40 лет уже под этим названием не была известна Европе одна только южная оконечность Румелии. Несмотря на происшедший в 30-х годах сего столетия политический переворот в «Римской земле», постоянно учащиеся и ничему не научающиеся владетели её фатально продолжают называть её старым именем, давая тем даровой повод всякому, кто заинтересован в деле, смотреть на Румелию со всякой другой, только не турецкой, точки зрения; заинтересованы же тут, конечно, прежде всего, Римляне, именем коих зовётся страна. Где же эти славные и презнаменитые собственники не принадлежащего им владения? В ... истории! такой ответ, кроме остроты, заключает в себе и положительный смысл – резкого политического оттенка, выгодный многим на Востоке, в том числе и в Турции. Не знаем только, насколько он приходится соответствующим возлагаемым на него различным надеждам... Дух времени старается, насколько может, игнорировать этого троянского коня. Он выезжает на политическую арену на других любимых своих коньках – факте и силе. Где не возьмёт одним, берёт другим! К истории же прибегает уже тогда, когда заметит, что коньки-то не вывозят его туда, куда нужно. Ибо – на беду или на счастье – и история есть тоже факт и тоже сила, и порознь, и вместе, смотря по тому, кто чего в ней поищет! А искать в ней того или другого есть кому на Востоке. То, что для посторонних зрителей сего, таинственного своими судьбами (и именем), Востока может казаться одною умственною забавою, невинною игрою в давно отжившие понятия, предания, имена и лица, для местных деятелей представляется делом первостепенной важности, чуть не вопросом жизни. Где не чаешь, встретишься с «патриотизмом такого склада, цвета и закала, о каком и понятия не имел дотоле. Туристу, разъезжающему по восточной окраине Средиземного моря с целью, как говорится, «людей посмотреть и себя показать», можно советовать избегать бесед со «встречным и поперечным» об отживших, по общему убеждению, предметах древней истории и даже мифологии. Мы не можем забыть, как одна, самая невинная, шутка на счёт доблемужества (ἀνδραγάθημα) пресловутого Иракла (Геркулеса) при дворе царя Авгия вызвала однажды совсем нежданную вспышку в одном «патриоте», заметившем горячо: наши Ираклы, по крайней мере, очищали что могли, а ваши только гадили в истории. 

Подробнее...

Афанасий Лимасольский, митрополит. Открытое сердце Церкви.

Содержание

Предисловие О старцах Старец Иосиф Исихаст Старец Филофей Старец Арсений Каппадокийский Кипрское монашество Старцы монастыря Ставровуни Старец Евстафий Кипрский Старец Паисий Святогорец Старец Порфирий Кавсокаливит Дух церкви Назначение Церкви О Рождестве Христовом Духовная брань Великого поста Смысл Страстей и Воскресения Гармоничные отношения между мужем и женой Великое имя женщины Воспитание молодежи в современном обществе Семья – лечебница страстей Цель, цели и непопадание в цель Болезни сердца Боль в нашей жизни О наркотиках Открытое сердце Церкви Помыслы в нашей жизни О чудесах в Церкви Об испытаниях и страстях Бог – наша единственная надежда Великий враг человека Упразднение смерти

Митрополит Афанасий – один из самых известных проповедников в современном греческом православном мире. Он был знаком со многими старцами и впитал в себя их духовную традицию. Несмотря на свои архиерейские обязанности, митрополит Афанасий и по сей день продолжает исповедовать и осуществлять духовное руководство. Уже много лет он регулярно проводит открытые беседы со своей паствой, которые пользуются большим успехом, особенно у молодежи. В греческом православном мире, в Греции и в других странах, беседы митрополита известны в основном по аудиозаписям.

Эта книга является первым собранием бесед митрополита Афанасия, издаваемым по его благословению. Некоторые беседы были расшифрованы с аудиозаписей, некоторые взяты из журнала Лимасольской епархии «Параклиси».

Подробнее...

Антонин (Капустин) архимандрит. Еще о святителе Николае Мирликийском.

Содержание

Жизнь, воспитание и чудеса преподобного Николая, епископа Мир О двух девицах О слуге, потерявшем золото О бездождье О сокровенной на горе воде Об обеде благословения О бесноватом Николае О построенном им храме О плавании и крушении 

 

Из статьи нашей: Св. Николай, епископ Пинарский и архимандрит Сионский, помещенной в Трудах Kиев. дух. Академии за 1869 год (том II. стр. 445–497), читатели журнала нашего познакомились уже с личностью ученого apxиепископа латинского Николая Фалькония, открывшего в 1720 году в Ватиканской библиотеке рукописное житие св. Николая, несогласное с общеизвестными сказаниями о жизни и чудесах великого и преславного угодника Божия. Почтенный исследователь, в восторге от своей нечаянной находки, вышел за предел строгого и холодного исследования, и считая только то действительно верным, что содержали в себе им открытые и так названные: acta primigenia св. Николая, все прочие предания о святителе, составившая его всемирную славу, отвергал, как «басни и выдумки». Но так как предания сии от времен древнейших были в большом ходу в христианской церкви и пользовались авторитетом полной достоверности, а открытые Фальконием «акты» оставались столько веков почти совершенно неизвестными, то он и придумал в объяснение сего ни чем не засвидетельствованный факт, что по кончине св. Николая, и притом весьма скоро, мощи его, как известно погребенного в Сионской обители, взяты были жителями города Мир и перенесены в Мир в кафедральную их церковь св. Ирины, с целью придать тем столичному городу Ликии еще более славы. Фальконий полагает, что это могло произойти еще при том же apxиепископе Ликийском Филиппе, при котором скончался святой. Фальконий уже забыл, что, судя по открытым им актам, Филипп не любил, и даже гнал, св. Николая и не поехал на погребение его, хотя расстояние обители Сионской от Мир было незначительное. 

Подробнее...

Арсений (Жадановский), епископ. Древнехристианская практика причащения Святых Тайн в связи с современной в Православной Церкви.

Содержание

Причaщение в храме Кто преподавал верующим Святые Дары Как древние христиане принимали Тело и Кровь Господа Что произносили верующие, получая Тело и Кровь Преподающие причастие также произносили известную формулу Причащение детей C какими чувствами и в каком положении древние христиане приступали к святому причащенню В каком месте храма древние христиане причащались и когда произошло отделение причащения священнослужителей от мирян Как часто древние христиане причащались? Когда принимали древние христиане Святые Дары: прежде пищи или после нее? Для евхаристии употреблялся квасный хлеб, а не опресноки Причащения вне храма Хранение Святых Даров 

 

Святой апостол Павел писал:

«Да испытывает же себя человек, и, таким образом, пусть ест от хлеба сего и пьет от чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны.» (1 Коринф. 11 гл. 28–30 ст.)

По изображению евангелистов Матфея, Марка и Луки, Господь Иисус Христос на Тайной Вечере так сподобил св. апостолов вкусить Своего Тела и Крови:

Подробнее...