Шестаков А. Епископ Афанасий (Евтич).

Епископ Афанасий (Евтич) родился 8 января 1938 года в селе Брдарици в Шабацком крае на западе Сербии. После окончания начальной школы в Драге и гимназии в Шабаце поступил в Белградскую семинарию, которую закончил в июне 1958 года. В сентябре того же года поступил на Богословский факультет Сербской Православной Церкви в Белграде и вскоре был призван на действительную военную службу.

По возращении из армии по благословению епископа Шабацко-Вальевского Иоанна (Велимировича) принял монашеский постриг, который 3 декабря 1960 года совершил архимандрит Иустин Попович в монастыре Пустиня под Вальево. Будучи собратом монастыря Троноша под Лозницей, продолжил учебу на Богословском факультете. На Богоявление 1961 года еп.Иоанном рукоположен во иеродиакона. В июне 1963 года защитил диплом. В этом же году на праздник Успения Пресвятой Богородицы рукоположен в иеромонаха.

По окончании Богословского факультета, подал прошение Священному Синоду о разрешении на продолжение образования в Греции и в феврале 1964 года был направлен патриархом Германом в Богословскую академию на о. Халка (Турция). В академии иеромонах Афанасий пробыл до июня 1964 года, после чего переехал в Грецию, где на богословском факультете Афинского университета под руководством профессора догматики академика Иоанна Карми написал докторскую диссертацию на греческом языке на тему: «Экклесиология апостола Павла по св. Иоанну Златоусту». Защита диссертации состоялась 2 июня 1967 года. После защиты диссертации еще год прожил в Афинах, продолжая научную работу в основном в области патристики. В это же время служил приходским священником в афинской русской церкви.

Подробнее...

Амосова Е. В. Спонтанные гонения на христиан как проявление кризиса античного массового сознания.

Важным аспектом духовной, политической и социальной истории Римской империи было противостояние христианства и античности, затронувшее все слои общества. Со времени А. Гарнака во взаимоотношениях христианства и Рима выделяют три уровня взаимодействия:

христианская церковь и Римское государство (взаимоотношения на уровне организационных систем);

христианство и греко-римская интеллигенция (уровень взаимодействия идеологических концепций);

христианство и «простой» народ (взаимоотношения на уровне массового сознания).

В данной статье мы обратимся к нижнему уровню взаимодействия в крайнем проявлении — спонтанных гонениях.

По мнению исследователей, отношения между рядовыми римскими гражданами и христианами складывались следующим образом: после обособления христианства от иудаизма и по мере его распространения в городах и провинциях наблюдается рост враждебности к новой религии. Тлеющее недовольство периодически выливается в открытые столкновения с христианами. Крупнейшим из известных нам становится разгром церквей Лиона и Виенны в 177 и 178 годах, предпринятый по инициативе местного населения. 

Подробнее...

Рудоквас А. Очерки религиозной политики Римской империи времени императора Константина Великого.

Введение. - I. Мировоззрение Константина Великого и его обращение в христианство в контексте духовной атмосферы начала IV века н.э. - II. Христианский император и нехристианская империя. - III. Правовая политика времени Константина Великого и социальное учение христианства. - IV. Императорская власть и церковь при Константине (проблемы взаимоотношений). - Заключение.

 

Об авторе: Антон Дмитриевич Рудоквас. Монография составлена на основании диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Специальность 07.00.03 - Всеобщая история (История Древнего Рима), защищенной на историческом факультете Санкт-Петербургского Университета в 1996 г. © 2001 г. А.Д.Рудоквас; © 2001 г. Центр Антиковедения СПбГУ. Ист.: .

 

Преподает римское право, доцент ин-та прокуратуры. Его личный сайт: http://oba.wallst.ru/scientif/atheism/aeternal/articles/native/history/rudokvas.htm.

Подробнее...

Рудоквас А. Д. Статьи.

А. Д. Рудоквас. Христианская интеллектуальная элита и культ императора

Интеллектуальная элита античного мира. Тезисы докладов научной конференции 8 - 9 ноября 1995 г.

Говоря об элите, следует прежде всего определить, какая социальная группа в данном случае имеется в виду. В отношении к рассматриваемой проблеме главным признаком для отнесения к рассматриваемой категории, помимо общности религиозных ценностей, является интеллектуализм, то есть наличие определенного культурного багажа, позволяющего иметь более или менее цельное мировосприятие, при котором отдельные культурные, в том числе политические феномены не воспринимаются автономно друг от друга на уровне символов, но увязываются в сознании индивидуума в рамках единой логически непротиворечивой картины мира.

В этом слое, в свою очередь, могут быть выделены две группы: собственно христианская интеллигенция, чье мировосприятие проявлялось в большей степени в русле формирующейся "церковной культуры", и интеллигенция "светская", то есть хотя и принявшая христианство, но не обладавшая сколько-нибудь специфическим христианским взглядом на мир, и, в конечном счете, воспроизводившая культурные формы старой, языческой интеллектуальной традиции.

Подробнее...

Рудаков А. П. Очерки византийской культуры по данным агиографии.

Редколлегия серии «Византийская библиотека

Г. Г. Литаврин (председатель), О. Л. Абышко (со-председатель), И. А. Савкин (со-председатель), С. С. Авериниев,

М. В. Бибиков, Г. Л. Курбатов, Г. Е. Лебедева, Д. С. Лихачев, Я. Н. Любарский, И. П. Медведев, Г. М. Прохоров,

С. С. Хоружий, А. А. Чекалова

Имя А. П. Рудакова в настоящее время пользуется заслужен¬ной известностью как в отечественной, так и в зарубежной визан- тинистике. «Очерки...» дают мастерски выполненную и многогран¬ную в своих внутренних связях живую и широкую картину жиз¬ни византийского общества. Громадная эрудиция автора нашла отражение в собранном им богатейшем историко-культурном материале, который знакомит нас с комплексом самых разнооб-разнейших вопросов и реалий византийской жизни. В «Очерках» освещены городской быт, деревня и поместье, условия жизни раз¬личных классов и групп населения, ремесло и торговля, быт столи¬цы и провинции, техника ремесленного производства и т. д. Об¬ширный агиографический материал (жития святых), столь разно¬образный и популярный именно в Византии, был систематизирован автором. Все это сделало, по мнению Д. Оболенского, профессора Оксфордского университета, книгу А. П. Рудакова «по характеру уникальной».

Подробнее...

Рудаков А. П. Краткая история христианской церкви.

Печатается по Изданию Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1879

 

 

 

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

Введение в историю Христианской Православной Церкви

 

Часть первая. От сошествия Святого Духа на Апостолов до отпадения Западной Церкви от союза с Восточной

 

Глава первая Первоначальное основание и судьба Христовой Церкви

 

1. Сошествие Святого Духа на Апостолов и первые успехи Христовой веры в Иерусалиме

 

2. Распространение Церкви между иудеями в Иерусалиме

Подробнее...

Поселянин Е. "Пустыня". Очерки из жизни Фиваидских отшельников.

ОТ АВТОРА

В наши дни усиленной переоценки всех ценностей строгий взор критики не может не останавливаться с особым вниманием на том ярком явлении в Церкви, какое представляет собой монашество.

И вот теперь, когда не только осуждают современное иночество, — увы, отстоящее далеко от путей первых иноков, — но и самые основы монашества, особенно полезно вспомнить о "чистых днях первоначальных" монашества.

В предлагаемых, очерках монашество является таким, каким оно должно быть; таким, каким замыслили его и воплотили в себе величайшие аскеты молодого христианства. Ими дан идеал.

И современному иночеству остается лишь одно из двух: или приблизиться, насколько оно в силах, к этому идеалу, или, отходя от него все дальше и дальше, окончательно захиреть и погибнуть.

Подробнее...

Петровский А. Чин возведения в хорепископа.

По поводу статьи протоиерея Н. Добронравова: «Хорепископы в древней восточной церкви». (Богословский Вестник. 1907. Май, ноябрь).

 

Одним из самых надежных данных для определения иерархической степени древних хорепископов, выяснению чего посвящена поименованная статья, является чин их поставления. Необходимость ссылки на него с указанной целью, признает и сам автор и, если не прибегает к ней, то лишь в виду отсутствия, по его мнения, исторических сведений о рукоположении хорепископов. «Что касается, говорит он, церковных обрядов рукоположения в хорепископы, то относительно этого мы не имеем никаких исторических свидетельств. Поэтому можно только предполагать, что, так как хорепископы были епископами, то хиротония их не отличалась от епископской»1. В действительности чин возведения в хорепископа известен по изданным проф. А.А. Дмитриевским рукописям Александрийской патриаршей библ. XIV в. № 149–104, XV в. № 371–48 и рукописи Синайской библ. XV в. № 1006. Каждый из указанных списков представляет данное чинопоследование с известными особенностями, но ни один не дает места предположению о тождестве хорепископской хиротонии с епископской.

Наиболее полное изложение чина возведения в хорепископа встречается в рукописи Александрийской патриаршей библ. XV в. № 371–48. Известный по ней в двух редакциях, он в одной из них имеет следующий вид. «По облачении патриарха приводится к нему хартофилаксом, имеющий хиротонисаться, и наклонив голову его, хартофилакс или архидиакон говорит: воимен. Патриарх, поднявшись, возглашает вслух окружающих следующее: «благодать всесвятого Духа чрез нашу мерность производит тебя хорепископом такого-то богоспасаемого града». 

Подробнее...

Петровский А. Предпасхальный пост в истории его развития.

С самых первых веков своего существования христианская церковь освящает особого рода воспоминаниями все выдающиеся события и моменты из жизни Спасителя мира. В соответствии с их характером она устанавливает для своих членов то дни духовной радости и веселия, то дни печали и воздержания. К числу этих последних принадлежит и пост перед Пасхою. За все время своего существования он проводился в строгом воздержании и единственное различие заключалось лишь в том, что последнее не всегда и везде продолжалось одинаковый срок. В различные периоды и в различных церквах предпасхальный пост имел различную продолжительность. По крайней мере в Греции до IX приблизительно века не было единства во взглядах на данный предмет. Главная причина этого разногласия заключалась в неодинаковых взглядах на то, что должно служить точкою отправления предпасхального поста. Пока он совершался в воспоминание дней страдания и смерти Спасителя, его продолжительность равнялась двум дням, но как скоро его стали считать отображением сорокадневного поста Господа, то по необходимости увеличили до этого срока. Время господства каждого из указанных взглядов является, таким образом, и временем различной продолжительности предпасхального поста, С этой точки зрения история его развития представляется в следующем виде.

Подробнее...

Петровский А. Петр Соколов. Агапы или вечери любви в древнехристианском мире.

протоиерей Александр Петровский

[Рец. на:] Петр Соколов. Агапы или вечери любви в древнехристианском мире

См. также Агапы или вечери любви в древнехристианском мире

Посвященный изучению «одной из труднейших и темнейших проблем Церковной Истории», труд автора распадается на четыре части: история агап с ее подразделением на три периода, происхождение агап, их внешняя история, жизнь в империи, и отношение к ним язычников. Кроме того, особое приложение занимается вопросом об остатках агап в современной литургической церкви.

Подробнее...