Бронзов А. А. Христианство и жизнь. По поводу 1600-летнего юбилея (313–1913 гг.).

1600 лет протекло с тех пор, как христианство из положения гонимой, запрещенной религии перешло в состояние свободного исповедания, официально дозволенного государственной властью.

Это в высшей степени знаменательный факт, – факт исключительной важности. Подчеркнуть его особенно благовременно именно теперь, когда, как увидим дальше христианству снова начинают угрожать с разных сторон и с неослабной энергией, пользуясь всякими средствами, безотносительно к их нравственной ценности. Естественно, посему, что, например, католический мир празднует этот христианский юбилей с необычайной пышностью. Расширив торжество на очень длинный период. Построение храмов, издание специальных сочинений, паломничества и пр. – все это и подобное должно быть проявлением юбилейного торжества1. Пусть видят враги христианства, как сильно последнее и поныне! Пусть радуются христиане, что их религия несокрушима, неискоренима и жива!.. Вполне понятно, что и наша православная Церковь тем более пожелала торжественно же отпраздновать столь знаменательный в ее истории и жизни юбилей, «приурочив» торжество «к 14 сентября 1913 г., к празднику Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, так как само объявление» миланского эдикта в 313 году, делавшего христианство религией свободной, «явилось знамением победы Креста Христова над заблуждением язычества» (самый «день издания эдикта» в названном году «в точности неизвестен»).

Подробнее...

Серафим (Роуз). Архиепископ Аверкий и его значение для Вселенской Православной Церкви.

Слишком часто мы, православные христиане, «пренебрегаем» великими людьми среди нас, недооцениваем пока они с нами. И даже когда они нас покидают, не даем им правильную оценку и допускаем, чтобы их значение и наследие предавалось забвению.

Архиепископ Аверкий был одним из последних духовных столпов Православия в XX веке – не только столпом Русской Православной Церкви Заграницей, и не только Русскаго Православия, но именно всей Православной Церкви XX столетия.

Родился Александр Павлович Таушев (мирское имя и отчество владыки) 19 октября / 1 ноября 1906 года в г. Казани в благородной семье. Его отец, государственный служащий, по долгу службы часто разъезжал по России, и это позволило юному Александру познакомиться с сердцем Святой Руси – ея монастырями и святынями. И хотя Александр рано покинул родину, память об этих святых местах сопутствовала ему всю его последующую жизнь. Еще в нежном возрасте Александра привлекали книги духовнаго содержания, такия как «Невидимая брань» и уже с семи-восьми лет он почувствовал отчуждение от обыкновенной мирской жизни и тяготение к монашеству.

Подробнее...

Пономарёв А. И. Аскетизм.

1. АСКЕТИЗМ – есть слово греческое (άσχησις – от άσχεἱν), переводимое по-русски словом «подвижничество». В первоначальном  значении у греков оно означало физическое упражнение, преимущественно гимнастику атлетов. На языке философов оно стало означать упражнение духовное: занятие наукой и особенно – нравственную дисциплину. Чрез греческих церковных писателей слово «аскетизм» перешло в христианство, где ему дано свое собственное истолкование, более глубокое, чем в греческой философии. История термина «аскетизм» однако не раскрывает так всесторонне его понятия, как обозрение разных видов аскетизма.

Подробнее...

Афанасьев Н. Н. Церковь Духа Святого.

Посмертное издание под редакцией Андрея К. Фирилласа,
преподавателя Патрологии в Русском Православном Богословском
Институте в Париже

" Ubi enim Ecclesia, ibi et
Spiritus Dei, et ubi Spiritus Dei,
illic Ecclesia et omnis gratia ".
Ириней Лионский,
"Против Ересей" - Ш, 24, 1.

YMCA-PRESS 11, rue de la Montagne-Ste-Genevieve, Paris-5

Париж, 1971. (репринт., Рига, 1994).

Алексеев В. Авиатар и Сидония. Грузинские святые из еврейской диаспоры.

"Истина и жизнь", №4, 2006

 

 

 

Грузинская житийная традиция раннего Средневековья – бесценный источник сведений об истории и культуре грузинского народа, и в частности о жизни еврейской общины на территории Грузии и в сопредельных с ней Персии и Византии.

 

Если в количественном отношении грузинская агиографическая литература многократно уступает византийской, то в качественном сравнима с лучшими образцами грекоязычной агиографии — и по художественным достоинствам и по ценности житийных подробностей. И вполне закономерно, что история грузинской литературы "отсчитывается" именно от житийных текстов (знаменитая трёхтомная русскоязычная хрестоматия "Проза Грузии" (1955) открывалась жизнеописанием двух столпов святости Грузии — мучеников Шушаники и Або Тбилели).

Подробнее...

Папков А. А. Братства, как мощная защита Православия вплоть до восстановления православной иерархии в 1620 году (1600–1620).

Осенью 1599 года скончался первый униатский митрополит Михаил Рогоза и его преемником был назначен епископ Владимирский и Брестский Ипатий Потей, который в течение 14-ти–летнего своего управления вел ожесточенную борьбу с православными для совращения их в унию.1

Главным местом борьбы была Вильна, и самые жестокие удары выпадали на долю местного православного братства.2 На помощь братству снова появился ревностный борец за православие Стефан Зизаний, который возобновил свои проповеди в Троицком монастыре. Король и новый митрополит Ипатий Потей ополчились на смелого проповедника, и монастырь был опечатан, а Стефан Зизаний, преследуемый властями, должен был спасаться чрез дымовую трубу (камин), и тайком бежать из Вильни, вместе с братскими священниками Карпом и Григорием.3

Подробнее...

Горский А. О девственниках христианских до монашества.

Иисус Христос, освятив брак, как таинство изображающее союз Его с Церковию, благоволил Своим Божественным примером и словом указать новый, совершеннейший образ жития в жизни безбрачной ради Царствия Божия: но не обязуя к нему всех, предоставил его в удел только тем, которые получили от Творца природы и Духа благодати всеосвящающей дар воздержания и чистоты. Не вси вмещают словесе сего, сказал Он ученикам Своим о жизни безбрачной, но имже дано есть (Мф.19:11). Но хотя высота жизни равноангельской не для всех доступна: тем не менее сподобившиеся сего дара обязываются быть верными Божественному призванию и свято блюсти высокий дар чистоты, как и всякий дар Божий. Могий вместити да вместит, прибавил Господь к предыдущим словам Своим (ст. 12.).

При изобилии даров духовных в нервенствующие времена Христианства и общей ревности к высоким подвигам, можно видеть, как плодотворно было сие указание нового пути к совершенству. Многие, родившись в Христианстве, или крестившись в юных летах, избирали себе навсегда жизнь девственную, и соединяя подвиг воздержания с другими подвигами самоумерщвления, проводили все время в посте и молитвах, иждивали свое достояние на дела богоугодные, и таким образом нераздельно посвящали Господу и самих себя и все свое.

Подробнее...

Михайлов А. В. К вопросу о литературном наследии свв. Кирилла и Мефодия в глаголических хорватских миссалах и бревиариях.

I

Хорваты официально принимали христианство дважды, по частям. В первый раз в VII в. (между 664–668 гг.)2, в скором времени после прибытия в земли их нынешней оседлости. Константин Багрянородный рассказывает, что тогда византийский император Ираклий вытребовал из Рима священнослужителей и, назначив одного епископом, а других –– священниками и диаконами, крестил часть хорватов. Вторичное, дополнительное крещение, на этот раз уже бо́льшей части хорватов, произошло в царствование Василия I Македонянина, после того как хорваты освободились из-под власти франков (803–871 г.). В обоих случаях хорваты признали своим духовным главою римского папу3. Не мало, конечно, содействовали распространению христианства среди хорватов-язычников и латинские города Адриатического побережья, подчинённые в духовном отношении Сплетской митрополии, занявшей место древней Солинской митрополии, основанной ещё в апостольские времена. Богослужение совершалось, конечно, на латинском, а по местам на греческом языках, а потому христианство, надо думать, прививалось на новой почве медленно и слабо, как в Mopaвии и Паннонии, до появления там свв. Кирилла и Мефодия (864 г.). Условия были одни и те же: чужой, непонятный язык и чуждая народу по происхождению, образу жизни и воззрениям церковная иерархия, относившаяся к простецам-славянам свысока и враждебно. Иначе пошло дело, когда в Хорватии впервые раздалась славянская проповедь.

Подробнее...

Сергий (Страгородский). Послание заместителя Патриаршего Местоблюстителя.

Преосвященным архипастырям, пастырям и всем верным чадам Православной Российской Церкви

 

Благодать Вам и мир да умножится (1 Пет. 1,2)

 

Вам всем известны усилия Римского Папы поднять общественное мнение христианских государств против СССР, якобы в защиту нашей Православной веры и Церкви.

 

Выступления Папы, исполненные всякой неправды и преследовавшие цели, совсем, казалось бы, не свойственные смиренному служителю алтаря, вынудили нас в феврале прошлого 1930 года в известной нашей беседе с представителями советской и иностранной печати на эти выступления дать подобающий ответ.

Подробнее...

Александр (Милеант). Избранные жития святых. Сентябрь–Октябрь.

 

 

Содержание:   Юродство Христа ради.

 

Сентябрь

Преподобный Симеон Столпник

Мученица Василисса

Праведные Захария и Елизавета

Мученица Раиса

Праведные Иоаким и Анна

Великомученик Никита

Мученица Людмила, княгиня Чешская

Мученицы Вера, Надежда, Любовь и София

Мученики князь Михаил и боярин Федор

Благоверный князь Олег Брянский

Святитель Димитрий Ростовский

Преподобный Сергий Радонежский

Благоверный князь Вячеслав

Святитель Михаил, митрополит Киевский

Подробнее...