Васильевский В. Варяго-русская и варяго-английская дружина в Константинополе XI и XII веков.

Первая публикация:
Журнал Министерства Народного Просвещения.
Часть 176 (1874 г.), Отд. II, 105-144.
Часть 177 (1875 г.), Отд. II, стр. 394-451.
Часть 178 (1875 г.), Отд. II, стр. 76-152.
/106/ — начало страницы первой публикации (с точностью ± полстроки).

Оцифровано по изданию:
Труды В.Г. Васильевского, Том I, СПб., 1908 г.
[177] — начало страницы переиздания.
(об изменениях в переиздании см. предисловие).

Орфография частично осовременена.
Постраничная (звездочками) нумерация сносок заменена сквозной.
OCR Сергей Трофимов. Сканы предоставил Bewerr.

К рецензии Д.И. Иловайского.

I.
Положение вопроса о Византийских Варангах и источники для его решения.

Один из главных борцов-противников норманской теории, С. А. Гедеонов1) первый обратил внимание на то чрезвычайно важное обстоятельство, что имя Варягов появляется в византийских источниках очень поздно, не ранее 1034 года. С большим остроумием он сопоставил появление в Византии новой по имени дружины Варягов с известием русской летописи, относящимся к 980 году: в этом «году Владимир, недовольный требованиями своих норманских Варягов-союзников, отправляет их в Грецию; его посольство к императору доказывает, что дело идет о новом, до того времени небывалом случае, то есть,опоявлении в Константинополе целой массы Норманнов, вместо отдельных, в русской дружине исчезавших лиц». Прежде, то есть, до 971 года, до эпохи разрыва Святослава с Греками, наемное войско греческих императоров состояло главным образом из Руссов (по теории г. Гедеонова, исконных славянских жителей южной России); [177] только некоторые, немногие Норманны вступали в это русское отделение греческого войска и служили под тем же именем ῾Ρῶς. Co времени прибытия Варягов, отправленных Владимиром, становятся известными в Греции два отдельные корпуса: во-первых — Руссов, уже чисто-славянский корпус без всякой норманнской примеси, и во вторых — Варягов-Норманнов. О постоянном отличии обоих свидетельствуют все писатели того времени.

Подробнее...

Васильев М. Русь в 980-е годы, выбор религиозных альтернатив.

Ист.: archipelag.ru, не позднее 2009

Не говорите: иначе нельзя было быть. Коли было это правда,
то историк был бы астроном и события жизни человечества
были бы предсказаны в календарях, как и затмения солнечные.
Но провидение не алгебра. Ум человеческий, по простонародному
выражению, не пророк, а угадчик, он видит общий ход вещей
и может выводить из оного глубокие предположения,
часто оправданные временем, но невозможно ему предвидеть случая
– мощного, мгновенного орудия провидения (1).

А.С. Пушкин

С опорой в первую очередь на статьи "Повести временных лет" (ПВЛ) под 986 и 987 годы, содержащие рассказ о так называемом выборе (испытании) вер великим князем Владимиром и его окружением, а также сообщения арабского ученого-естествоведа и врача Шараф аз-Замана Тахира ал-Марвази (конец XI — начало XII в.) и персидского писателя Мухаммада ал-Ауфи (первая половина XIII в.) о направлении "царем русов", носившим "титул" "Буладмир" (т.е., согласно принятому в науке толкованию, князем Владимиром), послов к правителю Хорезма с целью выяснения преимуществ ислама (2), в научной литературе принято рассматривать четыре принципиально возможные религиозные альтернативы (ислам, иудаизм, христианство западно-римского и греко-православного обрядов), среди которых правящие верхи Древней Руси могли выбирать государственную монотеистическую религию, которая должна была прийти на смену "изжившему себя" язычеству.

Подробнее...

Васильев М. А. Особенности формирования и развития восточнославянского язычества.

Оп.: интернет-журнал "Махаон", №10, июль-август 2000. http://history.machaon.ru/all/number_10/analiti4/paganism_print/index.html

Постоянное исследовательское внимание к восточнославянскому язычеству присуще палеославистике, в первую очередь отечественной, практически с момента ее зарождения. Ныне данной проблематикой занимаются представители различных отраслей гуманитарного знания: историки, языковеды, археологи, этнолингвисты, этнографы, искусствоведы и др. И это закономерно. "Славянское язычество существенно и интересно для науки не только само по себе как форма и система культурных ценностей древних славян (праславян), - писал Н.И. Толстой в связи с рассмотрением вопроса о роли язычества в славянской культурной традиции, - но и как важный компонент культуры последующих эпох, как генетическая основа славянской народной культуры и фольклора"1. Обращение к дохристианским языческим верованиям позволяет вскрыть глубинные пласты культуры современных восточнославянских народов, некоторые особенности их менталитета, равно как и выявить мировоззренческие основы представлений древних славян, являющиеся одной из базисных составляющих духовной культуры восточнославянских этносов. Поэтому не случайным является выход в последние десятилетия целого ряда обобщающих трудов, посвященных (пра)славянской, в том числе восточнославянской, языческой архаике2.

Подробнее...

Ванькова А. Б. К вопросу о правовом положении позднеантичного монастыря.

В рамках данной статьи мне хотелось бы осветить некоторые вопросы, связанные с правовым положением позднеантичного (IV – первая половина VII века) монастыря. Временными рамками исследования, соответственно terminus post quem и terminus ante quem, являются время возникновения монашества, т. е. конец III – начало IV века, и – арабское завоевание восточных провинций Византии в первой половине VII века. Географические рамки работы – территория Восточной Римской империи,  в основном Египет, Палестина и Сирия, Малая Азия.

Первый вопрос, на который следует ответить: что такое «монастырь». Под монастырем мы будем понимать общежительный монастырь, киновию, будь то  пахомианские монастыри и общины Василия Великого, или же палестинские обители. Такой монастырь был организован иерархически – во главе с настоятелем, его заместителем, экономом и т. п., жил по своим внутренним правилам или уставам, как зафиксированным письменно, так и устным, обязательным для всех монахов; в нем в большей или меньшей мере существовала общность имущества. Т.н. келлиотные монастыри или лавры стоят в этой связи несколько особняком, ведь при такой форме монашеской общины келлии отдельных иноков, более самостоятельных, нежели киновиты, группировались вокруг единого центра, включающего в себя обычно церковь, пекарню и ряд других построек. Насколько такой тип монашеской общины функционировал как единый организм, каким был его правовой статус, – эти вопросы требуют, как нам кажется, специального исследования [1]. Также мы не будем рассматривать в данной статье «частные» или «ктиторские» монастыри. Дж. Томас выдвигает три критерия для частных церквей, монастырей и благотворительных заведений: покупка или продажа религиозного учреждения (institution) частным лицом; значительная финансовая поддержка со стороны благотворителя (например, жалование священникам); частный акт об основании (private act of foundation) [2]. В статье речь будет идти в основном о монастырях, основанных не светскими лицами, а монахами, после прохождения ими достаточно длительного по сроку ученичества при каком-либо авве или новициата в монастыре, без вложения в них своих средств [3], по крайней мере, крупных.

Подробнее...

Ванькова А. Б. «Мертвый живому не наследует». Монахи, правовая реальность и действительность в Византии.

На научно-практической конференции «Монашество в истории. Актуальные проблемы и новые методы в исследованиях», прошедшей в Иоанно-Предтеченском ставропигиальном женском монастыре 6 февраля 2017 года, большой интерес вызвал доклад кандидата исторических наук, научного сотрудника ИВИ РАН А.Б. Ваньковой «Византийские монахи и их объединения с точки зрения светского права». Доклад [1] основывался на материалах исследований, недавно представленных автором в сборниках научных трудов. Публикуя сегодня одну из статей, мы предполагаем в дальнейшем продолжить знакомство читателей с темой правового положения ранневизантийского монашества.

Появившееся в конце III в. монашество стало вызовом для законодателей, как церковных, так и светских, которые с очень большим запозданием отреагировали на возникновение этого движения. Реальность, отраженная в папирусах, показывает, что уже в первой четверти IV в. «монах» стал узнаваемой фигурой в обществе, отличной от прочих существовавших групп и сословий. В первую очередь, об этом свидетельствует папирус P.Coll.Youttie 77. Это петиция Аврелия Исидора из Караниса, которая датируется 6 (?) июня 324 г., в ней упоминается монах Исаак [2].

Подробнее...

Братухин А. Ю. Тертуллиан и Климент Александрийский.

В науке было высказано мнение, что Тертуллиан, первый писавший по-латыни христианский автор конца II - начала III века из Карфагена, «не знает или не хочет знать» труды своего современника Климента Александрийского [1]. Попробуем выяснить, было ли возможно такое знакомство в принципе. Известно, что Тертуллиан следил за происходящими в мире событиями: его заметки в «Апологетике» (далее - Apol.) об одном эпизоде войны с маркоманнами и о смерти Марка Аврелия около Сирмия говорят в пользу того, что он был осведомлен в международных делах (Apol., 5, 6; 25, 5) [2]. О том, что он знал о положении вещей в Империи, можно заключить также из его слов о соперниках императора Септимия Севера Нигере, Альбине и их сторонниках [3], (Apol., 35, 9-11). Тертуллианом интересовался новостями и в церковной жизни: доказано использование им сочинений Иустина, Татиана, Теофила и Иринея [4]; следовательно, он не оставлял без внимания творчество своих старших современников-апологетов.

«Увещевательное слово к эллинам (то есть язычникам)» Климента (Προτρεπτικος <λογος> προς 'Ελληνας, далее - Protr.) появилось около 192-го года: в «Строматах», которые, вероятно, были написаны позднее «Протрептика», Климент говорит о смерти императора Коммода (192 г.) как о недавнем событии (Строматы, I 144, 1-145, 5). «Апологетик» же Тертуллиана (Apologeticum <verbum>, то есть ’Απολογητικος λογος) увидел свет в 197-м году: Й. В. Ф. Борлефс на основании слов о продолжающихся преследованиях сообщников Альбина и Нигера (Apol. 35, 11) заключает, что «Апологетик» был написан немного позже июня 197-го года, после возвращения императора Севера в Рим [5]. На основании ссылки на «мавров, маркоманнов и самих парфян», которых христиане, распространившиеся по всему свету, якобы превосходят численностью и при желании могли бы быть более опасными (Apol. 37, 4), можно заключить, что Тертуллиан работал над «Апологетиком» до начала войны с парфянами, которая началась осенью 197-го года и оказалась несложной [6]. Итак, Тертуллиан мог быть знакомым с «Протрептиком» Климента. Был ли он знакомым с этим сочинением в действительности?

Подробнее...

Хитрово В. Н. Бордосский путник.

Оп.: Бордосский путник // Православный палестинский сборник. Вып. 2. СПб. 1882

 

Древнейший, дошедший до нас, путеводитель по Святой Земле носит название Бордоского путника.

Неизвестный его составитель был, как следует предполагать, жителем города Бордо и посетил в 333 году Константинополь и Иерусалим.

Описание путей от Бордо через Милан и Константинополь до Kecapии Палестинской и обратно от Эраклеи через Авлону и Рим до Милана, представляют сухой перечень путевых станций и расстояния между ними. Пропуск описания обратного пути от Kecapии через Константинополь до Эраклеи и от Милана до Бордо допущен составителем, вероятно, умышленно и об ясняется тем, что он вернулся пройденным уже им путем, а потому не считал необходимым повторять сделанное им описание в обратном порядке. Очевидно, материалом для составителя служили официальные римские путники; только со вступлением в Святую землю, составлявшую, как видно, цель его странствования, отступает он от принятой им системы и хотя кратко, но как очевидец, описывает посещенные места.

Таким образом Бopдocкий путник, кроме частного значения, как первый по времени путеводитель в Святую землю, приобретает общее значение, как один [IV] из немногих дошедших до нас материалов для изучения путей сообщения последних годов Римской империи.

Подробнее...

Безобразов П. Материалы для истории византийской империи, IV. Не изданная обвинительная речь против патриарха Михаила Кируллария.

Фототипически (с греческим текстом!) - в Описи А №1990.

 

Не изданная обвинительная речь против патриарха Михаила Кируллария.

 

Не смотря на то, что Константинопольский патриарх Михаил Кирулларий помог Исааку Комнину свергнуть с престола императора Михаила VI, между новым императором и патриархом вскоре начались несогласия. Дело дошло до того, что 18-го ноября 1058 года император Исаак приказал варяжской дружине схватить Кируллария и отвести его на остров Приконнис, где он был заточен. Но так как император желал отделаться от патриарха законным путем, решено было созвать собор, долженствовавший осудить и низложить Кируллария. Собор этот не состоялся, потому что патриарх умер по дороге. На этом суде роль прокурора должен был играть Михаил Пселл; им была даже приготовлена обвинительная речь. Речь эта до сих пор не напечатана; сохранилась она в Париже в cod. 1182 в копии XVII века, приготовленная для предполагавшегося тогда издания Комбефиса (supplement grec, 593). Так как мне удалось списать всю эту длинную, но интересную речь, я печатаю сначала почти буквальный ее перевод, но с некоторыми сокращениями там, где риторические словоизвития могут быть опущены без всякого ущерба для смысла, а в конце прибавляю несколько критических замечаний.

Подробнее...

Барабанов Н. Д. Вино в Византии. Религиозные аспекты восприятия и потребления.

Вино в традиционных греческих представлениях обладает сложной природой, это напиток одновременно опасный и благотворный, это и яд, и дар богов, и, разумеется, важный пищевой продукт. Понятен давний научный интерес к феномену вина, отразившийся в большом количестве исследований, которые касались его производства, ассортимента, места в рационе и традициях, в торговле. В меньшей мере, но затрагивалась роль вина в религиозных представлениях и практиках античности и средних веков. Новейшим образцом, имеющей отношение к теме историографии, является сейчас монография Беатрисы Казо (Caseau 2015). Однако именно на византийских материалах религиозные аспекты проблемы освещены в наименьшей степени и крайне неравномерно. Если осмыслению евхаристии по понятным причинам уделялось огромное внимание, то к вину в повседневном обиходе и, особенно, в контексте народных верований, интерес неоправданно мал. На данном уровне знакомства с темой представляется целесообразным выделение нескольких ее компонентов.

Подробнее...

Бадер А., Гаибов В., Кошеленко Г. Мервская митрополия.

Оп.: Традиции и наследие Христианского Востока. М., 1996.

 

Тема настоящей статьи — история мервской митрополии — является частью более общей проблемы — истории христианства на Востоке. Эта тема некогда была достаточно популярной в русской науке, однако в последние десятилетия она не привлекала большого вниманияисследователей и к ней обращались только в связи с описанием вновь открытых во время археологических раскопок в Средней Азии памятников, которые, по мнению археологов, являлись христианскими [1].

 

Анализ этих памятников сопровождался использованием некоторых данных, извлеченных из письменных источников, говорящих о распространении и истории христианства в этом обширном регионе. Однако, эти данные, как правило, брались не непосредственно из самих письменных источников, а из тех классических работ начала века, в которых разрабатывались проблемы истории христианства в Средней Азии. Среди этих классических работ в первую очередь необходимо назвать небольшую по объему, но чрезвычайно насыщенную материалом работа В. В. Бартольда[2].

 

Однако, при всей значимости этих работ, они сейчас не могут уже служить основной базой для исследования этой проблемы, в первую очередь потому, что с того времени, когда они были написаны резко увеличился объем информации благодаря тому, что были опубликованы многие новые тексты, найденные в Восточном Туркестане евpопейскими экспедициямив конце прошлого иначале этого века[3]. Этот новый материал заставляет по-новому взглянуть на многие ключевые вопросы истории христианства в Средней Азии.

Подробнее...