Иоанн (Соколов). О монашестве епископов.

Предисловие

Преосвященный Иоанн (Соколов), епископ Смоленский, по окончании курса в Московской духовной академии вторым магистром в 1842 году, оставлен был при академии бакалавром по нравственному и пастырскому богословию, откуда через два года с небольшим переведен в Петербургскую академию на церковное законоведение, и здесь был назначен инспектором. В 1853 г. получил степень доктора богословия за сочинение: «Опыт курса церковного законоведения». Затем он был ректором Петербургской семинарии (1855–57 г.), Казанской академии 7 лет (1857–1864 г.) и, наконец, Петербургской академии, оставаясь в то же время профессором богословия. В 1865 г. он посвящен в епископа, с назначением викарием Выборгским, а в 1866 году назначен епископом в Смоленскую епархию, где прослужил с небольшим два года и скончался скоропостижно 17 марта 1869 г.

Человек в высшей степени даровитый и многосторонний по способностям, по характеру вообще непреклонный и самостоятельный, в официальных отношениях большей частью сухой и даже суровый, – преосвященный Иоанн прежде всего известен, как замечательный церковный оратор и талантливый духовный публицист, которому приписывается открытие новой эпохи – жизненно-практического направления в проповеди и стремления освещать и оценивать в духовной журналистике факты общественной жизни с религиозно-нравственной точки зрения; в то же время он прославился и как ученый профессор, творец системы церковного законоведения и глубокомысленный богослов, обладавший блестящей диалектикой и тонким философским анализом, оригинальной аргументацией и свободной, сильной ораторской речью. В печати имеются его «Поучения», а также «Академические лекции по Догматическому и нравственному Богословию».

Подробнее...

Панченко К. А. Мелькитское книгописание в Позднее Средневековье.

Колофоны мелькитских рукописей ХШ—ХУ вв. содержат ценную информацию для реконструкции социокультурной жизни православной общины Ближнего Востока в самые «темные» века ее истории. Интенсивность книгописания позволяет делать выводы о масштабах интеллектуальной активности, механизмах воспроизводства культурной традиции, ее ареалах и динамике. Выделяются два главных центра копирования рукописей — монастырь св. Екатерины на Синае и районы компактного расселения христиан на плато Каламун и в Северном Ливане, тяготевшие к селению Кара. Сохранились лишь единичные рукописи, созданные за пределами этих зон — в Северной Сирии, Палестине, Заиорданье, Дамаске. Большая часть книг, происходящих из районов к северу от Дамаска, написаны на сирийском языке. Ученые не до конца осознают тот факт, что мель-китская культура Позднего Средневековья была двуязычной, сиро-арабской, при этом доля сирийских манускриптов достигала 40% в общей массе православной книжности. Динамика мелькитского книгописания демонстрирует резкий подъем в XIII в. и столь же быстрое затухание в последующие столетия. В статье сделана попытка установить причины этого упадка. Анализируются факторы социально-экономического развития Мам-люкского государства, религиозных гонений, пандемии чумы, внешних вторжений. При нынешнем состоянии источников вопрос о причинах угасания мелькитской книжности остается открытым, однако очевидно, что в XIII в. сиро-египетская православная культура переживала явный подъем, синхронный с такими же периодами расцвета большинства других культур Христианского Востока.

Подробнее...

Петровский А. К истории развития обрядовой стороны чина венчания.

Подобно всему богослужению, чин венчания не был в древности тем устойчивым, неподвижным в своем составе последованием, каким является в настоящее время. Его обрядовая сторона слагалась постепенно, принимала в зависимости от обстоятельств различные формы, то более простые, то более сложные. Начальные моменты данного процесса остаются почти неизвестными: за первые восемь веков о венчании имеются лишь отрывочные, разрозненные известия в сочинениях некоторых отцов и учителей церкви1, а древнейшие списки его состава от VIII–IX в. представляют последний в результате восьмивекового развития. Не давая материала для уяснения первичных, древнейших форм брака, эти две группы свидетельств в соединении с указаниями позднейшего времени позволяют наметить два главных момента в истории развития венчального обряда: время его совместного совершения с литургией и время обособления, – существования в качестве самостоятельного последования. Первый период, закончившийся к VIII–X в.2, дал возможность развиться основному составу начальной части венчания до чтения апостола и евангелия с дальнейшей ектеньей «Рцем вси» включительно, возникновение же и постепенное сформирование второй половины надает на время после обособления брака от литургии. К подобному заключению приводит сравнение некоторых списков чипа венчания, из которых одни, – рукоп. Синайской библ. 1153 г. № 973 и рукоп. библ. лавры Афанасия Афонского XV в. № 105, представляют его в связи с литургией, а в других, – напр., рукописи Синайской библ. X в. № 958, он является самостоятельным последованием. 

Подробнее...

Потехина Е., Кравецкий А. Минеи, образец гимн графической литературы и средство формирования мировоззрения православных.

Под редакцией Елены Потехиной и Александра Кравецкого

Содержание

От редакторов Становление современного облика служебных миней (XVII – нач. XXI века) Минейные службы нового и новейшего времени: история, поэтика, семантика 1. Введение. Минейные тексты до середины XVIII – первой половины XIX века 2. Кирилло-Мефодиевские торжества и включение в Минеи новых служб 3. «Легализация» народного почитания святых 4. «Внеминейное» бытование минейных чинопоследований 5. Минея дополнительная 6. Программа включения в богослужебные книги новых чинопоследований 7. Литургический самиздат советского времени Возобновление церковного книгоиздания 1. Введение 2. Первый минейный текст, изданный Московской патриархией 4. Постсоветские издания Миней 5. Попытки создания истории русского литургического творчества Язык и поэтика новых служб 1. Введение 2. Факты биографии в гимнографическом преломлении 3. Топонимы в богослужебных текстах 4. Антропонимы в богослужебных текстах 5. Агиография и гимнография 6. Имена новых реалий 6.1. Гимнографические наименования исторических событий 6.2. Как гимнографы называют эпоху гонений на Церковь 6.3. Причины и духовный смысл гонений 6.4. Службы новомученикам о положении христиан в эпоху гонений 6.5. Разорение церквей в изложении гимнографов 6.6. Как называются гонители веры 6.7. Как новые службы говорят о подвиге новомучеников 7. Наименование святых 8. Черты традиционной поэтики 8.1. С кем сравниваются новопрославленные святые? 8.2. Использование цитат из Священного Писания и из других источников 8.3. Тропы, связанные с общехристианской символикой 9. Общие службы святым XX века и ментальность современного русского православия 

Подробнее...

Леонид (Кавелин), архимандрит. Сербская иноческая община в Палестине.

«Помянух дни древния – поучихся.»

Псалом 142.

Если Российская Православная Церковь достойно хвалится, имея начальниками иноческого жития в нашем отечестве таких мужей, как Преподобные Антоний и Феодосий Печерские, то и сербская Церковь тоже хвалится о Господе, имея начальниками иноческого жития в Сербии таких мужей, каков св. Симеон Неманя и сын его, св. Савва, самоотверженно променявших Царские почести на иноческую власяницу. Стремление на поклонение св. местам нашего искупления, столь понятное в христианине, современно как у нас, так и в Сербии, принятию христианской веры. Из жития св. Саввы Сербского видно, что он двоекратно посещал Палестину, уже бывши в сане архиепископа Сербского народа (с 1222 года), первый раз в 1230 году по смерти брата своего, Первовенчанного Краля Стефана, после торжественного венчания на Царство сына своего Радослава, а именно, после праздника Светлого Христова Воскресения. Пробывши после этого краткое время с Кралем племянником, св. Савва вознамерился исполнить свое давнее желание – поклониться святому и живоносному Гробу Христа Спасителя и обойти другие святые места. Напрасно Краль и все знатные духовные и светские лица молили Святителя не оставлять своей земли. Он утешил их обещанием возвратиться вскоре, сел в Далматии на корабль и, хранимый Богом, скоро прибыл в Св. Град; теплыми слезами оросил он гроб Господа Ииcyca и св. Голгофу, с почтением и радостию был принят тогдашним Иерусалимским Патриархом Aфанасием. На другой день они вместе отслужили св. литургию в церкви Христова Воскресения. Учинивши богатые дары церкви и раздавши обильную милостыню бедным, он пошел посетить и другие св. места: был на Иордане, в монастыре Преподобного Герасима, был и в Лаврах св. Саввы Освященного и св. Евфимия Великого, и в киновии Преподобного Феодосия, а оттуда достиг Назарета, восходил нa Фавор, обошел и все Палестинские монастыри, заглянул и к пустынникам и отшельникам и вступал с ними в духовные беседы, приобретал св. мощи, церковные древности, иконы и книги, и, опять посетивши Иерусалим, отправился в обратный путь. В Акре сел он на корабль и благополучно достигнул Никеи, где по смерти императора Феодора Ласкаря (ум. 1221) царствовал тогда Иоанн Дука Ватаци. Он с почтением и любовью встретил св. Савву и часто беседовал с ним о святых местах, им посещенных. Из Никеи на царском корабле с данными ему Императором проводниками Савва совершил последний свой путь на св. Афонскую Гору, а оттуда через Солунь вернулся в свое отечество.

Подробнее...

Лебедев А. П. История Греко-восточной церкви под властью турок.

Содержание

Введение

Обзор источников истории Греко-Восточной церкви I. Последние византийские историки. II. Источники для изучения греческой церковной истории XV и XVI вв. III. Источники для изучения Греческой церкви XVII в. IV. Источники для изучения той же истории XVIII в. V. Источники для изучения Греческой церкви XIX в. Взаимные отношения Оттоманской Порты и подвластных ей христиан Греко-Восточной церкви I. Отношения Оттоманской Порты к греческой иерархии II. Отношения Оттоманской Порты к христианскому народу греко-восточной веры III. Отношение иерархии Греко-Восточной церкви и народа к турецкому правительству Константинопольская патриархия I. Константинопольская патриархия по ее интеллектуальной стороне II. Нравственный облик, церковно-общественная деятельность нестроения и злополучия Константинопольской патриархии (во второй половине XV и в XVI в.) III. Нравственный облик, церковно-общественная деятельность, нестроения и злополучия Константинопольской патриархии (от конца XVI в. до настоящего времени) IV. Материальное состояние Константинопольской патриархии Греческие школы – общеобразовательные и духовные – в Константинопольском патриархате турецкого периода Греческая церковь и римский католицизм Сношения Греческой церкви с протестантами во второй половине XVI в. 362 Протестантская смута в Греческой церкви XVII в. Религиозная жизнь и нравы греко-восточных христиан 575 Краткие сведения об Александрийском, Антиохийском и Иерусалимском патриархатах. 

Подробнее...

Профессор Александр Дмитриевич Беляев. О соединении церквей.

Содержание

Вместо введения историческая справка о том, принесла ли кому либо пользу Брестская уния Современное движение к единению Призыв папы Льва XIII к соединению с Латинской церковью всех людей Повод к изданию энциклики о соединении церквей О соединении церквей. Разбор энциклики папы Льва XIII от 20 июня 1894 года Содержание энциклики Характер энциклики Предмет ее – вопрос о соединении церквей Важность этого вопроса Особенное значение его для латинян, как одного из способов пропаганды их веры Миссионерство у православных и латинян Доводы латинян в пользу соединения церквей с их церковью и опровержение их Латинская церковь – раскольническая и еретическая церковь Первовиновники неправоверия и раскола Латинской церкви – папы и иерархия Заблуждения латинян в учении об нисхождении Святого Духа и от Сына, о евхаристии и другие Латинский догмат о непорочном зачатии Богоматери и теория развития догматов Латинский догмат о непогрешимости папы Догмат о главенстве папы Общий взгляд на заблуждения Латинской церкви Взаимные отношения между Латинской и Православной церковью Соединение Православной Церкви с Латинской в настоящее время невозможно Догадки о будущем Латинской церкви Бесполезность соединения с Латинской церковью Православной церкви для возвеличения достоинств последней Бесполезность соединения с Латинской церковью Православной Церкви для устранения неурядиц международных, государственных и социальных Бесполезность соединения с Латинской церковью Православной Церкви для достижения прочих благ обещаемых папой Бесполезность соединения с Латинской церковью Православной Церкви для приобретения выгод, ожидаемых некоторыми православными О политических отношениях между православными народами и папой Полная бесполезность и вред для православных народов соединения их с Латинской церковью Общий взгляд на славные и печальные судьбы Латинской церкви 

Подробнее...

Карташёв А. В. Наш долг перед св. апостолом Андреем Первозванным.

Еще в благословенные российские времена в органе нашей Санкт-Петербургской Духовной Академии («Христианское чтение», июль 1907 г.) мною напечатана была статья: «Был ли апостол Андрей на Руси?» Там показаны были пути и линии развития довольно многочисленных сказаний об апостоле из первоначального малого зерна древнего предания об его апостольской миссии. Зерно это, закрепленное в письменности еще Оригеном (следовательно, от конца II в.), а через него и отцом истории Церкви Евсевием Кесарийским (IV в.), сводится к традиционному списку «уделов» апостольского служения. Среди них апостолу Андрею отводится Скифия. В связи с этим, отдельные легенды проводят апостола Андрея по всем берегам Черного моря и делают из него, в отличие от всех других апостолов, образ апостола стран гиперборейских, т.е. стран Севера. Если даже далекая Шотландия и уже совсем приполярная Исландия дерзают считать апостола Андрея своим апостолом, тем скромнее порыв русской благочестивой мечты, пожелавшей освятить апостольскими стопами апостола Андрея свою землю от южного Киева до северного Валаама.

Подробнее...

Кекелидзе К. Грузинская версия Лимонаря.

Кекелидзе, Корнилий (Корнелий) Самсонович [18(30).4.1879, с. Тобаниери, ныне Ванского района,-7.6.1962, Тбилиси]- исследователь памятников древнегрузинской церковной письменности, протоиерей. Окончил киевскую духовную академию. Состоит профессором богословия и истории христианской церкви на тифлиских высших женских курсах. Главные научные работы Кекелидзе: "Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах и их научное значение" (Тифлис, 1908, магистерская диссертация); "К вопросу о времени празднования Рождества Христова в древней церкви" (Киев, 1905); "Иерусалимский Канонарь VII века" (Тифлис, 1912); "Древнегрузинский архиератикон" (ib., 1912); "Из литургической деятельности католикоса Антония I" (на грузинском языке, Тифлис, 1914), "Новооткрытый агиологический памятник иконоборческой эпохи" (житие святого Романа Нового) в "Трудах Киевской Духовной академии" (1910, июнь); "Историко-агиографические отрывки" ("Христианский Восток", 1913, том II, выпуск 2), "Грузинская версия арабского жития святого Иоанна Дамаскина" (ib., том III, выпуск 3). Один из основателей Тбилисского университета (1918), профессор. В 1942-49 директор института грузинского литературы им. Ш. Руставели. Знаток древнегрузинской церковной литературы; изучал и публиковал малодоступные фонды древнегрузинских рукописей с научными комментариями. Опубликовал памятники византийской литературы, утерянные в оригинале, но сохранившиеся в грузинских переводах. Автор "Истории древнегрузинской литературы" (т. 1-2, 1923-24; 4 изд., 1958-60), "Конспективного курса истории древнегрузинской литературы" на русском языке (1939).

Подробнее...

Иванцов-Платонов А. О западных вероисповеданиях.

Сочинение, бывш. профессора московского университета, протоиерея А. М. Иванцова-Платонова

Содержание

Предисловие Отдел первый. Римско-католическая церковь: её вероучение: административное устройство, богослужение и краткая история. § 1. Постепенные отступления Западной церкви от древнего православия: общая характеристика средневекового схоластического богословия Западной и церковной жизни в средние века § 2. Католическое учение о Боге, Его свойствах и внутренней жизни; искажение догмата о взаимных отношениях Лиц Св. Троицы § 3. Искажённые римско-католические понятия о правосудии Божием и спасении людей, о сверхдолжных делах, таинстве покаяния, об епитимиях, чистилище, индульгенциях, о почитании святых и Богородицы Девы Марии § 4. Католические понятия о Церкви § 5. Католические понятия о папе, как главе Церкви – Божием наместнике на земле § 6. Догмат папской власти по суждению здравого христианского смысла и учению святого писания; разбор оснований, приводимых в пользу этого догмата из евангелия § 7. Разбор оснований римского учения о власти папской, заимствуемых из истории апостольской и древней церковной § 9. Особенности римско-католического богослужения 

Подробнее...