Сергий (Страгородский). Послание заместителя Патриаршего Местоблюстителя.

Преосвященным архипастырям, пастырям и всем верным чадам Православной Российской Церкви

 

Благодать Вам и мир да умножится (1 Пет. 1,2)

 

Вам всем известны усилия Римского Папы поднять общественное мнение христианских государств против СССР, якобы в защиту нашей Православной веры и Церкви.

 

Выступления Папы, исполненные всякой неправды и преследовавшие цели, совсем, казалось бы, не свойственные смиренному служителю алтаря, вынудили нас в феврале прошлого 1930 года в известной нашей беседе с представителями советской и иностранной печати на эти выступления дать подобающий ответ.

Подробнее...

Скабалланович М. Н. Христианские праздники. Книга 4. Рождество Христово.

Содержание

Событие Рождества Христова Почему при рождестве Христовом явилась звезда? Вифлеем Внутренняя сторона события Подготовление к празднику. Пост и предпразднство. Пост Служба Рождеству Христову Литургия Антифоны Задостойник Службы попразднства История праздника 

 

1) Замена греческого члена. 2) κατά (по, в отношении) σάρκα. Необходимая добавка в виду предвечного рождения от Отца. 3) γέννησες – рождение, произведение. 4) Усиление понятия «Господа» и точнейшее определение его. 5) Субъективное определение после предыдущего объективного. 6) Имя после предыдущих титулов. – Как видим, в самом названии праздника со всею точностью указана его сущность. Название это выработалось постепенно. Древнейшим названием Р. X., когда оно соединено было с Богоявлением §(см. «История праздника»), было Ἐττιφάν(ε)'α (Явление) или θεοφίν(ε)ιο (Богоявление), также εορτή τών Ifωτών (праздник Светов) или просто τά φώτα (Светы). По отделении от Богоявления праздник постепенно получил название „Рождества», что по-греч. иногда выражалось τά γενέθλια («относящееся к рождению») или γένναι («происхождение»; поэт, сл., в прозе поздн.; так названо P.X. в Синайском каноне IX-X в.). Постепенно вводились и другия слова в название праздника: то он называется просто: «Христа Рождество» (тот же памятник); то «св. Рождество Господа вашего Иисуса Христа» (Евергетидский устав XI в.); то «Господа нашего Иисуса Христа по плоти рождество от всенепорочной Владычицы вашей Богородицы Марии» (Устав св. Софии Констант.IX в.); то «по плоти спасительное рождество великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (Студийский славянский устав); в греческих богослуж. книгах разница с вашим названием союз «и» между «Господа и Бога». У других восточных христиан P. X. называется: у армян: «Епифания» (празднуется с Крещением 6 янв.); у несториан и сирийских монофизитов: «Рождество Господа нашего во плоти»; у коптов: «Рождество Господа нашего Иисуса Христа». (Nilles, Kalendarium manuale utriusque ecclesiae II, 559–661. 700).У латинян: NativitasDomini(«Рождество Господа»). По-французски P. Х. – Nоёl (испорч.Natalis, день рождения), по- английски – Christmas («Христова обедня»), по-немецки «Weihnachten» («Священныя ночи»).

Подробнее...

Спасский А. А. Сиро-халдейские несториане и присоединение их к Православной Церкви.

− Торжество 25-го марта и его значение.

− Сведения по древнейшей истории христианства у сиро-халдеев.

− Эпоха гонений на христиан Персии.

− Несторианские споры в Сирии и распространение несторианства в Персии.

− Окончательное отпадение халдейских христиан от союза с церковью вселенской.

− Положение несторианской церкви при персидском правительстве; заботы ее о своем благоустройстве и развитии просвещения.

− Расцвет халдейского христианства при арабских халифах; покровительство халифов несторианским ученым и распространение несторианства среди азиатских народов.

− Падение несторианской церкви в XIV и XV вв.

− Нашествие Тимура и его следствия.

−Распадение оставшихся несториан на католическую халдейскую и несторианскую сиро-халдеев; иерархический и богослужебно-обрядовый строй их церкви.

− Сношения сиро-халдеев с православною церковью, приведшие к событию 25-го марта.

25-го марта текущего года, в праздник Благовещения, в Александро-Невской лавре в Петербурге произошло знаменательное торжество православия, долженствующее занять почтенное место в летописях церковной жизни христианского Востока. В этот день, за особо торжественным богослужением, были присоединены к православной церкви духовные представители сиро-халдейского народа, несторианского по исповеданию, народа, прибывшие к нам в числе пяти человек, именно: Мар-Ионана или Иона1, епископ Супурганский, Илия архимандрит Армудагачский, священники – Георгий Беджанов и Сергий Бадалов и диакон Иаков Бабаханов. Событие это имеет выдающееся значение и заслуживает нашего полного внимания. Уже один факт присоединения к православию пяти лиц, облеченных духовным саном, − следовательно, влиятельных среди своих единоверцев, и притом из народа, давно жившего самостоятельной церковной жизнью, является сам по себе крупной победой, не часто встречающейся в истории нашей миссии. 

Подробнее...

Спасский А. А. Рец. на Функ Ф. К. История христианской Церкви от времен апостольских до нашего времени.

Библиографическая заметка

Ф. К. Функ, профессор Тюбингенского Университета. История христианской церкви от времен апостольских до нашего времени. (В русском переводе с значительными изменениями, дополнениями и предисловием Н. В. Гидулянова ординарного профессора Московского Императорского Университета. Москва.) 1911.

Имя покойного профессора Тюбингенского Университета Функа, заявившего о себе солидными трудами в деле критического исследования важнейших источников канонического права древней церкви и разносторонними этюдами в области древней церковной истории, составившими три объемистых тома, известны всякому занимающемуся изучением правового строя и внутренней организации древней церкви. Католик по своему происхождению, в своих главнейших ученых работах он служил исключительно науке и его исследования, сделанные в области изучения источников канонического права, по своей научной ценности не имеют пока ничего равного себе в западной науке1.

Научный метод работ Функа, его обширные познания в области церковной истории, нажитое, навыком умение разобраться в сложных и запутанных вопросах, – все это ручается уже и за научную значимость составленного им учебника по истории христианской церкви. Хронологический объем его очень обширен; по своему содержанию он простирается от апостольских времен до наших дней. Но умение сжато излагать свои мысли, в немногих словах высказать многое, в кратких выражениях скомбинировать исторические факты, воспроизвести их историческую индивидуальность и взаимную связь, – талант, которым, кажется, обладают одни немецкие умы, – все это ярко сказалось и на учебнике Функа. Лучшую характеристику учебника предлагает сам издатель его: «Учебник Функа, – это сочинение живое, свежее, движущее мысль. Как с методологической стороны, так и по богатству содержащегося в нем материала, труд этот является образцовым. В легкой и доступной форме ему удалось дать всю сумму знаний, необходимых для всякого образованного богослова и историка. Стремясь к краткости, Функ выбросил все обременяющие другие учебники многословные размышления; у него говорят сами факты... Разносторонне освещая факты, он сводит их в одну стройную систему, облегчая читателю более успешное усвоение всего изложенного церковно-исторического материала (предисл. IV)». 

Подробнее...

Спасский А. А. Проф. В. В. Болотов. Лекции по истории древней церкви.

Содержание

Лекции по истории древней церкви. I. Введение в церковную историю. Посмертное издание под редакцией проф. А. Бриллиантова. СПБ 1907. (IX†234) Лекции по истории древней церкви. II. История церкви до Константина В. – Посмертное издание под редакцией проф. А. Бриллиантова. СПБ. 1910. XVIII†474

 

Лекции по истории древней церкви. I. Введение в церковную историю. Посмертное издание под редакцией проф. А. Бриллиантова. СПБ 1907. (IX†234)

Названное сейчас издание идет на встречу давнишних желаний всех людей, дорожащих успехами церковно-исторического познания и глубоко чтущих память проф. В. В. Болотова, безвременная кончина которого (5 Апр. 1900 г.) в полном расцвете духовных сил была тяжким ударом для всей русской церковно-исторической науки. В последние годы своей ученой деятельности В. В. Болотов уже не был профессором одной только С.-Петербургской академии: его литографированные лекции, без сомнения, без ведома его, распространялись по всей России; приобретались студентами и профессорами академий, преподавателями семинарий и вообще всеми любителями богословского образования. Но по самому существу дела, эти лекции, расходившиеся вне стен С.-Петербургской академии, обнимали собой один – много два учебных года и поэтому знакомили читателей их с каким-нибудь одним периодом событий прошлой истории церкви. Литературный талант их автора, оригинальность и самобытность многих наблюдений и взглядов естественно вызывала у читателей вопрос, насколько далеко простирались исследования В. В. Болотова в хронологическом отношении, какие и сколько отделов древне-церковной истории захвачено было его вниманием. Предисловие, составленное преемником его по кафедре проф. А. И. Брилльянтовым, предваряющее собой первый выпуск лекций Болотова, дает самый определенный ответ на эти вопросы.

Подробнее...

Спасский А. А. Первая лекция по кафедре общей церковной истории.

Приступая к исполнению своих новых обязанностей, в качестве преподавателя древней церковной истории, я невольно оглядываюсь назад, на тех «знаменитых мужей», голос которых некогда раздавался с этой кафедры и раскрывал истину прошлых судеб Церкви. И я не вижу другого, более достойного и возвышенного предмета, которому я с такою же готовностью мог бы посвятить свою первую лекцию, как только доброе слово об ученых заслугах этих мужей на поприще русского богословского просвещения, – заслугах, составляющих блестящую страницу в истории нашей Академии вместе с тем и через это самое я хочу исполнить и тот долг, каким обязан преемник в отношении к своим предшественникам.

Каждое, более или менее самостоятельное и непрерывно- действующее, учреждение имеет свои традиции и свою определенную физиономию. Как духовная жизнь отдельного человека питается запасом, накопляемым в течение многих годов и хранящимся в душе в виде убеждений, познаний, уроков опыта и привычек, так и в жизни целого учреждения существуют свои излюбленные предания, свои навыки и воспоминания, переходящие от поколения к поколению и выражающие собой особенности его духовного существа. К числу таких дорогих преданий и особенностей того ученого учреждения, к которому мы имеем честь принадлежать, относится та ревность, с какою здесь с давних пор изучалась церковная история, и то высокое научное достоинство, в каком велось это изучение. Недавно одно вполне компетентное в данном случае лицо, – имя его я не буду называть, так как вы сами тотчас же откроете его, – во всеуслышание заявило, что “Московскую духовную Академию, по господствующему в ней ученому духу, с полным правом можно именовать Академией церковно-исторической науки” 2 . И, действительно, русская церковно-историческая наука зародилась здесь, в нашей Академии, и ее колыбелью служила эта кафедра; здесь она была вскормлена, поставлена на ноги и выведена на свет Божий; отсюда же она получала и те необходимые подкрепления, которые помогали ей неуклонно идти вперед, не шатаясь из стороны в сторону на своих еще недостаточно твердых ногах.

Подробнее...

Спасский А. А. Пахомий и Феодор, первые основатели киновитского подвижничества по греческим и коптским сказаниям.

(Критические наброски)

Пахомий, основатель общежительной формы подвижничества, всегда привлекал к себе известную долю внимания не только в специальных исследованиях по истории монашества, но и в общих руководствах по истории церкви. До последнего времени весь материал, находившийся в распоряжении науки касательно Пахомия, ближайшаго ученика его Феодора и устроенной ими формы подвижничества исчерпывался лишь очень небольшим греческим житием, изданным Болландистами в Acta sanctorum1, и разрозненными добавлениями к нему под именем „рагаlipomena“2, так как две другие греческие редакции жизни Пахомия, так наз. Суриевская3 и Дионисия Малого4, представляют собой лишь позднейшую переделку жития, напечатанного у Болландистов. Неуклюжий, варварский язык греческого жития, отсутствие в его рассказе всякой логической и хронологической связи уже у Тильмона вызвали догадку5, что греческая Vita Болландистов есть не что иное, как перевод с коптского, и эта догадка казалась тем вероятнее, что, в самом деле, странно было бы думать, чтобы копты, среди которых Пахомий родился, действовал и наследовал память религиозного героя и идеала подвижничества, не оставили никакого письменного памятника о выдающейся личности его и всех связанных с ней событий. Вейнгартен в своем известном исследовании о происхождении монашества6 уже на основании одних имен подвижников, упоминаемых в греческом житии, считал вероятным коптское происхождение начальнаго киновитского монашества. Навстречу этим желаниям и явилось открытие Амелино, профессора высшей школы (desliautes etudes) в Париже, впервые познакомившего науку с коптскими текстами жития Пахомия и Феодора: неполным житием Пахомия и Феодора на мемфисском или богейрическом наречии коптского языка (pp. 1–294); фрагментами тех же житий, сохранившихся на фивском или саидском наречии (pp. 295–334) и более полным переводом их на арабский язык (pp. 337–701)7. В качестве дополнения к этим главным документам он опубликовал еще новый ряд фрагментов тех житий8, и в предисловии к первому своему изданию, а также в особо написанном им исследовании о Пахомии и основанном им киновитстве9, выступил с энергичной защитой подлинности и первоначальности новооткрытых им коптских документов.

Подробнее...

Спасский А. А. Обращение императора Константина Великого в христианство.

Содержание

Глава I Глава II Глава III Глава IV 

 

Едва ли во всей церковной истории1 можно указать другую личность, которая вызывала бы столь разнообразный и многосторонний интерес к себе и в то же время подвергалась бы столь несогласному и противоречивому обсуждению и оценке, как личность первого христианского императора Константина Великого. Литература о нем необычайно обширна. Еще в начале XVIII века (1720 г.) Фогт, автор одной брошюры о Константине, насчитывал более 150 сочинений древних и новых писателей, занимавшихся этим императором, а с тех пор число сочинений о нем значительно возросло2. Но, несмотря на это обилие литературы, мы напрасно стали бы искать в ней какого-либо общепризнанного взгляда на Константина, каких-либо раз и навсегда установленных и неизменных результатов. Напротив, нигде разнообразие ученых мнений не доходит до такой поразительной противоположности и разноречивости, не развивается до такой пестроты красок и звуков, как в этой области. Во всем этом необозримом море литературы трудно отыскать хотя бы два исследования, одинаково понимающие дело. Начиная с Евсевия Кесарийского, первого биографа Константина, не постеснившегося в своей напыщенной лести сравнить его с самим Спасителем3, и кончая Нибуром4 и Буркгардтом5, которые в первом христианском государе ничего не видят, кроме властолюбца-деспота, со спокойной совестью, если только такая была у него, приносившего в жертву своим личным интересам божеские и человеческие законы, суждения ученых проходят все градации, мыслимые между этими двумя крайностями, так что, по-видимому, здесь исключается всякая возможность сказать что-нибудь оригинальное, взглянуть на предмет с новой точки зрения. 

Подробнее...

Спасский А. А. Начальная стадия арианских движений и первый вселенский собор в Никее.

1. Нет надобности объяснять, почему свой исходный пункт арианские движения получили в Александрии. Еще с конца второго века эта церковь сделалась центром богословского развития Востока и приобрела в христианском мире особую славу, – славу церкви философской, в которой никогда не ослабевали интересы к изучению высших вопросов веры и знания. Притягательная сила, которою владело местное богословское училище со времени Климента и Оригена, отовсюду привлекало в Александрии людей даровитых, с оригинальным образом мыслей, всегда готовых принять живое участие в общей богословской работе. Самый строй церковной жизни в Александрии способствовал образованию здесь различных богословских групп. В Александрийской церкви гораздо ранее, чем в других церквах, ослабли узы, связывавшие всю паству с епископом. Между тем как, например, в Риме, все пресвитеры составляли собой один клир, служащий при епископе и находящийся под постоянным его контролем, в Александрии к началу V века уже была в полном развитии приходская жизнь; город делился на кварталы или лавры, и каждая лавра имела свой храм и своего пресвитера, который и являлся приходским священником для жителей этой лавры и окрестных селений. Вполне понятно, что это приходское духовенство, будучи подчинено епископу, на практике получало более независимое от него положение. Приходской пресвитер Александрии помимо совершения служб и треб для своего прихода, был наделен еще двумя важными полномочиями: правом толковать Св. Писание и поучать паству по своему усмотрению1 и правом отлучать мирян от церковного общения, не донося о том епископу2. Прихожане отдавались в полное распоряжение пресвитера и находились в большей церковной и умственной зависимости от него, чем от епископа. Пресвитер сживался с прихожанами, воспитывал их в своих убеждениях и приобретал в них верных приверженцев себе. Некоторые александрийские священники снискивали себе в своих прихожанах такую привязанность, что последние из расположения к настоятелю нередко называли себя его именем: так, прихожане Коллуфа именовали себя коллуфианами, прихожане Карпона – карпонианами, и т. д. Одним из таких влиятельных приходских священников и был Арий.

Подробнее...

Спасский А. А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов.

Содержание

Об авторе

Введение

История учения о св. Троице в первые три века христианства I. Апологетическая теология и Ириней II. Монархианские движения конца второго и начала третьего века III Тертуллиан и стоицизм. Завершение догматического развития на Западе IV. Ориген и неоплатонизм. – Учение Оригена о Боге и Его Логосе – Сыне. – Савеллианство. – Распадение системы Оригена на Востоке и следствия его История учения о Св. Троице в IV веке (Тринитарный вопрос) I. Начальная стадия арианских движений II. Первый вселенский собор в Никее и его ближайшие результаты III. Антиникейская коалиция в борьбе ее против никейцев IV. Новые догматические партии, возникшие из распадения антиникейской коалиции, и постепенное объединение их под главенством омиев V. Догматические движения в царетвование Юлиана и Иовиана VI. Состояние догматичееких партий в правление Валентинана и Валента VII. Каппадокийцы и их теология VIII. Завершительные результаты тринитарных споров в царствование Феодосия Великого 

 

Об авторе

Спасский Анатолий Алексеевич (1866–1916), русский православный историк Церкви и патролог. Окончил Московскую Духовную Семинарию (1890), после чего преподавал в Каменец-Подольской Духовной Семинарии. С 1893 перешел в Московскую Духовную Семинарию.

Подробнее...