Васильевский В. Варяго-русская и варяго-английская дружина в Константинополе XI и XII веков.
- История Церкви
- 10 Ноябрь 2024
Первая публикация:
Журнал Министерства Народного Просвещения.
Часть 176 (1874 г.), Отд. II, 105-144.
Часть 177 (1875 г.), Отд. II, стр. 394-451.
Часть 178 (1875 г.), Отд. II, стр. 76-152.
/106/ — начало страницы первой публикации (с точностью ± полстроки).
Оцифровано по изданию:
Труды В.Г. Васильевского, Том I, СПб., 1908 г.
[177] — начало страницы переиздания.
(об изменениях в переиздании см. предисловие).
Орфография частично осовременена.
Постраничная (звездочками) нумерация сносок заменена сквозной.
OCR Сергей Трофимов. Сканы предоставил Bewerr.
К рецензии Д.И. Иловайского.
I.
Положение вопроса о Византийских Варангах и источники для его решения.
Один из главных борцов-противников норманской теории, С. А. Гедеонов1) первый обратил внимание на то чрезвычайно важное обстоятельство, что имя Варягов появляется в византийских источниках очень поздно, не ранее 1034 года. С большим остроумием он сопоставил появление в Византии новой по имени дружины Варягов с известием русской летописи, относящимся к 980 году: в этом «году Владимир, недовольный требованиями своих норманских Варягов-союзников, отправляет их в Грецию; его посольство к императору доказывает, что дело идет о новом, до того времени небывалом случае, то есть,опоявлении в Константинополе целой массы Норманнов, вместо отдельных, в русской дружине исчезавших лиц». Прежде, то есть, до 971 года, до эпохи разрыва Святослава с Греками, наемное войско греческих императоров состояло главным образом из Руссов (по теории г. Гедеонова, исконных славянских жителей южной России); [177] только некоторые, немногие Норманны вступали в это русское отделение греческого войска и служили под тем же именем ῾Ρῶς. Co времени прибытия Варягов, отправленных Владимиром, становятся известными в Греции два отдельные корпуса: во-первых — Руссов, уже чисто-славянский корпус без всякой норманнской примеси, и во вторых — Варягов-Норманнов. О постоянном отличии обоих свидетельствуют все писатели того времени.
Васильев М. Русь в 980-е годы, выбор религиозных альтернатив.
- История Церкви
- 09 Ноябрь 2024
Ист.: archipelag.ru, не позднее 2009
Не говорите: иначе нельзя было быть. Коли было это правда,
то историк был бы астроном и события жизни человечества
были бы предсказаны в календарях, как и затмения солнечные.
Но провидение не алгебра. Ум человеческий, по простонародному
выражению, не пророк, а угадчик, он видит общий ход вещей
и может выводить из оного глубокие предположения,
часто оправданные временем, но невозможно ему предвидеть случая
– мощного, мгновенного орудия провидения (1).
А.С. Пушкин
С опорой в первую очередь на статьи "Повести временных лет" (ПВЛ) под 986 и 987 годы, содержащие рассказ о так называемом выборе (испытании) вер великим князем Владимиром и его окружением, а также сообщения арабского ученого-естествоведа и врача Шараф аз-Замана Тахира ал-Марвази (конец XI — начало XII в.) и персидского писателя Мухаммада ал-Ауфи (первая половина XIII в.) о направлении "царем русов", носившим "титул" "Буладмир" (т.е., согласно принятому в науке толкованию, князем Владимиром), послов к правителю Хорезма с целью выяснения преимуществ ислама (2), в научной литературе принято рассматривать четыре принципиально возможные религиозные альтернативы (ислам, иудаизм, христианство западно-римского и греко-православного обрядов), среди которых правящие верхи Древней Руси могли выбирать государственную монотеистическую религию, которая должна была прийти на смену "изжившему себя" язычеству.
Васильев М. А. Особенности формирования и развития восточнославянского язычества.
- История Церкви
- 09 Ноябрь 2024
Оп.: интернет-журнал "Махаон", №10, июль-август 2000. http://history.machaon.ru/all/number_10/analiti4/paganism_print/index.html
Постоянное исследовательское внимание к восточнославянскому язычеству присуще палеославистике, в первую очередь отечественной, практически с момента ее зарождения. Ныне данной проблематикой занимаются представители различных отраслей гуманитарного знания: историки, языковеды, археологи, этнолингвисты, этнографы, искусствоведы и др. И это закономерно. "Славянское язычество существенно и интересно для науки не только само по себе как форма и система культурных ценностей древних славян (праславян), - писал Н.И. Толстой в связи с рассмотрением вопроса о роли язычества в славянской культурной традиции, - но и как важный компонент культуры последующих эпох, как генетическая основа славянской народной культуры и фольклора"1. Обращение к дохристианским языческим верованиям позволяет вскрыть глубинные пласты культуры современных восточнославянских народов, некоторые особенности их менталитета, равно как и выявить мировоззренческие основы представлений древних славян, являющиеся одной из базисных составляющих духовной культуры восточнославянских этносов. Поэтому не случайным является выход в последние десятилетия целого ряда обобщающих трудов, посвященных (пра)славянской, в том числе восточнославянской, языческой архаике2.
Ванькова А. Б. К вопросу о правовом положении позднеантичного монастыря.
- История Церкви
- 07 Ноябрь 2024
В рамках данной статьи мне хотелось бы осветить некоторые вопросы, связанные с правовым положением позднеантичного (IV – первая половина VII века) монастыря. Временными рамками исследования, соответственно terminus post quem и terminus ante quem, являются время возникновения монашества, т. е. конец III – начало IV века, и – арабское завоевание восточных провинций Византии в первой половине VII века. Географические рамки работы – территория Восточной Римской империи, в основном Египет, Палестина и Сирия, Малая Азия.
Первый вопрос, на который следует ответить: что такое «монастырь». Под монастырем мы будем понимать общежительный монастырь, киновию, будь то пахомианские монастыри и общины Василия Великого, или же палестинские обители. Такой монастырь был организован иерархически – во главе с настоятелем, его заместителем, экономом и т. п., жил по своим внутренним правилам или уставам, как зафиксированным письменно, так и устным, обязательным для всех монахов; в нем в большей или меньшей мере существовала общность имущества. Т.н. келлиотные монастыри или лавры стоят в этой связи несколько особняком, ведь при такой форме монашеской общины келлии отдельных иноков, более самостоятельных, нежели киновиты, группировались вокруг единого центра, включающего в себя обычно церковь, пекарню и ряд других построек. Насколько такой тип монашеской общины функционировал как единый организм, каким был его правовой статус, – эти вопросы требуют, как нам кажется, специального исследования [1]. Также мы не будем рассматривать в данной статье «частные» или «ктиторские» монастыри. Дж. Томас выдвигает три критерия для частных церквей, монастырей и благотворительных заведений: покупка или продажа религиозного учреждения (institution) частным лицом; значительная финансовая поддержка со стороны благотворителя (например, жалование священникам); частный акт об основании (private act of foundation) [2]. В статье речь будет идти в основном о монастырях, основанных не светскими лицами, а монахами, после прохождения ими достаточно длительного по сроку ученичества при каком-либо авве или новициата в монастыре, без вложения в них своих средств [3], по крайней мере, крупных.
Ванькова А. Б. «Мертвый живому не наследует». Монахи, правовая реальность и действительность в Византии.
- История Церкви
- 07 Ноябрь 2024
На научно-практической конференции «Монашество в истории. Актуальные проблемы и новые методы в исследованиях», прошедшей в Иоанно-Предтеченском ставропигиальном женском монастыре 6 февраля 2017 года, большой интерес вызвал доклад кандидата исторических наук, научного сотрудника ИВИ РАН А.Б. Ваньковой «Византийские монахи и их объединения с точки зрения светского права». Доклад [1] основывался на материалах исследований, недавно представленных автором в сборниках научных трудов. Публикуя сегодня одну из статей, мы предполагаем в дальнейшем продолжить знакомство читателей с темой правового положения ранневизантийского монашества.
Появившееся в конце III в. монашество стало вызовом для законодателей, как церковных, так и светских, которые с очень большим запозданием отреагировали на возникновение этого движения. Реальность, отраженная в папирусах, показывает, что уже в первой четверти IV в. «монах» стал узнаваемой фигурой в обществе, отличной от прочих существовавших групп и сословий. В первую очередь, об этом свидетельствует папирус P.Coll.Youttie 77. Это петиция Аврелия Исидора из Караниса, которая датируется 6 (?) июня 324 г., в ней упоминается монах Исаак [2].
Братухин А. Ю. Тертуллиан и Климент Александрийский.
- История Церкви
- 02 Ноябрь 2024
В науке было высказано мнение, что Тертуллиан, первый писавший по-латыни христианский автор конца II - начала III века из Карфагена, «не знает или не хочет знать» труды своего современника Климента Александрийского [1]. Попробуем выяснить, было ли возможно такое знакомство в принципе. Известно, что Тертуллиан следил за происходящими в мире событиями: его заметки в «Апологетике» (далее - Apol.) об одном эпизоде войны с маркоманнами и о смерти Марка Аврелия около Сирмия говорят в пользу того, что он был осведомлен в международных делах (Apol., 5, 6; 25, 5) [2]. О том, что он знал о положении вещей в Империи, можно заключить также из его слов о соперниках императора Септимия Севера Нигере, Альбине и их сторонниках [3], (Apol., 35, 9-11). Тертуллианом интересовался новостями и в церковной жизни: доказано использование им сочинений Иустина, Татиана, Теофила и Иринея [4]; следовательно, он не оставлял без внимания творчество своих старших современников-апологетов.
«Увещевательное слово к эллинам (то есть язычникам)» Климента (Προτρεπτικος <λογος> προς 'Ελληνας, далее - Protr.) появилось около 192-го года: в «Строматах», которые, вероятно, были написаны позднее «Протрептика», Климент говорит о смерти императора Коммода (192 г.) как о недавнем событии (Строматы, I 144, 1-145, 5). «Апологетик» же Тертуллиана (Apologeticum <verbum>, то есть ’Απολογητικος λογος) увидел свет в 197-м году: Й. В. Ф. Борлефс на основании слов о продолжающихся преследованиях сообщников Альбина и Нигера (Apol. 35, 11) заключает, что «Апологетик» был написан немного позже июня 197-го года, после возвращения императора Севера в Рим [5]. На основании ссылки на «мавров, маркоманнов и самих парфян», которых христиане, распространившиеся по всему свету, якобы превосходят численностью и при желании могли бы быть более опасными (Apol. 37, 4), можно заключить, что Тертуллиан работал над «Апологетиком» до начала войны с парфянами, которая началась осенью 197-го года и оказалась несложной [6]. Итак, Тертуллиан мог быть знакомым с «Протрептиком» Климента. Был ли он знакомым с этим сочинением в действительности?
Хитрово В. Н. Бордосский путник.
- История Церкви
- 01 Ноябрь 2024
Оп.: Бордосский путник // Православный палестинский сборник. Вып. 2. СПб. 1882
Древнейший, дошедший до нас, путеводитель по Святой Земле носит название Бордоского путника.
Неизвестный его составитель был, как следует предполагать, жителем города Бордо и посетил в 333 году Константинополь и Иерусалим.
Описание путей от Бордо через Милан и Константинополь до Kecapии Палестинской и обратно от Эраклеи через Авлону и Рим до Милана, представляют сухой перечень путевых станций и расстояния между ними. Пропуск описания обратного пути от Kecapии через Константинополь до Эраклеи и от Милана до Бордо допущен составителем, вероятно, умышленно и об ясняется тем, что он вернулся пройденным уже им путем, а потому не считал необходимым повторять сделанное им описание в обратном порядке. Очевидно, материалом для составителя служили официальные римские путники; только со вступлением в Святую землю, составлявшую, как видно, цель его странствования, отступает он от принятой им системы и хотя кратко, но как очевидец, описывает посещенные места.
Таким образом Бopдocкий путник, кроме частного значения, как первый по времени путеводитель в Святую землю, приобретает общее значение, как один [IV] из немногих дошедших до нас материалов для изучения путей сообщения последних годов Римской империи.
Безобразов П. Материалы для истории византийской империи, IV. Не изданная обвинительная речь против патриарха Михаила Кируллария.
- История Церкви
- 18 Октябрь 2024
Фототипически (с греческим текстом!) - в Описи А №1990.
Не изданная обвинительная речь против патриарха Михаила Кируллария.
Не смотря на то, что Константинопольский патриарх Михаил Кирулларий помог Исааку Комнину свергнуть с престола императора Михаила VI, между новым императором и патриархом вскоре начались несогласия. Дело дошло до того, что 18-го ноября 1058 года император Исаак приказал варяжской дружине схватить Кируллария и отвести его на остров Приконнис, где он был заточен. Но так как император желал отделаться от патриарха законным путем, решено было созвать собор, долженствовавший осудить и низложить Кируллария. Собор этот не состоялся, потому что патриарх умер по дороге. На этом суде роль прокурора должен был играть Михаил Пселл; им была даже приготовлена обвинительная речь. Речь эта до сих пор не напечатана; сохранилась она в Париже в cod. 1182 в копии XVII века, приготовленная для предполагавшегося тогда издания Комбефиса (supplement grec, 593). Так как мне удалось списать всю эту длинную, но интересную речь, я печатаю сначала почти буквальный ее перевод, но с некоторыми сокращениями там, где риторические словоизвития могут быть опущены без всякого ущерба для смысла, а в конце прибавляю несколько критических замечаний.
Барабанов Н. Д. Вино в Византии. Религиозные аспекты восприятия и потребления.
- История Церкви
- 15 Октябрь 2024
Вино в традиционных греческих представлениях обладает сложной природой, это напиток одновременно опасный и благотворный, это и яд, и дар богов, и, разумеется, важный пищевой продукт. Понятен давний научный интерес к феномену вина, отразившийся в большом количестве исследований, которые касались его производства, ассортимента, места в рационе и традициях, в торговле. В меньшей мере, но затрагивалась роль вина в религиозных представлениях и практиках античности и средних веков. Новейшим образцом, имеющей отношение к теме историографии, является сейчас монография Беатрисы Казо (Caseau 2015). Однако именно на византийских материалах религиозные аспекты проблемы освещены в наименьшей степени и крайне неравномерно. Если осмыслению евхаристии по понятным причинам уделялось огромное внимание, то к вину в повседневном обиходе и, особенно, в контексте народных верований, интерес неоправданно мал. На данном уровне знакомства с темой представляется целесообразным выделение нескольких ее компонентов.
Бадер А., Гаибов В., Кошеленко Г. Мервская митрополия.
- История Церкви
- 13 Октябрь 2024
Оп.: Традиции и наследие Христианского Востока. М., 1996.
Тема настоящей статьи — история мервской митрополии — является частью более общей проблемы — истории христианства на Востоке. Эта тема некогда была достаточно популярной в русской науке, однако в последние десятилетия она не привлекала большого вниманияисследователей и к ней обращались только в связи с описанием вновь открытых во время археологических раскопок в Средней Азии памятников, которые, по мнению археологов, являлись христианскими [1].
Анализ этих памятников сопровождался использованием некоторых данных, извлеченных из письменных источников, говорящих о распространении и истории христианства в этом обширном регионе. Однако, эти данные, как правило, брались не непосредственно из самих письменных источников, а из тех классических работ начала века, в которых разрабатывались проблемы истории христианства в Средней Азии. Среди этих классических работ в первую очередь необходимо назвать небольшую по объему, но чрезвычайно насыщенную материалом работа В. В. Бартольда[2].
Однако, при всей значимости этих работ, они сейчас не могут уже служить основной базой для исследования этой проблемы, в первую очередь потому, что с того времени, когда они были написаны резко увеличился объем информации благодаря тому, что были опубликованы многие новые тексты, найденные в Восточном Туркестане евpопейскими экспедициямив конце прошлого иначале этого века[3]. Этот новый материал заставляет по-новому взглянуть на многие ключевые вопросы истории христианства в Средней Азии.