Мазырин А. В. К вопросу о русском факторе в срыве Всеправославного собора в 1920-1930-е гг.

Alexander Mazyrin

The Russian Factor in the Failure of the Pan-Orthodox Council in the 1920-1930S

Alexander Mazyrin — St. Tikhon's Orthodox University (Moscow, Russia). Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

The article explores the failed attempt of the all-Orthodox (Ecumenical) Council in the 1920-1930s through the prism of relations between the Constantinople Patriarchate, the Russian Church, and the Soviet government. In the situation of a strong Church discord in Russia, provoked by anti-religious policy of the Bolsheviks, the Patriarchate of Constantinople claimed the role of mediator between the Russian Church ("Tikhonovskaia") and the Pro-Soviet Renovationist schism. The Ecumenical Patriarchate tried to collaborate with Soviet authorities in attempts to unify "Tikhonites" and renovators so that they could participate at the prospected Ecumenical Council. However, the transition of Russian Western European parishes to Constantinople in 1931 caused strong negative reaction from both the Russian Church and Soviet authorities. Finally, the Soviet leadership did not authorize a united delegation to take part at the Inter-Orthodox Pre-Council meeting (Prosynod). The absence of the Russian Church made both Prosynod and the Ecumenical Council impossible.

Keywords: Pan-Orthodox (Ecumenical) Council, the Russian Orthodox Church, the Patriarchate of Constantinople, renovationist schism, Russian Western parishes, Commission on Cults in the Central Executive Committee, Stalin.

Подробнее...

Мазырин А. В. В чем заблуждается Патриарх Варфоломей. О сути, причинах и путях преодоления современного кризиса межцерковных отношений.

«Журнал Московской Патриархии» продолжает разговор о кризисе межправославных отношений и неканоничности решений и действий Константинопольского Патриарха Варфоломея. 

В апрельском номере за 2019 год читателя ознакомили с исторической фабулой современных событий. В данной статье доктор церковной истории, кандидат исторических наук священник Александр Мазырин объясняет, в чем, на его взгляд, состоят богословские заблуждения современного главы Фанара и почему каноны не дают никаких исключительных прав Константинопольским Патриархам. 

 

Статья опубликована в «Журнале Московской Патриархии»  (№ 5, 2019).

Стойте и держите предания… (2 Фес. 2:15)

Последние месяцы православный мир переживает кризис, подобного которому, вероятно, не было со времен Великого раскола тысячелетней давности. Сходство событий налицо. Так же как и тогда, первенствующая кафедра (в то время — Римская, ныне — Константинопольская) выступила с неприемлемыми для православного сознания притязаниями на исключительность своего положения и властное главенство над другими Поместными Церквами. Тогда это привело к отпадению от Православия Римских пап, ныне на этот путь встала Константинопольская Патриархия.

Первый без равных?

Подробнее...

Иванцов-Платонов А. Церковная историография.

Содержание

Церковная историография Церковно-исторические памятники Четвероевангелие Деяния апостольские Послания апостолов Памятники после-апостольского времени Писания мужей апостольских Апостольские безымянные произведения Учение двенадцати апостолов Постановления апостольские Каноны или Правила апостолов Памятники II–III вв. Апологии Ересеологические памятники Первые памятники христианского богословия Мученические Акты Памятники литургические Остатки легендарной письменности Сектантские произведения Писание Вардесана Вера-Мудрость Климентины Вещественные памятники эпохи гонений Греческая церковная литература (IV-VI вв.) Период досредневековый (IV-VI вв.) Евсевий Византийская средневековая церковная историография Древняя и средневековая западная историография Литература Карфагенской церкви Литература итальянской церкви Литература Галликанской церкви Христианская литература в Испании Средневековые материалы для западной церковной историографии Западная церковная историография XVI-XVII века Магдебургские центурии Католическая церковная историография XVI-XVII в. Протестантская церковная историография XVII-XVIII в. Рационализм в церковной истории XVIII в. Протестантская церковная историография XIX в. 1. Положительное направление 2. Критико-рационалистическое направление в науке церковной истории XIX века. Представители германского рационализма в XIX в. Католическая разработка церковной истории в XIX веке. Церковная историография нынешнего века во Франции, Англии, Италии Издательская деятельность аббата Migne Церковная историография у Румын и Ново-Греков Наука церковной истории в России 

Подробнее...

Иванцов-Платонов А. Религиозные движения на христианском Востоке в IV и V веках.

По поводу сочинения профессора Московской духовной академии А. П. Лебедева: «Вселенские соборы IV и V века. Обзор их догматической деятельности в связи с направлениями школ Александрийской и Антиохийской. Москва, 1879 года».

Параграф 1 2 3 4 5 6

 

 

«Изучение истории Вселенских соборов показало мне, что многие вопросы, касающиеся этого предмета, должны быть пересмотрены с православнонаучной точки зрения, тем более, что наша русская наука, мало еще самостоятельная, нередко без должной критики повторяет воззрения сомнительной верности». (Из речи, сказанной проф. Лебедевым перед защитой докторской диссертации – См. Чтения Общества Любителей Дух. Просвещения 1879 г. кн. VI, стр. 687).

Подробнее...

Иванцов-Платонов А. Очерк истории христианства у славянских народов.

Содержание

I. Распространение христианства между южными и западными славянскими племенами до св. Кирилла и Мефодия. II. Св. Кнрилл и Мефодий и их прповедническая длительность у южных и западных славян. III. Судьба христианства у западных славян после св. Мефодия. Насильственное распространение латинства у славян прибалтийских. IV. Подавление православия латинством в других западно-славянских племенах, просвещенных св. Мефодием. – Очерк истории христианства в Чешской стране. 

 

В виду живого интереса, мало-по-малу пробуждающегося в русском образованном обществе к судьбе единоплеменных нам славянских народов, Православное Обозрение желало бы по возможности чаще давать на своих страницах статьи, относящиеся к церковной истории и современному религиозному состоянию южных и западных славян. Редакция усердно просить людей, знакомых с этим делом, помочь ей своими трудами. Настоящая статья, представляющая в сжатом, но цельном очерке самые главные – самые общие Факты славянской церковной истории, может служить как бы введением – первоначальным руководящим пособием к разъяснению частных вопросов славянской истории для тех читателей, которые сами мало имели случаев заниматься ею.

Подробнее...

Иванцов-Платонов А. Ереси и расколы первых трех веков христианства.

Часть первая. Обозрение источников для истории древнейших сект

Содержание

Глава первая. Значение предмета и метод изследования Глава вторая. Обозрение источников для истории древних сект; сектантские источники: Климентины, pistis-sophia, Вардесанов диалог; апокрифы Глава третья. Церковные источники для истории древнего сектанства: писания апостолов и мужей апостольских, утраченные полемические сочинения II века, св. Ириней Глава четвертая. Св. Ипполит: его замечательная судьба, различные сказания о нем в истории и мнения у новых ученых Глава 5. Ересеологические писания св. Ипполита частные: против ноэтиан, феодотиан, алогов, монтанистов, четыредесятников, маркионитов Глава шестая. Ересеологические писания св. Ипполита общие: Βιβλιδαριον, Φιλοσοφουμενα Глава седьмая. Частные ересеологические писания церковных учителей III века: Тертуллиана, Киприана, Новациана, Климента александрийского, Оригена, Дионисия александрийского, Архелая касхарского Глава восьмая. Известия о древнейших сектах и цельные ересеологические сочинения у писателей IV, V и дальнейших веков: Евсевий, псевдо-Афанасий, противо-манихейские писатели, Епифаний, Феодорит, Филастрий, Августин, Предистинат и далее

Подробнее...

Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике (археология, места молитвенных собраний, история церковной живописи).

Содержание

Введение

Где, когда и кем положено начало собиранию и изучению памятников христианского искусства Краткий обзор дохристианских культовых сооружений Места молитвенных собраний христиан I–III веков Происхождение, назначение и устройство римских катакомб Об отношении христиан первых веков к искусству вообще, к живописи в частности Общие замечания о развитии христианской живописи Символический характер древнехристианской живописи и причины, его обусловившие Собственные или исторические изображения на памятниках древнехристианского искусства О древнейших изображениях Божией Матери Изображения креста в дохристианское время Существовал ли надзор над деятельностью живописцев в первенствующей церкви Из истории древнерусской иконописи Древнерусский иконописец и перемены, происшедшие в положении его в XV–XVI вв Влияние Запада на Русь и нашу иконопись в XVII в Происхождение и первоначальный состав древнерусского иконописного подлинника Как развивалось понятие о необходимости погребения умерших Места погребения у древних в связи с формой погребения О христианской надгробной эпиграфике 

Подробнее...

Голубцов А. П. О путешествиях древних христиан и наших старинных паломников в Святую Землю, Рим и Царьград.

Благоговейное отношение к святыне христианской и к местам, освященным и прославленным жизнию, страданиями и смертию Богочеловека и подвигами святых Его, вызвало в христианском мире глубоко благочестивый и широко распространенный обычай так называемого паломничества или пилигримства. Не чуждое и другим религиям, например: греко-римской, иудейской, магометанской, посещение христианами святых мест для поклонения и молитв во все времена составляло одно из самых осязательных проявлений чувства христианской набожности, и одну из предпочтительнейших форм церковно-религиозной жизни христиан. Как обетный подвиг, обычай паломничества всегда сопровождался молитвами и обрядовыми подробностями богослужебно-аскетического характера. Прежде чем странник отправлялся в путь, он просил молитв в церкви и принимал благословение от одного из самых уважаемых предстоятелей ее, который нередко при этом указывал направление и предельный пункт предпринимаемого путешествия. К сожалению, ни наша древне-богослужебная письменность, ни греческие церковные книги не сохранили, сколько нам известно, сведений о тех древних обрядах и молитвах, которыми напутствуем был отправлявшийся паломник, точно так же как они не сообщили нам известий об особых одеждах последнего. Этот пробел в восточной практике возможно до некоторой степени пополнить из западных источников. 

Подробнее...

Ермилов П. В. Новые рукописные сведения о Сотирихе Пантевгене.

Сотирих Пантевген - диакон Великой Церкви, был избран в 1156/7 г. на патриаршую Антиохийскую кафедру, но Константинопольским собо­ром 1157 г. был признан виновным в распространении еретических взгля­дов, а потому недостойным возведения на патриарший престол и лишен диаконского сана. Круг источников, связанных с его именем достаточно широк и хорошо известен. Первыми по хронологии являются письма Георгия Торника с 1154 по 1156 г., в которых не раз упоминается имя Пан- тевгена. До нас дошли также и два текста, написанные самим Сотирихом: его диалог (1156) и так называемая “апология” (незадолго до собора 1157 г.). Три произведения в опровержение диалога Сотириха, написанные в 1156/7-1160 гг., принадлежат Николаю Мефонскому. Хроника осужде­ния Сотириха содержится в актах Константинопольского собора 1157 г. Также о споре 1156-1157 гг. и роли Сотириха сообщают историки Иоанн Киннам и Никита Хониат[1].

Этот круг источников может быть расширен за счет еще одного важно­го текста, хотя и уже известного, но до сих пор не изданного и не введенно­го в научный оборот. Речь идет о принадлежащем Сотириху “Слове к пат­риарху Михаилу Оксеиту”, которое сохранилось в единственной рукописи Romanus Angelicus graecus 43, XIV в.[2] Рукопись находится в римской Bibliotheca Angelica, куда попала вместе с существенной частью собрания кардинала Сфорцы, вошедшего в фонды библиотеки.

Подробнее...

Ермилов П. В. Украинская автокефалия как начало реформы регионального уровня церковной структуры.

25–26 февраля 2019 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете прошла научно-практическая конференция «Причины и вызовы текущего кризиса межправославных отношений». Мы продолжаем знакомить наших читателей с докладами, представленными на этой конференции.

В своем выступлении доцент ПСТГУ священник Павел Ермилов показал: украинская «автокефалия» является первым шагом в приспособлении региональных церковных структур к проектируемой новой регионализации в рамках Евросоюза; при этом стремление к понижению статуса Церквей стран Евросоюза находится в русле другого более глобального процесса – православно-католического сближения, логике которого также отвечает развитие надцерковных структур во «вселенском» масштабе.

 

Действия Константинопольского Патриархата на Украине можно оценивать с разных сторон. И я бы хотел представить их в том контексте, который, может быть, не так заметен сегодня, а именно в свете начавшегося уже некоторое время назад процесса реформирования структуры Православной Церкви. Вторжение Фанара на каноническую территорию Русской Православной Церкви сейчас нередко представляют как ответную реакцию на якобы инспирированный Московским Патриархатом срыв Критского собора. 

Подробнее...