Дымша С., протоиерей. Константинопольская Православная Церковь перед лицом истории и священных канонов.
- История Церкви
- 05 Январь 2025
Предисловие
Константинопольская Православная Церковь, подобно другим Поместным Православным Церквям, является продуктом исторического развития церковной жизни на православном Востоке. Ее появление на исторической арене обусловлено прежде всего политическими событиями древнего времени, когда первый христианский император Константин Великий в 330 году перенес столицу Римской империи из древнего, Ветхого Рима в Новый Рим — Константинополь. Вновь возникшая на этой основе Поместная Церковь, а впоследствии — Константинопольский Православный Патриархат носит на себе даже до настоящего времени следы своего далекого прошлого. В первую очередь это касается обстоятельств его возникновения. Современное же положение Патриархата на территории Турецкого государства во многом было определено политической ситуацией, сложившейся после первой мировой войны. На протяжении более полуторатысячелетнего периода, который разделяет между собой два названных события, Константинопольская Церковь в лице своих первоиерархов постоянно приспосабливалась к меняющимся историческим условиям, не забывая при этом о росте своего престижа как Церкви, возглавлявшейся епископом столичного города. От маленькой епархии, входившей некогда в состав Ираклийской митрополии, она возвысилась до могущественного патриархата, вступившего даже в единоборство с великой и славной
Дуларидзе Л. Г. Особенности исихастской традиции в Грузии.
- История Церкви
- 04 Январь 2025
Приступая к составлению библиографии по грузинскому исихазму, мы целиком отдавали себе отчет в сложностях, которые сопровождают эту работу, препятствуя полному охвату литературы по данной теме. И сейчас, предлагая вниманию читателей и исследователей итог работы, мы можем лишь подтвердить, что не ошиблись в предположениях.
Основная сложность проистекала из того обстоятельства, что работать над библиографией по исихазму в Грузии пришлось в Москве, где как раз на время подготовки книги грузинские фонды РГБ и Исторической библиотеки оказались полностью или частично недоступными по техническим причинам (из-за длительного ремонта и перемещения фондов). К тому же, за последнее десятилетие эти фонды практически не пополнялись грузинскими изданиями, что могло бы создать весьма неверное впечатление, будто в Грузии мало что издается. Мы постарались заполнить эту лакуну, хотя наша библиография все еще остается неполной.
Определенным препятствием явился и тот факт, что исследователи древнегрузинского наследия, среди которых немало выдающихся ученых, не подходили к этому наследию с целью изучения собственно исихастской традиции. В силу ряда исторически сложившихся обстоятельств, грузинский исихазм отдельно почти не изучался.
Дубровский И. В. Церковная десятина у Цезария Арльского.
- История Церкви
- 03 Январь 2025
Дубровский И. В. ЦЕРКОВНАЯ ДЕСЯТИНА В ПРОПОВЕДИ ЦЕЗАРИЯ АРЛЬСКОГО: ЯЗЫК ЭКСПЛУАТАЦИИ ДЕРЕВНИ
“Однажды под вечер он велел бросить в монастырском саду железные орудия, кои у нас обычно именуются тяпками. Так и сказал ученикам своим: "Столько-то тяпок бросьте в саду да побыстрее возвращайтесь". Той же ночью, по обычаю поднявшись с братией воздать хвалы Господу, он приказал: "Идите и сварите кашу для работников наших, чтоб к самому утру все было готово". Когда настало утро, велел принести кашу, какую распорядился приготовить, и, войдя с братией в сад, нашел там столько возделывающих его работников, сколько тяпок приказывал бросить. Пришедшие были, понятное дело, воры, однако, переменив намерения, по наитию они схватили тяпки, которые нашли, и с того часа, как пришли, пока не явился к ним божий человек, возделали все пространства того сада, кои пребывали в запустении”1. В отличие от современников этой истории, отношения, подобные описанным, историкам редко рисуются настоящим чудом - обыкновенным чудом социального взаимопонимания, образ которого будоражил воображение писателей меровингского времени. Государственный налог им вовсе не кажется похищающей урожай волшебной бурей и обращение свободных переселенцев в настоящих рабов не мнится следствием употребления некоего колдовского напитка. Между тем пути и масштабы подчинения труда земледельцев материальному благополучию раннесредневековых аристократий - не та проблема, в понимании которой существует полная ясность.
Дионисий (Шленов), игумен. Празднование Рождества и Крещения согласно древним свидетельствам и памятникам полемической письменности середины XI века.
- История Церкви
- 27 Декабрь 2024
Настоящая статья посвящена вопросу о времени празднования Рождества и Крещения. Начиная с конца VI в. он стал бурно обсуждаться, оказавшись в средоточии разногласий между защитниками православного вероучения и их оппонентами - представителями Армянской церкви, не принявшей Халкидонского собора. Споря друг с другом на обрядовые темы, византийцы и армяне придавали им почти что вероучительное значение. Для первых было само собой разумеющимся, что Рождество и Крещение должны праздноваться 25 декабря и 6 января соответственно. Последние же, напротив, были убеждены в необходимости праздновать оба эти праздника в один день - 6 января. И те, и другие не сомневались в древности и апостольском происхождении своей литургической традиции и не намеревались уступать друг другу. Бывший армянский царь Гагик II Багратид писал во второй пол. XI в. в «Грамоте веры»: «Ныне это учение [празднование Рождества 6 января], которое мы исповедуем и в котором мы стоим непоколебимо и с твердой верой до конца времен»[1].
Димитров Э. Исихазм в Болгарии. Встреча славянского слова с греческим богомыслием.
- История Церкви
- 26 Декабрь 2024
Представляемая нами библиография “Исихазм в Болгарии”, помимо своей прямой, главной темы (Мистико-аскетическая традиция Православия, ее первоисточники и исследования) освещает и целый ряд смежных тем: 1) история монашества в Болгарии, у истоков которой стоит деятельность св. преп. Ивана (Иоанна) Рыльского (ок. 876 – 18.VIII. 946), основателя Рильского монастыря и святого покровителя Болгарии; 2) монастырская культура, “система” болгарских монастырей; 3) связь Болгарии с Афоном, преимущественно с обителью Св. Георгия Зографа (Зографским монастырем); 4) религиозное и культурное возрождение Болгарии в XIV в., в эпоху непосредственно перед турецким завоеванием; 5) деятельность Тырновской школы, жизнь и труды ее вдохновителя св. патр. Евфимия (ок. 1320/1330 – ок. 1402, тырновский патриарх 1375–1393); 6) влияние болгарской литературы на литературы стран Slavia Orthodoxa, т. наз. “второе южнославянское влияние”. В библиографию не включены работы узкопрофессионального (исторического, лингвистического и пр.) характера, а также исследования, лишь мельком и попутно касающиеся основной темы. Нами учтены работы, опубликованные до конца 2002 г. Описание русских и болгарских публикаций XIX – нач. XX в. приведено к нормам современной орфографии. Свыше 80 % названий описаны de visu.
Ден Хайер И. Отношения между коптами и сирийцами в свете открытий в Дейр ас-Сурйан.
- История Церкви
- 23 Декабрь 2024
Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2015. №2 (33). С. 118-139.
l. Введение
ВКОПТОЛОГИЧЕСКИХ исследованиях различных направлений уделялось немало внимания контактам и взаимодействию между Коптской Церковью и другими христианскими сообществами на Ближнем Востоке, в особенности нехалкидонским «Церквам-сестрам» Сирии, Армении, Нубии и Эфиопии. На различных уровнях Коптская Церковь всегда поддерживала особые отношения с этими Церквами, хотя эти отношения были разными. В настоящей статье предлагается рассмотрение некоторых аспектов истории отношений между коптами и сиро-ортодоксами, верными Антиохийскому патриархату1.
Среди работ, посвященных этим связям, достаточно упомянуть соответствующие разделы по «Монастырю сирийцев» {Дейр ас-Сурйан) в Нитрийской пустыне (Вйдй н-Натрун) во втором томе основательного исследования ХьюДж. Эвелин Уайта, посвященного монастырям в этой области2, и обстоятельную работу о. Жана Мориса Фие об истории взаимоотношений коптских и сирийских христиан3.
Демус О. Мозаика Византийских храмов.
- История Церкви
- 22 Декабрь 2024
Отто Демус. Мозаики византийских храмов. Принципы монументального искусства Византии / Пер. с англ. Э. С. Смирновой. ред. и сост. А. С. Преображенский.- М.: Индрик, 2001.-160 с.
Перевод с изд.: Otto Demus. Byzantine Mosaic Decoration. Aspects of Monumental Art in Byzantium. London [1947]
В "электронном виде" книги (взято с http://nesusvet.narod.ru) отсутствуют разделы: 1) предисловие к русскому изданию 2) биография О. Демуса 3) библиография О. Демуса 4) "указатель памятников, географических названий и имен" (ввиду отсутствия нумерации страниц он становится неактуальным); 5) графический материал (фото и планы некоторых храмов), Примечания вынесены в конец каждой из глав.
Глава 1. КЛАССИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ДЕКОРА СРЕДНЕВИЗАНТИЙСКОГО ХРАМА.
Глава II. ИСТОРИЯ СРЕДНЕВИЗАНТИЙСКОЙ СИСТЕМЫ.
Глава III. ВОЗДЕЙСТВИЕ СРЕДНЕВИЗАНТИЙСКОЙ СИСТЕМЫ НА ПОЗДНЕЙШЕЕ ИСКУССТВО.
Моим английским и австрийским друзьям
Эта книга, какой бы короткой и поверхностной она ни была, писалась долго. Ее замысел сложился в Греции, Венеции и на Сицилии в двадцатые и тридцатые годы, план был впервые набросан в 1940 году в канадском лагере, а окончательный вариант текста создавался в Лондоне в 1945 году, незадолго до моего возвращения на родину. Я надеялся, что язык, на котором я писал, окажется вполне сносным английским. Тем не менее, мои надежды не оправдались, и для издания настоящей книги потребовалось не только любезное содействие двух самоотверженных друзей, доктора Маргерит Кей и магистра гуманитарных наук Джона Бромли, но и тщательная проверка текста, осуществленная г-ном А. С. Б. Главером. Если эту книгу и можно читать, то только благодаря их помощи.
Даниелу Ж. Жизненный путь.
- История Церкви
- 19 Декабрь 2024
Жан Даниелу принадлежит к поколению ученых и богословов, отразивших лучшее, что было в истории прошлого века. При этом ему принадлежит одно из ключевых мест. Разносторонность его жизненных интересов, широкий круг интеллектуального общения, фундаментальная научность исследований, наконец, богатый пастырский опыт передают истинный масштаб духовных исканий прошедшего столетия, ознаменовавшегося настоящим возрождением христианской традиции. Он выступил одним из идеологов богословского возрождения в католическом мире, названного его участниками «Новым богословием» (la nouvelle théologie). Среди единомышленников Даниелу были Любак, Бальтазар, Ив Конгар и другие. Он родился 14 мая 1905 года в Бретани, где провел свои отроческие годы. Высшее образование он получил в Сорбонне, где специализировался по древнегреческому языку. В это время он входил в разные литературные и философские кружки, общался с французскими персоналистами, русскими философами и богословами в эмиграции. Он был знаком и с Ж.-П. Сартром, тогда только начинавшим свой путь, однако их жизненные ориентации уже тогда были совершенно несовместимы. В 1929 году он начал свое церковное служение, став послушником в иезуитском ордене. С 1931 по 1934 год Даниелу продолжил свое образование, углубившись в изучение философии и творений Отцов Церкви. Наконец, с 1936 по 1939 год он провел в иезуитской школе Фурвьер в Лионе, ставшей в это время кузницей новой богословской науки. Среди профессоров здесь тогда трудились В. Фонтуанон, Тейьяр де Шарден и Анри де Любак, а среди соучеников Даниелу были уже известные к тому времени ученые Урс фон Бальтазар и Клод Мондезер.
Гурьева К. Христианский феминизм: истоки и современность.
- История Церкви
- 18 Декабрь 2024
Статья посвящена истории развития такого явления, как «христианский феминизм». Прослеживаются три этапа развития феминизма как сложившегося и объективно существующего явления, имеющего глубокие исторические корни. Дано определение таким терминам, как «гендер» и «гендерные исследования», без которых невозможен анализ темы «христианский феминизм». Освещается взаимосвязь и взаимовлияние феминизма и религии. Затронуты темы переинтерпритации Священного Писания, создания «женской» религии, а также проблема перевода Библии с учетом «гендерно нейтрального языка». Также в статье представлен краткий анализ «Женской Библии» Элизабет К. Стентон, с именем которой обычно связывают первый интерес к теологическому феминизму. Особое внимание уделяется истории чина диаконисс и проблемам женского священства. В заключение статьи раскрывается современное положение женщины в христианской церкви.
Ключевые слова: гендер, религия, феминизм, христианский феминизм, женское священство, «Женская Библия».
Тема феминизма (от лат. фемма — женщина) была актуальной на протяжении многих десятилетий и не теряет своей актуальности по сей день. Традиционно принято считать, что происхождение термина «феминизм» связано с именем Шарля Фурье и появился он в конце XVIII века. Фурье называл феминистами тех, кто был сторонником женского равноправия.
Грихилес Л. Афраат персидский мудрец.
- История Церкви
- 14 Декабрь 2024
Творчество Афраата открывает историю самобытной сирийской церковной письменности и занимает в ней одно из важнейших мест. К сожалению, нам почти ничего не известно о его жизни; исторические источники донесли до нас только его имя. Уже в VIII веке биограф Афраата[1] был вынужден довольствоваться лишь предельно краткими сведениями, которые с трудом извлекаются из текста Тахвит[2].
Годы жизни Афраата с учетом датировки его творений приходятся на период между 270 и 345 гг[3]. Местом жительства был район Ниневии-Мосула[4]. Происхождение Персидского Мудреца не возможно определить с уверенностью. С одной стороны, беря во внимание слова самого Афраата: Мы те, кто оставили идолов и мы называем ложью то, что наши отцы нам оставили[5]; И удержал нас от пути язычников и самаритян[6], и учитывая, что имя Афраат является сироязычной формой распространенного персидского имени Ферад[7], считают, что он родился в зороастрийской семье[8]. С другой стороны, принимая возможность иных интерпретаций указанных фрагментов (а. Афраат говорит от имени своей общины, имеющей отличное от него происхождение; b. те же выражения могут характеризовать и общину иудейского происхождения, так как для Афраата главным грехом Израиля является идолопоклонство) и отдавая должное его экстраординарному знанию Писания и иудейской традиции, есть основание считать, что он происходил из евреев.