Анонс. Таинство Евхаристии в Средневековой Церкви. К истории Византийского церковного обряда.

23 сентября 2021 года в 14.00, в церкви св. ев. Луки г. Твери (4-я горбольница) будет прочитана лекция «Таинство Евхаристии в Средневековой Церкви. К истории Византийского церковного обряда» (лектор: священник Максим Мищенко, @otez_maksim_mishchenko). Мероприятие состоится в рамках церковно-образовательного лектория «Миссия сегодня». Проект курирует настоятель церкви св. ев. Луки г. Твери иерей Антоний Русакевич.

Византийский литургический обряд сложился в раннее средневековье в Византийской империи. Многие элементы византийского обряда восходят к древней богослужебной практике Антиохийской Церкви. К концу 1 тысячелетия стал доминирующим в Константинопольской и других Восточных Церквах. В последние века в Православной Церкви является практически единственным литургическим обрядом (исключение составляют единичные общины). Помимо этого, используется в тех Восточных Католических Церквах, которые возникли в результате унии или перехода под юрисдикцию Рима отдельных православных общин.

В ходе исторического развития византийского обряда многие его элементы претерпели существенную эволюцию и сильно варьируются в зависимости от национальной культуры и конкретного региона. Поскольку в эпоху зрелого и позднего средневековья на соборное и приходское богослужение оказывало серьёзное влияние монастырское, эти различия во многом обусловлены особенностями доминирующего монашеского устава (Типикон): так, если на Ближнем Востоке и Балканах таким уставом оказывается Студийский, то на Руси господствует Иерусалимский устав (в 19 веке он утверждается и в Грузии).

Редакция интернет-портала «Миссия сегодня»

https://missioner-tver.ru/

История создания службы Великой Пятницы.

Когда и в связи с чем богослужение Великого Пятка появилось? Кем и в течение какого времени оно создавалось? Исследование этого вопроса показывает, что из всех богослужебных чинопоследований Постной Триоди самыми древними являются службы Великого Пятка и Великой Субботы. Прежде чем кратко изложить историю создания рассматриваемого нами богослужения (Великой Пятницы), нужно указать на то, что послужило причиной к его появлению.

Проводить время в посте и молитве накануне Праздника Пасхи – древнейший обычай, имеющий начало от Святых Апостолов. Он, в свою очередь, идет от заповеди Самого Христа Апостолам — поститься в те дни, “когда отнимется у них Жених” (Мф. 9, 15). О том, что пасхальный пост соблюдали все христиане первых веков, видно из древних церковно-исторических свидетельств. Например, об этом можно узнать из истории пасхальных споров (II в.). Евсевий Кесарийский в своей “Церковной истории” приводит текст письма св. Иринея Лионского к предстоятелю Римской Церкви, папе Виктору, находившемуся тогда в разногласии с Асийскими и сопредельными с ними Церквями по вопросу о времени празднования Пасхи. В этом письме говорится и о посте, предшествующем Празднику Светлого Христова Воскресения: “Спор идет не только о дне, но и о том, какой пост соблюдать. Одни думают, что следует поститься один день, другие – что два, а некоторые еще больше; иные отсчитывают для поста сорок дневных и ночных часов. Вся эта пестрота в соблюдении поста возникла не при нас, а гораздо раньше, у прадедов наших, а они, не беспокоясь, конечно, о точности, передали потомкам свой обычай, укрепившийся в их простой, непритязательной жизни”[1].

Подробнее...

История праздника Благовещения.

По изображению святого евангелиста Луки, в первый раз событие Благовещения радостно праздновалось ещё в доме праведных Захарии и Елисаветы (Лк. 1, 39-45), однако его литургическое становление (вместе с другими Богородичными праздниками) происходило гораздо позднее. Пытаясь установить начало церковно-богослужебного празднования Благовещения, необходимо учесть общеисторическую проблематику христианских праздников как таковых. Глубокая древность этих торжеств является причиной того, что мы не знаем подробно истории их установления.

Подробнее...

Старец Паисий Святогорец. Возвращение к Богу от земли на Небо

Предисловие. Схимонах Паисий

 

Старец всегда желал, чтобы действовала благодать Божия в нас, и поэтому всячески старался отсекать проявление своей воли. Вследствие этого благодать Духа Святого, в избытке обитавшая в старце, действовала могущественно и изливалась в так называемых чудесных событиях. Идя путем смирения, отец Паисий всегда пытался скрыть, что в нем обитает Божественная благодать, и лишь в исключительных случаях приоткрывал частичку своих духовных опытов. Приведем здесь некоторые.

Подробнее...

Паисий Святогорец, преподобный. Святой Арсений Каппадокийский.

Содержание

Введение Житие святого Арсения (Хаджефендиса) Чудеса святого Арсения Тропарь, глас 3 Кондак, глас 4 Величание    
 

Книга посвящена житию и чудесам одного из самых замечательных святых последнего времени – греческого подвижника преподобного Арсения Каппадокийского († 1924; пам. 28 октября/10 ноября). Автор – известный на Афоне Старец Паисий († 1994), написавший несколько книг о подвижниках, с которыми Господь благословил ему встречаться в жизни. Отец Паисий был крещён преподобным Арсением и получил от него имя Арсения, кроме того, преподобный предсказал ему монашеский путь.

Перевод книги выполнен с 25-го греческого издания Издательским Домом “Святая Гора” с разрешения Иоанно-Богословского монастыря в Суроти (Фессалоники).

 

ДЕЯНИЕ ПАТРИАРХА И СВЯЩЕННОГО СИНОДА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ПАТРИАРХАТА О ПРИЧИСЛЕНИИ К ЛИКУ СВЯТЫХ ИЕРОМОНАХА АРСЕНИЯ КАППАДОКИЙСКОГО ДИМИТРИЙ I МИЛОСТИЮ БОЖИЕЙ АРХИЕПИСКОП КОНСТАНТИНОПОЛЯ – НОВОГО РИМА И ВСЕЛЕНСКИЙ ПАТРИАРХ

Подробнее...

Анатолий (Грисюк). Исторический очерк сирийского монашества до половины VI века.

[Рец. на: Иеромонах Анатолий.] Исторический очерк Сирийского монашества до половины VI в. проф. И.Д. Андреев

Сирийское монашество первой половины V в. носит те же черты, которыми оно отличается и в предшествующий период, но только эти черты теперь выступают еще сильнее. Преимущественно индивидуалистическое направление сирийского монашества продолжает выражаться в особенном развитии среди представителей этого монашества отшельничества. Стремление же к все большей и большей строгости жизни, всегда отличавшее сирийских иноков, способствует появлению новых видов подвижничества среди сирийского монашества данного времени. Об образовании новых больших киновий в странах сирийских и месопотамских в первой половине V в. мы почти не знаем. Продолжают существовать и, так сказать, укореняются прежде основанные обители. Для их насельников начинают появляться теперь особые правила, как, например, правила Раббулы, епископа Эдесского (с 412 по 435 г.). Широко же развившееся сирийское отшельничество в этот период дает начало таким чрезвычайным формам подвижничества, как молчальничество и особенно столпничество. То же стремление к новым и более трудным подвигам, обнаруживающееся с такой силой в жизни сирийских отшельников данного времени, замечается и в некоторых сирийских киновиях той же первой половины V в., как, например, в обители «неусыпающих», основанной на Евфрате преподобным Александром. Участие сирийского монашества в догматических движениях первой половины V в., точнее, в развившихся во второй четверти этого столетия несторианских спорах, было довольно заметное, хотя и значительно меньшее, чем в спорах и волнениях монофизитских последующего времени. Халкидонский собор 451 г., который отделяет в церковной истории первую половину V в. от второй, некоторыми своими правилами определил отношения восточного монашества к клиру, государству и догматическим спорам и составил отчасти эпоху и в истории сирийского монашества. Предполагая дать исторический очерк сирийского монашества за первую половину V в., как особый в известном смысле период в истории этого монашества, мы начнем, прежде всего, с изображения сирийского отшельничества за это время и, в частности, столпничества, как выдающегося и весьма характерного явления этого отшельничества за данное именно время.

Подробнее...

Рудаков А. П. Краткая история христианской церкви.

Печатается по Изданию Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1879

 

 

 

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

Введение в историю Христианской Православной Церкви

 

Часть первая. От сошествия Святого Духа на Апостолов до отпадения Западной Церкви от союза с Восточной

 

Глава первая Первоначальное основание и судьба Христовой Церкви

 

1. Сошествие Святого Духа на Апостолов и первые успехи Христовой веры в Иерусалиме

 

2. Распространение Церкви между иудеями в Иерусалиме

Подробнее...

Реверсов И. П. Защитники христианства (Апологеты).

Профессор Казанской Духовной академии Иван Петрович Реверсов был известен на рубеже ХIХ-ХХ столетий как исследователь древней церковной письменности, однако, помимо сугубо академических трудов, раскрывающих значение апологетики в истории Древней Церкви (Очерк западной апологетической литературы II и III вв. (Исследование из области древней церковной письменности). Каз., 1892;), И.П. Реверсов опубликовал книги, сыгравшие значительную роль в российском образовании. Его «Учебник истории» и «Записки по Новой истории» выдержали множество изданий, по которым училось несколько поколений гимназистов.

Подробнее...

Зарождение христианской космологии и история богословского жанра «Шестодневов».

Следует иметь в виду, что святоотеческая космология может дать нам правильную перспективу для рассмотрения важнейших вопросов происхождения и существования вселенной, мироздания. Эта перспектива основана на Священном Писании, она позволяет нам адекватно подходить к осмыслению сложнейших явлений, которые фиксирует современная наука. Кроме того, в связи с научной революцией в точных областях знания, свершившейся в XX столетии, возникает необходимость вновь обратиться к святоотеческому наследию, чтобы найти там понятийный язык для мировоззренческой интерпретации научных фактов.

В связи с этим необходимо подчеркнуть важность того положения, что святыми отцами выработана совершеннейшая богословская терминология и язык, которые позволяют нам осмысливать физическую реальность, выявляемую в современных научных изысканиях. Проблема адекватного языка, - это ключевая проблема современных мировоззренческих поисков. Научные открытия неизбежно подвергаются интерпретации, потому что чисто научные теории с мировоззренческой точки зрения могут рассматриваться лишь как подспорье в научных изысканиях, они не могут отвечать на конечные вопросы о причине и о смысле мироздания, о месте человека в нем как нравственного субъекта.

Примером использования ложного языка для объяснения изменений в биологических объектах является введение в конце XIX века понятия «эволюция» для объяснения изменений в биологической среде, которое в последующем было расширено до всеобъемлющей универсальной материалистической абстракции. Это понятие не является научным термином, оно было введено волюнтаристски, - по идеологическим соображениям. Фактически, это мировоззренческое предпочтение, не имеющее к самой науке никакого отношения. Беда в том, что интерпретаторы научных открытий пытались и пытаются придать этому термину статус научного положения. Если мы возьмем современные учебники, то мы увидим там множество таких натяжек, когда используется материалистический мировоззренческий язык как единственно возможный для осмысления явлений физического мира. Ничто не препятствует нам избрать другой язык, и святоотеческое богословие предоставляет такое терминологическое поле, которое в состоянии вместить современные научные достижения.

Подробнее...

Пентковский А. М., профессор. Константинопольский и иерусалимский богослужебные уставы.

1. Богослужебный устав и его параметры

Если под богослужебным уставом понимать зафиксированный письменно или же передаваемый устно набор правил, регламентирующих богослужение в определенном месте и в определенный период, то развитие локальной литургической традиции можно рассматривать как последовательность изменений богослужебного устава, ее определявшего, причем эти изменения могут быть плавными, обусловленными внутренним развитием традиции, либо же скачкообразными, вызванными внешними воздействиями.

Основными параметрами, характеризующими богослужебный устав, являются месяцеслов, содержащий распределение праздников по дням богослужебного года и определяющий совершение памятей святых и воспоминание различных событий, лекционарная система, определяющая набор и распорядок чтений Священного Писания Ветхого и Нового Заветов на богослужении в течение богослужебного года, а также евхологические тексты, к которым принадлежат формуляры Литургий и молитвословия суточного круга богослужения, причем эти параметры совпадают для кафедрального и монастырского обрядов, объединяемых по региональному и хронологическому признакам.

Подробнее...