Лебедев А. П. История Константинопольских соборов IX века (861–880 гг.).

Содержание

Значение соборов древней Церкви вообще и соборов Константинопольских второй половины IX века в частности. Новая династия на константинопольском императорском престоле (Василий Македонянин) Обстоятельства, при которых Фотий снова сделался патриархом Первое заседание собора: появление папских легатов на соборе Промежуток между третьим и четвертым заседаниями собора Перво-второй Константинопольский собор (Двукратный) 

 

Значение соборов древней Церкви вообще и соборов Константинопольских второй половины IX века в частности.

Значение соборов древней Церкви вообще и соборов Константинопольских второй половины IX века в частности. – Партии игнатиан и фотиан – главный предмет деятельности этих последних соборов. – Происхождение партий игнатиан и фотиан: споры и разногласия при патриархе Тарасии, в чем они состояли и отчего возникли. – Споры и разногласия при патриархе Никифоре: условия их появления («ересь прелюбодейная»), деятельность партии большинства, или господствующей и, в особенности, партии меньшинства в это время. Церковные смуты и разделения при патриархе Мефодии. Отношение всех этих споров и смут к вопросу о происхождении партий игнатиан и фотиан. – Подробная характеристика партии игнатиан и такая же характеристика партии фотиан. – Собор Перво-второй, или Двукратный (861 г.), – замечание об источниках истории собора. – Деятельность его по вопросу о патриархе Игнатии и об иконоборчестве. – Правила собора и их содержание. – Отношение к собору Запада и Востока.

Подробнее...

Лебедев А. П. История запрещенных книг на Западе. Итальянское духовенство в одну из средневековых эпох.

Содержание

История запрещенных книг на Западе до начала XVII в. История запрещенных книг в Западной церкви от начала XVII в. до настоящего времени Итальянское духовенство в одну из средневековых эпох Глава I II. Умственное состояние духовенства и суеверия III. Нравственная жизнь духовенства IV. Бытовая сторона духовенства Ватиканский папский «Вселенский» собор 1870 г. Сведения и отзывы о современном состоянии христианского Востока. (Библиографические заметки) Глава I Глава II Несколько сведений из истории нравов греческого высшего духовенства в турецкий период История Тюбингенской богословской школы Столетний юбилей Фердинанда Христиана Баура Великая церковь и Святая гора. (Мысли и впечатления двух путешественников-иноверцев) Глава I Глава II Неделя в Константинополе Глава I Глава II Глава III Глава IV 

 

Се бо и́стину возлюби́л еси́,

безве́стная и та́йная прему́дрости Твоея́ яви́л ми еси́...

Слу́ху моему́ да́си ра́дость и весе́лие,

возра́дуются ко́сти смире́нныя.

Отврати́ лице́ Твое́ от грех мои́х

и вся беззако́ния моя́ очи́сти.

Се́рдце чи́сто сози́жди во мне, Бо́же,

и дух прав обнови́ во утро́бе мое́й.

Не отве́ржи мене́ от лица́ Твоего́…

Ду́хом Влады́чним утверди́ мя…

Же́ртва Бо́гу дух сокруше́н:

се́рдце сокруше́нно и смире́нно Бог не уничижи́т.

Псалом 50, стихи 8, 10–14.

Подробнее...

Лебедев А. П. История Греко-восточной церкви под властью турок.

Содержание

Введение

Обзор источников истории Греко-Восточной церкви I. Последние византийские историки. II. Источники для изучения греческой церковной истории XV и XVI вв. III. Источники для изучения Греческой церкви XVII в. IV. Источники для изучения той же истории XVIII в. V. Источники для изучения Греческой церкви XIX в. Взаимные отношения Оттоманской Порты и подвластных ей христиан Греко-Восточной церкви I. Отношения Оттоманской Порты к греческой иерархии II. Отношения Оттоманской Порты к христианскому народу греко-восточной веры III. Отношение иерархии Греко-Восточной церкви и народа к турецкому правительству Константинопольская патриархия I. Константинопольская патриархия по ее интеллектуальной стороне II. Нравственный облик, церковно-общественная деятельность нестроения и злополучия Константинопольской патриархии (во второй половине XV и в XVI в.) III. Нравственный облик, церковно-общественная деятельность, нестроения и злополучия Константинопольской патриархии (от конца XVI в. до настоящего времени) IV. Материальное состояние Константинопольской патриархии Греческие школы – общеобразовательные и духовные – в Константинопольском патриархате турецкого периода Греческая церковь и римский католицизм Сношения Греческой церкви с протестантами во второй половине XVI в. 362 Протестантская смута в Греческой церкви XVII в. Религиозная жизнь и нравы греко-восточных христиан 575 Краткие сведения об Александрийском, Антиохийском и Иерусалимском патриархатах. 

Подробнее...

Лебедев А. П. История Вселенских соборов. Часть II. Вселенские соборы VI, VII, VIII веков.

Содержание

Краткие сведения о распространении монофизитства после IV-го Вселенского собора

Спор о трех главах и пятый Вселенский собор I. Происхождение спора II. История спора о трех главах V Вселенский собор Монофелитство и VI Вселенский собор I. Монофелитство и поборники православия до VI -го Вселенского собора А. Монофелитство Б. Поборники православия II. Константинопольский VI Вселенский собор 680 года Иконоборство и VII Вселенский собор I. Происхождение иконоборства II. Господство иконоборства (741– 775г.) III. Никейский Вселенский собор 787 год IV. Последние времена иконоборства Приложения к «Истории Вселенских соборов» Никейский собор по тексту коптскому Константинопольский собор 448 года против Евтихия Собор разбойничий 449 года, руководимый Диоскором Собор Разбойничий 449 года, в Сирском текст Халкидонский IV-ый Вселенский собор 451 года 1) Обстоятельства созвания собора 2) Суд над собором разбойничьим и Диоскором 3) Догматические прения и вероопределение 

 

Краткие сведения о распространении монофизитства после IV-го Вселенского собора

Собор Халкидонский четвертый Вселенский восторжествовал над ересью монофизитской; для всех стало очевидным, чем отличается истина православия от ереси монофизитской, которая также выдавала себя за истину. Но это не значит, чтобы по окончании собора Халкидонского не стало более еретиков монофизитов в восточной Церкви. В умах многих монофизитство пустило такие глубокие корни, что их не мог истребить и собор Халкидонский. В некоторых местах еще продолжали храниться предания собора разбойничьего 449 года. Что действительно было так на самом деле, это показали беспорядки, нестроения и даже открытые возмущения в разных церквах, какими встречены были догматические определения Халкидонского собора, тотчас по его окончании.

Подробнее...

Лебедев А. П. История Вселенских соборов. Часть I. Вселенские соборы IV и V веков.

(обзор их догматической деятельности в связи с направлениями школ александрийской и антиохийской)

Сочинение на степень доктора Богословия.

Содержание

От автора

Вместо предисловия

I. Никейский первый Вселенский собор II. Географическое распределение защитников Никейского собора, никейцев и противников его, антиникейцев III. Черты догматики никейцев и антиникейцев между I и II вселенскими соборами. IV. Константинопольский второй вселенский собор. V. Христологические споры и Ефесский третий вселенский собор. VI .Православная уния 433 хода в Александрии или уния антиохийцев с александрийцами. VII. Торжество приверженцев унии над ее врагами на Константинопольском соборе 448 года. VIII. Противодействие и торжество врагов унии над ее приверженцами на соборе разбойничьем 449 хода. IX. Халкидонский четвертый вселенский собор X. Значение халхидонского собора Приложение. О символе нашей православной церкви или второго Вселенского Константинопольского собора.

Подробнее...

Лебедев А. П. Исторические очерки Византийско-восточной церкви от конца XI-го до половины XV-го века.

Содержание

От автора

Взгляд на взаимные отношения церкви Греческой и Латинской Религиозно-нравственный характер Византийской империи от конца XI до середины XV вв Отношение государственной власти к церкви Иерархи, преимущественно Константинопольские, и их церковно-общественная деятельность Духовное просвещение и богословская наука Падение Константинополя (в 1453 г.) Приложение. Общество Любителей Духовного Просвещения в Византии давнего времени. 

 

 

От автора

Предлагаемая вниманию читателя, книга представляет собой, по изложеню, удобопонятные для любителя церковно-исторической науки и для каждого образованного человека «Очерки», утверждающиеся на строго-научных основаниях, и составляет продолжение, впрочем имеющее вид самостоятельного сочинения, под заглавием: Очерки истории Византийско-восточной церкви в IX, X, XI веках». Цель теперь издаваемой книги таже, какая имелась в виду и при напечатании сейчас упомянутого сочинения – ознакомление с одним из тех отделов церковно-исторической науки, которые очень мало известны по своему содержанию. Книга обнимает период Византийско-восточной церкви от начала крестовых походов, которыми условливался ряд новых явлений в истории этой церкви, до падения Византии от турецкого меча в 1453 году. Обработка Византийской церковной истории, по нашему мнению, есть прямая задача русских богословов – тем более, что богословы западные, как и естественно, посвящают мало внимания этой области церковной истории. Приняв на себя задачу изложить указанный период в форме систематического целого, мы не имели под руками никакого руководящего сочинения. Западная и русская литература, относящаяся к нашему делу, пересмотрена нами, полагаем, тщательно; Византийская же историческая, богословская и иного рода литература, при ея очень почтенных размерах, пересмотрена настолько, насколько это нужно было для составления «очерков», не изъявляющих притязания на обширную ученность. 

Подробнее...

Лебедев А. П. Два пионера церковно-исторической науки у нас и немногие сведения о жребиях их преемников.

Два пионера церковно-исторической науки у нас и немногие сведения о жребиях их преемников: [I. Мефодий (Михаил) Смирнов; II. Иннокентий (Иларион) Смирнов]

В далекие старые времена в греческой Церкви церковная историография имела многих примечательных представителей. Эта область богословских наук возделывалась с удивительной энергией. То ли видим в новейшее время? Ничего похожего. Можно быть уверенным, что редко кому известен даже по имени хоть один греческий церковный историк новейшего времени. Это не потому, что в наше время больше обращают внимание на западных историков и их изучают, оставляя в стороне греческих. Нет, греки ничего не дают сколько-нибудь примечательного в данном отношении. Нам равно нечему учиться у них. Начиная с 15-го века, со времени падения Византии и до настоящего времени известно только два сочинения, принадлежащих перу греческих богословов и сколько-нибудь заслуживающих внимание историка. Да и то разумеем сочинения очень не новые. О них мы только упомянем, потому что останавливаться долго на них значило бы понапрасну тратить дорогое время. Одно из этих сочинений написано Досифеем, патриархом Иерусалимским, жившим в конце 17 века, а издано оно в начале 18-го. Оно заглавляется: «История Иерусалимских патриархов». Книга заключает в себе до 2000 страниц и представляет, вопреки заглавию, общий очерк церковной истории с древних времен – с обращением преимущественного внимания на историю патриархата Иерусалимского. Другое сочинение принадлежит митрополиту Афинскому Мелетию: «Церковная история». Эта история издана в трех томах в 1783 году. Написана же она автором в начале 18-го века и доведена до того времени, когда жил сам автор1. Вот и все более замечательное, чем одарила православная Греция науку в последние столетия.

Видно, что церковная Греция потеряла ключи науки. Что касается единоверных нам славян, то нам никогда не приходилось ни видеть церковно-исторических сочинений, принадлежащих славянским богословам, ни слышать о них. Вообще, как известно, наука у славян весьма не процветает. Быть может, славяне в простоте души ждут: не даст ли им щедролюбивая Россия и церковно-историческую науку, как она осыпала их великими и богатыми милостями в других отношениях.

Подробнее...

Лебедев А. П. Духовенство древней Вселенской Церкви.

(от времён апостольских до IX века)

А. П. ЛЕБЕДЕВ (1845–1908): ЕГО ЖИЗНЬ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ОТДЕЛ ПЕРВЫЙ I. Харизматические учителя первенствующей Церкви I и II веков II. Взаимоотношение епископа и диакона в глубокой древности III. Пресвитеры во времена глубокой древности IV. «Нижние чины» клира в древности ОТДЕЛ ВТОРОЙ I. Духовенство и народ и их взаимные отношения во II и III веках II. Духовенство и народ и их взаимные отношения в IV-VIII веках III. Епископия и епископское управление церковью IV. Митрополическая система церковного управления во II и III веках и ее происхождение V. Происхождение и характеристика древнейших соборов VI. Патриаршая система церковного управления и ее происхождение VII. Историческое развитие иерархического римского приматства ОТДЕЛ ТРЕТИЙ I. Способы получения образования духовенством и интеллектуальное состояние его во II и III веках II. Способы получения образования духовенством и интеллектуальное состояние его от IV до IX века III. Нравственное состояние духовенства во II и III веках V. Материальное состояние духовенства во II и III веках ПРИЛОЖЕНИЯ I. Вселенские миссионеры II христианского века и их преемники II. Происхождение актов Вселенских Соборов 

Подробнее...

Лебедев А. П. Греческие историки IV, V и VI вв.

Содержание

1. Евсевий Глава первая Глава вторая Глава третья 2. Сократ, Созомен и Феодорит Глава первая: общие сведения о них Глава вторая: Сократ Глава третья: Созомен Глава четвертая: Феодорит епископ Кирский Глава пятая. Компиляторы Сократа, Созомена и Феодорита Евагрий Схоластик   

Греческая церковь древних времен создала богатую церковную литературу и оставила ее в наследство последующим векам и ученым новейшего времени. В состав этого наследства входит и церковно-историческая литература, резвившаяся в IV, V и VI веках древней Греческой церкви.

Древнегреческие церковные историки не потеряли своего значения и для нашего времени. Нет такого богослова: исследователя св. Писания, патролога, канониста, церковного археолога, историка проповеди – в наше время, не говоря уже о церковном историке, которые могли бы обойтись в своих ученых трудах без пособия, оказываемого им древнегреческими церковными историками: каждому из них в том или другом случае бывает надобен тот или другой исторический факт, записанный ими, то или другое сведение, сохранившееся только у этих историков. Для всех богословских наук равно полезны труды древне-греческих церковных историков. Тем не менее никак нельзя похвалиться тем, что труды эти изучены в современной науке тщательно и обстоятельно. Не только в русской богословской литературе, но и в богатой иностранной нет более или менее подробных и вполне удовлетворительных исследований о древнегреческих историках, в которых эти историки были бы обозреваемы и изучаемы в их совокупности и достаточной полноте1. 

Подробнее...

Лебедев А. П. Греко-восточная церковь в период вселенских соборов. Критические заметки о сочинении профессора Терновского.

В 1878 году профессор Ф. А. Терновский (в сотрудничестве с братом его С. А. Т.) издал сочинение под заглавием: Три первые века христианства1. Явившееся в нынешнем году сочинение того же автора: Греко-восточная церковь в период вселенских соборов представляет собою продолжение прежнего труда.

Между прежним трудом почтенного ученого и недавно изданным есть различия, о которых мы и скажем прежде всего.

Прежний труд, несмотря на богатство материалов, относящихся ко временам первых трех веков христианства, имел очень небольшие размеры (всего 256 стр.). Новый же труд представляет собой обширное сочинение (он имеет в себе до 600 стр. текста и, но заявлению автора, будет иметь около двух сот страниц приложения, знакомящего читателя с литературой эпохи: это приложение еще не выдано в свет в целом виде, оно лишь началось печатанием в Киевских Университетских Известиях, (где первоначально напечатана и «Греко-восточная церковь»). «История первых трех веков» имела, при своем кратком объеме, значение «руководства» к изучению церковной истории, «Греко-восточная же церковь» при своем широком объеме уже не имеет назначения быть «руководством», а есть обширный курс церковной истории, назначенный для более широкого употребления, чем школа, имеет в виду вообще образованную публику. Видно, что автор, чем дальше, тем больше втягивался в свою работу и с течением времени вышел из тех узких рамок, какие поставил себе в начале предприятия. Это изменение впрочем не составляет чего-либо такого, что нужно было бы поставить в вину автору: дело от этого не проиграло, а еще выиграло, по нашему мнению.

Подробнее...