Острогорский Г. А. История византийских исследований.
- История Церкви
- 09 Май 2025
В статье рассматриваются основные этапы развития византиноведения как науки с момента ее зарождения в XVI в. до 1 -ой четверти XX в. Показаны причины негативного отношения к византийской истории со стороны деятелей эпохи Просвещения. Проанализирован вклад в развитие науки русских дореволюционных ученых.
Ключевые слова: византология, история Византии, Ш. Дюканж, Ш. Лебо, Э. Гиббон, А. Монье,В.Г. Васильевский, Н.П. Кондаков, Ф.И. Успенский, А.А. Васильев,
Ю.А. Кулаковский.
Научное изучение Византии началось в связи с интересом к миру классической античности. Путь историка в Древнюю Грецию пролегал через Византию, которая сохранила классическое наследие, и именно благодаря Византии Запад эпохи Возрождения мог удовлетворить свое страстное стремление как можно больше узнать о греческой культуре. Поскольку ученые были заинтересованы в приобретении греческих манускриптов, в издании и комментировании классических текстов, они вынуждены были обращаться к византийским источникам, так как иных просто не существовало. Византийские ученые Мануил Хризолор, Иоанн Агриропол и Виссарион много сделали для изучения греческой словесности на Западе.
Остров П. О Почитании святых мощей.
- История Церкви
- 07 Май 2025
Издревле благоговейное почитание святых мощей стояло в числе важных обязанностей христианина. С первых времен христианства святые останки угодников Божиих христиане ставили выше и драгоценнее всех земных благ и сокровищ. Церковь Смирнская в Окружном послании о мученичестве святого Поликарпа свидетельствует, что кости его "драгоценнее золота и дорогих камней". Останки святого Игнатия, епископа Антиохийского, были "неоцененным сокровищем, оставленным Церкви по благодати мученика"1. Святой Иоанн Златоустый говорит: "...как императорская корона, украшенная со всех сторон драгоценными каменьями, издает разнообразный блеск, так и тела святых мучеников, испещренные как бы драгоценными камнями, язвами, подъятыми за Господа, драгоценнее и досточтимее всякой императорской короны"2 . По словам его в другом месте, язвы и кровь мучеников светлее звездного неба и блистательнее солнечных лучей. "Не так светло небо, украшенное сонмом звезд, - говорит он в Слове всем святым мученикам, - как светлы тела мучеников, украшенные багряными ранами. Вы часто видите солнце восходящим на востоке и бросающим багряновидные лучи: таковы тела святых, проливающие из себя, как багряные лучи, потоки крови, которыми мученики сияли гораздо более, нежели как небо сияет светом солнца".
Оренбург М. Ю. Сифианский гностический миф в свете психоаналитической концепции Зигмунда Фрейда.
- История Церкви
- 05 Май 2025
Религиоведение. № 2, 2010 г.
Предметом рассмотрения в нашей статье является сифианский миф, названный так учеными по имени библейского патриарха Сифа. Сифианский миф представляет собой смысловое ядро гностического мировоззрения. Такие тексты как "Апокриф Иоанна", "Откровение Адама", "Три формы Первой Мысли" содержат раннюю редакцию мифа. Тексты "Ипостась архонтов", "Священная Книга Великого Невидимого Духа" развивают заложенные в нем образы и идеи, творчески дополняют их. Некоторые из упомянутых нами рукописей представляются христианскими по форме, однако их конкретное содержание никак не связано с евангельскими событиями. Наконец, "Зострианос", "Три стелы Сифа", "Странник Аллоген", "Книга Странника", "Марсанес", "Неназванный текст" из кодекса Брюса предлагают нам синкретический синтез сифианского мифа и некоторых идей неоплатонической философии.
Буквальное прочтение оригинальных гностических рукописей дает основания полагать, что страдательное положение человечества имеет своей причиной разделение андрогинного Адама на мужчину и женщину, а также последующий акт сексуального насилия Демиурга над Евой. Между тем, в ходе анализа гностической мифологии ученые практически игнорировали тот акцент, который гностики делают на человеческой сексуальности. Для более глубокого понимания происхождения и сущностного содержания сифианского мифа нам представляется плодотворным рассмотреть этот культурный феномен сквозь призму психоаналитической парадигмы 3. Фрейда, имея в виду присущий ей пансексуализм, столь родственный гностическому мировоззрению.
Орбелишвили В. Из истории грузинской агиографии.
- История Церкви
- 05 Май 2025
К 2000-ЛЕТИЮ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА
Российская академия наук
журнал "Эмигрант"№1 2000г.
ИЗ ИСТОРИИ ГРУЗИНСКОЙ АГИОГРАФИИ: "МУЧЕНИЧЕСТВО БИДЗИНЫ, ШАЛВЫ И ЭЛИСБАРА"
комментарии и перевод д.и.н. Г.В. Ц у л а я (http://georgianorthodox.stroid.ru/saint/Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)
электронная версия к.ф.-м.н.А.В. Синицин (http://georgianorthodox.stroid.ru/saint/Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)
См.: Грузия, XVII в., кратко Кротов.
стр 164
ГИВИ ЦУЛАЯ
Родился в 1934 в г.Сухуми. Окончил Сухумский педагогический институт.Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института Этнологии и антропологии РАН. Научные интересы - история, источниковедение, филология, этнография, ономастика. Автор около 100 работ, в том числе 5 книг.
Полное название памятника грузинской агиографической литературы начала XVIII века впервые переведенного нами па русский язык, — "Похвальное слово святым мученикам Бидзине, Шалве и Элисбару и сведения об их мученичестве". Его автор - уже упоминавшийся в публикации "Мученичества царя Луарсаба" [1] — один из видных грузинских иерархов и культурных деятелей конца XVII — начала XVIII века из Лавры Давида Гареджи (Восточная Кахети) Виссарион Орбелишвили [2].
Оксиюк М. Теопасхитские споры.
- История Церкви
- 04 Май 2025
Оп.: Киев, 1913. По переизданию в кн.: Богословский сборник. Вып. 2. Правосл. Свт-Тих. богосл. ин-т. М., 1999. Номер страницы перед текстом.
В V веке на созванных почти один за другим III и IV Вселенских Соборах торжественно были осуждены несторианская и евтихианская ереси. Казалось, церковный мир, нарушенный этими двумя ересями, после указанных Соборов должен был восстановиться. Однако памятники церковной письменности этого и следующего веков свидетельствуют о совершенно обратном явлении: эти две ереси продолжали волновать умы греко-римского мира не только в V, но и в VI вв.
Когда в 30-х годах V столетия1 произошло по христологическому вопросу единение двух богословских направлений - антиохийского и александрийского в так называемой унии, то некоторые из антиохийских богословов, лицемерно приняв последнюю, в унионное исповедание веры стали влагать несторианский смысл. Так, как видно из сочинения монаха Иоанна Максенция Dialogi contra Nestorianos2, они допускали, например, выражение: "Пресвятая Дева - Богородица", соединяя с ним свой еретический смысл. "Признать блаженную Деву Богородицей и я, говорит несторианин, не отказываюсь, но не потому, что Она родила Бога, а потому, что (Она родила) человека, соединенного с Богом (sed quia hominem genuerit, Deo unitum)"3. Кроме того, они употребляли также и выражение: una persona e Trinitate4, изъясняя его в том смысле, что
Низамутдинова О. В. Современные межрелигиозные отношения в Египте.
- История Церкви
- 26 Апрель 2025
Аннотация. В данной статье рассмотрена динамика изменений взаимоотношений между последователями христианства и ислама на территории Египта с 70-х гг. XX века. Актуальность темы состоит в том, что Ч вышеупомянутые мировые религии считаются факторами, которые в наибольшей степени влияют на формирование мировоззрения египтян и предопределяют их поведение. Новизна исследования связана с тем, о что мы попытались раскрыть проблему межрелигиозных отношений, учитывая взгляды четырех наиболее g влиятельных «игроков»: государства, Коптской православной церкви, ассоциации «Братья-мусульмане» и исламских институтов, подконтрольных президенту. Цель работы заключалась в анализе межрелигиозных $ отношений в Египте за последние полвека, в результате чего было сделано заключение об их современном состоянии. Для этого мы последовательно решили ряд задач: выяснили предпосылки возникновения проблемы, описали интересы каждой стороны, рассмотрели их действия и сделали обобщающий вывод. Для комплексного изучения роли государства и религиозных структур мы использовали институциональный метод исследования. Исторический и системный методы позволили проанализировать генезис вопроса и описать влияние внутренних и внешних факторов на институты. В результате проделанной работы удалось прийти к выводам, что на современные межрелигиозные отношения в Египте решающее влияние оказывает авторитарный лидер, который определяет их развитие в выгодном ему направлении. Исламское «официальное» духовенство получает заработную плату из государственного бюджета, поэтому не критикует президента и тем легитимирует его власть. Коптская православная церковь, опасаясь террористических атак, также ищет защиты под его крылом. Ассоциация «Братья-мусульмане» отличается независимостью суждений, порицая или поддерживая решения президента исходя из собственных представлений о роли религии в стране. В XXI в. выбор между секуляризацией или исламизацией общества станет определяющим для развития Египта.
Нектарий (Яшунский). КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СВЯЩЕННОЙ БОРЬБЫ СТАРОСТИЛЬНИКОВ ГРЕЦИИ ПРОТИВ ВСЕЕРЕСИ ЭКУМЕНИЗМА.
- История Церкви
- 23 Апрель 2025
Санкт-Петербургское Религиозное Общество Истинно-Православных Христиан (под юрисдикцией Священного Синода Церкви ИПХ Греции). Санкт-Петербург. 2001
ПРЕДИСЛОВИЕ
Предлагаемая ныне вниманию российского читателя работа является сокращением более капитального, еще не законченного исследования (изложение событий в нем доведено нами в настоящее время до 50-х годов). Появление же данной брошюры вызвано церковными нуждами переживаемого момента. Последний Архиерейский Собор РПЦЗ (в ноябре 2000 года) установил тождество ее веры с верой экумениста Павла, патриарха Сербского, и определил курс на сближение с МП. После этого многие чада РПЦЗ, придя к окончательному убеждению в отпадении ее от Православия и не находя в России других истинно-православных юрисдикций, обращаются к нам за сведениями, исходя прежде всего не из чисто исторического интереса, а из насущной для них потребности церковного самоопределения. Нашей целью было дать им и прочим интересующимся по возможности целостную и вместе четкую и доступную картину, почему мы и позволяем себе довольно схематическое изображение предмета (обусловленное также и объемом брошюры), намеренно опуская ряд подробностей.
Неклюдов К. Проблема Галилеи раннеримского времени как культурного и политического контекста провозвестия Иисуса Христа (по материалам Западной историографии xix–xx вв.).
- История Церкви
- 21 Апрель 2025
В статье дается обзор мнений европейских исследователей Х1Х-ХХ в. об этнорелигиозной и политической ситуации Галилеи раннеримского времени, которая рассматривается как исторический контекст, необходимый для интерпретации евангельских текстов о галилейском служении Иисуса Христа. Романтический подход здесь сменяется историко-критическим — работами представителей школы истории религий, а также библеистов периода «германо-христианства» (в определенной степени идеологически ангажированных), видевших Галилею эллинизированной землей со смешанным населением. Другой взгляд на эти вещи представлен в работах ряда иудейских историков и немецкого историка А. Альта (еврейская Галилея, сохранившая древние традиции).
Ключевые слова: Галилея, г. Смит, Э. Ренан, г. Грец, А. Каминка, В. Бауэр, г. Бертрам, Р. Отто, В. Грундман, А. Альт, г. Вермеш, Р. Бультман, метод анализа форм, «поиски исторического Иисуса».
Вопрос о ближайшем историческом контексте, знание которого необходимо для интерпретации евангельской истории[1], воспринимался одним из важнейших уже с самого начала формирования европейской новозаветной библеистики как науки, базирующейся преимущественно на историко-филологических исследованиях. В историографии XIX в. выделяется ряд «классических» тем, связанных с Галилеей I в. по Р.Х.: о ее этно-культурной и религиозной особенностях по отношению к Иудее, о степени эллинизации, о смешанности населения(национальной идентичности галилеян), о социальном и религиозном контексте, в котором жили и проповедовали Иисус Христос и Его первые ученики.
Некита А. Г. Политико-идеологические сублимации Самости в православном культе святых мощей.
- История Церкви
- 21 Апрель 2025
POLITICAL AND IDEOLOGICAL OF SUBLIMATION OF THE SELF IN THE ORTHODOX CULT OF
HOLY RELIC
A.G.Nekita
Гуманитарный институт НовГУ, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Рассматривается процесс трансформации языческого почитания предков в культ святых мощей. Именно он становится материальным символом присутствия святости в пространстве церковных и монастырских общин. Этот культ сублимирует неосознанные внутренние потребности индивида в самосовершенствовании в эффективный механизм социального сплочения. Такие манипуляции власти с религиозными реликвиями, чувствами и разумом населения нивелируют подвижническую энергию иноков и формируют имперскую модель сакрализации и управления.
Ключевые слова: иночество, архетип Самости, мощи, православие, язычество, паломничество, идеологическая фальсификация, социальный заказ
Молдовяну И. Краткая общая история румынского исихазма.
- История Церкви
- 13 Апрель 2025
До недавних пор было принято считать, что румынский исихазм существует как историческое явление, лишь начиная с XVIII века. Однако не так давно были опубликованы труды весьма авторитетных ученых, которые доказывают, что румынский исихазм имеет свое начало в той же эпохе поздневизантийского исихазма, когда жил и подвижничал святой Григорий Палама. Среди этих трудов мы выделим, прежде всего, две книги. Первая из них – «Din istoria isihasmului în Ortodoxia română» («История исихазма в румынском Православии»), ее автор – священник и профессор, один из крупнейших православных богословов современности Думитру Станилоаэ (1902—1994). Книга появилась впервые в составе VIII тома румынского «Добротолюбия», выпущенного о. Думитру («Filocalia», vol.VIII, 1979) и вышла отдельным изданием в 1992 г. Второй же труд – сборник «Paisianismul, un moment românesc în istoria spiritualităţii Europene» («Паисианизм, румынское явление в истории европейской духовности»), опубликованный в Бухаресте в 1996 г. и содержащий исследования проф. Дана Замфиреску и архимандрита Чиприана Захарии. Безусловно, можно было бы назвать и многие другие труды, но мы ограничимся указанными, как наиболее обобщающими. Они создают достаточно ясный образ того, чем был в действительности румынский исихазм в своей эволюции, от зарождения и до той вершины, когда в XVIII в., благодаря деятельности преп. Паисия Величковского, румынский исихазм стал называться «паисианизмом». В них показывается, что столь значительное явление в духовной жизни Православия, каким был исихазм с начала XIV в., не могло остаться незамеченным в Румынии, которая в то время начинает принимать у себя самых известных представителей исихазма православного мира.