Карташёв А. В. Вселенские Соборы.

Содержание

От редакции

Предисловие

I Вселенский собор в Никее 325 г. Арианство Внешний ход событий Антиохийский собор 324–325 гг. Вселенский собор в Никее Процедура собора Пределы Никейского богословствования Непосредственные итоги Никейского собора Антиникейская реакция. Отступление Константина Борьба св. Афанасия Тирский собор 335 г. Маркелл Анкирский Богословствование Маркелла После Маркеллова соблазна Наследники Константина Интервенция папы Юлия Антиохийский собор 341 г. Итоги Антиохийских соборов Сердикский собор 342–343 гг. Сердикский собор без «восточных» Фотин Церковная политика Констанция Сирмийские формулы Собор 353 г. в Арле Миланский собор 355 г. Погоня за Афанасием 2-я Сирмийская формула и ее последствия Группировки «восточных» Аномеи Поворот «восточных» к Никее: омоусиане «Вселенский собор» в Ариминиуме – Селевкии B Селевкии Исаврийской (359 г.) Александрийский собор 362 г. Антиохийский Павлинианский раскол Борьба партий после Юлиана Свобода борьбы партий Церковная политика Валента (364–378 гг.) на востоке Переход омиусиан к Никейской вере Предварительный собор в Тианах Пневматомахи Изживание арианства на западе Великие каппадокийцы Организаторский подвиг Василия Великого Помеха делу – Антиохийский раскол Евстафий Севастийский Победа православия II Вселенский собор в Константинополе 381 г Никео-Цареградский символ Церковная политика Феодосия I Великого после собора 381–382 гг.

Подробнее...

Карташёв А. В. 1500-летняя годовщина IV вселенского собора.

Только специально учившиеся в богословских школах привыкли что-то знать о IV Вселенском Соборе, которому в этом году и в эти дни исполняется 1500-летний юбилей. Он заседал в Халкидоне в 451 году от 8 октября по 1 ноября, конечно по старому стилю. Для людей светской культуры и для рядовых мирян это событие почти неведомое, за полторы тысячи лет хорошо забытое. Между тем, оно до сих пор лежит твердым основанием правильного православного учения веры всей вселенской церкви. Вселенской – в буквальном смысле современной нам всемирности. Сюда включаются и восточная и западная церковь: – и римо-католичество, и протестантство. Не примкнули к этому подавляющему большинству церквей лишь остатки древних монофизитов, как армяне-григориане, копты, эфиопы, часть сирийцев и несторианская ветвь сиро-халдеев. В результате европейской реформации XVI столетия отделились от указанного догматического единомыслия всего христианства только незначительные фракции социниан, унитариев и других крайне рационалистических сект.

Что же именно уяснил для вселенского христианства Халкидон? Что формулировал, чем залил пожар ересей, чем послужил церковному умиротворенно, к чему свелось его догматическое достижение, вселенское непреходящее значение?

Подробнее...

Карташёв А. В. 1400-летие Пятого вселенского собора.

Содержание

«О трех главах.» (544 г.) Необходимость Вселенского Собора V-й Вселенский Собор Рецепция V-го Вселенского Собора на Западе 

 

Неискушенного в богословии читателя истории вселенских соборов может смущать специфическое разочарование и сомнение. Так все в этой истории человечески обычно, так явно движет всем человеческая ограниченность, страстность и греховность, что трудно найти среди всей рационально постижимой прозы место для очевидного присутствия тут же элемента сверхъестественного, невидимо действующего, направляющего перста Божия. Наивные схоласты богословия напрасно думают, что можно документально точными историческими аргументами и принудительной диалектикой как бы «припереть к стене», заставить холодного рационалиста, и тем более озлобленного скептика признаться, что в том или ином моменте истории, в частности в каком-то церковном соборе он видит, наконец, тот «синергизм» сил человеческих и сил божественных, который может открываться только очам веры.

Подробнее...

Дмитриевский А. А. Что такое κανὼν τῆς ψαλμωδίας, так нередко упоминаемый в жизнеописании прп. Саввы Освященного?

Что такое κανών τής ψαλμωδία, так нередко упоминаемый в жизнеописании препод. Саввы Освященного? – Движение вопроса о помощи и призрении бедных и участие в этом деле нашего духо¬венства. – Забота пастыря Церкви о людях, подверженных опасности совращения. – Объяснение названий месяцев. – Церковные известия и заметки.

В настоящее время мы можем дать более или менее точные сведения на этот вопрос, так как в наших руках имеется описание одной очень древней рукописи VIII-IX в., виденной нами на Синае в библиотеке. Рукопись эта для нас имеет особенное значение своим надписанием, устанавливающим связь порядков в ней излагаемых с обителью препод. Саввы Ὡρολόγιον κατὰ τὸν κανόνα τῆς λαύρας τοῦ αγίου πατρὸς ἡμῶν Ζάββα – вот полное заглавие ее. Рукопись эта характеризует главным образом порядки анахоретской жизни отшельников или келлитов монастыря св. Саввы, но не лишена значения и для истории церковно-богослужебного чина, практиковавшегося в самом монастыре, так как суточный порядок его бесспорно был во многом сходен. В Часослове отсутствуют службы: полунощница, утреня и повечерие, которое заменено последованием в «первый час ночи». В качестве предваряющего молитвословия в Часослове положена первая кафизма с разделением на три славы, а далее идут службы для для часов первого, третьего, шестого и девятого и для вечерни. Каждая из этих служб по составу значительно разнится от тех же служб нашего времени.

Подробнее...

Дмитриевский А. А. Чтение евангелия в первый день Пасхи на разных языках и обряды, сопровождающие это чтение.

Между множеством обычаев, совершаемых у нас за богослужением на Страстной неделе и в первые дни Пасхи и перенесенных к нам с востока негласно, без занесения этих обычаев на страницы нашего действующего Типикона, довольно видное место занимает прочно установившийся обычай – читать в первый день Пасхи на литургии евангелие на различных языках. Обычай этот не только практикуется по городам, где действительно есть между молящимися люди, разумеющие и знающие языки, на которых читается евангелие, но в последнее время, со времени назначения священников из окончивших курс в духовных семинариях, он перенесен, по примеру городов, и в деревни и села, где, кроме самого чтеца, да и то зачастую с грехом пополам, никто не разумеет «яже чтется». Таким образом обычай, вполне естественный на месте своего происхождения и имеющий там глубокое значение, у нас, как подражание, теряет свой смысл и важность и превращается в пустое 6иениe воздуха и ненужное удлинение богослужения. Между тем, если этому по традиции установившемуся обычаю дать у нас на Руси несколько иную постановку, то он может иметь громадное воспитательное значение и принесет несомненную пользу Церкви и молящимся.

Подробнее...

Дмитриевский А. А. Церковные торжества в дни великих праздников на православном Востоке (Очерки, заметки, наблюдения и впечатления). Часть 2.

Оглавление.

I. Пасха в Иерусалиме 1

II. Праздник Вознесения Господня на Елеонской горе 29

III. Праздник Св. Троицы на Сионской горе и у Дуба Мамврийского в Хевроне 46

IV. Праздник св. великомученика и целителя Пантелеймона в русском монастыре его имени на св. Афонской горе 84

V. Праздник Преображения Господня на Фаворе 124

VI. Праздник Успения Богоматери в Гефсимании 155

VII. Праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня в Иерусалиме 172

VIII. Праздник в честь св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова на острове Патмосе 180

 

I

Пасха в Иерусалиме.

Крайне тяжелое и утомительное напряжение, продолжавшееся в течение двухдневного непрерывного пребывания в Святогробском храме паломников, без пиши, питья и сна, с целью не уступить занятой позиции кому-нибудь другому и быть в великую субботу на церемонии получения «благодати св. огня» непосредственным очевидцем, вблизи Живоносного Гроба, разрешается нередко упадком физических сил настолько, что некоторых из них полумертвыми относят из храма прямо в больницу. Более крепкие и сохранившие бодрость сил паломники, добравшись до русских построек; с бережным соблюдением дорогой святыни «благодати св. огня», и затеплив от этого огня лампадку в особом металлическом фонарике, в виде церковки с пятью главками, для доставления ее на родину, ложатся немедленно на отдых и погружаются в крепкий сладкий сон...

Но над немощною плотью истомленного трудами и бдениями паломника, очевидно, все время бодрствует

1

Подробнее...

Дмитриевский А. А. Церковные торжества в дни великих праздников на Православном Востоке. Часть 1.

Содержание

Введение

I. Праздник Рождества Христова в Вертепе вифлеемском II. Праздник Богоявления Господня на реке Иордан и в Св. граде Иерусалим III. Праздник Сретения Господня у гроба праведного Симеона Богоприимца в Катамонасе близ Иерусалима IV. Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в Назарете V. Недели православия и крестопоклонная в Иерусалиме в Святогробском храме VI. Праздник Входа Господня в Иерусалим в Святогробском храме и суббота праведного Лазаря в Вифании VII. Умовение ног в великий четверг в Иерусалиме и на острове Патмос VIII. Приготовление и освящение мира в великий четверг в Константинополе в патриаршей Великой Церкви IX. Великая пятница в Святогробском храме в Иерусалиме X. «Благодать святого огня» на Живоносном Гробе Господнем в великую субботу Список рисунков в тексте и на отдельных листах  

 

С русскими паломниками по Святой Земле и на Афонской горе.

Очерки, заметки, наблюдения и впечатления с 63 рисунками и планами.

Введение

Православный Восток – Православный Восток – колыбель христианства и светоч православия – не может и доселе еще считаться изученным с надлежащею полнотою во всем своем объеме. Богослужение православного Востока, послужившее образцом и оригиналом для практики нашей русской церкви, благодаря всегда присущему ему элементу живого непрерывающегося творческого развития, а отсюда и поразительного разнообразия в целом и в частях, относится к тем областям научного ведения, которым вообще весьма мало уделялось внимания и представителями науки и даже нашими благочестивыми образованными паломниками, путешествовавшими нередко в Св. Землю и на св. Афонскую гору с целью богомоления. А между тем, едва ли кто станет отрицать, что и в жизни и в литературе запросы к этого рода произведениям человеческой мысли существуют, и потребность в них живо сознается всеми, кто желает уяснить для себя во всем объеме всю церковную жизнь современнаго православного Востока и его богослужебную в высшей степени любопытную практику. Только при свете этого рода сочинений, благочестивые люди сознательнее начнут относиться к нашему современному богослужению, научатся давать ему надлежащую цену и получатъ то высокое эстетическое наслаждение, какое ему присуще по самой природе.

Подробнее...

Дмитриевский А. А. Хождение патриарха Константинополя на жребяти в неделю Ваий в IX-X вв.

Чин «действа ваий» или «хождение патриарха или митрополита на ослята в неделю ваий» пользовался на Руси в XVI и XVII ст. широкою популярностью. Этот чин совершался в Москве, в Новгороде, Вологде, Смоленске, в Астрахани, в Тобольске и в других кафедральных соборных храмах. Происхождение этого чина наши ритуалисты и историки вели – одни из Иерусалима (прот. К. Т. Никольский), другие из Византии (акад. Е. Е. Голубинский, проф. Н. Ф. Красносельцев и др.), но положительного решения этого важного вопроса никто из них не дал, возлагая надежду на счастливое открытие греческого его оригинала в будущем. Ныне эту надежду можно считать осуществившейся: греческий обряд шествия патриарха в неделю ваий на жребяти в Константинополе и притом в знаменательную для русской истории эпоху IX и X веков – найден.

В рукописном пракс-Апостоле Дрезденской, б. Королевской библиотеки IX–X в.в. № 140 данный чин1 излагается так:

«По окончании утрени в вербное воскресенье, патриарх некоторое время отдыхает в мутатории, находящемся в соседстве с алтарем Софийского храма. В это время очередной клир, взяв с собою большой литийный крест, стоящий обычно за престолом, но на сей раз не открыто, как он носится на литаниях, а в футляре (μετἀ τῆς θήκης), отправляется в храм 40 мучеников, чтобы приготовить все необходимое для встречи там патриарха. За ними следует и всякий желающий присутствовать при встрече патриарха. В определенный час патриарх, облачившись в архиерейские одежды, имея в одной руке большой животворящий крест, а в другой финиковую пальму и ваия, обвитые благовонными цветами, какие позволяет иметь данное время, выходит из храма и, прикрыв свою главу покрывалом (τὸ περιπτάριον), садится на коня, при пении певчими на амвоне тропаря «Общее воскресение», и направляется (ὀχούμενος ἐπὶ πώλῳ или ἁνέρχεται μετὰ τοῦ πώλου) в храм 40 мучеников. Архонты патриаршие, епископы и духовенство с певчими в фелонях (литийных кратких), неся в руках финиковые пальмы, ваия и кресты, которые для них заготовляет саккелия, пешком идут впереди коня, на котором восседает патриарх (τῶν ἄλλων πάντων πεζῶν μετὰ φελωνίων ὀψικευόντων или προπορευομένων ἔμπροσθεν) с пением тропаря праздника. 

Подробнее...

Дмитриевский А. А. Устройство храмов в Константинополе и их украшения.

С падением Константинополя 29 мая 1453 года знаменитый город святого Константина делается столицею турецкого государства и из христианского постепенно потом превращается в магометанский. Великолепнейшие храмы Константинополя, бывшие предметом удивления современников и образцом подражания для позднейших поколений, превращаются, по воле завоевателей в мечети. Такой участи прежде всего подвергся краса Константинополя и гордость строителя императора Юстиниана храм св. Софии. Что же касается других константинопольских храмов, то они были на время пощажены из видов чисто политических. Султан Магомет II, завоеватель Константинополя, желая привлечь на свою сторону греческого патриарха и греческое духовенство с тем, чтобы населить разоренный город жителями греками, первого июня 1453 года утвердил избрание в патриархи знаменитого инока, борца православия, Геннадия II схолария (1453–1460) и дал ему два фирмана, которыми гарантировались права и привилегии Церкви на все последующее время. В одном из фирманов относительно христианских храмов прямо говорится: «храмы христиан пользуются безопасностью и ни под каким видом не должны быть превращены в мечети». «Жители, говорил завоеватель Константинополя, при сдаче на капитуляцию Галаты, сохраняют свою веру и свое пение, но запрещается им бить в колокола и доски; я не буду обращать в мечети церквей, но они не могут строить новые Церкви, как это соблюдается во всех областях, подвластных ныне владычеству моему». Но преемники Магомета но разделяли взглядов мудрого завоевателя, и стали мало-помалу посягать на неприкосновенность христианских храмов. Так, напр. Баязет II (1481–1512), первый решился закрыть несколько христианских храмов, а патриарха Иоакима (1500–1504, 1505–1506) едва не лишил кафедры за то, что он свой кафедральный храм решился покрыть позолоченной черепицей без дозволения султана. Селим I (1512–1520), преемник Баязета, уже посягнул и на то, что обещал блюсти завоеватель, т. е. воспретил христианское богослужение и приказал обращать христианские храмы в мечети.

Подробнее...

Дмитриевский А. А. Типикон Великой Церкви, или современный Типикон греческих приходских церквей.

Приходские церкви Константинополя, Афона и других городов православного востока регулируются, при отправлении богослужения, Уставом, который весьма значительно отличается от Устава святогорского и даже Устава Саввы Освященнаго. Устав этот называется Τυπικὀν ἐκκλησιαστικὀν κατἀ τἠν τάξιν τῆς τοῦ Χριστοῦ μεγάλης ἀκκληδίας, т. е. Церковный Типикон по чину Великой Христовой Церкви. В своем настоящем виде этот Типикон недавнего происхождения. Его первое издание явилось в свет лишь только в 1838 году. Но начало существования Типикона Великой Церкви почти одновременно с началом появления в Константинополе „Великой Церкви“, или известного Софийского храма, построенного императором Юстинианом. Воздвигнув храм, удививший современников своим величием и красотою, беспредельностью его как бы висящего на воздухе купола, храм, сделавшись предметом подражания до наших дней в области христианского строительного искусства, император Юстиниан наделил его богатою утварью, блестящею ризницею, многочисленным штатом духовенства, клириков и певчих. Храм сделался кафедральным; в нём постоянно отправлялось богослужение архиерейское в присутствии патриарха или даже лично самим патриархом. В силу этого вскоре же и круг богослужения годичного осложнился многими обрядами и обычаями, только благодаря тому положению, в которое был поставлен храм св. Софии, и явился Устав с особенностями богослужебных порядков этого храма. Ясные и иногда довольно обстоятельные указания на этот Устав можно видеть в книге Константина Порфирородного „De ceremoniis avlae Bysantinae“, которая знакомит нас с обрядами патриаршей службы, с обстановкой царских выходов, с некоторыми данными касательно тогдашнего церковного года, праздничной службы, с особенностями соборной службы в больших городах и т. п.

Подробнее...