Рудаков А. П. Краткая история христианской церкви.

Печатается по Изданию Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1879

 

 

 

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

Введение в историю Христианской Православной Церкви

 

Часть первая. От сошествия Святого Духа на Апостолов до отпадения Западной Церкви от союза с Восточной

 

Глава первая Первоначальное основание и судьба Христовой Церкви

 

1. Сошествие Святого Духа на Апостолов и первые успехи Христовой веры в Иерусалиме

 

2. Распространение Церкви между иудеями в Иерусалиме

Подробнее...

Реверсов И. П. Защитники христианства (Апологеты).

Профессор Казанской Духовной академии Иван Петрович Реверсов был известен на рубеже ХIХ-ХХ столетий как исследователь древней церковной письменности, однако, помимо сугубо академических трудов, раскрывающих значение апологетики в истории Древней Церкви (Очерк западной апологетической литературы II и III вв. (Исследование из области древней церковной письменности). Каз., 1892;), И.П. Реверсов опубликовал книги, сыгравшие значительную роль в российском образовании. Его «Учебник истории» и «Записки по Новой истории» выдержали множество изданий, по которым училось несколько поколений гимназистов.

Подробнее...

Зарождение христианской космологии и история богословского жанра «Шестодневов».

Следует иметь в виду, что святоотеческая космология может дать нам правильную перспективу для рассмотрения важнейших вопросов происхождения и существования вселенной, мироздания. Эта перспектива основана на Священном Писании, она позволяет нам адекватно подходить к осмыслению сложнейших явлений, которые фиксирует современная наука. Кроме того, в связи с научной революцией в точных областях знания, свершившейся в XX столетии, возникает необходимость вновь обратиться к святоотеческому наследию, чтобы найти там понятийный язык для мировоззренческой интерпретации научных фактов.

В связи с этим необходимо подчеркнуть важность того положения, что святыми отцами выработана совершеннейшая богословская терминология и язык, которые позволяют нам осмысливать физическую реальность, выявляемую в современных научных изысканиях. Проблема адекватного языка, - это ключевая проблема современных мировоззренческих поисков. Научные открытия неизбежно подвергаются интерпретации, потому что чисто научные теории с мировоззренческой точки зрения могут рассматриваться лишь как подспорье в научных изысканиях, они не могут отвечать на конечные вопросы о причине и о смысле мироздания, о месте человека в нем как нравственного субъекта.

Примером использования ложного языка для объяснения изменений в биологических объектах является введение в конце XIX века понятия «эволюция» для объяснения изменений в биологической среде, которое в последующем было расширено до всеобъемлющей универсальной материалистической абстракции. Это понятие не является научным термином, оно было введено волюнтаристски, - по идеологическим соображениям. Фактически, это мировоззренческое предпочтение, не имеющее к самой науке никакого отношения. Беда в том, что интерпретаторы научных открытий пытались и пытаются придать этому термину статус научного положения. Если мы возьмем современные учебники, то мы увидим там множество таких натяжек, когда используется материалистический мировоззренческий язык как единственно возможный для осмысления явлений физического мира. Ничто не препятствует нам избрать другой язык, и святоотеческое богословие предоставляет такое терминологическое поле, которое в состоянии вместить современные научные достижения.

Подробнее...

Пентковский А. М., профессор. Константинопольский и иерусалимский богослужебные уставы.

1. Богослужебный устав и его параметры

Если под богослужебным уставом понимать зафиксированный письменно или же передаваемый устно набор правил, регламентирующих богослужение в определенном месте и в определенный период, то развитие локальной литургической традиции можно рассматривать как последовательность изменений богослужебного устава, ее определявшего, причем эти изменения могут быть плавными, обусловленными внутренним развитием традиции, либо же скачкообразными, вызванными внешними воздействиями.

Основными параметрами, характеризующими богослужебный устав, являются месяцеслов, содержащий распределение праздников по дням богослужебного года и определяющий совершение памятей святых и воспоминание различных событий, лекционарная система, определяющая набор и распорядок чтений Священного Писания Ветхого и Нового Заветов на богослужении в течение богослужебного года, а также евхологические тексты, к которым принадлежат формуляры Литургий и молитвословия суточного круга богослужения, причем эти параметры совпадают для кафедрального и монастырского обрядов, объединяемых по региональному и хронологическому признакам.

Подробнее...

Тафт Р. Византийская причастная лжица, обзор фактов.

Пер. о. Сергия Голованова,

Robert F. Taft, S.J. “Byzantine Communion Spoons: A Review of the Evidence,” Dumbarton Oaks Papers 50 (1996) 209-238.

В настоящее время позолоченная металлическая ложечка (лжица) различных видов используется для преподания евхаристии во всех православных традициях, за исключением армянской.[1]  В византийском обряде предписано с ее помощью приобщать низшее духовенство и мирян под обоими видами через обмакивание. Освященный хлеб, пропитанный освященным вином, подается причастникам ложечкой.[2] Но это не единственный и даже не повсеместный способ, которым ложечка используется на невизантийском Востоке.[3] В нехалкидоноской традиции, сирийское православное духовенство с помощью ложечки причащается из чаши [освященным вином], а затем причащает мирян с помощью той же самой ложечки через предварительное обмакивание.[4] Коптские и эфиопские православные христиане пользуются ложечкой не для обмакивания, но для причащения из чаши  [освященным вином] как духовенства, так и мирян.[5] Только Коптская и Эфиопская Православные Церкви и Восточно-Сирийская (Ассирийская) Церковь Востока сохранили в обиходе древний обычай причащать взрослых мирян под двумя видами отдельно, [подавая освященный хлеб] в руки.

Подробнее...

Дмитриевский А. А. Типикон Великой Церкви, или современный Типикон греческих приходских церквей.

Приходские церкви Константинополя, Афона и других городов православного востока регулируются, при отправлении богослужения, Уставом, который весьма значительно отличается от Устава святогорского и даже Устава Саввы Освященнаго. Устав этот называется Τυπικὀν ἐκκλησιαστικὀν κατἀ τἠν τάξιν τῆς τοῦ Χριστοῦ μεγάλης ἀκκληδίας, т. е. Церковный Типикон по чину Великой Христовой Церкви. В своем настоящем виде этот Типикон недавнего происхождения. Его первое издание явилось в свет лишь только в 1838 году. Но начало существования Типикона Великой Церкви почти одновременно с началом появления в Константинополе „Великой Церкви“, или известного Софийского храма, построенного императором Юстинианом. Воздвигнув храм, удививший современников своим величием и красотою, беспредельностью его как бы висящего на воздухе купола, храм, сделавшись предметом подражания до наших дней в области христианского строительного искусства, император Юстиниан наделил его богатою утварью, блестящею ризницею, многочисленным штатом духовенства, клириков и певчих. Храм сделался кафедральным; в нём постоянно отправлялось богослужение архиерейское в присутствии патриарха или даже лично самим патриархом. В силу этого вскоре же и круг богослужения годичного осложнился многими обрядами и обычаями, только благодаря тому положению, в которое был поставлен храм св. Софии, и явился Устав с особенностями богослужебных порядков этого храма. Ясные и иногда довольно обстоятельные указания на этот Устав можно видеть в книге Константина Порфирородного „De ceremoniis avlae Bysantinae“, которая знакомит нас с обрядами патриаршей службы, с обстановкой царских выходов, с некоторыми данными касательно тогдашнего церковного года, праздничной службы, с особенностями соборной службы в больших городах и т. п.

Подробнее...

Шиманский Г. И. Сретение Господне.

СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ (2/15 февраля)

Тропарь (глас 1)

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце Правды Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме: Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.

Кондак (глас 5)

Утробу Девичу освятивый рождеством Твоим, и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предварив, и ныне спасл еси нас, Христе Боже; но умири во бранех жительство, едине Человеколюбче.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в Храм Господень.

Подробнее...

Туркин И. И. Праздник Сретения Господня.

Вступительное замечание Обряд обрезания среди народа еврейского Сретение Господне История праздника Богослужение праздника Народные обычаи в день Сретения История второго Иерусалимского храма от его основания и до последних дней Площадь храма с ее постройками в настоящее время Впечатление паломника

 

 

Вступительное замечание

По предвечному Совету Божию спасение падшего человека должно было совершиться искуплением явив¬шегося в мир во плоти Сына Божия. Воплощение или рождение Искупителя от Пренепорочной Девы, ожидаемое много веков и тысячелетий, наконец, совершилось в стране Палестине, в небольшом городе Вифлееме, 25-го декабря 5508 года, от сотво¬рения Богом мира. Посланный на землю и принявший плоть человеческую Сын Божий, по плану всепромышляющего Промысла Божия, должен был не только принять плоть человеческую, но пожить в мире с людьми и за время этой земной жизни, как Богочеловек, совершить дело спасения чрез прине¬сение Себя в жертву за грехи всего мира. Спаситель явился на землю не разорить закон человеческий, как и сказал Он о Себе, а исполнить его (Мф. 5: 17), возвести к лучшему пониманию. Поэтому и зем¬ная жизнь Его от самого рождения и до крестных страданий была совершенным исполнением того за-кона, который существовал в то время среди народа еврейского.

Подробнее...

Лебедев А. П. Царствование византийского императора Никифора Фоки в церковно-историческом отношении (963–969 гг.).

профессор Алексей Петрович Лебедев

Царствование византийского императора Никифора Фоки в церковно-историческом отношении (963–969 гг.)

(Речь, произнесенная на публичном акте Московской Духовной Академии 1 октября 1886 года ординарным профессором А. П. Лебедевым)

Непродолжительное царствование Византийского императора десятого века Никифора Фоки не лишено церковно-исторического значения.

Особенный интерес придает этому царствованию то, что в науке и литературе, как древней, так и новейшей, о Никифоре Фоке встречаются отзывы и суждения, не сходные между собою до противоположности.

Что бы это значило? От чего зависит такое, разногласие?

Но познакомимся прежде с теми отзывами и суждениями, которые можно находить у писателей‚ древних и новейших. В этих отзывах и суждениях Никифор Фока рисуется чертами, то слишком мрачными, так что эта личность может возбуждать в нас даже отвращение, то чертами столь светлыми, что она возбуждает в нас чувство симпатии и уважения. И трудно сказать каких черт, характеризующих личность этого византийского императора, можно отыскать у писателей больше – черт ли мрачных и несимпатичных, или же светлых и отрадных. Пожалуй, правильнее будет признать, что указания на те и другие черты можно отыскать в древней и новой литературе одиноко в очень достаточном количестве.

Подробнее...

Дмитриевский А. А. Путешествие по Востоку. Его научные результаты.

Отчетъ о заграничной командировкѣ въ 1887/88году

СЪ ПРИЛОЖЕНІЯМИ

Доцента Кіевской духовной Академіи

Алексия Дмитриевскаго.

 

КІЕВЪ

Кіевъ. Тип. Г. Т Корчакъ-Новицкаго, на Михайловская ул., д. № 4.

1890.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ.

Стран.

I. Краткий очерк путешествия по востоку 1

II. Мотивы и задачи путешествия 32

III. Восточные библиотеки рукописей и старопечатных книг 39

IV. Памятники христианских древностей на востоке 69

V. Критско-синайская школа иконописи, ее происхождение и характеристические особенности пошиба письма 92

VI. Заключение 116

Подробнее...