Лебедев А. П. Духовенство древней Вселенской Церкви.

(от времён апостольских до IX века)

А. П. ЛЕБЕДЕВ (1845–1908): ЕГО ЖИЗНЬ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ОТДЕЛ ПЕРВЫЙ I. Харизматические учителя первенствующей Церкви I и II веков II. Взаимоотношение епископа и диакона в глубокой древности III. Пресвитеры во времена глубокой древности IV. «Нижние чины» клира в древности ОТДЕЛ ВТОРОЙ I. Духовенство и народ и их взаимные отношения во II и III веках II. Духовенство и народ и их взаимные отношения в IV-VIII веках III. Епископия и епископское управление церковью IV. Митрополическая система церковного управления во II и III веках и ее происхождение V. Происхождение и характеристика древнейших соборов VI. Патриаршая система церковного управления и ее происхождение VII. Историческое развитие иерархического римского приматства ОТДЕЛ ТРЕТИЙ I. Способы получения образования духовенством и интеллектуальное состояние его во II и III веках II. Способы получения образования духовенством и интеллектуальное состояние его от IV до IX века III. Нравственное состояние духовенства во II и III веках V. Материальное состояние духовенства во II и III веках ПРИЛОЖЕНИЯ I. Вселенские миссионеры II христианского века и их преемники II. Происхождение актов Вселенских Соборов 

Подробнее...

Диаковский Е. П. Царские часы Рождества Христова и Богоявления.

1. Предварительные сведения. Царские часы совершаются трижды в году: «в навечерии», т. е. накануне, Рождества Христова и Богоявления, или Просвещения, и в великую пятницу. Они называются «царскими»1 потому, что в древней Византии обычно совершались в присутствии царя и оканчивались многолетием царю (и патриарху). Это особое многолетие описывается в греческих чинах под названием: «многолетствование, или – как многолетствуют царей и патриарха в великой церкви в праздник Рождества, Светов и в великую пятницу».2

Главную особенность царских часов составляет «последование двенадцати тропарей» с чтением паремий, апостола и Евангелия, строго приуроченное ко времени и обстоятельствам и изображающее смысл и значение воспоминаемых событий. Это последование собственно и является царскими часами в тесном смысле.

Царские часы Рождества Христова и Богоявления находятся в неразрывной исторической связи между собою. Судьба тех и других совершенно тождественна; и что сказано где-либо об одних, то следует относить и другим.

Часы великой пятницы, напротив, имеют свою особую судьбу, а потому, их следует рассматривать отдельно.

Подробнее...

БОГОЯВЛЕНИЕ ГОСПОДНЕ.

Событие праздника

 

Крещение Господне. Новгородская икона XV в.
Крещение Господне. Новгородская икона XV в.
Богоявлением настоящий праздник называется потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица, о чем сохранились чрезвычайно яркие евангельские свидетельства (см.: Мф. 3: 13–17; Мк. 1: 9–11; Лк. 3: 21–22; Ин. 1: 33–34). Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился в священной реке Иордане от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. Бог Свет явился просветить «сидящих во тьме… и тени смертной» (Мф. 4: 16) и спасти по благодати падший человеческий род.

Крещение Господа Иисуса Христа находится в самой тесной связи со всем Его Богочеловеческим делом спасения людей, оно составляет решительное и полное начало этого служения. Крещение Господне в деле искупления человеческого рода имеет большое спасительное онтологическое значение. Крещение на Иордане источает смертным оставление, отпущение грехов, просвещение, воссоздание человеческого естества, свет, обновление, исцеление и как бы новое рождение. Крещение Христа в водах Иорданских, таким образом, имело не только значение символа очищения, но и преобразующее, обновляющее действие на естество человеческое. Крещение Христа Спасителя явилось фактически предызображением и основанием данного после Его Воскресения и Вознесения благодатного способа возрождения водою и Духом в таинстве Крещения. Здесь Господь показывает Себя Основателем нового, благодатного Царства, в которое, по Его учению, нельзя войти без Крещения (см.: Мф. 28: 19–20).

Подробнее...

Дионисий (Шленов), игумен. Празднование Рождества и Крещения согласно древним свидетельствам и памятникам полемической письменности середины XI века.

Настоящая статья посвящена вопросу о времени празднования Рождества и Крещения. Начиная с конца VI в. он стал бурно обсуждаться, оказавшись в средоточии разногласий между защитниками православного вероучения и их оппонентами - представителями Армянской церкви, не принявшей Халкидонского собора. Споря друг с другом на обрядовые темы, византийцы и армяне придавали им почти что вероучительное значение. Для первых было само собой разумеющимся, что Рождество и Крещение должны праздноваться 25 декабря и 6 января соответственно. Последние же, напротив, были убеждены в необходимости праздновать оба эти праздника в один день - 6 января. И те, и другие не сомневались в древности и апостольском происхождении своей литургической традиции и не намеревались уступать друг другу. Бывший армянский царь Гагик II Багратид писал во второй пол. XI в. в «Грамоте веры»: «Ныне это учение [празднование Рождества 6 января], которое мы исповедуем и в котором мы стоим непоколебимо и с твердой верой до конца времен»[1].

Подробнее...

Дмитриевский А. А. Митра Историко-археологический очерк.

На голову каждого епископа при богослужении ныне возлагается у нас митра1 всюду в Чиновнике архиерейского священнослужения называемая шапкой2. Это головное украшение наших епископов сделалось принадлежностью их сана сравнительно в недавнее время, чем и объясняется тот весьма знаменательный факт, что все древнейшие и позднейшие чины хиротоний не только епископа, но митро¬полита и даже патриарха, чины греческие, южно-славянские и наши славяно-русские, писанные, старо-печатные и даже ныне употребляемые в богослужебной практике на Востоке и у нас в России о митре хранят полное молчание. Как будто бы митра даже и не считается принадлежностью епископского облачения. Исключение в этом отношении представляют чины хиротоний южно-русских литургических памятников, в которых говорится не только о митре и о возложении её на епископов при хиротонии, но даже при возведении в сан архимандрита3. Несмотря на все это, в практике греческой церкви издавна патриарх александрийский, а, по его примеру, позднее и некоторые другие восточные епископы стали употреблять при богослужении голов¬ное украшение, которое и называлось митрой4. 

Подробнее...

Катанский А. Л. К истории литургической стороны таинства брака.

Все семь Богоустановленных церковных таинств группировались в святоотеческой древности около двух таинств, как своих центров. Будучи по существу своему отдельными актами, они примыкали однако к богослужебной практике или к крещению, или к евхаристии, имели с этими двумя таинствами весьма близкую связь или по времени или по цели совершения. 1) По времени совершения соединялись: с крещением – миропомазание, с евхаристиею–публичное покаяние, священство и брак. Миропомазание совершалось непосредственно после крещения, в том же здании, т. е. в ваптистерии. Акт разрешения от грехов в покаянии, которое имело в древности характер по преимуществу публичный, совершался за литургией и состоял в преклонении колен и в возложении рук священника на головы кающихся, после чего они, вместе со всеми верными, допускались к слушанию литургии верных и к приобщению св. Таин. Посвящение в иерархические степени, как и у нас теперь, совершалось также в непосредственной связи с литургиею, так что евхаристия являлась как бы заключением таинства священства. Брак совершался в древности в связи с таинством евхаристии, в которому сочетавшиеся браком, после молитвы и благословения священника, и приступали тут же, т. е. за литургией. 2) Целию и необходимым (хотя и не непосредственным по времени совершения) завершением являлась евхаристия для частного покаяния и для елеосвящения. Так, частное покаяние, хотя и не совершалось за литургиею, тем не менее получившие разрешение от грехов, в ближайший после того день, как и у вас теперь, приобщались св. Таин. Точно также и елеопомазание больных, хотя по времени совершения не соединялось с литургиею, обыкновенно также вело к приобщению1; после елеопомазания больные напутствовались св. Тайнами. Таинство евхаристии являлось таким образом завершением как частного покаяния, так и елеопомазания. Такая тесная связь с крещением и евхаристиею остальных пяти таинств в литургической практике,–связь, которую отвергать нет достаточных оснований, – имела, по нашему мнению, не малое влияние на историческую судьбу как литургической стороны таинств, так и на раскрытие догматического о них учения.

Подробнее...

Соколов И. И. Афон.

Афон есть узкий гористый полуостров на юге Македонии, вдающийся в Эгейское море и омываемый Стримонским и Сингитским заливами; хребет гор, покрывающих этот полуостров, начинается у самого перешейка, который соединяет полуостров с материком Македонии: имея здесь незначительную высоту, он идет далее (на протяжении 80 верст), постепенно возвышаясь, и у моря оканчивается исполинской возвышенностью, достигающей до двух верст и называемой горой Афонской. В физическом отношении Афон представляет удивительный уголок. Вот как описываете его природу греческий писатель XIV в. Никифор Григора: «Гора Аф., пишет он, достойна удивления как потому, что отличается весьма благорастворенным воздухом, так и потому, что украшена обильной и разнообразной зеленью и весьма щедро удовлетворяет эстетическому чувству её обитателей. Отовсюду, как из сокровищниц, несется благовонный запах цветов; самые чистые солнечные лучи ласкают поверхность горы. Она зеленеет разновидными деревьями, богата рощами и разноцветными лугами, оглашается пением разнообразных птиц; там порхают вокруг цветов рои пчел и наполняют воздух тихим жужжаньем.

Подробнее...

Голубцов А. П. О путешествиях древних христиан и наших старинных паломников в Святую Землю, Рим и Царьград.

Благоговейное отношение к святыне христианской и к местам, освященным и прославленным жизнию, страданиями и смертию Богочеловека и подвигами святых Его, вызвало в христианском мире глубоко благочестивый и широко распространенный обычай так называемого паломничества или пилигримства. Не чуждое и другим религиям, например: греко-римской, иудейской, магометанской, посещение христианами святых мест для поклонения и молитв во все времена составляло одно из самых осязательных проявлений чувства христианской набожности, и одну из предпочтительнейших форм церковно-религиозной жизни христиан. Как обетный подвиг, обычай паломничества всегда сопровождался молитвами и обрядовыми подробностями богослужебно-аскетического характера. Прежде чем странник отправлялся в путь, он просил молитв в церкви и принимал благословение от одного из самых уважаемых предстоятелей ее, который нередко при этом указывал направление и предельный пункт предпринимаемого путешествия. К сожалению, ни наша древне-богослужебная письменность, ни греческие церковные книги не сохранили, сколько нам известно, сведений о тех древних обрядах и молитвах, которыми напутствуем был отправлявшийся паломник, точно так же как они не сообщили нам известий об особых одеждах последнего. Этот пробел в восточной практике возможно до некоторой степени пополнить из западных источников. 

Подробнее...

Скабалланович М. Н. Христианские праздники. Книга 4. Рождество Христово.

Содержание

Событие Рождества Христова Почему при рождестве Христовом явилась звезда? Вифлеем Внутренняя сторона события Подготовление к празднику. Пост и предпразднство. Пост Служба Рождеству Христову Литургия Антифоны Задостойник Службы попразднства История праздника 

 

1) Замена греческого члена. 2) κατά (по, в отношении) σάρκα. Необходимая добавка в виду предвечного рождения от Отца. 3) γέννησες – рождение, произведение. 4) Усиление понятия «Господа» и точнейшее определение его. 5) Субъективное определение после предыдущего объективного. 6) Имя после предыдущих титулов. – Как видим, в самом названии праздника со всею точностью указана его сущность. Название это выработалось постепенно. Древнейшим названием Р. X., когда оно соединено было с Богоявлением §(см. «История праздника»), было Ἐττιφάν(ε)'α (Явление) или θεοφίν(ε)ιο (Богоявление), также εορτή τών Ifωτών (праздник Светов) или просто τά φώτα (Светы). По отделении от Богоявления праздник постепенно получил название „Рождества», что по-греч. иногда выражалось τά γενέθλια («относящееся к рождению») или γένναι («происхождение»; поэт, сл., в прозе поздн.; так названо P.X. в Синайском каноне IX-X в.). Постепенно вводились и другия слова в название праздника: то он называется просто: «Христа Рождество» (тот же памятник); то «св. Рождество Господа вашего Иисуса Христа» (Евергетидский устав XI в.); то «Господа нашего Иисуса Христа по плоти рождество от всенепорочной Владычицы вашей Богородицы Марии» (Устав св. Софии Констант.IX в.); то «по плоти спасительное рождество великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (Студийский славянский устав); в греческих богослуж. книгах разница с вашим названием союз «и» между «Господа и Бога». У других восточных христиан P. X. называется: у армян: «Епифания» (празднуется с Крещением 6 янв.); у несториан и сирийских монофизитов: «Рождество Господа нашего во плоти»; у коптов: «Рождество Господа нашего Иисуса Христа». (Nilles, Kalendarium manuale utriusque ecclesiae II, 559–661. 700).У латинян: NativitasDomini(«Рождество Господа»). По-французски P. Х. – Nоёl (испорч.Natalis, день рождения), по- английски – Christmas («Христова обедня»), по-немецки «Weihnachten» («Священныя ночи»).

Подробнее...

Успенский Н. Д. История и значение праздника Рождества Христова.

В современном церковном календаре многие праздники имеют более чем полуторатысячелетнюю давность, а некоторые, как воскресный день и день Святой Пасхи, восходят к первым дням христианства. В религиозном сознании они обычно представляются днями молитвенного воспоминания священных событий из жизни Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, прославления угодников Божиих, и в переживании этих событий нужно видеть главный смысл церковных праздников.

Имея в виду осветить историю установления и значение в древней Церкви одного из великих праздников — праздника Рождества Христова, необходимо сказать, что христианская письменность I и II веков не дает никаких указаний на празднование в то время Рождества Христова. И тогда как во второй половине II века у христиан, кроме воскресного дня и праздника Пасхи, существовали уже праздники Пятидесятницы и Богоявления, день Рождества Христова был как будто забыт. Чем можно объяснить забвение дня, столь славного и важного для спасения человечества?

Подробнее...