Петровский А. Неселовский А. Чины хиротесий и хиротоний. Опыт историко-археологического исследования.

протоиерей Александр Петровский

Неселовский А. Чины хиротесий и хиротоний. Опыт историко-археологического исследования

Чины хиротесий и хиротоний, или постановлений в низшие и высшие степени клира, имеют, как и все церковные чинопоследования, свою историю. «Простые и несложные вначале, они постепенно развивались и осложнялись, стремясь достигнуть такой формы, которая бы возможно совершеннее выражала мысль, соединённую с тем или другим чином» (стр. IV). Сообразно с этим и изучение их истории, к чему стремится автор, сводится к указанию того пути, которым шло развитие того или другого чина, выяснению тех изменений и дополнений, каким он подвергался в течение веков, определению причин, под воздействием которых совершался процесс развития, и уяснению смысла и значения входящих в состав его актов (Ibid.). Для выполнения подобной задачи автор обращается к обзору греческих и русских чинов хиротесий и хиротоний за различные периоды, начиная с III-IV в., производит тщательное сопоставление священнодействий, молитвословий и внешних символических действий, которыми было обставлено поставление в члены клира. При обилиии подлежащего изучению рукописного и печатного материала, множестве мелочей и подробностей, его труд превращается в кропотливую, требующую постоянного и напряжённого внимания, работу. Произведённая, несмотря на трудность, с редкою тщательностью, она несвободна тем не менее от некоторых недостатков: остались не использованными кое-какие документы, и оказались неверно понятыми и освещёнными некоторые подробности.

Подробнее...

Александр (Милеант). Демонические культы.

"С использованием материалов из изданного Миссионерским отделом Русской Православной Церкви Московского Патриархата в 1997 году правочника "Новыерелигиозные организации деструктивного и оккультного характера" (1-е издание - 272 с., 2-е издание - 459 с.)." Рекомендуем вам посетить новый сайт "Религиозная безопасность":  www.stolica.narod.ru, а также сайт: www.blagovest.bel.ru/mission/sects1/main.htm

 

 

Содержание: Сатанинские культы в мире и в России.  Доктрины сатанинских культов.  Черная Библия.  Характеристика сатанинских культов.  Демонические группы.   Демоническое течение в шаманизме.  Криминальный характер чешских культов.  Южный Крест — Московская церковь сатаны.  Черный Ангел.  Общество сатаны.  Синий лотос.  Центр “Юнивер.”  Новый Акрополь.  Общество Адамитов.

        Сообщение.

Подробнее...

Лебедев А. П. Коптские и арабские источники по истории древней, преимущественно Египетской, церкви.

1) Monuments pour servir a l’histoire de L’Egypte chretienne aux IV et V siecles par E. Amelineau. (Memoires de la mission archeologique francaise au Caire). Paris, 1888. fr. 60

2) Monuments pour servir a P histoire de P Egypte chretienne au IV siecle: Histoire de saint Pakhome et de ses communautes. Documents Coptes et Arabe inedits, publies et traduits par E. Amelineau. (Annales du Musee Guimet). Paris, 1889. fr. 60

Было время, когда изучение истории древней церкви представлялось трудом сравнительно легким. Занимающиеся древней церковной историей, ограничивались изучением лишь греческих и латинских источников. Знающие греческий и латинский язык, считали себя обладающими ключом, открывающим доступ к истории древнего времени. Но это время прошло и, разумеется, никогда более не возвратится. В настоящее время историк древней церкви, чтобы быть хозяином своего дела, должен еще обладать знанием нескольких восточных языков и их наречий – языков: сирского, коптского, армянского и пр. Действительным церковным историком, имеющим возможность изучать древность и стоящим на высоте своего призвания, может быть признан только тот, кто знает восточные языки, на которых дошло до нас много источников, относящихся к древней церкви. Но, к сожалению, практика показывает, что таких многоязычных историков не существует. Появления их можно ожидать только в будущем. 

Подробнее...

Туркин И. И. Праздник Сретения Господня.

Вступительное замечание Обряд обрезания среди народа еврейского Сретение Господне История праздника Богослужение праздника Народные обычаи в день Сретения История второго Иерусалимского храма от его основания и до последних дней Площадь храма с ее постройками в настоящее время Впечатление паломника

 

 

Вступительное замечание

По предвечному Совету Божию спасение падшего человека должно было совершиться искуплением явив¬шегося в мир во плоти Сына Божия. Воплощение или рождение Искупителя от Пренепорочной Девы, ожидаемое много веков и тысячелетий, наконец, совершилось в стране Палестине, в небольшом городе Вифлееме, 25-го декабря 5508 года, от сотво¬рения Богом мира. Посланный на землю и принявший плоть человеческую Сын Божий, по плану всепромышляющего Промысла Божия, должен был не только принять плоть человеческую, но пожить в мире с людьми и за время этой земной жизни, как Богочеловек, совершить дело спасения чрез прине¬сение Себя в жертву за грехи всего мира. Спаситель явился на землю не разорить закон человеческий, как и сказал Он о Себе, а исполнить его (Мф. 5: 17), возвести к лучшему пониманию. Поэтому и зем¬ная жизнь Его от самого рождения и до крестных страданий была совершенным исполнением того за-кона, который существовал в то время среди народа еврейского.

Подробнее...

Шиманский Г. И. Сретение Господне.

СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ (2/15 февраля)

Тропарь (глас 1)

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце Правды Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме: Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.

Кондак (глас 5)

Утробу Девичу освятивый рождеством Твоим, и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предварив, и ныне спасл еси нас, Христе Боже; но умири во бранех жительство, едине Человеколюбче.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в Храм Господень.

Подробнее...

Горский А. Подвиги и страдания Священномученика Космы Равноапостольного.

Сей воистину Божий человек, учитель и проповедник, Косма, родом из Этолии, из одного небольшого селения, именуемого Мегадендрон, был сын благородных родителей. Воспитанный и наставленный ими, по апостольскому слову, в наказании и учении Господни (Еф.6:4), когда совершилось ему двадцать, а может быть, и более лет, начал обучаться грамматике под руководством архидиакона Анании Дервишана. поелику же в то время было в великой славе ватопедское на Святой Горе училище; то Косма со многими другими своими соучениками перешел в оное. Там докончил он изучение грамматики под руководством учителя Панагиота Паламы, а потом выслушал и логику от учителя Николая Царцулия из Мецовы, который с ученейшим Евгением1 управлял тамошним училищем. Косма носил тогда еще мирское имя Константа, но и в мирской одежде украшался уже благолепием монашеского образа, не щадил трудов и приобучал себя к совершенному подвижничеству. Когда же славное то училище к несчастию, по удалении из него учителей, снова опустело: тогда и добрый Констант, удалившись оттуда, пошел в святую обитель Филофееву. Там сперва пострижен был он в монахи и со всем усердием преуспевал в трудах монашеской жизни; а потом, когда для обители понадобился священник, по сильному убеждению и прошению отцов рукоположен в иеромонаха.

Подробнее...

Королев А. А. Монашество в ранних папских посланиях.

Этот доклад посвящен отношению предстоятелей римской епископской кафедры, то есть Папского престола, к раннему западному монашеству. Представления римских епископов о монашестве и вообще об аскезе получили отражение в декреталиях. Декреталиями принято называть послания Римского папы, которые имели каноническое значение, точнее, получили такое значение со временем, когда их стали рассматривать как правовые канонические тексты. Папские декреталии можно условно сопоставить с так называемыми канонами святых отцов, которые содержались в византийских канонических сборниках и вошли в русскую «Книгу правил»1. В отличие от многих посланий святых отцов, папские послания создавались как нормативные тексты, поэтому они подражали по форме и по стилю римским императорским рескриптам. Обычно в них излагались церковные правила, которые должны были соблюдать христиане, жившие в определенной области. Папская декреталия, как и императорский рескрипт, имела определенных адресатов, и в ней указывалось, на какой именно территории должны были действовать данные правила.

Подробнее...

Ванькова А. Б. «Мертвый живому не наследует». Монахи, правовая реальность и действительность в Византии.

На научно-практической конференции «Монашество в истории. Актуальные проблемы и новые методы в исследованиях», прошедшей в Иоанно-Предтеченском ставропигиальном женском монастыре 6 февраля 2017 года, большой интерес вызвал доклад кандидата исторических наук, научного сотрудника ИВИ РАН А.Б. Ваньковой «Византийские монахи и их объединения с точки зрения светского права». Доклад [1] основывался на материалах исследований, недавно представленных автором в сборниках научных трудов. Публикуя сегодня одну из статей, мы предполагаем в дальнейшем продолжить знакомство читателей с темой правового положения ранневизантийского монашества.

Появившееся в конце III в. монашество стало вызовом для законодателей, как церковных, так и светских, которые с очень большим запозданием отреагировали на возникновение этого движения. Реальность, отраженная в папирусах, показывает, что уже в первой четверти IV в. «монах» стал узнаваемой фигурой в обществе, отличной от прочих существовавших групп и сословий. В первую очередь, об этом свидетельствует папирус P.Coll.Youttie 77. Это петиция Аврелия Исидора из Караниса, которая датируется 6 (?) июня 324 г., в ней упоминается монах Исаак [2].

Подробнее...

Карташёв А. В. Церковь и государство.

Для человека, выросшего и воспитавшегося в Соединенных Штатах, вопрос о соотношениях христианства и государства практически не существует. Он решен здесь настолько нормально и благополучно в сравнении со Старым Светом, что может казаться даже неактуальным, схоластическим. Конечно, даже из учебников истории все знают об исторической борьбе, о драмах и войнах на этой почве в Европе. Но не все ощущают, что вопрос этот и до сего дня продолжает быть жгучим и злободневным. Особенно после религиозных гонений советчины и гитлеровщины.

Из этих двух видов тоталитаризма самый крайний и последовательный – СССР-овский остается пока торжествующим победителем. И от него именно сейчас приходится защищать христианскую свободу для четверти миллиарда порабощенного им человечества. А если принять во внимание начатый недавно процесс систематической мао-цзе-дун-овской коммунизации всего Китая, то опасность давления на религиозную свободу должна теперь расшириться и на целые полмиллиарда человеческого рода. Опасность становится планетарной. И вопрос о церкви и государстве сам собой перелицовывается в вопрос об одной из существенных человеческих свобод: о свободе религии или свободе совести. Свобода вообще в мире встала сейчас пред смертельной опасностью. Мы должны духовно мобилизоваться, отчетливо осмыслить все достижения и промахи прошлого в данной сфере, главное – продумать достаточно конкретно все диспозиции боя, сложившиеся к настоящему моменту, и избрать соответствующую моменту тактику. 

Подробнее...

Пентковский А. М., профессор. Константинопольский и иерусалимский богослужебные уставы.

1. Богослужебный устав и его параметры

Если под богослужебным уставом понимать зафиксированный письменно или же передаваемый устно набор правил, регламентирующих богослужение в определенном месте и в определенный период, то развитие локальной литургической традиции можно рассматривать как последовательность изменений богослужебного устава, ее определявшего, причем эти изменения могут быть плавными, обусловленными внутренним развитием традиции, либо же скачкообразными, вызванными внешними воздействиями.

Основными параметрами, характеризующими богослужебный устав, являются месяцеслов, содержащий распределение праздников по дням богослужебного года и определяющий совершение памятей святых и воспоминание различных событий, лекционарная система, определяющая набор и распорядок чтений Священного Писания Ветхого и Нового Заветов на богослужении в течение богослужебного года, а также евхологические тексты, к которым принадлежат формуляры Литургий и молитвословия суточного круга богослужения, причем эти параметры совпадают для кафедрального и монастырского обрядов, объединяемых по региональному и хронологическому признакам.

Подробнее...