Бриллиантов А. И. Лекции по истории Древней Церкви.

Содержание

Аннотация

Александр Иванович Бриллиантов и его «Лекции по истории древней Церкви»

Введение в общую церковную историю История церковной истории Общий характер эпохи Вселенских соборов История арианских споров Арианство История арианства до Никейского собора Никейский Вселенский собор Борьба с арианством после Никейского собора (325–361 гг.) Торжество ариан на основе союза их с восточными епископами (325–361 гг.) Представители оригенизма История арианских споров после Никейского собора. Период второй (361–381 гг.) История утверждения православия на Востоке Второй Вселенский собор История христологических споров в древней Церкви Аполлинарианство История споров о соединении двух естеств в едином лице Богочеловека Христологические воззрения представителей различных направлений в эпоху несторианского и евтихианского споров I. Антиохийская школа и несторианство II. Александрийское направление в христологии Союзники св. Кирилла Александрийского Происхождение монофизитства III. Западная христология Несторианский спор Спор из-за Нестория (428–435 гг.). Начало спора Ефесский собор 431 г. Евтихианский спор Халкидонский Вселенский собор История монофизитского спора после Халкидонского собора Монофизитство и разделение его на секты Отношение к Халкидонскому собору и монофизитству государственной власти до Юстиниана Царствование Юстиниана и Пятый Вселенский собор Пятый Вселенский собор Монофелитский спор и Шестой Вселенский собор 

 

Подробнее...

Афанасьев Н. Ей, гряди Господи Иисусе (к проблеме эсхатологии и истории).

1.— Каждый раз перед началом Евхаристического канона мы произносим наше исповедание веры. Только тот, кто верует, как в нем изложено, может участвовать в Евхаристии. Христологическая часть нашего «символа веры» содержит веру в предвечное и сверхъестественное рождение Христа, в Его распятие, погребение, воскресение и седение одесную Бога Отца, а также в Его славное второе пришествие: И паки грядущего со славою... Все эти части нашего исповедания веры неотделимы друг от друга и являются одинаково обязательными для всех. Кто верует, что «Слово стало плотью, и обитало с нами...» (Ио. I, 14), тот верует в Его второе Пришествие, и обратно, кто верует в Его славное Пришествие, тот верует, что Слово стало плотью. Конечно, никто из нас не скажет, что он не верует в грядущего Христа, если он исповедует Его Сыном Божьим, распятым и воскресшим при Понтии Пилате. Но что эта вера сейчас говорит нам, нашей мысли и нашему чувству? Если мы спросим об этом самих себя или других, то ответ, вероятно, получится весьма неопределенный. Если мы веруем во второе Пришествие, то как и в чем эта вера выражается в нашей жизни? Или она ни в чем не выражается, так как мы живем именно так, как будто этой веры нет. Для нас это некоторое туманное будущее, о чем мы предпочитаем не думать. Настолько далекое, что мы почти убеждены в том, что оно наступит не при нашей жизни, даже не при жизни ближайших поколений. Более того, мы можем поставить себе вопрос, действительно ли мы хотим, чтобы Пришествие Христа наступило. Нам уже непонятно чувство первых христиан, которые жили только мыслью о грядущем Христе. Эта надежда наполняла радостью их сердца, помогая им переносить испытания, гонения, мучения и смерть. Нам это непонятно, потому что мы скорее боимся и предпочитаем, чтобы Его пришествие было бы не завтра или послезавтра. «Множество моих лютых прегрешений помышляя, окаянный, трепещу страшнаго дне судного...».  В этих словах молитвы сказывается наше чувство перед мыслью о Парусии, в котором преобладающее значение получил предстоящий Страшный Суд. Но и первые христиане знали, что «всем должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (II Кор. 5, 10). Зная это, мы уже не воздыхаем, как они, «Ей, гряди, Господи Иисусе», а только трепещем перед мыслью, что Он придет, чтобы судить живых и мертвых. И этот трепет относится не столько к Страшному суду во время Парусии, сколько к мысли о суде, непосредственно связанном со смертью. И когда мы в дни Страстной седмицы слышим: «Се жених грядет в полунощи, и блажен раб, его же обрящет бдяща: недостоин, его же обрящет унывающа...», и здесь наша мысль двоится между грядущим пришествием Христа и нашей смертью, которая нам представляется более реальной и близкой, чем Парусия.

Подробнее...

Арсений (Иващенко). Состояние Церкви в Африке в эпоху владычества вандалов.

Пред вторжением вандалов в Африку, эта обширная область Римской империи разделялась на семь провинций и заключала в себе жителей вероятно до десяти миллионов. При тогдашнем упадке империи, угнетаемая чрезмерными податями и произволом римской администрации, ослабленная раздорами партий и общею подавленностью сословия сельских жителей, она не могла представить достаточного сопротивления воинственным варварам; пятьдесят тысяч вандалов, носивших оружие, в короткий промежуток времени овладели этою давнею житницею и лучшею, еще остававшеюся, областью Рима.

Вандалы – племя, однородное с готами1, аланами и бургундами. От готских проповедников занесено к ним и христианство в конце IV века, вместе с ересью Apия. Что арианство нашло легкий доступ к этому народу (как и всем другим германским племенам), объясняется: а) ранним переводом св. писания на готский язык епископом Ульфилою, державшимся арианства; почему готское вероучение и проникло ко всем народам, состоявшим в тесных племенных или политических связях с готами; б) apианское понимание христианства более соответствовало грубому и простому рассудку тех народов, стоя на средине между господствовавшим дотоле многобожием и православным учением о единстве и единосущии Божием. Этого учения держались вандалы до конца своего политического существования, хотя упоминаются и некоторые православные между ними. Со второй половины 3-го века живя в Дакии, но берегам Мароша, – то как союзники, то как враги Римской империи, – вандалы, по приглашению своего земляка, Стиликона, двинулись в 406 году к берегам Рейна, как союзники империи, но тотчас по смерти Стиликона, оказавшись врагами ее, страшно опустошили южную Галлию и в октябре 409 года вступили в Испанию. 

Подробнее...

Арсений (Иващенко). Макарий, Магнезийский епископ в конце 4 и начале 5 века, и его сочинения.

К памятникам христианской апологетики, долго остававшимся в безвестности, затем известным только отрывочно и только в сравнительно недавнее1 время выведенным на свет в том виде, в каком сохранились, принадлежат сочинения Макария, епископа магнезийского. Ни у современных ему, напр., Епифания и бл. Иеронима, ни у последующих писателей, напр. Феодорита и Дамаскина, вообще до самого конца восьмого века не упоминается ни о Макарии, как писателе, ни о сочинениях его. Только со времени седьмого вселенского собора и Никифора патриарха сделались они известными большому кругу читателей, а привлекли на себя внимание по тому случаю, что иконоборцы ссылались на них в подтверждение своих неправых мыслей об иконах, или изображениях святых. Из «ответных речей»2 Макария они извлекли подходящие, как им казалось, свидетельства против почитания изображений святых и представили их Никифору, – когда, неизвестно; то есть, во время ли соборных совещаний 787 года, где Никифор, еще мирянин, заступал место императора, или немного после и даже в бытность его уже патриархом константинопольским (с 806 года). Впрочем, они представили только выборку отрывочных мыслей и выражений под именем «Святого Макария из четвертой книги Ответов», а не самое сочинение вполне.

Подробнее...

Афанасий (Евтич), епископ. Святейший Патриарх Сербский Павел.

Святейший Патриарх Сербский Павел (Стойчевич) родился на праздник Усекновения главы Иоанна Крестителя, 11 сентября 1914 года, в селе Кучанцы в Славонии (нынешняя Хорватия). В святом крещении в местном сербском храме апостолов Петра и Павла (в 1991 году разрушенном вооруженными силами Хорватии) был наречен именем Гойко. Их с братом, рано оставшихся без родителей, вырастила тетя Сенка, которой он за это был благодарен всю жизнь. Начальные классы гимназии Гойко Стойчевич окончил в Тузле, а шестигодичную семинарию – в Сараево, в 1930–1936 годах. Перед самым началом Второй мировой войны он закончил Богословский факультет в Белграде (1936–1941), при этом параллельно учился в Медицинском институте (два года, прервав учебу из-за войны). В начале войны, 6 апреля 1941 года, был вынужден бежать из своего родного села в Хорватии, захваченного немцами и хорватскими усташами, убившими его брата Душана. В Белград Гойко прибыл вместе с многочисленными сербами-беженцами, пережившими террор усташей.

В начале войны, чтобы содержать себя, будущий патриарх Сербский работал строителем на белградских стройках. В 1942 году он оказался в монастыре Святой Троицы в Овчарско-Кабларском ущелье в центральной Сербии. В годы оккупации сам Господь дважды спас его от смерти, грозившей ему от немецких оккупационных войск.

Подробнее...

Афанасий (Евтич), епископ. Поучения благостного старца Клеопы.

Старец Клеопа

В сентябре 1976 года мы были в Румынии 1, этой соседней нам православной стране братского нам по вере румынского народа. Мы ездили туда для участия в совещании, посвященном христианскому воспитанию. По благословению Блаженнейшего Патриарха Румынии Иустиниана и митрополита Молдовы высокопреосвященного Иустина эта встреча проводилась в семинарии неподалеку от монастыря Нямц в Молдове – северо-восточной области Румынии.

Из Бухареста мы на автобусе поехали на север. Доехав наконец до Карпат, мы остановились для краткого отдыха в горном монастыре Синая, основанном монахами Синайской горы, обосновавшимися здесь в древние века. Далее мы поехали через величественные ущелья и живописные горные перевалы, на севере пересекли Карпаты и спустились по Молдавской возвышенности к монастырю Нямц (в понедельник вечером, 6 сентября).

На следующий день мы, прежде всего, поклонились святыням этой обители и были на Божественной литургии, которая совершалась в соборном храме, а затем в семинарии начались беседы по христианскому воспитанию и образованию. Продолжались они до пятницы, и много хорошего было высказано на этом совещании. Каждый из участников хотел внести свой вклад в решение этой сложной и ответственной проблемы и нашей насущной задачи.

Подробнее...

Арсений (Минин), иеромонах. Путеводитель во св. град Иерусалим ко Гробу Господню и прочим святым местам Востокa и на Синай.

С воспоминанием страстей Христовых и прочих знаменательных событий, совершившихся на святых местах.

Содержание

Вступление Константинополь Солунь, или Салоник Дарданеллы и город Чанаклис (бывший древле Кизик) Митилин Смирна XIО Родос Кипр Бейрут Кайфа Назарет Кана Галилейская Гора блаженств Тивериада Сион Гефсимания Моление Спасителя о чаше Страстной путь Голгофа Иерусалимский храм Воскресения Христова и находящиеся в нем святые места Живоносный гроб Христа Спасителя Развалины дома Ирода. – Развалины монастыря св. Марии Магдалины и церкви Богоотец Иоакима и Анны. – Овчая купель. – Гроб Пресвятой Богородицы в Гефсимании Воспоминание об успении Богоматери Гора Елеонская или Масличная Вифания Омарова мечеть, бывший храм Соломонов Западные и северные местности Иepyсалима Монастырь св. Креста Животворящий Крест Христов Воспоминание явлений на небе Животворящего Креста Господня, виденных в Иерусалиме Горный град Иудов. – Латинский монастырь св. Иоанна Предтечи. – Место свидания Пресвятой Девы Марии с праведною Елисаветою. – Пещера св. Иоанна Крестителя. – Мальха. – Источник св. Филиппа Вифлеем Пруды и сады Соломона Хеврон. Мамврийский дуб и монастырь св. великомученика Георгия Лавра Саввы Освященнаго Иордан. – Мертвое море – Гора искушения или Сорокадневная. – Развалины Иерихона. – Селение Риха. – Галгал. – Развалины монастырей: св. Иоанна Предтечи и препод. Герасима Путешествие на св. гору Синай и к святым местам Египта Порт – Саид Исмаил Суэз Путь от Суэза до Раифы и Синая Монастырь Синайский, гора Синай и окрестности монастыря Святые места, находящиеся в окрестности Синайского монастыря Раифа (по туземному Эль – Тор) Каир Александрия Заключение 

Подробнее...

Арсений (Жадановский), епископ. Древнехристианская практика причащения Святых Тайн в связи с современной в Православной Церкви.

Содержание

Причaщение в храме Кто преподавал верующим Святые Дары Как древние христиане принимали Тело и Кровь Господа Что произносили верующие, получая Тело и Кровь Преподающие причастие также произносили известную формулу Причащение детей C какими чувствами и в каком положении древние христиане приступали к святому причащенню В каком месте храма древние христиане причащались и когда произошло отделение причащения священнослужителей от мирян Как часто древние христиане причащались? Когда принимали древние христиане Святые Дары: прежде пищи или после нее? Для евхаристии употреблялся квасный хлеб, а не опресноки Причащения вне храма Хранение Святых Даров 

 

Святой апостол Павел писал:

«Да испытывает же себя человек, и, таким образом, пусть ест от хлеба сего и пьет от чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны.» (1 Коринф. 11 гл. 28–30 ст.)

По изображению евангелистов Матфея, Марка и Луки, Господь Иисус Христос на Тайной Вечере так сподобил св. апостолов вкусить Своего Тела и Крови:

Подробнее...

Антонин (Капустин), архимандрит. Св. Николай, епископ Пинарский и архимандрит Сионский.

Кто читал со вниманием житие святителя Николая, положенное в нашей Четьи-Минее, от того не может укрыться одна встречаемая в нем историческая несообразность. Говорится там, что великий угодник Божий, будучи еще пресвитером, отправлялся в Палестину на поклонение св. местам, восходил на Голгофу1, и вошел раз в св. церковь (конечно, Воскресения) вратами, которые отверзлись ему сами. Затем, по возвращении домой в Ликию, он возводится на архиепископский престол города Мир и уже после всего этого делается исповедником веры Христовой при царях Диоклитиане и Максимиане, и: сияет потом чудесами на весь мiр при св. Константине Великом. Но святые места Иерусалима приведены во всеобщую известность уже при сем самом христолюбивейшем императоре, и славная церковь Воскресения освящена только 13 сентября 335 года, то есть 30 лет спустя после Диоклитианова и Максимианова правления.

Замечаем кроме сего, что в западных «мученикословах» св. Николай почти всегда называется исповедником, а в восточных «месяцесловах» ему усвояется название преподобного (так что даже и Евангелие на литургии в день памяти его у нас положено читать преподобническое), исповедником же едва ли он у нас где-нибудь назван, хотя в житиях его иногда и встречается сказание о его страдании за веру при императоре Диоклитиане. Вообще же то, что относится к монашескому жительству святителя, нелегко вяжется с положением христианства в 3-м веке.

Подробнее...

Антонин (Капустин), архимандрит. О мученичестве св. Домнины.

Рассматривая древния рукописи иерусалимской патриаршей библиотеки, и в частности сборники жизнеописаний святых, наполненные бóльшею частию Метафрастовыми «торжественными словами», я встречал между ними и расказы о святых, замечательные по своей краткости, точности и исторической определенности. А есть и прямые оффициальные акты. Один из последних я считаю не безполезным сообщить к общему сведению в возможно точном переводе 1.

Память св. мученицы Домнины положена в нынешних греческих святцах под 12 числом октября. Тоже – и в наших святцах, только у нас она по ошибке называется Домникою 2. В «мученикослове» римском названа Домниною и полагается под тем же числом. Тоже – и в «месяцеслове» крипто-ферратском, приписываемом имп. Василию II Порфѵрородному, и известном в ученом мире под названием: Menologium graecorum. В наших актах говорится положительно, что святая скончалась 5 октября. Неизвестно, почему день памяти ея перенесен на 12-е число.

[Текст памятника.]

В консульство Диоклитиана Августа – в первый раз, и светлейшаго Аристовула. 19 августа, за 14 дней до сентябрских календ, когда управлял Киликиею Лисий…

Для сличения приводим один древний расказ о страданиях св. муч. Домнины или Донуины, заимствуя, его из актов, приведенных у Барония (Annales Ecclesiastici. t. 11. p. 479. edit. 1600) 3. В них расказывается сначала мучение святых юношей Клавдия, Астерия и Неона, родных братьев, оговоренных мачихою в христианстве, с которыми вместе взяты были, по такому же оговору, и посажены в темницу Донуина и Феонилла 4. За объявлением смертного приговора мученикам, в актах говорится:

Подробнее...