Поселянин Е. "Пустыня". Очерки из жизни Фиваидских отшельников.
- История Церкви
- 15 Сентябрь 2024
ОТ АВТОРА
В наши дни усиленной переоценки всех ценностей строгий взор критики не может не останавливаться с особым вниманием на том ярком явлении в Церкви, какое представляет собой монашество.
И вот теперь, когда не только осуждают современное иночество, — увы, отстоящее далеко от путей первых иноков, — но и самые основы монашества, особенно полезно вспомнить о "чистых днях первоначальных" монашества.
В предлагаемых, очерках монашество является таким, каким оно должно быть; таким, каким замыслили его и воплотили в себе величайшие аскеты молодого христианства. Ими дан идеал.
И современному иночеству остается лишь одно из двух: или приблизиться, насколько оно в силах, к этому идеалу, или, отходя от него все дальше и дальше, окончательно захиреть и погибнуть.
Петровский А. Чин возведения в хорепископа.
- История Церкви
- 29 Август 2024
По поводу статьи протоиерея Н. Добронравова: «Хорепископы в древней восточной церкви». (Богословский Вестник. 1907. Май, ноябрь).
Одним из самых надежных данных для определения иерархической степени древних хорепископов, выяснению чего посвящена поименованная статья, является чин их поставления. Необходимость ссылки на него с указанной целью, признает и сам автор и, если не прибегает к ней, то лишь в виду отсутствия, по его мнения, исторических сведений о рукоположении хорепископов. «Что касается, говорит он, церковных обрядов рукоположения в хорепископы, то относительно этого мы не имеем никаких исторических свидетельств. Поэтому можно только предполагать, что, так как хорепископы были епископами, то хиротония их не отличалась от епископской»1. В действительности чин возведения в хорепископа известен по изданным проф. А.А. Дмитриевским рукописям Александрийской патриаршей библ. XIV в. № 149–104, XV в. № 371–48 и рукописи Синайской библ. XV в. № 1006. Каждый из указанных списков представляет данное чинопоследование с известными особенностями, но ни один не дает места предположению о тождестве хорепископской хиротонии с епископской.
Наиболее полное изложение чина возведения в хорепископа встречается в рукописи Александрийской патриаршей библ. XV в. № 371–48. Известный по ней в двух редакциях, он в одной из них имеет следующий вид. «По облачении патриарха приводится к нему хартофилаксом, имеющий хиротонисаться, и наклонив голову его, хартофилакс или архидиакон говорит: воимен. Патриарх, поднявшись, возглашает вслух окружающих следующее: «благодать всесвятого Духа чрез нашу мерность производит тебя хорепископом такого-то богоспасаемого града».
Петровский А. Предпасхальный пост в истории его развития.
- История Церкви
- 28 Август 2024
С самых первых веков своего существования христианская церковь освящает особого рода воспоминаниями все выдающиеся события и моменты из жизни Спасителя мира. В соответствии с их характером она устанавливает для своих членов то дни духовной радости и веселия, то дни печали и воздержания. К числу этих последних принадлежит и пост перед Пасхою. За все время своего существования он проводился в строгом воздержании и единственное различие заключалось лишь в том, что последнее не всегда и везде продолжалось одинаковый срок. В различные периоды и в различных церквах предпасхальный пост имел различную продолжительность. По крайней мере в Греции до IX приблизительно века не было единства во взглядах на данный предмет. Главная причина этого разногласия заключалась в неодинаковых взглядах на то, что должно служить точкою отправления предпасхального поста. Пока он совершался в воспоминание дней страдания и смерти Спасителя, его продолжительность равнялась двум дням, но как скоро его стали считать отображением сорокадневного поста Господа, то по необходимости увеличили до этого срока. Время господства каждого из указанных взглядов является, таким образом, и временем различной продолжительности предпасхального поста, С этой точки зрения история его развития представляется в следующем виде.
Петровский А. Петр Соколов. Агапы или вечери любви в древнехристианском мире.
- История Церкви
- 28 Август 2024
протоиерей Александр Петровский
[Рец. на:] Петр Соколов. Агапы или вечери любви в древнехристианском мире
См. также Агапы или вечери любви в древнехристианском мире
Посвященный изучению «одной из труднейших и темнейших проблем Церковной Истории», труд автора распадается на четыре части: история агап с ее подразделением на три периода, происхождение агап, их внешняя история, жизнь в империи, и отношение к ним язычников. Кроме того, особое приложение занимается вопросом об остатках агап в современной литургической церкви.
Петровский А. Новости русской и иностранной литературы.
- История Церкви
- 27 Август 2024
Содержание
Брайтэм. Восточная и западная литургии. Т. I: восточная литургии. Оксфорд 1896 г. Вновь найденный пурпуровый список свв. евангелий
Брайтэм. Восточная и западная литургии. Т. I: восточная литургии. Оксфорд 1896 г.1
Поименованный труд Брайтэма, составляющий второе издание сочинения Гаммонда «Liturgies Eastern and Western», представляет довольно ценный вклад в литургическую литературу, ценный в том отношении, что дает почти весь существующий материал по истории литургий восточной церкви. Кроме текстов восточных литургий четырех обрядов (I Сирийский обряд: 1) литургия VIII и 2) II кн. Апостольских Постановлений; 3) греческая литургия ап. Иакова; 4) сирийская того же имени. II. Египетский обряд: 1) греческая литургия св. Марка; 2) коптская того же имени, или литургия св. Кирилла Александрийского; 3) литургия эфиопского текста Апостольских Постановлений; 4) общая эфиопская литургия. III. Персидский обряд: литургия несториан. IV. Византийский обряд: 1) литургия Василия В. и Иоанна Златоуста IX в.; 2) литургия преждеосвященных даров IX в.; 3) литургия Иоанна Златоуста по современной практике православной греческой церкви; 4) литургия Василия В. по новейшему тексту; 5) литургия армян), он содержит еще введение и прибавления. В первом автор сообщает сведения о печатных изданиях текста каждой литургии, о хранящейся в библиотеках и у частных лиц MSMS и о литературе предмета, а во-вторых, приводит разного рода документы по истории литургий всех четырех обрядов, по преимуществу свидетельства отцов IV- VIII вв.
Петровский А. Некоторые особенности древней крещальной практики и их следы в современном чине крещения.
- История Церкви
- 26 Август 2024
Чин крещения принадлежит, к числу тех немногих последований, которые определились в своем составе с самого раннего времени. Все важнейшие и даже второстепенные его подробности можно найти уже у отцов и учителей церкви IV–V вв. Но столь раннее сформирование не осудило однако его состав на полную неподвижность, не исключило возможности такого или иного развития, перехода от одних форм к другим. Наличность последнего подтверждается древними литургическими памятниками, а их сравнение с современным чином крещения помогает уяснить происхождение некоторых, на первый взгляд непонятных, действий.
Одною из особенностей древнего чина крещения является его связь с литургией, требовавшая приведения новокрещенного в храм для присутствия за этою службою. Первым по времени свидетельством о преемстве крещения и литургии являются слова Иустина Мученика: «после того, как омоется таким образом уверовавший (в истинность учения) и давший свое согласие (жить сообразно с ним), мы ведем его к так называемым братьям в общее собрание для того, чтобы со всем усердием совершить общие молитвы как о себе, так и о просвещенном и о всех других, повсюду находящихся»1. Двумя столетиями позже тот же самый обычай отмечает путешественница к. Святым местам Сильвия Аквитанская. «Пасхальное бдение, говорит она, описывая иерусалимское богослужение Великой Субботы, совершается так же, как у нас, только здесь прибавляется еще следующее: дети, воспринимающие крещение, одеты так, как они вышли из купели, ведутся вместе епископом прежде всего в Воскресение.
Петровский А. Неселовский А. Чины хиротесий и хиротоний. Опыт историко-археологического исследования.
- История Церкви
- 26 Август 2024
протоиерей Александр Петровский
Неселовский А. Чины хиротесий и хиротоний. Опыт историко-археологического исследования
Чины хиротесий и хиротоний, или постановлений в низшие и высшие степени клира, имеют, как и все церковные чинопоследования, свою историю. «Простые и несложные вначале, они постепенно развивались и осложнялись, стремясь достигнуть такой формы, которая бы возможно совершеннее выражала мысль, соединённую с тем или другим чином» (стр. IV). Сообразно с этим и изучение их истории, к чему стремится автор, сводится к указанию того пути, которым шло развитие того или другого чина, выяснению тех изменений и дополнений, каким он подвергался в течение веков, определению причин, под воздействием которых совершался процесс развития, и уяснению смысла и значения входящих в состав его актов (Ibid.). Для выполнения подобной задачи автор обращается к обзору греческих и русских чинов хиротесий и хиротоний за различные периоды, начиная с III-IV в., производит тщательное сопоставление священнодействий, молитвословий и внешних символических действий, которыми было обставлено поставление в члены клира. При обилиии подлежащего изучению рукописного и печатного материала, множестве мелочей и подробностей, его труд превращается в кропотливую, требующую постоянного и напряжённого внимания, работу. Произведённая, несмотря на трудность, с редкою тщательностью, она несвободна тем не менее от некоторых недостатков: остались не использованными кое-какие документы, и оказались неверно понятыми и освещёнными некоторые подробности.
Петровский А. Благовещение.
- История Церкви
- 24 Август 2024
Благовещение – так христианская церковь называет один из великих богородичных праздников, падающий на 25-ое мартаи посвященный воспоминанию и возвещению архангелом Гавриилом Деве Марии тайны воплощения от нее Бога Слова. О самом событии повествуется в одном только евангелии от Луки, но подробно (1, 26 – 38), что вполне соответствует важности его как «главизны нашего спасения». Тут совершилась великая тайна боговоплощения: «Слово стало плотию, и обитало с нами» (Иоан. 1, 14). Событие совершилось «в шестый месяц», т. е. не в 6-й иудейский месяц, а в шестой месяц после зачатия Иоанна Крестителя. По времени установления праздник Б. является одним из древнейших богородичных праздников. Некоторые, как напр. братья Болландисты и прот. Дебольский, возводят его даже к апостолам; но подобное мнение не имеет за себя исторических данных. Свидетельства о праздновании дня Б. начинают появляться только в IV в. Первым по времени является свидетельство Афанасия Великого, называющего его в беседе о Богоматери «первым и всечестным» днем благовестия Божия о снисхождении Сына Божия с неба, а затем Иоанна Златоуста, выражающегося подобным же образом.
Петровский А. Апостольские литургии восточной церкви (речь перед защитой диссертации).
- История Церкви
- 24 Август 2024
Речь, произнесенная пред защитой магистерской диссертации под заглавием: „Апостольские литургии восточной церкви“
Преосвященнейшие Архипастыри и Милостивые Государи!
Пользуясь предоставленным мне правом слова, осмеливаюсь остановить ваше просвещенное внимание на некоторых пунктах своего труда. В ряду литургических памятников восточной церкви довольно видное и почетное место занимают литургии с именами ап. Иакова, Фаддея, Мария и ев. Марка. Их значение признают представители и богословской науки вообще и литургии в частности. Первым они дают право настаивать на апостольской древности некоторых частных пунктов христианского вероучения (напр., молитв за усопших), вторые находят в них прямое и ясное указание на состав евхаристии апостольского века. В глазах тех и других еще не утратили силы слова кардинала Сирлета в письме к одному канонику: «посылаем тебе литургию, которую александрийская церковь получила по преданию от блаженного Марка». Рассуждения на эту тему встречаются почти в каждом литургическом исследовании и в большинстве случаев сходятся к тому, что положение об апостольском авторитете рассматриваемых литургий возводится на степень непререкаемой истины. Их относительная несправедливость заключается в стремлении к чрезмерному расширению принадлежащего тому или другому апостолу, а безусловная правда в признании апостольской основы и в предугадывании свойственного этим документам значения.
Пентковский А. М. Студийский устав и уставы студийской традиции.
- История Церкви
- 23 Август 2024
Возобновление древнего константинопольского Студийского монастыря в конце VIII столетия стало поворотным пунктом в истории византийского монашества. До второй половины XI века, когда центром новой монастырской реформы стал константинопольский Евергетидский монастырь, именно студийские обычаи во многом определяли монашескую жизнь и богослужение в византийских обителях. Уже в начале IX века в Студийском монастыре началось формирование комплекса нормативных дисциплинарных и богослужебных текстов, фиксировавших результаты трудов преподобного Феодора Студита по устроению киновиального строя в монастырях студийской конгрегации1.
К нормативным дисциплинарным текстам студийского происхождения относятся Монашеские заповеди, Главы о трапезах и Главы о распределении пищи. Монашеские заповеди, составителем которых был преподобный Феодор Студит, регламентировали монастырскую жизнь в общежительном монастыре. Этот текст начинался статьей о необходимости повиновения игумену и содержал предписания и наставления, определявшие различные стороны монастырской жизни, в том числе предписание о порядке временного выхода из монастыря, наставление о бережном отношении к монастырскому имуществу, запрещение монахам собираться вместе, предписание регулярно исповедоваться игумену, наставления последнему о наложении епитимий, список монастырских должностей, предписание о бережном отношении к монастырским финансам, замечания о приготовлении теста для просфор и хлеба, изложение норм приема в монастырь. Завершались Монашеские заповеди статьей об избрании игумена и статьей о монастырской больнице2. Главы о трапезах содержали подробное описание распорядка обеденной, дополнительной и вечерней трапез в общежительном монастыре, а Главы о распределении пищи определяли состав монашеских трапез в постные и праздничные дни3.