Лурье В. М. Призвание Авраама идея монашества.

Монашество прежде монашества

1.1     Подвижническая жизнь в Ветхозаветной Церкви предхристианской эпохи

В середине I в. по Р. Х. иудейский писатель Филон Александрийский – чьи написанные на прекрасном греческом языке произведения сохранились лишь у христиан, а иудеями утрачены – в сочинении «О жизни созерцательной»[1] описал жизнь египетских «терапевтов» (буквально, «служителей»[2]). Правила этой жизни были так близки к позднейшему христианскому общежительному монашеству, что в первой пол. IV в. Евсевий Памфил написал в своей Церковной истории (II, 16–17), будто Филон говорил о первых христианских монахах. На заре научной патрологии – в XVII в. – ученые поверили Евсевию, но уже в XIX в. они стали осознавать свою ошибку. В действительности за идентификацией филоновских «терапевтов» как монахов не стояло ничего, кроме догадки самого Евсевия или каких-то его предшественников. Нам не известно никакой церковной традиции – ни в богослужении, ни в агиографической литературе – которая относила бы честь основания монашества к «терапевтам». До середины XX в. гипотеза Евсевия и его немногих среди ученых Нового времени последователей могла рассматриваться как одна из «ошибок молодости» научной патрологии. Но после 1947 г. линия развития научной мысли неожиданно вычертила резкий зигзаг – так на нее подействовало обнаружение в этом году поселения монашеского типа в Кумране. Устав этого поселения имел очень много общего с описанными Филоном египетскими «терапевтами», а также с упоминавшимися у разных историков «ессеями»[3]. До самой середины 1960-х гг. раздавались очень сильные голоса, предлагавшие считать Кумран поселением христианским или хотя бы «прото-христианским». 

Подробнее...

Ливцов В. А. Становление экуменического движения в 1920-1930-е гг.

ИСТОРИЯ

В.А. ЛИВЦОВ, кандидат исторических наук, профессор, заведующий кафедрой сервиса и туризма Орловского государственного университета.

Тел. (4862) 555-211; Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

СТАНОВЛЕНИЕ ЭКУМЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ

Статья посвящена проблеме становления экуменического движения в начале XX века. В последние годы в публицистике многократно поднимался вопрос об экуменизме. Однако исторических исследований данной темы мало. В статье на материалах Государственного архива Российской Федерации и Российского государственного архива новейшей истории исследуются механизмы формирования этого глобального явления.

Ключевые слова: экуменизм, экуменическое движение, церковь.

В 1920-1930-е гг. проходило становление экуменического движения, ратовавшего за сближение и соединение христианских конфессий. Именно в этот период накапливался опыт экуменического общения и формируются основные институты движения.

С 9 по 12 августа 1920 г. в Женеве под руководством Натана Сёдерблома с целью организации союза церквей практического христианства прошла подготовительная конференция, положившая начало движению «Жизнь и деятельность»1. На ней присутствовало около 137 делегатов из 40 церквей от 80 стран2. Приглашения, разосланные советом церквей Христа США, были направлены только протестантам. Известно, что некоторые члены совета были принципиально против посылки приглашений католической и православной церквам. 

Подробнее...

Ливцов В. А. Совещание Исполнительного комитета Всемирного Совета церквей в Одессе как успех советской внешней церковной политики в середине 1960-х годов.

Статья посвящена проблеме использования экуменизма в качестве инструмента советской внешней политики в середине 1960-хгодов. В статье на материалах Государственного архива Российской Федерации и Российского Государственного архива новейшей истории исследуются механизмы государственного влияния на Русскую Православную Церковь (РПЦ), имевшие целью продвижение советской внешнеполитической доктрины на международной арене с помощью такой авторитетной экуменической организации, ратовавшей за диалог и сближение Церквей, как Всемирный Совет Церквей (ВСЦ). В работе рассказано о событиях, связанных с совещанием Исполнительного комитета Всемирного Совета Церквей в Одессе.

Ключевые слова: экуменизм, Всемирный Совет Церквей (ВСЦ), Русская Православная Церковь (РПЦ).

В начале 1960-х годов советское руководство подтолкнуло Русскую Православную Церковь (РПЦ) к вступлению в экуменический Всемирный Совет Церквей (ВСЦ), который стремился к сближению и объединению христианских конфессий. При этом руководство СССР надеялось использовать трибуну этой влиятельной организации для продвижения своих внешнеполитических инициатив и противостояния зарубежной критике внутренней политики СССР. В то же время РПЦ, находившаяся в изоляции и под сильным государственным давлением, надеялась, что сотрудничество с ВСЦ облегчит её положение.

Для укрепления позиции и влияния РПЦ в ВСЦ советскому руководству представлялось необходимым провести в СССР одно из мероприятий ВСЦ.

Подробнее...

Кривец Е. А. Социально-политические и религиозные последствия завоеваний Египта в средние века.

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

Е.А. КРИВЕЦ

кандидат исторических наук, научный сотрудник Института востоковедения РАН E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Тел. (495) 679 99 80

Кривец Е. А. Социально-политические и религиозные последствия завоеваний Египта в средние века.

К XIV в. христианство в Египте приходит в упадок вследствие сильного давления на церковь со стороны мусульманских властей. Духовный и интеллектуальный, а затем уже и экономический кризис коптской церкви в средние века привел к исламизации коптского населения, разрушению церквей и монастырей, ликвидации богословской школы, угасанию монашества, общему упадку веры и нравов, низведению христианства на уровень одного из признаков национальной самоидентификации.

Ключевые слова: копты, Египет, христианский, церковь, исламизация.

В 640 г. арабы завоевывают Египет. Закончилось тысячелетнее господство греков. Национальная замкнутость египтян и недовольство византийским господством облегчили это завоевание Египта. Копты-монофизиты часто встречали арабов как освободителей. Церковный писатель яковит (ветвь монофизитов) XII в. Михаил Сириец пишет, что нашествие арабов явилось наказанием Божиим византийцам за их гонения на монофизитов: «Господь, видя злодеяния ромеев (т.е. византийцев), которые повсюду, где они властвовали, жестоко грабили наши церкви и наши монастыри и нас осуждали без жалости, вызвал с юга сынов Исмаила, чтобы спасти нас посредством их от рук ромеев»[1, с.100].

Подробнее...

Кривец Е. А. Исторические реалии и перспективы взаимоотношения церкви и государства в Египте.

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

Е.А. КРИВЕЦ

кандидат исторических наук, научный сотрудник Института востоковедения РАН Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Тел. (495) 679 99 80

Кривец Е. А. Исторические реалии и перспективы взаимоотношения церкви и государства в Египте.

В VII в. христианский Египет был завоеван арабами. С тех пор однородное по религиозному составу население начинает разделяться на христиан и мусульман. Только к XIV в. христиане-копты становятся меньшинством, и с этого времени благополучие коптской общины зависит от отношений с мусульманской властью. Несмотря на непрекращающееся давление на христиан, в XXI в. коптский патриарх занял позицию сохранения «худого мира» какому-либо противостоянию или враждебности с государством.

Ключевые слова: копты, мусульмане, меньшинство, государство, отношения.

Характерной особенностью церковно-государственных отношений в Египте, начиная с его арабо-мусульманского завоевания, было то, что личность патриарха и сама коптская церковь находились под постоянным контролем властей. Активно участвуя практически во всех сферах жизнедеятельности коптской церкви, власти тем самым обеспечивали себе немалый источник дохода.

Подробнее...

Кириллов А. Опыт цивилизационной характеристики духовной культуры. Византия.

Содержание

Автореферат Общая характеристика работы Положения, выносимые на защиту: Научная новизна исследования. Апробация работы Структура работы Основное содержание диссертации 

 

24.00.01 – Теория культуры

Автореферат

диссертации на соискание учёной степени

кандидата философских наук

Ростов-на-дону – 1998

Работа выполнена аспирантом на кафедре философии философского факультета

Ростовского государственного университета.

Научный руководитель – доктор философских наук,

профессор Ерыгин А.Н.

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Зарубин А.Г.

Подробнее...

Казаков М. Епископ и империя: Амвросий Медиоланский и Римская империя в IV веке.

Содержание

Введение

Глава I. Время, в котором он «был потерян» Глава III. «Я стал учить вас тому, чему и сам еще не научился» Глава IV. «Арианский яд» Глава V. У истоков великого церковного раскола, или разногласия «между самими правоверными» Глава VI. «Превосходнейшему Августу Грациану и христианнейшему принцепсу Амвросий епископ» Глава VII. «Алтарь Христа не принимает Твоих даров, потому что Ты принес жертву алтарю идолов» Глава VIII. «Скорблю о тебе, любимейший сын мой Грациан; ты дал нам много доказательств своего благочестия» Глава X. «Вы просите у императора мира для своих богов, мы же испрашиваем у Христа мира для самих Императоров» Глава XII. «...Я не общался с епископами,...которые просили предать смерти неких людей, пусть и уклонившихся в сторону от веры...» Глава XIII. «Императору принадлежат дворцы, священнику – церкви» Глава XIV. «Ты привел меня к Нему без моего ведома, чтобы Он привел меня к тебе с моего ведома» Глава XV. «...в самых военных делах, думается, нужно обращать внимание на то, справедливы ли эти войны или нет» Глава XVI. «...он сложил с себя царские знаки отличия и публично в церкви оплакивал грех свой...» Глава XVII. «...небо придет на помощь твоему благочестию, которое спасет римскую империю от варварской дикости разбойников и от царствования недостойного узурпатора» Глава XVIII. «...с уходом из жизни такого человека, Италии будет угрожать гибель» Заключение Эпилог Амвросий Медиоланский – человек, политик, епископ 

Подробнее...

Казаков М. М. Христианская Церковь 4 века.

IV век в истории христианства был временем столь важных для судеб этой религии событий, что их значимость сравнима, пожалуй, лишь с самим Священным Писанием. В это время происходит широкое распространение христианства по всему римскому миру и за его пределами и христианизация всех сфер жизни общества, формирование церкви как особого общественного политического социального и экономического института и оформление христианской догмы, вершившей умами миллионов людей на протяжении последующих веков, закладываются основные формы союза церкви и государства, которые определяют перспективы политического развития Европы и Византии в эпоху средневековья и создается основа для политического господства церкви, наконец, IV столетие, как всякая переломная эпоха, представило человечеству целую плеяду выдающихся деятелей церкви – ее отцов, немеркнущий свет авторитета которых озаряет всю последующую историю христианства.

Подробнее...

Ельчанинов А., Флоренский П., Эрн В., Булгаков С. Н. История религии.

Содержание

Предисловие

Первобытная религия I. Религиозные верования и культ. Миграция. Вера в духов. Представление о посмертном существовании. Злые духи. Духи предков. Фетиши. Амулеты. Одушевленность природы. Почитание животных. Тотемизм. Учение о всеобщей одушевленности и бессмертии всех вещей. II. Мифология. Мифы о солнце, луне, земле, небе, звездах и других явлениях природы. III. Религиозная практика. Серьезное отношение к культу. Старейшины. Колдуны. Места культа. Жертвы, молитвы, заклинания, пост, очищение. Непосредственное богообщение. Общественный культ. Переход к высшим религиям Религия древней Греции I. Двойственный характер эллинской религии. Первобытные элементы: Природа, предки. Местные культы. Эволюция греч. религии II. Греческий Пантеон. Полубоги. Антропоморфический характер греческой религии. Ограниченность олимпийцев. Судьба. Тартар и представления о загробном мире III. Греческая религиозная практика. Отношение к богам. Молитва. Жертва. Мантика. Оракулы. Священные места. Жрецы. Празднества. Семейный культ IV. Основные черты греческой религии: антропоморфизм, принцип прекрасного и слабость нравственного момента. Сознание недостаточности этих начал, выразившееся в тайных культах, мистериях и философских учениях. Идейный переход от антропоморфического многобожия, аморализма и оптимизма к монотеизму, идеям греха и искупления. Философская, рационалистическая критика. Положительное философское творчество – Платон Буддизм I. Индия до буддизма. Веды. Натуралистический характер древней религии индусов. Брахманизм. Идея жертвы. Философские школы. Веданта, Санкья и Иога. Элементы до-буддийского мировоззрения, воспринятые буддизмом. Будда, Закон, Община

Подробнее...

Димитрий (Самбикин). Собор св. 70-ти апостолов.

Содержание

Собор св. 70-ти апостолов Святой апостол Иаков, брат Господень Святой апостол и евангелист Марк Святой апостол и евангелист Лука Святой апостол Клеопа Святой апостол Симеон или Симон Святой апостол Варнава Святой апостол Иосия, или Иосиф, нарицаемый Варсава-Иуст Святой апостол Иуда Святой апостол Анания Святой апостол Стефан, архидиакон и первомученик Святой апостол Филипп Святой апостол Никанор диакон Святой апостол Прохор диакон Святой апостол Тимон Святой апостол Пармен Святой апостол Тимофей Святой апостол Тит Святой апостол Филимон Святой апостол Онисим Святой апостол Епафрас Святой апостол Архипп Святой апостол Сила Святой апостол Силуан Святой апостол Крисп Святой апостол Епенет Святой апостол Андроник Святой апостол Стахий Святой апостол Амплий Святой апостол Урван Святой апостол Апеллий Святой апостол Аристовул Святой апостол Иродион Святой апостол Агав Святой апостол Руф Святой апостол Флегонт Святой апостол Асигкрит Святой апостол Ерм Святой апостол Патров Святой апостол Ермий Святой апостол Лин Святой апостол Гаий Святой апостол Филолог Святой апостол Лукий Святой апостол Иасон Святой апостол Сосипатр Святой апостол Олимп Святой апостол Тертий Святой апостол Ераст Святой апостол Куарт Святой апостол Евод Святой апостол Онисифор Святой апостол Климент Святой апостол Сосфен Святой апостол Аполлос Святой апостол Тихик Святой апостол Епафродит Святой апостол Карп Святой апостол Иоанн Марк Святой апостол Зина Святой апостол Аристарх Святой апостол Пуд Святой апостол Трофим Святой апостол Артема Святой апостол Акила Святой апостол Фортунат Святой апостол Ахаик Святой апостол Еввул Святой апостол Нимфан

Подробнее...