Скабалланович М.Н. Рождество Пресвятой Богородицы. История праздника.

Хотя Рождество (nativitas) Пресвятой Богородицы можно, со св. Андреем Критским, назвать «началом праздников», но по времени появления своего в Церкви этот праздник едва не последний из двунадесятых.

Вообще Богородичные праздники должны были появиться позднее Господских. Правда, первое упоминание о празднике Рождества Пресвятой Богородицы мы встречаем в V в. на Востоке в словах Прокла, патриарха Константинопольского (439-446 гг.), а на Западе — в сакраментарии (требнике) папы Геласия (492-496 гг.). Но эти свидетельства не имеют полной достоверности: подлинность слов Прокла оспаривается, а древнейшие списки сакраментария Геласия — значительно позднее этого папы (не ранее VIII в.). В недавно открытом сирийском месяцеслове 412 г. не упоминается не только о празднике Рождества Богородицы, но и ни об одном из Богородичных праздников (из Господских — только о Рождестве Христовом и Крещении). Под 8 сентября здесь стоит память: «пресвитер Фавст и Аммоний и 20 других мучеников».

Праздник возник, по-видимому, первоначально в греческой Церкви и очень скоро после этого появился в Риме, отсюда и оттуда распространяясь на дочерние Церкви. Знаменательно, что праздник есть не только у иаковитов, но и у несториан («Рождество Владычицы Марии»), и также 8 сентября (только в некоторых древних коптских месяцесловах 26 апреля) [1]; это может быть признаком того, что праздник появился в Восточной Церкви до отделения от нее этих еретиков, веке в V.

Подробнее...

История праздника Рождества Пресвятой Богородицы.

Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенной: из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.
 

Первые свидетельства об этом двунадесятом празднике относятся к V в. Это Слова Прокла, патриарха Константинопольского (439–446 гг.) и сакраментарий папы Геласия I (492–496 гг.), хотя древнейшие списки последнего датируются лишь VIII в. В пользу раннего появления праздника Рождества Богородицы в Восточной Церкви говорит и тот факт, что этот праздник есть под той же датой (8 сентября) у иаковитов и несториан, отделившихся от Православной Церкви в V в., под названием «Рождество Владычицы Марии».

В VII–VIII вв. в Греческой Церкви праздник уже отмечается с большой торжественностью. Св. Андрей Критский († ок. 712 г.), составил на него два слова и канон. Праздник также отмечен в грузинской версии иерусалимского Лекционария (VII в.; издан прот. К. Кекелидзе) и праздничном Евангелии императора Феодосия III (715-717 гг.).

Несмотря на упоминания о Рождестве Богородицы в латинских источниках VII в., праздник не имел общего распространения и торжественной службы вплоть до XII–XIII вв. Лишь на Лионском соборе 1245 г. папа Иннокентий IV сделал октаву праздника обязательной для всей западной Церкви, а папа Григорий XI (1370–1378 гг.) установил для праздника вигилию (vigilia) с постом и особую службу литургии.

Тогда же в XIII в. на латинском Западе появляется объяснение даты праздника: один благочестивый человек несколько лет подряд в ночь под это число [8 сентября] слышал с неба праздничное пение ангелов. На его вопрос о причине этого ему было открыто, что ангелы веселятся, так как в эту ночь родилась Дева Мария. Узнав об этом, папа тотчас распорядился, чтобы, по примеру небожителей, и на земле праздновалось Рождение Святой Девы (Скабалланович М. Н. Рождество Пресвятой Богородицы. М., 2004р. С. 40–41).

Подробнее...

Лебедев А. П. Два пионера церковно-исторической науки у нас и немногие сведения о жребиях их преемников.

Два пионера церковно-исторической науки у нас и немногие сведения о жребиях их преемников: [I. Мефодий (Михаил) Смирнов; II. Иннокентий (Иларион) Смирнов]

В далекие старые времена в греческой Церкви церковная историография имела многих примечательных представителей. Эта область богословских наук возделывалась с удивительной энергией. То ли видим в новейшее время? Ничего похожего. Можно быть уверенным, что редко кому известен даже по имени хоть один греческий церковный историк новейшего времени. Это не потому, что в наше время больше обращают внимание на западных историков и их изучают, оставляя в стороне греческих. Нет, греки ничего не дают сколько-нибудь примечательного в данном отношении. Нам равно нечему учиться у них. Начиная с 15-го века, со времени падения Византии и до настоящего времени известно только два сочинения, принадлежащих перу греческих богословов и сколько-нибудь заслуживающих внимание историка. Да и то разумеем сочинения очень не новые. О них мы только упомянем, потому что останавливаться долго на них значило бы понапрасну тратить дорогое время. Одно из этих сочинений написано Досифеем, патриархом Иерусалимским, жившим в конце 17 века, а издано оно в начале 18-го. Оно заглавляется: «История Иерусалимских патриархов». Книга заключает в себе до 2000 страниц и представляет, вопреки заглавию, общий очерк церковной истории с древних времен – с обращением преимущественного внимания на историю патриархата Иерусалимского. Другое сочинение принадлежит митрополиту Афинскому Мелетию: «Церковная история». Эта история издана в трех томах в 1783 году. Написана же она автором в начале 18-го века и доведена до того времени, когда жил сам автор1. Вот и все более замечательное, чем одарила православная Греция науку в последние столетия.

Видно, что церковная Греция потеряла ключи науки. Что касается единоверных нам славян, то нам никогда не приходилось ни видеть церковно-исторических сочинений, принадлежащих славянским богословам, ни слышать о них. Вообще, как известно, наука у славян весьма не процветает. Быть может, славяне в простоте души ждут: не даст ли им щедролюбивая Россия и церковно-историческую науку, как она осыпала их великими и богатыми милостями в других отношениях.

Подробнее...

Панченко К. А. Булус аль-Хабис, коптский новомученик XIII в. судьба на фоне эпохи.

Статья посвящена реконструкции биографии малоизвестного коптского подвижника Булуса аль-Хабиса (f 1267/8). Найдя в пещере клад фатимидского халифа аль-Хакима, Булус употребил эти деньги на помощь бедным и выкуп христиан, подвергавшихся преследованиям в правление мамлюкского султана Бейбарса. В течение двух или трех лет он был окружен всенародным поклонением, но затем слава Булуса стала раздражать мусульманских духовных авторитетов. Бейбарс потребовал от монаха открыть источник его богатств, но Булус отказался, был посажен в тюрьму и умер под пытками. В статье делается попытка реконструировать биографию и понять мотивацию Булуса аль-Хабиса.

Ключевые слова: христианский Восток, копты, Мамлюкское государство, Бейбарс, христианско-мусульманские отношения.

Человек, о котором пойдет речь в настоящей статье, коптский монах XIII в. Булус аль-Хабис (Булус Затворник), оказался обойден вниманием как своих соплеменников, так и европейских ученых. Как кажется, он меньше всего этого заслуживает, и не только потому, что закончил свою жизнь мучеником. Булус не созерцал мистических видений, не совершал исцелений, не прорицал будущее и не усмирял диких зверей, но был он поистине великим человеком, вполне достойным причисления к лику святых.

Тем не менее в коптских синаксарях Булус аль-Хабис не фигурирует. Из всех известных мне позднейших исследователей только один обращался к данному персонажу — это Субхи Лябиб, автор ряда публикаций, посвященных Булусу, в том числе статьи в Коптской Энциклопедии2. Но их научный аппарат и глубина анализа оставляют желать лучшего.

Подробнее...

Афанасий (Евтич), епископ. Поучения благостного старца Клеопы.

Старец Клеопа

В сентябре 1976 года мы были в Румынии 1, этой соседней нам православной стране братского нам по вере румынского народа. Мы ездили туда для участия в совещании, посвященном христианскому воспитанию. По благословению Блаженнейшего Патриарха Румынии Иустиниана и митрополита Молдовы высокопреосвященного Иустина эта встреча проводилась в семинарии неподалеку от монастыря Нямц в Молдове – северо-восточной области Румынии.

Из Бухареста мы на автобусе поехали на север. Доехав наконец до Карпат, мы остановились для краткого отдыха в горном монастыре Синая, основанном монахами Синайской горы, обосновавшимися здесь в древние века. Далее мы поехали через величественные ущелья и живописные горные перевалы, на севере пересекли Карпаты и спустились по Молдавской возвышенности к монастырю Нямц (в понедельник вечером, 6 сентября).

На следующий день мы, прежде всего, поклонились святыням этой обители и были на Божественной литургии, которая совершалась в соборном храме, а затем в семинарии начались беседы по христианскому воспитанию и образованию. Продолжались они до пятницы, и много хорошего было высказано на этом совещании. Каждый из участников хотел внести свой вклад в решение этой сложной и ответственной проблемы и нашей насущной задачи.

Подробнее...

Лебедев А. П. История открытия в последнее пятидесятилетие древних церковно-исторических памятников и их значение.

Lechler. Urkundenfunde zur Geschichte des christlichen Altertums. Leipz. 18861

(Полная рукопись, так называемых, Климентовых Гомилий (Климентивы)). – Записки Авксентия об Ульфиле, епископе Готском, – «Обличение всех ересей» (Философумены). – Памятники на Сирском языке: три послания Игнатия Богоносца в Сирском тексте; Мелитона Сардийского – «Речь (апология) к императору Антонину»; Вардезана – «Законы стран»; Афанасия Великого – «Пасхальные письма»; Иоанна Эфесского– «Церковная История». – Послание Ап. Варнавы. – Ерма – «Пастырь». – Полная рукопись, так называемых, двух посланий Климента Римского. – Тациана – «Диатессарон», открытый в комментариях Ефрема Сирина. – Евсевия – Церковная история в Сирском и Армянском переводе. – «Учение Двенадцати Апостолов»).

Век, в какой мы живем, отличается от других веков тем, что в течение его открыто и публиковано замечательно большое число древнехристианских памятников и документов. В особенности много сделано таких открытий в последнее пятидесятилетие. Начиная от средины тридцатых годов, идет открытие за открытием; множество замечательных памятников увидело свет. По своему научному значению они так важны, что далеко оставляют за собою памятники, найденные в течение многих десятилетий до тридцатых годов. Как происходило это открытие? Отчего зависел такой редкий успех? Этот счастливый успех объясняется, конечно, возрастанием внимания и усердия исследователей; с другой стороны, нельзя не видеть в этом явлении благоволения Божественного Промысла, явно благословляющего тружеников и любителей науки. Открытия, сделанные в последнее время, очень разнообразны: они касаются памятников, имеющих значение для всех веков церковной истории, памятников, которые или были совсем неизвестны, или считались навсегда затерянными. Здесь, однако, речь будет не обо всех этих памятниках, а только о тех, которые касаются древнейшей эпохи христианства, именно первых шести веков.

Подробнее...

Андрей Шестаков. Епископ Афанасий (Евтич).

Епископ Афанасий (Евтич) родился 8 января 1938 года в селе Брдарици в Шабацком крае на западе Сербии. После окончания начальной школы в Драге и гимназии в Шабаце поступил в Белградскую семинарию, которую закончил в июне 1958 года. В сентябре того же года поступил на Богословский факультет Сербской Православной Церкви в Белграде и вскоре был призван на действительную военную службу.

По возращении из армии по благословению епископа Шабацко-Вальевского Иоанна (Велимировича) принял монашеский постриг, который 3 декабря 1960 года совершил архимандрит Иустин Попович в монастыре Пустиня под Вальево. Будучи собратом монастыря Троноша под Лозницей, продолжил учебу на Богословском факультете. На Богоявление 1961 года еп.Иоанном рукоположен во иеродиакона. В июне 1963 года защитил диплом. В этом же году на праздник Успения Пресвятой Богородицы рукоположен в иеромонаха.

По окончании Богословского факультета, подал прошение Священному Синоду о разрешении на продолжение образования в Греции и в феврале 1964 года был направлен патриархом Германом в Богословскую академию на о. Халка (Турция). В академии иеромонах Афанасий пробыл до июня 1964 года, после чего переехал в Грецию, где на богословском факультете Афинского университета под руководством профессора догматики академика Иоанна Карми написал докторскую диссертацию на греческом языке на тему: «Экклесиология апостола Павла по св. Иоанну Златоусту». Защита диссертации состоялась 2 июня 1967 года. После защиты диссертации еще год прожил в Афинах, продолжая научную работу в основном в области патристики. В это же время служил приходским священником в афинской русской церкви.

Подробнее...

Арсений (Минин), иеромонах. Путеводитель во св. град Иерусалим ко Гробу Господню и прочим святым местам Востокa и на Синай.

С воспоминанием страстей Христовых и прочих знаменательных событий, совершившихся на святых местах.

Содержание

Вступление Константинополь Солунь, или Салоник Дарданеллы и город Чанаклис (бывший древле Кизик) Митилин Смирна XIО Родос Кипр Бейрут Кайфа Назарет Кана Галилейская Гора блаженств Тивериада Сион Гефсимания Моление Спасителя о чаше Страстной путь Голгофа Иерусалимский храм Воскресения Христова и находящиеся в нем святые места Живоносный гроб Христа Спасителя Развалины дома Ирода. – Развалины монастыря св. Марии Магдалины и церкви Богоотец Иоакима и Анны. – Овчая купель. – Гроб Пресвятой Богородицы в Гефсимании Воспоминание об успении Богоматери Гора Елеонская или Масличная Вифания Омарова мечеть, бывший храм Соломонов Западные и северные местности Иepyсалима Монастырь св. Креста Животворящий Крест Христов Воспоминание явлений на небе Животворящего Креста Господня, виденных в Иерусалиме Горный град Иудов. – Латинский монастырь св. Иоанна Предтечи. – Место свидания Пресвятой Девы Марии с праведною Елисаветою. – Пещера св. Иоанна Крестителя. – Мальха. – Источник св. Филиппа Вифлеем Пруды и сады Соломона Хеврон. Мамврийский дуб и монастырь св. великомученика Георгия Лавра Саввы Освященнаго Иордан. – Мертвое море – Гора искушения или Сорокадневная. – Развалины Иерихона. – Селение Риха. – Галгал. – Развалины монастырей: св. Иоанна Предтечи и препод. Герасима Путешествие на св. гору Синай и к святым местам Египта Порт – Саид Исмаил Суэз Путь от Суэза до Раифы и Синая Монастырь Синайский, гора Синай и окрестности монастыря Святые места, находящиеся в окрестности Синайского монастыря Раифа (по туземному Эль – Тор) Каир Александрия Заключение 

Подробнее...

Паисий Святогорец, преподобный. Святой Арсений Каппадокийский.

Содержание

Введение Житие святого Арсения (Хаджефендиса) Чудеса святого Арсения Тропарь, глас 3 Кондак, глас 4 Величание    
 

Книга посвящена житию и чудесам одного из самых замечательных святых последнего времени – греческого подвижника преподобного Арсения Каппадокийского († 1924; пам. 28 октября/10 ноября). Автор – известный на Афоне Старец Паисий († 1994), написавший несколько книг о подвижниках, с которыми Господь благословил ему встречаться в жизни. Отец Паисий был крещён преподобным Арсением и получил от него имя Арсения, кроме того, преподобный предсказал ему монашеский путь.

Перевод книги выполнен с 25-го греческого издания Издательским Домом “Святая Гора” с разрешения Иоанно-Богословского монастыря в Суроти (Фессалоники).

 

ДЕЯНИЕ ПАТРИАРХА И СВЯЩЕННОГО СИНОДА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ПАТРИАРХАТА О ПРИЧИСЛЕНИИ К ЛИКУ СВЯТЫХ ИЕРОМОНАХА АРСЕНИЯ КАППАДОКИЙСКОГО ДИМИТРИЙ I МИЛОСТИЮ БОЖИЕЙ АРХИЕПИСКОП КОНСТАНТИНОПОЛЯ – НОВОГО РИМА И ВСЕЛЕНСКИЙ ПАТРИАРХ

Подробнее...

Антонин (Капустин), архимандрит. Св. Николай, епископ Пинарский и архимандрит Сионский.

Кто читал со вниманием житие святителя Николая, положенное в нашей Четьи-Минее, от того не может укрыться одна встречаемая в нем историческая несообразность. Говорится там, что великий угодник Божий, будучи еще пресвитером, отправлялся в Палестину на поклонение св. местам, восходил на Голгофу1, и вошел раз в св. церковь (конечно, Воскресения) вратами, которые отверзлись ему сами. Затем, по возвращении домой в Ликию, он возводится на архиепископский престол города Мир и уже после всего этого делается исповедником веры Христовой при царях Диоклитиане и Максимиане, и: сияет потом чудесами на весь мiр при св. Константине Великом. Но святые места Иерусалима приведены во всеобщую известность уже при сем самом христолюбивейшем императоре, и славная церковь Воскресения освящена только 13 сентября 335 года, то есть 30 лет спустя после Диоклитианова и Максимианова правления.

Замечаем кроме сего, что в западных «мученикословах» св. Николай почти всегда называется исповедником, а в восточных «месяцесловах» ему усвояется название преподобного (так что даже и Евангелие на литургии в день памяти его у нас положено читать преподобническое), исповедником же едва ли он у нас где-нибудь назван, хотя в житиях его иногда и встречается сказание о его страдании за веру при императоре Диоклитиане. Вообще же то, что относится к монашескому жительству святителя, нелегко вяжется с положением христианства в 3-м веке.

Подробнее...