Александр (Милеант). Нехристианские религии и учения.

Содержание: Буддизм другие восточные учения.   Ислам.   Иудаизм.   Масонство. Мистицизм.   Пантеизм.   Спиритизм.   Теософия.   В кратце о других учениях.   

В приложении: У Источника Вечного Наваждения — Об учении кришнаитов (священник Димитрий Каплун)

 

Буддизм и

другие восточные учения

 

Основатель Буддизма  — Сиддарта-Гаутама, живший в Индии (Непал) в VII в. до Рождества Христова и названный Будда, что значит “просветленный.” После своего возникновения буддизм распространился по многим странам Востока. Буддизм не признает Творца, но верит в вечность материи, в круговое движение и смену явлений. Буддизм учит, что мир, страдания и наслаждения — это видимость, кажущееся бытие. Отрешением от воли — от эгоизма и всех его следствий — человек погружается в нирвану, то есть состояние полного душевного спокойствия, отсутствия желаний, мыслей, словом — в психическое небытие. По учению Будды, жизнь — это зло. Человек должен стремиться к нирване (небытию). Блаженство достигается самоотрицанием воли, аскетизмом, отрешением от злобы и дурных побуждений, любовью ко всем и готовностью пожертвовать собой для других. Высокая мораль с вытекающим из нее социальным учением способствовала распространению буддизма. Буддизм, кроме того, учит, что полной смерти нет, но после смерти души людей переселяются из человека в человека и даже в животных. Буддистская доктрина о переселении души идет в разрез с христианством (согласно православному вероучению, душа вместе с телом составляет единую человеческую природу. В момент смерти душа временно отделяется от своего тела, чтобы в момент воскресения снова соединиться с ним на вечность). Вот несколько правил буддизма: не уничтожать жизнь, не обманывать, не красть, не эксплуатировать и не пить опьяняющие напитки. Жертвовать всем для блага людей. Быть спокойным и добрым, жить скромно, не увлекаться роскошью, ни на кого не сердиться, никого не обижать, стараться всюду создавать мир, препятствовать войнам и всему, что уничтожает жизнь. Учение буддизма неодинаково во всех странах, в каждой стране оно имеет свои специфические особенности. Отрицая бытие личного Бога, буддизм в сущности является своеобразным атеизмом.

Подробнее...

Александр (Милеант). Демонические культы.

"С использованием материалов из изданного Миссионерским отделом Русской Православной Церкви Московского Патриархата в 1997 году правочника "Новыерелигиозные организации деструктивного и оккультного характера" (1-е издание - 272 с., 2-е издание - 459 с.)." Рекомендуем вам посетить новый сайт "Религиозная безопасность":  www.stolica.narod.ru, а также сайт: www.blagovest.bel.ru/mission/sects1/main.htm

 

 

Содержание: Сатанинские культы в мире и в России.  Доктрины сатанинских культов.  Черная Библия.  Характеристика сатанинских культов.  Демонические группы.   Демоническое течение в шаманизме.  Криминальный характер чешских культов.  Южный Крест — Московская церковь сатаны.  Черный Ангел.  Общество сатаны.  Синий лотос.  Центр “Юнивер.”  Новый Акрополь.  Общество Адамитов.

        Сообщение.

Подробнее...

Александр (Милеант). Где истинная Церковь? Сведения о церквах и сектах

Содержание:

Признаки истинной Церкви.  Православная Церковь.  Римско-католическая церковь.  Протестантизм.  Лютеранство  и его эволюция.

 

Кальвинизм, реформаторство,  пресвитерианство.  Англиканское исповедание.  Баптисты.  Квакеры.  Пятидесятники. Современный “дар языков.”  Методисты.  Меннониты.  Мормоны.  Адвентисты 7-го дня.  Свидетели Иеговы.  “Христианская наука.”  Общество саентологии.  “Современный гуманизм.”

 

Псевдорелигиозные  общества и культы.  Ереси и секты в России.  Униаты в России.  Кратко о  других вероисповеданиях.  Атеизм.

Заключение.

 

Приложение.

Обмiрщение Современного Христианства.  Остерегайтесь попасть в секту.  Молитва об  обращении заблудившихся.

 

 

Признаки истинной Церкви.

Все увеличивающееся количество церквей и всевозможных сект затрудняет для некоторых вопрос, какая из них является истинной Церковью и существует ли вообще в наше время единая истинная Церковь. Может быть, думают некоторые, первоначальная апостольская Церковь постепенно раздробилась, и существующие теперь церкви обладают лишь осколками ее бывшего духовного богатства — благодати и истины. При таком воззрении на Церковь некоторые полагают, что ее можно восстановить из существующих христианских деноминаций (религиозных обществ, сект) путем сговора и взаимных уступок. Такое воззрение лежит в основе современного экуменического движения, которое не признает ни одну церковь истинной. Может быть, думают другие, Церковь принципиально никогда ничего общего не имела с официальными церквами, но всегда состояла из отдельных верующих людей, принадлежащих к разным церковным группировкам. Это последнее мнение выразилось в учении о так называемой “невидимой церкви,” выдвигаемом современными протестантскими богословами. Наконец, для многих христиан неясно: нужна ли вообще Церковь, когда человек спасается своей верой?

Подробнее...

Леонид (Кавелин), архимандрит. Рассказ о святогорских монастырях архимандрита Феофана (Сербина).

Содержание

Вместо предисловия О Святогорских монастырях. Рассказ Архимандрита Феофана (Сербина) 

 

Вместо предисловия

Кастомонитский архимандрит Феофан (Сербин), заточенный по указу царя Алексея Михайловича в конце 1663 года в Кириллов монастырь по неизвестной причине, известен в древней русской письменности как автор печатаемого ниже (впервые) Рассказа о Святогорских монастырях (1663–1666) и как переводчик на славянский язык греческой Псалтири 1540 года Максима Грека (автограф) в том же Кирилловом монастыре в 1665 году, что видно из надписи на упомянутой греческой Псалтири 1540 года (в числе рукописей Кириллова монастыря, in 4°, в бархате; см. в рукопис. с.-пет. духовной академии). Этот Феофан, по нашему мнению, тот самый архимандрит Феофан, который привез сперва в Москву (20 июля 1661 года), а потом в Воскресенский монастырь (16 октября 1662) икону греческого письма, копию с чудотворной иконы Хиландарскаго афонского монастыря, Божией Матери Троеручицы1. В Воскресенском монастыре как он сам, так и привезенная им копия с чудотворной иконы были приняты уже опальным тогда патриархом Никоном с великой честью2, что и погубило Феофана. В декабре следующего года (1663) он со старцем своим Васьяном был, по указу царя Алексея Михайловича, за самовольное сношение его с патриархом Никоном сослан в ссылку в Кириллов-Белозерский монастырь, в котором и пробыл до конца собора 1666–1667 года. Этого Феофана наши библиографы смешивают иногда с другим Феофаном, иеродиаконом и библиотекарем Чудова монастыря (см. Обзор русской духовной литературы Филарета, арх. черниговского, стр. 240).

Подробнее...

Леонид (Кавелин), архимандрит. Сербская иноческая община в Палестине.

«Помянух дни древния – поучихся.»

Псалом 142.

Если Российская Православная Церковь достойно хвалится, имея начальниками иноческого жития в нашем отечестве таких мужей, как Преподобные Антоний и Феодосий Печерские, то и сербская Церковь тоже хвалится о Господе, имея начальниками иноческого жития в Сербии таких мужей, каков св. Симеон Неманя и сын его, св. Савва, самоотверженно променявших Царские почести на иноческую власяницу. Стремление на поклонение св. местам нашего искупления, столь понятное в христианине, современно как у нас, так и в Сербии, принятию христианской веры. Из жития св. Саввы Сербского видно, что он двоекратно посещал Палестину, уже бывши в сане архиепископа Сербского народа (с 1222 года), первый раз в 1230 году по смерти брата своего, Первовенчанного Краля Стефана, после торжественного венчания на Царство сына своего Радослава, а именно, после праздника Светлого Христова Воскресения. Пробывши после этого краткое время с Кралем племянником, св. Савва вознамерился исполнить свое давнее желание – поклониться святому и живоносному Гробу Христа Спасителя и обойти другие святые места. Напрасно Краль и все знатные духовные и светские лица молили Святителя не оставлять своей земли. Он утешил их обещанием возвратиться вскоре, сел в Далматии на корабль и, хранимый Богом, скоро прибыл в Св. Град; теплыми слезами оросил он гроб Господа Ииcyca и св. Голгофу, с почтением и радостию был принят тогдашним Иерусалимским Патриархом Aфанасием. На другой день они вместе отслужили св. литургию в церкви Христова Воскресения. Учинивши богатые дары церкви и раздавши обильную милостыню бедным, он пошел посетить и другие св. места: был на Иордане, в монастыре Преподобного Герасима, был и в Лаврах св. Саввы Освященного и св. Евфимия Великого, и в киновии Преподобного Феодосия, а оттуда достиг Назарета, восходил нa Фавор, обошел и все Палестинские монастыри, заглянул и к пустынникам и отшельникам и вступал с ними в духовные беседы, приобретал св. мощи, церковные древности, иконы и книги, и, опять посетивши Иерусалим, отправился в обратный путь. В Акре сел он на корабль и благополучно достигнул Никеи, где по смерти императора Феодора Ласкаря (ум. 1221) царствовал тогда Иоанн Дука Ватаци. Он с почтением и любовью встретил св. Савву и часто беседовал с ним о святых местах, им посещенных. Из Никеи на царском корабле с данными ему Императором проводниками Савва совершил последний свой путь на св. Афонскую Гору, а оттуда через Солунь вернулся в свое отечество.

Подробнее...

Лопухин А. П. Церковно-религиозная жизнь и богословская мысль в России по запискам Пальмера.

Сороковые годы составляют замечательный период в истории умственного развития русского народа. Это было время богатого расцвета самобытной русской мысли, которая, свободная еще от мертвящих оков иноземщины, вольно питалась соками родной почвы и выразилась в целой плеяде талантов, немногие представители которой до сих пор служат лучшими и высшими выразителями самобытного русского гения. Если не наука, имеющая общечеловеческий характер, то наша литература, в которой естественно находит высшее выражение народный гений, может с гордостью указывать на этот период, и при сравнении с ним теперешнего переживаемого нами времени почти невероятного оскудения русской литературы – нашей критике следовало бы не предаваться бесплодным сетованиям о самом факте оскудения, а смело взглянуть на те причины, благодаря которым оскудела и измельчала русская мысль. Самый факт оскудения не подлежит сомнению. Он признан всеми и на все лады повторяется в бесчисленных иеремиадах искренних и наемных плакальщиков нашей литературной критики. Но причины еще далеко не выяснены и относительно их существует такая путаница понятий, что в большинстве их ищут в том, что составляет нашу национальную силу, и врачевание от зла в том, что служит источником зла. Мы разумеем ту, к сожалению преобладающую в настоящее время, литературную партию, в устах которой самое понятие самобытности, на почве которой только и может развиваться здоровый национальный гений, превращено в плоско-ироническое прозвище «самобытников». Между тем в самобытности только и может быть найдено целебное средство против захудалости современной русской мысли, томящейся под гнетом иноземщины. В последнее время, по видимому, наступает поворот в сознании лучшей части нашего интеллигентного общества и, можно надеяться, в недалеком будущем мы опять войдем в норму нашего естественного развития, русская мысль оправится от худосочия и общественное сознание прояснится настолько, что уже невозможны будут такие факты безумного самооплевания, свидетелями которого мы недавно были по случаю столетнего юбилея одного из великанов русской самобытной мысли, типического гения сороковых годов, митрополита Филарета Московского. Образ великого митрополита, величаво живущий в здоровом сознании русского народа, но расплывающийся в призрачную тень в недомыслии нашей либеральничающей интеллигенции, тем и велик, что он складывается из высших элементов народного духа, беспрепятственно выразившегося в период сороковых годов.

Подробнее...

Лопухин А. П. Католикос востока и его народ.

По поводу обращения сиро-халдейского епископа Мар-Ионы в православие 25 марта 1898 года

Очерки из жизни сиро-халдейцев – несториан в Персии и Турции

Содержание

Глава I Глава II Глава III. Сиро-халдейское духовенство Глава IV. Богослужение у сиро-халдейцев Глава V. Таинства в их совершении и приложении к жизни Глава VI. Календарь, праздники и посты у сиро-халдейцев Глава VII. Сиро-халдейские воззрения, богословие и язык

 

Глава I

Торжество православия 25 марта 1898 года. – Обращение в православие сиро-халдейской депутации и интерес к народу. – Краткие исторические сведения о нём. – Зависимость от Антиохии. – церковь в Персидской монархии. – Тамерлан. – Внутренние раздоры. – Настоящие географические и политические разделения. – Аширеты и райя.

Подробнее...

Лопухин А. П. Заокеанский Запад в религиозно-нравственном отношении.

Содержание

Чтение первое I. Важность и интерес изучения религиозно-нравственной жизни в Америки в виду переживаемого нашим обществом церковно-религиозного состояния II. Общественная чуткость к интересам религиозно-нравственной жизни Чтение второе III. Вероисповедная сущность протестантизма и его церковно-практическая несостоятельность. Царство сект и разделения IV. Стремление американского народа к церковно-религиозному объединению и значение этого Факта. Заключение 

 

Публичные лекции, читанные великим постом 1888г. в «Обществе распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной Церкви» в пользу недостаточных студентов с. нетербургской духовной академии и воспитанников спб. духовной семинарии.

Чтение первое

I. Важность и интерес изучения религиозно-нравственной жизни в Америке в виду переживаемого нашим обществом церковно-религиозного состояния

Церковь и государство в Америке. Церковь и школа. Церковь и общество.

Церковь и печать. Общественное значение проповеди.

Подробнее...

Лебедев А. П. Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в греко-римском мире при Константине Великом.

Часть первая

О причинах гонений на христиан во II, III и начале IV века Гонение Траяна Гонение Марка Аврелия Гонение Деция Гонение Валериана Гонение Диоклетиана, его соправителей и преемников

Часть вторая

О так называемых толерантных указах языческих императоров касательно христиан (II, III и начало IV века) Торжество христианства над язычеством при Константине Великом Приложения I. Новейшая литература о мученической кончине св. Поликарпа Смирнского II. Марция (Эпизод из истории христианства времен царствования Коммода, II век)

 

Часть первая ВВЕДЕНИЕ

О причинах гонений на христиан во II, III и начале IV века

Причины эти троякого рода. 1) Государственные: языческие идеи государства; государство считало себя вправе полновластно распоряжаться всею совокупностью жизни граждан; и религия, и все ее касающееся было подчинено государственной власти; открытое стремление христиан выйти из-под государственного контроля в своей религиозной жизни и убеждениях; заявления в этом смысле христианских писателей (Тертуллиана, Оригена, Лактанция); столкновение указанного рода воззрений – языческих с христианскими, – и преследование христиан. 2) Религиозные, или религиозно-политические: препятствия для утверждения христианства среди собственно т. н. римских граждан, – ревностное охранение римским правительством исключительных прав отечественной религии, – невозможность для христианства утвердиться среди римских граждан на тех условиях, на каких проникали сюда чуждые религии; «Культ цезарей» и опаснейшие его последствия для христиан; почему христианство не могло воспользоваться той толерантностью, какою пользовались религии иностранных народов? 3) Общественные: недовольство (римского) императора как первого члена общества христианами; ненависть к ним языческих философов и ученых, и административных классов, вражда к ним же языческих народных масс; в чем выражалось вышеуказанное общественное нерасположение язычников к христианам? – Резюме: о причинах гонений христиан. – План и задачи исследования гонений на христиан

Подробнее...

Лебедев А. П. Церковно-исторические повествования общедоступного содержания и изложения.

I. Поучительные черты домашней и семейной жизни древних христиан II. Обращение императора Константина Великого в христианство III. Первый христианский император на троне римских цезарей IV. Язычество и христиaнство по их влиянию на питомцев греческих и латинских школ II, III и IV вв (Исторический очерк) V. Церковные доходы в первые века и их употребление надела благотворительности VI. Собор «при Дубе» (403 г.), или Тяжкое испытание в жизни св. Иоанна Златоуста VII. Паломничество во Св. Землю во времена древней Церкви VIII. Рассказы из истории христианской аскетической жизни:    1. Аскетические пощения    2. Аскетические лишения в одежде и жилище IX. Публичные зрелища и голос древней христианской Церкви по поводу них I. II. III. IV. X. Борьба христианской Церкви древних времен против увлечения азартными играми Приложение к статье VIII. О происхождении монашества

Источник: Опубликовано: Церковно-исторические повествования общедоступного содержания и изложения: Из давних времен Христианской Церкви. - М.: Печатня Снегиревой, 1900. - VI, 340 с. - (Собр. церковно-исторических соч. проф. д-ра богословия Алексея Лебедева: т. 9).

Поучительные черты домашней и семейной жизни древних христиан

Смысл слов христианского писателя II века, что христиане ни в чем не отличались от нехристиан. – Молитва: как понимали учение о непрестанной молитве? – Дневная и ночная молитва, определенные часы для молитвы, употребляемые молитвословия, внешнее положение при молитве, употребление креста. – Стол: благочестивые обычаи во время трапезы, простота ее, правила благоприличия при вкушении пищи; какая пища предпочиталась? – Употребление напитков, правила благоприличия при этом; как держали себя христиане на пиршествах? – Девственное и брачное состояние: процветание девства, мысли о целомудрии. Замечательнейшие примеры христианской ревности о сохранении девства; взгляды на брачную жизнь, церковное благословение брака, мысли о цели брака, правила супружеских сношений, девство в браке, дни воздержания, нравственные качества супругов и духовное единение их, попечения супругов о взаимном душевном спасении, разрыв взаимного сожития; религиозное и нравственное воспитание детей, примеры.

Подробнее...