Казаков М. Епископ и империя: Амвросий Медиоланский и Римская империя в IV веке.

Содержание

Введение

Глава I. Время, в котором он «был потерян» Глава III. «Я стал учить вас тому, чему и сам еще не научился» Глава IV. «Арианский яд» Глава V. У истоков великого церковного раскола, или разногласия «между самими правоверными» Глава VI. «Превосходнейшему Августу Грациану и христианнейшему принцепсу Амвросий епископ» Глава VII. «Алтарь Христа не принимает Твоих даров, потому что Ты принес жертву алтарю идолов» Глава VIII. «Скорблю о тебе, любимейший сын мой Грациан; ты дал нам много доказательств своего благочестия» Глава X. «Вы просите у императора мира для своих богов, мы же испрашиваем у Христа мира для самих Императоров» Глава XII. «...Я не общался с епископами,...которые просили предать смерти неких людей, пусть и уклонившихся в сторону от веры...» Глава XIII. «Императору принадлежат дворцы, священнику – церкви» Глава XIV. «Ты привел меня к Нему без моего ведома, чтобы Он привел меня к тебе с моего ведома» Глава XV. «...в самых военных делах, думается, нужно обращать внимание на то, справедливы ли эти войны или нет» Глава XVI. «...он сложил с себя царские знаки отличия и публично в церкви оплакивал грех свой...» Глава XVII. «...небо придет на помощь твоему благочестию, которое спасет римскую империю от варварской дикости разбойников и от царствования недостойного узурпатора» Глава XVIII. «...с уходом из жизни такого человека, Италии будет угрожать гибель» Заключение Эпилог Амвросий Медиоланский – человек, политик, епископ 

Подробнее...

Казаков М. М. Христианская Церковь 4 века.

IV век в истории христианства был временем столь важных для судеб этой религии событий, что их значимость сравнима, пожалуй, лишь с самим Священным Писанием. В это время происходит широкое распространение христианства по всему римскому миру и за его пределами и христианизация всех сфер жизни общества, формирование церкви как особого общественного политического социального и экономического института и оформление христианской догмы, вершившей умами миллионов людей на протяжении последующих веков, закладываются основные формы союза церкви и государства, которые определяют перспективы политического развития Европы и Византии в эпоху средневековья и создается основа для политического господства церкви, наконец, IV столетие, как всякая переломная эпоха, представило человечеству целую плеяду выдающихся деятелей церкви – ее отцов, немеркнущий свет авторитета которых озаряет всю последующую историю христианства.

Подробнее...

Ельчанинов А., Флоренский П., Эрн В., Булгаков С. Н. История религии.

Содержание

Предисловие

Первобытная религия I. Религиозные верования и культ. Миграция. Вера в духов. Представление о посмертном существовании. Злые духи. Духи предков. Фетиши. Амулеты. Одушевленность природы. Почитание животных. Тотемизм. Учение о всеобщей одушевленности и бессмертии всех вещей. II. Мифология. Мифы о солнце, луне, земле, небе, звездах и других явлениях природы. III. Религиозная практика. Серьезное отношение к культу. Старейшины. Колдуны. Места культа. Жертвы, молитвы, заклинания, пост, очищение. Непосредственное богообщение. Общественный культ. Переход к высшим религиям Религия древней Греции I. Двойственный характер эллинской религии. Первобытные элементы: Природа, предки. Местные культы. Эволюция греч. религии II. Греческий Пантеон. Полубоги. Антропоморфический характер греческой религии. Ограниченность олимпийцев. Судьба. Тартар и представления о загробном мире III. Греческая религиозная практика. Отношение к богам. Молитва. Жертва. Мантика. Оракулы. Священные места. Жрецы. Празднества. Семейный культ IV. Основные черты греческой религии: антропоморфизм, принцип прекрасного и слабость нравственного момента. Сознание недостаточности этих начал, выразившееся в тайных культах, мистериях и философских учениях. Идейный переход от антропоморфического многобожия, аморализма и оптимизма к монотеизму, идеям греха и искупления. Философская, рационалистическая критика. Положительное философское творчество – Платон Буддизм I. Индия до буддизма. Веды. Натуралистический характер древней религии индусов. Брахманизм. Идея жертвы. Философские школы. Веданта, Санкья и Иога. Элементы до-буддийского мировоззрения, воспринятые буддизмом. Будда, Закон, Община

Подробнее...

Димитрий (Самбикин). Собор св. 70-ти апостолов.

Содержание

Собор св. 70-ти апостолов Святой апостол Иаков, брат Господень Святой апостол и евангелист Марк Святой апостол и евангелист Лука Святой апостол Клеопа Святой апостол Симеон или Симон Святой апостол Варнава Святой апостол Иосия, или Иосиф, нарицаемый Варсава-Иуст Святой апостол Иуда Святой апостол Анания Святой апостол Стефан, архидиакон и первомученик Святой апостол Филипп Святой апостол Никанор диакон Святой апостол Прохор диакон Святой апостол Тимон Святой апостол Пармен Святой апостол Тимофей Святой апостол Тит Святой апостол Филимон Святой апостол Онисим Святой апостол Епафрас Святой апостол Архипп Святой апостол Сила Святой апостол Силуан Святой апостол Крисп Святой апостол Епенет Святой апостол Андроник Святой апостол Стахий Святой апостол Амплий Святой апостол Урван Святой апостол Апеллий Святой апостол Аристовул Святой апостол Иродион Святой апостол Агав Святой апостол Руф Святой апостол Флегонт Святой апостол Асигкрит Святой апостол Ерм Святой апостол Патров Святой апостол Ермий Святой апостол Лин Святой апостол Гаий Святой апостол Филолог Святой апостол Лукий Святой апостол Иасон Святой апостол Сосипатр Святой апостол Олимп Святой апостол Тертий Святой апостол Ераст Святой апостол Куарт Святой апостол Евод Святой апостол Онисифор Святой апостол Климент Святой апостол Сосфен Святой апостол Аполлос Святой апостол Тихик Святой апостол Епафродит Святой апостол Карп Святой апостол Иоанн Марк Святой апостол Зина Святой апостол Аристарх Святой апостол Пуд Святой апостол Трофим Святой апостол Артема Святой апостол Акила Святой апостол Фортунат Святой апостол Ахаик Святой апостол Еввул Святой апостол Нимфан

Подробнее...

Говорун С. Статьи.

Cергей Говорун

ЭПОХА ГРЕЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ: ИСТОРИЯ И ПОЛЕМИКА

ВСТУПЛЕНИЕ
ГРЕЧЕСКОЕ "ПРОСВЕЩЕНИЕ"
АДАМАНТИС КОРАИС
КРИТИКА ПРОСВЕЩЕНИЯ В СРЕДЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ГРЕКОВ
СВЯТОЙ АФАНАСИЙ ПАРИОС
ВЗГЛЯДЫ СВ. АФАНАСИЯ НА ПРОСВЕЩЕНИЕ

В восемнадцатом веке "Европа переживает настоящую космогонию - в безумном восторге рождается новый мир. Совершаются коренные преобразования: общественные, политические, идеологические. Опьянение от перемен захватывает сознания, рождает новые надежды, в том числе и у порабощенных восточных.

Эпицентр - Французская революция, а до и после нее - множество взрывной силы событий, сгущенных в небольшом промежутке времени: первые триумфы "освободителя" Наполеона, объявление независимости Соединенными Штатами Америки, пробуждение местных национализмов, радикальные идеи энциклопедистов, иконоборческий язык Вольтера, критика всякого "откровения" Фихте, новая метафизика и этика Канта, либеральная основа политэкономии, революционные ультиматумы, впечатляющие достижения науки, дерзкие новшества в искусстве. После десятилетий нестроений и взрывных преобразований Запад окончательно приобретает свою не имеющую аналогов в истории общественную и культурную динамику.

Подробнее...

Хойнацкий А. Как относились к царской власти святые мученики первых времен христианства, и какие уроки отсюда следуют для нас в настоящих обстоятельствах?

Слово в день храмового праздника институтской Свято-Александровской церкви в городе Нежине, сказанное 14 марта 1881 года1

Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам Слово Божие, ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере их. Евр. 13, 7.

Когда в государстве или народе падает дух гражданского мужества или семейных и общественных добродетелей, когда нравственная немощь частных лиц или отдельных обществ достигает крайних пределов своего развития и проявления, то в числе средств для устранения этих недостатков, падений и немощей обыкновенно издревле советуют обращаться к примерам древних мужей, хранителей нравственной чистоты и благочестия, дабы, одушевляясь их живым, внушающим поведением и деятельностью, желающие могли снова возвратиться на потерянный путь веры, долга и совести, с которого они имели несчастие сбиться по тем или другим причинам, внушениям или обстоятельствам.

Подробнее...

Силуан (Никитин). Взаимоотношения финляндской православной Церкви и Вселенского Патриархата при архиепископе Павле (Олмари) (1960–1987).

Вторая половина XX в. в истории Финляндской Православной Церкви является периодом активизации ее внешней деятельности, что было обусловлено соответствующей позицией ее предстоятеля — архиепископа Павла (Олмари) и в целом курсом внешней политики Финляндии. Данная статья посвящена истории взаимоотношений Финляндской Православной Церкви с Вселенским Патриархатом в период 1960-1987 гг., когда усиление позиций Константинопольской Церкви на межправославной арене не всегда положительно оценивалось Финляндской Архиепископией. Это касалось и образования Шведской и Скандинавской митрополии Вселенского Патриархата, четко очертившей границы канонической территории Православной Церкви Финляндии. Отказ на предоставление автокефалии Финляндской Православной Церкви стал ответной реакцией Константинополя на желание архиепископа Павла следовать собственной независимой программе во взаимоотношениях с православным и инославным миром. Также в ракурсе межцерковных отношений дается оценка роли митрополита Гельсин-гфорсского Иоанна (Ринне) в определении дальнейшего пути развития Финляндской Архиепископии.

Ключевые слова: Финляндская Православная Церковь, Русская Православная Церковь, Шведская и Скандинавская митрополия, архиеп. Павел (Олмари), архиеп. Герман (Аав), митр. Иоанн (Ринне), патр. Афинагор (Спиру), митр. Иаков (Кукузис), еп. Феодосий (Лазор), архиеп. Лонгин (Талыпин), еп. Герман (Тимофеев), митр. Павел (Меневисоглу), митр. Полиевкт (Финфинис), преп. Герман Аляскинский, Родосское совещание, Оулуская митрополия, Лапландское викариатство, автокефалия.

Подробнее...

Силуан (Никитин). Архиепископ Герман (Аав) - первый предстоятель Финляндской Православной Церкви.

В данной статье на основании материалов Государственного архива Российской Федерации, Архива Ново-Валаамского монастыря, имеющихся отечественных и зарубежных публикаций делается попытка максимальной характеристики первого предстоятеля Финляндской Православной Церкви — архиепископа Карельского и всей Финляндии Германа (Аава). Его личность в церковно-исторической науке обычно ассоциируется с переходом Православной Церкви Финляндии от Русской Православной Церкви в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, с календарной реформой и трагическим разделением братии Валаамской обители на «старостильников» и «новостильни-ков», с «финнизацией» и либерализацией богослужебно-приходской жизни, но совсем мало известно о его доброй и плодотворной архипастырской деятельности. Архиепископ Герман в течение долгих 35 лет возглавлял Финляндскую Церковь, пережил вместе со своей паствой период расцвета церковной жизни в 20-30-е гг. ХХ в. и две войны, эвакуацию своей епархии с Карельского перешейка вглубь Финляндии и восстановление молитвенно-евхаристического общения с Московской Патриархией. Во многом благодаря ему Финляндская Православная Церковь сохраняет свой статус Поместной Православной Автономной Церкви с уже сложившимися традициями и культурой.

Ключевые слова: Русская Православная Церковь, Финляндская Православная Церковь, Эстонская Православная Церковь, Финляндия, Герман (Аав), Антоний (Храповицкий), Александр (Паулус), Евлогий (Георгиевский), Григорий (Чуков), Николай (Ярушевич), финнизация, Валаамский монастырь, календарная реформа.

Архиепископ Герман (в миру Герман Васильевич Аав) родился 2 сентября 1878 г. в эстонской семье регента и учителя церковно-приход-ской школы Гелламского (Муху-Хелламааского) прихода Эстляндской губернии Василия Аава и Марии Эллик. Петропавловский Гелламский православный приход относился к Рижской епархии, и известно, что уже в 1888 г. Василий Аав числился одним из двух псаломщиков данного прихода1. До11 лет будущий архиепископ жил с родителями и обучался

Подробнее...

Серафим (Роуз). Архиепископ Аверкий и его значение для Вселенской Православной Церкви.

Слишком часто мы, православные христиане, «пренебрегаем» великими людьми среди нас, недооцениваем пока они с нами. И даже когда они нас покидают, не даем им правильную оценку и допускаем, чтобы их значение и наследие предавалось забвению.

Архиепископ Аверкий был одним из последних духовных столпов Православия в XX веке – не только столпом Русской Православной Церкви Заграницей, и не только Русскаго Православия, но именно всей Православной Церкви XX столетия.

Родился Александр Павлович Таушев (мирское имя и отчество владыки) 19 октября / 1 ноября 1906 года в г. Казани в благородной семье. Его отец, государственный служащий, по долгу службы часто разъезжал по России, и это позволило юному Александру познакомиться с сердцем Святой Руси – ея монастырями и святынями. И хотя Александр рано покинул родину, память об этих святых местах сопутствовала ему всю его последующую жизнь. Еще в нежном возрасте Александра привлекали книги духовнаго содержания, такия как «Невидимая брань» и уже с семи-восьми лет он почувствовал отчуждение от обыкновенной мирской жизни и тяготение к монашеству.

Подробнее...

Садов А. И. Религиозный скептицизм в Риме перед Рождеством Христовым.

В живой памяти у многих находятся те сетования, которые еще так недавно, всего несколько лет назад, высказывались со поводу религиозного состояния русского образованного класса, его свободомыслия и индифферентизма в религиозных делах. Теперь эти сожаления уменьшились и ослабели, так как, говорят, в обществе повеял иной дух, дух религиозности и церковности. Положим, что это наблюдение верно. Но кто знает, долго ли продержится такое настроение русского общества при существовании в нем и иных течений мысли и при известной слабости нашей к новым и модным теориям, выдаваемым за последнее слово науки? Кто может сказать, что не явится какая-нибудь мнимо научная и более или менее неблагоприятная для религии теория, которая овладеет умами восприимчивых к новизне соотечественников, – что не явится у нас направление мысли, враждебное религиозности, даже отрицающее самое бытие Высочайшего Существа, которое устрояет судьбы мира? На протяжении веков, которыми считается жизнь человечества, не мало было подобных переходов от веры к сомнению и даже полному неверию, и наоборот, – не мало насчитывается примеров того, как идеи скептицизма и свободомыслия в делах веры, которая казались исчезнувшими, но никогда в сущности не умирали в сознания человечества, опять и иногда даже с новой силой овладевали умами. Всегда были в мире люди верующие, люди, которые тем или другим путем приходили к убеждению, что человек сам по себе есть или ничто или, по крайней мере, весьма слабое и ограниченное существо в системе мироздания и что существует Некто, высший человека и мира; но всегда были и будут люди, сомневающиеся в бытии этого Высшего существа и даже прямо отрицающие его.

Подробнее...